Рассмотрим, что такое аллитерация. Аллитерация или Какие образы рисуют нам волшебные гномы

Рассмотрим, что такое аллитерация. Аллитерация или Какие образы рисуют нам волшебные гномы

Доброе утро! Вот эти «бр» и «тр» в приветствии как-то взбодрили. С Вами Ирина Иваськив. Прикольные ассоциации вызывают иногда скопления тех или иных букв. В каждом звуке – какая-то своя зашифрованная информация: одни звуки вызывают внутри настороженность, другие – убаюкивающие мантры, третьи – формируют в нашем воображении яркие образы. К. Бальмонт называл звуки «маленькими волшебными гномами». Вот и «колдуют» писатели и поэты над своими произведениями, подбирая различные фонетические приёмы для того, чтобы разбудить нашу фантазию. Об одном из них мы и поговорим в этой статье. Итак, аллитерация… Что это такое? Как и зачем применяется? Почему так популярна? Как используют аллитерацию в рекламе и бизнесе?

Аллитерация: What is this?

Аллитерация – повтор согласных для создания образа. Понятие с латинского переводится как «буква». Вот такое явление, когда в определённой части текста часто повторяется какая-то согласная буква, и называется аллитерацией. Повторяется либо одна и та же согласная, либо чередуются 2-3 похожих согласных (шипящие, свистящие, рычащие).

Используется аллитерация:

  • в скороговорках (К уп и к ип у п ик )
  • в пословицах и поговорках (М ел и, Ем ел я, твоя недел я)
  • в прозе и в стихотворениях, и даже в рекламе

Как аллитерация рисует образы?

Аллитерация – своего рода “тавтология” согласных. Но зачем их повторять? Чтобы, повторюсь, создавать образы. Чтобы, другими словами:

  • шелестел камыш:
  • трубили трубы:
  • «кипела» Нева:
  • хрустели лужи:
  • гремели копыта:
  • громыхала стихия:
  • увлекало в водоворот:
  • чеканился ритм марша:
  • накатывала ностальгия:
  • стучали вагонные колёса:
  • продолжался царский пир:
  • люди маршировали в ритм:
  • навевался причудливый сон:
  • шумели в голове воспоминания:
  • сжималось от сопереживания сердце:
  • бежали мурашки от раздавшегося взрыва:
  • зарычали немецкие бомбардировщики над осаждённым Ленинградом:

Очевидное доминирование согласных

Аллитерация – не языковое новшество. Это – один из древнейших фонетических приёмов, который можно встретить в каждом языке! Аллитерацию использовали Гомер, Гораций, Вергилий, Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир, Пушкин, Тютчев, Некрасов и многие другие.

Такое частое обращение к комбинированию выборочных согласных можно объяснить особым их главенствованием. Согласные звуки доминируют над гласными. И не потому, что их гораздо больше. Возьмём для примера несколько слов и запишем их при помощи одних только гласных: еоо, еаи, еео. Вряд ли кто догадается, что это за слова. Но если те же слова записать при помощи одних только согласных, то в словах уже можно будет узнать известных поэтов: лрмнтв, држвн, швчнк.

Согласные, имеющие больший вес, способны создать невероятно сильные образы! Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, громогласные и философские, раздражающие и ласкающие слух – согласные звуки стали прекрасным инструментов для создания сильного фонетического впечатления в руках пишущих людей.

Примеры аллитерации в прозе

Посмотрите, как сочетанием тревожных «т-р» и сонно-уставшей «с» писатель описывает состояние Тараса:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

А в этом примере повторение согласных «т» и «п» создаёт совершенно другую подавленную атмосферу:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Ещё один яркий пример из рассказа В. Набокова «Слово». Скопление согласного «г», который сначала глушит бдительность, стоя рядом с музыкально-нежной «л», а потом напоминает о своих грозных габаритах, усиливаясь согласной «р»:

Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.

Аллитерация в фольклоре

Что Вы представляете себе, когда слышите поговорку «От горшка два вершка»? Мне одной слышится, как шепелявит малыш?))) А вот другая пословица с тем же шипящим согласным звуком: «Шила в мешке не утаишь», и здесь уже слышно, как шуршит в мешке это самое шило. А вот третья: «Тише едешь – дальше будешь», и здесь што-то в сон потянуло от такой черепашьей скорости. А вот четвёртая лермонтовская строчка: «У наших ушки на макушке!», и здесь шипящий звук даёт полное ощущение шухера.))) Как из одних и тех же семи нот композиторы слагают тысячи песен, так из одних и тех букв мастерство писателя рисует разные картины.

Аллитерация в скороговорках

В скороговорках нагромождение труднопроизносимых буквосочетаний тренируют дикцию. Знаменитые «лавировавшие корабли» или «укравший кораллы Карл» не что иное, как аллитерация.

Аллитерация в рекламе и бизнесе

Скопление повторяющихся согласных приковывает к себе внимание, легко воспринимается и долго помнится. Вот почему рекламщики ухватились за этот уникальный выразительный приём, при помощи которого можно формировать бренд и покупательский спрос. Они, по сути, поставили аллитерацию на… коммерческую основу.)))

Аллитерацию стали применять:

  • в названиях компаний и торговых марках : шоколад «Киткат», кошачий корм «Китекет», леденцы «Чупа-чупс», конфеты «Минки-Бинки» (преобладание гласной “и” и согласных “нк” даёт ощущение чего-то маленького, вызывая умиление)
  • в рекламных слоганах : Ваша киска купила бы «Вискас»; Велла. Вы великолепны; Стоматология. Береги жубы ш дештва; Мебель. Спаленки для больших и маленьких; «Сам Самыч». Пельмешки без спешки; «Meзим» для желудка незаменим

Фонетическое благозвучие в рекламном объявлении дорогого стоит. Когда суть рекламного сообщения формулируется фонетически верно, сообщение подсознательно как бы «падает» на сердце. Фонетика рекламного сообщения умело направит мысли покупателей в нужном направлении. Послушайте:

  • зубная щётка «Аквафреш»: чистит с блеском (звуки «ч», «ст», «тс», «ск» напоминают звуки чистки зубов)
  • напиток «Миринда»: взрыв вкуса (звуки «взр» и «ввк» напоминают вырывающийся газированный напиток)
  • бульонные кубики Knorr: Knorr – вкусен и скорр (звук “р” создаёт ощущение скорости: ррраз – и бульон готов)
  • такси: Быстрая подача И таксист со сдачей (звуки “ст”, “кс”, “ст”, “сд” – такси уже стоит, и счётчик тикает)

Включенные в слоган согласные, созвучные бренду, создают подобие «узелков на память»: потянешь за них, и без проблем восстановишь перед глазами и название товара (иногда непонятное и трудно читаемое). И последнее: избегайте в своих текстах буквосочетаний, где подряд идёт больше 3-х согласных (как правило, большое количество согласных встречается на стыках слов): качеств пр одукта.

Игры со словами: детская забава или серьезная тренировка мозга?

Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.

Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором .

Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий - согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации

Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Например, читаем у Сергея Есенина:

С вищет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Примеры

Повторяются согласные «т», «р» и «с»:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

Повторяются согласные «т» и «п»:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Пример из литературы

аллитерация. Примеры

Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого» , содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».

В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.

Использование аллитерации

Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат» , кошачий корм «Китекет» , леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.

Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.

Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.

Дикция

Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.

Фольклор

В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.

Важно!

Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.

Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.

Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:

Проезд Дзержинского

Аллитерация (от лат. аl - при, к и littera— буква). Говоря об аллитерации, мы нередко забываем, что в языке много слов и мало звуков. В Швеции прибегли даже к помощи компьютера, который при наличии двух одинаковых букв в стихотворной строке зажигает сигнал аллитерации. Произнесите любую фразу. Самую простую. И в ней обязательно встретятся одинаковые звуки, но это еще не свидетельство аллитерации. Ведь многие из повторов мы не замечаем, потому что они создают обычный для нашего слуха звуковой фон. Но аллитерация — это ощутимые на слух повторы согласных звуков речи, служащие одним из стилистических средств эстетической выразительности. Она присуща преимущественно художественной речи (и в ней зачастую и различима). Но не только. Так, ею блестяще пользовались знаменитые юристы и ораторы. Не пренебрегают ею и авторы статей, рецензий, заметок. Когда К. Ваншенкин пишет: «Есть поэты, попадающие под чужую интонацию — как под поезд», мы замечаем, что удачные созвучия придают фразе оттенок легко запоминающегося афоризма. Эта особенность аллитерации прекрасно реализуется в пословицах, поговорках, загадках. «Старость — не радость, а смерть — не корысть».

Аллитерация существует в арсенале средств художественной литературы с древнейших времён, причём она всегда осмыслялась скорее приёмом стихотворной, чем прозаической речи. Насыщение созвучиями прозы расценивается как злоупотребление и чаще всего проявляется у представителей литературных направлений, исповедовавших культ формы. При эмоциональных высказываниях аллитерация в прозе, бесспорно, уместна: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» (В. Короленко).

В поэзии аллитерация, как и любое другое средство художественной выразительности, — это скрытый, внутренний её рычаг, потайной колокольчик, который может и оглушить, если им увлечься чрезмерно. Как-то в собрании поэтов К. Бальмонт читал свои стихи:

Берег, буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн...

Как вспоминает И. Бунин, в мертвой тишине вместо восторгов прозвучал лишь вопрос: «Что это за чёлн и каким таким чарам он чужд?» Любопытно, что поэтическая фразеология того времени знала много словесных образов, символизирующих свободу от житейского, смерть. Тот же Бунин в великолепном стихотворении "Берег" для обозначения гроба употребил свой эвфемизм — «белая ладья», которая тоже, естественно, была безразлична к очарованию жизни. «Черный челн» не лучше и не хуже, но самоцельная аллитерация потопила его.

Существует мнение, что аллитерация оттеняет только наиболее важные слова. Это не всегда так. В стихотворной речи каждое слово стремится к созвучию:

Провода электрички чертили
В небесах невесомые кубы.

(Д. Самойлов)

Однако требование нормы правомерно. «Я, — делился своим опытом Маяковский, — прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
В подобных случаях поэты достигают впечатляющей выразительности:

Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
Твой безнадёжный взор, сопутствующий мне...

Эта бунинская аллитерация на "ль" создает как бы музыкальный курсив наиболее эмоционально окрашенного слова — Селена, что сразу подчёркивает соседняя строка, в которой нет этого звука.
С помощью аллитерации невозможно выразить иные чувства и мысли, помимо тех, что выражены словесно, но благодаря ей мы более остро воспринимаем слова.

Сразу радугу вскинув,
Сбавив солнечный жар,
Дружный дождь за машиной
Три версты пробежал...

читаем у Твардовского, и нам кажется, что мы слышим шум дождя и шуршание шин.

Аллитерация сцепляет ажурной вязью слова в стихе или в смежных стихах, реже в строфе, а в отдельных случаях и в целом стихотворении, стилистически цементируя его в монолит чувства и мысли:

Всё стихотворение Н. Заболоцкого пронизано повторами "л", "р", "б" и другими причудливыми сочетаниями звуков. Подчинённые высокому мастерству поэта, они порождают у нас совершенно определённые ассоциации, оттеняющие чувство тихой, нежной любви к родному краю. В строках о милой душе поэта московской природе, которая «скромнее и проще» пышной природы Аджарии, аллитерация тоже "скромнее и проще", без буйных, бешеных звуков прибоя и медного грохота труб и литавр.

Правил аллитерирования нет, потому что это искусство. И поэтому относятся к нему очень ревностно. Наблюдения Л. И. Тимофеева (см.: Вопросы литературы. 1977. № 6) над вариантами стихов Пушкина, Блока и Маяковского показали, что в одном из пяти случаев поэты заменяли слова в поисках наиболее благозвучного варианта, но... но делалось это не в ущерб жизненной правде слова, которая была для них превыше всего и вела при необходимости к отказу от аллитерации.

Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.

Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи.

Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.

Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.

Что такое аллитерация

Аллитерация — это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков.

Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
(аллитерация на [ш] )

Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
(А. С. Пушкин)

Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш] , который создает у читателя ощущение шелеста снега.

Примеры аллитерации в литературе

Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов.

Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…

Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский , придавая своим текстам особенную выразительность:

Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Ассонанс на звук [а].

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
(А. Л. Барто)

В данном примере повторяется гласная [ю] .

Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака :

А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь

Слух выделяет «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.

Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.

Ассонанс в литературе

Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.

Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о] , нагнетает ощущение тревожности и трагичности:

«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:

Мели, Емеля, - твоя неделя.

В этой пословице присутствует ассонанс - повторяется гласная [е] .

Аллитерация

Аллитера́ция - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем . Слововым видом аллитерации является тавтограмма .

На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя »), а также скороговорки («Купи кипу пик »).

Примеры аллитераций в русской поэзии

Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.

Необычным примером аллитерации служит палиндром Айдына Ханмагомедова , где всего 5 согласных букв и одна из них повторяется 14 раз:

Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.

В зарубежной литературе

В зарубежной литературе аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.

Пример аллитерации в зарубежной литературе: f ew f locked to the f ight.

Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: m amm als nam ed Sam .

См. также

Примечания

Литература

  • А. Ханмагомедов. Уважаемые палиндромисты! «ТИТ: альманах для тех, кто любит палиндромы», вып. 21. – Пермь, 2003. – с. 14
  • Николаев А. И. Грамматические, словообразовательные и фонетические особенности художественной речи // Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – С. 147–152.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аллитерация" в других словарях:

    В узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия

    - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллитерация - АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов

    Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    аллитерация - и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия

    - (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

    АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аллитерация - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь