Какие качества развивают шахматы. Подвижные игры для развития физический качеств у детей старшего дошкольного возраста

Поскольку в шахматы играют два противника, которые изначально находятся в равном положении, становится понятно, что проиграть можно лишь из-за собственных ошибок и непродуманных ходов. Настольная игра имеет множество последователей разного уровня подготовленности, поэтому при обширной практике поражений не избежать.

Рано или поздно приходит понимание ответственности за свои действия. Часто приходится справляться с проблемными ситуациями на доске. Делать это нужно самостоятельно, без чьей-то помощи.

В ходе шахматных партий производится непрерывный расчет вариантов в игровой форме. Что помогает развивать память.

Такая самостоятельность повышает общий уровень ответственности, без которого развитие полноценной личности немыслимо.

Логическое мышление

В свою очередь принятие на себя ответственности и поражения в партиях с более сильным противником ведут к тому, что играющий начинает продумывать шаги (не только свои, но и оппонента) на несколько ходов вперед. Такая последовательность мыслей, связанные с ними действия и результат, развивают стройную логику.

Если ребенок с ранних лет занимается шахматной игрой, то скорее всего у него не возникнет больших трудностей с математикой и физикой в школе.

Аккуратность

При борьбе двух равных по силе противников любая, даже самая ничтожная неточность может решить судьбу партии. Желание интеллектуально победить мобилизует все имеющиеся в наличие силы. Так повышается стремление к безошибочной игре, развивается аккуратность.

Развитие творческой активности

Многие выдающиеся были известными творцами. Например, шестой чемпион мира, Василий Смыслов, прекрасно играл на фортепиано. Михаил Таль, великий комбинаций, добившийся успехов и на мировой шахматной арене, был художником.

В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.

Шахматы влияют и на картину мира человека. Многие великие шахматисты имеют уникальное видение политики и социальных процессов. Например, оппозиционеры Фишер, Каспаров.

Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.

Игры, развивающие волевые качества ребенка, направлены прежде всего на формирование таких физических способностей детей, как ловкость, быстрота реакции, сила воли, стремление к победе, выносливость и некоторые другие.

Именно эти игры помогают преодолеть дефекты домашнего воспитания, когда ребенок слишком изнежен и не приспособлен к жизни в коллективе. А это часто случается с теми ребятами, которые поступают в детский сад не в 2–3 года, а только в 5–6 лет.

При помощи игр, подобранных в данном разделе, воспитатель поможет многим малышам проявить свою индивидуальность, способности, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации. Кроме того, дети начинают думать не только о своих достижениях, но и об успехах команды в целом, что очень важно при создании крепкого сплоченного коллектива.

Догонялки

Цель игры: учить ребят играть в коллективе, развивать память, мышление и воображение, умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Развитие таких физических качеств, как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстрота.

Оборудование: красный платочек или ленточка.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе. Для этого при помощи любой считалочки выбирается водящий. Счи-талочка обычно бывает следующей.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли точки погулять.
Вдруг резинка выбегает
И одну из них стирает.
Что тут делать,
Как тут быть?
Выходи, тебе водить.

(В. Волина)

После этого руководитель объясняет детям правила игры. Ребята должны убегать от водящего, который старается догнать одного из игроков и дотронуться до его плеча рукой. Если это произошло, то игрок, которого осалили, берет у догоняющего красный платочек и становится водящим.

Задача игроков заключается в том, чтобы постоянно следить за тем, как водящие меняются, и убегать от догоняющих как можно быстрее. Если площадка для игры не очень большая, то можно нарисовать мелом 4–5 кругов диаметром 30–40 см, которые будут служить «домиками» для тех, кто убегает.

Эта игра обычно проводится очень весело и нравится ребятам, поэтому в нее можно играть довольно часто и с детьми старшего дошкольного возраста.

Прятки

Цель игры: вырабатывать такие физические качества, как быстрота, ловкость, воспитывать силу воли, стремление к победе, учить проявлять инициативу и показывать свою индивидуальность, воспитывать в детях отзывчивость, честность, вызывать желание общаться со сверстниками, развивать логику, быстроту мышления.

Оборудование: шарф или плотный платок для завязывания глаз водящему.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам поиграть в прятки, но не простые, а необычные. Сначала следует выбрать водящего. Сделать это можно при помощи следующей считалочки.

Высоко-превысоко
Бросил я свой мяч легко.
Выше дома, выше крыши,
Облаков высоких выше.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес...
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду его искать!

(В. Волина)

Ребенку, которого выбрали среди остальных участников, завязывают глаза платком и просят произнести небольшую считалку. Раз, два, три, четыре, пять, Я иду искать. Кто не спрятался, Я не виноват. Пока водящий говорит эти слова, все остальные дети начинают прятаться, но когда он произнесет последнюю фразу, то снимает повязку с глаз и внимательно смотрит по сторонам, чтобы заметить тех детей, которые спрятались не очень хорошо или вовсе не успели этого сделать.

Если водящий заметит игрока, он должен громко назвать его имя и продолжать поиск остальных участников. Игрок, которого нашли самым последним, становится водящим, ему завязывают глаза и просят рассказать счита-лочку, во время произнесения которой все снова прячутся.

Данную игру можно проводить и с детьми постарше, при этом они должны считать не до 5, как малыши, а до 10 или даже до 20. В случае, если водящий находит одного из игроков, он должен не просто назвать его имя, но и добежать до определенного предмета и произнести имя еще раз.

Если игрок при этом опередил водящего, добежал до необходимого пункта раньше и произнес громко свое имя, то сам становится водящим.

Чей подарок

Цель игры: выработать такие качества, как быстрота, ловкость, сила воли, умение сознательно управлять своими действиями.


Оборудование: веревочка длиной 1 м, 2 детских стула, небольшая коробочка с конфеткой внутри, конфеты или другие небольшие призы для всех участников.


Ход игры: воспитатель собирает ребят вместе и предлагает найти самого быстрого и ловкого, для этого необходимо принять участие в конкурсе.

Руководитель ставит стулья спинками друг к другу и при помощи считалочки выбирает двух участников игры, которые занимают места на стульях, садясь спиной к спине. Считалочка может быть следующей.

Приплывали три дельфина,
Выгибали к небу спины,
Налетали с трех сторон.
Ты, акула, выйди вон!

(В. Волина)

Под стулья необходимо положить веревочку, к центру которой привязана коробочка с небольшим призом. Веревку следует расположить так, чтобы ее концы были под ногами у участников.

Затем по сигналу руководителя дети пытаются как можно скорее схватить веревочку и дернуть ее на себя, чтобы противник не успел схватить ее хвостик. Побеждает тот, кто успел это сделать. Выигравший достает конфетку или другой приз из коробочки и идет к ребятам, которые в свою очередь выбирают новых участников.

Кто сильнее

Цель игры: развивать такие качества детей, как выносливость, стремление к победе, сила воли, быстрота реакции, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации.

Оборудование: гимнастическая палка, круг диаметром 50 см, начерченный на полу или игровой площадке.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: руководитель делит группу детей на 2 команды и предлагает каждой из них придумать себе название. Когда ребята справятся с заданием, можно приступить к объяснению правил игры, которые заключаются в том, чтобы перетянуть соперника на свою сторону.

Следующим этапом малыши выбирают по одному участнику из каждой команды, которые будут соревноваться между собой. Ребята встают в центр круга, берутся руками за гимнастическую палку и начинают тянуть соперника на себя, стараясь перетянуть его на свою половину круга. Участник, который победил в состязании, приносит своей команде одно очко. Далее выходят другие представители команд, и так до тех пор, пока все не примут участие в игре. Побеждает та команда, которая набрала больше очков.

Существуют и другие варианты проведения игры, например такой. Участники делятся на две команды и выстраиваются в ряд друг против друга. Затем игроки берутся за правые руки, а левые отводят за спину. По свистку воспитателя все начинают перетягивать соперника на свою сторону. Та команда, которая сможет перетянуть больше детей, побеждает в конкурсе. Но нельзя забывать о том, что соревноваться между собой должны либо одни мальчики, либо одни девочки, чтобы силы участников были равными.

Собери картинку

Цель игры: развивать память детей и умение видеть изменения, которые произошли с предметами, учить запоминать порядок расположения наглядного материала, вырабатывать такие качества, как быстрота, ловкость, сила воли, стремление к победе.

Оборудование: 2 одинаковые картонные картинки с изображением бабочки, разрезанные на 9 равных частей. Одна целая картинка размером не меньше альбомного листа (для образца).

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на две команды, в каждой из которых должно быть одинаковое количество мальчиков и девочек. Затем ребятам показывается картинка, на которой изображена бабочка и наборы небольших карточек. Именно из них необходимо собрать такой же рисунок.

Следующим этапом руководитель кладет карточки на финальной линии для каждой команды и предлагает детям необычную эстафету. Правила ее заключаются в том, что ребята должны по очереди принести все карточки, затем, собравшись вместе, собрать рисунок из принесенных частей. В игре побеждает та команда, которая справилась с заданием быстрее.

В данной игре можно использовать не только карточки, но и кубики с картинками. При этом необходимо заранее обговорить, какую картинку дети должны собрать.

Веревочка

Цель игры: развивать вестибулярный аппарата детей, умения двигаться вместе с друзьями в колонне.

Оборудование: две веревочки по 2 м, 6 кеглей, прочерченные линии старта и финиша.

Возраст : 4–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам сыграть в одну очень интересную игру, которая называется «Веревочка». Правила ее заключаются в том, что необходимо как можно быстрее набрать на свою веревочку всех игроков команды.

Далее руководитель делит детей на 2 команды таким образом, чтобы их силы были примерно равны. Затем необходимо расставить кегли так, чтобы две из них находились на пути движения команд, а третья стояла в конце. Ее-то и нужно обогнуть, а затем вернуться обратно. Если во время движения команда задела кеглю и та упала, то необходимо вернуться и поставить ее снова.

Итак, первым участникам команд выдается веревочка, и по свистку они начинают движение, огибая кегли, затем возвращаются обратно по прямой. Теперь за веревочку берется следующий участник, и они уже вдвоем начинают движение. Так продолжается до тех пор, пока все участники каждой команды не будут выстроены паровозиком, держась за веревку. Двигаться такой колонной довольно сложно, поэтому необходимо предупредить ребят о том, что если двигаться медленнее, то больше шансов прийти к линии финиша, а потом и старта первым.

В игре побеждает та команда, которая наиболее аккуратно прошла дистанцию и вернулась на линию старта первой.

Есть и вариант данной игры: дети не используют веревочку, а держатся за одежду предыдущего игрока, но двигаться таким образом намного сложнее, поэтому подобная игра может проводиться только с ребятами старшего дошкольного возраста.

Кто дойдет раньше до флажка

Цель игры: развивать сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации. Развивать мышление и умение ориентироваться в помещении с закрытыми глазами при помощи полученных команд.

Оборудование: два небольших флажка на подставке, два шарфа или платка для завязывания глаз, 4 воздушных шарика.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: руководитель объясняет ребятам правила игры, которые заключаются в том, чтобы как можно быстрее дойти до флажка, но при этом необходимо преодолеть невидимые препятствия.

Дети по команде воспитателя рассчитываются на «первый-второй», затем делятся на 2 группы, в одной из которых находятся первые номера, а в другой – вторые. Следующим этапом ребята самостоятельно придумывают названия своим командам и выбирают по 2 человека для участия в игре, один из которых будет подсказывать другому ребенку во время состязания.

Теперь участникам, которые будут проходить дистанцию и искать флажок, завязывают глаза шарфом или платком, а на пути к долгожданному предмету кладут воздушные шарики. Если участник эстафеты наступит или дотронется до шара ногой, то команда теряет 1 очко. Чтобы избежать этого, другой ребенок, выбранный помощником, во время движения участника подсказывает ему, куда следует идти.

Участник, который достигает флажка, берет его в руку, снимает повязку и быстро бежит обратно к линии старта. Тот ребенок, который добежит первым, получает 3 очка, а тот малыш, который пришел вторым, – только одно. Теперь команда выбирает еще 2 участников для подобного состязания. Так длится до тех пор, пока все дети не примут участие в эстафете. Воспитатель все это время следит за игрой и подсчитывает количество очков.

Если воздушный шарик во время эстафеты улетел в сторону, руководитель кладет его на место. Шарик можно заменить предметом похожей формы.

Внимательный художник

Цель игры: показать детям несколько способов для улучшения памяти, научить ребят самостоятельно развивать мышление и внимание, развивать речь детей и приобщать к игре со сверстниками.

Оборудование: 3 шарфа для завязывания глаз, 3 кусочка мела разного цвета и несколько магнитов для прикрепления к магнитной доске.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: руководитель рисует на магнитной доске 4 небольших круга мелом (диаметром около 20 см), в центре каждого чертит еще одну маленькую окружность. Далее он предлагает ребятам внимательно посмотреть на фигуры и как можно лучше запомнить месторасположение каждой.

Затем воспитатель предлагает ребятам проверить свою память. Для этого он вызывает 2–3 детей к доске, завязывает им глаза шарфом и выдает каждому кусочек мела разного цвета.

Теперь внимательные художники должны поставить небольшие метки в виде маленьких кружочков или крестиков на доске в тех местах, где, по их мнению, расположены круги. Когда все участники выполнили задание, они снимают повязки и все остальные дети начинают оценивать, насколько точным оказался каждый ребенок.

Если малыш поставил метку в круге, то он получает 1 очко, если метка оказалась в самом центре, то заслуживает 3 очка. Все подсчитывают количество очков и выявляют победителя. Игру можно проводить несколько раз подряд, располагая круги в разных местах, чтобы ребятам сложнее было ориентироваться в данной ситуации.

Быстрые зайчата

Цель игры: развивать у детей внимательность, быстроту реакции, умение принимать правильное решение в короткие сроки.

Оборудование: на игровой площадке начерчен один большой круг диаметром около 20 м, внутри круга нарисованы кружки поменьше (их должно быть на один меньше, чем количество игроков). В центре расположен более яркий круг для водящего.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам выбрать водящего, который становится в центр круга. Остальные участники – Зайчата – занимают свои места в небольших кружках, которых должно хватить всем.

После этого водящий произносит слова: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Это является знаком того, что можно покидать свои домики. При этом все участники начинают весело прыгать, не пересекая границы самого большого круга.

Но когда водящий произнесет слова: «Раз, два, три, четыре, пять, пора домики занять», все игроки очень быстро стараются прыгнуть в один из свободных кружочков. Водящий пытается успеть сделать то же самое. Тот игрок, кому не хватило свободного кружка, становится водящим.

Основное правило заключается в том, что нельзя двоим зайчатам одновременно занимать один и тот же домик. В нем остается тот игрок, который прыгнул в круг раньше. Водящий может начинать борьбу за свободный домик только после того, как произнесет необходимую фразу полностью.

Змей Горыныч

Цель игры: вызывать желание совершенствовать свои двигательные навыки, развивать творческие способности детей, их речь, воображение, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации.

Оборудование: две небольшие веревки, мел, две булавы, две «волшебные палочки» (небольшие эстафетные палочки), свисток.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на 2 команды и придумать каждой название, чтобы оно было связано с русскими народными сказками, например «Волшебный сундучок», «команда Василисы Прекрасной» и т. п.

Далее руководитель выстраивает команды в 2 шеренги и объясняет правила игры: как можно быстрее пройти дистанцию, обогнуть булаву и вернуться обратно, чтобы передать «волшебную палочку» следующим участникам.

Трудность передвижения состоит в том, что дети передвигаются парами, к тому же правая нога одного ребенка связана с левой ногой второго. Для того чтобы преодолеть дистанцию, необходимо сначала научиться двигаться вдвоем. Итак, по сигналу руководителя ребята начинают ходьбу, словно Змей Горыныч доходят до булавы, огибают ее и возвращаются обратно, передают следующей паре участников эстафетную палочку («волшебную палочку»), развязывают веревку с ног и завязывают подобным образом следующим участникам. Только после этого новоиспеченный Змей Го-рыныч начинает движение.

В игре побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Самый устойчивый

Цель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способности, наблюдательность, стремление к победе, силу воли, быстроту реакции и другие физические качества ребят.

Оборудование: большой круг, начерченный на полу или на игровой площадке, 1–2 воздушных шарика.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам рассчитаться на «первый-второй», для того чтобы разделить группу на 2 команды. После этого дети должны придумать названия для своих команд.

Теперь можно приступать к объяснению правил игры, которые заключаются в том, что необходимо вытолкнуть соперника из круга, не используя при этом руки.

Итак, дети выбирают по одному участнику из каждой команды, которые становятся в центр круга, убирают руки за спину и сгибают в колене одну ногу. Таким образом дети должны, прыгая на одной ножке, вытолкнуть соперника за линию круга. Победитель получает воздушный шарик.

Далее команды выбирают еще по одному участнику, которые соревнуются подобным же образом. Но не стоит забывать о том, что силы участников должны быть примерно одинаковыми и нельзя участвовать в соревновании дважды. Побеждает та команда игроков, набравшая большее количество воздушных шариков, которые она и оставляет себе в качестве приза.

Если данная игра вызывает небольшие затруднения у участников, то перед началом состязания желательно провести разминку, на которой дети должны попрыгать на одной ножке, немного побегать и т. д.

Веселые забавы

Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, стремление к победе, силу воли.

Оборудование: 6 разноцветных крупных кубиков, магнитофонная запись быстрой мелодии, призы победителям.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель собирает ребят вместе и при помощи считалочек выбирает 7 участников. Считалочки могут быть следующими.

Раз, два, три, четыре,
Мы сидели на квартире,
Чай пили, булки ели,
Позабыли, с кем сидели.
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйдет вон.

(Д. Хармс)

Когда все участники набраны, воспитатель начинает объяснять правила игры, которые заключаются в том, что необходимо бегать и прыгать вокруг кубиков под музыку, но когда она остановится, следует очень быстро схватить один из них. Так как игроков 7, а кубиков только 6, то одному участнику его не достанется, поэтому он выбывает из игры и забирает с собой один кубик. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в игре не останется только один кубик и 2 участника. На этом этапе определится победитель игры, который и получит долгожданный приз.

Данную игру можно проводить несколько раз подряд, чтобы в ней смогли поучаствовать все дети.

Перейди болото

Цель игры: развивать быстроту, ловкость, вестибулярный аппарат детей, внимательность, наблюдательность, желание играть в коллективе сверстников.

Оборудование: 4 альбомных листа или небольшие дощечки, 2 одинаковые игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды и придумать каждой название. Затем руководитель выдает командирам по две дощечки и говорит, что необходимо дойти до игрушки, которая расположена в нескольких метрах от линии старта, взять ее и принести следующему участнику.

Ребенок берет игрушку, помещает ее в карман и при помощи двух дощечек передвигается к тому месту, где игрушка находилась ранее, и кладет ее на место. Так продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участие в эстафете.

В игре побеждает та команда, которая быстрее другой закончила передвижение и вернулась в исходное положение. Но нельзя забывать о том, что наступать ногами на пол запрещено.

Организовать игру можно и немного иначе. Для этого в состязании будут принимать участие не по одному игроку из каждой команды, а по два. При этом один будет передвигаться по «камушкам» (дощечкам), а другой будет их перекладывать.

Наталья Кудрявцева
Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Подвижные игры – важное средство воспитания , одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе лежат физические упражнения , движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.

Велико значение подвижных игр в развитии физических качеств : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

При отборе игр, способствующих развитию физических качеств детей дошкольного возраста , целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей ; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие физические качества воспитатель стремится развивать у детей в данный момент , он выбирает игры, помогающие развитию именно этих качеств .

В дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры .

Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста , по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими . Становятся доступными игры с элементами спортивных игр : городки, баскетбол, футбол и т. д. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр , как своего, так и других народов. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Народная подвижная игра – одно из важных средств развития физических качеств ребенка : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Игра - один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.

Характеристика основных качеств, которые развивают игры Какие качества развивают игры в детях:

Физические - совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;

Интеллектуальные - специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;

Социальные - способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.

Физические качества, которые развивают игры

В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга. Основные физические качества, которые развивают игры:

Сила - степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;

Ловкость - быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

Гибкость - морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;

Быстрота - перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;

Выносливость - умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.

Интеллектуальные качества, которые развивают игры

Лучший способ развития мышления - регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры. Какие качества развивают игры и в чем их польза:

Аналитическое мышление - умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;

Логику - способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;

Дедукцию - способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;

Важное качество, которое развивает игра - это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;

Прогнозирование - формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;

Абстрактное мышление - способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;

Образное мышление - умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;

Концентрацию - способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.

Социальные качества, которые развивают игры

Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.

Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме. Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:

Самостоятельность - умение принимать решения и действовать без помощи со стороны, особенно взрослых (учителей, родителей);

Смелость - способность преодолеть собственные страхи; Честность - важное качество, являющееся основой порядочности, вызывающей доверительное отношение со стороны окружающих;

Доброту - способность к сочувствию и сопереживанию, желание помочь;

Как происходит социализация детей в игре

Трудолюбие - в процессе игр ребенок учится работать и получать удовольствие от своего труда;

Ответственность - умение отвечать за свои поступки, принятые решения и действия в ходе игры и в дальнейшей жизни; Уважение - способность уважать и учитывать мнения и желания окружающих;

Уверенность в собственных силах - формируется при должной оценке игровых достижений со стороны взрослых, с одновременным обучением правильному переживанию неудач и неприятностей.

Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.

По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые - разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

по материалам neboleem.net

Качества, которые развивают игры Игра - один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.Характеристика основных качеств, которые развивают игры Какие качества развивают игры в детях: Физические - совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности; Интеллектуальные - специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом; Социальные - способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них. Физические качества, которые развивают игры В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга. Основные физические качества, которые развивают игры: Сила - степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения; Ловкость - быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; Гибкость - морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой; Быстрота - перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени; Выносливость - умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности. Интеллектуальные качества, которые развивают игры Лучший способ развития мышления - регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры. Какие качества развивают игры и в чем их польза: Аналитическое мышление - умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи; Логику - способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы; Дедукцию - способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности; Важное качество, которое развивает игра - это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации; Прогнозирование - формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия; Абстрактное мышление - способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике; Образное мышление - умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы; Концентрацию - способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности. Социальные качества, которые развивают игры Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов. Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме. Основные социальные качества, которые развивают игры у детей: Самостоятельность - умение принимать решения и действовать без помощи со стороны, особенно взрослых (учителей, родителей); Смелость - способность преодолеть собственные страхи; Честность - важное качество, являющееся основой порядочности, вызывающей доверительное отношение со стороны окружающих; Доброту - способность к сочувствию и сопереживанию, желание помочь;Как происходит социализация детей в игре Трудолюбие - в процессе игр ребенок учится работать и получать удовольствие от своего труда; Ответственность - умение отвечать за свои поступки, принятые решения и действия в ходе игры и в дальнейшей жизни; Уважение - способность уважать и учитывать мнения и желания окружающих; Уверенность в собственных силах - формируется при должной оценке игровых достижений со стороны взрослых, с одновременным обучением правильному переживанию неудач и неприятностей. Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира. По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые - разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

Дети очень любят подвижные игры. Это игры для любого времени года. Игры простые в подготовке и в проведении. Подвижные игры для детей дошкольного возраста и младших школьников. В каждой игре подробно описаны правила и указаны какие качества развивает эта игра.

Карельские салки

Карельские салки — это веселые зимние салки на санках. Хорошо тренирует мышцы ног и выносливость детей. А так как игра проходит на улице, на свежем воздухе, то повышается иммунитет и здоровье всего организма ребенка.

Для игры потребуются санки (по штуке на два человека) и ровная заснеженная площадка.

Игроки делятся на пары — один из пары садится на санки — «седок», а второй игрок будет возить седока на санках — это «олень». По жребию или считалкой выбирается водящая пара.

Как и в обычных салках — водящая пара должна догнать любую-другую пару. Но салить может только седок (он должен дотронуться до другого седока), а олень — только тащит санки с седоком.

Как только седок ведущей пары осаливает другого седока, так пара с осаленным игроком становится ведущей.

Примечания . Седокам запрещается касаться ногами снега (т. е. вставать на ноги).

Пара, у которой седок перевернулся на санках или упал, становится водящей.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает: выносливость, сила

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: санки, снег

Снежные салки

Снежные салки — это еще один вариант салок, для игры на улице в зимнее время. Как и все салки — игра динамичная, хорошо развивает координацию, реакцию и улучшает здоровье играющих детей.

Выбирается салка (водящий) с помощью считалки или жребия. Оговариваются границы, дальше которых игроки не могут забегать (будет идеально, если можно начертить круг).

Салка становится в центре обговоренной площадки и оттуда старается осалить снежком бегающих игроков.

Если бегающего игрока осалили снежком, то он также становится салкой. А с того места, где его осалили, старается осалить снежками других бегающих детей.

Когда салок становится больше, чем бегающих игроков, — игра заканчивается. Оставшиеся бегающие игроки объявляются выигравшими.

После окончания игры, игра начинается заново.

Примечания. Перед началом игры можно помочь салке заготовить несколько снежков, чтобы игра была более динамичной.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает: координация, реакция

Количество игроков: 6 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: снег

Вышибалы

Популярная, динамичная и азартная игра с мячом. Рассчитана на большое количество людей. Предъявляет серьезные требования к физической подготовке в плане выносливости.

Для игры требуется как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Вышибалы встают примерно в 5 — 10 метров друг от друга (по договоренности), а водящий между ними.

Суть игры: попасть по водящему с помощью мяча (вышибить его). Водящий может ловить мяч (свечки) до того, как тот удариться о землю.

Играть можно как на улице, так и в большом зале (например, в спортивном зале школы). Правила игры для троих игроков Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии, ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.

Водящий находится в пространстве между вышибалами, которые стараются вышибить его.

Тот, кто вышиб водящего, встает на его место, а бывший водящий становится вышибалой.

Пойманная свечка используется как дополнительная жизнь (необходимо попасть еще раз, чтобы снять свечку).

Правила игры при количестве игроков больше трех

Игроки делятся на две команды: вышибающих и водящих.

Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.

Команда водящих находится посередине вышибал.

Вышибалы стараются вышибить водящих с помощью мяча. Выбитый выходит и ждет окончания игры или пока ему не отдадут свечку.

Поймавший свечку может вернуть обратно одного из ранее выбитых.

Когда остается последний водящий — он должен увернуться от меча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все с начала. Иначе команды меняются местами.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает : выносливость, координация, ре-акция

Количество игроков: 3 и более

Необходимы вещи: мяч

Петушиные бои

Игра очень напоминает петушиные бои, поэтому и была так названа.

Чертиться круг или линия на земле или ложиться веревочка на полу.

Начальная позиция: игроки стоят на одной ноге напротив друг друга, а руки зацепляются в замок за спиной.

Задача игрока: вытолкнуть другого игрока за круг (или перейти за линию), не расцепляя рук и не ставя вторую ногу на землю

Толкать можно только плечом или грудью. Проигравшим также считается тот, кто опустит вторую ногу на землю или расцепит руки.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает : координация, сила

Количество игроков: 2

Сифа

Это одна из самых любимых игр всех школьников! Из-за своей травмоопасности (в зависимости от предмета), в эту игру играют в основном мальчики. Но ее также любят и активные девочки.

В основе этой игры, лежит игра Салочки. Но в отличие от Салочек, в этой игре осаливание происходит с помощью какого-нибудь предмета, называе-мого «сифой».

В качестве сифы часто выступают: школьная меловая тряпка, половая тряпка связанная в узел или любой другой относительно-мелкий предмет, к которому просто не приятно приближаться, не говоря о том, чтобы быть водящим.

Особенно хороши в качестве сифы какие-либо резиновые вещи: маленький резиновый мячик, кисте-вой экспандер. Хороши они тем, что отпрыгивают от твердых поверхностей, что добавляет азарта в игру в случае промаха.

Игра не предъявляет требований к возрасту, но из-за ее специфики, в нее играют, в основном, дети школьного возраста.

Дети могут выбирать водящего с помощью считалки или игры «Камень, ножницы, бумага». Но чаще всего водящим является зачинщик игры или оставшийся водящим с прошлого раза.

Существует два вида сифы: сифа руками и сифа ногами.

Правила сифы руками

Задача водящего — попасть сифой по другому игроку. Делается это руками.

Можно или нет сифить обратно — решается в начале игры. Если людей больше 4, то, как правило, обратно не сифят, иначе можно сифить обратно, но нужно дать возможность убежать в течении 3—5 секунд.

Правила сифы ногами

Задача водящего — попасть сифой по другому игроку исключительно с помощью ног.

Игрок по которому попали сифой — становится водящим.

Водящему разрешается держать руками другого игрока, чтобы было легче попасть.

Можно или нет сифить обратно — решается в начале игры. Если людей больше 4, то, как правило, обратно не сифят, иначе можно «сифить» обратно, но нужно дать возможность убежать в течении 3 — 5 секунд.

Примечания. Оптимальное количество игроков — 4 и больше.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает: выносливость, координация, ре-акция

Количество игроков: 4 и более

Прыжки через ров

На песке (земле, полу) игроки рисуют две линии на небольшом расстоянии друг от друга. Эти линии — «ров». Игроки делятся на две команды.

По очереди игроки из разных команд подходят ко «рву» с закрытыми глазами и прыгают. Задача — перепрыгнуть через «ров», не наступив на линию. Выигрывает команда, в которой больше участников перепрыгнули через ров и не задели черту.

Возраст игроков: от шести лет

Место игры: улица, помещение