История алтайского края. Волшебный Алтай ▲

История алтайского края. Волшебный Алтай ▲

Алтай называют «Колыбелью мира», считая, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля до сих пор хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков стремительно «шагающих» лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н.э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные изображения, до сих пор до конца непонятно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов, но и выбор персонажей.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые смогли создать на отвесной и труднодоступной поверхности далекие предки. Но главной загадкой остается смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших «испытать себя», так и многочисленных исследователей. Его главную загадку мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак при раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не походили на монголоидные; облик, скорее, напоминал европейский. Талию «Принцессы Укока» украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей «тайну бессмертия».

На теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки в виде оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку «ротык», и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабнее изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н.э. Возможно, она была ворожеей или целительницей, однако, кем на самом деле являлась «Алтайская принцесса» и как ее звали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие тайны. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст создания геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время предполагали, что они появились полторы-две тысячи лет назад, но новейшие исследования позволили предположить, что время их создания – III-II века до н.э. Ученые пытаются также понять, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», «идея» древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо именуют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются подкрепить свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Алтайский стоунхендж

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая – выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, вероятно, камни были специально доставлены из других мест, - сравнение их структуры показало, что материал не встречается в расположенных поблизости горах. По легенде, валуны были привезены древними скифами из местности, удаленной на 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н.э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их «как будто затягивало в воронку». Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его «магической силе» гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Денисовская пещера находится в долине реки Ануй, которую хранители алтайских традиций называют «путем к загадочному Беловодью». В этом известном на весь мир археологическом объекте было обнаружено немало культурно-исторических памятников. В 2009 году среди прочих находок была найдена фаланга пальца маленькой девочки, а чуть ранее – коренной зуб 18-летнего юноши.

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М.Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека», и эволюционировал независимым, как оказалось, тупиковым путем.
Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Центр Вселенной

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. По карте с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н.э., тюрколог Мурат Аджи дополнил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи «Уч Сумер» с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о неразрывной связи Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами единой энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? – поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи - каменного века.

В конце VI - начале III века до н. э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название «афанасьевской» - по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Племена афанасьевцев расселялись по Алтаю по рекам Бии и Катуни на юге и по Оби на севере. Это были раннескотоводческие племена протоевропеидов, основой жизни которых было отгонное скотоводство.

В I веке до н. э на Алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников. Основным занятием населения Алтая того времени было скотоводство. Люди летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды на западе, до Кузнецкого Алатау на востоке и до Алтайских гор на юге.

С конца III века - начала II веков до н. э. и до конца I века до н. э. Алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну - предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе «великого переселения народов». Хунну создали первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. Массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения Алтая. В лесной зоне начинает складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов.

С конца XVI века население Алтая тесно сближается с племенами западных монголов-ойратов. В 1635 году ойраты объединились в единое обширное государство - Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии.

XVII-XVIII века

Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во 2-й половине XVII века. Освоение Алтая пошло после того, как для защиты от воинственных кочевников-джунгар были сооружены Бикатунская (1718), Белоярская (1717) и Бийская (1718) крепости.

С целью разведки ценных месторождений руды снаряжались поисковые партии на Алтай. Первооткрывателями считают отца и сына Костылевых, позднее открытиями воспользовался уральский заводчик Акинфий Демидов.

Для разведки, Демидов посылает на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд. Кроме богатых руд, на Алтае были густые сосновые леса и многочисленные реки. Таким образом, имелись все условия для создания горнозаводской промышленности. 21 сентября 1729 года заработал - Колывано-Воскресенский завод.

Параллельно с медным производством, началась и выплавка серебра. Итогом деятельности Акинфия Демидова и его приказчиков на Алтае было создание здесь феодальной горной промышленности, основанной на крепостном труде приписных крестьян и мастеровых.

Слухи о выплавке Демидовым серебра дошли до Петербурга, и императрица Елизавета Петровна 1 мая 1747 года издала указ, которым Алтай передавался в личную собственность русских царей.

За первые пять лет (с 1747 по 1752 годы) на Алтае было выплавлено свыше 750 пудов серебра и более 20 пудов золота, что оценивалось в 150 тысяч рублей. Из алтайского серебра была изготовлена Рака Александра Невского весом в 90 пудов, находящаяся ныне в Эрмитаже.

Образовавшийся ко 2-й половине XVIII века Алтайский горный округ - это территория, включавшая нынешние Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской и Восточно-Казахстанской областей, общей площадью свыше 500 тыс. км² и населением более 130 тыс. душ обоего пола. Император был собственником алтайских заводов, рудников, земель и лесов, главное управление ими осуществлял Кабинет, находившийся в Петербурге. Костяк управления на месте составляли горные офицеры. Но главную роль в производстве играли унтер-офицеры и техники, из рядов которых вышли талантливые мастера и изобретатели И. И.Ползунов, К. Д.Фролов, П. М. Залесов, М. С. Лаулин.

XIX век

В первой половине XIX века Алтай занимал первое место в России по производству серебра, второе - меди, третье - золота. Он превратился во второй после Урала промышленный район на востоке страны. Государственный деятель, реформатор и сибирский губернатор М. М. Сперанский в 20-х годах XIX века побывал на Алтае и пришел к заключению: «Край сей сама природа предназначила к сильному населению и к самым богатым произведениям земледелия, торговли и промышленности. Но сих последних при настоящем устройстве ожидать невозможно». Он считал целесообразным заменить крепостных рабочих и приписных крестьян наемными работниками и привлечь на земли Алтая переселенцев. Но царский Кабинет долгие десятилетия не соглашался и на малые уступки, могущие пошатнуть его монопольное положение.

И после реформ 60-70-х годов XIX века феодальные пережитки на Алтае сохранялись в большей степени, чем в центре страны и других районах Сибири. Неприкосновенной осталась принадлежность горного округа царям, и это определило многие особенности развития Алтая в пореформенный период.

Горная промышленность, являвшаяся главной отраслью экономики округа, вступила после 1861 года в полосу кризиса. С начала 70-х годов стала неудержимо нарастать убыточность заводов, и к концу века почти все они были закрыты.

В частной промышленности пореформенного Алтая наибольшее развитие получила добыча золота. Частная обрабатывающая промышленность была представлена мукомольными и крупчатыми мельницами, винокуренными заводами, пимокатными и овчинно-шубными мастерскими.

В конце XIX века территория нынешнего Алтая входила в состав Томской губернии

XX век

Предреволюционный период

Постепенно основой экономики Алтая становится сельское хозяйство. Наряду с возделыванием зерновых культур (пшеницы, овса, ржи) расширялись посадки картофеля, значительное развитие получило пчеловодство. В начале XX века на первый план выходят молочное животноводство и маслоделие. Алтайское масло экспортировалось в страны Западной Европы.

В конце XIX века по северной части округа прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 году была построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт.

Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края.

Революция и гражданская война

В июле 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле, которая просуществовала до 1925 года. События 1917 года привели к установлению на Алтае советской власти. В 1918 году Барнаул был захвачен белогвардейцами, красногвардейцы были вынуждены перейти к партизанской борьбе. Зиминское восстание в августе 1919 г. положило начало массовому партизанскому движению в крае. Вскоре на Алтае уже действовала целая партизанская армия Е. М. Мамонтова и И. В. Громова, в которой насчитывалось около 15 тысяч человек. В районах, контролируемых повстанцами, была восстановлена Советская власть. В концу 1919 года белые в Западной Сибири были разбиты.

Межвоенный период

С 1925 г. по 1930 г. территория Алтая входила в Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск), а с 1930 г. и до 1937 г. входила в Западно-Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск). В 1937 г. был образован Алтайский край (центр - город Барнаул).

На протяжении 20-х годов Алтай оставался аграрным регионом и поэтому основные политические и социально-экономические процессы были связаны с развитием деревни. К началу 30-х годов была в основном завершена коллективизация крестьянских хозяйств. НЭП к этому времени уже не существовал.

На экономическом развитии Алтайской губернии в конце 20-х годов сказывается окончание строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Для переработки среднеазиатского хлопка сооружается Барнаульский меланжевый комбинат. В Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби были построены элеваторы, в Бийске и Алейске - сахарные заводы, в Бийске, Рубцовске и Поспелихе - мясокомбинаты. Быстрыми темпами росли металлообработка и производство строительных материалов, улучшалась транспортная сеть. К концу 30-х годов Алтай превратился в один из крупных аграрно-индустриальных регионов Сибири.

Великая Отечественная война

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего хозяйства. Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Война основательно изменила хозяйственный облик Алтая, дав мощный импульс развитию его промышленности. В то же время край оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла, меда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов.

Послевоенное время

Первое послевоенное десятилетие было периодом массового освоения новой техники и технологии. Темпы роста промышленности края превышали общесоюзные. К началу 60-х годов на Алтае производилось более 80 % тракторных плугов, свыше 30 % грузовых вагонов и паровых котлов, выпускавшихся к этому времени в РСФСР.

Приоритетное развитие промышленности, характерное для послевоенных десятилетий, сказалось на состоянии сельского хозяйства, которое продолжало развиваться экстенсивными методами. Ключевой для Алтая оставалась зерновая проблема. В октябре 1953 года руководивший Алтайским краем с 1943 года Н. И. Беляев подал на имя 1-го секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва записку, в которой сообщалось, о необходимости поставить на службу народному хозяйству плодородные земли Западной и Восточной Сибири, которые не используются должным образом. На состоявшемся в феврале-марте 1954 года пленуме ЦК КПСС советский лидер выступил с целинной программой уже от своего имени. (хотя позднее, на встрече с редакторами центральных газет, признал, что автором идеи был Беляев).

Получив одобрение своих предложений, Беляев потребовал от края повысить задание по подъёму целины. По его инициативе на состоявшейся в январе 1954 года VII краевой партийной конференции было принято решение расширить в 1954-1955 годах площадь посева яровой пшеницы на 2 млн га (вместо 1 млн 200 тыс. га по ранее заявленным предложениям). Реализация задач по распашке целины потребовала большого количества сельскохозяйственной техники. За первый год целинной кампании количество тракторов в МТС Алтайского края увеличилось с 29,6 до 44,3 тысяч штук. Для обеспечения резко возросшего количества сельскохозяйственной техники квалифицированными кадрами в хозяйства целинных районов из других регионов страны было призвано большое количество молодёжи и комсомольцев. Благодаря настойчивости и энергичности Беляева, державшего партийных работников в постоянном напряжении, за 7 лет в Алтайском крае было поднято 2.789,2 га целины и залежей, из которых в первые два года - 87,9 %. Однако наряду с плодородной целиной, в первые два года кампании под давлением партийных органов хозяйствами были распаханы большие массивы земель, малопригодных для выращивания зерновых культур. В 1955 году подобные угодья были выведены из состава пашни, но в последующие годы их снова распахивали и забрасывали, в результате чего отчётные цифры освоения целинных земель не соответствовали реальности.

Усилившиеся в конце 1950-х - начале 1960-х годов эрозия целинных почв и эпидемия сорняков, ставшие следствием ошибочных подходов к агротехнике целинного земледелия, значительно понизили производительность полей. В 1959-1963 годах среднегодовое количество зерна, сдаваемое государству колхозами и совхозами, снизилось относительно показателей 1954-1958 годов на 36 %.

В 70-80-е годы произошел переход от отдельно действовавших предприятий и отраслей к формированию территориально-производственных комплексов: аграрно-промышленных узлов, производственных и производственно-научных объединений.

После распада СССР

После распада СССР краевая экономика вступила в затяжной кризис, связанный с потерей государственного заказа в промышленности и нерентабельности сельскохозяйственного производства. Основываясь на законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года многие работники бывших совхозов и колхоов стали делить бывшую колхозно-совхозную землю на доли, а имущество - на паи, и создавать фермерские хозяйства. Постановление правительства России «О практике реорганизации колхозов и совхозов», вышедшее в 1992 году, привело к скачкообразному росту количества фермерских хозяйств: за 1991-1995 годы число фермерских хозяйств в Алтайском крае увеличилось с 99 до 6.806. Однако к середине 1990-х годов интерес к фермерам со стороны государства резко снизился, и условия для развития фермерских хозяйств стали ухудшаться. Правительство практически отказалось от выполнения Федеральной программы поддержки фермерства. В этих условиях фермеры оказались в критическом положении, и число прекративших свою деятельность фермерских хозяйств стало ежегодно превышать число вновь образующихся, в результате чего в 1999 году в Алтайском крае осталось 5.957 фермерских хозяйств. Однако из-за уменьшения количества желающих стать фермерами вновь создаваемым хозяйствам предоставлялись более крупные наделы, поэтому средний размер земельного участка вырос со 113 га в 1995 году до 156 га в 1999 году. К концу 1990-х годов Алтайский край входил в первую десятку регионов России по численности фермерских хозяйств, а по площади сельскохозяйственных угодий в одном хозяйстве - в первую шестёрку.

По книге: "Укок: (прошлое, настоящее и будущее)". Рудой А.Н., Лысенкова З.В., Рудский В.В., Шишин М.Ю. Изд-во Алт. У-та, г.Барнаул, 2000

Основные черты древней истории и культуры Укока

Поистине, все на Укоке пронизано историей и тайной. Взять хотя бы само название - Укок. Представляется, что права Н. В. Полосьмак, которая пишет:
"Обилие погребальных памятников, в частности богатых "княжеских" захоронений, может свидетельствовать только о том, что пазырыкцы воспринимали эту горную страну как свою родину, место жизни и смерти, земное и "небесное" пастбище. Немалую роль в сакрализации территории играла неповторимая красота природы"
"Небесные пастбища" - символический образ - архетип, который встречается у всех народов Евразии.

Топонимика названия плато Укок
"Монгольское ухэг - буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом (в форме сундука). Укок в киргизском языке употребляется для обозначения плосковерхих гор."
Слово Укек использовалось в качестве названия города в составе древнебулгарского царства, развалины которого обнаружены недалеко от Саратова. У современных жителей Горного Алтая бытует представление, что это закрытая страна, которую нельзя беспокоить напрасно, и если человек попадает в эти места с дурными намерениями, то, скорее всего, его и его близких поразит неминуемое наказание. Еще Сапожников отмечал, что местные жители боятся подниматься к ледникам, свято веря, что там живут духи.

Эти представления живы и ныне, пастухи не поднимаются со своими отарами к кромке ледников, не нарушают покой отдельных урочищ, считая их святыми. Здесь запрещена обычаями любая форма деятельности, кроме обрядовой, и то, к ней допускаются лишь избранные люди - "знающие".

Все это наводит на мысль, что и название плоскогорья Укок должно быть символично и может иметь другие интерпретации. Например, можно предложить следующий подход, не противоречащий словообразованию в языках народов, проживавших издревле на Алтае, и раскрывающий сакральный характер этого места.

Так, вблизи Укока можно встретить немало двухсоставных названий урочищ, рек и озер - Ак-Кем - Белая (чистая) вода, Кок-Суу - голубая вода. Это позволяет предположить двухсоставность и названия места Ук-Кок, с явно вычленяемым корнем Кок. Это слово имеет большую семантику. "В древнетюркском языке кок имело значение небо и голубой, синий, сизый. Из современных тюркских языков в киргизком кок - 1) небо; 2) синий, голубой." Как известно, в древности кыргызы жили на Енисее и оказывали большое влияние на Алтай
Исследователи отмечают, что слово кок может скрывать понятие священный, славный, а в некоторых случаях иметь значение - восток, восточный.

Слово ук в тюркском языке имеет значение - род, что позволяет нам сделать следующий вывод: слово Ук-Кок может иметь значение священный, небесный, голубой род. Легенды о голубых тюрках отмечены многими исследователями центральной Азии. Считается, что кек тюрк ("голубые тюрки") - название тюрков, ставших ядром военно-политического союза племен во времена Тюркского каганата.

В монгольском языке слово кок сохраняет свое значение, а слово ук означает буквально слово. То есть, другими словами, Ук-Кок может быть переведено как Слово Неба. Оба этих варианта - и Небесный род, и Слово Неба - имеют явно сакральный характер и во многом объясняют выбор древними жителями Алтая Ук-Кока в качестве храмового комплекса.

Сакральный характер топонимики алтайских названий

Пять священных вершин

Нужно отметить и другие топонимы и, в первую очередь, хребет Табын-Богдо-ола. Еще В. В. Сапожниковым был зафиксирован значимый перевод названия этой горы - Пять Святых Гор. Этот символ также широко распространен в Евразии. Так, практически строго на юг от Алтая в Гималаях находиться Канченджанга, по тибетски Канг-чен-дзо-нга - Пять Сокровищниц Больших Снегов -- гора с пятью вершинами.

В мифологии народа леча, живущего вблизи этой вершины, можно найти представления, что именно от этой горы расселились все народы. Они также считают, что эта гора находится не на земле, а на небе, и именно туда уходят души умерших. Изо льда Канченджанги были созданы первые люди. Думается, что здесь правомерно провести параллель с Алтаем. Ю. Н. Рерих в своей статье Культурное единство Азии делает важный вывод:
"Центральная Азия, районы Западного и Восточного Туркестана стали местом встречи индийских, иранских и китайских художественных воздействий, из которых выросло яркое и сильное искусство."
Как прямое свидетельство этому - открытое В.Д.Кубаревым на перевале Канас, т.е. на границе между Китаем и Россией, большое обо - памятный знак, с буддийской священной надписью Ом-мани-падмэ-хум. Это главная священная формула тибетского буддизма (Ом - Сокровище, скрытое в Лотосе), где лотос понимается в качестве символа связи макрокосма Вселенной и микрокосма человека. Эта формула была начертана на чудесном Камне, упавшем с неба, легенды о котором живы и по сию пору в Азии.

Традиция обожествлять горы на Алтае не раз отмечалась крупнейшими исследователями. Г. Е. Грум-Гржимайло писал, что
"обоготворение той или иной местности, того или иного неодушевленного предмета, названия этих мест на Алтае связаны с именем кого-нибудь из богов или богатырей
Автор многих фундаментальных книг по истории, культуре, мифологии и шаманизму алтайцев Л.П. Потапов подчеркивает:
"У каждого рода есть сведения о почитаемой раньше родом своей горы, считающейся покровителем рода".

Сакральный характер имели и курганные комплексы на Укоке. В настоящий момент особенно полно изучены курганы и писаницы в Бертекской котловине и Ак-алахинские курганы. Вытянутые, как правило, в цепочки, они своей формой, ритмами межкурганных расстояний наводят на мысль сравнить их с вершинами нагорья.

Так в археологическом комплексе Укока, получившем название Бертек-1, находящемся к северу от населенного пункта Бертек, отчетливо просматриваются пять круглых насыпей, ориентированных по линии северо-восток - юго-запад. Не только количественно - Пять Святых Гор - пять курганов, но даже размерами, контурами курганной насыпи комплекс повторяет рисунок главенствующих вершин нагорья.

Культовый характер курганов
Kurgany122 Конечно же, требуются специальные исследования, которые смогут восстановить в полном объеме мировоззрение и мифологию людей, чья жизнь и деятельность в прошлом была связана с плоскогорьем Укок, однако некоторые их взгляды на окружающий мир могут быть реконструированы достаточно точно. Это имеет не только теоретическое значение, но и практическое. Известно, что нынешние жители Алтая впитали в свой духовный мир многое из того, что было открыто их предками и, в первую очередь это касается представлений о святости тех или иных явлений.

Многие ученые сейчас сходятся во мнении, что устойчивая традиция каменных насыпей над захоронениями, даже в тех местах, где использование камня сопряжено с немалыми усилиями (например в степных районах), свидетельствует о том, что камень всегда воспринимался особым образом.

Это "сгустки" земли, в которых мифологическое сознание могло вычитывать силу и крепость Бога земли, они также могли быть ассоциированы со структурной основой земли, ее "скелетом"; и наконец извергаемые при ударе искры из камней связывались с представлениями об огненной природе божества (во многом этому способствовали наблюдения за извержениями вулканов); а далее через образ огня, цепь размышлений, видимо, приводила древних людей к выводам, что жизнь человека, его душа может быть заключена в камне.

Из этих представлений происходят множество сказаний народов Евразии о происхождении человека от камня, об обращении после смерти человека в камень, о том, что из камня произошел первопредок рода. Наглядным примером таких представлений на Алтае является первая гора - Бабырган, с которой встречается каждый проезжающий по Чуйскому тракту. Это, согласно легендам, обратившийся в гору богатырь, сын Хозяина Алтая.

Чуринги - священные камни - известны еще со времен мезолита, и отмечаются повсеместно. Таким образом, каменная наброска, и, тем более, крупные камни на курганах, цепочки вертикально поставленных камней - балбалов несомненно связывались в прошлом с сакральными представлениями. Видимо, стремясь сделать насыпь выше, принося как можно больше камней (что совсем не просто в условиях высокогорья Укока, особенно если учитывать, что часть камней не местного происхождения и специально доставлялись к местам захоронений), строители курганов усиливали масштабами кургана, каменной наброской элемент святости.

Особую ценность представляли неотесанные камни. А. Голан считает,что "воплощением божества считались камни в их естественном виде, именно такие камни служили объектом поклонения:"
Такие примеры на Укоке можно встретить практически во всех захоронениях. В комплексе, получившем название Бертек-10, находящемся на левом берегу реки Ак-Алаха, относящемся к 5-3 вв. до н.э., т.е. времени расцвета пазырыкской культуры, параллельно восьми курганам располагается цепочка из восьми вертикально стоящих балбалов, где просматривается ориентация по линии восток-запад.

Это позволяет сделать предположение о культовом характере этих сооружений, связанном с солярной символикой. Линия балбалов совпадает с траекторией движения по небосклону светила-божества - Солнца. Сами цепочки курганов в одной из красивейших долин Укока - Бертекской с четкой метрикой межкурганных расстояний, ориентацией по сторонам и связанностью с формами ландшафта - террасами, речными излучинами, очертаниями гор, с одной стороны, говорят о развитом эстетическом чувстве неведомых нам архитекторов, с другой стороны - глубоко символичны.

Значение внутренней структуры курганов

Внутренняя структура курганов также обладает глубокой, до конца не раскрытой семантикой. Так, на Укоке археологами произведена раскопка захоронений афанасьевской культуры (Бертек-33). Афанасьевская культура - вариант энеолетической культуры, получившей широкое распространение в Северо-Западной Монголии, Минусинской котловины, Туве и Горном Алтае. Формирование ее связано с переселением на Алтай в IV тыс. до н.э. раннескотоводческих племен протоевропеоидного вида. Типичным конструкционным элементом курганов этой культуры является двойное кольцо, выложенное из крупных камней вокруг могилы и забутованное мелкими гальками и колотыми плитками.

Посредине кольца (курган N 1,Бертек 33) располагалась вымостка из мелких камней и колотых плит прямоугольной формы, ориентированная по оси восток-запад. Под ней располагалась могильная яма со смещенным по отношению к вымостке осью - юг-запад-запад - север-восток-восток. Думается, не случайно совпадение осей могилы и вымостки, образующих совместно восьмигранную розетку.

Символическое изображение солнца, строгая "солярная" ориентация вымостки дает основание предположить ее ритуальный характер, где видимо и совершались заупокойные обряды, которые, скорее всего, были также посвящены солнечному божеству. Вписанность двух наложенных друг на друга прямоугольников (ромбов) в круг (кольцевая обкладка) находит свой аналог среди известных графем еще времен палеолита.

Считается установленным, что прямоугольник символизирует собой землю, а круг небо. Таким образом, сам курган может трактоваться как заупокойный храм, где одновременно отдавались почести и обращались мольбы к божеству Земли, дающему силу и плодородие, и богу Неба, оплодотворяющему мать-Землю. Поскольку эти элементы заупокойного культа повторялись с небольшими вариациями и в других курганах, мы вправе считать памятники Укока храмовыми комплексами, требующими изучения и постижения их семантики, не менее глубокой, чем всемирно известные памятники Долины Царей в Египте, Междуречья и т. д.

Соответственно, должно измениться отношение к ним - их нужно беречь так же, как мы стремимся в настоящее время сохранять храмы, исторические места, связанные с историей нашего государства. Стоит только мысленно продлить границы нашей исторической памяти далее Киевской Руси, и выяснится, что общие предки евразийских степей связывают славянские и тюркские этносы. Все выше сказанное - символика названия плоскогорья, представление о священной горе, символе земных и небесных кочевий, целостное представление о мире, закрепленное в обрядах людей, населявших эти места в древности - важно не только с точки зрения их научной значимости как страниц прошлого, но и как проявление живого процесса, духовного развития народов населяющих Алтай, их мировоззрения, коренных ценностей.

Скифский период истории Алтая.Общая характеристика пазырыкской культуры

Яркую страницу в истории не только плоскогорья Укок, но и всего Алтая, а также и всей центральной Азии составляет скифская культура, получившая название по месту своего первого обнаружения - урочища Пазырык в Улаганском районе Республики Алтай - пазырыкская. Л. Н. Гумилев опираясь на труды историка 1 в. до н.э. Сыма Цяня, считал, что пазырыкцев следует называть юэджи.

"Скифология - один из древнейших разделов истории. Основание ему положил еще Геродот. В его девятитомной Истории хранятся многие свидетельства о скифах, особенно в четвертой книге. В ней, в частности, есть такие строчки:
за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегущие золото грифы, а еще выше за ними - гипербореи на границе с морем"
Н. В. Полосьмак обнаруживает, что в то время, когда европейцам стало известно о грифах, стерегущих золото, фантастическое существо, более всего напоминающее грифа, прочно заняло одно из главенствующих мест в пантеоне и искусстве пазырыкцев.

Исследователями установлено, что пазырыкцы не были только кочевниками, разводившими коней, крупнорогатый скот, овец и коз; они занимались также земледелием. О социальном расслоении говорят разные по размеру и богатству сопроводительного инвентаря захоронения. Качественно срубленные из бревен могильные камеры позволили С. В. Киселеву сделать вывод что
"не только кибитка, но и постоянное деревянное жилище, может быть в виде рубленной юрты, были достаточно распространенными.”

Раскопки на Укоке показали, что пазырыкцы, находясь на стыке трех крупных культурных регионов - Центрально-Азиатского, Алтай-Саянского и Среднеазиатского - испытывали культурное влияние этих важнейших евразийских центров этногенеза, и сами активно участвовали в формировании культуры центральной Азии.

Итоги последних изысканий показывают, что ядро ареала пазырыкской культуры находилось в Горном Алтае, а периферийные зоны захватывали сопредельные районы Казахстана, Синьцзянь-Уйгурского национального округа КНР, с проникновением в районы Тувы и Западной Монголии.

Пазарыкцы, судя по антропологическим реконструкциям, были высокорослыми людми, с мощными шеями, крупными головами, неширокими, но очень высокими носами. Преобладал европеоидный тип, хотя считается, что пазырыкцы, скорее всего, являли собой конфедерацию различных этнических родов. Мужчины носили волосы средней длины, подстриженные под "горшок", женщины заплетали косы. Благодаря открытию, получившиму название Принцесса Укока, установлено, что женщины периода расцвета пазырыкской культуры носили парики и использовали косметические средства.
Тела как мужчин, так и женщин из акалахинских и пазырыкских курганов покрывали татуировки, сюжеты которых строго подчинялись общим представлениям о трехуровневой структуре мира. На ногах изображались рыбы, маркирующие подземный мир, на руках и корпусе - животные и сцены противоборства хищника и копытного животного - символика "земного" мира, а в верхней части рук располагались изображения птиц, либо других солярных символов.

Древнетюркский период истории Алтая
После оттеснения гуннами пазырыкцев-юэджей на юго-запад территория Алтая входит в сферу политического влияния первой централизованной империи кочевников центральной Азии. Это время принято называть гунно-сарматским, оно занимает период в истории степных культур Евразии 2-5 вв. н. э. Гунны сыграли большую роль в культурогенезе Евразии. Гунны держали в Туве и на Алтае небольшие гарнизоны и, главным образом с помощью местных рудознатцев, плавильщиков и кузнецов, вели заготовку металлов.

Гуннское вторжение прервало историческое развитие местных племен Южной Сибири, видоизменился этнический состав местных племен, моноголоидный тип стал вытеснять близкие к европеоидному типу этносы пазырыкцев Алтая и "тагарцев", государства Динлин на территории нынешней Хакассии.

В это время происходит отделение ремесла от земледелия и скотоводства. На южном Алтае в среде местных народов происходит процесс накопления железноделательного и кузнечнего производства, что во многом подготовило взлет культуры, названной древнетюркской. Применительно к территории Алтая, и особенно на Укоке прослеживается прямая преемственность от культуры гунно-сарматского времени к тюркской культуре в заупокойном культе и в писаницах.

Древнетюркское время - важный этап в истории степей Евразии. Вновь центр культурогенеза и этногенеза перемещается на Алтай. Хронологически этот период охватывает 6-10 вв. и связан с существованием крупных государственных объединений тюркскоязычных этносов. Первый каганат-- раннефеодальное государство тюрков, сложившееся в 552 году в результате разгрома племенными объединениями тукю и теле жужанского каганата. Влияние тюрков в это время распространялось на громадное пространство от Хуанхэ до Волги. В 604 году, в результате междоусобицы, он распадается на Восточный и Западный каганат. Территория Алтая входила в состав Восточного каганата, который в 630 году подчинил себе Китай.

Уйгурский и древнехакасский периоды истории Алтая
После смерти знаменитого государственного и военного деятеля Кюль-тегина (731) и его брата, правителя Восточного каганата Бильге-кагана (734) власть в каганате перешла к сыновьям, и между ними вспыхнула междоусобная борьба. В 741 году центростремительные силы среди тюркских племен стали разрывать некогда мощную степную империю, а окончательный удар был нанесен ей уйгурами, сформировавшими свою конфедерацию племен восточнее тюрок.

В результате военных действий между тюрками и уйгурами в 744-745 годах погибает последний восточнотюркский каган Озмиш, и Восточный тюркский каганат перестает существовать. Начинается новый период в истории народов Центральной Азии, получивший название Уйгурского каганата (745-840 г.г.)

Уйгуры принадлежали к одному из древнейших тюркоязычных народов. Считается, что они происходят из группы племен теле, живших в степях севернее Гоби. Были известны как смелые воины, искусные в конной стрельбе из лука, ездили на телегах с высокими колесами. Победив своих прежних угнетателей тюрков, они создают раннефеодальное государство с центром на реке Орхон.

Восточная граница уйгурского государства достигала верховий Амура и -- современной Маньчжурии, западная проходила по монгольскому Алтаю, на севере достигала озера Байкал а на юге Танского Китая. Уйгуры размещали гарнизоны и строили крепости в неспокойных провинциях, например в Туве, в составе императорской китайской армии участвовали в подавлении антифеодального восстания в пограничных китайских провинциях, защищали свои границы и вступали в боевые действия с остатками тюркского союза в "Алтунской черни", как именовался тогда Алтай. В. Д. Кубарев считает, что население Алтая в это время "испытывало значительное культурное и политическое влияние Уйгурского каганата."
Восстанавливая ход событий в Алтае-Саянской области, необходимо отметить, что в 8 веке уйгурская монархия, раздираемая междоусобной борьбой, а также столкновениями на религиозной почве (ведущую роль в обществе в это время захватывает религиозная элита, исповедующая манихейство, в целом чуждое большинству уйгуров), начала клониться к упадку.
На историческую арену выступает государство хакасов. С 820 г. по 840 г., когда пала столица Уйгурского каганата - Орду-Балык, основные военные действия протекали на территории современной Тувы. В борьбе вместе с хакасами против уйгуров участвовали и народы Алтая. Преследуя уйгуров, войска хакасов дошли до Кашгара и Турфана. В результате завоевательных походов 9 века в состав новой степной империи вошли Алтай, Тува, Северо-Западная Монголия и Центральная Азия. Западная граница Кыргызкого каганата проходила по реке Иртыш.

К началу 10 века древние хакасы под напором восточных племен покидают Восточную часть Центральной Азии, оставляя за собой Алтай, Туву, Северо-Западную Монголию. Но уже в начале 12 века усиливается натиск монголоязычных племен и, в первую очередь, Киданского государства, сформировавшегося еще в 10 веке на севере Китая. В ряде крупных сражений хакасам удалось отстоять свои владения в Северо-Западной Монголии, однако в середине 12 века древнехакаское государство подверглось агрессии со стороны мощного племенного союза - найманов, государство которых находилось в верховьях рек Иртыш и Орхон.

Потерпев поражение в войнах с найманами, хакасы потеряли подвластные земли в Северо-Западной Монголии, обособилось и княжество на Алтае. Фактически ко времени монгольского завоевания в пределах Алтай-Саянской области сформировались четыре больших княжества: Алтай, Северо-Западная Монголия, Тува и Хакасия. В это время сооружается тщательно продуманная сеть оросительных каналов на Алтае и Туве, свидетельствующая о развитии земледелия.

С 9 по 12 век в Алтайском княжестве, кроме правящей хакаской верхушки феодалов и небольших гарнизонов, проживают местные потомки восточнотюркских племен (телесы), западнотюркских (тюргеши и аза), карлукских племен (чыгат), племена группы теле (телеуты и теленгуты) и группы северных алтайцев. Поскольку правящая верхушка принадлежала к роду Киргиз, в самоназвании алтайцев сохранилась это имя, и его застали еще русские переселенцы, называвшие всех коренных жителей киргизами.

Следующий период центральноазиатской истории приходится на 12-13 века - время монгольского нашествия и гибели древнехакаского государства. Монголоязычные племена, сформировавшиеся на восточной и северо-восточной окраине современной Монголии в 10 веке, начинают активно выдвигаться на запад и теснить тюркоязычные племена. Активнее всего им противостояли хакаские княжества. Им удалось разгромить и отбросить в Джунгарию войска киданей, однако в середине 12 века усилившиеся найманы разбили племя хакасов и захватили котловину Больших озер, сопредельные области Тувы и Монголии.

Нашествие на Алтай монголов
В конце 12 - начале 13 века происходит усиление группировки монгольских племен, возглавляемой Тэмучином. События в соседнем с Алтаем районе развиваются стремительно. Фактически за два года, с 1204 по 1205 гг., Тэмучин завершил покорение разобщенных монгольских племен, разгромил и подчинил себе найманов, завоевал всю Северо-Западную Монголию и Джунгарию. Здесь он оставляет в качестве наместника своего друга Хорчи, наказав:
"Будь темником и управляй этой западной страной до Золотых гор (Алтай)"
Темучин собирает в 1206 году всеобщий курултай - народное собрание, где его провозглашают кааном Чингисом; таким образом, было положено начало формирования беспримерной по масштабам степной империи монголов.

Между народами Алтае-Саянской области и монголами развернулась упорная борьба. Покорил "лесные народы" - так монголы называли племена, жившие в этом регионе, - сын Чингисхана Джучи. Монголов интересовал этот регион в качестве сырьевой и продовольственной базы, снабжавшей их войска высококачественным оружием, мясом и хлебом.

Потеряв независимость, алтайские княжества, тем не менее, в период начальной агрессии со стороны монголов еще сохраняли свою самобытную культуру, ими правили князья из рода Киргизов. Из арабских и китайских источников известно, например, что среди трех князей из этого рода, входивших в состав посольства, подтверждавших верность хакасов Чингисхану, входил Олебек-тегин ("принц" Олебек), который княжил на Алтае.

Исследователи отмечают, что упорная кровопролитная борьба народов Алтае-Саянской области фактически на несколько десятилетий задержала наступление монголов на запад, в том числе и на Русь, и в составе монгольских войск не участвовало ни одного воинского отряда из народов, обитавших в Южной Сибири.

После смерти Джучи и Чингисхана хакаские княжества перешли во владения младшего брата известного монгольского императора Хубилая, столица которго находилась на месте нынешнего Пекина. Его звали Ариг-Бука и он, опираясь на поддержку найманов и ойратов, претендовал на престол великого каана, однако не выдержал единоборства с Хубилаем, с повинной вынужден был поехать в северный Китай, где и умер. Западномонгольские земли с этого времени номинально остаются во владении его сыновей.

Заключительный акт трагедии Хакасского государства приходится на 1293 год. Страна была оккупирована, свободолюбивые народы Алтая-Саян перселялись в другие регионы, на их место насаждались древнемогольские военные поселенцы.
"Завоевание древнемонгольских феодалов подорвало закономерное поступательное развитие истрического процесса среди племен, населявших Алтая и Саян. Они разрушили их самобытную государственную организацию и производительные силы, прервали процесс консолидации отдельных племен в единую народность"
Этот краткий обзор средневековой истории Центральной Азии показывает, что Алтай и его южные районы, в том числе и Укок, непосредственно находились в эпицентре всех событий, что, конечно же, наложило свой отпечаток на культуру народов. Этот период, богатый яркими страницами, еще только раскрывается археологам. В целом ему присущи две тенденции: с одной стороны, регресс в развитии народов, в связи с отмеченной монгольской экспансией, с другой стороны - подключение народов Алтая к другим культурным регионам Евразии.

Начало русской колонизации Алтая
С 17 века начинается новый период истории, связанный с русской колонизацией Алтая.

Русские крестьяне, большей частью из староверов, активно заселяли сопредельные с Укоком земли - долину реки Бухтарма и Уймонскую долину. Процесс колонизации усилился в 18 веке в связи с промышленным освоением рудных месторождений в Горном Алтае, а также стремлением российской империи расширить свои границы на востоке и юге Сибири.

К активным действиям в этом регионе российское правительство подтолкнула и кровопролитная война между Джунгарским ханством и цинским Китаем. Цинская династия была основана потомками манчжурского хана Нурхаци. Он, создав сильное государство, начал покорение Китая и в 1644 году взял Пекин, а к 80-м годам XVII столетия была полностью покорена вся страна и манчжуры устремились на завоевание монголов.

Они захватили земли южной и северной Монголии и вплотную приблизились к Джунгарскому ханству. Воспользовавшись междоусобицей, возникшей после смерти хана Цеван-Рабдана (1727) и его сына Галдан-Церена (1745), при которых Джунгария достигла наибольшего могущества, манчжуры напали на Западную Монголию. Летом 1754 года цинские карательные отряды, уничтожая и порабощая все на своем пути, вторглись на территорию Горного Алтая. Первой была захвачена Чуйская котловина. Несмотря на сопротивление алтайских зайсанов, Южный Алтай был оккупирован. В Чуйской котловине стоял трехтысячный отряд, на реке Берель расположился отряд численностью в две тысячи, а в районе Канской долины находился отряд численностью в 300 человек.

Все эти события ускорили процесс вхождения алтайских племен в состав российской империи. В 1756 году 12 алтайских зайсанов, главным из которых был зайсан Омбо, обратились к царскому правительству с просьбой признать их поддаными российского государства. Среди обратившихся был зайсан Кулчугай, который кочевал со своим улусом, судя по описаниям, в непосредственной близости с Укоком. Как писал Л. П. Потапов,
"вхождение алтайцев в состав русского государства было для них исторически перспективным событием, выходом из того исключительно тяжелого положения, в котором они оказались в результате многовекового господства монголов."
Несмотря на то, что большая часть Алтая была заселена поддаными России, часть теленгитов сохраняла свою независимость от цинской и российской империи. Их возглавляли потомственные зайсаны из рода телес и рода кебек. В русских источниках их территории именовались как первая и вторая телесская волость, и они охватывали районы южного Алтая.

С конца 18 века русские и китайские власти предпринимали шаги по закреплению за собой спорных территорий. Окончательно вопрос был решен на переговорах, которые шли в 1861-1864 гг. в Чугучаке. Текст договора о разграничении земель по чугучакскому договору был подписан 25 сентября 1864 года.

Поскольку по этому договору земли кебекского и телеского родов отходили к России, то это и стало определяющим при выборе подданства. В конце 1864--начале 1865 г. эти роды вошли в состав российской империи, и можно считать, что именно с этого времени Укок становится частью нашего государства. Юридически это получило окончательное закрепление установкой пограничных знаков в 1869 г. на роосийско-китайской границе.

Появление казахов в горном Алтае
В настоящий момент Кош-Агачский район Республики Алтай, на территории которого находится плоскогорье Укок, помимо алтайцев-теленгитов населяют и казахи. Кратко опишем появление их в этих местах. Во время установления границ между Китаем и Россией произошло дробление тувинского, казахского и частично алтайского этнического ареала. Так, например, известно, что в районе озера Канас в КНР живет небольшая группа теленгитов.

Особенно сильному дроблению подверглись казахи Среднего Жуза - родовые объединения кара-кереев, абак и ашеймайлов. Они кочевали в бассейне Кобдо до вершин Булгуна, Саксая, поддерживали тесные связи с казахскими родами, проживавшими на территории современного Казахстана, и алтайскими в районе Чуйской степи. В это время плоскогорье Укок становится зоной контактов, миграционным коридором, местом перекочевок из Северо-Западной Монголии в Чуйскую степь и в Прииртышье. Вдоль главной реки плоскогорья Ак-Алахи пролегала тропа, по которой шли купеческие караваны в Кобдо и на Бухтарму.

Первые упоминания о казахах в Чуйской степи относятся к 70 годам XIX века. В конце 19 века земли на Укоке и Колгутах были отведены казахскому роду сарыкалдыков. Топографическая экспедиция Е.Шмурло в 1898 году зафиксировала на плоскогорье Укок около 140 кибиток казахов, принадлежавших к родам чингистай, дэвлетов (деулетов), сарыкалдыков, которые перемещались зимой в Колгутинскую долину.

Южные границы Алтая никогда не относились к спокойным с точки зрения этнических миграционных процессов. Так, в 1913 году сразу тысяча казахских аилов,

Скрываясь от преследования на территории Монголии, переселились в Чуйскую степь. В 20-х годах нашего века в район Джазатора и Укока переселяются алтайские роды из Уймонской котловины.

Динамика демографических процессов, отражающая увеличение числа казахов на территории Кош-Агачского района, такова: в 1927 году казахов было 2175 человек; в 1939 - около 3000; а по данным на 1989 год - 9000 человек. В настоящий момент казахское население составляет свыше 50% от всего населения Кош-Агачского района. Вторым по величине, свыше 40%, является алтайский и теленгитский этнос.

Славянские народы, главным образом русские, монголы и другие народности мало представлены в южных районах Алтая. Однако они, неся культуру крупных этнических групп, также оказывают заметное влияние на общекультурную ситуацию в районе.

По свидетельствам археологов, впервые люди появились на территории Алтая около 1,5 млн лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях той эпохи – каменного века.

Около 200 тыс. лет назад, в период среднего палеолита, люди начинают заселять пещеры. Во многих пещерах по берегам Чарыша и его притоках, на Ануе археологами найдены каменные остроконечники, служившие в качестве оружия. Люди, обитавшие в пещерах, были охотниками, а их добычей были шерстистый носорог и пещерная гиена, як, кулан, газель и винторогая антилопа. В конце IV – начале III тыс. до н.э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название афанасьевской – по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Афанасьевцыбыли первыми жителями Сибири, которые овладели техникой выплавки меди и изготовляли из нее различные изделия: орудия труда, оружие, предметы быта, украшения.

Культура так называемого скифско-сибирского мира сложилась в I тысячелетии до н.э., когда период бронзы сменился ранним железным веком. Основными занятиями населения Алтая того времени были скотоводство и войны. Причиной военных столкновений была постоянная борьба за захват лучших пастбищ и скота – главного богатства любого племени. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды назападе до Кузнецкого Ала-Тау на востоке и до Алтайских гор на юге. Скифское время на Алтае связано с пазырыкской археологической культурой. Курганы пазырыкского периода довольно многочисленны; встречаются как большие, так и малые курганы.

В VI в. н.э. было создано мощное объединение племен – Первый Тюркский каганат, ядром которого стали алтайские тюрки. Древние тюрки Алтая были создателями рунической письменности, существовавшей в VII–VIII вв. Это дошло до нас в виде петроглифов и писаниц – наскальных рисунков охрой и выбитого или графически прочерченного изображения на камне.

В IX в. Алтай населяли различные тюрко-телеские племена, главенствующее положение среди которых принадлежало кыпчакам – предкам половцев, впервые описанным в «Слове о полку Игореве». Этот конгломерат племен (енисейские кыргызы, команы, кимаки и др.) просуществовал достаточно долго.

В 1207 г. Алтай был присоединен к улусу старшего сына Чингизхана Джучи, а затем вошел в состав Золотой Орды.

С конца XVI в. население Алтая все более тесно сближается с племенами западных монголов – ойратов, своих непосредственных соседей. В 1635 г. ойраты объединились в единое обширное государство – Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии на вассальных началах.

Во второй половине XVII в. началось заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая. Среди первых русских людей, пришедших на Алтай, было много приверженцев старой веры – старообрядцев. В горах они искали свое Беловодье. По преданию, Беловодье – легендарная страна свободы, справедливости и «древнего благочестия». Там не было крепостной зависимости, имелись свободные земли для проживания и ведения хозяйства. Беловодье считалось убежищем от воцарившегося в мире антихриста. Одним из реальных ее прообразов считается Горный Алтай.

В начале XVIII в. для защиты от Джунгарского ханства сооружены Белоярская (1717) и Бикатунская (1718) крепости. Территория Алтайского края входила в состав Сибирской губернии (1708–1779), Колыванской области (1779–1783), Колыванской губернии (1783–1796), Тобольской губернии (1796–1804) и Томской губернии (1804–1917).

Активное развитие на Алтае получили добывающая и металлургическая отрасли промышленности. В первой половине XVIII в. Акинфием Никитичем Демидовым (из рода Демидовых) построены Колывано-Воскресенский (1729 г.) и Барнаульский (1744 г.) медеплавильные заводы. По указам от 1(12) и 12(23) мая 1747 г. земли по рекам Иртыш и Обь вместе с заводами и рудниками поступили в управление царского Кабинета, находящегося в Петербурге. Из них образован Колывано-Воскресенский (с 1834 г. Алтайский) горный округ, а с 1896 г. – Алтайский округ с центром в Барнауле. В начале XIX в. алтайские заводы занимали первое место в Российской империи по выпуску серебра, второе – меди, третье – золота. Во второй половине XIX в. горная промышленность вступила в полосу кризиса, при этом активно развивалась добыча золота частными владельцами: на 70 приисках добывалось до 100 пудов золота ежегодно. Основой экономики Алтая в этот период стало сельское хозяйство. Выращивались пшеница, овес, рожь, картофель. Значительное развитие получило пчеловодство, в начале XX в. – молочное животноводство и маслоделие.

Во второй половине XIX – начале XX вв. Алтай являлся одним из основных районов переселения крестьян из центральных губерний России. Особенно значительных масштабов переселенческое движение достигло в годы столыпинской аграрной реформы. В 1897 г. население Алтайского округа составляло 1,3 млн человек, в 1916 г. – 2,6 млн человек. В конце XIX в. по Алтаю прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 г. построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск.

В 1917 г. решением Временного правительства из состава Томской губернии выделена Алтайская губерния.

С февраля 1918 г. в Алтайской губернии началась национализация собственности. Декретом СНК было узаконено прямое изъятие продуктов. Доверие этим самым к советской власти было подорвано. К концу лета 1918 г. вся территория Алтая контролировалась колчаковцами, но в декабре 1919 г. окончательно установлена советская власть.

В 20–30-е годы прошлого столетия Алтай по-прежнему оставался сельскохозяйственным районом.

Алтайский край является крупным индустриально-аграрным регионом России, расположенным в южной части Западной Сибири. Площадь территории края составляет 168,0 тыс. кв. км. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., по Алтайскому краю население насчитывает 2419,4 тыс. человек. На территории края расположено 1562 населенных пункта, 12 городов и ЗАТО Сибирский. Административный центр края – г. Барнаул является крупным портовым городом на берегу Оби, а также крупным железнодорожным узлом на Транссибирской магистрали. Через Алтай проходит стратегически важный автомобильный [Чуйский] тракт, соединяющий Монголию с Россией.

Н. И. Разгон

Литература

  • *О разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край: Постановление ЦИК СССР от 28 сентября 1937 г. // Собрание законов СССР. 1937. № 66. Ст. 302.
  • То же // Известия. 1937. 29 сент.
  • То же // 60 лет Алтайскому краю: юбилейн. стат. сб. Барнаул, 1997. С. 5.
  • Административно -территориальное деление Сибири (август 1920 г. – июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. – сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с сентября 1937 г.) : справочник / Арх. отд. Новосиб. облисполкома, Гос. архив Новосиб. обл. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1966. 220 с.
  • Справочник административно-территориальных изменений на Алтае. 1917–1980 / Исполнит. комитет Алт. краев. Совета нар. депутатов, Арх. отд., Гос. архив Алт. края. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. 359 с.
  • Мальцев, С. Г. Изменения в административно-территориальном делении Алтайского края за 50 лет // Алтай в прошлом и настоящем: 50 лет Алтайского края: тез. докл. к науч.-практ. конф. Барнаул, 1987. С. 104–106.
  • Административно -территориальные изменения Алтайского края за 1939–1991 гг. : в 2-х ч. / Госкомстат Рос. Федерации; Алт. краев. упр. статистики. Барнаул, 1992. 435 с.
  • Административно- территориальное устройство Алтая / Е. М. Борблик и др. // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 1. С. 169–175.
  • Разгон, Н. И. Административно-территориальные изменения на Алтае в 1917–1997 гг. // Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Отдел специальной документации: путеводитель. М., 2001. С. 769–780. Библиогр.: с. 779–780 (18 назв.).
  • Справочник административно-территориальных изменений в Алтайском крае. 1981–2001 / Администрация Алт. края, Упр. арх. дела администрации Алт. края. Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комбинат», 2002. 339 с.
  • Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI–XX века / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, К. И. Зубков, И. В. Побережников. М. : Наука, 2004. 600 с.
  • Бородаев, В. Б. Исторический атлас Алтайского края: картографические материалы по истории Верхнего Приобья и Прииртышья (от античности до начала XXI века) / В. Б. Бородаев, А. В. Контев. Изд. 2-е, испр. и доп. Барнаул: Азбука, 2007.С. 150–187: карт.
  • Деловой мир Сибири [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regionalcom.ru/
  • Старинные карты Российской Империи с XVII по XXI вв. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raremaps.ru/
  • Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ak.gks.ru/
  • Усягин, А. В. Борьба централизации и децентрализации в системе управления 1930–1960-х гг. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.terrus.ru/mono/r3/3.5.1.shtml Опубликовано: Алтайский край. 2012 г. : календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2011. С. 94–96.

. – Барнаул, 1987. – С.9-37

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ АЛТАЯ

Алтай в эпоху камня

История нашего края начинается с глубочайшей древ­ности, со времени появления на его территории пер­вых людей еще в эпоху древнекаменного века - палеолита. Хронологические рамки палеолита обшир­ны. Начало его отдалено от нашего времени не менее чем на 2 млн. лет, а завершение приходится примерно на 12-10-е тысячелетия до нашей эры. Палеолитический период делится исследователями на три разных по протяженности этапа: ранний, или нижний, палеолит (2 млн. - 150 тыс. лет), средний (150 - 40 тыс. лет) и поздний, или верхний, палеолит (40 - 10 тыс. лет до н. э.). Нижний палеолит был временем постепенного отде­ления человека от животного мира, периодом существования архантропов - древнейших людей типа питекантропа, синантропа. Средний палеолит был временем обитания на Земле людей более совершенного вида - палеоантропов, или неандертальцев. Верхний палеолит характерен существованием человека современного био­логического типа.

Продвижение человека из зоны его первоначального формиро­вания и обитания было процессом очень длительным и станови­лось возможным по мере усвоения навыков изготовления одежды, использования пригодных для жилья пещер и огня. Эти навыки позволили человеку продвинуться на север, в том числе и на тер­риторию Алтая, уже в ледниковый период. На Алтае найдены следы обитания человека и в межледниковые периоды потеплений и в суровое время наступления ледников. Древнейшая палеолити­ческая стоянка - Улалинская - была открыта в 1961 г. академи­ком и в пределах городской черты Горно-Алтайска на реке Улалинке. датировал эту стоянку возрастом около 600 тыс. лет. Материал Улалинки свидетельствует об умении древнейших обитателей Алтая пользоваться огнем костра не только для согревания, но и для изготовления орудий. Кварцитовые булыжники расщеплялись на­каливанием и последующим обливанием водой на большие оваль­ные отщепы, из которых грубой оббивкой изготовлялись примитив­ные скребла. Из целых галек делали примитивные орудия: чопперы и чоппинги.

Грубые галечные изделия были обнаружены также на стоян­ках на реке Майме у села Кызыл-Озек и на реке Бии у горы Ма­лый Иконостас. Находки на реках Улалинке, Майме, Бии свиде­тельствуют об обитании человека на Алтае в эпоху нижнего па­леолита.

Значительно больше найдено на Алтае памятников среднего палеолита, среди них пещеры Усть-Канская и Денисовская, сто­янки Кара-Тенеш и Кара-Бом в Горном Алтае, пещера Страшная в Краснощековском районе. Наиболее хорошо изучены пещеры Усть-Канская и Страшная. Найденные на этих стоянках орудия труда сильно отличаются от нижнепалеолитичееких. Грубые га­лечные орудия сменили скребла, сколотые с плоских нуклеусов прямоугольной формы. Остроконечники служили в качестве но­жей, кинжалов, наконечников копий и дротиков, скреблами вы­делывали шкуры животных, обрабатывали дерево, кость. предполагал, что среднепалеолитические па­мятники на Алтае оставлены людьми, пришедшими из Средней Азии.

Позднепалеолитическая эпоха представлена на Алтае еще большим числом памятников. Многие из них еще не изучены. Наиболее интересные стоянки - Сростинская, Одинцовская, Бехтемировская в Бийском районе, Чебашихинская, Ушлеп-2 и Уш-леп-3 в Солтонском районе, Точильное-2 и Точильное-4 в Смолен­ском районе, Урожайная в Советском районе, верхние горизонты пещер Усть-Канская и Страшная, нижние горизонты стоянок Маймы и Усть-Семы, стоянка Каратурук, пещерная стоянка Иульчак в Горном Алтае. Раскопаны стоянки Сростинская, Майминская и Усть-Семинская. На них не было долговременных жилищ, а ско­рее всего были переносные, типа чумов.

Не исключено, однако, существование на Алтае и долговре­менных жилищ с остовом из костей крупных животных. Набор орудий, изученных на верхнепалеолитических стоянках, усложнил­ся по сравнению с предшествующей эпохой. Появилось большое количество скребков, обработанных ножевидных пластин, которые скалывали не только с прямоугольных нуклеусов, характерных для среднего палеолита, но и с более совершенных призматических и клиновидных.

Разнообразнее стал набор скребл. Наряду с орудиями нового типа встречаются примитивные галечные, напоминающие улалинские.

Конец палеолита совпал с завершением ледникового периода. На Алтае, как и во всей Северной Азии, постепенно начинали складываться природные условия современной геологической эпо­хи - голоцена. По периодизации наступил мезо­лит-средний каменный век, датируемый 10-6 тысячелетиями до н. э. С территории Алтая, еще до начала голоцена, исчезли жи­вотные холодолюбивой фауны: мамонт, волосатый носорог, пещер­ный лев, пещерный медведь и др. Однако обилие прочих животных (северный олень, лось, лошадь, горный баран и др.) позволило людям существовать без резкого изменения хозяйственного уклада. Поэтому мезолит - время ломки старых форм охоты и собиратель­ства- в Горном Алтае не столько выразителен, как в других рай­онах страны. В связи с этим называл памятники этого периода эпипалеолитическими, т. е. послепалеолитическими. К ним относятся стоянки Усть-Куюм, верхний слой Усть-Семы, Красная горка в устье реки Ануй и др. Материал их во многом сходен с палеолитическим, но заметна микролитизация орудий, т. е. уменьшение их размеров. Исчезают крупные галечные изде­лия и скребла, зато встречается много более мелких скребков и микронуклеусов.

Иная картина наблюдается археологами в лесостепной зоне юго-западного Алтая. Вдоль ленточных боров по берегам много­численных озер и стариц обнаружены целые серии мезолитических стоянок. Наиболее интересные из них - у села Павловки Угловского района, расположенные по кромке бора вдоль берегов древ­него озера, близ современной границы между Алтаем и Казахста­ном. В эпоху мезолита здесь были целые мастерские по изготовле­нию каменных орудий. Найденные орудия и отходы производства исчисляются тысячами единиц. Чаще всего встречаются ножевидные пластинки, которые использовались в качестве вкладышей. В это время складывается характерный для мезолита тип хозяй­ства - охота на мелких подвижных животных, боровую и водо­плавающую дичь.

Мезолит сменяется следующим периодом - неолитом, или но­вокаменным веком, который на территории нашей страны, за исключением крайних северных районов, датируется V--IV тыся­челетиями до н. э.

На территории Алтайского края в настоящее время известно около 50 неолитических памятников. Все они, как правило, распо­лагаются по берегам крупных озер, богатых рыбой и дичью, или мелких рек, на которых возможны различные типы рыболовства. У населения Алтая в эпоху неолита, так же как и в предшествующее время, хозяйство оставалось присваивающим, тогда как в бо­лее южных районах эпоха неолита была связана с освоением зем­леделия и животноводства, т. е. переходом к хозяйству производя­щему. На Алтае главную роль в хозяйстве играли рыболовство и охота, а подсобную - собирательство. На поселениях и в могиль­никах в большом количестве находят каменные и керамические грузила, костяные гарпуны, каменные стерженьки для рыболовных крючков, каменные рыбки - приманки. Интересный комплекс нео­литических памятников известен на озере Иткуль на границе Верх-Обского бора и Бийско-Чумышской лесостепи. Здесь обнаружен могильник, фрагменты глиняных сосудов, каменные топоры и дру­гие орудия.

В устье реки Иша в Красногорском районе Б. X. Кадиковым был раскопан неолитический могильник, в котором было обнару­жено большое количество вкладышевых орудий труда, оружия, каменных и костяных украшений. Целый комплекс неолитических поселений обнаружен и в Угловском районе у сел Павловки и Алексеевки. Здесь, на дюн­ных выдувах более чем десяти поселений, собран многочисленный каменный инвентарь, керамика, кости животных. Только на посе­лении Павловка-1 найдено более тысячи каменных орудий (ножевидные пластинки, наконечники стрел, ножи) и более пяти тысяч каменных отщепов. Эти находки свидетельствуют о том, что здесь в эпоху неолита существовал крупный центр по производству ка­менных орудий.

От эпохи неолита сохранилось несколько наскальных изобра­жений, выбитых на скалах у реки Куюс в Шебалинском районе и на реке Бии в окрестностях села Турочак. Основным сюжетом изобразительного творчества неолитических художников была охо­та на оленей и лосей. Неолитические памятники Алтая принято относить к верхнеобской неолитической культуре. Они были оставлены людьми, занимавшими по своему антрополо­гическому типу промежуточное положение между палеомонголоидами и древними европеоидами. Алтай входил в зону древнего контакта между монголоидами и европеоидами, результатом кото­рого явилось формирование на огромных просторах Западной Сибири, Урала и северо-востока Европы уральского промежуточ­ного расового типа.

В конце IV -начале III тысячелетия до н. э. на территории Горного Алтая появились группы пришлого населения, видимо из районов восточной Евразии, знакомого с производством меди и скотоводством. С этого времени Алтай вступает в энеолит, или меднокаменный век. Культура этого пришлого населения полу­чила название афанасьевской - по могильнику, раскопанно­му у горы Афанасьевой на юге . Территория распространения этой культуры включает Гор­ный Алтай, Минусинскую котловину на Енисее, Туву, Северо-За­падную Монголию. Афанасьевские памятники представляют собой главным образом могильники. В Горном Алтае их известно более двадцати: Курота-2, Куюм, Арагол, Нижний Тюмечин и др. Най­дено также несколько поселений, два из которых (Кара-Тенеш в Шебалинском районе и Балыктыюль в Улаганском) раскопаны. Остатки афанасьевских поселений встречены при исследовании пещер Денисовой и Каминной в Усть-Канском районе.

Афанасьевцы были первыми жителями Сибири, овладевшими медью, изготовлявшими медные изделия. Навыки медной метал­лургии они, очевидно, принесли с запада и в местах нового обита­ния открыли и использовали рудные месторождения. В штольне на горе Безымянной у села Владимировки Усть-Канского района афанасьевцы оставили кожаные ремни, клинья из рогов домашних быков, кайло для дробления руды, каменный топор. Медные изде­лия афанасьевцев представлены небольшими ножами, шильями, иглами, украшениями. Афанасьевцы, как и жители других рай­онов эпохи энеолита, изготовляли основные орудия труда из кам­ня. Материалы поселений афанасьевской культуры дают картину скотоводческого хозяйства, носившего отгонный характер: летом стада отгонялись на высокогорные луга, а к зиме возвращались в речные долины. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Ско­товодство повысило роль мужчины, способствовало возникновению имущественного неравенства. Об этом свидетельствует неодинако­вость погребений: некоторые могилы выделяются богатством.