Каждый человек хочет любить и быть любимым. А верующий во Христа ждет любви и брака с особым трепетом, потому что помнит слова из Книги Бытия, которые не раз повторяли апостолы: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Венчание, Таинство, с которого начинается церковный брак, - одно из самых главных событий в жизни православных мужчины и женщины. Каким оно должно быть? Чем венчаный брак отличается от гражданского? Мы постарались ответить на самые распространенные вопросы о венчании, а помог нам в этом настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской города Благовещенск священник Святослав ШЕВЧЕНКО.
Венчание в храме может совершаться утром или днем, после завершения Литургии.
Венчаться в Русской Православной Церкви по канонам можно во все дни, кроме:
На самом деле на венчание можно подарить все, что обычно дарят на светскую свадьбу: постельные принадлежности, сервизы, набор кухонных принадлежностей и так далее. Из церковного будут очень кстати духовная литература и видеодиски о семейных ценностях. Можно подарить красивую лампаду или, например, резную полку для икон. В принципе, можно подарить и сами иконы, но только не следует переусердствовать с их количеством, чтобы они не пылились где-нибудь в шкафу.
Насколько мне известно, церковными правилами не предусмотрен строгий пост, как, например, евхаристический перед таинством Причастия. А вот исповедаться и причаститься перед Венчанием - это очень благочестивая и важная традиция.
Не стоит наедаться перед самим таинством и чисто из практических соображений. Во-первых, будет тяжело выстоять с полным животом. Во-вторых, отрыжка и другие процессы деятельности желудка никак не украсят Венчание. А, в-третьих, как гласит народная мудрость: сытое брюхо к молитве глухо.
Мне кажется, будет довольно странным, если родителей жениха и невесты не будет при совершении этого важного таинства. К тому же, не нужно превратно толковать слова Бога: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Быт. 2 , 24; Мф. 19 , 5). Пятую заповедь о почитании отца и матери никто не отменял. Более того, в чине Венчания есть молитвы, посвященные и самим родителям, которые тоже в некотором роде являются соучастниками таинства.
В нынешних век высоких технологий было бы грехом не воспользоваться благами цивилизации для того, чтобы осталась память об этом важном торжественном моменте в жизни каждого христианина. Другой вопрос, чтобы фотограф или видеооператор не мешали совершению священником таинства и не нарушали благолепие службы. Думаю, не будет лишним, если специалисты по съемке подойдут к священнику, который объяснит элементарные нормы поведения в храме, что можно и что нельзя.
На мой взгляд, очень подозрительным является факт появления такого вопроса, особенно у людей, которые планируют соединить свои души в таинстве Венчания. Человек этим вопросом как бы цепляется за прошлое, оставляет себе пути для отступления. Я всегда говорю, что такого понятия как «развенчание» не существует. Потому что церковные таинства не имеют обратной силы, то есть нельзя «раскреститься», «разисповедаться», «распричаститься» и так далее. И даже тогда, когда разведенные супруги подают местному епархиальному епископу прошение по этому печальному событию, он лишь констатирует факт распада семьи. И супруги будут отвечать перед Богом за то, что не сделали все возможное, чтобы спасти церковный брак. Хотя, оговорюсь, в каждом случае вину за развод нужно рассматривать индивидуально.
Сегодня мы живем в эпоху, когда сильно развит свадебный бизнес, когда невесте дают платье напрокат. Да и по большому счету, женщине не надеть свадебное платье никуда, кроме как на торжественную регистрацию в загсе, Венчание и свадебный банкет. К тому же, одежда в этом таинстве не участвует сакрально, как, например, крещальная рубашка.
Поэтому не вижу никакого греха в том, чтобы свадебными нарядами дать попользоваться и другим молодоженам.
Не вижу ничего плохого в том, чтобы после совершения таинства Венчания отметить его в кругу родных и близких за праздничной трапезой. Но застолье не должно превращаться в праздник живота, за которым потеряется суть отмечаемого события. Речь и о чрезмерных возляниях спиртными напитками, когда в человеке может исказиться образ Божий. Во всем нужна мера, чтобы этот день запомнился для двух любящих людей именно своей духовной составляющей.
К сожалению, это знамение современной эпохи. Читал, что на Руси после совершенного таинства Венчания именно священник предлагал молодоженам впервые поцеловать друг друга. Сегодня зачастую венчаются люди, которые уже прожили вместе не один год. Но с другой стороны, очень хорошо, что люди решаются на этот серьезный шаг. И с канонической стороны нет никаких препятствий для того, чтобы ребенок присутствовал на Венчании своих родителей - очно или находясь в материнской утробе.
Хочется задать встречный вопрос: снимать обручальные кольца для чего? Один снимает венчальное кольцо, чтобы не было проблем со здоровьем, например, при обследовании в аппарате МРТ, где противопоказаны металлические изделия, а другой - снимает колечко в санатории, чтобы прикинуться свободным от брачных уз. Если хотите, кольца венчальные - это как символ точек доступа, объединяющих людей посредством невидимой, но крепкой связью под названием Любовь.
Это тоже самое, что спросить: а можно зарезать человека после обеда? Лично у меня скрипят логические шестеренки, когда я слышу или читаю подобные вопросы. Супружеская измена в церковной традиции обозначена словом «прелюбодеяние». Если разложить это слово на составляющие, то мы получим дословно «предательство любви». Хорошо ли отречься от Бога, от матери и отца, предать Родину, друзей? Любой адекватный человек скажет, что это самые низкие и подлые проступки на земле. Если человек готов предать своего близкого человека ради животной похоти, то такому человеку категорически противопоказано Венчание.
Думаю, что ответ очевиден. Нельзя. Ну, во-первых, нормальный священник никогда не допустит пьяного человека ни до какого таинства. Алкоголь, принятый перед важным событием в своей жизни, которое требует от человека максимальной серьезности и сосредоточенности, говорит о том, что выпивший несерьезно подходит к церковному таинству. Он расслаблен, его разум затуманен спиртным, и ему, по большому счету, все равно, что происходит с ним. Такое отношение к таинству ни в коем случае недопустимо.
К тому же, поведение жениха или невесты, пришедших в нетрезвом виде на таинство, должно насторожить вторую половину: а не венчается ли он на алкоголике или алкоголичке? Поскольку несерьезность в таком деле может быть прообразом всей семейной жизни.
Если это случилось внезапно и непредсказуемо, тогда, конечно, священнослужитель не может отказать. Единственное таинство, к которому не рекомендуется приступать в дни женского очищения, - это Причастие, которое есть истинные Кровь и Плоть Христовы. Но и здесь существуют исключения в виде кровотечений по болезни. И по благочестивой традиции молодожены перед Венчанием должны исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Поэтому в идеале женщине нужно учитывать свой менструальный цикл при планировании дня Венчания.
Каждые отношения имеют свои этапы развития. Один из самых значимых и переломных — заключение брака. Но не всем нравится церемония бракосочетания в официальных органах, поэтому иногда я сталкиваюсь с вопросом некоторых пар — можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе? В этой статье разберем подробно этот вопрос.
Во времена наших прабабушек регистрировать отношения не только на законодательном уровне, но и в церкви, было распространённой практикой. Сейчас же многие пары считают это пережитком прошлого и не считают необходимым.
Несмотря на это религия всё ещё играет важную роль в жизни нашего общества и для некоторых венчание — это неотъемлемый этап «признания» взаимоотношений.
Отношение к этому у православной церкви жёсткое: практически всегда священники отказываются проводить венчание без предоставления документа, подтверждающего брак.
Интересный факт: Гражданский брак церковь не признаёт, а интимная связь между партнёрами считается блудом.
Такая политика стала вводиться церковью после революции.
Раньше венчание приравнивалось к заключению брака в рамках государства, которое его полностью признавало и такой союз считался законным. В то время служители церкви могли проверить, является ли союз единственным и легальным.
Сейчас церковь не ведёт официального учёта заключаемых браков и нет никакой централизованной системы для проверки информации, которую предоставляют прихожане.
Случаются ситуации, когда повенчаться хотят любовники (состоящие в браке с другими официально), кровные родственники и другие — те, кому по церковным обычаям брак запрещён.
Поэтому для того, что бы всё соответствовало закону государства и церкви, брачующиеся вынуждены предоставлять документ для подтверждения официальности брака. Это первая причина.
Вторая — венчание стало массовым явлением и пары не относятся к нему серьёзно, особенно молодые.
Священники всегда обращают внимание будущих супругов на то, что эта процедура для православных важнее, чем роспись. Жениться и разводиться можно бесконечно, но настоящее единение душ происходит лишь один раз. Развод не имеет место быть для обвенчавшихся — это является грехом, при совершении которого человек теряет часть самого себя.
«Что рождение для ребёнка, то венчание для супруг. Обратного пути нет.»
Мнения расходятся, но суть сводится к одному: венчаться нужно только в случае полной уверенности в своём избраннике.
Этот человек будет связан с вами священными узами и с ним вам предстоит пройти не только сквозь жизненные преграды, но и быть вместе на небесах.
Некоторые венчаются сразу же в день росписи, кто-то спустя время. Если для вас эта процедура не несёт развлекательного характера и вы относитесь к ней со всей серьёзностью — время даст возможность вашим отношениям пройти проверку на прочность и принять взвешенное решение.
С другой стороны — служители церкви советуют венчаться вскоре после официальной свадьбы и не ждать долго. Но, как говорилось ранее, перед этим нужно снять розовые очки и трезво оценить, насколько ваши отношения крепки для таинства венчания.
Бывают ситуации, когда люди настроены категорически и хотят обвенчаться без регистрации в ЗАГСе. Что делать в таком случае?
В теории это возможно, но решение будет зависеть от представителей церкви, а конкретно — епархиального архиерея. В этом случае он берёт на себя полную ответственность за проведение обряда вместо вас. Паре придётся убедить его в чистоте отношений и доказать, что семейный союз — это серьёзный и обоснованный шаг для обоих партнёров. Только в таком случае священник даст своё разрешение и благословение.
Но служители церкви редко идут на это. Такое исключение делается в основном для постоянных прихожан церкви, которых священники хорошо знают и уверенны в крепости их союза.
Часто люди говорят о том, что такие условия слишком сложные и доставляют больше проблем, что штамп в паспорте — просто очередная ничего не значащая пометка.
Назревает вопрос: зачем противится его появлению, если он не важен? Разве взаимоотношения между супругами от этого изменятся? — нет. Да, законный брак — это ответственно, но в этом и заключается его суть. Живущие в «гражданском браке» таковой почти не несут, а пожить друг с другом можно и без венчания.
Интересно : Пара, живущая в «гражданском браке» не может быть крестными родителями. По церковным канонам, они открыто ведут безнравственную жизнь и не могут стать восприемниками от купели крещения. Помимо этого такие люди не допускаются до причастия, пока не покаются в своих грехах.
Государственное регулирование отношений начинается только после регистрации брака в органах ЗАГСа. Государство, санкционируя конкретный брак, обязуется защищать новообразовавшуюся семью, взаимоотношения внутри неё касательно каждого её члена.
Регистрация дает возможность членам семьи иметь права и требовать исполнения обязанностей, возникающие у них в связи с заключением брака, а также охранять личные и имущественные права супругов.
Это не может быть обеспеченно в «гражданском браке». Никакой суд не будет защищать права и свободы, условленные в Семейном кодексе и нарушенные в «гражданском браке».
Со стороны закона «гражданский брак» не является браком, поэтому государство в лице судебной инстанции не сможет гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем союзе.
Наталья Капцова
Время на чтение: 11 минут
А А
Христианская семья появляется исключительно по благословению Церкви, соединяющей влюбленных в одно целое во время таинства венчания. К сожалению, для многих таинство венчания сегодня стало модной необходимостью, и перед обрядом молодые больше думают о поисках фотографа, нежели о посте и душе.
Зачем же на самом деле венчание нужно, что символизирует сам обряд, и как принято готовиться к нему?
«Вот мы повенчаемся, и тогда нас точно никто не разлучит, ни одна зараза!», — думают многие девушки, выбирая для себя подвенечное платье.
Конечно, в какой-то степени венчание – оберег для любви супругов, но в первую очередь, в основе христианской семьи лежит заповедь о любви. Венчание – не сеанс магии, который обеспечит браку нерушимость, независимо от их поведения и отношения друг к другу. Брак православных христиан нуждается в благословении, и освящается Церковью он только во время таинства венчания.
Но осознание необходимости венчания должно прийти к обоим супругам.
Прежде всего, благодать Божию, которая поможет двоим строить свой союз в гармонии, рожать и воспитывать детей, жить в любви и согласии. Оба супруга должны четко понимать на момент совершения таинства, что этот брак – он на всю жизнь, «в горе и радости».
Символизируют вечность союза кольца, которые надевают супруги при обручении, и хождение вокруг аналоя. Клятва верности, которая дана в храме пред ликом Всевышнего, важнее и мощнее подписей на свидетельстве о браке.
Важно понимать, что расторгнуть церковный брак реально лишь в 2-х случаях: при смерти одного из супругов — или лишении его рассудка.
Церковь не венчает пары, не живущие в законном браке. Почему так важен для Церкви штамп в паспорте?
До революции частью государственной структуры была и Церковь, к функциям которой относилась также регистрация актов рождения, брака, смерти. И одной из обязанностей священника было проведение исследования – законен ли брак, какова степень родства будущих супругов, нет ли проблем с их психикой, и проч.
Сегодня этими вопросами занимаются ЗАГСы, поэтому в Церковь будущая христианская семья несет свидетельство о браке.
И в этом свидетельстве указана должна быть именно та пара, что собирается венчаться.
Существуют ли причины для отказа в венчании – абсолютные препятствия для церковного брака?
Ну и, кроме того, существуют и относительные препятствия к венчанию в каждой конкретной церкви — выяснять подробности следует уже прямо на месте.
Какой день стоит выбрать для венчания?
Ткнуть пальцем в календарь и выбрать число, которое у вас «счастливое» — скорее всего, не получится. Церковь проводит таинство венчания только в определенные дни – в понедельники, среды, пятницы и воскресенья, если они не выпадают…
Не венчают также в субботу, вторник или четверг.
Выбираем поручителей (свидетелей).
В свидетели нельзя звать разведенных супругов и пары, которые живу незарегистрированным браком.
Если поручителей найти не удалось – это не беда, вас обвенчают и без них.
Поручители при венчании – это как крестные родители при крещении. То есть, они берут «шефство» над новой христианской семьей.
Основные организационные моменты подготовки мы обсудили выше, а теперь – о подготовке духовной.
На заре христианства таинство венчания осуществлялось за Божественной литургией. В наше же время важно совместное причастие, которое совершается до начала супружеской христианской жизни.
Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.
Церковные каноны имеют четкую позицию относительно того, сколько раз можно венчаться в православии. Зачастую, молодые семейные пары воспринимают этот обряд, как красивый элемент свадебного торжества, не думая о том, что это серьезный шаг и клятва в верности друг другу перед «Всевышним». Семейная жизнь, к сожалению, может не сложиться и, как следствие, развод, встреча своих «половинок» и возникающий вопрос: а можно ли венчаться во второй раз?
Православная церковь выступает категорически против повторных обрядов венчания, но при определенных жизненных обстоятельствах могут быть допущены исключения.
Венчание во второй раз позволительно, если:
В третий раз возможность обвенчаться дается в виде исключения, чтобы предотвратить прелюбодейство одного из супругов.
Возможность проведения обряда в четвертый раз даже не рассматривается.
Для любого повторного венчания необходимо благословение главного церковного архиерея.
Интересный факт: У Ивана Грозного было восемь официальных браков. С пятью женами он венчался. Как на это пошла православная церковь, история умалчивает. Но, видимо, доказательства необходимости данного таинства были серьезными.
Вообще, такого понятия как «развенчание» нет в церковных канонах. Брак перед Всевышним заключается один раз на всю жизнь. Это, своего рода, клятва верности супругов перед Богом.
Если говорить простыми словами, развенчание – это процедура повторного венчания после официального развода супругов и регистрации нового брака в ЗАГСе.
Определенной процедуры расторжения церковного брака не существует. Церковь может лишь дать благословение на повторный обряд.
Супругу, который был венчан, нужно написать прошение на имя архиерея. К прошению приложить необходимые документы, подтверждающие регистрацию нового брака и ждать ответа.
Узнать, на чье имя писать прошение и какие именно документы необходимы, можно в любой ближайшей церкви, где вам дадут образцы заявлений и перечень документов.
Платы за обряд не предусмотрено, вы лишь можете оставить добровольное пожертвование церкви, но нужно приобрести и подготовить все .
Если предыдущий брак, по мнению церкви, можно было сохранить, то вам, скорее всего, откажут в проведении повторной церемонии.
Для того, чтобы священник дал согласие, причины предыдущего развода должны быть очень вескими.
Это могут быть:
После благословения священника, можно венчаться в любой выбранной вами церкви или храме.
Проходит процедура повторного венчания по тем же , как и при первом обряде.
Единственное отличие — на брачующихся повторно не возлагают венец. Если один из супругов венчается впервые, то возложение венца для него положено.
Венчание это очень серьезный шаг и к нему нельзя относиться, как к красивому модному элементу свадебного торжества. Помните, что главный — это, прежде всего, клятва в верности перед «Всевышним» и нарушать ее считается большим грехом.
В Пасху, накануне и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью, своими малыми личными нуждами. При необходимости венчаться в эти дни, требуется согласование со священником;
Накануне престольных праздников (в каждом храме свои престольные праздники);
В Сырную , в продолжение и седмицы. Венчание в преду-го-то-ви-тель-ные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны.
Во время , и постов ;
Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим . Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.
О смысле и на портале АЗБУКА ВЕРЫ.
Согласно современной практике Русской Православной Церкви, Таинству Брака должна предшествовать гражданская регистрация брака, как дополнительное свидетельство ответственности вступающих в брак и серьёзности их намерений.
Для перехода в ежедневный календарь нажмите число.
дни венчаний
В Константинопольской и Элладской Церквах нельзя венчать: в посты Великий (от Сыропустной недели), Успенский, Рождественский (с 18 по 24 декабря), в Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Богоявление, а также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, если он приходится на постный день.
В Кипрской Церкви — в посты Великий (с Сыропустной недели), Рождественский (с 13 по 25 декабря включительно), в среды и пятницы, а также в сплошные седмицы (т. е. в Сырную и Светлую седмицы и неделю Святого Духа), 5 и 6 января (Крещение Господне), в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.
В Румынской Церкви — в посты Великий (кроме Сыропустной недели и по архиерейскому благословению — в Благовещение), Успенский, Рождественский (по архиерейскому благословению разрешается венчание в Николин день), в среду и пятницу, в Светлую седмицу, накануне и в дни Господских праздников, в период от Рождества Христова до Богоявления.
В Сербской Церкви — во время четырех больших постов, в среду и пятницу, 18 января (накануне Крещения Господня) и Воздвижения Креста Господня, в Пасху и Светлую седмицу.
Сравнение нынешних практик Поместных Церквей показывает, что только в Русской Церкви не совершается венчание во вторник, четверг и субботу. В грекоязычном православном мире суббота и воскресение являются основными днями венчаний, и при этом неизвестно о каких-либо критических высказываниях относительно этой практики представителей афонского монашества, которое на протяжении веков оказывало исключительное влияние на христианскую жизнь православных балканских народов. А один из канонов византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака. Также видно, что в большинстве Церквей не запрещены венчания накануне постных дней, а современная русская практика на запрет венчаний во вторник и четверг, противоречит как общему церковному преданию о постных днях, так и практике остальных Церквей. В то же время, известно, что эта практика сложилась весьма поздно, не ранее XVII века.