Учение о бытии. Философское учение о бытии (онтология)

В философии полагается, что природа и общество, человек и продукты его интеллектуальной деятельности, несмотря на очевидные различия между ними, сходны в том, что все они существуют, наличествуют и благодаря этому образуют целостное единство мира.

Стремясь понять мир как единое и многообразное целое, философы создали метафизику бытия. Бытиекак самая универсальная философская категория фиксирует реальное существование объектов как их важнейшее свойство, отвлекаясь при этом от всех других их свойств и особенностей. Бытие – это существование вообще, это совокупность всего существующего, это одинаковость всех объектов, ибо они все одинаково существуют.

Традиция, присущая классической форме философствования, представлять бытие как нечто единое восходит к древнегреческому натурфилософу Пармениду. Именно такое представление дало возможность философии занять особое место в культуре и сформировать только ей свойственный универсалистский тип мышления.

Идея единства, целостности бытия позволяет утверждать, что существуют и природные, и духовные начала. Осмысление того, как именно существуют различные целостности, входящие в единое бытие, привело к появлению в истории философской мысли двух направлений - материалистического и идеалистического. Материалистически ориентированные философы отождествляют бытие с чувственно воспринимаемой материей, с фактическим существованием физических явлений.

В идеалистической философии бытие понимается самостоятельным и независимым от материи и трактуется либо как бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего существующего, либо как чистая длительность, принимающая разнообразные формы, либо как нечто обобщенное и отвлеченное от заполняющих сущее качеств и количеств.

Аристотель, пытаясь преодолеть противопоставление бытия материи бытию идей, предложил различать разные уровни бытия: от чувственно-конкретного до всеобщего. А Гегель, различая реальное и действительное («разумное») бытие, утверждал, что они выступают лишь разными сторонами единого бытия. Действительное он считал воплощением деятельности разума, подчеркивая, что «все действительное разумно, все разумное действительно». Действительное он относил к сущности бытия, оно являет собой основную, фундаментальную сторону бытия. Под реальным Гегель понимал явления, факты, события, которые множественны, случайны, поверхностны и проявляются наличным образом. Они представляют собой внешнюю, несущественную сторону бытия. Марксистская философия также признает единство разных уровней бытия, но утверждает при этом первичность материального бытия.

Учение о бытии дает представление о богатстве мира, о разных, но взаимосвязанных его формах. К основным формам бытия относятся: материальное бытие, бытие человека, социальное бытие и идеальное бытие.

Материальное бытие – это, во-первых, бытие природы как целого, а также ее состояний, явлений и процессов. Во-вторых, это бытие вещей, созданных человеком.

Бытие человека представляет собой и сложный внутренний мир человека, и его взаимодействия со всем тем, что составляет природные и социальные условия его жизни.

Социальное бытие предстает как мир духовно-практической деятельности людей и их взаимоотношений. Оно включает в себя индивидуальное бытие человека в обществе и историческом процессе и бытие общества.

Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека и присутствует во всех актах человеческой деятельности. Это мир человеческих чувств, мыслей, образов и идей, это феномены личного и общественного сознания.

Каждая из основных форм бытия в человеческом опыте предстает в виде конкретных типов бытия: механического, физического, химического, биологического, социального. Основание и внутреннее содержание этих типов составляют простейшие формы бытия, то есть формы бытия отдельных предметов, явлений, процессов, состояний.

Даже краткая характеристика основных форм проявления бытия дает представление о том, что бытие предполагает взаимодействие и переплетение двух видов реальности: природы и общества, с одной стороны, и человеческого сознания, с другой стороны.

Другими словами, различают два вида бытия: объективную и субъективную реальности. Под объективной реальностью понимается существование, независимое от человеческого сознания. Она охватывает собой не только материально-предметный мир, но и объективизированный мир человеческого духа. Субъективная реальность формируется через гносеологическое отношение субъекта к объекту и не может существовать вне человеческого сознания.

Особым миром измененного состояния человеческого сознания является виртуальная (мнимая) реальность. Термин «виртуальная реальность» происходит от латинского слова «virtualis», что означает «возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях». Это слово использовалось в философии еще средневековым мыслителем Дунсом Скоттом. Однако широкую известность понятие виртуальной реальности обрело в современную эпоху, эпоху персональных компьютеров и Интернета.

Сегодня виртуальная реальность понимается как возможно более полная имитация в чувственном восприятии человека объективного мира. Человек может попасть в виртуальную реальность, погружаясь в созерцание, например, картины или кинофильма, или увлеченно читая книгу. Однако в этом случае его активность ограничивается ролью зрителя, слушателя, читателя. Развитие компьютерной техники создало новое качество восприятия виртуальной реальности. Виртуальная реальность теперь не просто имитирует объективную реальность, но и изменяет ее в зависимости от тех или иных действий человека, который получил возможность активно и самостоятельно действовать в виртуальном мире. Наиболее глубокий уровень вовлеченности в такой мир дают компьютерные игры. В них реальность не только изменяется, но и ограничивается. В любой игре, даже с самыми непредсказуемыми участниками, существует некий предел, за который игра не может выйти. Кроме того, время в виртуальной реальности выступает как дискретное и обратимое. Игру всегда можно сохранить, можно вернуться к тому фрагменту, который был сохранен ранее, и пройти тот или иной сюжет заново с учетом своего, но уже нового опыта.

Модель реальности, которая формируется компьютерными средствами, создает убедительную иллюзию присутствия и действия человека в ней, хотя на самом деле эта реальность вторична по отношению к объективной реальности. Виртуальная реальность является результатом человеческого воображения. Она существует только до тех пор, пока активна порождающая ее субъективная реальность.

Развитие виртуальных технологий влечет за собой опасность того, что виртуальная реальность станет для человека иллюзорной заменой реальной жизни и превратит его в придаток компьютера. На эту опасность обратили внимание авторы фильма «Матрица». Персонажи фильма так погрузились в виртуальный мир, что полностью утратили ощущение реальности. Их жизнь превратилась в иллюзию, тщательно смоделированную сверхмощными компьютерами, для которых они выступают в качестве энергетического сырья.

В силу того, что бытие может проявляться как объективная, так и субъективная реальность, онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. Онтологические концепцииобъективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отношения и место в них человека, в то время как в онтологических концепцияхсубъективного бытия внимание акцентируется на исследовании психики, интимных душевных и духовных процессов.

Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Бытие - это то, что существует. Вопрос о бытии может показаться абстрактным, но он связан с самой жизнью человека. Вопрос ставится так: быть или не быть человеку как духовному существу, исполняющему смысл жизни?

Вопросы о нашем собственном существовании приходят к нам в голову естественным образом. От них до философских вопросов о существовании бытия в целом - дистанция огромного размера. Пройти ее может лишь тот, кто способен воспринимать себя как часть целого, способен выйти за рамки своего существования к горизонту бытия. Это и будет путь, который проходит человек, занимающийся философией.

Важнейшие философские проблемы, связанные с существованием, заключаются в определении, откуда произошло все существующее в мире и что лежит в основе его. Совокупность ответов на эти фундаментальные вопросы образует учение о бытии, онтология, - одно из основных в философии.

Онтологией называется раздел философии, изучающий мир как он существует сам по себе (от греч. «онтос» - сущее). Это учение о бытии, отвечающее на вопросы, каково происхождение мира; от каких первоначал произошел мир; каково устройство мира; что первично: материя или идея; как соотносятся вещи и движение; какова причина мира; существует ли эволюция; под действием каких сил развивается мир; как соотносятся общее и единичное; какое значение имеют воля, вера, творчество, любовь и т.д.

Первые два вопроса - о происхождении мира и о первоначалах, из которых он возник, - тесно связаны между собой. О них задумывались еще на заре философии. Древнегреческие философы смогли критически переосмыслить мифы и сформулировать представление о сущностях, из которых, по их мнению, все существующее возникло. Фалес признавал первоначалом воду, Гераклит - огонь, Анаксимен - воздух, другие - землю, число, атом, идею и т.п. «Вода» Фалеса - невидимая сущность, из которой все образовалось, как из семени, и прообразом которой является видимая всеми вода. То же самое можно сказать и о других сущностях, открытых древнегреческими философами.

Анаксимандр, отходя от аналогии с видимыми веществами, предложил в качестве сущности беспредельное (апейрон ). Еще одно представление о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, принадлежит Анаксагору, который называл их гомеомериями («подобными частицами»), поскольку из них происходят все вещи, подобные данным частицам. Эти телесные начала, которых бесконечно много, содержат все разнообразие мира как бы в миниатюре.

Философия - искусство рассуждения, способ обучения критическому мышлению. Только возникновением новой традиции критического обсуждения мифов можно «объяснить тот факт, что в ионийской школе три первых поколения философов создали три различных философских учения» . Имеются в виду Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ионийскую школу называют также милетской - по названию города Милета, в котором жили эти философы.

Пифагору принадлежит концепция, согласно которой основу явлений природы составляют числа, образующие «порядок». Гегель писал, что учение пифагорейцев - один из промежуточных этапов на пути от признания первоначал физическими к признанию их идеальными, на пути от милетской школы к Платону. Об этом же ранее писал Аристотель: «большинство людей и более ранние мыслители... признавали сущностью и сущим тело, а все остальное [считали] его состояниями, вследствие чего и начала, [которые они устанавливали для] тел, они принимали за начала [всех] вещей. Между тем более поздние и признанные более мудрыми мыслители [считали сущностями] числа» . Пифагор был также первым, кто назвал мир космосом, т.е. «порядком».

Особо следует остановиться на учении жившего в V в. до н.э. Демокрита и не столько потому, что, по соображениям некоторых философов, он был основоположником материализма, сколько потому, что он ввел понятие, которое затем вошло в качестве главного в философскую систему, действительно послужившую основой нового направления, - понятие идеи. Мельчайшие неделимые и непроницаемые частицы, из которых состоят все тела, Демокрит называл идеями (другое общепринятое название этих частиц - атом). Атомы («эйдосы») бесконечны по числу и отличаются размерами, положением, порядком и внешними формами, также бесконечно разнообразными - шаровидными, пирамидальными, крючковатыми и т.п. Атомы не имеют чувственно воспринимаемых качеств. «[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же [существуют только] атомы к пустота»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Факультет философских и социальных наук

Кафедра «Философии и религиоведения»

РЕФЕРАТ

по философии

Тема: «Философское учение о бытии»

Владимир - 2014 г

Введение

1. Понятие Бытия

2. Бытие и Небытие

3. Главные формы бытия. Бытие как философская категория

4. Проблема Бытия

5. Онтология

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Что такое философия? Что такое бытие и небытие? Что такое учение о бытие? Существует огромнейшее множество вопросов, на которые не всегда есть ответы. Для того, чтобы наиболее достоверно ознакомиться с философским учением о бытии, необходимо помнить о наиболее важных понятиях, используемых в философии. В данной работе будут затронуты и рассмотрены все необходимые понятия и определения, с помощью которых можно раскрыть тему данной работы.

Философия, в дословном переводе - есть любовь к мудрости ("philia" (любовь) и "sophia" (мудрость). У данного термина достаточно много определений. Остановимся на одном их них. Философия это дисциплина, которая изучает всеобщие характеристики а также основные принципы реальности, мира, человеческого бытия, отношения человека.

Ни одно учение, наука или дисциплина не может обойтись без предмета и объекта исследования - философия не является исключением. Объекты философии:

* Природа

* Общество

* Человек

Без понимания предмета философии, трудно понять и исследовать объект данной дисциплины. Предмет философии зачастую выражает потребности общественности.

Предметы философии:

В первую очередь - онтология - учение о мире в целом.

Антропология (философская) - философское учение о человеке.

Гносеология - познание мира.

Социология - рассмотрение и изучение жизни общества.

И конечно же этика - учение о морали.

Бытие или небытие - есть ничто. Они относятся к простой и абстрактной категорией философии. Первопричины бытия берут свое начало с классической философии. В Философии обрисовываются категории бытия и небытия- быть или нет?

Как предмет Бытие есть признак, или признак который присваивается предметам.

1. Понятие Б ытия

Бытие, ранее упоминавшееся, берет свое начало с классической философии. Бытие предмет изучения онотологии - учении о сущном, о мире в целом. Человек убежден, что мир есть, что он имеется "здесь" и "сейчас". Мир, по предположениям человека, сохраняется как неизменное целое, независимо от происходящего в нем. Мир был, он есть сейчас и будет после. Он - это высшая ступень всего, он и есть само величество бытие.

Как возникает желание к пониманию к неразделимости и единства мира, лежащее в основе всей философии? Великий Аристотель видел это так: "Человек от рождения стремится к знанию и самопознанию» (выдержка из его труда по Метафизике) ". Познавать -это искать сущность вещей. Аристотель отдели понятия «познавать» и «видеть». Познавать -быть в поиске чего-то; невидимое - есть существенное для ума, а видимое - есть неполное для глаз. Видеть - значит обозревать при помощи глаз то, что функционирует здесь.

Я думаю, что с Аристотелем нужно согласиться. Каждый человек складывается из того, что есть у него, и чего ему все время не хватает. Жизнь человека имеет свойство беспрерывно задавать миру в сотни вопросов о прироеы, происходжении человека, и т. д. Все эти вопросы оборачиваются к бытию, недолговечному и постоянному.

Понятие “бытие” лидирует в обиходе множества философских тематик. Если смотреть его с обыденной точки зрения - оно будет подразумевается в нескольких значениях:

1. Это все то, что когда-либо существовало, существует до сих пор и все то, что имеет потенциал к жизни в будущем;

2. Есть начало и основа мира.

Парменид и его последователь Зенон Элейский - создатели учение о бытии. Парменид дал понятие «бытие» (от греческого- «онтос», отсюда и следует онтология - наука о бытии). Противоположность ему - небытие, все то, чего нет. Парменид охарактеризовал бытие нижеизложенными свойствами:

* бытие единично;

* бытие гомогенно (однородно);

* бытие неподвижно.

* бытие вечно;

* бытие безгранично;

Зенон Элейский, известнейший ученик Парменида -- выразил не менее 36 апорий), которые подтверждают функции бытия в учении Парменида. Более известные «апории о движении» - Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела лятящая.

“Еcли черепаха из одного пункта А в другой пункт Б пойдет раньше Ахиллеса, то он ее никогда ее догонит, ибо в самом начале движения все равно черепаха будет находиться впереди Ахилла, а то расстояние между ними нельзя преодолеть.

“Чтобы постигнуть весь длинный путь, нужно сначала достигнуть половину пути, а чтобы достигнуть половину пути, необходимо для начала пройти половину той половины, и так можно продолжать до бесконечности. Именно поэтому движение невозможно начать. Дихотомия”

”Предположим в каждый из моментов времени стрела летящая займет место, которое будет равным ее собственной длине, это будет значить, что стрела покоится. В этом случае движения получить нельзя, и следовательно, его как такового не существует.” Стрела лятящая.

2. Бытие и Н ебытие

В мире происходит непрерывный круговорот метаморфоз. Бытия превращается в небытие. Из невидимого небытия, вытекает живое, реально, вещное бытие. Это процесс происходит беспрерывно, и бытие, отдавая себя полностью, погружается в небытие.

Небытие предоставляется как некое отсутствие форм, в котором скрыто все богатство мира, то, чему недовелось родиться на свет. Быть - значит вести диалог с миром, задавать вопросы ему, действовать в нем, и играть по его правилам. Отсюда и исходят два подхода к рассмотрению бытия еще в самом начале процесса становления философии. Первый подход - это рассматривание бытия как логичности мышления о нем. Невозможно быть уверенным, в том, что вещь существует и не существует одновременно. Второй подход - это рассматривание бытия, независимо от стороны мышления.

Задаваясь вопросами о соотношении бытия и небытия, вырисовыевается главный вопрос будущей философии - насколько соответствует мышление и бытие друг к другу? Если мышление есть результат бытия - это путь к реализму, но если посмотреть с другой стороны, наоборот, оказывается, что составляющая бытия исходит из составляющей самого мышления - это путь к теоретике или идеализму.

Во времена античной эпохи зародилась мысль, о том, что несмотря на различные изменения, происходящие в мире вещей (сущном мире), должно быть и что-то устойчивое, которое сохранялось бы при всех метаморфозах. Эта устойчивая основа получила наименование - субстанция (т. е. сущность). Субстанция в отличие от вещей и тела, несотворима и неразрушаема, она всего лишь изменяет формы и трансформируется из одного состояния в другое. Субстанция есть основание всех изменения, она есть сама причина. Само понятие субстанции, как выражения убеждений в единстве мира, требовало достаточно высокого уровня абстракции - обнаружения всеобщего что есть в в каждой вещи.

Объективно предположить, что само рождение философии произошло в те исторические времена, когда наиболее ясно сформировалась идея единства мира и присутсвия некой субтстанции как устойчивой основаны все предметов действительной реальности.

Учения, которые объясняют сущность мира, а также его единство основываясь на одной субстанции, принадлежат к такому философскому воззрению как монизм. Однако, понимание субстанции м. б. различным. Наиболее распространенными видами монизма, являются:

Материалистический монизм - сводит восприятие к материи; ментальные процессы. участвуют как телесные реакции.

Идеалистический монизм - сближает материю c сознанием: он разделяет "материальные" вещи на ощущения, или же показывает, что пространственный мир есть внутренняя противоречивая конструкция и толькоразумное является действительным.

Противостоит монизмому - дуалистическая трактовка. Следуя данной теории мир образован материальным и идеальным началом. Первое начало объединяет окружение телесно-предметной действительности, а второе - область духа.

Интересно, что на различных краях Земли, несговариваясь друг с другом, мудрецы пришли к идентичным выводам, выраженным в натурфилософскую форму. Это значит, что к истокам существования мира причастны стихии - начальные субстанции. В общем их насчитывали четыре: обжигающий огонь и легкий воздух, питающая земля и жизненно важная вода. Древние люди предполагали, что именно из этих составляющих и складывается все во Вселенной. Из этих элементов состоят все существа. В древнекитайском труде "Гуань-цзы" (645 г в. до н. э.), сказано следующее:

"…Вода - это питательная кровь и энергетическая сила Земли. Вода протекает в своих же "кровяных артериях". Именно так и говорится, что: "Вода - это необъятный, беспредельный, всеокружающий материал". Откуда мы можем знать, почему именно так обстоит дело? На это есть ответ: вода мягка и чиста, она смывает с тела и души человека грязь. Это и есть проявление ее гуманности. С виду вода темна, на самом же деле она чиста и прозрачна. Это и есть проявление ее совершенства....Когда сосуд уже наполнен водой, невозможно будет лить еще больше. В этом проявляется ее справедливость. Вода находится в движении постоянно, она течет, а если достигнет останавливается лишь там, где уже достигнута ровной и гладкой поверхности - она остановится. Это проявление ее честности. Люди всю жизнь стремятся к вoзвышению, но только вода устрeмляет свою кровь вниз. Это проявление ее скромности. Скромность - это Средство правления страной и место пребывания «дао».

3. Главные формы бытия. Бытие как философ с кая категория

Философия, включая проблему бытия, делает упор на когнитивную, нравственную, и духовную деятельность человека. Проблема данного характера уясняется при помощи категории бытия, и других, тесно связанных категорий - небытия, материя, сущность, мера существование, сущее, пространство, субстанция, время, и тому подобное….

Бытие относится к философской категории, фиксирующей взаимосвязь явлений и предметов (людей, идей, состояний и т. д.). При помощи разделения на категории, бытие можно обозначить как основу, которая указывает на то, что существует нечто, которое может проявляться в различной форме. неразделимость бытие монизм философский

Возможно представление бытия в нескольких видах:

I) Бытие процессов и вещей которое м. б. представлено в некотором роде:

а) бытие разнообразных состояний природы, вещей - для людей воспринимается как должная объективная реальность, живущая еще до их рождения, и не зависящая от их самих. Это представление относится кстороне материализма.

б) Идеалистическая позиция. Бытие вторичной природы. Это бытие считается двойственным, ибо с одной стороны люди сделаны из тел, которые дала им природа, а с другой стороны - в них вложено сознание и дух свойственный человеку.

II) Существование человека.

1) Человеческое бытие в материальном мире. В данном случае человек определяется как, вещь.

2) Cпецифическое существование человека. Человек выступает как индивид, не как тело.

III) Бытие высокого и духовного.

1) Постижение индивида. Конституция неосознанного: интуиция, инстинкты, рефлексы.

2) Духовное, которое существует объективно - то, что воплощено в отраслях культуры.

IV) Социальное бытие является:

1) бытием человека как одной единицы;

2) бытием человека в общественных отношениях.

Мир - это беспредельное целое;

Все существующее равноправно, даже если проявляется в различных формах - природа и дух, отдельный индивид и общество в целом;

Мир един;

Мир существовал и развивался по своему мышлению. Это происходило задолго до того как люди осознали что мир есть был и будет.

В философских системах взглядов (монизм, плюрализм, дуализм) трактовка проблемы бытия может быть различной. Монизм видит рождение бытия - материальным или же идеальным. Дуалистическая сторона связывает признание равнозначного существования начал как духовного так и материального. Плюралистический подход признает существование большого количества независящих один от другого начал и разновидностей бытия.

Следуя выше изложенному, нужно сделать вывод о том, что существуют различные виды разных онтологии: онтологии природы и человека, онтологии культуры и общества. Напомним, что онтология - это центральный раздел философии, изучает учение о бытии. С развитием информационных технологий, в аппарат онтологии добавилась новая категория бытия - виртуальное бытие. Как результат данного прогресса, появляются новейшие интерпретации понятия «бытие», которые отображаются в сферах культуры. (Как пример, иллюзорное существование бытия в интернете, что является своего родом бытием-небытием.)

4. Проблема Б ытия

Первые Попытки осознания проблемы бытия появились еще в древнекитайской и древнеиндийской философии. (Дао - «мать всея вещей», «Брахма» - первоначальная божественная сила;).

Вопрос о начале всех начал появился также в Древней Греции. Греки понимали под началом земные стихии воду, огонь, землю, апейрон.

Парменид, древнегреческий философ, предполагал существование бытия, считал что оно постоянно, неизменно и однородно. Ничего иного, кроме абсолютного бытия просто нет. Все вышеизложенные идеи заключаются в его заявлении: “Нужно излагать и думать, в силу того что - сущее - есть, так как бытие - есть, в тот момент как ничто другое существовать не может». Платон (философ Древней Греции, извествнейший ученик Сократа) же обосновал иную, противоположную тенденцию в объяснения бытия. Бытие - есть мир полный идей, которые являются истинными и неизменными.

Впервые в философской истории Платон дал понять, что бытием может обладать не только материальное, но и идеальноое.

Гераклит - основатель формы диалектики - имел свою мысль на этой счет. Он заявлял, что устойчивого, потоянного бытия попросту нет вообще, и смысл бытия находится в постоянном развитии, в союзе бытия и бескрайнего небытия. Основа нашего мира, тот самый “Космический огонь”, по-мнению Гераклита, в наглядной форме отображает бытие, как неизменное становление.

Во времена средневековья, христианская философия выделяла:

Истинное (праведное) бытие - это вера в Бога

Неистинное бытие - товарное, зачастую характеризовало “ничто”.

Средневековая философия, исходя из библейского утверждения о Боге « Яесть сущий», зачастую определяла такие понятия как Бытие и Бог равнозначно.

В ходе истории Нового времени, понятие “бытие"» предоставляется реальностью, противостоящей человеку; является тем сущем, которое индивид осваивает с помощью определенной деятельности. Бытие выделяет субстанцию - что-либо неизменное, неубиваемое, существующее только благодаря себе и в себе самом.

Сложность проблем разнообразых форм и видов бытия, имеет огромное значение не только для повседневной практики, но и для когнитивного применения в позавательной деятельности человека. Бытие нельзя назвать “аморфным”, это определение явно не подходит для его обозначения. Оно всегда наполнено определенной формой и структурой

5. Онтология

Полагается думать, что все то единство, существующее с незапамятных времен) - это наш огромный, безграничный мир. Мир бесконечен. Он развивается по определенной программе, заданной ранее, он не может починяться воли человека. Отсюда возникает очередной вопрос: Как же понимать это единство? Данный вопрос необходимо попытаться решить, ибо в противоречие попадают все определенные вопросы частных наук.

Чтобы основать представление, куда входили бы все отдельные вещи, и которое считалось бы максимально общим для понимания всего мира, необходимо специально понятие, не схожее с обозначением определенных вещей и предметов. Данное представление в нынешней культуре наименуетмя определением картина мира.

Картина мира - это четко сложившаяся на определенном этапе человеческого развития совокупность мнений, мыслей об устройстве действительности, ее модификации, способах функционирования, которая сформировалась на основе начальных принципов мировоззрения и соединяющая опыт и изнания, накопленные человечеством.

Различают некоторые разновидности картин мира:

* религиозная - Бог в религии является главным собирательным понятием;

* научная - Собирательным понятием в науке принято считать термин Энергия,

* философская - Бытие в философии - это бесконечный, единый характер всего мироздания.

Философия -- есть онтология, а онтология в свою очередь -- поиск цельности мира.

Онтология являетя разделом философии, который анализирует основные проблемы, касаемые бытия: проблема возникновения мира и единой основы, границы материального мира, а также его многофункциональные законы развития. Термин онтология многозначен. Существуют разнообразные виды данного учения Впервые термин “онтология”; был употреблен в лексиконе философии Рудольфа Гоклениуса (1547 - 1628 г.г.) Но как философское определенное понятие данный термин сформулировал немецкий философо-рационалист Хр. фон Вольф (немецкий ученый, 1679 --1754 г.г.). Совсем недавно, онтология в советской философской литературе, являлась, практически нон-грата. Было принято полагать, что философии марксизма не нужны ни онтология, ни гносеология, аксиология и ибо эта философия- есть единое истинное учение о бытии, которое объединяет сразу все эти насущные проблемы. Как же можно объяснить эту неприязнь к данному термину? Возможно, именно тем, когда зародился сам термин, учение онтология воспринималась как неотъемлемая доля метафизики. Марксизм к метафизике относился крайне неприязненно. Однако по истечении времени все вернулось на свои места.

Все без исключения учения философии, всегда заключали совокупность онтологических проблем

Онтологические вопросы содержат в себе вопросы определенных наук, таких как физика, химия, геологии, которые позволяют понять устройство и происхождение мироздания. Вопросы онотологии сводятся к пониманию единой Вселенной и мира как неразрывного целого.

Заключение

Существует огромное множество вопросов, на которые не всегда есть ответы. Для того, чтобы наиболее достоверно ознакомиться с философским учением о бытии, необходимо помнить о наиболее важных понятиях, используемых в философии. В данной работе,были затронуты и рассмотрены все необходимые понятия и определения, с помощью которых мы раскрыли тему данной работы. Бытие как начальное понятие всего лишь исходный пункт философских размышлений о человеке и мире. Философия делает упор на когнитивную, нравственную, и духовную деятельность человека. Проблема данного характера уясняется при помощи категории бытия, и других, тесно связанных категорий небытия, материя, сущность, мера существование, сущее, пространство, субстанция, время, и тому подобное.

Как возникает желание пониманию к целостности мира, которое заложено в основе всея философии? Великий Аристотель видел это так: "Человек от рождения стремится к знанию и самопознанию» (выдержка из его труда по Метафизике) ". Познавать -это искать сущность вещей. Аристотель отдели понятия «познавать» и «видеть». Познавать -быть в поиске чего-то; невидимое - есть существенное для ума, а видимое - есть неполное для глаз. Видеть - значит обозревать при помощи глаз то, что функционирует здесь.

Я думаю, что с Аристотелем нужно согласиться. Каждый человек складывается из того, что есть у него, и чего ему все время не хватает. Жизнь человека имеет свойство беспрерывно задавать миру в сотни вопросов о природы, происходжении человека, и т. д. Все эти вопросы оборачиваются к бытию, недолговечному и постоянному.

Бытие это предмет изуения онтологии - учении о сущном, о мире в целом. Онтология затрагивает важнейшие вопросы таких наук, как физика, химия, астрономия. Онтология являетя разделом философии, который анализирует основные проблемы, касаемые бытия: проблема возникновения мира и единой основы, границы материального мира, а также его многофункциональные законы развития. Вопросы онотологии сводятся к пониманию единой Вселенной и мира как неразрывного целого Поэтому, непременно можно сказать, что все живое на Земле тесно связанно друг с другом.

И так, онотология - является важным разделом философского знания, необходимым для подлинного понимания сути вещей…

Список используемой литературы

1. Олег Владимирович Ермаков / Планета Любовь... Жизнь, Любовь, Судьба

2. Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура. - В кн.: Три подхода к изучению культуры. M., 1997

3. Мотрошилова Н. Онтология // Философская энциклопедия.- Т.4.- М.: Сов. энциклопедия, 1967.- С. 140-143.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие бытия в философии, диалектика бытия и небытия. Соотношение мира физических вещей, материальной действительности и внутреннего мира человека. Система категорий онтологии - категории возможного и действительного, существования и сущности.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2013

    Понятие бытия как философской категории, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Диалектическая взаимосвязь между бытием и небытием. Материальное единство мира. Бытие в истории философской мысли.

    реферат , добавлен 30.04.2014

    Определение сущности бытия - философской категории, выражающей момент изменчивости, неопределенности, бестелесности любого фрагмента реальности. Обзор основных параметров бытия: движения, развития, пространства, времени. Проблема единства и гармонии мира.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2010

    Понятие "картина мира". Специфика философской картины мира. Философская теория бытия. Специфика человеческого бытия. Исходный смысл проблемы бытия. Учения о принципах бытия. Иррациональное постижение бытия. Материальное и идеальное.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Категория бытия. Иерархия и формы бытия. Проблема атрибутов бытия (движение, пространство, время, отражение, системность, развитие). Законы и категории бытия (законы и категории диалектики). Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Проблема единства мира: история и современность. Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира. Материя как субстрат: субстратное основание единства мира. Материя как субстанция: субстанциональное. Формы движения материи.

    реферат , добавлен 31.03.2007

    Бытие как универсальная категория единства Мира. Проблема бытия в истории философской мысли. Материя как фундаментальная категория философии. Основные свойства материи. Методологические принципы при разработке классификации форм движения материи.

    реферат , добавлен 12.06.2012

    Исследование и подходы к анализу проблемы существования материи с философской и естественнонаучной точек зрения. Историческое развитие представлений о материи как философской категории, иерархическая организация. Вопросы единства и многообразия мира.

    реферат , добавлен 04.02.2015

    Концепция бытия как фундамент философской картины мира. Историческое осознание категории бытие (от Античности до современности). Понятие материи в системе категорий диалектического материализма, ее структура и свойства. Единство физической картины мира.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Онтология - учение о Бытии. Связь категории "бытие" с рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Основные формы бытия. Структурная организация материи и учение о движении.

Бытие - это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные.

Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует, но для неё начальным постулатом становится уже не сам факт, а его смысл. Это и имел в виду И.Кант, когда дал мудрёное на первый взгляд определение бытия: «Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе».

Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает бытие не как свойство вещей, а как связку суждения. «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи… В логическом применении оно есть лишь связка в суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию.

Диссертация «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» явилась началом перехода к воззрениям «критического» периода, главными произведениями которого стали «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - «вещах в себе». Познание наше начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант - материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант - идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания «о вещах в себе». Но, по И. Канту, вещь сама по себе непознаваема, кроме того принципиально, т.е. она не может быть представлена в сознании в полном объёме. Мы познаем феномены, а не ноумены. Феноменальное знание есть знание научное, поэтому точное, логичное, теоретическое. Это знание не обо всех, но только о самых существенных чертах, об общих закономерностях. Дальше этого наука идти не в состоянии. Вещи сами по себе остаются вне пределов её досягаемости. Под вещами Кант понимает не только обычные вещи, но мир в целом. Мир в целом не познаваем средствами науки. Средствами науки не познаваем еще ряд объектов, которые мыслитель выделяет особо. Это Бог, душа и свобода. Они остаются принадлежностью интимного мира личности.

В человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было, первична предпосылка -- существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы и т.д.), удовлетворение его по крайней мере совершенно необходимых (в этом смысле фундаментальных) потребностей. Без этого вообще невозможно человеческое существование. И.Кант писал: “Довольно рано развиваются у человека те способности, при помощи которых он может удовлетворять потребности, вызываемые его зависимостью от внешних вещей”. Материализм традиционно придавал большое значение данному факту.

Во-первых, потому, что тут находит подтверждение идея о первичности материального по отношению к духовному: чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела.

Во-вторых, для материализма отсюда вытекали важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого существа. Исходное право связано как раз с сохранением жизни, самосохранением индивидов и выживанием человечества. Оно исходное потому, что без его реализации невозможно развёртывание других возможностей, потребностей и прав человека. Человек должен иметь пищу, одежду, жилище -- это верно в силу законов не только человеческой справедливости, но и самого человеческого существования. Здесь -- предпосылка бытия, тот пункт, где на уровне права и морали должна быть признана обусловленность права человека на удовлетворение его фундаментальны (природных) потребностей. Конечно, потребности человека уже в древности приняли иной характер; даже потребности тела преобразовались в особые, не чисто природные притязания. Но это уже другая проблема, выходящая за пределы вопроса о предпосылках человеческого бытия, который мы здесь обсуждаем.

В-третьих, из факта существования человека как живого тела, природного организма вытекает его подвластность всем законам жизни, и, прежде всего законам наследственности, отменить которые или пренебречь которыми люди не смогут даже и тогда, когда признают и станут учитывать их основательнее, чем сегодня. Это лишний раз показывает, как осторожно и ответственно надо обращаться с природно-биологическим “измерением” человеческого бытия. Можно сказать, что биология человека -- целый мир, относительно самостоятельный и целостный, специфический в его бытии и в то же время вписанный в целостность природы. Всякое нарушение экологического баланса человеческого организма влечет за собой опасные и разрушительные для человека последствия.

В-четвертых, философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками -- тем что раньше в философии именовали его “душой”, а в наше время чаще “называют психикой”. Бытие отдельного человека -- непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них -- с психикой, с духовной жизнью индивида. ”Если исследовать причину тех препятствий, которые удерживают человеческую природу на столь низкой ступени, то окажется, что она кроется в грубости материи, в которой заключена духовная его часть, в негибкости волокон, в косности и неподвижности соков, долженствующих повиноваться импульсам этой духовной части”.

Работа духа в известном пределе зависит от здоровья тела человека. ” Из-за этой зависимости духовные способности убывают вместе с живостью тела; когда в преклонном возрасте от ослабленного обращения соков в теле движутся только густые соки, когда уменьшается гибкость волокон и проворство движений, тогда подобным же образом истощаются и духовные силы; быстрота мысли, ясность представлений, живость ума и память становятся слабыми и замирают ”. Недаром пословица гласит: в здоровом теле -- здоровый дух. Однако пословица верна далеко не всегда, что, видимо, не требует специальных доказательств. Хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеческого духа в поддержании жизни немощного или больного тела.

Один из примеров тому -- жизнь И.Канта. Родившийся хилым ребенком, немощный телом философ прожил 80 лет благодаря тому, что хорошо разобрался в особенностях своего организма, строго придерживался разработанных для себя режима, диеты и умел воздействовать на свою психику. На жизнь Канта благотворно повлияло так же то обстоятельство, что он увлеченно трудился, был и в жизни верен проповедуемым в книгах высочайшим ценностям духа и нравственности.

Человеческое бытие -- реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Каждый из нас -- реальность для самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?

Люди не просто существуют в мире, но способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за “судьбу бытия”. Поэтому человек может и должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью.

Лекция 3. БЫТИЕ, ФОРМЫ БЫТИЯ

    Онтология как учение о бытии.

    Формы бытия.

    Материя и ее свойства.

    Диалектика и ее законы.

    Сознание. Структура и функции сознания.

    Общественное и индивидуальное сознание.

1.Онтология как учение о бытии

Учение о бытии – онтология - один из центральных разделов философии. А сама проблема бытия одна из главных, фундаментальных в философии, именно с нее начиналось становление философии. Философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пытаясь понять сущность бытия, его основу, а потом уже расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, учение о человеке, об обществе, иные философские проблемы.

Многие философы высказывались о бытии. У греческих материалистов бытие совпадало, с одушевленным вещественным Космосом. У Платона бытие – это мир бессмертных идей. В средневековой философии господствовала концепция несотворенного (Бога) и сотворенного бытия (природа). В эпоху Нового времени, Просвещения развивался культ материального бытия. По Лейбницу, бытие – это воплощение деятельности духовных монад («монада» – духовная сущность, частица, представляющая собой «сжатую Вселенную»). Бытие у Гегеля – ступень восхождения абсолютного Духа. У Маркса и Энгельса бытие – материальная жизнь общества, природа («бытие» и «материя» совпадают). В «Философии жизни» В. Дильтея бытие является особым способом выражения жизни. Экзистенциалист Ж.П. Сартр выделяет «бытие для себя» (самосознание) и «бытие в себе» (материальное бытие). В философской герменевтике «дом Бытия – это язык».

Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Бытие – это все, что схватывается связкой «быть». Вещи, жизнь растений, животных и людей, а так же наши страдания, мысли и чувства, все это реально существует, а стало быть, является частью бытия. Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов. Но категория бытия схватывает также и то, что объединяет объекты, выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие есть всеединая целостная действительность, совокупное целое всего, что есть.

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

2.Формы бытия.

Философское познание бытия включает осмысление основных форм бытия, их диалектики. Целесообразно выделить следующие формы бытия.

1. Бытие природы, Вселенной (материальное бытие) . Это – объективная реальность с ее состояниями, системами, законами и процессами. Бытие природы есть и будет существовать вечно, вне и независимо от человеческого опыта и сознания. Бытие природы включает: сложившееся косное, дожизненное бытие; живое, органическое бытие; бытие в форме самоосознающей жизни – высший продукт вселенского развития. Человек и его дух существуют благодаря этой непреходящей Природе.

2. Бытие общества (общественное бытие) . Бытие общества – сложнейшая материально-разумная действительность, собственно человеческий мир. Этот мир имеет свою качественную специфику, законы собственного существования и развития. Бытие общества и бытие природы единородны, нерасторжимы. Не только природа продолжается в «мире людей», но и мир людей в природе.

3. «Вторая», очеловеченная природа . Это – бытие произведенных людьми вещей, систем, предметов культуры. Весь мир «второй природы» – машины, города, ландшафты, статуи, храмы, коммуникационные системы, бытовые вещи и т. д. – все это продукты человеческой деятельности, «окаменелости» человеческого разума. Эта форма бытия основана на законах природы и общественной жизни, она зависима от человека.

4. Бытие человека, личности (человеческое бытие) . Бытие отдельного человека существует в трех измерениях: 1) как жизнь отдельной биологической особи, принадлежащей к виду «Хомо сапиенс» («человек разумный»); 2) как социально-историческое существо (как совокупность, система социальных связей и отношений); 3) как духовное существо (ценностно-смысловое измерение человеческой жизни, сознания и деятельности). Бытие человека нельзя оторвать от окружающей среды, от общества и Вселенной. Сущностные, закономерные связи природного и социального бытия трансформируются в законы человеческого поведения, смыслы и ценности человеческой жизни. Человек существует в единстве с природой обществом и историей. Он – центр деятельности, реализации (объективации) смыслов и ценностей. Человек существует в единстве его телесной, социальной, душевной и духовных форм жизни.

5. Бытие духа и сознания (духовное бытие) . Эта форма бытия представляет собой существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.

Все указанные формы бытия диалектически взаимосвязаны, существуют в единстве.

С понятием «бытие» тесно связано понятие «реальность». Выделяют следующие виды реальности:

1. Объективная реальность или ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – реальность, существующая независимо от сознания того, кто наблюдает ее со стороны.

2. Субъективная реальность или феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) – это кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

3.Материя и ее свойства .

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Философское, всеобщее понятие материи дать чрезвычайно трудно. Материя – это субстрат объективной реальности, формирующийся в результате полевых, информационных взаимодействий и воспринимаемый нами в виде вещей, предметов и тел. Нет необходимости сводить все сущее, всю объективную реальность, все проявления бытия к «голой» материи. Материя, энергия и информация – атрибуты объективной реальности. Они существовали и будут существовать вечно. Все состояния мира и ресурсы развития мира существуют и изменяются совместно, т. е. в единстве этих трех категорий. Провести этот философско-научный взгляд на все состоянии и уровни организации материи чрезвычайно трудно. Но именно он коренным образом меняет миропредставление, взгляды на структуры и процессы во всей Вселенной, включая и наш социокультурный мир.

Стало привычным, аксиоматическим утверждение, что движение есть способ существования материи. Под движением понимаются любые изменения в мире – физические, химические, биологические, социальные, информационные и др. Нет материи без движения, как движения без материи. Термин «развитие» также является емким. Под развитием понимается поступательные, необратимые изменения состояний материи от простых к более сложным, одним словом, синтетический процесс повышения сложности и эффективности материальных систем. Появление живых существ, социальной жизни и одухотворенного человека – результаты развития Вселенной.

Новейшие научные представления позволяют по-новому взглянуть на формы движения материи. Известно, Ф. Энгельс (в «Диалектике природы») выделил пять форм движения материи :

1) механическую (перемещение тел в пространстве),

2) физическую (электрические, тепловые и др. процессы),

3) химическую (атомный и молекулярный обмен, химические реакции),

4) биологическую (обмен белковых тел, жизненные процессы в биосистемах),

5) социальную (процессы изменения и развития в обществе).

Такая классификация при всех ее положительных моментах явно устарела. Современные философы и ученые говорят об информационной, кибернетической, геологической и галактических формах движения материи. Обсуждая формы движения материи, нужно всегда учитывать их диалектику, т. е. взаимодействие форм движения материи. Общество и человек, например, наглядно демонстрируют взаимодействие многих форм движения материи. Но нельзя сложные формы (социальную, биологическую) сводить, редуцировать к простейшим формам движения материи – механической, физической, химической. Такая операция сведения одних форм движения материи к другим (простейшим) называется механицизмом или редукционизмом. Но каждая форма движения материи, подчиняясь своим собственным законам, опирается на материальный субстрат, информацию и законы низших форм движения материи. Например, человек – это клеточка (социальная, биологическая) мироздания, но ее нельзя вырвать из системы энерго-информационных связей со всей Вселенной. Механизмы переработки информации и управления в природе и социальной сфере выступают и двигательной силой поступательного движения и развития.

Учение о формах движения материи имеет прежде всего огромное мировоззренческое значение. Оно дает синтез представлений о материи. В методологии познания оно служит руководством при решении многих философских и научных проблем (например, при решении проблемы соотношения биологического и социального в структуре способностей человека и самой личности, в частности, в личности преступника, проблемы взаимосвязи биосферы и социосферы, при решении экологических и политологических проблем).

Категории пространства и времени обозначают основные формы существования материи. Пространство – это протяженность и порядок сосуществования объектов природного и социального мира. Время – длительность, последовательность и порядок смены процессов и событий бытия. Обеспечивая общий взгляд на мир, отождествление и различение отдельных явлений действительности, категории пространства и время имеют решающее значение для построения картины мира.

Современная философия и наука все больше склонны рассматривать Вселенную как самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является мыслящий человек. Поэтому фундаментальные знания о материи и разумной Вселенной должны быть регуляторами этического поведения людей, инструментами созидания осмысленного социального бытия.

    Диалектика, ее законы.

Мир, окружающий нас, бесконечно сложен и бесконечно разнообразен. В этом мире все взаимосвязано. Он не стоит «на месте», а постоянно изменяется и развивается. Диалектика – это и есть понимание мира как непрерывно развивающегося, единого в своих проявлениях, всеобщих связях и законах. Диалектика как составная часть философии имеет огромное мировоззренческое, познавательное и методологическое значение. Без диалектики невозможно объяснить механизмы и закономерности развитая самых разнообразных систем (биологических, социальных и др.), аномальные явления в научной, идеологической и социальной практике, философские заблуждения.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектическая картина мира – это особый высокоорганизованный вид знаний, их синтез путем широких философских обобщений на базе интегративных понятий, касающихся всех форм бытия (и материи), с учетом иерархии бытия и принципа историзма. Категория развития – центральная в диалектике.

Ключевая проблема диалектики – проблема развития – и сейчас остается недостаточно познанной, мировоззренчески освоенной. Только синтез современных знаний о закономерностях развития мира позволит нам увидеть эту проблему в новом свете.

В учебной и монографической философской литературе обсуждаются в основном четыре трактовки развития: 1) развитие как процесс необратимых качественных изменений; 2) развитие как бесконечное движение от простого к сложному, от низшего к высшему; 3) развитие как «борьба противоположностей», разрешение противоречий; 4) развитие как фактор мирового круговорота материи.

Диалектический подход к исследованию развития заключается в поисках источника и движущих сил этого развития (закон взаимодействия противоположностей ); в объяснении механизмов развития (закон перехода количественных изменений в качественные ); и, наконец, в выявлении направленности развития (закон отрицания отрицания ). Единство этих законов проявляется в том, что любой предмет или явление есть некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие, требующее своего разрешения, преодоления. Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества некоторых прежних свойств. И характер качества, и форма разрешения противоречий, и направленность развития целого довольно сильно разнятся, в зависимости от того, имеем ли мы дело с неорганической природой или сферой человеческого духа. Однако эти различия вовсе не исключают принципиального номологического единства между ними.

Закон единства и борьбы противоположностей . Этот закон означает, что всем вещам, системам и процессам в мире свойственно «раздвоение единого» на противоположные взаимодействующие части, их столкновение и «борьба» обуславливает всякое изменение и развитие вещей, процессов и систем. Хотя этот закон можно было бы именовать законом взаимодействия противоположностей, учитывая, что противоположности бытия могут и не «бороться» друг с другом, а гармонично друг друга дополнять и обогащать. Закон именуется как «основной закон диалектики», он выражает суть, «ядро» диалектики. Считается, что «закон единства и борьбы противоположностей» является источником самодвижения и развития явлений природы и общества.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений гласит, что при постепенном накоплении количественных изменений на определенном этапе (при разрыве меры) вещь превращается в другую или новое качество, влекущее за собой и новые количественные характеристики. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Согласно этому закону, переход количества в качество сопровождается скачком, перерывом постепенности. Однако процессы развития и самоорганизации биологических и социальных систем не всегда согласуются с концепцией скачка. Скачок, как он описан в философской литературе, связан со структурной перестройкой вещи, «развязыванием» старых связей и «завязыванием» новых. Но эти ломки структуры не применимы к самоорганизации развивающихся систем, тем более систем витального, органического плана. Можно привести немало примеров и «затухания» скачков, преобладание эволюционных, а не революционных процессов в развитии. Развитие высокоинтегрированных и управляемых систем может осуществляться и без скачков. В марксистской диалектике, наряду с абсолютизацией «борьбы противоположностей» произошла и абсолютизация «скачка».

Закон отрицания отрицания . Этот закон выражает направленность, поступательность процесса развития, объясняет возникновение нового при повторяемости некоторых элементов старого. Основные категории, характеризующие закон, – отрицание, преемственность, развитие. В процессе развития системы каждая более высокая ступень отрицает предыдущую и вместе с тем сохраняет все ее положительные, «жизненные» стороны в своей структуре и своем содержании. Марксистская диалектика абсолютизировала момент отрицания в развитии (новое может возникнуть только на «костях», на пепелище старого). Но в таком случае трудно сохранить жизнеспособность, преемственность системы. Скорее, старое должно вытесняться новым без существенных разрушений и, безусловно, отжившее должно отрицаться. В законе «двойное отрицание» символизирует способ жизнеутверждения нового. Социализм, отрицая капитализм, должен был как бы отрицать самого себя, подобрать все положительное содержание своего предшественника. Только в этом случае он бы уцелел, стал высшим цветом цивилизации. Но этого не произошло. Были нарушены механизмы преемственности в развитии. К сожалению, в социальной жизни (в мыслях и действиях людей) нередко преобладают «пустые», «зряшные», деструктивные отрицания. Так демократическая перестройка в СССР вылилась в сплошные отрицания: разрушение государственного управления, народнохозяйственного комплекса, социальной политики, правовой и моральный нигилизм и многое другое. Если от старого не оставить «камня на камне», то не на чем будет и возводить новое. Диалектическое отрицание предполагает преемственность, связь нового со старым.

В качестве наглядной модели закона «отрицания отрицания» используется «расширяющаяся вверх спираль». При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как цепь циклов. Этот образ удачно схватывает общее направление развития (оно идет по спирали, не по прямой линии), «как бы возврат к старому», но на более высоком уровне.

Всеобщие закономерности бытия отражают и категории диалектики. Категории – наиболее общие понятия, выражающие существенные связи и отношения в мире. Диалектика действительности «схватывается» в системе взаимосвязанных и соотносительных парных категориях: «причина–следствие», «форма–содержание», «сущность–явление», «необходимость–случайность» и др. Сетка диалектических категорий позволяет объяснять противоречивый объективный мир в его взаимообусловленности, закономерных связях и развитии.