Какие существуют виды предстартовых состояний. Физиологическая характеристика предстартового состояния

До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем.

Предстартовое состояние - это комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях.

Различают:

- Ранее предстартовое состояние, которое возникает за несколько дней до соревнований.

- Предстартовое состояние, возникает с момента попадания в атмосферу спортивных состязаний.

- Стартовое состояние, которое возникает за несколько минут или секунд до старта.

Предстартовые изменения функционального состояние спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которого происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, дыхательных и сосудодвигательных центров, которые приводят к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменения состава крови. Мобилизация функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников, сопровождается увеличением содержанием адреналина в крови. Также в предстартовом состоянии отмечается усиление парасимпатических влияний на внутренние органы, выражающейся в увеличении кишечной перистальтики и понижения тонуса сфинктера мочевого пузыря. Предстартовые изменения в крови выражаются в увеличении количества лимфоцитов и нейтрофилов, в повышении концентрации молочной кислоты.

Физиологические механизмы предстартовых изменений носят условнорефлекторный характер. Различные факторы внешней среды, связанные с обстановкой спортивных соревнований, будучи подкрепленными мышечной работой, становятся условными сигналами предстоящей двигательной деятельности. Существенное значение имеет иррадиация возбуждения с двигательных зон коры больных полушарий на центры вегетативных функций. Эмоции в предстартовом состоянии вызывают большой эмоциональный накал. Эмоциональные реакции и мотивации в данном случаи могут рассматриваться как важные регуляторы функционального состояния организма. Также эмоции

сглаживают специфичность реакций со стороны внутренних органов.

9. Физиологическое обоснование состояния утомления и его биологическое значение .

Под утомлением понимают физиологическое состояние, на­ступающее вследствие напряженной или длительной деятельно­сти организма, проявляющееся в дискоординацин функций и во временном снижении работоспособности. У низших животных утомление наступает относительно медленно, но достигает боль­шей глубины, чем у высших животных. Наиболее сложно утом­ление протекает у человека. Это связано с тем, что в развитии утомления и в течении восстановительных процессов у человека особое значение приобретают социальные факторы.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной за­щите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выражен­ном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождаю­щейся нарушением постоянства внутренней среды организма. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмер­ной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма. В развитии утомления различают скрытое, преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполня­ется с большими энергетическими затратами. Это компенсиро­ванная форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное, явное утомление.

Главным признаком этого состояния является снижение ра­ботоспособности. Развитие охранительного торможения в цент­ральной нервной системе приводит к отказу от работы. При не­компенсированном утомлении угнетаются функции надпочечни­ков, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза. Утомле­ние, развивающееся в процессе выполнения физических упраж­нений, приводит к снижению их эффективности и ухудшению спортивного результата.

Рациональное построение тренировочного процесса невоз­можно без глубокого понимания механизмов развития утомле­ния. Появление центрально-нервной теории утомления связано с именем И. М. Сеченова. Она явилась важным шагом в рас­крытии механизмов утомления. Особая роль центральной нерв­ной системы в развитии утомления несомненна. Торможение - универсальный механизм, предохраняющий нервную систему, а через нее и все органы и ткани от истощения, результатом ко­торого может быть потеря жизнеспособности организма.

Утомление в целостном организме наступает прежде всего в центральной нервной системе. При этом более ранимыми ока­зываются высокодифференцированные клетки коры больших полушарий. И. П. Павлов показал, что утомление и восстанов­ление-это две стороны одного процесса. Соотношение их - основа деятельного состояния или перехода к пониженной ак­тивности живой структуры. Развитие Г. В. Фольбортом идей И. П. Павлова показало принципиальную верность представле­ний об утомлении как о состоянии, зависящем от соотношения процессов истощения и восстановления.

Физиологические и биохимические сдвиги, происходящие во время работы, приводят к ухудшению функционального состоя­ния работающего органа. Но они в то же время стимулируют восстановительные процессы. Скорость восстановления при этом оказывается тем выше, чем быстрее наступает утомление. По со­временным представлениям, истощение энергетического мате­риала клеток, прежде всего АТФ, оставляет структурный след в генетическом аппарате клетки.

Дефицит АТФ стимулирует увеличение белковой массы ми­тохондрий и по принципу обратной связи ведет к увеличению выработки АТФ по ходу работы и в восстановительный период. В результате тренированность к этому виду нагрузки повышает­ся. Истощение, превышающее допустимые пределы, ведет к сры­ву адаптации с развитием картины переутомления.

Современная теория утомления исходит из предпосылки о многоструктурности и неоднозначности функциональных изменений в отдельных системах во время работы. Процессы, обу­словливающие развитие утомления, в первую очередь происхо­дят в коре больших полушарий. Однако при этом не снимается роль местных и гуморальных факторов в развитии утомления. В зависимости от вида работы, ее напряженности, продолжи­тельности ведущая роль в развитии утомления может принад­лежать различным физиологическим системам.

Изменения в гуморальной системе регуляции могут стать ведущими факторами в развитии утомления в связи с повышен­ным поступлением в кровь гормонов гипофиза и надпочечни­ков при эмоциональном стрессе. Угнетение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы - возможная альтер­натива в изменении гормонального равновесия при длительной истощающей работе-может также стать одним из ведущих факторов утомления.

Нарушение в центральном звене регуляции физиологических функции может играть ведущую роль при кратковременной мы­шечной работе скоростного характера, в результате действия мощного потока проприоцептивных и хеморецептивных импуль­сов и последующего развития запредельного торможения (пер­вичное утомление).

Снижение возбудимости нервных центров при истощающей работе является результатом действия слабого по силе, но дли­тельного и монотонного раздражителя. На состояние высших корковых и подкорковых центров регуляции оказывает влияние изменение химизма внутренней среды, изменение основных кон­стант, обеспечивающих гомеостаз организма. Нарушения химиз­ма внутренней среды происходят вследствие снижения активно­сти ферментов, угнетения липидного и углеводного обмена, сни­жения уровня аденозинтрифосфатазы, а также первичных акцепторов электронного каскада - НАД и НАДФ.

Ведущими факторами развития утомления могут стать н местные процессы, например нарушения в периферическом звене нервно-мышечного аппарата. Они связаны с понижением воз­будимости н проводимости в нервно-мышечных синапсах, фи­зиологическими и биохимическими изменениями в рецепторах и сократительных элементах мышц.

Подобный подход к изменяющемуся значению отдельных факторов в развитии утомления, а также строгая количествен­ная оценка их значимости может быть основой управления тре­нировочным процессом. Выделение ведущего фактора в разви­тии утомления при конкретных видах мышечной работы воз­можно при правильном подборе соответствующих тестирующих проб и методик исследования.

Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появ­ляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким пони­жением активности в результате развития охранительного тор­можения и понижения возбудимости корковых клеток.

Феноменологическая картина утомления у детей и роль от­дельных факторов в его развитии столь же разнообразны, как и у взрослых. Однако течение восстановительных процессов, быстрота развития утомления у детей имеют существенные от­личия от взрослых. В занятиях с детьми следует исключать однообразную, монотонную работу, чередовать различные виды работы, облегчающие восстановление по механизму активного отдыха. Учитывая, что работоспособность детей падает от пер­вого к последнему уроку, от понедельника к субботе, в режиме дня школьника необходимо предусмотреть и соответствующие изменения в содержании физических и умственных нагрузок, а также в средствах и методах их активизации.

Перетренировка

Перетренировка - этап прогрессирующего развития пере­утомления. Она сопровождается комплексом функциональных нарушений, затрагивающих преимущественно центральный ап­парат регуляции двигательных и вегетативных функций. Ранни­ми признаками перетренировки служат расстройство сна, отсут­ствие интереса и желания тренироваться, боязнь физических напряжений, страх перед выполнением сложных упражнений. Спортсмен становится раздражительным, легко вступает в конф­ликты с товарищами и тренером или, наоборот, отличается вя­лостью, безразличным отношением к окружающим.

В развитии перетренировки можно выделить три стадии. Для первой стадии характерно прекращение роста спортивных результатов или их снижение, жалобы на ухудшение самочувст­вия, отсутствие желания к продолжению тренировки, понижен­ная приспособляемость к нагрузкам. Вторая стадия перетрени­ровки проявляется в прогрессирующем снижении спортивных результатов, в ухудшении восстановительных процессов после нагрузки при плохой приспособляемости к ней.

Субъективные жалобы на плохое самочувствие усугубля­ется объективным ухудшением функционального состояния спортсмена. Стойкие функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, сопровождающиеся резким снижением спортивной работоспособности, - такова картина третьей стадии перетренировки.

Во второй и третьей стадиях перетренировки наряду с рас­стройствами регуляции могут наблюдаться диффузные и оча­говые изменения в сердечной мышце. Субъективные проявле­ния перетренировки этих стадий - жалобы на неприятные ощущения и боли в области сердца, в особенности после физической нагрузки. Сократительная способность сердца ухудша­ется. При увеличивающихся размерах сердца наблюдается от­рицательная корреляция с объемом сердечного выброса. При физических нагрузках в подавляющем большинстве случаен наблюдаются атипические реакции, преимущественно со сту­пенчатым подъемом артериального давления.

Существенные изменения происходят в характере обменных реакций. Если на начальной стадии снижается интенсивность окислительного фосфорилирования, то на поздних этапах пере­тренировки ухудшаются гликолитические механизмы ресинтеза АТФ, уменьшается содержание гликогена и увеличивается об­разование аммиака в мышцах. Нарушение витаминного балан­са при перетренировке выражается в резком снижении содер­жания витамина С в крови, печени, скелетных мышцах. Вследствие ухудшения пластических процессов, а также повышенного расхода энергии при мышечной работе падает масса тела. Снижение показателей физических качеств при перетренировке относится более всего к общей и скоростной выносливости. Быстрота и мышечная сила изменяются в меньшей степени.

При перетренировке отмечается падение активности есте­ственных защитных факторов организма. При исследовании состояния естественных защитных реакций у юных спортсме­нов, находящихся в состоянии перетренировки, обнаружено падение активности фагоцитоза уже после незначительной малоинтенсивной нагрузки (5-минутная работа на велоэргометре с мощностью 60% от максимальной). Снижается исходный фон естественной иммунологической реактивности организма. Падение естественной иммунологической реактивности яв­ляется следствием понижения общей физиологической актив­ности организма, наблюдаемой при функциональных расстрой­ствах, связанных с перетренировкой.

Мерами предупреждения перетренировки служат правиль­ная организация тренировочного режима, учет индивидуальных особенностей адаптации к физической нагрузке, строгое сле­дование принципам спортивной тренировки, в которых обобщен многолетний опыт рационального построения тренировочного процесса.

Для восстановления спортивной работоспособности после первой стадии перетренировки необходим активный отдых в течение 1-2 недель. Объем тренировочной нагрузки в этом случае уменьшается, интервалы отдыха между интенсивными упражнениями удлиняются. Резко снижается объем интенсивных нагрузок, соревнования исключаются.

Последствия перетренировки второй стадии могут быть ликвидированы в течение 1-2 месяцев. При этом в первые не­доли (от 1 до 3) лечения полезен полный или активный отдых с неспецифической нагрузкой.

Третья стадия перетренировки требует полного 2-3 недельного отдыха, с последующим переходом к активному отдыху продолжительностью 3-4 недели. В этот период принимается комплекс восстанавливающих средств. К ним относится медикаментозные препараты, биологические и физиотерапевтические процедуры.

Перенапряжение.

Чрезмерная и форсированная физическая нагрузка без достаточного для восстановления периода отдыха приводит к изменению функций жизнеобеспечивающих систем организма развития патологических состояний. Перенапряжение возникает как результат несоответствия между запросами возникающими при мышечной работе, и функциональными возможностями спортсмена для их обеспечения. К числу причин результатом которых может быть перенапряжение относится интенсивная нагрузка, если она действует на не подготовительный организм, сочетается с напряженной учебой или работой и выполняется после заболевания если на фоне хронической инфекции.

В основе физического перенапряжения лежит нарушение нейрогуморальной регуляции физиологических функций и обмена веществ резкое изменение химизма во внутренней среде, т.е. нарушается гомеостаз внутренней среды. Дисфункции гормональной системы – увеличение содержания адреналина и его аналога в крови, кроме того наблюдается недостаточность, адренокортикотропной функций передней долей гипофиза, что является фактором способствующим развитию перенапряжения. В результате изменения веществ возникают нарушения баланса ионов калия и магния и могут наблюдаться диффузные и очаговые поражения сердечной мышцы.

Через мерная физическая нагрузка с опасной точки зрения недостаточно энергетического запаса сердечной мышцы, нарушения метаболизма и угроза инфаркта миокарда. Расстройство обмена веществ в миокарде занимает особое место среди других метаболических расстройств, т.к. при этом нарушается кровоснабжение всего организма. Поэтому миокард повреждается как первично, так и опосредовано через нарушения обменных процессов целостного организма.

Для нормальной функции миокарда необходимо равновесие между нейрогармонами, симпатической и парасимпатической нервной системы. Нарушение соотношений адреналина и норадреналина с одной стороны и оцетилхолина с другой стороны способствует развитию перенапряжения. Это приводит к гипоксии миокарда и некрозу сердечной мышцы. Очаговый изменения миокарда возникают в следствии спазма и механической закупорки артерии анемии, нарушений электролитного обмена. В результате перенесенного перенапряжения может сохраниться стойкое повышение АД, боли в области сердца и печени, значительное снижение физической работоспособности к приспособляемости мышечной нагрузки. В эти изменения могут привести к смертельному исходу. Многократное применение нагрузок превышающее функциональные возможности спортсмена сохраняется хроническим перенапряжением. В развитии хронического перенапряжения существуют 3 стадии:

Для I стадии характерно сохранение высокой спортивной работоспособности. При этом отмечаются характерные изменения ЭКГ и снижается экономичность физиологических функций.

Во II стадии появляется комплекс вегетативной и соматических расстройств приводящие к резкому падению физической работоспособности.

Для III стадии характерны дистрофические изменения в миокарде и расстройства гемодинамеки.

Следствием перенапряжения сердца может быть развитие патологических форм гипертрофии, при которых размеры сердца увеличиваются как за счет продольных так и за счет косых размеров. Патологические формы гипертрофии и с выраженными дистрофическими изменениями отличаются от физиологической гипертрофии являющиеся систематической мышечной работы. Границы переходы физиологической гипертрофии в патологическую носят условный характер. Выделяют 3 стадии развития гипертрофии:

Стадия компенсаторной гиперфункции сердца (увеличивающаяся функциональная нагрузка сопровождается одновременная активацией энергообразования и синтеза белка). Потребления кислорода на единицу массы сердца при этом растет. Снижаются запасы гликогена и креатина фосфата сердечной мышцы при одновременном увеличении ее массы.

Стадия характеризуется завершающей гипертрофией и относительно устойчивой гиперфункцией сердца. Уровень функционирования энергообразования и пластических процессов при этом нормализуется. Общее потребление кислорода на единицу массы сердца не отличается от нормы. Уменьшается содержание норадреналина в сердечной мышце, тем самым снижается активность к импульсам приходящим по симпатическим мышечным волокнам. При этом сократительная функция сердечной мышцы снижается.

Стадия происходит дальнейшее уменьшение содержание норадреналина в сердечной мышцы и ухудшение трофических влияний и симпатических нервов. На этой же стадии в гипертрофированном миокарде нарушается синтез нуклеиновых кислот и мышечного белка.

Средства предупреждения и лечения перенапряжения меня­ются в зависимости от степени его развития. При перенапряже­нии первой стадии следует уменьшить объем тренировочной нагрузки. Интенсивность выполняемых упражнений должна составлять не более 50%. Нормализация сердечной функции достигается медикаментозными средствами. В комплексе вос­становительных процедур особое внимание уделяется сбаланси­рованному питанию с интенсивной витаминизацией.

При перенапряжении второй и третьей стадий спортсмену следует переходить на режим активного отдыха. Интенсивность нагрузки при этом не должна превышать 20-30%, а общий ее объем сокращается в 2-3 раза.

Как говорилось выше, различают три предстартовых состояния спортсмена:

Боевая готовность - золотая середина предстартового состояния, характеризующаяся оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. В этом состоянии спортсмен в напряженном ожидании старта, его охватывает возрастающее нетерпение, он уверен в своих силах, способен сознательно управлять своими мыслями, чувствами и поведением. Человеку в таком состоянии присущи достаточно высокая мотивация деятельности, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам, хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности. Все это позволяет спортсмену максимально реализовать свои двигательные, волевые и интеллектуальные возможности.

Предстартовая лихорадка . Если перед соревнованием спортсмен находится в состоянии эмоционального возбуждения, что проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной раздражительности, резком переходе от бурного веселья к слезам, беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил, неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение. Такое состояние снижает работоспособность мышц, притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения. Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать все свои возможности в условиях соревнований.

Предстартовая апатия . Перед соревнованиями на спортсмена нападают вялость, сонливость, отсутствие интереса к соревнованиям и желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность «собраться» к моменту старта. Это - состояние, характеризующееся относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения.

Симптомы у последних двух состояний разные, но последствия одинаковы и неутешительны - предстартовая апатия также не позволяет спортсмену мобилизоваться, он не в состоянии «выложиться».

Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых реакций также оказывают влияние типы нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешенными нервными процессами - сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков - предстартовая лихорадка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстартовой апатии.

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его физических и психических качеств, этапов спортивного совершенствования возможны разнообразнейшие подходы к решению оптимизации стартового состояния и управления им. При рациональном психическом настрое на предстоящие соревнования повышенное возбуждение должно быть направлено не на переживания и опасности, а на формирование уверенности в своих силах, активное желание бороться за победу. Спортсмены, настраивающиеся на соревнования таким образом, перед стартом оживлены, общительны, легко устанавливают контакт со зрителями, уверенно ведут себя перед стартом. Однако под этой внешней маской скрывается целеустремленность, сосредоточенность, концентрированное внимание.

Существует ряд других способов управления предстартовыми реакциями. Среди них особо следует выделить разминку, рациональную организацию жизнедеятельности (режим), массаж, психологические способы программирования, процесс врабатывания.

Что такое предстартовая лихорадка и какое отношение она имеет к публичным выступлениям? Об этом речь в нашей статье. Мы уже говорили о том, что ситуация публичного выступления – это всегда испытание. Даже если ты ничего не говоришь, а просто молча устанавливаешь перед огромным количеством зрителей микрофон или проносишь реквизит через всю сцену, то уже испытываешь чувство дискомфорта. Почему?

Да, потому что создается ощущение оценки. И это ощущение оценки возникает независимо от того, обращают на тебя внимание люди или нет.

Публичное выступление – одна из немногих ситуаций, в которой нельзя не волноваться. Не верьте тому, кто говорит вам, что он совсем не волнуется, когда выступает перед аудиторией. Не волнуется только те, кому совершенно безразлично, что они говорят и для кого они это делают.

  • Волнение всегда говорит о том, что человек не бессовестно относится к тому, что делает! Евгений Гришковец.

Волнение в той или иной степени испытывают все люди. Даже те, для кого публичные выступления являются неотъемлемой частью их профессии. И волнение – это вполне нормальное явление. Более того, это одно из необходимых условий для успешного выступления. Волнение – это друг оратора. Именно оно придает так называемый драйв, кураж, насыщает организм энергией. А это в свою очередь помогает активизировать мыслительные процессы, заставляет наш организм работать на новом подъеме.

В этой связи вспоминаются исторические сведения о том, как Юлий Цезарь набирал свои легионы. Он брал солдат и смотрел их в первом бою. Тех, кто шел в атаку «красный», громко кричал, Цезарь зачислял в войско. Эти люди были возбуждены. А тех, кто бледнел, столбенел, не брал, ибо они были поражены страхом.

Да, волнение полезно, но только до тех пор, пока оно не перерастает в панический страх. Страх совершить ошибку и показаться в глазах публики нелепым и смешным.

Публичное выступление – мощный стрессор. Многим из нас перед выходом на публику довелось испытывать необъяснимое и странное состояние, когда во всем теле начинается дрожь, в голову лезут навязчивые мысли о провале и т.д. Это так называемое предстартовое состояние.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ

Эмоциональные изменения, связанные с настроем человека на предстоящие события, широко изучены психологами в спорте. Ими описаны три вида эмоций, характеризующих предстартовое состояние:

  • Боевая готовность или оптимальное боевое состояние. Это состояние психологической уравновешенности. Спортсмен адекватен, спокоен, самостоятельно контролирует свою эмоциональную сферу, уверен в своих силах.
  • Предстартовая лихорадка. Это состояние перевозбуждения эмоционально-волевой сферы на фоне волнений и переживаний.
  • Предстартовая апатия. Это состояние торможения психической активности.

Не стану подробно описывать эти состояния. Но очевидно, что они имеют место не только в спорте.

Говоря о страхе публичных выступлений, стоит особое внимание обратить на состояние предстартовой лихорадки.

Предстартовая лихорадка – это состояние эмоционального возбуждения, которое часто возникает задолго до выступления. Это избыточное волнение, при котором человек нервничает, суетится. Причем, степень волнения во многом зависит от важности выступления. Иногда даже одна мысль о предстоящем выступлении приводит к учащению пульса, появлению бессонницы, снижению аппетита. Человека все вокруг раздражает.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ЛИХОРАДКИ

Во-первых, они могут быть связаны с психологическими особенностями человека. Есть люди, изначально тревожные. При встрече с новой неожиданностью они испытывают чувство тревоги, опасения и даже страха. И в ситуации трудной и опасной это проявляется наиболее ярко. А ситуация публичного выступления, как раз такая ситуация.

Во-вторых, такая повышенная тревожность может формироваться у человека в течение его жизни под воздействием разных неблагоприятных факторов и травмирующих психику обстоятельств.

А может быть и совокупность обеих этих причин.

В-третьих, лихорадочное состояние возникает нередко и тогда, когда впереди значимое мероприятие, а человек не чувствует себя к нему достаточно хорошо подготовленным. Не готовится к выступлению, надеется на «авось» и в результате сам себя лишает спокойствия и уверенности.

А если все эти причины соединились в одно целое – и врожденная склонность к тревожности и плохая подготовленность к предстоящему ответственному мероприятию, то при таком сочетании неблагоприятных факторов предстартовая лихорадка может быть очень ярко выражена.

Предстартовая лихорадка мешает человеку максимально мобилизоваться. И справиться с таким состоянием не просто, но можно.

О способах управления своим предстартовым состоянием мы будем говорить в следующих публикациях.

А пока, вспомните свои ощущения перед любым выступлением. Какие чувства, эмоции вы испытываете? Какие мысли посещают вас в этот момент? Знакома ли вам предстартовая лихорадка?

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Предстоящие футбольные состязания могут по-разному отражаться в сознании игроков и вызывать у них различное отношение как к процессу подготовки к матчу, так и к выступлению в нем.
Кому из футболистов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, когда кожа становится «гусиной», беспокойно лезут в голову навязчивые мысли о противнике, вкрадываются сомнения за исход матча. Это так называемое предстартовое состояние. Влияние его на организм двояко. Оно или значительно возбуждает нервную систему и под действием его футболист теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий.

В обоих случаях нарушается правильная оценка игровой обстановки, тактическое мышление ослабевает и даже технические приемы выполняются футболистом с меньшей четкостью, как бы они ни были прочно усвоены. Особенно это дает себя знать в первые минуты матча. Затем футболист свыкается с обстановкой и чувствует себя на поле намного увереннее.
Сильнее всего ощущается предстартовое состояние непосредственно перед началом игры. Но в известных границах оно дает о себе знать намного раньше. Принято различать: раннее предстартовое состояние (за сутки и более до начала матча), предстартовое состояние (за несколько часов до начала матча) и стартовое состояние (непосредственно перед началом матча).
В некоторых случаях раннее предстартовое состояние может отличаться не положительными реакциями приспособительного характера, а, наоборот, отрицательными явлениями: расстройством сна, уменьшением аппетита, нарушением регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и др.
Предстартовое состояние начинается за несколько часов до начала игры, когда футболист начинает собирать спортивную форму перед выездом на игру, садится в машину или когда приходит на стадион, т. е. попадает в обстановку, которая напоминает ему о предстоящем состязании.
И, наконец, стартовое состояние возникает непосредственно перед самой игрой.
Раннее предстартовое, предстартовое и стартовое состояния тесно связаны между собой.
Предстартовое и стартовое состояния, как проявления высшей нервной деятельности человека, возникают в связи с раздражением как первой, так и второй сигнальной системы. Подтверждается это тем, что словесная команда о выходе на футбольное поле или свисток судьи о вызове на поле являются сигналами предстоящей мышечной работы, т. е. условными раздражителями, вызывающими в организме комплекс физиологических сдвигов, а в сознании футболиста - соответствующие двигательные представления.
Двигательные представления следует считать одним из проявлений условно-рефлекторной реакции, поэтому они могут быть правильно проанализированы только в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Исследования показали, что двигательные представления сочетаются с теми же изменениями функций в организме (выраженными только в меньшей степени), что и действительные движения.
Создание определенных двигательных представлений вызывает у футболистов изменение функционального состояния различных органов и систем. С представлением связано как бы настраивание нервных центров на предстоящую работу. Говоря словами известного русского физиолога И. М. Сеченова, в центральной нервной системе оживает ряд «нот», по которым в следующее мгновение будет разыгрываться соответствующая «двигательная пьеса». Футболисты как бы «проделывают» свои движения с мячом мысленно. Предстартовое и стартовое состояния - это как бы заблаговременная функциональная подготовка организма к совершению двигательных актов. Физиологические реакции, характеризующие предстартовое и стартовое состояния, могут рассматриваться как процессы известного приспособления организма к предстоящей мышечной работе.
Усиление кровообращения и дыхания в стартовом состоянии связано с условно-рефлекторным возбуждением вегетативных центров. Повышение частоты пульса, кровяного давления и легочной вентиляции у футболиста перед началом игры является одним из характерных признаков стартового состояния. В некоторых случаях перед игрой у футболистов отмечается повышение температуры тела (до 38° и более), что является отражением роста теплопродукции в связи с усилением обменных процессов.
Профессор А. Ц. Пуни на основании специальных психологических наблюдений считает возможным все многообразные формы предстартовых реакций разделить на три типичные разновидности.
Первая из них, условно называемая состоянием «боевой готовности», характеризуется оптимальным уровнем всех физиологических функций, что обеспечивает наиболее быстрое вхождение в работу после начала игры и наиболее эффективное выполнение игровой деятельности. Психологические симптомы этой формы предстартовых реакций: напряженное состояние, возрастающее нетерпение (скорей бы играть), легкое возбуждение. Физиологические реакции: учащение пульса и дыхания, потливость, иногда дрожь, усиление диуреза (выделение мочи).
Вторая разновидность предстартового состояния называется «стартовой лихорадкой», для которой характерны резко выраженные, широко иррадиированные процессы возбуждения в коре больших полушарий, обусловливающие значительные изменения вегетативных функций.
Возбуждение в коре больших полушарий при этом настолько сильное и настолько преобладает над тормозными процессами, что затрудняет футболисту решение даже самых несложных задач, предъявляемых к его нервной деятельности. Вследствие этого футболист в начале игры может допустить ряд грубейших ошибок.
Психологические симптомы «стартовой лихорадки»: волнение (до степени подавляющего), нервозность, неустойчивое состояние и настроение, забывчивость, рассеянность. Физиологические реакции: резкое учащение пульса и дыхания, потливость, дрожание рук, ног, всего тела, похолодание конечностей, а иногда и целиком определенной поверхности тела, усиление диуреза и других выделительных процессов.
Третья разновидность предстартового состояния называется «стартовой апатией». Она сопровождается преобладанием тормозных процессов: ее психологические симптомы: вялость, апатия, нежелание играть, плохое настроение, сонливость. Из физиологических реакций отмечается только зевота, потливость конечностей, усиление выделительных процессов.
От чего же зависит различное отношение футболиста к игре, выражающееся в разнообразных формах предстартового состояния?
Главным образом отражение в сознании футболиста предстоящей игры, а следовательно, и отношение к ней связано со степенью тренированности, с так называемой «спортивной формой».
Экспериментально установлено, что уровень предстартовых вегетативных сдвигов относительно высок у более тренированных футболистов, что может быть обусловлено систематическими подкреплениями условнорефлекторных связей в процессе тренировок и игр. Именно у хорошо тренированных футболистов в предстартовом состоянии чаще всего наблюдается состояние «боевой готовности».
По-видимому, спортивная тренировка увеличивает работоспособность корковых клеток, повышает их устойчивость к условнорефлекторным раздражителям, действующим на организм. В процессе тренировки футболист должен научиться владеть собой, ожидая начала игры, управлять предстартовым состоянием, давать себе необходимые самоустановки. Огромное значение имеет авторитет тренера, слово которого, воздействуя на вторую сигнальную систему футболиста, может коренным образом изменить характер предстартового состояния, повысить боевую готовность футболиста к предстоящей игре. Но в связи с тем, что тренер далеко не всегда может быть рядом с футболистами, они должны уметь самостоятельно регулировать свои предстартовые реакции, создавать определенные установки, благоприятствующие успешному исходу игры. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы футболистов, степень их мастерства, частоту выступлений, спортивную форму.
Исключительное значение имеет организующая идея, которая руководит футболистами в ответственных играх.
Важную роль в характере предстартовых реакций играет опыт футболиста, накопленный в процессе многократных выступлений и позволяющий ему более правильно оценивать как свои силы, так и силы противника.
Немалое влияние на возникновение и протекание предстартовых реакций оказывает и общая обстановка игры, количество зрителей, их настроенность и реакция на ход игры. Общеизвестно, что многие футбольные команды намного успешнее выступают в родном городе, в знакомой обстановке, где обычно зрители оказывают им большую поддержку.
Из всех мероприятий в плане регуляции предстартового состояния наибольшее значение имеет систематическое идейно-политическое воспитание и психологическая подготовка футболистов.
Очень важна также в создании наиболее оптимальной формы предстартового состояния правильная организация отдыха в дни и часы, предшествующие игре. Многие футболисты стремятся в это время переключиться на другую деятельность, провести время в обстановке, далекой от игры: они посещают музеи, кино, театры, играют в шахматы, шашки, гуляют по лесу, слушают музыку, читают книги, беседуют на темы, не относящиеся к футболу, смотрят соревнования по другим видам спорта и т. д. Такой отдых способствует сохранению полной работоспособности футболиста к моменту состязания.
Наоборот, длительное пребывание футболиста в обстановке, приближенной к игре, связанное с непрерывным воздействием резко выраженных условных раздражителей на его нервную систему (вызов всей команды для «накачки» к различным «руководителям», длительная установка на игру), нельзя расценивать как благоприятную форму подготовки к предстоящей игре. В то же время небольшая по времени предыгровая установка (25-35 мин.) с целеустремленными, ясными и доступными задачами является основой для управления футболистом своим поведением в процессе матча.
Готовясь к состязанию, футболист осмысливает установку и еще раз продумывает все свои действия во время игры. Это как бы период «предстартовой настройки» футболиста, который необходим для его волевой подготовки к предстоящему матчу и создания чувства «боевого возбуждения».
Если тренер имеет правильное представление о механизмах возникновения предстартовых реакций и учитывает индивидуальные особенности высшей нервной деятельности футболистов, то создается возможность сознательно регулировать предстартовое состояние, изменять характер и степень стартовых реакций в желаемую сторону.
Систематические тренировки и участие в соревнованиях вырабатывают у игроков способность «управлять» своим предстартовым состоянием: в одних случаях умерять его, в других, напротив, усиливать.
Одним из основных, наиболее эффективных, приемов, регулирующих предстартовые реакции, следует считать разминку, которая вызывает поступление в кору больших полушарий потоков импульсов от проприорецепторов и интеро-рецепторов и усиливает возбуждение в области двигательного анализатора, индуцирующее торможение в другие области коры. Этим самым обеспечивается повышение работоспособности футболиста.
С этой же точки зрения важен и спортивный массаж, который, так же как и разминка, может обеспечить возникновение оптимальных соотношений возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга.
Наконец, в предстартовом состоянии, особенно в последние минуты перед началом игры, целесообразно рекомендовать футболисту повторные глубокие дыхательные движения.. Глубокое дыхание, сопровождаясь импульсами от проприорецепторов дыхательных мышц и изменениями в газовом составе крови, может изменять корковую мозаику в направлении, способствующем увеличению работоспособности футболиста.
Какова же конкретная роль разминки в успешном преодолении предстартовых состояний?
Хорошо известно, что работоспособность человека при начале работы, в первые ее минуты, а иногда и десятки минут, не является максимально производительной. Причина такого явления лежит в том, что организм человека не может «внезапно», сразу из состояния покоя перейти в состояние наибольшей работоспособности. Необходим определенный промежуток времени, чтобы организм человека втянулся в работу. Подобное явление наблюдается при выполнении любой работы, в том числе и при игре в футбол.
Во время игры возникает изменение функционального состояния всех органов и систем, и в первую очередь центральной нервной системы. В ее высшем отделе - коре головного мозга - происходят изменения во взаимоотношениях между процессами возбуждения и торможения в сторону преобладания процесса возбуждения.
Для того чтобы заблаговременно подготовить организм к напряженной мышечной работе, к игре или тренировке, нужно мобилизовать физиологические функции организма при помощи разминки, т. е. небольшого комплекса разнообразных физических упражнений (гимнастических, легкоатлетических и др.), имеющих целью поднять возбудимость нервных центров коры больших полушарий и других отделов центральной нервной системы.
Обычно разминка рассматривалась в отрыве от всего предстартового состояния, и ее благотворное влияние объяснялось скорее местными изменениями в мышцах или механизмах безусловных рефлексов. Это объяснение надо считать неверным. Под влиянием разминки безусловно наступают положительные изменения в мышцах в виде улучшения кровообращения, согревания, повышения возбудимости и т. д., что благотворно влияет на их последующую работу во время игры и предотвращает возможные травмы. Но эти сдвиги не могут определить всего эффекта разминки и не являются основными.
Главным образом разминка направлена на поддержание коры больших полушарий в состоянии оптимальной возбудимости. Футболист разминкой «настраивает» на игру весь организм, и в первую очередь корковую деятельность.
Характер физиологических сдвигов, вызываемых разминкой, и физиологических сдвигов при предстартовом состоянии имеет черты сходства. В значительной степени сходен также эффект приспособления к предстоящей работе.
Однако есть существенная разница в механизме возникновения физиологических сдвигов. В предстартовом состоянии он только условнорефлекторный, причем большую роль играет вторая сигнальная система. В разминке же возникновение физиологических сдвигов связано с непосредственным выполнением реальных движений, реальной мышечной работы.
Разминка оказывает большое влияние на состояние центральной нервной системы и на вегетативные процессы. С помощью разминки достигается та оптимальная повышенная возбудимость центральной нервной системы, которая является необходимой для завершения работы.
Лабильность тканей, в частности нервов и мышц, и ее изменения регулируются центральной нервной системой. Изменчивость лабильности тканей по ходу реакции имеет огромное значение для деятельности всего организма. Благодаря изменчивости лабильности тканей происходит, как это установил А. А. Ухтомский, явление усвоения ритма. Лабильность отстающих звеньев повышается под влиянием текущих импульсов, они усваивают в связи с этим ритм возбуждений, посылаемых более лабильными образованиями. Движения при этом становятся более слаженными, гармоничными. Таким образом, явления усвоения ритма наряду с другими процессами лежат в основе так называемого «вхождения в работу» (врабатываемости) при мышечной деятельности.
Особо необходим период «врабатываемости» для деятельности систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, так как лабильность систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, значительно ниже лабильности опорно-двигательного аппарата. Например, двигательные нервы, иннервирующие скелетные мышцы, проводят возбуждение со скоростью около 100 м в секунду, а вегетативные волокна проводят возбуждения со скоростью от 0,5 до 2 м в секунду.
Во время разминки мышечные движения обусловливают поступление от рецепторов двигательных и других анализаторов потока импульсов в центральную нервную систему, рефлекторно изменяют характер регуляции со стороны последней не только деятельности двигательного аппарата, но и всех других органов и тканей.
Небольшое повышение температуры тела до 1 градуса во время мышечной работы улучшает работоспособность организма, вызывает повышение возбудимости центральной нервной системы.
Мышечная нагрузка вызывает усиление вегетативных процессов: повышается легочная вентиляция и поглощение кислорода, ускоряются окислительные процессы в тканях и отдача кислорода оксигемоглобином, увеличивается артериальное давление и минутный объем крови, сердце сокращается чаще, усиливается кровообращение.
Таким образом, работа больших мышечных групп приводит к перестройке регуляторных функций нервной системы и к изменению деятельности всего организма, приспосабливая его к работе и укорачивая период вхождения в работу.
Помимо общего влияния на весь организм, разминка оказывает также местное воздействие на мышечно-двигательный аппарат. Повышение температуры работающих мышц ускоряет течение химических процессов в них и уменьшает вязкость мышечной ткани, что способствует более быстрому сокращению мышц.
Специальные упражнения на растягивание мышц во время разминки увеличивают подвижность суставов.
Разминка имеет и профилактическое значение. Чем лучше футболист подготовит свой мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее он будет выполнять движения и тем меньше будет у него риска получить различные растяжения, разрывы мышц, сухожилий и т. д.
Лучшая подготовка достигается чередованием упражнений «на растягивание» с упражнениями «на расслабление» и упражнений для рук с упражнениями для ног. Последнее значительно повышает работоспособность как верхних, так и нижних конечностей.
Что касается формы разминки, то наблюдается большое разнообразие применения упражнений.
Прежде всего следует учитывать время игр (ранняя весна, основной период, конец сезона), спортивную форму игрока, перерыв в игре и т. д.
Нередко игроки злоупотребляют количеством, длительностью и темпом упражнений в разминке, полагая, что чем больше и дольше они будут «разминаться», тем лучше подготовят себя к предстоящей игре. Это неправильно, после длительной разминки нередко отмечается утомление, выражающееся в понижении силы и эластичности нервно-мышечного аппарата.
Разминка должна не утомлять организм, а лишь содействовать созданию оптимального (наилучшего) функционального состояния организма к предстоящей игре.
Лабораторные исследования, а также и некоторые эксперименты при выполнении гимнастических и легкоатлетаческих упражнений устанавливают, что оптимальное состояние возбудимости после применения физических упражнений наступает в пределах 2-3 мин.
Разминка должна состоять из общей части и частной, специфической. Цель общей разминки - поднятие общего функционального состояния организма в целом на оптимальный уровень работоспособности игрока. Цель частной специфической разминки - установление взаимоотношений между структурой предстоящего движения в игре и теми нервными процессами, которые лежат в основе его, т. е. заблаговременная «настройка» нервных координационных механизмов на выполнение основной работы в футболе.
Вот три вида примерной разминки в разное время сезона.
Примерная разминка перед игрой в начале сезона (апрель-май)-20 мин.
Общая часть - 10 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические) упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, -7 мин.
2. Пробежка 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх -3 мин.
Специальная часть -10 мин.
Нападающие, вратарь
1. Жонглирование мячом, передачи мяча, ведение с обводкой
(в парах) около углового флага -2 мин.
2. Игра в квадрате 3X1 в одно касание-3 мин.
3. Удары по воротам (вратарь в воротах) -5 мин.
Полузащитники, вратарь
1. Несильные удары по воротам для подготовки вратаря: один удар низом, другой поверху, постепенно увеличивая частоту и силу ударов, а также увеличивая дистанцию и меняя направления ударов, -5 мин.
2. Жонглирование мячом, передача мяча головой на месте и в прыжке, передача мяча на средние и длинные дистанции, ведение мяча -5 мин.
Защитники
1. Передача мяча на короткие дистанции ногами, головой в
прыжке, жонглирование -5 мин.
2. Всевозможные удары по мячу с хода на средние и длинные
дистанции - 5 мин.
Примерная разминка в середине сезона (июль-август)-16 мин.
Общая часть -7 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические), упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, -4 мин.
2. Пробежки 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх - 3 мин,
Специальная часть - 9 мин.
Нападающие, вратарь
1. Передвижения в разных направлених в небольшом квадра
те около углового флага, передавая мяч друг другу в одно - два
касания (можно с двумя мячами) - 2 мин.
2. Жонглирование в парах. Ведение и передача мяча друг дру
гу на короткие и средние дистанции -3 мин.
3. Удары по воротам (вратарь в воротах) -4 мин.

Полузащитники, вратарь
1. Несильные удары по воротам для подготовки вратаря, по
степенно увеличивая дистанцию и силу ударов, -5 мин.
2. Вбрасывание мяча из-за боковой линии и остановка мяча в
движении. Ведение мяча на партнера с отдачей мяча назад пяткой
(расстояние между партнерами 10-15 м). Жонглирование мячом,
передача мяча друг другу ногами и головой, то сокращая, то суживая дистанцию, -4 мин.
Защитники
1. Жонглирование в парах, передачи мяча головой в прыжке,
передачи мяча на короткие и средние дистанции в одно каса-ние -
4 мин.
2. Удары с хода с расстановкой мяча на средние дистанции (в
парах). Удары на длинные дистанции. Ведение мяча, проходы по
флангу и передачи мяча партнеру -5 мин.
Примерная разминка в конце сезона (сентябрь - октябрь)- 20 мин.
Общая часть - 10 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические)
упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для
рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивания с уп
ражнениями на расслабление мышц, -6 мин.
2. Пробежка 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх -4 мин.
Специальная часть -10 мин.
Нападающие, вратарь
1. Ведение мяча, ускорения с мячом и удары по воротам -
3 мин.
2. Проходы крайних нападающих по флангу и прострелы вдоль
ворот на центральных нападающих, которые производят удары с
хода, -3 мин.
3. Передачи мяча партнерам на ход для удара по воротам -
4 мин.
Полузащитники
1. Ведение мяча с передачей партнеру -3 мин.
2. Жонглирование мячом в движении, ведение и передача мяча
на короткие и средние дистанции в одно и два касания - 3 мин.
3. Игра головой и удары ногами на средние и длинные дистан
ции. Удары в цель запасному вратарю в середине поля -4 мин.
Защитники
1. Жонглирование в парах. Передачи мяча головой -3 мин.
2. Удары на средние дистанции в одно касание -3 мин.
3. Передачи мяча партнеру на свободное место с последующей
отдачей_мяча. Проходы по флангу и передачи мяча партнеру -
4 мин.
В перерыве между таймами (10 мин.) футболисты отдыхают. В это время тренер делает общие замечания по ходу игры и нацеливает игроков на вторую половину. Как правило, на это уходит 6-7 мин. Оставшиеся 3-4 мин. лучше всего посвятить общей разминке: бегу на месте, всевозможным прыжкам, пробежкам. Если есть возможность, можно поработать с мячом: жонглирование, передача мяча партнеру.
Примерная разминка может быть видоизменена как по времени, так и по интенсивности, а также дополнена различными упражнениями в зависимости от климатических условий, времени года и др. Полевые игроки должны больше уделять внимания упражнениям для мышц и суставов нижних конечностей, а вратари - упражнениям для мышц и суставов верхних конечностей.
Характер разминки должен определяться индивидуальными особенностями игроков, в частности степенью возбудимости их нервной системы.
При проведении разминки необходимо учитывать и характер предстартового состояния игрока. Если предстартовое состояние отличается резкими функциональными сдвигами, целесообразна более «спокойная» по интенсивности разминка, и, наоборот, при незначительных функциональных сдвигах выгодна более активная, возбуждающая разминка.
Тренер должен хорошо знать каждого игрока и предлагать некоторым игрокам разминаться по индивидуальным планам.
Разминка в сочетании с массажем создает необходимое для предстоящей игры эмоциональное состояние, она может отвлечь и несколько успокоить излишне возбужденного игрока и подбодрить и вызвать повышенное настроение у слишком вялого игрока.

Любой спортсмен знает, что соревнование - это не только испытание физических качеств. Уровень психической нагрузки соревновательной деятельности несравненно выше тренировочной, в чем, наверное, и состоит особая притягательность спорта.

Кому из спортсменов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, онемение в ногах, беспокойно лезут в голову навязчивые мысли о неповиновении лошади, падениях, вкрадываются сомнения в исходе своего выступления. Это так называемое «предстартовое состояние»…
Влияние предстартового состояния на организм неоднозначно. Оно или значительно возбуждает нервную систему, и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий. Оптимальное состояние находится как раз где-то посередине, когда человек держит под контролем свое психологическое состояние.
Сегодня мы рассмотрим три разновидности предстартовых состояний и постараемся научиться справляться со стрессом.

Предстартовые состояния

При возбужденной нервной системе спортсмена буквально бьет ПРЕДСТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА (чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения). Это состояние проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной нервозности (раздражительности), неустойчивости настроения (резком переходе от бурного веселья к слезам), беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил (излишней самоуверенности), неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданной торопливости. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения.
Прямая противоположность описанному выше состоянию - СТАРТОВАЯ АПАТИЯ (относительно низкий уровень эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения). Ей соответствуют вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к соревнованиям, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность собраться к моменту старта, резкое снижение волевой активности.
Лучшее состояние спортсмена перед стартом называется БОЕВОЙ ГОТОВНОСТЬЮ и характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Этому состоянию соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил), высокая мотивация деятельности, способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях, хорошая концентрация внимания на предстоящую деятельность, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам.

От тренировок - к стартам

Переход от тренировочной деятельности к соревновательной ставит перед спортсменом своеобразный психофизиологический блок - не допустить выхода на запредельный режим. Это обусловлено тем, что на тренировке спортсмен постоянно закрепляет стереотип действий на заведомо заниженном уровне психической нагрузки.
Если не проводить тренировки в соревновательном режиме - откуда же тогда взяться умению мобилизоваться? Существует элементарный физиологический закон: 5-7 повторений - и в тренировке выработан динамический стереотип - выполнять двигательную деятельность без существенной психической нагрузки.
Но тогда получается, что психологическая подготовка к соревнованиям должна осуществляться на самих соревнованиях. Действительно, в основе успеха наших выдающихся спортсменов, особенно середины ХХ века, - бесконечные старты, среди которых так называемые «междусобойчики» занимали не последнее место. Понятно, что в современном спорте иные физические нагрузки. Но, не изобретая нового, мы можем использовать хорошо забытое старое.
Расскажу один случай, который показывает, насколько важно правильное подведение спортсмена к соревновательной деятельности. Однажды отлично технически подготовленную молодую спортсменку выставили сразу на довольно крупный старт. Все было великолепно: и лошадь опытная, и схема езды откатана почти до совершенства. Однако, проведя бессонную ночь перед первым в жизни стартом, всадница выехала на приветствие, и... упала с лошади от чрезмерного волнения. После этого многие говорили, что в спорте ей делать нечего. Однако тренер поступила в высшей степени грамотно, организовав дома соревнования, где антураж полностью соответствовал настоящему. Впоследствии эта спортсменка стала мастером спорта, за что благодарит прежде всего своего мудрого тренера.
К слову, психологическая подготовка спортсмена во многом завит от тренера, поэтому тренерской работы стоит коснуться отдельно.

Одним из средств регуляции предстартовых состояний является беседа тренера со спортсменом. Пред соревнованиями тренер должен в спокойном тоне напомнить спортсмену о деталях тактического плана выступления, привести факты, доказывающие, что спортсмен в состоянии завершить соревнования с положительным результатом. Однако нельзя ограничиваться только беседой. Необходимо, чтобы спортсмен научился сам снижать или даже полностью снимать отрицательную предстартовую напряженность.
Видели однажды на старте, как взволнованный тренер трясущимся голосом призывал спортсмена: «Ты только не волнуйся!» , а спортсмен с олимпийским спокойствием отвечал: «Да я-то как раз не волнуюсь»…

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация - особая форма стремления человека устранить из сознания комплекс неполноценности. Причем в этот момент происходит не просто избавление от чувства неполноценности, а достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим. В случае гиперкомпенсации организм словно задействует некие скрытые резервы.
Иногда у тренеров можно увидеть этот прием, когда применяется прямое унижение спортсмена вплоть до грязной ругани, для внушения спортсмену его никчемности и бестолковости. Есть немало людей, у которых подобное вызывает мощнейшую реакцию гиперкомпенсации. В таком состоянии человек способен на все, чтобы доказать, что это не так. Однако во многих случаях применение этого метода вызывает сильнейший стресс, более того, человек выступает словно в состоянии аффекта.

Тренер по душе

Кроме крайне кардинального воздействия, существует два основных способа воздействия на психику спортсмена: «избегать неудач» и «стремиться к достижениям». Чтобы понять, каким способом лучше воздействовать, придется экспериментировать. В большинстве случаев метод положительного подкрепления более эффективен. Опыт показывает, что спортсмен, который ждет, что тренер будет отчитывать и критиковать за каждое неправильное действие, более скован и зажат.
Обычно тренер выбирает такую стратегию, которая ему ближе, не ориентируясь на определенного спортсмена, а уже спортсмены выбирают себе тренера по душе. Совершенно нормально, что человек, который любит держать себя в ежовых рукавицах, пойдет к тренеру с явными диктаторскими наклонностями. Чаще всего такие люди не любят заниматься самодисциплиной и чувствуют себя комфортно, когда кто-то делает это за них. Более самостоятельным людям подойдет тренер-партнер.

Советы тренеру

В любом случае, какую бы методику воздействия на психологическое состояние ни использовал тренер, существует несколько проверенных способов:
1. Обсуждая плохое выступление или ошибки на тренировке, следует говорить о действиях всадника, а не о личности. То есть не «ты - безрукий», а «здесь у тебя произошел сбой…», и далее обязательно должна следовать рекомендация правильных действий.
2. Всегда лучше сначала говорить о том, что было сделано хорошо (создается общий положительный фон), пусть даже самое элементарное: «Молодец, что вообще выехал на старт (прыгнул первый барьер, сел на лошадь)!..»
3. Говорить надо о том, что надо изменить и как надо изменить, не заостряя внимание на том, что плохо. То есть не «это плохо», а «это можно сделать лучше».
4. Помните о том, что частица «не» часто пропускается нашим сознанием, когда мы воспринимаем команды. Поэтому фразы «не дергай», «не бросай» лучше заменять на «бери плавней», «чуть медленнее» и т.п. Иначе человеку потребуется «переводить» и логически дополнять команды.

Практикум для спортсмена

Но нельзя забывать, что психологическое состояние спортсмена зависит не только от тренера. Прежде всего спортсмен должен знать, что нервное напряжение в спорте - это норма и надо быть к этому готовым. Но чтобы избежать дополнительных ненужных стрессов, необходимо обладать элементарной самодисциплиной.
Нельзя опаздывать на старт, поэтому собираться на соревнования надо заранее. Причем подойти к сбору амуниции нужно весьма серьезно, чтобы в итоге не приехать на соревнования без седла...
Перед стартом следует проанализировать опыт успешно решенных задач. Мысленное повторение деталей приводит к выводу: «Я решал сложные проблемы, решу и эту». Однако этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе.
Затем стоит проанализировать не проигрышные ситуации, а собственные ошибки, их породившие, и, учтя происшедшие с тех пор перемены, попробовать оценить шансы на успех. Также не лишне мысленно пережить самые волнительные моменты и дойти до окончания соревнований.

Приметы

Отдельный вопрос психологической подготовки - вера в приметы. Большинство конников весьма суеверны. Это вполне объяснимо, ведь многое не зависит от самого спортсмена. Например, настроение лошади. Подсознательно любой конник боится, что в день старта его лошадь встанет не с той ноги. Поэтому готов соблюдать не только все меры предосторожности, но и бояться всевозможных плохих примет. Более всего распространена примета, что использование на старте новых вещей ведет к неудаче в выступлении. Она распространяется на все: и на амуницию лошади, и на экипировку всадника.
Поэтому стоит ли гнаться за модой? Если старый редингот Вам не только ближе к телу, но и добавляет уверенности, так и выступайте в нем.

ЧТО такое НЛП?

Практическое направление психологической подготовки спортсмена - использование нейролингвистического программирования (НЛП). Его преимущество над другими методами - однократность работы со спортсменом и спортсмена со своей психикой по какой-либо проблеме.
Человек - это биопрограмма. И нет ничего удивительного, что наш мозг можно «программировать» на определенном уровне. И то, что, в отличие от животных, мы мыслим словами, дает возможность с помощью лингвистики целенаправленно воздействовать на нейроны мозга.
НЛП в своих программах имеет много приемов, но мы рассмотрим более подробно лишь некоторые.
Один из приемов - ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, когда спортсмена необходимо «накачивать» перед стартом осознанием важности и нужности предстоящих соревнований. В результате мозг определит информацию как значимую и даст команду мобилизовать силы организма, как на выживание.
Еще один из наиболее действенных - Метод «Якорей». Якорь в прямом смысле имеет некоторую функцию стабилизатора. Он способен удержать судно на месте там, где это просто необходимо. В психологии «якорь» - это стимул, вызывающий определенные ассоциации, положительные или отрицательные. Это может быть музыка, фотография, запах, одежда - все что угодно.
Марш Мендельсона у подавляющего большинства вызывает ассоциации со свадьбой, не так ли? А с точки зрения НЛП произошло простое связывание музыки и состояния. Произошла установка «якоря»: слышу ту музыку - погружаюсь в воспоминание о свадьбе. Запах мандаринов - Новый год. И так далее... Любой человек может сам себе создать позитивный «якорь», накладывая позитивные события на определенную музыку или даже запах.
Кстати, если попробовать в обычный будний день вытащить из шкафа соревновательный комплект экипировки, то почти наверняка возникнет непреодолимое желание соревноваться. А уж какие эмоции вызывает созерцание заслуженных медалей!