Синтаксические конструкции в русском языке. И сложные синтаксические конструкции

Синтаксические конструкции в русском языке. И сложные синтаксические конструкции

К основным синтаксическим конструкциям относятся:

1) текст – графически зафиксированное развернутое высказывание, выступающее в виде связной последовательности предложений;

2) предложение – центральная единица синтаксиса, центральная единица языка, порождению которой в речи служат все прочие компоненты языковой системы в целом;

3) словосочетание – соединение двух или нескольких знаменательных слов, характеризуемое наличием между ними формально выраженной смысловой связи; это называющая единица, обозначающая предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и конкретизируемым зависимым.

Каждая из перечисленных синтаксических конструкций может характеризоваться в трех аспектах:

а) формально-структурном;

б) семантическом;

в) прагматическом.

Все перечисленные синтаксические конструкции обладают речевым статусом. Языковым статусом обладают только предложение и словосочетание. Текст и предложение обладают коммуникативностиью.

Дайте характеристику типов синтаксической связи слов и способов формального выражения синтаксических функций.

Обычно говорят о двух важнейших типах синтаксической связи: о сочинении и о подчинении. Для сочинительной связи характерны равноправность элементов, что внешне выражается в возможности перестановки без изменения смысла: жена и я / я и жена . При сочинении связанные элементы однородны, функционально близки. Примеры: стол и стул / я или ты / строг, но справедлив .

Подчинительная связь: Ножка стола / подушка из пуха / пуховая подушка / читаю книгу . Здесь отношения неравноправные: один элемент является главенствующим (ножка, подушка, читаю ), другой – подчиненным: (… стола. …. из пуха, пуховая …., …. книгу ).

Способы формального выражения синтаксических связей: согласование; управление; примыкание; союзное и бессоюзное сочинение; союзное и бессоюзное подчинение. Первый и второй способы пользуются морфологическими формами, третий – неморфологическими формами (порядок слов, интонация). Союзное сочинение и подчинение пользуются служебными словами (союзами). Бессоюзное сочинение и подчинение – порядком слов, интонацией.



Дайте характеристику морфологического способа выражения синтаксических связей.

Морфологический способ выражения синтаксических связей включает:

Согласование, которое состоит в повторении одного, нескольких или всех граммем одного слова в другом, связанном с ним слове, например, согласование сказуемого с подлежащим в русском языке: я читаю / она поет / мы работаем (граммемы лица, числа).

Согласование используется как средство выражения подчинительных связей между определением и определяемым, при этом граммемы определяемого повторяются в определяющем: новая книга (род, число, падеж) новую книгу новые книги.

2. Управление, которое состоит в том, что одно слово вызывает в связанном с ним другом слове появление определенных граммем, не повторяющих однако граммем первого слова. Управление широко используется как средство выражения подчинительной связи, например: в русском языке переходный глагол требует дополнения в винительном падеже: читаю книгу .

Постановки зависимых от них слов в определенных падежах требуют также: 1) существительные: любитель балета (род. падеж); жажда знаний (род. падеж); 2) прилагательные: полный сил (род. падеж); довольный покупкой (тв. падеж); 3) наречия: наравне со мной (тв. падеж).

Перечислите неморфологические способы выражения синтаксических функций.

К числу неморфологических способов выражения синтаксических функций относятся:

1) Порядок слов: а) позиционное примыкание, то есть обозначение связи слов путем их простого соположения, постановки рядом, например: an English book – английская книга (примыкание прилагательного-определения к существительному).

Препозиция и постпозиция: в русском языке постпозиция числительного в противопоставлении его препозиции служит выражению оттенка приблизительности: два килограмма / килограмма два.

3) Тенденция к закреплению определенных мест в предложении за определенными членами предложения: при совпадении (омонимии) именительного и винительного падежей у существительных, использованных в предложении в качестве подлежащего и дополнения, например: Мать любит дочь (Дочь любит мать?). В данном примере только порядок следования слов заставляет понимать первое существительное как подлежащее, а второе – как прямое дополнение. В языках без падежной системы характерен фиксированный порядок слов: 1) англ. язык: The father loves the son / Отец любит сына ; 2) франц. язык: Le pere aime le fils / Отец любит сына . Инверсия с сохранением смысла всего предложения невозможна.

4) Порядок слов может разграничивать типы предложений, например: повествовательное предложение / общевопросительное предложение: русск. язык: Ты хотел этого / Хотел ты этого ? англ. язык: The house has a garden / Has the house a garden ? При этом инверсия сопровождается вопросительной интонацией.

Сложные синтаксические конструкции представляют собой объединения частей с разнотипной синтаксической связью. Такие конструкции очень широко распространены в речи, причем одинаково часто употребляются в произведениях разных функциональных стилей. Это комбинированные типы предложений, они разнообразны по возможным объединениям частей в них, однако при всем своем разнообразии поддаются довольно четкой и определенной классификации.

В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций:

    1) с сочинением и подчинением: Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова (Сим.);

    2) с сочинением и бессоюзной связью: Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта (Казак.);

    3) с подчинением и бессоюзной связью: В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества (Пришв.);

    4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью: Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины (Пришв.).

Предложения с разнотипной синтаксической связью обычно состоят из двух (минимум) логически и структурно выделяемых компонентов или нескольких, среди которых могут быть, в свою очередь, сложные предложения. Однако, как правило, основные компоненты имеют однотипную связь - сочинительную или бессоюзную. Например, в предложении Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее (Фад.) четыре компонента: 1) Мечик не оглядывался и не слышал погони ; 2) но он знал, что гонятся за ним ; 3) и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него ; 4) и он припустил еще быстрее . Все эти части связаны сочинительными отношениями, но внутри частей имеется подчинение (см. вторую и третью части).

Чаще же в таких комбинированных предложениях наблюдается деление на два компонента, причем один из них или оба могут быть сложными предложениями. Связь между компонентами может быть только двух типов - сочинительная или бессоюзная. Подчинительная связь всегда внутренняя.

    1) Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков (Пауст.);

    2) В деле Ставраки было одно странное обстоятельство: никто не мог понять, почему он жил до самого ареста под своей настоящей фамилией, почему он не переменил ее тотчас после революции (Пауст.);

    3) Меня всегда удивляет одно обстоятельство: мы ходим по жизни и совершенно не знаем и даже не можем себе представить, сколько величайших трагедий, прекрасных человеческих поступков, сколько горя, героизма, подлости и отчаяния происходило и происходит на любом клочке земли, где мы живем (Пауст.).

Такие синтаксические конструкции подчинены двум уровням членения: первое членение - логико-синтаксическое , второе - структурно-синтаксическое . На первом уровне членения выделяются более крупные логические части конструкции, или компоненты, на втором - части, равные отдельным предикативным единицам, т.е. простейшие «строительные элементы» сложного предложения. Если передать эти два уровня членения сложных синтаксических конструкций графически, то схемы приводимых предложений могут быть представлены следующим образом:

Таким образом, на более высоком уровне членения - логико-синтаксическом - сложные синтаксические конструкции могут иметь только сочинительную и бессоюзную связи, как связи наиболее свободные, что же касается связи подчинительной (связи более тесной), то она возможна лишь как внутренняя связь между частями компонентов, т.е. обнаруживается только на втором уровне членения сложной синтаксической конструкции.

Особенно наглядно выявляется это при объединении двух сложноподчиненных предложений в сложную синтаксическую конструкцию. Например: Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку (П.); То было время, когда стихи Полонского, Майкова и Апухтина были известны лучше, чем простые пушкинские напевы, и Левитан даже не знал, что слова этого романса принадлежали Пушкину (Пауст.).

Сложные синтаксические конструкции могут иметь компоненты чрезвычайно распространенные: Цинциннат ничего не спросил, но, когда Родион ушел и время потянулось дальше обычной своей трусцой, он понял, что его снова обманули, что зря он так напрягал душу и что все осталось таким же неопределенным, вязким и бессмысленным, каким было (Наб.).

Сложные синтаксические конструкции – это многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью, например сочинительной и подчинительной, сочинительной и бессоюзной и т. д. Такие предложения называют иногда предложениями смешанного типа.

Предложения с разнотипной синтаксической связью обычно состоят из двух (минимум) логически и структурно выделяемых частей или нескольких, среди которых могут быть в свою очередь сложные предложения. Однако, как правило, основные части имеют однотипную связь (сочинительную или бессоюзную).

Например, в предложении Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил ещё быстрее (Фад.) четыре части:

а) Мечик не оглядывался и не слышал погони;

б) но он знал, что гонятся за ним;

в) и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него;

г) и он припустил ещё быстрее.

Все эти части связаны сочинительными отношениями, но внутри частей имеется подчинение (см. части б и в).

Синтаксической единицей текста является период. Классический пример – Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива».

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Период – сложное синтаксическое и ритмико-интонационное образование. Основная черта его структуры – наличие двух частей, обычно неравных по объему (первая значительно превосходит вторую), с различной мелодикой и ритмом. Первая часть произносится более высоким тоном (с сильным возрастанием к паузе), убыстренным темпом; как правило, она делится на ритмические отрезки. Вторая часть, после паузы, произносится с резким понижением тона, ритм замедляется. Ритмичность поддерживается параллельностью строения компонентов первой части, повторением предлогов, лексическими повторами.

По синтаксической структуре период разнообразен; он может иметь форму СП (одного из типов или сложного строения) или распространенного, осложненного простого, или текста, состоящего из ряда предложений. Иными словами, период – это не столько синтаксическая структура, сколько ритмическая стилистическая фигура.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 28. Сложные синтаксические конструкции. Период.:

  1. Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа)
  2. 39. Сложное синтаксическое целое и структурные элементы его организации. Способы связи предложений в составе сложного синтаксического целого.
  3. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  4. Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Средства построения синтаксических единиц.

Русский язык отличается удивительным разнообразием синтаксических конструкций. Возьмем, к примеру, заголовок газетной статьи «Учитель должен учить!» и попробуем это эмоциональное предложение переделать, используя книжные и разговорные синонимические конструкции.

Обязанность учителя - учить. 2.

Учитель должен быть учителем! 3.

Учителю надо учить. 4.

Ты учитель - и будь учителем. 5.

Ты учитель - ты и учи! 6.

Что же учителю и делать, как не учить! 7.

Кому и учить, как не учителю?!

Все они выражают отношение говорящего к содержанию фразы: степень их интенсивности от первого предложения к последующим нарастает. Примеры 1-3 могут быть употреблены в книжных стилях; во всех следующих предложениях проявляется яркая экспрессия, придающая им подчеркнуто разговорный характер.

В зависимости от жанра, темы, характера материала журналист и редактор всегда могут выбрать нужную синтаксическую конструкцию. И не следует думать, что экспрессивная окраска речи свойственна лишь разговорному синтаксису и возможна только в сниженной речи. Известно немало приемов усиления выразительности той или иной формулировки синтаксическими средствами. Подтвердим эту мысль еще несколькими примерами синтаксической синонимии: Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю книгу с удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. - Читая книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. - Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня читается: книга интересная. - Я не могу читать книгу, не получая удовольствия и т.д. Для автора и редактора изучение синтаксической синонимии не менее важно, чем освоение синонимических богатств лексики. Но если в работе над лексикой можно обратиться к синонимическим словарям, то при исправлении синтаксических конструкций приходится ориентироваться лишь на собственное знание грамматики родного языка. Поэтому стилистическая характеристика синтаксической синонимии представляет особый интерес для тех, кто работает над стилем рукописи.

Нередко синонимичны и разные типы односоставных предложений, например определенно-личные - безличные: Дыши последней свободой (А.А. Ахматова). - Надо дышать последней свободой", неопределенно- личные - безличные: Близким говорят правду. - Близким принято говорить правду, обобщенно-личные - безличные: Говори, да не заговаривайся (пословица). - Говорить можно, да не надо заговариваться; номинативные - безличные: Тишина. - Тихо; Озноб, лихорадка. - Знобит, лихорадит; инфинитивные - безличные: Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.А. Некрасов). - Невозможно нагнать тебе бешеную тройку.

В неопределенно-личных предложениях подчеркивается действие: Подсудимых куда-то выводили и только что ввели назад (J1.H. Толстой); Сейчас за вами придут (К.М. Симонов). Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он говорящим или нет.

Безличные предложения нередко трансформируются в двусоставные или односоставные неопределенно- или определенно-личные. Ср.: Сегодня тает. - Снег тает; Следы засыпало снегом. - Следы засыпал снег; Метет. - Метет пурга; Хочется есть. - Я хочу есть; Где тебя носило? - Где ты был?; Следует уступать место старшим. - Уступайте место старшим; Полагается принимать лекарство. - Принимайте лекарство; Меня там не было. - Я там не был.

При возможности двоякого выражения мысли следует учитывать, что личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности.

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: Чему быть, того не миновать (пословица); Кого любить, кому же верить? (М.Ю. Лермонтов); Так держать! От судьбы не уйти. Они используются в пословицах, в художественной речи; эта конструкция приемлема для лозунгов: Работать без брака! Однако основная сфера их функционирования - разговорная речь: Сказать бы об этом сразу! А не вернуться ли нам? Берега не видать.

Последняя конструкция, распространенная дополнением, имеет просторечную окраску. Экспрес-

сивность препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях.

Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: Открытое пространство большого аэродрома, залитого солнцем. Грандиозная перспектива самолетов, выстроенных к параду. Оживленные группы военных летчиков. Эту картину нужно видеть собственными глазами... (Из газет) Однако подобные описания указывают лишь на бытие и не способны нарисовать развитие действия. Даже если номинативы - отглагольные существительные и с помощью их рисуется живая картина, то и в этом случае они позволяют запечатлеть одно мгновение, один кадр: Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (А.С. Пушкин); Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!.. (А.С. Грибоедов) Линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Интересно сравнить разные редакции произведений, свидетельствующие о том, что в процессе работы над стилем писатели порой отказываются от двусоставных предложений, отдавая предпочтение номинативным. Например, А.Т. Твардовский не сразу нашел нужные языковые краски для описания такой драматической картины. Черновой вариант

Кому жизнь, кому смерть, кому слава. На рассвете началась переправа.

Берег тот был, как печка, крутой,

И, угрюмый, зубчатый.

Лес чернел высоко над водой,

Лес чужой, непочатый.

Окончательный вариант

Переправа, переправа...

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда... Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа... А под нами лежал берег правый, -

Снег укатанный, втоптанный в грязь,

Вровень с кромкою льда.

Переправа

В шесть часов началась.

Как видим, номинативные предложения создают динамизм, выхватывая из развернувшейся панорамы главные штрихи, детали обстановки, способные отразить трагизм событий. Более распространенное описание, построенное из двусоставных предложений, при сопоставлении проигрывает.

Стилистические возможности русского синтаксиса расширяются и благодаря тому, что с полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску. Их стилистическое использование в речи определяет грамматическая природа этих предложений.

Неполные предложения, образующие диалогические единства, создаются непосредственно в процессе живого общения: - Когда ты придешь? - Завтра. - Одна или с Виктором? - Конечно, с Виктором. Из разговорной речи они проникают в художественную и публицистическую как характерная особенность диалога: - Прекрасный вечер, - начал он, - так тепло!Вы давно гуляете? - Нет, недавно (И.С. Тургенев).

Иными мотивами обусловлено предпочтение эллиптическим предложениям (от греч. ellipsis - выпадение, опущение), т.е. таким, в которых опущен какой-либо член предложения, легко восстанавливаемый из контекста. Они выступают как сильное средство эмоциональности речи. Сфера их применения - разговорная речь, они нужны писателям и журналистам для построения диалога, передачи прямой речи. Эллиптические конструкции придают фразе особый динамизм: Я к ней, а он в меня раз из пистолета (А.Н. Островский); К барьеру! (А.П. Чехов); Назад, домой, на родину... (А.Н. Толстой). Как видим, русский синтаксис предоставляет в наше распоряжение самые различные конструкции. Их нужно умело и уместно использовать в речи. И тогда она будет яркой, богатой.

МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема V

1. Уровень текста: ССЦ, текст.

2. Уровень предложения: ПП, СП, ССК.

3. Уровень слова – синтаксема (СФС - это слово в предложении), словосочетание.

Многочленные сложные предложения – МСП / МчСП.

Сложные синтаксические конструкции – ССК.

Предикативная единица – ПЕ.

Простое предложение может складываться из синтаксем или словосочетаний, или образований того и другого вместе. Сложные предложения складываются из простых. Из сложных предложений , простых предложений и сложных синтаксических конструкций (ССК )складываются ССЦ .

Сложные предложения бывают двух типов :

1) Бинарные сложные предложения – состоят из двух предикативных единиц с одним видом связи (сочинительной, подчинительной или бессоюзной).

2) Многочленные сложные предложения – состоят из трех и более предикативных единиц (ПЕ).

ССК складывается из бинарных сложных предложений. Этих бинарных предложений может быть несколько и в ССК есть несколько видов синтаксической связи. Травка зеленеет, солнышко блестит, потому что наступила весна (ССК, т.к. в данной конструкции есть и бессоюзная, и подчинительная связь).

ЧЕРТЫ СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ МСП И ССК

В современной грамматике многочленное сложное предложение – это тип сложного предложения, состоящего из трех или более предикативных единиц, соединенных одним видом синтаксической связи.

Сложная синтаксическая конструкция – это особая синтаксическая единица, состоящая из бинарных сложных предложений разного типа.

У МСП и ССК очень много общего. По этой причине не все ученые их разделяют.

Черты сходства МСП и ССК :

1. Количество предикативных единиц (всегда много ПЕ).

2. Сложный характер выражаемой в них мысли. Возможность выделения в их составе смысловых частей.

Например: 1 Ехатьбыло приятно : 2 теплый тусклый день , 3 вокруг множество цветов и жаворонков , 4 дует приятный легкий ветерок … (А.П.Чехов). Перед нами конструкция, состоящая из 4-х предикативных единиц. Это МчБСП. См. схему в блокноте! Если бы не было первой части, то при перечислительных отношениях одновременности выделение смысловых частей было бы нецелесообразно (т.к. это предложения одного порядка).



3. Особое использование средств синтаксической связи (только в МСП и ССК):

а)Стечение союзов . Пример из «Слепого музыканта»: 1 Слепойзнал , 2 что в окно смотрит солнце и 3 что 4 если онпротянет руку в окно, 3 то с кустов посыплетсяроса . Что если – это стечение союзов. Связь сочинительная что… и что – но это не ССП. 1-2 СПП, 1-3 СПП, 3-4 СПП.

б)Пропуск союзов . Пример: 1 Язнал , 2 что скоро экзамен и 3 нужно к нему готовиться . 1-2 СПП,1-3 СПП.

в)Структурно излишние компоненты . 1 Дни были такие благостные ,2 Италия такая благодатная , 3 настроение такое радостное , 4 что прошлоепоказалось как дым . В трех частях есть указательные слова. 4 – придаточное обстоятельственное степени (благостные в какой степени?). 1-4, 2-4, 3-4 – это СПП, но между собой 1, 2, 3 тоже взаимодействуют (1-2, 2-3 – это БСП). Это сложная синтаксическая конструкция. В данной ССК бинарных СП больше, чем предикативных единиц (ПП – 4, а СП – 5).

г)В МСП и ССК естьсоюзы с разным диапазоном действия (высокий–низкий-средний / высокий-низкий) . 1 Ему казалось , 2 что все онибыли заняты только тем (изъяснит.), 3 что тщательно скрывали свое невежество и недовольство жизнью (изъяснит./ мест.-соотн.), и 4 сам он , 5 чтобы не выдать им своего беспокойства (инфинитивное предложение, обстоятельственное цели), 4 приятно улыбался и говорил о пустяках . Можно выделить две смысловые части: ОСО между частями соединительные, ЧСО – причинно-следственные (=соединительно-результативные, т.к. 2 часть – это результат того, что делается в первой). Высоким диапазоном действия обладают союзы обычно соединительные (сочинительные), которые связывают смысловые части . Средним диапазоном действия обладают союзы, которые присоединяют блоки или цепи придаточных (напр., союз что присоединяет вторую и третью части к первой). Низким диапазоном действия обладают союзы, которые присоединяют одну ПЕ к другой (союз чтобы присоединяет придаточное 5 к главному 4). В каждой конструкции это могут быть разные союзы.

д) В МСП и ССК часто используются двойные союзы (если…то, когда…то, потому…что). В бинарных предложениях они тоже используются, но значительно реже. В многочленных конструкциях используются чаще для того, чтобы четко показать связь между главной и придаточной частями. См. выше пример из «Слепого музыканта».

4. Только в многочленных конструкциях и ССК есть такое явление, как усложнение подчинительной связи . Это черта, с помощью которой они тоже друг на друга похожи. Виды усложненной подчинительной связи : параллельная, последовательная, однородная.

а) Последовательное или цепное подчинение – это вид усложненной подчинительной связи, при котором к главному предложению присоединяется придаточное, это придаточное становится главным для следующего. Пример: 1 Что скажут нормальные люди , 2 если ониуслышат , 3 что господин Эйнштейн шесть лет думал о пустоте, 4 которая (и союзное слово, и подлежащее) никому не интересна . Это можно назвать цепью придаточных. Можно выделять степени зависимости придаточных.

б) Однородное подчинение – это вид усложненной подчинительной связи, при котором к одному главному относится два или более придаточных, которые присоединяются к главному одним видом подчинительной связи (все с детерминантной или присловной или двойной подчинительной связью) и относятся к одному семантическому типу (все изъяснительные, обстоятельственные). Обычно они присоединяются еще и одинаковыми средствами связи (союз как), но это не обязательно! Пример: 1 Яхочу рассказать , 2 как прекрасен цветущий луг ранним утром, 3 как в шершавых листиках травы накапливается хрустальная капля росы, 4 какой (союзное слово) яркий следостается на лугу от твоих ног, 5 как хорош в лучах солнца обыкновенный хвощ . Все придаточные присоединяются присловной связью, все изъяснительные. 2, 3, 4, 5 образуют блок придаточных, они однородные. Однородные в блок, последнее – в цепь со степенями зависимости.

в)Неоднородное / параллельное подчинение – это вид усложненной подчинительной связи, при котором к одному главному предложению относятся два или больше придаточных, которые по-разному присоединяются к главной части (например: одно присловной связью, другое – детерминантной), и придаточные при этом относятся к различным семантическим типам . Пример такой конструкции: 1 Когда я и Белокуровгуляли около дома, 2 неожиданно въехала во двор рессорная коляска , 3 в которой (союзное слово) сидела наша старая знакомая . Если придаточные оба обстоятельственные (одно места, другое времени), оба присоединяются детерминантной связью, то их рассматривают как однородные, а не как неоднородные. Иногда можно рассмотреть как неоднородные. Для Гоголиной Т.В. это однородные придаточные (т.к. связь одинаковая).

*г)Существует переходный тип между однородным и неоднородным подчинением . Не все ученые согласны с понятием «переходный тип». Так называет его Бабайцева. Некоторые ученые рассматривают неоднородное и параллельное подчинение как два самостоятельных вида подчинения. Для переходного типа они используют термин «параллельное подчинение». 1 Язнала , 2 что скоро экзамен и 1 постоянно думала ,3 что пора (слово категории состояния) начать к нему готовиться . Относятся к разным словам. По структуре это неоднородное подчинение, а по семантике (т.к. придаточные одинаковые) это однородное подчинение. Второй тип – параллельное подчинение.

*д)Контаминированный вид усложненной подчинительной связи , предполагающий объединение предыдущих видов подчинения в разных вариантах. «Анна Каренина»: 1 Теперь она поняла ,2 что Аннане могла быть в лиловом и 3 что (стечение союзов) ее прелестьсостоит именно в том (СИС), 4 что онаярче своего наряда, 5 что наряд никогда не может быть виден на ней . Здесь два блока однородных придаточных. Виды усложненной подчинительной связи: к 1 относится 2 и 3 – это однородное подчинение, к 3-му относятся 4 и 5 – это тоже однородное подчинение. 1->3->4; 1->3->5 – это последовательное подчинение. Т.о., наблюдается контаминированный / комбинированный вид усложненной подчинительной связи, т.к. есть и однородное, и последовательное подчинение.

Черта отличия МСП и ССК – одна :в многочленном сложном предложении всегда используется только один вид синтаксической связи, а в ССК – их всегда несколько .

Деление сложных предложений на многочленные, ССК и другие началось в 50-е годы XX века. Об этом заговорили подробно. Выделяли сложные предложения бинарного типа и предложения с большим количеством компонентов (эту группу называли по-разному). Вышел учебник Александра Николаевича Гвоздева . Он выделил сложные предложения с сочинением и подчинением . Чуть позже вышел учебник Веры Арсентьевны Белошапковой . В.А.Белошапкова такие предложения называла «сложные предложения усложненного типа» . Позже вышел учебник А.Г Руднева . Он называл их «сложными предложениями смешанной конструкции» . В 70-е годы XX века появилось сразу много учебников и разных терминологических обозначений:

а) Леонарда Юрьевича Максимова (однокурсник Демидовой КИ). Он использовал термин «многочленное сложное предложение».

б) В традиционном школьном учебнике (Максимова, Крючкова) появился термин «СП с разными видами связи», параллельно там же существовал термин «СП с несколькими придаточными».

в) Параллельно вышел учебник Нины Сергеевны Валгиной, которая предложила термин «сложные синтаксические конструкции». Этот термин и закрепился в науке.

Анна Николаевна Чеснокова и Галина Иванова Третникова - учебник, сборник «Синтезирующие задания по грамматике» (70-е годы - начало 80-х годов). А.Н.Чеснокова и Г.И.Третникова написали статью, в которой содержится характеристика ССК по 4-м критериям (структура, семантика, функция и стилистика). И Н.С.Валгина, и Г.И.Третникова, и Чеснокова под ССК понимали любые предложения, в которых предикативных единиц больше трех.

В последних учебниках (90-х – начала 2000-х годов) принято делить на МСП и ССК (но у Дибровой такого деления не предполагается), в учебнике П.А.Леканта МСП и ССК разделяются (но не очень подробно расписаны). В последнем учебнике Н.С.Валгиной есть деление на многочленные сложные предложения и сложные синтаксические конструкции.

В школьной грамматике жесткого, формального деления на многочленные сложные предложения и сложные синтаксические конструкции нет, даже нет таких терминов, но фактически такое деление в школьной грамматике существует. Термины, которые предложили Крючков и Максимов, существуют по сию пору. Сложная синтаксическая конструкция в школьном учебнике называется сложным предложением с разными видами связи, а среди многочленных сложных предложений выделяют СПП с разными видами придаточных. Школьная классификация СП:

2. СПП (МсСПП – СПП с несколькими придаточными)

4. СПС с разными видами связи (= ССК)

*Про школу. В СПП с несколькими придаточными используются сложные виды подчинительной связи. Виды усложненной связи:

1) Последовательное подчинение.

2) Параллельное подчинение: однородное / неоднородное подчинение. Параллельное противопоставляется последовательному, для этого и выделяется. Во многих пособиях, которые выходят в дополнение к учебнику, пробуют отказаться от термина параллельное подчинение. И скоро будет так: последовательное, однородное, неоднородное подчинение.