Храм троицы живоначальной в троицком-голенищеве. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево - sergunja — LiveJournal Кадило троице голенищево

Храм троицы живоначальной в троицком-голенищеве. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево - sergunja — LiveJournal Кадило троице голенищево

Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево September 11th, 2014

Церковь Троицы в Троицком-Голенищево в сентябре 2014-го года.

Первые упоминания о селе Голенищево на берегу Сетуни восходят ко второй половине XIV века и связаны с именами святителей Алекcия и Киприана, митрополитов Московских. При Алексии на голенищевской земле был разбит сад, подле которого стояли кельи и клети. Преемник Алекcия, Киприан, и вовсе жил в Голенищево, посвящая досуг переводу церковных книг с греческого на славянский. Здесь же он и преставился в 1406-ом году.

Опричная (то есть особая, построенная святителем для себя) церковь во имя Трёх Святителей была, по всей вероятности, деревянной и стояла на горке, и доcеле известной под именем Трёхсвятской. А в XVII веке в Голенищево действовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644-ом - 1645-ом годах Ларион Ушаков (зодчий?) построил на её месте новый шатровый каменный храм, сохранившийся до наших дней.

В 1812-ом году Голенищево захватили французы. В храме устроили конюшню, а потом там случился пожар, в котором погиб древний иконостас (уцелело лишь несколько икон).

В 1939-ом году храм закрыли. Антиминсы (платки из шёлковой или льняной материи с зашитой в них частицей мощей какого-нибудь православного мученика) перенесли в церковь Троицы на Воробьёвых горах, а иконостас позаимствовал Сергей Эйзенштейн для съёмок картины "Иван Грозный" да так и не вернул обратно. В голенищевском храме устроили склад сырья и готовой продукции 3-ей картонажной фабрики, затем передали в аренду Гостелерадио СССР, затем использовали как пункт по приему макулатуры и стеклотары.

В 1990-ом году церковь вернули верующим. Первый молебен в ней отслужили 8-го января 1991-го года, регулярные богослужения возобновились в 1992-ом. В 1999-ом году к трапезной части храма пристроили деревянную часовню-крестильню в честь святителя Киприана. Сегодня в храме действуют воскресная школа и приходская библиотека, аудио- и видеотека с записями проповедей и богослужений. Приход шефствует над Домом ребенка в Матвеевском. Издается ежемесячный приходской листок "Киприановский источник".


...И христиане рассказывают очень странную вещь: будто бы Иисус никогда не смеялся. Они изобразили Христа очень печальным, мрачным, трагическим - потому, наверное, что сами много страдали, не находя смысла в жизни. И потому, что ваши церкви превратились в кладбища - радость там больше не живёт. И потому, что ваши священные писания превратились в заспиртованную змею, какую можно увидеть только в музее. Она будет жить долго. Но змея, греющаяся на солнышке, оживает. Змея, сидящая на скале, задремавшая вечерком, змея, ползущая по дереву или плывущая вместе с ветками по реке - эта змея жива. Заспиртованная змея будет жить долго, потому что она мертва. Реальная змея, живая змея, не будет долго жить, - её смерть придет. Заспиртованная змея бессмертна.

Иисус умер. Он был цветком, который расцвёл утром, а вечером ушел. Но Христос, придуманный христианами, живёт. Это заспиртованная змея, закрытая в бутылке, экспонат музея. А священные писания - это приколотые булавками бабочки. Вы можете коллекционировать бабочек и прикалывать их булавками - они будут выглядеть как бабочки, но они уже не бабочки. Ибо что такое бабочка, если она не свободна, не жива, не скитается с одного цветка на другой, если она не окрылённый скиталец - что она тогда? Она ничто. Труп.

Таковы и ваши Библии, и ваши Веды, и ваш Коран. Это придуманные вещи. Иисус, реальный Иисус, является освобождением. Вы же наложили на реального Иисуса вашего собственного Иисуса, который никогда не смеётся. Иисус был человеком совершенно иной природы, он общался с красивыми людьми. Он не общался со святыми - он общался с пьяницами, с картёжниками, с проститутками. Он общался с реальными людьми, с подлинными людьми. Он не общался с мнимыми святыми, он общался с грешниками.

Святые - это приколотые булавками бабочки. Грешники живы - это змея, греющаяся на солнце. Иногда грешники становятся святыми, но их святость совсем иного свойства. Они не принадлежат ни к одной церкви, они не принадлежат ни к одной секте. Может ли святой принадлежать? Святой подобен благоуханию, он свободен, как ветер, - он не может принадлежать. Иисус никогда не принадлежал к кому-либо. Вот почему иудеи гневались на него - они хотели, чтобы он принадлежал. Настоящих святых никогда не признают святыми, ни одна церковь не освятит их как святых. А святые, освященные церковью, - это действительно мнимые, мумбо-юмбо, ложные, искусственные, синтетические, пластиковые святые. Да, они не смеются, это верно. Но Иисус - святой иного рода. Он смеётся, он пьёт, он хорошо есть, он любит. Он был подлинным человеком земли, очень земным, укоренённым в земле...

Колокольня Троицкой церкви и жилой дом на Мосфильмовской. Кто выше?

Всё проходит...

Детская площадка на церковном дворе.

Между церковью и ближайшим жилым домом раскинулся пустырь с голубятней (на фото) и ржавыми гаражами, к которым ведёт сквозь заросли кустов земляная дорога ну совершенно сельского вида. На краю пустыря обитает компания "церковных" бомжей. По утрам они дежурят у церковных ворот (загорелые, чумазые, немолодые), выпрашивая монетки у прохожих, днём разбредаются по своим делам, а вечером возвращаются под стены храма, и голоса их, не слишком трезвые, но неагрессивные, долго ещё разносятся по окрестностям из кромешной темноты.

Днём мимо ночлежки бомжей гуляют местные жители, вечером в двух шагах от неё паркуются дорогие автомобили (рядом стоит элитный жилой комплекс). Бомжи удивительным образом вписались в "архитектуру" одного из самых престижных районов Москвы. Вот что крест животворящий делает!

Дорога к гаражам.

Троицкая церковь от 2-го Мосфильмовского переулка. Уютный "пятачок" с фруктово-овощными палатками в двух шагах от Мосфильмовской улицы.

Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 году, было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 году митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII веке уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644-1645 годах Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. и трапезная построены в 1660 году. В 1860 году колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной.

Во время Отечественной войны 1812 года село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление. В 1898-1902 годах храм был несколько обновлён. В советское время храм был закрыт в 1939 году, иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.

В церкви Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах, не закрытой в то время, был устроен отдельный престол Агапия и Ионы, куда перенесли антиминсы приделов голенищевской церкви. В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме вёлся приём макулатуры и стеклотары. В 1990 году начался процесс передачи церкви. Богослужения возобновлены в 1992 году. В 1990-е годы церковь была отреставрирована, восстановлено железо на центральном шатре, расчищен Ионинский ключ со стороны реки. В настоящее время каждую субботу и воскресенье, а также по церковным праздникам в храме проходит литургия, действуют воскресная школа, приходская библиотека. Приход шефствует над Домом ребенка в Матвеевском.

Архитектура

Церковь в Троицком-Голенищево представляет собой образец шатрового каменного храма. Храмы шатрового типа начали строиться на Руси в начале XVI века и были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона в 1653 году. Центральный шатёр обшит железом, четверик основного объёма завершается килевидными закомарами. С запада и юга он окружён галереей. К нему на уровне апсид примыкают два придела, посвящённые Ионе, митрополиту Московскому и священомученику Агапию. Главы, завершающие шатры, поставлены на узкие восьмерики, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Приделы имеют отдельные апсиды, шатры приделов украшены рядами ложных слуховых отверстий.

Иконы и святыни

  • икона святителя Тихона, патриарха Всероссийского
  • икона преподобного Сергия Радонежского
  • икона преподобного Серафима Саровского
  • икона преподобного Амвросия Оптинского с частицей мощей
  • частица мощей великомученика Пантелеимона
  • частица мощей преподобного Агапита Печерского
  • частица мощей преподобного Даниила Московского
  • частица мощей святителя Филарета Московского
  • камень и колечко с руки великомученицы Екатерины

Престольные праздники

  • в честь - на 50-й день после Пасхи
  • 28 июня - святителя Ионы, митрополита Московского
  • в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского - через 21 неделю после Троицы

Духовенство

  • Настоятель - протоиерей Сергий Правдолюбов
  • диаконы - Николай Кабанов, Борис Поваров

Адрес

Троицкое-Голенищево
У Мосфильмовской улицы раскинувшееся у слияния двух рек - Сетуни и Раменки когда-то находилось богатое патриаршее село Троицкое-Голенищево. От него осталась лишь одна церковь, к которой можно пройти внутрь квартала у дома №18 на Мосфильмовской улице. Там, в глубине застройки стоит церковь во имя Живоначальной Троицы - стройная и несколько суровая композиция, основой которой являются шатровые формы двух приделов и главной церкви, воздвигнутой на массивном основании четверика с закомарами. Этим формам вторит и шатровое завершение более поздней колокольни.

2.

3.

Село прославилось в русской истории тем, что оно было местом пребывания одного из самых образованных наших иерархов, митрополита Киприана. Он любил эти места, недальние от Москвы и в то же время спокойные, покрытые густыми, вековыми лесами. Точное место киприановского загородного дворца неизвестно, но есть летописное упоминание о том, что он стоял у впадения Раменки в Сетунь, то есть, примерно там, где ныне поставлена часовня при жилом комплексе "Золотые Ключи", который находится у автобусной остановки Каменная плотина на Минской улице.

4.

5.

6.

Название остановки - все, что осталось от деревни под тем же названием. Известие о том, что именно тут жил митрополит Киприан, содержится в "Степенной книге царского родословия": "Пребывая в своем селе на Голенищеве, между двою рек, Сетуни и Раменки, идеже тогда бысть оба полы лес мног, иде же есть церковь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, и пребыва тамо, Епископы и Попы ставляше, иде же и книги своею рукою писаше, и многия святыя книги с Греческого языка на Русский язык преложи, и довольно писания в пользе нам остави, и великого Чудотворца Митрополита всея Русии, житие написа".

7.

8.

9.

Здесь он построил себе дворец и свою "опришную" церковь рядом, освященную во имя Трех Святителей. Тут он "любяше часто приходити и пребывати на деле книжного писания, бе бо место тихо и безмятежно и покойно". Здесь митрополит Киприан "и разболевся лежаше неколико дний дондеже и преставися".
Скончался он 16 сентября 1406 г., отсюда его провожал "честно весь град" до Успенского собора в Кремле, где его и похоронили. За четыре дня до смерти Киприан написал грамоту "незнаему и страннолепну, яко прощальну", которую он просил прочесть при своем погребении:"еже и бысть, еже и сотвори преподобный епископ Григорей ростовский, прочте ю всегласно, да услышена бует во уши всего народа. И внегда чтущу ему, тогда многих от предстоящих на слезы подвижа". В своем предсмертном письме Киприан сказал, что основное в жизни - оставить после себя духовное наследие в научение людям.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

По замечанию Забелина, "вот еще когда была глубоко понятна (на берегу глухой Сетуни) истинная цена науки и литературы, истинная цена человеческой духовной деятельности".
И после митрополита Киприана эти места продолжали быть любимой резиденцией московских митрополитов. Так, в 1474 г. митрополит Геронтий выстроил ниже по реке Сетуни церковь Иоанна Богослова и дворы "срядил и с теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил".

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Известно, что в начале XVII века здесь уже находится деревянная Троицкая церковь с приделом св. Леонтия чудотворца, которую вскоре заменило каменное здание, существующее без особых изменений и поныне: "Марта 19 (1644г.) по указу великого господина св.Иосифа патриарха Московского и всея Русии и по уговорной записи, какова взята в нынешнем во 152г. марта в 16 день, каменных дел подмастерью Лариону Михайлову Ушакову, что ему делать в патриаршем селе Троицком каменную церковь с пределы, а делать та церковь по указу и по чертежу государева подмастерья Антона Костянинова, каков он свое чертеж дал к тому церковному строению, по уговору на каменное церковное дело первых задаточных денег сто рублев дано".

24.

25.

26.

27.

28.

План церкви почти идентичен церкви в Медведкове: главный храм на уровне абсиды имеет два придела по сторонам и окружен с запада и юга галереей. В 1660 году были построены трапезная и колокольня. В 1812 г. церковь была сожжена и вместе с северным приделом обращена в конюшню.

В южном приделе во имя св.Ионы митрополита, уцелевшем от пожара, в иконостасе находился замечательный по древности образ святителя Ионы с деяниями, писанный в начале XVII века; в числе деяний - исцеление дочери великого князя Василия Дмитриевича и исцеление неверовавшего боярина Василия из рода Кутузовых, которые присвоили впоследствии себе прозвание Голенищевых, соименное этому селу. Под трапезной и северным приделом находятся подвалы, где, как говорят, погребены тела усопших. Храм обновлялся в 1898-1902 годах.

29.

30.

31.

32.

33.

По воспоминаниям старожилов, в храме и приходе особо чтили св.Киприана. Здесь в 1921 г. служил Патриарх Тихон, в 1922 г. - дважды митрополит Трифон, в 1923 г. - митрополит Петр (Полянский).
Храм был закрыт в 1939 г. Антиминсы приделов священомученника Агапия и митрополита Ионы перенесены в ближайшую действующую церковь Троицы в Воробьеве, где освящен впоследствии приставной к главному престол свв.Агапия и Ионы.

Иконостас взял С.Эйзенштейн для съемок фильма "Иван Грозный", после чего он пропал. В 1966 г., по записи М.Л. Богоявленского, в храме находился склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики Управления специальных предприятий, применяющих труд инвалидов. Храм имел грязный, заброшенный вид. Над ним стояли леса и начат был ремонт. В 1970 г. лесов уже не было, но шатровый купол над церковью так и не был покрыт железом.

34.

35.

36.

Вокруг стоял забор, на восточной стороне располагалась проходная. В конце 70-х склад из храма был выведен, здание пустовало - пристойного арендатора никак не удавалось отыскать. В проходной сидел один старый сторож. Затем храм забрал склад Гостелерадио, в 1987г. включивший также переехавшую с ул. Дзержинского 26 нотную библиотеку бывшего радиокомитета, прежде "Радио Коминтерна", с ценной коллекцией рукописей.

В 1990 г. был возбужден вопрос о возвращении храма верующим - зарегистрирована община и уже назначен настоятель о. Сергий Правдолюбов. Ждали только переезда архива. В январе 1991г. верующие еще вынуждены были проводить молебны под стенами своего храма. 7 января 1992г., на Рождество Христово, служба была уже внутри церкви.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

После уничтожения Патриаршества село было отдано в казну и подарено Петром II своему фавориту князю Ивану Долгорукову, но после неожиданной смерти Петра время Долгоруких кончилось, они потеряли все, что имели: имущество их было конфисковано, Троицкое-Голенищево опять перешло в казну и с того времени им управляло ведомство Коллегии экономии. По описи 1752 г. здесь был "дворец, а в нем палаты каменныя в один апартамент с крыльцом прихожим на четырех столбах, с шатровым верхом, палата скаетрная черная, палата посольская, где живал посольский старец, казенная палата. над вышеписанными палатами каменными деревянныя в два апартамента были кельи святейшего патриарха".

Дворец окружали каменные стены с угловыми башнями. На южной стороне храма находился Патриарший сад. От церкви и поповского луга на 3 версты простирались пруды с рыбой. Эту обитель неоднократно посещали Государи.
Во время чумной эпидемии в 1771 г. в уже старом патриаршем дворце устроили карантин "для сумнительных людей, кои в одном покое с зараженными жили". В XVIII веке в село проникают фабрики: в середине века Синод отдает часть земли содержателю полотяной фабрики Василию Чурашеву, "доколе на той земле фабрика стоять будет". Судя по исповедным церковным ведомостям в 1800 г. у селя находился кирпичный завод, называвшийся Усть-Сетуньским, и вокруг него Устинская слободка.

Однако большее развитие фабрики поучили в следующем веке: так в 1876 г. тут числятся суконноотделочное заведение Досужева и кирпичный завод Байдаковых.
Перед реформой 1861 г. жители Троицкого-Голенищева были государственными крестьянами и после реформы село быстро развивалось: по сведениям 1852 г. в нем насчитывалось 90 дворов с 340 жителями, в 1869 г. - 131 дом с 700 жителями. Ближе к Москва-реке, на высоком ее берегу, располагалась слобода потылиха или, как ее иногда называли, Батылиха.

43.

44.

45.

В 1869 г. в ней насчитывалось 17 дворов с 73 жителями и работали три фабрики - две платочные и одна суконная. В 1927 г. в слободе стали строить кинопавильоны, ставшие основой крупнейшей в России студии "Мосфильм".
Само село Троицкое-Голенищево полностью снесено. Древняя церковная ограда уничтожена. Здание церкви стоит на государственной охране под № 379. Внизу был Ионинский святой ключ, ныне расчищенный.

46.

47.

48.

49.

50.

Информация с сайта

Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Местность на берегу реки Сетуни, где некогда находилось село Голенищево, с середины XIV до начала XVIII века принадлежала русским митрополитам и патриархам. При святителе Алексие, бывшим с 1354 до 1378 года митрополитом московским и всея Руси, здесь были устроены митрополичьи или «райские» сады. В начале XV столетия село стало любимой летней резиденцией митрополита Киприана (1390-1406 годы) . Он построил в Голенищеве деревянную «опричную» церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь эта была деревянной и находилась на Трехсвятской горке. Особенно в Голенищеве любил бывать митрополит Иона (1448-1461 годы), много сделавший для его благоустройства. В 1474 году митрополит Геронтий (1473-1489 годы) повелел поставить здесь деревянный храм во имя святого апостола Иоанна Богослова: «…в лето 6782 преосвященный Геронтий митрополит всея Руси вниз по реке Сетуни в той же Голенищевской земле, у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставил Иоанна Богослова и двор сряди и с теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил» .

Дата сооружения первого Троицкого храма на месте церкви Иоанна Богослова в настоящее время не установлена. Впервые деревянный храм во имя Святой Троицы упоминается в 1627 году. К этому времени село уже называлось Троицкое-Голенищево: «…великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии вотчина Троице-Голенищево, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да в придел Леонтия Ростовского, деревяныя клецки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на колокольне колокола, и всякое церковное строение государево патриаршее…» .

Менее чем через двадцать лет деревянную церковь перевели в село Троицы Сельцы, а на ее месте началось возведение великолепного каменного храма. Для того, чтобы строительство велось без задержек, митрополит Филарет Никитич повелел устроить у Воробьевых гор неподалеку три печи для обжига кирпича из местной глины. По его указу этот кирпич поставлял к месту строительства «патриаршие Саввинские слободы крестьянин Леонтий Кострикин» .

Работы велись с 1644 по 1646 год по проекту московского зодчего Антипы Константинова, учителем которого был отчим - подмастерье каменных дел - Лаврентий Семёнович Возоулин. Непосредственно строительными работами руководил подмастерье каменных дел Ларион Михайлович Ушаков. 16 марта 1644 года с ним по обычаю того времени была заключена «уговорная запись» о том, что «ему делать в патриаршем селе Троицком каменную церковь с приделами кроме кровли, а делать ту церковь по указу и чертежу подмастерья Антона (?) Константинова, каков он свой чертеж дал к тоему церковному строению. За работу ему было уплачено 500 рублей, да ему ж за церковное каменное дело, что он сверх уговору делал колокольню – 20 рублей» . Из этой записи видно, что храм строился сразу по единому замыслу, вопреки распространенному мнению о более позднем возведении приделов, и о датировке колокольни 1660 годом . Отделочные работы продолжались до 1649 года, когда 23 октября произошло торжественное освящение церкви, на котором присутствовал государь Алексей Михайлович со своим двором. Через год усадьба ненадолго перешла в собственность нижегородского наместника, царского оружничего Григория Гавриловича Пушкина «за посольскую службу» .

За последующие полвека в облике Троицкого храма не произошло никаких изменений, и опись 1701 года дает нам достаточно точное представление о его облике: «Троицкая церковь каменная шатровая с двумя приделами с двух сторон – Ионы митрополита, да мученика Агапия… над папертью (на трапезной) церкви каменная шатровая колокольня, а на ней пять колоколов, а в большем весу 25 пуд, а в четырех колоколах весу не написано…» .

Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве – один из красивейших (и немногих сохранившихся) примеров многошатровых храмов, расцвет строительства которых приходится на первую половину XVII столетия. Наиболее известные примеры таких храмов датируются более поздним временем – это церкви Воскресения в Гончарах (1649 год), Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 годы), иконы Божией Матери Одигитрии в Вязьме (1650-е годы) и т.п. . Важной особенностью их архитектуры можно назвать декоративное использование шатров: все три шатра нарядным декоративным навершием венчают основной куб храма. Исключением является церковь Успения Пресвятой Богородицы в Алексеевском монастыре Углича, более известная как «Дивная» (1628 год), в конструкции которой каждый из шатров еще имеет конструктивное значение – он установлен на основание в виде небольшого восьмерика. Можно предположить, что она и стала одним из прообразов Троицкого храма.

Антипа Константинов использовал этот мотив во время строительства трехшатровых храмов Ризоположения(возведенной им в 1641 году над Золотыми вратами во Владимире) и Спаса Преображения в Алексеевском монастыре в Москве (1634 год), где он работал вместе с Трефилом Шарутиным. Судить об этом храме мы можем только по рисунку середины XIX века, где третий шатер невидим . Следует отметить, что Трефил Шарутин происходил из семьи талатливых зодчих города Кашина. Вряд ли случайно, что еще один ее представитель - Иван Шарутин (сын Марка Шарутина) -в 1652-1654 годы возвел звонницу, увенчанную тремя шатрами (уже более декоративного вида) в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом.

Шатровая форма в разных вариантах была особенно любима Антипой Константиновым сыном Возоулиным. Он использовал ее уже в первой своей работе – соборе Архангела Михаила в Нижнем Новгороде (1628-1631 годы). Его строительство молодой мастер завершал самостоятельно после смерти отчима. В 1644 году он «был на Пушечном дворе у амбарного каменного дела и иных каменных дел» (здесь имеются в виду литейные амбары). Согласно чертежу XVII века, их венчали два четырехгранных шатра со слухами для выхода отработанного газа. В 1645 и 1648 годы зодчий закончил свою деятельность строительством двух шатровых надвратных церквей (св. Евфимия и Успения) в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода .

Восьмигранные шатры храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, как и у «Дивной» церкви, и у Спасо-Преображенского собора Алексеевского монастыря, являются не декоративным приемом, а конструктивным завершением каждого из трех объемов: самого храма и двух его приделов, примыкающих к углам основного объема с востока, по сторонам от апсиды. Дополняет и усложняет композицию четвертый шатер – высокая колокольня, первоначально находившаяся у северо-западного угла церкви. С юга, востока и запада храм охватывает невысокая галерея. Примеры похожего расположения двух симметричных приделов шатрового храма впервые появляются в русской архитектуре в конце XVI века. Среди них можно назвать храмы Рождества Христова в Беседах (1590-е годы), Богоявления в селе Красном (1592 год), Смоленской Богоматери в Кушалино (1592 год), Спаса Преображения в селе Остров (1590-е годы) и другие . Однако, во всех случаях, приделы сильно уступают по высоте основному храму и имеют завершение в виде главки. Равноценная роль всех трех самостоятельных объемов и шатров в композиции храма в русском зодчестве впервые была использована Антипой Константиновым.

Храм и приделы имеют конструкцию «восьмерик на четверике». Четверик несколько вытянут по оси север-юг и значительно выше восьмерика. Детали декоративного решения самого храма и приделов довольно ощутимо различаются. Центральный шатер открывается внутрь, что создает эффект особого величия храмового пространства. По своему облику он очень близок шатру собора Архангела Михаила в Нижнем Новгороде. Характерные для зодчего многопрофильные кокошники, украшающие четверик нижегородского собора (а позже ставшие отличительной чертой архитектуры Нижнего Новгорода), в Троицком-Голенищеве выполнены не полукруглыми, а килевидными и напоминают кокошники углической Успенской церкви. Стены четверика имеют трехчастное решение и украшены выделенными лопатками. Каждая грань восьмерика декорирована профилированными филенками. От шатра восьмерик отделен широким карнизом в виде крупных зубцов , сходный с карнизом восьмерика Архангельского нижегородского собора. В целом, декор самого храма производит впечатление сдержанного благородства за счет уравновешенности пластических форм.

Декоративное убранство приделов решено несколько иначе. По мнению исследователей, их строительством занимался только Ларион Ушаков . Стены четвериков он завершил фронтонами, а каждую грань восьмериков украсил парой небольших кокошников, под которыми проходит карниз такого же рисунка, что и на самом храме. Особенную нарядность и пластичность шатрам приделов придают высокие окна-люкарны . Такие же окна и завершения-фронтоны мастер уже использовал и ранее, например, при строительстве Теремного дворца в Московском Кремле, в котором он участвовал в 1635-1636 годах вместе с Антипой Константиновым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным (кроме того, схожий мотив украшает небольшой шатровый храм Троицы Живоначальной, возведенный в 1650 году Иваном Марковичем Шарутиным над входом во внутренний двор Саввино-Сторожевского монастыря). Однако декор приделов все же производит впечатление некоторой дробности по сравнению с пластикой центрального объема храма.

Каким изначально был облик древней колокольни, сейчас уже не представляется возможным выяснить, т.к. она и западный притвор были перестроены в XIX веке . Об этом свидетельствует метрика храма, составленная в 1887 году: «В 1860 году переделана задняя часть западного притвора распространением ее на такое пространство, которое занимала старая колокольня. В том же году входное крыльцо западного притвора Троицкой церкви отломано, и на месте его выстроен длинный коридор, соединяющий западный притвор с новой колокольней» . Новая колокольня поставили к западу от храма. В то же время выстроили трапезную возле северного придела мученика Агапия . М.В. Красовский ставил первоначальную колокольню Троицкого храма в один ряд с колокольнями московских храмов Феодора Студита у Никитских ворот, Флора и Лавра на Мясницкой и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках . Отдавал должное нарядности ее архитектуры и А.А. Мартынов .

На колокольне 1860 года находился подбор из семи колоколов. Пространная надпись на благовестнике гласила: «Вылит сей колокол ко храму Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, что близ Москвы в царствование императора Александра II, во святительство высокопреосвященнейшего Иннокентия митрополита Московского и Коломенского, по благословению преосвященнейшего Леонида, епископа Дмитровского, викария Московского, при священнике Павле Георгиевиче Орловском, усердием и иждивением прихожан и церковного старосты потомственного почетного гражданина Александра Ефимовича г. Байдакова и добрых даятелей. 1876 года марта 15 дня. Лит на заводе Н.Д. Финляндского в Москве. Весу 208 пуд 10 фунтов».

На полиелнйном, втором по весу колоколе тоже существовала интересная надпись: «Сей колокол вылит 1785 года марта 31 дня церкви Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, тщанием священника Тимофея Иванова вкупе с приходскими людьми, весу 101 пуд и 8 фунтов. Лит в Москве на заводе Никифора Кабанина (прав. – Калинина)». На третьем – будничном колоколе удалось прочесть такой текст: «Лета ЗРПЕ (7185, т.е. 1677) по указу великого господина Иоакима, патриарха Московского и всея Руси выменен сей колокол на старый разбитый колокол в Московский уезд в домовое село Троицкое Голенищево к церкви Живоначальной Троицы. Весу КЕ (25) пуд». Четвертый колокол весил 13, пятый – 8 пуд, шестой и седьмой по одному пуду . Судьба этих колоколов неизвестна. Сейчас на колокольне размещен подбор из новых колоколов, поднятых на нее в 1993 году.

Значительные изменения в положении храма произошли после смерти патриарха Андриана в 1700 году. Село Троицкое-Голенищево с церковью и небольшим летним патриаршим дворцом поступило в общегосударственное управление, а затем его «определили» в заведование синодального управления. В 1729-1730 годы оно принадлежало любимцу императора Петра II – Ивану Алексеевичу Долгорукову, затем перешло в ведение коллегии экономии. Очень сильно храм пострадал в 1812 году. Солдаты армии Наполеона устроили в нем конюшню, затем во время пожара погибла вся старинная роспись и иконостас, сохранилось только несколько икон, отданных перед этим мастеру «на поновление». Сильные повреждения имели шатры, кресты и колокольня . В 1815 году саму церковь и придел святителя Ионы восстановили и заново освятили, но храм стоял не расписанным еще и в конце XIX столетия . Только в 1898-1902 годах начались работы по воссозданию его убранства .

В ХХ веке Троицкая церковь разделила судьбу многих русских храмов. В 1939 году ее закрыли, два антиминса при этом перенесли в Троицкую церковь на Воробьевых горах. Иконостас, сохранявшийся в церкви, в 1941 году вывез С.М. Эйзенштейн для съемок фильма «Иван Грозный». Дальнейшая судьба его неизвестна. В 1966 году в храме находился склад сырья и готовой продукции третьей картонажной фабрики Управления специальных предприятий. В это время церковь пребыла в очень плачевном состоянии. В 1970-е годы, после вывоза склада, она стояла пустой, пока ее не отдали опять под склад, но уже для Гостелерадио. В 1987 году здесь же разместилась нотная библиотека, обладавшая ценной коллекцией рукописей . Православной Церкви Троицкий храм вернули только в 1991 году – 8 января возле него отслужили первый молебен. Немного позже начались богослужения – в нижнем ярусе колокольни. Восстановительные работы продолжались на протяжении пяти лет. Сейчас в северном приделе мученика Агапия освящен престол свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси и священномучеников, мучеников и исповедников Российских.

Библиография:

Захаров М.П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867

Иоанн Кузнецов, иерей. Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины в Москве и Московской епарихии. М., 1904. Т.I. С.: 1-14

Холмогоровы В. И Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII столетия. М., 1886. Вып. III. Загородская десятина Московского уезда. С.: 301

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С.:89

Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 133-135, 311

Филатов Н.Ф. Нижегородские зодчие XVII начала ХХ века. Горький, 1980. С.: 21, 22, 25-26, 29, 30

Ильин М.А., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С.: 463

Метрика московской церкви Живоначальной Троицы, что в Голенищеве. 1887 год. Из материалов Археологической комиссии // Исторический архив. 2009. № 5. С.: 143-161. Метрика подготовлена к печати А.Ф. Бондаренко на основе материалов архива ИИМК (Ф.1, оп. 2, 1911, д. 257).

Сорок сороков. М., 2003. Т.4. С.: 202-205

Красовский М.В. Очерк по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 237

Мартынов А.А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1848. Т.2.

Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.2. М., 1911. С.: 84

Москва и ее окрестности. М., 1885. С.: 425



Село Голенищево, находившееся в Сетунском стане Московского уезда, в конце XVI ст. принадлежало митрополичьему дому. В этом селе была церковь во имя Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, построенная Киприаном митрополитом. В начале XVII ст. Голенищево называлось по церкви Троицким, когда была построена в селе церковь Св. Троицы - неизвестно.

В писцовых книгах 1627 г. говорится: «великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии, вотчина село Троицкое Голенищево, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да в приделе Леонтия Ростовского чудотворца, древянна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение государево патриаршее…». В расходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1626-27 гг. записано: «декабря 2, в государево патриаршее село Троицкое, в церковь сделан крест на престол, спаян медью и позолочен; за золото и за медь иконописцу Саве Теплякову 6 алтын 6 денег».

При патриархе Иосифе в 1644 г. в селе Троицком-Голенищеве была построена каменная церковь во имя Св. Троицы с приделами и патриарший каменный дом; а деревянная церковь из Голенищева перенесена в патриаршее село Троицы-Сельцы. Материалы, необходимые для постройки каменной церкви в селе Троицком-Голенищеве стали заготавливаться, как видно из расходных книг Патриаршего казенного приказа, с 1643 г.

По переписным книгам 1646 г. в селе Троицком-Голенищеве числилось 11 дворов крестьянских, новопривозных и бобыльских 44 двора, которые были перевезены из домовых патриарших вотчин Костромского, Владимирского и Белозерского уездов, кроме того, в селе жили в «подсоседниках кузнецы», своих домов не имевшие. В 1678 г. в том же селе 22 двора крестьянских, да после морового поветрия призваны с воли и поселены в деловые работники белорусы из разных польских городов.

В переписных книгах 1701 г. церковь в селе Троицком-Голенищеве описана так: «церковь Живоначальной Троицы каменная шатровая, с двумя приделами, а на той церкви и на двух приделах и на колокольне кресты железные, и той церкви поп Антип Андреев и диакон Савва Степанов явили в алтаре и в церкви святые иконы и всякую церковную утварь… На правой стороне у западных дверей место патриаршее обито сукном вишневым, локотники обиты бархатом вишневым, на нем чехол крашенинный зеленый. Над патриаршим местом образ Спасов писан на краске… в трапезе восемь икон больших деисусовых писаны на красках. В той церкви и в приделах, и в алтарях в окнах 18 оконниц белых, слюденные, да 18 решеток железных, у тех церквей трое дверей железных, да у настоящего алтаря у окошек три затвора железные. У настоящей церкви на трапезе колокольня, а на колокольне пять колокол, в большом весу подписи 25 пудов, а в четырех колоколах весу не написано и весить нечем; а покрыта настоящая церковь с приделы и трапеза, и паперти все тесом…».

Подле церкви двор патриарха каменный; два сада с яблонями, с грушами, с вишнями, смородиною красною; двор конюшенный и скотный; в селе Троицком 53 двора крестьянских, в них 183 человека, и 10 дворов бобыльских, в них 28 человек. В 1711 и 1728 гг., по распоряжению синодального дворцового приказа, церковь в селе Троицком была покрыта новым тесом.

Священно-церковно-служителям Троицкой церкви выдавалось руги из Патриаршего казенного приказа: «попу на год денег 5 руб., ржи 8 четвертей с полуосминою, овса тож; диакону 4 руб., ржи и овса по 4 четверти; пономарю 2 руб. 3 алтына 2 деньги, ржи и овса по 4 четверти; просвирнице 60 алтын, ржи и овса по 3 четверти».

По смерти патриарха Адриана и с упразднением патриаршества, патриаршие вотчины поступили в общее государственное управление. В 1729 г. село Троицкое-Голенищево императором Петром II пожаловано князю Ивану Алексеевичу Долгорукову, у которого в 1731 г. оно было отписано и причислено к ведомству Коллегии экономии.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.



Теперь Голенищево является частью Москвы, но во времена московских патриархов место слияния рек Раменки и Сетунь было довольно отдалённым Подмосковьем. Первое упоминание о селе влсходит к средним векам и связаны они с именами святителей Алексия и Киприана, московских митрополитов. Как свидетельствует летопись, в ХIV веке на здешней земле был разбит сад, стояли кельи и клети. Святитель Киприан очень любил Голенищево, избрав именно это село местом отдохновления. Именно в Голенищево митрополит Киприан занимался на досуге переводами церковных книг с греческого на славянский язык. Именно в Голенищеве святитель написал житие митрополита Петра: "Книги своею рукой писаше, понеже место бетихо и безмолвно и тайно от всяких плищей (Суеты и шума городской жизни)". По велению святого митрополита на этих землях была построена опричная церковь во имя Трёх святителей (опричная, то есть построенная митрополитом для себя). Была она деревянной и, вероятно, стояла на горке, которая и по сей день называется Трёхсвятской. Преемники митрополита Киприана также любили Голенищево. Особенно нравились эти места митрополиту Ионе, служившему на московской кафедре в 1449-1461 годах.

В храме Троицы Живоначальной, который будет построен через два столетия, во имя митрополита Ионы устроят придел. И источник, который течёт в овраге рядом с храмом, также назовут Ионинским. В летописи сказано: "Въ лето 6782 (1474) преосвященный Геронтий, митрополитъ всея Руси внизъ по реке Сетуни, на той же Голенищевской земле, у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставилъ Иоанна Богослова и дворъ срядилъ и съ ледники и съ всемъ устроилъ". Позднее вместо Иоанно-Богословской церкви была построена деревянная Троицкая. Точное время её постройки теряется во мраке лет, но известно, что к 1627 году эта церковь уже существовала, а село в тот момент называлось Троицкое-Голенищево. Храм Троицы Живоначальной был построен в 1644-1645 годах, в период, когда Русское царство как государственное образование обрело былую устойчивость. Смутное время было уже позади, и ещё довольно много времени оставалось до грядущих реформ - как до религиозной реформы Патриарха Никона, повлёкшей за собой раскол Русской Церкви, так и до реформ царя Петра I. Это замечание важно, так как после упомянутых реформ изменился подход к церковному строительству.

Храм же в Троицком-Голенищеве представляет собой образец архитектуры, широко распространённой на Руси с начала ХVI века. Это так называемый храм шатрового типа. Проект был разработан Антипом Константиновым-Возоулиным, мастером шатрового зодчества этого периода. В книге П. Г. Паламарчука "Сорок сороков" сказано, что "храм по указу и чертежу государева подмастерья - Антипы Константинова работал каменных дел подмастерье Ларион Михайлов Ушаков". Антип Константинов был сыном каменщика, а после смерти отца его усыновил Лаврентий Возоулин, тоже каменщик. Будучи совсем молодым человеком, примерно двадцать лет от роду, Константинов был уже отмечен царём как умелый зодчий. К примеру, он участвовал в строительстве Преображенского трёхшатрового храма в Алексеевском монастыре, Теремного дворца и надстройки Троицкой башни Московского Кремля, церкви Спаса на Сенях в Ростове Великом. А Ларион Ушаков известен тем, что в 1635-1636 годы принимал участие в строительстве Теремного дворца для царя Михаила Феодоровича. После окончания строительства Троицкого храма в середине ХVII века близ него был возведён и каменный патриарший двор. Окрестности Голенищева были богаты глиной, поэтому у Воробьёвых круч были устроены три печи для выделки кирпича...

Патриарший двор при церкви был устроен весьма богато и основательно. Сохранилось его описание, составленное в 1701 году. Вот что там было: красное крыльцо и сени, за ними палаты - скатертная, дворянская, певческая, посельского старосты, казенная - все только на первом этаже. Затем была лестница на второй этаж, где были устроены патриаршие хоромы, предварявшиеся сенями. Тут были и столовая, и крестовая палаты, келья патриарха и заднее крыльцо. Наверху, над вторым этажом, располагался терем с моленным углом и верхней кельей, а надо всем этим - чердак. Близ патриршего дома была выстроена приказничья изба с сенями и верхним теремом, поварня, хлебная, баня, сарай, конюшня и денник, сушило и погреб. За каменной оградой патриаршего двора были разбиты два плодовых сада с яблонями, вишнями, грушами, кустами смородины. За садами - обустроены пруды, из которых рыба подавалась к столу патриархов. В 1649 году "в селе Троицком (село уже именуется по названию церкви) Государь Алексей Михайлович изволил кушать у патриарха Иосифа". Вокруг села были богатые охотничьи угодья, и царь любил охотиться в этих местах. Голенищево продолжало быть резиденцией всех патриархов в досинодальный период, а уже с 1700 года это село поступает в ведение Святейшего Синода. В 1729-1730 годах был краткий период, когда село принадлежало фавориту императора Петра III Ивану Алексеевичу Долгорукову, после его ссылки в Берёзов, всё имущество у опальных Долгоруковых было отнято в пользу казны, а село Голенищево вновь вернулось в ведение Синода. В ХVIII веке в Голенищеве было учреждено фабричное производство. Часть земель уже принадлежала полотняному фабриканту Василию Чурашеву.

В период Отечественной войны 1812 года село было захвачено войсками императора Наполеона. Храм был осквернён, не избегнув участи других русских храмов. Французские солдаты разместили в нём конюшню. Древний иконостас погиб в пожаре, но некоторые иконы уцелели. После изгнания французов из Москвы один из приделов (Агапиевский, зимний) был переосвящён, а в 1815 году переосвятили и два других. В середине ХIХ века было решено расширить зимний Агапиевский придел и его притвор. В 1860 году намерение это было осуществлено. Старая шатровая колокольня, примыкавшая к западной стене Агапиевского придела, была сломана, а вместо неё соорудили новую, напротив западных врат храма. А пространство между новой колокольней и папертью соединили крытым коридором. В 1899 году в храме устроили общее духовое отопление. Таким храм просуществовал до 1935 года.

В 1936 году режиссёр Сергей Эйзенштейн снимал фильм "Бежин луг", по-эйзенштеновски гениальный, темой которого была мифология нового советского времени. Главный герой - Стёпка Самохин, пионер, сын подкулачника - гибнет от руки отца. Отец мстит сыну за раскрытый тем заговор против колхоза. Прототипом героя стал Павлик Морозов. Одной из центральных сцен фильма является сцена в храме, снятая именно здесь, в Голенищевской церкви. Крестьяне громят храм, рушат свтыни. Здесь и дети, и молодёжь, и зрелые люди, и старики - все они в едином порыве глумятся над верой. Один из персонажей - огромный, как библейский Самсон, крестьянин - обеими руками мощно сносит царские врата, руша иконостас, а за ним идёт толпа, оскверняющая алтарь. Так пали святыни храма Троицы Живоначальной в патриаршем селе Голенищево, и падение это запечатлено почти документально в оставшихся кадрах, в 1937 году обрезанных мотажёрами с плёнки фильма, которую должны были уничтожить. В конечном итоге опустевший храм был взят в аренду Гостелерадио СССР под склад и нотную библиотеку. Падение, казалось, было необратимым. Но храм не погиб. Он был возвращён верующим в 1991 году и первый молебен состоялся около его стен 8 января 1991 года. Предстояла работа по очистке храма, восстановлению перекрытий, реставрации колокольни. Богослужения здесь начались только в 1992 году. Ремонтно-восстановительные работы велись с середины 1990-х годов. Со стороны реки расчистили Ионнинский родник. А в 1999 году пристроили деревянную часовню-крестильню, которую освятили во имя святого Киприана. Ныне праздничный звон с колокольни храма разносится далеко окрест и достигает Новодевичьего монастыря и Поклонной горы.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №289, 2018 г.

Московский храм во имя Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищиве

В году храм был закрыт, иконостас был взят режиссером С.Эйзенштейном для съемок фильма «Иван Грозный», и больше в храм не вернулся. Куда он исчез – неизвестно. Антиминсы приделов были перенесены в соседнюю церковь Троицы в Воробьеве , где был устроен отдельный престол Агапия и Ионы.

В храме в разное время размещались сельский клуб, радиостанция Коминтерна, затем - картонажная фабрика, заводик декоративных светских свечей, и, наконец, склад и нотная библиотека Гостелерадио СССР.

В 1970-х гг. склада в храме уже не было, здание пустовало и постепенно приходило в окончательный упадок. Позднее храм был сдан в аренду Гостелерадио.

В году начался процесс передачи храма верующим, и 7 января г. в нем прошло первое богослужение.

Заново был расчищен Ионинский ключ, находящийся ниже храма, со стороны реки. Церковное здание почти полностью отреставрировано.

В течение полутора лет трудами и пожертвованиями прихожан возле Троицкого храма построена часовня-крестильня. В конце ноября года в ней были совершены первые таинства Крещения. Теперь все желающие могут принять Святое Крещение троекратно погружаясь в воду с головой.

Архитектура храма

Нынешняя церковь Троицы была построена по «чертежу» Антипы Константинова, строившего и Теремной дворец в Кремле. Помощником у него был взят Ларион Михайлович Ушаков.

В плане церковь довольно близка к церкви Покрова Богородицы в Медведкове – два придела примыкают с двух сторон на уровне апсиды, а с запада и юга основной объем окружен галереей. Симметричные приделы являют собой уменьшенные копии основного объема – они также увенчаны шатрами, хотя и с несколько иным декором, и имеют отдельные апсиды. Южный придел посвящен Ионе Митрополиту Московскому, северный – св. мученику Агапию. Главы, венчающие центральный шатер и приделы, небольшие, поставленные на узкие изящные барабаны, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Кокошники окружают и шатры приделов. Вокруг главного шатра нет такого украшения: он поставлен на более простой восьмерик, а четверик нижнего яруса храма завершается килевидными закомарами. Отличаются и шатры приделов и основного объема. Центральный шатер – гладкий, обшитый железом, а придельные украшены рядами ложных слуховых отверстий, придающих им бóльшую ажурность и нарядность по сравнению с главным. Уникальны для тех времен были треугольные фронтоны над апсидами приделов.