Типы политической системы в современных государствах. Политические системы различных стран мира (на примере Великобритании)

Типы политической системы в современных государствах. Политические системы различных стран мира (на примере Великобритании)

Содержание Понятие «политика» , «система» , «политическая система» , цели «политики» ; Структура политической системы; Функции и задачи политической системы; Свойства политических систем Развитие политических систем Типы политических систем Характеристика политических систем мира

Понятие политика, политическая система Политика (от греч. «polis» - город, городская община, государство)- сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением и удержанием власти. Система- целостное соединение частей, чьи отношения между собой количественно интенсивнее и качественно продуктивнее складываются, чем отношения с другими элементами.

Политическая система Совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимоотношений между ними, в которых формируется и реализуется политическая власть. (environment, polity, input, output, feedback)

Свойства и признаки политических систем Собственная логика развития, исходящая из временных спелетений отдельных акторов (отличие от биологических систем); Удержание жизнеспособности (либерализация экономики Китая, отмена рабства, крепостного права в США и России); Сетевая взаимозависимость (изменения в одной сфере влекут за собой изменения в других); Зависимость функций и структур (функции- это задачи, которые необходимо решить в рамках имеющихся структур. Если функции не выполняются, значит нужно менять структуры); Способность к обучению и инновациям. (Политические системы должны адекватно реагировать на изменения. Если система не реагирует, то она исчезает (ГДР).

Типы политических систем Западные демократии и политические системы промышленно развитых стран (ЕС, США, Канада, Австралия, Япония). Посткоммунистические системы (Восточная Европа (тенденции авторитаризма во многих странах), страны СНГ, КНР) Политические системы развивающихся стран. А) Системы стран НИС (Бразилия, Аргентина, Индия, Р. Корея, Таиланд) Б) Системы наименее развитых стран (Бангладеш, Мьянма, Лаос)

Характеристика демократий в Европе Большинство парламенстких республик. Президент избирается парламентом. Во Франции полупрезиденстская республика. Консенсусная демократия в Швейцарии. Во главе правительств стоит премьер-министр, канцлер. Сильные позиции премьер-министра в Ирландии, Мальте, Великобритании, Греции, также ФРГ и Испании (право распустить парламент). Слабые позиции в Скандинавских странах, Италии, Люксембурге, Австрии.

Особенности политической системы Великобритании 1. Парламентская монархия; 2. Сильные полномочия премьер-министра; 3. Слабая роль верхней палаты; 4. Слабая транспарентность деятельности правительства и администрации правительства (тайна информации).

История парламентаризма 1265 г. возникновение парламента. Борьба дворянства против центральной власти; В 1295 г. в парламенте представлены все сословия страны; В 1325 г. возникновения нижней палаты. Выборы спикера.

История парламентаризма Борьба Стюартов против парламента. С 1642 -1649 гг. война. В 1649 г. казнь Карла 1. В 1653 г. правозглашение республики. В 18 веке ослабления королевской власти, постепенная передача функций в верхнюю палату. В 19 в. (1832 г.) введение избирательного права. Все большая презентативность нижней палаты, потеря власти верхней палатой. С 1911 г. верхней палате запрещено участвовать в принятии законов по финансовой системе.

История парламентаризма Потеря власти парламентом. С 1832 г. усиливается власть премьера и кабинета. Парламент нужен лишь для того, чтобы проводить политику премьера.

Партийная система Великобритании Уходит своими корнями в 17 в. Конфликты в религиозной и политической сфере. Консервативная партия (Торис) представляла интересы, первоначально католической монархии Стюартов, потом крупных землевладельцев. Лейбористская партия (Whigs)- протестанское движение, защищало интересы парламента, позже торговли и промышленности. Ратовало за либерализацию торговли. В 19 и 20 в. Граница интересов проходила по линии конфликта между трудом и капиталом.

Эволюция выборов До 1832 г. в Великобритании в выборах могли участвовать лишь лица с высокими доходами. Только избирателей составляла 2 -3% населения. В 1832 г. доля избирателей повысилась до 5%. 1867 г. Избирательное право для все владельцев домов, земельных участков, квартир. 1872 г. введение тайного голосования; 1884 г. в выборах могли принимать участие все мужское взрослое население имеющие имущество; 1885 г. ликвидация различий между городскими и сельскими избирательными округами; 1918 г. избирательное право для всех мужчин от 21 года и женщин для с 30 лет. 1928 г. избирательное право для женщин с 21 года. 1948 г. ликвидация всех привилегий и дискриминаций 1969 снижение избирательного возраста до 18 лет.

Результаты выборов в 2010 г. Консервативная партия (36%), 306 мест в парламенте Лейбористы (29%), 258 мест Либеральные демократы (23%) 57 мест Демократические юнионисты (8 мест) Шотландская национальная партия (6 мест) Ши фейн (5 мест) однако не принимают участия в заседаниях парламента Социально-демократическая партия (3 места) Партия зеленых (1 место) Альянс Северной Ирландии (1 место)

Политические системы Австралии, Канады, Н. Зеландии Парламенсткие монархии. Во главе государства стоит британский монарх, предстваляемый генерал-губернатором. Парламент двухпалантый (за исключением Нов. Зеландии). Нижняя палата выбирается народом, верхняя (сенат) - назначается генерал-губернатором из представителей общественности по федеральному принципу. В Новой Зеландии – одная палата, где 4 места из 120 отводятся маори. Изменения в конституции возможны лишь через референдум. В Н. Зеландии референдум проводится по всем спорным вопросам.

Политическая система ФРГ ФРГ-парламентарская республика, с развитой многопартийной системой. Формирование правительства происходит на основе выборов в бундестаг. Роль референдумов и прямой демократии маргинальна; По административно-территориальному управлению, ФРГ- федеративное государство, с сильной самостоятельностью земель.

Система политического управления Парламентская республика. Парламент избирает президента. Его роль незначительна. Бундестаг представлен партиями, получившие более 5% голосов избирателей. Победившая на выборах партия формирует (иногда в коалиции с другими партиями) правительство. Т. К. Партии имеют большинство в парламенте им обеспечен вотум доверия депутатов. Во главе правительства стоит федеральный канцлер. Он возглавляет правительства и принимает ключевые решения; Другая палата парламента- бундесрат (Совет земель) состоит из представителей федеральных земель

Политическая система Франция (развитие полит. Системы после 1945 г.) Образование в 1946 г. IV Республики; Слабая роль президента и палаты Советов. Главная роль принадлежала национальному собранию. Однако в силу противоборства двух лагерей национальное собрание было не дееспособным. В период 1946 -1958 г. сменилось 25 правительств. Крах колониальной системы.

Политическая система Франции. Образование V республики В виду правительственного кризиса в 1958 г. была подготовлена модель новой конституции, предполагающая усиление роли президента. Президент избирается прямым голосованием, поэтому эго статус выше, чем в парламентарских республиках. Президент назначает премьер-министра и по его совету- министров; подписывает новые законы; назначает референдумы по тем или иным вопросам; распускает парламент, является главнокомандующим армии; располагает полномочиями введения чрезвычайного положения в стране; принимает решение о помиловании.

Политическая система Франции Президент Правительство Право на роспуск СЕНАТ (321 депутат) Нац. Собрание (570 депутатов) Народ Совет Департамента Совет общин

Парламент ФРАНЦИИ Парламент состоит их двух палат. Национальное собрание (577 деп. Срок- 5 лет). Власть парламента ограниченна. Критики называют н. с. фарсом или машиной голосования. Сенат состоит из 321 депутата, относящихся к тем или иным регионам, территориям Франции. Сенат есть представительное собрание общин, департаментов и регионов. Две камеры принимаю законы.

Правительство Франции Правительство находится под контролем президента. Еженедельные отчеты. Премьер-министр обладает полномочиями экстренного созыва парламента и комитета по посредничеству.

Партийная система Франции 1. Коммунистическая партия Франции (150 тыс. членов). 4, 3% голосов в 2007 г. В 1967 г. - 22%. 2. Социалистическая партия Франции (233 тыс. членов) представлена 186 депутатов в национальном собрании и 102 в сенате. 3. Радикальная левая партия 4. Зеленые 5. Демократическое движение (центристская партия). з мандата в парламенте и 7, 3% голосов на выборах 2007 года. Союз за народное движение. Образовался в 2002 г. основная часть из гоялистов. В 2007 г. 317 мандатов национальном собрании. Движение за Францию 1 мандат. Антиевропейское движение. Национальный фронт. От 5 до 15% голосов.

Политическая система США Законодательная (парламент) и исполнительная власть выбираются отдельно и независимы друг от друга. Судебная власть находится в руках Supreme Court может остановить любой закон; Президент может наложить на закон вето, если он имеет 2/3 депутатов в обоих палатах; Президент и глава правительства- одно лицо. Конгресс может объявить импичмент президенту

Партийная система США Двухпартийная система (преобладание двух партий). Демократическая партия США (43, 6% зарегистрированных стороников от всех избиратлей США) и республиканская партия (30, 7% сторонников) Третьи партии (конституционная партия (0, 3%), партия зеленых (2, 7%), либертарианская партия (0, 2%).

Сенат США Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых сроком на 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законадательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17 -й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года в порядке ротации переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат – весь штат. Сенатором США может быть избрано лицо, достигшее 30 -летнего возраста, являвшееся гражданином США как минимум предшествующие выборам 9 лет и являющееся жителем штата, который желает представлять

Конгресс США Палата представителей США (англ. The United States House of Representatives) - нижняя палата Конгресса США. В ней представлен каждый штат пропорционально численности населения. Количество мест в палате постоянно и составляет 435, хотя Конгресс имеет право менять число мест. Каждый представитель штата занимает своё место в течение двухгодичной каденции и может быть переизбран неограниченное количество раз. Главой палаты является спикер, избираемый членами палаты.

Структура администрации правительства США Исполнительное бюро президента 1. Офис управления и бюджета 2. Офис по экономическим вопросам 3. Офис по науч. И тех. Политики 4. Офис по нац. безопасности Независимые агентства 1. Агенство по гражданской авиации 2. Агенство по внутренней торговли Кабинет министров 1. Обороны (3 млн. занятых) 2. Военных ветеранов (235 тыс.) 3. Национальной безопасности (208 тыс.) 4. Образования 4 тыс.

Политическая система Японии 1. Пол. система Японии демонстрирует черты как западной политической системы, так и восточной конфуцианской системы с мощным бюрократическим аппаратом, который оказывает сильное влияние на всю японскую политику. 2. Важной чертой является также тесные связи между политиками, государственными служащими и представителями хозяйственных (финансовых) структур. 3. Образование элиты идет в трех университетах (Todai, Kyoto, Sendai), где и зарождается корпоративное мышление.

Парламент Японии Япония-парламенсткая монархия. Император является лишь формально главой государства. Парламент состоит из двух палат- палата представителей и палата советников. Верхняя палата обладает более широкими полномочиями, чем в европейских странах и может отклонять законы, принятые нижней палатой. Нижняя палата может высказать вотум недоверия правительству.

Партии Японии Либерально-демократическая партия (консерватизм, неолиберализм) 116 депутатских мест. Демократическая партия (социальный либерализм) 302 места из 480. Социально-демократическая партия (социал-демократия) 8 мест. Коммунистическая партия 7 мест.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Политическая система аккумулирует интересы и потребности различных субъектов политики, ранжирует их по значимости, приоритетности и вырабатывает соответствующие решения для их удовлетворения. Таким образом, система реагирует на требования социальной среды и адаптируется к се изменениям.

Типы политических систем

Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера (способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.

она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.

В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.

Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные, в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти. Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, сакральным или харизматическим обоснованием власти. В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций. Возникающие политические кризисы — результат неэффективности государственной власти, ее неспособности выразить интересы каких-то сообществ, согласовать их между собой, претворить такую согласованность в жизнь. Этому способствует также рассогласование между правильно выбранными интересами и их политической реализацией. Такое положение характерно для развивающихся обществ — с меняющейся стратификацией — как и в современной России.

Авторитарная политическая система

В первобытном обществе государства не было. Политическая (государственная) власть появилась на Востоке из родовой власти вместе с распадом родового общества, появлением частной собственности, прибавочного продукта, обострения борьбы родов, народов, классов за выживание. Она была нужна для некоторой нормализации такой борьбы.

На Востоке возникает деспотическая политическая система — государство, превращающее людей в подданных и «винтики» (служилых людей) государственной машины. Географическим условием ее является тяжелый климат, не позволяющий выжить отдельным семьям и общинам и требующие для выживания вмешательства власти. Причиной появления такой политической системы было стремление человека к административной организации ради выживания в неблагоприятной природной и общественной среде. Авторитарная система общества проходит в истории человечества стадии деспотическую на аграрной стадии человечества и тоталитарную (советская, фашистская, нацистская и др.) на индустриальной.

Исходной частью деспотической системы служит деспотическое сообщество, включающее в себя подданных (рабов, крепостных, пролетариев), политическую элиту и ее лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера, дуче и т. п.) с соответствующей субъектностью. К исходной части здесь относятся авторитарная религия (в аграрных обществах) и тоталитарная идеология (коммунистическая, нацистская, фашистская; в индустриальных обществах); данной системе присущи, с одной стороны, исполнительность, покорность, терпеливость, а с другой — властность, жестокость и решительность.

Базисом авторитарной системы общества является авторитарная (деспотическая) государственная власть: правитель, политическая элита, чиновники, право, материальные ресурсы, санкции и т. д., — а также многочисленные общественно-политические организации, которые в советском обществе назывались «приводными ремнями» КПСС: пионерская, комсомольская, профсоюзная и другие. В деспотическом государстве исполнительная власть (МВД, ГБ, армия и г. д.) по численности и мощи господствует над законодательной и судебной. Основные функции такой государственной власти: поддержание порядка, обеспечение безопасности страны, организация экономики, правотворечество и т. д.

Авторитарная власть управляет всеми системами общества, выступая также монопольно хозяйствующим субъектом. Она направляет развитие экономики в своих целях, за счет демосоциальной системы. Амбиции деспотического лидера и его элиты, да еще подкрепленные псевдонаучностью и «классовым подходом» (как это случилось с «марксизмом-ленинизмом» в СССР), могут сделать экономику недееспособной, лишить средств дсмо- социальную систему и привести общество к краху.

Авторитарная политическая система превращает общества в чрезвычайно стабильные и прочные , но неспособные к саморазвитию. Они напоминают собой сооружения из монолитного железобетона: исходная, базисная и вспомогательная части в них связаны железным каркасом, залитым бетоном власти.

Изменения в политических обществах происходят медленно. Поколения живут в одних и тех же условиях, сохраняя стереотипы сознания и поведения: традиции прошлых поколений выступают высшими ценностями. Проблем «отцов и детей» не существует.

Развитие авторитарных политических систем идет экстенсивно и циклически. Когда деградирует политическая элита, слабеет госаппарат, прекращается поддержка населения и т. д., такие политические системы разваливаются. Иногда это происходит в результате военного столкновения с более сильной (умной, вооруженной, сплоченной) политической системой.

В начале XX века в некоторых феодально-капиталистических странах догоняющей модернизации возникла тоталитарно-политическая система: советская в СССР (при Сталине), фашистская в Италия (при Муссолини), нацистская в Германии (при Гитлере), так называемая «милитаристская» в Японии, франкистская в Испании (при Франко). Она была разновидностью авторитарной политической системы и оказала громадное влияние на общественные процессы в буржуазных странах.

Авторитарные политические системы превращают общества в своеобразные личности, а личности — в «винтик» государственной машины. Неслучайно русские называют Россию «матушкой», Святой Русью, Родиной, «рабой» (М. Волошин). Западные страны никогда не характеризовались такими метафорами: там личностью был и остается индивид. До постиндустриальной норы такая коллективная личность-страна могла выживать в условиях международной конкуренции. Удастся ли России остаться коллективистской личностью в постиндустриальном мире?

Либеральная политическая система

Либерально-политическая (демократическая) система общества возникла в античном (аграрном) обществе (Древняя Греция и Древний Рим) значительно позже авторитарно-политической, а затем получила развитие в индустриально-буржуазном обществе на Западе (в Европе) в результате революций XVII-XVIII веков. Нарождающийся либеральный политический строй выражал интересы буржуазии, был ведущим в капиталистических странах до «Октябрьской революции» в России и капиталистического кризиса 30-х годов XX века. Именно такой строй критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» (1848).

Исходную часть либерально-политического строя образуют свободные общинники и граждане, объединенные в гражданское сообщество (совокупность негосударственных, добровольных организаций граждан для защиты своих интересов от своего государства): свободные политические партии, общественно-политические организации (церковь, профсоюзы и т. п.), СМИ. Их субъектность носит либерально-религиозный (в античном обществе) и либеральный (в индустриальном обществе) характер.

Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. В ней политический лидер и правящая элита избираются гражданами через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Существует разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (последняя — на основе частного права). Важнейшими исполнительными органами являются правоохранительные (полиция и прокуратура). Наиболее важные вопросы решаются плебисцитами (референдумами) граждан. (Для исполнительной власти тоже характерно стремление к произволу за пределами частного права.) В западном обществе государственные функции приобретают координирующий характер, когда частные собственники вступают в рыночные отношения между собой.

Результативную часть либеральной политической системы образуют: 1) политическая, экономическая и демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции и неуверенность в завтрашнем дне; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии.

Называют разные причины происхождения такого государства. Марксисты доказывают, что ею послужило появление частных собственников, классовой борьбы бедных против богатых, стремление богатых защитить свою собственность с помощью власти. Фукуяма полагает, что демократию никогда не выбирают по экономическим причинам. Первые демократические революции (американская и французская) произошли тогда, когда промышленная революция шла только в Англии. Выбор в пользу прав человека не был обусловлен индустриализацией, появлением буржуа и т. д. «Для Гегеля первичным двигателем истории человечества является не современная наука или постоянно расширяющийся горизонт желаний <...> но полностью не экономический мотив — борьба за признание».

Структура либерального государства меняется в зависимости от типа общества. Для американских либералов (и консерваторов) государство включает в себя совокупность социальных институтов, обеспечивающих общественный порядок и оборону: полиция, суды, тюрьмы, армия и т. д. Оно выступает «ночным сторожем» и не может ограничивать частный индивидуализм граждан.

Для европейских социал-демократов государство включает, помимо вышеперечисленного, также школы, университеты, больницы, коммунальные системы, науку и т. д., которые в США находятся в частном ведении. Государственная инфраструктура пытается обеспечить равенство граждан в потреблении, возможность их участия в государственной жизни. Принцип участия вытекает из принципа социальной солидарности, ставшего знаменем французской буржуазной революции. Этот принцип отсутствует в современной Америке, где господствует принцип частной инициативы и индивидуализма.

Все механизмы и процедуры принятия решений по важнейшим вопросам функционирования и совершенствования политической системы регламентируются нормативными актами. Отдельные ветви и уровни власти взаимно оказываются под контролем закона. По оперативности принятия решений демократический механизм медленнее деспотического, но по конечной результативности выше его. Он позволяет проводить реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая по мере возможности вполне естественных ошибок.

Либеральная политическая система долгое время выражала преимущественно интересы экономически господствующих классов. В их интересах принималась конституция, формировался парламент, вводилось избирательное право. Остальная часть населения из-за характера труда, образованности, традиций из политической жизни исключалась. В результате увеличения мелкой и средней буржуазии, численности рабочих и интеллекттуалов, роста сознательности населения политическая жизнь подверглась социал-демократизации.

Социал-демократическая политическая система

В конце XIX века в капиталистических странах вводится всеобщее избирательное право, возникают многочисленные политические партии разных социальных классов: буржуазии, рабочих, фермеров, служащих. Приспосабливаясь к интересам нс- буржуазных классов, обострению межимпериалистических противоречий, катастрофическим последствиям Первой мировой войны, либеральная политическая система трансформировалась в социал-демократическую, которая представляет собой в некотором смысле смешанный, авторитарно-либеральный политический строй.

Социал-демократическая система возникла в результате заимствования некоторых тоталитарных институтов советской, нацистской и фашистской систем и социальной «прививки» их к либерально-политическим системам капиталистических стран в середине XX века: США (при Рузвельте), Швеции, Норвегии и других. «Прививаются» плановость, государственная экономика, государственное регулирование рынка, расширение социальных и политических прав низших классов. Эти процессы начались после Первой мировой войны, но приобрели значительный размах после Второй мировой войны, уничтожения тоталитарных политических режимов в Германии, Японии и Италии.

Исходную часть социал-демократического политического строя образует социал-демократическая общность, включающая средний класс (мелкая и средняя буржуазия, буржуазные интеллектуалы, служащие и рабочие), экономически обеспеченный, обладающий гражданскими правами, достаточно образованный, занятый предпринимательским трудом, состоящий из законопослушных граждан, следящий за соблюдением принятых в обществе законов, отстаивающий свои права против своего государства через гражданское общество. Ему присущи социал-демократические мировоззрение, ментальность и мотивация.

Базисную сферу социал-демократической власти образует демократическое, правовое, социальное государство в форме парламентской или президентской республики. Политический лидер и правящая элита избираются через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Важные вопросы решаются с помощью референдумов. Разграничены функции законодательной, исполнительной, судебной, а также центральной, региональной и местной власти. Такое государство становится социальным, начинает заботиться о безработных, стариках, многодетных и прочих малоимущих через перераспределение доходов богатых и обеспеченных людей. Уилл Хаттон пишет по поводу такого государства: «Европейцы же расширяют пределы государства, включая сюда больницы, школы, университеты, коммунальные системы и даже научное знание. Создаваемая государством инфраструктура обеспечивает равенство всех членов общества и возможность для каждого из них участвовать в его жизни».

Результативную часть социал-демократической системы общества образуют: 1) политическая, экономическая, демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии; 6) умеренное социальное равенство и социальная защищенность.

По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной, и тем более — авторитарной. Это связано с согласованием интересов разных социальных классов — оперативных и стратегических. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов. Социал-демократическая политическая система позволяет проводить политическое, экономическое и иное реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая вполне естественных ошибок.

В своей известной статье «Конец истории» (1989) и книге «Конец истории и последний человек» (1990) Ф. Фукуяма выдвигает положение, что социал-демократическая («либерально-демократическая» по его терминологии) политическая система означает конец истории, т. е. представляет собой наиболее полное и эффективное выражение политических потребностей людей. «Это утверждение, — пишет он, — не означает, что стабильные демократии, такие, как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливости или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства , — а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления, вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя».

Американская организация «Дом свободы», специализирующаяся на оценке характера политических режимов, в 1972 году насчитывала в мире 42 демократических государства. Ныне к этой категории относят уже 120 государств. Организация «Программа развития ООН» относит к действительно демократическим 80 государств мира. При этом отмечается, что из 81 страны мира, провозгласивших строительство демократических государств, только в 47 эта цель была достигнута. В частности, странами с «консолидированной демократией» ныне считают Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, Польшу, Литву и Латвию, а к странам, переходным к консолидированной демократии, относят Россию, Словакию, Молдавию, Болгарию, Румынию, Украину, Македонию, Хорватию, Албанию, Армению, Киргизию, Грузию, Казахстан и Азербайджан. Странами «консолидированной автократии» называют Белоруссию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. С такой оценкой можно не соглашаться, но следует обратить внимание на то, что демократизация в разных странах проходит по-разному.

Осознание социологами и политологами такого явления, как политическая система, пришло еще в середине XX века. Этот термин подразумевает широкий комплекс правовых норм и институциональных органов, которые определяют своей формой жизнь общества.

В тот же период были выделены и основные типы общества. Каждый из этих типов имеет характерные особенности в отношениях между властью и населением и в способе осуществления этой власти. Типы современных политических систем довольно разнообразны уже потому, что различные страны и государства в разных уголках планеты прошли через абсолютно уникальные исторические условия, подарившие им собственные цивилизационные, ментальные и прочие особенности. К примеру, известное сегодня каждому школьнику демократическое устройство никак не могло зародиться в среде восточных тираний. Оно было кровным детищем развития европейского капитализма.

Типы политической системы

Нынешние политологи различают три основных типа, существующих сегодня на планете, и множество смешанных вариантов. Однако рассмотрим главные.

Типы политической системы: демократия

Современные демократические устройства предполагают ряд обязательных принципов. В частности, разделение что является дополнительной мерой защиты от ее узурпации; регулярное смещение правительственных лиц путем перевыборов; равенство всех людей перед государственными законами вне зависимости от должностного, имущественного положения или каких-либо других преимуществ. И центральным принципом этой концепции является признание народа носителем высшей власти в стране, что автоматически предполагает служение этому народу всех правительственных структур, его право на свободную их смену и восстание.

Хотя абсолютное большинство мировой общественности признает демократическое устройство самым прогрессивным, однако узурпация власти иногда все же случается. Примером могут послужить военные перевороты, преемственность от архаичных форм, как в некоторых монархиях, сохранившихся до наших дней.

Эта система характеризуется тем, что все правительственные полномочия сосредотачиваются в руках группы лиц или вовсе одного человека. Нередко авторитаризм сопровождается отсутствием в государстве реальной оппозиции, нарушением самой властью прав и свобод ее граждан и так далее.

Типы политической системы: тоталитаризм

Тоталитаризм при первом взгляде весьма напоминает авторитарное устройство. Однако, в отличие от него, здесь вмешательство в общественную жизнь более глубокое и вместе с тем более тонкое. При тоталитарной системе граждане государства с ранних лет воспитываются в убеждении, что именно власть и путь - единственно верные. Таким образом, в тоталитарных системах власть получает гораздо более цепкий контроль над духовной и общественной жизнью общества.

Конспект урока

Тема урока: Политические и экономические системы стран. Типология государств. Международные организации.

Цель:

Образовательная - ознакомить учащихся с понятиями «тип страны», «типология»; рассмотреть особенности современной социально-экономической типологии;

Развивающая - развить умения определять тип стран мира, пользуясь картами атласа; характеризовать страны.

Воспитательная - воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.

Дайте ответы на вопросы.

Какая экономическая система существовала в Советском Союзе?

Какие изменения в экономике нашей стране происходили в связи с переходом на рыночную систему ведения хозяйства?

Что такое республика?

Джамахирия - это …

Монархия - это …

Монархия бывает …?

Задание 2.

Охарактеризуйте страны по приведенной таблице

Таблица 1

Страна

Историко-

географический

регион

Форма государственного устройства

Форма административно-территориального

устройства

Вариант 1. Беларусь, Соединенные Штаты Америки, Индия.

Вариант 2. Германия, Япония, Польша.

Вариант 3. Великобритания, Китай, Австралия.

Вариант 4. Италия, Россия, Франция.

IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

Государства можно сгруппировать по разным признакам, например по форме государственного устройства, площади, численности населения. Сегодня мы попробуем объединить страны по другим признакам (критериям). Почему? Так как они расскажут не только об особенностях страны, но и раскроют связи между, казалось бы такими разными характеристиками, как занятость в разных сферах хозяйства, объемы произведенной продукции, уровень и продолжительность жизни, уровень образования.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня различают четыре типа экономических систем: традиционную, командную, рыночную и смешанную.

Традиционная экономическая система - это такая система, при которой хозяйственные отношения строятся на основе традиций и обычаев, сложившаяся столетиями. Она сохранилась только в племенных общинах экономически развитых стран.

Командная (плановая) экономическая система основывается на государственной собственности, директивном ценообразовании, централизованном планировании и распределении.

Рыночная экономическая система - основывается на частной собственности, конкуренции, свободном ценообразовании и свободном обмене товарами.

Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой - выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями.

При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких важных для всех стран критериев. На первом этапе создания типологии действительно приходится проделывать огромную статистическую работу, но далее необходимо еще найти сходные черты, которые выделяют те или иные страны в обособленные группы.

Типологии бывают разные . Они учитывают большое число показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития стран, а также исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т. п. Есть типологии, учитывающие уровень развития капитализма, уровень доходов населения и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр.

Страны делятся на группы (классифицируют) по различным признакам. По величине территории и численности населения, выделяют крупные государства (Китай, Индия, США), средние (Франция, Украина, Турция) и малые (Бельгия, Эквадор, Ливан). Можно также выделить группу карликовых стран (Ватикан, Монако, Андорра, Лихтенштейн).

За национальным составом населения можно выделить однонациональные государства (Швеция, Япония, Польша) и многонациональные (Россия, Индия, США). Можно также выделить континентальные и островные государства и т.д.

По уровню социально-экономического развития все государства объединяются в три группы: высокоразвитые (страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль, ЮАР); среднеразвитые (Греция, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Мексика, Венгрия, Чехия, Чили, Беларусь, Россия, Болгария, Украина, Молдова, Латвия, Литва, Колумбия, Парагвай, Индонезия, Филиппины, Тунис, Марокко) и развивающиеся страны (Афганистан, Нигер, Сомали, Чад)

Задание.

Вспомните, что вы знаете о рыночной экономической системе и заполните таблицу «Рыночная экономическая система»

Таблица 1

Преимущества рыночной системы

Недостатки рыночной системы

Это саморегулирующая, динамическая система с внутренним порядком и закономерностями. Существуют разные виды собственности на средства производства, в том числе частная. Свобода предпринимательства. Можно заниматься любым видом деятельности, который не запрещен законом.

Объемы производства и потребления регулируются через рынок.

Цены формируются под влиянием спроса и предложения.

Предприниматели действуют в условиях конкуренции. Это позволяет рационально использовать и распределять производственные ресурсы, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей, повышать качество произведенных товаров и предоставленных услуг, ускорять технический процесс, повышать производительность труда.

Имеет стихийный характер развития с чередованием спадов и пиков производства. Надо быть готовым к возможным кризисным явлениям, безработице, банкротству.

Возможно формирование монополий, которые осуществляют диктат над потребителем.

Цены на товары и услуги колеблются.

Отсутствие эффективных механизмов для решения социальных проблем.

Ограничены возможности развития фундаментальных научных исследований.

Отсутствие эффективных механизмов защиты окружающей среды.

Происходит расслоение общества, появляются бедные и богатые.

V. Закрепление изученного материала.

Задание 1.

Дайте ответы на вопросы:

Назовите виды экономических систем.

Расскажите о классификации стран по структуре занятости в областях хозяйства.

Что такое аграрная страна? Чем она отличается от индустриальной?

Назовите характерные особенности постиндустриальных стран и приведите примеры таких стран.

Сравните рыночную и командную систему экономики.

Задание 2.

Заполните таблицу «Типы государств по уровню развития»

Таблица 2

Тип государства

Подтип

Характерные особенности

Примеры стран

Задание 3.

Вопросы.

Какие факторы обусловили появление индустриальных стран?

Как вы считаете, чем обусловлена связь между показателем ВВП на душу населения и уровнем образования?

Чем вы объясните значительные отличия между развивающимися странами?

Задание 4.

Прием «Как вы думаете?»

Какие показатели социально-экономического развития, по вашему мнению, является более важным при характеристике типа стран?

Существует ли зависимость между размером территории страны и её уровнем экономического развития? Доведите свое мнение на конкретных примерах.

Почему, по вашему мнению, некоторые страны, где доход населения высокий, (например: Саудовская Аравия, Катар, Кувейт), относят к странам, что развиваються?

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

Постройте диаграмму которая отображает долю стран - членов ЕС и ключевых государств в мировом ВВП.

Таблица 3

Название страны

Количество, %

США

Китай

Япония

ЕС

Другие страны

Задание 2.

Дайте ответы на вопросы.

1.Какие черты характерны для экономик стран Большой семерки?

2.На какие подгруппы подразделяются среднеразвитые страны переходной экономики?

3.Чем объясняется большое количество подтипов развивающихся стран?

4.Какие национальные интересы защищает суверенное государство?

Задание 3.

Игровая минутка "Знаете ли вы страны мира?"

1.Страна Восходящего Солнца? (Япония)

2.Страна Утренней Свежести? (Корея)

3.Страна Тюльпанов? (Нидерланды)

4.Остров Свободы или Длинная зеленая ящерица с глазами из воды и камня? (Куба)

5.Изумрудный Остров (Ирландия)

6.Поднебесная? (Китай)

7.Страна Кленового Листа?(Канада)

8.Страна Тысячи Островов? (Индонезия)

9.Страна Тысячи Озер? (Финляндия)

10.Страна Льда и Огня, или Отшельник Атлантики? (Исландия)

Задание 4.

Дайте ответы на вопросы.

1.Назовите виды экономических систем?

2.Расскажите о классификации стран по структуре занятости в областях хозяйства?

3.Что такое аграрная страна? Чем она отличается от индустриальной?

4.Назовите характерные особенности постиндустриальных стран и приведите примеры таких стран.

Задание 5.

Игровая минутка. «Кто быстрее соберем карту мира?»

Для выполнения этого задания необходима карта мира, разрезанная на прямоугольники. Задача учащихся - как можно быстрее восстановить карту в первоначальном виде.

VII. Итог урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрели такие понятия как «тип страны», «типология». Рассмотрели особенности современной социально-экономической типологии стран и научились определять тип страны.

VIII. Домашнее задание.

§ 5 конспект. Составить кроссворд по теме. Приготовится к контрольной работе.