Трудные места Евангелия: Хула на Духа. Какой грех является хулой на Духа Святого

Спрашивает Кирилл
Отвечает Виктор Белоусов, 16.07.2017


Кирилл спрашивает: "Здравствуйте! Возник такой вопрос. В одной из статей человек спрашивает:что делать, если ты обещал Богу не грешить, но всё равно грешил? Вот статья: Смысл ответа состоит в том, что прощение получить возможно. Это радует, но во второй статье: описывается значение выражения Хула на Святого Духа. Так вот, исходя из определения,человек из первой статьи совершил хулу на Святого Духа и ему нет прощения?"

Мир Вам, Кирилл!

Во-первых в Библии нет точного определения хулы на Святого Духа, потому при толковании естественно будут отличия.

Во-вторых - мы можем сравнить и сопоставить различные определения, чтобы сформировать аргументы для своего личного понимания.

Приведу цитату из Википедии:.

"Непростительный грех (часто непроща́емый грех, ве́чный грех) - хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.

Происхождение концепции

Происхождение понятия восходит к ответу Иисуса Христа на заявления его оппонентов о том, что чудесные исцеления являются работой Вельзевула:
Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нём нечистый дух.
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
()

Концепция получила дальнейшее развитие в Послании апостола Павла к Евреям:

«Ибо невозможно - однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]». (Послание к )

«Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.» (Послание к )

Непростительный грех - возможность покаяния

Тем не менее, согласно толкованию авторитетных христианских богословов, комментировавших этот вопрос за историю Церкви, непростительным является именно само состояние отвержения действий Святого Духа, а не произнесённое слово или суждение; упорство и пребывание в грехе, а не юридический факт. Так, в толковании блаженного Феофилакта Болгарского можно прочесть:

«Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей». (Толкование на Евангелие от Матфея)

«То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?» (Толкование на Евангелие от Марка)

Ещё чётче эту мысль артикулирует один из наиболее авторитетных богословов ранней Церкви святой Афанасий Великий:

Итак, сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: «дух есть Бог» (), а человечество Слова – Сыном Человеческим (); ибо говорит: «ныне прославися Сын Человеческий». И иудеи, оскорблявшие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотью Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли «ядцею и винопийцею» (); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, сделавшегося человеком. Почему и говорит Христос: «иже аще речет слово на Сына Человеческого», т. е. на тело Его, «отпустится ему». Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святой в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, «видевше его, поклонишася…, ови же усумнешася» (), однако-же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святого, то есть, Божество Христово, и говорят, что «о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы» (), тем «не отпустится ни в сей век, ни в будущий». Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т. е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи. (Беседы на Евангелие от Матфея)

Кроме того, святой Иоанн Златоуст, говоря о тяжести данного греха, в словах Христа видит преимущественно педагогическое действие, призваное обратить узнающих себя в этих словах иудеев к покаянию и разотождествлению самих себя с этим богоборческим состоянием:

Таким, образом, уничтоживши клевету их, решивши их возражение и показавши их безрассудное упорство, Он напоследок устрашает их, поскольку в деле совета и исправления не маловажно и то, чтобы не только отвечать на все вопросы и убеждать, но и угрожать, что часто и делает тот, кто дает законы и советы. (Беседы на Евангелие от Матфея)"

Благословений Божьих,
Виктор

Читайте еще по теме "Закон, грех":

Добрый вечер, пастор Василий! Благодарю вас за внимание, и что вы уделили внимание моим предыдущим вопросам и дали мне ответ. У меня есть страх, который очень сильно мучает меня, и я очень прошу вас ответить на этот вопрос. Я прочёл ваши статьи о ХУЛЕ НА ДУХА СВЯТОГО. Мне хотелось бы, чтобы вы объяснили мне просто и понятно, как совершается этот грех, потому что я не знал и не понимал этого раньше. Я прочёл ваши статьи и послушал некоторые видео проповеди, и всё ещё не понимаю. Я знаю Писание, читаю, слушаю проповеди, у меня было несколько моментов покаяния, и я покаялся, после чего старался не грешить, но снова падал. Я хочу сказать вам, что я не крещён, и не принимал причастия, не посещаю церковь, смотрю проповеди дома по компьютеру, у меня есть некоторые соседи христиане, с которыми я беседую о многом… Я не могу знать, был ли я действительно рождён свыше и получил ли Святого Духа. Я говорю вам, что в 2009 году у меня был момент покаяния, после чего примерно год я старался не грешить. Затем я снова упал и, на протяжении многих лет, меня преследовала мысль, у меня не было состояния спосокойствия… Прошло время с 2009, и сейчас, прошлым летом, у меня снова было состояние самоанализа и покаяния, и я почувствовал ещё больше освобождения на душе. Хочу отметить, что я не покаялся в церкви перед братьями или с возложением рук, это было не так, я был дома один. У меня был период спокойствия, и я ходил с Богом, но, что самое ужасное, я снова упал, и я чувствую себя так плохо, чувствую печаль и боль, до нынешнего момента я не знал о ХУЛЕ НА СВЯТОГО ДУХА. Недавно я узнал и ужаснулся, и сейчас я в состоянии страха. Вообще-то, это я и хотел бы у вас спросить — моей деятельностью и жизнью до нынешнего момента я хулил Духа? Пастор Василий, прошу вас прислать мне ответ, потому что я обеспокоен, и мне страшно, я не знаю, что делать… Спасибо!

Перед тем, как ответить на вопрос, я хочу дать остальным читателям ссылки на статьи, опубликованные мной ранее о хуле на Духа Святого:

Мне кажется, что я достаточно объяснил в предыдущих статьях, чем является хула на Духа Святого, но я сделаю это ещё раз. Итак…

Что такое хула на Духа Святого?

В Евангелии от Матфея 12:22-37 описано столкновение Господа Иисуса с фарисеями, которые, увидев, как Иисус исцелил глухонемого одержимого бесами, сказали, в присутствии свидетелей: “Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского!”. Господь Иисус ответил, что Сатана не может изгонять Сатану, и добавил, что Он изгоняет бесов с помощью Духа Божьего и, в заключение, сказал, что хула на Духа Святого не будет прощена ни в этом веке, ни в грядущем, давая фарисеям и всем остальным людям понять, что слова, сказанные фарисеями, когда они присвоили Сатане работу Святого Духа, как раз были хулой на Духа Святого. Кстати, они не сказали ничего о Святом Духе, но хулили на Духа Святого, так как отрицали личность Христа и его работу по спасению, когда ясно это видели. Они совершили много плохих вещей, как эта, так как их переполняла горькая зависть. Точно также они поступали, когда искали всевозможные объяснения, лишь бы не сказать, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Затем, когда Господь Иисус воскрес, явив самое большое доказательство того, что Он — Мессия, они всё таки предпочли прийти к стражникам и заплатить им денег, чтобы те солгали, сказав, что ученики пришли и украли тело Христа.

В Евангелии от Марка 3:20-30 описан другой случай, когда родственники пришли забрать Иисуса, так как думали, что он сошёл с ума. Тогда же книжники, которые спустились из Иерусалима, говорили, что Иисус одержим Вельзевулом и изгоняет бесов с помощью господина бесов. Это утверждение рассматривалось Господом Иисусом как хула на Духа Святого, и Спаситель ещё раз сказал, что этот грех не будет прощён им. Последние стихи объясняют, почему Иисус сказал эти слова, и что значит хула на Духа Святого:

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. (Марка 3:28-30)

Были ли твои грехи хулой на Духа Святого?

У меня нет дерзновения сказать это. Из того, что ты мне написал, я не вижу, чтобы ты отрицал когда-либо , и тот факт, что он — Спаситель мира. В то же время, я не думаю, что ты испытал истинное покаяние и рождение свыше и, следовательно, ты не был . У тебя есть желание жить святой жизнью, но у тебя нет сил, так как эту силу мы получаем тогда, когда крещены Святым Духом.

Как освободиться от страха, что ты хулил на Духа Святого?

Если ты не покаялся и не испытал , ты ещё под тяжестью всех своих грехов и идёшь в вечную погибель. Ты должен принять конкретное решение перед Богом и не допускать больше никаких компромиссов. Я не знаю, что за компромиссы ты делал до этого, но очевидно, что ты не решился умереть для себя и воскреснуть для Христа, чтобы жить полностью для Него. Я призываю тебя принять это решение прямо сейчас. Склони колени перед Богом и скажи Ему о своём решении. Затем, прийди завтра в церковь и скажи пастору, что ты решил креститься и стать членом церкви, так как крещение — это не выбор, а заповедь Господа Иисуса Христа для всех тех, кто решил быть Его учениками. Тот, кто не хочет креститься, пусть не считает себя учеником Господа Иисуса, потому что он им не является. Затем, посредством крещения ты станешь членом Церкви Христа. Господь Иисус даёт нам Духа Святого тогда, когда мы твёрдо решаем жить полностью для Него. Есть много тех, кто заблуждается, полагая, что они стали христианами, лишь повторив молитву на евангелизации или в христианском лагере и т. д., но которые не хотят покаяться и живут дальше так, как им нравится. Нет, мои дорогие, не заблуждайтесь. Вы не ученики Христа и не достойны Его. Вы не спасены, и ваши грехи остались на ваших плечах, как это было до нынешнего момента. Те, кто приходит в Церковь Благая Весть в Кишинёве , наверное заметили, что, с некоторых пор, я даже не вызываю людей вперёд для покаяния, а приглашаю лишь тех, кто решил креститься. Кто не принял этого решения, не решил жить для Бога, а заблуждается. Если ты тоже так делал, прекрати так делать. Пойди к пастырю и скажи ему, что ты хочешь креститься и следовать во всём учению Христа, что бы это не включало в себя, до конца свой жизни. Только так ты будешь истинным учеником Христа.

Не откладывай больше покаяние…

Не заблуждайся, как это делают другие, как ты, думая, что шансы на спасение никогда не исчерпаются. В Послании к Евреям написано:

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне «, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. (Евреям 3:12-13)

Диавол тот, кто обманывает тебя и постоянно убеждает тебя отложить покаяние, поразвлекаться ещё, взять от жизни то, что ещё успеваешь. Чем больше ты откладываешь покаяние, тем больше благословений, которые Бог приготовил для тебя, ты теряешь, а диавол выигрывает время, чтобы сделать две вещи, которые уничтожат тебя.

  1. Обманывает тебя, чтобы ты откладывал…
  2. Использует эту задержку, чтобы ожесточить тебя, сделать тебя нечувствительным к призыву и к Слову Божьему.

Поспеши покаяться, креститься и присоединиться к церкви, чтобы служить всеми своими духовными дарами. Поспеши спасти свою душу.

Перевод: Елена Столерь.

Спасибо за вопрос, Елена.

Думаю, Вы спросили его потому что читали написанное в Евангелии: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" (Матф.12:31).

Обычно считается, что хула - это произнесение дерзких и хульных слов в адрес Божьего Духа, но не просто сказанное в неведении или по глупости, а сознательное произнесения ругательств в адрес Святого Духа. Я уверен, что глумящийся над святыми вещами неверующий человек не может быть обвинен в совершении этого греха, так как Он вообще не знает Бога. Человек же глубоко сознающий, Кто есть Бог и Кто есть Дух Святой и при этом хулящий Его, по Писанию, не имеет оправдания.

Если грех не прощен, то человеку тяжело рассчитывать на вечную жизнь. "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа", говорит Библия (Евр.12:14) . Без этой уверенности сердце хулящего погружается в тьму безнадежности, ожесточения и озлобленности.

Могу отметить, что не раз я встречал людей, которые имели переживания по поводу своего отступничества. Они свидетельствовали, что в этот период, делали немало глупостей и грехов, которые могли бы огорчить Дух Святой, и после они осознав свою вину, переживали - не могут ли их действия стать поводом для того, чтобы не быть прощенным Богом?

Действительно, в Новом Завете сказано, чтобы мы не оскорбляли своими делами Дух Святой, но это не то же самое, что хула (Еф.4:29-31).

Слова Христа о не прощаемом грехе, хулы на Божий Дух, было бы правильно увязать с написанным в послании Евреям: «26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 28 отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия смертью, 29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:26-29).

Здесь становится ясна причина суровых слов Христа: нет прощения, когда человек ПОЗНАЛ ИСТИНУ (т.е. он не просто уверовал и отступил, а имел серьезные отношения с Богом, пребывал в Писании, был учеником Христа, стал свободен – см.Иоан.8:31,32), и ПОСЛЕ ЭТОГО – отступил, и стал ПРОИЗВОЛЬНО ГРЕШИТЬ, попирать Сына Божьего, пренебрегать кровью Завета и оскорблять Духа Святого.

К неверующим и большинству обычных отступников это никак не относится!

Так что, если в человеке есть желание возвратиться в общение с Господом и сожаление о со деланных грехах, то это не просто человеческое одностороннее стремление к «безответному» Богу, нет. Покаяние дает Господь! Посмотрите Деян.5:31; 11:18; Рим.2:4; И если есть в человеке сокрушение, раскаянность в содеянном, то это уже знак того, что он не отвергнут, и что Господь дает ему возможность примирения.

И наконец, хочу отметить, что, хотя это место Писания и говорит о невозможности прощения хулы на Духа Святого, все же нам не надо становиться судьями вместо Бога, и загодя решать, кто прощен будет, а кто нет. Это не наше дело. Если присутствуют сомнения о возможности обращения человека к Господу, не следует думать, что ему невозможно примериться с Ним. Сколько человек жив, столько должна жить и надежда о нем.

Божья милость превыше нашего разумения. Этим надо руководствоваться в отношении к людям. Именно так апостол Павел наставляет христиан «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим.2:25,26).

Бог да благословит Вас.

С уважением,

Денис Подорожный

Аноним: В чем заключается хула на Духа Святаго и в чем она проявляется?

О.Серафим: Хула на Духа Святаго - это грех нераскаянности в грехах, это противление очевидной Истине.

Если посмотреть в Евангелие, то там Господь говорит: “Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Мф. 12, 31-32). Потому что любой грех, в котором человек кается, простится, а хула на Духа Святаго, т. е. грех нераскаянности, - не простится.

Видели Христа евшим и пившим с мытарями и грешниками, которые были на то время в презрении общественного мнения. Но Он и ел и пил, по словам Св. Отцов, как прилично святым, т. е. в меру. А цель его была - привести этих грешников к покаянию, чтобы они оставили пороки и грехи. Вот о тех, которые не понимая намерения и цели Христа, видя, что Он ест и пьёт с мытарями и грешниками, соблазнялись, Господь и сказал: “если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему…” - о таких и подобных им. И за всю историю Церкви, часто происходило подобное. Как, например, случилось это со свт. Кириллом Александрийским. Он услышал клевету, поверив ей, участвовал в соборе, на котором лишили сана свт. Иоанна Златоуста, и вычеркнул его даже из помянников. Но этот грех относится к грехам против Сына Человеческого. Так как свт. Кирилл Александрийский действовал против нечестия, которое приписали свт. Иоанну Златоусту по клевете, т. е. это не было упорством против учения свт. Иоанна Златоуста, не было упорством против очевидной Истины, - это не было хулой на Духа Святаго.

Противоположность свт. Кириллу - царица Евдоксия. Она упорно не желала слышать поучения св. Иоанна Златоуста, потому что не хотела оставить свои страсти, прихоти и похоти. Так и умерла в нераскаянии, в упорстве против явной Истины, проповедуемой святым, по причине ненависти и ожесточения. По той же самой причине погубили и св. Иоанна Предтечу. Так и книжники с фарисеями за всё время проповеди Иисуса Христа постоянно противились Истине. Они видели необычайные чудеса, которые творил Господь. Они слышали слово, исполненное силы и власти, вяжущее совесть человеков и вполне удовлетворяющее самые высокие потребности духа и ума человеческого. Вот об этих и подобных им, Господь и сказал: “если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему” . Вот и дошли книжники и фарисеи до крайнего ожесточения: сотворили самый большой грех - Богоубийство.

Постоянное противление Истине, приводит человека в ожесточение и совершенной неспособности к раскаянию, и доходит до той грани, на которой человек остается в таком состоянии - окончательно и бесповоротно . Это и есть грех хулы на Духа Святаго.

Если человек просто заблуждается, но когда познает Истину, раскаивается, - это простится. Но если человек слушает наставления, восхищается, а потом, по причине нежелания жить по этим наставлениям, т. е. бороться со своими страстями, начинает поносить проповедника и его наставления, клевещет на него, то это уже - хула на Духа Святаго. А если проповедник не то проповедует, и кто-то по этой причине будет его поносить, - то это простительно, а в каких-то случаях и даже похвально. Но если поносят проповедуемую Истину, то это уже - грех хулы на Духа Святаго. Правда степень его бывает различная.

Современное духовенство или даже простые миряне, верующие из МП (и других подобных ей церквей), живя по духу мира сего, ссылаются на Христа, - что он ел и пил с мытарями и грешниками. То поэтому и они, мол, спокойно едят и пьют с современными мытарями и грешниками: с бизнесменами, с представителями налоговой инспекции и т. п., не считая это за грех. Но это - лукавство! Ибо Господь пил и ел, давая лишь понять, что пища и вино сами по себе не грех, и брак сам по себе не грех, а что грех - в невоздержании; грех - в удовлетворении человеками своих страстей. Господь вел себя так, как прилично святым, имея одну единственную цель - вывести человеков на путь спасения. Современные же иерархи пьют и гуляют, заигрывая с сильными мира сего: не для того, чтобы их обратить к Истине, на путь покаяния, на путь правильной борьбы со страстями; и не так, как прилично святым: а как гуляки и сластолюбцы, - ради удовольствия и наслаждения, ради удовлетворения своих телесных и душевных страстей. Цель у них: имея пособников власти, бизнесменов и прочих, иметь власть над народом и все блага мира сего; одним словом, жить на широкую ногу, удовлетворять страсти властолюбия, тщеславия и прочего самоугодия. И эти все свои поступки и действия они оправдывают словами Евангелия, что мол и Христос пил и ел с мытарями и грешниками; еще и обвиняют тех, кто их обличает. Словами Евангелия оправдывают грех, оправдывают жизнь по духу мира сего. Это разве не извращение смысла Евангелия и не попрание ли Евангельской Истины?!! И разве это не хула на Духа Святаго?!

Аноним: Ересь - это тоже хула на Духа Святаго?

О.Серафим: Любое еретическое учение - богохульство. Но есть сознательное заблуждение и несознательное.

Сознательное - когда люди заблуждаются не по причине незнания, необразованности, а по причине одержимости ума самомнением, высокоумием, гордыней. И по той причине, что не хотят оставить услаждение в уме, - которое приносит их еретическое учение, питая страсть самомнения и высокоумия, а в духе гордыню, - не хотят от него отстать. Такое состояние души человека, - состояние нераскаянности, - есть грех хулы на Духа Святаго.
Несознательное - если человек заблуждается по причине неведения, невежества. Это еще не явный еретик, потому что его заблуждение не основывается на страсти гордости, высокоумия, самомнения, и он может постепенно исправиться. Об этом есть еще .

Явный, сознательный еретик поступает, как дьявол: знает, слышит Истину и упорствует в своем зле, омраченный сатанинской гордыней. Ибо гордыня приносит тонкое услаждение, от которого ни сатана, ни закоренелый еретик никак не хотят отказаться.

Попытаемся теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа. Нужно учитывать одно: Иисус говорил о Святом Духа не в полном христианском смысле этого термина.

Этого не могло быть потому, что прежде чем Святой Дух сошел на людей во всей Своей силе, полноте и свете, сперва должна была наступить Пятидесятница.

В данном случае выражение Святой Дух надо понимать в свете иудейской концепции Святого Духа.

В соответствии с учением иудеев Святой Дух имел две основные функции.

1 Во-первых, Святой Дух приносил людям Божественную истину.

2 Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее.

И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью ну, так и для того, чтобы узнать ее.

Это можно сказать еще по-другому. В человеке есть данная ему способность узнавать добродетель и истину, когда он видит их.

Теперь сделаем следующий шаг, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус.
Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо в любых сферах жизни, как в физической, так и в духовной и умственной.

Если человек перестает пользоваться каким-то мускулом, он атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал.

Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия.

Человек может потерять всякое понимание хорошей музыки, если слушает только дешевую эстрадную музыку; он даже может потерять способность читать хорошие книги, если читает только легкое чтиво; он может потерять способность получать удовольствие от чистых и здоровых наслаждений, если достаточно долго ищет наслаждение в низких и грязных вещах.

И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, когда видит их.

Если он надолго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, когда видит их.

В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.

Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи.

Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее.

Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола.

Грех против Святого Духа - это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.

Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов?

Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным.

Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние - единственное условие прощения.

Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа - это полная потеря чувства греха.

И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния.

И в этом нам ужасное предостережение.

Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту. Таков уж закон жизни, что человек слышит лишь то, к чему он прислушивается и лишь то, что он настроен слушать.

Есть такой рассказ о деревенском жителе, попавшем в контору своего городского друга, через которой был слышен шум уличного движения.

«Послушай!» - сказал он вдруг. «Что такое?» - спросил гражданин. «Кузнечик», - сказал сельский житель.

Долгие годы жизни в деревне настроили его на восприятие сельских звуков, которые ухо городского жителя вообще не могло слышать. И, напротив, урони тут серебряную монету, и звон серебра сразу же достигнет слуха делового человека, зарабатывающего деньги, тогда как сельский житель, может быть, вообще никогда не слышал его. Лишь специалист, приучивший себя слышать это, может различать голос каждой птицы в птичьем хоре. Лишь специалист может различать различные инструменты в оркестре и уловить одну фальшивую ноту у второй скрипки.

Таков уж закон жизни, что мы слышим то, чему приучили себя слышать; мы должны каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем голос Бога становился не все слабее и слабее, пока мы не можем слышать его вообще, а все яснее и яснее, он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.