История возведения и современный облик карнакского храма. Введение

История возведения и современный облик карнакского храма. Введение

В эпоху Среднего царства власть фараонов постепенно ослабляла, потому прекратилось возведение крупных пирамид, началось массовое сооружение наземных и пещерных храмов и гробниц. В пещерных гробницах этого периода, кроме ордера с геометрически правильными формами колонн, встречаются также и имитация сводчатых покрытий, опирающихся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бе-ни-Хасане, первая треть II тыс. до н. э.).

Выдающийся образец храмовых построек этого периода - органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри, в его храмах и гробницах применен ордер с геометрически правильными формами колонн различных типов.

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке.

В древности они были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии.

1. Храм Амон-Ра в Карнаке.

Н
ебольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут – Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы, Тутмос III, уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

С
егодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (
баран – символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны – своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона».

К
олонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари. С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Х
рам Амона в Карнаке иногда называют «каменным архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т. п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее – в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

Карнакский храм (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта - объединяет серию построек, больше похожих на отдельный город, чем на храм. Размеры храма - 1,5 км на 700 м. Это второе по популярности место в Египте после пирамид. Храм содержит три части, одна из которых посвящена Амону-Ра, другая - царице Мут, являющейся женой Амона-Ра, а третья - сыну царицы Мут и бога Амона-Ра - Хонусу, - который считался лунным божеством.

Еще 200 лет назад Карнакский храм был засыпан большим количеством песка. Лишь в 19 веке археологи начали раскопки, причем работа продолжается по сей день.

Карнакский храм, считающийся одним из самых могущественных сооружений в Египте на протяжении многих веков, до сих пор сохраняет свое величие.

Абзац истории

Строиться Карнакский храм начал примерно в 20 в. до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма. В общей сложности на строительство комплекса ушло 13 столетий. Карнак состоит из 33 храмов и залов. По сути, это музей под открытым небом. У входа в Карнакский храм располагается аллея бараноголовых сфинксов.

Не удивляйтесь такому количеству баранов, всё дело в том, что баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храм.

Что посмотреть

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощный пилон, вы окажетесь на территории храма Рамсеса, справа от которого обнаружите ещё один ряд бараноголовых сфинксов, и под каждым - маленькая статуя фараона. У входа в храм возвышается статуя самого Рамсеса, а по левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонусу. Следуя дальше, вы попадаете в мощный колонный зал. Когда-то над колоннами была крыша, но после упадка храма и землетрясения 27 года до нашей эры крыша обвалилась, и теперь колонны подпирают лишь небо. Центральные 12 колонн имеют высоту 23 м. Остальные чуть пониже. 134 огромных столпа поражают своей масштабностью и величием. Находясь в этом зале, невольно начинаешь задумываться: а действительно ли это все построили люди? Только представьте: на плоскости вершины колонны можно разместить 50 человек.

Вообще, полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт: то вдруг в проходе откроется вид на обелиск, то вновь возникнут уже знакомые головы фараонов, то сфинксы.

Прогуливаясь дальше по лабиринтам Карнакского храма, вы увидите пилоны, по которым можно определить границы расширения храма в былые времена, двор Аменхотепа III в виде одинокого обелиска, который расположен возле третьего и четвертого пилона. Также одинокий тридцатиметровый обелиск царицы Хатшепсут возле четвертого пилона. После обелисков расположены залы солнца, самым известным из которых является «Ботанический сад», в котором изображены различные цветы и необычные животные. Такой вот необычный «зверинец» завершает священный символ древних египтян - огромный жук-скарабей на постаменте, расположенный на берегу священного озера, или пруда омовения. Если верить легенде, нужно несколько раз обойти эту скульптуру, и тогда в жизни тебе всегда будет сопутствовать удача.

Размер священного озера - 120×77 м, когда-то рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси - священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов. На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.

Практическая информация

На автобусах из Каира (85 EGP, 11 часов в пути, 2 отправления в день), Хургады (30 EGP, 5 часов), Дахаба (110 EGP, 16 часов), Шарм-эль-Шейха (100 EGP, 15 часов). Но это не самый комфортный вид транспорта, который курсирует до Луксора. Из Каира можно также доехать на ночном поезде, стоимость проезда в одну сторону в купе на одного 75 USD, на двоих - около 100 USD, завтрак включен.

В течение сезона в Луксор прибывает целая армада круизных судов, которые курсируют по Нилу между Асуаном, Ком-Омбо, Каиром и так далее. Стоимость круизов начинается примерно с 50 USD за ночь (тип питания - фул борд).

Наконец, самый быстрый способ добраться до Карнакского храма - на самолетах. Регулярные рейсы совершаются из Каира (от 700 EGP, в пути 1 час и 5 минут) и Шарм-эль-Шейха (3 раза в неделю, от 500 EGP, в пути 1 час и 5 минут).

Попасть в Луксор ближе всего из Хургады , заказав туристическую экскурсию.

Поездка на такси обойдется вам раза в два-три дороже автобусного тура - за нее запросят от 100 USD.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Сохранившиеся сооружения храмового комплекса Амона-Ра на правом берегу Нила, в южной части древней столицы Верхнего Египта города Фивы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.
Местонахождение: г. Луксор в Египте.
Язык: арабский.
Денежная единица: египетский фунт.
Река: Нил.
Аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Длина храмового комплекса от входа до самой северной стены: 260 м.
Размеры пилона: высота - 20 м, длина - 70 м.
Длина центрального здания: 190 м.
Общее количество колонн храма: 151.
Дорога сфинксов: длина - 2,7 км, количество фигур сфинксов на ней в древности- 1350.
Площадь Луксора: 416 км².
Население Луксора: 505 588 чел. (2012 г.).
Плотность населения Луксора: 1215,4 чел/км².

Святилище бога Амона-Ра

Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм). Оба храма были посвящены богу Амону-Ра и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «городе Амона» (отметим, что Фивы - это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-Имн - город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города - Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» - богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая - к храму Хонсу.

Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. до н. э. или 1504-1482 гг. до н. э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу III (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 гг. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.

При фараоне Аменхотепе III (1388-1353/1351 гг. до н. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего - жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. до н. э.) и Рамзесе II, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. до н. э.). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе III стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище - внутренние помещения. Затем - внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел прецессионную колоннаду - двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн - между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы, рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.

Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнесхрам внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе III. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши - таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.

Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юго- восток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.

Луксорский храм был возведен вдоль правого, восточного берега Нила в Фивах, в «городе живых», именовавшемся так, в отличие от «города мертвых» на западном берегу Фив и всего Верхнего Египта. С Карнакским храмом, отстоящим от него к северу почти на три километра, его соединяла общая для обоих святилищ Дорога сфинксов. В наши дни эти храмы разделяют плотно застроенные кварталы города Луксор.

ЯВИВШИЙСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Сейчас такое трудно себе представить, но в истории Луксорского храма был долгий период, когда его значительная часть была занесена песком и мусором.

У потерь, которые претерпел храм, своя летопись. Первым урон ему нанес фараон еще XVIII династии Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.)| сын Аменхотепа III, религиозный реформатор, отрицавший культ Амона-Ра и перенесший столицу государства из Фив в Амарну. Но прежде он уничтожил в храме все изображения Амона, скульптурные и рельефные. Тутанхамон (по одной из версий, сын Эхнатона), однако, быстро восстановил разрушенное.

Один из мощных трапециевидных пилонов при северном входе в храм относится ко времени царствования Рамзеса II и покрыт рельефами с изображениями одержанных им побед над хеттами. Здесь же стояли и шесть колоссов Рамзеса, из которых сохранилось лишь три. Строительными работами при этом властителе Египта руководил не менее выдающийся зодчий, чем Аменхотеп, Бакенхонсу. Он разбил вокруг и внутри храма сады, снабдив их оросительной системой, о чем оставил собственноручное свидетельство в иероглифах на одной из стен. У одного из пилонов северного входа он установил два обелиска из розового гранита, «красота которых достигает небес», как писал сам Бакенхонсу. Сейчас там стоит один из них. Второй, точно такой же символ царской власти, в 1831 г. тогдашний правитель Египта Мехмет Али подарил королю Франции Луи-Филиппу, и с 1836 г. этот обелиск украшает площадь Согласия в Париже.

Святая святых комплекса - храм Амона-Ра - был возведен уже при Александре Македонском (356-323 гг до н. э.), завоевавшем Египет в 332 г до н. э. и называвшем себя сыном Амона, конечно, в символическом смысле. В 667 и 663 гг. до н. э. Фивы были завоеваны ассирийцами. В 146 г. до н. э. - римлянами, в 85 г. до н. э. - наказаны диктатором Суллой за то, что в его войне с царем парфян Митридатом II приняли сторону последнего. Некогда блистательный город был заброшен римлянами и довольно быстро пришел в запустение. Как и все его храмовые сооружения.

Арабское завоевание Египта началось в 634-654 гг. К храмам древних египтян у новых хозяев берегов Нила отношение было более чем пренебрежительное, и к началу Средних веков Луксорский храм практически исчез под наплывом речных отложений и беспорядочными россыпями каменных фрагментов - следов разрушений.

На месте некоторых прежних сооружений комплекса арабы возводили свои строения. Самым значительным из них была мечеть, предположительно XI-XIII вв., Абу-Хаггаг, посвященная суфию-шейху Абу эль-Хаггагу, здесь похороненному. Предполагается, что мечеть стоит (частично) на том месте, где размещалось первое здесь святилище Амона, заложенное Хатшепсут. После того как храм Амона был расчищен, выяснилась еще одна интересная подробность. Как оказалось, на месте храма Амона, еще задолго до мечети, существовала церковь ранних христиан, и мусульмане не полностью уничтожили ее рельефы, как поступали с христианскими храмами обычно, просто покрыли штукатуркой, благодаря чему сохранились фрагменты этих рельефов.

Исходя из того, что обелиск, подаренный Франции, был откопан в начале XIX в., локальные раскопки велись здесь примерно с этого времени. Дата самого начала возрождения и возвращения Луксорского храма человеческой цивилизации по всем правилам археологии - 1884 г., когда здесь начала раскопки экспедиция французского египтолога Гастона Масперо (1846-1916 гг.). Это было чрезвычайно трудоемкое дело, осложненное тем, что при снесении мусора можно было что-то повредить. Не хватало знаний о планировке храма. Такие знания удалось получить к началу 1930-х гг., а в виде, который уже можно было считать максимально в наше время полным, храм предстал к 1960-м гг.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Гипостильный зал.
  • Пилоны.
  • Портик.
  • Внутренний двор.
  • Колоссы Рамзеса II и другие статуи.
  • Обелиск.
  • Аллея сфинксов.
  • Зал (дом) рождения маммизи.
  • Мечеть Абу-Хаггаг, или Белая мечеть.
  • Артефакты из храма в Луксорском музее.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Маммизи - это в буквальном переводе с коптского «дом рождения». А в Луксорском храме - зал, где царица Мутемуйи родила будущего фараона Аменхотепа III, очередного сына Амона-Ра. По мифологии Древнего Египта все фараоны рождались от плоти Амона-Ра. В данном случае в настенных изображениях представлена вся история появления на свет Аменхотепа III и ее действующие лица. Богиня материнства Хатхор, находившая среди самых прекрасных женщин государства мать очередного дитя бога. Этой чести удостаивалась обычно супруга действующего царя, как Мутемуйи, жена Тутмоса IV. Царицы не нарушали обета верности, ибо Амон для сего священнодействия принимал облик царя. Супружеское ложе охраняют богиня охоты и войны Нейт и дочь Ра Селкет, богиня мертвых. Бог творения Хнум создает на гончарном круге младенца и его жизненную энергию Ка. Будущей матери фараона сообщает о событии бог мудрости Тот. В зал для родов избран- ницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум. Богиня родов Месхенет воплощается в повитух: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Охраняют зал Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни. Священные коровы Сехатхор и Хесат кормят новорожденного своим молоком. Богиня письма и счета Сешат заносит его имя в свитки Жизни при свидетелях: это Хнум и бог магии и волшебства Хек. В заключение действа Амон-Ра берет сына на руки и целует его.

Раньше только верблюды могли пересечь египетскую пустыню и добраться от берега Красного моря в Фивы. Теперь же от в Луксор можно доехать часов за пять, а верблюды - всего лишь животные помогающие заработать пару фунтов местным бедуинам.

Дети и ослик - тоже средство заработка. Нет-нет, их не продают, просто за фотографирование их или с ними просят отдать звонкую монету.

Этих верблюдов и детей мы встретили на стоянке и какого-то придорожного кафе, по дороге в Люксор.

И продолжили путь по пустыни, наблюдая унылый египетский пейзаж, изредка встречающиеся машины дальнобойщиков...

Да ленту железной дороги, тянущейся вдоль шоссе.

Лишь по подъезду к городу Кена, находящемуся уже недалеко от Реки Нил. Дальше дорога ведёт вдоль ирригационного канала (а может это рукав Нила?) и местность становится гораздо зеленее.

В Египте лишь 4% земли пригодно для земледелия - это земля вокруг реки Нил.

И потому практически вся земля, пригодная для ведения хозяйственной деятельности либо застроена либо распахана.

Лишь на самом берегу канала растут деревья

Встречаются строения - довольно жутковатого вида.

Но есть и весьма симпатичные мечети

А вообще - там где вода там кипит жизнь.

Вот так мы смотрели смотрели в окно...

И вдруг оказались у территории Карнакского храма.

Огромная площадь, на которой растут пальмы

И возвышающееся вдали строение возрастом в несколько тысяч лет.

Строиться этот храмовый комплекс начал примерно в XX веке до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма.

Так Карнакский храмовый комплекс стал самым большим по площади храмовым комплексом древности.

И как видно по этим фотографиям сейчас Карнакский храм является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Египта.

У входа в храм - аллея сфинксов-баранов. Баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храмовый комплекс.

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощый пилон - попадаем на территорию храма.

Ширина этого входного недостроенного пилона - 130 метров.

У Пилона видна также вспомогательная конструкция из илового кирпича, по которой большие известняковые блоки поднимались наверх.

По правую руку от входа - ещё один ряд сфинксов - баранов

И под каждым - маленькая статуя фараона, мол фараон - под охраной бога Амона.

Ряд баранов продолжается до храма Рамсеса III.

У входа в храм статуя самого Рамсеса

А на стене остатки барельефа - как с благословения бога фараон наказывает врагов Египта.

По левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонсу.

Вот так выглядит то что осталось от одного из святилищ.

В центре - остатки от некогда существовавшей колоннады.

За колоннадой, у второго пилона - огромная статуя фараона.

У фараона сбита часть лица, но ему ещё повезло.

От некоторых статуй остались только ноги...

А некоторым повезло чуть больше - они сохранились почти целиком.

Следом идёт мощный колонный зал.

Ранее над колоннами была крыша, но после упадка храма и землятрясения 27 года до нашей эры - крыша обвалилась и теперь колонны подпирают лишь небо.

Центральные 12 колонн имеют высоту 23 метра. Остальные чуть пониже.

Колонны покрыты барельефами с историческими и мифическими историями о жизни и подвигах фараонов.

Не является ли эта традиция предтечей росписей православных храмов сюжетами из Писания?

Выйдя из колонного зала и выйдя в один из проходов - минуем следующие залы и попадаем к пилону у которого находится целая группа статуй фараонов.

А на заднем плане - главный Египетский секрет строительства храмов;0)

Вообще полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт.

То вдруг в проходе откроется вид на обелиск

То вновь возникнут уже знакомые головы фараонов.

Вертикалями Карнакского храма являются два обелиска. Один из них установила царица Хатшепсут - женщина-фараон.

Глядишь на обелиски - и сооружение выглядит вполне сохранившимся

А переводишь взгляд чуть левее - и создаётся ощущение будто перед тобой сплошные развалины.

От ещё одного обелиска, установленного Хатшепсут осталось лишь навершие, лежащее на земле.

А рядом - большой жук-скарабей на постаменте.

Жук был воплощением возрождения. Считалось что именно он катит Солнце на восход. Да и сам постоянно перерождается, появляясь из шара, который сам же катит.

Жук стоит почти на самом берегу священного озера

А на берегу озера "Храм кока-колы" и его часовня - туалет...

А вокруг - живописные Карнакские развалины

Экскурсовод даёт минут сорок на самостоятельный осмотр Карнакского храма и возвращение в автобус. Этого времени хватает лишь на то чтобы побродить по лабиринту храмовых построек и постараться повнимательнее их рассмотреть.

У многих статуй сбиты лица. Частично это сделано ещё во времена фараонов. Частично уже после прихода мусульман в Египет.

А это - уцелевшая часть верхнего перекрытия, расписанная звёздами.

На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.

За сорок минут, оставленные экскурсоводом осмотреть всё не получилось, и уже чуть ли не бегом пришлось добираться в автобус. Тут невольно позавидуешь мирно отдыхающим под деревом местным жителям.

Фото: Мочалов Артём И Наталья Нагорская. 2010 г.

Два великих храма было в Фивах - Карнак и Луксор, и посвящены они были богу солнца Амону-Ра. Каждое утро он - юный и могучий - восходил в небесах, чтобы дать жизнь земле. А к вечеру старел, умирал, чтобы завтра вновь родиться юным и могучим и вновь пройти свой путь в небесах. Так боги предначертали и людям - стареть и умирать, чтобы возродиться. В этом круговорот жизни...

Карнак и Луксор соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов, ибо в праздники священная барка со статуей Амона шествовала из одного храма в другой. В прошлом веке некоторые памятники были еще покрыты песком, занесенным из пустыни, как будто они лежали под саваном, скрывающим их от солнца.

Однако ансамбль храма в Карнаке с его воротами, дворами и залами, с бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками, во всем своем великолепии и таинственной роскоши представляет величественнейший памятник Древнего Египта и свидетельствует о древней славе царя всех египетских городов.

Прекрасный и грандиозный Карнак - главное святилище страны. Это место земного пребывания бога Амона. В 1828 году перед его развалинами стоял молодой французский ученый Жан Франсуа Шампольон, счастливый оттого, что его направили на раскопки к берегам Нила, в Египет. Это было прекраснейшее путешествие в его жизни, и он по достоинству отблагодарил за это Францию, расшифровав впоследствии загадочные иероглифы древних египтян.

Ученый предчувствовал, что его ждет - ведь уже Гомер в "Илиаде" восхищался стовратными Фивами. Сердце его готово было выскочить из груди, когда он увидел лежащий перед ним город. Пилоны (гигантские ворота) приветствовали его; колоннады и залы с колоннами поражали прекрасными рельефами, статуями царей, стенной живописью, изображающей сцены из жизни фараонов, жертвоприношения и войны.

Разрушенные храмы и молельни... Это было нечто неописуемое, но ученый все равно записал в своем дневнике:

Я наконец попал в Карнак, я увидел роскошь, в которой жили фараоны. Все, что могли выдумать и создать люди в гигантских размерах. Словно это были не люди, а гиганты ростом в сто футов.

Храм Карнака посвящен богу ветров и воздуха

Когда Шампольон прошел через огромные ворота (почти 44 метра высотой и 113 метров шириной), чьи гигантские каменные блоки 15-метровой толщины защищали святилище, он очутился в огромнейшем дворе одного из величайших храмов Древнего Египта. Самый большой храм Карнака был посвящен Амону, богу ветров и воздуха.



Его изображали в короне из двух высоких перьев, а священным животным бога Амона был овен. Поначалу Амон был зависимым местным божеством, но фараоны Нового царства превратили его в общенационального бога. С XVI века Амон стал идентифицироваться с богом Солнца – Ра.

В начале периода Нового царства небольшой храм Амона был увеличен фараоном Тутмосом I, а его преемники расширили храм еще больше.

Описание храма Карнака - архитектурного шедевра

В центре двора и по сторонам расположились колоннады, повсюду валялись отколовшиеся куски статуй. И хотя Шампольон увидел горы развалин, он сразу почувствовал то величие, которое заключалось в этих сооружениях. Второй пилон привел его к Большому гипостильному залу, который занимает площадь в 5000 квадратных метров и сегодня стоит под открытым небом. На этой огромной площади возвышался целый лес исполинских колонн из песчаника.

Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли перед ним 134 колонны, и каждая из них вызывала немое изумление. В середине поднимались 12 «папирусных колонн» высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. Форма и расположение колонн создают такую игру света и тени, что до сих пор Карнак считается непревзойденным архитектурным шедевром.

В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамзеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина - его любимая жена Нефертити. "Я поставил ее слева, где мое сердце, ибо я люблю ее.

Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания изображенных фигур слегка возвышались над фоном.

Центральный рельеф представлял собой колоссальное изображение фараона. Бешено скачущие кони несли его колесницу, а он целился из лука в убегающих врагов. Их крошечные фигурки казались жалкими перед гигантом победителем.



В ослепительных солнечных лучах сверкали краски бронзово-загорелого тела фараона, белоснежной одежды, разноцветных ожерелий бога Амона в Карнакерелий, браслетов и голубого металла оружия. На стенах и обелисках начертаны гимны богам, рассказы о битвах, имена фараонов в царских картушах. Среди них имя единственной в истории женщины-фараона Хатшепсут.

Вы, которые через века увидите эти памятники, удивитесь! Чтобы позолотить их, я выдала столько золота, словно это были мешки с зерном.

За воротами находился огромный двор, в котором, словно в зарослях папирусов на берегу Нила, человека обступали связанные пучками стебли с цветами и нераскрывшимися бутонами. Действительно ли один из строителей храма решил использовать для колонн формы растений, увиденные в природе? Кто знает...

Но хрупкие стебли и нежные тонкие лепестки цветов, увеличившись в тысячи раз, превратились в капители колонн. Сами колонны символизируют пальмы, которые (по египетской мифологии) росли на Острове Творения, с которого начинался мир. Эти колонны поддерживали крышу, которая когда-то покрывала гипостильный зал на высоте 24 метров.

В нём стояло 86 000 статуй

Одиноко и задумчиво стоял Шампольон среди гигантских сооружений, среди молчаливой красоты далекого прошлого. А ведь он еще не знал про папирус Гарриса, где было сказано, что в священном Карнаке стояло когда-то 86 000 статуй.

Шампольон и так уже был потрясен открывшимся перед ним величием. Воздвигнутый Рамзесом храм затмил все, что было построено на планете до него. Он строился очень много лет. Один зодчий умер, и его место занял другой. Десятки тысяч рабов погибали на изнурительных работах, но их никто не считал. На место умерших пригоняли новых, а храм все строился и рос, утверждая несравненное могущество фараона и всесильных богов.

Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и фигура самого фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках - что-то вроде креста с рукояткой в виде петли. Это и есть тот, в честь кого построен храм - бог Солнца Амон-Ра. В руках он держит знак жизни, а диск на его короне изображает Солнце.

В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом от всех святилище, в священной барке, в которой (как считали египтяне) Солнце совершает свои путь по небу. Во время больших праздников (например, когда верховный жрец объявлял о начале разлива Нила) из ворот храма в Карнаке выезжала золотая барка Амона. Она следовала мимо двух обелисков, но сейчас второй обелиск находится не в Карнаке. Он был увезен Наполеоном и теперь украшает площадь Согласия в Париже.



Путь бога Амона лежал в Луксор. Впереди в колеснице, запряженной пятеркой лошадей, выезжал фараон, богу подобный. На его плечах накидка из шкуры гепарда, в руках золотой жезл и плеть... За ним под барабанную дробь и свист дудок следовали все прочие - писцы, придворные, судьи. Красочную-процессию замыкали лучники и стража.

У ворот Луксорского храма их встречали бритоголовые жрецы и препровождали к жертвеннику, где курились благовония и лежала уже заколотая туша быка. Фараон просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова, а тысячеголосая толпа за стенами храма жадно ловила каждый звук, подхватывая молитву.

Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами.

Так рассказали древние хроники... Но даже и в праздничные дни бога Амона не могут увидеть глаза непосвященного - золотая священная барка скрывает его от их взглядов, а в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и недоступном храме...