государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.
Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости , находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.
Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением "О Федеральной службе по труду и занятости", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 , и другими нормами законодательства.
В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)", которым установлены особые правила при проведении проверок.
Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (ст. ст. 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.
Ростехнадзор может проверять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях промышленной деятельности, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Тогда как государственная инспекция труда может проверять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.
Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.
К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:
анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;
рассмотрение дел об административных правонарушениях;
обобщение практики;
принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,
полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ отнесены:
посещать для проведения инспекции организации, работодателей - физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
при наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.д.;
запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства.
Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
Плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.
В отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Внеплановые проверки могут проводиться в отдельных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.
При проведении проверок работодатель имеет право знать, кто именно на него пожаловался, в случае если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Чтобы убедиться в обоснованности и законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.
В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно должны быть указаны следующие сведения:
номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;
наименование контролирующего органа;
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
цели, задачи и предмет проводимой проверки;
правовые основания проведения проверки;
даты начала и окончания проверки.
Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).
Кроме того, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов. Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такого рода предложение должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя.
Запрос из трудовой инспекции о представлении пакета документов должен быть мотивированным. Вместе с ним работодателю должна поступить копия распоряжения о проведении проверки трудовой инспекцией. Это важный момент, поскольку в случае отсутствия распоряжения проверка не может считаться законной. Следовательно, при отсутствии копии приказа (распоряжения) представлять запрашиваемые документы нет необходимости.
В данной ситуации работодатель может либо проигнорировать запрос, либо попросить подтвердить его законность путем направления копии распоряжения о проверке. При этом запросить подтверждение законности проверки можно по телефону или по почте. Вести переписку предпочтительнее, поскольку в случае возникновения судебного спора будет легче отстоять свою позицию. К тому же, если не отвечать на запрос трудовой инспекции, можно спровоцировать проведение выездной проверки.
Работодатель представляет документы. При соблюдении всех формальностей, работодатель обязан представить инспекторам копии документов в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.
Один экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку. Исходя из практики, отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.
Предписание . Положения ст. 17 Закона N 294-ФЗ обязывают контролеров, обнаруживших какие-либо нарушения трудового законодательства, выдать предписание об их устранении и принять меры по контролю его исполнения. В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить. При этом законом запрещено вносить в предписание требование о проведении мероприятий по контролю за счет работодателя.
За нарушение срока выполнения предписания организация может быть оштрафована на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководитель - от 1000 до 2000 руб. Причем руководителя могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет. Это значит, что в течение этого срока он не сможет занимать руководящие должности. Такие санкции установлены в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Журнал учета проверок
. В ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ на работодателей возложена обязанность вести журнал учета проверок. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
Правда, никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено. Инспекторы лишь сделают в акте проверки запись об этом. Однако игнорировать ведение журнала не стоит - он является дополнительной гарантией законности проверки. В нем инспекторы, проводившие проверку, должны сделать записи о ее сроках, объеме и целях, а также указать реквизиты распоряжения, на основании которого проводилось мероприятие, выявленные при этом нарушения и выданные предписания.
Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц согласно ч. 1 указанной статьи составляет от 1000 до 5000 руб., для организаций - от 30 000 до 50 000 руб.
Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, в результате которых возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций, контролеры могут принять меры, направленные на недопущение возникновения таких ситуаций, вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки. Срок такого запрета согласно требованиям ст. 27.17 КоАП РФ составляет не более пяти суток до момента принятия решения суда, который может либо приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток, либо отказать контролирующему органу в удовлетворении его ходатайства о приостановлении работы.
Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, и в этот период он не имеет права занимать руководящие должности.
Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.
Предстоящая проверка трудовой инспекции для каждого работодателя связана с определенными проблемами. Нет ни одной организации, где бумажная работа ведется по всем правилам и найти нарушения невозможно. Если инспекторы собрались посетить вашу компанию с плановым визитом, то есть время навести порядок в документах. Внеплановый визит по жалобе сотрудников приносит гораздо больше проблем. Разберемся, что проверяет трудовая инспекция и за что выписывает штрафы.
Любая проверка направлена на соблюдение законодательных норм на конкретном предприятии. Прежде всего вам нужно привести в порядок документы. Именно они станут объектом пристального внимания проверяющих. Вам придется подготовить следующие бумаги:
Особое внимание инспекторов привлекают трудовые договоры и книжки. Из необходимо хранить и вести по всем правилам. Например, все записи в трудовой книжке должны быть подкреплены соответствующими приказами, а также обязательно ведение учета этих документов.
Если защитники прав трудящихся прибыли на ваше предприятие из-за несчастного случая, то дополнительно вам необходимо будет поднять всю документацию, связанную с обеспечением безопасности на рабочем месте. В 2019 году особое внимание проверяющие уделяют результатам спецоценки условий труда, которая сейчас является обязательной на всех предприятиях.
Особое внимание ревизоры уделяют соблюдению законодательства в отношении иностранных граждан и льготников (инвалидов, несовершеннолетних, беременных и молодых матерей). Любые нарушения в отношении них караются особенно жестко.
Специалисты по охране труда проводят разные проверочные мероприятия:
При документарной проверке у работодателя изымаются все необходимые для работы ревизора бумаги. Изучает он их удаленно на своем рабочем месте. Если в документах будут найдены неточности или в их подлинности у инспектора возникнут сомнения, то проверка становится выездной. Во время нее изучается:
Плановые проверки проводятся раз в три года, чтобы узнать о визите ревизора заранее, регулярно посещайте сайт трудовой инспекции. Там публикуют списки компаний, которым нужно ждать инспекторов в течение года. Если вы заблаговременно не ознакомитесь с этим списком, то о проверке, за три дня до прихода инспекторов, придет уведомление. Сообщение о предстоящем визите проверяющих вы можете получить:
При документарной проверке у работодателя есть 10 дней на подготовку бумаг. Этот срок отсчитывается с момента получения мотивированного запроса.
Внеплановое посещение трудовой инспекции может быть вызвано:
Не всегда проверку инициируют жалобы рядовых работников. Часто внеплановое посещение ревизоров связано с проблемами, найденными сотрудниками налоговой службы или внебюджетных фондов. Например, отсутствие отчислений от предприятия или большое количество ошибок в декларациях и отчетах. В этом случае внеплановая проверка может быть комплексной и участвовать в ней будут не только инспекторы от Роструда, но и ревизоры от налоговой или Пенсионного фонда.
По анонимным жалобам внеплановую выемку документов ревизоры не проводят. Однако сотрудникам компаний не стоит бояться указывать свои данные под обращением, ведь по Трудовому кодексу имя человека, который написал жалобу, не раскрывается без письменного его согласия.
О внеплановой проверке руководителя предприятия уведомляют за сутки. Только в случае причинения вреда здоровью или смертельной угрозы для человека, проверяющий может явится в компанию без промедления и уведомления.
Прежде всего, вам нужно удостовериться в правомерности проведения проверки. Для этого вежливо попросите у ревизоров представить следующие документы:
Последний документ важно оформить по всем правилам и завизировать руководителем инспекции региона или его заместителем. Если проверка внеплановая, то в распоряжении указывается причина ее проведения. Обязательно документ должен содержать фамилии ревизоров и сроки работы с документацией предприятия.
Перед тем как допустить проверяющих на территорию предприятия, руководитель имеет право созвонится с руководителем отделения Роструда и снять копии с представленных ему документов. Записать фамилии и должности инспекторов.
Мы уже говорили, что в распоряжении должны быть указаны сроки, в течение которых проводится работа с документами. При плановых проверках они зависят от размера предприятия:
Если организация не относится к малому бизнесу, то работа с ее документацией может длиться до 20 суток. Такое же время инспекторы нередко проводят проверку внеплановую и документарную. Если ревизор не укладывается в сроки плановых работ, он имеет права просить продления срока на 20 дней, а у малых предприятий – на 15 часов.
Важно не то, что проверяет трудовая инспекция, а то, какие нарушения она находит. Наибольшая доля нарушения приходится на трудовые договоры. Практически треть предпринимателей до сих пор не устраивает сотрудников официально. Другие руководители неправильно составляют этот документ.
Еще один момент – трудовые книжки. Она должна быть заведена на каждого работника, который числится в организации более пяти рабочих дней. Исключением являются те, кто работает по совместительству. Работодатель обязан хранить трудовые книжки и вести их учет. Все записи должны быть сделаны в соответствии с приказом, под которым подписывается работник.
В каждой организации вводятся Правила внутреннего распорядка. С этим документом должны быть ознакомлены все работники, в подтверждение чему им нужно завизировать эту бумагу. На любом предприятии проводится инструктаж по охране труда и технике безопасности. Не стоит думать, что эту процедуру можно опустить для офисных работников. В 2019 году инструктаж, как и сертификация рабочих мест, должен быть проведен абсолютно на всех предприятиях. Важно, чтобы работники соблюдали правила, с которыми их ознакомят в процессе инструктажа.
Результатом проверки при найденных нарушениях становится предписание. К нему могут быть приложены следующие документы:
В нем перечисляются все выявленные недочеты в работе организации и описаны методы их устранения. Если работы по устранению нарушений будут проведены в кратчайшие сроки, то производство по материалам проверки будет завершено без потерь для руководителя.
За последний год Административный кодекс претерпел немало изменений. В него введены статьи, по которым руководитель предприятия несет ответственность:
Административная ответственность за нарушения Трудового кодекса теперь может наступить в течение года. Ранее срок давности был всего два месяца.
По судебному решению предприятие могут закрыть на срок до 90 суток. За это время руководителю необходимо справиться с найденными ревизорами нарушениями. Если он сделает это, допустим, за 30 суток, то впору подать прошение и возобновить работу компании.
Проверка призвана выявить нарушения трудового законодательства, допущенные в отношении прав сотрудников и обеспечения их безопасности на рабочем месте. Совершаемая вне графика, она приносит много неприятностей должностным лицам, так как оставляет мало времени на ее подготовку.
Руководитель компании уведомляется о проведении внеплановой проверки за сутки до ее начала (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г.). Однако, если имеются данные о ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека, расследование будет совершено немедленно, без отправки извещения (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).
Согласно Трудовому кодексу, анонимные жалобы не подлежат рассмотрению, поэтому они должны содержать Ф. И. О. заявителя, его место жительства и номер телефона. Эти данные не могут быть разглашены без письменного согласия работника (ст. 358 ТК РФ) ни прямо, ни косвенно - в процессе расследования, что предъявляет соответствующие требования к ее проведению.
Спровоцировать появление трудовых инспекторов могут не только обращение сотрудников, но и нарушения, выявленные налоговой службой или Пенсионным фондом. В этом случае речь будет идти уже о комплексной проверке с участием представителей от каждого учреждения.
Некоторые факты
Получить информацию о том, планируется ли в вашей организации проверка можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации - http://www.genproc.gov.ru/. Для этого следует зайти в раздел «Сводный план проверок субъектов предпринимательства». Следует иметь ввиду, что согласно п.7 ст.9 Закона № 294-ФЗ Генеральная прокуратура имеет обязательство по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и должна размещать данный документ на своем сайте до 31 декабря текущего календарного года. Однако имейте ввиду, что это относится к плановым проверкам трудовой инспекции.
Периодичность проведения внеплановых проверок не оговорена законодательством. Они могут быть инициированы в следующих случаях:
В Пост. № 875 указано, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника и на какие действия имеет право:
Однако, трудовые инспекторы не вправе требовать:
Время, отпускаемое на расследование, зависит от величины организации.
Если проверяющее лицо не успевает завершить расследование в указанное время, он вправе подать прошение об увеличении срока на:
Какие документы подготовить для проверки инспекцией по труду:
Точный перечень того, какие документы проверяет трудовая инспекция, будет зависеть от причин проверок.
На небольших предприятиях часто встречается нарушение, представляющее собой банальное отсутствие локальных документов, касающихся внутреннего распорядка, заработной платы, личных дел сотрудников, охраны труда. Их наличие является обязательным, даже если персонал компании ограничен единственным сотрудником. Существуют и другие, наиболее распространенные ошибки.
Иногда работник нанимается в небольшую фирму по устной договоренности, без оформления письменного соглашения, что и является нарушением законодательства. Возможно также неверное его оформление:
Наиболее частыми нарушениями при проверке работы организации,- это отсутствие трудовых договоров в письменной форме или же неверное их оформление.
Согласно ст. 123 ТК РФ, график должен быть утвержден приказом директора, выпущенным за 2 недели до наступающего года. Редкий работодатель способен соблюсти это правило на практике. Поэтому, если данный документ отсутствует, нужно попытаться составить его до проведения проверки, и не забыть выставить правильную дату утверждения.
Также нельзя забывать о том, что лицам, не достигшим 18 лет, отпуск предоставляется вне очереди, в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). Тем не менее, таких сотрудников нужно также вносить в график. Если они решат выйти в отпуск в другое время, то должны будут написать заявление. Другие встречающиеся недочеты:
Подробно о проверках трудовой инспекции в ролике ниже
Итоги проверки отражаются в акте, который составляется в двух экземплярах. Обычно для подписания и получения акта руководителю приходится посетить Инспекцию труда. Если были зафиксированы нарушения Трудового кодекса (избежать которые удается очень редко), организация получает предписание, в котором указывается информация о нарушении:
Если указанные рекомендации не были приняты во внимание, что неминуемо выявит повторное расследование, на предприятие может быть наложено административное взыскание. В случае несогласия с выводами комиссии, руководитель может обжаловать ее результаты.
Невыполнение предписания может иметь последствия в виде дисквалификации или штрафных санкций. Им подвергаются: предприятие, директор или другое должностное лицо (начальник отдела кадров, главбух), индивидуальный предприниматель.
Часто встречающиеся случаи, влекущие за собой наложение взысканий.
Нарушения | Сумма штрафа (р.) для | ||
---|---|---|---|
ИП | Должностного лица | ЮЛ | |
Несоблюдение Трудового кодекса | 1000–5000 | 30 000–50 000 | |
Повторное нарушение | 5000–10 000 | 1) 10 000–20 000 2) Дисквалификация, с максимальным сроком в 3 г. |
50 000–100 000 |
Неправомерный допуск к работе (например, при отсутствии санитарной книжки) | Для работника: 3000–5000 Для работодателя: 10 000–20 000 |
||
Отсутствие трудового договора или неправильное оформление | 5000–10 000 | 10 000–20 000 | 50 000–100 000 |
Повторные допуск к работе или отсутствие договора | 30 000–40 000 | Дисквалификация, максимальный срок которой достигает 3 лет | 100 000–200 000 |
Невыполнение норм по охране труда | 2000–5000 | 50 000–80 000 | |
Повторное невыполнение норм | 1) 30 000–40 000 2) Дисквалификация сроком до 3 лет |
1) 100 000–200 000 2) Приостановление деятельности до 3 мес. |
|
Неправильное осуществление специальной проверки | 5000–10 000 | 60 000–80 000 | |
Допуск к работе без проведения инструктажа по охране труда | 15 000–25 000 | 60 000–80 000 | |
Отсутствие защитных средств (если их наличие предписано ТК РФ) | 25 000–30 000 | 130 000–150 000 |
Все интересующие вопросы можно задать в комментариях к статье
Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может стать для работодателя полной неожиданностью, так как она проводится без предупреждения. В статье мы расскажем, в каких формах проводится контроль, что вправе, а что не имеют права делать инспектора ГИТ.
Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.
При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).
ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).
Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.
Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.
Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).
ГИТ не вправе требовать:
После исполнения запроса возможно 2 варианта:
Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:
Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.
С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.
При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):
Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).
ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспектора ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).
Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.
Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:
Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.
Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.
Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.
ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.
В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.
Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки. Возможность обращаться в инспекцию в течение неопределенного срока позволила бы работникам злоупотреблять своим правом на защиту (см. определение Мособлсуда от 18.10.2011 № 33-20834, решение Петрозаводского горсуда Республики Карелия от 10.12.2010 по делу № 2-8130/11).
Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.
Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.
2014-05-06 |