Словесные игры на тему лето. Только на эту букву

Словесные игры на тему лето. Только на эту букву

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем

Народная игра

Дидактическая задача . Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровое правило . Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

— Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

— Что я делаю? — спрашивает он у детей.

— Дрова пилите.

— Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего.

— Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:

— Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

— Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

— Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель.— Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети,.-— предлагает воспитатель.

— Они рисуют.

Мыши

Дидактическая задача . Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.

Игровые действия . Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3 — 4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут — вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!

Доберемся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

Воробушки и автомобиль

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.

Игровое действие . Имитация летающих птичек.

Ход игры . Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:

— Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?

— У-у-у, — повторяют дети.

— Сейчас мы поиграем так, — продолжает воспитатель.— Я — автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать» «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

Кто в домике живет?

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Игровое правило . Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).

Игровые действия . Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:

— Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?

Дети отвечают:

— Му-му-му.

— Мяу-мяу.

— Бе-е, бе-е.

— Га-га-га.

— Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

Гуси

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Игровое правило . Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.

Игровое действие . Имитация движений гусей.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом.

Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя

Тег-тег-тег, Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы, машут руками.

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят:

Лапы красные растопырили, «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!»

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.

Гуси-гуси

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило . Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия . Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

Слова хозяйки гусей Ответы гусей

Гуси! Гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

Сколько?

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.

Игровое правило . Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.

Игровое действие. Имитация движений зайца, жаворонка, лошадок, гребцов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Две лодочки по озеру

Широкому плывут;

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут,

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель спрашивает у детей, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:

— Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.

Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.

Слова

1-е четверостишие Имитируя полет жаворонка, дети бегают по комнате.

2-е четверостишие Дети объединяются в группы по трое и прыгают, как зайцы, по направлению к лесу.

3-е четверостишие Объединяются по двое и, изображая гребцов, гребут веслами.

4-е четверостишие Объединяются в группы по четыре и скачут, изображая лошадок.

Эта игра проводится в конце года.

Так бывает или нет?

Дидактическая задача . Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровое действие. Отгадывание небылиц.

Ход игры . Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему гак не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

Зеркало

Народная игра

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Игровое правило. Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий.

Игровые действия. Подражание действиям товарища. Придумывание разнообразных движений.

Ход игры . Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Каравай

Народная игра

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Игровые правила . Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.

Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.

Слова

Как на Ванин день рожденья Ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким,

Испекли мы каравай.

Вот такой... сужают круг,

Вот такой... приседают все,

Вот такой... руки поднимают кверху и хлопают в ладоши.

Вот такой...

Каравай, каравай! Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.

Кого хочешь выбирай!

Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения и первыми выбрать их в круг.

Коршун

Дидактическая задача . Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Игровое правило. Убегать от коршуна можно только после слов: «Чтобы твоих детушек клевать!»

Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.

Ход игры . Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.

— Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном, — говорит воспитатель.

— Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.

— Ямочку копаю, — отвечает коршун.

— Что в ней ищешь?

— Камешек.

— Зачем тебе камешек?

— Чтобы носик точить.

— Зачем тебе носик точить?

— Чтобы твоих детушек клевать!

Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, — продолжает воспитатель.— Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

Карусель

Дидактическая задача. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила. Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.

Игровые действия. Изображают карусель, бег в разном темпе.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив- веревку в виде кольца:

Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом —

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два —

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Зайка

Дидактическая задача . Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.

Игровое правило. Убегают зайки только после слов «зайка прыг... и убежал».

Игровое действие. Имитация движений, характерных для зайчика.

Ход игры . На одной стороне площадки отмечают места зайцев, и каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалочкой, становится в середину. Дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями:

Зайка беленький сидит, Дети стоят в кругу.

Он ушами шевелит, Начиная, со слов «вот так», поднимают руки к голове, поворачивают кисти то в одну, то в другую сторону.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Надо лапочки погреть. Начиная со слова «хлоп», хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, Начиная со слова «скок», прыгают на двух ногах на месте.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать. Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам».

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал.

Что сажают в огороде?

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

Ход игры . Воспитатель спрашивает:

— Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.

Воспитатель начинает:

— Морковь.

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года?

Дидактическая задача . Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие . Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

— Огурцы.

— Свекла.

Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?;* и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня... (Зима)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я... (Лето)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня... (Весна)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И елочек. Я... (Осень)

Узнай по описанию

Дидактическая задача . Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило . Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Игровые действия . Игровая ситуация — получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры

Воспитатель рассказывает.

— Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,— подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (Стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать.)

Воспитатель вспоминает:

— Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Добавь слово

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве.

Игровое правило. Отвечает только тот, кому бросит мяч воспитатель.

Игровые действия. Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом.

Ход игры . Воспитатель говорит:

— Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится.

Воспитатель начинает:

— Стол стоит... (бросает мяч одному из играющих).

-— Позади.

— Полочка с цветами висит... (бросает мяч другому ребенку).

— Справа.

— Дверь от нас...

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

— Какая рука у тебя ближе к окну?

— Правая.

— Значит, где находится от тебя окно?

— Справа.

Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, позади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Игровое правило. Называть в правильной последовательности все, чем дети занимаются в детском саду в течение дня.

Игровые действия . Кто ошибется, садится на последний стул

(как в игре «Испорченный телефон»); передача камешка тому, кто должен отвечать.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

Помните, мы с вами говорили на занятии о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести такой игровой момент: воспитатель поет песенку «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику». — «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Дидактическая задача . Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

Игровое действие. Передача камешка тому, кто отвечает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года (см. рис).

— А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Какой предмет?

Дидактическая задача . Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.

Игровые действия. Группировка предметов; поощрение победителей.

Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

— Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

— Длинный, — говорит воспитатель и передает камешек соседу.

— Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.

— Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

— Красный.

Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:

— Круглый.

Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали большее количество слов, следует похвалить.

Тру-ля-ля

Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.

Земля, воздух, вода, огонь

Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.

Словесный волейбол

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

На все вопросы – один ответ

Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.

Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.

Варианты вопросов и ответов:

  • Как тебя зовут? – Швабра.
  • А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
  • Как называется твоя прическа? – Мочалка.
  • А кто твои друзья? – Сковородки.
  • У тебя вместо глаз что? – Ложки.

Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.

Ответы невпопад

Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!

Сосиска

В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!

Задом наперёд

Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!

Вы поедете на бал?

Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.

Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»

Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:

  • — Вы поедете на бал?
  • — Поеду.
  • — А может, дома останетесь?
  • Нет , поеду. Ой…
  • — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
  • — Желтого.
  • — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
  • — Не белая , а розовая. Ой…
  • — Вы поедете в карете?
  • — Скорее всего, в карете
  • — Что вы оденете на бал?
  • — Красивое платье.
  • — Черное?
  • — Голубое.
  • — Его сошьют специально для этого бала?
  • — Конечно.
  • — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
  • — Обязательно.
  • — И будете целоваться со всеми подряд?
  • Нет! Ой…

Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.

Истинный лайфхакер устроен таким образом, что ему просто необходимо периодически «точить мозг» - как кошки точат когти, чтобы быть постоянно в форме. Скоро майские праздники, скоро лето, и многие из нас будут отдыхать в компании или путешествовать с друзьями. Хотим предложить вам несколько классных логических игр, чтобы развлечься в компании и лишний раз потренировать извилины. Игры выбирались по принципу:

— никакого специального реквизита (типа карт, фишек, кубиков и проч.)
— возможность играть в любой обстановке (в поезде, в автобусе, на даче, у костра или ещё где-то).

«Контакт»

Пожалуй, одна из самых популярных компанейских игр.

Количество игроков: минимум 3 человека.

Правила: ведущий загадывает слово, существительное в именительном падеже, нарицательное, и объявляет всем первую букву этого слова. Остальные участники по очереди задают вопросы-определения, пытаясь отгадать задуманное.

Например, я загадала слово «лайфхакер», первая буква «Л». На вопрос «Это не хищное животное?» мне надо быстро выдать ответ, удовлетворяющий условиям, то есть хищное животное на букву «Л». Ответ: «Нет, это не лев». Дальнейшие подобные вопросы без уточнений («А это не другое хищное животное?») запрещены.

Участникам надо придумать такой вопрос, ответ на который знают хотя бы двое из них, а ведущий не знает (перешёптывания и договоры под запретом).

Например: «Это не такое вспомогательное утверждение для доказательства теоремы?» Ответ мне неизвестен, но кто-то из игроков понял, о чём речь. В этом случае он кричит: «Есть контакт!» и начинает обратный отсчёт от 10 до 1. На счёте «1» игроки хором выкрикивают правильный вариант. Если они озвучили одно и то же, контакт считается состоявшимся. В этом случае ведущий называет вторую букву загаданного слова, и игра продолжается дальше в том же духе до тех пор, пока всё слово не будет разгадано. Автор правильного вопроса становится следующим ведущим.

«Хранитель тайны»

Мозгодробительная и очень увлекательная игра. Ведущий загадывает известную всем участникам фразу, слоган, цитату. Называет количество слов в ней. Игроки задают «хранителю» вопросы, любые. В каждом ответе должно содержаться слово из загаданной фразы. Ответ надо уместить в одном предложении.

Пример: я загадала наш слоган «Жизнь несовершенна. Исправь это!». Мне можно задать 4 вопроса.

Вася: Что ты ела сегодня на завтрак?
Я: Всю жизнь ем на завтрак только бутерброды с чаем.
Петя: Тебе нравится последняя песня Земфиры?
Я: Я её не слушаю, современная музыка несовершенна , на мой вкус.

…и так далее. После этого участники какое-то время анализируют услышанное (лучше заранее оговорить, сколько именно) и выдают свою версию исходной фразы. Ответы ведущего разрешается фиксировать: записывать на телефон или просто на бумажку.

«Бумажки»

Количество игроков: чётное, минимум четверо

Каждый придумывает 5-10 слов, существительных, нарицательных, и записывает их на клочки бумаги. Потом все клочки собираются в кучу и перемешиваются. Игроки разбиваются на команды по парам. За 30 секунд надо объяснить своему напарнику как можно больше слов из случайно выбранных бумажек (вытягиваем по одной). Однокоренные слова при объяснении запрещены. Команда соперника включает на телефоне секундомер и следит за временем. Удачно разгаданные клочки оставляем себе, неразгаданные кладём обратно в кучу. Пока бумажки не кончились, игра продолжается. В конце команды подсчитывают свои очки и определяют победителя.

«Данетки»

Старая добрая детективная забава. Данетка - это словесная головоломка, запутанная или странная история, часть которой ведущий рассказывает, а остальные должны восстановить последовательность событий. Вопросы можно задавать только такие, на которые можно ответить «Да», «Нет» или «Несущественно», отсюда и название игры. Есть даже сайт , посвящённый данеткам.

«В дорогу»

Ведущий записывает на бумаге (как вариант - в телефоне) правило, которым определяется, какие вещи можно брать с собой в дорогу. Потом говорит: «Я возьму с собой…» - и называет вещь, которую можно взять, не нарушив правило. Остальные участники по очереди спрашивают, нельзя ли им взять с собой тот или иной предмет, а ведущий отвечает, разрешает правило брать этот предмет или нет.

Победителем считается тот, кто сумеет первым отгадать правило. Правила могут быть как простыми, так и весьма вычурными.

Конечно, остаётся ещё бессмертный «Крокодил», где загаданные слова надо объяснять жестами. Но он всё же больше зависит от актёрских способностей участников, а не от интеллектуальных.

А какие игры популярны в вашей компании?

Лилия Стар
Картотека словесных игр для детей 5–6 лет

Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа)

Отгадай-ка!

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Правила: Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате. Назови три предмета

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

Правила: Называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся, платит фант. (Мебель- стол, стул, кровать и т. д.)

Магазин игрушек

Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Правила: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель (не глядя на неё).

Где был Петя?

Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Правила: Рассказывать нужно только о том, что есть в здании, на участке детского сада или за его пределами, т. е. что предусматривается правилом игры.

Радио

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Птицы (Звери. рыбы)

Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Правила: Называть птицу (рыбу, зверя) можно только после того, как получишь мячик, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Дети передают мяч друг другу со словами: «Вот птица. Что за птица?», а принимающий – отвечает.

Кому что нужно?

Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии.

Правила: Называть профессию и предметы необходимые людям данной профессии, передавать мячик. Не повторять уже сказанный предмет.

Фанты

Народная игра

Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопрос, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов. Правила: Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:

Бабушка прислала сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

Испорченный телефон

Цель: Развивать у детей слуховое внимание.

Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Летает – не летает

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Правила: Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Где мы были, не скажем

Народная игра

Цель: Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Правила: Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию. Одна группа детей показывает со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Дополни предложение

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Наоборот

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Правило: Называть слова, только противоположные по смыслу.

Найди рифму

Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Правила: Подбирать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.

Скажи слово с нужным звуком

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Правила: Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.

Цель: Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Кто это? Что это?

Цель: Учить подробно объяснять значение слов.

Правила: Предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

(Например: это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

Найди себе пару

Цель: Развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

Правила: Каждый должен найти себе пару по правилу: один ребенок говорить слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).

Вспомним разные слова

Цель: Закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

Правила: Дети встают в круг и подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

Кому достанется мяч

Цель: Закреплять умение находить длинные и короткие слова.

Правила: Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

Какой звук потерялся

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать

слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Правила: Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он пропускает звук. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

Палочка остановись

Цель: Развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

Правила: Дети называют слова – характеристики предмета и передают одновременно палочку. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Если называется уже сказанное слово – ребёнок выходит из круга.

Что нужно кукле

Цель: Закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник, чашка, ложка, вилка).

Ход игры: 1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

Сначала со звуком Л, потом со звуком Т.

Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

Подскажи звук

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

Ход игры: Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук.

Например:

На солнышке грелся черноухий котено…

На него смотрел белолапый щено…

Охотники развели в лесу косте…

Ученик держал в руке каранда…

Малыш попросил маму купить ша…

На лесную полянку выбежал зая…

В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

По стволу стучал пестрый дяте…

Белочка спрятала орешки в дупл…

По двору бродили пету, куриц, утят…

Вспомни волшебные слова

1. Вспомни песенку колобка.

2. Какими словами вызывали Сивку-Бурку.

3. Как повернуть избушку Бабы Яги.

4. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.

5. Похвастаться как Заяц-Хваста.

6. С какими словами прибегали звери к Теремку.

Назови, из какой сказки

1. девочка, братец, гуси-лебеди,

баба-яга, мышка.

2. старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

3. мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.

4. коза, козлята, волк.

Сказочная разминка

1. Сивка…Бурка

2. Заюшкина…избушка

3. Гадкий…утёнок

4. Гуси…лебеди

5. Аленький…цветочек

6. Царевна…лягушка

8. Дед…Айболит

9. Кощей…бессмертный

10. Братец…Иванушка

11. Сестрица…Алёнушка

12. Курочка…Ряба

Сказочная разминка

1. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

2. Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

3. Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

4. У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

5. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

Какой герой лишний

1. «Гуси-Лебеди» - девочка, Баба-яга, медведь.

2. «Теремок» - заяц, кабан, волк.

3. «Волк и семеро козлят» - коза, козлята, волк, медведь.

4. «Заюшкина избушка» - собака, заяц, волк, петух, мышка.

Собраться всей семьей и увлекательно провести время можно независимо от времени года – для этого почти ничего не нужно (кроме хорошего настроения, разумеется).

Посмотрите, как много интересных игр существует!


Можно играть вдвоем с мужем (есть парные игры), а можно собрать друзей и родных. Ну а дети, если они совсем маленькие, будут только рады хорошему настроению взрослых. Ребята от 6-7 лет могут стать достойными партнерами в предложенных ниже играх.


Письменные игры


1. Энциклопедия

Кроме ручки и бумаги для игры потребуется какой-нибудь энциклопедический словарь

Суть игры:

Ведущий находит в энциклопедии слово, которое неизвестно никому из присутствующих (здесь остается уповать на их честность – но жульничать в этой игре неинтересно и непродуктивно). Задача каждого из игроков – написать энциклопедическое определение этого слова, придумав из головы его значение и по возможности замаскировав текст под реальную небольшую энциклопедическую статью.

Ведущий тем временем аккуратно переписывает настоящую дефиницию из энциклопедии. После этого "статьи" перемешиваются и зачитываются ведущим в произвольном порядке, включая и настоящую, а играющие голосуют за то, какой именно вариант им кажется наиболее убедительным. В конце концов происходит подсчет голосов и распределение очков.

Любой игрок получает очко за верно угаданное настоящее определение и еще по одному очку за каждый голос, отданный другими участниками его собственному варианту.


После этого листы раздаются обратно и разыгрывается новое слово – всего их должно быть примерно 6-10. В эту игру можно играть и командами: придумывать мнимые определения коллективно.

Количество игроков: от 4-х чел

2. Игра из кинофильма Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки"

Суть игры:

Каждый игрок придумывает для своего соседа роль (обычно это какой-нибудь известный человек), пишет ее на бумажке и приклеивает бумажку соседу на лоб: соответственно, все видят, какая у кого роль, но не знают, кто же они сами.

Задача участников – с помощью наводящих вопросов, ответы на которые формулируются как "да" или "нет" ("Я историческая личность?", "Я деятель культуры?", "Я знаменитый спортсмен?"), узнать, кем именно они являются.


В такой форме, впрочем, игра довольно быстро себя исчерпывает, поэтому темы можно придумывать совершенно разные и вместо известных людей играть, например, в профессии (включая экзотические – "карусельщик", "таксидермист"), в кино- и литературных героев (можно смешивать их с реальными знаменитостями, но об этом лучше договориться заранее), в еду (один игрок будет ризотто, а другой, скажем, зелеными щами) и даже просто в предметы.

Количество игроков: любое

3. Телеграммы

Суть игры:

Играющие выбирают слово, на каждую букву которого нужно будет придумать часть телеграммы – первая буква станет началом первого слова, вторая – второго и так далее.

К примеру, выбрано слово "вилка". Тогда телеграммой может стать следующее послание: "Верблюд исцелен. Лечу крокодила. Айболит". Еще один виток игры – добавление жанров. Каждый игрок получает задание написать не одну, а несколько телеграмм из одного и того же слова – деловую, поздравительную, романтическую (о типах сообщений договариваются заранее). Телеграммы зачитываются вслух, выбирается следующее слово. 

Количество игроков: любое



4. Дешифратор

Суть игры:

Каждый из участников пишет слово не длиннее 6 букв, не содержащее: "ь", "ы", "ъ". Теперь нужно представить, что это – аббревиатура, которую надо расшифровать.

Расшифровка может быть самой неожиданной – чем смешнее, тем лучше.

Например:

Зима – Зайцы Ищут Мерзнущих Альпинистов

Бэби – Блондин-Электрик Боится Иглоукалывания

Стол – Степан терпеливо окучивал лук.

Побеждает тот, у кого получается самая оригинальная расшифровка.

Количество игроков: любое

5. Чепуха

Суть игры:

Каждому участнику выдаются длинные полоски бумаги. На них нужно написать свой ответ на вопрос и свернуть листок так, чтобы не было видно написанного, затем листок передается соседу, по кругу.

Подобным образом необходимо ответить на несколько вопросов.

Вопросы:

– Кто?

– Когда?

– Что делали?

– Чем дело закончилось?

– Что об этом сказали люди?

После того как все ответы написаны, передают листки еще раз, разворачивают и по очереди зачитывают вслух. В этой игре нет победителей и проигравших, ее результатом является всеобщий смех.

Количество игроков: от 2-х чел

6. Быки и коровы

Суть игры:

Игра для двоих: один участник загадывает слово, причем заранее оговарива­ется, сколько в нем должно быть букв (обычно 4-5). Задача второго – отгадать это слово, называя другие четырех- или пятибуквенные слова; если какие-то буквы названного слова есть в загаданном, они называются коровами, а если у них совпадает и место внутри слова, то это быки.

Представим, что загадано слово "чудак". Если отгадывающий говорит "точка", то получает от второго игрока ответ: "три коровы" (то есть буквы "ч", "к" и "а", которые есть и в "чу­даке", и в "точке", но в разных местах). Если затем он скажет "кочан", то полу­чит уже не трех коров, а двух коров и одного быка – поскольку буква "а" и в "чудаке", и в "кочане" находится на четвертой позиции.

В итоге рано или поздно удается угадать слово, и игроки могут поменяться местами: теперь первый будет загадывать слово и подсчитывать быков с коровами, а второй – называть свои варианты и отслеживать, в какой степени они совпадают с загаданным. Можно и усложнить процесс, одновременно и загадывая свое слово, и угадывая слово противника.

Количество игроков: 2

7. Каркас

Суть игры:

Игра для любого количества людей, которую придумал один из создателей шахматной программы "Каисса" и автор программы по поиску анаграмм – Александр Битман. Сначала игроки выбирают несколько согласных – это будет каркас, скелет слова. Затем засекается время (две-три минуты), и игроки начи­нают "натягивать" на каркас гласные (а также "й", "ь", "ъ"), чтобы получились существующие слова.

Согласные можно использовать в любом порядке, но только один раз, а гласные разрешено добавлять в любом количестве.


К примеру, игроки выбирают буквы "т", "м", "н" – тогда им подойдут слова "туман", "манто", "мантия", "монета", "темень", "атаман", "немота" и другие. Побеждает тот, кто сможет придумать больше слов (как обычно, это должны быть нарицательные существительные в единственном числе).

В игру можно играть даже с одной буквой – например, "л". Вокруг нее образуются слова "ил", "лай", "юла", "алоэ", "ель", а если договориться, что букву можно удваи­вать, – "аллея" и "лилия". Если стандартный "каркас" освоен, то задачей может быть сочинить целую фразу с одной согласной: хрестоматийный пример из книги Евгения Гика – "Бобби, убей боя и бей бабу у баобаба".

Количество игроков: любое



Устные игры

1. Ассоциации

Суть игры:

Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы – с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., – чтобы понять, кто загадан.

Вопросы могут быть самые разные – это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации – дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не случиться, принято давать угадывающему две или три попытки.

Количество игроков: любое*


*Игра рассчитана на большую компанию, но если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант "ассоциаций" – это все же герметичная игра.

2. Игра в "П"

Суть игры:

Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву "п" (любыми, кроме однокоренных). То есть слово "дом" придется объяснять, например, так: "построил – проживаю". Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: "постройка, помещение, пространство, простейшее понятие…" И под конец добавить, например, "Периньон" – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то ведущему пригодятся комментарии типа "примерно", "приблизительно", "почти правильно" – или, в противоположной ситуации: "плохо, подождите!". Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шепчет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

Количество игроков: от 4 чел

3. Характеры

Суть игры:

Один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, количество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть "ъ", "ы" или "ь", не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером – задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово.

Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово "старик" и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет скрытным, второй – терпеливым, третий – авторитарным, четвертый – радушным, пятый – игривым и шестой – коварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов – компания "проживает" свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ.

Единственное условие – как только ведущий произнесет верный характер – например, угадает коварного – тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове "старик" – шестой).

Количество игроков: от 4 до 10 чел

4. Узнай песню

Суть игры:

Ведущий удаляется, а оставшиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова – каждому по слову. Например, загадана песня "Пусть всегда будет солнце": одному игроку достается слово "пусть", второму – "всегда", третьему – "будет", четвертому – "солнце".

Ведущий возвращается и начинает задавать вопросы – самые разные и неожиданные: "Твой любимый город?", "Куда впадает Волга?", "Что делать и кто виноват?". Задача отвечающих – употребить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось.

Отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво.


Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, "Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро" или "Волга – в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное".

Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.

Количество игроков: от 4 до 5 чел

5. Любимая буква

Суть игры:

Выбирается какая-то буква, и на любой вопрос ведущего игрокам нужно отвечать словами, начинающимися только с этой буквы. Задача ведущего – задавать каверзные вопросы, сбить с толку игроков.

Игра проводится в очень быстром темпе. Если игрок ошибся и назвал слово на другую букву или замешкался и не смог назвать слово на счет "Раз-два-три", он выбывает из игры, и вызывается следующий участник – он вытаскивает уже другую букву. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. И так – пока игра не надоест.

Вот примерный диалог:

– Как тебя зовут?

– В какой стране ты живешь?

– В России

– Твой любимый овощ?

– Какой фильм ты смотрел вчера?

– Ромео и Джульетта

– Твой любимый писатель?

– Ремарк

Количество игроков: любое

6. Say the Same Thing (Скажи одно и то же)

Суть игры:

Бодрая и быстрая игра для двоих, получившая свое название по видеоролику изобретательной рок-группы OK Go, из которого многие о ней узнали (музы­канты даже разработали мобильное приложение, помогающее играть в нее на расстоянии, – правда, в настоящее время оно недоступно).

Смысл игры в том, что на счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово.

Далее цель играющих – с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение.


Предположим, что первый игрок сказал слово "дом", а второй – слово "колбаса"; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут "магазин". Но если один скажет "магазин", а другой – "холодильник" (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя – ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до "рефрижератора" или "ИКЕИ". Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, "бордюр" и "невесомость"), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.

Количество игроков: 2

7. Наводка

Суть игры:

Игра для четырех человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре). Механика предельно проста: первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное существительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме – нарицательные существительные; однокоренные слова использовать нельзя).

После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, – и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую.

К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой - C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово "старик". Игрок C вслух говорит своему партнеру D: "возраст". Если D сразу отвечает "старик", то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, "юность", то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом "возраст", предложенным C (но отбросив не относящуюся к делу "юность" от D), говорит своему партнеру B: "возраст, мужчина". Теперь B, вероятно, угадает старика – и очко уже заработает его команда с A. Но если он говорит "подросток" (решив, что речь о возрасте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет "возраст, мужчина, восьмидесятилетие", и уж тут, вероятно, "старик" будет угадан.

В одном из вариантов игры разрешается также "кричать": это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится. Играют обычно до пяти очков.

Количество игроков: четное, от 4-х