Ссср и страны восточной европы. Образование мировой социалистической системы

СССР и страны Центральной и Восточной Европы. Формирование советского блока

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического.

Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы , ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Европейского союза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой все-таки удалось уйти из-под сталинского диктата, стала Югославия. Ее лидер И. Броз Тито считал, что сталинская модель социализма не годится для этой страны. Он избирает путь, напоминающий нэп, с допущением в незначительных размерах частной собственности и мелкотоварного производства. Резкое несогласие вызвала также идея Сталина об объединении Югославии и Болгарии в единую федерацию. Началась полоса взаимных клеветнических обвинений и угроз. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Этому примеру последовали все страны народной демократии.

Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени обусловило рост международной напряженности.

Среди важнейших факторов нарастания противоречий между Советским Союзом и его западными партнерами по «большой трой­ке», развернувшегося на завершающем этапе Второй мировой вой­ны и вслед за ее окончанием, особое место заняла ситуация в Вос­точной Европе, где в 1944-1945 гг. при ликвидации там гитлеров­ского господства образовалась (за исключением Греции) сфера советского контроля, были установлены под эгидой Москвы режи­мы так называемой народной демократии и из них начал формиро­ваться блок во главе с СССР.

Одну из них составляли Югославия и в значительной мере Ал­бания, где установление подобных режимов произошло хотя и при определенной советской поддержке (более прямой и непосредствен­ной в югославском случае и более опосредованной - в албанском), но преимущественно на собственной основе. Здесь еще в период фашистской оккупации компартиям удалось повести за собой боль­шую часть населения под лозунгами освобождения от захватчиков и восстановления государственной независимости, а одновременно установления власти народа и справедливого социального порядка. К моменту начавшегося в обеих странах осенью 1944 г. изгнания оккупантов, завершившегося в Албании к концу ноября того же года, а в Югославии - в мае 1945 г., коммунисты стояли там во главе мощных организованных массовых движений, которые уже являлись в каждой из стран доминирующим внутренним военно-политическим фактором. Обладая наиболее крупными в своих стра­нах партизанскими формированиями, эти движения смогли сыграть роль военной силы в освобождении (как отмечалось выше, в севе­ро-восточной части Югославии - совместно с пришедшими на по­мощь советскими войсками, выведенными затем в конце 1944 - начале 1945 г.) и одновременно разгромить все противостоявшие им военно-политические группировки, либо в той или иной мере со­трудничавшие или тактически взаимодействовавшие с оккупантами, либо обвиненные в коллаборационизме коммунистами. В итоге при ликвидации гитлеровского господства в Югославии и Албании дви­жения, возглавлявшиеся компартиями, установили контроль в обе­их странах. Там утвердились режимы, в которых коммунисты заня­ли монопольно-руководящее положение 33 .

Другую группу составляли Польша, Румыния и Венгрия, где в установлении «народной демократии», наоборот, абсолютно преоб­ладало прямое советское вмешательство.

Раньше всего и, пожалуй, наиболее грубо это было сделано в Польше. Здесь в период нацистской оккупации компартия, распу­щенная по pешению Москвы в 1937-1938 гг. и воссозданная по директивам той же Москвы в 1942 г. как Польская рабочая партия (ППР) имела опору лишь в весьма узких слоях населения. Предпринятое руководством ППР создание 1 ян­варя 1944 г. подпольной так называемой Крайовой Рады Народовой (КРН), провозгласившей себя руководящим национальным органом Польши, было не более чем политико-пропагандистским символом, который выражал претензии на власть при предстоявшем освобож­дении страны от нацистской оккупации. Реальной силой для осуще­ствления таких претензий сами польские коммунисты и блокировав­шиеся с ними группировки не обладали 34 . Во второй половине июля 1944 г. в Польшу был вместе с советскими войсками ввезен ПКНО, провозглашенный (от имени КРН как якобы «подпольного парламента») органом с функциями национального правительства, вслед за чем последовало официаль­ное советское заявление о признании полномочий КРН и ПКНО в качестве верховной польской законодательной и исполнительной власти.

На польской территории, освобождавшейся Красной Армией от гитлеровского господства, под советским патронатом начал форми­роваться из членов и сторонников ППР и примкнувших к ней групп административный аппарат этой новой власти. Одновременно совет­ские войска, силы НКВД и госбезопасности подавляли всякое со­противление создававшемуся режиму и проводили ликвидацию раз­ветвленной системы действовавших в Польше во время нацистской оккупации подпольных органов и вооруженных формирований польского эмигрантского правительства 35 . В утверж­денной 2 августа 1944 г. инструкции правительства СССР его пред­ставителю при ПКНО Н. А. Булганину, надзиравшему за создавав­шимся в Польше режимом, прямо ставились задачи, с одной сторо­ны, всемерного содействия организации новой власти во главе с ПКНО, а с другой - ликвидации всех имевшихся в стране струк­тур эмигрантского правительства 37 . В этом смысле, какими бы ни были те или иные конкретные причины тогдашней советской оста­новки на Висле, с поражением восстания устранялась возможность открытого возникновения на освобождаемой от нацистской оккупа­ции территории Польши политического центра, который бы являл­ся конкурентом режиму, создававшемуся под советской эгидой.

Примененный в Польше сценарий силовых действий для насаж­дения власти, контролируемой коммунистами, Москва во многом повторила в Румынии, хотя и с существенными отличиями, обуслов­ленными спецификой тамошней ситуации. Специфика была в зна­чительной мере связана с тем, что при разгроме Красной Армией основной группировки немецких и румынских войск, находившей­ся в районе советско-румынской границы, румынский королевский двор с частью генералитета 23 августа 1944 г. путем верхушечного переворота устранили главу прогитлеровского режима Антонеску и его правительство, объявив о переходе Румынии на сторону Объеди­ненных Наций и повернув румынскую армию против немцев. В ре­зультате в Румынии, которую заняли советские войска, сохранилась действовавшая система государственной власти во главе с королем, ее административный аппарат и армия. Правительство, созданное 23 августа, состояло в основном из военных и деятелей, близких ко двору. Компартия Румынии (КПР) получила в правительстве одно место, но даже это было вынужденной уступкой со стороны властей, обус­ловлено необходимостью считаться с советским патроном КПР, ко­торая, только что выйдя из подполья, ни численно (едва ли 1000 чел.), ни организационно не представляла собой действенного фактора. Однако уже к концу сентября 1944 г., как только КПР на­чала развертывание своей организации и деятельности, она под советским патронатом инициировала выступления от имени НДФ (Национально-демократический фронт) с нападками на правительство и поддерживавшие его две наиболее влиятельные в Румынии правые партии - национал-царанистскую и национал-либеральную. В рамках этой последова­тельно нараставшей кампании, в ходе которой КПР и ее левые со­юзники постепенно расширяли свое представительство в правитель­ственном кабинете, было выдвинуто требование вообще передать власть правительству, целиком сформированному НДФ. А параллель­но советская сторона, опираясь на свою решающую роль в союзни­ческом контроле в Румынии, обвиняла румынские власти в неудов­летворительном выполнении соглашения о перемирии и, ссылаясь на выступления НДФ, требовала преодоления «кризиса» путем ус­тупок «демократическим силам». Развязка наступила в конце февра­ля - начале марта 1945 г., когда Кремль, предъявил королю ульти­матум с требованием замены действовавшего кабинета правитель­ством НДФ. При этом использовалось то обстоятельство, что КПР и блокировавшимся с ней левым силам удалось в тот момент выве­сти на улицы Бухареста, а также некоторых других городов значи­тельное число своих сторонников. Часть из них при покровительстве советской администрации Союзной контрольной комиссии (СКК) была вооружена, создавая угрозу насильственного захвата власти. Советскими спецслужбами была проведена организационная подго­товка поддержки такого захвата, к румынской столице были стяну­ты крупные формирования войск НКВД. В связи с происшедшими 25 февраля столкновениями сторонников НДФ с румынскими пра­вительственными силами советская сторона с помощью угрозы пря­мого военного вмешательства парализовала действия властей, при­званные противостоять начавшемуся, по сути, перевороту. В итоге король был вынужден 6 марта назначить новое правительство, ко­торое сформировал НДФ и где ведущую роль фактически играли коммунисты 38 .

В отличие от Румынии, в Венгрии, куда советские войска всту­пили в конце сентября 1944 г., попытка Хорти, стоявшего во главе режима, разорвать с Германией и заключить перемирие с держава­ми антигитлеровской коалиции окончилась неудачей: немцы, чьи войска находились в стране, 15 октября сместили его и поставили у власти марионеточное правительство Салаши. В итоге значительная часть венгерской армии продолжала вместе с вермахтом сражаться против наступавших советских сил, а другая часть под командова­нием ряда хортистских генералов отказалась подчиняться немцам и предпочла сдаваться в плен Красной Армии. В этой ситуации 22 де­кабря Кремль создал под своим контролем временное венгерское правительство на той территории страны, которую уже заняли совет­ские войска (целиком они смогли занять Венгрию лишь в начале апреля 1945 г.). Однако в условиях, когда первоочередной задачей был подрыв режима Салаши и его вооруженных сил и привлечение максимально широких слоев венгерского населения на антигитлеров­скую сторону, советское руководство, отдавая себе отчет в чрезвы­чайной слабости компартии (КПВ), а также учитывая, что соглаше­ние о перемирии с Венгрией еще только предстоит подписывать вместе с западными союзниками, пошло на то, чтобы КПВ во вре­менном правительстве не имела перевеса и была представлена на­ряду со всеми основными политическими силами, занявшими анти­нацистские и антисалашистские позиции, вплоть до видных хорти-стов, прежде всего из числа высших военных, сдавшихся Красной Армии, подобно генералу Б. Миклошу, которого поставили во главе правительства. Вместе с тем благодаря советскому воздействию ком­партия все-таки получила в правительстве позиции более значитель­ные, нежели ее реальное влияние в обществе: вместе с ее тайными сторонниками, выступавшими как деятели других партий, КПВ за­няла треть мест в кабинете 39 .

Третью группу стран составляли Болгария и Чехословакия, где советское воздействие играло первостепенную роль в возникновении «народной демократии», но сочеталось с очень значительным, а то и приближавшимся к почти равному влиянием внутренней обще­ственно-политической ситуации. Компартии в обеих странах, хотя и в разной степени, смогли при крахе нацистского господства выс­тупить в блоке с другими силами Сопротивления как чрезвычайно важный фактор. Коммунисты заняли ведущее место в перевороте 9 сентября 1944 г. и в установленной им новой власти в Болгарии, а также в Словацком национальном восстании (конец лета - осень 1944 г.), которое хотя и было в итоге подавлено немцами, но во многом обусловило при начавшемся затем освобождении Чехосло­вакии серьезные позиции компартии как в обществе, так и в обра­зованном в начале апреля 1945 г. коалиционном правительстве, где она вместе с примыкавшими к ней получила треть постов, в том числе ряд ключевых. Но в то же время именно приход в обе эти страны советских войск и поддержка Москвы в огромной, если не решающей, мере сделали возможным в Болгарии успех переворота и фактически определяющее положение компартии, а в Чехослова­кии - выдвижение коммунистов на роль главного партнера Бенеша и возглавляемых им сил при формировании правительства 40 .

Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947 г., отмеченного все более заметным втягиванием восточноевропейских стран в орбиту СССР. В 1947 г. оформление режимов «народной демократии» вступило в свою вторую фазу: после интермедии «коалиционных правительств» (1945-1946 гг.) власть переходила к коммунистам. В Болгарии, где бывший руководитель Коминтерна Димитров, вернувшись из СССР, создал в ноябре 1946 г. правительство с коммунистическим большинством, летом 1947 г. была принята Конституция, скопированная с советской. В Польше сформированное в 1945 г. коалиционное правительство ушло в отставку после выборов в январе 1947 г. коммунист Берут стал президентом республики. Выборы в Венгрии (август 1947 г.), искусно проведенные коммунистам – министром внутренних дел Л. Райком, завершились поражением Крестъянской партии. Коммунисты решили, что полученные на выборах 22% голосов, делавшие их первой партией в стране, дали им право захватить все ключевые посты в правительстве, что они и сделали. Только Чехословакия, хотя и уступившая советскому давлению по вопросу о плане Маршалла, продолжала, казалось, сопротивляться установлению коммунистами своего полного контроля над государством.

Следующую фазу формирование «блоков» прошло в конце сентября 1947 г., когда представители шести компартий стран Восточной Европы и двух самых мощных западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) собрались по инициативе СССР в замке Шклярска Пореба (Польша), чтобы создать Коминформ – совместное информационное бюро со штаб-квартирой в Белграде, призванное обеспечить обмен опытом и, в случае необходимости, координацию деятельности компартий на основе взаимного согласия. На Западе известие о создании Коминформа было, естественно, воспринято как возрождение Коминтерна. На деле же есть серьезные основания полагать, что, по замыслу Сталина, этот шаг уже тогда подготавливал и «отлучение» Югославии, сея семена раздора между ее представителями, специально поставленными на второе место в иерархии международного коммунизма, и всеми остальными.

Как бы то ни было, советский блок выглядел впечатляющим монолитом, а рождение Коминформа – объявлением войны западной цивилизации. Кстати, именно таким образом заявление, опубликованное по окончании встречи и повторявшее основные тезисы доклада Жданова, представляло международное положение. Согласно ему, в мире сформировались два лагеря: с одной стороны, империалистический и антидемократический лагерь, с другой, антиимпериалистический и демократический лагерь, основная цель которого заключается в ослаблении империализма, в усилении демократии и ликвидации остатков фашизма.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления холодной войны стало формирование политических и военно-полиiических блоков. В 1949 г. был создан Ссвсроатлантичсский союз (НАТО). В сто состав вошли США, Канада и несколько государем в Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на лыочных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 i. в целях расширения экономического сотрудничееша и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В ею сослав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.- ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развигис экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х - начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И. В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И. В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.


⇐ Предыдущая страница|

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. АД. Вышинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с

СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами

Были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные

Виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия.

Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по

Международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их

Взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с

Поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению

руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда

(Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма.

Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к

Унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому

Конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими

Руководителями федерации с Бол1а-рией. Кроме того, югославская сторона отказалась

Выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам

Национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных

С социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические

Отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х - начале 50-х

Годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время

Политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту

Напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни,

Усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в

Первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И. В.

Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном

Сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть

И. В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы

Общественной жизни.

Глава 39. Развитие СССР в 1953-1964 гг.

Годы вошли в историю как время хрущевской оттепели. В этот период начались

процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в

Экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы,

Проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и

Сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на

Неудачу.

Попытка демократизации общественно-политической жизни

Политика десталинизации. Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе

Руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С.

Хрущев - известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими

Парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков,

Министром иностранных дел - В. М. Молотов, министром обороны - Н. А. Булганин. Во

Главе нового Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.

П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного

Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов, Новые лидеры заявили о своей готовности

Осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у

Власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней

Были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они находились в свое время в

Ближайшем окружении Сталина и были причастии к необоснованным репрессиям. В то же

Время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления

Законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию

Жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле

Г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники

«мингрельского Дела». В 1953 г. был арестован Л. П. Берия, Он обвинялся в намерении

Разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить

Полномочия МВД - своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии

Как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по

Освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в

Частности по преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала

Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. па пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати

Началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реорганизация

Правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет

Государственной безопасности (КГБ). Органы милиции были преобразованы в отделы

Исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Не все перестройки в

Административной системе управления были достаточно продуманны. Недовольство вызвало

Проведенное в 1962 г. разделение местных Советов по производственному принципу - на

Промышленные и сельские. Эта реорганизация нарушила единство власти, смешала функции

Органов местного самоуправления.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения

Которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе

Реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные

Работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П.

П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы

Около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX

Съезд КПСС (февраль 1956 г.). Hа съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы

шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда

Выступил Н. С. Хрушев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе

Людей и о депортации народов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с

Культом личности И. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от

Марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н. С. Хрущева на собраниях

Партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и

Стремления понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов.

Публичное осуждение культа И. В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима

Вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. «Умирают

в России страхи...»-такими словами начиналось одно из стихотчорений Е. А. Евтушенко тех

Преобразования в общественно-политической жизни. Во второй половине 50-х годов

Продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-

Политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы

Правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято

Положение о прокурорском надзоре.

Расширялись права союзных республик в области законодательства. К их компетенции были

отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного