Одетая и раздетая герцогиня альба, а также ее современная наследница. Герцог Альба: биография Возвращение в Испанию, или Последние годы жизни

Одетая и раздетая герцогиня альба, а также ее современная наследница. Герцог Альба: биография Возвращение в Испанию, или Последние годы жизни
























Герцогиня Альба осталась в памяти испанцев как богатая старушка с явными признаками шизофрении и безобразным, изуродованным пластикой лицом. Вся жизнь этой эксцентричной женщины напоминает качели. Ведь много раз судьба поднимала ее до небес и бросала вниз. Какие события повлияли на изменение внешности женщины и привели ее к откровенному уродству? Разберемся прямо сейчас.

Родиться герцогиней…

Герцогиня Каэтана Альба родилась уже представительницей голубых кровей 18 марта 1926 года в Испании. В историю эта женщина вошла как самая титулованная особа в мире. Из-за количества титулов по нормам приличия, установленным в высшем обществе, сама королева Англии должна приседать при встрече в реверансе, отдавая честь Каэтане. Состояние в 3.5 миллиарда евро позволило барышне голубых кровей жить на широкую ногу и не задумываться о том, чем накормить детей или что же лучше купить: сапоги или колготы.

Личная жизнь заводной старушки

Герцогиня Альба в молодости была завидной невестой, ведь отцовское состояние и наличие десятка титулов не могло остаться вне внимания молоденьких альфонсов. Замуж Каэтана выходила трижды, и каждый раз по большой любви, пытаясь не подражать своим именитым предкам:

  • герцог Сотомайор. Приумножив в браке уже имеющиеся регалии, молоденькая Каэтана стала спешно рожать детей. В браке появилось 6 наследников, но в 48 лет муж умер, оставив горюющую женушку с оравой отпрысков.

  • Хесус Агирре. Через пять лет веселая вдова снова пошла под венец. На этот раз уже за бывшего священника, что вызвало бурю недовольства в ее семье. Отличаясь буйным нравом, в ответ на многочисленные вопросы о семейной жизни Каэтана Альба ответила: «У нас все очень хорошо. И если вам интересно, мы занимаемся сексом каждую ночь». Непривыкшая слышать подобную похабщину из августейших губ публика ахнула, ведь женщина заменила слова «занимаемся сексом» на фразу покрепче. Именно из-за молодого мужа стареющая модница и пошла на пластику, которая стала для нее губительной. Второй муж, к сожалению, тоже скончался.

  • Альфонсо Диес. Третий муж стал всеобщим яблоком раздора, ведь его обвинили в посягательстве на собственность престарелой возлюбленной. Герцогиня Каэтана Альба развеяла все сомнения, передав весомое состояние своим детям. Она оставила себе только свое любовное гнездышко.

Пластические операции герцогини

Фото герцогини Альбы в молодости выдают в ней благородное происхождение и принадлежность к высшим слоям общества, но вот портрет герцогини Альбы в зрелом и старческом возрасте напоминает изуродованную мумию. Большей частью изменения во внешности произошли из-за стремления не стареть и дать фору молодому муженьку.

  • Ринопластика. Герцогиня Каэтана Альба никогда не была жгучей красоткой. На фоне других напомаженных особ выглядела серо. Нос миллиардерши был широким с огромным неаккуратным набалдашником вместо кончика.

Уже в зрелом возрасте она решилась на пластику. Даже миллиардное состояние не спасло женщину от неудачных последствий хирургического вмешательства. Ее нос после многократных операций приобрел странную, явственно рукотворную форму. Злосчастный кончик носа, размером с оливку, убрали, однако сам орган резко взмыл вверх, обнажая для всех окружающих огромные ноздри. Резко треугольно- заостренный нос знатной дамы уменьшился и в спинке. В результате нос вышел куцым, вздернутым и непропорциональным.

  • Коррекция губ. Герцогиня Альба страдала синдромом Мелькерссона-Розенталя. При этом заболевании опухает определенная часть лица. У титулованной дамы этой частью стала верхняя губа и вся верхняя челюсть. Проявление такой болезни выглядит устрашающе, ведь лицо полностью деформируется, будто побывало в пчелином улье.

Губы “задорной бабули” настолько оплыли, что ей приписывали пластику по их увеличению. Однако стоит заметить, что причиной их деформации стало именно заболевание. Именитая Каэтана Альба в последние годы своей жизни выглядела так, будто под губой спрятала котлету.

  • Подтяжка лица. Пластические операции герцогини Альбы по сохранению последних крупиц былой молодости выглядели комично. Ведь из печеного яблока, коим стало ее августейшее лицо, очень сложно сделать конфетку. Женщине пришлось прибегнуть к омолаживающей пластике.

Подтяжку лица Альба стала делать с 55 лет, усердно натягивая норовящую сползти кожу. В возрасте 82-х лет лицо женщины выглядит по меньшей мере странно, ведь кожа до треска натянута только на лице, а на всем остальном старушечьем тельце она хлопьями свисает, будто бабуля так и норовит ее сбросить.

  • Уколы красоты. Ботокс не противопоказан даже особам со столь высоким статусом. Укольчики женщина делала себе неоднократно, чтобы предотвратить появление мимических морщин. Вместе с одолевшей ее болезнью, ботокс реагировал неоднозначно, ведь лицо еще сильнее опухало, и на нем появлялся отвратительный жирный блеск.

  • Пластика подбородка. Глядя на то, как выглядела герцогиня Альба в молодости, становится понятно, что не только болезнь настолько изменила ее очертания лица, а и пластика. Форма подбородка знаменитой любительницы фламенко настолько изменилась, что современные пластические хирурги сходятся во мнении о вшитом имплантате, который сужает лицо и одновременно укорачивает его. Огромные распухшие губы внесли свою лепту в уродовании физиономии, войдя в диссонанс с уменьшенным подбородком.

  • Подтяжка шеи. Возраст женщины всегда выдает ее шея. Зная это, неугомонная женщина прошла серию операций по подтяжке кожи шеи. В результате лишние ткани были удалены, и Каэтана уверена, что выглядит стократ моложе.

  • Коррекция скул. Несомненно, под кожей “древней старушки” мирно почивают силиконовые импланты, ведь из-за синдрома Мелькерссона-Розенталя украсить ее лицо не смогла не подтяжка, не уменьшенный нос. Теперь ее лицо полностью изменилось, наводя праведный ужас на окружающих. Отечность, покраснение, частичная парализация лица- ничего не остановило взбалмошную богатую барышню от дальнейших пластических операций.

  • Пластика живота. Родив шестерых детей, герцогиня Каэтана Альба лихо демонстрировала отдыхающим Ибицы свое тело. Нужно отметить, что делала она это зря. Чего стоит только взгляд на фото герцогини Альбы, на которых ее обвислое пузцо «украшают» огромные зарубцованные шрамы.

Так как на снимках живот не волочится по песку и не бьется о колени, то шрам наводит на мысли о перенесенной миллиардершей подтяжке кожи на этой части тела.

Сравнивая все остальное блошино-маленькое тельце старушки с состоянием ее живота, невольно отмечаешь плачевное состояние облаченного в яркое бикини тела.

  • Гардероб знатной особы. Эта тема всю жизнь вызывала оживленные споры и пересуды в рядах поклонников и недоброжелателей знатной особы, практически как и ее страстная любовь к фламенко под испанскую гитару.

В своем преклонном возрасте и пышном статусе, она облачалась, словно престарелая ночная бабочка. Отвратительные розовые цветочки в седых волосах вызывают смутное ощущение не совсем нормального психического здоровья женщины.

Фото герцогини Альбы пестрят буйством аляповатых красок, чулок в сеточку, декольте и мини-платьями.

Герцогиня Каэтана Альба с гордостью оголяла уже далеко не соблазнительные коленочки. Оставляя по себе кучи сыплющегося песка, гордая и своенравная женщина шагала до последнего дня своей жизни.

Многие считают задорную старушенцию похожей на обезьянку из цирка, а другие считают ее настолько харизматичной, что ее не испортила даже “задница, натянутая ни лицо”. Мнения поклонников и врагов своенравной бабушки заметно разнятся.

Она прожила яркую и насыщенную жизнь и даже в столь преклонном возрасте не прекращала шалить, говоря гораздо более молодым знакомым, что собирается еще их всех похоронить. Яркая женщина с сердцем бунтарки, видом пугала и лицом квазимодо.

Видео: Свадебное фламенко от герцогини Альбы


Фрагмент картины "Маха одетая".

Испанская герцогиня Каэтана Альба, правнучка "самого кровавого человека Испании" - маршала Альба. Она прославилась своими балами и кутежами. Как утверждают, герцогиня позировала художнику Франциско Гойя для парных картин «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Эти произведения искусства были куплены Мануэлем Годоем, первым министром и фаворитом королевы Испании. Министр в тайне собирал коллекцию шедевров с обнаженными дамами.

В зале перед публикой картина «Обнаженная маха» была закрыта картиной с «Махой одетой». Когда министр был один, картина с "одетой махой" отъезжала в сторону при помощи специального механизма, так открывалась красота второго тайного шедевра с обнаженной фигурой.

Министр поплатился за свою страсть к искусству. Хотя уже наступил относительно толерантный XIX век. Гуманные испанские инквизиторы изымали аморальные шедевры, а коллекционеров и художников обычно ждало тюремное заключение и публичное унижение.


Маха обнаженная.

"Так лучезарно хороша, так непосредственна, так высокомерна, так капризна. То она вступала в разговор с уличными мальчишками о предстоящем бое быков, то вдруг высокомерно не замечала поклонов. То с вызывающим видом подчеркивала свои симпатии ко всему французскому, то держала себя как истая испанка, как самая настоящая маха" - описывает герцогиню Лион Фейхтвангер, биограф Гойи.

В общем, герцогиня была очень эмоциональной дамой, которая сама не любила скучать и другим не позволяла.
Наряжаться простой горожанкой и хулиганить было одним из любимых развлечений благородной особы.
Горожане всегда горячо обсуждали похождения герцогини, осуждая и восхищаясь одновременно. Она была королевой эпатажа своего времени.


Маха одетая.

Картины с голыми женщинами были изъяты у министра инквизиторами, а художнику Франциску Гойя предъявили обвинения в аморальном поведении. Благодаря влиятельным покровителям живописцу удалось избежать наказания.

"Франсиско Гойя написал портреты чуть ли не со всех ста девятнадцати испанских грандов. Он знал их грешки, их человеческие слабости, он держал себя с ними, как с равными" - пишет Фейхтвангер.


Мануэль Годой в молодости сразу понравился испанской королеве

Для министра-фаворита страшнее инквизиции был гнев королевы Марии Луизы, которая давно соперничала с герцогиней Альба. Однажды испанская королева отправила герцогиню в изгнание из Мадрида на три года.


Испанская королева Мария Луиза в молодости.

Народ Испании не любил королеву Марию Луизу и ненавидел ее фаворита Мануэля Годоя, а герцогиня Альба вызывала всеобщее народное восхищение. Когда тореадор посвящал бой с быком королеве – зрители молчали, когда бой посвящали герцогине Альба – зрители ликовали.

Романист Лион Фейхтвангер описывает противостояние герцогини и королевы, кто богаче и знатнее. Каэтане Альба народ прощал любой каприз.

"В общем, Каэтана де Альба вела не менее гордый и экстравагантный образ жизни, чем королева: у нее были такие же дорогостоящие причуды - и назвать ее много добродетельней королевы тоже было нельзя...

Большой смелостью было с ее стороны строить себе новый замок именно теперь, когда вся страна терпела из-за войны величайшие лишения. Ведь расточительность Марии-Антуанетты при постройке Трианона была одной из причин, приведших ее на плаху. Но донья Каэтана с самонадеянной улыбкой, как истая герцогиня Альба, подхватила забавы Марии-Антуанетты в тот самый момент, когда той пришлось их оставить. Многие, в том числе и Франсиско, не могли бы сказать, что она вызывает в них - восторг или ненависть. И всегда это было так: Мадрид злился на Каэтану, Мадрид смеялся над Каэтаной, Мадрид был влюблен в Каэтану".



Потасканный жизнью фаворит Мануэль Годой на портрете Франсиско Гойя


Королева Мария Луиза в одежде простой испанки. Портрет Франсиско Гойя

Каэтана Альба была 13-й герцогиней рода. Она также унаследовала несколько титулов от своих родственников. Полное имя герцогини звучит внушительно Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо.


Парадный портрет герцогини Каэтаны Альба (1795 год) работы Гойя.

В 12 лет родственники выдали Каэтану замуж за 14 летнего герцога де Толедо Медина-Сидония, который тоже принадлежал к роду Альба. Так родственники объединили две ветви семьи.

Семейные отношения супругов сложились гармонично, между ними было взаимопонимание и уважение. Сплетники говорили, что герцог и герцогиня изменяли друг другу и даже не жили вместе. В любом случае супруги соблюдали осторожность, чтобы не опозорить честь семьи и не унизить друг друга.

Герцог Толедо Альба скончался в возрасте 40 лет, супруги прожили вместе 26 лет.


Супруг Каэтаны - Герцог Альба на портрете работы Гойя.

Как утверждает легенда, художника и герцогиню связывал тайный многолетний роман. Работая над портретами герцогини Гойя писал другу: «Я порой так взволнован, что не могу сам себя переносить. С трудом я немного успокоюсь, чтобы опять взяться за работу».

После смерти герцога Гойя поселился в имении герцогини Альба, утешая ее от душевных страданий по покойному супругу. Герцогиня впустила художника в свою закрытую резиденцию, куда имели доступ лишь самые близкие люди.

"Новый замок был невелик; Каэтана пригласила только ближайших друзей и наиболее знатных грандов. Франсиско был горд и счастлив, что сопричислен к ним" пишет биограф.


Герцогиня Альба на портрете работы Гойя

На серьезные отношения художника Гойя и вдовы герцогини указывают две детали портрета: на пальцах дамы изображены кольца с именами "Гойя" и "Альба", и герцогиня указывает на надпись у своих ног "Solo Goya".

Предположительно «Маха обнаженная» была написана в 1800 году, после смерти герцога Альба. Герцогиня Альба ушла из жизни через два года после создания этого шедевра. Она умерла в 40 лет, как и ее покойный супруг.

Герцогиня Альба завещала свое состояние беднякам, а художнику Франсиско Гойя оставила в наследство свое простое кольцо.

Возможно, "Обнаженная маха" была написана после смерти герцогини специально по заказу министра - ценителя.



Молодой Франсиско Гойя

Потомки герцогини Альба не согласны с версией, что именно их благородная прабабушка изображена в таком непристойном виде "Обнаженная маха", но опровергнуть эту версию пока не удалось.


Другая герцогиня Каэтана Альба

В XX веке и наши дни прославилась другая Каэтана из рода Альба. Эта дама обладала самым большим количеством разных титулов в мире (7 титулов герцогини, 23 маркизы и 19 графини). В молодости она считалась одной из первых красавиц Испании, которой восхищались толпы поклонников.

Герцогиня XX века профессионально танцевала фламенко и каталась на горных лыжах.


Герцогиня Каэтана Альба в подвенечном платье (1948 год)

В 22 года герцогиня Альба вышла замуж за герцога Сотомайора, в браке у них родилось шестеро детей. Супруг скончался в 1972 году в возрасте 53 лет.


Второй брак Каэтаны Альба (1978 год)

Через шесть лет в 1978 году герцогиня вышла замуж за композитора Хесуса Агирре, директора департамента музыки Министерства культуры. Они прожили вместе 23 года, Агирре скончался в 2001 году.

Однако вдова, которой было 75 лет, не теряла надежду найти новое личное счастье. На вопросы прессы госпожа отвечала «Я еще буду хоронить вас всех!».


Третья свадьба герцогини (2011 год)

Новость об очередном бракосочетании 85-летней герцогини с Альфонсо Диеса (Альфонсо - это имя такое) в 2011 году обсуждал весь интернет.

Умная состоятельная дама перед свадьбой переписала все свое имущество на своих шестерых детей. Ее состояние оценивалось до 3,5 миллиарда евро.

К сожалению, долго наслаждаться семейной жизнью герцогине не удалось, она скончалась в 2014 году в возрасте 88 лет.

Такие судьбы двух ярких женщин-тезок из рода Альба, которые запомнились современникам, и их имя будут помнить потомки.

Фернандо Альварес де Толедо, герцог Альба, биография которого сообщает много интересных фактов о его жизни и деятельности, родился в 1507 году. Это был известный испанский генерал, а также популярный государственный деятель. Из-за своей жестокости получил прозвище "Железный герцог".

Детство и юность будущего кровавого герцога

Фернандо де Толеда появился на свет 29 октября 1508 года в одной из старейших и уважаемых дворянских семей Испании. Отец его умер, когда Альварес де Толедо был еще в малолетнем возрасте, далее его воспитанием занимался строгий дед. Он прилагал максимум усилий, чтобы вырастить из мальчика ярого католика, верного слугу царю и дисциплинированного солдата. В возрасте шестнадцати лет герцог Альба уже служит офицером в кампаниях императора Карла Пятого против французов.

С 1531 года Фернандо играл ведущую роль в операциях против турок. Более того, был произведен в генералы спустя два года и отличился во время осады Туниса в 1535 году. После защиты Перпиньян от французского нападения в 1542-м он был назначен Карлом Пятым военным советником при его преемнике Филиппе.

Наиболее известные даты сражений

Герцог Альба командовал кавалерией, которая в значительной степени способствовала императорской победе при Мюльберге в 1547 году. А спустя уже пять лет Фернандо Альварес взял на себя общее командование испанскими силами в Италии. Тем не менее, герцог не может предотвратить поражение имперских сил, как привело к отречению императора в 1556 году.

Филипп Второй, став королем Испании, назначил Фернандо де Толеда губернатором Милана, а также главнокомандующим военными силами Италии. Там герцог Альба ведет войну против папской армии Павла Четвертого, который являлся французским союзником, стоя во главе двенадцати тысяч испанских солдат. Избегая при этом прямого нападения на Рим, чтобы не было повторения 1527 года.

Хитрость Папы, или Полная победа Фернандо

Папа сделал вид, что призывает противников к перемирию, надеясь, что в это время подтянутся французские войска, но испанцы перехватили их и победили в битве при Сан-Квентине. А без поддержки ожидаемых армий папские войска были разбиты. Фернандо Альварес заставил Папу принять мир в 1557 году, что обеспечило испанское господство в Италии более чем на сто лет.

В этом же году между монархами Испании и Франции в городе Като-Камбрези было заключено перемирие. Пока длился этот договор, итальянский полуостров находился в длительном состоянии покоя. А следующий знаменательный этап в биографии известного Фернандо - поход герцога Альбы в 1567 году и его дальнейшее правление в Нидерландах, которое оставило глубокий след в истории в связи с жестокими и кровавыми событиями.

Кровавые деяния знаменитого герцога

В августе 1566 г. в Нидерландах произошло Иконоборческое восстание, в ходе которого был разграблен или вообще уничтожен ряд не только монастырей, но и церквей, а также католические статуи. Для решения возникших гражданских и религиозных вопросов король Филипп Второй отправил Фернандо во главе отборной армии в Нидерланды. Там герцог Альба, биография которого подробно останавливается на этом периоде, оставил о себе наиболее кровавые воспоминания.

Фернандо вступил на территорию Брюсселя 22 августа 1567 года и занял пост генерал-губернатора. И уже через несколько дней основал "Кровавый Совет", чтобы подавить ересь и бунт. Этот Совет работает с суровой строгостью. Даже двух наиболее важных и известных дворян страны, графов, глав фламандской знати, Эгмонта и Горна, арестовали и предали суду. Впоследствии они были казнены.

Новая система налогообложения

Также казням были подвергнуты более одной тысячи мужчин всех рангов, а многие бежали за границу в целях безопасности. Всех, кого осудили, казнили 5 июня 1568 года на Ратушной площади в Брюсселе. Герцог Альба, обладающий жестким характером, не был уверен во фламандской справедливости. Он воспринимал ее как симпатию к подсудимым. Поэтому Фернандо Альварес предпочитал казнь при многочисленных свидетелях.

Содержание войск во Фландрии повлекло за собой значительные экономические затраты. И кровавый герцог Альба решил ввести новый вид налогообложения в основанный преимущественно на испанской системе налогов в размере десяти процентов на каждой передаче товара. Многие провинции на тот момент выкупили свой путь по единовременным выплатам, в связи с этим началось глубокое беспокойство, что процветание стран Бенилюкса подрывается.

Отказ от выплаты налогов, или Мятежные восстания

Некоторые жители отказываются выплачивать "десятину", как прозвали этот налог, и начался бунт, быстро распространяющийся по всем Нидерландам. Принц Оранский по прозвищу Уильям Тихий обратился к гугенотам Франции, чтобы они предоставили необходимую поддержку, и стал поддерживать мятежников. Он вместе с войсками из Франции взял много территорий.

А осада Харлема характеризуется жестокими действиями с обеих сторон. Окончилась она сдачей города и потерей около двух тысяч человек. Благодаря длительным военным кампаниям и жестоким репрессиям повстанческих граждан, которые проводил герцог Альба, Нидерланды закрепили за ним прозвище "железный герцог".

Его репутация была использована в целях пропаганды среди мятежников и для дальнейшего воздействия на антииспанские настроения. Фернандо оставался популярен и в испанских войсках, где он, не колеблясь ни единой минуты, всегда мог безошибочно угадать настроение людей.

Возвращение в Испанию, или Последние годы жизни

Несмотря на продолжающиеся военные действия, ситуация в Нидерландах оказывается не в пользу Испании. После многочисленных репрессий, которые продолжались на протяжении пяти лет, около пяти тысяч казней и постоянных жалоб Филипп Второй решил облегчить ситуацию, разрешив Фернандо де Толеда вернуться в Испанию.

Герцог отплыл из Голландии, по-прежнему раздираемой восстаниями, 18 декабря 1573 года. По возвращении в Испанию Фернандо оказался в немилости у короля. Тем не менее, спустя семь лет Филипп Второй поручил завоевание Португалии именно ему.

Фернандо Альварес женился в 1527 году на своей кузине Марии Энрике де Толедо. От этого брака у него осталось четверо наследников: Гарсия, Фадрике, Диего и Беатрис. Есть также документальные сведения, что первый его ребенок был внебрачным, который появился на свет от дочери мельника.

Герцог Альба, фото которого, конечно, мало известно обычному человеку, но зато хорошо знакомо любому историку, изучающему биографии таких выдающихся личностей, умер в Лиссабоне 11 декабря 1582 года. Останки Фернандо перенесли в Альба-де-Тормес и похоронили в монастыре Сан-Леонардо.

Появление Альбы в Нидерландах

Испанский король Филипп II сразу после получения известий о волнениях в Нидерландах направил для подавления бунтовщиков карательный отряд. Командиром армии был назначен герцог Альба.

Замечание 1

Фернандо Альварес де Толедо и Пиментель – третий герцог из рода Альба. Годы жизни 1507-1582. Вошёл в историю как Великий герцог Альба. Прославился во время своего шестилетнего наместничества в Нидерландах (с 1567 по 1573 годы). Был направлен испанским королём для подавления революции в стране.

8 августа 1567 года Альба возглавил двенадцати тысячное войско из отборных испанских отрядов и перешёл границу Нидерландов. Через десять дней он уже вступил в Брюссель. Притихший город настороженно встретил посланца Испании. Многие покинули страну, возглавил эмигрантскую оппозицию принц Вильгельм Оранский. Правительница страны Маргарита Пармская понимала, что на этом её власть закончилась, вскоре она была отозвана из Нидерландов.

9 сентября Альба, заняв все стратегически важные крепости, нанёс сокрушительный и ужасающий всё население удар. Вожди национальной партии Нидерландов графы Эгмонт и Горн были арестованы.

Замечание 2

Ламораль Эгмонт – государственный деятель Нидерландов. Годы жизни 1522-1568. Выступал против разорения страны, надеясь, что Филипп II остановит грабёж Нидерландов. Оставался верен испанской короне и католицизму до своей казни герцогом Альбой.

Замечание 3

Филипп де Монморанси граф Горн – адмирал и член государственного совета Нидерландов. Годы жизни 1524-1568. Выступал за автономию страны, но был против вооружённого столкновению с Испанией. Казнён Альбой.

Герцог Альба превратился в единственного правителя Нидерландов с неограниченными полномочиями.

Политика герцога Альбы по усмирению бунтовщиков

Альба получил от испанского короля категоричные поручения:

  • сторонники мятежа должны быть казнены;
  • имущество еретиков передавалось в королевскую казну;
  • католическая вера поддерживалась всеми силами по всей строгости.

Диктатор Нидерландов для осуществления суда над бунтовщиками создал «Совет по делам о мятежах». Судилище о беспорядках начало действовать с сентября 1567 года. Народ метко назвал новый орган «Кровавым советом». За первые три месяца деятельности по приговору было казнено 1800 человек, за два года – 8000. Параллельное проведение конфискации имущества казнённых служило обогащением для испанской казны.

В 1567 году герцог Альба вынес на обсуждение Генеральным штатам проект закона о введении в государстве новой системы налог ообложения по образцу Испанской экономики. Эта система называлась алькабала.

Определение 1

Алькабала – налог на торговые операции в Испании и испанских колониях.

Алькабала состоял из трёх видов налогов:

  1. 1% налога со всего движимого и недвижимого имущества;
  2. 5% налога при продаже всего недвижимого имущества;
  3. 10% налога с каждой торговой операции с движимым товаром.

Испанский наместник не понимал, что такие налоги для Нидерландов и её экономике равносильно катастрофе. В реалиях страны товар попадал к покупателю через множество посредников. Генеральным штатам удалось убедить Альбу отложить введение алькабалы хотя бы до 1571 года. Пока же Нидерланды ежегодно поставляли в королевскую казну Испании платёж 2 миллиона флоринов. Однопроцентный налог дополнительно принёс Испании 3300 тысяч флоринов.

Итоги деятельности Герцога Альбы

Стремление Альбы навести порядок в Нидерландах и превратить их в послушных подданных короне закончилось неудачей. Жестокость наместника встретила сопротивление со стороны нидерландцев. Вместо наёмных отрядов по примеру принца Оранского местные жители объявили испанским войскам партизанскую войну. В лесах Фландрии и Гениегау обитали летучие отряды лесных гёзов. Морские просторы бороздили морские гёзы. Их действия были кратковременными, но результативными. Они убивали доносчиков и испанских солдат, католических священников и ненавистных чиновников.

В 1573 году герцог Альба был отозван королём обратно в Испанию. С наложенной на него миссией он не справился.

а глаза такие умные, добрые, печальные... (перевести бы ещё стишок под портретом)

Жил да был герцог Альба, слуга королю, отец солдатам. Много где воевал, много где прославился, но вряд ли представлял, каким его запомнят потомки после выполнения очередного королевского задания: собрать вещички и несколько терций, маршем пройти по Испанской Дороге и подавить протестантский мятеж. А всё потому, что сначала ты работаешь на имидж, а потом имидж работает на тебя.

Шаг первый: дистанцироваться от аристократов.

В то время, как офицерские должности в других европейских армиях были практически монополизированы аристократами, Альба в 1560-е — 1570-е наполнил свой генштаб идальго и простолюдинами. Люди вроде Хулиана Ромеро, Кристобаля де Мондрагона, Санчо де Лондоньо, Франсиско де Вальдеса и Санчо Давилы не могли писать «дон» перед своими именами, но заняли высокие должности благодаря тому, что эффективно действовали на поле боя. Герцог Альба, по натуре человек аскетичный и полностью сосредоточенный на любимом деле, требовал от них только высочайшего профессионализма и дисциплины, чему учил на собственном примере. Зато его противники получили возможность заявлять, что эти офицеры из низов по натуре не знакомы с рыцарской этикой, а потому склонны к неконтролируемой жестокости. Мол, что с них взять, с неблагородных, сама дурная кровь их толкает на насилие и грабежи. Короче, настоящий подарок для пропаганды. Никто особенно и не замечал, что грандов в армии Альбы всё равно было немало, поскольку при нём стало престижным даже служить в пехоте. Да и в Мадриде любителей шептать на ухо королю гадости про герцога его меритократия сильно прибавила.

Шаг второй: сражаться не красиво, а эффективно.

В отличие от многих столь же родовитых генералов своего времени, герцог Альба не гнушался лично вникать во все тонкости военного дела, вплоть до самых технических. Неслучайно, что это он был первым полководцем, который сделал мушкет стандартным оружием пехоты (в то время мушкет был существенно тяжелее аркебузы, требовал вилки-подпорки, но зато мог валить рыцарей как противотанковое ружьё — броневичок Ильича). Вместо одиночных снайперов Альба набрал мушкетёров вплоть до 8% от общей численности тогдашней терции (аркебузиров ещё 20%), чем привёл голландцев в состояние культурного шока. Другим коньком железного герцога были фортификации. Влезал во все подробности укреплений, изучал и применял на практике самые модные идеи. А вот сражаться в чистом поле терпеть не мог, предпочитая изматывать супостата хитроумными маневрами, изнуряющими стычками, частыми засадами и атаками нинзя-стайл под покровом ночи. Работало это даже лучше, чем тактика Квинта Фабия против пунийского слонолюба. Людей, которые считали такую тактику бесчестной, Альба посылал далеко и надолго, заявляя, что мятежники ничего лучше и не достойны. Более того, когда Вильгельм Нассау послал к нему герольдов с вызовом на битву и обещанием после обменяться пленниками, герцог не просто отказался, но ещё и вздёрнул гонцов высоко и скоро (ранее он честно предупреждал, что спам на его емайл никаких послов слать не надо, потому что с мятежниками ему говорить не о чем, кроме полной капитуляции, так что никакой неприкосновенности не будет). Естественно, подобная тактика легко ложится в канву дьявольски коварного злодея, который змеиной хитростью и подлостью побеждает отважных врагов, идущих в бой с развёрнутыми знамёнами и поднятыми забралами.

Шаг третий: соблюдать военное право при осадах.

Альба прославился как командующий, при котором в испанской армии дисциплина была действительно железной. Любое случайное проявление насилия против гражданских лиц немедленно пресекалось и каралось смертью. Зато неслучайного было хоть отбавляй. Педантично сделав вывод, что голландцы и им сочувствующие — не суверенная держава, а мятежники против короля, Альба с неизбежностью сделал вывод, что действующее военное право требует этот мятеж подавлять любыми приличествующими способами. Неутомимый герцог приступил к делу тщательно, отказавшись даже уводить армию на зимние квартиры. Методично он осаждал и брал один восставший оплот за другим, делая это так, чтобы другие знали цену бунту. Любой взятый город подвергался разграблению и резне, и в полном соответствии с существовавшей нормой спастись можно было только капитуляцией до момента начала осады. Как только Альба окружал город артиллерией, пощады можно было не ждать. Каждый должен был знать, что начало приготовлений к осаде — это уже точка невозврата. Исключение делалось только для тех городов, которые не восстали сами, а были захвачены войсками мятежников.

В сентябре 1572 года Фламандская Армия разграбила Валансьен и пощадила капитулировавший Монс. Три недели спустя Мехелен, покинутый гарнизоном на произвол судьбы, грабили трое суток, по сардоническому замечанию герцога, «чтобы солдаты немного освежились». То же случилось во взятом Зутфене, а в Наардене было уничтожено почти всё население, город сожгли, проломили стены и сравняли всё с землёй. После капитуляции Гарлема в июле 1573 года Альба приказал казнить большую часть гарнизона, в обмен на контрибуцию запретил солдатам разорять город и бесплатно помиловал большинство горожан в качестве бонуса.

Шаг четвёртый: привлекать мятежников к законной ответственности.

Никакие тогдашние нормы ведения войны не запрещали казнить мятежников, и Альба делал это с большим размахом, благо каждое столкновение с голландскими войсками кончалось повальным бегством и пленением восставших. За захват вражеского офицера живым или мёртвым полагались денежные награды. Пленных убивали не взирая на должность или положение, временно оставляли в живых только немногих с целью допроса.

В результате несколько важнейших стратегических крепостей сдались Альбе без всяких условий, и ещё много лет голландцы имели обычай сразу покидать места, которые вскоре должны были захватить испанцы. Проблема только была в том, что сопротивление мятежных городов и войск, которым не оставили пути к отступлению, становилось отчаянным, и оставив надежду сдаться они устраивали пафосный последний бой. Так что завоевание мятежных провинций в итоге не ускорилось, а сильно замедлилось.

Казнь трёх братьев Бронкхорст ван Батенбург в числе 18 дворян, казнённых за четыре дня до казни Эгмонта и Горна.

Война стала небывало жестокой, поскольку голландцы стали платить испанцам той же монетой и с процентами. Так, они не только казнили на месте, но в отличие от испанцев массово устраивали пытки или отдавали пленных на растерзание толпе. Взяв верные королю города, мятежники в свою очередь их грабили и разоряли. Они насильно загоняли к себе в армию крестьян и горожан любого возраста и пола, а это увеличивало жестокость испанцев к мирному населению. Принятые процедуры переговоров о капитуляции не соблюдались: пока объявившие о сдаче гарлемцы обсуждали условия, к ним подошли подкрепления, и переговоры были прерваны. Когда испанцы перебросили через их стены голову голландского офицера, в ответ им кинули семь испанских. Отдельной привычкой протестантов стало демонстративное осквернение религиозных изображений и пытки католических священников на глазах у осаждающих. Данные испанцам обещания ничего не стоили: после падения Гарлема были казнены те солдаты, которых уже однажды взяли в плен в Монсе, но отпустили под обещание не воевать против королевских армий. Ещё одним частым нарушением норм войны стали ложные переговоры, когда лже-парламентёры требовали встречи с полководцами только чтобы выстрелить в упор. После таких убийств взятый город без вариантов экстерминировали, что тоже играло на руку голландцам, создавая репутацию «диких боевых псов Испании».

Логично, что Альбу вовсю критиковали в Нидерландах, но интересно, что его действия ругали и в Испании, вплоть до отзыва его из Нидерландов в 1573 году и официального расследования, сломавшего карьеры многих его подчинённых. Учитывая, что дремучие в делах информационной войны испанцы верили на слово всему, что рассказывали обиженные мятежники про «безумное животное Альбу», сегодня уже не понятно, что из его грехов правда, а что байка. Суровый и несдержаный на язык герцог стал для пропаганды идеальным злодеем, а его имя — практически синонимом испанской жестокости. Примечательно, что его действия не только не отличались от общепринятого modus operandi, но и от того, как действовали его преемники во главе Фламандской армии. Зато дон Луис де Рекесенс и дон Хуан Австрийский в отличие от герцога не имели привычки постоянно во всеуслышание объявлять что-то типа «В этом городе нельзя щадить даже собак еретиков!», а потому за вежливостью и обещаниями быть помягче их эксцессы
замечали поменьше.

Возможно даже, после Альбы с мятежниками стали обращаться ещё жёстче, потому что дисциплина упала, и на неконтролируемое насилие стали смотреть сквозь пальцы и не наказывали за него. В конце концов, в ходе многомесячных осад солдаты терпели столько лишений, что удержать их от грабежа и резни во взятом городе было почти невозможно. При этом, в отличие от Альбы, уже не стали смотреть на то, восстал ли сам город, или был захвачен голландцами.