Смотреть что такое

Смотреть что такое "Зевс (мифология)" в других словарях. Незаконные браки зевса и дети от них

- (Ζεύς, Jupiter). Владыка неба, величайший из Олимпийских богов, сын Кроноса и Реи, брат Посейдона, Аида, Гестии, Деметры и Геры и супруг Геры. Он низверг с неба Кроноса и Титанов и приобрел верховную власть над богами и людьми. Он господствует на … Энциклопедия мифологии

- (греч. myphos сказание и logos рассказ) тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают: классическую М … Новейший философский словарь

У слова «Зевс» есть и другие значения: см. Зевс (значения). Зевс … Википедия

- (греч. mythología, от mýthos предание, сказание и lógos слово, рассказ, учение) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований мифов, и наука … Большая советская энциклопедия

- (от греч. mutos предание, сказание и logos слово, рассказ) 1) Фантастич. представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова вид устного нар. творчества. 3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им… … Советская историческая энциклопедия

Древнейшие элементы. Греческая мифология, как и греческая культура в целом, представляет собою сплав различных элементов. Эти элементы привносились постепенно, на протяжении более тысячи лет. Около 19 в. до н.э. первые известные нам носители… … Энциклопедия Кольера

Обычно боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В мифологических сказаниях сверхъестественное получает имя и образ, так что анонимное чудесное вмешательство становится богом, обладающим именем и играющим определенную роль … Энциклопедия Кольера

Зевс - (греч. Zeus) в греческой мифологии царь богов и людей, сын Реи и Крона. Лишив власти своего отца и богов старшего поколения титанов, З. поделился властью со своими братьями: над морем с Посейдоном, над подземным царством с Аидом, оставив себе… …

Мифология античная - совокупность представлений древ, греков и римлян о происхождении мира и обществ, устройства, а также воспоминаний о своем прошлом. Как одна из форм обществ, сознания, М. а. тесно связана с религией, ритуалом, фольклором, так что проведение… … Античный мир. Словарь-справочник.

Большей части западного мира классическая мифология знакома прежде всего в ее римских одеждах: Зевс это Юпитер, Гера Юнона, Афина Минерва, Крон Сатурн, Одиссей Улисс и т.д. Конечно, так было не всегда. Под слоем греческой культуры явственно… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • , Риордан Рик. Древнегреческая мифология, рассказанная самым известным героем современности - Перси Джексоном, лично знающим всех богов Олимпа. Оказывается, все было совсем не так, как мы привыкли считать.…
  • Греческие боги. Рассказы Перси Джексона , Риордан Рик. Древнегреческая мифология, рассказанная самым известным героем современности – Перси Джексоном, лично знающим всех богов Олимпа. Оказывается, все было совсем не так, как мы привыкли считать.…

По количеству богов древние греки не могут сравниться ни с одним народом нашей планеты. Жители Эллады практически на каждом шагу руководствовались советами какого-либо божества. Однако среди них самым главным был Зевс. Кто такой этот персонаж Это бог молний и грома, а также властитель всего мира.

Кем являлся Зевс, согласно древним мифам?

Главный из всех богов считался третьим сыном Реи и титана Кроноса (Гомер описывал его как старшего сына). Кроме того, он был братом Деметры, Аиды, Посейдона, Гестии и Геры. Атрибутами главного божества являлись двойной топор (лабрис) и щит. Иногда рядом с Зевсом изображали орла. А местопребыванием громовержца считался Олимп.

Что отождествлял собой бог грома и молний?

Итак, Зевс. Кто такой этот всемогущий властитель мира? Считалось, что он способен распределить зло и добро на всей земле. В некоторых мифах его ассоциируют с самой судьбой. В отдельных легендах главный напротив, выступает в качестве существа, которое находится во власти рока. Мифология наделяет Зевса способностью предвидеть будущее. При этом предначертания судьбы он возвещает посредством молний, грома, а также сновидений.

Считали, что построение общественного порядка - это прямая заслуга Зевса. Именно он, по их мнению, подарил законы людям и власть царям. Считалось, что главное божество следит за тем, чтобы неуклонно соблюдались все обычаи и традиции народа, а также сохранялись дом и семья.

Рождение

Зевс - кто такой этот главный бог? Это представитель третьего поколения божеств, которые свергли своих предшественников.

Пост главного божества дался Зевсу не так просто. Его отец, хитрый и коварный Кронос, больше всего боялся того, что власть над миром отнимут у него собственные дети. И он решил их уничтожить. Для этого Кронос стал глотать своих отпрысков живьем. Когда пришла очередь Зевса, Рея спрятала своего сына на острове Крит в одной из глубоких пещер. При этом мужу она дала обмотанный пеленками камень, который он и проглотил, приняв за младенца. Только после этого Кронос успокоился, считая, что больше никто не может угрожать его трону.

Детские годы

А тем времнем в пещере Крита потихоньку подрастал спрятанный Зевс. Мифология древней Греции отводит большую роль в его воспитании козе Амальтее и нимфе Мелиссе. Первая кормила божественного ребенка своим молоком. козы давал Зевсу все необходимое. Огромную заботу о младенце проявляла и нимфа Мелисса. Она обеспечивала его всем, в чем он мог нуждаться. Давала ему нимфа и питательный мед, способствующий быстрому росту. Согласно преданиям, верные стражники охраняли пещеру, в которой находился божественный отпрыск. Когда малыш плакал, они громко стучали в свои щиты копьями, чтобы Кронос ничего не услышал.

Битва Титанов

Прошли годы. Зевс подрос и возмужал. В конце концов события развернулись именно так, как и было обещано Кроносу. Сын сверг жестокого отца, заставив его вернуть всех проглоченных детей к жизни. Вшестером они одержали над тираном победу.

Наиболее могущественный Зевс начал царствовать на небе. Его брату Аиду досталось подземное царство, а Посейдону - морские просторы. При этом они решили, что управлять землей будут сообща.

Царство богов

Олимп и Зевс в мифологии Древней Греции - понятия неразделимые. На этой высокой горе могущественный властитель вершил судьбами людей и всего живого на земле, находясь в окружении беспрекословно подчинявшихся ему других богов.

Врата Олимпа были закрыты густым пышным облаком. Возле него находились богини Горы. В их обязанности входило убирать облако, пропуская золотые колесницы.
Царство Зевса отличалось тем, что в нем постоянно царило ласковое и теплое лето. На земле, напротив, грозы и проливные дожди были довольно частым явлением. Люди считали, что бог Греции Зевс сердится на них по каким-либо причинам. Поэтому и посылает в качестве наказания молнии и гром. Недаром в древнегреческих мифах и легендах главного властелина Олимпа называли тучегонителем и громовержцем.

Зевс в Олимпии проживал в роскошном дворце, у ворот которого непременно стояли два сосуда. В одном из них находились дары Добра, а в другом - Зла. Временами Зевс черпал содержимое этих сосудов, посылая его людям.

Особое место древнегреческие мифы отводили Мойрам. Несмотря на всесилие Зевса, именно эти три богини определяли судьбы и людей, и богов.

Период правления

Древнегреческая мифология называет людей и богов. Однако она говорит и о том, что власть его над богами Олимпа слаба, а судьбоносные пути зачастую ему неизвестны. По совету Урана-Неба и Геи-Земли Зевс проглотил Метиду - свою первую супругу. Этим он избежал рождения сына, который должен был стать сильнее отца.

Дочь Геи, Фемида, открыла Зевсу тайну: у Фетиды родится точно такой же сын. Тогда повелитель всех богов отказался от брака с ней и выдал богиню за героя Пелея.
И вот второй супругой Зевса стала Фемида - богиня справедливости. Их дочерьми являются Оры. Благодаря им в жизни людей и богов существует порядок и размеренность.

Третьей законной супругой Зевса является Гера. Но на самом деле именно эта богиня, которая покровительствует брачным узам, стала первой женой по своему значению.
Правление Зевса заметно меняет мир всех олимпийцев. Благодаря дочкам главного божества от Эвриномы - Харитам - в жизнь вносится изящество, радость и веселье. От Мнемосины у Зевса рождается девять Муз. Этот факт предопределяет то, что громовержца в греческой мифологии именуют источником, вдохновляющим служителей науки и искусства.

Вот так постепенно Зевс преобразует весь мир. Он порождает богов, которые привносят в жизнь людей порядок и закон, и науку, искусство и т. д.

Значение Зевса в мифологии Древней Греции огромно. Главное олимпийское божество в дошедших до нас текстах отождествляется с покровителем городской жизни и общности людей, а также выступает защитником обиженных.

Олимпийские игры

Отвечая на вопрос: "Зевс - кто такой?", невозможно не упомянуть об Олимпийских играх. Ведь именно он является основоположником этого зрелища, он зажег первый Олимпийский огонь, и именно в его честь с 776 г. до нашей эры начали проводиться соревнования, на которых древнегреческие мужи демонстрировали свою силу, ловкость и красоту. Значение этих игр для людей было так велико, что на период их проведения прекращались войны. Города-государства, которые участвовали в боевых действиях, заключали временное перемирие.

Будущий отец Зевса Крон, или иначе - Кронос, в детстве был трудным ребёнком. Начал он с того, что оскопил серпом собственного папашу Урана. Правда, сделал он это по наущению матушки своей Геи, измученной неуёмной плодовитостью супруга. Столь радикальная мера возымела действие, и с тех пор титаны, к которым принадлежал и Крон, стали полновластными хозяевами космоса.

Трудные дети

Надо заметить, что с потомством Урану вообще не везло. Вначале от его брака с Геей рождались ужасные чудовища, приводившие в трепет своих родителей. Среди них были такие монстры, как сторукие и пятидесятиголовые гекатонхейры и одноглазые великаны - циклопы. О тех и других речь пойдёт далее, они ещё покажут, на что способны. Уран до такой степени устрашился их всевозрастающей силы и мощи, что счёл за благо связать своих детей и бросить в Тартар. Далее дела пошли ещё хуже. На свет появились семь сестёр-титанид и шесть братьев-титанов, среди которых младшим был будущий отец Зевса и Аида — Крон.

Несчастная Гея, проливавшая слёзы о своих сторуких детях, томящихся под землёй, задумала отомстить Урану и с этой целью подготовила восстание титанов и титанид. Они, следуя воле своей матери, коварно напали на отца. Исключение составил лишь один из них, по имени Океан. Особая же роль была отведена Крону. Ему Гея вручила серп, сделанный из какого-то особо прочного материала (возможно, даже из алмаза), и он им лишил папашу дальнейших возможностей производить потомство. Кстати, историки утверждают, что это вполне соответствовало нравам древнего мира — было принято отсекать гениталии врагов и сохранять их в качестве трофея. Выполнив поручение матери, Крон воцарился в мире.

Благодатные времена Эллады

По свидетельству первого исторически достоверного поэта Древней Греции Гесиода, период, когда будущий отец Зевса владычествовал в мире, был счастливейшей порой, подобной которой не знала вся мифологическая история. По его словам, люди были подобны богам и не ведали ни горя, ни печали, ни повседневных трудов. Так как работать не приходилось, а занять себя чем-то все же хотелось, то сыны Древней Эллады разделились на поэтов, художников и скульпторов. Таким образом, благодатная эпоха подарила человечеству бесчисленные шедевры искусства.

Пожиратель собственных детей

Заняв место на троне, будущий отец бога Зевса Крон задумался о наследниках своей власти и женился. В супруги он взял родную сестру — титаниду Рею, но счастливым этот брак едва ли можно назвать, и совсем не потому, что он был кровнородственным — в мифологии это обыденное дело. Его матушка Гея — мудрая и прозорливая женщина — предупредила, что один из его будущих сыновей поступит с ним так же, как он поступил со своим отцом Ураном: если и не оскопит, то уж непременно лишит власти. Ничего страшнее для Крона быть не могло, и он крепко задумался, как помочь горю.

Возможно, современный правитель избрал бы иной путь, но у древних богов были свои понятия относительно того, что корректно, а что нет. Крон не стал долго размышлять, а просто пожирал всех младенцев, которых в изобилии производила на свет Рея. «О времена, о нравы!» — так воскликнет через много веков римский философ Цицерон. Но что Крону до каких-то там римлян, главное — прочность государственной власти, а для её достижения все пути хороши.

Отец Зевса обманут собственной женой

Но так мог рассуждать только мужчина, к тому же ослеплённый блеском славы. Его жена совсем не одобряла подобные взгляды и однажды, разрешившись в очередной раз от бремени, вздумала спасти своё чадо. Она подсунула Крону вместо очередной жертвы камень, обёрнутый пелёнками. То ли страх, порождённый предсказанием матери, оказался настолько велик, то ли владыка мира был уж очень неразборчив в пище, но только проглотил он этот булыжник, как сладкую булочку, и успокоился.

Тем временем Рея, внутренне торжествуя, спрятала своего младенца в пещере на острове Крите, где и взрастила его, вопреки всем коварствам мужа. Сына она нарекла Зевсом и поручила его охрану куретам — страшным, демоническим, но вполне одомашненным существам. Гесиод, уже упомянутый в рассказе, повествует о том, что они своим рёвом заглушали крик и плач младенца, что помогло сохранить в тайне место, где он был спрятан. Под их неусыпной опекой юный Зевс вырос могучим, прекрасным и на редкость умным. Сказались, видимо, наследственность и воспитание.

Хитрость жены молодого Зевса

Достигнув подобающего возраста, юноша женился на красавице Метиде. Надо сказать, что его избранница была от рождения склонна ко всякого рода интригам и очень желала помочь мужу достигнуть высшей власти. В это время Кронос — отец Зевса — правил, ничего не подозревая, и был абсолютно уверен в полной своей безопасности. Вот этим его заблуждением и воспользовалась Метида.

Она раздобыла чудодейственный напиток, которым Зевс тайно опоил своего папашу. Это не был банальный яд, это было нечто исключительное. Отведав его, кровожадный отец Зевса вдруг почувствовал тошноту и, к великой радости окружающих, изрыгнул из себя всех своих прежних детей, проглоченных им за все время супружества. Надо ли говорить, что они были живы, здоровы и полны сил... История сохранила их имена: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

Десятилетняя война

Освобождённые таким чудесным образом братья и сёстры под предводительством Зевса объявили войну титанам — своим родственникам, рожденным Геей и Ураном до того, как последний был оскоплён. Поскольку отец Зевса, Крон, был их младшим братом, то следовательно, сами они приходились спасённым бунтарям дядями и тётями. Их было шесть титанов и шесть титанид. Война с ними продолжалась десять лет и шла с переменным успехом.

У Зевса было тайное оружие — циклопы, которых он по случаю войны вывел из мрачных глубин Тартара. Эти свирепые одноглазые существа бились с яростью и отчаянием, но не смогли одолеть тех, кого отец Зевса выставил против них. Свидетели этой битвы рассказывают о страшных молниях, сыпавшихся с неба на титанов, и о раскатах грома сотрясавших землю, но всё было тщетно. И вот тут наступил долгожданный перелом в ходе битвы.

Когда титаны уже готовы были праздновать победу, из недр земных вдруг появились сторукие существа гекатонхейры, которых Зевс берёг там на самый крайний случай. Кроме ста рук, у каждого из них было ещё по пятьдесят голов. Эти чудовища поднимали в воздух целые скалы и бросали их в своих противников, когда те приближались на достаточное расстояние. Античные авторы не скупятся на описание ужаса, которое их появление произвело среди войска незадачливого папаши Крона. Вмешательство этих существ решило исход дела — враг был разбит, и справедливость восторжествовала.

Поэзия Древней Греции

В наши дни отдельные скептики, не склонные доверять свидетельствам Гесиода, Гомера и прочих поэтов, описавших в своих произведениях события той эпохи, видят в этой десятилетней войне лишь отображение природных катаклизмов, некогда бушевавших на планете. Не будем их разубеждать — они лишены способности наслаждаться игрой поэтической фантазии. Думается, что и сами античные авторы не претендовали на документальность изложенного ими, но своими поэмами они заставили сладостно замирать сердца многих поколений людей.

Торжество победителей

Но вернёмся к подножию Олимпа, где ещё недавно все горело и содрогалось, охваченное безумным сражением. Там воцарился долгожданный мир. Титаны, поражённые ужасом при виде сторуких существ, дрогнули и бежали, но вскоре их, скованных цепями, сбросили в глубину земных недр. Бог-титан, отец Зевса, разделил общую участь и стал пленником Тартара. Пришёл конец господству диких и безличных космических сил. Их сменили человекоподобные божества - олимпийцы.

Как следует из целого ряда источников, отец Зевса, Посейдона и Аида — старик Крон — был прощён, примирился со своими детьми и отправился царствовать за Океан — так называлась величайшая из рек древнего мира, отделявшая царство живых от мира теней. Он показал там себя как мудрый и великодушный властитель, отчего время его правления принято считать счастливым и благодатным. Уходя в царство мёртвых, легкомысленный отец Посейдона и Зевса оставил после себя, кроме законных детей, ещё и тех, что были плодом его минутных увлечений. Наиболее известен из них Хирон — мудрый кентавр, рождённый от молодой нимфы Филиры.

Бессмертное время

Надо заметить, что по созвучию имён в общепринятой этимологии имя Кронос часто отождествляется с наименованием бога времени — Хроносом. Многие исследователи усматривают символику смены поколений в появлявшихся на свет и пожираемых Кроном детях. Это послужило причиной того, что в мифологии древних римлян отец Зевса Крон получил новое воплощение в образе Сатурна, символизировавшего собой неумолимость и быстротечность времени.

Ему посвящались торжества, на которых слуги и господа менялись ролями, как бы иллюстрируя тем непостоянство и изменчивость века. В целом же подобные праздники носили характер весёлых карнавальных действий. Как звали отца Зевса древние греки ― Крон или Кронос, сейчас уже трудно сказать, но в современном языке бытуют слова, в корнях которых сохранилось его имя, например: хронометр, хронология, хронометраж и так далее. Все они так или иначе связаны с понятием «время». Именно в них титан, отец Зевса, обрёл своё истинное бессмертие.

Древние греки любили воевать и считали битву делом сложным, в связи с этим у них были разные боги, отвечающие за нее. Правда, они придумывали для каждого вида войны (наступательной, оборонительной, справедливой, несправедливой) специального бога. Но над боевыми действиями, ведущимися с умом и заканчивающимися победой, властвовала Афина, а слепой, яростной битвой с непонятным исходом руководил сын Зевса - Арес.

Вступление

Этот бог властвовал над кровожадной войной, охваченной яростью, где люди убивали друг друга на поле брани с особенной жестокостью. Сын Зевса и Геры обожал сам процесс и само действие, его не интересовали причины и финал сражения. Радость Аресу приносили крики воинов, звуки оружия, а истинное наслаждение он получал как от отваги бойцов, так и от их гибели. Все эти его характеристики не вызывали положительных эмоций ни у людей, ни у других богов. Он - нелюбимый сын Зевса, которого тот хотел скинуть в Тартар, но не смог из-за семейных уз.

Увы, но факты, рассказывающие об Аресе, характеризуются обрывочностью и противоречивостью. Для большинства историков и других ученых сын Зевса не представлял особого интереса, так как древние греки не были склонны почитать этого бога, они его просто боялись. А вот поэты Древней Греции воспевали Ареса в своих поэмах и одах. В представленной статье мы постараемся собрать целостный образ сильного и агрессивного бога войны.

Кто он - этот Арес?

Сын Зевса олицетворяет яростную воинственность, первородную дикость и свирепую жестокость. К атрибутике Ареса принадлежит огненный факел, а такое оружие, как копье или животные (пес или коршун). На Олимпийской горе время от времени происходил совет двенадцати богов, а сын Зевса, Арес, был третьим в нем.

Детские годы бога

Арес имел мало сходства с другими жителями Олимпа, отличающимися мудростью и рассудительностью. Происхождение бога было окутано тайной и спорами. Считали, что сын Зевса и Геры родился во Фракии, где преобладал суровый климат, и жили суровые люди. Детство он провел в этой стране. Молодой Арес был не так красив и обворожителен, как Аполлон. Сын Зевса обладал своей особенной красотой. Темные волосы, светлая кожа, горящий взгляд, правильный овал лица - все это создавало образ суровости и невозмутимости.

Характер Ареса

Сын бога (Зевса) ухаживал за своей внешностью, изысканно одевался в элегантные наряды. Капризный любимчик Геры не знал отказа, ему позволялось все или почти все. Такое неправильное материнское воспитание повлияло на то, что проявились в полном объеме.

Хвастовство, агрессивность, авторитаризм, грубость, невоздержанность, жестокость к человеческим слабостям и беззащитности, страх боли - всеми этими качествами обладал нелюбимый сын Зевса. Можно провести аналогию этого бога со злющим псом, у которого шерсть вздымается дыбом, есть страшный оскал, громкий лай и который готов моментально загрызть жертву, но как только почувствует отпор, сразу поджимает хвост и убегает.

История постыдного бегства Ареса

В качестве жертв самый нелюбимый сын Зевса предпочитал птиц. Когда он был ребенком, то подстерегал орла отца или павлина матери, аполлоновского ворона, совушку Афины или голубя Афродиты и хотел при помощи рогатки подстрелить птицу. И придумали наказание для Ареса другие сыновья Зевса. Имена Аполлона, Диониса и Гефеста заставляли гордиться верховного бога.

Аполлон предложил молодому Аресу пари, что тот не сможет вылезти на западный склон горы Олимп и разбить хотя бы одно яйцо гнездившихся там чаек. Воинственный бог принял пари, поскольку склон, по его мнению, не был очень крутым и сложным для подъема, а чайки казались милыми и совсем неагрессивными. Арес быстро вскарабкался на вершину, но милые и спокойные чайки не были настолько беззащитными. Услышав крик одной птицы, яйцо которой было похищено Аресом, вся стая слетелась вокруг молодого бога. Чайки пронзительно кричали и забрасывали похитителя белым негустым пометом. Арес задыхался от вонючего запаха, ослепленный маханием тысяч птичьих крыльев. Он ничего не мог поделать, и поэтому побег был хоть и постыдным, но единственным вариантом. Аполлон же сопровождал побег колкими насмешками.

Зевс не мог ничего придумать, что же делать с таким сыном-хулиганом, который не обладал какими-то талантами и вовсе не желал учиться. Мать мальчика вступилась за своего любимого сына и выпросила у правителя Олимпа должность министра военных дел, ведь ее сын был идеальным кандидатом. Так Арес (сын Зевса) стал богом войны, рассекающим пространство на блестящей колеснице с парочкой великолепных лошадей, которые дышали огнем.

Зрелость воинственного бога

Свирепый Арес радуется только тогда, когда на поле битвы процветает жестокость. Поговаривают, что он в сверкающих одеждах и с огромным щитом с большой неистовостью носится в самой гуще сражения, где воздух наполнен криками, стонами, грохотом оружия.

На поле брани бога войны сопровождают Деймос и Фобос. Это два сына Ареса. Деймос олицетворяет ужас, а Фобос - страх. Также в свите этого бога можно заметить Эриду (богиню раздора) и Энио (богиню, которая сеет убийства). Вот летает среди воинов такая братия, они падают, гибнут, а бог войны ликует и радуется. Экстаз Арес получает, когда задетый его оружием воин погибает, а из раны на землю течет кровь. Страх, ужас, отвращение - все эти эмоции вызывал бог у древних греков.

Страшной была ненависть Ареса к богине мира - Эйрене. А вот дружба с Эридой тоже не была гладкой, ведь он отвергал ту часть богини, которая почиталась людьми как сила, заставляющая соревноваться в мирном труде. Даже сын Зевса и Леды, Полидевк, поддавался влиянию Ареса на поле брани. Боги любили наблюдать за жизнью смертных, за битвами, и когда им было скучно, сами могли организовывать причины для войн. Некоторые из них даже спускались с Олимпа, чтобы помочь своим любимчикам. Но для Ареса война была главным смыслом жизни, он не задумывался о ее причинах, о том, справедливая она или не очень. Вид крови делал бога безумным, и он начинал убивать бойцов с обеих сторон, не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Бывало, что Арес, спрятавшись в толпе воинов, издавал страшный вопль, как будто это кричали несколько тысяч человек. Этот вопль производил неизгладимое впечатление на бойцов, и они с огромной яростью начинали убивать всех подряд, независимо от пола и возраста. Воины не учитывали даже ценность жизни людей из вражеской стороны, которые могли стать рабами. Даже животные не получали пощады. Воины просто-напросто превращались в убийц.

Следует ли удивляться, что древние греки считали виноватым бога Ареса во всех своих бедах и несчастьях? Тогда им пришло решение. Они хотели избавиться от кровожадного бога, чтобы в мире смертных наконец-то наступили счастье и покой. Но обычным людям было не под силу справиться с божеством. Помочь согласились великаны Эфиальтес и Отос. Они пленили Ареса и посадили в медную тюрьму. В течение тринадцати месяцев был кровожадный бог в заточении в страшных цепях и, вероятно, мог там погибнуть, но мачеха великанов, Эрибея, дала весточку Гермесу, а тот освободил полумертвого Ареса. Все это время на земле были мир и покой. Тринадцать месяцев были самыми счастливыми и плодотворными для смертных.

Не меньше, чем опустошенные люди, Ареса ненавидела Афина Паллада. Богиня помогала греческим героям, например, ее внимания удостоился Персей - сын Зевса и Данаи. Она олицетворяла войну честную и справедливую, была мастерицей и искусно владела военным делом, ведь дважды побеждала Ареса в схватке.
Древнегреческий герой Геракл - сын Зевса - также боролся с богом войны, и тот в страхе убежал к небожителям.

Война и любовь - Арес и Афродита

Прекрасная Афродита была женой хромающего бога-кузнеца - Гефеста. Но четверых детей (Фобоса, Деймоса, Гармонию, Эроса) она родила от Ареса, страстного, драчливого и неистового бога. Гремуча смесь, которая вряд ли принесет что-то хорошее, - безумная любовь и безумная война.

Скрытный и трудолюбивый Гефест и не подозревал об измене Афродиты. Но однажды влюбленная пара задержалась в постели и встретила вместе появление солнца (Гелиоса), который и поведал об измене кузнецу. Обиженный и злой Гефест выковал в своей кузнице странную вещицу - тончайшую и одновременно очень прочную паутину, которую прикрепил к семейному ложу. Когда довольная Афродита вернулась домой, муж известил ее о своем путешествии на остров Лемнос. Жена не захотела ехать с ним, и как только Гефест покинул порог, она позвала к себе Ареса, появившегося очень быстро в чертогах Афродиты.

Влюбленные наслаждались друг другом целую ночь, а наутро увидели, что ложе и они сами находятся под тончайшей паутиной. Голых и беспомощных их застукал Гефест, подстроивший все это. Он позвал всех богов, чтобы показать предательство Афродиты и Ареса. Богини остались у себя дома, а боги решили посмотреть на такое действо. Бог-кузнец поставил ультиматум Зевсу (ее отцу), чтобы тот вернул все свадебные дары, и только тогда он отпустит жену. Многие боги - и Аполлон, и Гермес - хотели бы оказаться на месте Ареса даже в такой паутине, но рядом с Афродитой. Вот такую беседу вели сыновья Зевса, имена которых были упомянуты. Но верховного бога разозлили такие разговоры, он отказался возвращать свадебные дары Гефеста и сказал, что вмешиваться в семейный конфликт нехорошо. Еще присутствующий при этой демонстрации, Посейдон, увидев обнаженное тело Афродиты, сию минуту влюбился в обворожительную богиню и воспылал острой завистью к Аресу. Морской бог притворился, что сочувствует Гефесту и предложил помощь. Он утверждал, что сделает все для того, чтобы Арес заплатил за свою свободу цену не меньшую, чем свадебные дары Гефеста. В случае если бог войны этого не сделает, то Посейдон сам отдаст требуемую сумму и женится на прекрасной богине.

После освобождения пленников Арес даже не подумал возвращать долг, ведь если не платит верховный бог, то почему он должен это делать. Гефесту выкуп никто не заплатил, но он не сильно расстроился, поскольку любил свою жену и никуда не хотел ее отпускать, тем более разводиться.

После этого приключения Арес вернулся на свою родину, а Афродита поселилась на Кипре, там она стала опять девственной после купания в море. Описанная ситуация никак не повлияла на богиню, ведь она и дальше чувствовала сильное страстное влечение к воинственному богу и всегда защищала его, из-за чего Афина постоянно подшучивала и издевалась над Афродитой. Арес испытывал также безумную ревность и любовь.

Ревность Ареса

В мифах древних греков описывается одна история, когда ветреная Афродита влюбилась в чудного юношу Адониса. Также он приглянулся и Персефоне, жене подземного покровителя - Аида. Спор двух богинь должен был решить Зевс, но он отказался вершить такой непристойный суд и перепоручил дело музам. Те решили, что два сезона в году Адонис будет жить с Афродитой, один сезон - с Персефоной, а один - как сам захочет. Но неглупая всеми правдами и неправдами убедила Адониса проводить сезон, предназначенный для самого юноши, с ней. Таким образом, больше времени молодой любовник проводил с Афродитой. Получается, решения суда муз та не придерживалась. Персефона, узнав об этом, пришла в негодование и отправилась на беседу к Аресу. Она рассказала о любовных интрижках Афродиты богу войны. Ослепленный ревностью, Арес превратился в дикого вепря и убил Адониса во время охоты прямо на глазах у богини любви. Вот в этом и был весь Арес! Сын Зевса и Каллисто тоже почувствовал на себе гнев бога войны.

Дети воинственного бога

Арес стал отцом четырех отпрысков, матерью которых была Афродита. постоянно были с отцом на поле битвы, в гуще сражения. Дочка Гармония была чем-то похожа на мать и приносила людям счастья даже больше, чем богиня любви. Сын Эрос имел папин характер и занимался маминой специализацией по части разжигания любви. Этот мальчик с блестящими крылышками, золотым луком и стрелами отличался шаловливостью, коварством и иногда даже жестокостью. Был легким, как летний ветерок. Никто не мог укрыться от его стрел любви. Эрос очень ловкий и не уступает в искусстве стрельбы самому богу Аполлону. Стрелы милого мальчика несут людям не только любовь и радость, но часто и страдания, возможно, даже гибель. После рождения Зевс хотел умертвить малыша, зная о тех бедах и горестях, которые Эрос принесет богам и людям.

Мать Афродита не дала в обиду сына и спрятала его в дремучем лесу, где его воспитали львицы. И остался Эрос целым и невредимым. Летает теперь он по свету и приносит мир и любовь, и горе, и добро, и зло, покоряя своими стрелами и совсем юных, и даже стариков. Сын Афродиты и Ареса активизирует силу, которая влечет друг к другу людей, богов или богов к людям. Это уже не столь важно.

К отпрыскам Ареса историки относят богиню кровавой мести Эринию и ужасного дракона. С ним в поединке сошелся Кадм, сестру которого похитили. Он и еще несколько юношей собрались на поиски. В дороге они потеряли друг друга, а Кадм попал в Дельфы, где оракул посоветовал ему следовать за коровой и там, где она остановится, построить город. Имея только несколько слуг, он не смог осуществить это предсказание. Но потом стало еще хуже, ведь из пещеры вылез дракон и съел всех слуг.

Увидев все это, юноша начал непосильное сражение с драконом и благодаря неимоверным усилиям одержал победу над ним. Лежа на траве, без всяких сил, Кадм услышал властный голос женщины. Он помог юноше встать и вырвать зубы дракона, которыми потом Кадм усеял поле. Из зубов выросли воины, которые сражались друг с другом, некоторые из них погибли, а с теми, что остались, юноша заложил город. Назван он был в честь героя - Кадмея.

После того как Кадм убил дракона, он должен был стать слугой кровожадного бога Ареса на много лет. По завершении службы юноша женился на дочери Ареса и богини любви Афродиты - Гармонии.

Заключение

В представленной статье была сделана попытка собрать целостный образ воинственного Рожденный в суровой Фракии, он был свирепым и жестоким. Это любимый сын матери Геры, но ненавистный для собственного отца. Арес нагонял страх на смертных людей и вызывал отвращение у бессмертных богов. Смыслом жизни этого бога была война, сам ее процесс, битвы и сражения, вопли воинов, лязг оружия, крики жертв. Но перед большей силой Арес уступал и уходил прочь, хотя, конечно, ему совсем такое не нравилось.

Еще одной стихией, в которую Арес погружался полностью, была любовь к неимоверно красивой и женственной богине Афродите. Ревность к ней испепеляла бога, и он, плененный этим неистовым чувством, сметал все на своем пути. Ярость, коварство, жестокость - качества кровожадного Ареса, который не остановится ни перед чем. Кровь и гибель больше всего привлекают бога войны.

Всех сыновей Зевса перечислить просто невозможно, это не в силах сделать даже историки. Назовем имена самых известных из них. Это Аммон, Геракл, Дардан, Додон, Карий, Локр, Мелитей, Персей, Тантал, Эпаф и др.

Все античные источники единодушны, называя гору Олимп, расположенную на границе между Македонией и Фессалией, обиталищем богов древнегреческого пантеона. На этой вершине, ставшей символом конклава небожителей, олимпийцы величаво правили миром, оставаясь, тем не менее, неравнодушными к человеческим страстям и историям и иногда принимая в земных страстях ту или иную сторону. Пристрастия и даже капризы богов были исходным пунктом многих мифологических сказаний.

Зевс , сын Реи и Кроноса, вскормленный молоком козы Амалфеи под защитой нимф и коривантов, разгромив гигантов и титанов, завоевал абсолютное господство не только над людьми, но и над бессмертными. Он величаво восседал на троне со своими атрибутами: молнией - олицетворением и света, и разрушения; скипетром - символом монархии; орлом - вестником; эгидой - шкурой Амалфеи, служившей нерушимой защитой. Зевсу было подвластно все происходящее на небесах, в природе, в человеческом обществе. Он распределял на Земле добро и зло, ему открывалось будущее. Весь общественный порядок был установлен им, царем и отцом богов и людей. От союза Зевса с Герой , его сестрой и женой, родились Арес, бог войны; Геба, божество юности; Илифия, богиня деторождения, способная размножаться без участия мужского начала.

Кроме того, Зевс вступал в бесчисленные любовные союзы со многими женщинами, как небожительницами, так и смертными. От этих связей на свет появлялись другие боги, полубоги и блестящие герои Эллады.

Одной из страстно любимых богинь Зевса была Метида , богиня мудрости, его первая жена. После нескольких безуспешных попыток отвергнуть домогательства Зевса, Метида согласилась стать его супругой: в результате брачного союза произошло зачатие Афины. Однако Зевс, опасаясь, что Метида родит ему ребенка, который будет сильнее его (об этом ему напророчила Гея - Земля), проглотил свою жену, а уже затем, из собственной головы породил Афину.

Тем временем новая супруга, Гера, возревновавшая к внебрачным похождениям Зевса и к его способностям родить без участия женщины, произвела на свет, без мужского начала, сына Гефеста - божество огня. Когда наступило время родов Афины , именно ее сводный брат Гефест раскроил голову Зевса своим огромным молотом. Так родилась, в полном вооружении, одна из самых почитаемых греческих богинь.

Не менее знаменит в мифологии союз между Зевсом и Лето , от которого произошел Аполлон, божество света, и Артемида, божество охоты. И в эту любовную историю вмешалась ревнивая Гера, из-за которой беременной Лето пришлось долго скитаться по Земле.

Гера запретила любому месту на суше и на море принимать гонимую богиню. Только маленький скалистый остров Делос в центре Эгейского моря, трудно доступный из-за сильных подводных течений и поэтому считавшийся плавучим островом, дал приют Лето. Именно здесь, не на суше и не на воде, Лето и родила Аполлона и Артемиду . В знак благодарности Делос получил от гонимой богини четыре колонны - опоры, навсегда остановившие его плавание. Со временем на Делосе возник самый главный в античном мире храм, посвященный Аполлону.

Диона , дочь Урана (по другой версии - Океана) принесла Зевсу Афродиту , богиню любви.

От союза с другой своей сестрой Деметрой , богиней плодородия и земледелия, Зевс произвел на свет Персефону , будущую богиню подземного мира и супругу Аида.

С Зевсом сочеталась браком и Фемида , богиня справедливости и вечного порядка - в хронологическом порядке она стала его второй женой. Кроме того, Фемида играла роль советницы Громовержца: по ее предложению во время Гигантомахии Зевс прикрылся эгидой.

Фемида принесла олимпийскому властелину многочисленное потомство, в том числе - три Оры , богини, ведавшие сменой времен года и порядком в природе, а также три Мойры , богини человеческой судьбы, носители неизбежных ситуаций - самой жизни, удачи, счастья. Считалось, что у каждого человека была своя "мойра" (участь), с которой связывалась его планида. Мойр представляли в виде женщин, прявших нить человеческой жизни: одна из них начинала прясть, другая проводила нить через все превратности судьбы, а третья, перерезая ее, обрывала в фатальный час земной путь.

В течение девяти последовательных ночей в приятном краю Пиерия во Фракии Зевс совокуплялся с богиней памяти Мнемозиной . В результате через год молодая титанида, дочь Урана и Геи, произвела на свет девять дочерей Муз .

Три Хариты (в римском варианте - Грации) родились в результате брака Зевса с титанидой Евриномой , нижняя половина тела которой была рыбьей, как у наших русалок.

Хариты , вначале божества плодородия, позднее стали богинями красоты, радости и олицетворением женских прелестей. Они жили вместе с музами на горе Олимп, соединяясь вместе с ними в чарующем хоре. В искусстве их часто изображали прекрасными обнаженными девушками, касающимися друг друга руками (две боковые фигуры обычно смотрят в одном направлении, а центральная - в противоположном). Хариты, кроме того, заведовали умственным и художественным творчеством. В поздней античности их культ был вытеснен культом Афродиты.

Зевс покорял небожительниц, пользуясь своими несомненными чарами, но иногда, в более трудных случаях, прибегал к непререкаемому авторитету владыки Олимпа. Его успехи среди земных женщин, которые привлекали его не меньше, чем богини, нередко требовали разного рода метаморфоз .

Так, например, своей красотой пленила Зевса супруга спартанского царя Тиндарея, Леда .

К ней Зевс явился в образе скромного лебедя. От соития с властителем Олимпа Леда снесла яйцо, из которого вылупились четверо детей: Клитемнестра , ставшая позже женой царя Агамемнона и матерью Ореста и Электры; прекрасная Елена , вышедшая замуж за Менелая и своей легкомысленностью вызвавшая Троянскую войну; а также два Диоскура ("дети Зевса") - Кастор и Полидевк (в римской мифологии - Поллукс).

Хорошо известна любовь Зевса к Данае . Согласно одному из самых популярных мифов, оракул предсказал аргосскому царю Акрисию, что у его дочери Данаи родится мальчик, который сверг нет и убьет деда. Акрисий заключил дочь в медный терем, но влюбившийся в нее Зевс проник туда в виде золотого дождя.

В результате родился Персей . Услышав крики новорожденного Персея, Акрисий повелел посадить дочь и внука в деревянный ящик и бросить в море (уж не этот ли миф стал основой пушкинской "Сказки о царе Салтане"?). Волны вынесли ковчег на остров Сириф, где Данаю и Персея спас местный рыбак. Впрочем, о Персее и его истории я расскажу как-нибудь в другой раз.

Другое любовное похождение Зевса связано с Алкменой , супругой тиринфского царя Амфитриона, принадлежащего к роду Персея. Воспламененный страстью к прекрасной царице, Зевс во время отсутствия супруга принял его облик. Таким образом, Алкмена зачала Геракла .

Вероятно самой известной историей метаморфоз Зевса является миф о Европе .
Однажды Европа, дочь Феникса, царя Седона (или Тира) играла с подругами на берегу моря, когда красавицу приметил Зевс. Превратившись в быка, олимпиец появился перед девушкой. Испугавшись сначала, девушка затем осмелела, принялась играть с быком и оседлала его.

Неожиданно бык помчался к морю, а девушка, опасаясь упасть, схватилась за его рога. Плавание с Европой на спине закончилось на острове Крит. Там у прохладного источника под платаном Зевс овладел девушкой, в результате чего она родила Миноса , ставшего царем Крита, а также Сарпедона и Радаманта. Молчаливый свидетель этого любовного акта, платан получил от Зевса привилегию всегда иметь зеленую крону.

Иногда любвеобильный Зевс попадал и под очарование молодых красивых юношей. Об этом мы знаем из мифа о Ганимеде, потомке Дардана, первого царя Трои.
Ганимед , считавшийся самым красивым юношей из смертных, пас стада своего отца в горах под Троей, когда перед ним появился Зевс в облике орла. Зевс привлек Ганимеда знаками внимания - петушком и обручем, а затем унес его на Олимп, где одарил даром вечной молодости и сделал виночерпием богов.

Поскольку античная мифология для людей, которые ее создали, являлась своего рода моделью и образцом поведения, стоит ли удивляться тому, что в те времена мораль весьма отличалась от нашей. Взять хотя бы верховного олимпийца - Зевса. Каким только, с современной точки зрения, извращениям, не говоря уже о полигамии, он только не был подвержен, начиная от инцеста и заканчивая мужеложеством.
Впрочем, не нам судить древних греков и тем более, созданных их фантазией богов. Лучше поблагодарим их за то, что античная мифология послужила одним из главных источников вдохновения великих художников, произведения которых представлены вашему вниманию в этом и других моих рассказах на тему мифологии.

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.