Былины о добрыне никитиче. Добрыня Никитич

Былины о добрыне никитиче. Добрыня Никитич

Жизнь богатыря Добрыни в древнерусской литературе не так проста и эпически-спокойна, как жизнь Ильи Муромца . Само рождение его в некоторых былинах обставляется какой-то тревогой в природе: злое начало – какой-то «скипер-зверь» – обеспокоено его появлением на свет.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Мультфильм

Отец Добрыни, Никита Романович, – родом из Рязани. «Молодой, удалой Добрынюшка – хорошего роду-племени, горазд стрелять из лука, плавать, бороться, играть на гуслях». Он вежлив и обходителен, исполняет почетные службы при дворе князя Владимира , совершает разные тонкие дипломатические поручения, нов душе своей носит разлад: он тоскует и жалобится на свою долю богатыря: «Ах, ты, гой еси, сударыня родна-матушка! Ты на что меня, Добрынюшку несчастного, спородила. Спородила бы, государыня родна-матушка, ты меня беленьким горючим камешком, завернула в тонкий льняной во рукавичек, спустила бы меня в сине-море; я бы век, Добрыня, в море лежал, – не ездил бы я, Добрыня, по чисту полю, не убивал бы я, Добрыня, неповинных душ, не проливал бы я крови напрасныя, не слезил бы, Добрыня, отцов-матерей, не вдовил бы, Добрыня, молодых жен, не пускал бы сиротать малых детушек». Нет в нем мужицкого спокойствия Ильи, который на жизнь смотрит просто, как на «служение» родине.

Из подвигов Добрыни главный – борьба со Змеем-Горынычем , которого он убивает и освобождает его пленников и пленниц. Все остальные подвиги Добрыни уже чисто личного свойства и во всех запутаны женщины. Илья с презрением и грубой чистотой относится к «бабе». Добрыня мягче, нежнее, он тоньше чувствует и оттого страдает.

Убив змея, он подвергается мести Марины, змеевой любовницы. Она взяла булатный нож и начала «резать следы» Добрыни (один из видов колдовства), приговаривая: «горите вы, следочки да Добрынины, в той, было, в печке муравленой, горит-ко в Добрынюшке по мне душа!»

Добрыня, очарованный заговором, влюбляется в Марину, но она обращает, его в «тура – золотые роги». Мать Добрыни, Мамелфа Тимофеевна, сама чародейка, пригрозила Марине, что она обратит ее в сороку, если Добрыне не будет возвращен прежний вид. Марина испугалась угрозы, освободила богатыря от чар и была им убита.

Победив поленицу (богатыршу), Настасью Микуличну, Добрыня женится на ней. Его любви к жене предстояло впоследствии большое испытание. Во время его отъезда, Алеша Попович обманул Настасью Микулишну вестью, что Добрыня убит, и, при посредстве князя Владимира, готов был уже вступить с нею в брак, как вдруг явился Добрыня: он прибыл на брачный пир, переодетый гусляром. Жена узнала его по кольцу, а с обманщиком Алешей Добрыня разделался по-своему.

Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем. В. М. Васнецов. 1913–1918 гг.

Добрыня Никитич входит в знаменитое трио русских богатырей. Традиционно он считается самым мудрым. Как правило, Добрыня выступает в образе опытного витязя благородного происхождения, состоящего на службе у князя Владимира. Женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.

ВЕЖЛИВЫЙ И СКРОМНЫЙ

Добрыня предстает перед нами в совершенно неожиданном образе - богатыря, славного не только силой и смекалкой, но и тем, что у русичей называлось вежеством. Молодец отличался учтивостью, способностью к дипломатии. Он в любой ситуации способен найти наиболее благоприятный исход. Возможно, именно потому богатырь так приближен к князю Владимиру.

Герой часто выполняет его поручения, в том числе те, от которых отказываются иные славные воины. Впрочем, существует и версия, согласно которой Добрыня является племянником самого князя. В любом случае народная молва была склонна приписывать богатырю происхождение самое высокое. Добрый молодец был сыном рязанского воеводы Никиты, обучен и владению музыкальными инструментами, и пению, и стрельбе. Он ловок, прекрасно плавает - одним словом, наделен всяческими дарованиями и талантами, простому человеку несвойственными.

Историческим прообразом Добрыни считают дядю Владимира Святославовича с материнской стороны, служившего при племяннике воеводой.

БЫЛИННЫЕ ПОДВИГИ

Добрыня является главным героем шести русских былин и упоминается еще в 53 историях. Многие сказания о дюжем богатыре имеют до нескольких десятков вариаций с теми или иными разночтениями. Поэтому вновь обратимся к основным сюжетам.

Добрыня и Илья Муромец . Как вышел из юношеской поры Добрыня Никитич, разнеслась по Руси весть о силе его и удали. Решил наведаться к нему Илья Муромец да на богатыря могучего подивиться. Съехались витязи во чистом поле. Сражались и палицами боевыми, и саблями острыми - поломались и сабли, и палицы. Тогда сошлись богатыри в рукопашном бою. Ан тут у Ильи правая нога подвернулась, левая рука ослабла. Заборол его Добрыня, сел сверху и начал вопрошать, кем будет его могучий противник. Как сказал Илья, кто он, Добрыня взял его за руки, обменялся с ним крестами и побратался. А Муромец по возвращении уговорил матушку Добрыни Амельфу Тимофеевну отпустить сына с побратимом в стольный Киев-град.

Добрыня и Змей . Предупреждала матушка Добрыню, чтобы не ездил к горам Сорочинским, не топтал змеенышей, не купался в Пучай-реке. Да сын мать не послушал, потоптал змеенышей, много русичей спас из полона змеева, а как искупался в Пучай-реке, налетел на него страшный Змей да стал грозиться сжечь-погубить. Метнулся Добрыня к одному берегу, к другому - не может найти ни одежи своей, ни палицы. Но заприметил шапку греческую, схватил ее, ударил Змея, тот и упал на сыру землю. Уже собрался Добрыня отрубить чудищу его головы, ан Змей, пообещав не трогать русский люд, вымолил у богатыря братание.

Поверил витязь супостату, отпустил. Приехал в Киев-град и узнал, что Змей украл племянницу князя Владимира - Забаву Путятишну. Тут не стерпел Добрыня, доехал до гор Сорочинских на коне могучем да с плеткой шелковой (что мать подарила), заборол Змея, а вместе с Забавой освободил и много народа русского: и князей, и витязей.

Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятишну. И. Я. Билибин. Конец XIX в.

Добрыня и Маринка . Вздумалось Добрыне по Киеву-граду погулять. Проезжал он мимо дома Маринки Кайдаловны, еретицыбезбожницы. Хотел выстрелом сбить голубей, что на крыше сидели, да рука его дрогнула, и пробил он окно стекольчатое. Рассердилась Маринка и заговорила следы богатыря на любовь жгучую. Воротился к ней Добрыня, а она его обратила туром-атаманом - главой стада из девяти других туров, превращенных Маринкой витязей. И так бы Добрыня остался в образе златорогого, если бы не крестная матушка его, молодая вдова Анна Ивановна.

Пригрозила она обратить Маринку собакой подворотною. Испугалась еретица, вернула облик человеческий и Добрыне, и другим витязям, принялась ластиться к богатырю, да тот взял и срубил ей голову, чтобы больше зла не чинила.

Добрыня и Алёша . Поехал Добрыня за тридевять земель в Золотую Орду, а супруге своей Настасье Микулишне наказал ждать его три года, а коли не воротится, вдовой жить или замуж идти. Просил только отказать Алёше Поповичу, ежели тот придет свататься, потому как он Добрыне брат крестный.

Минуло ровно три года. Пришел к Настасье Алёша Попович рассказывать, что видел он Добрыню убитым в чистом поле, а потом принялся уговаривать стать его женой. Отказала ему Настасья, да под угрозами князя Владимира пришлось согласиться. Сидит Настасья на свадебном пиру, плачет-печалится. А Добрыня тем временем супротив Золотой Орды бьется. Так бы и не узнал ни о чем, если бы не прилетели два голубя да не начали толковать, что в Киеве деется. Вернулся Добрыня, пришел в княжий терем в коморошьем платье, бросил в чарку свой перстень обручальный, подал жене любимой - по той примете она его узнала и обрадовалась. А Алёшу Поповича только мольбами княгини удалось в живых оставить.

Тридевять земель, или тридевятое (тридесятое) царство, часто встречается в русском фольклоре. Тридевять - это 27 в старинном счете по девяткам, а тридесять - 30.

Добрыня и Василий Казимирович . Собрал князь Владимир пир да и начал спрашивать, кто из добрых молодцев, удалых богатырей не побоится ехать в землю половецкую, чтобы свезти хану Батуру дань за 12 лет. Расхвастался тут молодой витязь Василий Казимирович, а уже выйдя из палат княжеских, пригорюнился. И быть бы беде великой, если бы не встретился ему Добрыня Никитич. Выпытал богатырь у друга всю правду и уговорил князя отправить их вдвоем - не платить дань, а требовать. Трижды испытывал друзей Батур - и трижды Добрыня принимал удар на себя. А под конец последнего испытания - битвы смертной - призвал Батур все войско татарское, но пришел на помощь Добрыне Василий Казимирович. Одолели богатыри татар и повезли в Киев дань богатую.

(жена)

Былинные сюжеты

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем , но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович - сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» - то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий» .

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня . Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, - его роль как змееборца и свата . В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области , о чём свидетельствует новгородское предание о змияке .

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде - не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос , когда он вошёл в репертуар скоморохов .

Былина о Марине - переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке . Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это - песнь о добром молодце и реке Смородине . Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае .

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса» . Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном , автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига - распространения христианства, - так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи , и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки - Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны , спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват» . Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе .

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура - золотые рога представил профессор Николай Сумцов . Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета - стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины - сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией .

Образ в культуре

Объекты, названные в честь Добрыни

  • Добрыня Никитич - остров архипелага Норденшельда .
  • Добрыня Никитич - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды .
  • «Добрыня Никитич» - российский ледокол британской постройки.
  • Портовый ледокол типа «Добрыня Никитич» - проект советских кораблей.
  • «Добрыня Никитич» - прежнее название речного пассажирского теплохода «Прикамье», относящегося к типу «Родина» .

Музыка

  • В 1818 году композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини написали оперу «Добрыня Никитич, или Страшный замок».
  • Персонаж оперы-фарса А. П. Бородина «Богатыри».
  • Персонаж оперы Александра Серова «Рогнеда»
  • В 1901 году композитор Александр Гречанинов написал оперу «Добрыня Никитич».

Изобразительное искусство

  • Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича , ныне Дом учёных в Санкт-Петербурге .
  • 1898 - «Богатыри » (автор Виктор Васнецов).
  • 1918 - «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (автор Виктор Васнецов).
  • 1941 - «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну» (автор Иван Билибин).
  • 1974 - «Битва Добрыни Никитича со Змеем» (автор Константин Васильев).
  • 1976 - «Добрыня и Змей» (серия иллюстраций, автор Иван Архипов).
  • 2002 - «Добрыня Никитич» (автор Станислав Москвитин).
  • 2017 - «Добрыня Никитич» (серия иллюстраций, автор Степан Гилев).

Фильмы

  • 1956 - «Илья Муромец режиссёр Александр Птушко , в роли Добрыни Георгий Дёмин.
  • 2005 - «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко », где Добрыню сыграл Леонид Куравлев .
  • 2010 году вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве», где Добрыню сыграл Андрей Бронников.
  • 2011 году в прокат вышел фильм «Реальная сказка », где Добрыню сыграл Павел Климов.
  • 2014 году, 28 июня состоялась премьера документального телесериала «Земля Героев» в которой рассказывалось о Добрыне.
  • 2017 году вышел фильм «Последний богатырь », где роль Добрыни Никитича исполнил Евгений Дятлов .
  • 2017 году вышел украинский приключенческий фильм-фэнтези «Сторожевая застава », где роль Добрыни Никитича исполнил Александр Комаров.

Мультфильмы

  • 1965 - на студии «Союзмультфильм » был создан мультипликационный фильм «Добрыня Никитич ».
  • 2006 - «Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (режиссёр Илья Максимов , Добрыню озвучивает Валерий Соловьев).
  • 2006 - «Князь Владимир» (режиссёр Юрий Кулаков , Добрыню озвучивает Дмитрий Назаров).
  • 2010 - «Три богатыря и Шамаханская царица » (режиссёр Сергей Глезин, Добрыню озвучивает

Добрыню всегда называли молодым. Вот начало его былинной биографии:

А жил во Рязани тут богатый гость,
А гостя-то звали Никитою.
Живучи-то, Никита состарился,
Состарился, переставился.
После веку его долгого
Осталось житье-бытье богатество,
Осталась его матера жена
Амелфа Тимофеевна,
Осталось чадо милое,
Как молоды Добрынюшка Никитич млад.
А и будет Добрыня семи годов,
Присадила его матушка грамоте учиться,
А грамота Никите в наук пошла;
Присадила его матушка пером писать
А будет Добрынюшка во двенадцать лет,
Изволил Добрыня погулять, молодец,
Со своею дружиною хороброю
Во те жары петровские.

Итак, подобно некоторым другим богатырям, Добрыня рано обнаруживает богатырские качества. Его первый подвиг связан с тем, что он неожиданно для себя ощущает смутную потребность отправиться из дому -~ то ли на охоту, то ли побродить по полю, то ли выкупаться в Пучай-реке. В большинстве версий выезд его происходит не из Рязани, а из Киева: рязанец по происхождению, он истинно киевский богатырь, второй по значению после Ильи. Но это придет к нему уже когда он совершит свой первый подвиг. Матери ведомо, что ее сына у Пучай-реки подстерегает какая-то опасность, душа ее полна тревоги, и она просит Добрыню не ходить туда. По ее описаниям, река эта наделена фантастическими (а мы скажем - мифологическими) свойствами: Та Пучай-река очень свирепая,
Во Пучай-реки две струйки очень быстрыих:
Перва струечка в Пучай-реки
быстрым-быстра,
Друга струечка быстра, будто огонь секет.

Но сын не слушает предупреждений матери:
такова уж доля богатыря - действовать вопреки советам и нарушать запреты. Он отправляется к Пучай-реке, купается, оказывается безоружным в тот момент, когда перед ним неожиданно возникает страшный змей . Ай гром гремит, да шум велик идет:
Налетела на молодого Добрынюшку
А и змеинищо да то Горынищо,
А и о трех змеинищо о головах,
О двенадцати она о хоботах.
Говорила-то змеиило таковы слова:
- А топерь Добрынюшка в моих руках!
Похочу - Добрынюшку в полон возьму,
Похочу-то я - Добрынюшку-то и огнем сожгу,
Похочу-то я - Добрынюшку-то и в себя пожру.

Все-таки богатырю удается одолеть змея, и, чтобы не погибнуть, тот предлагает Добрыне побрататься и обещает не летать на Русь и не уносить людей в полон. Добрыня великодушно соглашается, но змей немедленно нарушает данное слово и уносит в свои пещеры племянницу (или даже дочь) князя Владимира . И теперь уже Добрыня действует не по собственному почину, но по поручению князя: он, как советует ему мать» выводит из конюшни отцовского коня, что стоит уже пятнадцать лет, кормит и поит его, а мать между тем приготавливает для него плеть, обладающую чудесными свойствами. Добрыня едет на гору Сорочинскую выручать «полон русский». Полчища «маленьких змеенышей» пытаются подточить ноги коню, и тогда богатырь бьет коня чудесной плеткой: тотчас «бурушко» отряхивает змеенышей, открывая путь к пещерам.
Начинается жестокий бой со змеем, он длится трое суток, Добрыня устал - и в этот момент он слышит голос с небес: надо продержаться еще три часа. Добрыня одерживает победу, змеиная кровь заливает всю землю, богатырь и конь не могут выбраться из нее, и тогда, снова слыша тот же голос, Добрыня бьет копьем в землю, приговаривая: Расступись-ка ты же,
матушка сыра земля,
На все на четыре да на стороны,
Ты прижри-ка эту кровь
да всю змеиную.

После этого Добрыня идет по пещерам и выводит на волю «князей, князевичей», «королей, королевичей», девиц и в конце - княжескую племянницу или дочь.
Борьба со змеем, похищающим людей, - традиционная тема мировой мифологии. Былина о Добрыне полна разного рода мифологических подробностей (волшебная река, чудесное оружие и др.). В то же время миф этот переносится в обстановку былинного Киева: змей выступает как враг государства, и Добрыня, побеждая его, совершает общенародный подвиг.
О том, что Добрыня пришел из мифа, приобретя облик исторического (в условно-былинном смысле) героя, выразительно свидетельствует сюжет «Добрыня и Маринка». Добрыня гуляет по Киеву и забредает на улицу, где живет некая Маринка Игнатьевна , известная колдунья . У нее в это время в гостях Змей Горынище . Добрыня поражает его стрелой (по другим вариантам, так пугает, что Змей бежит без оглядки). Чтобы наказать богатыря, Маринка привораживает его: вырезает следы его ног и произносит над ними заговор: Как я режу эти следики Добрынюшкины,
Так. бы резало Добрыни ретиво сердие
По мне ли, по Маринке по Игнатьевной.

От этого заговора Добрыня становится совершенно беспомощным, он идет к Маринке свататься, а та оборачивает его гнедым туром. Поди-ка ты, Добрынюшка,
ко морю ко Турецкому,
Где ходят там, гуляют девять туров,
- Подика ты. Добрынюшка,
десятым туром.

Все он» - ее «женихи». На этот раз, однако, Маринке не повезло. Мать Добрыни (или по вариантам - его сестра) оказалась колдуньей посильнее ее. Явившись к Маринке, она пригрозила обернуть ее собакой, или сорокой, или свиньей. Напуганная Маринка летит к Добрыне и возвращает ему человеческий облик. Перед этим она заручается обещанием Добрыни взять ее замуж. Богатырь, однако, не исполняет данного слова и жестоко расправляется с колдуньей.
Сюжет о волшебнице, которая, прикинувшись невестой, обращает героя в животное, известен мировой мифологии. В древнегреческой поэме «Одиссея» он составляет содержание Х песни. В поэме он включен в историю о судьбе героев Троянской войны и волшебнице Цирцее . В нашей былине он привязан к эпосу о киевских богатырях. Добрыня - это русский Одиссей . Сходство судеб двух героев особенно наглядно проявляется при сравнении «Одиссеи» с былиной «Добрыня в отъезде». Подобно Одиссею, Добрыня, отправляясь надолго в дальнюю землю, уславливается с женой, что она будет ждать его двенадцать лет, а по прошествии срока может выходить замуж. При этом он предупреждает, чтобы она не выходила за Алешу Поповича . Добрыня уезжает, и долгие годы о нем ничего не слышно. Алеша сватается к Настасье , но она выдерживает срок. Алеша прибегает к хитрости - сообщает ей о гибели мужа. В роли свата выступает сам князь, и, когда проходит двенадцать лет, Настасья вынуждена согласиться на брак. Добрыня узнает о свадьбе от коня и с не-обыкновенной быстротой возвращается в Киев. Подобно Одиссею, он попадает на свадьбу своей жены и вынужден вести борьбу за восстановление своих прав супруга. Как и Одиссей, он является неузнанным на свадебный пир. Он принимает облик скомороха, и его отправляют на печку. Затем он спускается к свадебному столу, поет и играет, и Настасья начинает догадываться, кто же на самом деле этот скоморох.
А узнавание происходит, когда пришелец предлагает ей выпить чашу вина, со словами: А если пьешь до дна -
узнаешь добра, А не пьешь до дна -
не видать добра.

Настасья выпивает и на дне чаши видит перстень, которым они обручались. Говорила она тут да таковы слова:
- Целый век я не надеялась,
Что ведь мой-то муж
на сем свете явится,
Да на мою теперь
на свадебку объявится,
Да распекло теперь
праведное солнышко
На мою на победную* головушку.
Да не тот мой муж,
что со мной сидит,
А тот мой муж,
что супротив стоит,
Супротив стоит
да на меня глядит.

В этой былине есть только одно чудо: невероятно быстрое возвращение домой. А в остальном - это семейная история, и Добрыня предстает здесь как заботливый муж, добрый сын. Он глубоко переживает семейную драму, прощает жене ее ошибку и строго наказывает Алешу, причем не за то, что посватался к его жене, а за то, что обманным известием о смерти Добрыни причинил боль матери. А жалешенько она да по мне плакала,
Слезила-то она свои да очи ясные,
А скорбила-то свое да лиио белое.
Как во этой вины, братеи,
тебя не прощу.

В богатырской дружине Добрыня следует сразу за Ильёй Муромцем, он - его правая рука. Он незаменим там, где нужно проявить не только силу, но и обходительность, такт: Добрыню посылают, когда требуется уладить какое-нибудь деликатное дело, примирить ссорящихся, передать важное послание. «На речах разумный», «с гостями почестивый», грамотный, в то же время храбрый и мужественный воин, искусный стрелок, Добрыня воплотил те черты культуры, которые были новыми для Древней Руси. Но и связи его с культурой языческой еще достаточно ощутимы.

Широко распространены на Руси былинные сюжеты, хорошо мы знаем богатыря Добрыню Никитича. Согласно своему имени, он добр, хотя и не так великодушен, как Илья Муромец — он не щадит врага.

В когорте богатырей Добрыня Никитич на одном из первых мест. Он необыкновенно силён, всесторонне одарен. Добрыня Никитич – отличный стрелок из лука, игрок в шахматы.

Отличительные свойства богатыря – нежность сердца, вежливость, почитание. Есть былина, в которой Добрыня горько жалуется своей матушке на судьбу свою, на то, что он родился богатырем и принужден губить людей. Лучше ему, Добрыне, быть «горючим белым камешком» и лежать на дне реки.

В былинах часто говорится о нём, что «вежество у него не учёное, а рожденное», нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство. Он занимает придворные должности.

Добрыня обладает поэтическим талантом: он гусляр, певец (или скоморох). Добрыня совершает много подвигов: один из важнейших, первый по времени подвиг его – бой во время купания в Почай-реке со Змеем. Богатырь освободил из пещеры пленников, между которыми была и племянница князя Владимира, «молода Забава Путятишна».

Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с «честной вдовой», матерью Добрыни, в добром согласии и мире, и представляют образец честного семейного дома.

Известен былинный сюжет, как Алеша Попович, в отсутствие Добрыни, обманом хотел жениться на его жене. Добрыня поехал на подвиги и наказал жене – ждать его 6 лет: если он не вернется, то она может выйти замуж за кого хочет.

Через 6 лет Алеша сватается за Настасью Микулишну, уверяя, что видел Добрыню в поле убитым. Но Настасья Микулишна хочет ждать ещё 6 лет по своей воле. Проходит 12 лет, и Алеша вновь сватается, уже при содействии князя Владимира, и Настасью Микулишну чуть не силой заставляют согласиться на брак. Во время свадебного пира, Добрыня приезжает в Киев и расстраивает торжество Алёши. Алеша принужден просить прощения, и Добрыня прощает его за себя, но не может и не хочет простить за то, что тот заставил понапрасну плакать его мать. Он выдергивает Алешу за желты кудри через стол, и бросает об пол. Только заступничество сжалившегося над названным братом Ильи Муромца спасло Алеше жизнь. В этой былине наглядно проявилась горячая любовь Добрыни к матери.

Есть ещё былина о женитьбе Добрыни на Марине Игнатьевне, которая противоречит заключению о доброте характера этого богатыря: «чародейница» Марина превращает Добрыню в тура за то, что он, охотясь близ её терема в поле, разбил стрелой её окно. Она обращает его вновь в человека под условием, чтобы он женился на ней. Добрыня венчается с ней по языческому обряду, вокруг ракитового куста, и затем с ней расправляется. Но эта былина о нелицеприятных событиях, стоящая особняком, объясняется двумя причинами. Первое, что Марина – злое, полумифическое существо, водящее дружбу со змеем; с такими существами у наших богатырей расправа обыкновенно бывает быстра и сурова. Второе, эта былина относится к глубокой древности (в ней мы встречаемся даже с оборотничеством, чего в песнях времён князя Владимира уже нет).