Жизнь богатыря Добрыни в древнерусской литературе не так проста и эпически-спокойна, как жизнь Ильи Муромца . Само рождение его в некоторых былинах обставляется какой-то тревогой в природе: злое начало – какой-то «скипер-зверь» – обеспокоено его появлением на свет.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Мультфильм
Отец Добрыни, Никита Романович, – родом из Рязани. «Молодой, удалой Добрынюшка – хорошего роду-племени, горазд стрелять из лука, плавать, бороться, играть на гуслях». Он вежлив и обходителен, исполняет почетные службы при дворе князя Владимира , совершает разные тонкие дипломатические поручения, нов душе своей носит разлад: он тоскует и жалобится на свою долю богатыря: «Ах, ты, гой еси, сударыня родна-матушка! Ты на что меня, Добрынюшку несчастного, спородила. Спородила бы, государыня родна-матушка, ты меня беленьким горючим камешком, завернула в тонкий льняной во рукавичек, спустила бы меня в сине-море; я бы век, Добрыня, в море лежал, – не ездил бы я, Добрыня, по чисту полю, не убивал бы я, Добрыня, неповинных душ, не проливал бы я крови напрасныя, не слезил бы, Добрыня, отцов-матерей, не вдовил бы, Добрыня, молодых жен, не пускал бы сиротать малых детушек». Нет в нем мужицкого спокойствия Ильи, который на жизнь смотрит просто, как на «служение» родине.
Из подвигов Добрыни главный – борьба со Змеем-Горынычем , которого он убивает и освобождает его пленников и пленниц. Все остальные подвиги Добрыни уже чисто личного свойства и во всех запутаны женщины. Илья с презрением и грубой чистотой относится к «бабе». Добрыня мягче, нежнее, он тоньше чувствует и оттого страдает.
Убив змея, он подвергается мести Марины, змеевой любовницы. Она взяла булатный нож и начала «резать следы» Добрыни (один из видов колдовства), приговаривая: «горите вы, следочки да Добрынины, в той, было, в печке муравленой, горит-ко в Добрынюшке по мне душа!»
Добрыня, очарованный заговором, влюбляется в Марину, но она обращает, его в «тура – золотые роги». Мать Добрыни, Мамелфа Тимофеевна, сама чародейка, пригрозила Марине, что она обратит ее в сороку, если Добрыне не будет возвращен прежний вид. Марина испугалась угрозы, освободила богатыря от чар и была им убита.
Победив поленицу (богатыршу), Настасью Микуличну, Добрыня женится на ней. Его любви к жене предстояло впоследствии большое испытание. Во время его отъезда, Алеша Попович обманул Настасью Микулишну вестью, что Добрыня убит, и, при посредстве князя Владимира, готов был уже вступить с нею в брак, как вдруг явился Добрыня: он прибыл на брачный пир, переодетый гусляром. Жена узнала его по кольцу, а с обманщиком Алешей Добрыня разделался по-своему.
Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем. В. М. Васнецов. 1913–1918 гг.
Добрыня Никитич входит в знаменитое трио русских богатырей. Традиционно он считается самым мудрым. Как правило, Добрыня выступает в образе опытного витязя благородного происхождения, состоящего на службе у князя Владимира. Женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.
Добрыня предстает перед нами в совершенно неожиданном образе - богатыря, славного не только силой и смекалкой, но и тем, что у русичей называлось вежеством. Молодец отличался учтивостью, способностью к дипломатии. Он в любой ситуации способен найти наиболее благоприятный исход. Возможно, именно потому богатырь так приближен к князю Владимиру.
Герой часто выполняет его поручения, в том числе те, от которых отказываются иные славные воины. Впрочем, существует и версия, согласно которой Добрыня является племянником самого князя. В любом случае народная молва была склонна приписывать богатырю происхождение самое высокое. Добрый молодец был сыном рязанского воеводы Никиты, обучен и владению музыкальными инструментами, и пению, и стрельбе. Он ловок, прекрасно плавает - одним словом, наделен всяческими дарованиями и талантами, простому человеку несвойственными.
Историческим прообразом Добрыни считают дядю Владимира Святославовича с материнской стороны, служившего при племяннике воеводой.
Добрыня является главным героем шести русских былин и упоминается еще в 53 историях. Многие сказания о дюжем богатыре имеют до нескольких десятков вариаций с теми или иными разночтениями. Поэтому вновь обратимся к основным сюжетам.
Добрыня и Илья Муромец . Как вышел из юношеской поры Добрыня Никитич, разнеслась по Руси весть о силе его и удали. Решил наведаться к нему Илья Муромец да на богатыря могучего подивиться. Съехались витязи во чистом поле. Сражались и палицами боевыми, и саблями острыми - поломались и сабли, и палицы. Тогда сошлись богатыри в рукопашном бою. Ан тут у Ильи правая нога подвернулась, левая рука ослабла. Заборол его Добрыня, сел сверху и начал вопрошать, кем будет его могучий противник. Как сказал Илья, кто он, Добрыня взял его за руки, обменялся с ним крестами и побратался. А Муромец по возвращении уговорил матушку Добрыни Амельфу Тимофеевну отпустить сына с побратимом в стольный Киев-град.
Добрыня и Змей . Предупреждала матушка Добрыню, чтобы не ездил к горам Сорочинским, не топтал змеенышей, не купался в Пучай-реке. Да сын мать не послушал, потоптал змеенышей, много русичей спас из полона змеева, а как искупался в Пучай-реке, налетел на него страшный Змей да стал грозиться сжечь-погубить. Метнулся Добрыня к одному берегу, к другому - не может найти ни одежи своей, ни палицы. Но заприметил шапку греческую, схватил ее, ударил Змея, тот и упал на сыру землю. Уже собрался Добрыня отрубить чудищу его головы, ан Змей, пообещав не трогать русский люд, вымолил у богатыря братание.
Поверил витязь супостату, отпустил. Приехал в Киев-град и узнал, что Змей украл племянницу князя Владимира - Забаву Путятишну. Тут не стерпел Добрыня, доехал до гор Сорочинских на коне могучем да с плеткой шелковой (что мать подарила), заборол Змея, а вместе с Забавой освободил и много народа русского: и князей, и витязей.
Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятишну. И. Я. Билибин. Конец XIX в.
Добрыня и Маринка . Вздумалось Добрыне по Киеву-граду погулять. Проезжал он мимо дома Маринки Кайдаловны, еретицыбезбожницы. Хотел выстрелом сбить голубей, что на крыше сидели, да рука его дрогнула, и пробил он окно стекольчатое. Рассердилась Маринка и заговорила следы богатыря на любовь жгучую. Воротился к ней Добрыня, а она его обратила туром-атаманом - главой стада из девяти других туров, превращенных Маринкой витязей. И так бы Добрыня остался в образе златорогого, если бы не крестная матушка его, молодая вдова Анна Ивановна.
Пригрозила она обратить Маринку собакой подворотною. Испугалась еретица, вернула облик человеческий и Добрыне, и другим витязям, принялась ластиться к богатырю, да тот взял и срубил ей голову, чтобы больше зла не чинила.
Добрыня и Алёша . Поехал Добрыня за тридевять земель в Золотую Орду, а супруге своей Настасье Микулишне наказал ждать его три года, а коли не воротится, вдовой жить или замуж идти. Просил только отказать Алёше Поповичу, ежели тот придет свататься, потому как он Добрыне брат крестный.
Минуло ровно три года. Пришел к Настасье Алёша Попович рассказывать, что видел он Добрыню убитым в чистом поле, а потом принялся уговаривать стать его женой. Отказала ему Настасья, да под угрозами князя Владимира пришлось согласиться. Сидит Настасья на свадебном пиру, плачет-печалится. А Добрыня тем временем супротив Золотой Орды бьется. Так бы и не узнал ни о чем, если бы не прилетели два голубя да не начали толковать, что в Киеве деется. Вернулся Добрыня, пришел в княжий терем в коморошьем платье, бросил в чарку свой перстень обручальный, подал жене любимой - по той примете она его узнала и обрадовалась. А Алёшу Поповича только мольбами княгини удалось в живых оставить.
Тридевять земель, или тридевятое (тридесятое) царство, часто встречается в русском фольклоре. Тридевять - это 27 в старинном счете по девяткам, а тридесять - 30.
Добрыня и Василий Казимирович . Собрал князь Владимир пир да и начал спрашивать, кто из добрых молодцев, удалых богатырей не побоится ехать в землю половецкую, чтобы свезти хану Батуру дань за 12 лет. Расхвастался тут молодой витязь Василий Казимирович, а уже выйдя из палат княжеских, пригорюнился. И быть бы беде великой, если бы не встретился ему Добрыня Никитич. Выпытал богатырь у друга всю правду и уговорил князя отправить их вдвоем - не платить дань, а требовать. Трижды испытывал друзей Батур - и трижды Добрыня принимал удар на себя. А под конец последнего испытания - битвы смертной - призвал Батур все войско татарское, но пришел на помощь Добрыне Василий Казимирович. Одолели богатыри татар и повезли в Киев дань богатую.
(жена)
14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем
15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем , но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)
23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем
24. Дунай Иванович - сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)
Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» - то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий» .
Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.
В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня . Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, - его роль как змееборца и свата . В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.
Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области , о чём свидетельствует новгородское предание о змияке .
Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде - не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос , когда он вошёл в репертуар скоморохов .
Былина о Марине - переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке . Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это - песнь о добром молодце и реке Смородине . Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае .
Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса» . Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном , автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига - распространения христианства, - так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи , и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки - Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны , спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват» . Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе .
Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура - золотые рога представил профессор Николай Сумцов . Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета - стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины - сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией .
Добрыню всегда называли молодым. Вот начало его былинной биографии:
А жил во Рязани тут богатый гость,Итак, подобно некоторым другим богатырям, Добрыня рано обнаруживает
богатырские качества. Его первый подвиг связан с тем, что он неожиданно
для себя ощущает смутную потребность отправиться из дому -~ то ли на охоту,
то ли побродить по полю, то ли выкупаться в Пучай-реке. В большинстве версий
выезд его происходит не из Рязани, а из Киева: рязанец по происхождению,
он истинно киевский богатырь, второй по значению после Ильи. Но это придет
к нему уже когда он совершит свой первый подвиг. Матери ведомо, что ее
сына у Пучай-реки подстерегает какая-то опасность, душа ее полна тревоги,
и она просит Добрыню не ходить туда. По ее описаниям, река эта наделена
фантастическими (а мы скажем - мифологическими) свойствами:
Та Пучай-река очень свирепая,
Во Пучай-реки две струйки очень быстрыих:
Перва струечка в Пучай-реки
быстрым-быстра,
Друга струечка быстра, будто огонь секет.
Но сын не слушает предупреждений матери:
такова уж доля богатыря - действовать вопреки советам и нарушать запреты.
Он отправляется к Пучай-реке, купается, оказывается безоружным в тот момент,
когда перед ним неожиданно возникает страшный змей
.
Ай гром гремит, да шум велик идет:
Налетела на молодого Добрынюшку
А и змеинищо да то Горынищо,
А и о трех змеинищо о головах,
О двенадцати она о хоботах.
Говорила-то змеиило таковы слова:
- А топерь Добрынюшка в моих руках!
Похочу - Добрынюшку в полон возьму,
Похочу-то я - Добрынюшку-то и огнем сожгу,
Похочу-то я - Добрынюшку-то и в себя
пожру.
Все-таки богатырю удается одолеть змея, и, чтобы не погибнуть, тот предлагает
Добрыне побрататься и обещает не летать на Русь и не уносить людей в полон.
Добрыня великодушно соглашается, но змей немедленно нарушает данное слово
и уносит в свои пещеры племянницу (или даже дочь) князя Владимира
.
И теперь уже Добрыня действует не по собственному почину, но по поручению
князя: он, как советует ему мать» выводит из конюшни отцовского коня, что
стоит уже пятнадцать лет, кормит и поит его, а мать между тем приготавливает
для него плеть, обладающую чудесными свойствами. Добрыня едет на гору Сорочинскую
выручать «полон русский». Полчища «маленьких змеенышей» пытаются подточить
ноги коню, и тогда богатырь бьет коня чудесной плеткой: тотчас «бурушко»
отряхивает змеенышей, открывая путь к пещерам.
Начинается жестокий бой со змеем, он длится трое суток, Добрыня устал
- и в этот момент он слышит голос с небес: надо продержаться еще три часа.
Добрыня одерживает победу, змеиная кровь заливает всю землю, богатырь и
конь не могут выбраться из нее, и тогда, снова слыша тот же голос, Добрыня
бьет копьем в землю, приговаривая:
Расступись-ка ты же,
матушка сыра земля,
На все на четыре да на стороны,
Ты прижри-ка эту кровь
да всю змеиную.
После этого Добрыня идет по пещерам и выводит на волю «князей, князевичей»,
«королей, королевичей», девиц и в конце - княжескую племянницу или дочь.
Борьба со змеем, похищающим людей, - традиционная тема мировой мифологии.
Былина о Добрыне полна разного рода мифологических подробностей (волшебная
река, чудесное оружие и др.). В то же время миф этот переносится в обстановку
былинного Киева: змей выступает как враг государства, и Добрыня, побеждая
его, совершает общенародный подвиг.
О том, что Добрыня пришел из мифа, приобретя облик исторического (в
условно-былинном смысле) героя, выразительно свидетельствует сюжет «Добрыня
и Маринка». Добрыня гуляет по Киеву и забредает на улицу, где живет некая
Маринка
Игнатьевна
, известная колдунья
.
У нее в это время в гостях Змей
Горынище
. Добрыня поражает его стрелой (по другим вариантам, так
пугает, что Змей бежит без оглядки). Чтобы наказать богатыря, Маринка привораживает
его: вырезает следы его ног и произносит над ними заговор:
Как я режу эти следики Добрынюшкины,
Так. бы резало Добрыни ретиво сердие
По мне ли, по Маринке по Игнатьевной.
От этого заговора Добрыня становится совершенно беспомощным, он
идет к Маринке свататься, а та оборачивает его гнедым туром.
Поди-ка ты, Добрынюшка,
ко морю ко Турецкому,
Где ходят там, гуляют девять туров,
- Подика ты. Добрынюшка,
десятым туром.
Все он» - ее «женихи». На этот раз, однако, Маринке не повезло.
Мать Добрыни (или по вариантам - его сестра) оказалась колдуньей посильнее
ее. Явившись к Маринке, она пригрозила обернуть ее собакой, или сорокой,
или свиньей. Напуганная Маринка летит к Добрыне и возвращает ему человеческий
облик. Перед этим она заручается обещанием Добрыни взять ее замуж. Богатырь,
однако, не исполняет данного слова и жестоко расправляется с колдуньей.
Сюжет о волшебнице, которая, прикинувшись невестой, обращает героя
в животное, известен мировой мифологии. В древнегреческой поэме «Одиссея»
он составляет содержание Х песни. В поэме он включен в историю о судьбе
героев Троянской войны
и волшебнице Цирцее .
В нашей былине он привязан к эпосу о киевских богатырях. Добрыня - это
русский Одиссей . Сходство судеб двух героев
особенно наглядно проявляется при сравнении «Одиссеи» с былиной «Добрыня
в отъезде». Подобно Одиссею, Добрыня, отправляясь надолго в дальнюю землю,
уславливается с женой, что она будет ждать его двенадцать лет, а по прошествии
срока может выходить замуж. При этом он предупреждает, чтобы она не выходила
за Алешу Поповича
. Добрыня уезжает,
и долгие годы о нем ничего не слышно. Алеша сватается к Настасье
,
но она выдерживает срок. Алеша прибегает к хитрости - сообщает ей о гибели
мужа. В роли свата выступает сам князь, и, когда проходит двенадцать лет,
Настасья вынуждена согласиться на брак. Добрыня узнает о свадьбе от
коня и с не-обыкновенной быстротой возвращается в Киев. Подобно Одиссею,
он попадает на свадьбу своей жены и вынужден вести борьбу за восстановление
своих прав супруга. Как и Одиссей, он является неузнанным на свадебный
пир. Он принимает облик скомороха, и его отправляют на печку. Затем он
спускается к свадебному столу, поет и играет, и Настасья начинает догадываться,
кто же на самом деле этот скоморох.
А узнавание происходит, когда пришелец предлагает ей выпить чашу вина,
со словами:
А если пьешь до дна -
узнаешь добра, А не пьешь до дна -
не видать добра.
Настасья выпивает и на дне чаши видит перстень, которым они обручались.
Говорила она тут да таковы слова:
- Целый век я не надеялась,
Что ведь мой-то муж
на сем свете явится,
Да на мою теперь
на свадебку объявится,
Да распекло теперь
праведное солнышко
На мою на победную* головушку.
Да не тот мой муж,
что со мной сидит,
А тот мой муж,
что супротив стоит,
Супротив стоит
да на меня глядит.
В этой былине есть только одно чудо: невероятно быстрое возвращение
домой. А в остальном - это семейная история, и Добрыня предстает здесь
как заботливый муж, добрый сын. Он глубоко переживает семейную драму, прощает
жене ее ошибку и строго наказывает Алешу, причем не за то, что посватался
к его жене, а за то, что обманным известием о смерти Добрыни причинил боль
матери.
А жалешенько она да по мне плакала,
Слезила-то она свои да очи ясные,
А скорбила-то свое да лиио белое.
Как во этой вины, братеи,
тебя не прощу.
В богатырской дружине Добрыня следует сразу за Ильёй Муромцем, он - его правая рука. Он незаменим там, где нужно проявить не только силу, но и обходительность, такт: Добрыню посылают, когда требуется уладить какое-нибудь деликатное дело, примирить ссорящихся, передать важное послание. «На речах разумный», «с гостями почестивый», грамотный, в то же время храбрый и мужественный воин, искусный стрелок, Добрыня воплотил те черты культуры, которые были новыми для Древней Руси. Но и связи его с культурой языческой еще достаточно ощутимы.
Широко распространены на Руси былинные сюжеты, хорошо мы знаем богатыря Добрыню Никитича. Согласно своему имени, он добр, хотя и не так великодушен, как Илья Муромец — он не щадит врага.
В когорте богатырей Добрыня Никитич на одном из первых мест. Он необыкновенно силён, всесторонне одарен. Добрыня Никитич – отличный стрелок из лука, игрок в шахматы.
Отличительные свойства богатыря – нежность сердца, вежливость, почитание. Есть былина, в которой Добрыня горько жалуется своей матушке на судьбу свою, на то, что он родился богатырем и принужден губить людей. Лучше ему, Добрыне, быть «горючим белым камешком» и лежать на дне реки.
В былинах часто говорится о нём, что «вежество у него не учёное, а рожденное», нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство. Он занимает придворные должности.
Добрыня обладает поэтическим талантом: он гусляр, певец (или скоморох). Добрыня совершает много подвигов: один из важнейших, первый по времени подвиг его – бой во время купания в Почай-реке со Змеем. Богатырь освободил из пещеры пленников, между которыми была и племянница князя Владимира, «молода Забава Путятишна».
Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с «честной вдовой», матерью Добрыни, в добром согласии и мире, и представляют образец честного семейного дома.
Известен былинный сюжет, как Алеша Попович, в отсутствие Добрыни, обманом хотел жениться на его жене. Добрыня поехал на подвиги и наказал жене – ждать его 6 лет: если он не вернется, то она может выйти замуж за кого хочет.
Через 6 лет Алеша сватается за Настасью Микулишну, уверяя, что видел Добрыню в поле убитым. Но Настасья Микулишна хочет ждать ещё 6 лет по своей воле. Проходит 12 лет, и Алеша вновь сватается, уже при содействии князя Владимира, и Настасью Микулишну чуть не силой заставляют согласиться на брак. Во время свадебного пира, Добрыня приезжает в Киев и расстраивает торжество Алёши. Алеша принужден просить прощения, и Добрыня прощает его за себя, но не может и не хочет простить за то, что тот заставил понапрасну плакать его мать. Он выдергивает Алешу за желты кудри через стол, и бросает об пол. Только заступничество сжалившегося над названным братом Ильи Муромца спасло Алеше жизнь. В этой былине наглядно проявилась горячая любовь Добрыни к матери.
Есть ещё былина о женитьбе Добрыни на Марине Игнатьевне, которая противоречит заключению о доброте характера этого богатыря: «чародейница» Марина превращает Добрыню в тура за то, что он, охотясь близ её терема в поле, разбил стрелой её окно. Она обращает его вновь в человека под условием, чтобы он женился на ней. Добрыня венчается с ней по языческому обряду, вокруг ракитового куста, и затем с ней расправляется. Но эта былина о нелицеприятных событиях, стоящая особняком, объясняется двумя причинами. Первое, что Марина – злое, полумифическое существо, водящее дружбу со змеем; с такими существами у наших богатырей расправа обыкновенно бывает быстра и сурова. Второе, эта былина относится к глубокой древности (в ней мы встречаемся даже с оборотничеством, чего в песнях времён князя Владимира уже нет).