Социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества. В ходе социализации на индивида может быть оказано целенаправленное воздействие (воспитание) и стихийное воздействие.
Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.
Человек не может уйти от мира политики, в ходе ПС он “врастает в мир политики”, он приобщается к политической культуре, нормам и ценностям.
ПС может быть прямая и косвенная. Прямая - это непосредственно приобретение политических знаний и установок. Косвенная ПС - это усвоение политических знаний, навыков опосредованно, через какие-либо жизненные, порой даже бытовые ситуации (детство, семья).
Этапы политической социализации:
Политизация - у детей под влиянием оценок родителей формируются первичные представления о мире.
Персонализация - восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся фигуры полицейского, премьера, президента.
Идеализация - главным политическим фигурам приписываются определенные качества и формируется эмоциональное отношение к ПСО.
Институциализация - переход от персонифицируемого восприятия политики к более абстрактному.
Мышление человека идет от более конкретных понятий к более абстрактным, также человеком воспринимается и мир политического. Человек усваивает различные нормы, ценности, включая и политические на протяжении всей жизни. Мировоззрение человека выполняет роль стержня - влияние общества наталкивается на мировоззрение человека.
Существует понятие ресоциализации - это процесс радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры. Как правило, это долгий и мучительный процесс для личности, связанный с внутренним конфликтом.
Агенты социализации:
К ним относятся семья, система образования, общественные и политические институты и организации, церковь, СМИ, отдельные политические события (революция, репрессии, выборы).
В различных обществах, в разные исторические эпохи есть разные агенты социализации. В традиционном обществе - это прежде всего семья и церковь. Сейчас - СМИ.
Взаимодействие всех агентов и направление их в 1 поток осуществляет государство, именно оно следит за их лояльностью политическому режиму, идеологии, политическим стандартам.
Человек формирует свои взгляды и свое отношение к политике на пересечении всех конкурирующих друг с другом процессов, организаций.
Функции ПС:
Определение политических целей и ценностей, к достижению которых стремится человек и которые он хочет постичь через политическое участие.
Формирование представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности конкретных действий в конкретной ситуации.
Определение отношения индивида к окружающей политической системе общества.
Вырабатывает отношение к политической символике.
Формирует способности к познанию мира.
Формирует убеждения и отношения, через которые воспринимается политическая жизнь.
В итоге ПС формируется тот или иной тип личности:
Гармонический - складываются нормальные отношения к институтам власти, уважительный подход к существующим в обществе порядкам, форме гос. устройства, есть стремление к выполнению своих гражданских обязанностей.
Гегемонистский тип - резко критическое отношение человека к любым политическим порядкам, власти, политической системе кроме тех, которые им одобряются. Данный тип претендует на особую роль в политической жизни общества.
Плюралистический тип - это демократическая личность, которая признает равноправие в обществе, считается с мнением других, готов изменить свои собственные взгляды, оценки, если их ошибочность будет доказана.
Конфликтный тип - он стремится к разжиганию противоречий, к достижению своих целей и интересов при противостоянии.
Конъюнктурный тип - его поведение и взгляды всецело зависят от ситуации, в которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Этот тип беспринципен.
Особенности процесса политической социализации в разных странах
В США разветвленная система ПС. Процесс начинается с ранних лет жизни, с семьи. На начальной стадии происходит знакомство американцев с понятиями “президент”, “полицейский”, с гос. символами, с их значением и происхождением. В школе практикуются выборы органов самоуправления.
В средних классах складываются представления об американской Конституции, правовом статусе личности, исторических и политических деятелях (аспект - изображение портретов президентов на банкнотах - что еще является и механизмом экспансии американских идей).
Процесс продолжается в колледжах и университетах в ходе изучения конкретных предметов. Все это способствует гордости американцев за свою страну, подчас переходящей в самодовольство.
В ФРГ традиций ПС меньше, начинается с 1945 г., ее процесс был привнесен извне, оккупационными властями - Западом и СССР, а с 1989 г. - всецело Западом.
В Англии устойчивость ПС, традиционность ее символов - монархия, премьер-министр, парламент. Несмотря на кризисы института монархии она до сих пор существует как символ нации - отсюда вытекает возможность воспитания и приобщения к политике на ее основе.
Особенности политической социализации в России
В СССР система ПС была хорошо продуманной и разработанной. С рождения ребенок узнавал о значимых фигурах советской истории и современной ему эпохи - Ленине, Сталине, др. генеральном секретаре. Этому способствовали и революционные праздники. С детского сада ребенку становились известны гос. символы и их объяснение. С приходом в школу ребенка в 1 классе принимали в октябрята, одновременно рассказывали о биографии В.И. Ленина, но уже более подробно. Статус октябренка требовал хорошего определения и учебы. В классах среднего звена осуществлялся прием в пионеры - как правило, постепенно - от наиболее успевающих к наименее успевающим. Для приема в пионеры требовалось соблюдение определенных условий - посещения занятий, на которых изучалась история и атрибуты пионерии. Прием происходил в торжественной обстановке, чем подчеркивалась значимость события. В старших классах принимали в ВЛКСМ - что было своеобразной подготовкой к жизни, к вступлению в партию.
В условиях СССР и однопартийной системы не было оппозиции, никто не критиковал советские ценности и нормы - они были общезначимыми. На советские идеалы работали культура, воспитание, идеология.
В современной России с политической социализацией трудности. После крушения СССР прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, прежние нормы растоптали, а новые идеалы еще только формируются. При этом новые символы и ценности принимаются далеко не всем обществом, часть общества стоит на старых идеях, а часть отвергает и старое, и новое. Кроме того, в России впервые за последние 1000 лет нет объединяющей идеи.
Важное место в системе целенаправленного развития политических структур общества занимают процессы политической социализации человека.
Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь такую определяющую, как политика.
Политическая социализация в своей сущности представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, характерных для него общественно-политических отношений, направленности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений - личностей, фактически воссоздающих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности. Социализация выполняет роль своеобразного посредника, связывающего «прошлое с будущим», является способом организации исторической преемственности в политической сфере.
С точки зрения реализации специфической функции - сохранения традиционных общественных отношений - социализация с этой стороны предстает в виде «жесткого» вовлечения человека в уже сложившуюся до него систему политических отношений и соответствующих им форм деятельности и тем самым способствует фактическому «ограничению» его социально значимой жизни участием только в этих готовых формах и видах политической деятельности. Но это лишь одна сторона социализации - характеристика ее консервативной направленности.
Есть и другая сторона, дающая толчок прогрессивному развитию отношений, не позволяющая «уснуть» вечно тлеющему в душе каждого человека «огоньку» новаторства и активности.
Вспомним формулу К.Маркса, в наши дни незаслуженно забытую: «Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм» . При этом, как подчеркивал К.Маркс, «изменяются не только объективные условия... изменяются и сами производители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» .
Иначе говоря, нельзя забывать тот факт, что не только общество «творит» себе подобное существо - «homopoliticus», но и человек «творит общество», «творит самого себя и окружающих». Творческая активность личности, т.е. политическое «я» в дальнейшем развитии существующих общественных отношений, в решении назревших задач приобрели сегодня многократное значение.
Политическую социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу индивиду политической информации, знаний, его приобщение к существующим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социального опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индивидом существующей системы общественных отношений за счет его активной деятельности в процессе включения в социально-политическую среду.
В социологическом плане задачи, решаемые обществом в процессе политической социализации личности, могут быть выражены в виде: а) формирования способностей и свойств индивидов, необходимых для выполнения ими общественных функций; б) включения индивида в систему общественно-политической самореализации личности; в) замещения индивидами социальных ролей (позиций) в системе социально-политических отношений; г) развития и обогащения существующих общественных, и прежде всего политических, отношений.
Политическая социализация по своему содержанию представляет собой своеобразное введение человека в социально-политическую среду, приобщение его к системе функционирующих политических ориентаций, традиций, навыков, передачу и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной, и прежде всего общественно-политической, активности, иначе говоря, включение индивида в систему социально-политических отношений посредством наделения его свойствами, необходимыми для нормального функционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.
В результате политической социализации человек при сохранении социальных различий, обусловленных материальным достатком и положением, наделяется такими общественными свойствами, которые предопределены его непосредственной принадлежностью к тому или иному социальному слою, общности людей, объединенных рамками одного государства.
Человек в процессе его социализации в сфере политики не просто усваивает характер существующих в данном обществе общественных отношений, накопленный опыт политической жизни, его особенности, существующие нормы, ценности и традиции, политические образы и роли, но и преобразовывает их в свои собственные ориентации и установки, в результате чего формируется социально-политическая зрелость и способность эффективно участвовать в жизни социальных групп и общества. Усвоенные политические нормы и ценности и сформированные у человека установки к осуществлению определенных социально-политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реакции порождают у него более или менее стабильные модели возможного поведения в сфере политики. Характерная черта этого процесса не пассивное восприятие, а активное применение полученного, его преобразование, т.е. своеобразная отдача в виде развития существующих политических отношений, переход их на новую ступень. Таким образом, если общество в процессе социализации в сфере политики «творит» человека как гражданина, то социализируемый индивид, творчески влияя на развитие существующих политических структур и отношений, обновляет само общество.
Социализация в сфере политики существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности. Ее промежуточным и конечным результатом является формирование у личности определенного состояния политической культуры как качественной характеристики творческой адаптированности личности к существующим политическим отношениям и социально- политической активности. Причем следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредственное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень политических отношений и существующих институтов власти и управления.
Процесс социализации в сфере политики может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида.
Он в целом имеет свои временные рамки. Границы основных стадий социализации принято увязывать с возрастными рамками развития личности. С таким утверждением можно согласиться, но вместе с тем следует оговорить, что определять временные рамки социализации индивида нельзя вообще, абстрактно, безотносительно к каким-то определенным сферам общественных отношений и предметной деятельности человека. Последние налагают существенный отпечаток как на само содержание социализации, так и на его временные рамки. При всей схожести этих временных рамок к различным видам социализации (нравственной, правовой, эстетической, трудовой и т.д.) применительно к сфере политики они имеют ярко выраженный специфический характер.
Временные рамки процесса политической социализации не ограничиваются, на наш взгляд, как принято считать в социальной психологии, стадией раннего детства и юности , а наряду с ними включают в себя и более поздний период социального функционирования личности как субъекта политических отношений - гражданина соответствующего государства. Это в значительной степени обусловлено тем, что в период детства и юности идет в основном процесс «наращивания» политических знаний, познавательного и вместе с тем преимущественно эмоционального усвоения основных, присущих обществу политических ценностей и ориентаций. Как правило, их активная реализация и внесение своего «собственного» вклада в развитие политических отношений и связей начинаются примерно с 18 лет. Этот же возраст для политики определен конституционными положениями. А поскольку политическая социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе политической деятельности, практического «развития», «совершенствования» индивидом существующих общественных отношений, постольку стадии политической социализации охватывают не только периоды детства и юности, но и период зрелого развития человека.
Динамичная смена событий и явлений в политике, их скоротечность, известная подвижность соответствующих этому эталонов, ценностей и социальных регуляторов поведения оказывают существенное влияние на социализацию человека и его различные возрастные периоды, устраняют ее косность и консерватизм, придают ей гибкость и динамизм. Несомненно, что сам процесс социализации в сфере политики охватывает весь жизненный путь человека в обществе и не ограничивается лишь одними этапами формирования личности .
В самом процессе политической социализации необходимо различать и соответственно выделять его активную фазу и стабилизирующе- корректирующие периоды. Активная фаза социализации длится не всю жизнь, а период, необходимый для устойчивой интериоризации комплекса коренных, основных для данного социального строя норм, ценностей, ролей и выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как активного субъекта политических отношений. В ней, как представляется, можно выделить подпериоды первичной, промежуточной, устойчивой и целостной социализации. Стабилизирую- щекорректирующие периоды охватывают отрезки времени, необходимые для внесения известных коррективов в сложившуюся систему взглядов, представлений и установок личности в соответствии с меняющейся международной или внутриполитической обстановкой и перспективами дальнейшего развития политических отношений в том или ином направлении. В связи с этим с идеологической и социологической точек зрения целесообразны во всем периоде политической социализации этапы и подэтапы, соответствующие физиологическому, умственному и психическому уровню развития человека. Это с точки зрения оптимального построения системы политической социализации и ее центральной составной части - идеологической, политико-воспитательной работы - позволит более четко определить, когда, в какой период, в какие сроки и в какой степени в проводимой работе надо делать упор на формирование тех или иных структурных элементов политической культуры личности (знаний, информированности, ценностных ориентаций, установок, убеждений, социальной активности).
На всех стадиях политической социализации личности общество оказывает на нее непосредственное воздействие. Последнее осуществляется в рамках институтов социализации с помощью передачи каждой политически становящейся личности некоторой системы норм и ценностей. Институтами политической социализации являются семья, дошкольные учреждения (ясли, детские сады), школы, ПТУ, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, само государство через его организации и учреждения власти и управления, формальные и неформальные возрастные группы, средства массовой коммуникации. Институты политической социализации действуют с разной степенью интенсивности на различных этапах и подэтапах социально-политического развития личности. Каждый институт решает определенные задачи, что позволяет достичь общего результата - сформировать зрелого, политически грамотного гражданина современного общества.
Центральным институтом ранней стадии политической социализации индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и остальные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политические ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок индивида, его ценностные ориентации и их реализацию в будущем в сфере политики. Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отведена и таким специализированным учреждениям общественного воспитания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, детские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентаций, осознание таких понятий, как «добро» и «зло», «родина», «страна», «народ», зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей.
Большое значение в политической социализации индивида на промежуточной и устойчивой стадиях имеют такие учреждения, как школа, техникумы, ПТУ, вузы. И хотя семья продолжает по-прежнему (особенно в первые годы промежуточной стадии) играть большую роль, постепенно все же большее значение для политического развития личности приобретают школа, техникумы, училища, вузы, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, ученические, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию личности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В становлении личности как будущего субъекта политических отношений на этой стадии все большее значение приобретают и средства массовой информации. Существенное влияние на политическую социализацию человека и его общественно-политическую активность оказывают резко увеличивающиеся в этот период межличностные связи в рамках формальных и неформальных групп. Именно в этот период социального и политического становления и развития человек решает для себя такие важные с политической точки зрения вопросы, как о смысле жизни, о своем месте в ней, примеряет к себе прообразы различных социально- политических ролей. Именно в этот период вырабатываются основные позиции становления социально зрелой личности. При этом, как справедливо отмечает И.С. Кон, «его реальный выбор, да и сами его стремления, сознает он это или нет, в огромной степени определяются предшествующим воспитанием и влиянием окружающих людей, социальной средой» .
Подпериоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают собой период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовлены на предшествующих стадиях политической социализации. Политическая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая информированность, глубокие политические знания, относительная устойчивость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления.
Наиболее значимые в эти подпериоды институты политической социализации - производственный коллектив, общественные организации, формальные и неформальные группы.
Причем проведенные исследования показывают, что средства массовой информации и трудовой коллектив являются центральными звеньями всей системы социализации человека, и прежде всего политической. Именно благодаря им человек в полной мере может получить и реализовать накопленные политические знания, проявить себя как субъект политической жизни страны. Особенности и специфика этих двух важнейших составных частей системы социализации в значительной мере предопределяют характер и направленность политической социализации человека и ее итог - уровень политической культуры личности. Так, результаты многочисленных опросов показали, что трудовой коллектив занимает второе место после средств массовой информации по объему передаваемых личности политических знаний, оказывает существенное влияние на процесс усвоения и осмысления полученной информации, а в процессе развития навыков и умений политической деятельности занимает первое место среди прочих институтов.
Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает определенные убеждения.
Социологические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее время составные части системы политической социализации в трудовом коллективе работают недостаточно связанно. Яркий пример тому - еще имеющиеся противоречия между уровнем политических знаний и их реализацией в конкретной общественно-политической деятельности. В итоге - низкий уровень развитости умений и навыков политической деятельности части трудящихся.
В целенаправленной деятельности по укреплению системы политической социализации важен координированный учет всех ее функций.
Функциями политической социализации являются: информационная, ценностно-ориентировочная, установочно-нормативная, поведен- ческо-деятельная. При этом итоговая цель реализации всех этих функций - формирование политической культуры личности, формирование ее как гражданина соответствующего государства. Политическая социализация своей информационной функцией осуществляет передачу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, правильной ориентации в вопросах социальной жизни. Вторичная цель информационной функции социализации - удовлетворение потребности и интересов развитой личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы.
Информационная функция направлена на решение познавательных задач в области политических и иных классовых отношений. Итог ее реализации - развитие когнитивных аспектов политического сознания личности, представляющих собой основу формирования ее политической культуры. В содержании политической информации знания: о форме бытующих в обществе социальных отношений и их политическом урегулировании, о существующем государственном устройстве, о правах и обязанностях гражданина, социальной роли личности на различных этапах и уровнях функционирования политической системы, о политических ценностях и общепринятых ценностных ориентациях. Итог реализации информационной функции политической социализации - накопление у личности определенного запаса специальных политических знаний, необходимых для осуществления различных социально-политических ролей в обществе. Это знания и представления о власти и политике, их классовой природе; знание существа политики, ее норм и принципов, идей и воззрений, лежащих в основе управления социальными процессами в различных общественных системах и позволяющих оценить характер политики, реализующих ее сил; знание политического устройства государства, форм и способов участия в управлении обществом, в решении политических вопросов.
Процесс политической социализации в обществе нельзя представить и без передачи личности информации о его принципах и идеалах; знаний об истории человечества и своего государства; конституции, правах, свободах и обязанностях гражданина своего государства.
Рассматривая информационную функцию политической социализации, следует особо подчеркнуть, что ее реализация означает передачу личности не только сугубо политических знаний, но и правовых, экономических и других, входящих в зоны соприкосновения и взаимодействия когнитивного аспекта политической культуры с иными видами культур. Это объясняется тем, что политическая социализация не происходит обособленно, самостоятельно, а тесно увязывается с нравствен- но-правовой, экономической социализацией.
Не менее важной по значимости является ценностно-ориентировочная функция. В ходе ее реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей и ориентаций, у него вырабатывается определенный аппарат, аппарат политического мышления, своя собственная система ценностных ориентаций с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим. Важная роль в реализации ценностно-ориентировочной функции отведена политической культуре общества, находящей как духовное, так и материализованное выражение в существующих в обществе политических институтах. Реализуя данную функцию, политическая социализация первейшей своей целью имеет формирование мировоззренческого ядра политической культуры личности. Оно складывается как итог духовного развития субъекта, осмысления общественных отношений. Политическое мировоззрение каждого человека формируется на базе высокой степени обобщений и предполагает сравнительно развитую способность индивида к абстрагированию и теоретическому мышлению. Вот почему для формирования мировоззренческого ядра политической культуры личности решающее значение имеет теория.
Вместе с тем было бы упрощением считать, что мировоззренческий аспект политической культуры формируется и утверждается только в результате изучения философии как науки. В его содержание входят не только научно-философские знания, но и данные других наук, и прежде всего жизненный опыт, здравый смысл. Последнее нередко приводит человека к материалистическим, политическим выводам, если он даже недостаточно хорошо, полно знаком с диалектико-материалистической философией. В.И. Ленин именовал это стихийным материализмом и стихийной диалектикой. Более того, индивид осваивает политико-философские начала именно со знакомства с более простыми для понимания науками, в которых так или иначе содержатся мировоззренческие выводы. Но только овладение философией дает возможность делать глубокие мировоззренческие обобщения, приводит в систему политические взгляды, высвечивает идеологический аспект явлений, придает политическим знаниям завершенность и устойчивость.
Не менее важной и тесно связанной с ценностно-ориентировочной представляется реализация установочно-нормативной функции. Последняя охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенных установок на восприятие и потребление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, выбор своего стиля и направленности поведения в политических отношениях.
Анализируя с этой точки зрения нынешнее состояние политической социализированности граждан нашей страны, что характеризует и состояние их политической культуры, следует отметить зафиксированный исследованиями низкий уровень политической убежденности в ранее пропагандировавшихся идеалах и принципах коммунистической идеологии и практики. С другой стороны, высок уровень гражданской позиции опрошенных в вопросах борьбы с имеющимися в обществе негативными явлениями. Среди опрошенных (свыше 95%) ярко выражен настрой на необходимость искоренения в обществе всяких антисоциальных проявлений, мешающих нормально жить.
Подводя итог, представляется необходимым отметить, что чем выше уровень политической социализированности индивидов, тем выше уровень развитости общественных отношений, их стабильности и динамичной поступательности развития. Вместе с тем следует отметить, что, к сожалению, в литературе уделяется очень слабое внимание анализу социализации как целенаправленному процессу воспроизводства и развития общества. Понятие же «политическая социализация» является вообще практически не разработанным. Неопределенность самого понятия «политическая социализация», а также малоизученность границ, структуры, механизма и институтов этого процесса нередко приводят к тому, что по адресу «социализации в политике» высказывается довольно критическое отношение.
Политическая социализация должна стать объектом более пристального внимания со стороны практических работников, ученых-об- ществоведов, и в первую очередь социологов и юристов. В настоящее время отсутствует какая-либо методика социологического анализа процесса социализации человека в сфере политики. Вместе с тем она является насущной потребностью сегодняшнего дня. В связи с этим хотелось бы обозначить отдельные возможные методологические подходы к социологическому анализу социализации.
Анализ итогов политической социализации следует производить не по одному какому-то критерию или показателю, а по их сложной и разветвленной системе. Последняя должна включать в себя на уровне личности оценки политической информированности, компетентности, убежденности, активности, включенности в политическое руководство обществом. При этом важнейшим показателем является степень достигнутого единства знаний, убеждений и действий в реализации политической линии.
В качестве объектов исследования процесса политической социализации человека могут выступать: система выработанных и используемых политических знаний; интерес к политической проблематике, система ценностных политических ориентаций, система политических убежденческих установок, система мотивов конкретного поведения, система поведенческих установок, система мировоззренческих позиций, система политических навыков и умений, характер конкретного поведения.
Рассмотрение политической социализации с точки зрения ее механизма и его эффективности предполагает и анализ политической социализации на уровне общества в целом. По нашему представлению, это не только допустимо, но и обязательно, ибо общество в целом - ее центральный субъект, порождающий как саму возможность социально- политического становления личности как гражданина, проявления политической власти, реализации политических прав и обязанностей, так и их государственное закрепление и выражение в форме определенного политического статуса личности.
С этой точки зрения политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям уровней политической культуры его членов - граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый организм, и прежде всего по присущим ему формам и способам политической социализации человека. В ходе анализа последних, по нашему представлению, следует рассмотреть: характер политической организации общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и способы участия членов общества в политической жизни страны, средства организации политической жизни, институализированный и неинституализированный исторический социально-политический опыт национальной общности, политические обычаи и традиции, систему выработанных обществом и активно используемых в своем развитии политических идей, принципов, ценностей и т.д. Каждый из названных показателей содержит в себе настолько широкую и богатую характеристику той или иной стороны механизма политической социализации, что требует самостоятельного изучения. Однако только суммарная качественная характеристика, основанная на данных анализа всех показателей, позволяет должным образом оценить механизм и процесс политической социализации в целом.
Политическая социализация предполагает рассмотрение и процессов функционирования в бытующих социальных отношениях таких принципов и ценностей, как гражданская дисциплина, социальная справедливость, равенство, интернационализм, законность и т.д. Исследование процесса политической социализации предполагает анализ совокупности методов и средств организации политической жизни, управления общественной жизнью, уровня научности политических теорий и их внедрения в массы.
Итог политической социализации - формирование политической культуры личности. Ее можно было бы определить как показатель, отражающий качественное своеобразие и уровень политической информированности, компетентности, убежденности и социально-политической активности трудящихся, выражающийся в деятельности, направленной на реализацию социально-политических отношений в рамках существующей политической системы. Политическая культура вносится в массы государством и партиями, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д. Однако ключевая роль в ее воспитании принадлежит государству. Оно организует массовое обучение граждан политическим знаниям и навыкам управления обществом, государством, разрабатывает и совершенствует идейное ядро политической культуры всего общества.
Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов , присущих конкретному обществу, называется политической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обеспечивать стабильность общества и .
— процесс включения личности в .
Существует несколько трактовок процесса социализации. Их можно свести к следующим двум.
Индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующего его биологические побуждения и инстинкты, с которыми он рождается. Социализация состоит в обуздании этих разрушительных для общества побуждений. Контроль общества над природными инстинктами создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. По сути, это деструктивный процесс. Он подразумевает разрушение и перестройку системы установок индивида на активность в окружающей среде. При этом разрушается эгоизм отдельной личности.
Социализация означает включение индивида в социальную систему через обучение социальным ролям, постоянную адаптацию к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения. По сути, это конструктивный процесс. Он подразумевает создание (на «чистом листе») системы установок на социальные отношения. При этом конструируется коллективизм.
Различают две фазы этой политической социализации :
В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина . При этом понятие «политической социализации» шире, чем понятия «политическое воспитание» или «политическое просвещение», так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийное влияние и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций такие, которые отвечают ее внутренним представлениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным.
Критерии политического развития личности:С точки зрения уровней политической активности , различают личность :
Агенты политической социализации — это институты, которые формируют . К ним относится прежде всего в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов.
Государство определяет важные параметры политической культуры: разрабатывает законодательные нормы, определяющие политическое поведение граждан; формирует и закрепляет национальные политические символы; и т. д.
Большинство из названных агентов выполняют свою функцию на поздних стадиях социализации, когда основы политических знаний и моделей поведения уже заложены в сознание человека. На ранней стадии политической социализации эту роль выполняют , школа, ближайшее окружение, а также лидеры общественного мнения.
Следует иметь в виду, что процесс политической социализации личности сродни процессу общей и предстает, с одной стороны, как интеграция индивида в политическое сообщество через оснащение закрепленным в опытом предыдущих поколений (политическая адаптация). С другой стороны, — как включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека, выработка на этой основе политических убеждений (политическая интериоризация).
Особо следует остановиться на разборе различных моделей политической социализации личности, среди которых наиболее распространенными выступают две: модель «подчинения», уходящая своими истоками к концепции Т.Гоббса, который утверждал, что отдельный человек неразумен, эгоистичен и не способен совладеть со своими страстями. Поэтому его подчинение монополисту власти является единственной альтернативой анархии, «войне всех против всех». И модель «интереса», связанная своими корнями с именами А.Смита, Г.Спенсера, У.Годвина и др., в рамках которой развитие общества и обеспечение порядка видится не в силе подавления, а в рациональном осознании индивидами своих выгод и преимуществ от общих усилий.
Наряду с этими «традиционными» моделями следует уяснить и существо новых подходов, проявляющихся в таких концепциях политической социализации личности, как «теория ролей», «теория черт», политический бихевиоризм, «гуманистической психологии» и др.
Заслуживают самого пристального внимания и существующие типологии политически социализированной личности:
Люди не рождаются с готовыми знаниями о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией.
Политическая социализация – процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.
Политическая социализация представляет собой становление политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Политическая социализация присутствует в любой стране и при любых формах правления.
Основные задачи процесса политической социализации:
– передача новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания;
– создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта для политической деятельности и творчества всех желающих;
– преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.
Факторы, влияющие на процесс политической социализации:
– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);
– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);
– средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы);
– характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения;
– культура, наука, искусство;
– национальные традиции.
Тем не менее преобладание в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека широкий выбор для своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Наиболее оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, исторический опыт он связан с прошлым; с помощью норм, институтов, ценностей настоящего и прошлого активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.
Выделяют следующие типы политической социализации:
– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;
– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.
Важное место в системе целенаправленного развития политических структур общества занимают процессы политической социализации человека.
Термин "политическая социализация" впервые был введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом и в дальнейшем получил широкое распространение в научном лексиконе.
Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь такую определяющую, как политика. Политика являет собой важнейшую часть жизни общества. Человек никуда не может от нее уйти, всегда при любых обстоятельствах и при любых режимах он выполняет те или иные политические роли. Поэтому и возникает закономерный вопрос, как он вовлекается в политику, как овладевает теми или иными политическими ролями.
Большинство мнений по этому вопросу сводятся к тому, что политическая социализация -- это длительный и к тому же достаточно сложный, двусторонний процесс. Он складывается, с одной стороны, с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, нормах политического поведения, с другой стороны -- с приобретением личностью в результате участия в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных конкретной действительностью.
Образцы политической культуры, в каких бы она типах не существовала, переходят от эпохи к эпохе, передаются от одного поколения к другому в процессе политической социализации. Если культура суть, способ деятельности, то им человеку нужно овладевать. Понятие политической социализации производное от общего социологического понятия -- "социализация", обозначающего процесс формирования человеческой субъективности, то есть личностных качеств. Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, обретая тем самым свойства политической субъективности.
Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.
Предлагаемое определение политической социализации ориентирует на восприятие этого процесса как непрерывного, не очерченного какими-либо определенными, временными границами. Его нельзя сводить к какому-то периоду обучения или отдельным эпизодам участия в политической жизни. Едва ли будет правильным также считать, как это делает Е. Вятр, что проблематика политической социализации является по существу идеологической. Ведь политика отнюдь не исчерпывается идеологией: она, как отмечалось ранее, стремится быть наукой и искусством управления общественной жизнью. Не случайно же в настоящее время входит в обиход понятие политического менеджмента. Узкая, односторонняя трактовка политической социализации как якобы процесса в сущности идеологического создает предпосылку для отрицания его необходимости под предлогом деидеологизации общественных отношений.
Из сказанного вытекает понимание политической социализации как процесса многопланового, осуществляемого посредством совокупности деятельностей, форм и способов активности. Поскольку политическая культура включает определенный комплекс знаний, то для политической социализации очевидна необходимость познавательной деятельности и формирование у субъекта политического образа мышления. Однако само по себе познание политических явлений, ценностей, норм еще не означает превращения их в культурный арсенал отдельного человека, как и социальной группы. Ценности и нормы становятся элементами внутреннего, мира человека, превращаются в убеждения, в жизненные ориентиры и позиции, преобразуются в способ деятельности в ходе политического воспитания и политической практики.
Таким образом, политическая социализация включает познавательную, воспитательную и практическую политическую деятельности в их единстве. Соответственно многообразны средства политической социализации. Их арсенал простирается от школьного обучения до непосредственного участия людей в управлении государством. Институтами социализации выступают все политические и общественные организации, составляющие политическую систему, все органы и механизмы власти. В свою очередь, политическая социализация сама является важным механизмом в функционировании власти.
В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная).
Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний и установок.
Косвенная социализация - это своего рода "проекция" черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношения к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.)
Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.
Допартиципаторный (первый) этап, когда индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе, охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии, общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.
Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис выделяют четыре такие стадии: "политизацию", "персонализацию", "идеализацию" и "институализацию" .
На первой из них - стадии политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются новые представления о мире политики.
Вторая стадия - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.
На третьей стадии - идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.
Четвертая стадия, получившая название институционализации характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладывается представление об институтах власти.
Стадия политизации, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание того, что есть власть выше власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей.
На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка как с крупными политическими лидерами общенационального масштаба (президентом, премьер-министром, лидерами крупнейших политических партий), так и с лицами, олицетворяющими власть в повседневной жизни (полицейский).
Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе.
На стадии институализации ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т.е. к восприятию власти как обезличенного института (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и о переходе к самостоятельному видению политики.
Второй этап политической социализации -- партиципаторный -- начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации, и охватывает несколько циклов человеческой жизни: овладение профессией, службу в армии, трудовую деятельность, создание семьи. В ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного Я, осмысление своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся со взглядами родителей, а в чем-то и со взглядами сверстников.
Для этого этапа характерна так называемая вторичная политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, когда человек сам выбирает и усваивает определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация является непрерывной самокоррекцией человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.
На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную, роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия.
Третий этап политической социализации -- постпартиципаторный -- начинается у разных индивидов в разном возрасте, чаще всего в пенсионном. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. Люди в этом возрасте, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.
Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия, как "власть", "свобода", "права человека"), нежели мышление 11-летних детей (носящее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок.
Сформированные в детские и юношеские годы, политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившиеся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получившей название ресоциализации) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением структуры личности.
Результатом политической социализации является определенная структура личности, в которой политические ценности и цели стали устойчивыми и работающими элементами.
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант или, собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.); агенты социализации (социализаторы) или непосредственные "проводники" социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.)
Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог Р.М. Мерельман выделяет четыре таких модели.
Первая - системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.
Вторая модель, обозначаемая как гогемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме "своей". Ведущими агентурами в этой модели являются СМИ.
В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлении граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, СМИ, партии и группы интересов.
Четвертая модель - конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
Первая модель социализации в большей степени характерна для англо- американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья присуща континентально европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.
В каждой политической системе процесс социализации имеет свои особенности. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической социализации индивида в США гораздо больше, нежели, скажем, в Западной Европе. Отцы оказывают на формирующиеся политические взгляды детей большее влияние, чем матери. Однако, в случае расхождения политических пристрастии родителей, дети чаще занимают позицию матери.
Старые модели политического участия и поведения, освоенные старшим поколением, зачастую отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них реализации собственных групповых интересов, адаптацию зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.