В чем заключается человеческая сущность. Поговорим о высоком: в чем заключается сущность человека

В чем заключается человеческая сущность. Поговорим о высоком: в чем заключается сущность человека

    Практическая деятельность в производственно-экономической сфере.

    Включенность человека в систему общественных отношений.

    Психологическая структура личности.

    Познавательные способности.

    Творческая деятельность.

    Интересы.

  1. Нравственные начала.

    Целеустремленность.

Социальную сущность человека определяет его практическая деятельность, включенность в процесс экономического производства и развитие общественных отношений. В силу этого человек проявляется, как субъект и объект.

В процессе деятельности, общения – формируется и развивается психическая и психологическая структура личности. Формируются познавательные способности, интересы, творческая деятельность, которая в свою очередь реализуется в наших поступках. В процессе общественного развития изменяются формы, характер и содержание человеческой активности. Формируются и усложняются материально-практическая деятельность и духовная. Но и та, и другая являются социальной деятельностью.

Деятельность человека носит осознанный характер:

    Познание законов природы и общественного развития.

    Действие в соответствии с этими законами.

    Самосознание как осознание:

    • Своих способностей.

      Своих возможностей.

      Нравственности.

      Социальной нормы.

      Самореализация – деятельность по реализации своих способностей.

Нравственность – общепринятые, социально-значимые нормы поведения и идеалы, направленные на сохранение и развитие общечеловеческого общежития.

Мораль – степень осознания и реализации норм нравственности.

Норма нравственности – мера требования общества к людям. Например, единство личного и общественного: совесть долг и т.д.

Следует различать понятия «человек», «личность», «индивид».

Человек – разумное, биосоциальное существо, продукт естественной эволюции и общественно-исторического развития. Субъект общественно-исторической деятельности.

Личность – субъект и объект общественных отношений. Как объект воспитания и как субъект создателя среды.

Индивид – отдельный человек, единица человеческого рода.

Рассматривая смысл жизни, необходимо выделить направления:

    Универсально-космическая форма.

Принцип самоорганизации мира. Жизнь проходит естественный необходимый этап саморазвития, усложнения, в соответствии с законами мира. Действует принцип оптимального соответствия условиям эволюции мира.

    Биологический аспект.

«Смысл жизни в самой жизни» (с) Павлов.

    Социальный аспект.

Практическая, социальная деятельность. Ответственность перед обществом.

    Личностный аспект.

Жизнь состоится, если человек будет разумно решать проблему совершенства. Стремление к совершенству, имеющему социальный смысл.

Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность - социальная сущность человека».

Человек - биосоциальное существо

Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.

К биологическим относят:

  • тело человека, мозг;
  • инстинкты;
  • биологические потребности: в пище, сне, жилище.

К социальным относят:

  • речь, мышление, умения человека;
  • потребность в общении;
  • потребность в получении новых знаний.

Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • эти качества противопоставлены друг другу;
  • находятся в неразрывном сочетании.

Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.

Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.

Первый подход - рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.

Второй подход - рассматривать личность посредством набора ролей.

К таким ролям относятся:

  • родитель;
  • ребенок;
  • работник;
  • покупатель;
  • пешеход;
  • водитель и другие.

Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил.

В России отношения в семье в 19 и в 21 веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.

Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.

Самореализация и самосознание

Данные понятия обозначают важные для личности процессы.

Самосознание - это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.

Самореализация - достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.

Что мы узнали?

Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью - значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.

Вопрос 48. Антропосоциогенез, его сущность, основные этапы и тенденции развития.

Антропосоциогенез - исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

Одним из аспектов взаимодействия общества и природы является антропосоциогенез - происхождение человека и общества. В XIX веке учение об антропогенезе прочно связано с именем Ч.Дарвина. Главный вывод Ч.Дарвина - генетическое родство человека с животным, следовательно, естественное, природное происхождение человека в процессе эволюции, основными механизмами которой являются наследственность и естественный отбор, осуществляемый в процессе борьбы за существование.

Собственно возникновение человека с мышлением и речью, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, было рассмотрено Ф.Энгельсом, сторонником трудовой гипотезы происхождения человека и общества. В работах "Диалектика природы", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать продукты природы в своей деятельности - камни, палки; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; вынужден искать защиту от холода при изменении климата. Эти предпосылки стимулируют развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, ведут к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. С помощью совершенствования руки стало возможным невиданно расширить круг предметов, с помощью которых можно воздействовать на природу.

"Начала" и "концы" представленной версии антропогенеза относительно ясны. В начале эволюции стоит животное, чьи биологические механизмы адаптации уже не справляются с изменившимися условиями окружающей среды. В конце - человек, обладающий сознанием и речью, испытывающий неодолимую потребность жить в коллективе, изготовляющий орудия труда.

С точки зрения марксизма человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homosapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Марксизм связывает понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой и продуктом истории. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она [сущность] есть совокупность всех общественных отношений». Подчеркивая значение общественных связей и характеристик человека, марксизм отнюдь не нивелирует отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных присущими им характером, волей, способностями и страстями. Напротив, он обращает внимание на общие закономерности, чтобы рельефнее оттенить и сделать научно объяснимыми эти личностные качества людей. Обращаясь к социальной сущности человека, марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов и устанавливает примат первых. Человека как биосоциальное существо не обладает «двойственной природой». Биологические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в «снятом виде», через опосредствование и преобразование со стороны факторов социального порядка. Индивидуальное и историческое развитие человека – процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества, «абсолютного движения становления» (Маркс) человеческого в человеке. Марксизм отвергает биологизаторские концепции человека, которые порождаются, в частности, со ссылками генетику. Он связывает развитие человека с общественным прогрессом в направлении к разумному и гуманному обществу, при котором полное и всестороннее, своб. развитие каждого индивида, всех членов общества становится «самоцелью».



Т. обр., человек – не просто разумное живое существо, а такое существо, которое формируется только в общественных, социально-культурных условиях. Человеку свойственна двойственная, биосоциальная природа: он обладает особенностями, которые, с одной стороны, присущи ему как биологическому виду, а с другой – рождаются и изменяются в ходе развития общества. При этом его биологические свойства являются лишь исходными предпосылками, при которых развертывается специфический образ жизни человека как члена общества, создателя и носителя культуры.

Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум - это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к . Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал - биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек - это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

  • у него есть способность к прямостоянию и прямохождению;
  • у человека очень развиты органы речи, поэтому он может выражать свои мысли;
  • волосяной покров менее плотный, чем у животных;
  • головной мозг большой по размеру;
  • человек способен развивать мелкую моторику рук, благодаря подвижным кистям.

Кроме того, только люди могут заниматься , культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, - индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Индивид - это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность - особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Личность - человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

Полезное видео: природное и общественное в человеке

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли - Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель - говорили о том, что каждый - продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в . Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели — фантасты. Например, . На Землю в его произведении «В конце времен» прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

  • Фридрих Энгельс говорил о том, что по основному орудию труда можно многое узнать о том, к какому общественному строю принадлежат люди.
  • По бытовым предметам можно судить о внешнем виде и пропорциях человеческого тела. Судя по тому, чем люди питаются, что растет на фермах и полях, чем забиты прилавки магазинов, можно понять, как устроен организм.
  • Изучив устройство предприятий и заводов, можно изучить общественные технологии. Определить, насколько развита производительность труда и какие основные социальные институты имеются в определенной местности.
  • Многое о человеческой цивилизации могут сказать книги, языки, видео и звукозаписи. Благодаря этому познается духовный мир людей, их мышление и психология. Можно узнать про цели, неудачи, радости, мечты и страхи.

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются «волчатами». Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Биологическое начало

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них - австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство - кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация - у каждого она своя.

Полезное видео: основы взаимосвязи биологического и социального

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.

Экономическая теория, в том числе политическая экономия, для выяснения роли человека прибегают к различным характеристикам: субъект производительных сил и экономических отношений (производственных), рабочая сила, личностный фактор производства, человеческий капитал, человек экономическая и тому подобное. Поиски ученых длятся несколько веков, создан различные теории о месте человека в экономическом и социальном прогрессе.

В марксистской политической экономии, несмотря на провозглашенную тезис о человеке как главную производительную силу, политико-экономические проблемы, законы развития человека и его роль в отношениях экономической собственности (кроме положения, она является субъектом таких отношений) практически не рассматривались. Раскрытие социально-экономической сущности человека, роли человека-работника и человека-владельца, значение экономического мышления и закона возрастания потребностей позволяет понять, что именно человек является решающим движущей силой социально-экономического прогресса.

Социально-экономическая сущность человека

Социальная сущность человека.

Каждый человек - это очень сложная система, в которой совмещены земные и космические силы, природный и духовный миры, гены ее предков и генофонд будущих поколений и тому подобное. Так, еще в XVII в. нидерландский ученый Христиан Гюйгенс (1629-1696) связывал деятельность человека с Космосом; эту идею развил отечественный ученый Владимир Вернадский (1863-1945) в концепции ноосферы. Различные аспекты человека изучают естественные и общественные науки, специальные научные учреждения. Простейшую обобщенную характеристику человека предлагает философия, определяя ее как биосоциальную и духовное существо, то есть существо, в котором противоречиво сочетаются биологическая и социальная стороны, взаимообуславливают, взаимоисключающи, взаимопроникают и т.д., т.е. взаимодействуют между собой. Поэтому украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794) разграничивал в человеке внутреннюю (духовную) и внешнюю (материальную) природу. Характеризуя сущность человека, М. Туган-Барановский называл человеческую личность верховной целью в себе.

Социальная сущность человека - комплекс общественных видов ее деятельности, основанные на сохранении положительных сторон современного человека экономической (человека-работника нового типа и человека-собственника) в сочетании с его биологической стороной.

Человек как биологическое существо является творением Божьим, на котором постоянно сказывалось влияние природы. Она наделена прежде всего природными силами, которые формируются и воспроизводятся в процессе труда. Поэтому работа по физической точки зрения - это осуществление определенных функций человеческого организма, каждая из которых - затраты мозга, нервов, мускулов, органов чувств и др. Воспроизведение человека предусматривает сохранение и поддержание индивида как биологического явления.

Люди должны также удовлетворять свои экологические потребности. Природа и производит, и непосредственно удовлетворяет их. Она является первоосновой физического, психического и эмоционального здоровья отдельного человека и общества в целом. Игнорирование законов природы ухудшает экологическую среду, деформирует личность. Так, по данным американских ученых, в США до 9% смертности населения связано с повышением содержания вредных веществ в воздухе. Сильный шум (более 66 децибел) ускоряет старение и сокращает продолжительность жизни на 8-12 лет.

Научно-техническая революция предъявляет повышенные требования к естественной стороны человека (его нервной системы, органов чувств, психологии и т.д.). В частности, растут интенсивность труда (прежде всего умственной), эмоциональные, нервные, психологические нагрузки на человеческий организм. Поскольку человек является частью природы, необходимо учитывать дополнительные критерии гуманизации и экологизации техники с предвидением близких и отдаленных последствий ее воздействия на природу (окружающие леса, грунтовые и наземные воды, урожайность полей, воздух, возможно изменение радиационного фона, тепловой эффект, химический фон и др.). При определении жизненного уровня населения следует принимать во внимание состояние окружающей среды, экологическую ситуацию. Необходимо формировать также экологическую культуру, экологическое мышление. Расходы на охрану окружающей среды должны стать составной социальных расходов государства, а к выработке экологической политики нужно привлекать широкие слои населения, политические партии.

Человек как социальное существо представляет собой совокупность всех общественных отношений, структура которых определена структурой общественно-экономической формации. К этой совокупности принадлежат экономические (в диалектическом единстве технико-экономических, организационно-экономических отношений и отношений собственности), социальные, политические, правовые, национальные, культурные, духовные и другие отношения.

С расширением сферы деятельности человека обогащается ее сущность, полнее раскрываются сущностные силы. Поэтому, кроме человека-работника, она должна быть человеком-владельцем, человеком-политиком, носителем культуры, духовности, национального духа и энергии народа. Такие виды деятельности в значительной мере совпадают с различными аспектами определения сущности собственности.

Для осуществления прогрессивных преобразований в Украине необходимо преодолеть глубокое отчуждение трудящихся от экономической собственности (в том числе интеллектуальной), процесса труда, его результатов, от управления производством и собственностью (что в общем означать преодоление экономического отчуждения), от классовой и общечеловеческой общности (социальное отчуждение) , от политической, юридической власти, от культуры, присвоение духовных благ, от пользования всесторонней системой информационного обеспечения. Следует также преодолеть отчуждение человека от истории (своей страны, народа). Только при таких условиях возможно расширение возможностей самореализации человека, полный и свободное развитие его физических, организаторских и духовных способностей.

Природу человека можно рассматривать как совокупность ее потребностей, увлечений. Индивид, удовлетворяя свои потребности, воспроизводит себя как общественную сущность. Определяющим для человека является удовлетворение самых элементарных экономических потребностей: в пище, одежде, жилье. На этой основе могут быть удовлетворены культурные, духовные и другие нужды. В свою очередь, социальные нужды активно влияют на экономические. Потребности зарождаются в форме объективной цели, конкретной цели человека. Поэтому она ставит перед собой задачу и стремится его выполнить. Социально-экономический прогресс общества в значительной степени зависит от своевременного осознания большинством населения новых потребностей и их учета в практической деятельности. Так, после провозглашения независимости Украины общенациональной необходимостью является развитие мощной, экономически независимого государства. Только на этой основе можно повысить жизненный уровень населения, развить национальную культуру и тому подобное.

Историки Михаил Грушевский, Иван Крипьякевич и другие говорили о таких чертах украинской нации, как здравый смысл, способность к самоанализу и самокритике, оптимизм, духовное, нравственное и культурное потенциалы, интеллигентность, энергия и предприимчивость, чрезвычайное Свободолюбие и др. Без их возрождение невозможно мобилизовать энергию нации, дух патриотизма и т.п., а следовательно, построить мощную национальную экономику и государство. Чтобы добиться этого, необходимо сформировать современного человека экономическую, которая сочетает черты работника и черты владельца.