В каком углу можно вешать иконы. Иконы в доме: какие лучше всего вешать над входной дверью

В каком углу можно вешать иконы. Иконы в доме: какие лучше всего вешать над входной дверью

Иконы и их значение
Дом – это продолжение храма. Раньше практически в каждой православной семье принято было размещать в доме на самом видном месте полочку с иконами или даже целый домашний иконостас. Количество икон и богатство их украшения при этом свидетельствовали об уровне достатка семьи и положении ее главы в обществе. Место размещения икон имеет несколько названий: красный угол, передний угол, святой угол, киот, кивот, божница. Если вы хотите знать, как и куда нужно вешать иконы, мы вам с радостью объясним.
Некоторые православные вешают иконы прямо над изголовьем кровати. Так можно более эффективно использовать тесное пространство, окна со шкафами не мешают, да и спать под сенью святынь куда приятнее и спокойнее.

Итак как правильно расположить иконы в квартире. Иконы не обязательно вешать на стены. Их можно разместить на специально предназначенной для этого полочке. Но если икон много, то лучше будет развесить их на стене, соблюдая некоторые нехитрые правила. Если иконы в вашем помещении развешены несимметрично, бессистемно и без какой бы то ни было продуманной композиции, это непременно будет вызывать чувство неудобства и неудовлетворенности размещением икон, желанием его изменить. А это очень мешает и отвлекает от молитвы.

Иконы также можно и даже нужно размещать в других комнатах. На кухне также стоит повесить икону. Обязательно нужно разместить в детской комнате икону Ангела-хранителя или Небесного покровителя ребенка. По традиции было принято вешать над входом в квартиру или дом икону Покрова Пресвятой Богородицы. Но сейчас ее можно заменить любой другой иконой или крестом.

Кстати, размещая иконы в своей квартире или доме, обратите внимание на то, что они не должны стоять или висеть вместе с другими картинами (пусть даже на библейскую тематику) или элементами быта. Неуместны иконы в книжных шкафах, рядом с игрушками, косметикой, фотографиями членов семьи, статуэтками. Не помещайте также иконы рядом с плакатами политиков, звезд шоу-бизнеса, спортсменов и прочих знаменитостей.

Нечасто, но все же приходится видеть среди икон на стенах или на полках фотографии святых отцов, монахов, старцев. Это канонически недопустимо, поскольку фотография запечатлевает конкретный миг земной жизни человека, пусть и церковного или даже причисленного впоследствии к лику святых. Икона же представляет его именно в образе святого, в его преображенном, прославленном состоянии. Естественно, присутствие таких не отменяется. Но ставить или вешать фотографии нужно отдельно от икон.

Иконы картинки смотреть в галерее.


Советы

Благословите, батюшка. У меня такой вопрос. Я работаю по скользящему графику. Дежурство выпадает и на воскресные и на праздничные дни. Если меняться дежурством в эти дни с теми, кому это не дорого, то не стану ли я виновен в грехе. Как быть тем, кому приходится работать по роду службы в эти дни? Спаси Бог.
Бог благословит! Наверное, поменяться дежурством с тем, кому это не дорого, - вполне допустимый вариант. Это не будет грехом точно так же, как покупка в пост сослуживцу – атеисту (по его просьбе) пирожка с мясом. Поститься или не поститься, ходить в праздник на богослужение или на работу, верить в Бога или нет – личное дело каждого, но и ответ за свои действия каждый будет держать сам за себя перед Богом и собственной совестью. Так что, если вас соглашаются подменить – смело идите в храм.

Здравствуйте! У меня вот такой вопрос, подскажите пожалуйста, как правильно расположить дома иконки. На восточной стороне окно и под окном кровать моя, а можно ли там в уголке создать полочку куда иконки ставить? Получается что иконы будут над изголовьем кровати, правильно ли это или лучше перестановку сделать?

Иконы должны находиться там, где на них будут молиться, совершенно не важно, на какую сторону света они будут ориентированы (посмотрите – в церкви иконы расположены на всех четырех стенах храма, исключение - иконостас). Чтобы молиться перед едой, икону вешают над столом, чтобы перекреститься перед выходом из дома, икону вешают над входной дверью. Повесить икону над кроватью можно, чтобы поклониться перед сном, а вот делать уголок лучше в таком месте, в котором есть возможность включить небольшой ночничок для молитв в темное время суток, чтобы можно было свободно к нему подойти и чтобы не биться об него головой, когда просыпаетесь (да и капающее с лампады масло на голову спящим – тоже неприятно).

Здравствуйте. Купили икону-ковер Иисуса Христа, но потом заметили, что изображение на иконе зеркальное, т.е. Иисус крестит не правой рукой, а левой. Что делать?

Здравствуйте! По большому счету, Христос может благословлять обеими руками, как архиерей, так что страшного ничего в этом нет. Другое дело, зачем вам икона именно в виде ковра? Сегодня рынок наводнился множеством не совсем понятных в использовании вещей, которые и выбросить, вроде бы, нельзя, вроде бы и пользоваться ими – душа не в порядке. Лучше уж впредь не покупать икон-ковров, точно так же, как не покупать сувенирных свечей в виде Христа или Богородицы, перочинных ножей в форме распятия, зажигалок с цитатами из Библии, целлофановых пакетов с изображением храмов и прочих расходных материалов с православной атрибутикой.

Как правильно и где именно можно располагать иконы?

В последние годы все больше людей приходит к Господу. К сожалению, долгие десятилетия атеизма оставили большое белое пятно в духовном образовании многих поколений. Поэтому наши современники часто затрудняются в простейших вопросах веры, или, по незнанию, совершают ошибки в отправлении духовных ритуалов. Это касается и того, как многие из нас составляют домашний иконостас.

В каком же месте нужно расположить иконостас Канонически – желательно на востоке, а исходя из реального положения вещей современной жизни – таким образом, чтобы вам было удобно и комфортно молиться, чтобы места было достаточно и оно было спокойным.

Есть еще несколько правил, которые также диктуют современные условия жизни. Помните, что иконостас не должен находиться с телевизором и другой бытовой техникой.

Также не стоит вперемешку с иконами ставить статуэтки и другие светские декоративные украшения, размещать картины или репродукции картин, даже если эти художественные произведения написаны на религиозные сюжеты.
Если у вас иконы размещены на книжных полках – это тоже неверно, особенно в том случае, если с изображениями святых соседствуют книги, по содержанию далекие от православных текстов.

Еще одно «категорическое» правило – ни в коем случае нельзя располагать иконы рядом с плакатами и фотографиями идолов сегодняшнего времени – политиков, рок-музыкантов, секс-символов. Если вы хотите украсить свой домашний иконостас, сделайте это при помощи живых, свежих цветов или полотенец.

Обязательно в доме должны быть иконы Спасителя и икона Божьей Матери. Также в русском православии особо почитается святитель Николай Чудотворец, и его образ очень часто встречается в православных семьях. Если в вашем доме достаточно места, вы можете дополнить иконостас именной иконой, иконами святых, к которым вы часто обращаетесь с молитвой, изображениями великих святых земли российской и святых, почитаемых в местности, где вы проживаете.

Для домашней божницы правила размещения икон не такие строгие, как для церкви, но все же они существуют.
Для начала посмотрите на иконостас: если у вас возникает желание что-то изменить, переставить, перевесить, значит нужно это сделать, иначе эта внутренняя неудовлетворенность будет вас отвлекать во время молитвы.

При расположении икон в домашнем иконостасе действуют те же принципы, что и в церковном.

Центральное место занимает икона Спасителя, зачастую она и самая большая по размеру. Рядом с образом Христа размещают образ Богородицы с Младенцем.

Если вы стоите лицом к домашнему иконостасу, то икона Спасителя будет справа от вас, а икона Богородицы слева. Это две главные, основные иконы, они должны быть обязательно в каждом православном доме, и выше них можно поместить только икону Святой Троицы или икону "Тайная вечеря".

Сбоку от двух главных икон или снизу от них вы можете разместить именные иконы, а также иконы святых – покровителей профессий, особо чтимых вами святых и прочие.

Если у вас все же возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться за разъяснением или советом в церковь к священнику, и батюшка всегда вам поможет и разрешит все ваши сомнения.


Инструменты

Сегодня практически в каждом доме, где живут православные, есть иконы. Большие или маленькие, настоящие или копии, переданные по наследству или купленные в церковной лавке, они стоят на книжных полках или висят на стенах в произвольном порядке. А ведь иконы - не просто произведения искусства. Они должны работать на своих владельцев. Иконы являются для нас окном в высший мир, через них можно обращаться к Господу с молитвами, просьбами или просто искать утешения.

Расставленные или развешанные в произвольном порядке, иконы не приносят большой пользы и могут рассматриваться просто как коллекция духовной живописи. Даже если она многочисленная и очень дорогая, коллекция не играет для вас той роли, какую может играть. А если с ней неправильно обращаться, то может даже привести к обратному эффекту. Другое дело, если разместить иконы в правильном месте, в определенной последовательности. Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше специально в расчете на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещенном месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни - в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться и где вокруг иконостаса могут собраться несколько человек. Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами.

Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера - фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. Иконостас можно украшать только живыми цветами (исключение - кактусы и прочие «уродцы») или веточками вербы. Ценители старины могут обрамлять иконы расшитыми полотенцами. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него.

Считается, что иконам лучше стоять на твердой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике - киоте. Так они лучше сохранялись, ведь иконы передавали из поколения в поколение. В наше время можно просто разместить их на книжной полке. Но тогда на эту полку нельзя ставить светские книги. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Ее надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Обязательное условие - иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного.

Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи. И, собственно, на этом домашний иконостас уже можно считать завершенным. Однако если позволяет пространство и если хозяева испытывают потребность, то еще можно привлечь иконы почитаемых местных святых или просто великих святых российской земли. Кроме того, редкая семья обходится без иконы святителя Николая Чудотворца - это особо почитаемый в нашей стране святой, к которому принято обращаться по бытовым вопросам, проблемам в личной жизни, он выступает заступником детей, матерей, больных, путников, узников и несправедливо обиженных. Обратите внимание на следующие образы пророка Илии, апостолов Петра и Павла, великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона. И чтобы иконостас был совсем уж полным, желательно иметь изображения святых евангелистов, святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила и иконы православных праздников.

В целом, подбор икон (кроме основных) - это вопрос того, от каких неприятностей вы хотите защититься и какую жизненную стезю для себя избрали. Так что здесь можете проявить собственную инициативу. Но избегайте тщеславных устремлений, не стремитесь поразить богатым, нарядным иконостасом своих друзей и знакомых. Да и вообще, дома следует иметь только те иконы, которым молишься.

В церкви к вопросу размещения икон подходят с большой строгостью. Но для домашнего иконостаса делается послабление. Здесь существует лишь несколько основных правил, которые не следует нарушать. Иконы должны размещаться так, чтобы при взгляде на иконостас у вас не возникало желания срочно все перевесить. Это будет отвлекать вас от молитвы. Образы должны располагаться симметрично, в продуманной композиции.

Некоторые люди, прямо скажем, недалекие, забывают о православной иерархии и вешают, например, икону своего «именного» святого поверх всей композиции, выше, чем образы Спасителя и Богородицы. Или размещают там фамильную икону, «самую дорогую». Это неправильно.

Сверху и в самом центре должна стоять икона Спасителя (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель или иная). Это смысловой центр иконостаса. Кстати, нежелательно, чтобы остальные иконы по размеру были больше Спаса. Слева от Спасителя размещается Божия Матерь с младенцем, как в классическом иконостасе. Выше этих двух образов можно поместить только одну икону - Святой Троицы или Распятие. И, в свою очередь, весь иконостас должен быть увенчан крестом; кресты также располагают на косяках дверей.

Если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, то ее можно поместить в центре домашнего иконостаса. Но, как уже сказано, она не должна стоять выше двух обязательных икон. Остальные образы можно разместить по бокам или чуть ниже.

В оформлении важно проявить художественный вкус. Желательно, чтобы подобранные иконы были написаны в одном стиле, в одной манере. Старайтесь избежать чрезмерного многообразия. Если в квартире много комнат, то иконостас размещается в самой большой. Но и в остальных надо разместить хотя бы по одной иконе, в том числе на кухне и особенно в детской.

Старайтесь содержать иконостас в чистоте. Протирайте иконы губкой и обмахивайте полку перышком. А если какая-то икона пришла в негодность и ее невозможно отреставрировать, ни в коем случае не выбрасывайте, особенно освященную. Это святыня, к ней надо относиться с исключительным благоговением. Такую икону нужно отнести в церковь. Там ее сожгут в церковной печи. И помните: если икона испортилась из-за небрежного хранения - это грех, который вам придется исповедовать. Дом с иконостасом обладает совершенно другой атмосферой. Лики, которые смотрят на нас с икон, принадлежат вечности. Глядя на них, вы сможете успокоиться, обрести равновесие, вспомнить о Господе и понять, что благодаря Ему для человека в этом мире никакие пути не закрыты.


Ремонт

Что такое икона?

Иконы – это светоносные священные образы высоких существ из Божественной Иерархии, которые преданно служили людям при своей жизни и не оставляют своей опеки и помощи человечеству, когда покинули земной план. В квартирах иконы меняют энергетику пространства и сам менталитет проживающих там людей. Иконы могут быть работающие и пассивные. Они могут ждать духовного пробуждения человека. А могут быть проводниками связи с этими высокими существами, обитающими в неземных планах. Нужна ли вера в их особое благотворное влияние на психику, душу и эмоциональную жизнь людей. Да, нужна, как и во всех процессах, где присутствует вера, там присутствует материализация многих человеческих намерений.
Исторически иконы на Руси были всегда во всех жилых помещениях, многие были строго функциональны и ориентированы на определённое содействие и помощь в житейских делах.

Есть шесть особых икон, которые должны присутствовать в любом доме. Три из них дарят вовремя брачной церемонии. Это Лики Казанской Богородицы с ребёнком, образ Иисуса Христа и Николай Чудотворец. Эта тройка- символ гармонии в семье, покоя и верности.

Икона божьей матери «Страстная» получила своё название оттого, что по сторона лика Пресвятой Богородицы изображены два Ангела с орудиями страданий Христовых. Она находится в Москве, в Страстном монастыре 1641 года очень сильная икона, используется в бедах, печалях, скорбях, при лечении от пороков, зависимостей, нарушений социальных норм поведения.

Е. Рерих сказала: «Молитва есть очиститель. Не следует понимать это, определение отвлечен, духовное здоровье есть главная основа здоровья тела. Именно молитва, как реальная связь с Высшим источником, лучший очиститель от заболеваний».

Молитвы – являются программами восстановления биополя. Появилось новое направление в науке - трансовая космоэнергетика. А программы, определяющие молитвенное сознание являются основой трансовой медитации. При этом первым идёт восстановление астрального тела с изменением сознания и его исцелением. Более 1000 лет информационное поле планеты принимает мыслеформы в виде молитв о благополучии земли русской, благоденствие жителей, пожелании здоровья близким, родным, родителям. Запас священной энергии находится в распоряжении каждого из нас. Молитвы являются ключом, кодом к эффективным программам спасении психики, душевного и физического здоровья. Они принадлежат эгрегору, основанному Иисусом Христом. Там находятся огромные намолённые ресурсы силы – космической энергии. Ею мы пользуемся в экстремальных состояниях, в стрессах и тревогах.

Со времён глубокой древности известно, что обращение к Господу через молитву или медитацию на образе Бога или света способствует поступлению праны или жизненной сипы. Она подчиняется ментальному контролю, благоприятствует излечению и поступает от нервов, которые берут начало между лопатками, в сердечной чакре, проходят вдоль обеих рук и заканчивается в первом и среднем пальце каждой руки. Ток отрицательной полярности идёт по левой руке. А положительной по правой.

Энергия сердечной чакры определяет работоспособность человека, его иммунитет, противостояние инфекциям, процессам старения и шлакование тела. Энергетика ментального тела призвана нейтрализовать воздействие собственных страхов, негативных установок, психической агрессии, кармических влияний. Ослабление ментального тела. обращаясь к Господу, Богородице в молитве, светом можно нейтрализовать отрицательные воздействия, негативные мыслеформы и привлечь поану через чакру высшей духоности - сахасрару. Активная фаза сна является источником восстановления энергетики астрального тела.

В астральном теле имеют свои центры страсти, эмоции и влечения. Каждое чувство изменяет окраску ауры. Агрессия и ненависть имеет чёрный фон, любовь имеет малиново-красное свечение, устремление к духу- синее и фиолетовое. При высокой духовности астральное тело во сне повинуется сознанию, мыслям человека и свободно перемещается в тонких мирах. А в наркозе уходит, оставляя физическое тело без сознания и чувств. Обращение к Высшим силам сопровождается мысленным вхождением в Храм Святого Духа без мирской суеты, с благословлением и духовной радостью общения с Божественным. В этот момент происходит объединение вибраций земли, космоса, что позволяет получать Божественную энергию для исцеления любых недомоганий.

Икона Божьей Матери - «НЕУВЕДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

16 апреля- день памяти этой иконы. Ей молятся за сохранение супружеских пар, семейных уз и мир в семье. Особенно в моменты ссор и размолвок. А также за здоровье своих близких. Использует её силу при благословлении вступающих в брак вместе с Казанской Божьей Матерью. Это очень древняя икона, она имеет много списков, от них совершались множество чудес. Носимая на груди, она оберегает детство и целомудрие. Эта икона помогает в выборе супруга или супруги. В левой руке она держит цветок лилии. Символ чистоты, непорочности и просветления при содержании плотскими страстями.

Икона Божьей Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»

1 октября день памяти. Имеет сильную молитву, исцеляющую тяжелобольных. Прикованных к постели. Помогают в этих процессах Святые мученицы – ВЕРА, НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ и матерь их СОФЬЯ. в России число икон, почитаемых и полезных, обращённых к образу Божьей матери около ста. И все имеют свою жизненную историю, свою форму помощи и свой список исцелений народа.

Очень интересная икона для завершения хороших дел, для успешного бизнеса, икона приносит счастливые дары судьбы, исцеляет душевные страдания. Перед этой иконой молятся и благодарят её по счастливому окончанию предпринятого дела.

Вот её текст:

«Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейщую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем. Аминь».

На Руси всегда почитался образ иконы Божьей Матери «Троеручница» икона целительница, используется её помощь для выхода из полосы скорби, тоски и печали. Лечит больные конечности, покровительница всех умельцев и народных мастеров.

О помощи в учении и даровании ума, духа разума и сознания покровительствует икона « Прибавление ума» и «Муромская». При болезнях детей идёт любящая помощь иконы «Тихвинской».


Икона в современном доме

Красный Уголок

Правильное расположение икон Дома (у себя в квартире)

Какие иконы иметь дома
Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Господа с благословляющей рукой и раскрытой или закрытой книгой. Также часто для дома заказывают икону Спаса Нерукотворного.
Икону Богородицы чаще всего выбирают из следующих иконографических типов:
«Умиление» («Елеуса») - Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Толгская, «Взыскание погибших» и др.;
«Путеводительница» («Одигитрия») - Казанская, Тихвинская, «Скоропослушница», Иверская, Грузинская, «Троеручница» и др.
Иногда в качестве этих икон используют свои венчальные иконы, если они соответствуют общему стилю икон в доме. Также важно, чтобы такие венчальные иконы были достаточно большого размера, а не в два - три раза меньше других икон в домашнем иконостасе.
Также в домашнем иконостасе или отдельно от него размещают свои именные или мерные иконы, то есть иконы святых небесных покровителей членов семьи, семейную икону, иконы праздников и чтимых вами святых.
В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Наряду с иконами Спасителя и Божией Матери центральное место в доме православного христианина всегда занимал образ Николая Чудотворца, которого почитают как великого праведника и особого молитвенника пред Господом, как святого, наделенного особой благодатью. В домашних иконостасах издавна размещали иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского - самых чтимых святых, просиявших на русской земле.
Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого великомученика Георгия Победоносца.
Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...», также на кухне размещают икону «Тайная Вечеря».
При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей

Выбор икон для дома всегда индивидуален и здесь стоит прислушиваться к голосу вашего сердца. Бывает, что подвиг того или иного святого очень глубоко западает в душу, побуждает подражать ему в своей жизни. Икону такого святого можно заказать в нашей мастерской, чтобы иметь возможность возносить ему молитвы, просить помощи в труде духовного возрастания и житейских неурядицах. Если же вы затрудняетесь с выбором иконы – yearly free credit report не переживайте! Наш сайт обладает самой полной в рунете информацией о выборе иконы, кроме этого вы всегда можете посоветоваться с нами, позвонив или задав интересующий вас вопрос по электронной почте.

Как правильно разместить иконы в доме или квартире
Дом является продолжением храма, в прошлом в каждой православной семье - и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. При этом количество и богатство украшения икон указывало на достаток и положение в обществе самого хозяина. Место, где размещались иконы, называли по-разному: передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.
Икона в квартире является окном в Царствие Божие. Красный угол с иконами - это место, где начинается и заканчивается день православного христианина: здесь читаются утренние и вечерние молитвы и поэтому все должно быть подчинено одной цели - сосредоточенной молитве Богу.
На молитву принято становиться лицом на восток, алтарем на восток строятся православные храмы. Поэтому и иконы желательно расположить на восточной стене комнаты. Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно расположить иконы в любом другом доступном месте, как поется в 112 псалме «от восток до запад хвально имя Господне». Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве.
Некоторые устраивают красный угол над кроватью – так более эффективно используется тесное пространство, не мешают шкафы и окна, да и спишь под сенью святынь.
Можно разместить иконы на специальной полочке, а если их много, развесить на стене соблюдая несколько несложных правил. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.
Иконы можно и нужно разместить и в других комнатах. Икона должна быть и на кухне. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате (например, икона Ангела-хранителя или икона Небесного Покровителя ребенка).
Над входом в дом или квартиру по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

При этом иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками. Не стоит помещать вблизи от икон плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона.
Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, так как фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Размещение икон относительно друг друга в домашнем иконостасе
При размещении икон в красном угле соблюдаются те же принципы, что и в иконостасе церковном. Главное место занимает икона Спасителя. Часто является и самой большой по размеру. Обычно это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель. Рядом с образом Христа размещают икону Богородицы с Младенцем. Если встать лицом к домашнему иконостасу, то икона Спасителя должна находиться справа от вас, а икона Богородицы – слева. Это основные иконы, они должны быть в красном углу обязательно. Выше этих икон можно поместить только икону Святой Троицы или икону Тайная вечеря.
Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы, т.е. иконы святых, чьи имена носят члены семьи, а также другие иконы – покровителей профессий, особо чтимых вами святых и проч.
В любом случае следует помнить и о принципе иерархии. К примеру, икону святого нельзя поместить выше иконы Троицы, Спасителя, Богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.
Не стоит гнаться за количеством икон в домашнем иконостасе. Здесь важнее "качество" – лучше иметь всего две иконы - Спасителя и Богородицы, но написанные так, что перед ними действительно хотелось бы молиться. Это принесет гораздо больше пользы вашей душе, чем если вы покроете целую стену небольшими печатными иконочками к тому же разными по стилю написания.

Можно ли вешать иконы в спальне?
Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не 1000 dollar loans fast является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или на кухне для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного.
Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.
Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов.
Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма.

Как хранить и ухаживать за иконами
Правила обращения с иконами, приведенные ниже, подготовлены кафедрой реставрации Свято-Тихоновского богословского института специально для всех, от кого зависит судьба икон. В этих правилах содержится информация не о том, как самим реставрировать, а о том, как жить с иконами, как их беречь, как за ними ухаживать.
Красочный слой и грунт на иконах растрескивается и осыпается от резких перемен температуры и влажности. Нормальные условия хранения икон: температура +17°- +20°, влажность 45%-55%.
1. Икону лучше всего держать в *киоте*(ссылка на словарь), так как постоянные изменения температуры и влажности (например, жирная копоть на кухне) вскоре могут привести к растрескиванию, шелушению и осыпям грунта и краски. Если нет возможности разместить все иконы в киоты, старайтесь ставить лампаду или подсвечник с горящей свечой так, чтобы никакие брызги масла и воска не попали на икону. Образовавшийся налет на иконе не возможно удалить самостоятельно.
2. Ни в коем случае нельзя протирать икону никакими веществами, нельзя также использовать святую воду, святое масло и проч. в качестве чистящего средства, - они проникают в грунт и краску. После этого укрепить икону будет невозможно. Не мойте ничем икону!
3. Не пытайтесь "обновить" икону лаками, красками, маслами и прочим. Все эти действия вызывают разрушения иконы, часто необратимые.
4. Нельзя протирать икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Снимать пыль можно (не часто) только в том случае, если красочный слой не осыпается; делать это лучше сухой беличьей кистью, очень мягкой.
5. Нельзя ставить икону на окно или вешать под форточкой. Сквозняки и холод крайне опасны для здоровья икон. При проветривании помещения старайтесь не допускать резкой перемены температуры и влажности.
6. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, это вызывает коробление досок и их растрескивание.
7. Не допускайте долговременного попадания прямых солнечных лучей на икону.
8. Нельзя хранить икону в помещении, где в стенах или мебели имеются летные отверстия жука-точильщика. Жучок может превратить доску иконы в труху за 1-2 года.
9. Пожалуйста, не пытайтесь лечить икону самостоятельно, ***постарайтесь найти профессионального реставратора***.

Иногда встречается мнение, что раз икона святыня, то она будет сама обновляться (восстанавливаться). Такое бывает, но это всегда - чудо. Нельзя считать себя достойным чуда и требовать его от Бога, large payday loans при этом просто пренебрегая святыней. Есть церковное предание, связанное с иконой "Скоропослушница". Афонский инок был наказан за то, что коптил Ее лик чадящей лучиной. По Своему милосердию, Святая Дева сначала гласом от иконы предупредила его не делать так, а когда тот продолжал ходить мимо нее с коптящей лучиной, Она его обличила: "Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!" И при этих словах инок потерял зрение, которое было возвращено ему после раскаяния. Об этом узнала вся братия монастыря, икону почтили должным образом, а впоследствии в ее честь устроили храм.
Обращение с иконой, нуждающейся в реставрации, должно быть такое же, как с заболевшим ребенком: родители не доверят лечение первому встречному, а будут искать хорошего врача, профессионала. И никто из любителей самолечения не будет самостоятельно вырезать себе грыжу или вставлять хрусталик. Неумелое действие, вмешательство, протирание какими-либо веществами или тряпками может довести икону до состояния хронического больного, когда вылечить ее будет невозможно. В работе реставратора очень многое сходно с врачебным искусством. Главный принцип в медицине и в реставрации совпадает: noli nocere (не навреди).
Реставрировать должен только специалист, ни в коем случае нельзя поддаваться желанию самому что-то "протереть, подкрасить". В реставрационные мастерские часто попадают иконы, испорченные подобным неумелым и неумным обращением. Такие иконы - с вытертыми добела ликами - ничем не отличаются от икон, пострадавших после революции от богоборцев. И даже страшно подумать, что оскверненный образ - результат действий христианина.

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

Мария Соболева

Как правильно расставлять иконы в доме?

Иконы есть почти в каждом доме, за исключением семей убежденных атеистов. Раньше люди знали и соблюдали правила размещения святых образов. Знаем ли мы, как устроить домашний иконостас, так ли строги церковные каноны сегодня и каким должен быть красный угол вашего жилища?

Красный угол в старину

Наши прадеды к иконам относились благоговейно и старались оборудовать домашний иконостас по всем правилам. Божница (киот) со святыми образами размещалась в каждом православном доме в красном углу, на самом почетном месте.

Красный — значит, хороший, красивый. Святой угол устраивали с восточной стороны жилища, в самой светлой стороне дома, так как окна были на обеих стенах, образующих угол.

Для православного христианина его дом — символ храма. И если в церкви самым святым местом является алтарь, то в жилище верующего — именно красный угол, где расположен домашний иконостас, это символический аналог алтаря.


Как же люди устраивали иконостас в доме? Божница представляла собой открытый шкафчик для икон, чаще двухъярусный, делали его из дерева и украшали росписью и резьбой.

Иконы ставились на полки, вешать их было не принято. Образа украшали божником — полотенцем из тканого холста, вышитым на концах и вдоль одной стороны. Божник прикрывал иконы сверху и по бокам, но не закрывал святые лики.

В киоте хранили молитвенные книги, святую воду, масло для лампад, свечи, ладан.

Домашний иконостас сегодня

Большинство из нас не слишком хорошо знакомо с требованиями обустройства иконостаса в доме. Да и церковь сегодня не так строго требует соблюдения определенных канонов, ведь времена меняются и некоторые правила становится все труднее соблюдать.

Не в каждом доме есть возможность расположить иконостас в правильном восточном углу. Если планировка жилья не позволяет — что делать?


Допустимо поместить иконы с любой стороны жилища. Но место должно быть удаленным, чтобы можно было спокойно помолиться. При совместной молитве семьи понадобится свободное пространство всем молящимся. Необходимые при этом книги удобно положить на переносной складной аналой.

Постарайтесь расположить домашний иконостас подальше от телевизора, компьютера и прочей бытовой техники. Соседство святых изображений с техническими приборами неуместно.

Иконостас можно сделать своими руками или купить, подойдет даже обычная книжная полка.

Сколько икон нужно иметь в доме? Дело вовсе не в их количестве, вы ведь не коллекцию святых изображений собираете. Иконы имеют другое предназначение — молитвенное.

Не допускайте соседства образов с книгами, чье содержание далеко от православных взглядов, с разными декоративными предметами вроде статуэток, фигурок, панно, картин.


Даже репродукции картин на религиозные сюжеты лучше разместить подальше от красного угла, картины и иконы — разные вещи.

Плакаты и календари с изображениями популярных личностей: музыкантов, спортсменов, актеров — тоже недопустимо располагать рядом с иконостасом.

Какие иконы должны быть в доме обязательно?

Образ Спасителя — центр иконостаса, как и в самом храме. Эта икона всегда самая большая по размеру (Господь Вседержитель, Спас Нерукотворный). В красном углу также обязательно иметь образ Божьей Матери с Младенцем.

Икону Богородицы нужно расположить слева от образа Спасителя. Над этими двумя главными иконами допустимо поместить лишь изображения Распятия и Троицы.


Традиционно многие дополняют свой домашний иконостас изображениями великих православных святых. Почти в каждом доме есть икона святителя Николая Чудотворца, особо почитаемого верующими. Люди верят в то, что он наделен особой благодатью и обращаются с молитвой к святителю .

Святой великомученик Георгий Победоносец и святой великомученик и целитель Пантелеймон также пользуются любовью и уважением православных христиан.

Изображения великих русских святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского украшают многие домашние иконостасы.

На божнице можно расположить иконы пророка Божиего Илии, первоверховных апостолов Петра и Павла.

Какие еще иконы желательно иметь дома? Это могут быть изображения особо чтимых местных святых, архангелов Гавриила и Михаила, святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, иконы, посвященные праздникам.


На почетном месте домашнего иконостаса можно расположить ту икону, которая особо почитается в семье или святой образ, передаваемый из поколения в поколение (если в вашей семье есть такая реликвия).

В семьях верующих родовую икону чтят особо, ведь перед ней молились Господу их предки. Младенца после крещения было принято подносить к иконе и читать молитвы. Семейной святыней родители благословляли новобрачных, детей, отправляя их на учебу, в дальнюю дорогу, под образами наши прадедушки и прабабушки уходили в мир иной.

На киот традиционно ставят иконы именные — изображения тех святых, чьи имена носят живущие в доме. По поводу икон в домашнем иконостасе лучше посоветоваться с вашим духовником.

Священники советуют иметь дома, кроме святых образов Спасителя и Божией Матери, преимущественно иконы тех святых, к которым действительно обращаются с молитвами члены семьи.

Хорошо, когда иконы есть в каждой комнате вашего жилища. Там, где вы обедаете семьей (на кухне, в столовой) нужно расположить икону Спасителя.

Показать еще

Когда на покупку недвижимости не хватает личных средств, приобрести жилплощадь можно посредством оформления ипотеки или приобрести квартиру в рассрочку непосредственно у застройщика (при условии, что он участвует в подобной программе и предоставляет такой вид финансовой помощи).

В каждом доме, где живет православная семья, обязательно должны быть иконы. Они необходимы, чтобы оберегать квартиру. Также с образом перед глазами куда легче сконцентрироваться для молитвы. Однако сейчас далеко не каждый знает, куда вешать иконы в доме. А ведь в этой науке нет ничего сложного.

Как вешать икону в спальне или любой другой комнате?

Куда и как повесить иконы?

Дом – это не храм, в котором все строго регламентировано и где не может быть иначе. Здесь можно дать волю фантазии – естественно, в рамках традиций и канонов. Каноничное мнение – икона должна быть в каждой, за редким исключением, комнате дома.

Самое главное правило при этом – перед образом должно быть достаточно места. Это необходимо, чтобы верующий мог без неудобств помолиться перед иконой, ведь для этого она и предназначена. Все остальное – снова же за редким исключением – носит рекомендательный характер.

Итак, стоит задуматься над размещением икон в помещениях.

· Обязательно нужно повесить образ над обеденным столом (в столовой или на кухне). Перед едой надо помолиться. Как правило, это место занимают икона Спасителя или «Тайная вечеря».

· В детской очень часто размещают образ ангела-хранителя. Лучше всего у изголовья кроватки.

· Распространенное заблуждение – в спальне икон быть не должно. Но это не так. Нужно только знать, как вешать икону в спальне. Если в ней спят супруги, ничего страшного, ведь соитие в браке грехом не считается. Желательно вешать в изголовье правильно поставленной кровати.

Важно, чтобы по возможности образ висел на восточной стороне, из-за традиции поворачиваться на молитву лицом к востоку. Но если это невозможно – что поделать. Также рекомендуется при размещении учитывать иерархию – то есть нельзя вешать образы Божьей Матери или Спасителя ниже всех остальных.

Куда не стоит вешать иконы?

Есть такие места, куда вешать иконы в доме категорически не следует. Также есть некоторые запрещающие традиции.

Важно помнить: в каком углу вешают иконы, там не должно быть других фотографий, плакатов или рисунков. Только канонические образы и ничего более. То же относится и к стенам. Ибо молиться можно только на них, но никак не на плакат, к примеру, Майкла Джексона или портрет прабабушки.