Татьяна Козлова
Анализ открытого занятия НОД по ФЭМП в средней группе «На поиски клада»
В своей работе я всегда стремилась доставлять детям удовольствие математикой, и в этом мне помогает программа «Занятия по формированию элементарных математических представлений» под редакцией Помораевой И. А., Позиной В. А. Суть идеи – мотивация детей через активную мыслительную деятельность, направленную на поиск способов решения поставленных задач.
Целью данного занятия стало: способствовать усвоению математических знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений.
На занятии решались основные
образовательные задачи:
1. упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника;
2. упражнять в построении сериационных рядов;
3. упражнять в сравнении двух групп предметов;
4. закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5;
5. закрепить знания величин (длинный - короткий, большой - маленький);
6. закрепить умение ориентироваться в пространстве;
7. закреплять устанавливать способом наложения равенство групп предметов.
воспитательные задачи:
1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
2. воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.
развивающие задачи:
1. развивать логическое мышление;
2. развивать интерес к математике.
Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход – завязку, кульминацию и развязку. При планировании я постаралась учесть особенности и возможности детей: показать уровень сформированности элементарных математических представлений, культуру слушания друг друга, способность и желание понимать и решать поставленную задачу, интерес детей к математике.
С детьми была проведена следующая подготовительная работа:
обучение количественному и порядковому счету в пределах 5;
знакомство с геометрическими фигурами;
решение заданий по ориентированию на листе бумаги, в пространстве;
дидактические игры: «Расставь по порядку», «Какой счету», «Пройди по длинной и короткой дорожке», «Ателье», «Найди пару»;
индивидуальные занятия.
Структура занятия:
1. Приветствие, психогимнастика – упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей – настроить детей на положительное восприятие происходящего.
2. Игровая ситуация: поиски клада.
3. Подвижная игра «Гаражи».
4. Поляна.
5. Подвижная игра: «Следопыт».
6. Сюрпризный момент. Итог занятия.
Методические приёмы:
1. Упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей.
2. Игровой (использование сюрпризных моментов).
3. Наглядный (использование иллюстрации, макетов).
4. Словесный (указание, вопросы, устные ответы детей).
5. Поощрение, анализ занятия.
Занятие проводилось в групповой комнате группы № 11 в первой половине дня. На занятии присутствовало 6 детей, воспитатель, заведующий, методист, педколлектив. Для проведения занятия, группа была разбита на зоны:
зимний лес – игровая ситуация;
зона для игр – удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений;
зона практических действий – работа с раздаточным материалом.
Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно. Большое значение для решения задач познавательно-речевого развития я отвожу подбору предметно-развивающей среды. Главным критерием значимости является ее содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционально-познавательного воздействия дидактических игр во многом зависит от того, как мы сумеем подать их, как направим внимание детей, чтобы вызвать заинтересованность, активизировать мыслительную деятельность на выполнение поставленных задач.
Я построила занятие так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.
Так коммуникативная деятельность (беседа с детьми в «зимнем лесу») сменилась на игровую (дидактические игры, позновательно-исследовательская (работа с раздаточным материалом) сменилась двигательно-игровой (подвижная игра «Следопыт», которая в свою очередь сменилась коммуникативной (итог занятия).
При подготовке занятия методист и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. При его проведении воспитатель выступал в роли не только наставника, но и непосредственного участника: вместе с детьми выполнял упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей, играл, общался с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне с взрослым, быть соавторами происходящего.
Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана индивидуальная работа с раздаточным материалом, где каждый самостоятельно выполнял работу и показал свои умения и знания.
Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Такие занятия положительно влияют на познавательно-речевое развитие.
Анализ непосредственно организованной образовательной деятельности во второй младшей группе «А» по познавательному развитию (математическому развитию)
«Лесная гостья»
Место проведения: МДОУ «Детский сад №44»
Дата проведения: май 2017 г.
Воспитатель: Атеняева А.Н.
Программное содержание занятия и объем учебного материала соответствуют уровню развития детей данной группы. Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей второй младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель занятия: обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года.
Мною были поставлены следующие задачи:
Образовательные: продолжать формировать элементарные математические представления: - различать форму, цвет, размер предметов и объектов;
Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру;
Закрепить умение составлять изображение предмета из частей;
Умение ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
Развивающие:
Развивать речевую и познавательную активность, внимание, память, мышление, сообразительность, воображение; развитие сенсорной культуры.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения.
На протяжении всего занятия обучение строила как увлекательную игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила познавательную активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
На организационном этапе создала положительный и благоприятный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность, применив психологический прием «Улыбка».
Осуществляя переход к основному этапу НООД, использовала сюрпризный момент – письмо от Белочки, которая просила о помощи. В деятельность ввела игровую ситуацию: дети, назвав геометрические фигуры на билетах, находят свои места в вагончиках. Содержание основной части образовательной деятельности соответствовало возрасту и знаниям детей второй младшей группы.
На основном этапе НООД решались следующие задачи:
Задания: «На лесной опушке», «Три медведя», «Земляничка для медведей», «Теремок», были направлены на обращение к ранее накопленному опыту, развитию памяти, сообразительности, знанию математических понятий, представлений о геометрических фигурах.
В ходе занятия дети занимались продуктивной деятельностью, которая была направлена на умение составлять изображение предмета из частей. (Домики для животных).
В целях укрепления здоровья детей применила гимнастику (физкультминутку).
Образовательная деятельность на протяжении 15 минут была динамичной, предусматривала быструю смену детской деятельности, что позволило избежать утомляемости детей.
Дети все задания и упражнения выполняли с удовольствием и интересом, на протяжении всей образовательной деятельности были активны, любознательны. Атмосфера на занятии была доброжелательная.
В ходе образовательной деятельности я применяла метод контроля и стимулирования в виде одобрения, похвалы, поощрения. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу сотрудничества.
В целях закрепления материала на заключительном этапе детям было предложено вспомнить, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего.
Включить в непосредственно организованную образовательную деятельность по познавательному развитию: дидактические игры или усложнить задания, предложив детям другие пути решения проблемы.
МКДОУ Мирнинский детский сад
САМОАНАЛИЗ
открытого показа непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
(формированию элементарных математических представлений)
«Путешествие в королевство Времени»
(с детьми старшей разновозрастной группы)
Цель: Расширить и систематизировать представления о часах.
Задачи:
Обучающие :
1.Обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате);
продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток.
Развивающие:
2.Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение быстро ориентироваться в ситуации.
Воспитательные:
3.Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу. Воспитание бережного отношения ко времени.
Предварительная работа:
Знакомство с разными видами часов.
На протяжении всей деятельности прослеживалась интеграция такихобразовательных областей , как:
Социально-коммуникативное развитие (общение, игра),
Художественно-эстетическое развитие (музыка),
Речевое развитие,
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)
Предварительная работа непосредственно на кануне организованной образовательной деятельности заключалась только в знакомстве с разными видами часов. Остальные приемы знакомства с временными представлениями: временами года, днями недели, названиями месяцев, циферблатом часов, разучивание динамической паузы «А часы идут, идут…» и т.п. осуществляется в течение всего года с учетом тематического планирования, а также при организации режимных моментов и совместной деятельности взрослого и детей.
При построении данного вида деятельности использовалась игровая образовательная технология. Ход непосредственно образовательной деятельности был представлен как Игра-путешествие: «Путешествие в королевство времени». Что позволяет учесть основныепринципы дошкольного образования: принцип самоценности детства, зоны ближайшего развития, осуществление деятельностного подхода с опорой на ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Использовалась предметная игра, такая как манипуляция с игрушкой (интерактивная игрушка «Часы»). Игровые формы работы позволили разнообразить деятельность, сделать ее интересной и занимательной.
Применялись методы проблемного обучения, частично поисковый метод, метод анализа конкретных ситуаций, исследовательский, интерактивные методы, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группы.
Мотивационный момент начала НОД являлся неожиданностью для детей появления игрушки «Часы» как подарка от гостей с запиской-инструкцией о случившейся беде в королевстве Времени и просьбой о помощи его друзьям. Ключевая фраза записки: «Помогите, ребята, развеять злые чары волшебника, спасите моих друзей! А для этого надо найти все часы и выполнить задания, которые спрятаны под ними!», послужила побуждением к поисковой деятельности с обозначенной задачей. Для активизации мыслительных процессов, развития навыков принятия решений была создана эта проблемная ситуация. Следуя игровой мотивации, на протяжении НОД поддерживала интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность.
Создание детьми карты-маршрута Игры-путешествия позволяет отрабатывать навыки систематизации материала и умения планировать свои действия. На протяжении всей деятельности дети обращались к плану-маршруту, что способствует выработке умений действовать согласно схеме. Это же практическое задание способствовало развитию наглядно-образного и логического мышления, где детям по определенным признакам часов нужно было догадаться о каком виде часов идет речь и соотнести их с картинкой. Кроме того, на этом этапе создание карты –маршрута путешествия, я вилось изготовлением нового наглядного пособия «Виды часов», которое может использоваться в дальнейшем.
Задания основной части НОД: «заданий от разных видов часов» были направлены на развитие:
1) - фонематического слуха, («Угадай часы по звучанию»)
2) – познавательных способностей, повторение и систематизация знаний по «временным представлениям детей», развитию памяти («Мешочек с вопросами»)
3) – навыков экспериментально-исследовательской деятельности, развитие навыков взаимодействия со взрослыми, умения обращаться с просьбой, находить выход из сложившейся ситуации («Эксперимент с песочными часами»)
4) – развитию речи и логического мышления (Задание от будильника «Загадка» и Задание от наручных часов «Стихотворение»)
5) - математических представлений: знание цифр, умение соотносить реальные жизненные ситуации с временными представлениями («Который час?)
6) – закрепление знаний о временах года, днях недели, развитие элементарных навыков взаимодействия с компьютером, внимания и мышления (задания от курантов: мультимедийная игра)
Использование информационно-компьютерной технологии с применение мультимедийной игры «Год. Время года. Неделя» вводилось с учетом того, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, а также это позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
В процессе деятельности было использовано игровое упражнение «А часики идут, идут» для снятия мышечной усталости и как одно из выполненных заданий.
Итог подведен с использованием рефлексии, детям удалось исполнить просьбу ТИК-ТАК и помочь его друзьям. Во время подведения итога, мною введен прием раскрытие значения пословицы «Делу -время, а потехе – час!» с целью приобщения дошкольников к малым жанрам фольклора, что позволяет частично реализовать принцип культуросообразности, а также имеет воспитательное значение бережного отношения ко времени.
Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД. Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная. Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах. Выбранные приемы и формы работы, обеспечивали активность и самостоятельность мышления воспитанников. Дети показали свои умения поддерживать беседу, отвечать навопросы. Дети были эмоциональны, прослеживалось допустимое соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Применялась словесная система поощрения детей воспитателем, что способствовало созданию эмоционально комфортной обстановки. Соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность НОД, воздушно - тепловой режим, освещение.
Считаю, что в результате организованной образовательной деятельности достигнуто выполнение намеченного плана,образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи; планируемый результат деятельности детей показал высокий уровень развития знаний, умений и навыков, что доказывает Сформированность представлений детей о времени, о часах.
Воспитатель: Чувашова А.В.
Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой маленький человек получает навыки логического мышления.
Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат дошкольников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.
У современной методики формирования простейших математических навыков у малышей долгий исторический путь. Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий.
Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом.
Особое место в дошкольном математическом образовании принадлежит развивающему обучению. Любой конспект по ФЭМП в средней группе подразумевает применение наглядных средств (пособий, эталонов, картин, фотографий), благодаря чему малыши получают полное представление об объектах, их свойствах и характеристиках.
В зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы:
Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе воспитатель дошкольного учреждения:
Дошкольный возраст не подразумевает использования отрицательных отметок, порицаний со стороны воспитателя. Нельзя сравнивать достижения одного малыша с результатами другого воспитанника, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Педагог должен использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у его подопечных неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. При наличии личного контакта и доброжелательных отношений между ребёнком и его наставником гарантирован положительный результат.
В программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы.
Во время игры воспитатель развивает у малышей следующие умения и навыки:
ФГОС для дошкольных учреждений содержит перечень тех понятий, которые должны быть сформированы у выпускников детских садов. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, 6-7-летний ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развивать в малышах любознательность. Воспитатель при разработке математических мероприятий подбирает такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников. В на первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника.
ирина шалтус
Отзыв-анализ просмотра занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Отзыв-анализ просмотра занятия по Формированию Элементарных Математических Представлений (ФЭМП) в средней группе .
Я, ФИО, присутствовала на занятии должность , ФИО. 2016г.
Вид занятия : развивающее, основная область Познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа : средняя .
Тема НОД (указать, цели и задачи (указать) соответствуют программе, уровню развития и возрастным особенностям детей, тема выбрана в контексте общей изучаемой темы. Качество подготовленного демонстрационного материала соответствует возрасту. Длительность занятия соответствует нормам САНПИН. Реализована интеграция областей в соответствии с возможностями воспитанников. (Познание, речевое развитие, физическая культура, соц-коммуникация) . В ходе занятия происходила совместная деятельность педагога и детей, главной составляющей было взаимодействие.
Занятие строилось как увлекательная игровая деятельность : поездка на День рождения к Красной Шапочке, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия . Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты четко, убедительно, эмоционально. Работа проходила содержательно, интересно и организованно.
В процессе занятия воспитателем были продуманы разнообразные методы и приемы привлечения внимания детей (указать какие Н. п. показ, загадки, динамические паузы и т. п., которые были направлены на ФЭМП, двигательных, практических навыков и умений.
В ходе выполнения поставленных задач --- использовала индивидуальный и гендерный подходы, каждый ребенок мог показать свои знания и умения. Детей, оказавшихся вне поля зрения педагога, не было.
Во время занятия воспитатель общалась с детьми на одном уровне, речь педагога понятная, спокойная, доброжелательная по ситуации эмоциональная. --- старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
В каждом моменте занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Указания в процессе деятельности были целесообразны. В процессе деятельности у детей была возможность оценить свои результаты и деятельность товарищей. Создание поисковых ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии , высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания , были внимательны и инициативны . Рефлексия показала, что поездка со сказочными героями в гости к Красной Шапочке укрепила взаимоотношения в группе .
Замысел занятия реализован , задачи выполнены.
Воспитатель МБДОУ Д\С № ---
Заведующий МБДОУ Д\С № ---
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема: «Путешествие в весенний.
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений «Помоги Буратино» в средней группе Цель занятия: закрепить прямой и обратный счет в пределах 5, знание цифр в пределах 10, обозначать количество предметов цифрой;.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательные области в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»,.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Задачи. Учить детей отсчитывать из большего количества меньшее. Упражнять в определении на слух того или другого количества (в пределах.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе с ОВЗ «Три поросенка» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» - формировать представление о счете в пределах 3. Упражняться в сравнении.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект по математике средней группе Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Закреплять навыки.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Мы идем в библиотеку» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.