Русские народные промыслы городецкая роспись. История городецкой росписи

Русские народные промыслы городецкая роспись. История городецкой росписи

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.

За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.






































Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.

Немного истории

Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки.

Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски.
Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее.

Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.

Характерные признаки городецкой росписи

Украшающая донца для прялок, мебель, сундуки, сани, дуги и множество других бытовых предметов, городецкая роспись всегда отличалась содержательностью и была богата жанровыми сценами.
Они могли быть условными, вольными по характеру и иногда напоминали шарж в своей декоративности.

Сюжетами для росписи становились жизненные ситуации, обычно крестьянский и купеческий быт. Значительную часть художества занимали широко и декоративно расписанные цветочные мотивы. Часто встречаются реалистичные и идеализированные мотивы образов птиц и животных.
Здесь можно увидеть львов и барсов, величественных коней и петухов в гордой и воинственной позе. Нередко изображения делали парными, обращенными одно к другому.



Поле росписей городецкие мастера щедро усеивают цветами (ромашками, купавками, розами), целыми их букетами и гирляндами. А иногда, где уместно, используется мотив пышного занавеса со шнуром.
В росписи используются контрастные яркие цвета: зеленый (яркий), красный (напряженный), синий (глубокий) и еще больше подчеркивающий декоративность мотивов черный цвет.

Изображение наносится без предварительного рисунка. Для этого используется кисть, которая взаимодействует с поверхностью будущего произведения свободным ударом. При этом, мастер может использовать всевозможные приемы: от широких мазков до тончайших штрихов.

Технология росписи

При создании городецкой росписи популярным является использование темперы - краски, созданной на основе сухих порошковых из натуральных материалов или их искусственных заменителей.
Часто используется и гуашь с добавлением ПВА, однако важно учитывать, что при работе с этим типом краски, после высыхания, тона приобретают слегка белесый оттенок. Поэтому, прежде чем наносить новый слой краски, необходимо дать высохнуть предыдущему.

Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. Во время работы важно следить, чтобы кисти не засыхали, поскольку, не отмыв их вовремя, их можно будет только выбросить.

Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета.



Композицию будущего узора можно наметить тонкими линиями карандаша. Главная задача – наметить размеры основных элементов композиции, или узлов, например, животных и цветов. Однако опытные мастера пропускают этот этап, сразу нанося рисунок краской. По их мнению, технология росписи должна быть именно такой.
Средние же и мелкие детали играют вспомогательную роль в картине и не значительно влияют на композицию в целом.

Композиционные узлы обычно выполняются более светлой краской с использованием широкой кисти. На светлые пятна наносятся мазки темного оттенка, например, создавая обводку.
Городецкой росписи характерны круги-подмалевки, спирали, капли, дуги, скобки, штрихи и точки. Последние два типа мазков наносятся в самом конце работы тонкой кистью. Они придают рисунку законченный вид и заставляют его «ожить».



Когда рисунок высыхает, его покрывают бесцветным лаком. Используется масляный или нитролак.
Масляный лак наносится тампоном или краскопультом, а нитролак только , что обеспечит гладкость и ровность поверхности. Лак нужно нанести в два-три слоя, каждый из которых необходимо полностью просушить.
Качественная пленка, которая образуется после такого покрытия, защищает роспись от химических и механических повреждений.

Городецкая роспись сегодня

Промысел городецких мастеров многообразен в современных изделиях быта – сувенирах, мебели, ключницах, посуде, детских игрушках и прочих предметах обихода.
В наше время мастера используют и масляную краску, которая расширила цветовую палитру росписи. Мотивы же, образы и сюжеты остались неизменными.

Расписные изделия – не просто элемент декора, а часто предметы не только красивые, но и несущие функциональную нагрузку, и активно использующиеся. Например при нарезке продуктов на декорированной разделочной доске, или храня хлеб в расписной хлебнице.



Мебель с такой росписью сделает колоритной даже очень скромное помещение. Тем не менее, нужно учесть, что помещение не следует дополнительно перегружать насыщенными цветами, ведь роспись в городецком стиле сама по себе яркий . Очень уместно она будет смотреться в окружении однотонного спокойного интерьера, освежая дом своей нарядностью.
Не рекомендуется размещать и очень большое количество разных предметов, украшенных такой росписью.

Нынче популярно выполнение городецкой росписи на стенах, колоннах, бордюрах, настенных панелях, фризах и прочих крупных элементах интерьера. Такое решение будет прекрасно смотреться и в детской, и на кухне, делая обстановку радостной и положительно влияющей на настроение.

Русская земля всегда была богата талантами. Нижегородская область не стала исключением. Именно там возник народный промысел - городецкая роспись. История ремесла начинается с середины 19 века. Первое время этим видом художественного промысла украшали донца прялок. В Городце прялки отличались необычной формой. Они состояли из двух элементов - гребня (сама прялка) и донца (лавочка, на которую садилась мастерица). При выполнении прядения детали собирались вместе, а по окончании работ донца служили настенным украшением в доме. Совокупность этих качеств: полезность в хозяйстве и удобство в пользовании определили популярность и востребованность такого товара на нижегородских ярмарках. Городецкие прялки стали расходиться по всей стране.

Развитие особого стиля

Изначально прялки делали с использованием элементов инкрустации, а городецкая роспись служила лишь дополнением в созданном шедевре, как завершающий штрих. Инкрустация представляла собой сочетание двух пород деревьев, отличных по цвету. В основной доске делали резьбу, куда вставляли различные фигурки из мореного дуба. Позднее мастера стали украшать такие вставки красками, нанося сказочные, красивые цветы. Вот они и вытеснили трудоемкую работу с резьбой и стали основой для развития отдельного промысла - городецкая роспись. Ею стали украшать не только прялки, но и стульчики, шкатулки, солонки, сани, коромысла и множество других бытовых предметов. Стиль и манера рисования в этой росписи окончательно установились в конце 19 века и остаются неизменными до наших дней.

Технология промысла

Способ нанесения краски намного проще, чем в изделиях хохломских мастеров. Рисунок наносится непосредственно на само дерево, без какой-либо предварительной грунтовки основы. Городецкая роспись позволяет при желании в качестве фона использовать краски желтого, красного или черного тонов. Ранее мастера рисовали красками на яичной основе. В наше время стали применять масляные, что позволяет расширить палитру цветов и прибавить колорит изображаемой сценки или рисунка. Популярностью пользуются краски на сухой основе из натуральных и искусственных пигментов, их называют темперы.

Для нанесения контура рисунка ученику можно использовать простой карандаш, чтобы четко вырисовывать цветы и узоры, которые так характерны для этого художественного промысла - городецкая роспись. Элементы картины настолько разнообразны и витиеваты, что неопытному человеку трудно справиться с вырисовыванием деталей, но мастера считают, что вся картина должна быть нарисована только кистью. Ею же обозначают контур рисунка черным и белым цветом.

Мотивы художественного промысла

Городецкая роспись покорила сердца русских людей своими незамысловатыми сюжетами рисунков, их непосредственностью и отсутствием ограничений в полете мысли. Этой росписи характерна торжественность, сказочность, пышность форм, цветочные мотивы, букеты и гирлянды из них. Сценки из жизни простых крестьян и купеческого сословия. Чаепитие за столом, отдых на природе, разговор влюбленной парочки, голуби, воркующие друг с другом. На рисунках можно увидеть идеализированные фигурки заморских животных, птиц. Все эти игрушечные, бесхитростные мотивы сделали изделия нижегородских ремесленников милыми, трогательными и любимыми вещицами для русской души.

Г ородецкая роспись по дереву известна со второй половины XIX в. Первоначально она применялась для декорирования донец прялок, позже стала использоваться для украшения домашней утвари. Основными мотивами росписи являлись изображения людей, коней, птиц, цветов. Роспись ведется в несколько этапов клеевыми красками по доске, также загрунтованной краской на клею. Первый этап – подмалевок, – во время которого намечается основной сюжет композиции, вырисовываются основные цветовые пятна. Второй этап – белилами прописываются места под изображения лиц людей и кистей рук. Третий этап – оттенёвка, когда более темным цветом наносятся мазки на цветы, выделяются тычинки, прописываются прожилки листочков. Последний этап – разживка – выполняется черным или белым цветом, в результате чего окончательно оформляется композиция. Просушенное изделие покрывается олифой.

Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. В донце вместо лопасти прялки вставляли гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна. Донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень. Окончив работу, пряха вынимала гребень и вешала на стену избы донце, которое служило и для украшения интерьера.

Первоначально донца прялок местные мастера декорировали резьбой, а со второй половины XIX в. их стали украшать живописью. Местные предания сообщают, что замена резца на кисть произошла в 1870 г., когда в село Косково из Городца приехал Николай Иванович Огуречников, работавший по поновлению живописи в церквях. Он передал местным мастерам секреты технологии письма красками, приготовленными на жидком клее, показал, как пишутся беличьей кистью кони, птицы и нарисовал первые образцы мотивов цветочного орнамента – розы и «купавки», – ставшего характерным для городецких изделий.

Как правило, донца расписывали не по одному, а партиями.

Вначале мастер грунтовал доску донца, разделенную на несколько ярусов, клеевыми красками. Каждый ярус крылся своим цветом. После грунтовкихудожник очень аккуратно зачищал поверхность донец, удаляя поднявшиеся во время грунтовки ворсинки дерева, покрывал основу тонким слоем прозрачного жидкого клея, а затем тщательно просушивал донца.

Роспись велась такими же приготовленными на клею красками, причем они составлялись одновременно с подготовкой цветного грунта, что позволяло создавать гармоничную цветовую палитру. Первый этап росписи –подмалевок , во время которого намечался основной сюжет композиции и вырисовывались основные цветовые пятна. Далее мастер белилами прописывал места, где должны были быть изображены лица людей и кисти рук. Следующей стадией была оттеневка , когда более темным цветом наносились мазки на цветы, выделялись тычинки, прописывались прожилки листочков. Наконец черным или белым цветом выполнялась разживка . Она способствовала оживлению росписи и объединяла все мотивы в целостную композицию. Просушенное после росписи изделие покрывалось олифой.

Впоследствии сюжеты и тип росписей, ранее применявшийся только для донец прялок, стал использоваться для украшения различных предметов домашней утвари и даже мебели.

Стеблич Людмила Геннадьевна,

учитель технологии МАОУ МПЛ

им. 202-й ВДБ» г. Хабаровска

Разработка урока по теме:

«История возникновения Городецкой росписи. Традиции промысла»

(7 класс)

Цель:

Развивать интерес к народным промыслам России;

Формировать навыки кистевой росписи при выполнении элементов городецкой росписи;

Воспитывать уважение к культурному наследию народов нашей страны.

Материалы к уроку : рисунки с изображением изделий городецких мастеров, рисунки с элементами росписи, с поэтапным выполнением цветочного орнамента городецких мастеров, образцы изделий городецких мастеров (разделочные доски, шкатулки, коробки), раздаточный материал (карточки с изображением розана и купавки).

Оборудование для учеников:

Альбом с тонированными под дерево листами, краски, кисти, палитра, баночка с водой, клеёнки на столы, влажные салфетки.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности рабочего места.

  1. Изучение нового материала:

Тема нашего занятия «Городецкая роспись».

Ребята, а что такое Городец? (город, где развит народный промысел).

- А какие промыслы вы знаете еще? (Хохлома, Гжель, Полхов - Майдан, и т. д).

Немного истории:

Давным-давно на берегу Волги существовал древний город и назывался он Малым Китежем. Основал его в 1152 году князь Юрий Долгорукий. Во время нашествия Хана Батыя город разграбили и сожгли, но он, словно птица Феникс, возродился и отстроился заново. И стал этот город называться Городцом.

Жители этого города и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Мастера делали все: от детских игрушек до кораблей; и посуду и мебель, сани, прялки.

Издавна Городец славился ярмарками. Чего там только не продавали!

И сегодня возрождаются старинные традиции. В настоящее время там есть фабрика, на которой изготавливают различные предметы быта: доски, хлебницы, шкатулки, игрушки.

Давайте посмотрим нашу выставку и выясним, что любят изображать художники в своих работах: лошади, петухи, птицы, сценки из жизни: чаепитие, прогулки, гуляния женихов и невест.

II. Теоретическая часть.

Учитель:

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Народные мастера городецкой росписи использовали большую цветовую палитру. Но среди них есть любимые цвета: синий, красный, желто-лимонный, черно-белый.

Наши предки почитали все живое и наделяли все растения (цветы, травы, деревья) чудодейственной силой. Красота природы отображалась в рисунках, восхвалялась в песнях, танцах, праздниках.

Что бы ни было нарисовано на изделиях, все украшалось цветами. И любимыми являются розаны и купавки. «Розан» - это стилизованное изображение цветка шиповника (дикой розы), а вот купавка.

Послушайте легенду. Много лет тому назад на Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Считалось, что к этому дню трава и все растения наливаются самыми душистыми соками. И еще в эту ночь цветет лесной папоротник, а цветок у него дивной красоты. И если кому удавалось его увидеть, дотронуться до него или сорвать, становился самым счастливым человеком на свете. Так и появилась купавка.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

А теперь мы с вами будем изображать знаменитые цветы Городца (розан и купавку). Я буду вести работу на доске, а вы у себя на листах.

(У детей на партах листы бумаги, тонированные под дерево, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра).

3. Практическая работа:

В центре листа мы поместим розан. Он у нас будет розовый. Для этого смешиваем белую гуашь с красной. По бокам намечаем голубым цветом купавки, для этого белую гуашь смешиваем с синей. Купавки у нас будут поменьше. Этот этап называют «подмалевком ».

В середине между цветами намечаем листики. Следующий этап называется «тенежкой », так как используем темные краски: бордовый, синий. Намечаем серединки, дужки, обрисовываем лепестки.

Завершающий этап росписи называется « оживка ». Для этого используют белую краску. И, правда, работа делается объемной, живой.

Пока дети делают практическую работу, прохожу по рядам, помогаю справиться с заданием.

  1. Выставка и оценка работ учащихся:

А теперь, ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Подпишите свои работы и выходим к доске на просмотр.

5. Заключительная часть. Рефлексия.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

6. Подведение итогов.

Вот и закончился наш урок. Не раз мы еще будем знакомиться с народными промыслами, и учиться у славных мастеров и с этой росписью еще не раз встретимся. А сейчас приводим в порядок свои рабочие места. Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ