Ордена монашеские. Католицизм: монашеские ордена

ПО ИСТОРИИ

«монашеские ордена»

Ванидовская Кристина К1

Древнейшие монастыри возникли в буддизме в середине 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в общины принимались все, за исключением рабов, должников и царских слуг. Постепенно характер общин изменился: первоначально обязат.принцеп нищеты стал функцией, М. из убежища от мирской суеты превратилось и идеологичь.опору существующего строя.

Христ. М. возникли первоначально поселения отшельников (в 3-4 вв. в Египте, где особенно активно действовал Антоний Великий).

Во главе католич. М. стояли аббаты (или аббатисты), в православных - игуменны (или игуменьи). В экономич. отношении М. предстовляли собой хоз. самодовлеющие организмы.

С развитием феодолизма характер М. изменился, внутри М. произошло расслоение, монахи стали разделятся на ряд категорий - по своим функциям, социальному положению и связям, моральному авторитету.

В католич. М. физич. труд монахов с 10 в. был запрещён, с 11 в. наиболее тяжёлые работы в земледелии, скотоводство были переложенны на особых работников (конверзов) и на эксплуатиромое М. крепостное крестьянство.

На монастырских землях широкое распространение получила практика прекариев. Королев. власть содействовала укреплению каталич. М., предстовляя им адм., податную, суд. Независимость.

Большое число М.представляло себе крупные х-ва с развитыми замледелием и ремёслами. Расположенные на торг. путях, мн. М. рано начали втягивать в товарн.-ден. отношения вели торговлю солью, вином, хлебом и др., стан становились центром торг.-ростнещнических сделок, своебразными банками средневековья.

Укрепление католич. М. в 11-13 вв. в большей мере было связано с Клюнийской реформой, стороники которой требовали в первную очердь востановления сурового устава Бенедикта Нурийского.

На базе католич. М. возникали монашеские ордена, ряд М. обьединялись в конгресации. С образованием в 12-13 вв. (в условиях крестовых походов) духовно-рыцарских орденов возник новый тип католич. М., предназначавшихся для поддержки крестоносцев, при М. устраивали лазареты для раненых, пункты для обмена и выкупа пленных, убежища для паломников и т.п. Создание т.н. нищенствующих орденов б 1-й пол. 13 в., в период обостроения соц.-пол. борьбы в связи с ростом товарно-ден. отношений, обусловило появления католич. М., тесно связаныс с городом, в число важнейших их борьба на нар.-еретич. движениями. Направляющиеся из этих М. в качестве миссионеров монахи нередко создавали в разных странах новые, "дочерчения", М., зачастую становившымися опорными пунктами воен. захватов и колонизацый. М. являлись оплотом папства в его борьбе за полить. господство в Европе.

Если в ранее средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, М. способствовала распространению грамотности, книжного дела, художеств. ремесла, то по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологич. оков, они становятся гл. центрами борьбы против науч. мысли и передовых идей.

Сильное потрясение испытали католич. М. в эпоху Реформацыи, сопровождающиеся ликвидацыи на территориях, где распростанился протестанизм, монашества как особого института, закрытием М. и секулизацыей их зам. владений.

Новый подём монастырского движения был связан с Контрефермацыей, новые М. со 2-й пол. 16 век. ставили своей гл. задачу подготовки церк. кадров для борьбы с протестантами. М., прежде всего М. иезуитов, служил орудием клерукатизма в борбе против прогресивных сил. Большой удар по М. был нанесён бурж. революцыями 18-19 вв. Однако в связи с ростом рев. рабочего и демократического движения бурж. реакция востановилла в ряде стран многие рание упразнёные М. С кон. 19 вв. число М. стало расти, а их реакц. деятельность приобрела широкий размах. В 20 в. нек-кот. протестанские церкви, раньше решительно отвергавшие М. допустили их появления.

Орден францисканцев.

Наш Орден - это мужская монашеская община, которую в начале XIII в. основал св. Франциск Ассизский.

Вообще, францисканцы - это огромная духовная семья монахов, монахинь и мирян, которые построили свою жизнь на духовности св. Франциска. В наше время таких людей на земле более миллиона, поэтому францисканская семья считается самым многочисленным объединением внутри Католической Церкви. Знаменательно, что общины, живущие по францисканской духовности, существуют также в Православной и протестантских Церквах (англиканской, лютеранской).

Св. Франциска считают основателем трех Орденов, которые являются частью одной харизмы, совладельцами одного наследия, имеют одну и ту же цель. Находясь в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга, они движутся одним путем. При этом каждый из них имеет свою собственную, автономную историю.

Первый Орден - мужской: Франциск, отказавшись от мирских благ, увлек за собой молодых людей, своих друзей, которые пошли за ним и назвали себя Меньшими Братьями.

Второй Орден - женский: девушка благородного происхождения по имени Клара решила посвятить свою жизнь Богу по примеру Франциска; из его рук она приняла монашеское одеяние, а впоследствии основала общину сестер. По имени основательницы, монахинь Второго Ордена называют клариссами.

Третий Орден - это Францисканский Орден Мирян. Его члены остаются в миру, и Орден предлагает им форму апостольской жизни, приспособленную к их положению.

Орден Францисканцев - Братьев Меньших Конвентуальных является одной из ветвей Первого Ордена. Всего же этих ветвей три:

Братья Меньшие (Ordo Fratrum Minorum, сокращенно OFM), называемые также обсервантами (обсерванция - строгое соблюдение положений Устава);

Братья Меньшие Конвентуальные (Ordo Fratrum Minorum Conventualium, сокращенно OFMConv.) - то есть, "братья общины": конвент - это монашеский дом, община монахов одного монастыря);

Братья Меньшие Капуцины (Ordo Fratrum Minorum Capucinorum, сокращенно OFMCap.), получившие свое название от итальянского слова "capuccio" - капюшон.

Возникновение этих ветвей было вызвано разной интерпретацией идеалов Франциска и различной формой их осуществления, и имеет свою богатую историю.

Наш Орден в настоящее время насчитывает около четырех с половиной тысяч братьев, работающих на всех континентах. Мы носим серый или черный хабит (монашескую рясу) с белым поясом-веревкой; нас называют "францисканцами", а также "миноритами" (в Германии, Австрии, Венгрии), "кордильерами" (во Франции и Швейцарии) или "серыми братьями" (в Англии).

Орден доминиканцев

лены нищенствующего монашеского ордена, основанного в 1216 г, Домиником Гусманом. «Форменной» одеждой доминиканцев был черный плащ с капюшоном. Главной целью ордена была борьба с ересями. Для того чтобы полемизировать с еретиками, доминиканцы получали серьезное богословское образование. В каждом монастыре действовала богословская школа, а в Болонье, Монпелье, Кёльне и Оксфорде доминиканцы создали свои высшие школы. Доминиканцы заняли все богословские кафедры в ун–тах Зап. Европы. Из их среды вышло немало известных богословов Средневековья (напр., Фома Аквинскии). В 1232 г. доминиканцам была передана инквизиция, что резко повысило роль ордена в католической церкви. Доминиканцы стали официальными цензорами правоверия, получили в руки мощное орудие борьбы с еретиками, противниками папства. Одним из важных направлений деятельности доминиканцев было миссионерство – они добирались даже до Монголии и Китая.

Главой ордена был избираемый генерал. Ежегодно (затем раз в два года) собирался генеральный капитул доминиканцев (поочередно в Болонье и в Париже). Монастыри доминиканцев объединялись в провинции во главе с провинциалами.

В 1219 г. был создан женский доминиканский орден. В него могли вступать женщины только из семей феодалов. Доминик создал и третий орден – «Рыцарства Христова», в котором состояли светские люди, соблюдавшие монашеские обеты.

Орден цистерианцев.

лены монашеского ордена, получившего свое название от местности (Cistercium – Сито), где в 1098 г. был основан их первый монастырь. Цистерцианцы пользовались Уставом Бенедикта Нурсийского, но выполняли его очень строго. Употребляли только грубую вегетарианскую пищу, восстановили обязательный годичный испытательный срок (новициат), не принимали в монастыри детей (отойдя в этом от бенедиктинской практики), избегали роскоши в убранстве монастырей, жили за счет собственного труда, не имея зависимых от себя крестьян.

Строгость жизни обитателей первого монастыря цистерцианцев отпугивала от них многих людей, перелом же наступил, когда в орден вступил Бернар Клервоский. Его деятельность принесла ордену цистерцианцев огромную популярность, в 1150 г. насчитывалось уже 350 монастырей цистерцианцев, а в 1500 г. – 738 муж. и 650 жен. обителей.

Цистерцианцы обычно создавали свои монастыри на неосвоенных землях. Это требовало тяжелого физ. труда. Земельные владения ордена быстро росли и за счет дарений знати. В ордене было введено деление монахов на два разряда: полноправных братьев и «светских братьев» (конверзов). Главным занятием первых были молитвы, вторых – физ. труд, дабы он не отвлекал духовную элиту от религ. занятий. «Светские братья» происходили из крестьян, они, как правило, были неграмотны (молитвы учили наизусть). Эти люди также проходили через новициат, давали традиционные монашеские обеты, но права голоса в ордене не имели. Благодаря их труду орден цистерцианцев вскоре стал одним из богатейших. Богатства ордена росли и в результате предприимчивости истерцианцев в торговых операциях, поставках сырья для мануфактур.

По своей структуре орден цистерцианцев был федеративным со значительной автономией монастырей. Пять первых (по времени основания) монастырей считались главными. Остальные группировались вокруг них в пять объединений, аббат – глава такого объединения – контролировал жизнь подчиненных ему монастырей. Ежегодно собирался генеральный капитул из всех аббатов, где обсуждались важнейшие проблемы ордена и принимались обязательные для всех истерцианцев постановления. Жен. цистерцианские монастыри имели элитарный характер – в них принимали женщин только из семей феодалов.

Реферат ПО ИСТОРИИ По теме «монашеские ордена» Ванидовская Кристина К1 Древнейшие монастыри возникли в буддизме в середине

ОРДЕНА МОНАШЕСКИЕ - ин-сти-ту-ты мо-на-ше-ст-вую-щих в Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Ордена монашеские объ-е-ди-ня-ют мо-на-хов, при-нёс-ших веч-ные, или «тор-же-ст-вен-ные», мо-на-ше-ские обе-ты (це-ло-муд-рия, по-слу-ша-ния и бед-но-сти), в от-ли-чие от других форм ка-то-лического мо-на-ше-ст-ва (кон-гре-га-ции ре-ли-ги-оз-ные, се-ку-ляр-ные ин-сти-ту-ты, об-ще-ст-ва апо-столь-ской жиз-ни), пре-ду-смат-ри-ваю-щих при-не-се-ние вре-мен-ных, или «про-стых», обе-тов. Для Орденов монашеских ха-рак-тер-на осо-бая струк-ту-ра, пред-став-ляю-щая со-бой объ-е-ди-не-ния об-щин (мо-на-сты-рей , при-ора-тов, бо-га-де-лен и т. п.), чле-ны ко-то-рых свя-за-ны об-щим ус-та-вом, ут-вер-ждён-ным па-пой Рим-ским , под-чи-ня-ют-ся че-рез сво-их глав (су-пер-ио-ров), ми-нуя дио-цезаль-ных епи-ско-пов, не-по-сред-ст-вен-но Свя-то-му Пре-сто-лу. Ордена монашеские от-ли-ча-ют-ся осо-бен-но-стя-ми в бо-го-слу-же-нии и ду-хов-ной тра-ди-ции. Чле-ны Орденов монашеских име-ют осо-бый от-ли-чи-тель-ный ха-бит (одея-ние).

В современной ка-то-лической Церк-ви, по-ми-мо Орденов монашеских в уз-ком смыс-ле, дей-ст-вую-щих на ос-но-ве древ-них мо-на-ше-ских ус-та-вов [бе-не-дик-тин-цы и вы-де-лив-шие-ся из них ор-де-на, а так-же уни-ат-ские (смотри Уни-ат-ст-во) ор-де-на ан-то-ни-ан, ва-си-ли-ан и мхи-та-ри-стов], в по-ня-тие Орденов монашеских в ши-ро-ком смыс-ле (хо-тя и не-точ-ном с точ-ки зре-ния като-лического ка-но-ни-че-ско-го пра-ва) мо-гут вклю-чать-ся так-же ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков (ав-гу-стин-цы, пре-мон-ст-ран-ты и другие; смотри так-же Ка-но-ник), ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на (до-ми-ни-кан-цы, фран-ци-скан-цы, ав-гу-стин-цы-эре-ми-ты, кар-ме-ли-ты и др.) и ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков (ие-зуи-ты и др.). В сред-ние ве-ка су-ще-ст-во-ва-ли и другие раз-но-вид-но-сти Орденов монашеских, например ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на (ио-ан-ни-ты, там-плие-ры, Тев-тон-ский ор-ден и др.), чле-ны ко-то-рых, по-ми-мо при-не-се-ния обыч-ных мо-на-ше-ских обе-тов, обя-зы-ва-лись так-же с ору-жи-ем в ру-ках за-щи-щать хри-сти-ан-ст-во. Ти-по-ло-ги-че-ски эти Ордена монашеские от-но-сят-ся к ре-гу-ляр-ным ка-но-ни-кам (Тев-тон-ский ор-ден) ли-бо к ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам (напр., ио-ан-ни-ты).

Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния осо-бой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции, объ-е-ди-няю-щей отдельные мо-на-сты-ри, от-но-сит-ся к началу IX века - ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, стре-мив-ше-го-ся соз-дать сеть мо-на-сты-рей, объ-еди-нён-ных иде-ей чис-то-ты ис-пол-не-ния ус-та-ва преподобного Бе-не-дик-та Нур-сий-ско-го. Цен-тром этой мо-на-ше-ской ор-га-ни-за-ции ста-ло аб-бат-ст-во Ин-ден (близ Ахе-на, ос-но-ва-но в 814 или 817 году), соз-дан-ное императором Лю-до-ви-ком Бла-го-чес-ти-вым для Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го, а гла-вой - сам Бе-не-дикт. В 817 году он со-звал в Ахе-не со-бор аб-ба-тов, на ко-то-ром ре-ша-лись су-гу-бо мо-на-стыр-ские во-про-сы, без пря-мо-го уча-стия епи-ско-па-та. Ре-фор-ма Бе-не-дик-та Ани-ан-ско-го ещё не под-ра-зу-ме-ва-ла изъ-я-тия мо-на-сты-рей из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а гла-вен-ст-во Бе-не-дик-та ба-зи-ро-ва-лось на его лич-ном ав-то-ри-те-те и под-держ-ке им-пе-ра-то-ра и не име-ло юри-ди-че-ски за-кре-п-лён-ных ос-нов. По-доб-ные ре-фор-мы про-во-ди-лись в X веке в Ло-та-рин-гии Гер-хар-дом Бронь-ским и Ио-ан-ном из Гор-це, так-же соз-дав-ши-ми объ-е-ди-не-ния ре-фор-ми-ро-ван-ных ими мо-на-сты-рей. Эти дви-же-ния не име-ли даль-ней-ше-го раз-ви-тия и при-хо-ди-ли в упа-док со смер-тью их вдох-но-ви-те-лей. Ос-но-вой бе-не-дик-тин-ско-го ор-де-на ста-ла ре-фор-ма бур-гунд-ско-го аб-бат-ст-ва Клю-ни, по-лу-чив-ше-го (в 909 или 910 году) пап-скую эк-земп-цию (пря-мое под-чи-не-ние Ри-му). Все при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ний-ской ре-фор-ме мо-на-сты-ри так-же вы-во-ди-лись из юрис-дик-ции ме-ст-ных епи-ско-пов, а их на-стоя-те-ли под-чи-ня-лись аб-ба-ту Клю-ни и че-рез не-го - па-пе. Аб-бат Клю-ни был гла-вой все-го сло-жив-ше-го-ся во-круг Клю-ни объ-е-ди-не-ния мо-на-сты-рей. Од-на-ко при-сое-ди-няв-шие-ся к Клю-ни мо-на-сты-ри, ко-ли-че-ст-во ко-то-рых не-ук-лон-но рос-ло с рас-про-стра-не-ни-ем ре-фор-мы за пре-де-лы Фран-ции и Бур-гун-дии, име-ли свои обы-чаи (consuetu-di-nes), от-лич-ные от тра-ди-ций Клю-ни. По-пыт-ки рим-ских пап в XIII-XIV веках соз-дать цен-тра-ли-зо-ван-ный ор-ден бе-не-дик-тин-цев фак-ти-че-ски не при-нес-ли ус-пе-ха и при-ве-ли к рас-па-ду бе-не-дик-тин-цев (XV-XVII веках) на ряд внутренних под-раз-де-ле-ний - кон-гре-га-ций, от-ли-чаю-щих-ся уст-рой-ст-вом (по-жиз-нен-ная или вре-мен-ная долж-ность аб-ба-та) и ду-хов-ной на-прав-лен-но-стью (ак-цент на мо-лит-ву или учё-ные за-ня-тия).

Од-но-вре-мен-но на-чи-ная с XI века от бе-не-дик-тин-цев на-чал от-де-лять-ся ряд Орденов монашеских, чле-ны ко-то-рых стре-ми-лись к боль-ше-му ас-ке-тиз-му и стро-го-му при-ме-не-нию бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва. Так, в 1-й половине XI века в Ита-лии в рам-ках бе-не-дик-тин-ской тра-ди-ции сло-жил-ся ор-ден ка-маль-ду-лов (ка-маль-ду-лен-ских эре-ми-тов), тя-го-тев-ших к от-шель-ническому и за-твор-ническому об-ра-зу жиз-ни, - в про-ти-во-вес клю-ний-ским об-ще-жи-тель-ным бе-не-дик-тин-цам с их идеа-лом об-ще-ст-вен-ной мо-лит-вы. Ор-ден ка-маль-ду-лов был ос-но-ван святым Ро-му-аль-дом (умер в 1027 году) и по-лу-чил раз-ви-тие бла-го-да-ря Пет-ру Да-миа-ни. Его цен-тром ста-ло аб-бат-ст-во Фон-те-Авел-ла-на близ Ра-вен-ны. Сход-ные идеа-лы ис-по-ве-до-ва-ли и чле-ны ор-де-на кар-ту-зи-ан-цев, сло-жив-ше-го-ся в конца XI - первой 1-й половины XII веков.

Во 2-й половине XI века от бе-не-дик-тин-цев от-де-лил-ся ор-ден цис-тер-ци-ан-цев, по-лу-чив-ший на-зва-ние от аб-бат-ст-ва Си-то [лат. Цис-тер-ци-ум (Cistercium)] в Шам-па-ни, став-ше-го их пер-вой оби-те-лью. Осо-бое рас-про-стра-не-ние ор-ден по-лу-чил в середине XII века бла-го-да-ря дея-тель-но-сти Бер-нар-да Клер-во-ско-го. Цис-тер-ци-ан-цы вы-сту-па-ли за воз-ро-ж-де-ние су-ти бе-не-дик-тин-ско-го ус-та-ва, ко-то-рую они ви-де-ли в фи-зическом тру-де мо-на-хов и их со-ци-аль-ном слу-же-нии и мис-сио-нер-ст-ве. Ор-ден по-лу-чил стро-гую струк-ту-ру внутреннего управ-ле-ния. В Но-вое вре-мя от цис-тер-ци-ан-цев от-де-ли-лись ор-де-на фель-ян-тин-цев (1577, уп-разд-нён в конце XVIII века) и трап-пи-стов (1664), от-личав-шие-ся тре-бо-ва-ни-ем бо-лее стро-го-го ас-ке-тиз-ма.

К XVIII веку в основном сло-жи-лись так-же ор-га-ни-за-ции восточно-ка-то-лических (уни-ат-ских) мо-на-хов: мхи-та-ри-стов (ар-мя-не-униа-ты), ва-си-ли-ан (униа-ты греческого об-ря-да) и ан-то-ни-ан (ма-ро-ни-ты).

Боль-шин-ст-во Орденов монашеских име-ют и жен-скую ли-нию, ав-то-ном-ную, но на-хо-дя-щую-ся в оп-ре-де-лён-ной юри-дической за-ви-си-мо-сти от муж-ской.

К Орденам монашеским в уз-ком смыс-ле близ-ко при-мы-ка-ют ре-гу-ляр-ные ка-но-ни-ки, ос-но-вой жиз-ни для ко-то-рых слу-жит ус-тав блаженного Ав-гу-сти-на. Тра-ди-ция кли-ри-ков, ве-ду-щих мо-на-ше-ский об-раз жиз-ни, вос-хо-дит к IV веку. В 816 году бы-ла сде-ла-на по-пыт-ка объ-е-ди-нить в по-до-бия мо-на-стыр-ских об-щин ка-пи-ту-лы со-бор-ных церк-вей. Эта ини-циа-ти-ва при-нес-ла пер-вые пло-ды в конце XI века. К это-му вре-ме-ни от-но-сит-ся воз-ник-но-ве-ние ор-де-на ре-гу-ляр-ных ка-но-ни-ков- ав-гу-стин-цев. Уже в XII веке сре-ди ав-гу-стин-цев поя-ви-лись различные кон-гре-га-ции (ка-но-ни-ки аб-бат-ст-ва Сен-Вик-тор в Па-ри-же; смотри Сен-вик-тор-ская шко-ла) и ме-ст-ные ка-пи-ту-лы. Ав-гу-стин-цы не име-ли един-ст-ва управ-ле-ния, и толь-ко на ме-ст-ном уров-не оно осу-ще-ст-в-ля-лось со-б-ра-ни-ем ка-питу-лов. В про-ти-во-по-лож-ность им пре-мон-ст-ран-ты (ор-ден ос-но-ван святым Нор-бер-том Ксан-тен-ским в 1-й половине XII века в Северной Фран-ции) за-им-ст-во-ва-ли у цис-тер-ци-ан-цев стро-гую сис-те-му цен-тра-ли-зов. кол-ле-ги-аль-но-го управ-ле-ния.

К XIII веку от-но-сит-ся рас-цвет ни-щен-ст-вую-щих ор-де-нов (они от-ка-зы-ва-лись от вся-кой соб-ст-вен-но-сти и су-ще-ст-во-ва-ли толь-ко за счёт ми-ло-сты-ни): до-ми-ни-кан-цев (ос-но-ван в 1-й четверти XIII века), фран-ци-скан-цев (ут-верж-дён в 1209 году), сер-ви-тов (1233), ав-гу-стин-цев-эре-ми-тов (воз-ник в 1244 году, ут-верж-дён в 1256 году), три-ни-та-ри-ев (1198) и др. Ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на име-ют 3 вет-ви: мо-на-ше-ские (муж-ская и жен-ская) и ми-рян, ве-ду-щих ас-ке-тическую жизнь, так называемых тер-циа-ри-ев («тре-тий ор-ден»). Наи-бо-лее чёт-ко эта струк-ту-ра про-сле-жи-ва-ет-ся у до-ми-ни-кан-цев. У фран-ци-скан-цев бы-ст-ро про-изош-ло раз-де-ле-ние (окон-ча-тель-но за-кре-п-ле-но в 1517 году) на кон-вен-туа-лов, до-пус-кав-ших смяг-че-ние тре-бо-ва-ний ор-ден-ско-го ус-та-ва, и об-сер-ван-тов, на-стаи-вав-ших на их стро-гом со-блю-де-нии. Ор-ден кар-ме-ли-тов воз-ник в XII веке в Па-ле-сти-не как ор-га-ни-за-ция эре-ми-тов (от-шель-ни-ков), од-на-ко позд-нее был ре-фор-ми-ро-ван как ни-щен-ст-вую-щий ор-ден (1247), хо-тя и с ак-цен-том на стро-гом уда-ле-нии от ми-ра и со-зер-цательной жиз-ни, в про-ти-во-вес другим ни-щен-ст-вую-щим ор-де-нам, ко-то-рые ак-тив-но за-ни-ма-лись про-по-ве-дью хри-сти-ан-ст-ва и пас-тыр-ской дея-тель-но-стью. Чле-ны ор-де-на три-ни-та-ри-ев по-свя-ти-ли се-бя в пер-вую оче-редь по-пе-че-нию над хри-стиа-на-ми, на-хо-дя-щи-ми-ся в пле-ну у ино-вер-цев. Сход-ную цель пре-сле-до-ва-ли и чле-ны брат-ст-ва мер-се-да-ри-ев.

Ор-де-на ре-гу-ляр-ных кли-ри-ков на-ча-ли воз-ни-кать в эпо-ху Контр-ре-фор-ма-ции (пер-вый из них - ор-ден теа-тин-цев, 1524; наи-бо-лее из-вест-ный - ие-зуи-ты). Их чле-ны, не свя-зан-ные, в от-ли-чие от мо-на-хов, обя-зан-но-стью пре-бы-вать в за-тво-ре и со-вер-шать об-щин-ную ли-тур-гию ча-сов, по-свя-ти-ли се-бя пас-тыр-ской дея-тель-но-сти, об-ра-зо-ва-нию и де-лам ми-ло-сер-дия.

Ду-хов-но-ры-цар-ские ор-де-на, воз-ник-шие в XI-XIII веках в Па-ле-сти-не, При-бал-ти-ке и на Пи-ре-ней-ском полуострове, сыг-ра-ли важ-ную роль в со-бы-ти-ях кре-сто-вых по-хо-дов и Ре-кон-ки-сты. Од-на-ко к Но-во-му вре-ме-ни все они бы-ли ли-бо уп-разд-не-ны (там-плие-ры), ли-бо пре-вра-ти-лись в кор-по-ра-ции свет-ской ари-сто-кра-тии (испанские и пор-тугальские ор-де-на), ли-бо пе-ре-клю-чи-лись на бла-го-тво-рительную дея-тель-ность (ио-ан-ни-ты, Тев-тон-ский ор-ден).

С раз-ви-ти-ем Ре-фор-ма-ции со-кра-ти-лась дея-тель-ность Орденов монашеских в Северной Ев-ро-пе, од-на-ко бла-го-да-ря Ве-ли-ким гео-гра-фи-че-ским от-кры-ти-ям Ордена монашеские рас-про-стра-ни-лись в других рай-онах ми-ра, пре-ж-де все-го в Аме-ри-ке, где они ста-ли основной си-лой хри-сти-ан-ской мис-сии. За-мет-ную роль как в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти, так и в про-ти-во-стоя-нии Ре-фор-ма-ции иг-ра-ли ие-зуи-ты, а так-же ни-щен-ст-вую-щие ор-де-на до-ми-ни-кан-цев и фран-ци-скан-цев. По-доб-ная ак-тив-ность в XVIII веке при-ве-ла Ордена монашеские к кон-флик-там с пра-ви-тель-ст-ва-ми многих го-су-дарств, в ре-зуль-та-те че-го ряд ор-де-нов был уп-разд-нён (не-ко-то-рые воз-ро-ди-лись в XIX веке). В эпо-ху Про-све-ще-ния и в XIX веке чле-ны Орденов монашеских ста-ли уде-лять всё боль-шее вни-ма-ние учё-ным за-ня-ти-ям и пуб-ли-ка-ции древ-них хри-сти-ан-ских па-мят-ни-ков (например, мав-ри-сты), со-ци-аль-ной ра-бо-те, соз-да-нию различных бла-го-тво-рительных уч-ре-ж-де-ний. Ре-фор-ма ка-но-нического пра-ва (1983), ли-к-ви-ди-ро-вав ряд фор-маль-ных осо-бен-но-стей, ха-рак-тер-ных для Орденов монашеских, сбли-зи-ла их с другими ви-да-ми ре-лигиозных ин-сти-ту-тов Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Дополнительная литература:

Кар-са-вин Л.П. Мо-на-ше-ст-во в сред-ние ве-ка. СПб., 1912. М., 1992;

Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974-2003. Vol. 1-10;

Leyser H. Her-mits and the new monasticism: a study of reli-gious communities in Western Europe 1000-1150. L., 1984;

Dall’ere-mo al cenobio... Mil., 1987;

Lesegretain C. Les grands ordres re-li-gieux: hier et aujord’hui. P., 1990;

Джор-дан Омэнн О.Р. Хри-сти-ан-ская ду-хов-ность в ка-то-ли-че-ской тра-ди-ции. Рим; Люб-лин, 1994;

Lawrence C.H. The friars: the impact of the early mendicant movement on Western society. L., 1994.

Средневековые монашеские ордена2004 г.

Год: 2004 г.

Введение

Частным видом католической организованности является монашество - гвардия католической Церкви. Монашество католической Церкви делится на ордена созерцательной и активной апостольской жизни. Последние занимаются миссионерской работой. К ним относится большинство монахов и монахинь. Ордена специализированы, т.е. каждый из них имеет свою сферу деятельности, свой стиль, свои особенности в организации. Специализация в миссионерской работе позволяет развить наибольшую производительность. Имеются монахи, живущие только в монастырях и монахи, живущие в миру, носящие гражданскую одежду. Многие монахи работают учеными при научных центрах, в университетах, многие учителями, врачами, медсестрами и по другим специальностям, оказывая христианское влияние на свое окружение. Католический монах - это не затворник, полностью удалившийся от мира (хотя есть и такие). Это активный общественный деятель, ловец человеческих душ.

Вот некоторые цифры, характеризующие состояние монашества в католич. Церкви: всего имеется около 300 тыс. монахов и 800 тыс. монахинь. Наиболее крупные монашеские объединения: 35 тыс. чел. иезуитов, 27 тыс. францисканцев, 21 тыс. салезианцев, 16 тыс. капуцинов, 12 тыс. бенедиктинцев, 10 тыс. доминиканцев (цифры взяты из книги М. Мчедлова "Католицизм", М., 1974 г.)

Монахи сыграли решающую роль в истории вина в эпоху Средневековья. В XVII в. иезуиты производили вино на прибрежных равнинах Перу, а францисканцы в XVIII в. заложили основы виноделия в Калифорнии. Традицию винопития поддерживают по сей день.

1. Понятие монашеского ордена

Орденом (ordo religiosus ) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого (religiosi, religiosae ) дают торжественные обеты (vota solemnita ) бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава (regula).

ОРДЕНЫ МОНАШЕСКИЕ - монашеские объединения в католицизме. Первые монашеские ордена возникли в VI в. в Италии, до XI в. они существовали независимо от католической иерархии. Внутренняя жизнь каждого монашеского ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются так называемые нищенствующие ордены (францисканцы, бернардинцы, капуцины, доминиканцы и некоторые др.), уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный доход. Те же монашеские ордена, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели. Монашеские ордена подразделяются на контемплятивные, или созерцающие (их члены посвящают основную часть времени молитве и богослужениям), и активные, непосредственно участвующие в общественно полезном труде и акциях милосердия. К числу первых, напр., относятся бенедиктинцы, а к числу вторых — лазаристы. Промежуточное положение занимают доминиканцы, францисканцы и иезуиты. Орден иезуитов — самый известный среди католических орденов. Созданный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой, он и сегодня играет активную роль в церкви и в мире. Орден руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, к-рые посещают около 1,5 млн. человек. Этот орден, равно как и другие ордена. (всего их насчитывается около 140), занимается религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и религиозно-просветительской деятельностью в различных уголках мира, в том числе и в России. Первыми католическими монашескими объединениями, получившими распространение в России с 1724 г., стали францисканцы и доминиканцы. Позже появились августинцы, кармелиты, мариане и др. В начале XX в. на территории России действовало восемь мужских и 16 женских монастырей (700 монахов и монахинь), прекративших свое существование после 1917 г. В 1992 г. в Москве было воссоздано и зарегистрировано в Минюсте России Отделение общества Иисуса — иезуитов, в 1995 г. — конгрегация францисканцев, доминиканцев и салезианцев.

Главное отличие ордена от других религиозных организаций - наличие особого устава, утвержденного папой римским.

Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре (clausura, stabilitas loci ). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae - требование проживания члена ордена в пределах определенной територии. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне - по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена.

Положения о статусе монашеского ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому.

Управление орденом строго централизовано: его возглавляет генерал ордена, избираемый генеральным капитулом (capitulum generalis ) - коллегиальным органом, в состав которого входят провинциалы (ministri provinciales ) - главы региональных (провинциальных) объединений ордена. Во главе отдельных монашеских общин (конвентов) стоят избираемые полноправными членами данной общины настоятели (аббаты, приоры или гвардианы), собрание которых называется капитулом, или собором. Общины или группы общин ряда орденов объединены в структурные подразделения, называемыми конгрегациями (так, орден бенедиктинцев состоит из 18 конгрегаций). Женская ветвь ордена иногда называется «вторым орденом». При некоторых орденах (францисканцев, доминиканцев, кармелитов) существуют особые братства мирян, которые получили название терциарии («третьи ордена»). Терциарии не имеют самостоятельного статуса и их задача заключается в оказании активной помощи ордену во всей его деятельности.

Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:

1. Ordines monastici seu monachales , члены которых называются monachi regulares («уставные монахи»): антонианцы, базилиане, бенедиктинцы и их ответвления (клюнийцы, цистерцианцы и др.) и картезианцы;

2. Ordines canonici (canonici regulares ) и ordines clericorum (clerici regulares ) - «уставные каноники» и «уставные клирики»: августинцы, премонстранцы, доминиканцы и иезуиты;

3. Ordines mendicantium , или regulares mendicantes - «нищенствующие ордена»: францисканцы, доминиканцы, августинцы-эремиты и кармелиты;

4. Ordines militares , или regulares militares - «рыцарские (военные) ордена»: иоанниты или госпитальеры, храмовники (тамплиеры), Тевтонский, Левонский ордена и другие.

2. Средневековые монашеские ордена

Первым монашеским орденом в Западной Европе был орден бенедиктинцев (основан в IV веке).

В XI веке в Европе получили широкое распространение ордена цистерианцев и картезианцев.

В XI - XII веке в связи с крестовыми походами возникают духовно-рыцарские ордены, сочетающие в уставах монашеские и рыцарские идеалы. Наиболее распространенные из них - госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы.

В XIII веке для укрепления авторитета церкви и борьбы с еретическими движениями создаются нищенствующие монашеские ордена. Наиболее известны из них францисканцы и доминиканцы, дававшие обет "телесной нищеты" (со временем принявший чисто номинальных характер). Объединение уставной жизни со священническим служением, независимость от местных властей, подчинение непосредственно папе делало нищенствующие монашеские ордена универсальным средством воздействия на мир.

В XVI - XVII веке, в период контрреформации, для преодоления кризиса церкви создаются многочисленные новые ордена - иезуиты, базилиане, театинцы, барнабиты.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов. Руководит монашескими орденами Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни.

2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)

Католический монашеский орден. Основан бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 году.

В 1115 году был возглавлен Бернаром Клервоским.

В XII - XIII году мужские и женские монастыри цистерианцев были богаты и влиятельны. К 1300 году существовало 700 монастырей цистерианцев.

С XIV века орден цистерианцев приходит в упадок.

Из цистерианцев выделились бернардинцы, флорцы и трапписты.

В настоящее время насчитывается около 3000 цистерианцев.

2.2. Орден ливонский

Военно-монашеский католический орден. Подразделение Тевтонского ордена, созданное в 1237 г. из остатков ордена меченосцев. Орден, наряду с Рижским архиепископством, Курляндским, Дерптским, Эзельским епископством, должен был управлять Ливонией - территорией, занятой крестоносцами в Прибалтике.

Символика ливонцев напоминала тевтонскую: черный крест на белом поле, однако многие ливонцы носили плащи с символикой меченосцев: красные кресты и мечи.

В 1242 году князь Александр Невский одержал победу над рыцарями Ливонского ордена в сражении у Чудского озера ("Ледовое побоище"), был заключен мир с Ливонией на условиях ее отказа от притязаний на русские земли.

В 1309 г., после захвата Тевтонским орденом у Польши Восточного Поморья с г.Данцигом, столицей Тевтонского и Ливонского орденов стала крепость Мариенбург.

В конце XIII в. Ливонский орден вступил в соперничество с Рижским архиепископством за политическую власть в Ливонии.

После поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве 1410 г. положение Ливонского ордена пошатнулось. В 1444 - 1448 гг. орден принимал участие в войне Ливонии с Новгородом и Псковом.

После поражения в Ливонской войне 1558-1583 со стороны русских войск Ливонский орден распался и в 1562 г. был ликвидирован. На его территории созданы Курляндское герцогство и Задвинское герцогство, остальные территории отошли к Дании и Швеции.

2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

Католический монашеский орден. Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.

Основой ордена является жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение руководству и папе римскому. Орден выведен из-под епископской юрисдикции. Основной принцип ордена: "Цель оправдывает средства". Структура ордена - иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на коллегии или резиденции.

Для ордена характерен высокий и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому с самого момента основания члены ордена составляли значительную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. - и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середине XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о распуске ордена.

Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.

В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.

На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

Самый древний католический монашеский орден. Основан в 1023 году (по другим данным, в 1070 году) купцом Панталеоном Мауро из Амальфи (Южная Италия) и его сподвижниками, построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим.

После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году орден был признан папой римским в качестве независимой религиозной организации. Полное его название звучало: "Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского".

Вступившие в орден давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

Около 1155 года глава ордена французский рыцарь Раймунд де Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена.

Символом ордена стал восьмиконечный белый крест (получивший впоследствии название мальтийского), который, как правило, вышивался на рясах или плащах. К XIII веку наряд госпитальеров принял свой классический вид: красный плащ с вышитым спереди и сзади восьмиконечным крестом.

К XII веку орден достиг серьезного военного могущества.

В 1306 году орден вторгся на о.Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523 году. После этого в 1530 году орден взял под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V и дал ордену в ленное владение о.Мальту.

В XVI - XVII веках орден достиг наивысшего расцвета и превратился в сильную морскую державу Средиземноморья.

В 1798 году войска Наполеона Бонапарта захватили Мальту. После жестокого поражения орден перебрался в Россию под покровительство Павла I, который специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденицей госпитальеров объявил Санкт-Петербург.

После убийства Павла I в 1801 году резиденция ордена переносится в Италию.

С 1834 года и до настоящего времени штаб-квартира ордена находится в Риме, где занимает около двух квадратных километров. Владения ордена в Риме пользуются правом экстерриториальности.

Как суверенное государство орден имеет дипломатические отношения на уровне послов с 50 государствами. Орден имеет свою конституцию, правительство, гимн, гражданство, денежные знаки.

В настоящее время орден насчитывает около 10 тысяч рыцарей и около одного миллиона ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций. Членами ордена преимущественно являются крупные политические деятели и бизнесмены.

Все члены ордена делятся на три основных ранга:

Рыцари справедливости

Рыцари повиновения

Кроме того, существуют почетные рыцари и дамы.

Все нити правления сосредоточены в руках великого магистра, который избирается пожизненно из узкого круга рыцарей и утверждается папой.

В орден не принимаются разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и коммунисты. Членство в ордене разрешается только католикам, однако это правило не распространяется на венценосных особ.

В настоящее время орден занимается преимущественно организацией медицинской помощи и организацией паломничеств. В ведении ордена находится около 200 больниц в разных странах мира. После Армии спасения орден госпитальеров - наиболее крупная благотворительная организация.

2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)

Один из древних католических монашеских орденов. Основан в 1119 году французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после Первого крестового похода. Свое название (франц. templiers, от templ - храм) одрен получил по местонахождению первоначальной резиденции вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона.

"Отцом" ордена считается бургундский рыцарь Хуго де Пэйнс, который в 1118 году, участвуя в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками нашел пристанище во дворце иерусалимского правителя Балдуина I.

Основной задачей ордена была провозглашена защита паломников и завоеванных крестоносцами государств от мусульман.

Тамплиеры давали те же три обета, что и иоанниты, и имели аналогичную организационную структуру. Символом тамплиеров служил красный крест, который носился поверх заимствованного у цистерианцев белого плаща.

В короткий срок, благодаря пожертвованиям, занятиям торговлей и ростовщичеством, орден превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближнего Востока и Западной Европы.

В 1128 году были приняты статуты ордена тамплиеров.

В XIII веке численность ордена достигла 15 тысяч рыцарей. Орден неоднократно использовался для борьбы с ересями и восстаниями.

По завершении крестовых походов орден обосновался в Европе, преимущественно во Франции. Опасаясь роста могущества тамплиеров, французский король Филипп IV Красивый в 1307 году добился ареста всех членов ордена и возбудил против них инкцивиторский процесс.

Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 году были сожжены на костре. В 1312 году папа Климент V упразднил орден.

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

Католический монашеский орден. Основан немецкими крестоносцами в конце XII века на базе госпиталя "Дом святой Марии Тевтонской" в Иерусалиме.

Первоначально орден занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам. Устав и самостоятельность ордена утверждены папой Иннокентием III в 1198 году.

Первым гроссмейстером ордена еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот.

Резиденции и владения ордена располагались, кроме Иерусалима, в Германии, Италии, Испании и Греции.

В начале XIII века орден обосновался в Северо-Восточной Европе, ведя политику экспансиив Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных землях рыцари ордена проводили насильственную германизацию и обращение населения в католицизм.

В 1410 году объединенные польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену.

В XVI веке, когде Реформация охватила Пруссию, владения ордена были секуляризированы. С потерей капиталов и владений орден потерял военное и политическое значение.

Тевтонский орден существует в настоящее время в Германии в форме малочисленной церковной организации.

2.7. Орден августинцев (Августинцы)

Католический монашеский орден. Ведет свое начало от монашеских общин, образованных св.Августином и его сестрой Перпетуей. Следует приписываемому св.Августину уставу, который был составлен в середине V века и требовал монашеское общежитие и полный отказ от собственности. Августинцы заложили истоки практики всех нищенствующих монашеских орденов.

Августинцы практически представляют из себя объединение нескольких родственных орденов. Наиболее известны из них уставные августинские каноники, белые каноники, орден отшельников св.Августина, орден босоногих братьев-отшельников, орден братьев-созерцателей, конгрегация уставных Латеранских каноников, конгрегация Вознесения.

В настоящее время насчитывается около 10 тысяч августинцев.

2.8. Орден меченосцев

Католический духовно-рыцарский монашеский орден. Учрежден в 1202 г. инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом.

Во время второго "Северного" крестового похода рыцари ордена меченосцев предприняли безуспешную попытку взять крепость Изборск.

В 1234 году на р.Эмайыге под г.Юрьевом новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками ордена меченосцев, остановив продвижение рыцарей на восток.

В 1236 году литовский князь Миндовг разбил войско ордена меченосцев в битве при Шауляе. В битве был убит магистр ордена Волквин.

В 1237 году остатки ордена меченосцев сливаются с Тевтонским орденом, образуется подразделение Тевтонского ордена, названное Ливонский орден и предназначенное для ведения дел в Ливонии.

Название ордена происходит от изображения на их плащах красного меча с крестом.

2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)

Католический нищенствующий монашеский орден. Основан в Италии в 1207 - 1209 гг. Франциском Ассизским.

Наряду с орденом доминиканцев францисканцы занимались проведением судов инквизиции.

В конце XII - начале XIII в. орден раскололся на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма). Под влиянием спиритуалов возникли две радикальные еретические секты - фратичелли и фагелланты.

В XIII в. францисканцы были очень популярны в Италии, Испании и Франции.

Заключение

Роль монахов в развитии европейской культуры Раннего Средневековья сегодня уже практически никем не оспаривается и не подвергается сомнению. Более того - это стало своего рода тривиальностью, общим местом. Любопытно, что, по всей вероятности такой же неоспоримой «тривиальностью» это было и для средневековых хронистов. «В делах божественных и человеческих они были прекрасно образованы и передавали другим сокровища духа, которыми владели».

В настоящее время (конец XX века) в Римско-Католической Церкви насчитывается 213.917 монахов (из них 149.176 монахов-священников и 908.158 монахинь), входящих в различные монашеские объединения.

Список литературы

1. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2002.

2. Ткач М. Тайны католических монашеских орденов. - М.: Рипол Классик, 2003.

3. Ваплер А., "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г.

4. Ковальский И.А., "Международные католические организации", М.,1962 г.

6. Мчедлов М., "Католицизм", Москва, 1974 г.

Августинский Орден . Появился во второй половине 13 века и получил привилегии нищенствующего ордена.Орден объединил в одну конгрегацию несколько отшельнических общин в Италии(Иоаннбониты , Тосканские эремиты , Бритинианцы и др.). Устав ордена не отличался строгостью. В 14 веке, с еще большим ослаблением первоначальной строгости устава, орден преобразовался в многочисленные новые конгрегации, одной из них являлась Саксонская к которой принадлежали Штаупиц и Лютер .

Орден Францисканский . Основателем был сын купца - Франциск Ассизский . Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния, апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он образовал орден меньших братьев или миноритов . Папа Иннокентий 3 к которому явился Франциск, хотя не утвердил ордена позволил ему и его братьям заниматься проповедничеством и миссионерством. В 1223 году орден торжественно был утвержден буллой папы Гонория 3 , причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. В 1212 г. Клара Ассизская , основала орден клариссинок , которому в 1224 г. Франциск дал устав. После смерти Франциска в 1226 г. орден распространился уже по всем странам Западной Европы и насчитывал тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Орден был основан,приблизительно в одно время с Францисским, священником и каноником Доминиканом . В конце 12 -начале 13 вв. в Римской церкви появилось много еретиков , которые нашли себе приют в южной Франции и производили большие волнения. Доминик, путешествуя по южной Франции познакомился с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально предназначенный для этой цели орден.Получив разрешение в 1215 году от папы Иннокентия , а от папы Гонория устав - орден заявил о себе. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков . Но Гонорий, также для утверждения католической веры, предоставил ордену право заниматься повсюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика был назван первоначально орденом братьев - проповедников , в последствии же в честь основателя он стал именоваться Доминиканским . В 1220 г. Доминик в уставе своего ордена сделал изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. В принципе, Доминиканский орден очень походил на орден Франциска. Различие заключается в том, что он, целесообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать каталическую веру, принял на себя по преимуществу учебно-образовательное направление и действовал как орден, занимающийся углубленным изучением теологии в среде высших сословий. Доминиканцы основали собственные учебные заведения. Вместе с тем, Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками Доминиканцев. После смерти Доминика в 1221 г. его орден распространился по всей Западной Европе.

Францисканский и Доминиканский монашеские ордена имели как никто другой особое важное значение в Римской церкви,имеющие статус нищенских, кроме появившегося впоследствии ордена иезуитов. Причина кроется в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их деятельности. Монахи других западных орденов, в соответствии со своими обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботится только о своем спасении, участия в церковных делах им не предоставлялось. Напротив, даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказать влияние на общество, была под запретом пап. Ордена Францисканский и Доминиканский, были предназначены своими основателями продвигать среди общества интересы церкви, и папы не только препятствовали этому, но еще облегчали им выполнения заданного предназначения, предоставив членам того и другого ордена обширное право повсеместной пастырской деятельности. Францисканцы и Доминиканцы составили из себя специфическую иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Исходя из такого положения дел в церкви, нищенствующие монахи принимают живое участие во всех сферах духовной деятельности. Они являются проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов и агентами пап. Францисканцы были духовниками государей 13-16 века., пользовались большим влиянием в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами . Вместе с доминиканцами францисканцы выполняли функции инквизиции , основанной в 13 веке. Следует отметить,однако, что в первое время Доминиканцы и Францисканцы, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни.И все это вместе взятое укрепило их важное значение в Церкви. Но влияние тесной связи с папством и служение его интересам наложило отпечаток на деятельность нищенских орденов и, в следствии чего они все больше и больше уклонялись от своего первоначального назначения- спасения человеческих душ. Все свои интересы и деятельность они направили на распространение и утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета был забыт, и строгая дисциплина сменилась распущенностью.

Помимо монашеских орденов в Западной Европейской Церкви в Средние века появились ордена частично монашеские частично мирские - духовно-рыцарские ордена . В их появлении выразилась общая тенденция западной средневековой жизни, когда Церковь, отстаивая свои интересы привлекла к себе на службу все классы общества, в том числе и рыцарство. Естественным поводом к появлению духовно-рыцарских орденов, в условиях политической обстановки текущей эпохи послужили крестовые походы . Наиболее заметный вклад в истории средневековья вообще, и в частности в истории Крестовых походов оставили три ордена - госпитальеры , тамплиеры и тевтоны . Орден тамплиеров прекратил свое существование в первой половине 14 века, остальные существуют и в настоящее время, но не играют существенной военно- политической роли. Ордена выродились в благотворительные общественные организации.

Одним из первых орденов такого рода стал орден иоаннитов или госпитальеров . В 1048 году, задолго до крестовых походов мирными жителями города Амальфи была основана cтранноприимница святого Иоанна Крестителя - христианская организация или госпиталь для приюта бедных и больных пилигримов , при госпитале было устроенно и братство. Иоанниты - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна. В 1099 г., когда в ходе первого крестового похода в Иерусалиме крестоносцами было основано христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и организация превратилась в религиозно-военный орден. Изначально главной обязанностью братьев иоаннитов являлось гостеприимство и уход за больными. Позже к этим обязанностям присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов и забота о защите Святой земли. Последние обязанности вскоре сделались главными и иоанниты посвятили себя исключительно борьбе с неверными. Образовался духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий 2 утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев. Руководил орденом Гроссмейcтер . Становление ордена с целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием, и как следствие в пользу иоаннитов стали совершаться большие пожертвования. Cоломона переселились на Кипр, а оттуда мигрировали в Западную Европу и проживали в своих богатых поместьях, особенно во Франции. Центром сосредоточения являлся Париж. в последствии французский король Филипп 4 Красивый ,опасаясь замысла рыцарей против государства и желая отнять у них огромные богатства стал возводить на орден страшные обвинения. Филипп Красивый с течением времени конфисковал орденские имущества и направил против братства инквизицию. Членов ордена обвиняли в ужасной ереси - в отречении от Иисуса Христа. Папа Климент 5 , проживавший в это время в Авиньене и состоявший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папской буллой орден тамплиеров был объявлен еретическим и уничтожен.

В католичестве мужские и женские монашеские корпорации, имеющие утверждённый Папой Римским устав и централизованную структуру административного и духовного управления во главе с генералом (аббатом-примасом).
Ок. 530 г. в итальянском городе Монтекассино Бенедикт Нурсийский основал старейший монашеский орден. В 6-8 вв. благодаря покровительству Папы Григория I и ряда светских правителей (Каролингов и др.) бенедиктинцы стали одним из крупнейших землевладельцев. После упадка в 9 в. орден вновь возвысился и в 10-11 вв. выступил инициатором Клюнийской реформы, в 11-13 вв. направлял миссионеров в земли западных славян. В 1621 г. в его составе учреждена конгрегация св. Мавра, занимающаяся историческими исследованиями и публикацией средневековых документов.

Монашеские ордены. Монастырь в Монтекассино.

В 1098 г. из бенедиктинского ордена выделилась цисте-рианская община, объединившая стремившихся к точному соблюдению устава монахов из аббатства Сито. В 1115 г. новый орден возглавил Бернар Клервоский, чьё влияние в католическом мире способствовало быстром)" развитию организации и приобретению ею земельных угодий. В 1636 г. от цистерианцев отделился орден траппистов.
В 1176 г. папа Александр III даровал устав группе монахов из основанного в 1084 г. Бруно Кёльнским аббатства в местности Шартрез, от её латинского названия произошло название ордена - картезианский. К 15 в. он стал крупнейшим в Западной Европе духовным феодалом. Основной доход картезианцы получали от производства и продажи ликёра «Шартрез».

Монашеские ордены. Монастырь францисканцев Гуадалупе в области Эстремадура (Испания).

Особый вид монашеских сообществ - нищенствующие ордены. Ок. 1209 г. на горе Кармель в Палестине несколько рыцарей-крестоносцев основали орден кармелитов. В 1226 г. Папа Гонорий III утвердил их устав, в 1247 г. Папа Иннокентий IV придал ордену статус нищенствующего. В 16 в. после Тридентского собора он был разделён на два: кармелиты и босые кармелиты.
В 1207-09 гг. Франциск Ассизский создал общину братьев-миноритов. Их популярность в народе вынудила в 1223 г. папство к официальному признанию ордена. В разное время францисканцами были св. Бонавентура, Р. Бэкон, У. Оккам.

Монашеские ордены. Монастырь бенедиктинцев Монтсеррат в Каталонии (Испания).

К нач. 14 в. орден, владевший огромными земельными угодьями, превратился в один из богатейших церковно-феодальных институтов. Это привело к разделению францисканцев на обсервантов (выступали за строгое следование уставу) и конвентуалов. В 1525 г. Маттео да Башио добился от Папы Римского признания сторонников абсолютной бедности особым крылом францисканцев. В 1619 г. новый орден получил от Папы Павла V независимость и название капуцинского. В 16-17 вв. монахи-капуцины активно проповедовали среди крестьян и горожан. Женский францисканский орден кларисок существует с 1215 г.
В 1215 г. в Тулузе испанец Доминик де Гусман основал орден братьев-проповедников для борьбы с альбигойской ересью (см. ст. Альбигойские войны). В 1216 г. доминиканцы получили устав и были направлены в университеты, где развернули педагогическую и научную деятельность. Доминиканские монахи наряду с францисканцами входили в состав трибуналов инквизиции.

В 1256 г. Папа Александр IV дал наименование «орден отшельников св. Августина» объединению монашеских конгрегаций, в уставе которых были заложены отказ от собственности и строгая аскеза. Главной целью августинцы считают распространение христианства и научно-просветительскую работу. Среди «членов ордена были М. Лютер, Г. Мендель и др. учёные и теологи.
В кон. 15-16 вв. на волне противодействия Реформации возникли ордена барнабитов, базилиан, театинцев и важнейший среди них - орден иезуитов (создан в 1534 г. И. Лойолой).
В 18-19 вв. многие монашеские объединения пережили период внутреннего кризиса и были реформированы. В 20 в. для руководства сообществами в Ватикане образована Конгрегация монашеских орденов и светских институтов, в 1988 г. преобразованная в Конгрегацию по делам институтов освящённой жизни и обществ апостольской жизни.
В исламе к монашеским орденам типологически примыкают дервиши.