Парламент и его правовой статус. Парламент: функции, признаки, виды, структура, полномочия

Парламент и его правовой статус. Парламент: функции, признаки, виды, структура, полномочия

Еще с давних времен люди пристрастились к употреблению табака. Одни курят, потому что это успокаивает их нервы, другие - из-за моды, третьи же настолько привыкли к едкому дыму, что уже не представляют ни одного дня без выкуренной сигареты.

Вред от курения табака

Все знают о том, что курение не приносит никакой пользы здоровью. Многие доктора настоятельно рекомендуют отказаться от поглощения табачного дыма. Во время человек не только портит свое здоровье, но и отравляет все вокруг. После проведенных исследований стало ясно, что пассивный курильщик страдает гораздо сильнее, нежели курящий человек.

Parliament: все о сигаретах

Производителем данной табачной продукции является довольно популярная фабрика «Филип Моррис». Она достаточно давно выпускает табачные изделия, которые успели завоевать признание многих курильщиков.

Сигареты «Парламент» виды имеют самые разнообразные. Все они отличаются по содержанию в них никотина. Также различные виды сигарет «Парламент» имеют разные размеры. Вы можете выбрать тот, который подойдет именно вам.

Производитель утверждает, что данная марка табачной продукции приносит минимальный вред здоровью человека. Сигарета имеет фильтр-мундштук, который охлаждает выходящий из папиросы дым и лишает его вредных смол и примесей.

Виды сигарет «Парламент»: описание и характеристики

Как уже говорилось выше, данная табачная продукция имеет несколько различных видов. Все они имеют индивидуальные характеристики. Рассмотрим каждый вариант из предложенных потребителю.

Сигареты «Парламент Найт Блю»

Они являются самыми крепкими из всех, которые предлагает производитель. Некоторым людям недостаточно выкурить одну сигарету за раз. Они употребляют двойную порцию табака. Если вы являетесь именно таким, то сигареты «Парламент Найт Блю» созданы именно для вас. Благодаря высокому содержанию никотина, вам достаточно будет выкурить всего одну сигарету для того, чтобы удовлетворить потребности организма.

Выпускаются эти табачные изделия в стандартной упаковке из картона. Внутри находится 20 сигарет, на каждой из которых есть фильтр-мундштук. В одном табачном изделии «Парламент Найт Блю» содержится 8 миллиграммов смолы и 0,6 миллиграмма никотина. Остальные виды сигарет «Парламент» имеют меньшее содержание никотина и смол.

«Парламент Аква Блю»

Этот вид наиболее популярен. Такие сигареты употребляют и мужчины, и женщины. Благодаря тому, что содержание никотина в них невысокое, причиняется меньший вред здоровью, при этом удается удовлетворить потребность организма в никотине. Выпускается эта продукция в стандартной картонной упаковке, содержащей 20 единиц товара. В одной сигарете «Парламент Аква Блю» содержится 5 миллиграммов смолы и 0,4 миллиграмма никотина.

Сигареты «Парламент Сильвер Блю»

Эта продукция является еще более легкой, чем предыдущая. Такие сигареты пользуются большим спросом среди представительниц слабого пола. «Парламент Сильвер Блю» редко покупают мужчины, так как им недостаточно того содержания никотина, которое присутствует в одной сигарете.

Выпускаются табачные изделия по 20 штук в пачке. Упаковка имеет стандартный размер и сделана из картона. В одной сигарете «Парламент Сильвер Блю» содержится 3 миллиграмма смолы и 0,3 миллиграмма никотина.

Сигареты «Парламент Платинум Блю»

Эта разновидность продукции является самой легкой. Остальные виды сигарет «Парламент» значительно крепче и содержат больше никотина. Из-за отсутствия крепкого вкуса у дыма эти табачные изделия пользуются меньшим спросом. Их чаще покупают женщины, чем мужчины.

Выпускаются сигареты по 20 штук в одной пачке. Форма упаковки стандартная. В одной штуке содержится 1 миллиграмм смолы и 0,1 миллиграмма никотина.

Сигареты «Парламент Карат»

Эти табачные изделия имеют такое же содержание смол и никотина, как в «Парламент Сильвер Блю». Отличаются они лишь размерами. Одна сигарета "Парламент Карат" выглядит немного длиннее, чем "Сильвер Блю", а также имеет меньшую толщину. В единице продукции содержится 4 миллиграмма смол и 0,4 миллиграмма никотина.

Сигареты «Парламент Резерв»

Эти табачные изделия пользуются популярностью у представительниц прекрасного пола. Они имеют тонкую основу и большую длину, нежели предыдущий вид. Выпускается продукция в картонной тонкой упаковке. В одной сигарете присутствует 4 миллиграмма смол и 0,4 миллиграмма никотина.

Сигареты «Парламент Супер Слимс»

Эти табачные изделия являются самыми тонкими из всех представленных покупателю. Одна сигарета содержит 3 миллиграмма смол и 0,3 миллиграмма никотина. Покупают этот вид преимущественно женщины. Выпускаются табачные изделия в картонной тонкой упаковке по 20 штук.

Заключение

Решите для себя, какой вид «Парламента» (сигарет) самый лучший. Однако лучше вовсе откажитесь от употребления табака или хотя бы снизьте его дозу. Следите за здоровьем своего организма!

нем. Parlament, англ. parliament, фр. parlement parler - говорить) - высший представительный орган власти во многих странах, построенный целиком или гл. обр. на выборных началах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парламент

от фр. parler - говорить, совещаться).

1) Сословно-представителъное учреждение. Возникновение англ. п. относится к 1265 г., когда Симон де Монфор впервые созвал собрание крупнейших прелатов и баронов, пригласив также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее значительных городов. Окончательно англ. п. сложился к концу XIII в. в правление Эдуарда I. Англ. государство приобрело форму сословной монархии. В первой пол. XIV в. п. делился на две палаты (до этого существовал однопалатный п.): верхнюю - палату лордов и нижнюю - палату общин. В палату лордов личным письмом король приглашал крупных светских и духовных феодалов (баронов, архиепископов, епископов, аббатов влиятельных монастырей). В палату общин избирались рыцари (выбирались на собраниях графств открытым голосованием, по два рыцаря от графства. Всего графства посылали в п. 74 рыцаря) и представители городов (при Эдуарде I в п. приглашали по два представителя от 165 городов, многие из которых были маленькими городками). Вместе они имели численный перевес над баронами и стали собирательно называться термином «общины». Гл. функцией п. было утверждение налогов и предоставление субсидий короне. В XIV в. п. приобрел право участвовать в издании законов (статутов, биллей). Палата лордов являлась высшим суд. органом по полит, делам. Низшие слои гор. населения и крестьянство в п. представлены не были.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ключевые термины и понятия:

  • монокамеральные парламенты;
  • бикамеральные парламенты;
  • структура парламента;
  • полномочия парламента;
  • парламентские комиссии;
  • модели фракций;
  • виды законов;
  • формы парламентского контроля;
  • круг субъектов законодательной инициативы;
  • виды кворума.

В результате изучения данной главы студент должен

знать :

  • структуру парламента и организацию работы палат;
  • порядок формирования парламента и статус депутатов;

уметь :

  • указывать компетенцию парламента, которая зависит от формы правления, формы государственного устройства, исторических условий, степени демократичности страны, соотношения в ней политических сил;
  • разбираться в особенностях законодательного процесса, в частности в области законодательной процедуры и основных стадий прохождения законопроекта;

владеть :

Понятийным аппаратом института парламентаризма.

Парламент как общенациональный представительный орган: возникновение и развитие

Парламент (от франц. parier и лат. pariare – говорить) – высший законодательный и представительский орган государства. Данный орган (либо похожий на него) имеется практически во всех государствах мира.

Институт представительской власти, который выполняет одновременно и законодательные функции , занимает важное место в конституционном механизме любого государства. Исключением являются государства, в которых такие учреждения имеют только совещательный характер или формально основаны, но распущены и не функционируют. Поскольку законотворчество – не единственная, хотя и основная функция этих представительских органов, для их обозначения употребляют другое собирательное наименование – парламент.

Международная панорама

Для официального обозначения высших органов представительской и законодательной власти в разных странах применяются различные названия: "парламент" – в 40 государствах (Великобритания, Канада, Румыния и др.): "народная (национальная) ассамблея" – в 37 (Болгария, Египет и др.); "федеральное собрание" – в 3 (Российская Федерация, Швейцария, Коморские Острова): "государственное собрание" – в 4 (Эстония, Венгрия и др.); "верховная (национальная) рада" – в 14 (Словакия, Украина и др.); "палата депутатов (или представителей)" – в 11 (Мальта, Марокко и др.); "конгресс" – в 16 (США, Аргентина и др.); "сенат" – в Маршалловых островах. В 19 государствах существуют индивидуальные названия: "сабор" (Хорватия); "фолькетинг" (Дания); "едускунта" (Финляндия); "альтинг" (Исландия); "кнессет" (Израиль); "ландтаг" (Лихтенштейн); "генеральные кортесы" (Испания); "риксдаг" (Швеция); "генеральные штаты" (Нидерланды); "скупщина" (Словения); "сейм" (Латвия, Литва); "совет представителей" (Эфиопия); "конституционное собрание" (Камбоджа).

Можно констатировать, что возникновение парламента как базового политико-юридического института в обществе, организованном в государство, фактически было естественной реакцией против деспотизма и специфической тирании феодального абсолютизма.

Кроме Англии, где с самого начала, т.е. с конца XIII в., это учреждение имело как сословный, так и территориальный характер, во всех других государствах того времени парламенты начали формироваться как настоящие органы народного представительства в ходе буржуазных революций XVIII–XIX вв. и последующего общественно-политического развития в XIX–XX вв.

По времени возникновения и становления современные парламенты можно условно разделить на четыре поколения, а именно: 1) давние (Средневековые) парламенты; 2) времен Новой истории; 3) возникшие после Второй мировой войны; 4) новейшие парламенты.

К парламентам первого поколения необходимо отнести те, которые имеют давнюю родословную, в частности Альтинг Исландии, который возник еще в 930 г., и Парламент Великобритании (конец XIII в.). Эти институты были и являются носителями многих политико-государственных традиций, способствуют утверждению демократии в своих сообществах.

Этапы развития и характеристика института парламентаризма представлены на схеме 11.1.

Схема 11.1.

Ко второму поколению относят все парламенты, возникновение которых связано с буржуазными революциями и принятием первых конституций (Конгресс США, Парламент Франции, Стортинг Норвегии и др.). Катализаторами становления и развития парламентского строительства могут считаться в первую очередь парламенты США и Франции: первый сыграл важную роль в становлении органов народного представительства стран Латинской Америки, второй – ряда европейских стран и франкоязычных государств других континентов. И хотя ряд классических парламентов пережили упадок в первой половине XX столетия, когда в некоторых странах установились диктаторские режимы, во второй половине прошлого века они укрепили свои позиции (Австрия, Италия, ФРГ, Япония и др.).

Третье поколение представляют парламенты, образовавшиеся после Второй мировой войны в ряде стран Азии и Африки в связи с провозглашением их независимости.

Наконец, четвертое поколение парламентов, самое молодое, составляют парламенты государств из числа бывших республик Союза ССР и стран Восточной Европы. В подавляющем большинстве этих стран высшие представительские органы находятся на стадии постепенного превращения в настоящие органы народовластия.

Нередко парламентом называют только нижнюю палату, хотя в конституционном праве, особенно в англосаксонской правовой системе и в тех странах, где она сохранила свое влияние, понятие парламента шире: в его состав входят все высшие органы, которые принимают участие в принятии законов. В Великобритании, например, парламент как высший законодательный орган состоит из монарха и двух палат – Палаты Общин и Палаты Лордов. Трехчленная структура парламента существует в Австралии, Индии, Канаде, Пакистане, па Ямайке и в других странах британского Содружества (понятно, что в республиках место монарха занимает президент).

Конституция Индии (ст. 79) содержит предписание: "Учреждается Парламент Союза, какой складывается из Президента и двух Палат, которые именуются соответственно Советом Штатов и Народной Палатой". В ряде государств парламент представляет собой двуединое учреждение. В Танзании согласно Конституции 1997 г. к его составу относят президента страны и Национальную ассамблею; в Бразилии – это две палаты. Наконец, в некоторых странах парламент – это однопалатный представительский орган (на Кубе, в большинстве стран континентальной Европы и других континентов).

Как институты государственной власти парламенты по форме являются постоянно действующими собраниями представителей народа, на которых обсуждаются и решаются важнейшие общественные и государственные дела. По характеру деятельности они являются прежде всего органами законодательной власти.

Конституционная формула

В Конституции США 1787 г. (разд. 1) сказано: "Вес принятые здесь полномочия законодательной власти предоставляются Конгрессу". Эта формула в разных вариантах была воспроизведена в конституциях большинства государств. Другие высшие органы государственной власти, как правило, законы не принимают. Их нормативные акты называются по-другому (например, указы и декреты – законы президента, постановления, прокламации, конституционные акты военных органов (временных, советов и т.п.). Конечно, есть и исключения. В отдельных странах наряду с высшими представительными органами или при их отсутствии законы готовят некоторые другие органы: монарх в абсолютной монархии, народный консультативный конгресс в Индонезии (только в форме пятилетней программы развития), Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (по отдельным вопросам), постоянные комиссии итальянского парламента, секции парламента в Греции (в особых условиях).

Важно обратить внимание на то, что кроме законодательной функции в деятельности парламентов значительное место занимают и другие, в частности представительная, учредительная, контрольная, бюджетно-финансовая, квазисудебная, внешнеполитическая и т.п. Иначе говоря, парламент любого демократического государства объединяет в себе несколько качеств. Такая комплексная характеристика органа народного представительства находит отражение в конституциях. Приведем несколько конституционных определений парламента.

Форма правления Швеции 1974 г. (§ 4) фиксирует: "Риксдаг является высшим представителем народа. Риксдаг издает законы, принимает постановления о государственных налогах и определяет порядок использования государственных средств. Риксдаг осуществляет контроль за государственным управлением и администрацией". По-другому характеризует парламент Конституция Португалии. В ст. 150 она определяет: "Ассамблея республики является собранием, которое представляет всех португальских граждан". А дальше в разд. 2 довольно подробно излагается политическая и законодательная компетенции парламента, его контрольные полномочия, а также его компетенция относительно других органов власти. Но наиболее удачное определение этого понятия дает Конституция Испании (ст. 66): "1. Генеральные кортесы представляют испанский народ... 2. Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, принимают государственный бюджет, контролируют деятельность правительства и, кроме того, владеют другими полномочиями, предусмотренными Конституцией".

Следовательно, современные парламенты – это общенациональные коллегиальные представительные органы государственной власти, которые полностью или частично избираются народом (избирательным корпусом), действуют на постоянной основе и осуществляют в механизме государственного властвования прежде всего такие функции, как законотворческая, учредительная, бюджетно-финансовая, внешнеполитическая, контроль за исполнительной властью и т.п.

Большое значение для характеристики парламента как конституционного института имеет упрочение его правового положения в системе органов государственной власти. Мировая конституционная теория и практика исходят из того, что правовой статус парламента обусловлен многими факторами, в первую очередь особенностями истории политических институтов соответствующего государства, его государственного и общественного порядка, провозглашенными в основных законах принципами, существующими партийными системами и социально-экономическими и политическими условиями и др.

И все же конституционный статус парламента зависит прежде всего от закрепленных в конституциях основополагающих принципов организации государственной власти в той или другой стране. В Великобритании, например, в качестве одного из фундаментальных провозглашается принцип парламентского верховенства, согласно которому орган народного представительства юридически выступает как источник всей законодательной власти. Вместе с тем принцип народного (национального) суверенитета предопределяет, что в конечном счете источник власти, в том числе законодательной, – народ, а парламент – один из органов государства, через который народ осуществляет свой суверенитет в форме законодательной функции.

Совсем по-другому определяется конституционный статус парламента в Конституции США 1787 г., где впервые была использована формула, согласно которой главным источником законодательной власти является народ (в преамбуле зафиксировано: "Мы, народ Соединенных Штатов... устанавливаем и вводим эту Конституцию...").

Вместе с тем в социалистических странах марксистская концепция традиционно умаляет значение парламента в управлении государственными делами, требуя заменить его (и в самом деле заменяет на практике) системой советов. Ее приверженцы считают, что в составе парламента при капитализме нет трудящихся.

В конституционной науке широкое распространение приобрела и концепция "рационализированного парламентаризма" (например, во Франции). Она предусматривает ограничение роли парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти. Однако даже в странах, которые придерживаются этой концепции, снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении принципиальных вопросов. Совсем с других позиций отрицается значение парламента исламскими фундаменталистами, концепция которых построена на идее халифата. Здесь вместо парламента образовывается совещательный орган при правителе, как, например, в Саудовской Аравии в соответствии с Конституцией 1992 г. Хотя в большинстве мусульманских странах парламент избирается, но его роль зачастую ограничивается консультативными полномочиями.

В научной литературе справедливо связывают конституционный статус парламента с соответствующими формами государственного правления, ведь положение и роль высшего представительного и законодательного органа в решающей мере зависит от характера взаимоотношений вышестоящих органов государства. Рассматривая под таким углом зрения конституционный статус парламентов, можно выделить четыре основных модели.

Конституционные модели парламента

К первой модели относятся органы народного представительства тех государств, которые провозгласили в качестве основания конституционного порядка принцип парламентского правления (Великобритания, Италия, ФРГ, Болгария, Греция, Венгрия и др.). Место и роль парламента в системе государственных органов определяется тем, что правительство является производным от него, оно формируется парламентом и несет ответственность перед ним. В некоторых из этих стран глава государства также избирается при активном участии парламента.

Вторая модель конституционного статуса парламентов присуща странам с президентской формой правления, которые заложили в основы организации государственной власти принцип жесткого разделения властей (США и др.). Существующая здесь конституционная система "сдержек и противовесов" четко отображает соотношение трех ветвей власти.

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления (Франция, Россия и др.). Здесь провозглашается институт парламентской ответственности правительства, однако и президент наделяется правом роспуска парламента.

Четвертую модель составляют парламенты "советского образца" (СРВ, КНР, КНДР, Куба). Здесь назначение парламента сводится к формальному одобрению законов, принятых за его пределами высшим партийными органами.

Нельзя отнести ни к одной из указанных моделей так называемые консультативные парламенты (Бахрейн, Бруней, Катар, ОАЭ), поскольку они являются только совещательными учреждениями.

В 1920–1960-с гг. роль парламентов резко снизилась. Они превратились в декоративные, ни на что не влияющие органы в фашистских странах и странах тоталитарного социализма, в прикрытие для диктатуры партии и ее вождя либо были подавлены исполнительной властью в демократических государствах (например, в Великобритании и во Франции).

С конца 1960-х гг. начался и продолжается по сей день процесс возрождения парламентаризма. Парламенты постепенно "отвоевывают" новые полномочия и становятся главным органом в системе государственного аппарата большинства развитых стран. Процесс возрождения парламентов был обусловлен следующими факторами:

  • – избирательное право (активное и пассивное) получили не только мужчины, но и женщины;
  • – были ликвидированы многочисленные цензы (имущественный, ценз грамотности и т.д.), что превратило парламент из органа, выражавшего интересы меньшинства общества (главная причина повсеместного падения его авторитета после Первой мировой войны), в действительно всенародный орган;
  • – СМИ повысили интерес граждан к деятельности парламента;
  • – выборы в парламент (по крайней мере, в нижнюю палату) стали свободными, прямыми, равными и тайными;
  • – совершенствовались избирательные системы, структура парламентов и порядок их работы;
  • – парламенты стали завоевывать авторитет, работая более ответственно и профессионально.
  • В английской литературе его нередко называют "легислатура".

Определение парламента

Сущностным выражением представительной демократии является парламент - общенациональный представительный орган власти, существующей на постоянной основе и имеет титульную функцию законотворчества. Функционирование парламента является реальным только при демократического политического режима.

Термин "парламент" происходит из средневековой латыни. Во Франции слово parlamentum сначала употреблялось для обозначения любого собрания. Впоследствии в XV в. парламентами назвали королевские судебные палаты (суды), которые прекратили существование с началом революции XVIII в.

В Англии в том же XV в. парламентом стали называть сословно-представительных учреждений. Однако в период сословно-представительной монархии термин "парламент" для обозначения соответствующих учреждений в других странах не использовался, поэтому не стал родовым. Такое положение не изменилось до конца XVIII в.

В следующем веке термин "парламент" как собственное законодательного органа использовали только в отдельных странах. Законодательный орган называли по-другому - национальный конгресс, национальное собрание, законодательное собрание и тому подобное. В Испании и Нидерландах такой орган получил название исторически имела сословно-представительное учреждение - соответственно генеральные кортесы и генеральные штаты.

Сейчас все такие названия также используются в конституциях, хотя родовой и наиболее часто употребляемой собственным названием законодательного органа является парламент.

В советской литературе термин "парламент" связывали с транскрипцией глагола "говорить" (от фр. Parier) и провозглашали тезис о том, что парламент - это "говорильня". Такой тезис является идеологемой и по своему смыслу не соответствует реалиям демократических стран.

Имена парламента обычно отражают его представительный характер. Самой распространенной таким названием парламента или его нижней палаты является национальное собрание. Слово «собрание» и его соответствия других языках (ассамблея, конгресс, скупщина, сабор т.п.) использовано и в других названиях, чем указывается на коллегиальный характер парламента. Коллегиальность свидетельствует также присутствие в названии парламента слова "совет".

На Кипре, Мальте и в Новой Зеландии парламент называется палаты представителей, в Австралии, Бельгии, Ирландии, США, Японии и в ряде других стран так назван нижнюю палату парламента.

На характер парламента как представительного органа могут указывать его конституционные дефиниции. Например, в Литве парламент определен как таковой, в состав которого входят представители народа, в Беларуси, Кыргызстане, России и Узбекистане - как представительный орган. В Андорре, Испании и Нидерландах парламент конституировано как орган, представляющий народ или граждан, в Португалии - как представительное собрание народа и тому подобное.

В некоторых основных законах сформулировано определение парламента как верховного или высшего представительного органа (Грузия, Казахстан, Молдова, Румыния, Сербия, Таджикистан, Венгрия, Узбекистан).

Такое определение может восприниматься как констатация существования системы представительных органов власти, подобной "системы советов", существовавшей в советский период. В теории и практике конституционализма, в основу которых положена идея разделения властей, соответствующая система оспаривается.

Характер парламента как представительного органа отражен в таком титуле его членов, как депутат. Термин "депутат" означает то, что член парламента избран (буквально - направлен, посланный) с целью соответствующего политического представительства.

Формирование государства происходило на протяжении большого количества времени. По сути, с момента достижения человечеством пика своей эволюции оно начинает осуществлять попытки организации групп. Постепенно созданные формации расширяются. Но в данном процессе возникла одна достаточно серьезная проблема - регулирование деятельности больших социальных групп. Ведь, по мере своего развития, люди смогли создать настолько громоздкие структуры, что их функционированием стало трудно управлять. Поэтому начал постепенно развиваться вопрос власти в государстве.

Следует отметить, что наиболее древние формации государственного типа в большей части случаев управлялись посредством власти, воплощённой в лице единого правителя. Незначительные попытки создания республик, примерами которых является Древняя Греция и Рим, не увенчались успехом. В итоге представленные государства управлялись посредством власти единого лидера.

Такой социальный строй управления просуществовал вплоть до конца XVIII века. В это время в Европе начинаются революционные движения. Единовластие полностью показало свою беспомощность в некоторых социальных вопросах. Поэтому в данный период возникает идея о создании универсального коллективного органа, который будет выполнять основные

На сегодняшний день данная структура существует практически в каждом государстве. Её называют парламентом. Функции и задачи этого органа имеют свою специфику. Помимо того, парламент является наглядным проявлением принципа о чем будет более детально рассказано далее в статье.

Суть разделения власти

Основные функции парламента и его характерные особенности невозможно рассматривать без анализа принципа разделения власти, о котором уже упоминалось ранее.

Что касается последней категории, то она характеризуется учением о том, что власть в любом государстве должна быть распределена между соответствующими и независящими друг от друга органами. Это позволит намного эффективнее координировать жизнедеятельность населения страны, а также даст возможность избежать злоупотребления властью, что достаточно часто, можно увидеть в государствах с монархической формой правления и тоталитарным режимом.

Созданию принципа предшествовала череда важных исторических событий. Помимо того, учение было создано на основе знаний и опыта государств древности и Средневековья.

История развития принципа разделения власти

Идею разделения власти, которая сегодня живет во многих государственных структурах, ученые заимствовали у таких государств как Древняя Греция и Рим. Именно в них коллективный способ правления был изобретен раньше всего. Например, римская власть была полностью разделена между комициями, консулами и сенатом. При этом последний элемент отыгрывал роль современного парламента.

В эпоху Средневековья доминировал что исключало наличие коллективной власти. Однако в эпоху просвещения такие ученые как Джон Локк и Шарль Луи Монтескье разработали принцип разделения государственного управления. Согласно их учению, власть в стране должна существовать в лице трех типов органов:

  • исполнительных;
  • законодательных;
  • судебных.

Данный принцип приобрел такую популярность, что нашел свое применение во многих государствах. На сегодняшний день принцип разделения власти функционирует практически во всем мире. При этом парламент - это орган именно законодательной власти. По мнению многих ученых, это самая важная роль, ведь нормотворчество, по сути, создает акты, которые непосредственно регулируют деятельность населения государства.

Особенности парламента

Итак, парламент, функции которого будут рассмотрены в статье, является высшим представительным органом. Однако его форма комплектования в данном случае не является самым главным характеризующим фактором. Более важным является тот факт, что парламент имеет возможность издавать законы - нормативные акты наивысшей юридической силы после конституции державы.

На сегодняшний день этот орган в том или ином виде существует практически в каждом государстве. Что касается полномочий законодательного органа, то они могут меняться в зависимости от формы правления конкретно взятой страны. В классическом виде парламент (виды, функции его представлены в статье) может выносить вотум недоверия правительству, что свидетельствует о его контроле центрального исполнительного органа, а также освобождать главу государства, то есть президента, от его полномочий в порядке импичмента.

Следует отметить, что этот орган может существовать практически в любом государстве, вне зависимости от формы правления в нем. Иными словами, даже в монархических державах наличие парламента не вызывает каких-либо недоумений. Отличным примером тому является парламентская монархия. В подобных государствах власть главы державы ограничивается законодательным органом, который реализует одноименную функцию.

Если мы говорим о республиканской форме правления, то в этом случае парламент, структура, функции которого могут несколько меняться, отыгрывает ключевую роль. По сути, именно он является воплощением республиканской демократии, а также принципов свободы и равенства, потому что большая часть вопросов решается коллективно представителями народа.

Что же касается политического режима в государстве, то эта категория достаточно сильно влияет на деятельность законодательных и иных органов государства. Однако в некоторых случаях именно посредством законодательной структуры можно существенно сдерживать негативное влияние тоталитаризма или же авторитаризма.

Структура главного законодательного органа

Парламент, функции, полномочия которого мы с вами рассматриваем, представляет собой достаточно сложную и действенную структуру. Иными словами, современный орган данного типа не является чем-то подобным народному вече. Это достаточно упорядоченный механизм, главной целью которого является издание законов, о чем детальнее пойдет речь далее в статье. Таким образом, парламент имеет свою внутреннюю структуру. Нужно отметить, что она может меняться, в зависимости от специфики политического режима и территориальных особенностей государства.

В первоначальном, классическом виде любой парламент имеет двухпалатную структуру. Следует помнить, что она зародилась в Великобритании - родине мирового парламентаризма. Двухпалатная структура была создана для обеспечения компромисса между буржуазией и, конечно же, аристократами - высшим сословием. В данном случае двойственная система вполне оправдывается необходимостью рассмотрения идей и взглядов всех без исключения сословий. Ведь дворянство, как основная сила монархического строя, стало существенно терять свои позиции в период буржуазной революции в Европе. Поэтому с влиянием этого сословия необходимо было смириться.

Под действием революционных движений, в некоторых странах появились Они отлично подходят для мобильного решения определенных проблем, однако достаточно часто используются в качестве поддержания тоталитарного лидера. Тем не менее однопалатные парламенты существуют и в современном мире. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: "Какие виды структур существуют на сегодняшний день?" В XXI веке в мире можно встретить следующие системы парламента, а именно:

  1. Двухпалатные.
  2. Однопалатные.

Первый вид наиболее популярен в современном мире. Однако стоит учитывать тот факт, что палаты имеют свои четко разграниченные полномочия. При этом в подавляющем количестве случаев они являются абсолютно равными по своему юридическому статусу.

Особенности двухпалатной структуры

Давайте рассмотрим двухпалатный парламент. Виды и функции его имеют большое количество особенностей. Главной из них является процесс принятия законов.

Например, имеет двухпалатную структуру. Её главной особенностью является тот факт, что любой законопроект должен быть рассмотрен и принят в обеих палатах. Если хотя бы в одной из них его отвергнут, то он автоматически не принимается. Таким образом двухпалатный парламент позволяет учесть особенности практически всех социальных слоев. Помимо того, во многих случаях, на каждый структурный элемент законодательного органа возлагаются иные специфические функции. К примеру, нижняя палата может отвечать за финансовые вопросы в государстве, а верхняя, в свою очередь, назначает людей на определенные должности, ратифицирует проводит импичмент и т. п.

Следует отметить, что все представленные моменты могут отличаться в зависимости от конкретного государства. Как показывает практика, идентичных по своим функциям и полномочиям парламентов не существует.

Двухпалатные структуры на сегодняшний день в большей части существуют в федеративных государствах. С учетом данной формы территориального устройства, парламент, состоящий из двух элементов попросту необходим. Ведь в федерации вторая палата, как правило, представляет интересы прежде всего субъектов. К числу подобных государств можно отнести Австралию, Российскую Федерацию, Индию, Мексику, Соединенные Штаты Америки, Великобританию и т. п.

Однако двухпалатные парламенты можно также встретить и в унитарных странах. Как правило, даже в таких случаях законодательный орган организовывается по принципу территориальности, что позволяет учитывать интересы отдельных элементов державы.

Внутренние органы законодательного центра

Следует отметить тот факт, что парламент, функции которого будут представлены далее, для реализации своих основных задач используют внутренние органы специального назначения. В большей части случаев организация структуры этих парламентских ведомств имеет общие черты во многих государствах. Стоит выделить главные задачи парламентских органов:

  1. Координация работы законодательного центра.
  2. Организация всех необходимых условий для реализации парламентом своих непосредственных функций.

Эти задачи являются ключевыми в деятельности законодательного органа. Их исполнение, как уже указывалось ранее, возлагается на плечи внутренних ведомств. Ключевым парламентским органом является спикер или же председатель. Как правило, деятельность этого элемента воплощается в отдельном лице, то есть, конкретном человеке. При этом роль спикера достаточно важна для всей деятельности парламента того или иного государства. Он исполняет ряд специальных функций, к числу которых относятся следующие:

  • представление законодательного органа на международной арене;
  • обеспечение рассмотрения тех или иных важных вопросов;
  • определение повестки дня;
  • обеспечение рассмотрения законопроектов;
  • определение конкретных видов процедур обсуждения законопроектов либо иных вопросов;
  • руководство парламентскими обсуждениями;
  • предоставление слова депутатам;
  • определение типа голосования и его итогов и т. п.

Достаточно важной функцией парламентского председателя является руководство денежными средствами этого органа, а также парламентскими подразделениями полиции. Для облегчения работы спикера, ему, как правило, предоставляются заместители - вице-председатели.

Такая форма организации управляющего парламентского органа чаще всего встречается в двухпалатных парламентах. Помимо того, далеко не во всех государствах роль спикера столь важна. Например, в Швейцарском парламенте председатель и его заместители избираются лишь на время проведения соответствующих сессий. В данном случае спикер не является важной политической фигурой вообще.

Еще одним важным элементом внутренней организации законодательного органа являются парламентские комиссии. Они представляют собой специализированные органы, создающиеся из депутатов. Их главной целью является оценка и непосредственное создание законодательных актов, контроль за деятельность власти исполнительной, а также решение специфических задач.

При этом существует два основных вида комиссий, а именно: временные и постоянные. Последние создаются на срок деятельности соответствующей парламентской палаты. В подавляющем большинстве случаев постоянные комиссии создаются по вопросам обороны, финансов, законодательства и законотворчества, международного сотрудничества и т. п.

Что касается временных органов, то они, как правило, занимаются решением конкретных задач. Подобными комиссиями являются следственные, специальные, ревизионные и т. д. Следует заметить, что парламентские органы имеют широкий ряд полномочий. Чаще всего они проявляются в процессе законотворчества, потому что именно в составе комиссий происходит разработка законопроектов, а также их научный регламент.

Фракции парламента

Внутренняя деятельность многих законодательных органов обеспечивается его фракциями. Они, по сути, представляют собой депутатские объединения. Численное количество каждой в отдельности фракции, как правило, влияет на политическую программу государства.

Ведь депутаты той или иной партии в законодательном органе пытаются провести интересующие их законопроекты. Что касается образования фракций, то этот процесс, как правило, происходит на основе регламента в каждом отдельном государстве.

Парламент: функции, полномочия

Как основной законодательный центр любого государства, представленный в статье орган наделен определенными полномочиями, а также имеет ряд специфических функций. Эти категории, по сути, показывают его реальные возможности в том или ином государстве.

Но если основные функции парламента, как правило, практически везде одинаковы, то полномочия бывают как полные, так и ограниченные. Как правило, конкретные возможности парламента обуславливаются основным государственным законом, то есть конституцией. На основе этого все без исключения полномочия главного законодательного органа можно распределить между тремя группами:

  1. Неограниченными полномочиями наделены далеко не все парламенты. В данном случае, законодательный орган может заниматься решением даже тех вопросов, которые не закреплены в конституции.
  2. Противоположностью первого вида органов являются парламенты с ограниченными полномочиями. Как правило, их возможности четко перечислены в конституции государства. К числу подобных относятся парламенты Франции, Сенегала и др.
  3. Наиболее специфическим видом парламентских возможностей являются консультативные полномочия законодательного органа. Подобные структуры, чаще всего, возникают в странах мусульманского права. Суть в том, что в них главой государства является монарх, а парламент существует для помощи в процессе его правления. Иными словами, данный орган лишь консультирует главу страны в некоторых вопросах и не осуществляет свою первостепенную функцию.

Помимо представленной ранее классификации, функции парламента можно также разделить в зависимости от сфер деятельности данного органа. Например, рядом универсальных возможностей законодательные органы многих стран наделены для регулирования финансовой, налоговой системы, обороны, международных отношений и т. п.

Кроме упомянутых полномочий, необходимо рассмотреть также основные направления деятельности законодательного органа. Каковы функции парламента? В научной среде существует множество подходов к рассмотрению данной проблемы. Но в большинстве случаев выделяют основные полномочия этого органа, состоящие из четырех элементов. К ним относятся следующие:

  1. Наиважнейшей функцией парламента, бесспорно, является функция законотворчества. Ведь данный орган изначально был создан именно для создания нормативных актов высшей юридической силы. Функция позволяет учесть мнение большинства, а также исключает возможность издания антисоциальных законов, которые бы угнетали права той или иной группы людей. При этом законодательная функция парламента состоит из ряда специфических стадий, а именно: создания законопроекта, обсуждения, поправок и принятия, согласования интересов и подписания. Таким образом, процесс создания нормативных актов высшей юридической силы имеет профессиональный характер. Помимо того, законодательная функция парламента, фактически утверждает юридическую систему государства. Так как именно законами регулируются наиважнейшие общественные отношения.
  2. Представительская функция парламента заключается в том, что избранные в данный орган депутаты, должны защищать интересы той части населения, которая отдала за них свои голоса.
  3. Функция обратной связи основана на том, что депутаты проводят брифинги, круглые столы и званые вечера для обсуждения насущных государственных проблем, которые требуют решения.
  4. Одной из наиболее важных парламентских функций является формирование бюджета. По сути, именно законодательный орган отвечает за создание надлежащего уровня жизни населения страны.

Функции парламента РФ

Федеральное собрание - это законодательный орган Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией государства, парламент РФ осуществляет следующие функции:

  1. Создание законодательных актов.
  2. Назначение на должности и освобождение от них председателя Счетной палаты и Центрального банка.
  3. Проведение импичмента.
  4. Объявление амнистии.
  5. Осуществление контроля над органами исполнительной власти.
  6. Представительство народа.

Таким образом, функции российского парламента в целом имеют общий характер с классической тенденцией функционирования законодательных органов в мире. Это достаточно позитивный фактор. Ведь он свидетельствует прежде всего о том, что функции парламента РФ воплощают лучшие европейские тенденции. Но это далеко не все позитивные моменты представленной структуры. Ведь сам парламент, его признаки и функции позволяют говорить о реальном народовластии в государстве. Если в стране нет представленного органа, или же он действует не должным образом, то о демократии не стоит и говорить.

Заключение

Итак, в статье мы выяснили, что такое парламент и его функции. Кратко мы рассмотрели ключевые полномочия законодательных органов, их структуру, а также историю становления парламентаризма и принципа разделения власти в мире.

Следует отметить, что функционирование представленного в статье органа играет ключевое значение для многих держав, поэтому разработка теоретических концепций о деятельности парламента необходима для развития всех без исключения государств.