Судебная реформа 1775 года губернская. в) многократное увеличение числа уездов

Судебная реформа 1775 года губернская. в) многократное увеличение числа уездов

». В начале ее царствования губерний было около 20; делились они на провинции, а провинции на уезды. Деление это создавалось постепенно и случайно. Под уездом разумелся округ, издавна сложившийся; он состоял обыкновенно или из земель одного какого-либо древнего удельного княжества, или же из волостей, географически тянувших к какому-либо городу – центру. Уезды очень разнились друг от друга по количеству земли и жителей, так же, как провинции разнились по числу уездов, а губернии – по числу провинций. Императрица Екатерина задумала прежде всего заменить это ветхое разделение государства более совершенным. По закону 1775 г. под губернией разумелся округ с населением в 300–400 тыс. жителей, а под уездом – округ в 20–30 тыс. жителей. Было решено постепенно образовать новые губернии именно с таким расчетом по числу населения, и к концу царствования Екатерины новых губерний было уже до 50-ти. Равным образом возросло и число уездов в новых губерниях. Для вновь образуемых уездов не хватало городов, а потому многие села и слободы были превращены в уездные города. Таким образом, при Екатерине было создано новое административное деление государства (искусственное, на статистическом основании, взамен старого, исторически сложившегося).

Екатерина II Законодательница в храме Богини Правосудия. Художник Д. Левицкий, 1783

В каждом губернском городе были установлены (вместо прежнего губернатора с его канцелярией) следующие учреждения: 1) губернское правление под председательством губернатора; это было «место, управляющее всей губернией в силу законов именем императорского величества»; 2) казенная палата под председательством вице-губернатора; она ведала все денежные и хозяйственные «казенные» дела; 3) судебные палаты : гражданского суда и уголовного суда для надзора над низшими судами в губернии; 4) совестный суд – для суда над преступниками малолетними, безумными или неумышленными и для разбора тяжеб в порядке примирения (это был первый суд на Руси, в котором дела рассматривались не по формальному указанию законов, а по естественной справедливости); 5) приказ общественного призрения – для управления народными школами, больницами, богодельнями, тюрьмами. В губернском правлении и палатах заседали правительственные чиновники, а в совестном суде и приказе общественного призрения – выборные от сословий «заседатели» под председательством чиновника.

В каждом уездном городе был установлен нижний земский суд , соответствовавший губернскому правлению и ведавший в уезде всю администрацию и полицию. Он состоял из председателя («исправника», или «капитана») и двух заседателей. Всех их избирали дворяне уезда. В городах же за порядком наблюдали назначаемые от правительства «городничие».

Кроме того, для каждого сословия в губернии и уезде были устроены сословные выборные суды. Для дворян существовали верхний земский суд (для губернии) и уездный суд (для уезда). Для горожан существовали магистраты: губернский (на всю губернию) и городовой (для каждого уездного города). Для свободных крестьян были устроены расправы : верхняя (в губернском городе) и нижняя (в уездах). Дела, не решенные в выборных уездных судах, переходили в губернские выборные суды; отсюда можно было перенести дело в судебные палаты, а из палат – в сенат.

Такова была система местных учреждений 1775 г. Она была построена на новом и модном для того времени принципе разделения властей и ведомств: в ней суд был отделен от администрации, администрация от финансового управления. Все учреждения были коллегиальными. Местное общество получило широкое участие в делах местного управления: дворяне, горожане и даже люди низших классов принимали участие в деле суда, посылая своих выборных заседателей в суды своего сословия и в совестный суд. Кроме того, все сословия вместе посылали своих представителей в приказ общественного призрения, где они ведали дела местного благоустройства и благотворения. Наконец, дворянам дано было право избирать администрацию уезда (нижний земский суд) и, таким образом, владея землями в уезде, представлять там и правительство. Можно сказать, что все местное управление по закону 1775 г. приняло вид земского самоуправления, действовавшего под контролем коронной администрации (губернского правления и палат). В этом отношении Екатерина удовлетворила желаниям сословий, высказанным в комиссии об Уложении 1767–1768 гг.

Учреждения для управления губерний 1775 г. очень важны не только потому, что дали нашей провинции лучшее устройство и управление, но еще и потому, что оказали очень сильное, хотя и косвенное, влияние в других областях государственной деятельности Екатерины. Во-первых, Екатерина, устраивая новые присутственные места в губерниях, этим самым разрушала старые коллегии в столице. Во-вторых, привлекая к участию в губернском и уездном управлении сословных выборных, императрица этим самым ставила сословия в новое положение, возлагала на них новые обязанности, даровала им новые права. Для своей новой роли сословия должны были сами получить новое устройство.

Новое сословное устройство было определено особыми жалованными грамотами, данными в 1785 г. дворянству и городам.

В связи с тем что в первой половине XVIII века в России резко возросла вероятность крестьянских бунтов, императрицей Екатериной II был предпринят ряд мер по их предотвращению, одним из которых стала губернская реформа 1775 года. Этим шагом она сумела осуществить более четкое деление государства на административные единицы, размер которых зависел от количества налогоплательщиков (податного населения). Среди них наиболее крупными стали губернии.

Предшествующая реформа

Административное преобразование подобного рода не явилось для России чем-то новым, поскольку еще в 1708 году ей предшествовала губернская реформа, проведенная Петром I. Именно она внесла радикальные изменения в жизнь общества. Преследуя ту же цель ‒ осуществление наиболее полного контроля за всем происходящим в стране, государь учредил 8 губерний: Московскую, Казанскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую, Архангелогородскую, Киевскую, а также Ингерманландскую, которая спустя два года была переименована в Санкт-Петербургскую.

Каждую из этих административных единиц возглавляли губернаторы, назначавшиеся царем. Чиновниками столь высокого ранга становились наиболее приближенные к нему лица, в руках которых сосредоточивалась вся военная, гражданская и судебная власть. Кроме того, они же получали право распоряжаться финансами вверенных им губерний. Предоставление столь обширных полномочий налагало на губернаторов и большую ответственность.

Деление территории государства по статистическому принципу

Проведение губернской реформы, начатой Петром I, осуществлялось в несколько этапов и растянулось на длительный срок. Так, по истечении трех лет после ее начала к названным выше губерниям прибавились еще три: Астраханская, Нижегородская и Рижская. Кроме того, в 1715 году были внесены существенные изменения в сам порядок организации местного самоуправления. В частности, было осуществлено деление губерний на более мелкие административные единицы ‒ провинции. Они формировались по статистическому принципу, то есть исходя из количества дворов.

Стараясь еще более упростить механизм управления государством, в 1719 году Петр I разделил провинции на уезды, общее количество которых по стране достигло двух с половиной сотен. Управлять ими он поставил местных воевод. По тем временам этот комплекс мер выглядел новаторским и далеко не всеми членами общества был встречен с одобрением, но перечить государю никто не посмел.

Основная задача екатерининской реформы

Возвращаясь к губернской реформе 1775 года, отметим, что Екатерине II пришлось осуществлять ее на значительно большей территории, чем в свое время Петру I, поскольку за истекшие десятилетия границы России были существенно раздвинуты присоединением к ней новых земель. В результате начатые ею административные преобразования должны были коснуться 23 губерний, разделенных на 66 провинций, состоявших, в свою очередь, из 180 уездов. Суть губернской реформы, начатой в 1775 году, состояла в повышении эффективности управления государством за счет увеличения числа административных центров. Забегая вперед, отметим, что в результате проведенной реформы их стало почти вдвое больше.

В основу проводимых мероприятий был положен документ, разработанный в личной канцелярии императрицы и получивший название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Им предусматривалось дальнейшее деление государства на отдельные административные единицы, управление которыми осуществлялось в соответствии с общей вертикалью власти.

Предполагавшаяся численность губернских и уездных жителей

Однако формирование губерний и уездов (провинции этой реформой упразднялись) предполагалось производить без учета географических, экономических, национальных или еще каких-любо иных особенностей. В основу был положен лишь сугубо административный принцип, предполагавший максимальную адаптацию бюрократического аппарата к исполнению полицейских и фискальных функций.

При формировании административных единиц учитывалось лишь количество населения, проживавшего на данной территории. Так, согласно принятым нормам в каждой губернии должно было насчитываться 400 тыс. жителей, а в уезде ‒ порядка 30 тыс. Кроме того, предполагалось реформирование прежних органов местного самоуправления, крайне ослабленных мероприятиями, проводившимися во времена царствования Петра II (1728), а также императрицы Елизаветы Петровны (1760).

Управление губерниями

В соответствии с нормами, положенными в основу губернской реформы Екатерины II, самые крупные административные единицы управлялись губернаторами, которые назначались на должность и отстранялись от нее лишь непосредственно императором. Их ближайшими помощниками являлись члены губернского правления ‒ прокурор и два сотника.

Предполагалось также создание казенных палат ‒ структур, в ведении которых находился широкий круг вопросов, связанных с финансами и налогообложением. Кроме них в каждой губернии должны были быть приказы общественного призрения, в ведении которых находились учреждения народного образования и здравоохранения. Контроль же над соблюдением законности на всей подведомственной территории осуществлялся прокурором с двумя предоставленными в его распоряжение стряпчими.

Структура уездной власти

Реформа, предпринятая императрицей Екатериной II, затронула также и административную сторону жизни уездов, для управления которыми местные дворянские собрания должны были избирать земских исправников, в помощь которым придавались два заседателя. Кроме того, в каждом уезде создавались земские суды, являвшиеся коллегиальными органами управления.

В их обязанности, кроме общего наблюдения за порядком в уезде, входило обеспечение контроля над деятельностью полиции. Им же предписывалось осуществление мер по проведению в жизнь решений, принятых вышестоящими органами. Губернской реформой 1775 года предусматривалось также учреждение должности городничего, возглавлявшего административно-полицейскую власть уездных городов.

Кто такие генерал-губернаторы?

Кроме всех перечисленных выше властных структур, указом Екатерины II была введена должность генерал-губернатора. Занимавшие ее чиновники осуществляли управление крупными регионами, включавшими в себя сразу несколько губерний. При отсутствии императора на подконтрольной им территории они получали самые широкие полномочия, вплоть до введения там чрезвычайного положения. Кроме того, во всех необходимых случаях им предоставлялось право напрямую обращаться к нему для получения дополнительных указаний.

Задуманная, но не осуществленная часть губернской реформы

Как явствует из ряда архивных документов, первоначальный замысел Екатерины II несколько отличался от того, что удалось претворить в жизнь. Так, еще в 1769 году членами комиссии, разрабатывавшей основные ее положения, предпринимались попытки вывести суды из подчинения губернских властей. Однако сложности, связанные с необходимостью создания в этом случае громоздкой многоступенчатой структуры, завершавшейся Сенатом как апелляционной инстанцией, заставили их отказаться от задуманного.

Кроме того, изначально суть губернской реформы состояла в учреждении так называемых сословных судов, отдельно формировавшихся для дворян и для всех тех, кто принадлежал к низшим социальным слоям общества. Но в процессе обсуждения среди членов рабочей комиссии нашлись сторонники всеобщего открытого и гласного судопроизводства.

В итоге непреодолимые противоречия между их требованиями помешали выводу судов из-под контроля органов местного самоуправления. Причина заключалась в том, что дворянам для защиты в суде их интересов было необходимо вмешательство администрации, и это прекрасно понимали члены рабочей комиссии. Тем не менее большинство положений разработанной ими губернской реформы было проведено в жизнь и послужило упрочению централизованной власти и государственной стабильности в целом. Особенно это коснулось судопроизводства.

Значение губернской реформы для российской Фемиды

Споры, возникшие между сторонниками демократических судов и хранителями дворянских привилегий, закончились в пользу последних. На основе четкого разделения граждан по социальному признаку в городах империи стали создаваться закрытые дворянские суды. Рассмотрение дел и принятие решений осуществлялись судьей и двумя заседателями, которые избирались местным дворянским собранием сроком на три года.

Кроме того, губернской реформой 1775 года вводились Верхние земские суды, состоявшие из двух департаментов ‒ гражданского и уголовного. На них возлагались функции апелляционных инстанций. Во главе каждого из этих департаментов стоял председатель и его заместитель ‒ два человека, назначенные лично императором. Им предоставлялось право проведения ревизий с целью контроля над деятельностью губернских и уездных судов.

В городах Российской империи были учреждены магистраты, являвшиеся низшими судебными инстанциями. Их состав, включавший в себя двух председателей и двух заседателей, также избирался сроком на три года. Все апелляции по вынесенным ими решениям подлежали рассмотрению в губернских магистратах.

Что же касается крестьян, то их судили в так называемых уездных расправах, состоявших из чиновников, назначенных местными властями. Вынесенные ими решения как по гражданским, так и по уголовным делам в случае необходимости поступали на апелляцию в верхние (губернские) расправы. Высшим же судебным органом России тогда и в последующие годы являлся Сенат.

Итоги реформы 1775 года

Основная цель губернской реформы, заключавшаяся, по мнению исследователей, в упрочении централизованной государственной власти за счет создания более эффективных органов местного самоуправления, а также разделении судебных и исполнительных органов власти, была достигнута. Благодаря ней все сословия граждан Российской империи, за исключением крепостных крестьян, получили возможность принимать более активное участие в управлении на местах.

Кроме того, благодаря реформе, осуществленной Екатериной II, удалось в значительной степени сократить аппарат высшей государственной власти, упразднив почти все коллегии, созданные еще во времена Петра I. Исключение было сделано лишь для трех из них, наиболее важных ‒ Военной, Адмиралтейской и Иностранной. Функции же всех остальных были переданы органам местного самоуправления.

Заключение

Трудно переоценить значение екатерининской губернской реформы. Год ее проведения в жизнь стал переломным моментом в централизации российской государственной власти. По мнению исследователей, разделив территорию страны на отдельные административные единицы, она в значительной степени расширила возможности управления ее многочисленными регионами. Немаловажную роль сыграла в те годы и реорганизация судебной системы, а также создание целого ряда органов, призванных осуществлять полицейские, а при необходимости и карательные функции.

Стремление Петра I перестроить местное управление на началах коллегиальности участия в нем дворянства не получило практического воплощения, но сама идея не умерла. Уже при Елизавете Петровне проект Нового уложения, составленный с четом предложений сословных депутатов, отразил желание дворянства участвовать в местном управлении. После принятия в 1762 г. Манифеста о вольности дворян вопрос сословных правах получил особое значение. В наказах депутатов Уложенной комиссии, созванной Екатериной II в 1767 г., эти предложения высказывались еще настойчивее. Желание дворян управлять провинцией совпало с планами Екатерины II найти средство для привлечения дворян к службе при уничтожении обязательной службы.

Реформа местного управления была разработана с учетом наказов депутатов комиссии 1767 г., представлявших все сословия России и дружно отстаивавших принцип выборной сословной (преимущественно дворянской) службы.

Московское государство не знало сословий как замкнутых объединений, наделенных общими, равными для всей группы наследственными правами и обязанностями, характерных для социальной структуры европейских стран. Сословные группы того времени носили тяглый характер, а их значение и состав определялись прикреплением той или иной государственной службе. Петр I еще более осложнил эту "разверстку:сословных повинностей", но не создал сословий. По определению Е.В. Анисимова, социальные группы, возникшие в ходе петровских реформ, "не имели законодательно оформленных сословных прав и привилегий, сословной организации и системы самоуправления, а также сословного суда, т.е., в сущности, не являлись корпорациями публичного права".

При его преемниках началось обратное движение: повинности свободных групп населения постепенно облегчались, а права уточнялись и расширялись, что вело к формированию сословий. Но к началу правления Екатерины II этот процесс не был завершен.

Реформы последней четверти XVIII в. стали важным этапом в процессе превращения сословных групп в "регулярные" сословия, этапом, подготовившим их сближение, а впоследствии и общую деятельность в местном управлении. С этого времени можно говорить о сословных корпорациях и сословном самоуправлении, определявших характер местного управления на протяжении первой половины XIX в. А.Б. Каменский, оценивая реформы Екатерины II, признает, что они "создавали своего рода конституцию", так как были направлены на формирование "правового государства с сословной структурой общества и с оговоренными в законе правами и обязанностями верховной власти и подданных", зависевших от правового статуса каждого сословия.

"Первым шагом по осуществлению реформы местного управления" стал Манифест 14 декабря 1766 г., определявший порядок выборов депутатов Уложенной комиссии. Именно тогда были заложены начала дворянского самоуправления: введены уездные предводители дворянства и уездные дворянские собрания. Этот закон наметил контуры и будущей городской реформы. Он вводил выборных городских голов и новое понятие "город", который включал всех домовладельцев и был уже не тяглой, а юридической единицей. Предводители и головы избирались в качестве председателей на выборах депутатов, но они сохранились и после закрытия Комиссии, а в 1785 г. возглавили созданные Жалованными грамотами дворянское и градское общества.

Уложенная комиссия оставила в наследство законодателям не только идеи и новые выборные должности, но и новый порядок выборов, доживший во многих местах, включая Москву, до лета 1917 г. Манифест 14 декабря 1766 г. вводил баллотировку шарами. Это новшество имело огромное значение, так как с этого времени выборы стали формой волеизъявления избирателей, а не формой поручительства и материальной ответственности за действия избранного лица. Участие в выборах из повинности превращалось в право.

Десятилетие 1775-1785 гг. составило эпоху екатерининских реформ. Именно в этот период были приняты четыре важнейших законодательных акта: "Учреждение для управления губерний" (1775), "Устав благочиния" (1782), "Жалованная грамота дворянству" и "Жалованная грамота городам" (1785), вызвавшие серьезные изменения в системе местного управления и сословного самоуправления.

Областная реформа. "Учреждение для управления губерний" преобразовало местные учреждения и придало им тот вид, который они сохраняли почти без изменений до 60-х гг. XIX в., а некоторые из них и до 1917 г. Была создана сеть новых учреждений, прежде всего судебных, построенных на таких началах, как децентрализация, разделение властей, коллегиальность и выборность службы, изменен характер старых. С этого времени магистраты утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения.

Практически все коллегиальные губернские и уездные учреждения, введенные в 1775 г., по своему составу были выборными (назначались только председатели). Из чиновников состояли штаты губернского правления и трех палат (казенной, уголовного и гражданского судов). Выборные из дворян, горожан и свободных сельских обывателей заседали в сословных губернских и уездных судах, открытых для каждого из этих сословий. Для опеки над сиротами и вдовами были созданы два сословных учреждения: дворянская опека во главе с уездным предводителем дворянства и сиротский суд под председательством городского головы.

Всесословный характер носили принципиально новые губернские учреждения: приказ общественного призрения и совестной суд. В приказе общественного призрения, ведавшем делами благотворительности, общественного здравия и образования, под председательством губернатора заседали по два представителя от дворян, "гражданства" (купцов) и свободных крестьян. Участие заседателей из трех сословий "было "робким приступом к восстановлению в управлении и суде совместной деятельности сословий.

Что касается совестных судов, игравших роль третейского суда, то они были тогда новыми не только для России, но и для Европы. Введение этих учреждений свидетельствовало о новом направлении деятельности выборных людей, призванных служить уже не только задачам фиска, но и общественному благу.

Во время пребывания в должности все служащие по выборам, кроме сельских заседателей, считались состоявшими в чинах: от 7-го класса (предводитель дворянства и дворянские заседатели совестного суда) до 14-го (городские старосты и ратманы в посадах). Сельские заседатели вместо чинов получали право на личную неприкосновенность ("без суда да не коснется до них наказание ни от кого"), а после окончания службы могли рассчитывать на уважение окружающих ("да почтутся они первыми в селениях своих между их равными"). Эти статьи были заметным шагом в правовом определении сельского сословия, особенно по сравнению с указом 1769 г., который по традиции рассматривал выборных людей как поручителей за исправное исполнение повинностей и предписывал, в случае неуплаты крестьянами недоимки, "забирать в города старост и выборных, держать под караулом, употреблять их в тяжелые городовые работы без платежа заработных денег, доколе вся недоимка заплачена не будет".

В результате этой реформы роль дворян в местном управлении заметно возросла. Дворянские собрания избирали земского исправника (главу полиции), уездного судью (главу сословного суда), заседателей в многочисленные суды, что составляло в общей сложности более половины всех выборных должностных лиц уезда. Законодатели с самого начала стремились уравнять выборную службу с государственной и таким образом сделать ее более престижной.

7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции - на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий - численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда - около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями - Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия - свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

Лит.: Исаев И. А. История государства и права России. М., 1996. Гл. 26; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/29.htm ; История государства и права СССР / под ред. С. А. Покровского. Ч. I. М., 1959. Гл. 7; Тархов С. А. Изменения административно-территориального деления России за последние 300 лет // География. 2001. № 15 .

См. также в Президентской библиотеке:

Административно-территориальное деление // Территория России: коллекция; .

Чтобы не допустить крестьянских волнений, Екатерина II в 1775 году решила провести реформу, касающуюся управления на местах. Такой шаг обусловил более четкое деление всей территории Российской империи. Она стала подразделяться на административные единицы, которые определяли численность так называемого податного населения (людей, плативших налоги). Самыми крупными из них являлись губернии.

Реформа 1708 года

● Низшими судебными инстанциями в городах стали магистраты. Их члены также избирались сроком на 3 года. Для этих инстанциями были губернские магистраты. В их состав входили 2 председателя и 2 заседателя из числа местных жителей.

● В нижних уездных расправах судили государственных крестьян. Там рассматривались гражданские и уголовные дела. Ими занимались чиновники, которые назначались властями. Апелляционными инстанциями для нижних стали верхние расправы. Дела в них вносились только под залог, который действовал в течение одной недели.

● Губернская реформа учредила и так называемые Они были построены также по сословному принципу. В них входили представители дворянства, а также горожане и крестьяне. Эти суды выполняли так называемую примирительную функцию (помогали уладить конфликт между истцами). Кроме того, в их обязанность входили и специальные разбирательства в отношении преступлений, совершенных умалишенными людьми или детьми. Здесь же рассматривались и дела о колдовстве.

● В губерниях ревизионными и апелляционными инстанциями являлись судебные палаты, рассматривающие как уголовные, так и гражданские дела. Они пересматривали иски, поступающие к ним из верхних земских судов и расправ, а также из губернских магистратов. Как правило, сопровождались достаточно большим денежным залогом.

● Сенат являлся высшим из всех судебных органов.

Итак, чем еще интересна губернская реформа Екатерины 2 (год 1775)? Именно тогда была сделана первая попытка отделения администрации от суда. Но она так и не удалась. Губернаторы все так же могли влиять на исполнение приговоров, например, по вопросам лишения чести или применения смертной казни. Председатели судов назначались властями, так как представители сословий имели право избирать лишь заседателей. Многие дела поступали на рассмотрение городских полицейских органов. Кроме того, действовала и вотчинная юстиция.

Обязанности

Принципы полицейского управления обсуждались еще на заседаниях уложенной комиссии, до того, как началась губернская реформа. Год 1771 ознаменовался завершением проекта, который предполагал создание полицейских управлений в городах. Они должны были стать аппаратом для охраны общественного порядка.

В обязанности полиции входило пресечение различных неправомерных поступков. К примеру, это могло быть распутство, кулачные бои, проявление чрезмерной роскоши, быстрая езда или нарушение порядка во время богослужений и крестных ходов. Также полиция имела право контролировать различные народные гуляния, наблюдать за торговлей на рынках и чистотой городов, рек, продуктов, воды и мн. др.

К функциям полиции относилась также борьба с пожарами, грабителями и бродягами, тайными собраниями и другими нарушителями спокойствия. Она также регулировала правила торговли и содержание трактиров. Кроме того, в обязанности полиции входил контроль за налогообложением, планировкой городов и организацией всевозможных праздников.

Полицейские органы

Начиналась губернская реформа Екатерины 2. Год 1775 предусматривал создание целого ряда специальных полицейских органов. Но проект «Устава о благочинии» был завершен только через 6 лет. В следующем году его опубликовали. Он состоял из 14 глав и 274 статей. Этот устав определял структуру органов полиции, их систему, главные аспекты деятельности, а также перечень деяний, которые подлежали наказанию.

Правоохранительным органом города становилась управа благочиния. В число его сотрудников входили ратманы-советники, приставы, занимающиеся как уголовными, так и гражданскими делами, городничий (или обер-комендант) и полицмейстер.

Для удобства все города были поделены на кварталы и части (раздел происходил по количеству зданий). Начальником полицейского управления в части был пристав, а в квартале - надзиратель. Все чины входили в «Табель о рангах». Руководили полицейскими органами губернские власти. Именно они решали все вопросы, касающиеся смещения или назначения должностей. Полицию в столицах контролировал исключительно Сенат.

Правонарушения

В «Уставе благочиния» был перечислен целый ряд преступлений и санкций, которыми должна была ведать полиция. Вот некоторые из них:

● деяния, связанные с несоблюдением законов и решений полицейских органов;

● деятельность, направленная против проведения богослужений и православной веры в целом;

● взяточничество;

● деяния, нарушающие общественный порядок;

● действия, которые идут вразрез с нормами благочиния, как то: азартные игры, запрещенные представления, пьянство, брань, застройка без разрешения, неблаговидное поведение;

● преступная деятельность, направленная против существующего правопорядка, имущества, личности и др.

Полицейские органы имели право применять к нарушителям санкции лишь за некоторые провинности, например, за незаконное ношение оружия, похищение имущества, выступление против православия, нарушение правил таможни и т. д. Но чаще всего полиция занималась предварительными расследованиями и последующей передачей собранного материала в суды. Единственное, с чем она не работала, так это с политическими преступлениями. Для этой цели существовали иные органы.

Губернская реформа Екатерины 2 способствовала разделению исполнительных и судебных органов власти. Все сословия, не считая крепостных, стали принимать более активное участие в управлении на местах. Также для каждого из них был создан свой суд. Кроме того, губернская реформа положила конец функционированию практически всех коллегий. Исключением стали только самые важные - Иностранная, Адмиралтейская и Военная. Обязанности ликвидированных коллегий перешли к губернским органам.