Государственные реформы центрального управления ивана 4. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

Во время правления Ивана IV Васильевича (1533–1584) завершаются мероприятия, которые были направлены на создание централизованного Российского государства.

В 1547 г. великий князь Иван принимает царский титул, что, по мнению митрополита Макария, должно было его приравнять к императорам Древнего Рима и Византии.

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых; 2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

Реформы дали возможность приступить к решению важных внешнеполитических задач.

Главными направлениями внешней политики России при Иване Грозном были:

1) восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханства, начало освоения Сибири);

2) западное (борьба за выход к Балтийскому морю, война с Ливонским орденом).

Действия русских в восточном направлении были достаточно успешными для России. В 1552 г. было покорено Казанское, а в 1557 г. Астраханское ханства, к Российскому государству присоединены также: Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. С 1581 г. шло завоевание Сибири.

Труднее решались задачи внешней политики на западном направлении. Россия стремилась к расширению своих земель на том направлении, где находилась Ливония. Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю, что расширило бы связи страны с Европой. Пытаясь разрешить эту проблему, Иван IV начал в 1558 г. изнурительную для нашей страны Ливонскую войну, которая длилась 25 лет. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск, были взяты Нарва и Юрьев, исход ее был печален для России. В 1560 г. войска Ливонского ордена были полностью разбиты и он перестал существовать, после чего в войну включились Литва, Швеция и Дания, что и повлияло на исход войны. В1564 г. русская армия начала терпеть неудачи.

ОПРИЧНИНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Ливонская война имела затяжной характер, что значительно осложнило внутриполитическую обстановку в России. В среде бояр и дворян стало расти недовольство политикой Ивана IV, продолжением войны. К ним присоединились и некоторые люди из ближайшего окружения царя. В1564 г. на сторону противников России – поляков перебежал князь А. Курбский, до этого командовавший русскими войсками. Измена князя еще больше усугубила неудачи России в Ливонской войне. В этих условиях Иван IV принимает решение на введение в 1565 г. опричнины.

Царь понимал острую необходимость в укреплении сильной самодержавной власти. При этом многие бояре имели крупные вотчины, сохраняли экономическую независимость и тем самым представляли угрозу неограниченной власти царя. Иван Грозный тяготился относительной самостоятельностью удельных князей, в числе которых были его дяди: Юрий Иванович, Андрей Иванович, а также князья Воротынские, Бельские, Мстиславские и др.

Иван Грозный оставляет трон и покидает Москву. В1564 г. он со своей семьей под охраной выезжает из Москвы в Александровскую слободу. Иван IV не сомневался в том, что его позовут вернуться на трон, так как в России очень сильна была вера народа в царя.

И действительно, это произошло. Но царь, соглашаясь вернуться на трон, в Москву, продиктовал свои условия: право на неограниченную самодержавную власть и введение опричнины.

Россия во времена опричнины: 1)страна была поделена на две части. В опричнину, подвластную царю, вошли земли, находившиеся в центральных и наиболее богатых районах страны. В опричнине сложилась собственная система органов управления государством;

2) в земщине – на остальной территории – сохранялись старые порядки с той же Боярской думой, приказами;

3) было создано специальное опричное войско, превратившееся в полицейскую силу государства. Всех недовольных опричниной они жестоко пытали и казнили.

Цели опричнины

Иван Грозный введением опричнины преследовал цель уничтожить сепаратизм феодальной знати. Он осуществлял опричную политику, не останавливаясь ни перед какими мерами.

В 1572 г. царь отменил опричнину. Опричные и земские территории были вновь объединены.

К чему привела опричная политика, ее последствия для социально-экономического развития государства:

1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;

2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде;

3) опричная политика привела к еще большему ухудшению положения России в Ливонской войне.

В 1569 г. Польша и Литва, объединившись в одно государство, Речь Посполитую, направили свои войска на Россию. Швеция так же успешно вела военные действия против России.

Россия потерпела поражение в войне, потеряла крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван-город. За ней сохранился только участок балтийского берега с устьем Невы.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

Русская литература XVI в.

Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

Летописный жанр

В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

Публицистика

XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского. Последний после своего бегства в Литву в 1564 г. вел достаточно интересную полемическую переписку с Иваном IV. Интересными были и письма царя. Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных.

В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан «Домострой» – свод житейских правил и советов по ведению дома, домашнего хозяйства.

Книгопечатание

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

Архитектура

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).

В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань.

ПРАВЛЕНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТРАНЕ. БОРИС ГОДУНОВ

В 1584 г. умер Иван Грозный. Наследником престола стал его сын Федор, болезненный и суеверный человек. Его советниками были князья И.П. Шуйский, И.Ф. Мстиславский, бояре Н.Р. Юрьев, Б.Ф. Годунов. Ближе всего к царю оказался Б. Годунов, властный, но очень осторожный и умный политик, который был родным братом его жены – Ирины.

В период правления Федора Иоанновича:

1) был завершен процесс окончательного закрепощения крестьян. Были введены заповедные лета, которые запрещали крестьянам переходить от одного помещика к другому. В 1597 г. правительство издало Указ о сыске беглых крестьян , согласно которому бежавшие от своих хозяев крестьяне должны были быть возвращены на прежнее местожительство;

2) в годы правления Федора Иоанновича велась успешная внешняя политика. Укрепилась безопасность южных рубежей, проведен пересмотр итогов Ливонской войны.

Царь Федор Иоаннович умер в 1598 г., не оставив после себя наследника.

Созванный в Москве Земский собор избрал царем Бориса Годунова.

Правление Бориса Годунова продолжило продво-рянский курс Ивана Грозного, но менее жестокими способами. Происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Удалось наладить мирные отношения с Польшей. В результате успешно проведенной войны со Швецией России был возвращен ряд городов, что укрепило позиции России на Балтике.

Активизировались дипломатические отношения России с Англией, Францией, Германией, Данией. В 1589 г. в Москве учреждено патриаршество.

Государство при Иване IV
Иван IV Грозный вступил на престол трехлетним мальчиком (1533). Семнадцатилетним юношей (1547), впервые в русской истории венчавшись на царство, он начал править самостоятельно. В июне того же года грандиозный пожар спалил едва ли не всю Москву; восставшие горожане явились к царю в село Воробьеве с требованием покарать виновных. «Страх вошел в душу мою и трепет в кости мои», - писал позднее Иван. Между тем от царя многого ждали: годы его малолетства, особенно после смерти матери, Елены Глинской, прошли в тяжкой атмосфере вражды боярских группировок, заговорен и тайных убийств. Жизнь поставила перед ним сложные задачи. Процесс создания единого Российского государства в основном завершился. Необходимо было его централизовать - создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами страны. Предстояло осуществить важные внешнеполитические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности южных, восточных и западных рубежей России.

Первый период царствования Ивана IV - до конца 50-х гг. - прошел под знаком деятельности Избранной рады, кружка ближайших советников и единомышленников царя: костромского помещика А. Адашева, князя А. Курбского, митрополита Макария, протопопа Сильвестра, дьяка И. Висковатого и др. Направление преобразований определялось стремлением к централизации, а их дух - созывом в 1549 г. первого в русской истории органа представительства различных социальных слоев (боярства, духовенства, дворянства, служилых людей и др.) - Земского собора. Собор 1549 г. историки называют «собором примирения»: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды. До конца 50-х гг. были осуществлены следующие реформы: принят новый Судебник (1550), призванный стать основой единой правовой системы в стране; отменены кормления (порядок, при котором бояре-наместники жили за счет средств, собираемых в их пользу с подвластных территорий); обрела стройность система государственного управления через приказы - центральные органы исполнительной власти (Разрядный, Посольский, Стрелецкий, Челобитный и др.); было ограничено местничество (принцип занятия должностей по знатности происхождения); создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием; принято «Уложение о службе», укрепившее поместную дворянскую армию; изменен порядок налогообложения - установлена единица налогообложения («соха») и размер взимаемых с нее повинностей («тягло»), В 1551 г. церковный собор принял «Стоглав» - документ, регулировавший деятельность церкви и направленный на унификацию (установление единства) обрядов. Успех реформаторских усилий подкрепили внешнеполитические удачи. В 1552 г. было завоевано Казанское, а в 1556 г. - Астраханское ханство. В конце 50-х гг. признала свою зависимость Ногайская Орда. Существенный территориальный рост (почти в два раза), безопасность восточных границ, предпосылки для дальнейшего продвижения в Приуралье и Сибирь были важными достижениями Ивана IV и Избранной рады.

С конца 50-х гг., однако, отношение царя к планам своих советников и к ним лично изменилось. В 1560 г. охлаждение обрело форму вражды. О причинах можно только догадываться. Иван IV мечтал об истинном «самодержавстве», влияние и авторитет сподвижников, имевших и к тому же отстаивавших собственное мнение, его раздражали. Разногласия по вопросу о Ливонской войне стали последней каплей, переполнившей чашу: в 1558 г. была объявлена война Ливонскому ордену, владевшему прибалтийскими землями. Вначале все шло успешно, Орден распался, но его земли достались Литве, Польше и Швеции, с которыми России пришлось воевать до 1583 г. К середине 60-х гг. трудности начавшейся войны выявились со всей очевидностью, военная ситуация складывалась не в пользу России.
В 1565 г. Иван Грозный выехал из Москвы в Александровскую слободу, потребовал казни изменников и объявил об учреждении особого удела - опричнины (от слова «опричь» - вне, кроме). Так началась новая эпоха в истории его царствования - кровавая и жестокая. Страну разделили на опричнину и земщину, с собственными Боярскими думами, столицами, войском. Власть, притом бесконтрольная, осталась при этом в руках Ивана Грозного. Важная черта опричнины - террор, обрушившийся и на древние боярские роды (князь Владимир Старицкий), и на духовенство (митрополит Филипп, архимандрит Герман), и на дворян, и на города (погром в Новгороде зимой 1569-1570 гг., террор в Москве летом 1570 г.). Летом 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву: опричное войско, которое безумствовало в грабежах и разбое, проявило полную военную несостоятельность. На следующий год Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил употреблять это слово впредь.

О причинах опричнины историки давно и ожесточенно спорят. Одни склонны видеть в ней воплощение бредовых фантазий душевнобольного царя, другие, укоряя Ивана IV за употребление неверных средств, высоко оценивают опричнину как форму борьбы с боярами, выступавшими против централизации, третьи восторгаются и средствами, и целями опричного террора. Скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. «А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить», - писал он князю Курбскому, под холопами подразумевая подданных.

Последствия опричнины трагичны. Ливонская война, несмотря на отчаянные усилия царя, мужество воинов (например, во время обороны Пскова в 1581 г.), завершилась потерей всех завоеваний в Ливонии и Белоруссии (Ям-Запольское перемирие с Польшей 1582 г. и Плюсский мир со Швецией 1583 г.). Опричнина ослабила военную мощь России. Была разорена экономика страны, для удержания бежавших от насилия и невыносимых налогов крестьян были приняты законы о заповедных летах, отменявшие правило Юрьева дня и запрещавшие крестьянам менять своих хозяев. Смуту начала XVII в. считают отдаленным, но прямым следствием опричнины.

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Кафедра

Группа: « Государственное и муниципальное управление »

ФакультетаГосударственное управление

КУРСОВАЯ РАБОТА

« ИВАН ГРОЗНЫЙ И ЕГО РЕФОРМЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВОМ »

Слушатель: Иванов С.Г.

Преподаватель: Аюпов Р.С.

Уфа 2002 год

ПЛАН

Введение

1. Царь Иван Грозный

2. Реформы по управлению государством

2.1 Земская реформа

2.2 Численность боярской думы

2.3 Испомещение «Избранной тысячи»

2.4 Дворцы и княжеская казна заменены приказами

2.5 Составлена «Дворцовая тетрадь»

2.6 Реформа местного управления

2.7 Принят новый «Судебник»

2.8 Военная реформа

Заключение

Введение.

В начале ХVI в. в Восточной Европе возникло огромное Российское государство, объединившее русские земли на территории 2800 тысяч кв. километров, с населением около 9 миллионов человек. Объединение русских земель завершилось в период правления великого князя Василия III Иоановича, который княжил в Москве с 1505 по 1533г.г. Василий III продолжал политику отца, конечной целью которой было присоединение к Москве всех западнорусских областей, подчинение мелких пограничных князей, признания со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя - «Государь всея Руси». Успехи собирательной деятельности существенно видоизменили его политическую роль, превратив в представителя национальных интересов великорусской народности. Объединение России поставило московского князя лицом к лицу с враждебными соседями России - татарами и Литвой, и сделало из него вождя национальной самообороны. Был он, судя по рассказам современников, нрава сурового и крутого. Скончался Василий III от злокачественного нарыва в декабре 1533 года.

1. Царь Иван Грозный

В 1533 году, перед смертью, Василий III, завещал московский престол трёхлетнему сыну Ивану. Государством стала управлять мать Ивана княгиня Елена с братьями князьями Глинскими. Воспользовавшись малолетством государя, различные группы бояр начали борьбу за престол. Рос он беспризорным, в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия власть. Детство в его памяти осталось как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

В 1543 г. 13-летний Иоанн восстал на бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского. Власть перешла к Глинским, родственникам Иоанна, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иоанне. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иоанн с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые уроки самодержавия. Направляя мысль, они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. В дворцовой и митрополичьей библиотеке Иоанн книгу не прочитывал, а из книги вычитывал все, что могло обосновать его власть и величие прирожденного сана в противовес личному бессилию перед захватом власти боярами. Ему легко и обильно давались цитаты, не всегда точные, которыми он пестрил свои писания; за ним репутация начитаннейшего человека XVI столетия и богатейшей памяти. Только под знаком переутонченной и извращенной эгоцентричности, с детства питавшейся в нем условиями среды и обстановки, можно не удивляться, вопреки современнику, "чудному разумению" Иоанна. Резкие переходы от распоясанного будня к позирующему торжеству в детстве потом дали себя знать в страсти к драматическому эффекту, к искусственному углублению данного переживания. Обладая небольшой, но неистощимой энергией воображения, при досуге и уединенности душевной жизни Иоанн любил писать, его влекло к образу. Получив московскую власть, плохо организованную, как и сам, Иоанн перешел к воплощению образов в действительность. Идеи богоустановленности и неограниченности самодержавной власти, которой вольно казнить и миловать своих холопов - подданных и надлежит самой все "строить", были накрепко усвоены Иоанном, преследовали его, стоило лишь ему взяться за перо, и осуществлялись им позднее с безудержной ненавистью ко всему, что пыталось поставить его в зависимость от права, обычая или влияния окружающей среды. Ряд столкновений с последней на почве личного понимания власти и ее применения создал в воображении Иоанн образ царя, непризнанного и гонимого в своей стране, тщетно ищущего себе пристанища, образ, который Иоанн во вторую половину царствования настолько любил, что искренно верил в его реальность. С 1547 г. меняются условия жизни Иоанна и правительственная среда, руководителем которой становится на время митрополит Макарий, сторонник идеи национального величия Москвы и теории "Москвы - третьего Рима". В 1547 и 1549 годах созываются церковные соборы, на которых канонизируют всех тех местных угодников, о которых удалось собрать сведения и жития которых были включены в "Великие Минеи-Четьи", редактированные Макарием. В 1547 же году, 16 января, Иоанн принимает торжественное венчание на царство, которое было шагом к осуществлению теории третьего Рима (в 1561 г. царский титул утвержден грамотой константинопольского патриарха). 3 февраля Иоанн женится на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой из старого боярского рода, к которой сохранил сильную привязанность до самой ее смерти.

2. Реформы по управлению государством

Правление Елены Глинской за сына, после её смерти сменилось 10-летней смутой. Нестабильность подготовила крупный бунт населения Москвы в 1547, причиной которого послужил грандиозный пожар, когда за 6 часов выгорели Кремль, большая часть посада, в огне сгорели 25 тысяч дворов. Четыре тысячи людей погибли, другие остались без крова. Москвичи начали стихийное восстание против Глинских, обвинённых в пожаре, убили в Успенском соборе князя Глинского Ю.В., некоторых бояр. После проведения вечевого собрания горожане двинулись в Воробьёво, где укрылся царь, и предъявили требования о выдаче других мнимых виновников пожара. В ходе этого бунта, подавленного правительством, дома многих бояр были разграблены. Волнения начались и в других городах - в Пскове, Устюге.

Засилье боярской аристократии, отсталость России от Европы вызвали к жизни реформы Ивана IV. В борьбе против бояр царя поддержали дворяне. О подготовке реформ Иван IV объявил в декларации, сделанной им в 1549 на Красной площади в Москве. Он попросил у народа прощения, бояр называл причинами всех казней и бедствий и обещал, что отныне всё будет иначе. Этот собор иногда называют "Собором примирения". Идеологом дворянства и реформ выступил талантливый публицист Пересветов Иван Семёнович (ему принадлежит фраза: Государство без грозы, что конь без узды, - так он заканчивал свои челобитные царю). Инструментом реформ стал совещательный орган при царе - Избранная рада.

Реформы Ивана IV:

2.1 Земская реформа - начат созыв Земских соборов

Возникшие в XVI веке земские соборы. Они представили собой совмещение в одном учреждении тех двух начал, которые действовали раздельно в центральном и областном управлении: начала приказной бюрократической службы, представленного на соборах личным составом центральных государственных учреждений, и начала натуральной общественной повинности, на котором было построено областное управление и которое было положено в основу соборного представительства служилого и торгово-промышленного класса.

Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносшного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

2.2 Численность Боярской думы увеличена в 3 раза.

Это было сделано для того, чтобы ослабить боярскую аристократию, тормозившую принятие необходимых для государства решений

2.3 Испомещение "избранной тысячи".

В 1550 было принято решение "испоместить" в Московском уезде "избранную тысячу лутчших слуг" из провинциальных дворян и бояр, обязанных быть всегда наготове. Был составлен список, в который вошли представители знатнейших родов и верхи Государева двора. Эта реформа до конца не была доведена. Возможно, "избранная тысяча" послужила прототипом опричного войска.

Центральным вопросом внутренней политики 50-ых годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-ых годов определился вполне уже в первом крупном мероприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение приговором 3 октября 1550 года знаменитой “1000” детей боярских вокруг Москвы.

Приговор устанавливал: “учинить... помещиков, детей боярских - лутчих слуг 1000 человек” путем раздачи им поместий в местностях вокруг Москвы “верст за 60 и 70” - “в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в Рузе, да в Звенигороде, да в Числяках, и в Ординцах, и в перевесных деревнях, и в тетеревинчих, и в оброчных деревнях”. Размеры подмосковных поместий детям боярским определялись в 200, 150 и 100 четвертей в зависимости от того, к какой из трех статей (на которые была разбита “1000”) относится данный сын боярский. При этом делалась оговорка: “А за которыми бояры или за детьми боярскими вотчины в Московском уезде или в-ыном городе, которые блиско Москвы верст за 50 или за 60, и тем поместья не давати”. Приговор далее устанавливал порядок пополнения “1000” в случае смерти кого-либо из входивших в нее лиц: “А который по грехам ис той тысячи вымрет, а сын его не пригодитца к той службе, ино в того место прибрать иного”.

В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так называемая Тысячная книга, представляющая собой своего рода раздаточную десятню и включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав “тысячи”, так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании приговора от 3 октября 1550 года поместья в Московском уезде. Тысячная книга - основной источник для понимания и оценки приговора от 3 октября 1550 года. Рассмотрение этого приговора приходится начинать с выяснения вопроса о том, был ли реализован приговор об испомещении “тысячи” детей боярских или же он представлял собой лишь неосуществившийся проект.

Если принять, что в писцовых книгах до нас дошли данные о 20% общего числа тысячников, получивших поместья в Московском уезде, число их составляло бы около 350 человек. Если учесть, что по приговору от 3 октября 1550 года поместья тысячникам должны были быть даны, помимо Московского уезда, также в Дмитровском, Рузском, Звенигородском, Верейском и в Коломенском уезде, то можно прийти к выводу, что цифра тысячников, содержащаяся в московских писцовых книгах, может служить веским аргументом в пользу того, что приговор от 3 октября 1550 года вовсе не является неосуществленным проектом реформы, а представляет собой законодательное выражение политики, проводившейся в жизнь.

Значение данных о тысячниках, содержащихся в писцовых книгах Московского уезда, не исчерпывается тем, что они дают возможность составить представление о числе тысячников, получивших поместья в Московском уезде. Показательно также то, что поместья тысячников, по-видимому, охватывали более или менее равномерно все районы Московского уезда. Из 13 станов, описанных в книгах 70-80 годов, поместья тысячников встречаются в 10 станах. Это подтверждает вывод о том, что раздача земель тысячникам проводилась в широких масштабах и во всем Московском уезде.

Еще существеннее те данные, которые содержатся в московских писцовых книгах по вопросу о социальном составе и территориальной принадлежности тысячников, испомещенных в Московском уезде. В составе 72 человек, записанных в писцовых книгах Московского уезда, имеются: 2 боярина, 2 окольничих, 1 оружейничий, 2 князя Стародубских 2-й статьи, 2 князя Стародубских 3-й статьи, 4 князя Ярославских 3-й статьи, 1 сын боярский 1-й статьи, 6 детей боярских 2-й статьи, наконец, 52 детей боярских 3-й статьи. Таким образом, в московских писцовых книгах оказываются представленными почти все основные рубрики, на которые разделены тысячники в Тысячной книге. Широте социальной и соответствует широта территориального охвата помещиков-тысячников данными писцовых книг Московского уезда. Из общего количества 47 городов, представители которых включены в текст Тысячной книги, в писцовых книгах Московского уезда имеются тысячники из 20 городов.

Наконец, необходимо отметить, что данные о тысячниках в московских писцовых книгах показательны еще в одном отношении. В подавляющем большинстве случаев размеры поместий тысячников составляют 100 четвертей земли, то есть точно соответствуют размерам поместий для детей боярских 3-й статьи, установленным приговором 3 октября 1550 года.

Испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей земли (в одном поле) пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов.

2.4 Дворцы и княжеская казна окончательно заменены приказами.

2.5 В 1552 была составлена Дворцовая тетрадь -

полный список членов Государева двора (около 4 тыс. человек). Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. Просто дети боярские составляли нижний слой служилых людей. В Дворовой тетради дворяне записывались по тем уездам ("городам"), где они владели землёй; из их числа выходили воеводы и головы, дипломаты и администраторы.

Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставила правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян- военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. 1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVI в. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. 2 Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели к-л. массовых земельных пожалований.

2.6 Реформа местного управления. Сокращено местничество.

Отменена власть наместников, а их сведены только к надзору за деятельностью органов самоуправления. Повсеместно происходило создание выборных губных (дворяне) и земских (черносошные крестьяне) изб, кот которые ведали сбором податей и исполнением повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам. Во главе изб стояли губные и земские старосты. Прекращены кормления. Вместо прежнего "кормленичного дохода", необходимо было платить "кормленичный откуп". Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти в форме сословно-представительной власти.

2.7 Принят новый "Судебник".

Он был основан на Судебнике 1497, но расширен, лучше систематизирован, в нём учтена судебная практика.

Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:

1 Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона

2 Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.

Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - “приговор” - осуществляется для различных законов по-разному:

1. Приговором одного царя.

2. Приговором царя с боярами.

3. Устным приказом царя (“государевым словом”).

Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в “приговорах” об издании законов. Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.

Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.

2.8 Военная реформа (стрелецкое войско и казачество).

Дворяне и дети боярские проходили "службу по отечеству". В 1550 созданные ещё при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско (стрельцы назывались "служилые люди по прибору"). В "службу по прибору" мог поступить любой свободный человек, но она не являлась наследственной. К "приборным" относились так же казаки, пушкари, воротники, казённые кузнецы и т.д. Они несли службу по городам, где собирались особыми слободами, и по границам государства. Во время войны войско пополнялось людьми, которых приводили с собой землевладельцы ("боярские люди") и теми, которых выставляли тяглые дворы городов и деревни ("сборные люди", "посошные люди"). Кроме того, в войске служили 2,5 тыс. иностранцев. В 1556 принято "Уложение о службе" - военная служба дворян переходила по наследству и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. В 1571 Воротынский М.И. составил первый военный устав, посвящённый организации сторожевой и станичной службы.

Заключение

Рассматриваемый мною, исторический период преобразований в жизни России во времена правления царя Ивана Грозного 1547-1584 гг, имел важное значение для укрепления центральной власти в государстве, успехов внутренней политики и внешнеполитических побед. Иван ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в его работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. В царствование Ивана IV осуществляется широкая систематическая государственная реформа. Эти преобразования стоят в тесной связи с внешними отношениями Московской России, её укрепления и расширения как Российского государства. Реформы 50-х годов XVI века Ивана Грозного сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.

Реформа центрального управления. Приказы

В царствование Ивана Васильевича окончательно оформляется приказная система. Приказы принимают значение отраслевых министерств. Прежде многие из них носили характер дворцовых ведомств, на что указывали их названия - приказ Ловчий (1509), Казённый (1512), Большого дворца (1534).

При царе Иване IV появляются следующие приказы: финансовый приказ Большого прихода (1554), Земский (1564), Печатный (1553), Полоняничный (начало 1550-х), Посольский (1549), Разрядный, Стрелецкий (1571), Холопий (1550-е), Челобитный (1550-е), Ямской (1550).

Военные реформы Ивана IV привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, а также Поместного приказа, который занимался обеспечением служилых людей землёй. К 1550-м относится появление Стрелецкого приказа, ведавшего регулярными подразделениями русской армии - стрелецким войском.

Упорядочивание системы «ямской гоньбы» привело к возникновению Ямского приказа - государственной службы связи.

Введение местных губных учреждений, занимавшихся сыском и наказанием уголовных преступников, вызвало организацию Разбойного приказа.

Расширение международных связей Московского государства способствовало созданию Посольского приказа.

Следствием «собирания земель» явилось учреждение, преимущественно в 1560-х, административно-финансовых и судебных приказов территориального характера. К ним относились приказы Костромской четверти, Новгородской четверти, Устюжской четверти, приказа Казанского дворца.

Несмотря на возникновение системы центрального управления, количество профессиональных бюрократов в московском государстве было ничтожным, не сравнимым ни с современными ей западно-европейскими странами, ни с Россией петербургского периода.

Столь любимые либеральными критиками ситуации, когда государственные чиновники больше работают на себя, чем на государство, были невозможны в эпоху Ивана Грозного. Казнокрадство, мздоимство, действия в интересах знати или своего кармана каралось быстро и однозначно - смертью.

Феодалов, вроде Курбского, бесило, что чиновников царь «избирает их не от шляхетского роду, ни от благородства, но паче от поповичей или от простого всенародства, а от ненавидячи творит вельмож своих».

Недовольный новыми порядками боярин Т. Тетерин писал боярину М. Я. Морозову: «Есть у великого князя новые верники-дьки… у которых отцы вашим отцам в холопстве не пригожалися, а ныне не только землею владеют, но и вашими головами торгуют».

Пропагандист Гваньини, работавший на польского короля, с возмущением замечает: «Простолюдинов он делает, большей частью по собственной воле (в чем ему никто не прекословит), дворянами, воеводами и чиновниками».

Что ж, дьяки (чиновники) в самом деле происходили из грамотных простых людей, преимущественно «поповского рода». Их квалификация была на голову выше чем у знатных персон, поэтому их действительно включали в состав правительства, где они становились «думными дьками», назначали комендантами крепостей и командирами гарнизонов.

Михалон Литвин с восхищением писал о порядках, установленных в Московии: «Москвитяне соблюдают равенство между своими и не дают одному много должностей. Управление одной крепостью на год или, много, на два поручают двум начальникам вместе и двум нотариям (подъячим). От этого придворные ревностнее служат своему князю и начальники лучше обращаются с подчиненными, зная, что они должны отдать отчет и подвергнуться суду, ибо осужденный за взятки бывает принужден драться на поединке с обиженным».

В течение 1550-х, благодаря новой системе управления, была проведена перепись и установлены справедливые налоги, которые должны были платить также бояре и монастыри.

Если ранее податные единицы - соха, выть, обжа - назначались произвольно и были свои в каждой области, то теперь вводились стандартные сохи. Они зависели от качества земли («хорошей», «средней», «худой»), каждой присваивался номер. Со всех одинаковых сох платились одинаковые подати.

Общая сумма государственных податей составляла для крестьянского двора около девяти процентов дохода.

Из книги Пётр Первый - проклятый император автора Буровский Андрей Михайлович

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

автора Щепетев Василий Иванович

Реформа местного управления Губернское правление. В начале своего царствования Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так, указом от 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении наряду с

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа центрального управления Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н. И. Панин (1718–1783) представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

автора

Судьба центрального управления по смерти Петра I Комиссия не выработала проекта нового уложения, но депутатские наказы и прения обнаружили нужды и стремления различных классов населения. С этой точки зрения ценила Комиссию и сама Екатерина; она писала, что «Комиссия

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Устройство центрального управления по плану Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Сосредоточение центрального управления Централизация, хотя в меньшей степени, коснулась и центрального управления, где она была даже нужнее, чем в областном. Говоря о московских приказах XVI в., я уже имел случай заметить, что они и в XVII в. строились по-прежнему (лекция XXXVIII).

Из книги В тени Великого Петра автора Богданов Андрей Петрович

Реформа местного управления Кому-то может показаться, что Федор просто плыл по течению, принимая логичные решения, соответствующие интересам большинства в своем окружении. На самом деле он, пусть не всегда удачно, пытался переломить ход событий, диктовавшийся

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других

Из книги «Вдовствующее царство» [Политический кризис в России 30–40-х годов XVI века] автора Кром Михаил Маркович

1. Жалованные и указные грамоты как источник по истории центрального управления 30–40-х гг. XVI в. (историографические заметки) Хотя актовый материал неоднократно привлекался исследователями при рассмотрении тех или иных аспектов внутренней политики 30–40-х гг. XVI в.,

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№2п Справка Управления делами НКВМ по истории организации центрального аппарата военного управления в 1917-1928 гг. 28 июня 1928 г.Краткая историческая справка об организации центрального военного управления РККА (1917-1928)*Схема №1**. В июне 1917 г. постановлением Всероссийской

автора Красильников Рэм Сергеевич

Схема Центрального разведывательного управления

Из книги Призраки с улицы Чайковского автора Красильников Рэм Сергеевич

РУКОВОДИТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США (В скобках указаны годы работы на посту директора ЦРУ). Ричард ХЕЛМС (1966-1973) Джеймс ШЛЕССИНДЖЕР(1973) Уильям КОЛБИ (1973-1976) Джордж БУШ (1976-1977) Уильям КЕЙСИ (1981-1987) Роберт ГЕЙТС (1991-1993) Джон ДЕЙЧ (1995-1997) Стэнсфилд

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№48 Предложение начальника Управления РККА В.Н. Левичева по пересмотру структуры центрального аппарата 25 августа 1924 г.**Общеармейское управление соответственно двум основным задачам Наркомвоенмора: подготовка страны и населения к войне и руководство прохождением

В январе 1547 года, в Успенском соборе Кремля, был торжественно венчан на царство Иван IV как «царь и великий князь всея Руси».

Царь понимал, что местное самоуправление не менее других субъектов государственной жизни нуждалось в реформах.

Новый этап в развитии местного самоуправления связан с периодом становления и развития Русского централизованного государства в XVI веке.

Русское государство представляло собой в это время объединение земель без жесткой вертикальной системы соподчинения (центр - периферия), а местные органы власти имели достаточно высокую степень автономии. Важное значение имело взаимодействие верховной власти и сословий (служилых и тяглых) посредством сословно-представительных учреждений - Земских соборов, или как их еще называли - «Советов всея земли».

В течение XVI в. происходило дальнейшее отделение городского общества от сельского, формировались особые разряды городского населения, отличавшиеся по функциям и со своими правами: приказные, посадские, ратные люди. Города стали превращаться в центры ремесла и торговли, а их население в целом поддерживало претензии Ивана IV на ограничение прав крупных землевладельцев.

Социально-экономическое развитие Московской Руси непосредственным образом сказалось и на развитии местного самоуправления. В международной практике того времени складывались два способа управления территориями:

  • 1. децентрализаторский, когда важную роль играют местное управление и самоуправление, представители которого выбираются населением
  • 2. централизаторский, когда сверху донизу - государственная власть, всячески ограничивала местное управление и самоуправление.

Россия, начиная с Ивана Грозного, пошла вторым путем: вместо старого патриархального управления, рассчитанного на небольшие владения, самодержцы стали создавать совершенно новый, разветвленный абсолютистский аппарат власти, охватывающий и пронизывающий все государство. Постепенно центральная власть стала подминать под себя и сокрушать старинные вольности городов и других территориальных образований.

Именно с этого периода еще более углубилась пропасть, возникшая в XIV в. и еще дальше разошлись пути развития европейских и русских городов.

В XVI в. стала формироваться и такая ключевая административно-территориальная единица, как уезд. Именно с историей развития уездной формы территориальной организации общества неразрывно связана вся история российского местного самоуправления.

Уезд изначально формировался из пригородов или воссоединяемых с Российским государством земель по мере освобождения их от монголо-татарского ига. Отсюда шло и неравенство уездов и различие в их наименовании - «уезд», «земля», «царство». Постепенно из уезда вычленялись другие административно-территориальные единицы - волости, а также особые единицы - станы, погосты, трети, четверти. К концу XVI в. уезд по своей значимости превосходит как более крупные единицы - земли, так и более мелкие - волости.

Волость же в это время сохраняется как основная хозяйственная единица, особенно на Севере, где большинство населения составляли свободные, черносошные крестьяне. Необходимо отметить, что на протяжении столетий все функциональное многообразие российской общины было подчинено главной цели - коллективному выживанию в суровых природно-климатических условиях. Поэтому исторически сложилось так, что наряду с поместьем и вотчиной, сельская община (волость) утвердилась в качестве низовой территориально-административной ячейки общества и стала частью государственного устройства, обладавшей самоуправлением и известным комплексом публично-правовых функций.

Таким образом, в период правления Ивана IV Грозного в Российском государстве сформировались основные территориальные сообщества, необходимые для устройства местного самоуправления: города, волости и уезды.

В 30-х годах XVI в. был введен институт губных старост. Губные старосты избирались на всесословных уездных съездах, но ведали не местными земскими, а общегосударственными делами по важнейшим уголовным преступлениям. На государственный характер этой должности указывает и тот факт, что правительство нередко поручало губное управление другим властям. Так, в XVII в. его исполняли как выборные люди, так и правительственные чиновники: воеводы и сыщики. Должность губных старост упразднялась и снова восстанавливалась, пока не была упразднена окончательно в 1702 г.

В середине XVI в. в местное управление был введен еще один выборный институт - земских или «излюбленных» старост и целовальников, которым передавались все финансовые и судебные дела, входившие еще в сферу деятельности наместников. В результате этих преобразований царя Ивана IV, получивших название земская реформа, институт кормленщиков был упразднен, а их полномочия переданы выборным органам, контролируемым верховной властью.

До последней четверти XVII вв. ведении земских выборных находились следующие дела:

  • 1. владение общинной землей
  • 2. записка в тягло
  • 3. раскладка и сбор податей
  • 4. отправление повинностей
  • 5. производство мирских выборов
  • 6. местная полиция.

Таким образом, общинные власти получили двоякое значение: они исполняли обязанности как внутриобщинные, так и общегосударственные. Но так как земские дела заключались, прежде всего, в сборе податей и в исполнении повинностей, то государственные функции преобладали.

Следует подчеркнуть, что структура местного самоуправления времен Ивана Грозного была крайне сложной и громоздкой. Помимо названных особенностей ее отличало то, что на одной и той же территории действовали одновременно несколько разных систем ведомственного и корпоративного управления и самоуправления: губное, церковное, дворянское, земское, налоговое - решавших, прежде всего, свои собственные задачи и зачастую мешавших друг другу.

Значительный ущерб местному самоуправлению этой эпохи нанесла опричнина, введенная в 1565 году. Это был период дезорганизации не только государственного управления, но и уничтожения самостоятельности и инициативы граждан в решении местных дел.

Однако заложенные в период правления Ивана Грозного ростки гражданской и территориальной самоорганизации народа не исчезли бесследно. Сохранившись в городских и сельских общинах, они, в период великой смуты начала XVII века, сыграли решающую роль в освобождении Русской земли от самозванцев и сохранение ею своего национально-государственного суверенитета.