Род племя у древних шотландцев. Являются ли ирландцы потомками кельтов? Что ясно наверняка — пикты предки современных шотландцев

Шотландская нация таит в себе немало секретов. К примеру, мало кто знает, что именно шотландцы, представители одной из наиболее северных европейских национальностей, долгое время вполне заслуженно считались самой высокой нацией Европы. Потерять этот титул им пришлось после Первой Мировой войны: небольшая по размеру Шотландия столь активно участвовала в военных действия, что ее потери были признаны самыми большими в соотношении количества погибших к населению страны. Не иначе как самые высокие шотландцы ушли на войну и не вернулись.
Это далеко не все сюрпризы этой нации, и, чтобы попытаться разгадать их, стоит более подробно обратить внимание на самих шотландцев: кто они такие и откуда они появились!

Этнический состав шотландцев

В шотландской нации смешано немало различных национальностей:

  • пикты, исторические жители этих территорий,
  • ирландцы, колонии которых были на территории Шотландии,
  • бритты и англы,
  • нормандцы и другие национальности.

В результате этого смешения на данный момент шотландская нация стала именно такой, какая она есть сейчас.

Горные и равнинные шотландцы

Данное разделение жителей Шотландии появилось достаточно давно, но до сих пор до конца не исчезло: даже современные граждане Шотландии подразделяются на горцев и жителей равнин. Откуда пошло и в чем заключается это различие?

  • Жители равнин — это преимущественно потомки смешения различных рас, коренным языком для многих из них является английский. Основным занятием равнинных жителей всегда было земледелие: их жилища располагались в долинах рек, на наиболее плодородных землях.
  • Горцы — имеют преимущественно кельтское происхождение, и именно в горской культуре до сих пор сохранился гаэльский язык. На данный момент все носители этого языка проживают в горных районах страны. Основными занятиями горцев были война и скотоводство.

В немалой степени у этих двух типов шотландцев различалось самоуправление, менталитет и даже отношение к соседям и законной власти на троне.

Несмотря на то, что население Шотландии не столь велико (на 2006 год чуть больше пяти миллионов), это действительно интересная и самобытная нация, со своей культурой, мировоззрением и особенностями.

Читайте также:

Несмотря на то, что площадь Шотландии на данный момент составляет приблизительно 40% от территории Великобритании, количество крупных шотландских городов достаточно незначительно. Большинство населенных пунктов, которых насчитывается по данным исследователей несколько сотен, - это небольшие отдаленные деревни, а также поселки, население которых не превышается нескольких сотен людей. Стоит отметить, что и крупные города Шотландии достаточно немногочисленны: словно следуя определенному уравнительному стандарту количество населения в них никогда не превышает 500 тысяч человек (единственным исключением из этого правила является Глазго).

Основные различия в этнической истории населения Англии и Шотландии порождены тем фактом, что римское, а позже англосаксонское завоевание слабо коснулись северной части Британии - колыбели шотландского народа. В середине I тыс. н. э. Шотландия полностью сохраняла кельтский облик. Основную часть страны занимали пикты, на юге жили группы бриттов, вытесненные из Англии англосаксами; в конце V и начале VI в. на западные берега Шотландии из Ирландии переселились кельтские племена скоттов. Их племенное название постепенно перешло на название всей страны.

Этническая принадлежность древних обитателей Шотландии пиктов, или каледонцев, как их называли римские авторы, до сих пор не выяснена. Некоторые авторы считают, что в основе их были докельтские (по-видимому, альпийские) племена, другие связывают их образование с первой волной кельтских переселенцев на Британские острова. Изучение топонимики Шотландии приводит к выводу, что пикты говорили на кельтском языке, близком к языку гэлов (гойделов).

К середине IX в., после завоевания пиктов скоттами, было создано единое королевство, распространившее свое влияние на всю остальную Шотландию. В начале XI в. в состав этого королевства вошли районы восточного побережья и равнина Лотиана, заселенные англами. Это завоевание не только установило границу между Шотландией и Англией в ее современном впде, но и определило в значительной степени дальнейший ход истории Шотландии. В частности, включение в состав Шотландии этих англосаксонских районов, более плодородных и более развитых в экономическом отношении, чем другие районы Шотландии, привело к постепенному распространению там древнеанглийского языка. Однако государственным языком по-прежнему оставался гэльский язык.

Шотландское королевство раздирали междоусобицы феодалов, укрепившихся в неприступных замках, его ослабляли набеги скандинавов, создавших себе базы на Оркнейских и Гебридских островах. Но при всем том оно сыграло первостепенную роль в формировании шотландского народа.

Нормандское завоевание не коснулось Шотландии; Вильгельм Завоеватель на первых порах удовлетворился тем, что шотландский король признал себя его вассалом. Однако косвенное влияние этого завоевания было весьма значительным. Приток на шотландские земли англосаксов, бежавших от норманнов, способствовал распространению их языка на этих землях. Английское влияние усилилось в XII в., после браков между шотландскими и английскими королевскими фамилиями; шотландский королевский двор англизировался и стал центром англосаксонской культуры в Шотландии. Проводниками этой культуры были английские феодалы, приглашаемые шотландским королем на службу. Связи с Англией ускорили развитие в Шотландии феодальной системы. Для шотландского феодального землевладения были характерны небольшие размеры собственно феодальной земли и преобладание ренты продуктами. В Шотландии по существу не было крепостного права: документы того времени не содержат сведений о том, что при продаже земли вместе с ней передавались и крестьяне. В южной, равнинной части Шотландии стали развиваться ремесла и торговля, выросли города - Эдинбург, Перт. Глазго и др.

В конце XIII в. Англия пыталась захватить Шотландию, но английские войска были разбиты, и по договору 1328 г. Англия признала ее независимость. Война за независимость очень способствовала национальному сплочению шотландцев, рассказы о ней питали с тех пор их национальную гордость и напоминали об их различиях с англичанами. Важным событием было создание парламента в конце XIII в. и особенно церковная реформа, утвердившая в Шотландии с середины XVI в. пресвитерианство. В 1560 г. парламент принял закон о признании пресвитерианской церкви государственной церковью Шотландии. Официальным языком Шотландии был язык, образовавшийся на основе языка англосаксонских переселенцев при значительном влиянии местного кельтского (гэльского) языка. Его называют иногда шотландским языком. Постепенно, с развитием экономических и культурных связей Шотландии и Англии, этот шотландский язык был низведен до роли диалекта английского языка и сохранился лишь в устной речи (главным образом в сельских местностях) и в народной поэзии.

К этому времени в южной Шотландии зародились элементы капиталистических отношений, развилось горное дело и текстильная промышленность, выросли города, усилились внутренние экономические связи и связи с Англией. Однако связи с Англией значительно ослабели в начале XVII в., когда шотландцы резко воспротивились попыткам Карла I сблизить англиканскую церковь с католической и распространить ее влияние на всю Шотландию. В 1625 г. представители шотландских дворян, священников и буржуазии составили Ковенант - акт о национальном союзе в защиту пресвитерианской веры. Шотландцы собрали сильную армию, заняли север Англии и заставили Карла I дать обещание уважать религиозные и политические свободы Шотландии. После казни Карла шотландцы признали своим королем его сына, и, хотя они не оказывали ему существенной помощи в борьбе за трон, все же шотландская армия, оккупировавшая часть Англии, представляла угрозу для завоеваний английской революции. Поэтому в 1650 г. Кромвель двинул свои войска на север и захватил значительную часть Шотландии. Это было последним столкновением английских и шотландских войск.

Новый этап в развитии отношений между Шотландией и Англией и новый этап развития шотландского народа начался после заключения в 1707 г. между Шотландией и Англией унии об их полном политическом и экономическом объединении в одно государство, получившее название «Великобритания». Среди народных масс Шотландии этот союз не был популярен, и национальный сепаратизм, поддерживаемый существованием национальной церкви и национальных законов, а нередко и происками французских агентов, еще довольно долго находил здесь благоприятную почву. Улучшение отношений между шотландцами и англичанами наступило лишь во второй половине XVIII в. в связи с укреплением экономических и культурных связей. Участились смешанные браки, постоянными стали миграции шотландцев в более развитую и более богатую Англию.

Под влиянием национального движения ирландцев среди некоторых кругов шотландцев в конце XIX и начале XX в. возникло движение за самоуправление Шотландии, однако это качинание не было поддержано широкими массами и не прошло в парламенте.

Гэлы

Под названием «гэлы» (гойделы) известна небольшая этническая группа, населяющая горные районы северной Шотландии и Гебридские острова. Эта группа представляет собой остатки кельтоязычного населения Шотландии. Гэлы этнически тесно связаны с шотландцами, хотя и сохраняют гэльский (эрский) язык, близкий к ирландскому, а также некоторые особенности культуры и быта.

В XII в. гэльские кланы, обитавшие тогда на западном берегу Шотландии и на Гебридских островах (называемых также Гаэльскими), образовали нечто вроде самостоятельного королевства, глава которого, имевший резиденцию на Гебридских островах, признавал себя вассалом то шотландских, то норвежских королей. По существу здесь начала складываться особая национальность, и только слабость экономического развития и непрерывные клановые междоусобицы помешали этому процессу развернуться в полную силу.

К XV в. различие между населением горных областей - хайлендерами, так называемыми дикими шотландцами, и населением низменной части страны - лоулендерами, так называемыми оседлыми шотландцами, выявилось уже очень отчетливо и постоянно отмечалось современниками. В отличие от шотландцев, поддерживавших сношения с Англией, гэлы западной К1от- ландии установили довольно тесные культурно-политические связи с Ирландией. Они не подчинялись ни церкви, ни шотландскому королю.

К своим южным соседям/- оседлым шотландцам-гэлы относились враждебно. Один-два раза в год они предпринимали на них набеги.

Клановая система у гэлов в XV-XVII вв. еще не обнаруживала тенденции к упадку; во всяком случае, наряду с распадом некоторых кланов возникали новые, в том числе такие могущественные, как клан Кемпбелл (5 тыс. человек) и клан Маккензи (2,5 тыс. человек).

Основу хозяйства хайлендеров составляли скотоводство и земледелие. Вожди кланов постепенно превращались в феодалов, однако процесс этот шел очень медленно; феодализм имел здесь явно «патриархальный» характер, а арендная плата за землю обычно взималась продуктами.

У гэлов еще в XVIII-XIX вв. сохранялась система землепользования, называвшаяся « run - rig ». Сущность ее заключалась в том, что члены одной общины сообща брали землю в аренду у вождя клана или его вассалов и делили ее на полосы в зависимости от ее качества и каждая семья получала свою долю в каждой полосе.

Периодически происходили переделы земли. Иногда вспашку поля проводили сообща все члены общины и лишь после этого землю делили. Пастбища и луга находились в общем пользовании.

После разложения общины земельные участки были закреплены в наследственную аренду за мелкими фермерами, так называемыми крофтерами; пастбища и луга остались в общем пользовании.

Реформация слабо коснулась горных областей; церквей здесь почти не было, и религия населения представляла собой смесь старых языческих верований с католическими, пресвитерианскими и епископальными. Кромве- левское завоевание не затронуло севера Шотландии. Многие гэльские кланы в отличие от шотландцев, оказывали активную помощь Карлу II, а затем его сыну Якову II, благосклонно относившемуся к католикам, и выступили против Вильгельма Оранского. В течение первой половины XVIII в., несмотря на унию Англии и Шотландии, значительная часть родовой аристократии гэлов поддерживала якобистов (сторонников Стюартов), однако вооруженные выступления горных кланов (последнее и особенно крупное выступление было в 1745-1746 гг.) потерпели поражение, за которым последовало разрушение клановой системы. Многие вожди кланов были изгнаны или казнены, управление клановыми землями временно перешло к особой правительственной комиссии. В 1747 г. был издан закон об отмене судебных прав вождей кланов. Ушла в прошлое их патриархальная власть. Вожди кланов превратились в лендлордов и стали сгонять с земли мелких арендаторов точно так же, как это делали английские лендлорды.

Гонению подверглась древняя кельтская культура - было запрещено носить национальную одежду, запрещена была даже шотландская волынка, причисленная к «орудиям войны».

Шотландские власти пытались искоренить и гэльский язык. Он был запрещен и в церкви и в школах, однако трудности обучения гэльских детей были настолько велики, что в 1766 г. было разрешено употребление гэльского языка наряду с английским. В 1767 г. вышло Евангелие на гэльском языке, а в начале XIX в. - Библия, но это не привело здесь, как в Уэльсе, к возрождению литературного языка. Гэльский язык сохранился лишь как разговорный.

Строительство дорог в северной Шотландии связало ее с более развитым в экономическом отношении югом - горные области впервые в истории стали единым экономическим целым с остальной Шотландией.

К началу XIX в. многие гэлы отказались от католичества и стали пресвитерианцами. Изменился и облик горцев: они расстались с традиционными маленькими щитами и мечами.

Скачок из раннефеодального общества в капиталистическое тяжело отразился на положении народных масс. Во второй половине XVIII в., после того как большие пространства земли были превращены в овцеводческие фермы, 40 тыс. хайлендеров эмигрировали в Америку; еще больше их отправилось в Глазго и новые промышленные города. В связи с этим и в быту ускорилось вытеснение гэльского языка английским, знание которого было необходимо каждому, кто шел на работу в город или хотел эмигрировать за океан. Еще в 1851 г. в Шотландии было свыше 300 тыс. человек, знавших гэльский язык, из них около 50 тыс. человек одноязычных. В настоящее время (сведения 1961 г.) гэльский язык знает около 77 тыс. человек, причем лишь 1 тыс. гэлов (на Гебридских островах) говорит только на родном языке.

Несомненно, что в недалеком будущем неотвратимый процесс дальнейшей ассимиляции гэлов окончательно сольет их с остальными шотландцами.

Карта показывает схожесть ДНК найденных останков с ДНК народов, населявших различные места Европы. Красная часть спектра означает наибольшее совпадение

Находка древнего захоронения на территории Ирландии может перечеркнуть устоявшиеся представления о происхождении современных ирландцев как потомков древних кельтов. Результаты исследования ДНК и радиоуглеродный анализ показали, что найденные остатки принадлежат предкам современных ирландцев - при том, что они жили на этой земле за 1000 лет до предполагаемого прихода кельтов.

Уже давно историки считают, что ирландцы – потомки древних племён кельтов, пришедших на остров из центра Европы. Считается, что они появились в Ирландии где-то между 1000 и 500 годами до Н.Э.

Появление слова «кельтский» в английском языке произошло в XVII веке. Живущий в Оксфорде уэльский лингвист Эдвард Ллуйд обратил внимание на сходства, присущие языкам, на которых говорят в Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Корнуолле и Бретани. Он назвал эти языки «кельтскими» - и название прижилось.

Упоминания кельтской культуры повсеместно встречаются совместно с ирландцами. Ирландский англоязычный поэт, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе Уильям Батлер Йейтс назвал свою книгу «Кельтские сумерки». Слово «кельтский» также используется для описания стиля украшений, продающихся в сувенирных лавках Ирландии. Правда, нет доказательств того, что такой дизайн был придуман этнически однородной группой людей.

Но анализ найденных скелетов генетически связал их с современными ирландцами, шотландцами и уэльсцами. При этом время их жизни на этой территории датируется годами, предшествующими предполагаемые годы заселения этой территории кельтами – а именно, 2000 лет до Н.Э. Это на 10-12 сотен лет старше, чем самые старые реликвии кельтов, найденные на территориях современных Швейцарии, Австрии и Германии.

Опровергает ли это удивительное открытие теорию о кельтском происхождении ирландцев, зависит от того, как определить кельтов. А сегодня можно привести два различных довода для опровержения теории.

Первый касается языка, поскольку для лингвистов очевидна связь между языками нескольких народов, проживающих на территории Ирландии и Великобритании. Традиционно считается, что их общий языковой предок пришёл на эту территорию вместе с кельтами во времена Железного века.

Но в последние годы появилось другое мнение – некоторые учёные считают, что т.н. кельтские языки не приходили на острова с континента, а наоборот, развились на островах и распространились на западной части Европы, в частности, на территории современных Испании и Португалии.

На эту мысль исследователей натолкнули археологические находки, сделанные в Португалии, на которых обнаружены письмена, очень похожие на кельтские – при этом находки датируются 700 годом до Н.Э. Получается, что язык, из которого вырос современный ирландский (ирландский гэльский), присутствовал в Европе ещё до начала там Железного века.

Второй довод касается находок различных археологических артефактов, указывающих, что кельтская культура не распространялась, как думали раньше, с континентальной Европы на её западное побережье и в Ирландию. Наоборот, люди, появившиеся в Ирландии, «экспортировали» свою культуру на материк, и далее на восток.

В результате, новая находка даёт пищу для размышлений как археологам и историкам, так и лингвистам, и является причиной для возможного пересмотра древней истории Европы. Но чётких и простых ответов археология всё равно не даёт.

«Людям обязательно нужно место на карте, на которое можно было бы указать и сказать: Вот, отсюда произошли ирландцы,- пишет бывший профессор археологии Дж.П. Мэллори из Университета Квинс в Белфасте, автор книги „Происхождение ирландцев“. – Но это сделать невозможно. Группы людей постоянно перемещались в разные места Европы, и перемешивались друг с другом».

Учёные полагают, что первые люди появились в Шотландии приблизительно 8 тысяч лет назад. Первые постоянные поселения датируются 6-ю тысячами лет назад. Письменная история Шотландии начинается с римского завоевания Британии, когда были оккупированы, получили статус римских провинций и стали именоваться Британией территории современной Англии и Уэльса.

Часть южной Шотландии была на недолгое время взята под непрямой контроль Рима. К северу лежали земли, свободные от римского завоевания, - Каледония, населенная пиктскими и гэльскими племенами, королевства Дал Риада на территории Аргайла. Пиктия входила в Фортриу, но история Шотландского королевства традиционно берет свой отсчет с 843 года, когда Кеннет Макальпин стал королем объединенного королевства скоттов и пиктов. В течение следующих столетий территория Шотландского королевства расширилась примерно до площади, приблизительно соответствующей площади современной Шотландии. Этот период отмечен сравнительно хорошими отношениями с уэссекскими правителями Англии, а также сильной раздробленностью, которая, однако, не мешала проведению успешной экспансионистской политики. Через некоторое время после вторжения в 945 году в Стратклайд английского короля Эдмунда I провинция была передана Малкольму I. Во время правления короля Индульфа (954-62) шотландцы заняли крепость, позднее названую Эдинбургом, - свой первый опорный пункт в Лотиане. В правление Малкольма II единство шотландских земель укрепилось. Переломным годом, возможно, был 1018, когда Малкольм II нанес Нортумбрии поражение в битве при Кареме. Завоевание Англии норманнами в 1066 послужило причиной цепи событий, из-за которых Шотландия изменила своей гаэльской культурной ориентации. Малкольм III женился на Маргарите, сестре Эдгара Этлинга, свергнутого англо-саксонского претендента на английский трон, который впоследствии получил поддержку со стороны Шотландии. Маргарита сыграла важную роль в снижении влияния кельтского христианства. Ее сын, Давид I, женившись, стал важным англо-норманнским властителем. Он способствовал введению в Шотландии феодализма и поощрял приток населения из Нидерландов в «бурги», чтобы укрепить торговые связи с континентальной Европой. К концу XIII века многие норманнские и англо-норманнские семейства получили в дар шотландские земли. После смерти королевы Маргариты, последней прямой наследницы Александра III, шотландская аристократия обратилась к королю Англии с просьбой рассудить спорящих претендентов на шотландский престол. Вместо этого Эдуард I попытался установить марионеточную монархию и взять Шотландию под полный контроль, однако шотландцы выстояли, руководимые сначала Уильямом Уоллесом и Эндрю де Мореем, поддерживавшими Иоанна I Баллиоля, а затем - Робертом Брюсом. Брюс взошел на престол как король Роберт I 25 марта 1306 года и одержал окончательную победу над англичанами в битве при Бэннокберне в 1314 году. Но после его смерти война за независимость Шотландии вспыхнула вновь (1332-1357), в которой Эдвард Баллиоль безуспешно пытался отвоевать трон у наследников Брюса при поддержке английского короля. В конечном счете, с приходом династии Стюартов в 1370-х ситуация в Шотландии стала стабилизироваться. К концу средневековья Шотландия была разделена на две культурные зоны: равнины, жители которых говорили на англо-шотландском языке, и горную Шотландию, население которой пользовалось гаэльским. Тем не менее, галовейский гаэльский диалект сохранялся возможно вплоть до XVIII века в удаленных частях юго-запада страны, входивших в графство Галлоуэй, Исторически равнинная Шотландия в культурном плане была более близка к Европе. В горной же Шотландии сформировалась одна из отличительных черт региона - шотландская клановая система. Могущественные кланы сохраняли свое влияние даже после вступления в действие «Акта об унии» в 1707 году. В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал английский престол и стал королем Англии Яковом I. За исключением периода существования Содружества, Шотландия оставалась отдельным государством, но вместе с тем имели место значительные конфликты между монархом и шотландскими пресвитерианами по поводу формы церковного управления. После Славной революции и свержения католика Якова VII Вильгельмом III и Марией II Шотландия короткое время угрожала избрать собственного монарха-протестанта, но под угрозой разрыва Англией торговых и транспортных связей шотландский парламент совместно с английским в 1707 году принял «Акт об унии». В результате объединения было образовано королевство Великобритания. В 1715 году на севере Шотландии поднялись два крупных восстания якобитов, но Ганноверская династия устояла. Якобитские претенденты на престол сохраняли популярность в горных и северо-восточных областях, особенно среди не пресвитериан. После принятия «Акта об унии», Шотландского просвещения и промышленной революции страна стала мощным европейским коммерческим, научным и индустриальным центром. После Второй мировой войны Шотландия испытала резкий спад производства, но в последние десятилетия происходит культурное и экономическое возрождение региона за счет развития сферы финансовых операций и производства электроники, а также доходов от добычи нефти и газа на шельфе Северного моря. В 1999 году были проведены выборы в Парламент Шотландии, учреждение которого было закреплено в «Шотландском акте» в 1998 году.

Шотландский клан (от гэльского clann - род, семья) - это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение от одного общего предка. Являясь изначально семьей или племенем, клан постепенно стал основной социальной и политической ячейкой Шотландского Хайленда вплоть до запрещения клановой системы в XVII в.

Шотландский клан состоял, главным образом, из двух больших групп людей - "родичей" и "пришлых".
"Родичи" - это были лица, связанные между собою кровным родством по мужской линии. К ним также причислялись все незаконнорожденные дети, признанные их отцами; усыновленные или принятые на воспитание; дети от женщины из клана и чужестранца и их потомки, а также люди, оказавшие клану какую-либо услугу, и принятые в клан члены другого (часто родственного) вымирающего клана.
К "пришлым" относились люди из разношерстного класса рабов (например, пленных) или вассалов, проживающих на территории клана, иностранцы и их потомки.
Как и в любом обществе в шотландском клане существовала своя иерархия. Деление было следующим: во главе клана стоял вождь, затем шел наследник вождя, вожди ветвей клана или родственных кланов и все остальные члены рода.

Вождь (chief)
Главой любого шотландского клана являлся вождь. В мирное время он управлял на территории клана, устанавливал законы и вершил правосудие, а во время войны он возглавлял клан. Члены же клана обязаны были следовать за ним в походах, оказывать гостеприимство и платить дань.
При его избрании вождь становился на камень, где приносил клятву нерушимо соблюдать все древние законы, обычаи и традиции клана. После этого ему вручали меч и белую трость. Бард клана рассказывал родословную вождя, перечислял подвиги его предков и желал вождю продолжать эту традицию.

Наследник вождя (tanist)
Верховная власть в принципе передавалась по наследству, т.е. на место отца должен был заступать старший сын или брат. Однако порядок перехода не так жестко зависел от права первородства, как в феодальной системе других стран Европы. В истории шотландских кланов существовали примеры низложения, отречения и выборов главы клана. Так, например, наследником Лахлана Мак-Лина стали ни два его старших сына, а их брат (причем сводный) Лахлан Ог; у Мак-Дональдов члены клана восстали и убили вождя клана Ранальд Дугала за то, что он был сумасшедшим, назначив главой его дядю Александра, а Джон Мак-Дональд из Кеппоха был свергнут за помощь людям из клана Хаттан.
Назначение главы рода происходило обычно в кругу одной и той же семьи. Избранник должен был быть самым опытным, знатным, богатым, пользоваться наибольшим расположением у остальных членов клана. Помимо этого он не должен был иметь каких-либо физических или умственных недостатков и по возрасту подходить к роли вождя.

Вожди ветвей клана (chieftains)
Очень часто у клана существовало несколько родственных ему ветвей (sept). Они образовывались от потомков (детей или внуков) или ближайших родственников (братьев, зятьев и др.) вождя и, соответственно, у каждой новой ветви появлялся свой вождь. Такие ветви не всегда носили имя главного рода, часто меняя или модифицируя его (например, Мак-Дональд - Мак-Доннелл), но признавали его верховенство. Отдельные ветви или семьи внутри клана также имели право наследственного землевладения в силу принадлежности к нему.
Во время войн или походов старшая из ветвей владела самыми почетными должностями, а при отсутствии вождя главного клана, ее глава мог возглавить весь клан.В кон. VII-VIII вв. племенной союз Дал Риада, образованный еще в кон. V в. в районе графства Аргайлл на западном побережье Шотландии, пережил период упадка и раздробленности. Распад союза сопровождался многочисленными и кровавыми междоусобицами, но, как полагают, именно этот распад положил начало формированию и развитию в Шотландии клановой системы. Там же от могущественных властителей Аргайлла и островов и зародились многие могущественные кланы Шотландии, такие как Кэмпбелл, Мак-Дональд и др. Позже формирование и распространение кланов стало происходить и на остальной части Шотландии. Мормэры (mormaer), областные правители, которые еще с незапамятных времен владели большинством графств королевства, стали основателями многих знаменитых кельтских и пиктских родов и династий. До 13 века графства Кайтнесс, Росс, Мар, Атолл, Стразерн, Леннокс, Файф, Каррик и Марч находились в их владении и лишь позже путем браков перешли в другие дома.

Многие шотландские кланы - иностранного происхождения.
Так, в 1066 году вместе с Вильгельмом Завоевателем, который вторгся на английскую землю с огромной армией норманнов, пришли многие рыцари, которые позже обосновались в Шотландии, породнившись со знатными родами кельтского происхождения. В итоге они стали родоначальниками многих знаменитых шотландских родов, сыгравших большую роль в истории этой страны. Это и Брюсы, и Балиолы, и Барклаи, и Бойлы.
Французского происхождения такие шотландские роды и кланы как Монтгомери, Битон (или Бетюн), Хэй; фламандского - Лесли, Мюрреи и Сазерленды (последние два происходят от одного общего предка, фламандца Фрескина); скандинавского - Рутвен; валлийского - Стюарты и Гамильтоны; ирландского - Мак-Леллан, Мак-Лахлан, Мак-Нейл.

Очень многие шотландские фамилии произошли от географических названий тех местностей, на территории которых род или клан долгое время проживал. Первоначально члены рода, владевшие этими землями или проживавшие на них значительно долго так и звались - "такой-то из этой местности". Позже это название стало употребляться в качестве фамилии рода. Так произошли роды Колкухоун (происходят от земли с тем же названием в Данбартоншире), Драммонд (происходят от земель Драммонд или Драймен в Стирлингшире), Кроуфорд (от баронства Кроуфорд, позже эти земли перешли к Линдсеям, которые взяли себе титул графов Кроуфорд) и мн. др.

Население Шотландии составляет 5 миллионов.

Ах, если б у себя могли мы
Увидеть всё, что ближним зримо,
Что видит взор идущих мимо
Со стороны, -
О, как мы стали бы терпимы
И как скромны!
(Перевод С. Маршака )

Народная традиция представляет шотландца рыжеволосым, рыжебородым, рвущимся в бой героем-богатырем с клетчатым пледом на плечах. Коренастым, пухленьким и лысеющим жителям Шотландии такой образ, конечно, немало льстит.

Шотландцы не славятся легкомыслием и беззаботностью; с серым небом, овсяной кашей, угловатой архитектурой и такими же манерами лучше всего сочетается солидность. Даже в английских насмешках над шотландской солидностью, благоразумностью, суровостью и гордостью чувствуется немалая доля уважения. Шотландский ум - вовсе не миф. Есть в Шотландии такая прибаутка: молодого человека, жителя Эдинбурга, впервые съездившего в Лондон на встречу со своим руководством, спрашивают:

Ну, и как тебе англичане?

Не знаю, - отвечает он. - Англичан я не видел, только начальников департаментов.

У французов, давно знакомых с шотландцами, есть выражение, вошедшее в язык еще во времена Рабле: «fier comme un Ecossais » - «гордый, как шотландец». Говорят, что в Польше слово «Szkot » («шотландец») означает и торговца вразнос, лоточника, коробейника, поскольку в свое время по польским дорогам бродило множество шотландцев. А в Первую мировую войну немцы называли щеголявшие в юбках шотландские полки «дамами из ада».

И все-таки в определенном романтическом ореоле шотландцам отказать нельзя. Для англичан отдать ребенка на воспитание шотландской няне - явный плюс, поскольку это обстоятельство приобщает ребенка к колоритному прошлому и придает ему необычный шарм.

Какими они хотят, чтобы их видели

Шотландцы хотели бы, чтобы их видели их же глазами. Но, будучи людьми гордыми, они не станут рассказывать о том, какими сами видят себя; они полагаются на проницательность туриста, на его способность разглядеть за серьезной неулыбчивой внешностью романтическую душу.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна