Ссср 70 80 годы кратко. В

Ссср 70 80 годы кратко. В

» в политике, национальных отношениях.

В общественно-политической жизни страны:

1) властвовали безраздельно консервативные тенденции. Получила официальное одобрение концепция развитого социализма , согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. она была законодательно закреплена во вступлении к новой Конституции СССР. Также был закреплен Конституцией тезис о руководящей и направляющей роли КПСС;

2) на практике не все провозглашенные Конституцией демократические свободы выполнялось. В частности, Советы народных депутатов всех уровней оставались лишь декорацией, а реальная власть принадлежала партийному аппарату. Его контроль над обществом оставался всеобъемлющим;

3) аппарат и составлявшая его номенклатура, партийно-государственные чиновники определенного уровня, употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев , в течение 18 лет занимавший пост Первого секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата. Большинство министров и секретарей обкомов в тот период занимали свои должности по 15-20 лет.

4) происходит сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой », коррупция

СССР в системе международных отношений в 70-80-е годы. «Холодная война»

В 70-е годы значительно выросли международный авторитет и влияние СССР. А также 1970-е годы вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т. е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны различные договоры по ограничению стратегических вооружений.

В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами "социалистического содружества", что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции,предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т. д.

На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). США и СССР оказались вовлеченными в гонку вооружений.

В 1983 - 1984 гг. США разместили крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, на территории ФРГ, Великобритании и Италии. В свою очередь СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силы. В 1979 г. СССР оказался втянутым в войну в Афганистане (9 лет). Большинство стран - членов ООН осудили действия СССР. За годы войны в Афганистане СССР потерял убитыми 15 тыс. человек, 36 тыс. раненными. Каждый день войны обходился в 10-11 млн. руб. В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXI 1 Олимпиаде в Москве. В 1984 году СССР разместил на территории и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.


Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам "третьего мира". СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали. К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.

Внутренняя политика. Теоретической основой политической системы стал курс на "возрастание руководящей роли партии". Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице необходимо было иметь билет члена КПСС. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. - конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось. Рядовые коммунисты (а к середине 80-х гг. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей "от отца к сыну"), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным. В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 г. он совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство. Такая же картина сложилась и в республиках, где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу. "Новое дворянство" переходит от роли управляющих к положению реальных хозяев. В самых высших кругах распространялись взяточничество и коррупция. Происходит противопоставление номенклатуры, как рядовым членам партии, так и всему народу. Рост правящего номенклатурного слоя, исповедующего двойную мораль, усиление административных методов управление вызвало к жизни движение диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека. Группа правозащитников, сформировавшаяся в течение 60-х гг., включала в себя В. Буковского, П. Литвинова, Л. Богораз, А. Марченко, А. Якобсона, Л. Алексеева, Ю. Галанского, А. Амальрика, А. Гинсбурга и др. Они выступали с позиции заказного либерализма - в защите прав человека. Диссидентов арестовывали, судили за "антисоветскую деятельность". Но движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления.

  • 1. Марксистское (Р.А. Медведев, П. Григоренко) - считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско-ленинистских положений. Ставили задачу "очищения социализма".154
  • 2. Либерально-демократическое (А.Д. Сахаров) - проповедовали принцип "конвергенции", сближения и последующего слияния двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и социальных системах Запада и Востока. Человечество вступило на такой

этап развития, когда на первый план выходят не классовые, национальные и другие групповые интересы, а интересы общечеловеческие.

3. Национал-патриотическое (А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич) - выступали со славянофильских позиций. Считали, что марксизм и революция совершенно чужды русскому народу.Образцом для России полагали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 г.

После чехословацких событий 1968 г. диссидентское движение вступило в новый этап. У правозащитников появился идейный лидер А.Д. Сахаров. В 1971 г. Сахаров направил письма Л.И. Брежневу и членам Президиума Верховного Совета СССР, где излагал свои взгляды на свободу эмиграции, выступал против использования органами КГБ психиатрических заведений для подавления инакомыслящих. А.Д. Сахаров считал, что решение проблем, стоящих перед человечеством, возможно только объединенными усилиями всего человечества. В 1975 г. А.Д. Сахарову, как выдающемуся борцу за права человека, была присуждена Нобелевская премия Мира. С 1975 г. начался следующий этап диссидентского движения, который можно назвать "хельсинкским". Участники его ставили задачу следить за строгим выполнением хельсинкского соглашения по правам человека, подписанного СССР в 1975 г. Были созданы группы содействия выполнению соглашений. Для борьбы с правозащитным движением было создано пятое Главное управление КГБ. За протест против введения советских войск в Афганистан был сослан в Горький А.Д. Сахаров. К 1984 г. диссидентское движение было разгромлено. В 1982 г. умер Л.И. Брежнев. Новым руководителей партии и страны стал Ю.В. Андропов. Он взял курс на укрепление законности в стране. Прежде всего, началась борьба с коррупцией, в том числе и в высших органах власти. Андропову удалось приостановить негативные тенденции в экономике. После смерти Ю.В. Андропова страну возглавил К.У. Черненко(сент. 1983 г.).

Экономика. В сентябре 1965 года проведена реформа управления промышленностью. Была принята новая система "планирования и экономического стимулирования". С одной6стороны, ликвидировались совнархозы и вновь возрождались отраслевые министерства. С другой стороны, значительно расширялись права самих предприятий, возрастала их экономическая самостоятельность. В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства.

Эти реформы дали положительный эффект. Но кардинального улучшения не произошло. Основной причиной неудачи реформ стало излишняя централизация управления, сопротивление самой административно бюрократической системы.

С одной стороны экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было налицо. Наблюдалось падение темпов экономического развития. Советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники.

Внешняя политика. Начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. В 70-е годы был подписан ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972 г.- Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973 г.- Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г.- договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др. Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г.- четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы. Неоднозначно развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г. отношения СССР с Китайской народной республикой обострилась до такой степени, что это привело к вооруженным столкновениям на границе. В конце 60-х годов правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательное внедрение элементов рыночной экономики пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки "социалистического пути развития". Это вызвало резкое недовольство руководства СССР. В 1968 г. в Чехословакию были введены объединенные вооруженные силы Варшавского Договора. Начало резкому обострению международной обстановки положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Вводя войска в Афганистан, по мнению стран НАТО, Советский Союз вмешался в дела суверенного государства с целью силой изменить в нем социально-политическую систему. В условиях усиления противостояния двух социально -экономических систем - капиталистической и социалистической Президент США Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина "ограниченной ядерной войны", предусматривающая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления СССР и стран народной демократии. В США развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений в СССР и США набирала новый виток. 159159 Культура. После снятия Н.С. Хрущева очень скоро наступил и конец "оттепели". Усилилось давление цензуры. В 1966 г. за публикацию "антисоветских произведений" были осуждены Ю. Даниэль и А. Синявский. Была распущена редакция "Нового мира", А.Т. Твардовский снят с должности редактора и пр. Литература разделилась как бы на две ветви. За рубежом были опубликованы такие произведения, как "Архипелаг Гулаг", "В круге первом", "Раковый корпус" А.И. Солженицына; "Ожог" и "Остров Крым" В. Аксенова, "Иностранка" С. Довлатова, "Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войновича, "Заглянуть в бездну" Ю. Максимова и др. Поэт И. Бродский за свои произведения был удостоен Нобелевской премии. В СССР, прочно вошли в литературу писатели-деревенщики Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Распутин. Особое место в литературе заняли книги В.М. Шукшина с его своеобразным видением мира. Неотделимо от российской культуры творчество писателей союзных республик: киргиза Ч. Айтматова, белоруса В. Быкова, грузин Н. Думбадзе, Ч. Амираджиби, Ф. Искандера и др. Явлением в культуре стала поэзия бардов А. Галича (впоследствии эмигрировавшего), Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Кима и др. Они пользовались популярностью и всеобщей любовью.

№ 5 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В первой половине 19 в. разложение феодально-крепостнического строя и складывание в его недрах капиталистического уклада сопровождалось новыми явлениями в экономике. В 1893 г. в России начался промышленный подъем, продолжавшийся до 1899 г. Происходило бурное развитие всех отраслей промышленности, но особенно тяжелой. Наибольшим был рост производства в горнодобывающей и металлургической промышленности. Промышленный подъем 90-х годов сменился спадом. Обычно 1900-1903 гг. характеризуют как фазу кризиса, а 1904-1908 гг. - как состояние депрессии в русской промышленности.

В 90-е годы был принят ряд экономических мер, направленных на развитие промышленности и банковского дела.

  • - в 1891 г. начато строительство Транссибирской магистрали;
  • - в 1895 г. введена винная монополия;
  • - в 1897 г. проведена денежная реформа и др.

Эти и другие мероприятия обусловили промышленный подъем. Огромную роль в пореформенном развитии России играл транспорт, особенно ж/д. Ж/д. связали крупные зерновые регионы с промышленными центрами и портами. Построена основная часть Транссибирской магистрали. Для второй половины 19 в. характерен значительный рост внутреннего и внешнего рынка. Основными внешнеторговыми партнерами России являлись Англия и Германия. 1909-1913 гг. отмечены новым значительным экономическим подъемом во всех отраслях промышленности. Он проходил уже в условиях господства монополий в экономике России. Заметных успехов достигло с/х. По объему производства зерна Россия занимала первое место в мире. В начале 20 в. возросло производство технических культур - картофеля, сахарной свеклы, льна и конопли. Характерным явлением в экономической жизни России начала 20 в. Был бурный рост кооперативного движения. В экономической области правительству приходилось учитывать требования капиталистического развития - поддерживать промышленность и торговлю. С начала века самодержавие последовательно проводило политику протекционизма, иначе говоря, высоких охранительных пошлин на ввозимые из-за границы промышленные товары: этим преследовалась цель обеспечить развитие отечественной промышленности, оградив ее от иностранной конкуренции. Были учреждены Коммерческий и Мануфактурный советы, в которые вошли представители купечества, фабрикантов и заводчиков.

С конца 19 в. Россия в своем промышленном развитии в значительной степени опиралась на иностранные инвестиции. Приток иностранного капитала, с одной стороны, ускорял процесс индустриализации России, с другой - не мог не порождать зависимости от иностранного капитала. Под давлением отечественных промышленников Николай 2 издал указ, по которому иностранному капиталу разрешалось свободно размещаться в России, но вывоз сырья и прибыли был ограничен. Россия отставала по общему экономическому уровню и по уровню жизни населения, лишь в сравнении с наиболее развитыми индустриальными странами - США, Англией, Францией, Германией. Развитием свой экономики Россия была обязана не столько заботам правительства, сколько труду многих Милли онов крестьян и рабочих. В 1907 г. в России установилась политическая система, которая знаменовала собой поворот к политической реакции, но вместе с тем проведение необходимых реформ, призванных предотвратить социальные потрясения и способствовать модернизации страны. Проводником этого курса стал Столыпин. С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения. Аграрный вопрос занимал важнейшее место в социально-экономической и общественнополитической жизни России. В экономическом плане столыпинская реформа имела свои положительные стороны. В течение семи лет ее проведения были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства.

Семидесятые годы характеризуются активностью советской внешней политики. В 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира, в которой был изложен «комплекс конкретных задач, подчинённых одной главной цели - уменьшению опасности новой войны, укреплению мира». История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.469. Внешняя политика СССР в эти годы была направлена на реализацию этой программы.

Руководство СССР прилагало значительные усилия для ослабления международной напряжённости. В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный СССР проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия державам, не владеющим им или военным блокам. Там же, С. 405 В марте 1970 г. договор вступил в силу. В 1972 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о неприменении силы в международных отношениях и о запрещении навечно применения ядерного оружия. СССР подписал с другими странами такие важнейшие документы, как Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (февраль 1971 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (апрель 1972 г.). Там же, С. 409-410. По инициативе СССР в октябре 1973 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс миролюбивых сил. На конгрессе присутствовало 3200 делегатов из 143 стран. Делегаты конгресса в своих выступлениях продемонстрировали стремление углублять движение за мир.

Процесс разрядки был закреплен Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.) и подписанием Заключительного акта совещания, которое зафиксировало политико-военное и социально-экономическое положение, сложившееся в мире после II мировой войны.

Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В ходе поездки Л.И. Брежнева во Францию, состоявшимся после визита в 1966 г. президента Франции Ш. де Голля, в октябре 1971 г. был подписан ряд документов. В частности, "Принципы сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Францией", в результате чего сотрудничество между двумя странами поднялось на более высокий уровень. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.499. СССР и Франция в своих взаимоотношениях переходят к заключению долгосрочных соглашений. В частности, в 1973 г. была подписана 10-летняя программа советско-французского сотрудничества в области экономики и промышленности. В 1977 г. Л.И. Брежнев вновь посетил с официальным визитом Францию. Был подписан ряд важных политических документов: советско-французская Декларация, Совместное заявление Советского Союза и Франции о разрядке международной напряженности, советско-французская декларация о нераспространении ядерного оружия и др.

Значительный прогресс был достигнут в решении германской проблемы. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор о признании послевоенных границ в Европе. ФРГ установила дипломатические отношения с ГДР. В 1971 г. СССР, США, Франция и Великобритания подписали четырёхстороннее соглашение по Берлину, которое должно «способствовать устранению напряженности и предотвращению осложнений» в районе Западного Берлина. Там же, С.497. В соответствии с ним Западный Берлин признавался отдельным государством, не являющимся частью ФРГ. В 1971-1975 гг. регулярно проходили встречи на высшем уровне руководителей СССР и ФРГ. Канцлер В. Брандт сделал улучшение отношений с СССР важной частью своей внешней политики, провозгласив «новую восточную политику». История России в новейшее время: Учебник / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2004. С. 219. Успешно развивались отношения СССР с Италией, Великобританией и другими капиталистическими странами. В 1974 г. было подписано соглашение на десять лет о сотрудничестве в различных сферах между СССР и Италией, долгосрочные соглашения между СССР и ФРГ и с рядом других стран. В 1978 г. Л.И. Брежнев вновь посетил с официальным визитом ФРГ, в результате поездки были подписаны документы, которые значительно углубили те позитивные процессы, которые началась между двумя странами.

Первостепенное значение в ослаблении международной напряженности имели отношения ведущих мировых держав - СССР и США. В 70-е годы во взаимоотношениях двух держав происходит поворот от конфронтации к сотрудничеству. Практическими шагами на пути потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г. В мае 1972 г. в Москве состоялась встреча между руководителями двух государств Л..И. Брежневым и Р. Никсоном, который первым из руководителей США нанёс официальный визит в Москву. По итогам встречи был подписан документ «Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», в котором в основу взаимоотношений между двумя странами были положены принципы мирного сосуществования и было особо подчёркнуто, что в ядерный век «… не существует иной основы для поддержания отношений … кроме мирного существования» Там же, С. 219.. 26 мая были подписаны два ключевых договора: бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО-72) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). СССР и США впервые договорились о конкретных шагах по сдерживанию и ограничению дальнейшей гонки вооружений в наиболее важных её направлениях. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.503.

Временное соглашение (ОСВ-1) предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет (1972-1977 гг.) строить новые пусковые установки наступательных ракет и ограничивал число баллистических ракет, другие виды вооружения договором не регулировались. Тем не менее, подписание этого Договора имело огромное значение, так как впервые после начала холодной войны ограничивались современные и наиболее мощные виды вооружений. Заключение этого договора положило начало политике «разрядки» международной напряжённости. Там же, С.503.

Обе страны отказались от дорогостоящего и дестабилизирующего строительства систем противоракетной обороны по периметру своих границ. Договор по ПРО оказал важнейшее стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс. Впервые в послевоенный период США отказались развертывать крупную, имеющую стратегическое значение систему. Обе стороны согласились иметь только по два локальных кольца противоракетной обороны -- вокруг столицы и вокруг главного центра стратегических ракет. Вскоре обе стороны пришли к выводу о «позволительности» лишь одного оборонительного ракетного кольца. Советское руководство соорудило такое кольцо вокруг Москвы, а американское -- вокруг подземных стратегических ракет в Вайоминге. Договор по ПРО сохранял свою силу до мая 2002 г., когда он был расторгнут по желанию американской стороны.

В июне 1973 г. состоялся визит Л.И. Брежнева в США. Был подписан целый ряд документов, которые закрепляли в отношениях двух стран поворот от конфронтации к нормальному взаимовыгодному сотрудничеству. Важнейшим среди документов было «Соглашение о предотвращении ядерной войны». США и СССР обязывались делать все от них зависящее, чтобы не допустить возникновения ядерной войны. Советско-американские отношения развивались не только в сфере разоружения. В 1972-1973 гг. были подписаны 23 соглашения между СССР и США по сотрудничеству в различных областях. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.504.

В июне - июле 1974 г. в Москве состоялась новая встреча между руководителем СССР и президентом США Р. Никсоном. Была достигнута важная договоренность об ограничении систем противоракетной обороны, о согласованном ограничении подземных испытаний ядерного оружия, о дальнейших усилиях, направленных на ограничение стратегических наступательных вооружений, о принятии мер, нацеленных на исключение химического оружия из арсенала государств.

В ноябре 1974 г. в районе Владивостока состоялась встреча на высшем уровне Л.И. Брежнева и новоизбранного президента США Дж. Форда, в ходе которой были обсуждены наиболее важные проблемы советско-американских отношений и полностью подтверждены намерения осуществлять взаимные обязательства. Там же, С. 506.

Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее в 1975 г. в столице Финляндии г. Хельсинки.

Консультации по нему состоялись в 1972--1973 гг. в столице Финляндии Хельсинки. Первый этап совещания был проведен на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки. В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады.

Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. Он представлял туры переговоров продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договоренности по всем пунктам повестки дня совещания.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля -- 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц совещания, возглавлявших национальные делегации. Советскую делегацию возглавлял Л. И. Брежнев. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С. 518. Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день.

Сердцевиной Заключительного акта стала Декларация принципов, которыми государства обязывались руководствоваться во взаимных отношениях. Он включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое, по: 1) безопасности в Европе, 2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды, 3) сотрудничеству в гуманитарных и других областях, 4) дальнейшим шагам после совещания. Заключительный акт содержит 10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств. Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе, что было выгодно СССР, и накладывал на все государства-участники обязательства по соблюдению прав человека, что стало базой для использования проблемы прав человека против СССР.

К лету 1979 г. был достигнут советско-американский компромисс, зафиксированный в Договоре ОСВ-2, подписанном советской и американской сторонами в Вене 18 июня 1979 г. Он определял количество носителей стратегического оружия для обеих сторон. Новейшая история России с начала ХХ века до наших дней: учеб. Пособие /В.А. Динес, А.А. Воротников, В.В. Всемиров и др.; Под ред. В.А. Динеса, А.А. Воротникова.- Саратов: Изд.центр СГСЭУ, 2006. С. 380.

Советский Союз, идя на компромисс, каковым являлся Договор ОСВ-2, жертвовал многим. Прежде всего, СССР дал согласие сократить свои стратегические силы на 10%, отказался от ряда программ, находившихся на различных стадиях разработки или развертывания. Но и для Соединенных Штатов договор ставил существенные барьеры. Так, США вынуждены были ограничить численность баллистических ракет с разделяемыми головными частями (не более 1200 единиц), крылатых ракет (не более 3000 авиационных крылатых ракет). Общее число носителей ядерного оружия фиксировалось цифрой 2250. Согласно протоколу к Договору ОСВ-2, запрещалось развертывание крылатых ракет наземного и морского базирования дальностью свыше 600 км. Обе стороны -- СССР и США -- заявили о том, что будут соблюдать его положения до тех пор, пока на нарушение его положений не пойдет противостоящая сторона. Там же, С.380.

Несомненно, что подписание Договора ОСВ-2 стало положительным явлением. Оно означало, что США считали исторически необходимым найти определенные ограничения в ходе гонки вооружений, что они утратили веру в возможность заставить СССР корректировать свой внешнеполитический курс ввиду стратегического превосходства США.

Договор ОСВ-2 был подписан Дж.Картером и Л.И. Брежневым, но так и не был ратифицирован конгрессом США. Причиной стал ввод советских войск в Афганистан. Администрация очередного президента США - Рейгана - посчитала это соглашение невыгодным, что привело к обострению напряженности между СССР и США.

В конце 60-х - 70-х гг. СССР много сделал для подъема уровня экономического и социального развития социалистических стран Восточной Европы. В то же время советское руководство строго следило за тем, чтобы в этих странах не подрывались основы власти компартий и чтобы они оставались в сфере влияния СССР. В эти годы оформляется политика патернализма в отношении социалистических стран, получившая на Западе название «доктрина Брежнева». Суть её состояла в том, что СССР в интересах укрепления социализма пойдёт на ограничение суверенитета любого социалистического государства. Для её осуществления Советский Союз неоднократно прибегал к военной силе или угрозе применения силы.

Стремление СССР распространить на страны соцлагеря советскую модель развития вызывало недовольство в странах Восточной Европы. Весной 1968 г. руководство Чехословакии во главе с А. Дубчеком предприняло попытку создать «социализм с человеческим лицом» путём демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Время этих преобразований получило название «пражской весны». «Когда в январе 1968 г. А. Дубчек стал первым секретарём ЦК КПЧ, советское руководство решило использовать испытанный приём: новый лидер попал под пресс непрерывного давления со стороны не только московских вождей, но и их сателлитов»,- пишет Д.А. Волкогонов. Советское руководство было весьма обеспокоено «чехословацкой проблемой». В течение марта - августа 1968 г. т.н. «чехословацкий вопрос» постоянно обсуждается на заседаниях Политбюро ЦК КПСС. Волкогонов, Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. В 2-х кн. /Д.А. Волкогонов. - М.: Изд-во «Новости», 1997. Кн.2. С. 44-46. Возникла угроза развала Варшавского договора. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР и некоторых стран ОВД. К власти в Чехословакии пришло новое правительство во главе с Г. Гусаком. История России в новейшее время: Учебник / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2004. С. 220 -221. Вторжение советских войск в Чехословакию вызвало резкое осуждение Запада.

Первостепенное внимание руководство страны уделяло взаимоотношениям с социалистическими странами. В 1971 г. сессия СЭВ, проходившая в Бухаресте, приняла Комплексную программу социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С.478. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивалось автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение. Комплексная программа была рассчитана на 15 - 20 лет, она положила начало качественно новому этапу сотрудничества социалистических стран.

Увеличился объём товарооборота между СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал в социалистические страны топливо, электроэнергию, руды, металлы; импортировал машины, оборудование, транспортные средства.

В 1978 г. было завершено строительство комплекса объектов магистрального газопровода «Союз» (Оренбург - Западная граница СССР), по которому из СССР в социалистические страны стало ежегодно поступать 15,5 млрд. куб. м газа. В том же году было завершено строительство первой межсистемной линии электропередачи Винница (СССР) - Альбертирша (Венгрия), что должно было обеспечить начало параллельной работы объединенных энергосистем - членов СЭВ и Единой энергетической системы СССР.

В этот период осложнились отношения СССР с Китаем. СССР вел борьбу за укрепление своего влияния в «третьем мире». Это встречало резкое противодействие Китая. 2 марта 1969 г. китайские воинские части попытались силой захватить остров Даманский на Амуре. Остров плотно прилегал к китайской стороне, но его принадлежность чётко не была определена договорными документами двух стран. Советская сторона привлекла авиацию, артиллерию, пехоту. Бои за Даманский продолжались два месяца и едва не переросли в советско-китайскую войну. В сентябре 1969 г. советская сторона фактически признала принадлежность острова к китайской стороне, в 1991 г. эта принадлежность была закреплена юридически. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С. 560-561.

Укрепление экономической мощи Китая с его колоссальным по численности населением беспокоило советское руководство. СССР опасался военного альянса между КНР и США. Это заставило держать на границе с Китаем значительные военные силы, строить стратегический БАМ, поддерживать военные программы Индии. Отношения между СССР и Китаем стали откровенно враждебными. История России в новейшее время: Учебник / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2004. С.221.

Крупнейшим партнёром СССР в «третьем мире» была Индия. СССР оказывал её большую экономическую помощь. СССР поставлял Индии также оружие, необходимое ей для противодействия Китаю и Пакистану. 9 августа 1971 г. в Дели был подписан Договор о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С. 533. Важное значение для укрепления взаимоотношений между двумя странами имел визит Л.И. Брежнева в Индию в ноябре 1973 г.

СССР оказывал поддержку арабским народам. СССР подписал Договоры о дружбе и сотрудничестве с Египтом 27 мая 1971 г., с Ираком 9 апреля 1972 г. Там же, С.533. Это укрепило позиции СССР в арабском мире, за исключением Саудовской Аравии и ряда монархий Персидского залива. В Египте же позиции СССР к середине 70-х гг. ослабли, так как в 1970 г. президентом Египта стал А. Садат, который стал проводить курс на сближение с Израилем и США и в марте 1976 г. он в одностороннем порядке прекратил действие Договора.

В январе 1973 г. в Париже были подписаны соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Там же, С.483. В 1975 г. вьетнамский народ добился полного освобождения юга Вьетнама. В 1976 г. произошло государственное воссоединение Вьетнама, и была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). СССР стал оказывать всестороннюю помощь вьетнамскому народу в строительстве социалистического Вьетнама. История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2. С. 489. 3 сентября 1978 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Вьетнамом. СССР оказывал всестороннюю помощь и Лаосу, где к власти пришла марксистско-ленинская Народно-революционная партия.

СССР активно влиял на политический процесс в Африке. Большую помощь получали партизаны Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, боровшиеся за свержение португальского колониального режима. В 1976 г. была провозглашена Народная Республика Ангола, в том же году между СССР и Анголой был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Успешно развивались отношения СССР с Мозамбиком. В 1977 г. между СССР и Мозамбиком был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. Большую помощь СССР оказывал и народу Эфиопии, где в 1974 г. произошло свержение монархического режима и к власти пришёл генерал Менгисту Хайле Мариам. Там же, С.532. 20 ноября 1978 г. между СССР и Эфиопией также был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве.

В 1970 г. президентом Чили стал социалист С. Альенде (1970-1973). В начале СССР поддерживал президента С. Альенде, рассчитывая, что Чили пойдёт социалистическим путём. Но неудачная экономическая политика С. Альенде привела к тому, что в 1973 г. его правительство было свергнуто генералом А. Пиночетом. Там же, С. 551. В 1979 г. в Латинской Америке у СССР появился ещё один союзник - Никарагуа, в которой после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришли сторонники Сандинистского фронта национального освобождения, заявившие о стремлении построить социализм. СССР стал оказывать всемерную поддержку Никарагуа.

К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половина из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно - техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. Как правило, экономическая помощь СССР оказывалась практически безвозмездно на многомиллиардные суммы. СССР последовательно проводил политику поддержки национальных режимов в развивающихся странах, избравших путь социалистической ориентации. Эта политика была особенно активна в тех регионах, которые находились в непосредственной сфере влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов). В третьем мире интересы СССР столкнулись с интересами Китая, который также заметно укрепил здесь свои позиции. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Ангола, Мозамбик, Эфиопия). История внешней политики СССР. 1945-1980. В 2-х т. /Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. Т.2 С. 536-538.

На Западе всё более широко распространялось убеждение, что под прикрытием разрядки СССР стремится укрепить своё собственное влияние в мире и ослабить своих противников. В политике американской элиты по отношению к СССР начинается брожение, вызванное давлением правых сил, считавших разрядку ложной концепцией, способствующей, а не препятствующей, крушению американских позиций в мире. В феврале 1974 г. сенатор Б. Голдуотер выразил кредо противников улучшения отношений с СССР: «Мы никогда не были в худшей позиции, чем сегодня... СССР превосходит нас в каждой категории вооружений... Мы были по глупости втянуты в договор о прекращении испытаний ядерного оружия и в переговоры ОСВ... Все это поставит США в позицию слабости». Панарин, А. Проект для России: фундаментальный либерализм или либеральный фундаментализм /А. Панарин.- Знамя.- 1993.- № 9.-С. 151.

Недовольство советского руководства вызывала также поддержка Дж. Картером советских правозащитников.

Таким образом, отход от политики конфронтации привел к материализации климата разрядки. Политика разрядки способствовала развитию сотрудничества Востока и Запада в различных сферах. В первой половине 70-х гг. товарооборот между странами СЭВ и Западной Европы и США вырос в 5 раз. Значительно сократились ограничения, введенные США на торговлю с СССР. История России в новейшее время: Учебник / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2004. С. 220. Казалось, что возникает новый мир с более обнадеживающими перспективами. Но процесс «разрядки» оказался недолговечным. Уход президента США Р. Никсона с политической арены после уотергейтского скандала (1974) нанес удар по политике, направленной против продолжения «холодной войны».

В целом экономика СССР продолжала развиваться преимущественно экстенсивно, несмотря на постепенное исчерпание свободных ресурсов, прежде всего трудовых, или их существенное удорожание (добыча и транспортировка полезных ископаемых). Как следствие темпы экономического роста быстро снижались. Свертывание реформ и возврат к прежней хозяйственной практике, что открыто возвестила экономическая «контрреформа» 1979 г., не могли этого предотвратить. Даже по официальной статистике среднегодовые темпы роста промышленного производства с 8,5% в 1966–1970 гг. снизились до 7,4% в 1971-1975 гг., 4,4% в 1976-1980 гг. и 3,6% в 1981-1985 гг., а национального дохода соответственно с 7,2% до 5,1, 3,8 и 2,9%. К началу 80-х годов советская экономика вошла в полосу стагнации. В натуральном выражении объемы производства в ряде отраслей не только не росли, но, напротив, снижались. Фактически прекратился рост производительности труда.

Огромное деформирующее влияние на народное хозяйство СССР оказывало масштабное наращивание военных расходов. Благодаря перенапряжению советской экономики, а отчасти и тому, что Америка во второй половине 60-х – первой половине 70-х годов завязла в кровопролитной и дорогостоящей войне во Вьетнаме, был достигнут военно-стратегический паритет с США. Однако гонка вооружений продолжалась и в 70–80-х годах. ВПК практически «подмял» под себя всю советскую экономику. Официальный военный бюджет составил в 1985г. 19,1 млрд руб. Однако данные о реальных военных расходах тщательно засекречивались. Их не знали даже секретари ЦК, ведавшие экономическими вопросами. Как признал позднее М.С. Горбачев, в 1983 г. Ю.В. Андропов не разрешил ему и еще двум секретарям ЦК, ведавшим экономическими проблемами, ознакомиться с реальным бюджетом и данными о военных расходах. По западным оценкам, советские военные расходы составляли примерно "Д ВВП, что многократно превышало соответствующие показатели США, а тем более других западных стран. На военные нужды прямо или косвенно работало до 80% отечественного машиностроения. Милитаризацию советской экономики и финансовой системы еще более усилила война СССР в Афганистане в 1979–1989 гг. Ежегодные расходы на нее оценивались в 3-4 млрд руб. В итоге советское народное хозяйство просто не выдерживало колоссальных военных трат.

Латать зияющие бреши в тонущей экономике и поддерживать видимость благополучия позволила массовая распродажа природных ресурсов. Благоприятные условия для этого создали освоение нефтяных, газовых месторождений Западной Сибири, а также многократный скачок мировых цен на энергоносители в середине 70-х годов. В итоге только за 70-е годы в страну поступило, по оценкам, 180 млрд «нефтедолларов». Они были израсходованы не столько на решение острейших структурных проблем советской экономики, сколько на военные нужды, закупку продовольствия, товаров массового спроса и другие текущие потребности.



Глубинные причины нараставших хозяйственных трудностей коренились в том, что, несмотря на некоторое усиление материальной заинтересованности работников и повышение роли экономических рычагов в управлении предприятиями, существенной перестройки хозяйственного механизма на деле не произошло. Кардинальная проблема стимулов к труду разрешена не была. В результате в полную силу в СССР трудился лишь каждый третий работник.

По мере дальнейшего развертывания научно-технической революции все более ярко обнаружилась невосприимчивость социалистической экономики к научно-техническому прогрессу. Среднегодовой прирост использованных в производстве изобретений и рационализаторских предложений неуклонно сокращался: в 50-е годы он составил 14,5%, в 60-е годы – 3, а в 70-е годы – всего 1,8%. В итоге в производство внедрялась лишь 1 / 5 часть изобретений.

Таким образом, если достижениями первого этапа научно-технической революции, благодаря огромной концентрации ресурсов на сравнительно немногих передовых направлениях, СССР в целом смог воспользоваться, то второй этап НТР, начавшийся в 70-е годы, с изобретением микропроцессоров, массовой компьютеризацией и т.п., и характеризовавшийся резким расширением «фронта» и темпов научных и технологических открытий, почти не затронул советскую экономику. Чуть лучше ситуация складывалась в военных отраслях. Но и в них традиционная политика максимальной концентрации материальных и кадровых ресурсов в новых условиях давала сбои, так как они все больше зависели от общего технологического уровня народного хозяйства; эффективности экономического механизма.

Ведущие страны Запада в 70-е годы начали переход к новому постиндустриальному, или информационному, обществу, в котором на роль основного капитала выдвигалась уже не земля (как в аграрном обществе), не фабрики и заводы (как в обществе индустриальном), а информация. Это общество характеризовалось резким увеличением роли непроизводственной (по марксистской идеологии) и особенно образовательной сферы, свертыванием традиционных отраслей промышленности (добывающей, металлургической и т.д.), переходом к ресурсосберегающим и наукоемким технологиям (микроэлектроника, информатика, телекоммуникации, биотехнологии), индивидуализацией потребления. В 1985 г. в США уже примерно каждая пятая семья имела персональный компьютер, 3 / 4 населения работало в сфере услуг. У нас же в непроизводственных отраслях было занято менее 27% работников.

Таким образом, СССР по-прежнему развивался в рамках индустриального общества с упором на традиционные отрасли. Он занял первое место в мире по производству нефти, газа, стали, железной руды, минеральных удобрений, серной кислоты, тракторов, комбайнов и т.д. Но даже и в традиционных отраслях советская экономика все более отставала. При проверке в 1979–1980 гг. технического уровня почти 20 тыс. видов отечественных машин и оборудования выяснилось, что не менее трети из них нуждаются в снятии с производства или коренной модернизации. По международным же меркам экономика СССР, за исключением сырьевых отраслей, была неконкурентоспособна. Доля машин и оборудования в советском валютном экспорте составляла примерно 3%. Более того, и по общим объемам промышленного производства Советский Союз в 80-х годах «пропустил вперед» Японию.

Экстенсивный характер развития советской экономики и нараставшие хозяйственные трудности резко ограничивали возможности решения социальных задач. Благодаря массированному притоку «нефтедолларов» произошел заметный сдвиг в развитии социальной сферы и повышении благосостояния населения. Число специалистов, занятых в народном образовании, в 1970–1985 гг. выросло более чем вдвое: с 6,9 до 14,5 млн человек, среднемесячная зарплата увеличилась со 122 до 190 руб., выросло потребление товаров, особенно таких, как легковые автомобили, цветные телевизоры, пылесосы, мебель и т.д. Тем не менее темпы роста благосостояния в 70-х – начале 80-х годов быстро сокращались. Так, несмотря на острейшую жилищную проблему, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7% в 1966–1970 гг. до 15,1% в 1981 – 1985 гг., ввод в действие жилья со второй половины 70-х годов практически не рос. Доля средств союзного бюджета, шедших на просвещение и здравоохранение, к 1985 г. упала ниже уровня 1940 г. С 70-х годов в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни (в 1985 г. она была ниже, чем в 1958 г.), стала расти детская смертность. К началу 80-х годов СССР находился лишь на 35-м месте в мире по продолжительности жизни, почти 50 стран имели более низкую детскую смертность.

Опережение роста денежных доходов населения над предложением товаров и услуг обострило продовольственные трудности, дефицит товаров народного потребления. Неравный доступ к товарам и услугам из-за наличия целой системы льгот, распределителей и т.п. серьезно увеличил разрыв в качестве, уровне жизни основной массы населения – рабочих, крестьян, интеллигенции – и привилегированных слоев, прежде всего партийной и хозяйственной номенклатуры. Согласно некоторым оценкам, по уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77-е место в мире.

Особенностью развития советской экономики в 1965–1985 гг. являлся стремительный рост внешней торговли. Благоприятные условия создали разрядка международной напряженности (заключение договоров об ограничении стратегических вооружений, принятие Заключительного акта Хельсинкского совещания, подтвердившего незыблемость границ в Европе, и других документов, изменивших саму атмосферу взаимоотношений между Востоком и Западом), повышение мировых цен на энергоносители и наращивание поставок нефти и газа из СССР. Только за 1970–1980 гг. экспорт нефти вырос с 66,8 млн до 119 млн т, а газа – с 3,3 до 54,2 млрд кубометров.

Немаловажное значение имел курс советского руководства на развитие максимально тесного экономического сотрудничества, широкой производственной кооперации с социалистическими странами, преследовавший как собственно экономические, так и политические цели, например, обеспечение максимальной сплоченности «социалистического лагеря».

В результате внешнеторговый оборот СССР за 1970–1985 гг. вырос с 22,1 млрд до 142,1 млрд руб. В структуре советского экспорта доминировали топливно-энергетические и сырьевые товары, а в импорте – машины, оборудование, зерно и товары массового спроса. По ряду отраслей (прокатное оборудование, оборудование для химической, текстильной промышленности и т.д.) импорт обеспечивал подавляющую часть потребностей советской экономики. Таким образом, во второй половине 60-х – середине 80-х годов шло постепенное, во многом вынужденное преодоление автаркии советской экономики и ее интеграция (по ряду позиций) в мировое экономическое хозяйство. Это обстоятельство в сочетании с начавшимся распадом советской хозяйственной модели создавало условия для новой попытки экономических преобразований.

Отношения СССР с капиталистическими странами

Как внутренняя обстановка, так и внешняя политика Советского Союза в конце 60-х — начале 80-х гг. характеризовалась противоречивостью, приводила и к успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях

Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В 1970 г. договор вступил в силу.

Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV съездом КПСС Программе мира .

Полагая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели пропагандистский смысл.

Заключение в 1972 г . между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “разрядки международной напряженности ”.

В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт в августе 1975 г .

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки)

В этом документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость границ европейских государств.

Несколько ранее (1971 г. ) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину , признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г . Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской экономики, усилив нарастание кризисных явлений.

СССР и социалистические страны

Руководство СССР в начале 60-х — 70-е гг. расширяло взаимодействие с социалистическими странами. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции . Это означало международное разделение труда, сближение экономики государств СЭВ, расширение товарооборота. Был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, строились комбинаты в Венгрии, Румынии.

Однако взаимоотношения с социалистическим лагерем испытывали и кризисные моменты .

События в Чехословакии в 1968 г ., получившие название "Пражская весна", были вызваны попыткой чехословацкого руководства во главе с А. Дубчеком построить "социализм с человеческим лицом". Это означало на практике внедрение рыночных механизмов в экономику страны, что вызвало ответную реакцию советского руководства, оценившего такую деятельность как “контрреволюция ”. В Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши.

Конфронтационные отношения складывались и с КНР . Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну.

Общая ситуация в мире накладывала свой отпечаток на взаимоотношения социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее положение.

в 1985 г . была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г . Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.

В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.