Транспорт в великобритании. Характеристика внешней торговли и транспорта великобритании

Транспорт в великобритании. Характеристика внешней торговли и транспорта великобритании

Как передвигаться по Великобритании — актуальный вопрос для всякого туриста, кто, приехав на Туманный Альбион, планирует посетить не только Лондон, но и другие британские города — Ливерпуль, Йорк, Эдинбург и многие другие. Учитывая, что страну дешевой никак не назвать, то необходимо также знать самые экономичные способы передвижения по стране. Ниже пойдет речь о многочисленных способов, которыми можно путешествовать по стране.

Самолеты в Великобритании

Для преодоления коротких дистанций внутри страны более практично и дешево будет воспользоваться иными способами перемещения, нежели внутренними перелетами. Главными аэропортами являются Лондон, Бирмингем, Манчестер, Глазго и Эдинбург. Появление бюджетных авиакомпаний Ryanair и easyJet в лондонском аэропорту Гатвик, а также в аэропортах Лутон и Станстед привело к настоящему буму внутренних авиаперелетов и значительному снижению стоимости авиабилетов.

В Шотландии по лицензии компании British Airways работает компания Loganair , предназначенная для осуществления внутренних рейсов на территории между Шотландским нагорьем и островами, а также рейсов из аэропортов Глазго и Эдинбурга (билеты заказываются через веб-сайт компании British Airways).

Для того, чтобы получить лучшую цену на билет, рекомендуется заказывать билеты как можно раньше запланированного перелета. Важно иметь в виду, что большинство британских региональных аэропортов не связаны с железнодорожной сетью страны, сообщение с ближайшими городами осуществляется посредством дорогостоящих автобусных перевозок.

Удостоверение личности с фотографией является необходимым документом для совершения внутреннего перелета на территории Соединенного Королевства.

Ниже приведен список компаний, предлагающих внутренние рейсы по территории Соединенного Королевства:

  • British Airways — аэропорты Абердин, Барра, Бенбекула, Кампбелтаун, Эдинбург, Глазго, Инвернесс, Айлей, остров Мэн, Джерси, Керкуолл, Лондон, Лондон-Гатуик, Лондон-Хитроу, Лондондерри, Манчестер, Ньюкасл, Ньюки, Шетландские острова (Самбург), Стонвей, Тайри, Уик.
  • FlyBE — аэропорты Абердин, Белфаст-Сити, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Донкастер-Шеффилд, Эксетер, Глазго, Гернси, Инвернесс, остров Мэн, Джерси, Лидс/Бредфорд, Ливерпуль, Лондон-Гатуик, Манчестер, Ньюкасл, Ньюки, Норидж, Саутгемптон, Саутенд.
  • Eastern Airways — аэропорты Абердин, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Дарем, Хамберсайд, Инвернесс, остров Мэн, Лидс/Бредфорд, Манчестер, Ньюкасл, Норидж, Ноттингем Ист Мидлендс, Саутгемптон, Стонвей, Уик.
  • easyJet — аэропорты Абердин, Белфаст-Интернешнл, Бристоль, Эдинбург, Глазго, Инвернесс, Ливерпуль, Лондон-Гатуик, Лондон-Лутон, Лондон-Станстед, Ньюкасл.
  • Ryanair — аэропорты Абердин, Борнмут, Глазго-Престуик, Инвернесс, Ливерпуль, Лондон-Станстед, Лондондерри, Ньюки, Ноттингем Ист Мидлендс.
  • Aurigny Air Services — аэропорты Олдерни, Бристоль, Гернси, Джерси, Лондон-Гаутик, Лондон-Станстед, Манчестер, Саутгемптон.
  • Blue Islands — аэропорты Олдерни, Борнмут, Брайтон, Кардифф, Гернси, остров Мэн, Джерси, Саутгемптон.
  • Loganair — аэропорты Эдей, Кирквелл, Норт-Роналдсей, Папа-Вестрей, Сендей, Стронсей, Вестрей.
  • Isles Of Scilly Skybus — аэропорты Бристоль, Эксетер, остров Сцилла (Св. Марии), Ньюки, Саутгемптон.
  • Jet2 — аэропорты Белфаст-Интернешнл, Блэкпул, Лидс/Бредфорд, Лондон-Гаутик, Ньюкасл.
  • Thomsonfly — аэропорты Абердин, Бирмингем, Борнмут, Бристоль, Глазго, Донкастер-Шеффилд, Ист Мидлендс, Кардифф, Лидс, Лондон-Гатвик, ЛондонСтанстед, Лондон-Лутон, Манчестер, Ньюкасл, Норвич, Эдинбург, Эксетер.
  • CityJet — аэропорты Данди, Лондон-Сити, Эдинбург.
  • Air Berlin — аэропорты Абердин, Белфаст-Сити, Гернси, Глазго, Джерси, Лондон-Гатвик, Лондон-Сити, Лондон-Станстед, Лондон-Хитроу, Манчестер, Ньюкасл, Эдинбург.
  • Air France — аэропорты Глазго, Лондон-Сити, Лондон-Гатвик, Лондон-Хитрой, Манчестер, Эдинбург.
  • Atlantic Airways Faroe Islands — аэропорты Абердин, Лондон, Манчестер.

Железные дороги Великобритании

Великобритания обладает самой старой в мире и весьма протяженной сетью железных дорог, покрывающих большую часть страны, от г. Пензанс в Корнуэлле до Турсо на севере Шотландии. Железнодорожные компании предоставляют широкий выбор билетов, что может сделать путешествие по Великобритании довольно запутанным. Как правило, билеты, забронированные за 7-14 дней до путешествия, обходятся дешевле. Старайтесь не путешествовать в часы пик (6-9.30 и 16-19 с понедельника по пятницу), так как в это время поезда часто переполнены, и цены на билеты выше. Гости Соединенного Королевства могут также заказать многодневные проездные билеты, позволяющие неограниченно путешествовать практически на всех железнодорожных линиях. Такие билеты можно приобрести для передвижения по окрестностям Лондона, всей территории Англии, всей территории Соединенного Королевства и даже территории Ирландии.

Существуют билеты, действующие четыре, восемь и пятнадцать дней (причем дни идут как подряд, так и заранее указываются те из них, в течение которых пассажир будет пользоваться железной дорогой). Они доступны у независимых распространителей и могут быть заказаны до приезда в Соединенное Королевство. Существует также проездной билет для путешествия внутри Великобритании в течение семи или четырнадцати дней подряд, который может быть куплен внутри страны и продается как ее жителям, так и гостям. Он стоит почти в два раза дороже туристического билета для гостей Великобритании и не может быть использован в лондонском метро, а также на Хитроу-Экспресс (или Хитроу-Коннект, следующему на запад от Хейс & Харлингтон).

Железнодорожные средства передвижения СК мало в чем могут соперничать со своими высокоскоростными аналогами во Франции и Германии (хотя скорость поездов Великобритании достигает 200 км/ч, однако этого все равно не достаточно для того, чтобы конкурировать с TGV во Франции или ICE в Германии), но тем не менее они составляют более выгодную альтернативу передвижению на автомобиле. Поезда в целом ходят достаточно часто, хотя точность их прибытия напрямую зависит от компании (отклонение в расписании — максимум 10 минут, и то это редкость). Стоит также учитывать, что многие популярные туристические маршруты требуют множества пересадок.

Железные дороги в Англии, Уэльсе и Шотландии были изначально построены и использовались рядом частных компаний. После приблизительно 150 лет независимости (и последующего объединения, приведшего к образованию четырех крупных компаний в 1923 году) они были национализированы как государственная компания British Rail в 1947 году, однако были вновь приватизированы в 1990-х. Железнодорожные пути недавно вернулись под государственный контроль (компания Netwok Rail), но поезда по прежнему остаются в собственности разных частных операторов.

Приватизация привела к огромному разбросу в качестве и цене на услуги железнодорожных перевозок. В то время как одни компании, обслуживающие пути железнодорожных сообщений, достигли лишь минимальных стандартов скорости, надежности и чистоты, другие предлагают превосходный сервис, который стоит своих денег. Между тем билеты можно приобрести на любой станции для передвижения между необходимыми пунктами железнодорожной сети, и это вполне нормально менять в пути одного оператора на другого.

National Rail — это ассоциация, созданная различными операторами для координации своей деятельности и обеспечения пассажирских перевозок. Сайт National Rail — это, возможно лучшее место для поиска полного расписания движения поездов и перечня тарифов, а также приобретения билетов. К тому же, билеты можно заказать в режиме онлайн через различных частных агентов, таких как, например, National Express. Тарифы существенно отличаются в зависимости от того, когда вы пользуетесь железной дорогой, и когда был заказан билет.

Билет второго класса в оба конца от Лондона до Манчестера может стоить от 40 до 219 фунтов. Главное правило — билеты должны быть заказаны как можно раньше. Также учтите, что иногда дешевле купить билет в оба конца, чем в один, так что проверяйте цену обоих. Если вас трое или четверо, спрашивайте, можно ли приобрести групповой билет. На большинство маршрутов, не в час пик, позволяется группам из 3-4 человек путешествовать по цене двух.

Проездной BritRail предоставляет доступ ко всей сети железных дорог на определенное количество дней, и при этом он доступен только иностранцам. Их можно приобрести через Интернет, воспользовавшись сайтом BritRail.com . К слову, эти проездные могут быть как для первого, так и для стандартного класса. Но при этом не все поезда располагают салоном первого класса. Эти проездные бывают нескольких видов:

  • BritRail Pass — классический пасс для территорий Англии, Шотландии и Уэльса, имеется двух видов: BritRail Consecutive Pass, действующий в течение определенного количества дней подряд (3, 4, 8, 15, 22 дней или 1 месяц). BritRail FlexiPass позволяет выбирать даты (действителен на 3, 4, 8, 15 дней или 1 месяц).
  • BritRail London Plus Pass — пасс для региона Юго-Восточная Англия и Лондона. Имеются проездные на 2 и 4 дня (в течение 8 дней) и на 7 дней (в течение 15 дней).
  • BritRail England Pass — удобный вариант для поездок по Англии. Имеется двух видов: BritRail England Consecutive Pass, действующий в течение определенного количества дней подряд (3, 4, 8, 15, 22 дней или 1 месяц), и BritRail England FlexiPass, позволяющий выбирать даты (действителен на 3, 4, 8, 15 дней или 1 месяц).
  • BritRail Pass + Ireland — действует на территории всего Соединенного Королевства и в Ирландии. Может быть на 5 и 10 дней (в течение одного месяца).
  • BritRail Freedom of Scotland — пасс для поездок по территории Шотландии. Может быть на 4 дня (в течение 8 дней) и на 8 дней (в течение 15 дней).

Основные железнодорожные службы:

  • The West Coast Main line (железнодорожная магистраль западного побережья) — обслуживается компаниями Virgin Trains , East Coast , London Midland и другими. Линия проходит с севера на юг между лондонской станцией Юстон и вверх по западному побережью Англии с остановками в Рагби, Кру, Манчестере, Ливерпуле, Престоне, Озерном крае, Карлайле и Шотландии с остановками в Мотеруэлле и центральной станции Глазго.
  • The East Coast Main line (железнодорожная магистраль восточного побережья) — обслуживается компаниями East Coast , Northern Rail , East Midland Trains и другими. Она идет от лондонской станцией Кингз-Кросс на север вверх по восточному побережью Англии с остановками в Питерборо, Донкастере, Лидсе, Йорке, Дарлингтоне, Дареме, Ньюкасле и далее в Шотландию с остановками в Эдинбурге и Глазго. Некоторые маршруты следуют далее на север в Данди, Абердин и Инвернесс.
  • Great Western Main Line (железнодорожная магистраль Западной Англии и Южного Уэльса) — обслуживается в основном компанией First Great Western , идет на запад от лондонской станции Паддингтон в Пензанс, возле Лендс Энд в Корнуэлле и Суонси в Уэльсе. Магистраль проходит также через Слау и Мейденхед в Рединг, затем разделяется. Одна ветка идет через Суиндон, Чиппенхем и Бат в Бристоль (станция Темпл Мидс) и затем в Тонтон, где воссоединяется с другим маршрутом, следующим напрямую из Рэдинга через Ньюбери, Татхем и Вестбери. Из Таунтона ветка идет через Ексетер в Плимут и затем в Пензанс. Южно-Уэльсский маршрут ответвляется от Бристольского после Суиндона, делая остановку в Бристоль-Парквей (станция на севере города с местами для дополнительной парковки), затем в Уэльсе в Ньюпорте, Кардиффе, и через несколько мелких остановок в Суонси. Хотя ряд поездов идет в Кармартен, а летом — в Тенби и Пемброк-Док, однако пассажирам, следующим далее на запад, следует делать пересадку в Суонси.
  • East Midlands Main Line (железнодорожная магистраль восточных земель) — обслуживается компанией East Midlands Trains и проходит от лондонской станции Сент-Панкрас в Дерби, Ноттингем и Шеффилд с остановками в Лутоне, Бедфорде, Веллинборо, Лестере (в числе других), некоторые поезда идут также до Лидса.
  • CrossCountry (национальная железнодорожная магистраль) — обслуживается в основном компанией Cross Country , проходит через большинство крупных городов Британии. На ветке используются дизельные поезда типа «Voyager». Центральным терминалом магистрали является станция Нью-Стрит в Бирмингеме, откуда поезда идут в Манчестер, Престон, Лидс, некоторые города Уэльса, Шотландии и многие другие.
  • The Great Eastern line (большая восточная железнодорожная магистраль) — обслуживается компанией Greater Anglia , идет с лондонского вокала Ливерпуль-Стрит в Норидж с остановками в Ипсвиче, Чемлсфорде и Колчестере. Некоторые поезда едут дальше в Харидж.
  • The Caledonian Sleeper Services (каледонская служба ночных перевозок) — обслуживается компанией First ScotRail , включает поезда, курсирующие между Лондон-Юстон и соответствующими станциями в Шотландии. Это 2 поезда, выходящие на маршрут каждую ночь (кроме субботы), — Lowland Sleeper (ночной поезд, следующий в города низкогорья Шотландии) и Highland Sleeper (ночной поезд, следующий в города высокогорья Шотландии). Билеты невозможно купить через обычную систему бронирования Национальной железной дороги, поэтому лучше покупать их через Интернет непосредственно на сайте компании First ScotRail , по телефону (08457 55 00 33) либо на Юстонском вокзале, а также на центральных станциях Шотландии.
  • High Speed 1 — линия, идущая из Лондона вплоть до тоннеля под Ла-Маншем. Ее длина составляет 108 километров, поезда способны передвигаться по ней со скоростью до 300 км/ч. Именно по этой линии идут поезда Eurostar, соединяющие Лондон с Парижем. Также оператором High Speed 1 является компания Southeastern .
  • Другие внутренние железнодорожные службы, не являющиеся частью сети Национальной железной дороги включают Heathrow Express, обеспечивающую проезд между лондонским аэропортом Хитроу и вокзалом Лондон-Паддингтон, лондонское метро и ряд мелких служб метро и легкорельсового транспорта в других городах.

Северная Ирландия

Железные дороги в Северной Ирландии обслуживаются государственной компанией Translink , также заведующей городскими и сельскими автобусными перевозками в Северной Ирландии. Площадь охвата территории Северной Ирландии сетью железных дорог довольно ограничена. Главная магистраль идет от Лондонберри на северо-запад, вдоль северного побережья и через всю страну в Белфаст. Из Белфаста идет международный поезд Enterprise, который делает остановки в Портадауне, Дрогхеде, Дандолке и Дублине. Недавние значительное инвестирование в железную дорогу привело к замене большой части подвижного состава в Северной Ирландии. Железная дорога Северной Ирландии не является частью сети Национальной железной дороги. Расписание поездов и автобусов можно найти на сайте Translink .

Движение в Великобритании

Во всей Великобритании действует левостороннее движение, поэтому вождение здесь может стать стрессом для гостей из стран, где действует правостороннее движение. Так, достаточно известен случай, когда голливудский актер Мэтью Бродерик спровоцировал в 1987 году аварию в Северной Ирландии, столкнувшись лоб в лоб с другой машиной, после того, как он выехал на противоположную сторону дороги.

Однако, с другой стороны, с помощью машины можно попасть практически в любую точку Великобритании. Парковка может стать проблемой в больших городах, особенно в Лондоне, где она очень дорогая. Бензин облагается серьезными налогами и потому довольно дорог, в настоящее время его стоимость составляет в среднем 1,37 фунта за литр. На дорогах Британии существует совсем немного пошлин (в основном за проезд по некоторым большим мостам и через туннели), единственная платная трасса — М6 в районе Бирмингема. За вождение в центре Лондона по будням с 7:00 до 18:00 также взимается плата размером 10 фунтов (12 фунтов за 2 дня). Движение тут очень активное, особенно в часы пик, когда загородные жители едут на работу и домой — обычно с 7 до 10 утром и с 16 до 19 вечером.

Лондонская кольцевая автомагистраль М25 пользуется чрезвычайно дурной славой (известна большинству британцев как лондонская «автостоянка», потому что движение здесь часто надолго прекращается), ее лучше избегать по утрам в понедельник и вечером в пятницу и использовать только в случае крайней необходимости. Во многих городах действует принцип «автомобиль-автобус», когда жители пригородов оставляют свои машины на стоянках на краю города и добираются дешевыми автобусами до центра города. Поэтому разумно будет не пренебрегать такой возможностью, так как часто проще оставить автомобиль у станций метро и использовать общественный транспорт.

На автомагистралях скорость передвижения ограничена до 112 км/ч; 96 км/ч — на загородных дорогах; и 48 км/ч — в населенных пунктах. Использование зон с ограничением скорости до 32 км/ч стало довольно распространенным для повышения безопасности на территориях вроде окрестностей школ. Камеры, следящие за движением, широко распространены на всех типах дорог, хотя в одних местах они используются чаще, чем в других. Существует ряд изменяемых ограничений скорости на автомагистралях М25 к западу от Лондона и М42 возле Бирмингема, цифровые значения которых указываются на круглых знаках красного цвета, установленных на конструкциях над дорогой; другие временные ограничения скорости изображены на табличках и являются скорее рекомендациями, чем требованиями. Скорости на автомагистралях обычно выше установленных ограничений (обычно как минимум 120 км/ч), поэтому туристам рекомендуется держаться ближе к внутренней полосе дороги. Ездить с медленной скоростью по левому ряду трассы крайне не рекомендуется.

Несмотря на то, что дорожная полиция сейчас практически вытеснена камерами слежения, правила вождения по-прежнему относительно хорошо соблюдаются, а дорожная сеть по статистике является одной из безопаснейших в Европе. Также следует отметить, что британские правоохранительные органы имеют доступ к базе данных регистрации транспортных средств разных стран мира. Кроме того, британские компании, сдающие машины на прокат, в таком случае могут снять сумму штрафа за превышение скорости с вашей кредитной карточки даже после того, как вы покинете страну. В последнее время полиция на некоторых дорогах начала наугад останавливать машины, зарегистрированные за рубежом, для того, чтобы удостоверится, что владельцы на самом деле не являются британцами, уклоняющимися таким образом от оплаты дорожного сбора / страховки / ежегодного технического осмотра и т. д. Хотя в наше время довольно редко можно увидеть машину дорожной полиции, некоторые все еще следят за дорогой в автомобилях без соответствующих опознавательных знаков. Любой офицер полиции, независимо от рода своей обычной службы, будет преследовать автомобиль, представляющий опасность на дороге.

Не пейте за рулем в Великобритании. Максимально допустимое количество содержания алкоголя в крови — 80 мг алкоголя на 100 мл крови (0,08%). Полиция часто патрулирует дороги в центрах больших и малых городов по вечерам в пятницу и субботу, отслеживая подвыпивших водителей. Учтите, что полицейский должен иметь объективные основания для подозрения вас в приеме алкоголя, он не может просто выборочно заставить кого-то пройти алко-тест, тем не менее, закон позволяет полиции остановить машину за любое нарушение правил, например, за непристегнутые ремни безопасности или даже за невключение поворотника на перекрестке. Меры пресечения за вождение в нетрезвом виде чрезвычайно строгие, полиция всегда сурова к тем, кто не смог пройти алко-тест или отказывается сделать это, и наказывает довольно строго. Штраф может составить 5000 фунтов (7400 €, 10256 долларов), минимальный срок запрета на вождение — 12 месяцев для первого нарушения, причем полиция может лишить свободы на срок до 6 месяцев.

Водители из-за рубежа должны иметь в виду, что многие британские водители расценивают мигание фарами как сигнал, разрешающий продолжать движение, а не как предупреждение. Это непонимание привело ко многим авариям.

Правонарушением является также использование мобильного телефона при вождении, хотя позволяется использовать наборы «hands-free». В случае остановки полицией за использование мобильного телефона, без каких-либо оговорок взимается штраф до 1000 фунтов. Также, в дополнение к последнему, в правах делается 3 отметки. Кроме того, закон требует, чтобы все пассажиры в автомобиле были пристегнуты ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры могут заработать штраф до 500 фунтов, хотя так случается не всегда. Если ремнем не пристегнут ребенок, ответственность за это ложится на родителя или опекуна (обычно водителя), с которого также взыскается штраф. Дети ростом ниже 1,4 метра также по закону должны использовать детские сиденья для безопасности.

Пригородный или междугородный автобус

Службы пригородного автобусного сообщения разнятся как по качеству, так и по стоимости услуг. Пригородный транспорт Британии в целом развит неплохо, однако порой хуже, чем в некоторых других развитых странах Полезно иметь ввиду, что во многих больших и маленьких городах действуют дневные проездные билеты на автобусы, которые позволяют значительно сэкономить. Местные жители и сотрудники автобусных станций всегда помогут, если возникнут проблемы с расписанием.

Передвижение в междугородном транспорте обычно более медленное (иногда существенно медленнее), чем на поезде, и автобусы ходят не так часто, хотя это комфортно и во многих случаях значительно дешевле. Междугородные автобусы, как и поезда, обычно доставляют пассажиров в центр города.

Крупнейшие компании, предоставляющие такие услуги в Великобритании:

  • National Express - междугородный автобусный сервис, имеющий наибольшую протяженность маршрутов в Великобритании, обслуживает все основные направления на острове; позволяет приобрести билеты через Интернет и в терминалах на станциях. Также можно приобрести билеты на один из 50 маршрутов отдыха.
  • CityLink обслуживает направления в Шотландии, билеты продаются через Интернет, в кассах или у водителя, хотя обычно рекомендуется заказывать билеты заранее.
  • Megabus — международная автобусная компания, обслуживающая основные направления по предельно низким ценам. Можно сэкономить на многих направлениях, особенно если заказ осуществлять заблаговременно. Для самых низких тарифов билеты надо заказывать за неделю или две. Однако они часто довольно дешевы и при заказе за меньший срок. Билеты приобретаются на сайте компании .

Такси

В Великобритании существует множество разных типов такси.

По Лондону курсируют легендарные черные «кэбы» (которые не всегда черные) — их легко узнать по уникальному внешнему виду. Их водители проходят серьезный тест на знание географии Лондона. Автомобили такого типа можно часто встретить и в других крупных городах, с подобными строгими правилами.

Вне Лондона обычные машины и микроавтобусы могут получить лицензию такси. Хотя местные органы управления решают, как они должны отличатся от обычных транспортных средств, однако независимо от этого такси всегда имеет дополнительную табличку, обычно сзади машины, где указаны данные о регистрации такси и числе пассажиров, которое оно может перевозить. Визуально такси почти всегда можно отличить по подсвечивающемуся знаку на крыше и часто — по характерной окраске.

Мини-такси (также известные в окрестностях Лондона как «автомобили предварительного заказа») представляют собой обычные седаны или минивэны и доступны по всей стране. Они работают как такси, но их следует предварительно заказывать в соответствующих службах мини-такси или по телефону. Проезд в мини-такси может оплачиваться по счетчику, как в обычных такси, и оцениваться по расстоянию/времени или же «без счетчика» по установленной таксе за выбранный маршрут. Должным образом организованные службы мини-такси всегда оснащают свои машины одобренными местными властями табличками, такими же, как и на обычных такси.

Любые другие машины или водители, предлагающие отвезти вас куда бы то ни было, могут не иметь лицензии или страховку; в некоторых крупных городах имеются проблемы с такими водителями, навязывающими свои услуги, поэтому стоит быть внимательными, особенно женщинам, путешествующим в одиночестве.

Морской транспорт

Паромы соединяют Британию со многими островами, включая остров Уайт, остров Мэн, Оркни и Шетландские острова. Имеется также масса автомобильных и пассажирских паромов, соединяющих Англию с Францией и Ирландию с Соединенным Королевством. Подробнее о паромных маршрутах можно узнавать на специальном сайте .

Автостоп

Передвижение автостопом в Британии может быть проблемой — гулять по обочине автомагистралей запрещено, поэтому движение стоит начинать с подъездов к трассам, а лучше всего — с заправочных и сервисных станций. В Великобритании автостоп не слишком популярен, многие водители могут быть удивлены, так как этот тренд — дело прошлого. В Англии в целом автостоп хуже, чем в Шотландии и Уэльсе, хотя это не строгое правило. Учтите, что движение транспорта во многих удаленных землях Шотландии и Уэльса весьма слабое. Другой пример — на юго-западе Англии всегда проще поймать машину, чем на юго-востоке. Также сложно передвигаться автостопом в районе больших городов. Не стоит выходить на пересечении трасс — здесь поймать машину будет чрезвыйчайно сложно.

Если используются таблички, то нужно писать на них номер трассы, а не города. Другими словами, добираясь от Бирмингема до Лондона, следует писать не «Лондон», а «М25».

I Транспорт (от лат. transporto переношу, перемещаю, перевожу) в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систему входит Т. общего пользованияБольшая советская энциклопедия

Содержание 1 Международный транспорт 2 Железные дороги 3 Дороги … Википедия

Отличительной чертой транспортной системы Японии, по сравнению с другими странами, является большая степень зависимости от железных дорог. Железнодорожным транспортом осуществляется более 52 % общих пассажирских и грузовых перевозок (на конец… … Вся Япония

Для объяснения разницы таких терминов, как Англия, Великобритания, Британия и Соединённое Королевство, или Ирландия, Северная Ирландия, Ирландская Республика, Свободное государство Ирландия и Королевство Ирландия, см. Британские острова… … Википедия

Общественный транспорт, доставка грузов, личный транспорт и пешеходы на улице Лейдсестраат, Амстердам Устойчивый транспорт (или зелёный транспорт) это любой сп … Википедия

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Государство в Западной Европе, конституционная монархия. Расположено на Британских о вах и отделено от материковой Европы Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш. Обособленное положение повлияло на историческое развитие страны. В ее состав … Географическая энциклопедия

Книги

  • Толкование МППСС-72 , А. Н. Коккрофт, Дж. Н. Ф. Ламейер. Книга посвящена одному из важнейших вопросов мореплавания - предупреждению столкновений судов в море. В ней наряду с доступным для самого широкого круга судоводителей пояснением Международных…
  • Лондон. Разрушение стереотипов, или Нетуманный Вавилон , Александр Смотров. Александр Смотров живет в Великобритании с 2003 года. Почти десять лет Александр был собственным корреспондентом РИА Новости в Лондоне, рассказывая россиянам о самых разных сторонах жизни…

эгп японии

1.не выгодное, т.к нет соседей

2. выгодное, т.к является лидером среди портовых государств и через нее проходит множество торговых путей

3. не выгодное, бедна полезными ископаемыми,обладает полиметалическими рудами и медными рудами, сельскохозяйственные районы не развиты

4. выгодное эгп

5.активизировались торговые отношения с другими государствами мира. С конца XII века до 1867 года феодальным государством, существовавшим на островах Японии, правили сёгуны. Феодальные правители ввели запрет почти на все контакты с иностранцами, опасаясь их экспансии и распространение христианства. «Закрытие» Японии предотвратило колонизацию страны. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Жестокая изоляция сильно повлияла на экономическое развитие страны. В то время, когда вся Европа семимильными шагами двигалась навстречу научно-техническому прогрессу, Япония по-прежнему находилась на аграрной стадии развития. В XX веке Япония была участницей трёх крупных войн (Русско-японской, 1-й и 2-й мировых) Во второй мировой войне выступала союзником фашистской Германии и Италии. В 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей, Советскому союзу в качестве военного трофея перешли все Курилы. Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией и предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались не обустроенными. Исходя из принципов справедливости, надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить мир с Японией, поставив точку во второй мировой войне.

6.благоприятное влияние, увеличилась производственная сфера

эгп великобритании

1.благоприятное

2.благоприятное, есть выход к антлантическому и тихому океану

3.благоприятное, среднее колличество полезных ископаемых

4.благоприятное

6.эгп положительно влияет на производственную сферу

В стране ведущая роль принадлежит морскому транспорту (86% грузооборота), он обеспечивает международные и внутригосударственные связи. На автомобильный транспорт приходится 75% внутренних перевозок (главная автомагистраль Лондон-Манчестер-Глазго), а на железнодорожный -около 20%.

С открытием железнодорожного тоннеля увеличилась роль этого транспорта в международных перевозках. Скоростные поезда преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа.

Речные пути используются для рекреационных целей, а роль трубопроводного транспорта возрастает.

Так как страна островная, велика роль воздушного транспорта. В стране 150 пассажирских аэропортов, которые обеспечивают связь со 120 странами мира. Перевозки осуществляются транснациональной компанией «Бритиш эйрвэйз». Крупнейшие аэропорты расположены в Лондоне (Хитроу и Гетвик).

Поскольку Великобритания – государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом.

Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% на каботаж.

Морской флот Великобритании составляет 9,6 млн. рег. бр.т. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным.

Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем.

эгп великобритании. Положение Великобритании по отношению к соседним странам.

Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.

Почти все перевозки осуществляются компанией «Бритиш эруэйз». Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также Манчестер, Лутон и Глазго – обеспечивают 75% всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр – Дюнкерк и Харидж – Остенде), каналом под Ла-Маншем и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Чтобы привлекать пассажиров на паромах открыта беспошлинная торговля.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза уступает железнодорожный и каботажный. В связи с развитием автотранспорта было снято более 12 тыс. км железнодорожных путей. Сейчас длина железнодорожных путей составляет около 17 тыс. км. одновременно расширяется сеть автомобильных дорог (371 тыс. км) и происходит их реконструкция.

При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны.

Транспортная система Великобритании википедия
Поиск по сайту:

Характеристика Великобритании

(Англия) 1 позиция по отношению к соседним странам 2 Предоставления против к основным наземных и морских транспортных маршрутов 3 Правила по отношению к основным топливом сырьевых баз, промышленных и сельскохозяйственные районы 4 позиции по отношению к основным области продаж продукции 5 Изменение ЭГП во временном 6 Общее заключение Влияние ЭГП на развитие и развертывание экономики страны

(Англия)1 Положение по отношению к соседним странам 2 Положение по отношению
к главным сухопутным и морским транспортным путям 3 Положение по
отношению к главным топливным сырьевым базам, промышленным и
сельскохозяйственным районам 4 Положение по отношению к главным
районам сбыта продукции 5 Изменение ЭГП во времени 6 Общий вывод о
влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны

  • 1) Великобритания граничит только с Ирландией.
    2) Островное гос-во является важным пунктом грузоперевозок из Европы в Америку и Африку.

    Сухопутный транспорт имеет значениетолько во внутренних перевозках.
    3) около Великобритании находится одна из крупных топливных баз Европы — Северное море. Великобритания через узкий пролив Ла-Манш соседствует с крупными зкономическими странами Европы — Франция и Нидерланды с Бельгией.
    4) Районами сбыта для Великобритании служат Европа, Америка, Азия и Африка
    5) ЭГП со временем существенно не изменилось с 80-х годов 20 века (образование ЕС).
    6) Благодаря удачному геогр положению (выход в Атлантику, рядом с Европой, прямая связь с США) Великобритания активно развивает свою экономику и международную торговлю.

    Крупнейшие экономические центры Великобритании располагаются на побережье, у крупных портов.

Самый легкий способ передвижения в центре Лондона – это метро. Вы можете приобрести билеты на одну или две поездки, но если вы часто пользуетесь метро, то весьма удобными будут проездные карточки.

Это могут быть карточки на один день, на неделю, или на месяц, и они дают возможность неограниченное количество раз использовать метро, автобус и поезд в тех районах, которые вы выбрали.

Проездные карточки на один день можно приобрести в кассах метро. Они действительны для проезда в метро и автобусах в любое время. Они не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.


Проездные карточки на неделю действительны для проезда в метро и автобусах в любое время, но не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.

Стоимость варьируется от количества выбранных зон.

Как добраться до центра города из аэропорта Хитроу

ТАКСИ. Стоянка такси находится рядом с выходом из аэропорта.

АВТОБУС . В центральный Лондон ездят автобусы аэропорта (А1 к вокзалу «Виктория» и А2 к вокзалу «Юстон») Стоимость проезда – около 6 фунтов. Билеты можно приобрести в здании аэропорта или в автобусе.

Автобусы отправляются каждые 20 минут.
МЕТРО . Линия «Пикадилли» идет от «Хитроу» до центра Лондона и связывает разветвленную подземную сеть метро.

Но если у вас много багажа, то поездка может оказаться затруднительной. Поезда отправляются каждые 5 минут, поездка занимает 55 минут.
СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД. В центр Лондона, на ж/д вокзал PADDINGTON, каждые 20 мин. ходят скоростные поезда, время поездки 20 мин.
ТАКСИ «Черные кэбы» — это характерная особенность лондонских улиц, они безопасны и их движение упорядочено.

Такси можно остановить на улице, когда горит желтый огонек, означающий, что такси свободно. Во многих местах, включая основные вокзалы, есть стоянки такси. Швейцары и портье в отелях закажут для вас такси. Будьте осторожны и не принимайте предложения водителей машин, не имеющих специальных знаков такси.

Многие из них не имеют законного разрешения на работу, поездка в таких машинах небезопасна, поскольку они не застрахованы, а водители часто не обладают необходимым опытом.

Городской транспорт

Лондон — один из городов мира, где транспорт стал легендой.

Первая в мире подземка и знаменитые двухэтажные автобусы составляют визитную карточку английской столицы. Разумеется, верные традициям лондонцы стараются сохранять их облик с наименьшими изменениями. Правда, лондонский городской транспорт давно уже не исчерпывается метро и красными двухэтажными автобусами Double Decker.

Несмотря на весь английский консерватизм, новые виды транспорта регулярно появляются в британской столице. Паровое метро давно стало электрифицированным, исчезло деление вагонов на классы, да и автобусы в Лондоне уже не только двухэтажные. Сейчас основную транспортную нагрузку по-прежнему несут метро и автобусы. Впрочем, история лондонского транспорта (начавшегося с омнибусов и пущенного в 1863 году парового метро) так велика и интересна, что в британской столице создан музей городского транспорта.

Метро (Underground, Tube) насчитывает двенадцать линий. Все они создавались в разное время и разными владельцами и поэтому до сих пор довольно сильно отличаются друг от друга. Некоторые поезда идут большей частью под землей, другие на поверхности.

С течением времени многие участки железных дорог переходили от метро к поездам дальнего следования и наоборот. На первый взгляд, схема метро, переплетающаяся с сетью обычных поездов, приводит в отчаяние, особенно после стройной системы московского метро. Однако разобраться в ней довольно легко. Линии часто разветвляются на отдельные ветки в тот или иной район города, поэтому нужно всегда обращать внимание на пункт назначения поезда.

Кроме того, по одним и тем же путям могут ходить поезда разных пиний. На основных линиях поезда ходят довольно часто, с интервалом не более пяти минут, на окраинных линиях можно прождать и полчаса.

Положение страны по отношению к соседним странам. Экономико-географическое положение стран

Тарифная система лондонского метро кажется сложной, но на самом деле разобраться в ней большой проблемы не составляет.
Весь Большой Лондон поделен на шесть зон, которые концентрическими кругами расходятся от центра.

Любой билет должен быть действителен во всех зонах, по которым проходит поездка. Поэтому, выбирая маршрут поездки, нужно следить за тем, чтобы ненароком не попасть в зону, в которой не действует Ваш билет. Вообще лондонское метро обычно позволяет добираться до цели несколькими путями. Среди них можно выбрать тот, который затрагивает меньшее количество зон. Скажем, если Вам нужно проехать из второй зоны в третью на противоположный конец города, Вы вполне можете объехать первую центральную зону и, таким образом, вдвое сократить стоимость поездки.

Самой дорогой является первая зона, включающая в себя центр города и наибольшее число туристских достопримечательностей.
Единая смарт_карта (Oyster Card) – еще один способ оплатить проезд в лондонском метро, автобусах и трамваях. Она также действительна на некоторых железнодорожных маршрутах и на линиях DLR (железная дорога облегченного типа Доклендз).

Oyster Card – более экономичная система оплаты, позволяющая привязать к магнитной карте несколько проездных, или использовать режим “pay as you go”.

Пополнить баланс магнитной карты можно на станциях лондонского метро, на некоторых железнодорожных станциях, в специализированных пунктах продажи этих карт, по телефону или на сайте www.tfl.gov.uk.
Совсем недавно в Лондоне восстановлен трамвай. Про двухэтажные автобусы известно всем, но мало кто знает, что пятьдесят лет назад по Лондону ходили двухэтажные трамваи.

Сейчас у лондонского трамвая три маршрута в южной части города. Двойные вагоны длиной в тридцать метров обслуживают район Кройдон (Croydоn). Трамвайные билеты продаются отдельно в автоматах на остановках. Если вам нужно после поездки на трамвае пересесть на автобус или наоборот, Вы можете купить “трамвайно-автобусный” билет по той же цене. Автобусные билеты в трамвае не действуют.
Еще один новый (ему немногим более десяти лет) вид лондонского транспорта — Docklands Light Railway (DLR).

Своим появлением он обязан краху лондонских доков, лишившихся заказов после модернизации морских грузовых перевозок. Крупнотоннажные контейнерные суда стали разгружаться в глубоководных портах побережья, оставив огромный лондонский район в запустении.

Программа возвращения к жизни района доков предусматривала появление там скоростного транспорта, который и был запущен в конце восьмидесятых. Поезд DLR — это несколько вагончиков без водителя, вмещающих около 250 человек. В настоящее время функционируют уже четыре линии.

Они обеспечивают связь бывшего района доков со станциями метро и железной дороги, а также с центром города. Система тарифов DLR такая же, как и в метро, билеты метро действительны на DLR и наоборот.
Билеты на транспорт можно купить в автоматах, расположенных на станциях метро и на остановках наземного транспорта. Кроме того, автобусные билеты можно купить у водителя.

Все детские билеты прекращают свое действие в 22:00.
В целом лондонский транспорт функционирует с четырех-пяти утра до часа ночи. Лучше не ездить во время «часов пик»: 07:30-09:30 и 16:30-18:30. Ночные автобусы имеют перед своим номером индекс N, например, N-23.

Все они проходят через Trafalgar Square. В воскресенье транспорт начинает ходить после семи утра и прекращает к полуночи. Интервалы движения в воскресенье примерно вдвое больше. На Рождество многие линии не функционируют вовсе.
Еще одной частью лондонской транспортной системы являются речные суда, курсирующие между множеством пристаней на Темзе.

Они принадлежат нескольким компаниям, и содержат в общей сложности двадцать маршрутов. Система тарифов на Темзе своя собственная.

В 2004 г., несмотря на продолжающееся сокращение объемов производства в добывающих отраслях (падение на 7,5%, в том числе в нефтегазодобыче на 8,2%), заметно ускорились темпы роста промышленного производства – они составили 1,3% против 0,4% в 2003 г. Анализ динамики промышленности в разрезе конечного использования продукции показывает, что в 2004 г. относительно высокими темпами росло производство инвестиционных товаров (увеличение на 2,7%) и потребительских товаров длительного пользования (на 3,5%). При этом происходило сокращение объемов производства сырья и материалов на 0,2% и потребительских товаров повседневного спроса на 0,9%. Из отдельных отраслей обрабатывающей промышленности Великобритании относительно высокие темпы роста наблюдались в переработке углеводородного сырья (увеличение на 5,6%), а также машиностроении (на 3,4%), металлургии и металлообработке (на 3,1%), химической промышленности (на 2,3%). В структуре промышленности Великобритании преобладает обрабатывающая промышленность (79,1%), далее идут горнодобывающая промышленность (12,2%), в том числе нефтегазодобывающая (11,2%) и электро-, водо- и газоснабжение (8,7%).

В Великобритании хорошо развита инфраструктура. Основными элементами транспортной инфраструктуры страны являются:

Железные дороги общей протяженностью 34 тыс. км, в том числе электрифицированные около 5 тыс. км, двойные или многопутные – 12,5 тыс. км. Железнодорожная инфраструктура насчитывает 2,5 тыс. станций, 40 тыс. мостов и туннелей. В крупнейших городах, таких как Лондон, Глазго и др., действуют так называемые легкие железные дороги, представленные различными видами наземного метро (221 км и 238 станций);

Автомобильные дороги, общая протяженность которых составляет более 392 тыс. км, из них около 3,5 тыс. км автострад (чуть менее 1% общей протяженности дорог) и более 9,3 тыс. км магистральных дорог (около 2,4%);

Внутренние водные пути (5 тыс. км), более 70 морских и 200 речных торговых портов;

140 лицензированных аэропортов, из них 25 наиболее крупных омологированы Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

В транспортном секторе Великобритании и в смежных отраслях занято 1,4 млн. чел.

Правительство Великобритании не без оснований относит инфраструктуру транспорта к стратегически важным секторам экономики страны – пятый год подряд последовательно реализуется специальная долгосрочная программа по развитию транспортной инфраструктуры страны на период до 2011 г., общая стоимость которой оценивается в 180 млрд. ф. ст., из которых 50 млрд. планируется привлечь из частного сектора. В рамках ее осуществления будет проведена реформа ж.-д. транспорта с целью увеличения пассажирских перевозок на 50% и грузоперевозок на 80%, для чего в эксплуатацию будут переданы 6 тыс. новых вагонов и локомотивов, модернизирована система безопасности движения. В соответствии с планом развития автотранспортной инфраструктуры намечено построить 80 новых и 100 объездных дорог, уложить шумопоглощающее покрытие на 60% магистральных дорог, увеличить на 10% автобусные перевозки, увеличить сеть скоростных дорог на 5% (на 580 км), а также улучшить систему контроля за движением автотранспорта.

Железнодорожный транспорт

За первые три квартала 2004 г. объем пассажироперевозок ж.-д. транспортом возрос на 2,3% по сравнению с таким же периодом 2003 г. и составил 31 млрд. пассажиро-км (I...III кварталы 2003 г. – 30,3 млрд. пассажиро-км). Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом за первые 9 месяцев 2004 г. снизился на 1,2% – до 66,6 млн. т (за такой же период 2003 г. – 67,4 млн. т). Проведенный анализ ситуации на железной дороге показал, что причинами продолжающихся аварий и нарушений расписания движения поездов являются неудовлетворительное состояние железнодорожных путей и неэффективность существующей системы управления железнодорожным транспортом.

Для улучшения ситуации на железных дорогах правительство лейбористов разработало специальный план развития железных дорог Великобритании до 2010 г., в соответствии с которым в отрасль будут привлечены частные инвестиции в размере до 40 млрд. ф. ст., что вместе с бюджетным финансированием отрасли в целом составит 73,5 млрд. ф. ст. Эти средства в основном будут направлены на обновление и модернизацию подвижного состава, железнодорожного полотна, систем безопасности движения поездов и железнодорожных вокзалов с целью качественного повышения уровня предоставляемых услуг и повышения привлекательности железнодорожного транспорта среди потенциальных пассажиров в условиях ужесточения конкурентной борьбы с другими видами транспорта.

В 2004 г. Министерство транспорта Великобритании опубликовало «Белую книгу: Будущее железнодорожного транспорта», дополнительно раскрывающую долгосрочные планы правительства по реорганизации этой отрасли. Так, для исправления складывающейся ситуации на железнодорожном транспорте Великобритании Министерство транспорта планирует к 2006 г. сократить число компаний – операторов пассажирского ж.-д. транспорта с 25 до 16, к 2010 г. – до 10. В этих целях в скором времени начнется процесс пересмотра франчайзинговых договоров с компаниями-операторами, срок действия которых затем будет устанавливаться на период от 2 до 15 лет.

При этом условия франшиз будут пересматриваться через 5 лет для достижения операторами установленных показателей повышения качества пассажироперевозок, увеличения числа поездов и обеспечения безопасности движения.
Политика правительства Великобритании в данной области непосредственно реализуется Министерством транспорта, которое в своей работе опирается на три неправительственные организации.

Автомобильный транспорт

На грузовой автомобильный транспорт Великобритании приходится 82% суммарного тоннажа перемещенных грузов и 62% общего объема грузоперевозок, который оценивается в 150 млрд. т·км. Среднее плечо перевозки грузов составляет 90...95 км. В Соединенном Королевстве зарегистрировано 426 тыс. грузовых автомобилей массой более 3,5 т, из них 16% – массой 38 т. Общее число компаний – операторов грузовых перевозок составляет 105 тыс., 84% из них располагают автопарком не более 5 грузовиков. Перевозка грузов в основном осуществляется большегрузными автомобилями. Автотранспортом грузоподъемностью более 25 т перемещают 88% грузов. Динамика грузоперевозок большегрузными автомобилями представлена в табл. 1.

В 2004 г. в Соединенном Королевстве насчитывалось более 96 тыс. автобусов, из них 16 400 двухэтажные и 43 200 стандартные автобусы на 40 пассажирских мест и более. Практически все автобусные компании – частные, за исключением 17, которые принадлежат местным органам власти. В Лондоне оперируют 25 автобусных компаний, обслуживающих более 700 маршрутов. На их деятельности весьма положительно сказалось введение платы (5 ф. ст.) за въезд в центр города автомобилей с числом пассажирских мест менее 9.

Авиационный транспорт

В 2004 г. объем перевозок авиационным транспортом, прошедший через аэропорты Великобритании, оценивается в 2,1 млн. т грузов и 176,9 млн. пассажиров, из них британскими авиакомпаниями – 1 млн т грузов и 110 млн. пассажиров. Основная часть перевозок приходится на международные рейсы. В эксплуатации находилось более 920 самолетов, которые обслуживали около 640 внутренних и международных рейсов. Авиационные перевозки в Великобритании осуществляются 50 частными компаниями. Деятельность авиационных компаний Великобритании регулируется Службой гражданской авиации CAA, в задачи которой входят вопросы безопасности полетов, защита прав пассажиров, исследования в природоохранной области, консалтинг и т. п., а также сертификация пассажирских авиалайнеров и их экипажей, выдача лицензий авиационным операторам, контроль за ценами пассажирских билетов на внутренних авиалиниях и размерами сборов в британских аэропортах.

Несмотря на значительные проблемы, возникшие в отрасли за последние несколько лет из-за высоких цен на горючее и реакции рынка на теракты в США, прогнозы развития индустрии авиаперевозок достаточно оптимистичны, так как основные негативные изменения (падение прибылей за счет снижения числа пассажиров и др.) в данной отрасли остались позади. Объемы грузовых и, что важнее, пассажирских перевозок, осуществляемых британскими авиакомпаниями на международных маршрутах, увеличились на 1 и 4,5% соответственно.

В Великобритании имеется около 140 лицензированных гражданских аэропортов. Семь наиболее крупных контролируется коммерческим оператором «British Airport Authority» (ВАА). Вторым по величине оператором аэропортов является компания TBI, которая управляет тремя аэропортами – London Luton, Cardiff International и Belfast International.

Британские власти разработали «Доктрину развития авиационного транспорта», которая предусматривает развитие существующих аэропортов. Только ВАА планирует вложить до 2014 г. в развитие принадлежащих ей аэропортов 8,6 млрд. ф. ст. Согласно прогнозам число авиапассажиров будет увеличиваться на 4% ежегодно в течение следующего десятилетия, а к 2030 г. может вырасти в 2...3 раза. Кроме того, за последние 10 лет перевозка грузов уже увеличилась вдвое.

Морской транспорт

Экономика Великобритании находится в большой зависимости от состояния национального морского торгового флота. По данным Министерства транспорта и Судоходной палаты Великобритании, около 95% тоннажа и 75% стоимости британских внешнеторговых грузов, а также до 25% товаров внутренней торговли перевозится водным путем.

В британский Регистр внесены 649 судов водоизмещением свыше 100 так называемых «длинных» тонн; их суммарная грузоподъемность – 15 млн. т. Среди них:

149 судов общим дедвейтом 5,5 млн. т для перевозки нефти, газа и химикатов;

453 судна дедвейтом 9,3 млн. т, нанимаемые в качестве сухогрузов и контейнеровозов;

47 пассажирских судов суммарным дедвейтом 100 тыс. т.

По данным британского статистического ведомства, 77% судов, принадлежащих британским компаниям, зарегистрированы в Соединенном Королевстве, на острове Мэн или британских заморских территориях.

Для обслуживания морских торговых судов и пассажиров, а также обработки грузов в Великобритании построено более 70 международных морских торговых портов, имеющих коммерческое значение, а также более 200 небольших портовых пунктов, где обрабатываются местные грузы. Ежегодно через британские порты проходят перевалку более 565 млн. т грузов (из них около 220 млн. т импортных и 180 млн. т экспортных), а также перевозится до 30 млн. пассажиров.

В Лондоне расположена штаб-квартира Международной морской организации, входящей в структуру ООН, а также представительства более 120 судовладельческих компаний мира. Здесь же находятся ведущие регистровые компании. В частности, «Ллойдовский морской регистр», являющийся старейшим и вторым в мире (после японского «Society Class NK») классификационным обществом, в котором зарегистрировано до 20% тоннажа мирового морского торгового флота.

Автомобильная промышленность

В автомобильной промышленности страны работает 18 компаний, из которых 11 производят легковые и 7 – грузовые автомобили и автобусы. Число занятых в данном секторе экономики превышает 700 тыс. чел.

Около 80% выпускаемых на территории страны автомобилей производят компании с иностранным капиталом. Единственной национальной компанией по серийному выпуску автомобилей является MG Rover. Из британских заводов иностранных компаний можно отметить Honda в г. Свиндон, Nissan в г. Сандерленд, Toyota в г. Бурнастон (графство Дербишир), BMW в г. Оксфорд, PSA Peugeot Citroёn в г. Ритон (около г. Ковентри).

Интересен тот факт, что в 2004 г. российский бизнесмен Н. Смоленский приобрел компанию TVR, выпускающую около 1 тыс. спортивных автомобилей в год стоимостью около 50 тыс. ф. ст. каждый. Всего в 2004 г. в Великобритании произведено 1,6 млн. легковых автомобилей, что на 0,7% меньше, чем в 2003 г.

Производство коммерческих автомобилей находится на уровне 190...210 тыс. Выпуск легковых автомобилей для экспорта в 2004 г. по сравнению с 2003 г. повысился на 3,1% – до 1,1 млн. ед., выпуск продукции для внутреннего рынка упал на 9,1% (до 0,5 млн. ед.). Более 70 из каждых 100 автомобилей, производимых в Великобритании, идет на экспорт.

Рынок коммерческих автомобилей Великобритании в 2004 г. характеризовался ростом спроса. В этой связи их производство за год увеличилось на 10,8% (до 209 тыс.). Данный показатель является самым высоким с 1999 г.

Всего в Великобритании в 2004 г. было зарегистрировано 3,4 млн. новых автомобилей, и их число выросло по сравнению с 2003 г. на 5,4%. Наиболее продаваемым автомобилем в Великобритании является Ford Focus, за ним следуют Vauxhall Corsa и Ford Fiesta.