![Не могу думать, концентрировать внимание. Нарушение внимания: что делать, если донимают невнимательность, рассеянность и забывчивость](https://i0.wp.com/blog.wikium.ru/wp-content/uploads/2016/01/Prichiny-narusheniya-kontsentratsii1.png)
Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.
Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.
Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:
Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.
Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.
В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.
Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.
С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе
К списку таких болезней относятся:
Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.
Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.
Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.
При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.
Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.
Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.
Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:
1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.
2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.
3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:
4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.
5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:
Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.
В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.
Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.
Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.
В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.
При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.
У многих родителей складывается впечатление, что их ребенок способен на большее, ему нужно только научится лучше концентрироваться.
Различают два вида нарушений концентрации: «активно-импульсивный» и «пассивно-замкнутый». Дети первого типа хотят все делать быстро, им часто не хватает терпения, учебный материал они воспринимают поверхностно. Такой ребенок заранее не думает, чего он, собственно, хочет достигнуть, он с большим воодушевлением приступает к выполнению заданий, однако очень быстро теряет интерес, особенно если возникают какие-то сложности. Домашние задания дети с этим типом нарушения концентрации часто не записывают, на договоренности с ними и на их обещания полагаться невозможно. На уроках эти дети легко отвлекаются и занимаются чем угодно, только не тем, что просит учитель. Такие дети не хотят принимать на себя никакой ответственности, имеют обыкновение перекладывать вину на других и быстро впадают в состояние ярости, истерики или даже агрессии, если у них что-то не получается.
Дети с «пассивно-замкнутым» типом нарушения концентрации, наоборот, кажутся рассеянными и обычно долго возятся с любым, даже самым простым заданием. Если при выполнении домашней работы у них возникают трудности, они могут запросто перевернуть лист и начать рисовать. На уроках эти дети погружены в собственные мысли, они витают в облаках. Как правило, у них отсутствует чувство времени, поэтому они постоянно опаздывают. Часто это люди творческого склада, но они не способны воплотить в жизнь свои таланты, так как сами теряются в мире своих фантазий. Они хотят всего одновременно и не умеют расставлять приоритеты.
Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».
Обратите внимание на следующие моменты.
Всем привет, друзья! Вы довольны состоянием своей памяти, концентрацией внимания? Может, в последнее время наблюдаете их ухудшение? Если так, не огорчайтесь и не спешите в аптеку за лекарствами. Сначала стоит разобраться с причинами ухудшения мозговой деятельности. Сегодня предлагаю поговорить на эту трепетную тему, а заодно узнать, какие методы лечения взять на заметку, если ухудшилась память и внимание. Что делать в этом случае?
По сути, ухудшение (резкое снижение) памяти, рассеянность и забывчивость свидетельствуют о нарушении одной из функций головного мозга. Общее медицинское название этих заболеваний – астенический синдром.
Разумеется, при резком снижении концентрации внимания и действительно плохой памяти нужно, не затягивая, идти к своему лечащему врачу. Даже если вы избегаете медикаментозного лечения, поход в клинику нужен хотя бы для точного диагностирования болезни. Не пренебрегайте этим.
Бывает, напротив, человек слишком тревожится по поводу своего самочувствия и по поводу плохого запоминания в том числе. В этом случае целесообразно приостановиться, успокоиться эмоционально и хорошенько подумать, вызывает ли объект запоминания интерес. Ведь, в сущности, проблема «плохой» памяти может быть вызвана именно отсутствием интереса. Тогда стоит проверить память на чем-то более интересном.
Среди эффективных практик для естественного восстановления мозговой деятельности различают корректное повторение информации, ассоциации и развитие различных впечатлений от нее, грамотное извлечение информации из памяти. Все методы условно можно разложить по уровням – от простейших до сложных. Главное, что тренировать собственную память реально, это под силу каждому из нас.
Вот так, друзья. Учитесь управлять памятью и делитесь своим опытом на эту тему в комментариях. Жду ваши мнения по поводу уже опробованных препаратов и различных практик для мозга.
Также для при ухудшении памяти рекомендуется пропить курс витаминов. При отсутствии противопоказаний, препараты с концентрацией йода и эти натуральные витаминно-минеральные комплексы действительно помогут предотвратить развитие той или другой болезни нервной системы.
С вами был Денис Стаценко. Увидимся
Так происходит из-за того, что мозг не успевает перерабатывать огромный поток информации, и происходит снижение его активности. Также, концентрация внимания может стать слабой из-за заболеваний головного мозга, сосудистых нарушений и психических отклонений.
Симптоматика плохой концентрации внимания
Плохая концентрация внимания, как отдельное заболевание, делится на три основных типа:
Начальный тип нарушения концентрации внимания, как правило, не имеет ярко выраженной симптоматики и часто просто не воспринимается людьми за отклонение. Действительно, в каком-то плане это скорее временное явление, вызванное перенапряжением, стрессовыми ситуациями или ухудшением общего состояния здоровья. Тип №1 выражается неконтролируемым желанием переключения внимания на разные объекты и отсутствием сосредоточенности на одном деле.
Второй тип нарушений концентрации внимания лечения требует более усиленного. Этот тип называют «концентрацией ученого» и он является противоположностью первого. Во время него человек, напротив, очень сложно переключает свое внимание с одного дела на другое, маниакально увлекшись каким-то занятием.
Этот тип нарушений концентрации внимания является самым опасным. Он возникает как у людей, подвергшихся переутомлению, так и у людей, которые страдают кислородным голоданием и плохой работой мозга. Она проявляется резким спадом интереса к своей деятельности, трудностями с переключением внимания и полной рассеянностью.
В группу риска попадают пожилые люди, работники производственной сферы и люди, которые длительное время занимались умственным трудом без отдыха. Данная степень концентрации внимания лечению должна подвергаться обязательно! Врач-невропатолог подбирает для больного медикаментозную терапию, настаивает на режиме отдыха и отвлечения. Очень хорошо помогает отдых в санатории.
Причины потери концентрации внимания могут быть различными, но основными все-таки являются:
Доктора нашей клиники быстро и достоверно определяют, какие конкретно у пациента имеются причины потери концентрации внимания. Это очень важно, ведь вышеперечисленная симптоматика также может проявляться и при серьезных заболеваниях мозга.
Вы всегда можете записаться на прием к опытным специалистам, которым известны методы избавления от весьма специфических недугов, например симптомы и лечение воспаления лицевого нерва.
Концентрация – возможность сосредоточить ресурсы на чем-то одном. Соответственно, концентрация внимания – возможность продолжительное время быть сосредоточенным на одной задаче. Люди с проблемами концентрации внимания с трудом справляются с работой, не вникают в монологи собеседника, теряя нить рассказа, а их забывчивость обусловлена не нарушениями механизмов запоминания, а тем, что такой человек попросту не может сосредоточиться. Так, если человек смотрит фильм «вполглаза», не помнит персонажей и сюжетные повороты, то и дело переспрашивает, кто этот герой или как герои попали в некую ситуацию – это явный маркер нарушения концентрации внимания.
Дело может быть в банальной усталости, недостатке некоторых микроэлементов, а может – и в серьезных заболеваниях или травмах. Так, нарушение концентрации внимания по типу рассеянности (т. н. «рассеяние») некогда описал ученый Вильям Джеймс. Этот синдром связан исключительно с внешними обстоятельствами и не имеет отношения к дефициту витаминов либо патологиям ЦНС. Невнимание-«рассеяние» по Джеймсу проистекает ввиду монотонности работы, из-за отсутствия каких-либо событий в ходе деятельности человека, а также из-за чрезмерной усталости. Самый яркий пример – невнимание шофера, который очень долго ведет машину по пустынной дороге.
Есть и другой вид низкой концентрации внимания: когда человек пребывает в гневе или эйфории, его внимание концентрируется минимально. Поэтому и говорят, что «влюбленные не наблюдают часов». Но такое нарушение концентрации кратковременно и ситуативно.
Серьезная нехватка в организме витаминов группы В, недостаточная выработка коэнзима Q10 и некоторых аминокислот, нарушение работы сосудов также приводят к нарушению концентрации внимания – однако и эти состояния не являются патологиями.
Если же, кроме невнимательности, человек страдает от перепадов настроения, не способен принимать решения, у него плохо с памятью, особенно с краткосрочной, были случаи т. н. ложной памяти (когда пациент вспоминает события, которых на самом деле никогда не было), отсутствует нормальное ориентирование во времени, имеют место апатия и безынициативность – нужно обращаться к психиатру и лечиться комплексно, витамины и отдых тут не помогут.
В первую очередь это:
Косвенный признак нарушения внимания – проблемы со сном, ночные неоднократные пробуждения или, наоборот, ненормально долгий сон.
Если человек сообщил об описанных выше сложностях врачу, путем несложных вопросов или письменных тестов устанавливается, насколько далеко зашла неспособность пациента к сосредоточению (крайняя степень невозможности сосредоточиться называется «апрозексия»). Когда больной все же может сосредоточиться, просто быстро отвлекается, говорят о «рассеянности внимания». Если же внимание сперва хорошо концентрируется, но постепенно ослабевает, ставится диагноз «истощаемость внимания» (обычно свидетельствует о недостатке нужных веществ или о травме головы; это лечится медикаментозно).
Наконец, иногда диагностируют т. н. «сужение объема внимания»: концентрация присутствует, но на чем-то очень узком, полностью теряясь вне, например, личных переживаний или научной задачи.
Если вы заметили у себя перечисленные выше симптомы, но по каким-то причинам не можете обратиться к неврологу, стоит начать принимать такие безрецептурные препараты, как:
Вне психических заболеваний для восстановления концентрации внимания врачи применяют:
Полезно пить не меньше двух литров воды ежедневно, стараться высыпаться, есть много зеленых овощей (салат, шпинат и т.д.) и продуктов, которые содержат полиненасыщенные жиры (орехи, яичные желтки, растительное масло, морская рыба), а также тыкву.
Важно также помнить, что центральная нервная система среди прочих элементов содержит также и гистамин, который проводит не только аллергические реакции, но и нервные импульсы, то есть ведет себя как нейромедиатор. При терапии нарушенного внимания этот гистамин может высвобождаться, когда активизируются все молекулы, распознаваемые организмом как нейромедиаторы, и, в результате, человек сталкивается с аллергическими отеками, зудом, непереносимостью отдельных видов еды и другими симптомами гистаминовой непереносимости там, где и предположить не мог. Поэтому тем, кто системно борется с проблемами концентрации, нужно принимать препараты, угнетающие лишний гистамин, но не оказывающие ненужного воздействия на организм. Поскольку традиционные антигистаминные средства так или иначе имеют побочный эффект в виде сонливости и заторможенности, а это пациентам с нарушениями внимания совсем не нужно, есть смысл обратить внимание на диаминоксидазу (сокращенно – DAO), фермент, который разрушает уже поступивший в кровь гистамин, и при этом не вступает в обмен веществ, действуя локально (в тонком кишечнике).
Сегодня мы поговорим о том, как развить концентрацию внимания, о методиках ее улучшения, невольно вырывается слово «оптимизация»:), но, как вы понимаете, этот пост скорее относится к психологии и лайфхаку, хотя, конечно, и затрагивает интернет-маркетинг.
А знаете ли вы, что во время чтения внимание человека достаточно сильно рассеивается и поддается внешним раздражителям. В среднем от 20% до 40% общего времени проведенного за этим действием вы витаете совершенно в другом месте.
Но если в случае поглощения информации всегда есть возможность возвратиться и перечитать упущенный материал, то в рабочем процессе негативный эффект потери фокусировки на определенной задаче куда более значителен. Как выработать концентрацию внимания, чтобы повысить свою эффективность?
Рассеянность внимания негативно сказывается на качестве работы и времени ее выполнения. Сознательно контролировать внимание на определенной цели задача довольно непростая и как показывает практика изнурительная, но зная принципы функционирования и физиологию центральной нервной системы, а в свою очередь - и концентрации, можно с легкостью справится с этой проблемой.
2 отдела мозга, ответственные за контроль внимания
Перед тем как перейти непосредственно к вопросу о том, как тренировать концентрацию внимания, к причине рассеянности и снижения способности сконцентрироваться на определенной задаче, нам стоит понять, как функционирует наш мозг. Даниэль Канман в своей книге «Думай медленно, решай быстро» разделяет головной мозг на 2 системы (условное название: Система 1 и Система 2)
Система 1- наше подсознание - безостановочно функционирует без наших усилий; реагирует на внешние и внутренние раздражители, вследствие чего и генерирует позыв или импульс к определенному действую - например, обернуться, услышав свое имя. Система 2 (сознание) представляет собой критические, рациональные и сознательные мысленные процессы и является своеобразным процессором позывов исходящих от Системы 1 - если возвратиться к примеру о реакции человека повернутся, услышав свое имя, то именно Система 2 принимает решение либо откликнуться, либо проигнорировать потенциального собеседника.
Подведем короткий итог: Система 2 отвечает за все процессы, требующие осознания и приложения усилия воли, в то время как Система 1 является рефлективной, подсознательной частью мозга, напрямую реагирующей на внешние раздражители и создающей определенные позывы к действию. На данной картинке можно довольно наглядно рассмотреть функции обеих систем.
(Система 1- красная часть мозга; Система 2 - серая часть мозга.)
Причины потери или ухудшения концентрации
Система 2 нашего мозга отвечает за мыслительные процессы, и именно при помощи нашего сознания мы концентрируемся на определенной задаче или объекте. Дело в том, что наше сознательное мышление подвергается влиянию множества внешних источников отвлечения или помех, что в свою очередь делает задачу фокусировки довольно сложной.
В своей книге «Концентрация: скрытый ингредиент превосходства» (Focus: The Hidden Power of Excellence), Даниэль Гольман (Daniel Goleman) делит источники отвлечения на 2 типа: сенсорные и эмоциональные.
Если от сенсорных раздражителей - шум, визуальные раздражители и т. д.- можно довольно легко избавится, устранив их физически, то эмоциональные причины потери концентрации, вызванные Системой 1 нашего мозга, устраняются совершенно другим путем.
Эмоциональные раздражители (внутренний диалог, поток мыслей о событиях в нашей жизни) вызваны насущными проблемами, стрессами, расстройствами и т. д. - все мы знаем, как тяжело приняться за работу, когда эмоциональный груз домашних проблем целиком и полностью занимает наш разум, и вас мучает вопрос, как повысить внимание.
Попытки волевым усилием забыть о проблемах и сконцентрироваться на поставленной задаче еще больше истощат ментальные резервы и, скорее всего, не увенчаются успехом. Помимо этого, нашему разуму присуще свойство фокусироваться именно на негативных и беспокоящих нас задачах и событиях, поскольку они чрезвычайно важны, и Система 1 стремится к их быстрейшему решению.
В данном случае не стоит пытаться блокировать источник дискомфорта - качественное восстановление и отдых являются лучшими способами регенерировать умственные способности и улучшить концентрацию.
Как восстановить концентрацию?
Вашему мозгу требуется восстановление и отдых так же, как и мышцам после изнурительной физической нагрузки; как и тело, разум не сможет полноценно функционировать, будучи перегруженным и изнуренным. Но если телу требуется определенный период времени на полноценную регенерацию, ментальные ресурсы восстанавливаются простыми, приятными и эффективными способами. Как развить концентрацию внимания?
Упражнения, описанные ниже, стоит внести в свою ежедневную рутину, и тогда вам удастся предотвратить рассеянность внимания и поддерживать здоровые функционирование Системы 2.
Поскольку целью медитации является фокусировка внимания при осознании самого факта вашей рассеянности, то постоянные усилия весьма быстро положительно скажутся на качестве концентрации - скоро вам будет намного проще концентрироваться на определенной задаче и предотвращать потерю внимания. Помимо улучшения концентрации, медитация способствует снижению уровня стресса, улучшению памяти и творческих способностей, а также увеличивает количество серого вещества в мозгу - что в результате положительно влияет на эмоциональную стабильность и позитивность эмоций.
Как повысить концентрацию внимания? Эффективный совет, касающийся медитации: не стоит предполагать, что для нее требуется несколько часов провести вне мира сего - уделив медитацииминут на работе, вам удастся довольно качественно восстановить и очистить свое сознание.
Автор книги «Концентрация: скрытый ингредиент превосходства» Даниэль Гольман советует проводить время на природе - прогулки способствуют восстановлению нервных процессов посредством своеобразного отключения от суеты и забот; также в ходе эксперимента было доказано, что прогулка по улицам города уступает в своей пользе времени проведенному в парке - месту, более удаленному от раздражителей, и менее стимулирующему умственную активность. Чем ближе вы к природе и чем дальше от городской суеты, тем лучше вам удастся восстановить свой «умственный резервуар».
3. С головой в любимое занятие
Как повысить уровень внимания, развлекаясь? Погрузившись в свое любимое занятие, вам с легкостью удастся восстановить ресурсы своей системы рационального мышления, в то время как ваше внимание будет сконцентрировано на простой, не требующей умственных усилий задаче. Например играя в популярное и всеми любимое приложение Angry Birds, вы полностью отдадите внимание простой и забавной игре, в то время как внутренний диалог, потребляющий умственные ресурсы, будет остановлен, что даст возможность вашему разуму восстановиться.
От нашей способности концентрироваться зависит как качество нашей работы, так и возможность ее выполнения вообще. Помимо этого, неспособность сфокусироваться и рассеянность внимания не только негативно влияют на работоспособность, но и на эмоциональное и умственное здоровье, которое еще сильней ухудшается в следствии попыток концентрации волевым усилием.
Помните о способах умственной регенерации и основных принципах работы мозга и о том, как улучшить внимание. Упражнения из этой статьи могут вам пригодиться.
Для здорового и эффективного функционирования сознания за благосостоянием ментальных ресурсов стоит следить так же внимательно и бережно, как и за телом. Поддерживайте свой разум в хорошей форме, и он отблагодарит вас эффективной работой, хорошим настроением и креативными идеями.
Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.
Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.
Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:
Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость - вот к чему может это привести.
Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.
В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.
Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.
С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе
К списку таких болезней относятся:
Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.
Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.
Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.
При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.
Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.
Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.
Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:
1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.
2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.
3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание - признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:
4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.
5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:
Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.
В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.
Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.
Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.
В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.
При этом профилактика - в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.
Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.
Синдром дефицита внимания (СДВ), о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.
Рассеянность рассеянности – рознь. Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.
Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:
Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.
Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:
Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами нарушения памяти и другими признаками психического нездоровья.
Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны - при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:
В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это - различные патологические состояния организма:
Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:
Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.
При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:
Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ (церебрастеническая форма, неврозоподобная или сочетанная).
Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.
В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.
Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:
Избыточная активность, называемая гиперактивностью, как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.
Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.
Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.
Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…
Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.
При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность, которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).
И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.
СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…
50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.
К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.
Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.
Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:
Первым этапом на пути к диагнозу является:
Кроме этого, для диагностики СДВГ применяется широкий спектр лабораторных и инструментальных методов исследования:
К лечению СДВГ подходят комплексно, включая в программу:
Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.
Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».
Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:
Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты, скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.
Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь, если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны. Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, ноотропы и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.
Все мы когда-либо испытывали проблемы с концентрацией внимания. Она может снижаться как у взрослых, так и детей. В этой статье вы узнаете всё о проблемах с концентрацией: что это и почему они возникают, каковы признаки, симптомы, а также возможные причины низкой концентрации внимания. Нужно ли волноваться по этому поводу? Также мы дадим вам 11 советов, которые могут помочь повысить концентрацию.
Концентрация внимания и мозг. Рис. My SPECT study from Amen Clinic
Концентрация внимания может снизиться у людей в любом возрасте, это довольно распространённая проблема. У детей это проявляется в ухудшении оценок и школьной успеваемости в целом. У взрослых уменьшается работоспособность, также изменение концентрации внимания может отразиться на семейной жизни и в целом негативно влиять на повседневную жизнь. Даже может нарушить наши социальные, рабочие отношения и т.д. Поэтому крайне важно вовремя принять необходимые меры, чтобы решить проблемы с концентрацией и улучшить внимательность.
Концентрация – это способность эффективно фокусировать наше внимание на задании, которое мы выполняем. Кроме того, при хорошей концентрации внимания мы способны блокировать различные отвлекающие факторы, например, посторонние звуки или даже наши собственные мысли.
Когда уровень концентрации внимания оптимален, нам легче выполнять работу, мы делаем меньше ошибок и тратим на неё меньше времени, лучше запоминаем информацию.
Проблемы с концентрацией, снижение концентрации внимания – это неспособность сконцентрироваться и сосредоточиться на нужном стимуле. При этом нас может отвлекать шум, звук мобильного телефона, различные мысли и т.д., в результате чего мы перестаём выполнять задачу.
Уровень концентрации человека зависит от следующих факторов:
При выполнении этих условий мозгу гораздо легче сфокусировать внимание на важных стимулах и блокировать все остальные нежелательные стимулы и отвлекающие мысли.
Проблемы с концентрацией внимания
Способность к концентрации у детей не так высока как у взрослых, поскольку их мозг ещё недостаточно развит. Дети, как правило, не способны концентрироваться и удерживать внимание в течение часа, пока идёт скучный урок. Это происходит не потому, что с ними что-то не так. Очень часто мы слишком много требуем от детей. Ребёнку необходимо играть и экспериментировать, поэтому занятия должны быть динамичными и увлекательными. В этом случае дети будут способны внимательно слушать целый час. Узнайте о том, как учится мозг и насколько важна мотивация.
Если ребёнок не может сконцентрироваться в классе и при этом не страдает какими-либо нарушениями и не испытывает трудностей в других ситуациях, обычно проблема заключается в структуре урока и манере преподавания учителя, которая не соответствует возрасту и потребностям учеников.
Можно говорить о проблемах с концентрацией у ребёнка если:
Если у ребёнка присутствуют все эти симптомы, возможно, всё гораздо серьёзнее, и есть риск того, что он страдает СДВГ.
У взрослого нарушена концентрация внимания когда:
Очень важно понимать, почему нарушена концентрация, поскольку в ряде случаев, в первую очередь, необходимо лечить первопричину данной проблемы.
Как научиться концентрировать внимание? Некоторые пищевые добавки, обещающие улучшить внимание и решить проблемы с концентрацией, являются дорогими и неэффективными. Зачастую в их состав входит какой-то витамин или микроэлемент, которые вы легко можете найти в любом другом питании, причём в гораздо большем количестве и дешевле. Поэтому никакие дополнительные пищевые добавки для укрепления памяти, концентрации или внимания вам не нужны. Единственное, что вы должны принимать – это назначенное доктором лекарство, в том случае, если у вас серьёзное нарушение концентрации внимания. Узнайте, какие витамины и минералы могут улучшить работу мозга, и в каких продуктах их можно найти.
Как развить концентрацию внимания? Концентрация – это когнитивный процесс, который можно улучшить с помощью подходящей тренировки. Батарея клинических упражнений от CogniFit (“КогниФит”) – это профессиональный инструмент, доступный всем. С помощью простых и увлекательных онлайн игр CogniFit (“КогниФит”) позволяет протестировать и тренировать мозговые функции, которые нарушаются при снижении концентрации.
Изучение пластичности мозга показало, что чем больше мы используем нейронную сеть, тем сильнее она становится. Это также относится к нейронным сетям, задействованным в способности к концентрации: распределённое внимание, фокусированное внимание, когнитивная гибкость и ингибиция.
Программа когнитивной стимуляции от CogniFit (“КогниФит”) для улучшения концентрации была разработана опытной командой учёных, неврологов и когнитивных психологов. Программа сначала с точностью тестирует уровень концентрации внимания и другие основные когнитивные функции, а затем на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексную персонализированную когнитивную тренировку. Программа CogniFit (“КогниФит”) рекомендована для детей от 6 лет и взрослых и доступна онлайн.
Упражнения CogniFit на концентрацию внимания
Концентрация часто ухудшается из-за усталости и умственного переутомления. После выполнения задач, требующих значительных усилий, таких, как работа или учёба, концентрация нарушается, если мы не отдыхаем. Необходимо отдыхать каждые полтора часа в течение 10 минут – это поможет вам взяться за задачу с новыми силами. Это время вы можете использовать для прогулки, растяжки, похода в туалет или приготовления себе чашки кофе…
Прогулка по парку или лесу может значительно улучшить уровень концентрации. Прогулка на природе помогает успокоиться и расслабиться, она не требует от нас повышенной концентрации и внимания. В отличие от города, когда мы должны постоянно следить за дорожным движением, окружающими людьми, что вынуждает нас постоянно быть настороже. Согласно данному исследованию, на природе мы можем отдохнуть, отключиться от проблем, улучшить свои когнитивные способности. Поэтому постарайтесь найти побольше времени для прогулки по парку и лесу – там, где много растительности. Заведите себе здоровые привычки!
Как достигнуть 100% концентрации? Исследования показали, что осознанная медитация Mindfulness помогает улучшить внимание, а также понижает уровень стресса, тревожности и депрессии. Поэтому это идеальное упражнение для повышения концентрации. С помощью медитации можно отогнать нежелательные мысли, она помогает нам сконцентрироваться на чём-то одном. Вы заметите улучшение даже если будете практиковать медитацию всего 5-10 минут в день или в перерывах между работой или учёбой. Программы осознанной медитации для детей также показали свою эффективность.
Если вы относитесь к тем людям, которые легко отвлекаются при выполнении заданий, лучше уберите всё то, что может вас отвлечь. Спрячьте гаджеты, а если вы работаете на компьютере – старайтесь не открывать страницы, не имеющие отношение к тому, над чем вы работаете. Если вас отвлекает шум, используйте наушники или беруши.
Сложные задания выполняйте тогда, когда вы свежий и отдохнувший. В этом случае вы сможете эффективно решить их, а затем уделить внимания более простым. Если же наоборот, сначала вы выполните то, что попроще, при решении более сложных задач вы будете уставшим. Расставить приоритеты поможет список задач в порядке убывания их значимости и сложности.
Зачастую мы ощущаем себя рабами электронной почты или телефонных звонков. Мы ошибочно считаем, что должны быть доступны 24 часа в сутки. Мало того, что это снижает нашу производительность, также ухудшается наша работоспособность и концентрация. Поэтому выделите определённое время в течение дня, когда вы доступны для телефонных звонков и ответов на сообщения.
Одна из самых больших инвестиций в улучшение ваших когнитивных способностей – это поддержание организма в отличной форме. Питайтесь правильно, не голодайте, ешьте здоровую пищу. Выделяйте время для сна и отдыха – 7-8 часов сна вполне достаточно. Посвящайте время досугу и релаксации, это поможет снизить уровень стресса и улучшить концентрацию.
Мультизадачность, сама по себе не являющаяся чем-то плохим, тем не менее может повысить уровень стресса и отвлекаемость. Поэтому в данной ситуации лучше всего сосредоточиться на чём-то одном.
Существуют многочисленные игры, играя в которые ежедневно, вы можете улучшить концентрацию и внимание. “Стакан воды”, “Белая стена”, “Свеча” и многие другие. Узнайте, с помощью каких упражнений можно научиться концентрировать внимание.
Спасибо, что прочитали эту статью. Будем признательны за вопросы и комментарии.
Перевод Анны Иноземцевой
Psicóloga en continua formación. Apasionada de la sexología y la intervención psicológica. Deseosa de mejorar la calidad de vida de las personas mediante la práctica clínica y la comunicación a través de la red.
Если время от времени вы испытываете дефицит внимания и не можете сосредоточиться на нужных вещах, это может сильно повлиять на ваши карьерные и личные успехи.
Американские эксперты помогут вам выделить основные отвлекающие факторы («убийцы внимания») и научат бороться с ними:
Решение проблемы.
Категорически откажитесь от посещения социальных сетей во время работы. Если вам не терпится проверить свою страничку, сделайте это во время перерыва. Только тогда сплошной поток постов не прервет ваши мысли. Если вы не в состоянии себя контролировать, просто уберите свой ноутбук в то место, откуда вы сможете его забрать только после смены. В этом случае речь может идти об интернет-зависимости, поэтому консультация психолога вам также не помешает.
Решение проблемы.
Вместо ежеминутной проверки ящика вам нужно выделить для этого строго определенное время. В остальное рабочее время по возможности держите почтовую программу закрытой. Это позволит вам сосредоточиться на других делах.
Решение проблемы.
Найдите, наконец, подходящее применение идентификатору звонков. Если вызов не срочный, пусть он переключается на голосовую почту. Если у вас очень напряженная работа, поставьте на своем телефоне тихий режим, чтобы звонок не отрывал вас от мыслей так резко. Для проверки голосовой почты выделяйте строго определенное время. Прослушивание каждого сообщения по одному разу будет не столь утомительно, как постоянные ответы на звонки в течение дня.
Решение проблемы.
По возможности организуйте свою работу таким образом, чтобы в одно время вы были заняты только одним проектом. Иными словами, количество переключений внимания с одного дела на другое должно быть сведено к минимуму.
Решение проблемы.
Заключите сделку с собой: если вы усердно занимались скучной работой определенный период времени (например, час), вы заслужили 10 минут перерыва. Или вознаградите себя чашечкой кофе, любимым сэндвичем, короткой прогулкой. Скучную работу проще закончить, если вам есть к чему стремиться.
Кстати, скучные дела - это то, что можно делать в порядке многозадачности. Например, во время заполнения однообразных рецептов вы можете слушать радио. Это поможет вам «пережить» монотонную работу.
Решение проблемы.
Один из способов избавиться от назойливых мыслей о проблемах - записать их на бумаге и попытаться решить. Напишите список поручений, домашних обязанностей и других дел, которые вам предстоят. Укажите, почему эти мысли вас беспокоят. Укажите способы решения проблем. Как только вы все это оформите, вы, скорее всего, сможете освободить свой разум.
Решение проблемы.
Освойте техники уменьшения стресса, такие как медитация. Это поможет вам вынырнуть из омута тяжелых мыслей, улучшит внимание и работоспособность. В одном западном исследовании люди, прошедшие 8-недельный курс медитации, продемонстрировали явное улучшение внимания по результатам психологических тестов. Если вы не можете найти группу по медитации у себя в городе, поищите в интернете.
Решение проблемы.
Большинству здоровых взрослых людей будет достаточно 7-9 (в среднем 8) ночного часов сна для полноценного отдыха. Вместо работы по ночам до красных глаз сделайте выбор в пользу здорового сна. Это поможет вам оставаться в форме в течение дня. Определите днем время, когда вы чувствуете себя отдохнувшим и свежим - это идеальное время для выполнения самых ответственных дел.
Решение проблемы.
Будьте готовы в нужное время подпитать свой мозг, куда бы вы ни отправились:
Всегда хорошо завтракайте перед работой.
. Ешьте продукты с высоким содержанием протеинов (сыр, мясо).
. Отдавайте предпочтение сложным углеводам (цельные злаки).
Решение проблемы.
Если у вас депрессия, первым правильным шагом является консультация у врача или психолога. Депрессия при квалифицированном подходе очень хорошо поддается лечению. Многие исследования убедительно доказали эффективность антидепрессантов и различных немедикаментозных методов терапии.
Решение проблемы.
Если вы подозреваете, что причина ваших проблем с концентрацией в лекарствах, поговорите с врачом или фармацевтом. Неплохой вариант - поискать информацию о принимаемых вами лекарствах в интернете.
Решение проблемы.
Если вам все время трудно сосредоточиться и у вас были нарушения внимания в детстве, то стоит проконсультироваться с врачом по поводу СДВГ. Есть много методов, которые позволят эффективно справляться с вашим состоянием, включая поведенческую терапию и медикаменты.
Константин Моканов