История России во второй половине XIX века. Россия во второй половине XIX века

История России во второй половине XIX века. Россия во второй половине XIX века

- 42.38 Кб

Кафедра «Философии и социально-гуманитарных наук»

По курсу: «Отечественная история»

На тему: «Особенности культурного развития России

во второй половине 19-го века»

Введение

Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально- политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подверглась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин; во многих домах, особенно магазинах, вводилось газовое освещение.

Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному уровню людей - возникала необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Непреложной общественной потребностью стали развитие народного образования, создание новых высших учебных заведений, системы технической школы, различных культурно-просветительских учреждений и т. п.

Культурный процесс развивался не только «вширь», но и «вглубь», охватывая все новые социальные слои населения. Демократизация культуры стала определяющей доминантой этого периода. Центром культурной жизни провинции становится театр. При большом проценте неграмотных даже среди городских жителей он был более доступным, чем литература, средством просвещения. При этом постоянные русские театры возникали не только в центральных губерниях, но и в западном и юго-восточном районе.

Главной участницей и идейной вдохновительницей культурно- просветительного движения выступала прогрессивная, разночинная интеллигенция, видевшая в этом свой нравственный долг. Стремление улучшить жизнь народа путем просвещения побуждало представителей интеллигенции к участию в Комитете грамотности, земских и вечерних школах, многочисленных благотворительных организациях. При этом такая деятельность воспринималась с большим энтузиазмом. Интеллигенция стремилась придать культурно-просветительному движению наиболее демократический характер. При этом культурно-просветительная деятельность в этот период нередко сочеталась с деятельностью политической.

Конец XIX века принес новые изменения в русскую жизнь. Промышленный подъем 90-х годов, появление новых индустриальных центров и крупных капиталистических монополий, рост крупных городов и транспортной сети - все это оказало большое влияние на социальную структуру страны, ее общественный быт и культуру.

Одновременно рубеж веков стал временем напряженных умственных исканий, интенсивной идеологической работы, временем вызревания новых художественных течений в литературе, изобразительном искусстве, театре - общественное развитие меняло не только содержание, но и формы художественного творчества.

1. Русское искусство и художественная литература

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX века был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Н. Чернышевский и его последователи ставили задачи не только правдивого, но и критического отражения действительности, выявления пороков общества, иногда даже вопреки эстетическим требованиям произведения. Такие крайности привели к конфликту в среде интеллигенции и спору о роли и месте искусства в общественной жизни.

1.1 Художественная литература

Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам – вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно- преобразующую миссию.

На вторую половину XIX в. и первое десятилетие ХХ в. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910), создавшего такие шедевры, как повести «Детство. Отрочество. Юность», «Хаджи-Мурат», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и др.

Гениальный писатель Ф.М. Достоевский (1821-1881) обогатил мировую культуру произведениями, которые по мастерству, глубине мысли стоят рядом с произведениями У.Шекспира. Его роман «Бедные люди», произведения «Двойник», «Белые ночи», «Неточка Незнамова» отличаются глубоким психологизмом, своеобразием характеров и обстоятельств, обращенностью к страданиям людей из народа. В 60 – 70-х гг. Достоевским были созданы самые выдающиеся его произведения – «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», в которых отразились острые противоречия действительности и общественного движения в переломную эпоху развития России.

Младшим современником Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского был Н.С. Лесков (1831-1895) – художник, который умел удивительно тонко и глубоко правдиво показать величие русского характера и горькую судьбу талантливого человека в России («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Некуда», «Обойденные», «На ножах», «Загадочный человек», «Смех и горе», «Левша», «Очарованный странник»).

К 80-м гг. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904). Мысль о трагедии человека, задавленного мещанской обыденностью, разоблачение пошлости, интеллигентского пустословия, отражение тоскливой жизни « маленьких» людей и вера в осуществимость позитивных перемен определили особенности рассказов, повестей и пьес А.П. Чехова («Сказки Мельпомены», «Пестрые рассказы», «Степь», «Скучная история», «Палата № 6», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»).

Проза И.А. Бунина (1870-1953) – это лаконичные и выразительные картины голодной, нищей русской деревни, с ее социальными противоречиями, оскудевших заброшенных помещичьих усадеб, раздумья о судьбе России («Суходол», «Новая дорога», «Чернозем», «Деревня», «Антоновские яблоки» и др.).

Максим Горький (1868-1936), в начале литературной деятельности развивал лучшие традиции романтизма XIX в. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), а в реалистических рассказах («Коновалов», «Супруги Орловы», «Челкаш») показал мечты о справедливости и протест бунтаря-одиночки.

Правдивое изображение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям, понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым – вот что отличало творчество писателей-реалистов.

1.2 Русское искусство

С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. Многообразие тенденций общественной мысли XIX в. нашло отражение в искусстве, где с одной стороны, обострилась критика социальной действительности, а с другой – идеализировалось историческое прошлое России и усилилась тяга к национальному в искусстве. Основной темой искусства этого периода стала тема народа – страдающего, униженного, но могучего и талантливого.

Музыка. Это период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского и др.

В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов – М.А.Балакарева, А.П. Бородина, Ц.А.Кюи, М.П.Мусорского и Н.А.Римского-Корсакова,- оформился в конце 50-х – начале 60-х гг. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В.Стасова.

В период деятельности «Могучей кучки» были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточная фантазия «Исламей», симфоническая поэма «Русь» М.Балакирева; Первая симфония А. Бородина; оперы «Вильям Ратклиф» и «Сын мандарина» Ц.Кюи; симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», опера «Борис Годунов» М.Мусоргского; Первая и Вторая симфонии, опера «Псковитянка» Н.Римского-Корсакова.

По утверждению Стасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и «крайняя ее склонность к программной музыке». Композиторы призывали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории.

Творчество гениального композитора М.П.Мусоргского (1839-1881) тесно связано с отечественной историей. Его ранние произведения, песни и романсы на слова русских поэтов и собственный текст: «Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Семинарист»; оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», в которых главным действующим лицом является не безмолвный, а восставший народ, а темой – народное движение за правду и свободу; вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти».

Гениальный П.И.Чайковский (1840-1893) написал целый ряд выдающихся произведений, в которых радостные, жизнеутверждающие темы чередовались с трагедийными, пессимистическими полотнами: «Чародейка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Орлеанская дева», шесть симфоний и др. Тема борьбы человека за счастье – центральная в его творчестве. Гений Чайковского также проявился в эстетике балетного искусства. Его музыка стала основой нового типа балетного спектакля, большого симфонического, классического балета, в котором через многоплановые образы утверждались общечеловеческие чувства и мысли.

Выдающийся композитор Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908) – продолжатель традиций М.И.Глинки. Из 15 созданных им опер (его любимый жанр) девять написаны на сказочные сюжеты, связанные с миром природы: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко» и др. Богато представлено симфоническое творчество Римского-Корсакова, часто в жанре сюиты, увертюры («Светлый праздник», «Шехерезада»). Им написано 79 романсов.

Творчество замечательного русского композитора, пианиста и дирижера С.В.Рахманинова (1873-1943) стало достоянием широких кругов любителей музыки во всем мире. Лучшие его произведения были созданы в последнее десятилетие XIX – начале ХХ вв., до эмиграции из России. Это опера «Алеко», симфоническая фантазия «Утес», оперы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Всенощное бдение» и большое число романсов.

Для выдающегося русского композитора А.Н.Скрябина (1871-1915) характерно стремление создать в музыке свои формы знаковой системы (цвет, звук), найти путь к новому существованию, взаимодействию и синтезу искусств. Его симфонические поэмы: «Поэма экстаза», «Прометей».

Изобразительное искусство. Во второй половине ХIХ в. в живописи интенсивно проявляется реализм, который развивался параллельно с реализмом в литературе в русле демократических процессов. Художники-реалисты вступили в конфликт с представителями академической школы, т.е. с официальным искусством, за что подверглись суровой критике, а их попытка преодолеть каноны академического классицизма привела в итоге к появлению нового направления. В истории русской культуры это событие получило название «бунт тринадцати».

Протест проявился в том, что лучшие выпускники Академии художеств порвали с Академией и организовали «Первую Санкт-Петербургскую артель художников». Инициатором стал И.Н.Крамской. В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок, членами которого были И.Н.Крамской, В.Г.Перов, Г.Г.Мясоедов, Н.Н.Ге, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.А.Серов, Братья Васнецовы, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов и др. Товарищество организовывало передвижные выставки по стране, приобщая к искусству сотни тысяч людей и пропагандируя реалистическую школу живописи.

Стремясь служить своим творчеством народу, передвижники обращались к его истории, природе, прославляли величие, силу, красоту и мудрость русского человека, решительно осуждали самодержавие и угнетение. Этих художников поддерживал критик В.В.Стасов и купец-меценат П.М.Третьяков, покупавший лучшие полотна тогда еще мало известных художников. Позже из собрания Третьякова возникла знаменитая художественная галерея.

Поразительными эффектами освещения, романтическим характером пейзажей отличались картины А.И.Куинджи (1842-1910): «Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре». Внимание к мельчайшим изменениям природы, предметов и в то же время обобщенность, цельность картины – это живопись Ф.А Васильева (1850-1873): «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг». Пейзажи И.И.Шишкина (1832-1898) – это отражение вечного, незыблемого на земле: «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу».

И.Е.Репин (1844-1930) работал в жанре и портрета, и бытовом, и пейзажа, и историческом. Кроме образов героев-революционеров, он пишет портреты выдающихся современников – М.И.Глинки, А.Ф.Писемского, М.П.Мусоргского, Н.И.Пирогова, П.А.Стрепетовой, В.В.Стасова, Л.Н.Толстого, раскрывая личность в психологическом и социальном плане. Его привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны с историческими событиями – «Царевна Софья», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В.И.Суриков (1848-1916) – замечательный живописец, в искусстве которого воплотился русский национальный гений. На 80-е гг. приходятся его наиболее значительные полотна – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». В 90-х гг. Суриковым были написаны картины, в которых отразились героические свершения русского народа – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».

Театр. Существование монополии столичных императорских театров сохранялось до 1880г. Помимо столичных, в России существовало много крепостных театров. Их место занимали народные театры, благотворительные или коммерческие, появившиеся как итог демократизации общественной жизни. После отмены монополии императорских театров в России появилось много частных, которые тоже играли весьма заметную роль и способствовали проникновению театрального искусства на периферию.

Описание работы

Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подверглась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин; во многих домах, особенно магазинах, вводилось газовое освещение.

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

Американский анархизм так и остался бы движением богемных интеллектуалов, но после гражданской войны в США произошли некоторые изменения. Осваивался запад страны, бурно развивалась промышленность, создавались крупные промышленные центры, такие как Чикаго и Кливленд, которые вскоре станут центрами анархического движения. Развитие промышленности потребовало больше рабочих рук, что вызвало массовую миграцию из стран Европы. Именно этим двум факторам и обязан своим возникновением левый революционный американский анархизм.

В Европе в то время были популярны левые идеи, и многие из мигрантов являлись анархистами и социалистами. Здесь достаточно сказать, что долгое время большинство анархистской прессе выходило не на английском языке, но на русском, идиш и немецком языках, поскольку большинство анархистов были русскими, немцами и евреями, приехавшими в США в поисках лучшей доли.

Мигранты из Европы также составляли большинство зарождающегося промышленного пролетариата. Они и стали основной целью анархистской пропаганды. И если старый анархизм первой половины 19 века существовал в реалиях раннекапиталистического общества с большим количеством частных собственников, что определило его правый, рыночный характер, то анархизм второй половины 19 века уже развивался в совершенно иных условиях становления массового промышленного пролетариата. Что и определило его левый, социалистический характер.

Становление промышленного пролетариата в США повлекло за собой и углубление социального неравенства, обнищание низших слоев населения и увеличение богатства высших классов, что обернулось необходимостью для рабочего класса организовываться в борьбе за свои права и интересы. Конечно, рабочие организации и промышленный пролетариат в США существовали еще до гражданской войны. Но после гражданской войны началось особенно бурное развитие промышленности. Для сравнения, в 1850 году в США насчитывалось полтора миллиона промышленных рабочих, а к 1900 году их было уже 10 миллионов.

Существовали в США раньше и профсоюзы. Но действительно знаковая для американского рабочего движения организация, орден “рыцарей труда”, была создан в шестидесятые годы девятнадцатого века. Орден строился по образцу тайных масонских лож, и возглавлялся Великим Мастером Рыцарей Труда. Как и масонские ложи, орден являлся тайной организацией. Своей целью он ставил справедливое распределение благ в обществе, при котором рабочие получили бы доступ ко всем благам цивилизации. Самым главным оружием были названы стачки, к которым, впрочем, “рыцари труда” старались не прибегать без крайней необходимости. Для своего периода “рыцари труда” были довольно прогрессивной организацией. Дело было сразу после гражданской войны. Еще вчера негры не считались за людей и являлись собственностью. В американском обществе сохранялись сильные предрассудки насчет чернокожих. В этих условиях “рыцари труда” были единственной рабочей организацией, что принимала в свои ряды всех, независимо от цвета кожи, национальности и пола. Не принимали только адвокатов, банкиров, докторов (которые, по мнению “рыцарей”, “мало знают но дорого берут”) и тех, кто был замешан в производстве и торговле спиртным.

Помимо стачек, “рыцари” активно объединялись в кооперативное движение. Как и в случае с коммунами, кооперативы как средство борьбы с капиталом также были испробованы еще в позапрошлом веке, и с треском провалились. “Рыцари” надеялись вытеснить капиталистические предприятия кооперативными, которые должны были перестроить американскую экономику на кооперативный лад. Но со временем наступило разочарование в кооперативах, которые, в сущности, изменили не так много для работающих в них людей. И это было массовое движение, в которое были вовлечены сотни тысяч людей. Капитализм тогда был гораздо более слабым, а современных всесильных транснациональных корпораций еще не существовало. Нужно ли говорить о том, насколько наивны представления некоторых современных анархистов, спустя полтора века выдвигающих те же самые идеи, уже провалившиеся в прошлом в гораздо более выгодных условиях?

Но как бы то ни было, “рыцари труда” оказали колоссальное значение для американского рабочего движения. Не смотря на свой тайный характер, к 1886 году орден насчитывал уже 750 тысяч членов. Однако та же самая закрытость ордена способствовала распространению представления о нем, как о революционной коммунистической организации. Это привело к выходу из ордена ряда профсоюзов, создавших “Американскую Федерацию Труда”, стоящую на позициях тред-юнионизма. АФТ считали, что нужно заниматься не всякими революционными глупостями, вроде классовой борьбы, а стремиться к заключению соглашения между работником, предпринимателем и правительством, которое устроило бы всех. В будущем АФТ станет одной из основных американских рабочих организаций, и сыграет большую роль в борьбе с революционной угрозой в США.

Но проблема для “рыцарей труда” заключалась в том, что в действительности они не были революционной организацией. И вслед за тред-юнионистами из организации вышли и анархисты с социалистами, создавшие множество небольших революционных профсоюзов, которые не пользовались особым успехом до 1905 года, пока не объединились в революционную рабочую организацию “Индустриальные Рабочие Мира”. “Рыцари труда” же, после выхода из ордена как сторонников, так и противников революции, потихоньку угасали и теряли и влияние, и численность.

Анархисты этого периода довольно активно участвовали в рабочей борьбе. Наиболее известным случаем является, конечно, бунт на Хеймаркет-сквер в 1886 году. 1 мая этого года рабочие по всей стране начали забастовку, требуя введения восьмичасового рабочего дня. 350 тысяч рабочих прекратили работу. Забастовка сопровождалась полицейским насилием и убийствами бастующих рабочих. 4 мая анархисты организовали митинг в Чикаго, который являлся центром забастовочного движения. Митинг собрал огромное число рабочих, но проходил довольно скучно и уныло, пока на место не прибыла полиция и не заявила что-то вроде “ваше сборище незаконно, расходитесь”. В ответ в полицейских из толпы прилетела бомба… Полиция открыла огонь и перестреляла кучу народа и друг друга. После инцидента развернулись репрессии против рабочих и анархистов. Сотни человек были арестованы и подвергнуты пыткам. Вскоре восемь анархистов были задержаны по обвинению в подстрекательстве толпы к бунту. И хотя на митинге присутствовал лишь один из задержанных анархистов, их признали виновными. Один из анархистов покончил с собой в тюрьме. Трое были приговорены к каторге. А четверо повешены. В истории эти восемь анархистов известны как “чикагские мученики”. Случай стал довольно резонансным, и в честь этого события вскоре рабочие и социалисты во всем мире начали отмечать первое мая как день борьбы за права трудящихся людей. Смысл этого “праздника” уже изрядно подзабыт, но отмечается он до сих пор, хотя и мутировал в “праздник весны и труда”.

Рабочая борьба и организация рабочего класса были основным направлением деятельности для анархистов этого периода. Хотя им до 1905 года не удавалось создать мощного революционного профсоюза, этот опыт, тем не менее, дал американскому анархизму большое количество способных ораторов и организаторов, которые спустя несколько десятилетий, уже в преклонном возрасте, будут принимать участие во многих эпизодах рабочей борьбы времен “красной угрозы”. Наверное, одним из наиболее ключевых персонажей для рабочего анархизма этого периода является Люси Парсонс – жена одного из “чикагских мучеников”. Одна из будущих основательниц “Индустриальных Рабочих Мира”, она отметилась как великолепный оратор, организатор и публицист, активно участвующий в рабочем и анархистском движениях. Наибольшую известность ей принесла организация кампании за освобождение “чикагских мучеников”. В конце 19 века она действовала в рядах “Международной Рабочей Народной Ассоциации” – отколовшейся от социалистов анархистской организации, занятой, преимущественно, рабочей борьбой. Многие из анархистов, которые являлись не мигрантами из Европы, а рожденными в США американцами, начинали в то время как социалисты, развиваясь в дальнейшем в сторону анархизма.

Люси Парсонс – одна из активнейших организаторов рабочего анархизма 19 века

Вообще это три основных источника кадров для анархистов того времени – социалистические движения, орден “рыцарей труда” и мигранты из Европы, многие из которых еще до прибытия в штаты являлись приверженцами анархизма. Какой-то “преемственности” между правым анархизмом первой половины столетия и анархизмом этого периода особо то и нет. Преемственность здесь скорее от “рыцарей труда”, американских социалистов и европейских анархистов.

Уже в этот период в США разворачивается агитация за “пропаганду действием”, которая станет основой для анархистского террора начала XX века. Началась эта пропаганда еще с публикаций “Международной Народной Рабочей Ассоциации” руководства для рабочих обращения с динамитом и призывами к бездомным заниматься террором. Но пропаганда вышла на новый уровень с прибытием в США человека интересной судьбы – Иоганна Моста. Иоганн ранее был немецким социал-демократом, и заседал в немецком парламенте. Как правило, дорвавшись до власти люди забывают все свои идеалы, и начинают много воровать да гулять по яхтам и особнякам с наркотой и девушками легкого поведения. Но не таков был Иоганн Мост, он оказался человеком твердых убеждений. И, как честный человек, увидев систему изнутри и поняв, что парламентаризм не работает, Иоганн разочаровался в социал-демократии. Что и привело его в анархизм. Анархистов он стал довольно радикальным – написал книгу-инструкцию по изготовлению бомб и ядов, и, поскитавшись по Европе, отправился в США пропагандировать “пропаганду действием”. “Пропаганда действием” – это революционные насильственные акты, совершая которые революционеры должны подавать пример народу. Все большее число людей должно следовать за их примером и прибегать к революционному насилию. Ииии… profit!

Иоганн Мост оказался талантливым агитатором, и довольно быстро обзавелся последователями в США. Наиболее известными и способными были молодые евреи, мигранты из Российской Империи, что вскоре станут лидерами американского анархизма и наиболее авторитетными его представителями – Эмма Гольдман и Александр Беркман. Но пока что они просто слушали пламенные речи Иоганна Моста и тусовались в богемной среде правого анархизма. Будучи сами левыми анархо-коммунистами по убеждениям, они переняли ряд маргинальных идей и практик из правого анархизма, вроде фрилава и анархо-феминизма. В будущем, когда Эмма Гольдман станет авторитетнейшей анархистской, она будет “на ножах” с Люси Парсонс как раз по этому вопросу. Люси Парсонс – это такая представительница “классвара” в американском анархизме. Уделяя много внимания проблемам женщин, она, тем не менее, отвергала феминизм Эммы Гольдман и полагала, что освобождение женщины возможно только через освобождение рабочего класса. У Гольдман же на этот счет были несколько более либеральные взгляды, что и приводило к постоянным конфликтам между двумя уважаемыми анархистками. Как видим, за сто лет мало что поменялось, и даже конфликты в анархическом движении те же самые. Должно быть, пройдет еще сто лет, и анархисты по прежнему будут конфликтовать по этому поводу.

Время шло, и в 1892 году Беркман и Гольдман решили опробовать иди Иоганна Моста на практике. Благо, что и повод был подходящий. В местечке Хомстед, что под Питсбургом, случился трудовой конфликт. Рабочие сталелитейного завода попытались организовать профсоюз и бороться за повышение заработной платы, а управляющий Генри Клей Фрик (Фрик – это фамилия) оказался не очень рад этому известию, и объявил локаут – массовое увольнение всех рабочих. Рабочие тоже оказались не очень рады от такого поворота событий, и захватили завод, прогнав руководство. Что оставалось делать руководству? Сейчас в таких конфликтах капиталисты прибегают к помощи дуболомов из Частных Охранных Предприятий. Тогда ЧОПов еще не было, но зато были частные детективы. К которым и обращались капиталисты в случае конфликтов с рабочими. И Генри Клей Фрик, обратившись в детективное агентство легендарного Пинкертона, нанял 300 частных детективов, чтобы те атаковали рабочих и вернули завод. Все закончилось настоящим побоищем, смертью 9 рабочих и 7 детективов, и вводом в город войск.

Александр Беркман, ведомый праведной классовой ненавистью, решил отомстить Фрику. Приехав на прием к нему в офис, он произвел несколько выстрелов в управляющего заводом. Но ему не слишком повезло. Мало того, что Фрик выжил, так еще и в офис ворвались рабочие, которые, увидев эту картину, жестоко избили незадачливого анархиста и сдали властям. Беркмана приговорили к 22 двум годам лишения свободы. Впрочем, отсидит он “всего” 14 лет, и выйдет к 1906 году, еще сыграв важнейшую роль в событиях, предшествующих “красной угрозе”. Но на тюрьме его неудачи не закончились. Мало того, что его примеру рабочие так и не последовали, но его осудили и свои же товарищи-анархисты. Включая даже его учителя Иоганна Моста, который до этого сам и призывал к таким действиям. Но, видимо, одно дело призывать, а другое… Разгневанная Эмма Гольдман, узнав об этом, явилась к Иоганну Мосту и избила его хлыстом. После этого Иоганн Мост потерял всякий вес в анархистских кругах. Кто же станет слушать человека, который призывал к чему-то, а потом, когда это случилось, первым стал осуждать? Несерьезный человек.

А Эмма Гольдман вскоре стала наиболее известным анархистом США. Она развила лихорадочную деятельность, писала статьи, организовывала мероприятия, участвовала в народной борьбе. Вскоре грянул мощный экономический кризис, и Эмма Гольдман развернула мощную пропаганду анархизма среди беднеющего населения. В Нью-Йорке в 1893 году она выступила перед тремя тысячами безработных, и призвала их идти ко дворцам богачей и брать хлеб силой. За это выступление ей дали год тюрьмы, но это только принесло ей еще больше популярности, и сделало её довольно медийной фигурой, лицом американского анархизма.

Между тем, неудачная попытка Александра Беркмана начать революционный террор и дискредитация основного сторонника террора Иоганна Моста вовсе не поставили крест на “пропаганде действием”. Столь неудачное начало вскоре было компенсировано несколькими историческими событиями, произошедшими на рубеже веков, и положившему начало волне анархистского террора в США.

Положение России во второй половине XIX века оставалось крайне тяжёлым: она стояла на краю бездны. Экономика и финансы были подорваны Крымской войной, а народное хозяйство скованное цепями крепостного права не могло развиваться.

Наследие Николая I

Годы правления Николая I считаются самыми неблагополучными со времён Смутного времени. Ярый противник каких-либо реформ и введения в стране конституции, российский император опирался на разветвлённый бюрократический чиновничий аппарат. идеология Николая I основывалась на тезисе “народ и царь едины”. Итогом правления Николая I стала экономическая отсталость России от стран Европы, повальная неграмотность населения и произвол местечковой власти во всех сферах общественной жизни.

Необходимо было срочно решать следующие задачи:

  • Во внешней политике-восстановить международный престиж России. Преодолеть дипломатическую изоляцию страны.
  • Во внутренней политике-создать все условия для стабилизации внутреннего экономического роста. Решить наболевший крестьянский вопрос. Преодолеть отставание от западных стран в промышленной отрасли за счёт внедрения новых технологий.
  • При решении внутренних задач правительству невольно приходилось сталкиваться с интересами дворянства. Поэтому настроение этого сословия тоже приходилось учитывать.

После правления Николая I России нужен был глоток свежего воздуха, страна нуждалась в реформах. Новый император Александр II это понимал.

Россия в царствование Александра II

Начало правления Александра II было отмечено волнениями в Польше. В 1863 году поляки подняли восстание. Несмотря на протест западных держав, русский император ввёл на территорию Польши армию и подавил мятеж.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года обессмертил имя Александра. Закон уравнял все сословия граждан перед законом и теперь все слои населения несли одинаковые государственные повинности.

  • После частичного решения крестьянского вопроса были проведены реформы местного управления. В 1864 году была проведена Земская реформа. Это преобразование позволило снизить давление чиновничьего аппарата на органы местных властей и позволило решать большинство хозяйственных проблем на местах.
  • В 1863 году были проведены судебные реформы. Суд становился самостоятельным органом власти и назначался Сенатом и царём пожизненно.
  • При Александре II было открыто много образовательных учреждений, для рабочих строились воскресные школы, появились среднеобразовательные школы.
  • Преобразования коснулись и армии: государь изменил 25 лет службы в армии с 25-ти лет до 15-ти. Были отменены телесные наказания в армии и флоте.
  • В царствование Александра II Россия достигла значительных успехов во внешней политике. Был присоединён Западный и Восточный Кавказ, часть Средней Азии. Разгромив Турцию в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., Российская империя восстановила черноморский флот и овладела проливами Босфор и Дарданеллы в Чёрном море.

При Александре II активизируется развитие промышленности, банкиры стремятся вкладывать деньги в металлургию и в строительство железных дорог. Вместе с тем, в сельском хозяйстве наметился некоторый упадок, так как освободившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших хозяев. В итоге, большинство крестьян разорялись и уходили в город на заработки вместе со своими семьями.

Рис. 1. Русский император Александр II.

Общественные движения во второй половине XIX века

Преобразования Александра II способствовали пробуждению революционных и либеральных сил в русском обществе. Общественное движение второй половины XIX века делится на три основных течения :

  • Консервативное течение. Основоположником этой идеологии выступил Катков, позднее к нему присоединились Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Консерваторы считали, что Россия может развиваться только по трём критериям-самодержавие, народность и православие.
  • Либеральное течение. Основоположником этого течения выступал видный историк Чичерин Б. Н., позднее к нему присоединились Кавелин К. Д. и Муромцев С. А. Либералы ратовали за конституционную монархию, право личности и независимость церкви от государства.
  • Революционное течение. Идеологами этого течения изначально были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и В.Г. Белинский. Позднее к ним присоединился Н. А. Добролюбов. При Александре II мыслители выпускали журналы “Колокол” и “Современник”. Взгляды писателей-теоретиков основывались на полном неприятии капитализма и самодержавия как исторических строев. Они считали, что благоденствие для всех наступит лишь при социализме, причём социализм наступит сразу же минуя стадию капитализма и в этом ему поможет крестьянство.

Одним из основоположников революционного движения стал М.А. Бакунин, который проповедовал социалистическую анархию. Он считал, что цивилизованные государства следует разрушить, чтобы на их месте построить новую мировую Федерацию общин. Конец XIX века принёс организацию тайных революционных кружков, самыми крупными из которых были “Земля и воля”, “Великоросс”, “Народная расправа”, “Рублёвое общество” и тд. Пропагандировалось внедрение революционеров в крестьянскую среду с целью их агитации.

Крестьяне никак не реагировали на призывы разночинцев к свержению власти. Это привело к расколу революционеров на два лагеря-практиков и теоретиков. Практики устраивали теракты и расправлялись с видными государственными деятелями. Организация “Земля и воля”, позднее переименованная в “Народную волю” вынесла смертный приговор Александру II. Приговор был приведён в исполнение 1 марта 1881 года после нескольких неудачных покушений. Террорист Гриневицкий бросил под ноги царю бомбу.

Россия в царствование Александра III

Александру III досталось государство глубоко потрясённое серией убийств видных политиков и полицейских чиновников. Новый царь сразу же приступил к разгрому революционных кружков, а их основных руководителей-Ткачёва, Перовскую и Александра Ульянова казнили.

  • Россия вместо почти подготовленной Александром II конституции, при правлении его сына, Александра III получила государство с полицейским режимом. Новый император начал планомерное наступление на реформы своего отца.
  • С 1884 года в стране были запрещены студенческие кружки, так как главную опасность свободомыслия правительство видело в студенческой среде.
  • Были пересмотрены права местного самоуправления. Крестьяне опять лишались голоса при выборе местных депутатов. В городской думе заседало богатое купечество, а в земствах местное дворянство.
  • Судебная реформа тоже подверглась изменениям. Суд стал более закрытым, судьи более зависимыми от властей.
  • Александром III стал насаждаться великорусский шовинизм. Провозглашался любимый тезис императора-“Россия для русских”. К 1891 году с попустительства власти начинаются погромы евреев.

Александр III мечтал о возрождении абсолютной монархии и наступлении эпохи реакции. Правление этого царя протекало без войн и международных осложнений. Это позволило ускоренно развиваться внешней и внутренней торговле, росли города, строились заводы и фабрики. В конце XIX века увеличилась протяжённость дорог в России. Было начато строение Сибирской магистрали, чтобы соединить центральные районы государства с побережьем Тихого океана.

Рис. 2. Строительство Сибирской магистрали во второй половине XIX века.

Культурное развитие России во второй половине XIX века

Преобразования, начавшиеся в эпоху Александра II, не могли не затронуть различные сферы культуры России во второй XIX века.

  • Литература . Новые взгляды на быт русского населения получили широкое распространение в литературе. Общество писателей, драматургов и поэтов разделилось на два течения-так называемых славянофилов и западников. К славянофилам себя причисляли А. С. Хомяков и К. С. Аксаков. Славянофилы считали, что у России свой особенный путь и никакого западного влияния на русскую культуру не было и не будет. Западники, к коим себя причисляли Чаадаев П. Я., И. С.Тургенев, историк Соловьёв С. М., утверждали, что Россия, наоборот, должна идти по западному пути развития. Несмотряя на различия взглядов, и западников и славянофилов одинаково волновала дальнейшая судьба русского народа и государственного устройства страны. На конец XIX- начало XX века приходится расцвет русской литературы. Свои лучшие произведения пишут Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. П. Чехов и Л. Н. Толстой.
  • Архитектура . В архитектуре во второй половине XIX века стал преобладать эклетизм-смешение различных стилей и направлений. Это сказалось на строительстве новых вокзалов, торговых центров, многоквартирных домов и т.д. Также получило развитие проектирование тех или иных форм в архитектуре более классического жанра.Широко известным архитектором этого направления был А. И. Штакеншнейдер, с помощью которого был спроектирован Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. С 1818 по 1858 год в Петербурге возводился Исаакиевский собор. Этот проект был разработан Огюстом Монфераном.

Рис. 3. Исаакиевский собор.Санкт Петербург.

  • Живопись . Художники, вдохновлённые новыми веяниями, не хотели работать под плотной опекой Академии, которая застряла в классицизме и была оторвана от реального видения искусства. Так, художник В. Г. Перов заострял своё внимание на различных сторонах жизни общества, подвергая острой критике пережитки крепостного строя. На 60-е годы пришёлся расцвет работ портретиста Крамского, В. А. Тропинин оставил нам прижизненный портрет А. С. Пушкина. В узкие рамки академизма не вписывались и работы П. А. Федотова. Его работы “Сватовство майора” или “Завтрак аристократа” высмеивали тупое самодовольство чиновников и пережитки крепостного строя.

В 1852 года в Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж, где были собраны лучшие произведения живописцев со всего мира.

Что мы узнали?

Из кратко описываемой статьи можно узнать о преобразованиях Александра II, о возникновении первых революционных кружков, о контреформах Александра III, а также о расцвете русской культуры во второй половине XIX века.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 192.

Тема 9 Россия во второй половине XIX века. Буржуазные реформы 1860-1870-гг. Контрреформы Александра III .

9.1. Отмена крепостного права

19 февраля 1855 на престол взошел Александр II, став императором в разгар неудачной для России Крымской войны, новый император осознавал необходимость глубоких реформ.

Причины отмены крепостного права. 19 февраля 1861 г. на российский престол вступил Александр II (1855-1881) – старший сын Николая I. Это было время тяжелых испытаний для России – обнаружилась несостоятельность николаевской системы. Стала ясной насущная необходимость глубоких социально-экономических преобразований и, прежде всего, ликвидация крепостного права. Ситуация в стране усугублялась резкой активизацией крестьянского движения. Крестьянский протест выливался в массовые движения, охватывающие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.

Поражение России в Крымской войне, выявивило технико-зкономическую отсталость, главной причиной которой являлось крепостное право. Основным уроком Восточной войны явилось осознание, что дальше медлить с решением крестьянского вопроса нельзя. Парижский мир 1856 г. свидетельствовал об утрате Россией авторитета и грозил потерей влияния в Европе. Общество, привыкшее всего ждать сверху, ждало решения проблем от прогрессивного правительства.

Рис 1 Александр II

На имя императора стали поступать записки и письма с критикой пороков существующих порядков и предложениями о проведении реформ. Эти послания расходились во множестве списков, встречая живейший отклик в различных общественных кругах России. С решительной критикой самодержавно-крепостнической системы выступил апологет консерватизма, один из идеологов теории «официальной народности» М.П.Погодин, который решительно заявил: «Прежняя система отжила свой век…, России теперь нужна другая система». Он предлагал Александру II «объявить твердое намерение освободить крестьян», ввести гласность и «свободу книгопечатания». На освобождении крестьян от власти помещиков настаивал и А.И.Герцен в «Колоколе».

Позицию радикалов, группирующихся вокруг журнала «Современник», выразил Н.Г.Чернышевский – в опубликованных трех статьях он поводил идею немедленного освобождения крестьян без всякого выкупа. О необходимости отмены крепостного права Александр II впервые официально заявил перед представителями московского дворянства в марте 1856 г.: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Правительству Александра II пришлось встать выше узкокорыстных интересов правящего сословия - дворянства, подавляющее большинство которого выступало против каких-либо реформ.

Сторонниками реформ выступала либерально настроенная бюрократия – прогрессивно мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов, программ преобразований и методов их исполнения. Либеральная бюрократия во главе с Н.А. Милютиным олицетворяла творческий потенциал самодержавной системы. Великий князь Константин Николаевич, младший брат императора, неизменно поддерживал ее. Очагами формирования либерального чиновничества являлись министерства.

Подготовка крестьянской реформы . Подготовка крестьянской реформы сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, руководителем которого являлся С.С. Ланской, заместителем (товарищем) - Н.А. Милютин. В январе 1857 г. учрежден Секретный комитет, переименованный затем в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». «Рабочим» органом при Главном комитете стали Редакционные комиссии.

Судьба российского крестьянства решалась и в губернских комитетах, ведущие позиции в которых играло поместное дворянство, большинство которых выступало вообще против всякой реформы. Помещики черноземных губерний поддерживали вариант освобождения крестьян с предоставлением небольших наделов земли в пользование, за которые они должны нести барщину или платить оброк; помещики нечерноземных губерний предлагали сразу предоставить крестьянам землю в собственность за выкуп.

Отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Манифест об освобождении крестьян, согласно которым 22,5 млн. крестьян обоего пола 45 европейских губерний России сразу получили личную свободу и гражданские права. Но неравноправие сохранилось – общинная система сковывала крестьянство: без согласия мирского схода крестьянин не мог переехать, не мог распоряжаться землей, крестьяне платили подушную подать (отменена Александром III), для них сохранялись телесные наказания. Сохранение общины отвечало желаниям самого крестьянства и обеспечивало более плавный переход от традиционного к индустриальному обществу. Согласно реформе надельная земля отводилась не подворно, а всей общине, затем община распределяла ее по отдельным дворам по численности наличных душ.

«Положения» определяли размеры крестьянских земельных наделов – максимум, больше которого крестьянин не мог требовать у помещиков, и минимум, меньше которого помещик не должен предлагать крестьянину. Нормы наделов, взаимоотношения между крестьянами и помещиками фиксировались в уставных грамотах. Они проверялись мировыми посредниками. Они же разрешали возникающие конфликты между помещиками и крестьянами. Если надел, которым пользовался крестьянин до реформы, был больше максимальной нормы, помещик имел право отрезать излишки (отрезки) до этой нормы. Если же наоборот, меньше низшей нормы, помещик обязан прирезать (прирезки) земли до нормы. В среднем по России отрезки составили 20% крестьянских земель. В 8 губерниях наделы крестьян увеличились на 18 – 20%, в 27 губерниях – сократились и лишь в 9 остались прежними или немного увеличились.

Крестьяне получали землю за выкуп, который рассчитывался по капитализированному оброку. При реальной стоимость земли в 544 млн. руб. крестьянство выплатило 867 млн. руб., т.е. в полтора раза больше. Посредником между государством и помещиками выступало государство, предоставившее крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов, 20% община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей. В 1906г. выплаты прекращены.

Со дня обнародования Манифеста предусматривалось ввести в селениях крестьян «крестьянское общественное управление». За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837 – 1841 гг. реформой П.Д.Киселева. На основе общины крестьяне образовывали волостное и сельское общество (сходы) с выборными старостами и старшинами. Сход защищал интересы крестьян, выполняя также фискальные функции, волостной при этом вершил суд, руководствуясь при этом нормами обычного права.

Реформа принесла свободу крепостному крестьянству, расчистив дорогу для развития буржуазных отношений, модернизации страны, понимаемая как процесс трансформации традиционного общества в индустриальное, положила начало другим буржуазным реформам. Крестьянская реформа 1861г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, являлась в конечном итоге важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Реформы, проведенные Александром II, отвечали требованиям либеральной общественности, консерваторы считали реформу слишком большой уступкой, а радикалы – недостаточной.

9.2. Реформы местного управления .

В 1864 г. была проведена земская реформа. Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения – земства. Выборные в земские распорядительные органы - собрание гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям (разрядам). Земские собрания формировали исполнительные органы – земские управы. Согласно «Положению» о земстве председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской – министр внутренних дел. На жалование у земств по найму содержались земские врачи, учителя, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку (так называемый «третий элемент»).

Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения – образование, здравоохранение, организация торговли и промышленности, ветеринарная служба. Земства сыграли особую роль в развитии здравоохранения и просвещения. К 1880г. на селе было открыто 12тыс. земских школ. За это время в земских школах получили образование 2млн. крестьянских детей. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали действовать и школы Министерства просвещения. Кроме того, земства, вопреки законодательным запретам, превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. С земско-либеральной оппозицией вынуждено было считаться правительство.

С 1870 г. стала проводиться в жизнь реформа городского самоуправления. Городские думы формировались на выборной основе. Избирательная система строилась на принципе имущественного ценза, что вело к преобладанию в органах городского самоуправления имущей части общества. Городские думы, избиравшиеся на 4 года, занимались исключительно хозяйственными вопросами городского значения. Думы, в свою очередь, избирали постоянно действующие исполнительные органы -городские управы, в составе городского головы, его «товарища» (заместителя) и нескольких членов

9.3. Судебная реформа .

Наиболее последовательной из реформ 60-х годов являлась судебная реформа 1864 г., предусматривающая всесословность суда, независимость его от администрации, открытость, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями, назначаемыми губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза.

По новым судебным уставам предварительное следствие передавалось из ведения полиции судебным следователям. Вводилась адвокатура – присяжные поверенные, состоящие на государственной службе. Уголовные и тяжкие преступления рассматривались в окружных судах, мелкие уголовные и гражданские дела - в мировом суде. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судебные уставы 1864 г. впервые в России вводили нотариат. В столице, губерниях, уездах создавались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые удостоверяли сделки, оформляли наследственные права.

В судебной реформе наиболее последовательно осуществлялись принципы буржуазного права. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялись черты сословного суда – духовный суд (консистория) по делам духовных лиц и военные – для военных. Высшие царские сановники – члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы за совершенные преступления подлежали Верховному уголовному суду, ибо на них не распространялась юрисдикция судебных округов и палат. В 1872 г. было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям, закон ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати.

9.4.Финансовая реформа.

Проведение в 60-х годах Х1Х в. серии финансовых реформ вызвано расстройством финансов в ходе Крымской войны, необходимостью их централизации, приведением налоговой системы в соответствие с изменениями, произошедшими в социально-экономической сфере. Заметную роль в подготовке финансовой реформы сыграли государственный контролер В.А.Татаринов, А.Д. Гурьев, будущий министр финансов М.Х. Рейтерн.

Особая роль в новой банковской системе империи принадлежала учрежденному в 1860 г. Государственному банку. Он стал банком банков, влиятельным органом контроля над финансами и денежным обращением. Госбанк играл существенную роль в кредитовании промышленности и торговли, обладал исключительным правом эмиссии банкнот, осуществляемой по требованию правительства.

Ликвидирована финансовая самостоятельность министерств и ведомств, введен единый общегосударственный бюджет и единая общегосударственная касса. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Бюджет (роспись доходов и расходов), утративший тайну, с 1862г. публикуется в печати. Деятельность Минфина была подотчетна Государственному контролю. Губернские контрольные палаты, подотчетные только государственному контролеру, ежемесячно проверяли расходы всех местных учреждений.

9.5. Налоговая реформа.

Податная комиссия подготовила государственный налог на землю в размере от 0,25 до 10 коп. с десятины (в зависимости от ценности угодий). Была отменена система откупов на соль, табак, вино и пр., сопровождающаяся многочисленными злоупотреблениями и вымогательством откупщиков. В ответ на прокатившуюся по стране волну массовых выступлений против винных откупов, с января 1863г. вводилась акцизная система: продажа алкогольной продукции объявлялась свободной, но облагалась акцизным сбором в пользу государства.

Основную тяжесть налогов несло податное население. Крестьяне платили введенную еще Петром I подушную подать, для мещан она с 1863г. заменялась налогом на недвижимое имущество. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи в 60 – 70-х годах составили свыше 25% государственных доходов. Более половины расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления. Дефицит бюджета регулярно погашался внешними займами. Треть расходов тратилась только на его обслуживание. На образование, медицину, социальное призрение государство тратило лишь 0,1% от госбюджета.

9.6.Реформа образования.

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. С этой целью государство разработало школьную реформу.

По «Уставу гимназий и прогимназий» 1864 г. в среднем образовании вводился принцип формального равенства для людей всех сословий и вероисповеданий. Классические гимназии давали гуманитарное образование, в реальных – особое внимание уделялось точным наукам. Окончившие классические гимназии получили право поступать в университеты без экзаменов. Выпускники реальных гимназий могли поступать главным образом в технические вузы. Первым четырем ступеням классической гимназии соответствовали прогимназии, дающие право их выпускникам поступать в 5-й класс гимназии. Высокая плата за обучение позволяла учиться главным образом детям привилегированных и состоятельных сословий.

В 1863г. был утвержден Университетский («головнинский») устав – самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России, предоставивший университетам довольно широкую автономию. Должности ректоров, проректоров, деканов становились выборными, с последующим утверждением их министром народного просвещения. Руководство жизнью университетов и факультетов принадлежало советам. Университеты имели собственную цензуру. Устав 1863г. не позволял поступать в университеты женщинам. Но правительству пришлось считаться с требованиями времени и оно разрешило открывать частные высшие женские курсы, наиболее известные из них Высшие женские курсы профессора В.И.Герье в Москве, Бестужевские (по имени основателя – профессора К.Н.Бестужева-Рюмина) – в Петербурге. Последние имели огромный престиж в образовательной среде, так как давали наиболее основательное высшее образование.

9.7. Военная реформа .

Поражение в Крымской войне показало, что русская армия не может противостоять более современным европейским. Под руководством Д.А. Милютина, двадцать лет (1861 – 1881), пребывающем на посту военного министра, проводилась в жизнь военная реформа, установившая всеслословность воинской повинности мужчин, достигших 20 лет, сократила срок действительной службы до 6 (вместо 25), на флоте – до 7 лет. Срок службы зависел от образовательного ценза: окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию -1,5 года, выпускники вузов – 0,5 года. В самой армии рядовых обязательных обучали грамоте. Активно проводилось перевооружение армии. Для подготовки офицерских кадров создана сеть специализированных военных учебных заведений.

Оперативное управление войсками на местах осуществляли созданные 15 военных округов. В результате реформирования сократилась численность армии – если к концу Крымской войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек, то к 1858г. армия насчитывала до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение, усилилась ее боеспособность.

Реформы 1860-70 гг. стали результатом компромисса между либералами и консерваторами. В России созданы условия для развития капиталистических отношений, ускоренной модернизации экономики страны, однако, преобразования мало коснулись социально-политической сферы - сохранялось самодержавие, помещичье землевладение, сословное деление общества, пережитки крепостничества.

9.10. Контрреформы Александра III.

После гибели Александра II 1 марта 1881 г. на престол вступил Александр III (1881-1894). Опасаясь покушения со стороны террористов, первые годы своего царствования он провел в Гатчине под усиленной охраной.

Внутриполитический курс Александра III выразился в ограничении реформ 1860-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформы». Вдохновителями этого курса являлись обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и редактор «Московский Новостей» М.Н.Катков.

Рис. 2 Александр III

В изданном в августе 1881г. распоряжение об охране государственного порядка и общественного спокойствия позволяла объявлять любую местность на чрезвычайном положении и каждый ее житель мог подвергаться аресту, предаваться военному суду и даже ссылке без суда на 5 лет. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это «временное» распоряжение действовало вплоть до 1917г.

Новые «Временные правила о печати» (1882 г.) установили строгий надзор за газетами и журналами. Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, введенную реформой образования 1863 г. Ранее выборные должности ректора и деканов стали назначаемыми, при этом учитывалась их политическая благонадежность. В 1885г. как «существенное средство надзора за студентами» вновь вводилась для них форменная одежда. В пять раз выросла плата за обучение. В 1882 – 1883 гг. закрыто большинство высших женских курсов, что фактически привело к ликвидации высшего женского образования. Студенческие волнения 1887 – 1893 гг. были ответом учащейся молодежи на реакционные меры в области высшего образования. Министр народного просвещения И.Д.Делянов издал циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.п. людей».

«Положение о земских участковых начальниках» (1889 г.) восстановило власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате великой реформы. Упразднен мировой суд, функции которого передавались земским начальникам. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» усилило роль дворянства в земствах, резко сократив при этом представительство от крестьян. По новому «Городовому положению» 1892 г. ограничивались избирательные права горожан путем повышения имущественного ценза для избирателей.

Схема 1 Экономическое развитие России в XIX в.