Презентация на тему

Презентация на тему "основные этапы накопления знаний о земле". Основные этапы развития географической науки

(по А.Г.Исаченко)

География, несомненно, относится к числу наиболее древних наук. История ее развития насчитывает не менее шести тысячелетий. Согласно А.И.Исаченко, путь, который прошла современная география, схематически можно представить в виде последовательной смены четырех главных стадий: выяснение общих свойств нашей планеты и основных внешних черт ее поверхности Þ изучение отдельных элементов ее природы Þ установление взаимных связей между отдельными элементами природы Þ исследование географических комплексов (геосистем).

Эти стадии не отделяются друг от друга резкими временными рубежами; между ними существуют многие «перекрытия» и «накладки». Вместе с тем в развитии географии было несколько узловых, эпохальных событий, которые достаточно четко разделяют эти периоды.

Первым рубежом для географии явились Великие географические открытия, началом которых принято считать день открытия Христофором Колумбом Америки (12 октября 1492 г.). Однако эпохе Великих открытий предшествовала длительный период медленного расширения знаний о Земле. Ограниченность и разобщенность пространственного кругозора – характерная черта этой эпохи. Даже наиболее культурным народа Европы и Азии были известны лишь небольшие части земного шара.

Теоретические представления в области географии имели отрывочный характер и находились под сильным влиянием религиозно-мифологического мировоззрения. Передовые по тому времени географические воззрения античности основывались не столько на опыте, сколько на натурфилософских догадках и часто были наивными и фантастическими. Официальная схоластическая наука христианского средневековья также не была связана с практикой и опиралась на элементы той же античной науки, но приспособленные к католическому учению (Фома Аквинский, 1225–1274 гг.). Вся эта продолжительная эпоха делится на два отрезка, соответствующих древним и средним векам всемирной истории.

Великие географические открытия произвели переворот в пространственном кругозоре человечества, дали возможность составить в общих чертах представление о соотношении материков и океанов. С этого времени происходит перелом в средневековом мировоззрении и начинается научное исследование природы и вместе с тем вторая большая эпоха в развитии географии.



Однако потребовалось еще более двух столетий после завершения Великих географических открытий, чтобы уточнить и нанести на карту очертания суши, выяснить главные черты ее орографии и гидрографии, а затем собрать и систематизировать материал по основным компонентам земной поверхности: климату, водам, органическому миру и т.д., достаточный для первичного научного обобщения. Эти задачи и определяли характер географии почти до конца XIX в.

Между двумя указанными переломными моментами есть важная граница, относящаяся приблизительно к началу последней трети XVIII в. До этого времени главную роль играло измерение и картографирование Земли. В то время география находилась еще как бы в «топографической» стадии и объясняла многие явления природы и общества с точки зрения античной натурфилософии.

С конца XVIII в. географы в своих выводах начинают опираться на опытное изучение явлений природы и общества, разрабатывать собственную методику исследований. Вместе с тем они выдвигают проблему изучения связей между отдельными географическими компонентами, что дает основание считать это время началом следующего, третьего крупного периода развития географической мысли. Но все же это был период аналитического изучения природы. Важнейшей особенностью развития географии в те годы была постоянно углубляющаяся дифференциация естествознания и научного географического знания.

Фундаментом современной географии явилась идея географического комплекса, разработанная в таких ее конкретных формах, как закон зональности (В.В.Докучаев (1846-1903 гг.) и др.), учение о ландшафте (Л.С.Берг (1876-1950 гг.) и др.), учение о географической оболочке (А.А.Григорьев (1883-1968 гг.) и др.). Зарождение современной географии относится к последней трети XIX в. (126).

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ

(по П. Джеймсу и Дж. Мартину)

В истории географической науки, по мнению американских географов П. Джеймса и Дж. Мартина, выделяются следующие три периода:

Первый период продолжался с древнейших времен, когда зародилась географическая мысль, и вплоть до 1859 года. Это классический период, в течение которого уделялось относительно мало внимания определению и выделению обособленных отраслей науки. В этот период знание о мире в целом еще не было столь обширным, и каждый ученый одновременно мог быть специалистом и признанным авторитетом во многих науках. Так, например, почти каждый из древнегреческих философов, известный также и как историк, мог с тем же успехом и на тех же «законных основаниях» считаться еще и географом. Даже в XVIII столетии, когда уже началось обособление отдельных отраслей знания, такие ученые, как М.В.Ломоносов или Монтескье, которые не были географами, внесли в историю географической мысли весьма значительный вклад. Последним в ряду подобных энциклопедистов был Александр Гумбольдт. После его смерти в 1859 году уже никому не удалось достигнуть такой широты познания.

Новый период начался во второй половине XIX столетия. Он характеризовался возникновением профессиональной сферы деятельности, называемой географией, что означало появление географов-профессионалов, которые, получив соответствующую квалификацию, могли зарабатывать себе на жизнь, занимаясь исследованиями в данной области.

В Германии новый период развития географии начался в 1874 году, когда в Берлинском университете была организована кафедра географии, возглавлявшаяся учеными в звании профессора. До этого времени студенты прослушивали определенный курс лекций, и впоследствии, возможно, сами начинали читать лекции, но никогда прежде целые группы студентов не специализировались по географии. Поэтому, когда в 1874 году появилась географическая кафедра, на ней среди преподавателей не было ни одного профессионального географа.

Новшество, введенное в Германии, было быстро заимствовано университетами других стран, в первую очередь Франции, Великобритании и России. Различными путями достигло оно и США. В каждой из этих пяти стран сформировались свои национальные школы и специфические представления о новой географии, распространившиеся по всему миру. Различие между этими школами состояло прежде всего в том, как они отвечали на вопрос о сущности географии.

Третий период в истории географии, начавшийся в 50-х годах прошлого столетия, называется современным. Вторая мировая война оказала на науку огромное влияние. Научная деятельность ученых-географов в те годы была направлена на изучение вопросов, имеющих отношение к очень сложным проблемам политики. В те годы географы достигли серьезных успехов в картографии и в анализе значимости местоположения, то есть в тех областях, которые обычно как бы не замечались представителями других наук.

Опыт войны нашел отражение в создании общей теории систем Людвига фон Берталанфи (367), в разработке новых методов, позволявших решать проблемы анализа многих переменных, когда для предсказания поведения системы необходимо использовать теорию вероятностей. Как раз в это время в жизнь вошли электронные счетно-решающие машины, или компьютеры. Они позволяли быстро и с надлежащей точностью рассчитать параметры огромного разнообразия показателей. Затем произошел настоящий революционный переворот и в методах сбора данных: появились электронные устройства для сканирования поверхности Земли с орбитальных космических спутников. Эти новшества, появившиеся в основном после 50-х годов нашего столетия, открыли третий период в истории географической науки.

В настоящее время географы подходят к определению географии, не ставя во главу угла вопрос ее размежевания с другими дисциплинами. Новая тенденция состоит в том, что все науки прилагают совместные усилия к решению отдельных проблем. Процесс разделения (дифференциации) сменился теперь процессом интеграции, при котором ученые каждой из дисциплин применяют свои специальные знания и умения к решению таких глобальных проблем, как неконтролируемый рост населения, расовые взаимоотношения, ухудшение среды обитания, борьба с голодом и т.д. К собственно географическим относятся вопросы, связанные со значимостью местоположения и пространственными (территориальными) связями объектов и явлений (110,367).

Зарождение жизни на Земле произошло около 3,8 млрд. лет назад, когда закончилось образование земной коры. Ученые выяснили, что первые живые организмы появились в водной среде, и только через миллиард лет произошел выход на поверхность суши первых существ.

Формированию наземной флоры способствовало образование у растений органов и тканей, возможность размножаться спорами. Животные также значительно эволюционировали и приспособились к жизни на суше: появилось внутреннее оплодотворение, способность откладывать яйца, легочное дыхание. Важным этапом развития стало формирование головного мозга, условных и безусловных рефлексов, инстинктов выживания. Дальнейшая эволюция животных дала основу для формирования человечества.

Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в формировании жизни на Земле в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды.

Существует пять эр:

  • Архейская;
  • протерозойская;
  • палеозойская;
  • мезозойская;
  • кайнозойская.


Архейская эра началась около 4,6 млрд. лет назад, когда планета Земля только стала формироваться и признаков живого на ней не было. Воздух содержал хлор, аммиак, водород, температура доходила до 80°, уровень радиации превышал допустимые границы, при таких условиях зарождение жизни было невозможным.

Считают, что около 4 млрд. лет назад наша планета столкнулась с небесным телом, и следствием было формирование спутника Земли – Луны. Это событие стало значимым в развитии жизни, стабилизировало ось вращения планеты, поспособствовало очищению водных структур. Как следствие, на глубине океанов и морей зародилась первая жизнь: простейшие, бактерии и цианобактерии.


Протерозойская эра длилась примерно с 2,5 млрд. лет до 540 млн. лет назад. Обнаружены остатки одноклеточных водорослей, моллюсков, кольчатых червей. Начинает формироваться почва.

Воздух в начале эры еще не был насыщен кислородом, но в процессе жизнедеятельности бактерии, населяющие моря, стали все больше выделять O 2 в атмосферу. Когда количество кислорода находилось на стабильном уровне, многие существа сделали шаг в эволюции и перешли на аэробное дыхание.


Палеозойская эра включает шесть периодов.

Кембрийский период (530 – 490 млн. лет назад) характеризуется возникновением представителей всех видов растений и животных. Океаны населяли водоросли, членистоногие, моллюски, появились первые хордовые (хайкоуихтис). Суша оставалась незаселенной. Температура сохранялась высокой.

Ордовикский период (490 – 442 млн. лет назад). На суше появились первые поселения лишайников, а мегалограпт (представитель членистоногих) стал выходить на берег для откладывания икры. В толще океана продолжают развиваться позвоночные, коралловые, губки.

Силурийский период (442 – 418 млн. лет назад). На сушу выходят растения, у членистоногих формируются зачатки легочной ткани. Завершается образование костного скелета у позвоночных, появляются сенсорные органы. Идет горообразование, формируются разные климатические зоны.

Девонский период (418 – 353 млн. лет назад). Характерно образование первых лесов, преимущественно папоротниковых. В водоемах появляются костные и хрящевые, амфибии стали выходить на сушу, формируются новые организмы – насекомые.

Каменноугольный период (353 – 290 млн. лет назад). Появление земноводных, происходит опускание материков, в конце периода было значительное похолодание, что привело к вымиранию многих видов.

Пермский период (290 – 248 млн. лет назад). Землю населяют пресмыкающиеся, появились терапсиды – предки млекопитающих. Жаркий климат привел к образованию пустынь, где смогли выжить только стойкие папоротники и некоторые хвойные.


Мезозойская эра делится на 3 периода:

Триасовый период (248 – 200 млн. лет назад). Развитие голосеменных растений, появление первых млекопитающих. Раскол суши на континенты.

Юрский период (200 – 140 млн. лет назад). Возникновение покрытосеменных растений. Появление предков птиц.

Меловой период (140 – 65 млн. лет назад). Покрытосеменные (цветковые) стали господствующей группой растений. Развитие высших млекопитающих, настоящих птиц.


Кайнозойская эра состоит из трех периодов:

Нижнетретичный период или палеоген (65 – 24 млн. лет назад). Исчезновение большинства головоногих моллюсков, появляются лемуры и приматы, позднее парапитеки и дриопитеки. Развитие предков современных видов млекопитающих – носорогов, свиней, кроликов и др.

Верхнетретичный период или неоген (24 – 2,6 млн. лет назад). Млекопитающие населяют сушу, водные просторы, воздух. Появление австралопитеков – первых предков людей. В этот период сформировались Альпы, Гималаи, Анды.

Четвертичный период или антропоген (2,6 млн. лет назад – наши дни). Знаменательное событие периода – появление человека, сначала неандертальцев, а вскоре Homo sapiens. Растительный и животный мир обрел современные черты.

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий.

1 этап. Античный

Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека.

Тогда же в Древней Греции впервые была создана модель научного познания мира. Все науки Древнего мира, в том числе и география, развивались в рамках философии. Поэтому теоретические географические представления того времени тесно связаны с философскими идеями.

Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес. Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде.

Известно, что Геродота считают «отцом истории». В его 9-томной «Истории» содержатся также многочисленные описания мест, которые посетил ученый. Также он подробно описал обычаи, традиции известных ему народов. Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон и его ученик Аристотель.

Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах.

Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами», был энциклопедист древности – Аристотель. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания. В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Более чем через век после Аристотеля обобщение многочисленных сведений, накопленных исследователями Земли, сделал Эратосфен. Это его впоследствии назовут «отцом географии». Эратосфен является автором труда «Geographia hupomnemata» – «Географические записки». Эратосфен математически обосновал границы между климатическими поясами, создал карту мира, используя линии параллелей и меридианов. В Древнем Риме географические знания греческих ученых были систематизированы. По трудам Страбона (65–64 гг. до н. э.– 23– 24 гг. н. э.) нам известно о географических идеях античности.



В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.).

2 этап. Этап обобщения знаний о Земле

После падения Римской империи античные знания об ойкумене на тысячу лет остались в забвении, а слово география перестало вообще употребляться. До XII в. кругозор европейцев благодаря паломничеству, миссионерству, крестовым походам охватывал большие регионы. Однако сведения об этих регионах вместе не объединялись. Только в XIII в. купцы и миссионеры достигли Китая. В то время мусульманские ученые и византийские монахи сохраняли античные знания о Земле, поэтому на несколько столетий центр географической мысли переместился на Восток.

Наследие античных географов заботливо приумножали арабские ученые. В X в. они создают первый климатический атлас мира – «Kitab al-Ashkal». В конце того же столетия арабские географы выделили на планете 14 климатических зон и установили, что климат изменяется не только по широтам, но и с Запада на Восток.

В средневековой Европе произведения древнегреческих географов были надолго забыты. Натуральному хозяйству феодалов требовались лишь знания об ограниченной территории. Однако с течением времени появилась потребность в расширении торговли, а это значит и в географических знаниях.

3 этап. География в эпоху Великих географических открытий.

К XV столетию центр географической мысли вновь переместился на Запад – в Европу.

Благодаря океанским экспедициям человек одним взглядом охватил планету и результаты своих познаний зафиксировал на глобусах и картах. В это время были открыты морской путь в Индию (Марко Поло), открыты новые части света - Америка (Колумб), Австралия (Кук), совершено первое кругосветное путешествие (Магелан). В промежуток между смертью Магеллана в 1521 г. на Филиппинах и гибелью Кука в 1779 г. на Гавайях основная часть географических исследований касалась уточнения очертаний берегов новых земель. На протяжении всей эпохи Великих географических открытий ученые пытались отделить правдивое описание материков от фантастических объяснений.



В конце эпохи Великих географических открытий начинается становление нового этапа развития географии. Ученые пытаются систематизировать и теоретически объяснить огромное количество новых опытных, эмпирических фактов, сведений о нашей планете. Географы начали задумываться и над тем, как должно происходить исследование неизвестного. Новый этап развития географического знания возник на фоне научной революции XVII в.

4 этап. География Нового времени.

В Новое время география вступает в следующий этап своего развития. Это период широкого обобщения богатого фактического материала, собранного на протяжении столетий. В конце XVIII в. в Западной Европе появились условия для синтеза географических знаний.

Научная географическая школа в России берет начало с соратника Петра I В. Н. Татищева (1686–1750 гг.) и М. В. Ломоносова (1711 – 1765 гг.). В XVIII в. началась интенсивная колонизация обширных земель России от Балтики и Черного моря до Тихого океана.

На фоне научной революции XIX в. возникли основы новой географии. Они были заложены в работах А. Гумбольдта, К. Риттера.

5 этап. Современная география

В это время происходило выделение из географии отдельных ветвей. Причиной этому были успехи экспериментальной науки столетия. Достижения физики и химии привели к тому, что природные процессы стали изучаться в лабораторных условиях. Полученные при этом результаты распространялись на широкий круг объектов. К концу XIX в. накопилось такое количество географических знаний, что возникла необходимость оформления самостоятельных географических наук, каждая из которых изучала бы определенный компонент природы.

После смерти Гумбольдта и Риттера география Запада переживала кризис. Центр географической мысли переместился в Россию.

Вторая половина XIX в. знаменательна огромным числом ярких работ в географической науке. П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. В. Докучаев, Д. Н. Анучин, А. И. Воейков создали основу географической науки в России. П. П. Семенов-Тян-Шанский, возглавлявший с 1871 по 1914 г. Русское географическое общество, составил Н. Н. Пржевальскому программу изучения Центральной Азии, а Н. Н. Миклухо-Маклаю – Новой Гвинеи.

6 этап. Современный этап исследования природно-территориальных и территориально-хозяйственных систем.

Значительными научными работами в XX в. выделяются школа Берга – Борзова в физической географии, биогеографическая школа Сукачева, географо-геохимическая школа Вернадского – Полынова, экономико-географическая школа Баранского – Колосовского и др.

Большой вклад в развитие географии внес С. Д. Муравейский – выдающийся гидролог. Становление современной социально-экономической географии связано с именами Н. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.


ОЧЕРК 3

"СТУПЕНИ" И "ЭТАЖИ" ПОЗНАНИЯ МИРА ЗЕМЛИ

Несмотря на большое количество сочинений по истории географических знаний, вопрос о периодизации развития географии нельзя считать окончательно решенным. Между тем он чрезвычайно важен, поскольку история географии теснейшим образом связана с историей развития человечества. Недаром многие выдающиеся ученые-географы подчеркивали огромное значение изучения истории географических знаний.

Развитие географической науки всегда шло параллельно с развитием человеческого общества, обусловленного развитием производительных сил и производственных отношений. Еще в прошлом веке известный французский историк географии Л. Вивьен де Сен Мартен писал, что во все времена и у всех народов география следовала по пятам цивилизации и в некоторой степени служила мерилом ее прогресса... Исследование земного шара - не только одна из отраслей науки, но и отражение истории человечества. Со словами французского ученого перекликаются слова выдающегося советского географа, академика Л. С. Берга, который неоднократно подчеркивал, что история географических открытий и вообще история землеведения занимает в системе географических наук совершенно особое, исключительное место. Он отмечал, что если специалисту любой науки полезно знать ее историю, то для географа знание прошлого его науки необходимо, так как история географической науки самыми тесными нитями связана с самой жизнью.

Как известно, на протяжении многих веков своего развития география изменялась: менялись объем фактов, которыми ей приходилось оперировать, ее содержание, теоретические взгляды ученых, идеи, методы географических исследований. На ранних этапах развития географических знаний решающее значение для развития географии имел процесс расширения пространственного кругозора, что было связано с территориальными географическими открытиями, так как именно путешественники на ранних этапах человеческой истории: торговцы, купцы, военачальники, а позднее исследователи привозили с собой из далеких походов тот большой фактический материал, на основе которого строилось само здание географической науки.

Одной из важнейших задач, возникающих при анализе историко-географического материала, является необходимость разработки периодизации, т. е. выделение длительных временных промежутков (периодов) и более коротких по продолжительности этапов (эпох), отличающихся как по объему географического материала, так и по методам исследования.

В историко-географической литературе предреволюционного периода и первых десятилетий Советской власти было принято традиционно рассматривать многовековой путь эволюции географических представлений как историю путешествий и расширения пространственного кругозора. При этом очень мало внимания уделялось физико-географическим вопросам. Весь материал увязывался с условно выделяемыми историческими периодами - древних веков, средневековья и Нового времени, как правило, без выделения более мелких временных промежутков.

Только с 60-х гг. советскими учеными стали предприниматься попытки выделения в пределах средневековья нескольких периодов и эпох.

Так, В. А. Анучин (1960), рассматривая исторический путь географической науки (хотя и без четкой хронологической периодизации), прослеживал отдельные этапы развития географии, которые, по его мнению, отличались направлениями исследований, степенью дифференциации научных знаний и их синтеза. Первый этап у В. А. Анучина назывался временем первых попыток синтеза и недостаточности конкретных исследований и связи с практикой. Этот этап приходился на время древних и средних веков (до начала XVI в.). Второй этап рассматривался как время эмпирического развития и первой попытки создания теоретической концепции географии на базе метафизической философии (XVI- до середины XVII в.) и т. д. Следовательно, у В. А. Анучина время географии средневековья входило в один период с античной географией, и ни на какие более мелкие временные промежутки этот период не делился. Вряд ли это правильно. Но сама идея рассматривать при анализе истории географии вопросы дифференциации и интеграции научных знаний является, на наш взгляд, весьма прогрессивной.

Очень подробная периодизация средневековой истории разработана А. Г. Исаченко (1971). Интересующее нас время он подразделяет на следующие периоды: период упадка Римской империи и перехода к раннему средневековью (III-V вв.), феодальная Европа (VI-XI вв.), позднее средневековье в Европе (XII-XIV вв.), период подготовки Великих географических открытий (XV в.), первый период Великих географических открытий (1492-1550) и второй период Великих географических открытий (1550-1650 гг.).

Во введении к своей монографии А. Г. Исаченко пишет, что «периодизация географической науки должна быть связана со сменой способов производства», с чем, конечно, нельзя не согласиться. Однако, как утверждает автор, «было бы преждевременным делать вывод, что этапы развития географии автоматически совпадают с соответствующими отрезками всемирной истории». Он поясняет: «Даже история открытий не всегда находится в прямой связи с важнейшими переломными событиями истории общественного развития. Что же касается эволюции географических идей, то здесь мы сталкиваемся с еще более сложными зависимостями. Каждое новое значительное расширение пространственного кругозора не сразу вызывало прогресс в географической мысли, ибо этот процесс основывается на достижениях всего естествознания» (Исаченко, 1971. С. 8-9). А. Г. Исаченко подчеркивает, что география как наука, находящаяся в самом центре естествознания и имеющая дело с взаимоотношениями разнообразных форм движения материи, не могла стоять в стороне от развития философской мысли. «Борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрениями всегда находила отражение - прямое или косвенное - в географии», - заключает автор (там же. С. 8-9). А. Г. Исаченко показывает, что путь, пройденный географией, схематически можно представить в виде последовательной смены четырех главных стадий: 1) Выяснение общих свойств нашей планеты и основных внешних черт ее поверхности; 2) Изучение отдельных элементов ее природы; 3) Установление взаимных связей между элементами; 4) Исследование географических комплексов, или геосистем. Внешними рубежами между этими стадиями А. Г. Исаченко называет: 1) Великие географические открытия XV в., 2) конец XVIII в., 3) последнюю треть XIX в.

Важный подход к вопросу о периодизации истории географии мы находим у Н. Г. Фрадкина (1972). Прежде всего автор заострил внимание на том, что следует различать географические открытия территориальные и открытия физико-географических закономерностей. Он предлагает те и другие рассматривать на разных уровнях. Не указывая точных временных рубежей, он различает три уровня территориальных географических открытий: локальный, региональный и глобальный (началом последнего уровня он считает XV в.) и четыре уровня открытия физико-географических закономерностей. Первый из них он называет эмбриональным или уровнем первоначальной постановки теоретических проблем (к нему относятся открытия древних времен и средневековья до эпохи Возрождения). Второй уровень им назван элементно-хорологическим (к нему отнесены открытия от эпохи Возрождения до XVI в.); на этом уровне шло накопление и элементарная систематизация сведений о природных объектах при господстве метафизического подхода к познанию природы.

Интересные мысли о периодизации истории экономической географии высказывает Ю. Г. Саушкин (1973, 1976), который, ссылаясь на В. И. Ленина, подчеркивает, что развитие географической науки происходит по кругам или виткам спирали, и приводит примеры эволюции некоторых географических идей на фоне общей спирали развития географической мысли.

Автор ряда трудов по истории и методологии физической географии П. С. Кузнецов (1970, 1974, 1976), заостряя внимание на вопросе о предмете физической географии, подчеркивает, что история науки есть история развития теории и метода и что существенные изменения во взаимоотношениях теории и метода выражают начало нового периода в развитии науки и одновременно с этим соответствующие изменения в ее взаимосвязях с родственными науками. Исходя из этого, П. С. Кузнецов характеризует выделяемые им периоды следующим образом: первый период он называет временем зарождения элементарных географических представлений; в нем выделяется три этапа: первый этап - до конца V в. (т. е. время античной географии), второй этап - с V до конца XV в. (т. е. время раннего и среднего средневековья), третий этап - с конца XV и до середины XVIII в., куда, следовательно, относится позднесредневековая география и наука первых десятилетий Нового времени.

Дальнейшим шагом в развитии учения об уровнях и попытках их хронологической конкретизации являются исследования Л. И. Воропай (1972, 1977).

Л. И. Воропай выделяет три уровня развития географической науки: первый уровень - с древнейших времен до начала XV в., второй - с XV в. до 30-х гг. XX столетия и третий - с 30-х гг. XX в. Автор конкретно показывает, чем отличается каждый уровень, и предлагает в первом и втором уровнях выделить по пять ступеней, или этапов, географического познания, увязывая их хронологически с различными историческими эпохами.

По словам автора, уровни развития науки отличаются друг от друга качеством, масштабностью и характером четырех показателей: а) эмпирических исследований, б) территориальных открытий, в) теоретических открытий, г) структурой организации науки, ее внешних и внутренних связей. Каждый из уровней складывается из пяти ступеней, или этапов, познания. Первая ступень познания - это этап преимущественно эмпирических исследований и накопления фактического материала; основной метод исследования - аналитический, основной процесс развития науки - ее дифференциация. Вторая ступень - этап систематизации, классификации и теоретических обобщений, время познания причинно- следственных связей; основной метод познания - синтез; основной процесс развития науки - интеграция. Третья ступень - этап активного использования достижений науки на практике, уточнения и конкретизации общих законов; широко используется анализ и синтез; происходит дальнейшая дифференциация и интеграция науки. Четвертая ступень - этап закономерного «кризиса» в развитии науки: практика исчерпывает информацию и теорию науки, наука теряет свое лицо, развиваются дискуссии о сущности и методологии науки. Пятая ступень названа Л. И. Воропай переходной; это этап более глубоких и детальных, качественно иных исследований, накопления новой информации, но эти исследования осуществляются еще на базе прежних теоретических представлений; это этап зарождения и начала развертывания восходящей ветви следующего, более высокого уровня.

Если первая и вторая ступени создают, по мнению Л. И. Воропай, ветвь прогрессивного, восходящего развития науки, то третья и четвертая ступени образуют ветви ее стабильного развития. Автор подчеркивает, что ступень кризиса как «болезнь роста» - явление неизбежное, но временное: она сменяется новой переходной ступенью, в пределах которой зарождаются начатки новой восходящей ветви.

В дополнении к тексту и чертежу «спирали» в работах Л. И. Воропай помещена таблица «Периодизации процесса географического познания», где показаны ступени - этапы, их продолжительность (в столетиях и десятилетиях; чем ближе к современности, тем продолжительность этапов становится менее продолжительной).

Соглашаясь с интересными и важными положениями и выводами Л. И. Воропай, мы вынуждены обратить внимание на некоторые неточности ее схемы, не соответствующие действительному положению вещей. Первое: на чертеже спирали помещен лишний виток: ведь, согласно таблице, должно быть всего 11 ступеней-этапов и начало 12-го, а на чертеже их показано 15 (точнее, 14 полных и начало 15-го). Второе: хотя система, предлагаемая в таблице и в тексте, достаточно стройная, однако вряд ли 3-ю ступень первого уровня (время с I по IV в.) можно назвать этапом активного использования достижений науки и конкретизации общих законов. Ведь это было как раз то время, когда рабовладельческий строй античного общества начал испытывать упадок, когда распространялось христианское учение, что отнюдь не способствовало развитию естествознания, в том числе и географии.

Мы думаем, что Л. И. Воропай верно наметила путь, по которому должны вестись исследования в области истории географии и ее периодизации, в целом верно показав, что история географии - это не плавный путь постепенного накопления новых фактов о поверхности нашей планеты и что ход развития географии (как и других наук) носит «ступенчатый характер».

Неравномерность процесса развития науки была отмечена и американским ученым Т. Куном в его книге «Структура научных революций» (1977). Автор выделяет эпохи постепенного накопления новых данных и этапы быстрой, революционной смены установившихся теоретических представлений. При этом, как пишет Кун, меняется сама парадигма (так он называет характерный для данного периода весь комплекс теоретических представлений, методов и других категорий, связанных со структурой науки). Однако конкретных этапов развития какой-либо из наук в книге Т. Куна нет.

Проведенная нами работа над многочисленными источниками по истории средневековой науки, а также анализ исследований вышеназванных авторов позволили внести некоторые уточнения в схему периодизации истории географии, предложенную Л. И. Воропай, и составить таблицу «Главнейших периодов и этапов развития географии».

Исторический путь географического познания и развития географии как науки следует рассматривать на четырех уровнях. Начало первого уровня (периода) приходится на время около 3500 г. до н. э. (когда появилась письменность у древнейших культурных народов), второго - на начало XIII в. н. э., третьего - на 70-е гг. XVIII в. и четвертого (современного) - на 30-е гг. XX в.

В пределах каждого уровня развития географии выделяются четыре ступени (этапа) географического познания Земли. Провести рубеж между временем «кризиса» и «переходным» этапом (по Л. И. Воропай) практически не представляется возможным, так как этап закономерного «кризиса» в развитии науки (когда, по словам Л. И. Воропай, задачи, стоящие перед наукой, на данном уровне уже решены, а практика исчерпала теорию науки) является в то же время и этапом переходным, т. е. временем, когда зарождается и начинает развертываться восходящая ветвь следующего, более высокого уровня географического познания, но новые исследования осуществляются еще на базе теоретических представлений. Согласно этой таблице, на время географии средневековья приходятся 4-й этап первого уровня (с III по XII в.) и 1-й этап второго уровня (время с XIII до середины XV в.).

Развитие географической мысли связано с изменениями социально-экономической структуры мира. Однако время научных революций, которые, по Л. И. Воропай, в географии проявляются в виде «взрыва» новых эмпирических открытий, наносящих удар по прежним теоретическим представлениям, вовсе не знаменует собой смену уровней. Оно наступает позднее, на 2-м этапе (когда систематизируется и классифицируется собранный материал и теоретически обобщаются новые данные) или на 3-м этапе (когда происходит уточнение и конкретизация общих законов). Это можно подтвердить примерами. Так, на первом уровне такой «взрыв», т. е. качественный скачок, произошел на 3-м этапе, именно тогда, когда на рубеже III и II вв. до н. э. александрийский ученый Эратосфен впервые сделал попытку синтезировать географические знания своего времени на основе математики (точнее, астрономии и геодезии) и физики (точнее, естествознания в целом) и создал науку, названную им географией, т. е. землеописанием. На втором уровне подобный «взрыв» относится ко 2-му этапу, т. е. времени, когда в результате Великих географических открытий конца XV - начала XVI в. произошла коренная ломка и перестройка системы географических представлений о величине земного шара, о взаиморасположении материков и океанов, что нашло отражение на картах, созданных на математической основе А. Ортелием, Г. Меркатором и другими учеными той эпохи. На третьем же уровне «взрыв» можно отнести снова к 3-му этапу (30-70-е гг. XIX столетия), когда были установлены взаимосвязи между явлениями неорганического и органического мира и получило развитие учение о зональности природных компонентов и т. д.

Если попытаться изобразить исторический путь развития географии в виде спирали, то в отличие от схемы Л. И. Воропай мы считаем необходимым также выделять не три, а четыре уровня развития географии, а в пределах каждого витка (кроме четвертого, современного) ограничиться выделением не пяти, а четырех ступеней (этапов) познания. При этом исторический путь географического познания должен быть показан в форме развертывающейся спирали, т. е. с постоянно увеличивающимися, а не уменьшающимися, как показано у Л. И. Воропай, витками, поскольку процесс познания является бесконечным. Правда, в этом случае теряется наглядность в постепенном сокращении «ступеней» во времени на разных уровнях, но зато более четко выявляется увеличение объема географических знаний с переходом от одного уровня развития к другому. «Взрывы», или скачки, т. е. переходы от одной парадигмы к другой, изображены в виде более крутых участков верхней линии спирали.

Следует заметить, что предлагаемые схемы периодизации верны в основном для общего хода географического познания в глобальном масштабе. Но при изучении истории географии отдельных стран или отдельных исторических периодов требуется более дробная периодизация. В пределах каждой ступени или этапа необходимо будет выделить и более мелкие временные промежутки, качественно отличающиеся друг от друга. Это позволит более четко проследить «борьбу» между старыми и новыми теориями. И в заключение очерка отметим, что, следуя за авторами историко-философских сочинений (Гулыга, 1962; Соколов, 1979; Трахтенберг, 1957; Горфункель, 1980; Майоров, 1979, и др.), мы пришли к убеждению, что рассмотрение историко-географического материала времен раннего западноевропейского средневековья (с III по XII в.) и расцвета западноевропейских феодальных государств (XIII - середина XV в.) следует проводить в пределах четырех эпох, отличающихся друг от друга не только широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний и способами отображения их на карте, но и характером той идейной борьбы, которая проходила между естественнонаучными тенденциями и символико-мистическими концепциями в недрах средневековой науки (табл. 2).

Первая эпоха (III-VII вв.) может быть названа эпохой позднеантичной образованности и начала латинской патристики; вторая (VIII-VII вв.) - эпохой ранней схоластики; третья - эпохой поздней схоластики (XIII - первая половина XIV в.); четвертая - эпохой раннего гуманизма, совпадающей с первыми десятилетиями итальянского Возрождения (вторая половина XIV - первая половина XV в.). Эта эпоха предшествует Великим географическим открытиям.

Если сопоставить эти эпохи с этапами развития географии (табл. 1), то можно увидеть, что первые две эпохи приходятся на 4-й этап первого уровня развития географии. Одна из эпох будет соответствовать времени сохранения элементов античной географии на общем фоне упадка научных знаний и первых попыток интерпретации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций, вторая эпоха является временем расширения пространственного кругозора на Севере Европы и в Северной Атлантике и первого знакомства западноевропейцев с арабоязычной наукой. Все это обеспечивало зарождение новой, восходящей ветви развития науки.

Две последующие эпохи уже относятся к 1-му этапу второго уровня. Одна из них была для географии временем эмпирических исследований и накопления нового фактического материала о природе и населении ойкумены, временем начала его систематизации и выявления некоторых причинно-следственных связей, временем влияния идей Ибн-Рушда и Ибн-Сины на естественнонаучные воззрения западноевропейских ученых и появления элементов новой географии, основанной не на мифах, а на фактах. Последняя эпоха была временем апогея средневековой западноевропейской географии с ее представлением о единой в мире ойкумене, преддверием тех Великих географических открытий, которые коренным образом изменили средневековую парадигму.

Таблица 1. Главнейшие периоды и этапы развития географии

Уровни развития географии

Характеристика периода

Этапы географического познания Земли

Восходящая ветвь развития

Стабильная ветвь развития

Этапы накопления и эмпирических исследований: основной метод - анализ

Этапы систематизации географических знаний и теоретических обобщений; основной метод - синтез

Этапы уточнения общих законов, активное использование достижений науки; основные методы - анализ и синтез

Этапы «кризиса» и зарождения новой восходящей ветви науки

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - первоначальной постановки теоретических проблем

Период выяснения общих свойств Земли и основных черт ее поверхности; зарождения элементарных географических представлений (XXXV в. до н. э. - XII в. н. э.)

1-й этап - донаучных географических представлений древнейших культурных народов (около 3500 г. - VII в. до н. э.)

2-й этап - начала научной систематизации географ, сведений и зарождения зачатков общего землеведения в философских космогониях и страноведения в «периплах» и «перигесах» в эпоху классической Греции (VII - IV вв. до н. э.)

3-й этап - первых попыток научного синтеза географ, знаний на основе математики и физики в эпоху эллинизма и Римской республики; развитие картографии и хоро-графии (IV в. до н. э. - III в. н. э.)

4-й этап - упадка научных знаний в эпоху раннего западноевропейского средневековья и развития математической географии в странах Арабского Востока (с III до XII в.)

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - элементно-хорологический

Период изучения отдельных элементов природы Земли (с XIII до 70-х гг. XVIII в.)

1-й этап - расширения пространственного кругозора в эпоху расцвета средневековых феодальных государств (с XIII до сер. XV в.)

2-й этап - коренной перестройки системы географических представлений в эпоху Великих географических открытий XV- XVI вв. Разработка новых картографических проекций для изображения сферической поверхности Земли (с сер. XV до сер, XVI в.)

3-й этап - поисков «Южной Неведомой Земли», Сев. -Зап. и Сев. -Вост. проходов и великих открытий землепроходцев в Сев. Азии; попыток создания теоретической концепции географии как науки о Земле на основе метафизического материализма; этап зарождения элементов эконом, географии (сер. XVI - сер. XVII в.)

4-й этап - измерений и картографирования поверхности Земли и развития отдельных геогр. дисциплин; дискуссий о географии без четкого представления ее предмета и содержания; деления ее на математическую (относимую к астрономии), физическую (к физике), политическую (к истории) (сер. XVII - 70-е гг. XVIII в.)

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ - компонентно-исторический

Период установления взаимосвязей между элементами природы и зарождения физической географии как науки (70-е гг. XVIII - 30-е гг. XX в.)

1-й этап - первых научно-исследовательских экспедиций на суше и в океане и развития отдельных отраслей географических знаний. Оформление экономгеографии как геогр. дисциплины (с 70-х гг. до конца XVIII в.)

2-й этап - кругосветных плаваний и исследования отдельных компонентов физгеографии как части физики; попыток природного и экономического районирования (с нач. XIX до 30-х гг. XIX в.)

3-й этап - выдающихся успехов естествознания и развития географии как науки об общих закономерностях природы и взаимосвязях между явлениями органического и неорганического мира (эпоха Гумбольдта и Рит-тера (30- 70-е гг. XIX в.))

4-й этап - «кризиса» географии, время методологических дискуссий и за-эождения идеи о природных комплексах в России; возникновения «хорологической» концепции географии в зарубежных странах (с 70-х гг. XIX до 30-х гг. XX в.)

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ -

комплексно-динамический

Период изучения географических комплексов; развитие учений о геогр. оболочке и ландшафтах; становление экономической географии науки (с 30-х гг. XX в.)

1-й этап - систематического и целенаправленного изучения Мирового океана и географических исследований всего земного шара. Оформление учений о географической оболочке и ландшафтах в СССР; развития экономической географии в СССР; господство «хорологической» концепции в зарубежных странах (с 10-х до 50-х гг. XX в.)

2-й этап - глубокой систематизации огромного фактического материала для разработки теории науки; формирования конструктивно - преобразовательного направления географических исследований в СССР; учение о территориально-производственных комплексах в СССР; распространения советских географических идей за рубежом (с 50-х гг. XX в.)

Таблица 2. Истории западноевропейской средневековой географии (основные вехи)

Важнейшие исторические события

Ступень географич. познания

Эпоха и этап

Характеристика эпохи

Важнейшие путешествия и открытия

Главнейшие сочинения

Наиболее типичные карты

Космографического характера

Страноведческого характера

III в. Укрепление христианства в Галлии и Британии

Четвертая ступень (более высокая) первого уровня (периода) как время «кризиса» и зарождения более высокой ветви науки (III - Х II вв.)

А) Эпоха позднеантичной образованности и начала латинской патристики (III - V II вв.)

Время сохранения некоторых элементов античной географии при общем упадке научных знаний и первых попыток интерпретации «отцами церкви» географических знаний с библейских позиций

«Опровержение всех ересей» Ипполита

«Собрание достойнейших упоминания вещей» Солина (III в.)

313 г. Миланский эдикт о веротерпимости

к христианам

«Божественное установление» Лактанция (325 г.)

«Описание морских берегов» Аниана Руфа Феста (IV в.)

395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную

«О браке Филологии с Меркурием» Капеллы (ок. 400 г.)

«Полное описание народов» (IV в.)

Карта мира Капеллы

476 г Падение Западной Римской империи

«Комментарии Макробия» (к «Сну Сципиона») (нач. V в.)

«Описание Ирландии» Патрика (ок. 460 г.)

«Хроника» Кассиодора (ок. 519 г.)

Карта тепловых поясов Макробия

498-515 гг. Остготское королевство в Сев.Италии

550 г. Поход монахов из Византии в «Серенду»

«Этимологии» Исидора Севильского (ок. 600 г.)

«Космография» Равеннского Анонима (VI в.)

«История готов» Иордана (ок. 550 г.)

Карта типа «Т-О» и чертеж розы ветров Исидора

Первый скрипторий Кассиодора в Италии

632 г. Завоевание арабами Сирии и Ирана Завоевание арабами Средней Азии

569 г. Начало похода Зимарха на Алтай

«Плавания» св.Брендана (ок.560 г.)

670г. Открытие Фарерских о-вов

711 г. Начало араб. завоеваний на Пиренейском п-ове

Б) Эпоха ранней схоластики (V III - Х II вв.)

Время расширения пространственного кругозора на Севере Европы и в Северной Атлантике, знакомства с арабоязычной культурой, что обусловило зарождение элементов новой восходящей ветви науки

Церк. история» Бэды Достопочтенного (ок. 725 г.) «Житие св. Виллиброрда» Алкуина (800 г.)

Меровингская карта (720 г.)

768-814 гг. Империя Карла Великого

795 г. Открытие Исландии монахами

830 г. «Путешествие Ансгара»

«Об измерении Земли» Дикуила (825 г.)

«Баварский географ» (IX в.)

«Хроника» Альфреда Великого (ок. 800г.)

Монастырские карты типа «Т-О»

Розы ветров (по Исидору)

IX в. Начало производства бумаги в Европе

860 г. Открытие Исландии норманнами

945 г. Византийские послы в Кордове

Образование Священной Римской империи

981 г. Открытие берегов Гренландии

1014 г. Завоевание норманнами Юж. Италии и Сицилии

1000 г. Открытие берегов Сев. Америки

«История Гамбургской епархии» Адама Бременского (1040г.)

Ката мира Идриси (1154г.)

Взятие турками Багдада

1085 г. Отвоевание испанцами Толедо

1050 г. Открытие Ботнического залива

1094г. Открытие Сваальбарда

Перевод Аделардом из Бата «Астрономии» ал-Хорезми (1126 г.)

Туринская круглая карта (ХI в.)

1096 г. Начало крестовых походов

1160-1167 гг. Открытие первых университетов

1170 г. Начало переводческий деятельности с арабского на латынь

Перевод и комментарии Герардом из Кремоны сочинений Аристотеля, Ибн-Сины и Ибн-Рушда (1175 г.)

1204 г. Захват крестоносцами Константинополя

1242г. Монгольское нашествие в Вост. Европу

Первая ступень второго уровня (периода) как время накопления новых фактов о природе Земли

В) Эпоха поздней схоластики (Х III – сер. ХIV в.)

Время обширного накопления новых фактов о природе Земли и влияния идей Ибн-Сины и Ибн-Рушда на естественные научные воззрения западноевропейских ученых

1246 г. Начало путешествия Карпини

1271 -1295 гг. Путешествие Марко Поло

«Королевское зерцало» (1240 – 1260 гг.)

«Великое сочинение» Р. Бэкона (1265 г.)

«Труды» Альберта Великого (1320 г.)

«Исторический обзор» Плано Карпини (1248 г.)

«Путешествия» Рубрука (1256 г.)

«Книга Марко Поло» (1298 г.)

Герефордская карта (1260 г.)

Эбсторфская карта (1284 г.)

1368 г. Падение монгольской династии в Китае

1396 г. Начало странствий Шильтбергера

«Божественная комедия» Данте (1320 г.)

«Книга познания» (1345 г.)

Каталонская карта (1375 г.)

1409 г. Перевод «Географии» Птолемея с греческого на латынь

1415 г. Взятие Сеуты португальцами

Г) Эпоха раннего гуманизма (сер. ХIV – сер. ХV в.)

Время апогея средневековой географии и преддверия великих открытий конца ХV – начала ХVI в.

1403 – 1406 гг. Путешествие Клавихо в Самарканд

1418 г. Начало португальских плаваний

«Лик Земли» П. Аллиака (1410 г.)

«Приключения» Шильтбергера (ок. 1400 г.)

Карта северных областей Клавуса Нигера (1427 г.)

1423 г. Перевод «Географии» Страбона

1453 г. Взятие турками Константинополя

1432 г. Открытие Азорских о-вов

Сочинения Н. Кузанского (сер. ХV в.)

«Космография», «География Германии» Э. Пикколомини (сер. ХV в.)

Карта Центр. Европы Н. Кузанского (сер. ХV в.)

1492 г. Первое плавание Колумба

Карта мира Фра-Мауро (1457 г.)

Через весь курс проходит методологический анализ проблемы взаимодействия природы и общества, соотношения и связей природного и человеческого элементов географии. Имеет значение соотношение пространственного и исторического подходов в геогр. Важен вопрос о целостности геогр. науки - сопоставлении процессов ее интеграции и дифференциации, о ее связях и взаимоотношениях со смежными науками. Все эти виды связей и отношений менялись в процессе развития науки и должны быть исторически проанализированы и сопоставлены. В истории науки развитие идей идет неравномерно. В истории науки выделяются крупные гео научные школы.

Кроме истории науки сформировались еще две науки с близкими к ней названиями, немного связанные с историей гео: история гео открытий - показывает исторический процесс исследования земной поверхности: отд. континентов, океанов, морей, о-вон, историю непрерывного уточнения карты нашей планеты. Историч гео исследует географич особенности природы, населения, хоз-ва прошлых лет .

Эти три науки связаны друг с другом и перекрывают одна другую, особенно когда анализируются труды крупнейших путешественников, совершивших гео открытия и продвинувших вперед развитие гео науки (Гумбольдт, П.П. Семенов Т-Ш).

Геогр. открытия, совершаемые экспедициями и отдельн. путешественниками, позволили нашей науке накопить огр фактич мат-л, необходимый для дальнейших обобщений. Под гео открытием следует понимать не только территориальное, но и теоретическое открытие в области гео, открытие новых гео закономерностей. Соврем. история гео открытий сблизилась с историей географии (является методологической наукой). Она сближается с философией, логикой, матем и др теоретическими науками.

История гео открытий более всего отражает требования практики. Напр, в эпоху ВГО гео имела наибольшее практич. значение для общества. Затем она отступила на задний план. Теперь наступило время, когда потребности практики создали условия для сильного развития гео: познание МО, атмо, биосф и др.

2. Периодизация истории географической науки и формирования теоретических географических представлений.

Саушкин выделял 8 эпох в развитии географии:

1. Античная средиземноморская цивилизация

Эратосфен определил размеры земного шара. Для многих географов характерна целостность

географической науки.

2. Средневековье.

Соответствует феодальному способу производства Объяснение догматов церкви.

3. Эпоха раннего капиталистического развития промышленности и торговли и быстрого роста науки и культуры ХУ - ХУI вв., получившая название...Возрождение (Ренессанс). С эпохой Возрождения связаны Великие географические открытия и начало развития естествознания. Это эпоха начала картопечатания, Коперника, Колумба, Магеллана, Великие географические открытия намного расширили научные географические представления, стимулировали развитие географической науки.

4. Эпоха сильного роста капиталистической мануфактурной промышленности и торговли

В эту Эпоху наука и культура в целом, и естествознание в особенности, развиваются очень разносторонне. Это эпоха Галилея, Ньютона, Ломоносова, Декарта, Бэкона. В это время, как правило, анализ преобладал над синтезом, ученые разделяли природу на части, классифицировали многочисленные факты. В это время был сделан крупный шаг по изучению географии России, по исследованию внутренних областей Северной и Южной Америки.

5. Эпоха развития крупной капиталистической промышленности в ХIХ в., колоссальных успехов науки и техники - эпоха лавровой машины, железных дорог, крупнотоннажного судоходства, каменноугольной металлургии.

б. Эпоха гигантской концентрации производства, капиталистических монополий, империализма, раздела и передела мира. Это период сильнейшего развития стальной промышленности (Томас), развития электротехники (Эдисон), химии (Менделеев), агрохимии (Либих), радиохимии (Кюри).

7. Эпоха от Великой Октябрьской социалистической революции до конца второй мировой войны (1917-1945). Эта эпоха характеризуется строительством социализма в СССР, индустриализацией и урбанизацией в СССР и в ряде других стран. для нее характерны большие успехи математики, создание теории относительности как основы теоретической физики, проникновение в структуру атомного ядра и развитие ядерной физики.

8. Современный период. Это эпоха научно-технической революции: создания космических кораблей, высадки людей на Луне, выпуска ряда поколений электронно-вычислительных машин. Исаченко выделял 7 основных периодов развития географических идей:

География в эпоху рабовладельческого строя

География средневековья

Эпоха великих географических открытий и начала нового времени

География нового времени (последи. треть 18 и к. 19 в.)

Зарождение современной географии (к 19 нач. 20 в.)

География новейшего времени (19 18-1945)

Современная география (с 1945 г.)

4 периода развития географии:

1. сер. 17 в. - зарождение единой географии как фактологической, описательной науки на теоретической основе, метафизического материализма и географического детерминизма.

2. сер. 19 в. - возникновение в рамках единой географии физико-географических и общественно- географических исследований на основе стихийного материализма и диалектики.

3. к. 19-нач. 20 в. - создание в рамках общей системы географических наук самостоятельных подсистем физической и экономической географии, в результате интенсивной дифференциации и интеграции научных исследований. Интенсивная идеологизация географии, как отражение противоречий соц-эк систем.

4. к. 20 в. - формирование единой мировой география, как сложной системы географических наук. Интенсивный процесс интеграции нац-х гео школ в следствие резкого обострения экономических, экологических и демографических проблем все более широкого понимания их глобального характера.