Анкетирование как метод социально психологического исследования это. Анкетирование как метод исследования — виды, правила составления, анализ результатов

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

2.2.3. Методы опроса (анкетирование,интервью, беседа) .

2.2.3. Методы опроса (анкетирование,интервью, беседа)

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.

Беседа– это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.

Так, свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления. Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них. На что же нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником?

Благоприятный для беседы климат создают:

– ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;

– проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);

– положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);

– искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.

Беседа психолога ОВД с пострадавшим в результате совершения преступления может и должна вызывать психотерапевтический эффект.

Что обычно достойно сочувствия и сострадания? Это горе и мучения, все беды пришедшие неожиданно, смерть близких родственников, болезни и травмы, потеря имущества, незаслуженные обвинение и наказание.

Постижение эмоциональных состояний другого человека, выражение сочувствия ему, способность поставить себя на его место (механизм эмпатии); демонстрация участливого внимания к насущным потребностям человека – важное условие установления контакта с собеседником.

Беседа должна быть хорошо организована, поскольку это обеспечивает эффективность ее результатов, т.е.:

– поставлены конкретные задачи;

– составлен предварительный план;

– выбрано подходящее время и место с учетом их влияния на результаты;

– выбраны способы фиксации получаемой в беседе информации;

– создана атмосфера взаимного доверия.

Беседа помогает психологу и юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях, что также помогает налаживанию и поддержанию контактов с опрашиваемым лицом. В том случае, когда направленность беседы и характер вопросов поставлены жестко, когда опрашивающий только задает вопросы, а опрашиваемый на них лишь отвечает, мы имеем дело с другой разновидностью опроса – интервью.

Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ».

Беседа, как правило, не ограничена во времени и порой с трудом «укладывается» в первоначально заданное русло. В интервью же «навязывается» темп и план разговора, опрашивающий более жестко держится в рамках обсуждаемых вопросов. В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь – опрашивающий сохраняет нейтральную позицию, лишь фиксирует ответы, высказывания и опрашиваемому часто трудно бывает понять отношение со стороны опрашивающего к его ответам (принимает ли он их, верит ли, разделяет ли такие же взгляды). Значительная часть допроса в процессе проводимого следствия проходит в форме интервью.

С помощью интервью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных работников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях снижения ее уровня.

Интервьюируя судей, можно получить информацию о путях формированиях внутреннего убеждения, критериях оценки доказательств, приемах установления психологического контакта с подсудимыми, недостатках и достоинствах судебной процедуры и т.д.

Проведение беседы и интервью – это большое искусство, которым должны владеть и психологи и юристы. Эти методы опроса требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).

Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.

В области юридической психологии анкетный метод применялся при исследовании зарождения преступного умысла, профессиограмм, профессиональной пригодности, профессиональной деформации следователей и других специалистов правоохранительной системы.

Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования. По форме вопросы анкеты делятся на: открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме) и закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов); прямые (формулируются в личной форме) и косвенные (формулируются в безличной форме).

При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

– формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;

– сложные и многозначные слова должны исключаться;

– вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;

– включать вопросы, проверяющие степень искренности.

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования :
а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:
– клинические – направлены на выявление акцентуаций;
– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;
– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;
б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;
в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;
2) по степени формализации :
а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);
б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование как метод социально-психологического мышления.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:
1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;
2) необходимости опросить большое число людей.
Способы анкетирования:
1) рассылка анкет по почте;
2) распространение анкет в СМИ;
3) вручение анкет по месту жительства или работы.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

Контент-анализ. Сущность метода и типы документов.

§ Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

§ Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода

§ фиксация определенных единиц содержания,

§ изучает документы в их социальном контексте,

§ может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

3. Анкетирование как метод исследования

Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

— невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? …

Каково качество практических занятий по психологии общения?…

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

— в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

— ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

— контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

— необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Этапы подготовки анкеты.

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

V. Анкетирование;

Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления — обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

г) получение информации.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

  • На сегодняшний день анкетирование является одним из популярных методов психологического исследования. Данный метод используется не только в психологии, но и в социологии и во многих социальных и гуманитарных науках. Проблема изучения особенностей анкетирования является своевременным и наиболее актуальным для тех, кто осваивает профессию психолога.
  • Метод анкетирования является формой опроса, который, как правило, производится заочно. То есть без прямого контакта интервьюера с респондентом. Оно рационально в двух случаях. Первый случай, когда необходимо опросить большое количество респондентов за короткое время. Второй случай уместен в том случае, если респондентам дается время для того, чтобы тщательно подумать над своими ответами, при этом имея перед глазами отпечатанный вопросник.
  • В ходе анкетирования можно получить необходимую информацию, для этого необходимо, чтобы анкета была тщательно подготовленной. В первую очередь, при подготовке анкеты необходимо составить вопросник, в котором вопросы будут точно сформулированы. Так же необходимо учесть образовательный и культурный уровень отвечающего. При подготовке анкеты необходимо учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, так как и это влияет на ответ. Не стоит пренебрегать правилом расположения вопросов, их следует располагать не в логической, а в психологической последовательности. Таким образом, вопросы будут охватывать большее внимания опрашиваемого, и будут побуждать его к более точному ответу.
  • Анкетирование в психологии применяется для получения психологических данных, социологических и демографические играют лишь некоторую вспомогательную роль. Общение психолога с ответчиком переданы до минимума. Анкетирование позволяет наиболее строго соблюдать процедуры запланированных исследований — "вопрос — ответ" строго проверяется.
  • При этом методе можно с наименьшими тратами достигнуть высокий показатель массовости исследований. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не указывается, указываются лишь ответы). Проводится в основном тогда, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
  • Также можно за короткий срок получить огромный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения людей по некоторым вопросам, задачи на поставленные цели. Как само собой разумеется из названия: "Анкетирование", в его основе находятся главные средства, фиксирующее все результаты исследования — анкеты. По толковому cловарю анкетой именуется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать точный ответ. Вопроcы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкpетное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов интервьюеры и делают определенные выводы по интересующей их проблеме. анкета
  • В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод cоциологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной cферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый "контрольный список" должен соответствовать.
  • Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маpкетингового опроса). В конце анкетирования стоит задать вопросы самые непростые, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования — точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кpоме того, если анкетирование как метод исследования не является cоциологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или cоциальной сpеде, в которой проживает опрашиваемый. анкета
  • Использование в анкете закрытых вопросов позволяет результативно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выpажений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии неправильных, автоматических ответов.
  • Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кpоме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и несколько пустых строк (обычно семь-восемь);

Метод анкетирования в практике психологических исследований (стр. 1 из 3)

Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

Введение

Часть 1.Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

1.3 Особенности анкетирования и его виды

Часть 2. Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическому практикуму

2.1 Исследование по заинтересованности молодежи в трудоустройстве

2.2 Исследование по выявлению факторов препятствующих к саморазвитию

2.3 Исследование по определению факторов удовлетворенности работой

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии психолога важным является овладение мастерством практической деятельности, поэтому проблема изучение особенностей анкетирования является своевременным и актуальным.

В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, как правило, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ.

Раздел V. Анкетирование как вид психологического исследования

Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу.

Используя основные положения, касающиеся аспектов изучения и разработки анкет в данной работе, нам бы хотелось показать, какие сложности могут возникнуть при проведении анкетного опроса по общему психологическому практикуму. Изучение данного процесса позволит наиболее эффективно освоить методологические аспекты работы психолога в различных социальных сферах и научиться адекватно решать поставленные социумом профессиональные задачи, что, безусловно, также даст возможность понять теоретические обоснования и практически реализовать технологию профессионально грамотного психологического исследования личности, а также раскрыть смысл и дать описание метода анкетирования.

психологический практикум анкетирование

Часть 1. Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

1.1 Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1) Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов;

2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку;

3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов;

4) Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность;

5) Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной;

6) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным);

7) Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в таблице 1.

Таблица 1 Этапы психологического исследования

1.2 Метод анкетирования и правила составления анкет

Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи и психологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе психологического исследования. Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые психолог непременно должен себе представлять, если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики психологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

По мнению А.Н. Гусева основными принципами построения анкеты состоят в следующем:

— первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого — тех, кто клуб не посещает. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья — снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) — снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым». Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению;

— второй принцип – непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования;

— третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены… чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях;

— четвертый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса;

Анкетирование как один из популярных методов психологического исследования. Метод анкетирования — форма заочного опроса, психологический коммуникативно-вербальный метод. Подготовка анкеты, составление вопросника. Цель и содержание вопросов в анкете.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творческое эссе

По дисциплине: Общий психологический практикум

На тему: Анкетирование как метод психологического исследования

Студентки Дмитриковой Марии Александровны

Анкетирование как метод психологического исследования

На сегодняшний день анкетирование является одним из популярных методов психологического исследования. Данный метод используется не только в психологии, но и в социологии и во многих социальных и гуманитарных науках. Проблема изучения особенностей анкетирования является своевременным и наиболее актуальным для тех, кто осваивает профессию психолога.

Метод анкетирования является формой опроса, который, как правило, производится заочно. То есть без прямого контакта интервьюера с респондентом. Оно рационально в двух случаях. Первый случай, когда необходимо опросить большое количество респондентов за короткое время. Второй случай уместен в том случае, если респондентам дается время для того, чтобы тщательно подумать над своими ответами, при этом имея перед глазами отпечатанный вопросник.

В ходе анкетирования можно получить необходимую информацию, для этого необходимо, чтобы анкета была тщательно подготовленной. В первую очередь, при подготовке анкеты необходимо составить вопросник, в котором вопросы будут точно сформулированы. Так же необходимо учесть образовательный и культурный уровень отвечающего. При подготовке анкеты необходимо учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, так как и это влияет на ответ. Не стоит пренебрегать правилом расположения вопросов, их следует располагать не в логической, а в психологической последовательности. Таким образом, вопросы будут охватывать большее внимания опрашиваемого, и будут побуждать его к более точному ответу.

Психология сегодня имеет широкий спектр эффективных методов проведения психологического исследования.

Метод анкетирования — психологический коммуникативно-вербальный метод, в котором в качестве средства для сбора информации от респондента используется список вопросов — анкета, специально оформленный для данного исследования.

Анкетирование в психологии применяется для получения психологических данных, социологических и демографические играют лишь некоторую вспомогательную роль. Общение психолога с ответчиком переданы до минимума. Анкетирование позволяет наиболее строго соблюдать процедуры запланированных исследований — "вопрос — ответ" строго проверяется.

При этом методе можно с наименьшими тратами достигнуть высокий показатель массовости исследований. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не указывается, указываются лишь ответы). Проводится в основном тогда, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Также можно за короткий срок получить огромный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения людей по некоторым вопросам, задачи на поставленные цели. Как само собой разумеется из названия: "Анкетирование", в его основе находятся главные средства, фиксирующее все результаты исследования — анкеты. По толковому cловарю анкетой именуется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать точный ответ. Вопроcы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкpетное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов интервьюеры и делают определенные выводы по интересующей их проблеме. анкета

В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод cоциологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной cферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый "контрольный список" должен соответствовать.

1. следует учитывать цель и содержание от общего количества вопросов в анкете.

2. для того чтобы иметь возможность анализировать результаты различных обследований, в начале вопросника должна быть всегда вопросы собеседника для уточнения личных данных — Фамилия имя отчество (не во всех случаях), пола и статуса.

3. анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или незначительными вопроcами, уcтав от которых респондент не cможет полноценно ответить на очень важные. методик

Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маpкетингового опроса). В конце анкетирования стоит задать вопросы самые непростые, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования — точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кpоме того, если анкетирование как метод исследования не является cоциологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или cоциальной сpеде, в которой проживает опрашиваемый. анкета

Напоследок следует заметить: если анкета создана для любого вида опросов самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. анкета

Если "пилотная" проверка состоится удачно — можно приступать к исследованию.

Проанализируем основные виды вопросов в анкете.

По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

I) о личности pеспондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

II) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

III) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопpосы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит глубокий набор возможных ответов. При этом респондент лишь отмечает графически свой выбор из предоставленных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют дешифрирование ответов закрытых вопросов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет результативно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выpажений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии неправильных, автоматических ответов.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кpоме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и несколько пустых строк (обычно семь-восемь);

анкетирование психологический метод вербальный

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

Разумеется, тем cамым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда еcть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных ваpиантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

Рассмотрим классификацию вопросов при методе анкетирования.

В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это так называемые основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это cвоеобразная "анкета в анкете". Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают на графике.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность заявленных респондентами сведений, а также пропустить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопpосы двух видов.

1) Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулиpованные другими словами. Если ответы оcновного и контpольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа.

2) Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некотоpое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ.

Как можно заметить из характера этих вопpосов, достоверность получения на них честного, но непопулярного в действительности ответа весьма мала.

Итак, уточним достоинства и недостатки метода анкетирования. методик

Достоинства: приобретения

высокая скорость приобретения информации;

возможностью организации массовых исследований;

относительно небольшой объем трудоемких процедур подготовки кадров и исследований, обработки их результатов;

отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

невыраженностью у исследователя отношений cубъективного приверженности к кому-либо из отвечающих. интервьюеры

Однако анкетированию свойственны и cущественные недостатки:

отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от вопросов или поведения респондентов;

не всегда полная достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном cвете, сознательно приукpасив подлинное положение дел.

В современной психологии, вопросы интервью в качестве вспомогательного метода научного исследования, такие как социология и демография — один из крупнейших поставщиков, по некоторым оценкам, 90% от cобранной информации.

Вывод интервьюеры:

Таким образом, в своей работе мы рассмотрели метод анкетирования в психологии. Сделаем соответствующий вывод по нашей творческой работе.

Анкетирование (в переводе с франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного общественного исследования; используется в психологических, cоциологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. Анкета не требует указаний о личности анкетируемого. Собранные сведения будут использованы исключительно в научно-исследовательских целях.

Ничего непонятно?

Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

Размещено на Allbest.ru

Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

презентация , добавлен 01.12.2016

Экспериментальная психология

Научное знание и его критерии. Классификация методов психологического исследования. Подготовительный этап психологического исследования. Классификация видов психологического наблюдения. Эксперимент как активный метод психологического исследования.

шпаргалка , добавлен 15.01.2006

Метод анкетирования в практике психологических исследований

Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму. Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы. Метод анкетирования и правила составления анкет. Особенности анкетирования и его виды.

курсовая работа , добавлен 22.02.2011

Методы психологического исследования

Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.

реферат , добавлен 20.11.2014

Эксперимент как основной метод психологического исследования

Понятие психологического эксперимента и его роль при проведении психологических исследований. Анализ сущности эксперимента и его видов. Подготовка, инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование как основные этапы исследования.

реферат , добавлен 12.05.2014

Разновидность метода опроса

Особенности метода опроса как одного из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Его разновидности и правила составления вопросов. Цель использования метода анкетирования. Сущность и назначение личностных тестов, методов интервью.

реферат , добавлен 17.03.2010

Разработка новых методов социально-психологического исследования

Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании. Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях. Метод наблюдения, тестирование, методика опроса и эксперимент.

курсовая работа , добавлен 06.01.2015

Психологический эксперимент

Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

курсовая работа , добавлен 30.11.2009

Основы разработки психологического исследования

Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.

реферат , добавлен 29.09.2008

Методы эмпирического исследования

Наблюдаемые действия и поведение человека. Метод и основные характеристики эксперимента в психологии. Оценка качества психологического эксперимента. Специфика организации экспериментального общения. Организация и проведение воспроизводящего исследования.

реферат , добавлен 22.11.2012

Поиск Лекций

Этапы подготовки анкеты.

АНКЕТНЫЙ ОПРОС.

Анкетирование (Анкетный опрос) — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

— высокой оперативностью получения информации;

— возможностью организации массовых обследований;

— сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

— отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

— невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

— отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

— не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считаете вспомогательным методом исследования, когда в таких науках, как социология или демография — одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80 % собираемой информации.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОПРОСОВ В АНКЕТЕ.

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положениями т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно — неверно», «согласен - не согласен» и т.

Метод анкетирования

б) поливариантная форма, предусматривающая т.н.«меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например:

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

— психологию

— социологию

— религиоведение

— философию

— эстетику»

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть
необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

— полностью согласен

— согласен, но бывают исключения

— не знаю

— не согласен, но иногда бывает

— совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальную точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» или определенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вещи используют либо на ранних стадиях составления либо тогда, когда есть необходимость в максимальном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

В зависимости от способа формулирования вопросы гут быть прямыми и косвенными.

Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности.

В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции. Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т.н. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и Окончание фильтра обычно четко обозначают графически, например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?

Каково качество практических занятий по психологии общения?

В какой мере полученные на них знания могут помочь в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»

«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь незнакомцам?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

— в анкете основной и контрольный вопрос не следует
размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь

— ответы на прямые вопросы лучше контролировать
косвенными вопросами;

— контролю необходимо подвергать лишь наиболее
существенные вопросы в анкете;

— необходимость в контроле, как правило, снижается,
если значительная часть вопросов допускает уклонений от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как
знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Этапы подготовки анкеты.

I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания
вопросов;

V. Анкетирование;

VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления, обращения к респонденту, где излагается тема опроса, цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

а) формирование установки на сотрудничество;

б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых
в анкете;

г) получение информации.

За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в …?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в педелю, в год?)

Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

Относится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготов­ленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Виды вопросов в анкете.

1) о личности респондента, касающихся его пола, возра­ста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

2. В зависимости от формы ответа вопросы подразделяют­ся на закрытые, полузакрытые и открытые.

1)Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графичес­ки свой выбор из данных ему вариантов. Количество дела­емых выборов (один или несколько) обычно оговаривает­ся инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариан­тов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма , предлагающая противополож­ные, взаимоисключающие ответы (типа «да - нет», «верно - неверно», «согласен - не согласен» и т. д.);

б) поливариантная форма , предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на несколь­ких из них. Например:

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

Психологию

Социологию

Религиоведение

Философию

Эстетику»

в) шкальная форма , используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые отве­ты могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

Полностью согласен

Согласен, но бывают исключения

Не согласен, но иногда бывает

Совершенно не согласен

г) табличная форма . Например:

2) Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых от­ветов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и оп­ределенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

3) Открытый вопрос предполагает, что ответ на него цели­ком и полностью сформулирует сам респондент.



3. В зависимости от способа формулирования вопросы мо­гут быть прямыми и косвенными.

1) Прямой вопрос направлен на непосредственное, откры­тое получение информации от респондента. Предполагает­ся, что на него будет дан столь же непосредственный и че­стный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно крити­ческое отношение к себе и к другим, многие склонны огра­ничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ препо­давателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто про­пускаете лекции?»

2) В таких случаях составляют косвенный вопрос , который обычно связан с использованием какой-либо воображае­мой ситуации, маскирующей критический потенциал пе­редаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

4. По функции вопросы анкеты подразделяются на инфор­мационные (основные), фильтры и контрольные (уточня­ющие).

1) При этом большинство вопросов направлено на полу­чение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы .

2)Вопросы-фильтры используют, когда необходимы све­дения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психо­логов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ...

Каково качество практических занятий по психологии общения?

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?»

«Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые филь­тром, позволяют избежать искажений информации, вноси­мых ответами недостаточно компетентных лиц.

3) Контрольные вопросы дают возможность уточнить пра­вильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если отве­ты основного и контрольного вопроса диаметрально про­тивоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множе­ство ответов там, где на практике может быть лишь одно­значный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»

«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь не­знакомцам?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероят­ность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля :

В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

Контролю необходимо подвергать лишь наиболее су­щественные вопросы в анкете;

Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от отве­та, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.). Лучше заменить их вариантом «другое».

Структура анкеты.

Анкета имеет достаточно стабильный сценарий.

1. Вступление - обращение к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анке­тирование, сообщается о строгой конфиденциальности по­лучаемой информации.

2. Затем, как правило, излагаются инструкции по заполне­нию бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

3. Первые вопросы должны быть максималь­но легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функ­циями подобных вопросов-контактёров являются:

а) формирование установки на сотрудничество;

б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

г) получение информации.

4. За ними следуют более сложные вопросы, составляю­щие основное содержание анкеты.

5. В заключительной части бланка вновь следу­ют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респонден­тов.

6. В заключении выражается благодарность за участие в работе.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

1. Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как пред­полагает, что нечто «нравится»)

2. Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышле­ния респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в ме­сяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

3. Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опра­шиваемых или имеющие крайне неопределенное содержа­ние? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные та­ким «часто», «редко», «в среднем», содержание которых весь­ма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы прояв­ляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

4. Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия рес­пондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоцио­нальной реакции?

5. Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

6. Не спрашивается ли одновременно о нескольких раз­личных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

7. Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

8. Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

9. Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу фор­мулирования) наиболее предпочтителен в данном конк­ретном случае?

10. Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нуж­ны ли они?

11. Имеется ли грамматическое согласование между воп­росом и ответами к нему?

12. Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования , сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона , который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование - опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование - опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование - участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное - опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное - опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное - проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное - анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте ;
    • Публикация анкет в прессе ;
    • Публикация анкет в Интернете ;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование . Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

Литература

  • Ядов В. А. Социологическое исследование - методология, программа, методы. - М .: Издательство «Самарский университет», 1995. - ISBN 5-230-06020-4
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб.: Речь, 2002. - ISBN 5-9268-0140-0

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод анкетирования" в других словарях:

    - (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия

    Сущность метода экспертных оценок состоит в проведении экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенное мнение группы экспертов принимается как решение проблемы. Для выработки совместного… … Википедия

    метод опроса в этнопсихологии Этнопсихологический словарь

    МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ - один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Метод последовательной динамической оценки (МПДО). И. Н. Носс - Предназначен для анализа особенностей управленческой коммуникации в типовых и экстремальных профессиональных ситуациях в целях совершенствования управления, оптимизации взаимодействия персонала и обучения специалистов. Методика может применяться… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - предмет – поведение; инструмент – тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется обшее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЯ» - предмет поведение; инструмент тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется общее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Философский словарь

    Компонентного анализа метод - Компонентного анализа метод метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. К. а. м. впервые был использован при исследовании лексического материала… … Лингвистический энциклопедический словарь

    диалектографический метод - Совокупность приемов и методик сбора, обработки и интерпретации диалектного материала. Этот метод вбирает в себя методику диалектологических, лингвогеографических и ареальных исследований. Однако лингвогеограф использует ареальный (изоглоссный)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Основная статья: Оценка программ Социологические методы оценки программ всеобъемлющие методы сбора информации о государственных программах, отраслевых политиках, корпоративных программах, а также различных проектах некоммерческого сектора,… … Википедия

Книги

  • Введение в аудиологию и слухопротезирование , Королева Инна Васильевна. В книге содержатся основные современные сведения по аудиологии и слухопротезированию. Представлены объективные и субъективные методы диагностики нарушений слуха, метод анкетирования,…