Социальные изменения. Формы социальных изменений

Понятием «социальные изменения » обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

Изменения могут осуществляться на следующих уровнях:

    На уровне межличностных отношений (либерализация половой морали).

    На уровне организаций и институтов (изменение существующих социальных институтов).

    На уровне малых и больших социальных групп (появление фермеров, предпринимателей).

    На социетальном и глобальном уровнях (экономическое развитие одних стран, застой и кризис в других).

Виды социальных изменений в зависимости от типа социальных связей:

    Структурные социальные изменения - изменения, касающиеся структур различных социальных образований (изменения в структуре семьи, общества).

    Процессуальные - изменения, затрагивающие социальные процессы (изменения в миграционных процессах, в стратификации общества).

    Функциональные - изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций (изменения в функциях семьи, образования, законодательной и исполнительной власти).

    Мотивационные - изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности(изменения мотивации студентов).

Все эти изменения тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Также выделяют такие типы социальных изменений как:

    Эволюционные (постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов) и революционные (относительно быстрые, коренные, качественные) изменения;

    Прогрессивные (движение вперед) и регрессивные (откат назад);

    Имитационные (копирование существующих форм социальной жизни) и инновационные (создание новых форм социальной жизни).

16. Социальная структура общества: понятие, сущность.

Социальная структура общества - это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования

Общества с закрытой и открытой структурой В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) - рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.

Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших с трат в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены .

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным

бесправием и крайней степеньюнеравенства. Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую с тадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другогои когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим

рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще

раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало

распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в

соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если

плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии 4 основные касты : брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и

крестьяне).

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и

передаваемыми по наследству правами и обязанностями .

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве

положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV

вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное

третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство,

дворянство и крестьянство.

Под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

17. Социальные отношения, социальные общности и

социальные институты как элементы социальной структуры

общества.

Социальная общность - реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Существует и другое определение социальной общности, когда под ней понимаются все существующие социальные объединения, члены которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии.

Социальные общности различаются разнообразием конкретных исторических и ситуационно обусловленных видов и форм. Общности различаются:

    по количеству составляющих общность элементов (от двух элементов до многих миллионов)

    по продолжительности существования (от кратковременных, существующих меньше продолжительных жизни одного поколения людей, до долговременных, существующих многие поколения)

    по плотности связей между членами объединения (от тесносплоченных коллективов до номинальных объединений)

По совокупности признаков социальные общности можно разделить на два типа - массовые и групповые. Массовые общности отличаются от групповых прежде всего качеством и степенью взаимодействия. Признаками массовой общности являются следующие черты:

    объединения представляют собой аморфные образования с нечеткими разделительными границами

    для объединения характера неопределенность количественного и качественного состава, ему присущи разнородность и межгрупповая природа

    для объединения характерен ситуативный способ образования, объединение не устойчивым, но быстро меняющимся

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

    возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.

    появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.

    принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

    создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Пути развития общества — это эволюционный, революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

Эволюция — это (от лат. evolutio - «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П . Он назвал положительные стороны эволюции :

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio - поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

  • Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
  • Долговременные (например, неолитическая, то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»

Бердяев Н .: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные , то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества (реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская, судебная, военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

  • «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит: введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
  • «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
  • « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Понятием «социальные изменения » обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции .

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

Социальная модернизация . Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития Западных стран, также предполагали модернизацию. «Модернизация» в этом смысле означает достижение определенных «мировых стандартов» или «современного» уровня развития.

Типология социальных изменений:


Размах

Малые изменения

Маргинальные изменения

Всеобъемлющие изменения

Революционные изменения

Направление изменений

Упадок

Социальные изменения. Формы социальных изменений

Общество – это не что-то фиксированное и устоявшееся. Здесь непрерывно происходят изменения. Общество – это живой социальный организм, испытывающий на себе воздействие как внутренних, так и внешних сил, результатом чего является постоянное изменение его структуры. Что же такое социальные изменения, чем они обусловлены, в какую сторону направлены?

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В таком случае необходимо различать социальную динамику, т. е. процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, т. е. такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе.

Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет под собой природные, физические основания. Человек как биологический вид отличается высокой гибкостью и таким же уровнем адаптационных способностей. Он рождается с абсолютным минимумом врожденных инстинктов, зато невероятно способен к научению, подражанию, символизации и творчеству. Социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама по себе не является их объяснением.

Проблема социальных изменений являлась основной для социологии еще в XIX в. Сам же интерес к социальным изменениям был следствием:

1) осознания масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ;

2) понимания значения фундаментального различия между европейскими индустриальными и так называемыми «примитивными обществами.

В качестве причин социальных изменений принято рассматривать:

1) технологическое развитие;

2) социальный конфликт (между расами, религиями, классами);

3) неинтегрированность частей социальной структуры или культуры общества;

4) потребность в адаптации в рамках социальных систем;

5) воздействие идей и систем верований на социальную деятельность (например, гипотеза М. Вебера о связи протестантской этики и капитализма).

Можно с уверенностью утверждать, что социальные изменения происходят в каждый данный момент в каждой точке социума. Академик Г. Осипов выделяет четыре основных вида социальных изменений.

Мотивационные социальные изменения – изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности. Характер потребностей, интересов, мотивации, поведения и деятельности социальных общностей и индивидов не остается неизменным. Особенно значительные изменения происходят в мотивационной сфере жизнедеятельности людей в периоды переходного состояния общественных структур.

Структурные социальные изменения – изменения, затрагивающие структуры различных социальных образований. К их числу можно отнести, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная); изменения в структуре социальных институтов (образования, науки, религии) и социальных организаций (в системе власти и управления).

Функциональные социальные изменения – изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций.

Процессуальные социальные изменения – изменения, затрагивающие социальные процессы. К ним относятся: процессы социально-исторических изменений, процессы в сфере социальных взаимодействий и социальных отношений различных социальных субъектов (общностей, институтов, организаций, индивидов). Например, процессы стратификации, мобильности, миграции.

Все эти виды социальных изменений тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: за структурными изменениями следуют изменения функциональные, за мотивационными – процессуальные и т. д.

Действия отдельных людей могут привести к существенным социальным и культурным изменениям в обществе. Однако, как правило, значительные социальные изменения осуществляются только в процессах совместных действий людей, которые состоят из отдельных, но однонаправленных взаимосопряженных взаимодействий индивидов.

Понятие «процесс» (от латинского processus – продвижение) означает последовательную смену явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо, а также совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. К процессам можно отнести разнообразные явления в природе и обществе, связанные между собой причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями. Любая серия явлений может рассматриваться как процесс, если она имеет временную протяженность ,последовательность (предыдущие этапы с необходимостью предопределяют последующий), непрерывность иидентичность (повторяемость).

а) какпоследовательное изменение элементов социальной системы и ее подсистем;

б) как любую, поддающуюся идентификации ,повторяющуюся модель социальных взаимодействий (конфликт, операция, конференция).

Социальные процессы чаще всего подразделяются на процессы функционирования (обеспечивающие воспроизводство данного качественного состояния) и процессы развития (обусловливающие качественно новое состояние).

Социальные процессы различают также по степени управления (стихийные, естественно-исторические, целенаправленные); по на-правленности (прогрессивные и регрессивные);по степени влияния на общество (эволюционные и революционные).

Рассмотрим подробнее эволюционные и революционные социальные изменения.

Под эволюцией понимается такое развитие явлений или процессов, которое осуществляется в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности явления в ходе качественно-количественных его изменений.

Эволюционные изменения в обществе, организуемые сознательно, приобретают форму социальных реформ. Реформа (от латинского reformo– преобразование)– такое преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), которое не уничтожает основы существующей социальной структуры. Под реформами можно понимать нововведения любого порядка. Реформы могут оказывать существенное воздействие на социальное развитие (пример: реформа 1861 г. в царской России и т. д.).

Это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные социальные изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть в общем виде охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс , т. е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате которого постепенно изменяется вся социальная система. Сам же кумулятивный процесс (процесс накопления), в свою очередь, может быть «расщеплен» на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация — это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Посредством отбора в системе сохраняются элементы нового и как бы «отбраковываются» другие элементы.

Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они приобретают, как правило, форму социальных реформ, которые осуществляются правительствами или правительственными органами (реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П. А. Столыпина в начале XX столетия, введение нэпа в Советской России в начале 1920-х гг., современные реформы российского правительства, в частности, в области систем образования, здравоохранения и др.). Но это может быть и стихийный процесс, который осуществляется как бы сам собой. В качестве такого процесса можно указать на повышение на протяжении нескольких последних столетий среднего уровня образования населения многих стран мира и общее уменьшение числа неграмотных, хотя это число в ряде стран и остается очень большим.

Для обозначения направления некоторых процессов изменений, которые совершаются на протяжении нескольких поколений людей или даже нескольких столетий, в социологической литературе нередко используется понятие «тренд». Тренд - это направление движения событий, достаточно конкретная тенденция действий людей в определенном направлении. Так, трендами являются общий рост народонаселения планеты в целом и многих народов в частности на протяжении веков и тысячелетий; урбанизация, т. е. процесс развития городов и повышения их роли в обществе; модернизация, т. е. технические, политические, экономические и другие изменения, направленные на усовершенствования, отвечающие современным требованиям. Примерами трендов являются также такие процессы, как индустриализация, автомобилизация и т. д. Как видим, трендами могут быть и цепи непосредственно социальных изменений (урбанизация), и тенденции технического и иного порядка (электрификация, компьютеризация, информатизация), которые с необходимостью влекут за собой перемены социального порядка.

Революционные социальные изменения

Они существенно отличаются от эволюционных. Это изменения, во-первых, не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренное преобразование социального объекта, во- вторых, не частные, а общие или даже всеобщие, наконец, они, как правило, опираются на насилие.

Социальная революция — центр ожесточенных дискуссий в истории социологии и других общественных наук. Вероятно, можно сказать, что сколько слов восхищения было сказано в адрес социальной революции, столько же было и слов проклятия ей. К. Маркс называл социальные революции «локомотивами истории», т. е. движущей силой, мотором исторического развития. В. И. Ленин видел в них «праздник эксплуатируемого и угнетенного народа». П. А. Сорокин назвал Октябрьскую революцию 1917 г. «бойней». А писатель И. А. Бунин назвал свою книгу об этой революции «Окаянные дни».

Сейчас, видимо, можно говорить о довольно значительном расхождении в восприятии и оценке самого феномена социальной революции обыденным сознанием людей в России и его научным пониманием. Дело в том, что героическая и одновременно трагическая история страны в последние столетия, особенно на протяжении XX в., породила у различных слоев населения резкое неприятие идей революционных социальных изменений, негативную их оценку.

Однако исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым — ускорению преобразований в обществе. Свидетельства тому — ряд социальных революций в Европе, Северной и Латинской Америке и других регионах в последние два-три столетия.

Революционные социальные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизнедеятельности общества, а должны относиться лишь к отдельным социальным институтам или областям общественной жизни — науке, технике, сфере управления и т. д. (таковы, например, научные и технологические революции, кардинальные изменения стратегии и методов управления различными отраслями хозяйства). Нынешнее общество чрезвычайно сложно, огромно, различные его части имеют между собой тысячи, а может быть, и миллионы связей, так что одновременная переделка всего общественного организма (а тем более с применением насилия) может иметь разрушительные последствия для всего общества.

Циклические социальные изменения

Это, видимо, более сложная форма социальных изменений, так как она, по существу, может включать эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, когда мы говорим о циклических изменениях, то имеем в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Напомним, что циклами называют некоторую совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой определенный кругооборот в течение некоторого промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года (например, с сезонным характером сельскохозяйственных работ), но могут охватывать периоды в несколько лет (изменения, обусловленные экономическими кризисами и т. д.) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций).

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме: возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение новых качеств, свойств явления или же вообще возникновение нового явления. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе — социальные, экономические, политические, духовные и т. п., а также целые цивилизации. В более простой (и более распространенной) форме эта схема выглядит как ритм, т. е. как чередование в определенные промежутки времени периодов подъема (роста) и спада (кризиса).

Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности. Так что в каждый данный момент истории имеет место одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется непростой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Наглядным примером циклического характера социальных изменений является смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания (социализации), затем период активной деятельности, далее — период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому оно не похоже на предыдущие поколения. Вместе с тем каждое поколение вносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни, тем самым осуществляя многочисленные социальные изменения.

Средний промежуток времени между рождением и смертью представителей данного поколения — средняя продолжительность жизни. Этот показатель уровня жизни и темпа социальных изменений существенно менялся на протяжении истории, особенно в последние столетия. Так, еще в конце XIX столетия средняя продолжительность жизни (даже в Европе) не превышала 35-40 лет, хотя и тогда существовали старики, жившие до 80-100 лег. Ныне средняя продолжительность жизни в развитых странах поднялась до отметки в 70 лет и выше. Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения для данных условий.

Можно выделить и малые циклы, прежде всего период активной трудовой деятельности данного поколения, который составляет в современных условиях в среднем примерно 35-40 лет (с начала трудовой деятельности в 20 лет до достижения пенсионного возраста в 55-60 лет). Если за полный цикл происходит физическая смена поколений, то названный малый цикл означает смену поколений в жизнедеятельности общества.

При рассмотрении фактически всех социальных изменений нельзя абстрагироваться от циклического характера смены поколений в обществе. Преемственность поколений, во-первых, сама имеет циклический характер, во-вторых, придает циклический характер и другим социальным изменениям и определенным образом влияет на общий темп социального развития. Принципиально важное значение здесь имеет соотношение между циклом поколения людей (полным и особенно малым) и циклом поколения машин (а также овеществленных в них знаний).

Казалось бы, увеличение продолжительности жизни, т. е. увеличение длины полного цикла поколений должно вести к замедлению темпов социальных изменений. Однако в действительности за последние 200-300 лет мы наблюдаем обратную картину — ускорение темпов общественного развития. Дело в том, что можно говорить не только о поколениях людей, но и о поколениях знаний, поколениях машин (компьютеров, самолетов и т. д.). В реальной жизни мы обычно различаем старые и новые поколения техники. В научной литературе подчеркивается, что новое поколение машин — это такие усовершенствованные орудия труда, инструменты, механизмы и проч., которые хотя бы в одном, а часто и в нескольких отношениях по крайней мере вдвое превосходят прежние по своей эффективности.

В предыдущие века поколения машин сменялись очень медленно: несколько поколений людей работали фактически на одном и том же поколении техники, что было особенно характерно для сельскохозяйственного производства. После промышленной революции XVIII-XIX вв. темпы смены поколений техники возросли и стали сравнимы со сменой поколений людей. Научно-техническая революция с середины XX в. внесла во взаимоотношение этих поколений качественное изменение: теперь, как подчеркивает Э. А. Араб-Оглы, темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Так, в пределах малого цикла поколений людей в передовых отраслях производства (в наукоемких, например, в электронике, информатике и т. п.) происходит смена нескольких поколений техники.

Процесс обновления техники теснейшим образом связан с процессами старения знаний и необходимостью их обновления. Следует различать знание, овеществленное в технике, машинах и т. д., и знание живое, т. е. как бы овеществленное в самих работниках, выражающееся в их квалификации, компетентности, разрядах, ученых степенях и др.

Старение знаний определяют через интервал времени, в течение которого наличное знание, в том числе квалификация работников, наполовину обесценивается. В различных отраслях науки и техники эксперты определяют этот интервал от 5-7 до 15 лет. Во многих отраслях науки и техники он составляет 10-12 лет. Из этого следует, что указанный интервал диктует темп обновления технического оборудования, темп введения в действие, внедрения в жизнь новых поколений техники. Регулярные технические инновации за определенный промежуток времени становятся совершенно необходимым условием поддержания высокого производственного технологического уровня страны. Если же это не делается, то неизбежно соответствующее отставание.

Темп старения знаний, определяемый уже упоминавшимся интервалом, диктует вместе с тем и необходимость регулярного систематического обновления живого знания, т. с. квалификации работников. Ведь если предположить, что удвоение объема знания, необходимого для какой-либо профессии, происходит в интервале 12 лет, то человек, начав работать после окончания вуза в 23 года, уже к 35 годам будет обладать только 1/2, к 47 годам — 1/4, а к 59 — 1/8 частью знаний, необходимых для профессиональной квалифицированной деятельности в данной области. Вот почему так остро стоит вопрос о необходимости регулярного, систематического повышения квалификации специалистами всех уровней и всех отраслей науки и техники. Циклы «работающих» знаний и «работающих» машин диктуют свои требования к работающему поколению людей.

Проблема больших циклов (длинных волн)

Особое внимание многих специалистов в области социальных наук привлекает циклический характер изменений на сравнительно больших отрезках времени — в несколько десятков лет, так называемых больших циклов или длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист И. Д. Кондратьев, необоснованно репрессированный в 1930-е гг. Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и волнообразно протекающие (обратимые). К последним относятся изменения товарных цен, процентных ставок на капитал, денежной заработной платы, уровня добычи и потребления угля, производства чугуна, свинца и т. д. На основе статистической обработки стоимостных и натуральных показателей экономического развития Англии, Франции, Германии, США примерно за последние полтора столетия ученый пришел к выводу о наличии в этот период больших циклов конъюнктуры (длинных волн) продолжительностью 50-60 лет. При этом каждый большой цикл проходит в своем развитии «повышательную » и «понижательную» фазы. Материальной основой циклов Кондратьев считал обновление элементов основного капитала, в частности, развитие сети железных дорог, каналов и т. д., а также подготовку квалифицированной рабочей силы.

Кондратьев дал описание трех больших циклов подъема и спала экономической конъюнктуры за период с конца XVIII в. до 20-х гг. XX в.

Первый цикл

Повышательная волна — с конца 80-х — начала 90-х гг. XVIII в. до 1810-1817 гг.;

Понижательная волна — с 1810-1817 гг. до 1844-1851 гг.

Второй цикл

Повышательная волна — с 1844-1855 гг. до 1870-1875 гг.;

Понижательная волна — с 1870-1875 гг. до 1890-1896 гг.

Третий цикл

Повышательная волна — с 1891 — 1896 гг. до 1914-1920 гг.;

Понижательная волна — с 1914-1920 гг.

Следует обратить особое внимание на то, что поворотные точки длинных волн экономической конъюнктуры совпадают с многими важнейшими событиями социально-политической жизни того времени, такими как наполеоновские войны, революции в ряде европейских стран 1848-1852 гг., Парижская коммуна, англо-бурская война. Первая мировая война, революции в России и других странах Европы и т. л.

К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими зарубежными и отечественными исследователями на большом материале экономических и социальных показателей. Основой механизма длинных волн разные авторы называют: процесс распространения нововведений, смену лидирующих отраслей экономики, смену поколений людей, долговременную динамику норм прибыли и др. Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и как социальный, исторический и социально-психологический феномен. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) — это «периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций, таких, например, как продолжительные экономические подъемы и спады, сравнительно короткие периоды интенсивной реализации технических новшеств, пики социальной напряженности и т. д. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 50 лет (социальные, как считает часть исследователей, — через 25 лет). Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран, их проявления зафиксированы в статистике этих стран на протяжении двухсотлетнего периода истории».

Ряд исследователей полагают, что в эволюции социально- психологической сферы общества (в частности, в изменениях социально-политического климата, творческой деятельности в архитектуре, музыке, живописи) также можно выделить периоды, в которых в массе доминирует или аналитический, или синтетический стиль мышления. Колебательный процесс с полным периодом в 40-50 лет примерно соответствует смене поколений по цепочке «отцы-дети-отцы».

В целом тема циклического характера (циклической формы) социальных изменений весьма перспективна, хотя пока разработана слабо.