Византия во второй половине IX-XI вв. Македонская династия

Византия во второй половине IX-XI вв. Македонская династия

Вскоре по окончании внутренних раздоров, вызванных в Византии иконоборством , на императорский престол в Константинополе вступила Македонская династия, царствовавшая с небольшими перерывами около двухсот лет (867–1056).

Основатель этой династии, Василий I Македонянин, происходил из крестьянской семьи, всю молодость провел в плену у болгар, был потом конюхом у разных константинопольских богачей и, получив такую же должность при дворе императора, снискал расположение Михаила III, который и начал его быстро повышать в придворных званиях. Василий сделался даже кесарем, как называли соправителя и наследника императора. Когда, однако, Михаил III задумал было освободиться от Василия посредством убийства, последний сам умертвил императора и занял престол.

Македонская династия снова возвысила империю в удачных войнах с соседями. Между прочим, именно при императорах этой династии византийская история соприкасается с русскою . Это была эпоха обращения южных и восточных славян в христианство и разделения церквей .

124. Внутреннее состояние Византии при Македонской династии

Один из императоров Македонской династии Константин Багрянородный, живший в первой половине X в. (царствовал в 912–959 гг.), в своих сочинениях описал порядок внутреннего византийского управления. В это время империя делилась на фемы, во главе которых стояли стратиги с военною и гражданскою властью. В состав войска входили большею частью поселенные в империи инородцы (много славян), при чем военная служба сделалась своего рода наследственным занятием. Для содержания армии в отдельных областях существовали особые воинские поместья, тоже делавшиеся наследственными под условием поставки в военную службу известного количества солдат. (Эти поместья напоминают западные бенефиции).

Уже первые македонские императоры много занимались законодательством, приспособляя старые законы к новым условиям, издавая новые постановления и составляя сборники старых. Благодаря этому, свод Юстиниана получил совершенно новый вид в так называемых «Василиках» (τά Βασιλικά, т. е. царские законы).

В своих законодательных постановлениях Македонская династия особенно вела борьбу с классом крупных землевладельцев (динаты, δυνατοί), из которых брались стратиги, судьи и другие чиновники и которые, пользуясь своим богатством и властью, разоряли крестьян и доводили их до закрепощения. Императоры разными мерами старались охранять крестьянские общины, развившиеся в предыдущем периоде, т. е. и личную свободу крестьян, и их землевладение, и самоуправление общин. Вместе с тем македонская династия принимала меры и против чрезмерного развития церковного и монастырского землевладения.

Период, к рассмотрению которого мы подошли, наряду с веком Юстиниана является самым славным в истории Византии. Победоносная византийская армия сдержала или отбросила многочисленных противников и раздвинула границы империи. В то же время византийская цивилизация переживала то, что справедливо назвали ее «вторым золотым веком». Никогда со времен Юстиниана Византия не пользовалась таким огромным престижем, никогда больше она не достигнет столь впечатляющих успехов. Мы долгое время знали историю этой воистину эпической эпохи по трудам французского византиниста Ж. Шлюмберже: «Никифор Фока» и три тома «Византийской эпопеи». Здесь мы сможем рассказать о ней лишь в самых общих чертах. Первое и самое новое заключается в том, что осуществленное не явилось делом одного человека, как это было в VI в. при Юстиниане, но многих, сменявших друг друга императоров, выделявшихся различными способностями. Основатель династии Василий I происходил из армянской семьи, обосновавшейся в Македонии, отчего и происходит обычное, на самом деле неточное, наименование династии: «Македонская». Скорее благодаря своей физической силе, ловкости и умению объезжать диких лошадей, нежели действительным достоинствам, он стал фаворитом последнего из аморийских императоров Михаила III, который и привлек его к управлению страной. Однако в 866 г. Василий приказал убить дядю императора кесаря Барду, а в следующем году и самого императора. С 867 по 886 г. Василий правил единолично.

Его сыновья Лев VI Мудрый и Александр царствовали совместно с 886 по 913 г., но правил Лев VI. Ради того, чтобы иметь сына - наследника короны, Льву VI пришлось жениться четыре раза подряд, что вызвало грандиозный скандал. Его удивительное упорство, как говорили, свидетельствовало о появившейся заинтересованности в легитимности власти. Впредь будет существовать «императорская семья, члены которой получают имя Багрянородный (Порфирородный)» (рожденный в палате дворца, называемой «порфирной»). Сын Льва VI Константин VII Багрянородный занимал трон с 913 по 959 г., но с 919 по 944 г. власть в реальности принадлежала соправителю императора Роману Лакапину (Лекапину), армянину по происхождению. Сын Константина VII Роман II царствовал лишь с 959 по 963 г. Его вдова Феофано вышла замуж за военачальника Никифора Фоку, главнокомандующего армией Азии, погибшего в результате покушения в 969 г.

Убийца Иоанн Цимисхий, также армянин, царствовал с 969 по 976 г. и считал себя законным государем, поскольку был женат на Феодоре, дочери Константина Багрянородного. После него трон занимали совместно два сына Романа II Василий II Болгаробойца и Константин VIII (976-1028). Затем началось смутное время, когда появились первые признаки упадка династии. Главная фигура того времени - императрица Зоя, бывшая последовательно супругой трех императоров (Романа IV Аргира, Михаила Пафла-гонянина и Константина Мономаха). Некоторое время она самолично и полноправно управляла империей вместе со своей младшей сестрой Феодорой. Это было последнее женское правление в истории Византии. Следует еще раз подчеркнуть, что Македонская династия была на самом деле армянской. Армянами были также Роман Лакапин, правивший вместо Константина VII, и узурпатор Иоанн Цимисхий. Другая черта, объединявшая этих императоров, заключалась в том, что все они были прежде всего солдатами, за исключением Льва VI и Константина VII, но при Константине VII, как уже говорилось, правил адмирал Роман Лакапин.

Арабы на Востоке и на Западе

На всех границах, кроме дунайской, империи приходилось сражаться против арабов. Василий I и Лев VI почти ежегодно проводили военные кампании, которые часто были победоносными, но никогда не были решающими. На Западе они вернули Тарент, но в то же время арабы окончательно завоевали и закрепили за собой Сицилию, захватили Сиракузы, Тавромений (Таормину) и Региум. На Востоке удалось расширить азиатскую границу империи, но в 904 г. пираты- мусульмане неожиданно захватил Фессалонику, разграбили город и направились к Сирии, увозя богатую добычу и более 20 тыс. пленников. Это послужило сигналом к возобновлению решительного наступления. При Романе Лакапине оно увенчалось успехом в Верхней Месопотамии, в частности была взята Эдесса.

Позже решающие победы одержали Никифор Фока и Иоанн Цимисхий, сперва как военачальники, а затем как императоры. Фока вернул Крит, Кипр, Таре, Киликию и, что особенно существенно, Алеппо и Антиохию. Цимисхий перенес боевые действия на другой берег Евфрата и организовал подлинный крестовый поход с целью освобождения святых мест: захватил Дамаск и часть Палестины, хотя так и не дошел до Иерусалима. Василий II сумел сохранить отвоеванные земли, но значительно их не увеличил. Тем не менее империя добилась решительных успехов на Крите, берегах Евфрата и в Сирии. Не менее явны успехи Византии в Армении. Эта страна была яблоком раздора в непрекращавшейся борьбе Персидской и Римской империй. В VII в. Армению захватили арабы. В IX в. трон заняла армянская династия Багратидов - с обоюдного согласия арабов и византийцев, ибо и те и другие нуждались в поддержке армян. Победу одержит Византия: при Романе Лакапине византийское влияние в Армении усилится, при Василии II часть Армении будет завоевана, а другая окажется в вассальной зависимости, при Константине Мономахе падет армянская столица Ани и Багратиды лишатся трона.

В период этих славных царствований Византия не забывала об Италии, где Лев VI создал две фемы, хотя и очень небольшие: Лангобардскую и Калабрийскую, позднее превращенные в катепанат* Бари. Возможно, византийский император даже намеревался отобрать у императора Запада узурпированные им титулы. Возможно, он оспаривал императорский титул у Людовика II или у Оттона, основателя Священной Римской империи, коронованного в Риме в 962 году. Но арабская опасность затмевала эти распри. Не исключено, что Фока добивался союза с Оттоном I; среди посольств, которыми в то время обменивались обе империи, самым знаменитым было посольство Лиутпранда. Цимисхий отдал византийскую принцессу Феофано в жены Оттону II, который, впрочем, потерпел поражение от арабов. Василий П, по крайней мере, победил в битве при Каннах, где впервые столкнулся с норманнской угрозой. Этот успех укрепил позицию Византии в Италии и позволил Михаилу IV снарядить экспедицию против арабской Сицилии: Георгий Маниак вернул Мессину.

Болгары и дунайская граница

Болгарская опасность была более локальна, но значительно серьезнее, чем арабская. Конфликт разразился при преемнике Бориса - его сыне Симеоне, получившем воспитание в Константинополе. Чтобы помешать Симеону осуществить его опасные планы, Лев VI, следуя традициям византийской дипломатии, призвал мадьяр, или венгров (это первое упоминание о них в истории), и те захватили север Болгарии. Симеон, в свою очередь, обратился к печенегам и с их помощью изгнал мадьяр. Затем он разгромил греков и дошел до стен Константинополя. Лев VI был вынужден подписать договор и заплатить дань. Затем Симеон обратил свои честолюбивые устремления на Фессалонику. Боясь потерять этот город, Лев VI уступил болгарам обширные территории Северной Македонии. Наконец, Симеон поставил перед собой новую цель - Константинополь, намереваясь стать «царем болгар и императором римлян» - титул, который он присвоил себе на какое-то время. В 917 г. Симеон победил в битве при Анхиале, в 922 г. взял Адрианополь и в конце концов захватил всю Македонию и Фракию, за исключением Фессалоники и Константинополя. Он осадил столицу, в очередной раз посчитавшую себя обреченной и в очередной раз спасенную своими стенами.

Вероятно, в 924 г. под ними произошла драматическая встреча Симеона и Романа Лакапина, который накануне провел ночь в молитвах в храме Св. Софии. В результате было заключено перемирие с единственным условием: византийцы выплатят дань - и Симеон отступил. Что произошло? Распространено мнение, что на болгарина произвело впечатление величие византийского императора. Более правдоподобна другая версия, объясняющая сговорчивость Симеона тем, что ему самому в то время угрожали сербы, а его переговоры с арабами о совместной блокаде Византии провалились. Симеон умер в 927 г. При его преемнике Петре Болгария начала приходить в упадок, ускоренный внутренними распрями. Ни-кифор Фока и Иоанн Цимисхий возобновили борьбу, причем некоторое время им помогал русский князь Святослав. Византийцы завоевали Восточную Болгарию, а возможно, и всю Болгарию, вновь отодвинув границу к Дунаю. В очередной раз все изменилось, когда царь Самуил в Западной Болгарии реформировал болгарское войско и восстановил государство, простиравшееся от Дуная до Фессалии и Адриатики.

Василий II сражался с ним с дикой жестокостью (986-1014), не уступавшей жестокости болгар, за что получил прозвище Болгаробойца. Решающая битва произошла в 1014 г. к северу от македонского города Серры. Болгарская армия была разгромлена, всем пленным (15 тыс.) Василий II повелел выколоть глаза, за исключением каждого сотого, оставленного проводником, и отправил это жалкое войско к Самуилу. Через несколько недель Самуил умер. Вся Болгария оказалась под властью византийского правителя. Так пришел конец первой Болгарской империи, а Византия вновь утвердила свое господство на всем Балканском полуострове. Но эти события не гарантировали полной безопасности на северной, дунайской, границе. Не только мадьяры, которым был показан путь на юг, или печенеги, расселившиеся между Дунаем и Днепром и в итоге обложившие Византию данью, но и русские представляли все более серьезную опасность.
Традиционно считается, что князь Олег предпринял поход против Константинополя еще в 907 году. Остается спорным вопрос, был ли этот поход, якобы завершившийся заключением договора, действительно историческим фактом, или же он относится к области легенд. Не вызывает сомнений, что отношения между Византией и Русью, то дружественные, то враждебные, постоянно развивались. С начала X в. в византийской армии служили русские наемники. Во времена правления Романа Лакапина князь Игорь дважды нападал на Константинополь - в 941 и 944 гг., но, заключив договор, вернулся в Киев. Ситуация окончательно разрешилась при Василии II, оформившим союз с принявшим христианство русским князем Владимиром, который женился на византийской принцессе и крестил свой народ в 988 или 989 году. Таков еще один пример свойственной Византии ловкости, ее умению сочетать мощь армии с дипломатическим искусством и религиозной пропагандой.

Социальные проблемы

Управляя государством, императоры особое внимание обращали на вопросы, связанные с земельной собственностью. Документы того времени часто противопоставляют друг другу «людей сильных», имущих, или династов, и бедных, или «убогих». К первым относились те, кому их состояние, должности и положение позволяли оказывать давление на мелких собственников и вытеснять их с земель. В своих владениях, огромных, словно целые провинции, они чувствовали себя независимыми правителями. «Бедные» - это крестьяне - собственники небольших наделов земли или же пользователи воинских участков, о которых речь шла выше. Уговоры и угрозы династов, а порой и злоупотребления сборщиков налогов подталкивали мелких землевладельцев искать защиту и относительное спокойствие у людей сильных, расплачиваясь за это свободой. Исчезновение мелкой собственности повлекло за собой серьезные экономические, налоговые и военные последствия.

Чрезмерное развитие крупной собственности представляло опасность, всю полноту которой пришлось осознать, когда два представителя владетельных фамилий Малой Азии Варда Фока и Варда Склир подняли мятеж, чуть было не лишивший трона Василия II. В 922 г. указом Романа Лакапина было положено начало мерам по изменению такого порядка вещей: богатым запрещалось приобретать имущество у бедняков, крестьянину же, вступающему в борьбу с крупным землевладельцем за приобретение участка земли, давалось предпочтительное право покупки. Указ обязывал также вернуть воинские участки, отнятые или купленные у их законных владельцев. Эти нововведения Роман Лакапин подтвердил в новелле 934 г. Особенно безжалостным к имущему сословию был Василий II. Новеллой 996 г. он отменил сорокалетний срок давности, относившийся к приобретениям крупных собственников, та же новелла запрещала покровительство и вновь вводила в действие положение, обязывающее богачей платить налоги за бедняков, если те не имели достаточных средств.

Не меньшую опасность, чем династы, для мелких собственников представляли монастыри - многочисленные и могущественные. Роман Лакапин указами 922 и 934 гг. лишил монастыри права приобретать земли бедняков, а Никифор Фока запретил создавать новые монастыри и преподносить дары монастырям существующим (964).

Однако предпринятые меры оказались тщетными. Земельная аристократия и монашество были слишком влиятельны, чтобы император мог долго обходиться без их поддержки или же навлекать на себя их гнев. Начиная, по-видимому, с Романа Аргира или во всяком случае с Исаака Комнина, все эти новеллы уже не имели никакой силы. Борьба крупных и мелких собственников, ставшая драмой в социальной истории Византии, закончилась бесспорной победой династов.

Раскол

Мы уже говорили о событии, иногда называемом «первым фотианским расколом». Его спровоцировала анафема, которой взаимно предали друг друга папа и патриарх. Василий I, поначалу заменивший Фотия Игнатием, вновь призвал его после смерти последнего, а Константинопольский собор 879 г. снял с него анафему. До недавнего времени традиционно считалось, что возмущенный папа Иоанн VIII повторно предал Фотия анафеме и в результате между церквами произошел разрыв, названный «вторым фотианским расколом». Исследования Дворника, В. Лорана и В. Грюмеля доказали, что после собора 879 г. не было никакого разрыва; вероятнее всего, папа все же признал Фотия, который со своей стороны, изменил мнение по некоторым пунктам и примирился с папством.

Настоящий и окончательный раскол произошел в середине XI века. Отношения между папством и империей уже давно были натянутыми, так как между ними шла борьба за влияние в Южной Италии. Но это не являлось достаточным основанием для раскола, понадобились высокомерие и амбициозность двух людей, отвергавших мысль о малейших уступках: речь идет о папском легате кардинале Гумберте и о константинопольском патриархе Михаиле Кируларии. Грубый и властный патриарх не побоялся проводить самостоятельную политику в отношениях с Западом, противоположную политике тогдашнего императора Константина IX. Когда папские легаты прибыли в Константинополь, патриарх отказался от любых соглашений. Кардинал Гумберт, выступавший скорее как хозяин, чем как посол, возложил на алтарь Св. Софии буллу, отлучавшую от церкви Кирулария, и покинул Константинополь. Кируларии созвал собор, отлучивший папских легатов. Разделение церквей совершилось. Возможно, в тот момент никто не понял всего значения происшедшего. Такое случалось не впервые, снять отлучение не составляло труда. Но этого не произошло, раскол продолжился. Каковы были его последствия?

Принято считать, что с политической точки зрения ослабление Византии вызвано расколом: он помешал ей найти на Западе поддержку, в которой Константинополь нуждался, например в борьбе против турок. Но рассуждение о том, что Запад обязательно ответил бы на призыв Востока - лишь гипотеза, причем весьма сомнительная. С религиозной точки зрения раскол, безусловно, обернулся победой патриархата Константинополя и поражением папства, потому что именно папству пришлось отказаться от своих претензий в отношении Восточной церкви. Патриархат ничего не терял, напротив, когда он освободился от Рима, его влияние возросло в трех других восточных патриархатах и среди славян-христиан.

Культура

Эпоха Македонской династии была одной из самых блестящих в истории византийской культуры. Прежде всего это проявилось в законотворческой деятельности императоров. Они пренебрегали - впрочем, несправедливо - «Эклогой», и каждый стремился заменить ее сборником законов, более достойных своего времени. Такое намерение имел еще Василий I, но ему удалось обнародовать только два вводных труда: «Прохирон» («Учебник») и «Эпанагогу» («Введение»). Лев VI опубликовал на греческом языке монументальный сборник имперских законов «Васи-лики», объединивший плоды всей
законодательной деятельности Юстиниана (за исключением устаревших, потерявших силу законов) с добавлением недавно принятых постановлений. От эпохи Льва VI до нас дошел особенно интересный документ - знаменитая «Книга эпарха» (то есть градоначальника Константинополя), найденная лишь в конце XIX века. В обязанности столичного эпарха входил надзор над городским хозяйством, торговлей и ремеслом, и «Книга эпарха» предоставляет нам, в частности, список цехов и подробности их организации, что делает ее основным источником сведений об экономической жизни Византии, где почти все профессии подчинялись строгой регламентации в интересах государства и населения.

Судя по содержанию сборника, столица Византии процветала, туда стекались товары и прибывали купцы со всего мира. Константинополь долгое время играл ту же роль, что и Пирей эпохи расцвета Афин. Богатства, полученные от торговли, военная слава и вновь обретенное могущество - все это находит свое выражение в литературе и искусстве. К сожалению, до наших дней не сохранилась «Новая церковь», или Василиева Неа, возведенная в Константинополе, - памятник архитектуры, значивший для той эпохи то же, что Св. София для эпохи Юстиниана. Однако многие произведения декоративно-прикладного искусства, и сегодня встречающиеся в бывших провинциях Византии, свидетельствуют о возрождении искусства в IX-XI вв., причем часто в типично греческой манере (например, мозаика в Дафни). Этот период называют «вторым золотым веком» византийского искусства.

В сфере интеллектуальной деятельности достаточно напомнить, что в то время творили два в равной степени выдающихся ученых мужа - Фотий и Михаил Пселл. Их объединяла склонность к эллинизму и глубокое знание античной культурной традиции. В отличие от художников, писателям того времени не хватало своеобразия, и можно сказать, что то был век энциклопедических сочинений: появились «Палатинская антология», словарь «Суда», «Жития святых» Симеона Метафраста. И все же не следует забывать поэзию Иоанна Геометра, сказания о Дигенисе Акрите, истории Льва Диакона и продолжателя Феофана, все творчество Пселла, разностороннего ученого и писателя с мировой известностью. Пример подавали императоры: Лев VI, прозванный Философом за любовь к науке и ученым, Константин Багрянородный, писатель, творец, художник, вдохновитель всей интеллектуальной жизни своего времени. Сохранились его трактаты: «Об управлении империей», «О фемах», «О церемониях византийского двора». Константин Мономах совершил, возможно, еще более полезное дело, создав наряду с философской школой (ею, вероятно, руководил Пселл) еще и юридическую (во главе с Ионном Ксифилином) для подготовки корпуса чиновников.

Упадок империи

Со смертью Феодоры в 1056 г. Македонская династия прекращает свое существование. Отличительной чертой нового периода стал постоянный антагонизм между армией и ее командным составом, связанный с особенностями системы набора войск, который осуществлялся провинциальными крупными землевладельцами, с одной стороны, и центральной администрацией и столичным правительством - с другой. Константин Мономах, извлекший уроки из мятежей Георгия Маниака и Льва Торникия, начал проводить политику, враждебную по отношению к армии. Он сократил личный состав вооруженных сил и часто принимал на службу наемников. Начиная с 1056 г. борьба между двумя партиями проявлялась даже в том, как императоры сменяли друг друга. Наконец, после смерти императора Никифора Вотаниата (1078-1081), бывшего стратига одной из фсм Малой Азии, и с приходом к власти Алексея Комнина военная партия окончательно победила.

Междоусобицы сопровождались волнениями и беспорядками, поставившими под угрозу несколько важных внешнеполитических достижений Македонской династии. На Западе в 1071 г. норманны Роберта Гвискара после трехлетней осады взяли Бари, столицу катепаната, что означало падение византийской Италии. На Балканах печенеги, эти «северные турки», переправились через Дунай, опустошили Македонию и Фракию и осадили Константинополь - пришлось платить им дань. На Востоке турки-сельджуки, медленно продвигавшиеся по Персии и Месопотамии, напали на византийскую Армению. В том же роковом 1071 г. в битве при Манцикерте войска Романа Диогена были разбиты, а сам он взят в плен турецким султаном Алп-Арсланом. Так внезапно сделалась очевидной вся серьезность турецкой угрозы. «Границы империи оставались еще нетронутыми от Антиохии до озера Ван, но поражение послужило сигналом к беспорядочному бегству. Войска империи отступили к западу, и дороги Малой Азии открылись перед турками» (Л. Брейе).

МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ

23 сентября 867 года Василий Македонец убил Михаила III, который за год до этого приблизил его к трону. Продвигая к трону своих сыновей (см.

Политические учреждения, глава III), он основал династию, которая царствовала до 1057 года и привела империю к процветанию. Принципы управления оказались весьма эффективными, поскольку обеспечивали поддержку династии самыми блестящими военачальниками. Василий I в 886 году без осложнений передал власть своему сыну Льву VI, а он оставил после своей смерти семилетнего сына Константина VII Багрянородного, который взошел на престол в 913 году. После классического регентства патриарха Николая Мистика главный военачальник Роман Лакапин женил молодого императора на своей дочери и оттеснил патриарха от власти в период с 919 по 944 год, когда «законный» правитель сумел вернуть себе власть и правил до самой своей смерти в 959 году. Его сын Роман II умер в 963 году, оставив двух несовершеннолетних наследников - Василия и Константина. Никифор Фока, овеянный славой победы на Крите, женился на вдове, но позволил править детям (963-969 гг.), как и его преемник, Иоанн Цимисхий, не менее блестящий военачальник. После смерти последнего в 976 году власть подхватил Василий II; когда он умер в 1025 году, не оставив наследника, власть захватил его брат Константин VIII, правивший до 1028 года. У него имелись две дочери, Зоя и Феодора, которые были связаны посредством браков и усыновлений с пятью императорами. Последний из них, Михаил VI Стратиотик, был свергнут 1 сентября 1057 года в результате военного переворота, возглавляемого Исааком Комнином, основателем следующей великой династии.

Пик, достигнутый империей, был в первую очередь территориальным, поскольку Византия стала самым большим государством христианского и средиземноморского мира. В Италии империя «вы-

давила» лангобардские королевства и стала контролировать Калабрию и Апулию; затем она одновременно столкнулась с зарождающимся Папским государством и Священной Римской империей германской нации, заявившей о себе в 962 году. Однако с ней Византия сумела договориться о разделе сфер влияния: Оттон I добился того, что его сын, Оттон II, женился в 972 году на принцессе, родственнице Иоанна Цимисхия - Феофано.

На Западе самым важным для империи в данный период было обеспечение контроля над Балканами, противостояние болгарам. Обращение в христианскую веру царя Бориса в 864 году несколько ослабило это противостояние; его сыновья были воспитаны при дворе Константинополя, где быстро впитали имперскую идеологию. Когда в 893 году второй из них, Симеон, взошел на болгарский трон, между ним и империей вскоре возник конфликт, единственным выходом из которого он считал захват Константинополя и основание романо-болгарской империи. Неоднократно потерпев поражение на полях сражений, византийцы дошли до того, что просто ждали его под стенами столицы, перед которыми Симеон оказался бессилен. После его смерти в 927 году последовало около шестидесяти лет мира. После восшествия на престол Самуила (997-1014 гг.) между двумя империями началась настоящая битва не на жизнь, а на смерть. Византия находилась в тот момент в самом расцвете своего могущества, и Василий II, воспользовавшись относительным затишьем на Востоке, не дал никакой отсрочки своему противнику. Он постепенно сократил территорию болгар, начиная с Черного моря. В 1014 году они были разгромлены в ущельях Кли- диона; 15 тысяч болгар попали в плен. Василий II приказал ослепить их, оставив одного из сотни,

чтобы тот вел остальных к Самуилу. Пораженный этим зрелищем, болгарский правитель скончался. В 1018 году сопротивление болгар прекратилось, и Болгария была присоединена к империи.

Чтобы нанести болгарам удар с тыла, византийские императоры неоднократно обращались к русам, или росам. Первое появление русов в качестве наемников в византийской армии датируется 840 годом. В 860 году их суда появились под Константинополем. Здесь были также варяги, скандинавы, которые осваивали торговый путь от Балтийского до Черного моря, по озерам и рекам; воины и торговцы из Швеции (откуда происходит слово «рос») по мере своего движения подчиняли неорганизованные славянские племена и использовали их для перевозки товаров и перетаскивания своих транспортных судов (однодревок). С 880 года центром зарождающегося государства русичей становится Киев; в 911 году их князь Олег заключил с Византией торговый договор; в 944 году новый договор заключил Игорь (913-945 гг.). Несколько лет спустя в Киев прибыли первые византийские миссионеры; в 959 году княгиня Ольга приняла крещение. Но решающим этапом этого процесса стало крещение Владимира, который помог Василию II усмирить восставших аристократов в Малой Азии и болгар. Владимир получил в жены Анну, родную сестру Василия II; в воскресенье Троицы 988 года в церкви Святого Василия, в Корсуни, Владимир принял крещение; по возвращении в Киев он организовал массовое крещение соплеменников путем погружения их в воды Днепра. Это происходило 15 августа 988 года. Хотя русичи никогда не были подчинены Византии политически, но при посред-

Из книги Тайны античного мира автора Можейко Игорь

МАКЕДОНСКАЯ ГРОБНИЦА. ФИЛИПП И ЕГО СЫН Обычно люди думают, что знаменитых вождей и полководцев хоронят с грандиозными почестями, тела их кладут в мавзолеи или пирамиды. На самом деле так бывает далеко не всегда. Ведь все древние религии учили, что после смерти царь или

Из книги История Рима. Том 1 автора Моммзен Теодор

ГЛАВА X ТРЕТЬЯ МАКЕДОНСКАЯ ВОЙНА. Филипп Македонский был глубоко оскорблен тем, как с ним обошлись римляне после заключения мира с Антиохом; дальнейшие события не могли заглушить его негодования. Его соседями в Греции и Фракии были большей частью общины, столько же

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского правления и вся первая часть исторического периода 1066–1327 гг. - это правление нормандской династии (, с.357): от 1066 до 1153 (или 1154) годов.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Из книги Забытая Византия, которая спасла Запад автора Браунворт Ларс

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. СЛАВНАЯ МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ Придя к власти обагренным кровью настолько, что этого устыдился бы и Макбет, Василий, казалось, был обречен на опасное правление. Жестокий путь, которым он добыл себе корону, был вопиюще незаконным, и это действительно

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Македонская фаланга От пехотных соединений греков, будь то союзники по общегреческой федерации или наемники, македонская фаланга (буквальное значение «бревно», «размалывающий каток») отличалась не только и, пожалуй, не столько вооружением или экипировкой, но прежде

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Новая македонская армия. Пехота Еще до того, как Филипп Македонский взошел на трон, македонская конница считалась лучшей в Греции. Она пополнялась из аристократии, и, как подразумевает само название ее, «гетайры» - «товарищи», «спутники», - могла восходить к конным

автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Новая македонская армия. Пехота Еще до того, как Филипп Македонский взошел на трон, македонская конница считалась лучшей в Греции. Она пополнялась из аристократии, и, как подразумевает само название ее, «гетайры» - «товарищи», «спутники», - могла восходить к конным

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Византия автора Каплан Мишель

МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ 23 сентября 867 года Василий Македонец убил Михаила III, который за год до этого приблизил его к трону. Продвигая к трону своих сыновей (см.Политические учреждения, глава III), он основал династию, которая царствовала до 1057 года и привела империю к

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Первая Македонская война Македония должна была служить вторым звеном. Мы знаем о враж­дебных чувствах Филиппа V к Риму из-за Иллирии. Македонский царь вни­мательно следил за ходом войны и после поражения римлян при Тразименском озере постарался развязать себе руки

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Третья Македонская война После победы над Антиохом македонская проблема составляла глав­ную заботу сената. Сложность этой проблемы состояла в том, что Филипп оказал Риму большие услуги в борьбе с Антиохом. Поэтому было актом простой благодарности то, что римляне

Из книги История Рима автора Моммзен Теодор

Глава IX. ПОСЛЕДНЯЯ МАКЕДОНСКАЯ ВОЙНА. Положение Филиппа после войны и его приготовления. Царь Персей. Начало войны и успехи Персея. Победа римлян при Пидне. Устройство Македонии. Политика римлян на Востоке.После разгрома Азиатского царства положение Филиппа Македонского

Из книги Военное искусство Александра Великого автора Фуллер Джон Фредерик Чарлз

Глава 2 Македонская армия

Основателем Македонской династии стал император Василий И (867 - 886 гг.) Он родился в крестьянской семье, во время одного из болгарских набегов попал в плен и долгое время жил среди своих поработителей. После возвращение в Византию Василий устроился конюхом в императорских конюшнях. Благодаря своей красоте, уму, силе и другим способностям он сделал головокружительную карьеру: с конюха вырос до соправителя императора Михаила III. Император быстро стал чувствовать опасность от своего соправителя и приказал его убить. Однако Василий оказался проворнее: убил Михаила III и сам стал императором. Чтобы не потерять власть, он установил порядок, по которому престол могли унаследовать только члены правящей династии. Благодаря этому представители Македонской династии правили Византией в 1081. История Византии. Т. 2.//Академик Сказкин С.Д. (отв. редактор) М.: «Наука», 1967 с 80

Эпоха правления императоров Македонской династии стала временем расцвета Византии. Константинополь превратился в крупнейший в то время торговый центр, а византийские купцы подчинили себе всю торговлю между Западом и Востоком. Именно благодаря развитию торговли в казну императора поступали такие прибыли, которых не имел ни один из королей Западной Европы.

В конце IX в. Византия развернула активную деятельность по христианизации соседних варварских народов. Посланники константинопольского патриарха отправлялись нести свет христианской веры к сербов, болгар и в Великоморавская государство. Проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели Библии на славянский язык, что создало условия для распространения христианства среди славян. Именно тогда принял христианство киевский князь Аскольд.

Со второй половины IX в. Византия перешла в наступление и начала длительные войны за возвращение утраченных территорий. Наибольших успехов достиг император ВасилийII Болгаробойца (976 - 1025 гг.)

Правление Василия II началось за тяжелых времен. На земле империи начались набеги болгар. Царь Болгарии Самуил, воспользовавшись длительным византийских бунтов и мятежей знати против императора, захватил Восточную Болгарию и часть Сербии. Когда мятежники 987 г. начали наступление на Константинополь, император обратился за помощью к князю Киевской Руси Владимира. Русская жена помогла императору подавить мятеж. Для закрепления союза с мощным князем византийский император согласился выдать за него свою дочь Анну при условии, что Владимир примет христианскую веру. Подавив восстание, ВасилийII начал длительную войну против Болгарии. Лишь 1014 он добился решающей победы над болгарами и разгромил войско царя Самуила. Однако этого императору было мало. Василий II совершил акт невиданной жестокости, за что получил прозвище Болгаробойца. Он приказал выколоть глаза 15 тыс. пленных, оставив на каждую сотню поводыря с одним глазом. Когда царь Самуил увидел армию слепых, пришла в Болгарию, он не выдержал этого зрелища и умер от ужаса. Василий II присоединил ослаблено Болгарское Царство империи. Одновременно император вел успешные войны в Азии и Закавказье, планировал освободить от арабов Сицилию, но во время подготовки к походу скончался. История Византии. Т. 2.//Академик Сказкин С.Д. (отв. редактор) М.: «Наука», 1967 с 215

Македо́нская дина́стия, династия византийских императоров, правившая в 867-1056. Основатель династии - Василий I Македонянин (867-886), армянский крестьянин из фемы Македония (отсюда название династии), пришедший к власти в результате убийства Михаила III . В 10 в. для возвеличения его были составлены родословные, возводившие род Василия к древним армянским и македонским царям.

Представителями Македонской династии были императоры Василий I Македонянин (правил в 867-886); Лев VI (886-912); Александр (брат Льва VI, 912-913); Константин VII Багрянородный (сын Льва VI, 913-959); Роман I Лакапин (тесть Константина VII, 920-944, соправитель Константина VII, узурпировавший фактически всю власть); Роман II (сын Константина VII, 959-963); Никифор II Фока (963-969, захватил престол в результате мятежа малоазийской военной знати, женился на вдове Романа II); Иоанн I Цимисхий (969-976, пришел к власти после аристократического переворота, женился на дочери Константина VII); Василий II Болгаробойца (сын Романа II, 976-1025); Константин VIII (брат Василия II, 1025-28); Роман III Аргир (1-й муж Зои - дочери Константина VIII, 1028-1034); Михаил IV Пафлагон (второй муж Зои, 1034-1041); Михаил V Калафат (племянник Михаила IV, усыновленный Зоей) (1041-1042); Зоя и Феодора (дочери Константина VIII) (1042); Константин IX Мономах (3-й муж Зои) (1042-1055); Феодора (1055-1056).

Большинство императоров Македонской династии защищали интересы столичной знати, в частности, препятствовали захвату крупными землевладельцами-феодалами земель крестьян, которые являлись главными налогоплательщиками и поставляли основную массу воинов. Лишь Никифор II и Иоанн I представляли провинциальную военную аристократию, заинтересованную в развитии крупного землевладения. В македонский период (в 1054) произошло окончательное разделение Православной и Католической церквей, оказавшее сильное влияние на дальнейшее политическое, культурное и религиозное обособление двух европейских миров.

В правление императоров Македонской династии Византия достигла наивысшего могущества со времен Юстиниана. Культура и искусство первой половины Македонского периода - до нач. 11 в. - получили у историков Византии название «македонского ренессанса» за совершенно особый интерес к античной классике, возрожденной в миниатюрах, мозаиках и фресках этого времени. Торжество иконопочитания в 1-й четв. 9 в. способствовало расцвету византийской иконописи. Центральные памятники искусства 9-10 вв.: мозаики апсиды церкви Св. Софии в Константинополе , иконы, большое количество иллюстрированных рукописей 9–10 вв. Со 2-й пол. 10 в. наблюдается новый поворот стиля - вновь к миру аскетических понятий, строгости образа, чеканности живописного языка, в целом - к трудной для человеческого понимания одухотворенности образов. Мозаики монастыря Осиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на Хиосе, в церкви св. Софии в Охриде, св. Софии в Киеве на Руси (все - 1-я пол. 11 в.) являют собой образец такого искусства. В архитектуру македонский период приносит много революционных новаций: создается классический византийский тип крестово-купольного храма на четырех колоннах, закрепляются основные каноны росписи храмов. Пример для подражания подавали сами императоры: сочинения Константина VII являются одним из самых ярких памятников литературной и исторической прозы эпохи. Одним из крупнейших явлений культуры Македонского периода была деятельность кружка патриарха Фотия, выдающегося ученого, собравшего знаменитую «Библиотеку» (около 280 отрывков из сочинений античных авторов). В 11 в. в Константинополе процветала Магнаврская императорская школа, своего рода Константинопольский университет, в котором одно время преподавал выдающийся ритор, богослов, историк