Строение уха для детей. Интересные факты об ушах человека (15 фото)

Строение уха для детей. Интересные факты об ушах человека (15 фото)

Строение уха человека. Почему и как мы слышим. Особенности и интересные факты. Почему мы воспринимаем звуки неравномерно. Правильный уход за ушами.

Многие считают, что слух является обычной особенностью организма. Это не очень верное мнение. Строение уха человека — это сложный и интересный механизм. Достаточно взять последние медицинские публикации и убедиться в этом. С основным принципом работы этого чувства все понятно. Какой-то объект, событие «волнуют» частицы воздуха. Это колебание улавливается ухом и обрабатывается мозгом.

Для восприятия звука частота вибраций источника возмущения воздуха должна быть велика. В этом случае каждая вновь возмущенная молекула будет приводить в движение близлежащие частицы и так далее. Такое толкание молекул является причиной колебаний давления воздуха, которое распространяется по всем направлениям. В итоге образуются звуковые волны. Сила, с которой молекулы воздуха отскакивают туда и обратно, определяет громкость звука. Количество колебаний молекул воздуха, происходящих в одну секунду, называется высотой звука. Таким образом, звук является не более чем крошечным колебанием давления.

Изучение амплитудно-частотной характеристики

Если взять строение уха человека молодого человека, то для него доступен широкий спектр звуковых колебаний 20-20000 Гц. Надо понимать, что качество восприятия различных звуков разниться. Звуки средней интенсивности мы улавливаем лучше всего. Звук, являющийся таким же громким, как аналог, но более высоким, будет восприниматься человеческим ухом как более тихий.

С каждым годом степень восприятия верхнего диапазона спектра звуковых колебаний ухудшается. Так, человек к 30-35 гадам достигает максимального значения на незначительном уровне в 14 тыс. Гц. Такая особенность нашего организма воплощена в некоторых хитроумных приборах. Ярким примером может служить специальное звуковое устройство, которые мы называем ультразвуковым отпугивателем комаров. Звук данного «репеллента» доступен лишь молодым людям. В качестве другого примера можно привести рингтон. Подростки могут смело отправляют смс с таким сигналом на занятиях, если возраст преподавателя превышает 30 лет. Учитель в таких годах не способен уловить рингтон.

Наружное ухо

Сбор звуковых волн начинается с наружного уха. Легко распознаваемые части наружного уха представляют собой две складки хряща сложной формы, покрытые кожей и украшающие голову с двух сторон. Они называются ушными раковинами и, как правило, получают наибольшее внимание, хотя их значение удивительно несущественно. Единственное их предназначение в том, чтобы направлять звук в слуховой проход, наподобие воронки.

В дополнение ко всему конструкция ушных раковин такова, что помогает предотвратить попадание внутрь нежелательных веществ (мух, грязи и так далее).
Некоторые животные могут двигать ушными раковинами, чтобы лучше захватить звуки, но большинство людей этого не умеют. Если представить, что у вас нет ушных раковин…, вы не сможете носить очки, но слышать будете прекрасно.

Удаление серных пробок

В основном ушная сера с загрязнениями со временем выходит наружу. Этому способствуют жевательные движения. В итоге она высыхает и отпадает. Так очищается слуховой проход.
Не стоит думать, что ушная сера всегда является такой услужливой. У многих из нас ушная сера особенно твердая или вязкая. Сера скапливается внутри слухового прохода и в конечном итоге закупоривает его. Сей факт вызывает боли и негативно сказывается на слухе, так как препятствует проникновению звука. В реальности такая проблема характерна для каждого из нас, так как степень вязкости пробок может меняться резко и безо всяких причин.

Теперь рассмотрим, как справиться с серными пробками? Откажитесь от использования ватных палочек. Они будут безопасными до тех пор, пока будет иметь место только поверхностная чистка. При глубокой чистке возрастает вероятность дополнительного прессования серы, а это станет причиной полной закупорки слухового прохода. Есть и другие причины отказа от ватных палочек – можно повредить барабанную перепонку, палочка может оставить микроцарапины на поверхности внутреннего слухового канал, а это гарант инфицирования и, соответственно, болей.

Как тогда решить проблему? Если для вас нехарактерна проблема с серными пробками, то вам не придется предпринимать каких-либо активных действий. Вам нужно будет понять только одно – сера – это «родное» образование, и она без внешних воздействий покинет слуховой канал.

Другое дело, если вас часто мучают сильно засорившиеся серой уши. В таких случаях важно соблюдать следующие правила и рекомендации. Во-первых, используйте ежедневно минеральные масла. Достаточно закапать по паре капель в каждое ухо. Такая процедура решит проблему за две недели. По истечению этого срока вам останется лишь удалить остатки серы посредством промывания теплой водой. Если ухо полностью «утрамбовано», то решить проблему своими силами будет проблематично. Рациональнее и эффективнее будет помощь врача, который располагает специальными растворами и инструментарием.

Среднее ухо

Это второй отдел слухового аппарата. В нем волны, которые порождаются легкими колебаниями внешнего давления, превращаются в то, что мы привыкли называть звуком. Сначала идет ударение волн о перепонку, находящейся в конце слухового канала. Далее следует вибрация перепонки. После колебания направляются через набор из трех косточек (кстати, это самые маленькие кости). Поскольку косточки переводят звуковые колебания с барабанной перепонки на значительно меньшую поверхность, они усиливают звук по меньшей мере в 22 раза. Без этих крошечных костей для людей не были бы доступны шорохи, шепот.

Внутренняя поверхность этого отдела имеет слизь, а его полость заполнена воздухом. Такая особенность организации второго отдела слухового аппарата сопряжена с определенными проблемами, например, при внезапной смене атмосферного давления. В таком случае существенная разница между внутренним давлением в среднем ухе и внешним атмосферным толкает или тянет барабанные перепонки, вызывает болезненные ощущения. Чтобы избавиться от такой боли нужно выровнять давление посредством проходного отверстия – евстахиевой трубы, которая соединяет внутреннее ухо и заднюю стенку глотки. Чаще она слегка сжата, но в результате жевания, глотания или зевания открывается и тем самым выравнивает давление.

Внутреннее ухо

Этот отдел важен как для нашего слуха, так и для других органов чувств – полукружных каналов. Речь идет о трех трубках, органах чувства равновесия и положения тела. Места расположения трубок – три взаимно перпендикулярные плоскости. Такая топография позволяет им контролировать движение во всех направлениях. В процессе движения жидкость труб смещается, тем самым давит на чувствительные реснички, которые расположены внутри каналов. В результате мозг получает информацию об изменениях положения тела.
Кроме этого во внутреннем ухе расположена улитка, которая имеет форму ракушки. Ее смело можно назвать финишной чертой системы слуха при многократной передаче звуковых волн. Подобно полукружным каналам, в улитке имеется жидкость. На ее стенках присутствуют волосковые клетки (в принципе, это все сходства). Когда косточки среднего уха ударяются об улитку, жидкость, находящаяся внутри, начинает колебаться, приводя в движение крошечные волоски.

Различная высота звука приводит к тому, что жидкость перемещается в разных направлениях и покачивает только определенные чувствительные волоски. В результате электрический импульс поступает в мозг и преобразуется в звук. Отметим, что данные волоски являются самым распространенным источником утраты слуха. Дело в том, что утраченные волоски не восстанавливаются.

Почему мы воспринимаем разные звуки неравномерно

Дело в том, что строение уха человека таково, что расположение микроскопических ресничек на стенке улитки неравномерное. Это обуславливает лучшую слышимость звука определенной частоты. Яркий пример самого доступного для нас звука – человеческая речь.

Часто можно услышать, что у человека два уха. Но это не так. То, что мы обычно видим и называем ухом, - это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).

Рис. 2. Строение уха ()

Наружное ухо - это ушная раковина вместе со слуховым проходом (рис. 3).

Рис. 3. Строение наружного уха ()

Благодаря своей слегка конусообразной форме, ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в слуховой проход , который заканчивается барабанной перепонкой (кусочек тонкой кожи, туго натянутой, как на бapaбaне).

Известно, что звук может вызывать колебания. Например, во время движения поезда все оконные стекла дрожат (вибрируют).

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, передавая звук в среднее ухо , которое находится в глубине черепа (рис. 4, 5).

Рис. 4. Улавливание звуковых волн ушной раковиной

Рис. 5. Барабанная перепонка вибрирует

Рис. 6. Молоточек, стремечко и наковальня

А там через самые маленькие косточки в теле человека - молоточек, стремечко и наковальню (рис. 6) - передает звук во внутреннее ухо - улитку (рис. 7).

Рис. 7. Строение уха ()

Улитка заполнена жидкостью, а ее внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам (рис. 8).

Рис. 8. Передача звукового сигнала в мозг ()

Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы , которые, как и улитка, заполнены жидкостью (рис. 9).

Рис. 9. Строение уха ()

Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется и мозг распознает, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо еще называют органом равновесия.

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату (рис. 10).

Рис. 10. Канатоходец

Рис. 11. Вращение воды в неподвижном стакане

Рис. 12. Карусель

Иногда бывает, что человек уже находится в состоянии покоя (например, неподвижно сидит на стуле), а жидкость в полукружных каналах все еще находится в движении.

Чтобы понять это, достаточно провести опыт: необходимо налить в стакан воды и аккуратно, но достаточно быстро перемещать стакан по кругу, а затем поставить стакан на стол. Стакан неподвижен, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение (рис. 11).

То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда человек катается на карусели или кружится на одном месте (рис. 12). Человек перестал кружиться, жидкость в полукружных каналах все еще движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя человек уже стоит на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы. Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

В слуховом канале вырабатывается ушная сера . Это желтоватое, немного липкое вещество, горьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

Рис. 13. Берегите уши ()

Уши нуждаются в бережном отношении, потому что все части уха чрезвычайно хрупки, а слух - богатство человека (рис. 13). Чтобы сберечь слух, необходимо :

Не слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

Не кричать самим и избегать мест, где громкие и резкие звуки.

Мыть уши каждый день.

Чистить уши можно только ватными тампонами.

Не засовывать в ухо посторонние предметы, чтобы не повредить барабанную перепонку.

Защищайте уши от ветра.

Сморкайтесь аккуратно и несильно.

Не допускайте попадания воды в уши и вовремя удаляйте ее ватными тампонами.

Обращайтесь к врачу, если уши заболели (рис. 14).

Рис. 14. Обращайтесь к врачу ()

На следующем уроке мы отправимся на 200 лет назад для ознакомления с военными событиями того времени, историческое путешествие позволит сохранить память о войне 1812 года.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. - М.: Просвещение.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. Meduniver.com ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте тест (6 вопросов) на тему «Орган слуха и равновесия».
  2. Зарисуйте строение уха, сделайте подписи.
  3. * Развернуто ответьте на вопрос: «Почему кружится голова, даже когда спокойно стоишь после того, как покружился на месте?»

Ольга Калинина
Конспект занятия с презентацией «Наши чудо-уши»

Конспект занятия

«Наши чудо уши »

Образовательные задачи : дать детям элементарные знания об органах слуха.

Развивающие задачи : развивать у детей слуховое восприятие через опытно-экспериментальную деятельность.

Воспитательные задачи : воспитывать желание соблюдать правила ухода за ушами, использовать самомассаж ушной раковины.

Предварительная работа

1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины

2. Рассматривание схемы-плаката «Строение уха»

3. Дидактические игры : «Что это за звук?» , «Угадай музыкальный инструмент» , «Испорченный телефон» .

4. Составление схем парных органов.

Словарная работа : звук, слух, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, «глухие или слабослыщащие люди» , голосовые связки,парный.

Педагог. (1Слайд) Ребята, к нам пришло письмо. (Читает) «Я спешу к вам в гости. (2Слайд) Угадайте, кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на самой макушке, не с кисточками»

(Показывает картинки : слон, медведь, Чебурашка, человек, белка, заяц)

(3 Слайд) А вот и наш гость. (Показывает Чебурашку)

Проходи, пожалуйста, Чебурашка. Какие у тебя красивые, мягкие, большие, ушки! Что ты ими делаешь?

Чебурашка. Я не знаю…

Для чего они тебе?

Чебурашка. Не знаю …

Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (Ответы)

Правильно, с помощью ушей мы с вами слышим. Что можно услышать? (Ответы)

Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими, а могут быть и тихими. Звук проходит через воздух и воду, через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.

(4 Слайд) Поиграем в игру “Закончи предложение”. Вам нужно одним словом “уши”

закончить предложения, но сказать в нужной форме. Кто правильно ответит, тот садится на своё место.

У человека есть (уши) .

У рыбы нет (ушей) .

На морозе холодно (ушам) .

Я грею свои (уши) .

Некоторые умеют шевелить (ушами) .

Девочки носят серёжки (в ушах) .

Хотите узнать, что такое звук? Давайте проведем опыт. Будьте внимательны! (Берет балалайку, оттягивает струну.) Видите, как дрожит струна? От того, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. (Дети выполняют.)

Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно)

Это звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Обхватите ладонями горло и произнесите свои имя. Что вы чувствуете? (Внутри горла что-то дрожит)

(5 Слайд) В сказке «Три медведя» все герои разговаривают по-разному. (Педагог показывает иллюстрации к сказке. Трое детей произносят фразу разными голосами, остальные отгадывают героев сказки.)

С этим заданием вы справились легко. А сумеете ли вы отгадать музыкальный инструмент по его звучанию?

(6 Слайд) Игра «Угадай по звучанию» (Пианино, барабан, гитара)

Благодаря чему мы слышим эти прекрасные звуки? (Ответы)

(7 Слайд) Педагог (Выставляет схему плакат) Да, вы их услышали и узнали по звучанию. Сегодня мы поговорим с вами об одном нашем очень важном органе – ухе. Его еще называют «орган слуха» , догадываетесь, почему? Сколько у вас ушей? Как по-другому можно назвать «два» ? (пара) . Поэтому ухо еще называют парным органом. А на самом деле не два, а шесть. Только два – видимые, а четыре невидимые, спрятанные внутри.

Рассмотрите ухо своего соседа. Что вы можете о нем сказать? На что ухо похоже? (предположения детей) . Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина» . Но раковина – только то, что нам видно. Ухо – очень сложный орган. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход (показ на иллюстрации из пособия «Человек» ). Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Там дальше прячется среднее ухо, а за ним и внутреннее. В конце слухового прохода, есть тоненькая-тоненькая пленочка, она называется барабанная перепонка (повторить название с детьми) . Если ее повредить – человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него бусинки, пуговки. … Возьмите трубочку, представьте, что это слуховой проход. Положите в него горошину. А теперь попробуйте её достать, не переворачивая трубочки. Что произошло? Можно так делать? Почему? (Ответы детей.) – Застрянет в ухе, можно оглохнуть.

За перепонкой находится среднее ухо Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют – ушная улитка. Догадались, почему такое название? «Улитка» в ухе следит за тем, чтобы мы различали громкие звуки и тихие, могли песенку отличить от марша. Вот какой сложный орган – ухо. Человек с нормальным слухом слышит шаги за пять метров от себя, волк - за пятьдесят. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты.

(8 Слайд) К тому же ухо – очень нежный орган, он не любит, когда в него попадает вода, или когда прямо в ухо дует холодный ветер. За ушами надо следить : беречь их от ветра, от попадания посторонних предметов и от воды. А еще уши нужно содержать в чистоте – чистить их, но только с помощью взрослых! И, конечно, нужно обращаться к доктору, если ухо вдруг заболит! Доктор этот называется «Ухо-горло-нос» , значит, кроме ушей он еще лечит и другие органы – какие?

Чебурашка. Чтобы ваш слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей. (Выполняют самомассаж ушей) . Потрите ладошки, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ухо, левую на левое. Тепло? Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмемся за мочки уха и аккуратно потянем их вниз три раза. Раз, два, три. Теперь возьмемся за серединку ушной раковины и потянем ушки в стороны три раза, потом за верхний край – потянем вверх три раза, пощиплем их снизу и сверху. Молодцы!

(9 Слайд) Педагог. Некоторые люди плохо слышат – они называются слабослышащими. А есть люди, которые не слышат совсем – они глухие. Закроем уши ладонями. (Дети закрывают уши.) Понравилось вам ничего не слышать? (Ответы.) Да очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. А какие, мы с вами узнаем, сыграв в Игру «Хорошо – плохо» Что нужно делать, чтобы уши были здоровыми и слышали все звуки? (Ответы детей) . У вас на столе лежат карточки; на них изображено, что полезно и что вредно для ушей. Задание : разложить карточки на две стопки – в одну, что полезно, а в другую - что нет для ушей

Опыт «Как шум уху мешает» .

Ребята, вы уже поняли, от чего уху может стать плохо. Но у уха есть еще враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Поиграем в необычную игру. Как только я взмахну зеленым флажком, вы начинайте кричать, стучать, топать, визжать – в общем, шалить! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, во время игры я буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить. Игра останавливается, как только я взмахну красным флажком. Готовы шалить? Начали! (взмах зеленым флажком) . Пока дети шумят, воспитатель обычным спокойным голосом проговаривает слова «уши» , «любят» , «тишину» . По сигналу красного флажка игра прекращается.

Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину» ! Какой вывод вы можете сделать? И заметьте : вы все не услышали! Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал. … Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг. Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим? (крики, громкая музыка, звук дрели) . Эти звуки не просто неприятны, от них может заболеть голова. И если уж совсем некуда от таких звуков спрятаться, на помощь могут прийти специальные наушники.

Педагог. Ребята, давайте с вами составим схему «Наше ухо» и подарим ее Чебурашке. (Выполняют задание)

Дети самостоятельно подбирают подходящие для схемы картинки, объясняют свой выбор.

Буква «У» - слово «ухо» начинается с этой буквы;

Цифра «2» - парный орган;

Барабан, балалайка, телефон – уши слышат разные звуки;

Труба – уши не любят очень громких звуков;

Шапка, ветер – ветер опасен для ушей, а шапка их прикрывает от ветра;

Красный крест – если ухо болит, нужно обратиться к врачу;

Улитка – внутри уха есть «улитка» ;

Пуговицы, ножницы, иголки – опасные для уха предметы.

(11 Слайд)

Чебурашка. Спасибо, ребята, теперь я все знаю про ушки! А вам от меня в подарок песенка.

Анатомия уха

Ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо

Ушная раковина человека

Наружное ухо человека состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода . Ушная раковина - сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей ; его нижняя часть, называемая мочкой , - кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям (поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована). В свою очередь, ушная раковина состоит из мочки, козелка и противокозелка , завитка и его ножек, противозавитка. Примерно у 10 % людей на задней стороне одного или двух ушей присутствует дарвинов бугорок - рудиментарное образование, оставшееся со времён, когда у предков человека уши были ещё острыми. Также у всех людей есть ушные мышцы - развитые, например, у лошадей , они почти атрофировались у человека, в результате чего подавляющее большинство людей их не использует .

Ушная раковина имеется лишь у млекопитающих . Она работает как приёмник звуковых волн , которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата. Значение ушной раковины у человека намного меньше, чем у животных, поэтому у человека она практически неподвижна. Но многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука. У водных млекопитающих (киты , большинство ластоногих) и некоторых роющих видов (кроты , слепыши) ушные раковины отсутствуют (вторично утрачены). Ряд полуводных зверей (бобры , каланы , ушастые тюлени) имеют ушные раковины, способные замыкаться при нырянии .

Складки человеческой ушной раковины вносят в поступающий в слуховой проход звук небольшие частотные искажения, зависящие от горизонтальной и вертикальной локализации звука. Таким образом мозг получает дополнительную информацию для уточнения . Этот эффект иногда используется в акустике , в том числе для создания ощущения объёмного звука при использовании наушников .

Функция ушной раковины - улавливать звуки; еe продолжением является хрящ наружного слухового прохода, длина которого в среднем составляет 25-30 мм . Хрящевая часть слухового прохода переходит в костную, а весь наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные , а также серные железы, представляющие собой видоизменённые потовые . Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделён барабанной перепонкой . Уловленные ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают её колебания, передающиеся в среднее ухо. Форма же собственно ушной раковины практически индивидуальная у всех людей - уши могут быть в разной степени оттопырены, торчать вперёд, иметь ярко выраженную или сросшуюся мочку, дарвинов бугорок или какие-то врождeнные дефекты.

Среднее ухо

Основной частью среднего уха является барабанная полость - небольшое пространство объёмом около 1 см³, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек , наковальня и стремечко - они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их .

Слуховые косточки являются самыми маленькими фрагментами скелета . Они представляют собой цепочку, передающую колебания. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком - со стремечком. Основание стремечка закрывает овальное окошечко внутреннего уха. Наличие указанной цепочки позволяет увеличить давление на овальное окошечко в 20 раз по сравнению с давлением на барабанную перепонку .

Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы (рудимент брызгальца), через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки. При изменении внешнего давления иногда «закладывает» уши , что обычно решается тем, что рефлекторно вызывается зевота . Опыт показывает, что ещё более эффективно заложенность ушей решается глотательными движениями , или если в этот момент дуть в зажатый нос.

Чтобы избежать разрыва барабанных перепонок ударной волной, военнослужащим рекомендуют по возможности заранее открывать рот, когда ожидается взрыв или выстрел. В этом случае также работает механизм компенсации давления воздуха на барабанную перепонку со стороны слухового прохода таким же давлением со стороны носоглотки.

Внутреннее ухо

Из трёх отделов органа слуха и равновесия наиболее сложным является внутреннее ухо; его из-за замысловатой формы часто называют перепончатым лабиринтом , который погружён в костный лабиринт каменистой части височной кости. Со средним ухом внутреннее ухо сообщается овальным и круглым окошечками, затянутыми перепонками .

Перепончатый лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов (расположенных во всех трёх взаимоперпендикулярных плоскостях и заполненных жидкостями - перилимфой и эндолимфой ). Во внутреннем ухе расположена как улитка (орган слуха), так и вестибулярная система , являющаяся органом равновесия и ускорения .

Колебания овального окошечка передаются жидкости, которая раздражает расположенные в улитке рецепторы; те, в свою очередь, формируют нервные импульсы .

Рецепторы вестибулярного аппарата - вторичные механорецепторы, расположенные на кристах каналов. Это волосковые чувствительные клетки двух типов: формы колбы с закруглённым дном и формы цилиндра. Волоски обоих типов на кристах размещены противоположно друг другу: с одной стороны расположены стереоцилии (смещение в их сторону вызывает возбуждение), а с другой - киноцилии (смещение в сторону которых вызывает торможение) .

Собственный голос, воспроизведённый со звукозаписи, значительно отличается от того, что человек слышит при разговоре. Это объясняется тем, что в последнем случае звук достигает уха не только по воздуху, но и через кости черепа, которые лучше передают низкочастотные колебания. Из-за этого люди с некоторыми дефектами развития внутреннего уха могут слышать движение своих глаз в глазницах, а их собственное дыхание звучит для них непереносимо громко .

Эволюция элементов уха

Внутреннее ухо как орган слуха и равновесия возник ещё у первых позвоночных и с тех пор претерпел много усовершенствований в процессе эволюции. Кроме того, аппарат слуха постепенно дополнялся средним ухом (впервые появляется у амфибий) и наружным, имеющимся у птиц и млекопитающих.

Эволюция наружного и внутреннего уха

Внутреннее ухо (лабиринт) у позвоночных животных возникло как орган равновесия. Оно состояло из преддверия, в состав которого входят круглый и овальный мешочки, а также полукружные каналы. У миксин имеется только одна пара полукружных каналов, у миног - две, у всех других позвоночных (то есть у челюстноротых : начиная с хрящевых рыб и кончая птицами и млекопитающими) - три .

Формирование стремечка обеспечено высвобождением гиомандибулярной кости из системы подвески челюстей, что произошло ещё на стадии формирования группы хоановых или лёгочнодышащих позвоночных (Choanata). Эта косточка топографически связана со спиракулюмом , который в дальнейшем стал полостью среднего уха и взял на себя функцию передачи колебаний из покровных образований к собственно уху. Указанная косточка (с названием стремечко , или столбик ) присутствует у всех четвероногих. Она имеет палочковидную форму с острым внутренним концом. Гомологичная кость у рыб (гимандибулярная) выполняла функцию опоры челюстей.

Рептилии Слух развит хорошо. Впервые появляется структура, похожая на улитку: в лагене имеются три канала, дно лагены формирует базилярную мембрану. У всех рептилий, кроме змей, есть среднее ухо. У змей стремечко присоединено к квадратной кости челюсти, поэтому они в основном плохо слышат звуки в воздухе, но хорошо улавливают колебания земли . Птицы Ухо имеет три отдела: внутреннее, среднее и наружное ухо, последнее представлено наружным слуховым проходом. Во внутреннем ухе находится улитка, она короче, чем у млекопитающих, и не закручена. Большинство птиц могут слышать примерно в том же диапазоне частот, что и человек. Однако млекопитающие такого же размера способны воспринимать более высокочастотные звуки. Птицы хорошо отличают частоты звуков, и могут устанавливать место, откуда поступает звук . Млекопитающие Особенностью строения уха млекопитающих является наличие ушной раковины, трёх слуховых косточек в среднем ухе и закрученная улитка. В зависимости от образа жизни ушные раковины различных млекопитающих отличаются по строению. У большинства животных имеются специальные мышцы, позволяющие поворачивать уши; у других млекопитающих, включая человека, подвижность ушной раковины резко ограничена.

Строение внутреннего уха у различных млекопитающих также несколько отличается. Так, количество поворотов колеблется от четверти у утконоса до четырёх у свиньи и морской свинки. У кита - полтора поворота, у лошади - 2, у человека - 2,75, у кота - 3 .

Особенно тонкий слух имеют звери, активность которых самая большая в ночное время. Верхний частотный предел чувствительности у собак - 45 кГц , у котов - 50 кГц . Некоторые млекопитающие, в частности, летучие мыши и китообразные, обладают способностью к эхолокации, верхний предел частотной чувствительности уха у них достигает 100 кГц .

Органы слуха беспозвоночных животных

Патология

Различают врождённые дефекты, травмы (акустическая травма , баротравма) и заболевания уха (отосклероз , болезнь Меньера , отит , лабиринтит).

Нарушение костной системы уха не даёт полной глухоты за счёт проводимости костей .

Ухо в культуре

Существует три вида украшения ушей - клипсы , каффы и серьги . Серьги обычно вдеваются в проколотые ушные мочки , клипсы же не требуют прокалывания. Пирсинг ушей был широко распространен по всему миру с древних времён, в особенности в племенных культурах, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки. Неоднократно были обнаружены мумифицированные тела с ушными проколами. Так в леднике Симилаун в Австрии была найдена мумия Эци с проколотыми ушами, возраст мумии составляет 5300 лет . Помимо украшения, возможна модификация ушей растягиванием тоннелей.

Операция по изменению формы ушей называется отопластикой . Чаще всего она необходима для изменения формы или размера уха, так как в течение жизни оно не претерпевает значительных изменений.

См. также

Ухо – сложный орган нашего тела, расположенный в височной части черепа, симметрично – слева и справа.

У человека он состоит из (ушной раковины и слухового прохода или канала), (барабанной перепонки и крошечных косточек, колеблющихся под действием звука с определённой частотой) и (которое обрабатывает полученный сигнал и с помощью слухового нерва передаёт его в мозг).

Функции наружного отдела

Хотя все мы привычно уверены, что уши – это только орган слуха, на самом деле они многофункциональны.

В процессе эволюции те уши, которыми мы пользуемся сейчас, развились из вестибулярного аппарата (органа равновесия, задача которого – поддерживать правильное положение тела в пространстве). выполняет эту важнейшую роль до сих пор.

Что такое вестибулярный аппарат? Представим себе спортсмена, который тренируется поздно вечером, в сумерки: бегает вокруг своего дома. Вдруг он споткнулся о тонкую проволочку, незаметную в темноте.

Что произошло бы, если бы у него не было вестибулярного аппарата? Он разбился бы, ударившись головой об асфальт. Даже мог бы погибнуть.

На самом деле большинство здоровых людей в этой ситуации выбрасывает вперёд руки, пружинит ими, падая сравнительно безболезненно. Это происходит благодаря вестибулярному аппарату, без всякого участия сознания.

Человек, идущий по узкой трубе или гимнастическому бревну, также не падает именно благодаря этому органу.

Но основная роль уха – восприятие звуков.

Оно имеет значение для нас, потому что с помощью звуков мы ориентируемся в пространстве. Мы идём по дороге и слышим, что происходит у нас за спиной, можем посторониться, уступая дорогу проезжающей машине.

С помощью звуков мы общаемся. Это не единственный канал общения (есть ещё визуальный и тактильный каналы), но очень важный.

Определённым образом организованные, гармонизированные звуки мы называем «музыкой». Это искусство, подобно другим искусствам, раскрывает перед любящими его людьми огромный мир человеческих чувств, мыслей, отношений.

От звуков зависит наше психологическое состояние, наш внутренний мир. Плеск моря или шум деревьев успокаивают, а технологические шумы раздражают нас.

Характеристики слуха

Человек слышит звуки в диапазоне примерно от 20 по 20 тысяч герц .

Что такое «герц»? Это единица измерения частоты колебаний. При чём тут «частота»? Почему ею измеряют силу звука?



Когда звуки попадают в наши уши, барабанная перепонка колеблется с определённой частотой.

Эти колебания передаются косточкам (молоточку, наковаленке и стремечку). Частота этих колебаний служит единицей измерения.

Что такое «колебания»? Представьте себе девочек, качающихся на качелях. Если за секунду они успевают подняться и опуститься до той же точки, где были секунду назад, это будет одно колебание в секунду. Колебание барабанной перепонки или косточек среднего уха – это то же самое.

20 герц – это 20 колебаний в секунду. Это очень мало. Такой звук мы с трудом различаем как очень низкий.

Что такое «низкий» звук ? Нажмите на фортепиано самую нижнюю клавишу. Раздастся низкий звук. Он негромкий, глухой, густой, долгий, тяжёлый для восприятия.

Высокий звук мы воспринимаем как тонкий, пронзительный, короткий.

Диапазон частот, воспринимаемых человеком, совсем не большой. Слоны слышат крайне низкочастотные звуки (от 1 гц и выше). Дельфины – намного более высокие (ультразвуки). Вообще большинство животных, среди которых кошки и собаки, слышат звуки в более широком диапазоне, чем мы.

Но это не значит, что слух у них лучше.

Способность анализировать звуки и почти мгновенно делать выводы из слышимого у человека несравненно выше, чем у любого животного.

Фото и схема с описанием




На рисунках с обозначениями видно, что человека представляет собой причудливой формы хрящ, покрытый кожей (ушную раковину). Внизу свисает мочка: это мешочек из кожи, наполненный жировой тканью. У некоторых людей (одного из десяти) на внутренней стороне уха, сверху, есть «дарвинов бугорок», рудимент, оставшийся от тех времён, когда уши предков человека были острыми.

Может плотно прилегать к голове или оттопыриваться (лопоухость), быть разной величины. Это не влияет на слух. В отличие от животных, у человека наружное ухо существенной роли не играет. Мы слышали бы примерно так же, как слышим, даже вовсе без него. Поэтому наши уши неподвижны или малоподвижны, а ушные мышцы у большинства представителей вида homo sapiens атрофированы, так как мы ими не пользуемся.

Внутри наружного уха есть слуховой канал , обычно довольно широкий вначале (туда можно засунуть мизинец), но сужающийся к концу. Это тоже хрящ. Длина слухового канала – от 2 до 3 см.

– это система передачи звуковых колебаний, состоящая из барабанной перепонки, которой заканчивается слуховой канал, и трёх мелких косточек (это самые мелкие части нашего скелета): молотка, наковальни и стремени.



Звуки, в зависимости от их интенсивности, заставляют барабанную перепонку колебаться с определённой частотой. Эти колебания передаются молоточку, соединённому с барабанной перепонкой своей «рукояткой». Он бьёт по наковаленке, которая передаёт колебание стремечку, основание которого соединено с овальным окошечком внутреннего уха.

– передаточный механизм. Оно не воспринимает звуки, а только передаёт их внутреннему уху, одновременно значительно их усиливая (примерно в 20 раз).

Всё среднее ухо – это только один квадратный сантиметр в височной кости человека.

Предназначено для восприятия звуковых сигналов.

За круглым и овальным окошечками, отделяющими среднее ухо от внутреннего, находятся улитка и по-разному расположенные относительно друг друга небольшие ёмкости с лимфой (это такая жидкость).

Лимфа воспринимает колебания. Через окончания слухового нерва сигнал доходит до нашего мозга.


Вот все части нашего уха:

  • ушная раковина;
  • слуховой канал;
  • барабанная перепонка;
  • молоточек;
  • наковаленка;
  • стремя;
  • овальное и круглое окошечки;
  • преддверие;
  • улитка и полукружные каналы;
  • слуховой нерв.

Есть ли соседи?

Они есть. Но их только три. Это носоглотка и мозг, а также череп.

Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью евстахиевой трубы. Зачем это нужно? Чтобы уравновесить давление на барабанную перепонку изнутри и снаружи. Иначе она окажется очень уязвимой и может быть повреждена и даже разорвана.

В височной кости черепа и как раз и находятся. Поэтому звуки могут передаваться и через кости черепа, этот эффект иногда очень выражен, из-за чего такой человек слышит движение своих глазных яблок, а собственный голос воспринимает искажённо.

С помощью слухового нерва внутреннее ухо связано со слуховыми анализаторами мозга. Они находятся в верхней боковой части обоих полушарий. В левом полушарии – анализатор, отвечающий за правое ухо, и наоборот: в правом – отвечающий за левое. Их работа непосредственно друг с другом не связана, а координируется через другие отделы мозга. Вот почему можно слышать одним ухом, закрыв другое, и этого часто оказывается достаточно.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально со схемой строения уха человека с описанием ниже:

Заключение

В жизни человека слух играют не ту же самую роль, что в жизни животных. Это связано со многими нашими особыми способностями и потребностями.

Мы не можем похвастать самым острым слухом с точки зрения его простых физических характеристик.

Однако многие владельцы собак замечали, что их питомец, хотя и слышит больше, чем хозяин, реагирует медленнее и хуже. Объясняется это тем, что звуковая информация, поступающая в наш мозг, анализируется гораздо лучше и быстрее. У нас лучше развиты прогностические способности: мы понимаем, какой звук что означает, что за ним может последовать.

Через звуки мы способны передавать не только информацию, но и эмоции, и чувства, и сложные отношения, впечатления, образы. Животные всего этого лишены.

У людей не самые совершенные уши, но самые развитые души. Однако очень часто путь к нашим душам лежит именно через наши уши.