Чем политические партии России отличаются от западных? Основные виды политических партий в российской федерации.

Чем политические партии России отличаются от западных? Основные виды политических партий в российской федерации.

Это специфический способ взаимодействия государства и общества. Связующим звеном между ними выступают политические партии и общественно-политические движения. Являясь элементом гражданского общества, они позволяют ему эффективно воздействовать на политику государства.

Политическая партия - это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремящаяся к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использование .

Что отличает партию от других общественно-политических организаций и групп давления?

1. Организационная оформленность: устойчивые внутрипартийные отношения и наличие разветвленной структуры на общенациональном, региональном и местном уровнях (выборные центральные органы и сеть региональных отделений).

2. Открытая нацеленность на власть. Этот признак отличает партии не только от общественных движений, но и от групп давления. Последние порой обладают реальной властью, но не афишируют этого, предпочитая озвучивать свои интересы через партийных лидеров.

3. Поиск массовой опоры: непосредственно активных членов и избирателей. Это требует от партии проведения агитационной работы, пропаганды своих доктрин.

4. Идеологичность партийных доктрин. Правда, в современной практике широко распространен феномен электоральных партий, в которых идеология отступает на задний план, а главными функциями становятся выдвижение кандидатов и мобилизация избирателей в поддержку кандидата. По мнению известного французского политолога М. Дюверже , таковыми являются демократическая и республиканская партии США - своего рода команды специалистов по завоеванию голосов и административных постов. Но в любом случае партия предлагает своим последователям определенную систему ориентаций в отношении стратегии развития общества.

5. Наличие программной цели - определенного проекта развития общества. Программа отражает интересы отдельной социальной группы, либо претендует на выражение интересов более широких масс.

Эти черты отличают реальную партию не только от общественных движений, но и от карликовых партий, партий-«однодневок», столь характерных для стран, осуществляющих переход к демократии.

Несмотря на наличие значительной литературы, посвященной партиям, единства в понимании их сущности нет.

Наиболее распространенными являются следующие подходы:

- классовый . Становление партий связывается с выделением больших социальных групп (классов), а сами партии представляют собой наиболее активную и организованную часть какого-либо класса, выражающую его интересы . Этот взгляд на партию получил обоснование в работах К. Маркса , Ф. Энгельса и В. Ленина . Сегодня классовый подход встречает все больше критики, что связано с размыванием самих классов;


- идеологический . Становление партий связывается с выделением групп, основанных не столько на общности социально-экономического положения, сколько на общности взглядов. Сама же партия, как писал Б. Констан, являет собой группу людей, признающих одну и ту же политическую доктрину ;

- институциональный . Партия понимается как организация, действующая в системе государства (М. Дюверже);

- функционально-прагматический . Становление партий связывается с постановкой цели завоевания власти, сами они трактуются как группы людей, ставящих перед собой цель прихода к власти . Именно данный подход доминирует в современной политологии .

Партии призваны выражать и защищать специфические интересы определенных групп и слоев общества. В этом смысле партийные образования существовали уже в Древнем мире. В частности, о них упоминает Аристотель , выделяющий среди граждан Афинского государства партии жителей горы, равнины и побережья. Аналогичные группировки существовали в Риме. В Риме впервые возникает и сам термин «партия», что в переводе с латинского означает «часть» - часть какой-либо большой общности.

Для всех партий указанного периода были характерны следующие черты: сословный характер, немногочисленность, неустойчивость (любое изменение ситуации вело к распаду группы), организационная неоформленность, слабая связь с массами (группировки носили элитарный характер). Аналогичные аморфные группировки возникали и в период европейского Средневековья . Например, известна борьба партий «черных» (феодалов-нобилей) и «белых» (богатых горожан) во Флоренции в ХI веке. Буржуазные революции дали импульс для появления множества партий в форме политических клубов. Они отличались от аристократических группировок большей организационной оформленностью и идеологическими ориентациями. Так, Французская революция 1789 г. привела к формированию политических клубов фельянов, жирондистов и якобинцев.

Существенное влияние партий на политику стало ощущаться лишь к середине XIX века. В это время формируются первые массовые партии в таких странах как, США (1828 г. - Демократическая партия, 1854 г. - Республиканская партия) и Великобритания (1850 г. - Либеральная партия, 1867 г. - Консервативная партия). В других странах партии появляются позднее. Общей тенденцией развития партий в Европе и США являлось формирование первоначально буржуазных и лишь затем рабочих партий. Иначе ситуация складывалась в России. Здесь первой возникает рабочая партия (РСДРП). Она была образована в 1898 году. Буржуазные партии появляются лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 г., легализовавшего общественные организации в стране.

Усилению роли партий в политическом процессе в XIX-XX вв. способствовало несколько причин:

Формирование элементов демократизма в сфере общественного управления. Только система, допускающая разноголосицу мнений (идеологический плюрализм), могла стать основой для политических партий;

Осознание большими социальными группами (буржуазия , пролетариат , крестьянство, интеллигенция, жители колоний, нации и т.д.) общности своих внутренних интересов и стремление их реализовать;

Расширение избирательных прав граждан, оформление политического плюрализма, а также необходимость проведения избирательных кампаний и агитации за конкретных кандидатов.

Обозначенные факторы способствовали тому, что партии, обретя совершенно новые черты (обзаведясь управленческим аппаратом, местными организациями, институтом фиксированного членства, уставами и программами), превратились из второстепенных вспомогательных организаций в один из значимых элементов политических отношений. Они занимают центральное место в организации избирательных кампаний, в мобилизации электората в поддержку конкретных лидеров и программ.

С XIX в. обозначились и основные способы формирования партий. Партии могут возникнуть:

Из электоральных структур: ассоциаций по регистрации избирателей (Либеральная и Консервативная партии Великобритании), комитетов в поддержку конкретных кандидатов (Республиканская и Демократическая партии США); избирательных блоков («Яблоко», СПС, «Единство»);

Из парламентских фракций (например, фракция Государственной Думой «Народный депутат» была преобразована в Народную партию Российской Федерации);

По инициативе общественных организаций: профсоюзов, экологических, молодежных движений и др. Типична в этом плане история британской лейбористской партии, созданная по инициативе Конгресса тред-юнионов (профсоюзов) в 1899 г. В создании собственных партий бывают заинтересованы и другие организованные корпоративные группы интересов - союзы предпринимателей, аграрные объединения, религиозные, этнические общины.

Кроме этого, в литературе выделяют и другие способы формирования партий.

В зависимости от того, как инициируется создание партии, выделяют:

- путь «сверху» . В данном случае члены партии рекрутируются из чиновников государственного аппарата, членов политической элиты, из парламентских групп или партийных функционеров, после раскола какой-либо партии;

- путь «снизу» . Существенную роль играют массы, ориентирующиеся на ту или иную доктрину или лидера;

- комбинированный путь , совмещающий черты двух первых способов.

Значимость партий для политической жизни раскрывается в функциях, которые они выполняют в отношении общества и государства.

В их числе:

Активизация и интеграция крупных общественных слоев;

Артикуляция, т.е. преобразование расплывчатых мнений людей в конкретные пакеты требований и их озвучивание и агрегация интересов, т.е. согласование требований представляемых слоев населения, их оформление в политические программы;

Политическая социализация и формирование общественного мнения;

Разработка политической идеологии и программ развития общества;

Рекрутирование в политическую элиту и выдвижение лидеров. Во многих государствах правительства и представительные органы формируются из членов крупных политических партий, а президенты и премьер-министры, как правило, возглавляют правящие партии;

Мобилизация избирателей на выборах;

Участие в борьбе за государственную власть посредством выборов;

Осуществление государственного управления с приходом к власти или контроль за деятельностью власти;

Рекрутирование новых членов партии.

Говоря о столь значительной роли партий в политической жизни общества, следует отметить, что часть западных исследователей уже с начала 70-х гг. поднимают вопрос о кризисе партий. Под кризисом понимается снижение влияния на общество, что проявляется в сокращении их численности и в потере избирателей, традиционно голосовавших за эти партии.

Падению роли партий способствует ряд факторов:

Снижение накала социальных конфликтов,

Ослабление классового раскола общества;

Возросшая социальная и географическая мобильность и, как следствие, фрагментация классов и ослабление групповой солидарности;

Конкуренция со стороны СМИ, которые сильно потеснили в осуществлении таких функций, как мобилизация электората в период избирательных кампаний, политическая социализация и формирование общественного мнения;

Падение интереса к традиционным идеологиям. Люди часто голосуют за имидж лидера, а не за идеологическую доктрину партии;

Конкуренция со стороны новых движений и корпоративных структур, ориентированных на решение отдельных проблем, посредством которых человек пытается выразить актуальные для него культурные, эстетические, профессиональные, половозрастные и другие интересы.

Но ставить вопрос об уходе партий с политического пространства было бы преждевременно. Как справедливо замечает отечественный политолог К. Г. Холодковский, их история будет продолжена, хотя сами партии потеряли монопольное положение на этом пространстве.

Существенное влияние на определение роли партий в политике оказывает государство. Оно может либо поднимать, либо принижать статус партий, тем самым упрощая или усложняя их деятельность. Отношения партий и государства, как правило, регулируются законом, гарантирующим их взаимные права и обязанности.

В наиболее общем виде к правам партий относят:

Право выдвигать кандидатов на выборные должности;

Право критики правительства;

Право свободно распространять информацию о своей деятельности;

Право на свободу внутрипартийной жизни;

Право на государственные дотации и компенсации в период избирательных кампаний;

Право на обладание имуществом.

Наиболее общими обязанностями партий являются:

Обязанность признавать легальность существующего строя;

Обязанность соблюдать конституцию ;

Обязанность соблюдать правила, регламентирующие деятельность партий.

В структурном плане партия представляет собой сложный организм, состоящий из следующих компонентов:

- высший лидер и штаб , которые выполняют руководящую роль: принимают важнейшие решения; концентрируют в своих руках всю информацию о деятельности партии; манипулируют сознанием и поведением партийных масс;

- бюрократический аппарат , осуществляющий связи между выше- и нижестоящими партийными структурами и исполняющий приказы руководства. Иногда бюрократический аппарат может обосабливаться от прочих звеньев партии и даже брать партийное руководство в свои руки. Классический пример: выдвижение в 20-е гг. в РКП(б) секретариата ЦК во главе со Сталиным на первое место в структуре партии;

- активные члены партии , участвующие в ее жизни, способствующие реализации партийной программы, пропагандирующие ее идеи, но не входящие в бюрократию;

- пассивные члены партии , которые, входя в ее состав, практически не участвуют в жизни организации, не способствуют реализации партийной программы;

- социальная база партии , т.е. те слои населения, которые ориентируются на нее и могут поддерживать ее в финансовом отношении. Часть социальной базы партии, которая не только поддерживает ее программу, но и постоянно голосует за нее на выборах, называется электоратом данной партии.

Определение термина политическая партия.

Конституционное определение термина политическая партия .

- Политическая партия и политологическая литература.

Типология политических партий.

Идеальные типы партий.

Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства.

Наименования политических партий.

Цвета и эмблемы партий.

Финансирование партий.

Трансформация статуса партии как политического института.

Политическая партия, партия

П артия - э то группа людей, объединённых общностью идей, интересов или выделенных для выполнения какой-либо работы.

Политическая партия - это стабильная иерархическая политическая , объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Политическая партия - это независимое общественное объединение предприятий, имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности выражающее политическую волю своих членов и сторонников.

Политическая партия это общественная фирма (объединение предприятий ), непосредственно ставящее перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев.

Политическая партия - это общественное объединение предприятий , главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе основного Закона государства и действующего законодательства.

Политическая партия - это компания , объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает ос­новные направления политики государства.



Определение термина политическая партия

Политическая партия - это объединение предприятий, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Политическая партия - это политическая , выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов.

В отличие от профсоюзов, молодежных, женских, антивоенных, национальных, экологических и иных организаций, реализующих функцию выражения и защиты интересы определенных социальных слоев и групп премущественно в роли групп давления на государственные структуры, политические партии ориентируются на непосредственное использование политической власти .

Нередко в определении политических партий делается акцент на их роли в избирательном процессе . К. фон Бейме характеризует партии как общественные компании, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. Однако такой подход не учитывает, что в зависимости от своей идеологической платформы или сложившейся обстановки та или иная политическая партия может добиваться завоевания власти или участия в ее осуществлении не только парламентскими методами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, но и прибегая к насилию.

Первые политические партии появились еще в Древней Греции (разуме­ется, не в том виде, в каком они существуют сейчас). Для современных поли­тических партий характерно, в частности, то, что они:

Представляют собой политические фирмы;

Представляют собой компании общественные (негосударственные);

Являются устойчивыми и достаточно широкими политическими объеди­нениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Имеют свою программу и устав;

Построены на определенных организационных принципах;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, республиканская и демо­кратическая партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице го­лосующих за представителей партии на выборах.

В демократических государствах запрещаются партии, которые использу­ют подрывные, насильственные методы борьбы за , партии фашистско­го, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение основного Закона страны , и с дисциплиной военного и полувоенного типа.

Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конститу­цию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. В международном документе Копенгагенской встречи 1990 г., в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (СБСЕ) записано, что партии не должны сливаться с государствам. Эта запись предостерегает от повторения опыта тоталитарных однопартийных ре­жимов, в том числе и советского, когда единственная партия поглотила не только , но в значительной степени и гражданское общество. В та­ких случаях образуются так называемые «партийные государства». Сама по себе концепция «партийного государства» («государства партий») изначально ничего плохого в себе не несет: она служила лишь обоснованием необходи­мости правового регулирования деятельности партий. Основная идея этой концепции - признание партий как необходимых элементов функциониро­вания демократических государственных институтов.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Наиболее важной представляется функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур.

Это функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций.


Конституционное определение термина политическая партия.

В конституциях разных стран, в том числе и в российской, нет юридичес­кого определения политической партии. В этих конституциях определяются только цели и задачи партий: политические партии «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4 основного Закона государства Франции); партии способствуют «выражению народной воли и фирмы политической власти» (ст. 47 Кон­ституции Португалии). Более точно функция политической партии определе­на в основного Закона страны Италии: партии создаются для того, чтобы «демократичес­ким путем содействовать определению национальной политики » (ст. 49). Аналогичное содержание имеет и ст. 29 основного Закона государства Греции : «Партии долж­ны служить свободному функционированию демократического режима».

В конституциях этих государств закреплены принципы свободного обра­зования партий, многопартийность, политический плюрализм. Идея полити­ческого плюрализма состоит в том, что в обществе существуют разнообраз­ные интересы и, следовательно, их выражают различные партии, которые конкурируют в борьбе за власть, за голоса избирателей.

В настоящее время в основного Закона страны Российской Федерации правовое положение политиче­ских партий приведено в соответствие с мировыми демократическими стан­дартами: признаны политический плюрализм, в борьбе за власть посредством завоевания голосов избирателей, запрещены партии тота­литарного типа, исповедующие насилие как главное средство политической борьбы (ст. 13 основного Закона государства РФ ). Партия организуется по инициативе учре­дителей и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции России . Ее деятельность может быть запрещена, если она преступает конституционные рамки, нарушает тре­бования основного Закона страны и закона, предъявляемые к политическим партиям.


Политическая партия и политологическ ая литератур а.

В политологической литературе политическая партия (от лат. pars, partis -часть) определяется как наиболее активная и организованная часть общест­венного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Или, более полно, как «специализированная организационно упорядоченная груп­па, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе».

И партии, и государство являются политическими организациями, поли­тическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном полити­ческой системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политичес­ких сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической си­стемы в единое целое.

Думается, однако, что такая конструкция, как «политическая система», во многом требует пересмотра. Она была удобна для советского политического мышления, когда все политические институты должны были находиться в од­ной упряжке, вращаться вокруг одного политического «ядра».

Баланс политических сил, их равновесие и взаимодействие, существую­щие в свободном, демократическом обществе, - это система особая. В любом случае, это не та политическая система, какой она была представлена в совет­ском государствоведении и тоталитарном политическом мышлении. С точки зрения современных представлений, наряду с государством следует учиты­вать и интегрирующую роль гражданского общества, его определяющее вли­яние на государство. А ведь политические партии являются одним из инсти­тутов гражданского общества.

Вместе с тем, в отличие от партий, государство выражает интересы об­щества в целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство обладает только ему присущими возможностями и атрибу­тами - «рычагами» политической власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ. Правящие политические пар­тии, то есть те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механиз­му государственной власти, осуществляют власть главным образом через рас­становку членов своих партий на важнейшие государственные посты.

Cоциолог Роберт Михельс отмечал, что любая централизованная , в частности политическая партия, представляет собой корпорацию, конкурирующую с другими, ей подобными.

Т ипологи я политических партий.

Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Однако они имеют целью глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и компании их внутренней жизни. По этому признаку он выделял кадровые и массовые партии.

Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению предприятий элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение — проведение и фирма предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов имеет обычно «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных по такому принципу, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать подобные партии кадровыми.

В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента: 1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль; 2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии; 3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности; 4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.

Различия в организационной структуре, условиях приобретения и особенностях партийного членства, во многом зависящие от места и роли партии в обществе, характера ее связей с политической и социальной средой, лежат в основе широко распространенного в западной политологии деления современных партий на кадровые и массовые - классической типологии, предложенной М. Дюверже. Кадровые партии отличаются ориентацией на проведение предвыборных кампаний, невысокой численностью, достаточно свободным членством и относительной автономией своих базовых структурных организаций - комитетов, создаваемых по территориальному принципу из числа постоянных активистов, а также опорой по преимуществу на профессиональных политиков и представителей финансовой элиты, способных обеспечить партии материальную поддержку (типичными примерами являются две ведущие партии США - демократическая и республиканская). Массовые партии, впервые возникшие в Европе в распространения всеобщего избирательного права, могут объединять в своих рядах до нескольких сотен тысяч человек на основе фиксированного членства, обладают достаточно жесткой структурой и характеризуются строгой внутренней дисциплиной, которая подразумевает выполнение решений вышестоящих органов, съездов и конференций не только нижестоящими партийными организациями и рядовыми членами, но также и парламентариями, избранными от имени партии и при ее поддержке (на таких принципах первоначально основывались рабочие, социал-демократические и социалистические партии; впоследствии подобная организационная структура с усилением акцента на централизм в руководстве и подчинение меньшинства большинству стала использоваться коммунистическими партиями, а в более “мягком” виде - некоторыми буржуазными и появившимися несколько десятилетий назад менее идеологизированными “электорально-массовыми” или “избирательными” партиями, которые нередко называют “всеядными”).

Существуют и другие подходы к типологии политических партий. Так, по характеру участия в осуществлении государственной власти различают правящие и оппозиционные партии; последние в зависимости от их места в политической системе подразделяются на легальные, полулегальные и нелегальные. По способу связи с парламентской фракцией выделяются “жесткие” и “гибкие” партии: в первом случае при принятии важных политических решений депутаты должны голосовать в строгом соответствии с позицией, выработанной партийным руководством или съездом (например, лейбористская и консервативная партии Англии); напротив, “гибкость”, свойственная, в частности, обеим ведущим партиям США , означает, что конгрессмены или сенаторы воспринимают точку зрения руководящих партийных органов только как “рекомендацию”, голосуют более свободно, и в результате между президентом и членами конгресса от той же партии могут возникать острые противоречия.

В зависимости от идейно-политической ориентации в условной системе координат “левые-правые” выделяются “слева направо” коммунистические, социалистические и социал-демократические, либерально-демократические, консервативные, неоконсервативные и праворадикальные (в том числе фашистские) партии.

Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая отражает специфику положения каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, а также особенности межпартийной конкуренции в ходе борьбы за завоевание власти или участие в ее осуществлении. Р.-Ж. Шварценберг показал, что в странах Запада фактический уровень межпартийной конкуренции во многом предопределяется утвердившейся в обществе избирательной системой: пропорциональная избирательная система нередко приводит к возникновению “полной многопартийности” - появлению пяти и более партий, обладающих примерно одинаковой степенью политического влияния; введение “избирательного барьера”, когда партии, претендующие на парламентское представительство, должны набрать определенный минимум голосов от общего числа избирателей, способствует постепенному формированию “умеренной многопартийности”, представленной 3-4 влиятельными политическими силами; мажоритарная система в два тура голосования ведет к образованию двухблоковой системы (“несовершенной двухпартийности”), мажоритарная система с голосованием в один тур - к формированию устойчивых двухпартийных систем.Однако в развивающихся странах характер партийных систем в значительной степени испытывает воздействие исторических и национально-культур

ных факторов: мажоритарная избирательная система нередко приводит к тому, что на выборах в течение длительного времени, причем с постоянным большим преимуществом, побеждает одна и та же партия, получающая тем самым возможность практически единолично формировать стабильные органы власти. Основными причинами, вследствие которых другие политические силы не могут составить действительную конкуренцию подобной “господствующей” партии, следует назвать отсутствие необходимого количества общепризнанных лидеров, наличие устойчивых консервативных традиций в обществе, малочисленность и большое количество партий, не имеющих достаточного опыта демократической борьбы за власть.

В последние годы ряд зарубежных исследователей фиксируют падение роли политических партий: в странах Запада - на фоне активизации общественно-политических движений непартийного типа, в развивающихся странах - на фоне тенденций к широкой этатизации партий.


Идеальные типы партий .

партии элиты

народные/массовые партии

этнически-направленные партии

избирательные объединения предприятий

партии тех или иных движений.

Каждый из этих типов также имеет дальнейшие ответвления: например, избирательные треста делятся на индивидуальные партии, партии большинства, программные объединения предприятий.

Ключевую роль в этом отношении сыграл Морис Дюверже, разграничивший два типа партий: "кадровые" и "массовые". Расцвет "кадровых партии", или, как их еще называют, "партий элит" - XIX век, когда власти народа еще только развивалась, а избирательное право было ограничено. Такие партии чаще всего представляли интересы господствующих классов.

В первой половине XX века вместе с введением всеобщего избирательного права на первый план выходят "массовые" партии. Эти партии ориентируются уже на более широкие слои. Они многочисленны, сплочены, имеют четкую идеологию, во главе их находится централизованная иерархизированная организационная структура. Будущее, как считал Дюверже, было именно за массовыми партиями.

Следующий этап эволюции/деградации был подмечен Отто Киркхаймером. В 1950-х-1960-х годах на материале немецких реалий им был сформулирован тезис о "всеохватных" партиях. Массовые партии, стремящиеся получить как можно большее число голосов, "уже не могут стоять на уникальной идеологической платформе, им приходится становиться "всеохватными", то есть жертвовать идеологией во имя электоральной поддержки.

Однако тот же Киркхаймер подметил еще одну решающую тенденцию: "всеохватные" партии начали постепенное слияние с государством. Данная тенденция в 1995 году была концептуализирована Ричардом Кацем и Питером Мейром как теория "картельных партий", возникновение которых они наблюдали начиная с 1970-х годов. "Картельная" партия - новый этап эволюции/деградации партий. Они все больше отдаляются от избирателей, их начинает интересовать не проведение той или иной политики, но сам факт пребывания у власти. Более того, они попадают в зависимость от государственных субсидий. Крупные партии сливаются друг с другом, образуя картель, стремящийся к удержанию власти и вытеснению конкурентов.

Не все исследователи разделяют эту четырехчастную схему эволюции от партий элит к картельным партиям через массовые и всеохватные партии. Выдвигаются и иные концепции, претендующие на описание сложившегося положения. Однако почти все исследователи солидарны в одном: на наших глазах происходит стремительное выхолащивание народного правления , сопровождающееся эрозией репрезентативных институтов.

Если принять во внимание данный , то легко предположить возникновение в ближайшем будущем нового феномена: мы рискнем назвать его "партия всего народа". Это будет партия, сочетающая в себе элементы "всеохватной", "картельной" и иных моделей. Такая партия будет нацелена на захват всего электората посредством превращения имеющихся в обществе классовых и идеологических противоречий, запускающих партийную конкуренцию, во фракционные разногласия. Эти разногласия отныне будут разрешаться не в процессе публичной политики, но посредством элитного диалога. Известный отечественный политолог Виталий Иванов в своем исследовании истории "Единой Российской Федерации" вслед за Юрием Пивоваровым называет такое элитное объединение предприятий "властной плазмой", внутри которой должны "протекать, разрешаться и гаситься конфликты", способные "разрушить режим и строй снаружи".

Однако не все так просто: "партиям всего народа", к которым можно отнести помимо "Единой Российской Федерации" еще и Либерально-демократическую партию Японии, Индийский национальный , почти всегда не удается достигнуть поставленной цели. Ведь никакое самое большое, самое рыхлое объединение предприятий не способно включить все политические идентичности, отразить интересы и ценности сразу всех слоев населения. Какая-нибудь одна непокорная, бунтующая радикальная идентичность неизбежно вываливается. Исламисты в арабских странах, индуистские фундаменталисты в Индии, наследники Ленина и радикальные последователи Гайдара в Российской Федерации. Любопытней всего то, что в какой-то момент именно эта бунтующая идентичность может оказаться наиболее востребованной, наиболее приемлемой для всего общества просто в силу своей особости и принципиальной неуступчивости.

Таким образом, бюрократизация партийной жизни грозит обернуться ее парадоксальной радикализацией. Впрочем, данный вывод пока не более, чем наше, весьма вероятно, поспешное предположение.


Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства .

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы Конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её влияние закреплено законодательно и является неоспоримым. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР.

В системах с правящей партией оппозиционные партии разрешены; могут даже присутствовать глубокие демократические традиции, но «альтернативные» партии представляются не имеющими реальных шансов получить над властью. Пример из новейшей истории — Россия в начале XXI века. В некоторых случаях правящая партия может долгое время удерживать страну под своим контролем всеми средствами, включая фальсификации результатов выборов. В последнем варианте разница с однопартийной системой носит лишь официальный характер.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и . При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Британии , могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).


Понятие политической партии: это есть организованная общность людей, имеющая определенные общественные задачи, представляющая интересы определенного общественного класса. Отличительным признаком политической партии является захват власти. В партию вступают люди, имеющие похожие идеологические взгляды, проявляющие политическую активность и желающие управлять государством.

Политические партии и признаки политической партии:

  • Существование единой идеологии и целей, которых организация стремиться достичь.
  • Существование политической программы, объясняющей, зачем существует эта организация.
  • Наличие партийного устава или иного документа, регламентирующего внутреннюю жизнь партии.
  • Наличие должностей в организации (председатель партии, заместитель председателя и иное).
  • Организация имеет местные отделы в разных регионах. Региональные отделения поддерживают контакт с партийным руководством.
  • Добровольность. В партию приходят люди, потому что стремятся воплотить свои идеи, касающиеся развития общества, в жизнь.

Виды политических партий.

Политические партии можно подразделять по разным признакам, но в этом разделе мы обсудим деление по идеологической направленности.

Партия Идеологическая приверженность. Основные ценности.
Либералы Отдельная личность имеет большее значение, чем все общество в целом. Должна господствовать рыночная экономика, в которую государство обязано не вмешиваться чрезмерно. Ценности индивидуализма, просвещения, прогресса. Положительное отношение к частной собственности. Имеют твердые позиции в демократическом обществе.
Консерваторы Стоят за незыблемость существующего общественного порядка. Принимают реформы, если их проведение крайне важно. Поддерживают церковь, традиционные ценности, выступают за крепкую государственную власть. Считают людей неравными. Поддерживают частную собственность. Представители зачастую относятся к элите.
Социал-демократы Эти политические партии стремятся к идеалу социальной справедливости. Защита малоимущего населения, участие в жизни трудового народа, предоставление широких социальных гарантий, защита демократических ценностей, обеспечение политического и идеологического плюрализма, пацифизм. Защита населения от агрессивного воздействия рынка.
Коммунисты Главная цель - достижения бесклассового коммунистического общества, где будут стерты любые отличия одного человека от другого. Равенство трудящихся, отмена частной собственности и замена ее государственной, использование методов плановой экономики, национализация. Коммунизм призывает передать собственность, которой владели частные собственники, в руки народа. Отрицание религии, отказ от национальных, религиозных отличий. Ведение классовой войны за коммунизм.
Националисты Высшей ценностью провозглашается народ. Сохранение культурных традиций нации. Препятствует увеличению числа мигрантов. Регулярно вырождается в шовинизм и ненависть ко всем, кто не принадлежит к титульной нации. Эта идеология возрождается "как феникс из пепла" в условиях нестабильности, когда не к чему апеллировать, кроме как к мертворожденному чувству национальной гордости.
Фашисты Подчинение индивида обществу. Тоталитарная машина, практикующая террор. При фашизме существует лишь политическое мнение, исповедуемое действующей властью. Все остальные идеологии уничтожаются и дискредитируются. Милитаризм, ведение экспансии, проявление агрессии к другим государствам, репрессии по отношению к несогласным. Нацизм, франкизм (от испанского генерала-фашиста Франко), фалангизм, усташи - эти политические течения относятся к фашизму.
Анархизм Глупо представлять анархистскую партию, заседающую в Правительстве, ведь анархия есть немедленное упразднение государства. Анархизм относится к социалистическому течению. Цель - уничтожить государство здесь и сейчас. Согласно анархической идеологии все беды человечества происходят от того, что один человек имеет власть над другим. Это противоречит нравственному принципу, поэтому не столько государство, сколько институт власти должен быть немедленно упразднен. Анархизм выступает за социальное равенство, уничтожение частной собственности (хотя существуют анархо-капиталисты, требующие, чтобы было уничтожено государство, но остался саморегулирующийся рынок). Справедливость, пацифизм, самоорганизация на добровольных началах, коллективное решение общественных задач, отсутствие угнетения человека человеком - вот принципы анархической идеологии.

Классификация политических партий

Можно классифицировать политические партии не только тем способом, который описан в вышестоящей таблице. Рассмотрим основные способы классификации:

  • Правящая или оппозиционная . Первая осуществляет государственную власть и находится при ней, вторая состоит в оппозиции и протестует. Оппозиционные общественно-политические движения могут существовать и на легальной основе, и на нелегальной.
  • Кадровая или массовая . В состав первой будет входить небольшое количество политиков-профессионалов. Такие общественно-политические движения проявляют активность лишь в предвыборный период, их активно спонсируют крупные владельцы капитала. Массовая же партия имеет иерархию, структуру, действует непрерывно, постоянно. В них существует связь между партийными и дисциплина. ЛДПР, КПРФ, Единая Россия — все эти партии являются, безусловно, массовыми. Свою деятельность они ведут непрерывно.
  • Левые, центристские и правые . Это удивительное разделение на «лево» и «право» появилось во времена Великой Французской Революции. Те, кто занимал места левее (просто по расположению) в Парламенте, предлагали самые радикальные и революционные идеи, те, кто сидел правее, настаивали на сохранении бытующего порядке вещей, центр же назывался «болотом», так как он склонялся то в одну, то в другую сторону и решительной активности не проявлял. «Левые» выступают за государственную собственность, социальную справедливость, революцию или существенные реформы, правые же стоят за частную собственность, сильное, стабильное и крепкое государство, хранят институт частной собственности, выступают против «бунташных» движений, на реформы соглашаются с большим трудом и только тогда, когда это действительно нужно. Центр смотрит на ситуацию компромиссным взглядом, ищет консенсуса, порядка, а в действительности не проявляет желания менять существующий порядок.
  • Реформистская и революционная . Первая будет проводить реформы, то есть постепенные преобразования общественной жизни, не рушащие коренные устои, вторые отличает то, что они выступают с лозунгом «Весь мир до основанья мы разрушим». Цель революционеров — построить новое справедливое общество на руинах прогнившего старого порядка.

Партии в политической системе общества играют большую роль. Функции политических партий: они воспитывают у населения активную гражданскую позицию, участвуют в управлении государством, от них во многом зависит то, как будет развиваться страна. Ярким примером будет являться партия большевиков, которая из небольшой, строго законспирированной и дисциплинированной организации превратилась в КПСС, которая стояла во главе огромного Советского Союза.

Понятие политической партии означает особый вид общественной организации, задача которой принять участие в управлении государством или органами местного самоуправления (городом, например). Партия может также ставить целью полный захват государственной власти.

Первые политические партии в современном понимании появились в XIX веке в некоторых западных странах после введения всеобщего избирательного права : Прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.д.

Интересен тот факт, что более трети россиян, согласно опросам, не понимают, для чего нужны политические партии. Для этого рассмотрим цели и функции политических партий.

Функции политических партий.

  1. Формирование общественного мнения .
  2. Политическое воспитание граждан государства.
  3. Выражение позиций граждан по социальным вопросам.
  4. Доведение этой позиции до общественности и органов власти.
  5. Выдвижение своих кандидатов на выборах разного уровня.

Виды политических партий.

По социально-классовому критерию:

  1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
  2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
  3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

По организации партии:

  1. Кадровые партии - состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория - представители элиты. Финансируются из частных источников.
  2. Массовые партии - централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

По степени вовлеченности в государственную власть:

  1. Правящие - имеющие большинство в парламенте.
  2. Оппозиционные - противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
  3. Не участвующие - те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.
  1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
  2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
  3. Центристы (демократы).
  4. Смешанные.

По структуре организации:

  1. Классического типа - с четкой организацией и постоянным членством.
  2. Движенческого типа - в них членство является формальным.
  3. Политические клубы - свободное членство.
  4. Авторитарно-собственнического типа - партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

По типу идеологии:

  1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
  2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
  3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
  4. Коммунистические партии. За полное равенство , общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
  5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
  6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
  7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
  8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы - розовые, а либералы - желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов - белый (иногда - пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный - цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов - цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством . Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности - массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.

Партия - это понятие, в переводе с латинского означающее "часть". То есть это часть какой-то более крупной общности. Партия - это термин, которым задолго до возникновения объединений в их современном виде обозначались группы людей. Они соперничали между собой либо в сфере самой власти, либо во влиянии на нее.

История возникновения партий

Еще у древнегреческих мыслителей мы находим упоминания об этих объединениях. Аристотель, например, писал о том, что в Аттике в 6 веке до н. э. наблюдалась борьба между партиями жителей гор, равнины и побережья. Следовательно, к этому времени можно отнести их формирование (его начало). Партии в Средние века были группировками, которые носили главным образом временный характер. Известно, например, о том, что в средневековой Англии была война между двумя "партиями", а именно Алой и Белой Розы. Однако о возникновении их прототипов в современном понимании этого слова можно говорить только с момента буржуазных революций. Речь идет, прежде всего, о революции в Англии в 17 веке. Партия - это объединение, которое появилось в результате того, что абсолютистские функции государства были подвергнуты ограничению. Возникла автономная личность, которая захотела участвовать в жизни общества, влиять на власть. Было признано, что наличие разнообразных интересов в обществе является законным. После этого появилась политическая партия. инструмент, предназначенный для представления всех этих интересов людей в системе власти.

Основные признаки партий

Существует особая наука партология, занимающаяся их изучением. Политологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что представляет собой политическая партия. Можно лишь отметить, что на данный момент ее общепризнанного определения не существует. Однако мы можем выделить самые значимые признаки, отделяющие ее от остальных политических организаций. К ним относятся следующие:

Минимальная формальная организация;

Программа совместной деятельности;

Наличие особого социального статуса, в том числе стремление прямо воздействовать на а также важная роль в проведении выборов, в подготовке избирательной кампании;

Особое положение в государстве, включая связь партии с элементами его механизма, участие в функционировании и формировании правительственных механизмов;

Социальная база;

Особый правовой режим, что означает нормативное регулирование деятельности партии и ее особое конституционно-правовое положение.

Общее определение партии

На основании данных признаков можно дать общее определение. Партия - добровольная в которую входят лица, имеющие общие идеалы и интересы, и которая стремится получить политическую власть или участвовать в ее осуществлении. Главным отличительным признаком, выделяющим ее среди других клубов, движений и организаций, является именно участие в механизме власти, притязание на нее. Хотя этот признак является важнейшим, партии могут занимать разные позиции по отношению к существующей власти. Например, они могут быть в оппозиции, выступать за свержение установленного порядка. Оппозиция может быть направлена не только против строя государства в целом, но и против политики действующего правительства. Партия может также принимать участие в органах управления, в правительстве, выступать партнером других партий. Кроме того, она способна единолично сформировать правительство. Партии, добившись этого, в ряде случаев стремятся укрепить свою монополию на власть, нарушая при этом законность, то есть ликвидируя оппозицию. Речь в этом случае идет об отождествлении партии с государством.

Три уровня партии

Рассматривая структуру современной партии, нужно выделить следующие три уровня:

1. Высший уровень - представительство в системе власти. Это должностные лица, работающие в государственном аппарате, которые получили свои посты благодаря принадлежности к партии: член парламента, губернатор, президент, депутат партии.

2. Следующий уровень - средний. К нему относится официальная партийная организация.

3. Низший уровень - блок избирателей. Это массовая база, которая обеспечивает поддержкой кандидатов партии во время избирательной кампании. Отметим, что принадлежность к этой группе основывается скорее на декларируемой приверженности. Официальная вовлеченность является менее значимой - необязательно быть включенным в соответствующий список. Партии можно поддерживать и не подписывая официальных бумаг.

Виды партий

Перейдем к рассмотрению видов политических партий. В них выражается их идейная основа, социальная природа, основная социально-ролевая функция той или иной партии, характер методов ее деятельности и внутреннее устройство.

Кадровые партии

Они, согласно М. Дюверже, сформировались в результате эволюции политических клубов. Основная их задача - мобилизовать влиятельных лиц в том или ином избирательном округе для того, чтобы обеспечить поддержку большого количества избирателей, представляющих различные слои населения и имеющих различные идеологические ориентации. Многие современные европейские партии, имеющие консервативную ориентацию, относятся к данному типу. Для них характерно свободное членство, то есть отсутствует система регистрации членов, их список. Партии эти отмечены также наличием регулярных взносов. Кроме того, их состав нестабилен. Активность партий этого вида проявляется в основном во время выборов. Конкретные примеры: Демократическая и

Массовые партии

Массовые партии возникли в результате появления всеобщего избирательного права. Они представляют собой крупные организации с высокой степенью идеологизированности и сложной внутренней структурой. Эти партии формируют свою социальную базу главным образом из низших слоев населения. В основном они являются социалистическими, коммунистическими и социал-демократическими. У них есть фиксированное членство, партийная дисциплина. Для них характерна высокая степень организованности. Они действуют на постоянной основе, обладают разветвленным аппаратом управления и множеством местных организаций. Ориентация такой партии - на рекрутирование новых членов. Тем самым решаются политические и финансовые проблемы. Конкретный пример - российская партия КПРФ.

Закрытые и открытые партии

Данное деление основано на способах рекрутирования членов. В открытых партиях вступление никак не регламентируется. В закрытых предполагается соблюдение формальностей и условий: анкеты, рекомендации, решение местного руководства партии. Жесткая регламентация приема в прошлом была характерна для КПСС и других социалистических и коммунистических партий. Сегодня возникла проблема сужения социальной базы. Основная часть партий стала открытого типа.

Классификация по месту в политической системе

В зависимости от того, какое место в политической системе занимает партия, выделяют два их вида.

1. Правящие. Когда они приходят к власти, начинает реализоваться программа партии, формируется правительство. Партия становится правящей в результате проведенных выборов в законодательный орган государства. При этом она необязательно одна - их может быть и несколько. В этом случае правящие партии формируют коалицию.

2. Оппозиционные партии. Это те, которые потерпели поражение на последних выборах или же не были допущены к ним действующим режимом. Свою деятельность они сосредотачивают на критике курса, установленного правительством, а также на создании альтернативных программ развития общества. Оппозиционные партии можно разделить, в свою очередь, на те, которые играют значительную роль в общественной жизни, и те, которые ее не играют. Например, 7 ноября 2001 года состоялись президентские выборы в США. В результате них правящей партией стали республиканцы, оппозиционной (играющей значительную роль) - демократы, а около 20 оппозиционных партий оказались не играющими значительной роли. Существует и еще одно деление. Среди оппозиционных партий выделяют легальные, то есть действующие в рамках закона, зарегистрированные; нелегальные; и незапрещенные, но и незарегистрированные.

Классификация по идеологии

В идеологическом смысле различаются следующие виды:

Идейно-политические, строящиеся на основе идеологии: социал-демократические, коммунистические, фашистские, конвенциональные, либеральные;

Проблемно-ориентированные, которые сконцентрированы вокруг определенной проблемы или их группы (женские партии, партии "зеленых");

Электоральные - межидеологические, а порой и внеидеологические организации, которые имеют целый набор целей и направлены на привлечение широких масс населения.

Политические партии начала 20 века опирались именно на идеологию. Однако в наши дни ситуация изменилась. В западноевропейском обществе сегодня идеология теряет свое значение, тогда как раньше она являлась мощным оружием партий. В наше время происходит информатизация и технократизация, появляется суперидеология науки, рационализма и знания. Поэтому современным партиям приходится вписываться в новые условия, которые требуют значительного В результате ослабления идеологии, активных действий СМИ, влияния избирательных технологий на выборы партии и др. они теряют стабильный электорат. Поэтому, по мнению целого ряда политологов, в Западной Европе создается новый их тип. Появляются партии электорально-профессиональные.

Электорально-профессиональные партии

Их отличительные черты следующие. Это объединения лиц, небольшие по численности, которые имеют специальную подготовку, обладают навыком профессиональной работы с потенциальными избирателями. В своей деятельности они выходят непосредственно на электорат. При этом финансирование этих партий осуществляется через особые фонды и группы интересов. Для них характерно персонализированное лидерство. Это означает, что каждый лидер партии понимает, с какой именно группой интересов он связан, для кого и с кем работает. Такого рода объединения напоминают "информационно-технократических мутантов", таранящих систему выборов.

В заключение отметим, что типология политических партий в целом является довольно условной. В действительности каждая из них может иметь черты, свойственные различным видам.