Канон покаянный андрея критского союз. Великий покаянный канон Андрея Критского

Канон покаянный андрея критского союз. Великий покаянный канон Андрея Критского

Великий покаянный канон Андрея Критского читается в первые четыре дня Великого поста, по одной части за один раз. Полностью творение читается в седьмую неделю. Канон учит людей покаянию. Принимать свои грехи и учиться бороться с ними. Также это писание наставляет брать пример с чистых и бескорыстных людей.

Об Андрее Критском

Преподобный Андрей родился где-то в 660-х годах нашей эры, в городе Дамаск. Сказания передают, что до семи лет ребенок не мог разговаривать. Родители Андрея были верующие люди и часто посещали церковь. Однажды во время причастия на Критского сошло Божие благословение и он заговорил. После этого чуда родители отдали Андрея изучать основы религии.

Когда парню исполнилось 14 лет, его перевели на службу в Иерусалим, в Монастырь Гроба Господня. Андрей был очень разносторонне развитым молодым человеком, поэтому его сразу определили в нотарии.

Потом Андрей перебрался в Константинополь, где служил в доме сирот в сане диакона 20 лет. В этом же городе он начал писать свои песнопения, которые и по сегодняшний день широко используются в православной церкви.

После этого будущего святого отправили на остров Крит в сане епископа. Там он верно служил церкви, наставляя на путь истинный еретиков и давал поддержку верующим. Андрей на Крите построил несколько детских домов, храмов. За свою верную службу получил чин архиепископа. В 1740 году преподобный умер по пути из Константинополя на остров Крит.

О канонах

Андрей Критский первым начал писать каноны вместо кондаков. У святителя есть песнопения ко всем большим праздникам: Рождеству, Пасхе, Вербному Воскресенью и другим. Многие из них используются и в современной богослужебной минее. Каноны тесно связаны с «библейскими песнями». Структура этого песнопения имеет следующий вид. Сначала идет ирмос, который является связующей цепью между библейской песнью и содержанием канона. Дальше идут тропари. Они поются попеременно с песнями. Самым выдающимся творением, несомненно, является великий канон преподобного Андрея Критского. Он учат нас покаянию. Лучше всего у Господа в Великий пост, когда читается канон Андрея Критского.

В своем каноне Андрей кратко касается всей Библии. С 1-й по 8-ю песню это Ветхий Завет, после - Новый. Каждую историю библейских персонажей канона Андрей оценивает с точки зрения человеческой морали. Если это плохое деяние, то он рассуждает о его греховности, а если благое - то, заявляет, что к этому следует стремиться. Автор намекает нам, что спасти свою душу мы можем тогда, когда откажемся от своих пороков и будем стремиться к добродетели.

Песня 1

В первой песне канон Андрея Критского рассказывает о первородном грехе. Ева поддалась искушению Сатаны и дала яблоко Адаму. Он же, в свою очередь, соблазнился властью и попробовал его. В этой песне Андрей говорит, что все мы грешные и если Господь покарал Адаму и Еву за нарушение одной заповеди, то как же накажет нас, нарушающих их почти все. Нам остается только покаяться и просить прощения у Бога.

Песня 2

Во второй песне великий канон Андрея Критского рассказывает о том, как все мы поддались плотскому утешению. Во-первых, натянули одежду, устыдившись своего голого тела, которое было создано по подобию Господнему. Второе - поставили во главу удовольствия и красоту телесную, а не душевную. Еще в этой песне великого канона Андрея Критского сказано, что мы подвержены всем земным страстям и, к сожалению, не хотим с ними бороться. За все эти грехи нужно искренне просить Бога простить нас. Главное, самому понять свои плохие деяния и стремиться избавиться от них.

Песня 3

В ней великий покаянный канон Андрея Критского рассказывает, как Господь не выдержал безобразия, что творилось в Содоме, и сжег город. Только одному праведнику Лоту удалось спастись. Андрей призывает каждого человека отречься от содомских наслаждений и скорей убегать. Грехи этого города преследуют нас каждый день, соблазняя повторить их, думаю, многие поддаются. Но, главное - остановиться, задуматься, что ждет нас в дальнейшем. Какая будет у нас после содомских развлечений.

Песня 4

В ней указывается, что лень - большой грех. Если человек, словно овощ, движется вперед, не осознавая себя и окружающий мир, то и конец его будет соответствующий. Патриарх из песни трудился днем и ночью, чтобы иметь две жены. Одна из них означала трудолюбие, а другая - разум. Благодаря этому сочетанию мы можем усовершенствовать созерцание и свою деятельность.

Песня 5

Покаянный канон преподобного Андрея Критского рассказывает о святом Иосифе, которого предали братья и возлюбленная, и продали его в рабство. Он спокойно все перенес, не серчал на свою судьбу. Андрей говорит, что каждый из нас может предать своего ближнего. Но беда еще и в том, что мы каждый день предаем себя и свою душу. Не терпя никаких бедствий, мы нарушаем заповеди Господни и даже не задумываемся об этом.

Песня 6

Андрей в этой песне призывает стать человечество на путь истинный. Не отворачиваться от Господа, как некоторые исторические персонажи. И верить, что как Бог рукой Моисея избавлял больных от проказы, так и нашу душу может простить за грехи её.

Песня 7

В седьмой песне канон преподобного Андрея Критского рассказывает, что какие бы тяжкие грехи не совершил человек, если он искренне покается, его простят. В обратном же случае кара Господня будет большой. Нужно молиться Богу в трех его обличиях и Матери Божией с покаяниями и просьбой о прощении.

Песня 8

Андрей повествует, что Господь наш каждому дает по заслугам его. Если человек жил праведно, то вознесется на небеса, как Илья на колеснице. Или же в жизни получит поддержку Бога, как Елисей для разделения речки Йордан. Если же жить в грехе, как Гиезия, то душа будет гореть в

Песня 9

В этой песне великий канон Андрея Критского рассказывает, что люди забыли десять заповедей божиих, выбитых на скрижалях еще Моисеем. Они не присушиваются к писанию Евангелия. Когда-то Иисус пришел в наш мир спасти нас. Он благословлял младенцев и стариков, потому что одни еще не успели покаяться в своих грехах, а другие уже не могли. Если же человек в здравом уме, то он должен сам просить Господа о прощении.

Песни, которые читаются во вторник Великого поста.

Здесь рассказывается, как Каин убил брата, позавидовав ему. Андрей просит жить своей жизнью праведно, не думая, кому и что Господь дал. Если человек будет жить по заповедям Божиим, то и ему в скором времени придет благодать. Нужно стремиться быть похожим на Авеля, который с чистой душой приносил свои дары Господу.

Песня 2

Призывает людей покаяться в том, что отвергли душевное богатство и придают значение только материальному. В погоне за одеждой и другими благами совсем забыли молиться Господу. Мы забываем, что душевно богатый человек будет намного более счастливым.

Эта песня канона Андрея Критского призывает жить так, как Ной, которому одному Господь дал шанс спастись. Или так, как Лот, единственно выживший из Содома. Потому что если будем грешить, то постигнет нас участь людей при потопе.

В познании сила. Нужно стремиться увидеть Бога в себе, и будет построена лестница в небо, как у патриархов. Мы в повседневной жизни подражаем Исаву, всех ненавидящему. Надо же жить в любви и гармонии.

Как весь еврейский народ жил в рабстве египетском, так и наша душа живет все время в грехе. Нужно набраться мужества и покончить с рабством. Даже если в первое время нужно будет помучиться, то в конечном результате мы приобретем истинную свободу духа. Тогда и жить станет намного легче и приятнее.

Продолжает рассказывать о похождении Моисея, который стремился вывести народ из рабства египетского. Люди не имеют большой веры потерпеть чуть скитания во имя благой цели. Так и нам все надо одновременно. Нужно верить в Господа и просить о прощении, и тогда сможем освободить свою душу из рабства грехов.

Песня великого канона преподобного Андрея Критского рассказывает, как мы повторяем грехи и пристрастия библейских персонажей, но не имеем силы и желания следовать великомученикам. Наше тело покушается на грешные деяния, такие как прелюбодеяние, не задумываясь о последствиях для души.

В восьмой песне рассказывается о людях, которые смогли найти в себе силы покаяться и принять Господа в душу свою. Так и нас Андрей призывает отречься от прошлой жизни грешной и идти навстречу Богу. В конце восьмой песни подводится итог Ветхого Завета - нужно не повторять грехи персонажей библейских и стремиться жить, как праведники этого Святого Писания.

В девятой песне канон святого Андрея Критского дает сравнения из Как Иисус сопротивлялся искушению Сатаны в пустыне, так и мы должны бороться со всякими соблазнами. Христос начал творить чудеса на земле, показывая тем самым, что всё в этом мире возможно. Главное - верить и жить по заветам Господним, и тогда сможет спастись наша душа в судный день.

Среда

В среду также читается 9 песен. Начиная с первых дней создания мира были люди, славившие своими деяниями Господа Бога нашего. Андрей призывает людей покаяться в грехах своих и уподобиться тем святым в повседневной жизни. Восславлять имя Господа, совершая поступки, достойные его. Вспоминаются также в песнях и большие грешники, которые отвернулись от Бога, отдали преимущество материальным благам или поддались искушению попробовать запретный плод. Господь покарал их по заслугам за их деяния. Так и нашу душу после смерти ждет судный день, на котором не удастся соврать, не удастся скрыть свои злодеяниями какими-то мнимыми отговорками. Поэтому Андрей призывает нас покаяться при жизни, просить Господа о прощении грехов и стремиться изменить свои поступки к лучшему. Научиться сопротивляться искушениям. В этом нет ничего сложного. Просто оставаясь человеком, вы увидите, что большинство заветов Господних указывают жить без зависти и обжорства, без измен и желания получить чужое.

Четверг

В этот день Великого Поста читается последняя часть канона. Как и в предыдущих песнях, здесь воспеваются добродетели и осуждаются грехи человечества, которые совершались на протяжении веков. Также в этой части взывают к Господу, Иисусу, Деве Марии с просьбой простить согрешения и дать возможность покаяться.

Также канон учит признавать свои ошибки, не искать вину за плохую жизнь в окружающих. Принимать свою грешность как доказанный факт. Но это не значит, что стоит смириться. Наоборот, признание вины - первый шаг к прощению. Если мы сейчас остановимся, то имеем шансы на вечную жизнь после смерти.

Именно тогда, когда читается канон Андрея Критского, в Большой Пост, мы имеем возможность осознать свои грехи и начать новую жизнь. Жизнь, которая будет угодна Богу. Тогда человечество сможет почувствовать благодать, умиротворение и со спокойной душой ждать судного дня.

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. «Мистагог покаяния», т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» — значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост — это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище «Иерусалимита», т. е. «Иерусалимлянина».

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи — остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Великий Канон Андрея Критского (видео сюжет Ивана Дяченко):

Закон Божий Канон св.Андрея Критского

Если мы придем в храм вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит строгий и торжественный голос священника… Это читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач , раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Чтение Великого покаянного канона в первую неделю Великого Поста в нашем храме совершается в понедельник, вторник, среду и четверг в 17:00

В пятую неделю Великого поста в четверг (среда в 16:00)

Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге.

Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере .

(Сделать это удобнее всего «режиме для печати», нажав соответствующую ссылку под заголовком публикации).

Покаянный канон Андрей Критского, Понедельник. Читает Святейший Патриарх Московский и всеЯ Руси Кирилл. 2009 г.:

Покаянный канон Андрей Критского, вторник. Читает Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. 2009 г.:

Покаянный канон Андрей Критского, среда. Читает Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. 2009 г.:

Покаянный канон Андрей Критского, четверг. Читает Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. 2009 г.:

Вечером четверга первой недели Великого Поста закончится чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона.

Канон Андрея Критского — один из величайших богослужебных текстов — покаянный канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека.

  • Текст Великого канона Андрея Критского, перевод, АУДИО
    • Перевод на русский язык
  • Содержание канона
  • 6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон прп. Андрея Критского . Великий канон Андрея Критског о - это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» - с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

«Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…» – удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

Текст Великого канона Андрея Критского, перевод, АУДИО

Полный текст Великого канона преподобного Андрея Критского

Скачать канон Андрея Критского в форматах

  • EPUB,
  • FB2,
  • MOBIPOCKET
  • Канон Андрея Критского в понедельник
  • Канон Андрея Критского во вторник первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского в среду первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского. Мариино стояние (+ Аудио + Видео)

Записи чтения канона преподобного Андрея Критского

  • Великий канон Андрея Критского - чтение в Сретенском монастыре (АУДИО)
  • Великий покаянный канон Андрея Критского - читает митрополит Минский Филарет (АУДИО)
  • Великий канон Андрея Критского - читает Патриарх Пимен (АУДИО)

Перевод на русский язык

  • Канон преподобного Андрея Критского в переводе митрополита Никодима (Ротова)
  • Скачать перевод митрополита Никодима в формате PDF

Разбираем текст канона – толкование трудных мест

  • По страницам канона св. Андрея Критского – статья филолога Л. Макаровой

Размышления над страницами канона

  • Епископ Вениамин (Милов): Назидание по «Великому Канону» св. Андрея, Архиепископа Критского
  • Протопресвитер Александр Шмеман: Постное странствие - Великий канон Андрея Критского
  • Монахиня Игнатия (Петровская) Место Великого канона преподобного Андрея Критского в песнотворческом достоянии Церкви
  • Иеромонах Димитрий Першин О каноне Андрея Критского, инопланетянах и марках холодильников (беседа + видео)
  • Протоиерей Николая Погребняк Великий Канон: история и иконографические параллели (читая канон через иконы)
  • Оливье Клеман Канон Андрея Критского – пробуждение души
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов О святителе Андрее Критском и его Великом Каноне
  • М.С. Красовицкая По страницам Великого канона Андрея Критского. Великий пост

Канон Андрея Критского в искусстве

  • Канон Андрея Критского - песня иеромонаха Романа (Матюшина) !Рекомендуем (АУДИО)
  • Канон покаянный святителя Андрея Критского в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского
  • Анна Ахматова Я в этой церкви слушала канон Андрея Критского…

Проповеди после канона преподобного Андрея Критского

  • Протоиерей Валентин (Амфитеатров) Проповеди на первой седмице Великого поста
  • Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский О мудрости. Размышление над двумя тропарями Великого канона Андрея Критского
  • Архимандрит Кирилл (Павлов)
    • Слово во вторник 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и пользе его
    • Слово в среду 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и покаянии
    • Слово в четверг 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и его значении

Про автора Канона. Об Андрее Критском.

В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. Автор канона писал его на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь. Андрей Критский появился на свет в Сирии, в Дамаске. Он жил и трудился, в Сирии, в Константинополе, на Крите. Эта поэма посвящена покаянию его собственной души, но личная история пропущена через призму истории Ветхого и Нового Завета. Великий христианский богослов и автор множества гимнов, святитель Андрей Критский известен в большей степени благодаря покаянному канону, который читается во время Великого Поста. При рождении Андрей Критский не мог говорить, причастившись в семь лет Святых Таин, он обрел голос. Подростком он вел аскетичную жизнь монаха в монастыре преподобного Саввы Освященного. Позже он стал архидиаконом при храме Святой Софии в Константинополе. Его мощи были перенесены в Константинополь, но скончался он на острове Лесбос, до конца служа Церкви и Господу.

Почему Канон называется Великим?

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написал на греческом языке, позже его перевели на церковно-славянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывают весь ужас греха и страдания души, пораженной им.

Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более, чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

Когда читается Канон Андрея Критского

На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста – изменение человека, изменение через покаяния. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте.

Многие христиане, которых называют “неофитами”, недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях. Церковь разделила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком. К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце. Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

Канон Андрея Критского можно читать и дома. Молитвослов, как книга, появился только в VIII веке. В древние времена канон Андрея Критского читали и дома, тем более, в связи с огромным количеством перевода, можно уточнить суть фраз, которые непонятны на церковно-славянском языке. Если нет возможности придти в храм, лучше прочитать канон Андрея Критского дома, чем не прочитать совсем. Это будет вполне уместно. Читать канон в келейном молитве в другое время, не только в период Великого поста также допускается. Чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха должно сопровождать христианина не только в определенное время года.

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И ещё – вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. Великий покаянный канон – не единственное сочинение святого Андрея Критского , ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского – более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришёл на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяжённостью. Так, Великий покаянный канон – отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского Устава, который предписывал петь Великий Покаянный канон на Пятой седмице Великого поста . Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском Уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5. Изначально же Великий Покаянный Канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы . Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создаёт свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны» . Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Видео о каноне Андрея Критского:

Покаянный канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божий в прошлом, как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Покаянный канон снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и

важнейшей реальностью. Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий Канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Такие люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния. Действительно, та культура, в которой мы живем и которая образует наши современные взгляды, в сущности просто исключает понятие греха. Потому что грех это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу», — для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией. Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей», он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернет ему счастье и спокойствие. Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизреченной славы, сознает, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «я согрешил». Эти слова приобретают свое подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.

Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.


Темы, поднимаемые Великим каноном Андрея Критского, - это темы, основанные на Священном Писании, в том числе и Ветхом Завете. И мы как раз будем, как бы возвращаясь вспять, проигрывать, вспоминать те же самые сюжеты из Священного Писания, только в той интонации, в том акценте, в той точке зрения, как это делает канон. Но прежде чем приступить к самому канону, несколько слов о том, что представляет собой это уникальное в своем роде произведение (уникальное в первую очередь по объему).

Андрей Критский - автор VII века. Родился он, по всей видимости, в Дамаске, а был, разумеется, епископом Крита. Но епископом он стал аж в 50 лет. А как доносит до нас Священное Предание, до семи лет он вообще не разговаривал. Это к слову о тех техниках и технологиях раннего развития, которые сегодня очень популярны, но на самом деле очень узки и тоталитарны, потому что загоняют ребенка в прокрустово ложе каких-то заявленных показателей. А на самом деле человек может развиваться очень по-разному. И великие люди, скажем, в детстве, в младенчестве отнюдь не блистали. Скажем, были такие, как Пушкин; такие были яркими всегда. А были такие, как Эйнштейн, которые и в школе никакими особыми дарами не отличались. Поэтому на самом деле все очень индивидуально.

И вот будущий песнописец, творец канонов очень долго молчал, прежде чем начал говорить и писать, так чтобы это можно было читать почти через полторы тысячи лет. И епископом он стал тоже очень поздно. Так вот, Промыслом Божьим, Господь ведет ко спасению разными путями. В любом случае личность творца канона должна периодически всплывать перед нами хотя бы просто потому, что в этом каноне, так, как он будет читаться на первой неделе Великого поста, есть тропари, обращенные к творцу этого канона: «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас…» Чтобы это не было формальностью, чтобы вы осознавали, что за этим произведением стоит некий человек, некая судьба, человеческое лицо, стоит особая человеческая драма, обретение веры, жизни по этой вере, плодом чего и стал этот канон. Ведь человек не просто сидел в кабинете и излагал рифмы, какие-то тропари, это очень глубоко пережитое собственное бытие перед лицом Бога.

И вот это переживание своей жизни перед лицом Бога, очень глубокое и долговременное, и выразилось в этих самых песнопениях, в этом Великом каноне. А не так просто человек решил: а что бы не сочинить? «А вот сочиню-ка я; еще никто не сочинил, а я сочиню». Как это сейчас делается: никто еще не написал вот этого, а я напишу; еще никто эту тему не осветил, а я освещу. Нет, раньше делали не так, раньше человек именно сам по себе продумывал, проживал некие ситуации, размышлял над Священным Писанием, проживал это Священное Писание, плакал перед Богом, размышляя над этим Писанием, а потом это все вылилось по действию Святого Духа в написание этого канона.

Всего в каноне покаянных тропарей, то есть вот этих маленьких отрывков, которые, по существу, и составляют содержание канонов, - двести десять. Именно поэтому его и называют Великий канон: он очень-очень большой. К этому покаянному канону, собственно, еще присоединены тропари, посвященные преподобной Марии Египетской, и тропарь самому Андрею, написанный, понятно, не им, а в более позднее время. Мы не берем сейчас тропари преподобной Марии, они нам сейчас не так важны. А все основное содержание канона - эти двести десять тропарей - посвящено ветхозаветной части и новозаветной (примерно три к пяти: третья часть ветхозаветная, пятая - новозаветная, чуть меньше).

Новозаветная часть очень понятна: во-первых, само Евангелие все-таки на слуху, и сюжет очень понятный. Там иносказаний, метафоричности очень мало. То есть если, например, вспоминается женщина сирофиникиянка, которая молилась о том, чтобы дочка ее выздоровела от беснования, то так это и сказано: «Господи, исцелил Ты дочь сирофиникиянки (или хананеянки), так и мою душу исцели»; «Как вытащил Ты апостола Петра из воды, так и меня вытащи». То есть там, в принципе, аллюзии, метафоры минимизированы и все понятно. В каком-то предварительном истолковании, осознании, осмыслении это не нуждается. Человек, слышащий это первый раз, если у него нет языкового барьера, вполне понимает, о чем идет речь.

Совсем не то тропари, сюжеты, которые посвящены ветхозаветной части Великого канона, где Андрей Критский вспоминает некие ветхозаветные события (ветхозаветных персонажей чаще всего). И вот то, как он их переосмысляет, несколько необычно и неожиданно. И ход мысли (или, точнее, движение духа) в переосмыслении ветхозаветных сюжетов - это не так прозрачно, не так понятно, не так очевидно, как в случае с новозаветными сюжетами. Поэтому люди в большинстве своем не знают тех сюжетов, на которые ссылается Андрей Критский. Потому что Библию не читают. А если даже и читали когда-то, то очень хорошо забыли. Даже если не знают это хорошо, то какой вывод следует? Он переосмысляет это нестандартно.

Скажем вот, Каин убил своего брата Авеля. Ну и что? «Я-то ведь никого не убил, поэтому слава Богу, что я не такой, как Каин». Да ведь? Так думает человек. Или, например, Ламех убил еще больше. «Ну так я-то тут при чем?» То есть, в принципе, если я сравню с собой персонажей Ветхого Завета, то они просто моего мизинца не стоят, они все грешники. Там, кроме Авеля и, пожалуй, Сифа, никого нет; даже показать не на кого. Всё какие-то отрицательные примеры. Если с этой точки я рассмотрю Ветхий Завет, так просто пойму, что вообще жизнь удалась и Царство Небесное мне гарантировано. А он переосмысляет это совсем в другой плоскости, и именно эта ветхозаветная часть канона Андрея Критского и представляет собой и удивительный образец богословия, духовных размышлений над текстом Священного Писания, и удивительный образец церковной поэзии, потому что именно совершенно неожиданно он, вспоминая, читая некий сюжет, делает из него выводы, относящиеся к собственной духовной жизни.

Обычно новозаветные фрагменты более утешающие, а ветхозаветные более обличающие. Мы будем работать только с ветхозаветными тропарями, то есть это те тропари, которые посвящены воспоминаниям ветхозаветных сюжетов. И чтобы вы тоже понимали: изначально канон - это единое произведение. То есть он написан как некое единое целое - так, как мы привыкли читать канон. Большой, но целый. Специально для стояния преподобной Марии Египетской, - это то, что служится в четверг, на пятой седмице Великого поста. Но потом этот канон был разбит на четыре отрывка, которые читаются на первой неделе Великого поста. Поэтому когда мы читаем, у нас как бы единой структуры не вырисовывается. Когда читаешь настояние, там это все видно - кульминация, насыщенность, эти все темы. Видно, как они разрабатываются постепенно: есть постепенность восхождения от Ветхого Завета к Новому; это очень отчетливо проявляется. Поэтому нам иногда структуру содержания канона Андрея Критского уловить очень непросто, вот именно в формате первой недели Великого поста. Но важно это понимать.

В обычном рядовом каноне девять песней, но в обычном каноне, где бы когда бы его ни нашли, второй песни нет. Первая, третья - и так далее до девятой. Великим постом вторая песнь есть. Есть она и в каноне Андрея Критского, поэтому здесь полноценных девять песней. Так вот, первая песнь вспоминает событие, связанное с грехопадением, с историей Каина и Авеля, то есть это самое начало бытия. Вторая песнь - это грехопадение и история до потопа, то есть в целом первая и вторая песни - это допотопный период. Третья песнь касается периода патриархов (Ной, Авраам, Лот как племянник; то есть там случай с Содомом и что с Лотом происходило). Четвертая песнь - это патриархи, ближайшие потомки Авраама - Исаак, Иаков, Иов. Пятая песнь обычно связана с детьми Иакова, там очень небольшое количество сюжетов, Моисей и в целом событие Исхода. Шестая песнь - Израиль в пустыне: как себя ведет и что с ним происходит. Седьмая песнь - это цари от Давида. То есть Саул не вспоминается, а вот от Давида все цари вспоминаются, если есть что вспомнить. И восьмая песнь - вспоминаются пророки.

То есть вот так последовательно автор охватывает весь сюжет Священного Писания, находя в нем образы для того, чтобы поразмыслить и о своей собственной судьбе. Девятая песнь - только новозаветные сюжеты, потому что она и составлена по образцу песни Богородицы. Поэтому он никаких ветхозаветных сюжетов туда не вставляет, только новозаветные. Но это, так сказать, структуры ради, хотя это вообще не так важно. Когда вы слушаете канон, смысл не в том, чтобы понять, что сейчас будет, зачем это все и какая структура, - это не нужно вообще, вы просто вслушиваетесь в те образы, которые приводит нам на память преподобный Андрей Критский, и обращаете эти образы к собственной душе для того, чтобы плакать и сокрушаться. А думать о структуре - это, скажем так, академизма ради, чтобы просто понять, что человек, когда писал канон, о чем-то думал, что у него был какой-то план, он не просто так это делал. Как настоящий автор, он создает некое произведение, которое имеет свою структуру, некую поэтику, свое отношение к ветхозаветному тексту. Это первое. Это чисто пропедевтический курс, как модно говорить, то малюсенькое, крошечное, что надо знать и во введении сказать.

И второй момент, более важный, принципиальный по-настоящему, тоже нужно сказать во введении, прежде чем приступить к канону Андрея Критского. Я бы назвал это апологией этого канона, потому что есть люди, в том числе и церковные (а уж нецерковные почти все), которые не понимают, зачем нужен подобный канон. Люди, которые живут по принципу: Христос пришел, стало быть, надо что делать? - радоваться, радоваться и радоваться. А то придумали какой-то канон какого-то Андрея Критского, зачем-то надо плакать, сокрушаться... «Делать вам нечего; и вообще Великий пост не нужен, только себя томим без толку, близких угрызаем, пользы никакой не получаем, а Пасха все равно будет, никуда не денется, и все равно будет радостно. Поэтому нечего зря сорок дней мучиться. Лучше, как говорится в одном произведении, кому-нибудь радость и пользу принести, а поститься толку никакого нет». Есть такие мнения, еще раз повторю, в том числе и церковные, хотя православный канон, или, так скажем, восточнохристианский дискурс, восточнохристианское предание, понимание, осмысление жизни в Боге со времен Антония Великого, допустим, и кончая святыми отцами ХХ века ясно говорят о том, что покаяние является неотъемлемой частью подлинно христианской жизни.

И дело не просто в каноне Андрея Критского (покаянном или Великом), а это очень принципиальная по существу своему новозаветная установка, евангельская даже, о том, что покаяние является константой человеческого бытия в этом мире. Пока человек живет в мире, он должен творить покаяние. И радость, по мысли святых отцов, является плодом покаяния. Человек настолько радостен, насколько он пребывает в покаянии. Если покаяние или воспоминание о своих грехах приводит к отчаянию, приводит к унынию, то это не покаяние и никакого отношения к нему не имеет. Подлинное покаяние всегда приводит к радости. И всякая радость, которая не рождена в покаянии, не будет истинной, не будет правильной, не будет спасительной.

Поэтому покаяние является отнюдь не противоречием известным словам апостола Павла о том, что нужно всегда радоваться. Если бы человек всегда пребывал в покаянии, то он всегда был бы радостный, как называет это парадоксальное делание преподобный Симеон Новый Богослов: радостотворное покаяние и радостотворный плач, - плач, который делает человека способным радоваться. Можно радоваться и без плача, но эта радость будет душевной, будет надуманной, будет наигранной, иногда льстивой, иногда лживой, иногда просто погибельной. А для того, чтобы созидалась душа, необходимо покаяние. Почему? Вот на этот вопрос отвечает в том числе и канон Андрея Критского. Почему? Потому что человек пребывает в погибели, он пребывает в отлучении от Бога, и к нему приходит Спаситель, приходит, чтобы его спасти. И покаяние есть действие человека, который и определяет свое бытие как бытие нуждающегося в спасении. То есть когда человек сокрушается и плачет, он этим свидетельствует, что он нуждается в Спасителе, в спасении, помощи, защите, он нуждается в Искупителе, в Том, Кто бы его простил и исцелил. Покаяние и напоминает ему о том, что он нуждается в Спасителе. Покаяние и ставит его в такое состояние, когда он этого Спасителя призывает. Покаяние помогает человеку занять онтологически правильное место перед лицом Бога. И именно это - смирение.

О смирении можно говорить много. И, может, поговорим, когда будем читать канон Андрея Критского, но суть в чем? Смирение - это правильная, онтологически верная точка отношений человека к Богу. Почему? Потому что человек - творение, а Бог - Творец. Поэтому человек сознает, что он бесконечно малый перед лицом бесконечно большого. Это просто правда, что человек такой есть. Он не обладает ведением, силой, вечностью, бесконечностью, мудростью и так далее. И во всем этом он нуждается и это от Бога хочет получить. Потому что Бог - Источник его жизни. Смирение - это просто констатация факта, что я ничто, а Бог - всё. И все, что я могу получить, есть только у Бога. И это есть правда. Это не есть некое ломание своего характера. Человек, который по-настоящему смирился, просто признал очевидный факт, кто есть он и Кто есть Бог. Чтобы смириться, чтобы принять правильные отношения с Богом, и нужно покаяние.

Но смирение еще важно и для другого. Потому что смирение - это свойство Бога. Он единственный по-настоящему смирен. Поэтому, смиряясь, мы, занимая свое естественное положение как творение перед лицом Творца, в покаянии стяжаем Божественные энергии, через которые нам усваивается смирение как качество Бога. Мы смиряемся по подобию смирившегося, смиряющегося, смиренного Бога. Поэтому смирение есть единственно правильная, единственно точная, единственно достоверная точка, форма, модус бытия человека перед лицом Бога. Как Христос говорит: научитесь от Меня, яко кроток и смирен есть сердцем. По-другому нельзя, все другие точки, модусы бытия человека перед Богом будут неправильны, будут лукавыми. А для того чтобы смириться, есть только одно действенное свойство, один действенный метод, который на протяжении уже не одного столетия называется покаяние. Именно по этой причине в Православной Церкви так много это занимает места. Для этого нужен в том числе Великий пост и этот самый канон, к рассмотрению которого мы приступаем.

И последний момент. Иногда вы не привыкли (бывает такое) к покаянию вообще. В целом вы не против его, вы даже готовы прийти на исповедь, сказать о том, какие у вас грехи, но это еще не покаяние, это просто перечисление некоторых своих ошибок. Вы, собственно, и считаете их ошибками, а на самом деле покаяние - это нечто другое. Когда вы начинаете слушать или читать канон Андрея Критского, у вас попервости возникает шок. Очень правильный, очень хороший шок, потому что покаяние - это шокирующая вещь. Почему? Потому что это правда. Правда никому никогда не нравится. И правду слушать неприятно никогда и никому, кроме смиренного человека. Только смиренный человек вынесет правду, поэтому только смиренный человек вынесет Страшный суд, потому что Страшный суд есть правда: так, как она есть, без всяких прикрас, искажений, умалений - просто правда.

И к стоянию перед лицом этой правды и приучает нас любое покаяние. Покаяние есть вползание (кто-то, может, и входит, но обычно человек вползает в эту правду) потихонечку, как бы бочком, бочком, протискиваясь в этот океан света, потому что если человек просто впадет, ввалится в этот океан света сразу, то он не вынесет правды о самом себе, он может просто повредиться в душе, в уме или впасть в отчаяние, какой же он все-таки на самом деле перед Богом ужасный. Для того чтобы сделать это, как бы втащить человека в свет, показать ему, как Бог видит нас в правде, канон Андрея Критского дает очень правдиво иногда суровые вещи. Нам они кажутся иногда надуманными, но на самом деле он приобщает нас к правде.

И в связи с этим важно помнить, что евангельское благовестие амбивалентное. В Евангелии говорится не только о милосердии, не только о любви. В Евангелии говорится еще и о Суде. И вот эта двойственность Евангелия всегда должна нами помниться, хотя бы в уме мы должны это держать, но когда мы каемся, мы должны обращать внимание на эту правдивую судную составляющую Евангелия. Например, притча о талантах. Человек имел зарытый талант и был брошен в геенну огненную. Человек пришел на брачный пир, не поменяв одежды, - и был брошен в геенну огненную. Десять дев пришли, пять запоздали (дев! - девство свое сохранили), всего лишь на несколько минут, - выгнаны были вон.

И так много можно сюжетов говорить. Вот хрестоматийный сюжет: есть два пути - широкий, ведущий в погибель, и узкий, ведущий в жизнь вечную. И сказано: и немногие находят его. То есть на самом деле в Евангелии есть много чего. В последнее время принято обращать внимание только на несколько слов, говорящих о том, что Бог всех любит, всех прощает, всех спасает. На то, что там есть другие слова, как-то не принято внимание обращать. А они там есть.

И вот канон Андрея Критского был написан (особенно ветхозаветная часть) именно с воспоминанием о том, что в нем есть очень суровые, приговорные вещи, и мы не должны об этом забывать. Если мы забудем, у нас не хватит сил правдиво судить себя. А судить себя мы должны. Апостол Павел ясно говорит: кто не судит себя сам, тот будет судим с миром. Поэтому ничего другого нам не остается, как совершать суд над собой. И канон Андрея Критского, особенно в ветхозаветной его части, и есть наш (сначала Андрея Критского над собой, а потом и наш) суд над собой.

Записала Елена Тимофеева