Поток в логистике определение основные характеристики. Информационные потоки в логистике и их классификация

Поток в логистике определение основные характеристики. Информационные потоки в логистике и их классификация

«Маркетологи говорят ЧТО? делать, а логисты КАК? делать».

Успех деятельности любой компании или фирмы зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление продовольственной и материально-технической базой. Бизнес всегда требует грамотного и взвешенного подхода и просчета ситуации наперед. Здесь приходит на помощь логистика, позволяющая предприятию увеличить прибыль и сделать конкурентоспособными товары и услуги, оптимально используя материалопроводящие системы.

Потоки в логистике являются направленным перемещением в пространстве какого-либо продукта (материалов, сырья, финансов, информации и т.п.) за определенное время. Различают такие категории потоков в логистике: материальные, финансовые, информационные и услуги.

Материальный поток в логистике

Наибольшее значение в логистике занимает материальный поток. Он является материальными ресурсами, незавершенным производством и готовой продукцией, которые находятся в состоянии движения. По отношению к ним осуществляются логистические операции, которые связаны с перемещением в пространстве и времени от поставщиков ресурсов до потребителя.

Материальные потоки классифицируются по таким признакам:

1. отношение к логистической системе:

  • внешний, протекающий во внешней среде для компании (только грузы, имеющие отношение к данному предприятию);
  • внутренний – операции с грузом внутри предприятия;
  • входной – материальные поток, поступающий в систему из внешней среды;
  • выходной – материальный поток, выходящий во внешнюю среду из логистической системы;
2. натурально-вещественный состав материальных потоков:
  • одноассортиментные потоки;
  • многоассортиментные потоки;
3. количественный признак:
  • массовые материальные потоки (например, транспортировка грузов железнодорожным составом или несколькими десятками вагонов);
  • крупные материальные потоки (несколько автомобилей или вагонов);
  • мелкие материальные потоки (грузы, которые не полностью используют грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с другими грузами при транспортировке, то есть грузы, перевозимые единичными автомобилями или вагонами);
4. удельный вес грузов, которые образуют материальны поток:
  • тяжеловесные (максимальное использование грузоподъемности транспорта);
  • легковесные (не полностью используют грузоподъемность транспорта);
5. консистенция грузов:
  • насыпные;
  • навалочные;
  • тарно-штучные;
  • наливные грузы;
6. степень совместимости грузов, образующих материальный поток:
  • совместимые;
  • несовместимые.

Финансовые потоки в логистике

Финансовые логистические потоки отвечают за успешно функционирование логистической системы и влияют на другие виды потоков. Благодаря финансовому потоку осуществляется перемещение какого-то количества материальных и нематериальных ценностей. Они также сопутствуют движению основных и оборотных средств.

Классификация финансовых логистических потоков:

1. назначение:

  • финансовые потоки, которые определяют процесс закупки товаров;
  • инвестиционные потоки;
  • финансовые потоки, которые связаны с материальными затратами и результатами, получаемыми в процессе производства предприятия;
  • финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
2. формы расчетов:
  • денежные потоки, которые отражают движение наличных финансовых ресурсов;
  • информационно-финансовые потоки, которые обусловлены движением безналичных финансовых ресурсов;
3. виды хозяйственный связей:
  • горизонтальные потоки финансов, отражающие перемещение финансовых средств между партнерами;
  • вертикальные потоки финансов, которые характеризуют движение финансов между подразделениями компании.

Информационные потоки в логистике

Информационные логистические потоки протекают вместе с материальными и финансовыми потоками, однако при этом они могут и отставать, и опережать перемещение материальных ресурсов. Информационные потоки являются документальными или речевыми обращениями, или сообщениями, которые служат для управления материальных потоков или сопровождения их.

Различают такие виды информационных логистических потоков:

1. по виду систем, связанных с потоком:

  • горизонтальный информационный поток, относящийся только к одному уровню иерархии системы логистики;
  • вертикальный поток, движущийся от самого верхнего уровня системы, до нижнего;
2. по месту прохождения:
  • внешний информационный поток (между системой и внешней средой);
  • внутренний (движущийся внутри системы или ее элемента);
3. по направлению к логистической системе:
  • входящий;
  • выходящий;
4. по типу носителя информации:
  • на электронных носителях;
  • на бумажных носителях;
5. по назначению:
  • управляющие;
  • учетно-аналитические;
  • нормативно-справочные;
  • вспомогательные.
Логистические потоки могут быть выражены не только движением товара, финансов или информации. Существует еще так называемый деятельностный подход. Это потоки услуг, который характеризуется количеством оказанных услуг за определенное время. Услуги являются особой деятельностью, служащей для удовлетворения как общественных, так и личных потребностей, например, консультативные услуги, транспортные услуги, информационные услуги и т.п. На данный момент наблюдается быстрое развитие потоков услуг, что обусловлено развитием индустрии сервиса, в которую вовлечено большое количество компаний.

Самыми главными параметрами логистических потоков являются пункт отправки и пункт прибытия потока, его длина и траектория. При этом должны учитываться такие параметры движения потоков, как: скорость, плотность, время и интенсивность. Дискретные и непрерывные логистические потоки характеризуются степенью непрерывности и стабильностью: стабильные и нестабильные логистические потоки. Характер производства и методы управления процессами потоков напрямую влияют на управляемость, сложность и периодичность с такими классификациями потоков.

В общем виде логистические потоки имеют следующие важнейшие характеристики (рис. 1).


Рис. 1. Параметры логистического потока
Параметры потоков имеют большое значение при построении оптимизационных моделей, что является предметом математической логистики. Математики должны оптимизировать как показатели различные параметры потоков (сколько конкретно требуется времени на изготовление или доставку продукции, какой объем продукции следует считать оптимальным и т.д.), так и значение каждого из этих параметров (когда время на производство в целом раскладывается на время, затраченное на отдельные операции). Таким образом, главные параметры (издержки и время) раскладываются на составляющие элементы, для которых в каждом конкретном случае должны быть определены оптимальные значения.
В качестве основных параметров материальных потоков выделяют:
. номенклатуру продукции;
. габаритные характеристики (общая масса, масса-брутто, масса-нетто);
. физико-химические характеристики товара;
. условия передачи в собственность;
. условия транспортировки и страхования;
. финансовые характеристики.
В производственной логистике потоки разделяют по стадиям производственного процесса. Так в текстильной отрасли потоки рассматриваются в рамках приготовительного, основного и отделочного производства. У каждого из этих потоков разный состав, разные временные границы, разные стоимостные характеристики и т.д.
В финансовой логистике потоки разделяют по формам платежа (наличные и безналичные, которые, в свою очередь, делятся на платежные поручения, аккредитив, инкассо, чеки), синхронизации расчетов (авансовые, зачетные, бартерные), скорости, видам валюты, безопасности, обеспеченности активами (залоговые, арендные, лизинговые), уровню рисков и др. Также потоки различают по характеру оборачиваемости фондов (основные и оборотные).
В информационной логистике — по видам носителей информации, интенсивности и скорости передачи данных, степени секретности, наличию помех, защищенности, пропускной способности информационных каналов и др. В каждом виде логистики имеются свои специфические параметры.
В транспортной логистике выделяют следующие параметры потоков:
. начальный и конечный пункты;
Откуда продукция начинает свой путь и куда она прибывает. Но здесь кроется и определенная иллюзия. Есть небольшое расстояние между начальным и конечным пунктом по прямой, а вот реальный путь между нами оказывается очень долгим. Это заметили путешественники в Арктике. Иногда идти совсем близко, но на пути — полыньи, льдины, открытые участки моря. И чем дольше ты идешь, тем все дальше от конечного пункта оказываешься...
геометрия пути (траектория);
Она особенно важна в макрологистике при проектировании городов (урбанистика). Город должен быть с точки зрения транспортных магистралей спроектирован так, чтобы геометрия пути была наименьшей, а не как в Арктике. Тем самым минимизируются затраты на внутригородской транспорт.
длина пути (мера траектории);
В этом и состоит задача оптимизации потоков — сделать путь короче. Если мы найдем кратчайший путь доставки продукции, то мы сэкономим на горючем (или электроэнергии — если продукцию везет не автомобиль, а конвейер) и времени эксплуатации транспортного средства.
скорость и время движения;
Известный житейский принцип — торопитесь не спеша. На спидометре автомобиля, как правило, есть «зеленый» интервал, обеспечивающий оптимальную скорость, когда скорость достигается быстро при относительно небольшом расходе бензина.
промежуточные пункты;
В детском мультфильме «Паровозик из Ромашково» Паровозик постоянно отвлекался и делал незапланированные остановки. Поэтому всегда опаздывал. В отличие от идеи мультфильма — для экономики это всегда плохо. Интенсивность. Прямо противоположное тому, когда говорят: «в час по чайной ложке».
Состав продукции, образующей логистический поток, меняется по мере продвижения по технологической цепи. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием перемещаются, как правило, массовые однородные грузы: сырая нефть, руда, вода, уголь, сахар-сырец, зерно и др. В процессе производства человек совершает со всем этим технологические «чудеса», в результате чего в конце логистической цепи материальный поток представлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, манная крупа, фасованный сахар, слитки золота, напитки и др. Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.
Таким образом материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют следующие предприятия и организации:
. транспортные предприятия и экспедиторские компании;
. предприятия оптовой торговли;
. посреднические организации;
. предприятия-изготовители;
. склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции.

потоковый анализ

Логистический принцип – потоковый анализ.

Основной объект исследования и управления в логис­тике - материальный поток. В 90-е годы в сферу логистики попали не только информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, но и поток услуг, т.е. сервисный поток.

Согласно узкому подходу логистика определяется как управление товародви­жением - всеми физическими операциями по доставке товаров от поставщика.

В рамках более широкого подхода подчеркивается многоаспектность понятия "логистика". Управленческий аспект логистики - планирова­ние, управление и контроль потоков. Экономический аспект - деятельность с целью получения с наименьши­ми затратами необходимого количества продукции в установ­ленное время, в установленном месте. В соответствии с оперативно-финансовым аспектом трак­товка логистики дается исходя из времени расчета партнеров.

Виды и характеристика логистических потоков

Основные потоки – материальный, информационный, финансовый.

Материальный поток- продукция, рассматриваемая в про­цессе приложения к ней различных логистических опера­ций и отнесенная к временному интервалу:

1)материальные ресурсы (предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие, отходы производства);

2) незавершенное производство (продукция, не за­конченная в пределах данного предприятия);

3) готовая продукция (сданная на склад готовой продукции или отгруженная покупателю).

Классификация материальных потоков:

По номенклатуре -однопродуктовые и многопродуктовые;

По количественному признаку – массовые, крупные, средние и мелкие. Массовый поток возникает в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (железнодорожный состав, караван судов, колонна автомобилей). Крупные потоки – несколько вагонов, машин. Средние – одиночные вагоны или автомобили. Мелкие – не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с попутными грузами;

По удельному весу – тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортного средства (металлы), а легковесные – нет (табак);

По степени совместимости – совместимые и несовместимые (в основном продовольствие);

По консистенции – насыпные, навалочные, товарно-штучные, наливные. Насыпные (зерно) – основное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах, вагонах, платформах, контейнерах, автомашинах). Навалочные (как правило, минерального происхождения – соль, песок, уголь, руда) – сыпучие, но могут слеживаться и спекаться. Перевозятся без тары. Наливные перевозятся в цистернах и наливных судах.

Информационный поток - совокупность циркулирую­щих в системе, а также между систе­мой и внешней средой сообщений, необходимых для уп­равления и контроля логистических операций. Существует в речевой, бумажной, электронной (без­бумажной) и др. формах.

По отношению к материальному потоку может быть: опережающий, одновременный и запаздывающий, а также однонаправленный и встречный. Например, опережающий поток во встречном направлении – сведения о заказе; опережающий поток в прямом направлении – сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременный однонаправленный поток – сведения о количественных и качественных параметрах материального потока; запаздывающий во встречном направлении поток - претензии, подтверждения и т.д.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков

1) по виду связывания систем:

Горизонтальные – относятся к одному уровню иерархии;

Вертикальные – от верхнего уровня менеджмента к нижнему.

2) по степени открытости:

открытые; закрытые; простые; заказные.

3) в зависимости от назначения:

Директивные (управляющие);

Справочно-нормативные;

Учетно-аналитические.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Классификация финансовых потоков:

1. По назначению логистические финансовые потоки подразделяются на следующие группы (основные объекты логистического управления)

Закупочные – обусловленные процессом закупки товаров;

Инвестиционные финансовые потоки;

По воспроизводству рабочей силы;

Производственные – связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия;

Сбытовые – возникающие в процессе продажи товаров

    В зависимости от источников финансирования логистические финансовые потоки подразделяются на:

– собственные, которые могут находится в распоряжении лица, принимающего решение, в виде свободных, в том числе наличных средств, а также поступать за счет прибыли от производственно-сбытовой деятельности, от амортизационной деятельности, различных продаж помимо производимого товара (например, недвижимости) и др.

– заемные, представляющие собой различного рода кредиты, полцченные под вексель или под другие формы обязательств.

    В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на большие группы:

– денежные финансовые потоки, характеризующих движение наличных финансовых средств, которые в свою очередь делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой;

– информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств; к ним относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, чеками;

– учетно-финансовые потоки, которые возникают при производстве товаров или оказании услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат производственной деятельности коммерческой организации. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

4. По видам хозяйственных связей различаются:

горизонтальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности; вертикальные финансовые потоки, протекающие между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Логистическая система и ее элементы

Элементы логистической системы – логистическое звено, логистическая цепь, логистический канал.

Звено логистической системы (ЗЛС) - некий элемент, преобразующий входящие в него материальные, финансовые, информационные потоки

Рис. Векторы потоков логистической системы

X, R, С - векторы парамет­ров входных материального (X = {х 1 , х 2 , ... x n), информацион­ного (R = {r 1 , r 2 ,... r n) и финансового (С = {с 1 , c 2 ... c k) потоков. F - вектор внешних возмущений (F = {f 1 , f 2 , ... f l }); Z - вектор параметров состояния звена логистической системы (Z = {z 1 , z 2 ... z s }). Y", R", С" - векторы выходных параметров соот­ветствующих потоков.

В свою очередь каждое звено логистической цепи объе­диняет свои элементы, а именно: транспортные средства складское хозяйство, средства связи и управления, кадры.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное мно­жество звеньев логистической системы (производителей, складов и т.д.), осу­ществляющих логистические операции по доведению мате­риального потока от одного звена логистической систе­мы до другого.

Рис. Пример простой логистической цепи: ГП - готовая продукция; ЗЛС - звено логистической системы

Кроме того, логистическая цепь может иметь вид ориен­тированного графа (основного понятия теории графов), зада­ваемого множеством вершин (точек) и множеством ребер (свя­зей), соединяющих некоторые пары вершин.

Определение логистической системы дают на основе общей теории систем и кибернетики.

Логистическая система - адаптивная система с обрат­ной связью, выполняющая те или иные логистические фун­кции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внеш­ней средой.Логистическая система обычно имеет дре­вовидную структуру, что соответствует многоуровневой схеме движения, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредни­ков.

Выделяют 3 вида логистических систем:

С прямыми связями (производитель – потребитель);

Эшелонированная (производитель – посредники – потребитель);

Гибкая (движение материального потока может осуществляться как напрямую так и через посредников).

В качестве логистических систем можно рассматривать промышленное предприятие, торговое предприятие, инфраструктуру экономики страны или группы стран,. Выделяют микро и макро логистические системы., а, следовательно микрологистику и макрологистику.

Микрологистика решает локальные задачи в рам­ках отдельных звеньев и обеспечивает логистические опера­ции по планированию, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий или вне их. Например,внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируют­ся различные логистические операции - транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, сбытовые, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в различных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет определенную инфраструктуру экономики страны, региона или группы стран. Их классифицируют по следующим признакам:

По территориальному - городские, региональные, межрегиональные, республиканские и меж­республиканские;

По объектно-функциональному - макрологистические системы группы предприятий, ведом­ственные, отраслевые, межотраслевые, торговые, военные, транспортные и т.п.;

По глобализации - государственные (транснациональные), межгосудар­ственные (международные) и трансконтинентальные.

Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материально­го или информационного потока (складирование, транспор­тировка, обработка данных информацион­ного потока и т.д.).

Классификационные признаки логистической операции:

По природе потока – материальный и информационный;

По изменению потребительской стоимости – с добавленной стоимостью или без нее;

По переходу права собственности на товар – односторонние (без перехода) и двусторонние (с переходом).

Логистическая функция - укрупненная группа логис­тических операций, направленная на реализацию целей ло­гистической системы и задаваемая значениями показате­лей, являющихся ее выходными переменными (снабжение, производство, сбыт).

Рис. Микрологистическая система:МР - материальные ресурсы; ГП - готовая продукция; ВМП - возвратные материальные потоки

Функциональные области логистики

В процессе товародвижения осуществляется пространственно-временная трансформация товара.

Объектом логистики, как известно, является сквозные материальный и информационный потоки, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

Закупочная логистика

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не добыла обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком.

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия и включают целиком снабжение, частично производство и частично внешнюю среду:

Рис. Участки материального потока, на которых преимущественно решаются задачи закупочной, производственной и распределительной логистики

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

    что закупить;

    сколько закупить;

    у кого закупить;

    на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо выполнить работы:

    заключить договор;

    проконтролировать исполнение договора;

    организовать доставку;

    организовать складирование.

Производственная логистика

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Специфика производственной логистики - территориальная компактность. Границы деятельности включают целиком производство, частично снабжение и частично сбыт.

Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения, т.е. поток идет не в результате договоров, а в результате управленческих решений руководства предприяития (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

Внутрипроизводственные логистические системы представляют со­бой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опреде­ленную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материально­го потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концеп­цией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспе­чивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

    отказ от избыточных запасов;

    отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

    отказ от изготовления серия деталей, на которые нет заказа покупателей;

    устранение простоев оборудования;

    обязательное устранение брака;

    устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

    превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных парт­неров.

Распределительная логистика

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Процесс розничной торговли (обслуживания покупателя) в логистике, как правило, не рассматривается.

Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического движения продукта к потребителю.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальными потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Составзадач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

планирование процесса реализации;

    организация получения и обработки заказа;

    выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; ^

    организация отгрузки продукции;

    организация доставки и контроль за транспортированием;

    организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

    выбор схемы распределения материального потока;

    определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

    определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других чадач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны и т.д.

Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.

Поток в логистике: понятие, особенности, типы

Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.

Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.

Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .

Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).

Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:

1. По направленности движения:

  • входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих);
  • выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа).

2. По отношению к логистической системе:

  • внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки);
  • внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение!

3. По степени сложности внутренней структуры:

  • простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки);
  • сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов).

4. По степени определенности:

  • детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия);
  • стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени).

5. По степени непрерывности:

  • непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками);
  • дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц).

6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:

  • твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах);
  • твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь);
  • твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно);
  • жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть);
  • газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.

Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.

Информационный поток в логистике и его виды

В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.

При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.

Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.

Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.

Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :

1. По типу носителей информации:

  • потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма);
  • потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски);
  • потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети).

2. По назначению информации:

  • директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию;
  • нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация;
  • учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные;
  • вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности.

3. По режиму обмена информацией:

  • потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени;
  • потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем.

4. По способу передачи информации:

  • почтовой службой;
  • курьером в руки;
  • телефоном или факсом;
  • электронной почтой (e-mail);
  • интернет-мессенджерами.

5. По степени открытости (секретности):

  • открытые потоки (доступны всем);
  • закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения);
  • секретные (конфиденциальные) потоки.

Финансовые потоки и их классификация

Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.

Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.

Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.

Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.

Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:

1. По назначению:

  • закупочные (закупка сырья и материалов);
  • трудовые (оплата труда рабочих);
  • инвестиционные (приобретение ценных бумаг);
  • товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации).

2. По направлению хозяйственных связей:

  • горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями;
  • вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии.

3. По форме расчета:

  • денежные – движение наличности;
  • информационно-финансовые – переводы в безналичной форме;
  • учетно-финансовые – протекают при формировании материальных затрат в процессе производства.

Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .

Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Материальный поток - базовый объект исследования, управления и оптимизации в логистике. Он представляет собой движение товароматериальных ценностей как внутри предприятия, так и за его пределами.

Логистика материальных потоков - способ организации и управления процессом на любой стадии производства продукции с целью обеспечения максимальной прибыли.

Виды логистических материальных потоков

Есть несколько классификаций такого оборота ценных товаров. Первая характеризуется отношением к логистической системе. Она включает в себя три вида потока:

  • входной;
  • выходной;
  • внутренний;
  • внешний.

Первый представляет собой поток, который поступил в логистическую систему из внешней среды. Он определяется по такой формуле: сумма величин материальных потоков, разделенная на операции по разгрузке.

Выходной материальный поток, наоборот, поступает во внешнюю среду от предприятия. Чтобы определить его показатель, необходимо сложить количество товаров, отгруженных по точкам реализации и на оптовые склады.

Внутренний поток образуется в результате выполнения определенных операций с отгрузкой внутри производственной организации или логистической системы. Внешний материальный поток имеет отношение к деятельности организации, а также к точкам реализации продукции или дочерним отделениям.

Классификация материального потока по номенклатуре и ассортименту

Эта характеристика важна для предприятий с любым ассортиментом продукции. Материальный поток может быть однопродуктовым и многопродуктовым. Первый тип относят к продукции одного вида, второй - к большому разнообразию товаров.

По ассортименту потоки классифицирует как одноассортиментные и многоассортиментные. Они отличаются между собой количеством поступающей или отгружаемой продукции.

Классификация материальных потоков по физико-химическим свойствам

Навалочные грузы представляют собой грузы минерального или горного происхождения. К ним относят песок, руду, уголь, природные агломераты и многое другое.

Насыпные грузы - продукция, которая транспортируется без тары. Это зерно и крупы, а также другие подобные товары.

Наливные грузы транспортируются в цистернах, наливных судах. Процесс отгрузки и перевозки невозможен без специальных технических средств.

Тарно-штучные грузы - продукция имеет разные физико-химические свойства и параметры. Ее транспортируют в контейнерах, мешках, ящиках, без тары.

Другие классификации материальных потоков

Разнообразие классификаторов движения товароматериальных ценностей помогает правильно вести бухгалтерский учет.

Материальные логистические потоки разделяют по таким критериям:

  • По количественному признаку. Массовый - появляется при отгрузке большой партии продукции. Мелкий - отгрузка небольших партий товаров с минимальной загрузкой транспортного средства. Крупный - отгрузка товаров осуществляется несколькими вагонами или машинами. Средний - грузы, которые поступают от транспортировки небольшими автомобилями или одиночными вагонами.
  • По удельному весу. Легковесные потоки не дают возможности полностью использовать грузоподъемность транспортного средства. При тяжеловесных в перевозке задействована допустимая грузоподъемность автомобиля.
  • По степени совместимости. Учитывается совместимость и несовместимость грузов при транспортировке, обработке и хранении.

Правильная организация материальных потоков основывается на последней классификации. Приведем пример. Необходимо доставить молочную продукцию со склада к торговым точкам. Вместе с ней будут отгружаться кондитерские изделия. Условия и срок хранения у таких продуктов разный. Значит, их нельзя загружать в одно транспортное средство.

материальных потоков

Есть несколько факторов, которые влияют на правильное планирование отгрузок товаров. Материальному потоку любого типа соответствует информационный.

Система управления материальными потоками строится на таких базовых принципах: общелогистических и специфических. Они, в свою очередь, классифицируются следующим образом:

  1. Системный подход - используют при рассмотрении элементов системы логистики. Целью является оптимизировать материальный поток и получить максимальную прибыль.
  2. Принцип общих затрат - ведение учета материальных и информационных потоков. Задачей является выявить издержки управления логистической системой.
  3. Принцип глобальной оптимизации - оптимизация и управление материальными потоками в результате согласования локальных цепей.
  4. Принцип теории компромиссов для перераспределения затрат - правильная организация между всеми элементами системы.
  5. Принцип комплексности. Используют с целью создания и оптимизации
  6. координации и интеграции. Это достижение нормального функционирования между всеми участниками системы логистики на производственном предприятии.
  7. Принцип всеобщего управления качеством. Он обеспечивает надежность и стабильность работы каждого элемента логистической системы.
  8. Принцип моделирования используют для создания, анализа, организации логистических процессов в различных цепях системы.
  9. Принцип устойчивости и адаптивности. Система логистики должна функционировать стабильно. Изучив влияние негативных факторов, можно наладить логистику на любом предприятии.
  10. Принцип целостности - обеспечение информационного сотрудничества между всеми звеньями системы.

Система материальных потоков базируется на этих десяти принципах. Чтобы обеспечить ее нормальную работу, необходимо использовать другие показатели и характеристики логистической системы.

Управление материальными потоками

Стабильная работа производственного предприятия невозможна без хорошо налаженной логистики. Существует два метода управления материальными потоками: толкающая и текущая системы.

Первый способ предполагает, что изготовление продукции начинается, осуществляется и заканчивается на одних и тех же этапах производственной линии в зависимости от логистической системы. Каждое действие согласовано. Передача товаров происходит по команде от определенного центра управления. Участок имеет определенный план и показатели производства. Все элементы системы функционируют отдельно, но взаимосвязаны между собой.

Текущая система характеризуется тем, что все средства (сырье, материалы, готовая продукция и другое) поступают на участок по мере необходимости. В этой системе нет централизованного управления. Она способствует значительному сокращению производственных запасов, так как движение материальных потоков проходит всего по нескольким элементам логистической системы.

Пример толкающей системы логистических материальных потоков

Так выглядит приблизительная схема движения: производство - упаковка - отгрузка.

Как правило, на производственном предприятии значительных масштабов процесс материального потока включает в себя более 10 элементов:

  • цех по заготовке сырья;
  • цех по его обработке;
  • производственные цеха различного вида;
  • контролирующий орган;
  • управленческий цех;
  • упаковочное звено и так далее.

Все зависит от вида изготавливаемой продукции, а также ее характеристик.