«Маркетологи говорят ЧТО? делать, а логисты КАК? делать».
Успех деятельности любой компании или фирмы зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление продовольственной и материально-технической базой. Бизнес всегда требует грамотного и взвешенного подхода и просчета ситуации наперед. Здесь приходит на помощь логистика, позволяющая предприятию увеличить прибыль и сделать конкурентоспособными товары и услуги, оптимально используя материалопроводящие системы.
Потоки в логистике являются направленным перемещением в пространстве какого-либо продукта (материалов, сырья, финансов, информации и т.п.) за определенное время. Различают такие категории потоков в логистике: материальные, финансовые, информационные и услуги.
Материальные потоки классифицируются по таким признакам:
1. отношение к логистической системе:
Классификация финансовых логистических потоков:
1. назначение:
Различают такие виды информационных логистических потоков:
1. по виду систем, связанных с потоком:
Самыми главными параметрами логистических потоков являются пункт отправки и пункт прибытия потока, его длина и траектория. При этом должны учитываться такие параметры движения потоков, как: скорость, плотность, время и интенсивность. Дискретные и непрерывные логистические потоки характеризуются степенью непрерывности и стабильностью: стабильные и нестабильные логистические потоки. Характер производства и методы управления процессами потоков напрямую влияют на управляемость, сложность и периодичность с такими классификациями потоков.
В общем виде логистические потоки имеют следующие важнейшие характеристики (рис. 1).потоковый анализ
Логистический принцип – потоковый анализ.
Основной объект исследования и управления в логистике - материальный поток. В 90-е годы в сферу логистики попали не только информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, но и поток услуг, т.е. сервисный поток.
Согласно узкому подходу логистика определяется как управление товародвижением - всеми физическими операциями по доставке товаров от поставщика.
В рамках более широкого подхода подчеркивается многоаспектность понятия "логистика". Управленческий аспект логистики - планирование, управление и контроль потоков. Экономический аспект - деятельность с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время, в установленном месте. В соответствии с оперативно-финансовым аспектом трактовка логистики дается исходя из времени расчета партнеров.
Виды и характеристика логистических потоков
Основные потоки – материальный, информационный, финансовый.
Материальный поток- продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу:
1)материальные ресурсы (предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие, отходы производства);
2) незавершенное производство (продукция, не законченная в пределах данного предприятия);
3) готовая продукция (сданная на склад готовой продукции или отгруженная покупателю).
Классификация материальных потоков:
По номенклатуре -однопродуктовые и многопродуктовые;
По количественному признаку – массовые, крупные, средние и мелкие. Массовый поток возникает в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (железнодорожный состав, караван судов, колонна автомобилей). Крупные потоки – несколько вагонов, машин. Средние – одиночные вагоны или автомобили. Мелкие – не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с попутными грузами;
По удельному весу – тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортного средства (металлы), а легковесные – нет (табак);
По степени совместимости – совместимые и несовместимые (в основном продовольствие);
По консистенции – насыпные, навалочные, товарно-штучные, наливные. Насыпные (зерно) – основное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах, вагонах, платформах, контейнерах, автомашинах). Навалочные (как правило, минерального происхождения – соль, песок, уголь, руда) – сыпучие, но могут слеживаться и спекаться. Перевозятся без тары. Наливные перевозятся в цистернах и наливных судах.
Информационный поток - совокупность циркулирующих в системе, а также между системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Существует в речевой, бумажной, электронной (безбумажной) и др. формах.
По отношению к материальному потоку может быть: опережающий, одновременный и запаздывающий, а также однонаправленный и встречный. Например, опережающий поток во встречном направлении – сведения о заказе; опережающий поток в прямом направлении – сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременный однонаправленный поток – сведения о количественных и качественных параметрах материального потока; запаздывающий во встречном направлении поток - претензии, подтверждения и т.д.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков
1) по виду связывания систем:
Горизонтальные – относятся к одному уровню иерархии;
Вертикальные – от верхнего уровня менеджмента к нижнему.
2) по степени открытости:
открытые; закрытые; простые; заказные.
3) в зависимости от назначения:
Директивные (управляющие);
Справочно-нормативные;
Учетно-аналитические.
Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Классификация финансовых потоков:
1. По назначению логистические финансовые потоки подразделяются на следующие группы (основные объекты логистического управления)
Закупочные – обусловленные процессом закупки товаров;
Инвестиционные финансовые потоки;
По воспроизводству рабочей силы;
Производственные – связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия;
Сбытовые – возникающие в процессе продажи товаров
В зависимости от источников финансирования логистические финансовые потоки подразделяются на:
– собственные, которые могут находится в распоряжении лица, принимающего решение, в виде свободных, в том числе наличных средств, а также поступать за счет прибыли от производственно-сбытовой деятельности, от амортизационной деятельности, различных продаж помимо производимого товара (например, недвижимости) и др.
– заемные, представляющие собой различного рода кредиты, полцченные под вексель или под другие формы обязательств.
В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на большие группы:
– денежные финансовые потоки, характеризующих движение наличных финансовых средств, которые в свою очередь делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой;
– информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств; к ним относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, чеками;
– учетно-финансовые потоки, которые возникают при производстве товаров или оказании услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат производственной деятельности коммерческой организации. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.
4. По видам хозяйственных связей различаются:
горизонтальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности; вертикальные финансовые потоки, протекающие между дочерними и материнскими коммерческими организациями.
Логистическая система и ее элементы
Элементы логистической системы – логистическое звено, логистическая цепь, логистический канал.
Звено логистической системы (ЗЛС) - некий элемент, преобразующий входящие в него материальные, финансовые, информационные потоки
Рис. Векторы потоков логистической системы
X, R, С - векторы параметров входных материального (X = {х 1 , х 2 , ... x n), информационного (R = {r 1 , r 2 ,... r n) и финансового (С = {с 1 , c 2 ... c k) потоков. F - вектор внешних возмущений (F = {f 1 , f 2 , ... f l }); Z - вектор параметров состояния звена логистической системы (Z = {z 1 , z 2 ... z s }). Y", R", С" - векторы выходных параметров соответствующих потоков.
В свою очередь каждое звено логистической цепи объединяет свои элементы, а именно: транспортные средства складское хозяйство, средства связи и управления, кадры.
Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, складов и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от одного звена логистической системы до другого.
Рис. Пример простой логистической цепи: ГП - готовая продукция; ЗЛС - звено логистической системы
Кроме того, логистическая цепь может иметь вид ориентированного графа (основного понятия теории графов), задаваемого множеством вершин (точек) и множеством ребер (связей), соединяющих некоторые пары вершин.
Определение логистической системы дают на основе общей теории систем и кибернетики.
Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.Логистическая система обычно имеет древовидную структуру, что соответствует многоуровневой схеме движения, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредников.
Выделяют 3 вида логистических систем:
С прямыми связями (производитель – потребитель);
Эшелонированная (производитель – посредники – потребитель);
Гибкая (движение материального потока может осуществляться как напрямую так и через посредников).
В качестве логистических систем можно рассматривать промышленное предприятие, торговое предприятие, инфраструктуру экономики страны или группы стран,. Выделяют микро и макро логистические системы., а, следовательно микрологистику и макрологистику.
Микрологистика решает локальные задачи в рамках отдельных звеньев и обеспечивает логистические операции по планированию, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий или вне их. Например,внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции - транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др
Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, сбытовые, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в различных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет определенную инфраструктуру экономики страны, региона или группы стран. Их классифицируют по следующим признакам:
По территориальному - городские, региональные, межрегиональные, республиканские и межреспубликанские;
По объектно-функциональному - макрологистические системы группы предприятий, ведомственные, отраслевые, межотраслевые, торговые, военные, транспортные и т.п.;
По глобализации - государственные (транснациональные), межгосударственные (международные) и трансконтинентальные.
Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального или информационного потока (складирование, транспортировка, обработка данных информационного потока и т.д.).
Классификационные признаки логистической операции:
По природе потока – материальный и информационный;
По изменению потребительской стоимости – с добавленной стоимостью или без нее;
По переходу права собственности на товар – односторонние (без перехода) и двусторонние (с переходом).
Логистическая функция - укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы и задаваемая значениями показателей, являющихся ее выходными переменными (снабжение, производство, сбыт).
Рис. Микрологистическая система:МР - материальные ресурсы; ГП - готовая продукция; ВМП - возвратные материальные потоки
Функциональные области логистики
В процессе товародвижения осуществляется пространственно-временная трансформация товара.
Объектом логистики, как известно, является сквозные материальный и информационный потоки, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.
Закупочная логистика
В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не добыла обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком.
На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия и включают целиком снабжение, частично производство и частично внешнюю среду:
Рис. Участки материального потока, на которых преимущественно решаются задачи закупочной, производственной и распределительной логистики
Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:
что закупить;
сколько закупить;
у кого закупить;
на каких условиях закупить.
Кроме того, необходимо выполнить работы:
заключить договор;
проконтролировать исполнение договора;
организовать доставку;
организовать складирование.
Производственная логистика
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Специфика производственной логистики - территориальная компактность. Границы деятельности включают целиком производство, частично снабжение и частично сбыт.
Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения, т.е. поток идет не в результате договоров, а в результате управленческих решений руководства предприяития (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).
Внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
отказ от избыточных запасов;
отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
отказ от изготовления серия деталей, на которые нет заказа покупателей;
устранение простоев оборудования;
обязательное устранение брака;
устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
Распределительная логистика
Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Процесс розничной торговли (обслуживания покупателя) в логистике, как правило, не рассматривается.
Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического движения продукта к потребителю.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальными потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Составзадач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:
планирование процесса реализации;
организация получения и обработки заказа;
выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; ^
организация отгрузки продукции;
организация доставки и контроль за транспортированием;
организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
выбор схемы распределения материального потока;
определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других чадач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны и т.д.
Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.
Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.
Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.
Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .
Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).
Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:
1. По направленности движения:
2. По отношению к логистической системе:
3. По степени сложности внутренней структуры:
4. По степени определенности:
5. По степени непрерывности:
6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:
Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.
Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.
В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.
При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.
Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.
Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.
Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :
1. По типу носителей информации:
2. По назначению информации:
3. По режиму обмена информацией:
4. По способу передачи информации:
5. По степени открытости (секретности):
Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.
Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.
Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.
Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.
Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:
1. По назначению:
2. По направлению хозяйственных связей:
3. По форме расчета:
Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.
Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.
К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.
Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .
Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.
Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .
Галяутдинов Р.Р.
© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на
Материальный поток - базовый объект исследования, управления и оптимизации в логистике. Он представляет собой движение товароматериальных ценностей как внутри предприятия, так и за его пределами.
Логистика материальных потоков - способ организации и управления процессом на любой стадии производства продукции с целью обеспечения максимальной прибыли.
Есть несколько классификаций такого оборота ценных товаров. Первая характеризуется отношением к логистической системе. Она включает в себя три вида потока:
Первый представляет собой поток, который поступил в логистическую систему из внешней среды. Он определяется по такой формуле: сумма величин материальных потоков, разделенная на операции по разгрузке.
Выходной материальный поток, наоборот, поступает во внешнюю среду от предприятия. Чтобы определить его показатель, необходимо сложить количество товаров, отгруженных по точкам реализации и на оптовые склады.
Внутренний поток образуется в результате выполнения определенных операций с отгрузкой внутри производственной организации или логистической системы. Внешний материальный поток имеет отношение к деятельности организации, а также к точкам реализации продукции или дочерним отделениям.
Эта характеристика важна для предприятий с любым ассортиментом продукции. Материальный поток может быть однопродуктовым и многопродуктовым. Первый тип относят к продукции одного вида, второй - к большому разнообразию товаров.
По ассортименту потоки классифицирует как одноассортиментные и многоассортиментные. Они отличаются между собой количеством поступающей или отгружаемой продукции.
Навалочные грузы представляют собой грузы минерального или горного происхождения. К ним относят песок, руду, уголь, природные агломераты и многое другое.
Насыпные грузы - продукция, которая транспортируется без тары. Это зерно и крупы, а также другие подобные товары.
Наливные грузы транспортируются в цистернах, наливных судах. Процесс отгрузки и перевозки невозможен без специальных технических средств.
Тарно-штучные грузы - продукция имеет разные физико-химические свойства и параметры. Ее транспортируют в контейнерах, мешках, ящиках, без тары.
Разнообразие классификаторов движения товароматериальных ценностей помогает правильно вести бухгалтерский учет.
Материальные логистические потоки разделяют по таким критериям:
Правильная организация материальных потоков основывается на последней классификации. Приведем пример. Необходимо доставить молочную продукцию со склада к торговым точкам. Вместе с ней будут отгружаться кондитерские изделия. Условия и срок хранения у таких продуктов разный. Значит, их нельзя загружать в одно транспортное средство.
Есть несколько факторов, которые влияют на правильное планирование отгрузок товаров. Материальному потоку любого типа соответствует информационный.
Система управления материальными потоками строится на таких базовых принципах: общелогистических и специфических. Они, в свою очередь, классифицируются следующим образом:
Система материальных потоков базируется на этих десяти принципах. Чтобы обеспечить ее нормальную работу, необходимо использовать другие показатели и характеристики логистической системы.
Стабильная работа производственного предприятия невозможна без хорошо налаженной логистики. Существует два метода управления материальными потоками: толкающая и текущая системы.
Первый способ предполагает, что изготовление продукции начинается, осуществляется и заканчивается на одних и тех же этапах производственной линии в зависимости от логистической системы. Каждое действие согласовано. Передача товаров происходит по команде от определенного центра управления. Участок имеет определенный план и показатели производства. Все элементы системы функционируют отдельно, но взаимосвязаны между собой.
Текущая система характеризуется тем, что все средства (сырье, материалы, готовая продукция и другое) поступают на участок по мере необходимости. В этой системе нет централизованного управления. Она способствует значительному сокращению производственных запасов, так как движение материальных потоков проходит всего по нескольким элементам логистической системы.
Так выглядит приблизительная схема движения: производство - упаковка - отгрузка.
Как правило, на производственном предприятии значительных масштабов процесс материального потока включает в себя более 10 элементов:
Все зависит от вида изготавливаемой продукции, а также ее характеристик.