Литературные кружки. Кружки второй половины XIX начало XX вв

Литературные кружки. Кружки второй половины XIX начало XX вв

В начале 30-х годов реакционный министр просвещения С. С. Уваров сформулировал так называемую “теорию официальной народности”. “Последним якорем нашего спасения”,- утверждал он,- являются “истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности”. Три принципа этой теории означали следующее. Русский народ, писал Уваров, народ религиозный, преданный православной церкви. Церковь является тем вековым устоем, который всегда помогал держать народ в угнетении и покорности, поэтому власть должна всячески поддерживать ее. Самодержавие, по его мнению, является единственной творческой силой в истории России - ему народ обязан всем своим развитием и благополучием. Укрепление царской власти - залог будущего величия России. Под “народностью” пропагандировалось единение царя и народа, отсутствие разногласий между ними, якобы характерное для русской истории: народ русский верит, что царь является естественным защитником и заступником народа, поэтому эту веру нужно всемерно укреплять.

Теория “официальной народности” насаждала темно- ту и невежество. Правительство обязывало церковь, школу, писателей, ученых утверждать и развивать эту теорию, чтобы поддержать шатающееся здание крепостнической монархии.

Однако широкого признания в обществе эта “теория” не получила.

Кружки конца 20 - 30-х годов. В стране нашлись силы, которые и в условиях торжествующей реакции сумели подняться на борьбу против гнета и насилия. Знамя декабристов подхватило и понесло вперед новое поколение борцов, разбуженных громом пушек на Сенатской площади. Среди молодежи во множестве списков распространялись вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, А. И. Полежаева, пробуждавшие ненависть к царизму. Молодые неизвестные поэты воспевали в своих стихах героический подвиг декабристов. Поя- вились эпиграммы на царя и вельмож.

Известна следующая подпись под портретом Николая 1 “С ног до головы - детина, а с головы до ног- скотина. Немного царствовал, но много начудесил: 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил”.

В ряде городов - в Москве, Владимире, Оренбурге, Курске - возникли революционные кружки. Это были небольшие группы, в которые входили близкие товарищи и друзья. Они собирались вместе, горячо обсуждали положение народа и строили планы введения конституционного строя в России. Некоторые кружки пытались вести пропаганду революционных идей среди студентов и солдат. В отличие от декабристских организаций в этих кружках значительную роль стали играть выходцы из недворянских слоев населения - низшего духовенства, мелкого чиновничества, мещанства. Их называли разночинцами.

Ни один из этих кружков не сложился в тайную организацию. Правительство разгромило их. Участники кружков подверглись самым суровым наказаниям- бессрочной каторге, тюремному заключению, высылке под надзор полиции. Многих отдавали в солдаты.

Кружок Белинского. В начале 30-х годов в Московском университете сложился небольшой кружок Белинского. Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848) родился в семье военного врача. Восемнадцати лет он поступил в Московский университет. Там вокруг Белинского сложился студенческий кружок, который по номеру комнаты, где собирались члены кружка, назывался “Литературным обществом 11-го нумера”. Студенты обсуждали судьбы русского народа, европейские события, произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова и других передовых писателей. Этот кружок был первой настоящей школой будущего великого критика и революционера. Здесь Белинский прочитал свою драму “Дмитрий Калинин”, в которой изображалась судьба крепостного юноши, погибшего в борьбе против крепостнического произвола. За это сочинение Белинский был исключен из университета.

Началась тяжелая жизнь без средств, без работы, без поддержки. Белинский кое-как перебивался частными роками, перепиской бумаг и другими случайными заработками.

Кружок Герцена и Огарева. В эти же годы на борьбу самодержавием выступил впоследствии знаменитый писатель, мыслитель и революционер Александр Иванович Герцен (1812 - 1870).

А. И. Герцен вырос в богатой дворянской семье получил прекрасное воспитание и образование сначала дома, а затем в Московском университете. Еще в ранней юности он вместе со своим другом Николаем Огаревым поклялся отомстить за смерть и страдания декабристов.

Этой клятве А. И. Герцен и Н П. Огарев остались верны до конца дней. Всю свою жизнь они посвятили революционной борьбе.

В университете Герцен и Огарев стали душой революционного студенческого кружка. Члены кружка резко осуждали самодержавие и крепостничество, мечтали о р еспубликанском строе в России. Четкой программы еще е было, но настроения и взгляды носили революционный характер. “Идеи были смутны,- вспоминал Герцен,- ты проповедовали декабристов и французскую революцию, республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу. Пропаганда наша пусти- л глубокие корни во все факультеты и далеко перешла университетские стены”.

Царизм жестоко расправился с членами этого кружка.)ни были арестованы за пение революционных антиправительственных песен и после длительного тюремного включения высланы под надзор полиции: Огарев- Пензу, Герцен - в Пермь, а затем в Вятку, и Владимир. По возвращении он был снова выслан, на этот аз в Новгород.

«Культура XIX ст» - Верещагин в.В. (1842-1904). «Могучая кучка». Большая вода». «Что истина?» (Понтий Пилат и Христос). Торговые ряды. Саврасов а. К. (1830-1897). Айвазовский и.К. (1817-1900). Архитектор А. Померанцев. «На острове Валааме». «Радуга». И.Левитан. «Владимирка». Ярославский вокзал в Москве. Ц. А. Кюи. Ф.О. Шехтель.

«Россия XIX-XX» - Только в начале XX века Россия вступила на путь индустриального развития. 1. Государственное устройство 2. Население 3. Культурный уровень 4. Необходимость модернизации общества. Официальной религией государства было признанно христианство. Белый – мир, чистота, совершенство. Что такое индустриальное общество? 14.

«Русская культура в XIX веке» - Классицизм. А.С Пушкин (1799-1837) М.Ю Лермонтов (1814-1841) Н.В Гоголь (1809-1852). На площади перед Казанским собором установлены статуи Кутузова и Барклая- де-Толли. А.Н.Воронихин. Общепризнанный родоначальник русской классической музыки. Романтизм. Якоби Борис Семёнович. (1801- 1874) - русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847).

«Индия XIX-XX в» - Индия, к середине XIX в. была окончательно захвачена англичанами. Лидеры ИНК. В XX век Индия вступила отсталой аграрной страной с медленно развивающейся промышленностью. Лидеры радикалов, включая Тилака, оказались в тюрьме. Ликвидация Ост-индской компании. Национальные богатства по-прежнему перекачивались в Англию.

«Русская литература XIX-XX веков» - Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. И нет у нас иного достоянья! Иннокентий Анненский. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей.

«Германия XIX-XX в» - В1862 г.назначен на пост канцлера. Северогерманский союз. План урока. Германская империя в конце XIX- начале XX века. Новая история. ПРАВИТЕЛЬСТВО (рейхсканцлер). 35 суверенных монархии. Система власти Германской империи. Германский союз. Социальное законодательство. <<Железный канцлер>>.

Коротко об освободительном движении: зарождается в период перехода от феодализма к капитализму и связано с ростом национального самосознания, появлением прогрессивных и патриотических идей, направленных на реформирование страны

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

(радикальное крыло дворянской оппозиции)

причины, условия и исходные идеи декабризма.

1. Специфика международной обстановки (волна революционных выступлений в Европе).

2. Европейская философия Просвещения (учения Локка, Монтескье, Дидро и др.)

3. Идеи русских просветителей конца XVIII - начала XIX века (Н.Новиков, А. Радищев)

4. Отечественная война 1812 года, знакомство с Западной Европой в ходе зарубежных походов русской армии 1813-1814 годов.

5. Патриотический подъем и рост национального самосознания

6. Нерешительность Александра 1 в проведении реформ

Движение декабристов - сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались:

  • реформаторские и революционные тенденции;
  • зародыши будущего западничества и славянофильства;
  • национально-патриотические и интернациональные тенденции;
  • догматы православия религиозная индифферентность

Тактика тайных обществ

Название

организации

Основатели Цели организации Итог
1. Союз

спасения

(1816 1817 годы)

Братья Муравьевы-Апостоля М.И. и С.И., Муравьевы И.Н. и А.Н., С.П. Трубецкой, И.Д Якушин (всего 10-12 человек) - Ликвидация самодержавной формы правления и введение Конституции в России

Отмена крепостного права

1817-

Самоликвидация

Союза ввиду

отсутствия

единства в

программе и

средствах

2. Союз Благоденствия (1818-1821) Состав - до 200 чел. Устав - "Зеленая книга"

Программа: распространение идей социально-политического преобразования России

1821 - Решение организации о формальном самороспуске по причине непримиримых разногласий.
3.

общество

П.Пестель - руководитель "Русская правда" П.Пестеля

1 Установление Республики

1) Земельный фонд страны:

а) земля частная и земля общественная

Общественная земля тем, кто её обрабатывает безвозмездно, без права продажи

Частная земля - свободный товар (частные лица, организации, казна)

29 декабря 1 825

Восстание Черниговского полка на Украине

4. Северное

общество

Н.Муравьев - руководитель Конституция Н Муравьева

1 . Россия - конституционная монархия

2. Отмена крепостного права в России

а) Сохранение земель за помещиками

б) Наделение бывших крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды у своих помещиков

3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность

личности, равный и гласный суд

4. Ликвидация военных поселений в России

5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности

14 декабря 1825 года - восстание декабристов в Петербурге

Отменяется Крепостное право Отменяется
Неприкосновенность помещичьих земель Земля Общее достояние. Делится на помещичью и частную
Отменяются Сословия Отменяются
Федеративное Государственное устройство Унитарное
13 держав и 2 области Административное деление 10 областей и 3 удела
Демократические права Широкий круг гражданских прав
Конституционная монархия Форма правления Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10 – 15 лет
Ценз пола, возраста, имущества и образования Избирательное право Ценз пола и возраста

Государственное устройство в программных проектах будущих декабристов

Историческое значение движения декабристов

  1. Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право.
  2. Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ.
  3. Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и её народа.

Декабристы положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика, опыт борьбы повлияли на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 30 – 50-х ГОДОВ

Революционные и просветительские кружки 20–40-х годов

Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность
Кружок братьев Критских 1826 – 1827 гг, Москва Братья Критские Петр, Михаил и Василий, всего 6 человек Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. В день коронации Николая 1 участники кружка разбросали по Красной площади прокламации, призывающие к свержению самодержавия. Кружок раскрыт полицией, его участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты.
Литературное общество 11-го нумера, 1830 – 1832 гг, Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.
Кружок Станкевича, 1831 – 1839 гг, Москва Н.В. Станкевич, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин Изучение философских систем Канта, Гегеля. Осуждение крепостничества. Насильственные методы не допускались. С отъездом Станкевича за границу кружок распался сам собой.
Кружок Герцена и Огарева, 1831 – 1834 гг, Москва. Герцен А.И., Огарев Н.П., Савин Н.М., Сазонов М.И. и др. Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на западе. Кружок раскрыт полицией. Герцен и Огарев отправлены в ссылку. Остальные члены кружка отданы под надзор полиции
Кружок петрашевцев, 1845 – 1849 гг, Петербург, Москва, Киев, Ростов Буташевич-Петрашевский М.В., Салтыков-Щедрин М.Е., Достоевский Ф.М. и др. Обсуждение злободневных проблем российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Считали необходимым свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод. Для этого предлагали создать революционный центр и поднять крестьянское восстание. Кружок был раскрыт, его участники приговорены к расстрелу, замененному каторгой, ссылкой и другими наказаниями.
Кирилло-Мефодьевское общество, 1845 – 1847 гг, Украина Т.Г. Шевченко, Н.И. Костомаров. и др. Создание славянской республики, демократического общества. Ликвидация крепостничества. Общество было раскрыто, его члены подверглись репрессиям

Либерально-оппозиционное движение

Название Представители Основные идеи
Славянофильство

(1839 - середина 70-х годов XIX в.) Идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России, мессианской предопределенности русского народа

А.С.Хомяков, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Кириевские, .Ф.Самарин, А.И. Кошелев 1. Осуждение реформ Петра1 за разрушение гармоничного строя России и введение крепостного права

2. Власть царя неограниченна. Монарх считается с мнением народа

3. Сохранение крестьянской общины и укрепление роли православия в жизни общества - двух основ самобытности русского народа

4.Созыв Земского собора в России

Западничество - Идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту. Грановский Т., Соловьев С., Кавелин К Тургенев И. Некрасов Н. 1. Положительная оценка деятельности Петра Великого

2. Европеизация России необходима

3. Отмена крепостного права (реформа)

4. Россия- конституционная монархия.

5. Гарантия прав и свобод

Общие черты.

Необходимость изменений в российской действительности.

Отмена крепостного права.

Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти.

Вера в возможность движения России к процветанию

Общественное движение в 60-е годы XIX века

1. Критика и поддержка курса преобразований правительства.

2. Настаивание на продолжении реформ

Либеральное движение в пореформенное время было сосредоточено в земствах

Революционные движения

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: недовольство реформами 60 – 70-х годов XIX века у части радикально настроенной интеллигенции.

Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин Пропагандистское П.Л. Лавров Заговорщическое П.Н. Ткачев
Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции.

Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию.

Государство – это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства – союз самоуправляющихся общин.

Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, нести революционные и социалистические идеи.

Для большей эффективности пропаганды нужно создавать революционную организацию.

Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов

Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создавать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок к революции

Деятельность народников

Основные идеи революционного народничества

1. Капитализм в России- явление чуждое, насаждаемое "сверху"

2. У России особый путь исторического развития

3. Будущее России социализм, минуя капитализм.

4. Руководящая сила крестьянства - партия революционеров-профессионалов

5. Ячейка социализма в стране - крестьянская община.

6. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры

Рабочее движение в 70 – 80-е годы и начало распространения марксизма в XIX веке

Первые рабочие организации в России

Название организации Годы и место существования Руководители Программа Деятельность
“Южнороссийский союз рабочих” 1875 – 1876 гг. Одесса Е.О. Заславский, ок. 60 чел. Борьба с существующим политическим строем. влияние народнической идеологии Пропагандистская деятельность
“Северный союз рабочих” 1878 – 1880 гг. Петербург В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин, ок. 200 чел. Ликвидация существующего строя. Борьба за политическую свободу. солидарность рабочих всех стран. Влияние народников Участие в стачках. Издание прокламаций и листка “Рабочая заря”

В целом рабочее движение России в конце ХIХ века носило экономический характер - борьба за улучшение своего материального положения и условий труда.

Марксистские кружки в России

Кружок Год, место Руководители Деятельность
Кружок Благоева 1883–1885 гг, Петербург Д Благоев Изучение марксизма, пропаганда его среди рабочих, издание газеты “Рабочий”. Кружок раскрыт полицией.
“Товарищество Санкт-Петербургских мастеров” 1885 – 1888 гг, Петербург П.В. Точисский Пропаганда марксизма среди рабочих
Кружок Федосеева 1888 г., Казань Н.Е. Федосеев Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов. Организация студенческих волнений в Казанском университете. В этом кружке к марксизму приобщился В.И. Ульянов (Ленин)
Кружок Бруснева 1889 – 1892 гг, Петербург М.И. Бруснев. Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков. Организация демонстрации и маевки в 1891 году.

Образование политических партий в конце XIX – начале XX века

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

  1. Опора в идеологии на разные пласты марксизма.
  2. Различия в оценке политической и социально-экономической обстановки в России.
  3. Разногласия по стратегическим и тактическим вопросам политического поведения партии.
  4. Различные подходы к вопросам партийного строительства
  5. Личное соперничество лидеров за власть в партии

НЕОНАРОДНИКИ

ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

(ЭСЕРЫ)

ЦЕНТРИСТСКИЕ ПАРТИИ

СЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: торгово-промышленные круги

Либеральн -оппозиционная партия - кадеты

(конституционно - демократическая партия).

СОЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: интеллигенция, либеральное дворянство, отчасти крестьяне и рабочие.

ЛЕВЫЕ ПАРТИИ

Революционно - демократические партии (крайне левые)

ПСР – партия социалистов-революционеров (эсеры) с 1905 года РСДРП – Российская социал-демократическая партия (с 1903 года)
большевики меньшевики
Лидеры М Спиридонова, Б. Савинков, В. Чернов В.И. Ленин Г.В. Плеханов
Социальная опора Крестьяне Рабочий класс
Аграрный вопрос Муниципализация земли:

Отказ от конфискации помещичьего землевладения;

Отчуждение помещичьей земли путем выкупа за вознаграждение;

Переход земли в общенародное пользование под контролем органов самоуправления - муниципалитетов.

Социализация земли:

Передача земли в общенародное достояние;

сохранение крестьянской общины – ячейки будущего социализма и её права распоряжаться земельным фондом;

Распределение земли в пользование по трудовой норме.

Программа минимум Программа максимум
- возвращение крестьянам отрезков;

Отмена выкупных и оброчных платежей;

Отмена круговой поруки

- полная конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковно-монастырских земель;

Национализация земли – передача её в собственность государства.

ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И УЧАСТИЕ ПАРТИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

(1906 – 1917)

Время работы Партийно-политический состав Руководство Государственной думы Основные вопросы в направлении деятельности
24 апреля – 8 июля 1906 г. I Государственная дума Кадеты – 161; трудовики – 97: мирнообновленцы – 25; социал-демократы – 17; партия демократических реформ – 14; прогрессисты – 12; беспартийные – 103; партия союза автономистов – 90.

Всего: 499 депутатов

Председатель – С.А. Муромцев (кадет) - проблема создания “ответственного перед Государственной думой министерства”

Центральный вопрос – аграрный.

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена

20 февраля – 2 июня 907 г. II Государственная дума Трудовики – 104; кадеты – 98; социал-демократы – 65; эсеры – 37; правые – 22; народные социалисты – 16; умеренные и октябристы – 32; партия демократических реформ 1; беспартийные – 50; национальные группы – 76; казачья группа – 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель – А.Ф. Головин (кадет) - центральный вопрос – аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов);

Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы;

распущена по указу царя от3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон

1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г III Государственная дума Октябристы – 136; националисты – 90; прогрессисты и мирнообновленцы – 39; социал-демократы – 19; трудовики – 13; беспартийные – 15; национальные группы – 26.

Всего: 442 депутата

Председатели: Н.А. Хомяков – октябрист (1907 – 1910); А.И. Гучков – октябрист (1910 – 1911); М.В. Родзянко – октябрист (1911 – 1912) - утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910);

Принято рабочее законодательство;

ограничена автономия Финляндии

15 ноября 1912 г. – 6 октября 1917 г. IV Государственная дума Октябристы – 98; националисты и умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые – 65; кадеты – 52; прогрессисты – 48; социал-демократы – 14; трудовики – 10; беспартийные – 7; национальные группы – 21.

Всего: 442 депутата

Председатель – М.В. Родзянко – октябрист (1912 – 1917) - поддержание участия России в Первой мировой войне

Создание в Думе т.н. “Прогрессивного блока” (1915) и его конфронтация с царем и правительством

Политические партии России в Февральской революции

Название партии Тактика Программные установки
Консервативно-охранительные партии Черносотенные организации после Февраля 1917 года прекратили свою деятельность
Либеральные партии
“Союз 17 октября После Февральской революции перестал существовать. Выражение интересов буржуазии окончательно перешло к кадетам
2. “Партия народной свободы” (кадеты) 1 .Оттягивание проведения

насущных мер во внутренней и во внешней политике до окончания войны

2. “Война до победного конца”

1 .Запрещение захвата помещичьих земель

2. Отмена 8-часового рабочего дня в связи с войной

3. Неделимость России

4. Определение политического устройства России после созыва Учредительного собрания

Революционные партии
1. Партия социалистов революционеров (эсеры) Февраль - апрель 1917 года

Поддержка Временного правительства и Советов

Апрель - октябрь 1917 года Борьба за коалиционное правительство и участие в нем с целью проведения радикальных реформ и недопустимости Гражданской войны

1. “Демократический мир всему миру”

2. Окончательное решение крестьянского вопроса через Учредительное собрание

3. Подготовка проведения аграрной реформы на местах

2. РСДРП

а) меньшевики

Февраль - апрель 1917 года

Поддержка и максимальное давление на Временное правительство

Апрель - октябрь 1917 года

Создание и участие в коалиционном правительстве

1. Упрочение буржуазно-демократического строя

2. Строительство социализма в России утопично

3. Заключение демократического всеобщего мира

4. Защита революции от внешних врагов

б) большевики Февраль - март 1917 года

Поддержка и давление на Временное правительство (до приезда В.И. Ленина в Россию)

Апрель - октябрь 1917 года

“Никакой поддержки Временному правительству!” Борьба за переход власти к Советам. Курс на социалистическую революцию

1. Прекращение войны. Демократический мир

2. Немедленный переход всех земель в руки крестьянства.

3. Национализация земли

4. Право наций на самоопределение

ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1917 И ЕГО КРИЗИСЫ

Время пребывания у власти Председатель правительства Партийно-политический состав Причины кризиса
2 марта – 6 мая 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, октябристы, прогрессисты, беспартийные Нота Н.П. Милюкова союзникам по поводу продолжения участия России в войне.
6 мая – 24 июля 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, эсеры, меньшевики Разногласия в правительстве. Неудачное наступление на фронте. Июльские события в Петрограде
24 июля – 25 сентября 1917 г. (1 – 25 сентября 1917 г. – директория) Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране
25 сентября – 25 октября 1917 г. Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Взятие власти большевиками

ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ К ОСЕНИ 1917 ГОДА (ТЫС. ЧЕЛ)

Литература:

  1. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах) для школьников. “Лист” М. 1997 г
  2. Кирилов В.В. Экзамен по схеме. Отечественная истори в схемах и таблицах. ЭКСМО 2004 г.

Формы досуговых занятий и развлечений представителей различных сословий российского общества в XVIII - началеXX вв.

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII . начале XX вв. представляла собой сложное и многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Самодержавный режим, утвердившийся в России, на долгие годы обеспечил стабильность сложившимся формам и способам досугового времяпрепровождения. Со второй половины XIX в. после проведения реформ, связанных с отменой крепостного права, положение стало меняться. Социально-политические и экономические перемены, произошедшие в обществе, привели к размыванию сословных границ, что не замедлило сказаться на сфере досуга.

Досуг крестьян.

В XVIII – первой половине XIX вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий он складывался под влиянием общинного способа производства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общинного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отношений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хозяйственной и социальной жизни крестьян. Крестьянский досуг в XVIII – первой половине XIX вв. выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей, являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций. Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общеобщинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных "увеселений", пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности, "братчины". Позднее они стали называться еще "складчинами" и ссыпчинами", поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.



Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация некоторых его форм с определенными видами работ, что обусловливалось напряженностью крестьянского труда и недостатком свободного времени. Выражением этого были так называемые "помочи", "капустки", "супрядки", "работные" посиделки, получившие большое распространение в крестьянской среде. Они представляли собой синтез труда и отдыха. Мужчины и женщины, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: организовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян среднего и старшего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы. На посиделках, в которых принимали участие люди старшего поколения, велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радостями и неудачами, получали и давали советы, "обсуждали" своих односельчан.

На посиделках уже с конца XVIII в. нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Со второй половины XIX в. после отмены крепостного права крестьянский досуг подвергся трансформации. Так, братчина со временем превратилась в более замкнутую «гостьбу». Во время праздников все реже устраивались общеобщинные пиршества. Зажиточные крестьяне охотнее избирали форму "складчины" как некий собственный способ коллективного проведения досуга. Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника. К началу XX в. "гостьба" уже полностью заменила "братчину". Она, как правило, была более камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор.

С конца XIX в. стал расширяться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло, хотя и очень медленными темпами, количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры. Практически исчез к началу XX в. молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, так молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами как песня, танец, большее место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, о городских модах и т.п.

Досуговые занятия и развлечения дворянства.

XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия – дворянства. Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. "ассамблеи". "Ассамблеи" должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами "ассамблей" были музыка, танцы. Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII в. отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства. С конца XVIII в. в "России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. B 1783 г. в Москве было создано "Московское Благородное (дворянское) общество (Благородное собрание)".Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии. Конец XVIII..- начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дворянскими, так и более открытыми в сословном отношении. Последнее особенно было характерно для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная в 1719 г. в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки. Наряду с общественными формами большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В пореформенный период, началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, поме­щичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов, эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения.

В конце XIX – начале XX вв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др.," которые объединяли узкий" круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых, Дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных занятий создавали свои объединения. Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был, например, своеобразный клуб – гостиная офицеров Измайловского полка "Измайловские досуги" в Санкт Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литературным творчеством. Государство поощряло создание подобных офицерских клубов, рассматривая их как способ консолидации офицерского корпуса. Среднее и мелкое дворянство в своем досуговом общении оказывалось нередко более демократичным, допуская в свою среду и богатых купцов, и почетных граждан, и представителей разночинной интеллигенции, обладающих соответствующим образованием и представляющих, определенный интерес для членов дворянских объединений. Со второй половины XIX в. в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов общественных объединений типа "комитеты и общества грамотности", "общества попечения о народном образовании" и т.п.

Московский университет и его роль в общественном движении. Движение декаб­ристов было разгромлено, но передовые, революционные идеи подхватило и развило дальше молодое поколение. Центром общественного брожения в конце 20-х - начале 30-х годов стал Московский университет. В 1826 г., в год казни декабристов, Николай I узнал о широком распространении крамольной поэмы «Сашка», наполненной свободолюбивыми мыслями и настроениями протеста. Поэму сочинил студент Московского университета А. Полежаев, «незаконный» сын дворянина и крепостной крестьянки. Николай лично расследовал это дело и отдал талантливого поэта в солдаты. В 1827 г. был обнаружен и разгромлен тесно связанный с университетом кружок братьев Критских, задумавший развернуть широкую противоправительственную агитацию. В 1831 г., в тревожное для царизма время после польского восстания и «холерных бунтов», Николай расправился с кружком Сунгурова, также связанным с московским студенчеством. Кружок намеревался провести подготовку вооружённого восстания. В университете в конце 20-х - начале 30-х годов возникло ещё несколько объедине­ний передовой молодёжи. Московский университет, давно быв­ший на подозрении у правительства, становился центром передового общественного движения. «Опальный университет рос влиянием,- пишет Герцен,- в него, как в общий резервуар, вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова и снова разливались во все стороны России, во все слои её».

Герцен поступил в Московский университет в 1829 г. Около него и Огарёва быстро сорганизовался политический кружок, считавший себя наследником идей декабристов и проповедовавший революционное свержение ненавистного самодержавно-крепостнического строя. Члены кружка, по словам Герцена, «проповедовали французскую революцию, потом проповедовали сен-симонизм и ту же революцию; мы проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего проповедовали ненависть по всякому насилию, ко всякому произволу».

В эти же годы в университете действовал также кружок Станкевича, более умозрительный и философский, нежели по­литический! Кружок Станкевича был настроен против самодержавного гнёта и всего крепостного строя николаевской России, однако он существенно отличался от герценовского кружка и не носил революционного характера. Его либеральная политическая умеренность и дала ему возможность продолжать свою деятельность после разгрома полицией кружка Герцена - Огарёва.

Станкевич и члены его кружка усердно изучали немецкую идеалистическую философию-Канта, Шеллинга, Фихте; они первыми взялись за изучение Гегеля и пропагандировали его философию. Герцен вспоминал, что не было параграфа во всех трёх частях «Логики» Гегеля или других его работах, «который не был бы взят отчаянными спорами нескольких ночей» Некоторое время посетителем собраний кружка Станкевича был В Г. Белинский, глубоко интересовавшийся философскими проблемами; однако воздействие Станкевича на Белинского в литературе крайне преувеличено, как переоценена и вся деятельность умеренного кружка Станкевича. Белинский шёл своим самостоятельным путём, вырастая в подлинного революционера-демократа, кружок же Станкевича остался на либеральных позициях.

В лице Герцена и его друзей в революционном движении России впервые выступили сторонники утопического социализма, создавшие его самостоятельную и наиболее передовую концепцию. Они с большим интересом знакомились с теориями Сен-Симона и Фурье, однако вовсе не были их покорными подражателями. Герцен и его друзья с жаром отстаивали социалистическое мировоззрение, имевшее то высокое и существенное отличие от западных форм утопического социализма, что оно было соединено с убеждением в необходимости революции, движущей силой которой должен был стать народ. Их социалистические воззрения носили боевой, революционный характер. Эта важнейшая особенность является существенным отличием русского утопического социализма от западного Ленин справедливо отметил, что в социалистических теориях Герцена не было та грана» подлинного научного социализма, марксизма. В условиях тогдашней русской действительности Герцен и Огарёв не могли подняться до научного социализма. «В сущности,- писал Ленин,- это… прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдагинюю революционность буржуазная демократия» .

Вскоре после окончания университета (1833 г.) Герцен был арестован (в июле 1834 г.) как «смелый вольнодумец, весьма опасный для общества», и сослан в Пермь, а затем в Вятку, где пробыл в ссылке три года.