Памятка для родителей детей-инвалидов «Право на образование. Воспитание и обучение детей-инвалидов Какие существуют проблемы в России

Памятка для родителей детей-инвалидов «Право на образование. Воспитание и обучение детей-инвалидов Какие существуют проблемы в России

1. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание детей-инвалидов и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

3. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

4. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

5. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Порядок обучения ребенка-инвалида на дому

1. Основание для организации обучения ребенка-инвалида на дому - это заключение лечебно-профилактического учреждения.

2. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение ребенка-инвалида на дому: утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ [См. Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 "О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы "].

3. Обучение на детей-инвалидов дому осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (как правило, ближайшее к месту жительства ребенка - инвалида)

4. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном для приема граждан в образовательные учреждения.

5. Образовательное учреждение детям-инвалидам , обучающимся на дому:

    предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

    обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

    выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании

6. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений

7. Педагогические работники могут по договоренности с образовательным учреждением участвовать совместно с педагогическими работниками этого учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида

Возмещение затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому

Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов , которые воспитывают и обучают их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание.

Размеры компенсации определяются согласно установленным государственным и местным нормативам финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Дополнительные расходы по обучению и воспитанию ребенка-инвалида на дому сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями) и не компенсируются.

Условия обучения и воспитания ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении

Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания.

Обучение и воспитание должно включать:

    специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов;

    коррекционные методы;

    технические средства;

    среду жизнедеятельности;

    специально подготовленных педагогов;

    медицинское обслуживание;

    социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено)освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество придерживается патерналистских взглядов на проблему детей с ограниченными способностями, воспринимая их как недееспособных, зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение детей инвалидов в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?

Роль семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями и их становлении в обществе

В организации процесса воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать две основные составляющие:

  • Характер нарушений и отклонений в развитии ребенка;
  • Социальные аспекты проблемы.

Современное общество является неподготовленным для нормального взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии. Социальное решение проблемы детей с отклонениями сводится к их умышленной либо косвенной изоляции от общества. Такое обособление способствует осознанию самими детьми своей неполноценности и отличия от нормальных детей, что сказывается на их психо-эмоциональном состоянии. Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов:

  • Отсутствие образовательных учреждений для создания полноценных условий для развития детей;
  • Нехватка кадров – воспитателей, психологов, реабилитологов, педагогов, способных помочь ребенку развить необходимые для самостоятельной жизни умения и навыки;
  • Игнорирование правильных подходов к воспитанию детей-инвалидов.

Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается в семье. Основной ошибкой, допускаемой каждой семьей в процессе воспитания аномального ребенка, является актуализация проблемы, проще говоря, «зацикливание» родителей на дефекте либо отклонении ребенка. Итак, с раннего детства сами родители прививают ребенку мысль о его неполноценности и отличии от других деток. Как правило, родители пытаются всячески оградить и уберечь ребенка от влияния общества, сверстников, чтобы не нанести ему психическую либо физическую травму. Задачей родителей в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями является обучение ребенка самостоятельности. Ребенок с каким-либо нарушением физического либо психического развития может и должен стать полноценным членом общества. Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями должно быть направлено на их полноценную интеграцию в общество, а не на актуализацию их изоляции, что повышает их уязвимость в обществе. Ребенок, справляющийся со своим недугом, способный к обучению и развитию вместе с обычными детьми, получает больше шансов на полноценную жизнь в обществе. Семья должна выполнять вспомогательную функцию в воспитании детей с ограниченными возможностями, обучая их справляться с бытовыми ежедневными задачами с учетом их физических и умственных особенностей. Зависимый от взрослых, несамостоятельный ребенок с ограниченными способностями получает заведомо меньше шансов на успешное становление в обществе.

Для воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо:

  • Создание атмосферы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье;
  • Содействие ребенку, а не ограничение его действий;
  • Восприятие ребенка таким, какой он есть, без завышенных требований к нему. Однако родители должны проявлять настойчивость, соблюдать регулярность занятий, привлекать специалистов к процессу образования.

Основные цели воспитания и обучения детей инвалидов

Воспитание детей с ограниченными возможностями не ограничивается их распределением в специализированные образовательные учреждения. Воспитание и образование детей-инвалидов начинается в семье, где ребенок должен получить основные навыки и умения для обеспечения своего бытия без посторонней помощи с учетом его психических и физических отклонений. Как правило, в семьях с детьми-инвалидами преобладающей методикой воспитания является гиперопека, когда ребенок максимально ограничивается в действиях, а члены семьи берут на себя его функции. Так, ограничивается физическая активность ребенка во избежание травмы, ограничивается его социальная активность во избежание психической травмы, нанесенной сверстниками. Семьи, как и общество в целом, позиционирует детей-инвалидов как больных, концентрируя внимание на их отклонении в развитии, отличии от здоровых детей. Чрезмерная опека и изоляция от сверстников провоцирует у ребенка страх на подсознательном уровне быть непринятым, отвергнутым полноценным обществом. Еще одной ошибкой воспитания детей с ограниченными способностями в семье является игнорирование речевых и двигательных дефектов и ошибок, что в дальнейшем превратится в непреодолимую проблему.

Основной целью воспитания детей-инвалидов в семье является становление полноценной самостоятельной личности и члена общества, способного к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Позиционирование ребенка-инвалида как больного является грубейшей ошибкой родителей, провоцирующей надлом психики ребенка, а также закладку неверных ценностей, понятий о мире и окружающем обществе. Каждый родитель должен понять, что современное общество лишено сочувствия, которым ребенок окружен в семье. Резкий переход от гиперопеки к непониманию сверстников может спровоцировать замыкание в себе, развитие внутренних комплексов и противоречий, нежелание развиваться и совершенствоваться.

Умственное и физическое воспитание аномальных детей

Аномальный ребенок – ребенок с существенными отклонениями в психическом или физическом развитии, требующий особых условий для воспитания и развития, обеспечивающих компенсацию и коррекцию его отклонений. Воспитание аномальных детей не должно акцентироваться на их отклонении от норм физического и психического развития. Процесс воспитания детей с ограниченными возможностями требует особого подхода. Воспитание детей-инвалидов в семье не должно отличаться от обычного процесса, однако родители должны выполнять также вспомогательную функцию с учетом отклонений ребенка. Ответственным этапом воспитания является образовательное учреждение, где ребенок получит помощь квалифицированных специалистов. Психологи полагают, что основные знания ребенок приобретает в первые 7 лет жизни, затем происходит совершенствование и преумножение базовых способностей. Этот же принцип работает и с детьми с отклонениями в развитии.

Правильная организация процесса воспитания, позиционирование ребенка-инвалида как полноценного члена общества существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.

Региональная общественная благотворительная организация инвалидов «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: [email protected]

ПОРЯДОК
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
И В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
А ТАКЖЕ РАЗМЕРЫ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) НА ЭТИ ЦЕЛИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49,
от 04.09.2012 N 882)

1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.
2. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.

КонсультантПлюс: примечание.
Письмом Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 направлен Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 04.09.2012 N 882)

3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется - образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.
4. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.
5. Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:
предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
6. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
7. Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

8. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

9. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями).

=============================================

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

Дата подписания: 30.08.2013
Дата публикации: 16.10.2013 00:00
Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 октября 2013 г.
Регистрационный N 30067
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Первый заместитель Министра Н. Третьяк
Приложение

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

I. Общие положения
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для образовательных организаций со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус", и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - общеобразовательные программы), в том числе адаптированные основные образовательные программы, включая индивидуальных предпринимателей (далее - образовательные организации).
II. Организация и осуществление образовательной деятельности
3. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования и самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка1.
При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают2.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях3.
4. Формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"4.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения5.
5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.
6. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования6.
7. Содержание начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
8. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
9. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ7.
10. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников (далее - учащиеся).
Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации.
11. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение8.
12. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации9.
Для организации реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы их реализации несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных программ.
13. При реализации общеобразовательных программ образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий10.
14. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республик Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации11.
Общее образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами образовательной организации12.
15. Образовательная организация создает условия для реализации общеобразовательных программ.
В образовательной организации могут быть созданы условия для проживания учащихся в интернате13.
16. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией.
17. Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.
18. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек14.
19. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно15.
20. Освоение учащимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.
Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно. При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.
Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному учебному предмету.
Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями16.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией17.
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
21. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида18.
22. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
24. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья19.
25. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для слабослышащих учащихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших учащихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:
1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
26. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении.
Основой обучения слепых учащихся является система Брайля.
27. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:
1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) учащихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития.
28. В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных образовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
30. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются учащиеся, окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или организацией профессионального образования. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.
31. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
33. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях20.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации21.
1 Часть 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N19, ст. 2326)
2 Часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
3 Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
4 Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
5 Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
6 Часть 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
7 Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
8 Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
9 Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
10 Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N19, ст. 2326)
11 Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
12 Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
13 Часть 7 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
14 Пункт 10.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 85 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 г., регистрационный N 22637)
15 Часть 1 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
16 Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
17 Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
18 Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N19, ст. 2326)
19 Пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
20 Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
21 Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
Материал опубликован по адресу: http://www.rg.ru/2013/10/16/obrprogrammy-dok.html

Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду. Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому. Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение. Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19. Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.

В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?

При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.
Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями. Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей. Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается :

Паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении. К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;
- копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы - копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги;
- копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности;
- лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений).

Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год.
Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей).

Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.

Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?

В соответствии со ст. 52.1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, определены категории детей с отклонениями в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении). Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю. Полагаем, что учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, предусматривается поддержка родителей (законных представителей), имеющих льготы по оплате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении . К льготным категориям могут быть отнесены: многодетные семьи, одинокие матери (отцы), семьи военнослужащих, семьи, в которых один из родителей проходит военную службу по призыву; семьи, в которых оба родителя являются студентами, родители-инвалиды, родители, воспитывающие ребенка-инвалида и др. Перечень документов, предъявляемых родителями для получения льготы по оплате содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, устанавливается распоряжением органов местного самоуправления. Например, это могут быть следующие документы:

- заявление о предоставлении льготы;
- справка о составе семьи;
- справка о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- копии соответствующих удостоверений.
В соответствии ст.18. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Какие льготы имеют дети-инвалиды при поступлении в высшие учебные заведения?

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Образование, таким образом, является одним из важнейших способов интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество. Для молодых инвалидов образование становится важнейшей предпосылкой успешной трудовой деятельности.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по такому признаку, как состояние здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Причем получение общего образования является обязательным, в связи с чем, на родителей (или законных представителей) возлагается обязанность обеспечить получение этого образования детьми. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон РФ «Об образовании» 1992 г. (далее – Закон об образовании) устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по состоянию здоровья, могут быть установлены только законом.

В зависимости от потребностей и возможностей каждый может получать образование в образовательном учреждении (в очной, очно-заочной и заочной формах), в форме семейного образования, самообразования и экстерната.

В России существуют следующие виды образовательных программ (ст. 9 Закона об образовании):

1. Общеобразовательные программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

2. Профессиональные программы:

1) начального профессионального образования;



2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В соответствии с действующим законодательством дети-инвалиды могут получить начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в обычных государственных, негосударственных образовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в специальных классах, группах, созданных в обычных или специальных образовательных учреждениях, на дому в семье.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта РФ.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

В настоящее время вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению органов МСЭ не противопоказано обучение в соответствующих вузах.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.