Формы и способы организации учебной деятельности. Образовательный процесс

Формы (виды) учебной деятельности учащегося – это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимодействия ученика с другими участниками учебного процесса. Важнейшей характеристикой учебного взаимодействия является вид общения. Поэтому, можно определить обучение как общение обучающих и обучаемых. Анализ образовательной практики показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения. Выделяют следующие формы и соответствующие им способы обучения:

1. Парную форму учебной деятельности, когда работа учащегося с педагогом (или сверстником) организуется один на один. Такой способ обучения принято называть индивидуальным . В школах он применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя и широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую форму обучения, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем и оценкой результатов. Эту форму обучения еще называют общеклассной или фронтальной и она соответствует групповому способу обучения.

3. Коллективную форму, при которой все учащиеся активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективного способа учебной работы – работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную форму обучения, которую часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение учеником домашней работы, контрольные и самостоятельные работы на уроках, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока относятся к этой форме.

Групповой способ организации учебной работы может быть представлен тремя разновидностями: общеклассные (фронтальные) занятия; занятия в малых группах на принципах дифференциации; межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

На общеклассных занятиях и занятиях в малых группах одного говорящего слушает группа, при этом число слушающих всегда больше числа говорящих. Различие между общением в малой группе (звене) и в большой группе (классе) заключается в количестве одновременно слушающих. В этой связи общеклассные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия по сути являются одной и той же групповой формой организации учебной деятельности. Сущность группового способа обучения в самом общем виде можно выразить в формуле: один человек обучает одновременно многих – целую группу. Количество учащихся в группе может быть разным; предельное число учащихся установить трудно, но минимальное – два человека.



Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством консультанта группы или учителя;

Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, обеспечивает порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения таких основных дидактических задач, как освоение новых знаний, их закрепление, формирование у учащихся умений и навыков, контроля и коррекции хода и результатов учебного процесса.

Общеклассная или фронтальная работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся – это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими участниками образовательного процесса.

Коллективная форма учебной деятельности учащегося возникла только в ХХ в. в России (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко). Это специфическая форма учебной деятельности, принципиально отличающаяся от других существующих форм.

Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть только все учащиеся вместе общими усилиями, то такая цель является общей или совместной.

Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения новых знаний, учений и навыков группа учеников (класс) обучает каждого своего члена. Это предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.

При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.

Выделяют следующие признаки коллективной работы:

Наличие у всех ее участников общей, совместной цели;

Разделение труда, функций и обязанностей;

Участие всех в контроле, учете и управлении учебной работой;

Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности;

Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом или частью коллектива.

Формы организации текущей учебной работы класса.
В школах используются такие традиционные формы учебной работы: урок, экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, форма внеклассной работы (предметные кружки, клубы, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

В результате реформирования системы среднего образования в школе появляются и новые формы учебной работы. Так, в старших классах учебных комплексов «школа – вуз» практикуется использование вузовских форм учебной работы. Это в первую очередь лекционные и семинарские занятия, система зачетов, проектная форма обучения.

В связи с разработкой инновационных технологий обучения в школах учителя стали применять новые формы учебной работы. Используя игровые формы и методы обучения на уроке, они вместо обычных учебных занятий проводят игры в виде соревнования, конкурса, путешествия. Применяются и уроки творчества, на которых нет освоения нового материала в традиционном понимании этого слова.

Если рассматривать основной элемент педагогического процесса - обучение, то форма организации обучения обозначает коллективную, групповую или индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. В настоящее время насчитывается более 1000 форм организации учебного процесса. Существуют формы теоретического обучения, практического, самообразования, формы контроля знаний, здесь представлены только самые распространенные.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе, законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса. Структуру урока определяет дидактическая цель. Существует урок, направленный на изучение нового материала, урок формирования и совершенствования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции, комбинированный урок.

На настоящий момент к классно-урочной системе есть обоснованные претензии. Они состоят, прежде всего, в шаблонности, усредненности подхода, отсутствии учета индивидуальных характеристик обучающихся, пассивность и слабая речевая деятельность учеников. Но, учитывая ее достоинства: системность, организационная четкость, логичность построения материала, оптимальные затраты при массовом обучении, - реальной альтернативы ей пока не существует.

Лекция (учебная) – одна из основных форм организации учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. Лекция - это метод сообщения новых знаний; ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Ее воздействие на слушателя осуществляется двояко: содержанием и эмоциональной выразительностью речи. В ходе лекции педагог не только передает новую научную информацию в систематическом целостном виде, но и может вскрыть многие связи - с другими предметами, проблемами и практикой.

Практические и лабораторные занятия используются для проверки качества усвоения материала, для закрепления умений и навыков работы с инструментами, приборами, аппаратурой, работы с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, выполнения чертежей, схем, таблиц, решения задач и проведения вычислений, составления технической документации и пр.

Семинарские занятия заключаются в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. В ходе самостоятельной работы студенты приобретают навыки проведения научных исследований и их оформления, учатся защищать развиваемые научные положения и выводы. Семинар используется и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.

Если самостоятельные изыскания студентов в той или иной области имеют значение выходящее за рамки просто учебного процесса, то их результаты могут быть вынесены на студенческую научно-практическую конференцию, площадку для обмена научным и творческим опытом студентов.

Факультативный курс - дисциплина, изучаемая студентами по их желанию в целях расширения и углубления научно-теоретических знаний по новейшим проблемам программного материала, представляющим повышенный интерес для студентов.

Консультация - предполагает вторичный разбор учебного материала, слабо усвоенного, либо совсем не усвоенного студентами. Дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях студентов, оказание помощи в самостоятельной работе, расширение и углубление знаний. Задача преподавателя - показать причинно-следственные связи, раскрыть закономерности в содержании программного материала. Консультации бывают: индивидуальные и групповые.

Зачеты и экзамены – являются методами контроля и оценки результатов обучения.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о все большем внедрении в учебный процесс активных методов обучения и, соответственно, ведется поиск новых форм. Сам призыв не нов, но на настоящий момент он звучит особенно актуально.

В условиях вызовов, которые диктует нам современное общество, ведется поиск новой парадигмы образования, и девиз "образование через всю жизнь" лишь одна из ее составляющих. В рамках синергетики, междисциплинарного научного подхода к изучению сложных, человекоразмерных, самоорганизующихся систем, говорят о необходимости опережающего образования, развития способности не повторять образцы, и даже их не совершенствовать, а опережать.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студента, не просто изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а самостоятельное овладение знаниями, способами действий в процессе активной познавательной деятельности. Обучение деятельностью!

В ходе применения активных методов обучения решаются следующие задачи:

1) задействовать все психические процессы обучающихся одновременно: ощущения, восприятие, память, мышление, внимание, воображение;

2) развитие речи;

3) развитие коммуникативных и творческих способностей;

4) формирование личностного подхода к проблеме;

5) развитие диалоговых способов взаимодействия и коллективных форм решения проблем.

Применение активных методик возможно и в рамках традиционных форм обучения, например, лекции. Проблемная лекция противопоставляется информационной как диалогическая монологической. Способом активизации познавательной деятельности студентов в ее рамках является постановка проблемы, которую в ходе лекции необходимо решить.

Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.

Задачи преподавателя по ходу лекции, формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, приобщать студентов к объективным противоречиям в развитии научного знания, обращаться к студентам за помощью, давать оценку их высказываниям, сводить прозвучавшие мнения воедино.

Студенты вынужденно задействуют не только восприятие и память, но и мышление, речь, воображение. Полученная информация усваивается ими как личностное открытие еще не известного для себя знания.

Еще один способ активизации лекционного материала – его визуализация. Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемы явлений. Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Существуют и более "редкие" методики активизации учебного процесса в рамках лекций, например "лекция вдвоем" и "лекция с заранее запланированными ошибками".

Влекции вдвоем учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задачей студентов становится сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою. Уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов при этом сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего прочего, студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.

Лекция с заранее запланированными ошибками как форма была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов.

Данная форма лекции может принести ощутимую пользу и преподавателю, поскольку студенты находят не только сознательно допущенные преподавателем ошибки (лекцию уместно проводить как завершающую по теме, когда у студентов уже имеются необходимые знания), но и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие.

Применяются и принципиально отличные от лекций активные по применяемым методикам формы обучения. Например, диспут.

Диспут - это живой горячий спор на разные актуальные темы. Сама форма организации подачи учебного материала, основанная на здоровом чувстве конкуренции, присущем всем нам, ведет к активизации интереса студентов к теме спора и, соответственно, процессу познания. Чтобы участвовать в полемике, необходимо знать материал, уметь говорить, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Полемика воспитывает критичный подход и культуру диалога. Студенты учатся вникать в доводы оппонента, обнаруживать слабые места, задавать вопросы, помогающие уточнить позиции, вскрыть неверные утверждения и т.д. Данная форма подачи учебного материала помогает избежать формализма знаний и способствует превращению знаний в убеждения.

Набрали популярность сегодня так называемые имитационные методы обучения. Они представлены такими формами как деловая игра (имитационный игровой метод), ситуационная задача (имитационный неигровой метод).

Деловая игра (или ролевая игра)имитация реальной деятельности, в ходе которой снимается противоречие между абстрактным характером учебного процесса и реальным характером профессиональной деятельности. Общение в рамках деловой игры имитирует общение в рамках реальной деятельности. Каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Кроме того, данная форма обучения помогает соотнести теоретический материал с практикой, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит студентов внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.

Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления.

Все это особенно актуально сегодня, когда перед профессиональным образованием ставится задача подготовить не просто знающего, а компетентного специалиста. Что подразумевает умение работать в команде, разрабатывать стратегии решения проблем, брать на себя ответственность за порученное дело и т.д.

Положительные моменты: соотнесение теоретического материала с практикой, рассматривание проблемы под разными углами зрения, аргументированное изложение своей позиции, - в полной мере относятся и к такой форме обучения как решение ситуационных задач . Очень популярен сегодня так называемый "кейс-метод " или ситуационная методика обучения. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Нельзя сказать, что вопрос о необходимости более активного участия обучающихся в педагогическом процесс нов. Еще Коменский писал о важности наглядности в педагогике, считал рисунки органической частью текста, затрагивающей не только разум, но и чувства, сам написал книгу "Мир чувственных вещей в картинках". Пытался он оживить преподавание и привлечь интерес детей методом драматизации учебного материала, создал "школу игры", сам написал ряд пьес. Та же деловая игра детище 20-х годов XX века. Но сегодня мы говорим об изменении образовательной парадигмы, где знания являются уже не самоцелью, а средством самореализации личности. А это требует переустройства всего педагогического процесса, в том числе и в смысле превалирования активных методов и соответствующих форм обучения.

Педагогические технологии сегодня предполагают реализацию идеи полной управляемости учебным процессом, и на уровне образовательной системы в целом, и на уровне образовательного учреждения, и на уровне обучения и воспитания каждой личности в отдельности. Управляемость подразумевает достижение запланированного результата. Структура управленческой деятельности включает следующие последовательно сменяющие друг друга этапы: прогнозирование, проектирование, мониторинг качества, оценка и корректирующие мероприятия.

Педагогическое прогнозирование понимается как предвидение будущих изменений в развитии общества, образования, личности; определение путей совершенствования образовательной системы, отдельного человека; проектирование хода развития педагогического процесса. Мониторинг качества образования предполагает установление степени соответствия целей и результатов на уровне системы, отдельных учреждений, индивидуальной траектории достижений; определяется степень соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в практической деятельности. В соответствии с полученными результатами дается оценка , и определяются корректирующие мероприятия.

Вместе с тем, учитывая, что современная парадигма образования делает акцент на развитие обучающегося как уникальной личности, это противоречит выработке универсальных приемов и форм образования, унификации его содержания. Поэтому сегодня все чаще говорят не столько об управлении образованием, сколько о его «направляемом» развитии, позволяющим влиять на интегральные характеристики процесса, обеспечивать желаемые тенденции или, наоборот, избегать нежелательных отклонений. Подобная точка зрения не отменяет необходимости прогностических схем, которые призваны обеспечить устойчивое развитие современного общества. Смысл управления теперь должен заключаться в координации деятельности образовательных учреждений сообразно складывающимся в обществе ценностным ориентирам.


Похожая информация.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

«Формы организации учебной деятельности»

Реферат по педагогической психологии

Научный руководитель-

доцент, к.пс.н. АРХИПОВА И.В.

Работу выполнил

студент 2 курса 22 группы

ф-та Физической культуры и спорта

Брыксин В.А

Самара 2015

Введение………….3 стр.

Глава 1.Понятие о формах организации учебной деятельности………….4 стр.

Глава 2. Основные формы организации учебной деятельности………….7 стр.

2.1 Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку учащихся………….8 стр.

2.2 Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов………….13 стр.

Заключение………….15 стр.

Список используемой литературы…………. 16 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

Форма организации обучения или, организационная форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Например, учитель может обучать группу учащихся, т. е. проводить коллективное обучение, или же заниматься с одним учеником (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Вместе с тем она может отражать также временную регламентацию учебных занятий. Было время, когда учащиеся занимались с утра до обеда, однако определенного разграничения и перерывов между отдельными видами учебных занятий не существовало. Далее, занятия можно проводить в классе и можно осуществлять выход (экскурсию) к изучаемым объектам, что характеризует форму обучения с точки зрения места его проведения. Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана со своей внутренней, содержательно-процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия. В одном случае она может посвящаться изучению нового материала, в другом - новый материал учащиеся усваивают на уроке, а экскурсия проводится с целью его закрепления, связи теории с практикой. Таким образом, экскурсии будут иметь различный внешний вид, на них будут использоваться разные методы обучения.

Глава 1. Понятие о формах организации учебной деятельности

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения. Наиболее обоснованным представляется подход И.М.Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения - семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студентов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зарубежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель для всей группы излагает учебный материал, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают общей темой. Фронтальная форма организации учебной деятельности обеспечивает общее продвижение учащихся в учении, однако она не может быть универсальной, так как недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого учащегося.

При групповой работе учебная группа разделяется на несколько коллективов, которые выполняют одинаковые или различные задания. Состав этих коллективов непостоянный и, как правило, различный по разным предметам. Число учащихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек). Групповая работа учащихся может применяться при решении задач и упражнений, выполнении лабораторных и практических работ, при изучении нового материала. Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности.

При индивидуальной работе каждый учащийся получает свое задание, которое выполняет независимо от других. Индивидуальная форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятельности учащегося и особенно целесообразна для таких видов работ, в которых могут ярко проявиться индивидуальные особенности и возможности учащихся. Индивидуальная работа имеет особое значение для формирования потребности в самообразовании и выработки умений самостоятельно работать.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся используется в различных организационных формах обучения, поскольку создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы.

Информационно-техническое обеспечение (ИТО) образовательного процесса: понятие, сущность, виды.

1.1 Понятие ИТО образовательного процесса

Информационно-техническое обеспечение учебного процесса является структурным подразделением, которое осуществляет информационно-техническую деятельность, обеспечивает внедрение новых информационных, мультимедийных технологий, современных технических средств в образовательный процесс.

Сущность информационно-технологического обеспечения образовательного процесса

Общество и образование неотделимы, об этом убедительно свидетельствует то, что любые глобальные перемены, с которыми сталкиваются общество и цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования. Успехи развития нашего государства в XXI веке, его возможности выбирать и реализовывать оптимальную историческую траекторию в полной мере зависят от наличия современных образовательной и информационной сфер общества. Учитывая это, можно утверждать, что стратегические цели, пути и этапы информатизации образования совпадают с общими направлениями информатизации общества в целом. Поскольку система образования как социальный институт общества выполняет социальный заказ, то она выступает как объект социального управления со стороны государства, которое определяет ее цели и функции, осуществляет финансирование, задает правовые рамки ее деятельности, разрабатывая и проводя ту или иную образовательную политику. В рамках этой политики на государственном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие федеральные программы, а также концепции развития и реформирования системы образования. В качестве одного из ведущих направлений развития образования в России сегодня рассматривается его информатизация. Под информатизацией образования в широком смысле понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком – внедрение в учреждениях системы образования информационно-технических средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах

Виды ИТО образовательного процесса

Создание информационно-технического обеспечения заключается в перспективном развитии компьютерного обеспечения и использования информационных технологий в образовательном процессе, в методической работе, в системе управления на основе современных средств приема и передачи информации, т.е. в создании единой автоматизированной информационной среды

К видам ИТО относятся:

1)Презентации

3)Документально/научные фильмы

4)Аудиофайлы

5)Интерактивные доски

6)Картинки/фотографии/чертежи/графики

Методы и формы обучения будущих сварщиков, реализуемые в условиях Среднего профессионального образования (СПО)

Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д.Старикова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с.

Методы обучения

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации как дидактического инструментария.

Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопрос), а также методы их совместной работы (беседа).

Методы обучения можно классифицировать по различным основаниям.

По источнику передачи знаний выделяют следующие методы:

· словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование);

· наглядные: иллюстрация (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрация (опытов, телепередач, видео; фильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ);

· практические: упражнение (устное, письменное, графическое, воспроизводящее, тренировочное, комментированное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин за основу своей классификации методов обучения взяли возрастание степени самосамостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения:

· объяснительно-иллюстрированный (информационно-рецептивный) метод — учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;

· репродуктивный метод — ученик выполняет действия по образцу учителя;

· метод проблемного изложения — учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;

· частично-поисковый (или эвристический) метод — учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;

· исследовательский метод — ученики осуществляют творческую поисковую деятельность по решению новых для них проблем.

Ю.К. Бабанский среди возможных основ классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и разделил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной, эвристической, исследовательской деятельности.

М.И. Махмутов предложил систему методов обучения на основе сочетания внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося: система методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

В.А. Онищук за основу классификации предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения:

· коммуникативный метод, цель — усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы;

· познавательный метод, цель — восприятие, осмысление и запоминание нового материала;

· преобразовательный метод, цель — усвоение и творческое применение умений и навыков;

· систематизирующий метод, цель — обобщение и систематизация знаний;

контрольный метод, цель — выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция.

При выборе методов обучения следует руководствоваться следующими критериями:

соответствие целям и задачам обучения и развития;

соответствие содержанию изучаемого материала;

соответствие реальным возможностям учащихся и педагога;

соответствие условиям и времени, отведенному для обучения.

Средства обучения

Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

В табл. 4 приведена классификация средств обучения.

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:

· по составу объектов средства обучения бывают материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

· по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

· по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

· по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

· по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

· по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

· по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);

· по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

· по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Идеальные средства обученияМатериальные средства обучения1-й уровень — урокЯзыковые системы знаков (устная и письменная речь). Средства наглядности (схемы, фото и др.).Учебные компьютерные программы.Организующе-координирующая деятельность учителя.Уровень квалификации учителя.Уровень внутренней культурыучителя.Формы организации учебной деятельности на уроке.Отдельные тексты из первоисточников, учебников, пособий. Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов. Текстовой материал. Средства наглядности (предметы, макеты, действующие модели). Технические средства обучения. Лабораторное оборудование2-й уровень — предметСистема условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, химические символы и др.).Специальная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейны, языковая среда и др.). Учебные компьютерные программы (на курс обучения по предмету)Учебники и учебные пособия. Дидактические материалы. Методические разработки (рекомендации) по предмету. Первоисточники3-й уровень — процесс обучения в целомСистема обучения. Методы обучения. Система общешкольных требованийКабинеты для обучения.Библиотеки.Столовые, буфеты.Медицинские кабинеты.Помещения для администрациии педагогов.Раздевалки.Рекреации

Группировка средств обучения

Основания для выделенияСоставляющиеМатериальные объектыУчебное оборудование, инструменты, приборы, учебно-производственное оборудование, демонстрационное оборудование ТСО.Знаковые системыУчебники и учебно-методические пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради.Логические регулятивы деятельностиТеоретический уровень: принципы, правила, методы, методика обучения. Эмпирический уровень: действия, операции, приемы обучающей деятельности.

Средства обучения также можно объединить по таким основаниям, как материальные объекты, знаковые системы, логические регулятивы деятельности

Формы организации учебной деятельности

В окружающем нас мире форма и содержание находятся в неразрывном единстве. Они составляют суть, единое целое мира материальных сущностей, процессов и их результатов. Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. С.И. Ожегов определяет форму как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкцию чего-либо, обусловленные определенным содержанием.

Форма обучения — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Она является формой обучения и одновременно формой организации обучения. Успех и эффективность образовательного процесса зависят от умелого использования разнообразных форм его организации.

Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики.

На заре человечества опыт и знания передавались детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. При этом трудовая деятельность выступала универсальной формой и средством передачи знаний и умений от поколения к поколению. Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал усвоенную премудрость своему преемнику. В ходе исторического процесса видоизменялись формы и средства обучения и воспитания подрастающего поколения.

С развитием осознанной потребности в образовании система индивидуального обучения постепенно трансформировалась в индивидуально-групповую.

Классно-урочная система зародилась в братских школах Украины и Белоруссии в XVI — начале XVII в. Первое серьезное научное рассмотрение форм обучения находим у Я.А. Коменского, в его труде «Великая дидактика» (1633—1638). Дальнейшее развитие классического учения Я.А. Коменского об уроке, классно-урочной системе в отечественной педагогике осуществил К.Д. Ушинский. Классно-урочная система выдержала испытание сроком в 400 лет и является основной формой организации обучения в школах многих стран. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег.

Изучением организационных форм обучения активно занимались дидакты советского периода И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев, М.И. Махмутов, А.В. Усова, В. Оконь и др.

Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, формы со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися.

Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство (научное руководство), менторство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение, экзамен.

Коллективно-групповые занятия: урок, лекция, семинар, конференция, олимпиада, экскурсия, деловая игра, практикум, факультативное занятие, консультация.

Индивидуально-коллективные занятия: погружение, творческая неделя, научная неделя, проект.

Классификация форм организации обучения проводится по различным основаниям: по целям, содержанию, методам, средствам обучения, характеру взаимодействия преподавателя (учителя) и обучаемых.

В настоящее время в учебном процессе средней школы применяются разнообразные формы организации учебных занятий, которые по основной дидактической цели делятся на четыре следующих вида:

· теоретическое обучение — лекции, семинары, конференции;

· смешанное обучение — уроки и экскурсии;

· практическое обучение;

· трудовое обучение.

Каждая форма выполняет свои специфические функции, не присущие другим формам учебных занятий.

Исторически сложившиеся системы обучения — система индивидуального обучения, классно-урочная, лекционно-семинарская.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Необходимо различать формы обучения и формы организации обучения. Формы обучения отражают способ взаимодействия педагога и обучающихся: индивидуальная форма, коллективная, индивидуально-групповая, парная, групповая (командная), парная.

Формы организации обучения – определенная конструкция отдельного относительно законченного звена обучения, который наполняется определенным содержанием и подчиняется конкретным целям. Такими формами выступают: урок, лекция, семинар, практическое занятие и т.д.

Основной формой обучения уже на протяжении нескольких столетий (возникла в к.17 века) является классно-урочная форма. Урок, несмотря на многие его недостатки, остается наиболее надежной и универсальной формой обучения в школе. Классно-урочную систему много раз пытались модернизировать, благодаря педагогам новаторам было обнаружено много интересных находок, однако ни один из найденных вариантов пока не мог заменить урок, а лишь помог обогатить и дополнить его.

В конце XVIII в. английский священник А.Белл и учитель Дж.Ланкастер разработали и внедрили в школах так называемую Белл-Ланкастерскую систему взаимного обучения, учитель сначала обучал старших, а потом старшие обучали младших. Несмотря на положительные стороны взаимного обучения, качество оказалось невысоким.

Созданная в конце XIX в. Мангеймская система (по названию г.Мангейм в Германии) была связана с разделением учебного процесса на потоки: для наиболее способных, детей со средними способностями, малоспособных и умственно отсталых.

В ХХ в. учительница Е.Паркхерст предложила систему, получившую название Дальтон-план (г.Далтон, США). Учащиеся в начале года получали задание и могли заниматься в лабораториях, мастерских, отчитываясь в установленное время о выполненных заданиях. Расписания не было, индивидуальная работа проводилась в присутствии учителя по свободному графику, но предметный принцип соблюдался. В советской школе 20-х г.г. индивидуальная работа была заменена на групповую, и метод получил название бригадно -лабораторный .

В наши дни идеи и методики Дальтон-плана были использованы в модели американской школы «Лидер», получившей некоторое распространение и в России. Известны также: план Трампа – сочетание лекционной системы с индивидуализированным обучением; метод «учебных единиц», при котором вводится гибкое расписание в зависимости от заявки учителя на время, необходимое на изучение определенной темы; проект «градуированные классы», когда ученик мог выходить за рамки учебного плана года обучения (например, по одному предмету обучаться по программе 9 класса, по другому – 10 класса). Современный урок имеет множество типов: вводный урок, урок закрепления материала, урок систематизации и обобщения материала, контрольно-проверочный урок, комбинированный урок, проблемный или проблемно-поисковый (М.Махмутов, И.Я.Лернер), эвристический урок (А.В.Хуторской) и т.д.

Для высшей школы основными формами проведения занятий являются лекция и семинар, возникшие еще в первых университетах Европы в 12-14 веках. Лекция (от лат. Lectio – чтение) тогда проходило как громкое чтение с комментариями научных и религиозных трактатов и сочинений, которые до появления книгопечатания были недоступны многим и непонятны. Но на протяжении веков ее роль изменялась, и теперь лекция – форма живого общения преподавателя со студентами. Критика, связанная с пассивной позицией студента, в определенной степени оправдана по отношению к сугубо информационной лекции, т.к. в настоящее время существует множество информационных современных носителей для обучения. Однако в силу того, что многие студенты, не обладающие опытом отбора и переработки множественной информации, затрудняются строить самостоятельно свое обучение, преподаватель выступает своеобразным лоцманом в этом информационном океане. К тому же, информация быстро устаревает, поэтому преподаватель может квалифицированно вносить свои коррективы в учебный материал. Современная лекция не только несет информацию, но и призвана формировать интерес к изучаемой сфере, учить анализировать и оценивать, раскрывает научные основы современных методик и технологий. Современная лекция зачастую теряет монологическую характеристику, у опытных преподавателей она превращается в живое общение с аудиторией, стимулируя и развивая мысль и сознание студентов.

Семинар – форма самостоятельной работы студентов с представлением ее результатов. В отличие от школьных уроков опроса изученного материала, семинар в вузе во многом не повторяет материал прочитанной лекции, а призван сформировать навыки самостоятельного изучения учебного материала студентами. Как и лекция, семинары часто проводятся в старших классах школы. Семинары и практические занятия выполняют несколько функций:

Текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов, их умение работать с первоисточниками;

Овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами и сообщениями; обоснования и защиты собственной точки зрения;

Обучение студентов правилам ведения дискуссий и умения слушать партнеров;

Выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов;

Выявление личностных особенностей студентов, которые могут позитивно или негативно сказаться на дальнейшем обучении.

Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагает овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности.

Под методом понимается способ совместной деятельности педагога и воспитанников в процессе постановки и решения образовательных задач. При проектировании процесса метод выступает как модель предстоящей деятельности. Метод можно определить также и как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучающихся при решении задач образования.

Прием – часть, элемент метода и в то же время его конкретное воплощение. Характер используемых приемов во многом определяет суть метода. Например, рассказ педагога может воплотиться через приемы описания, повествования, драматизации, а может использоваться через приемы рассуждений, сопоставлений, анализа ситуаций; метод беседы – через вопросы, требующие воспроизведения, самостоятельного поиска обучающимися ответов, а также через вопросы самих обучающихся. Использование различных приемов изменяет и характер метода. В первом случае это будет либо сообщающий, либо предметно-анализирующий рассказ. Во втором – повторительная или эвристическая беседа.

Методика обучения – совокупность методов и приемов. Методика может носить вариативный, динамичный характер в зависимости от характера учебного материала, контингента воспитанников, других условий образовательного процесса. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.

Технология – достаточно жестко фиксированная последовательность действий операций, гарантирующая получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения образовательных задач. В образовании ввиду сложности и неоднозначности решаемых задач технологии не носят универсального характера: на характер осуществления технологии оказывает влияние в первую очередь личность педагога. Педагогическая деятельность субъектна по своей природе, педагог всегда автор своей педагогической деятельности, поэтому жестко следовать алгоритму реализации технологии практически невозможно. Чаще педагог конструирует конкретную методику на основе выбранной технологии. Как мы понимаем, повторить авторскую педагогическую технологию невозможно, т.к. личность педагога становится компонентом этой технологии.