![Протезирование больных с отсутствием зубов. Классификация деформаций зубочелюстной системы Зубочелюстные аномалии и деформации](https://i0.wp.com/lit.na5bal.ru/pars_docs/refs/19/18779/18779_html_m2c3a103d.jpg)
Человеческий организм — это динамическая система, которая всегда реагирует на изменение внешних или внутренних условий. Это свойство называется адаптацией. Даже такая «незначительная» вещь, как разрушение зуба, запускает каскад реакций, которые в итоге могут привести к дисбалансу зубочелюстной системы. Почему это происходит и в чём проявляется?
Наши зубы стоят во рту не обособленно друг от друга, а объединены в зубные ряды определённой формы на верхней и нижней челюстях. В норме они имеют микроподвижность. За счет неё происходит перераспределение жевательной нагрузки по всему зубному ряду. Она обеспечивается специальными волокнами, которые удерживают зуб в кости. Без существования этого механизма всё жевательное давление приходилось бы только на какой-то определённый зуб. Со временем это вызывало бы его перегрузку, которая проявилась бы сколами зубов, стиранием или патологической подвижностью.
Во-вторых, зубные ряды позволяют нам общаться, т.к. от их целостности зависит звуковоспроизведение. Значительное разрушение или потеря зубов приводит к шепелявости.
Зубы человека различаются по форме в зависимости от места, которое они занимают в зубном ряду. Это определяется, в первую очередь, их функцией: передними зубами мы откусываем пищу, а задними пережевываем. Поэтому резцы и клыки имеют заострённую форму коронки, а моляры, наоборот, массивную коронковую часть с множеством бугорков. Форма и выраженность анатомической формы зубов определяет не только то, насколько эффективно они будет перетирать или откусывать пищу. Их анатомия определяет характер движений нижней челюсти, которые также зависят от строения височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц. Эти три элемента (зубы, мышцы и сустав) находятся в тесной взаимосвязи. При изменении одного из них, меняется функционирование двух остальных.
В результате потере или разрушения зуба меняются его контакты с зубом противоположной челюсти («окклюзионные контакты»), которые образуются при закрывании рта или пережевывании пищи.
Если зуб разрушен незначительно, то меняются единичные окклюзионные контакты. Если зуб удалён (или коронковая часть полностью разрушена), то окклюзионных контактов вообще нет. С точки зрения описанного выше, не имеет значения, один окклюзионный контакт нарушен или все. В любом случае зубочелюстная система начинает адаптироваться к новым условиям. В чём же заключается эта адаптация и как она проявляется клинически?
Последствия потери зубов :
К слову, окклюзионные контакты могут быть нарушены не только при потере зуба, но и в случае его травмы, неправильно установленной пломбе, повышенном стирании твердых тканей зуба, при пародонтите и т.д. Каждое из этих заболеваний вызывает не просто локальную проблему, а дисбаланс всей зубочелюстной системы. На этом видеоролике наглядно описаны процессы, происходящие после потери зуба.
Возникает при нарушении окклюзионных контактов в результате отсутствия зуба, его травмы, кариеса, старания и т.д. Соседние с дефектом зубы начинают смещаться и выдвигаться в сторону дефекта. Без соответствующей помощи это состояние только усугубляется, вовлекая в процесс все рядом стоящие зубы. Полностью очищать наклонившиеся зубы крайне сложно. Это приводит к появлению зубных отложений и кариеса на низ. Это, в свою очередь, провоцирует запуск каскада патологических реакций, описанных в статье « » и « ». Зубочелюстные деформации развиваются медленно, поэтому человек часто не замечает причинно-следственной связи между плохой гигиеной и потерей зубов, в результате которой появляется необходимость в протезирования.
Если зуб отсутствует, то окружающая его костная ткань «уходит»: истончается и уменьшается в объёме. Причина в том, что жевательная нагрузка, которую испытывал зуб, стимулировала окружающую его костную ткани, тем самым обеспечивалась адекватная поддержка зуба. После потери зуба исчезает надобность в этом и костная ткань атрофируется.
Раньше считалось, что причиной являются неправильные движения зубной щеткой. Сегодня доказано, что чаще всего они обусловлены повышенной нагрузкой на зубы в результате нарушения окклюзионный контактов.
В адаптации зубочелюстной системы к изменившимся условиям участвуют не только зубы и окружающие их ткани, но и жевательные мышцы, и височно-нижнечелюстной сустав. Жевательные мышцы изменяют траекторию движений нижней челюсти с целью обеспечить пережевывание пищи. Эти движения должны быть свободными и максимально эффективными: должно расходоваться минимально количество энергии. Из-за перестройки зубочелюстной системы могут появиться препятствия для движения нижней челюсти. В роли них могут оказаться завышающие контакты на пломбах или наклонившихся в результате деформации зубах: они могут блокировать боковые движения челюсти. С целью обойти мешающие участки, человек неосознанно изменяет характер функционирования жевательных мышцы. В результате меняется путь движения нижней челюсти: он становится более энергозатратным. Постоянное функционирование в подобных условиях приводит к гиперфункции жевательных мышц. Всё это сказывается и на височно-нижнечелюстном суставе. В результате в нём появляются щелчки, шумы, болезненность и даже ограничение открывания рта.
Пародонтит — это разрушение аппарата прикрепления зуба к кости. Этому заболеванию посвящена отдельная статья на этом сайте. Здесь же хочу остановиться на одной из причин появления этого заболевания. Как уже было сказано выше, наклонившиеся или выдвинувшиеся зубы гораздо сложнее очищать. Неудовлетворительная гигиена приводит к появлению на них зубных отложений, которые в свою очередь, провоцируют развитие пародонтита.
Более того, наклонившиеся зубы не могут полноценно участвовать в пережевывании пищи. Жевательная нагрузка на них, как правило, направлена не по оси зуба, а под углом. Со временем это становится результатом их перегрузки и опять-таки развития пародонтита у данных зубов.
Окклюзионные нарушения могут вызвать, на первый взгляд, такие не связанные со стоматологией симптомы, как частую головную боль, шум в ушах и головокружение.
Кариесом страдают более 90% людей по всему миру. Почему же у них у всех не возникают перечисленные проблемы? Это связано с большими адаптационными способностями организма. К сожалению, у любой адаптации есть предел. «Декомпенсация» развивается, когда зубочелюстная система уже не силах приспособиться и тогда происходит развитие событий по описанному выше сценарию.
Предотвратить развитие окклюзионный нарушений гораздо легче, чем справится со всеми их последствиями. Поэтому я призываю вас своевременно обращаться за стоматологической помощью. Отсутствие жалоб не означает отсутствие заболевания, поэтому не стоит пренебрегать каждые полгода.
На следующей странице вы узнаете, как проводится .
ГАОУ СПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
теоретического занятия
Тема: Аномалии зубочелюстной системы
МДК 04.01 « Технология изготовления ортодонтических аппаратов »
Группа: 132
специальность 310205
«Стоматология ортопедическая»
Преподаватель: Гоголева А.Х.
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК фармацевтических дисциплин
Протокол № ______ от „______” _______________ 2015г.______________
Председатель ЦМК Муллахметова В.Р.__________
Тема. Введение. Аномалии зубочелюстной системы.
Учебные цели:
После изучения данной темы студент должен знать:
1. Что изучает предмет «Ортодонтия».
2. Цели и задачи «Ортодонтии».
3. Классификации зубочелюстных аномалий по Д.А. Калвелису.
Воспитательные цели
:
Изучение данной темы способствует воспитанию:
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции,
соответствующие основному виду профессиональной деятельности:
Общее время занятия
– 2 часа
Оснащение занятия:
презентация, лекция, учебники, справочники, фантомы.
Форма организации лекции:
лекция подготовлена в монологическом варианте, с элементами беседы с использованием презентации.
План проведения занятия
№/п | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Вре-мя, |
||||
1 | Организационный этап. | Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы. | Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов. | 10 |
||||
2 | Изложение нового материала | Дать понятие ортодонтии и ее основных задач. | Создать мотив для изучения предмета ортодонтии. Активизировать познавательную деятельность студентов. | 10 |
||||
Основные этапы развития ортодонтии. | Способствовать формированию готовности получить необходимую информацию о развитии ортодонтии. | 5 |
||||||
Краткий исторический очерк о развития науки. Значение работ отечественных ученых в развитии ортодонтии. Классификация зубочелюстных аномалий по Д.А. Калвелису. | Сформировать мотив для изучения работ отечественных ученых. Активировать познавательную деятельность студентов для получения дополнительной информации по предмету. | 40 |
||||||
3 | Заключение | Подвести итоги, повторить основные положения лекции, ответить на вопросы студентов. | Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности зубного техника. | 20 |
||||
4 | Задание на дом | Освоение нового материала. | Способствовать формированию навыков организации собственной деятельности, выбора методов и способов выполнения профессиональных задач. | 3 |
||||
5 | Резерв времени преподавателя | 2 |
Тема. « Введение. Предмет и задачи ортодонтии »
План лекции
1. Понятие ортодонтии.
2. Краткий исторический очерк о развития науки. . Значение работ отечественных ученых в развитии ортодонтии.
3. Зубочелюстные аномалии: виды и классификация по Д.А. Калвелису.
4. Заключение.
Ортодонтия- это раздел стоматологии, изучающий этиологию, патогенез, ообенности зубочелюстных аномалий, методы их диагностики и лечения. Аномалии зубочелюстной системы занимают одну из первых мест среди заболеваний челюстно-лицевой области.
Первые сведения о лечении неправильно расположенных зубов относят к XVIII столетию. Исправление кривостоящих зубов получило в своё время название «Ортодонтия» (ortos- прямой, odus-, ontes- зуб). Этапы развития ортодонтии подразделяют на старую и новую школу. Новая школа связана с именем Э.Энгля. Для неё характерны следующие принципы: цель лечения- достижения идеальной окклюзии без удаления зубов; смыкание первых постоянных моляров- « ключ окклюзии»; предельный возраст для ортодонтического лечения- 7-40 лет; применения для лечения стандарстных механических аппаратов. Серьезный научный вклад отечественных ученых в ортодонтии относится к 30-м года и связан с именем А.Я. Катца. Большая заслуга в развитии ортодонтии принадлежит Н.И. Агапову. Лечение аномалий в основном осуществляется ортодонтическими аппаратами. Под воздействием таких аппаратов происходят сложные процессы перестройки в зубных и околозубных тканях, зубных дугах, альвеолярных отростках, височно- нижнечелюстных суставах.
На протяжении многих лет, начиная с 50-х годов, профессор Д.А. Калвелис занимался изучением биоморфологических основ ортодонтического лечения. По мнению Д.А.Калвелиса, весь комплекс морфологических изменения в зубочелюстной системе при ортодонтическом лечении можно разделить на 4 основные группы: 1) Морфологические основы ортопедического перемещения зубов; 2) Тканевые преобразования в области срединного небного шва; 3) Трансформация челюстной кости в результате нагрузки; 4) Тканевые преобразования при сагиттальном перемещении зубных рядов и челюстей.
Большой вклад в развитие ортодонтии внесли такие ученые: В.Ю. Курляндский (опубликовыл монографию « Зубочелюстные аномалии детей и методы их лечения»), профессор Х.А. Каламкаров (« Влияние перестройки молочного прикуса функционально-действующей ортодонтической аппаратурой, нарост челюстных костей и формирование постоянного прикуса», « Клинико- экспериментальное изучение функциональной перегрузки зубов», « Морфологическая перестройка челюстно- лицевой системы при перемещении нижней челюсти в период молочного прикуса»), Л.В. Ильина-Маркосян (« Зубное и челюстное протезирование у детей», « Профилактическое значение зубного протезирования у детей и подростков и подготовка к нему полости рта»), Ф.Я. Хорошилкина (« Аномалии положения верхних боковых резцов и клыков и методы их лечения», «Функциональные методы лечения в ортодонтии»).
История развития отечественной ортодонтии показывает, что за сравнительно короткий промежуток времени ученые и практики смогли создать прочную теоретическую основу современной ортодонтии.
Аномалии зубных рядов характеризуются изменением их типичной формы и длины. Изменение формы зубных дуг во фронтальном участке отрицательно отражается на внешности и психологическом состоянии больных. Отклонения от нормы в строении и форме зубных рядов могут быть в трех взаимно перпендикулярных направлениях: вертикальном, сагитальном и трансверзальном. Основными этиологическими факторами аномалий формы зубных дуг являются недоразвитие челюстей и их деформации, вызванные болезнями раннего детского возраста. Различают следующие виды аномалий зубного ряда: нарушения формы и размера зубных рядов. Нарушения последовательности расположения зубов, симметричности их положения, а также контактов между смежными зубами приводят к аномалиям формы и размера зубных рядов. Существуют клинические признаки аномалий зубных рядов и антропометрические объективные методы их диагностики. Клиническую диагностику аномалий зубных рядов проводят при осмотре полости рта, антропометрическую – на гипсовых моделях челюстей с помощью измерителя, циркуля и линейки. В любом возрасте ребёнка зубы в зубном ряду должны располагаться в последовательности определяемой зубной формулой. Транспозиция нарушает строение зубного ряда, расположение зубов вне зубного ряда нарушает его очертания, форму, а также окклюзию. В зависимости от возраста ребёнка зубы в зубном ряду могут располагаться плотно или редко. У детей 2,5-4 лет зубы должны располагаться плотно. Если количество молочных зубов, а также ширина коронок меньше, чем в норме, то наличие промежутков между зубами у детей 4-6 лет считается признаком нормы. Появление диастем и трем обусловлено ростом альвеолярных отростков, вызванным предстоящим прорезыванием более крупных резцов и клыков. Однако, наличие трем может быть вызвано также уменьшением количества и размера коронок молочных зубов, неправильным их положением, увеличением размера зубного ряда. Постоянные зубы должны обязательно контактировать между собой своими боковыми поверхностями. Наличие трем и диастем между постоянными зубами аномальным явлением и выделено в отдельную нозологическую форму. Скученность молочных зубов – явление редкое, тогда как постоянных – довольно частое. Причиной скученности зубов обычно является уменьшением зубного ряда, реже – увеличение количества зубов и мезиодистального размера их коронок. К аномалиям зубных рядов относится нарушение их формы. Известно, что молочные зубы в норме располагаются в форме полукруга. После прорезывания постоянных боковых зубов, верхний зубной ряд приобретает форму полуэллипса, нижний – параболы. Клинически форма зубного ряда оценивается путём осмотра его при широко открытом рте и мысленного сравнения с указанными геометрическими фигурами. Деформация формы зубных рядов может быть разнообразной. Обычно нарушение формы обозначают описательными терминами: уплощенная, вытянутая, седловидная или гитарообразная, треугольная, трапециевидная. Иногда зубной ряд имеет ассиметричную форму. Неправильное строение зубного ряда может наблюдаться на всем его протяжении, а также в отдельных участках: изменения в разных участках могут быть одинаковыми или разными по величине и направлению. Деформация зубных рядов многообразна, скученность зубов в одном участке может сочетаться с тремами в другом участке. Изменения верхнего и нижнего зубных рядов могут быть не связаны между собой.
Д.А. Калвелис (1957) предложил классификацию зубочелюстных аномалий, включающую три раздела: аномалии отдельных зубов, аномалии зубных рядов и аномалии прикуса.
I . Аномалии отдельных зубов.
1. Аномалии числа зубов:
а) Адентия – частичная(гиподонтия) и полная;
б) Сверхкомплектные зубы (гипердонтия).
2. Аномалии величины и формы зубов;
а) гигантские зубы;
б) шиловидные зубы;
в) зубы уродливой формы;
г) зубы Гетчинсона, Фурнье.
3. Аномалии структуры твердых тканей зубов: гипоплозия зубных коронок.
4. Нарушение сроков прорезывания зубов:
а) преждевременное прорезывание зубов;
б) запоздалое прорезывание зубов.
II . Аномалии зубных рядов.
1.Аномалии положения отдельных зубов:
а) вестиулярно-щечное прорезывание зубов:
б) небно-язычное прорезывание зубов;
в) медиальное прорезывание зубов;
г) дистальное прорезывание зубов;
д) низкое положение зубов (инфраокклюзия);
е) высокое положение зубов (супраокклюзия);
ж) поворот зуба (тортоаномалия);
з) транспозиция зубов;
и) дистопия верхних клыков.
2. Скученное положение зубов.
3. Тремы между зубами (диастема).
4. Аномалии формы зубных рядов:
а) суженный зубной ряд;
б) седлообразно сдавленный зубной ряд;
в) V -образная форма зубного ряда;
г) ассиметричный зубной ряд.
III
. Аномалии прикуса.
1.Сагиттальные аномалии прикуса:
а) прогнатия;
б) прогения.
2.Трансверзальные аномалии прикуса:
а) суженные зубные ряды;
б) несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов:
- нарушение соотношений боковых зубов с обеих сторон
(двухсторонний перекрестный прикус);
- нарушение соотношений боковых зубов с одной стороны
(косой или односторонний перекрестный прикус).
3. Вертикальные аномалии прикуса:
а) глубокий прикус
- перекрывающий прикус;
- комбинированный прикус с прогнатией (крышеобразный);
б) открытый прикус
- истинный прикус (рахитичесикий)
- травматический прикус (вследствие дурных привычек).
Основные источники:
В первый период нарушения целости зубных рядов каких-либо видимых или устанавливаемых рентгенологически изменений в зубных рядах или опорном аппарате зубов, даже расположенных рядом с образовавшимся дефектом, не отмечается.
Признаки функциональной патологии возникают незаметно и прогрессивно нарастают. Они выражены тем резче, чем значительнее дефект и чем больше времени прошло с момента его возникновения.
Главными признаками функциональной патологии при вторичной частичной адентии следует считать: а) смещение зубов; б) появление атрофии лунок; в) возникновение патологической подвижности зубов; г) появление воспаления в пародонте.
Смещение зубов. Изменения в расположении зубов (рис. 292) и форме зубных дуг, сроки проявления которых зависят от общей реактивности организма, при частичных дефектах обусловливаются главным образом внешними влияниями: при обработке пищи во рту создается разность напряжения в пародонтальных тканях у зубов, имеющих и не имеющих антагонистов или соседних зубов. Наклон зубов обусловлен давлением на зуб, падающим не по вертикальной его оси. Вертикальное перемещение антагонистов возникает в связи с образованием места наименьшего сопротивления для сил тканевого и межтканевого напряжения в пародонтальных тканях. Механизм вертикального перемещения зубов можно объяснить импульсами, возникающими при сжатии челюстей и поступающими к альвеолярному отростку (базальной дуге) через зубы, стоящие рядом с зубом, лишенным антагониста. Возникающее во время сжатия челюстей давление, передающееся через зуб опорным тканям, вызывает сдавливание системы костных балок и соответственное перемещение межтканевой жидкости в участок альвеолярного отростка, не воспринимающего непосредственное давление. Это внутритканевое напряжение, регулируемое центральной нервной системой через нервные приборы пародонта, и является фактором, заставляющим зуб смещаться вертикально по направлению к месту наименьшего сопротивления, что в литературе получило наименование феномена Попова-Годона. Жевательное давление и образуемое в связи с этим межтканевое и тканевое напряжение являются сильными раздражителями. В результате одновременно с вертикальным перемещением зуба происходят рост и перестройка пародонта.
При хорошей адаптации организма, что особенно выражено в молодом возрасте, происходящая перестройка в пародонте закрепляется на долгий срок. Однако со временем в связи с отсутствием функции или недостаточной функцией пародонтальные ткани подвергаются атрофии и зуб постепенно обнажается.
Рис. 292. Классификация деформаций зубных рядов по Курляндскому.
1 - односторонняя; 2 - двусторонняя; 3 - перекрестная; 4 - общая деформация прикуса.
Травматический узел . Этим термином определяют образование в том или ином участке зубного ряда травматической перегрузки.
Различают прямой и отраженный травматический узел.
Прямой травматический узел (рис. 293) характеризует декомпенсированное состояние пораженной зубочелюстной системы. При частичных дефектах в зубных рядах состояние декомпенсации характеризуется наклоном зубов в сторону дефекта зубного ряда, деструкцией зубных рядов, что выражено в нарушении контактных пунктов между зубами (образуются промежутки). Вследствие этого десневой край теряет свою естественную защиту от давления пищи. В области наклоненных зубов образуется деструкция кости альвеолярного отростка, а в более поздних стадиях - патологический десневой костный карман. Все это является следствием возникновения неблагоприятных условий для восприятия жевательной нагрузки пародонтом наклоненных зубов. Сначала эти явления отражаются на пародонте примыкающих к дефекту зубов, а затем вовлекается пародонт всего зубного ряда.
Рис. 293. Прямой травматический узел при интактных зубных рядах.
Механизм образования травматического узла при дефекте в зубном ряду можно проследить по схеме. Если считать, что при условии целостности зубного ряда и его опорного аппарата зуб воспринимает жевательную нагрузку и полностью ее амортизирует, имея еще запас резервных сил, то в случае нарушения целостности зубного ряда возникающая вертикальная нагрузка не амортизируется в дистальном или медиальном направлении (в зависимости от стороны, с которой образовался дефект). Этому способствует потеря контактного пункта и возникающая в связи с этим перегрузка стенки альвеолы со стороны дефекта, на которую падает основное давление. Для пояснения представим себе, что сила сопротивления пародонта равна возникающей вертикальной нагрузке, тогда устанавливается равновесие сил (N -N) , где Р (сила нагрузки) равно или меньше сопротивления сил пародонтальных тканей. В этом случае сила Р направлена по оси симметрии (N-N) зуба (рис. 294,а). Это равновесие определяется наличием контактных пунктов и физиологической сопротивляемости окружающих зуб тканей.
При нарушении целостности зубного ряда наиболее слабым местом буду т стенки альвеолярного отростка со стороны дефекта (рис. 294,6).
Рис. 294. Схема действия сил на зубы и механизм их смещения,
а - сила направлена по оси; б, в - наклон зуба в сторону дефекта.
Как следует из схемы, направление силы Р в этом случае составляет угол а с осью зуба (N-N) , что соответствует направлению силы, падающей на зуб во время жевания. При отсутствии рядом стоящего зуба (контактного пункта), когда действующая сила Р разлагается на составляющую ее силу Р, действующую по оси N -N, и силу Р2, действующую по направлению, перпендикулярному N -N, именно стенки альвеолярного отростка со стороны отсутствующего зуба оказываются резко перегруженными: при этом чем больше угол а, тем больше перегрузка. Это объясняется тем, что при увеличении угла а соотношения между Р, и Р2 резко меняются в сторону увеличения Р2, исходя из того, что:
Следовательно, по оси зуба действует сила Р, и перпендикулярно ей - сила Р2 (см. рис. 294,6). При действии этих сил (Р, и Р2) наибольшее давление буде т падать на проксимальную стенку альвеолярного отростка со стороны отсутствующего зуба (точки А и В на рис. 294,в). Действие сил Р и Р2 прогрессивно увеличивается по мере ослабления апроксимальных стенок альвеолярного отростка; этому в значительной степени способствует и давление пищи непосредственно на альвеолярный отросток в области отсутствующего зуба.
Рис. 295. Перекрестный травматический узел.
Травматический узел может быть одиночным или множественным, локализующимся на одном или обоих зубных рядах. Топографически различают следующие травматические узлы: фронтальный, сагиттальный, фронтально-сагиттальный, парасагиттальный и перекрестный (рис. 295). Возникновение травматического узла обусловливает функциональную диссоциацию в зубочелюстной системе.
Типичными осложнениями при прямом травматическом узле являются воспаление в десневом крае (гингивит), развитие патологических десневых и костных карманов, появление в десневых карманах серозного или гнойного отделяемого, расплавление альвеолы, возникновение патологической подвижности зубов. В запущенных случаях отмечаются десневые абсцессы, периостит и остеомиелит челюсти. Эти осложнения возникают на фоне сниженной (угнетенной) функции пародонта в результате травматизации его повышенной нагрузкой. Они изучены в эксперименте на животных. В пародонте зубов, подвергшихся повышенному функциональному давлению, обнаружены венозный застой, стаз, диапедез эритроцитов, гиперемия, повышение тканевого и кровяного давления, кровоизлияния, остеокластическая резорбция кости, некроз кости, рассасывание цемента корня, гиперцементоз, атрофия одонтобластов и др. В нервной ткани пародонта наблюдались наплывы, гипераргентофилия, разволокнение, варикозные утолщения, вакуолизация, фрагментация и зернистый распад. Клинически в области перегруженных зубов обнаружены отек десны, появление патологической подвижности зубов.
Рис. 296. Отраженный травматический узел.
Отраженный травматический узел (рис. 296). Этим термином определяют такое патологическое состояние зубочелюстной системы, когда изменения в расположении фронтальных зубов, деструкция твердых тканей зубов и пародонта обусловлены происшедшими изменениями в обеих группах жевательных зубов.
Отраженный травматический узел образуется как в интактных зубных рядах, так и при нарушении их целости.
При частичных дефектах в зубных рядах к образованию отраженного травматического узла ведут потеря жевательных зубов на одной челюсти, перекрестная потеря жевательных зубов (на одной челюсти на правой стороне, на другой - на левой стороне или наоборот), потеря жевательных зубов на одной стороне челюсти и частичная потеря жевательных зубов на другой стороне. Отраженный травматический узел является типичной нозологической формой поражения зубочелюстной системы, характеризующейся определенным патологическим синдромом.
В связи с потерей упора на жевательных зубах все давление (жевательное и окклюзионное) передается на группы фронтальных зубов, в результате чего во фронтальном участке зубных рядов возникает перестройка. Возникающая перестройка типична для различных видов прикуса. При ортогнатии, бипрогнатии, чрезмерном развитии верхней челюсти, недоразвитии нижней челюсти давление (жевательное и окклюзионное) направлено перпендикулярно длинной оси зубов или в передний отдел неба. Нарушается режущебугорковый контакт между резцами. Режущий край зубов нижней челюсти упирается в пришеечную часть зубов верхней челюсти или в небо, где оставляет отпечатки, вызывая этим воспалительный процесс и образование патологического кармана. Поэтому зубы перемещаются лабиально, чем обусловливается выраженная прогнатия. Между зубами образуются тремы; пища, попадающая в тремы, ведет к атрофии вершин альвеол, часто вызывает в десневом крае воспалительный процесс с развитием патологических десневых и костных карманов. В связи с лабиальным перемещением зубов возникают типичные изменения с оральной и вестибулярной сторон в пародонте. С оральной стороны (сторона тяги) образуется патологический карман, корень зуба обнажается, с вестибулярной стороны (сторона давления) развивается атрофия лунки и мягких тканей или образуется избыточное количество мягких тканей на фоне атрофии лунки в виде валика с воспалительными явлениями. При прогении по тем же причинам лабиально перемещаются зубы нижней челюсти и возникает тот же патологический синдром; между зубами нижней челюсти образуются тремы, в связи с лабиальным перемещением зубов обнажаются их корни с оральной стороны, там же развиваются десневые и костные карманы. С лабиальной стороны образуются воспалительные валики в связи с атрофией лунки от давления.
Изменения в зубных рядах и их соотношениях при отраженном травматическом узле влияют на внешний вид лица. Фронтальные зубы выстоят из-под верхней губы. Эти изменения выражены наиболее резко, если в прикусе до образования отраженного травматического узла имела место прогнатия. Высота нижнего отдела лица обычно уменьшается, увеличивается просвет между зубами в покое, и, несмотря на это, губы с трудом покрывают зубы (впечатление укороченной верхней губы).
Возможность возникновения и развития различных патологических состояний в самой зубочелюстной системе, особенно при частичных дефектах в зубных рядах, требует специального тщательного исследования и изучения больного. Это важно для фиксации статуса, постановки диагноза, наблюдения динамических изменений, определения особенностей поражения, выяснения этиологии и составления плана лечения.
Обследование больных со сформированным прикусом, подлежащих ортопедическому лечению, независимо от характера и тяжести поражения производят по определенному плану.
Ортопедическая стоматология
Под редакцией члена-корреспондента РАМН, профессора В.Н.Копейкина, профессора М.З.Миргазизова
Множество этиопатогенетических факторов в Сочетании с индивидуальными особенностями организма служит причиной возникновения различных форм и вариантов зубочелюстных деформаций.
Необходима систематизация этих многообразных форм, так как она облегчает правильную постановку диагноза и выбор метода терапии.
Попытки систематизировать различные формы патологии и выделить их в отдельные нозологические единицы наблюдались уже на ранних этапах возникновения и развития ортодонтии. Отсюда понятно, что к настоящему времени насчитывается большое число классификаций аномалий зубочелюстной системы и методов их диагностики.
Первые попытки классифицировать деформации относятся к началу XIX столетия. Эти классификации построены на принципе определения правильного или неправильного положения отдельных зубов. Характер этих классификаций отражает присущие тому времени методы терапии, которые сводились лишь к лечению аномалий положения отдельных зубов (классификации Кней- зеля, Томма, Линдерера, Ломница и др. - цит. по И. Л. Злотнику).
Затем появились классификации аномалий прикуса, которые построены только на изучении соотношений фронтальных участков зубных дуг (классификации Штернфельда и Валькера- цит. по Злотнику).
Развитие ортодонтии, накопленигЧклинических данных по этиопатогенезу, изучение различных вариантов деформаций зубочелюстной системы побудило последующих авторов обратить внимание не только на соотноше-
ние зубных дуг во фронтальном участке, но и на артикуляцию боковых зубов, на их взаимоотношение при нормальной и патологической окклюзии.
Примером такой классификации может быть классификация Энгля. Хотя эта классификация не лишена недостатков, о которых мы будем говорить ниже, мы приведем ее подробно, так как она применяется иногда и в настоящее время.
Энгль классифицирует деформации зубочелюстной системы в зависимости от мезио-дистальных соотношений первых постоянных моляров обеих челюстей. Первый верхний моляр он назвал punctum fixum, а соотношение моляров - ключом окклюзии.
Энгль делит все аномалии прикуса на три класса.
а) гипоплазия (причина: рахит, тетания, диспепсия, тяжелые детские инфекционные заболевания, сифилис).
4. Нарушения процесса прорезывания зубов
а) преждевременное прорезывание зубов;
б) запоздалое прорезывание зубов - вследствие:
а по трансверзали - односторонний и двухсторонний косой прикусы.
Исходя из симптоматологии, аномалии прикуса в сагиттальном направлении делятся по этой классификации еще на отдельные формы.
Дистальный прикус имеет следующие четыре формы?