Протезирование больных с отсутствием зубов. Классификация деформаций зубочелюстной системы Зубочелюстные аномалии и деформации

Протезирование больных с отсутствием зубов. Классификация деформаций зубочелюстной системы Зубочелюстные аномалии и деформации


Человеческий организм — это динамическая система, которая всегда реагирует на изменение внешних или внутренних условий. Это свойство называется адаптацией. Даже такая «незначительная» вещь, как разрушение зуба, запускает каскад реакций, которые в итоге могут привести к дисбалансу зубочелюстной системы. Почему это происходит и в чём проявляется?

Сила в единстве

Наши зубы стоят во рту не обособленно друг от друга, а объединены в зубные ряды определённой формы на верхней и нижней челюстях. В норме они имеют микроподвижность. За счет неё происходит перераспределение жевательной нагрузки по всему зубному ряду. Она обеспечивается специальными волокнами, которые удерживают зуб в кости. Без существования этого механизма всё жевательное давление приходилось бы только на какой-то определённый зуб. Со временем это вызывало бы его перегрузку, которая проявилась бы сколами зубов, стиранием или патологической подвижностью.

Во-вторых, зубные ряды позволяют нам общаться, т.к. от их целостности зависит звуковоспроизведение. Значительное разрушение или потеря зубов приводит к шепелявости.

Зубы человека различаются по форме в зависимости от места, которое они занимают в зубном ряду. Это определяется, в первую очередь, их функцией: передними зубами мы откусываем пищу, а задними пережевываем. Поэтому резцы и клыки имеют заострённую форму коронки, а моляры, наоборот, массивную коронковую часть с множеством бугорков. Форма и выраженность анатомической формы зубов определяет не только то, насколько эффективно они будет перетирать или откусывать пищу. Их анатомия определяет характер движений нижней челюсти, которые также зависят от строения височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц. Эти три элемента (зубы, мышцы и сустав) находятся в тесной взаимосвязи. При изменении одного из них, меняется функционирование двух остальных.

Что происходит при разрушении или потере зуба?

В результате потере или разрушения зуба меняются его контакты с зубом противоположной челюсти («окклюзионные контакты»), которые образуются при закрывании рта или пережевывании пищи.

Если зуб разрушен незначительно, то меняются единичные окклюзионные контакты. Если зуб удалён (или коронковая часть полностью разрушена), то окклюзионных контактов вообще нет. С точки зрения описанного выше, не имеет значения, один окклюзионный контакт нарушен или все. В любом случае зубочелюстная система начинает адаптироваться к новым условиям. В чём же заключается эта адаптация и как она проявляется клинически?

Последствия потери зубов :

  • Зубочелюстные деформации;
  • Затрудненная гигиена полости рта, что чаще всего приводит к кариесу зубов;
  • Мышечно-суставные нарушения;
  • Стирание или подвижность деформированных зубов;
  • Клиновидные дефекты;
  • Атрофия костной ткани челюсти в участке отсутствующего зуба;

К слову, окклюзионные контакты могут быть нарушены не только при потере зуба, но и в случае его травмы, неправильно установленной пломбе, повышенном стирании твердых тканей зуба, при пародонтите и т.д. Каждое из этих заболеваний вызывает не просто локальную проблему, а дисбаланс всей зубочелюстной системы. На этом видеоролике наглядно описаны процессы, происходящие после потери зуба.

1. Зубочелюстная деформация

Возникает при нарушении окклюзионных контактов в результате отсутствия зуба, его травмы, кариеса, старания и т.д. Соседние с дефектом зубы начинают смещаться и выдвигаться в сторону дефекта. Без соответствующей помощи это состояние только усугубляется, вовлекая в процесс все рядом стоящие зубы. Полностью очищать наклонившиеся зубы крайне сложно. Это приводит к появлению зубных отложений и кариеса на низ. Это, в свою очередь, провоцирует запуск каскада патологических реакций, описанных в статье « » и « ». Зубочелюстные деформации развиваются медленно, поэтому человек часто не замечает причинно-следственной связи между плохой гигиеной и потерей зубов, в результате которой появляется необходимость в протезирования.

2. Атрофия костной ткани

Если зуб отсутствует, то окружающая его костная ткань «уходит»: истончается и уменьшается в объёме. Причина в том, что жевательная нагрузка, которую испытывал зуб, стимулировала окружающую его костную ткани, тем самым обеспечивалась адекватная поддержка зуба. После потери зуба исчезает надобность в этом и костная ткань атрофируется.

2. Клиновидные дефекты

Раньше считалось, что причиной являются неправильные движения зубной щеткой. Сегодня доказано, что чаще всего они обусловлены повышенной нагрузкой на зубы в результате нарушения окклюзионный контактов.

3. Гиперфункция жевательных мышц

В адаптации зубочелюстной системы к изменившимся условиям участвуют не только зубы и окружающие их ткани, но и жевательные мышцы, и височно-нижнечелюстной сустав. Жевательные мышцы изменяют траекторию движений нижней челюсти с целью обеспечить пережевывание пищи. Эти движения должны быть свободными и максимально эффективными: должно расходоваться минимально количество энергии. Из-за перестройки зубочелюстной системы могут появиться препятствия для движения нижней челюсти. В роли них могут оказаться завышающие контакты на пломбах или наклонившихся в результате деформации зубах: они могут блокировать боковые движения челюсти. С целью обойти мешающие участки, человек неосознанно изменяет характер функционирования жевательных мышцы. В результате меняется путь движения нижней челюсти: он становится более энергозатратным. Постоянное функционирование в подобных условиях приводит к гиперфункции жевательных мышц. Всё это сказывается и на височно-нижнечелюстном суставе. В результате в нём появляются щелчки, шумы, болезненность и даже ограничение открывания рта.

4. Пародонтит

Пародонтит — это разрушение аппарата прикрепления зуба к кости. Этому заболеванию посвящена отдельная статья на этом сайте. Здесь же хочу остановиться на одной из причин появления этого заболевания. Как уже было сказано выше, наклонившиеся или выдвинувшиеся зубы гораздо сложнее очищать. Неудовлетворительная гигиена приводит к появлению на них зубных отложений, которые в свою очередь, провоцируют развитие пародонтита.

Более того, наклонившиеся зубы не могут полноценно участвовать в пережевывании пищи. Жевательная нагрузка на них, как правило, направлена не по оси зуба, а под углом. Со временем это становится результатом их перегрузки и опять-таки развития пародонтита у данных зубов.

5. Головная боль, шум в ушах, головокружение

Окклюзионные нарушения могут вызвать, на первый взгляд, такие не связанные со стоматологией симптомы, как частую головную боль, шум в ушах и головокружение.

Заключение

Кариесом страдают более 90% людей по всему миру. Почему же у них у всех не возникают перечисленные проблемы? Это связано с большими адаптационными способностями организма. К сожалению, у любой адаптации есть предел. «Декомпенсация» развивается, когда зубочелюстная система уже не силах приспособиться и тогда происходит развитие событий по описанному выше сценарию.

Предотвратить развитие окклюзионный нарушений гораздо легче, чем справится со всеми их последствиями. Поэтому я призываю вас своевременно обращаться за стоматологической помощью. Отсутствие жалоб не означает отсутствие заболевания, поэтому не стоит пренебрегать каждые полгода.

На следующей странице вы узнаете, как проводится .


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РТ

ГАОУ СПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка

теоретического занятия

Тема: Аномалии зубочелюстной системы

МДК 04.01 « Технология изготовления ортодонтических аппаратов »

Группа: 132

специальность 310205

«Стоматология ортопедическая»
Преподаватель: Гоголева А.Х.

Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК фармацевтических дисциплин

Протокол № ______ от „______” _______________ 2015г.______________

Председатель ЦМК Муллахметова В.Р.__________

Тема. Введение. Аномалии зубочелюстной системы.

Учебные цели:

После изучения данной темы студент должен знать:

1. Что изучает предмет «Ортодонтия».

2. Цели и задачи «Ортодонтии».

3. Классификации зубочелюстных аномалий по Д.А. Калвелису.
Воспитательные цели :

Изучение данной темы способствует воспитанию:


  1. Чувства профессиональной гордости.
2.Любви к профессии зубного техника.
В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:

Общее время занятия – 2 часа
Оснащение занятия: презентация, лекция, учебники, справочники, фантомы.
Форма организации лекции: лекция подготовлена в монологическом варианте, с элементами беседы с использованием презентации.

План проведения занятия


№/п

Название

этапа


Описание

этапа


Цель этапа

Вре-мя,

1

Организационный этап.

Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.

Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов.

10

2

Изложение нового материала

Дать понятие ортодонтии и ее основных задач.

Создать мотив для изучения предмета ортодонтии. Активизировать познавательную деятельность студентов.

10

Основные этапы развития ортодонтии.

Способствовать формированию готовности получить необходимую информацию о развитии ортодонтии.

5

Краткий исторический очерк о развития науки. Значение работ отечественных ученых в развитии ортодонтии. Классификация зубочелюстных аномалий по Д.А. Калвелису.

Сформировать мотив для изучения работ отечественных ученых. Активировать познавательную деятельность студентов для получения дополнительной информации по предмету.

40

3

Заключение

Подвести итоги, повторить основные положения лекции, ответить на вопросы студентов.

Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности зубного техника.

20

4

Задание на дом

Освоение нового материала.

Способствовать формированию навыков организации собственной деятельности, выбора методов и способов выполнения профессиональных задач.

3

5

Резерв времени преподавателя

2

Тема. « Введение. Предмет и задачи ортодонтии »

План лекции

1. Понятие ортодонтии.

2. Краткий исторический очерк о развития науки. . Значение работ отечественных ученых в развитии ортодонтии.

3. Зубочелюстные аномалии: виды и классификация по Д.А. Калвелису.

4. Заключение.

Ортодонтия- это раздел стоматологии, изучающий этиологию, патогенез, ообенности зубочелюстных аномалий, методы их диагностики и лечения. Аномалии зубочелюстной системы занимают одну из первых мест среди заболеваний челюстно-лицевой области.

Первые сведения о лечении неправильно расположенных зубов относят к XVIII столетию. Исправление кривостоящих зубов получило в своё время название «Ортодонтия» (ortos- прямой, odus-, ontes- зуб). Этапы развития ортодонтии подразделяют на старую и новую школу. Новая школа связана с именем Э.Энгля. Для неё характерны следующие принципы: цель лечения- достижения идеальной окклюзии без удаления зубов; смыкание первых постоянных моляров- « ключ окклюзии»; предельный возраст для ортодонтического лечения- 7-40 лет; применения для лечения стандарстных механических аппаратов. Серьезный научный вклад отечественных ученых в ортодонтии относится к 30-м года и связан с именем А.Я. Катца. Большая заслуга в развитии ортодонтии принадлежит Н.И. Агапову. Лечение аномалий в основном осуществляется ортодонтическими аппаратами. Под воздействием таких аппаратов происходят сложные процессы перестройки в зубных и околозубных тканях, зубных дугах, альвеолярных отростках, височно- нижнечелюстных суставах.

На протяжении многих лет, начиная с 50-х годов, профессор Д.А. Калвелис занимался изучением биоморфологических основ ортодонтического лечения. По мнению Д.А.Калвелиса, весь комплекс морфологических изменения в зубочелюстной системе при ортодонтическом лечении можно разделить на 4 основные группы: 1) Морфологические основы ортопедического перемещения зубов; 2) Тканевые преобразования в области срединного небного шва; 3) Трансформация челюстной кости в результате нагрузки; 4) Тканевые преобразования при сагиттальном перемещении зубных рядов и челюстей.

Большой вклад в развитие ортодонтии внесли такие ученые: В.Ю. Курляндский (опубликовыл монографию « Зубочелюстные аномалии детей и методы их лечения»), профессор Х.А. Каламкаров (« Влияние перестройки молочного прикуса функционально-действующей ортодонтической аппаратурой, нарост челюстных костей и формирование постоянного прикуса», « Клинико- экспериментальное изучение функциональной перегрузки зубов», « Морфологическая перестройка челюстно- лицевой системы при перемещении нижней челюсти в период молочного прикуса»), Л.В. Ильина-Маркосян (« Зубное и челюстное протезирование у детей», « Профилактическое значение зубного протезирования у детей и подростков и подготовка к нему полости рта»), Ф.Я. Хорошилкина (« Аномалии положения верхних боковых резцов и клыков и методы их лечения», «Функциональные методы лечения в ортодонтии»).

История развития отечественной ортодонтии показывает, что за сравнительно короткий промежуток времени ученые и практики смогли создать прочную теоретическую основу современной ортодонтии.

Аномалии зубных рядов характеризуются изменением их типичной формы и длины. Изменение формы зубных дуг во фронтальном участке отрицательно отражается на внешности и психологическом состоянии больных. Отклонения от нормы в строении и форме зубных рядов могут быть в трех взаимно перпендикулярных направлениях: вертикальном, сагитальном и трансверзальном. Основными этиологическими факторами аномалий формы зубных дуг являются недоразвитие челюстей и их деформации, вызванные болезнями раннего детского возраста. Различают следующие виды аномалий зубного ряда: нарушения формы и размера зубных рядов. Нарушения последовательности расположения зубов, симметричности их положения, а также контактов между смежными зубами приводят к аномалиям формы и размера зубных рядов. Существуют клинические признаки аномалий зубных рядов и антропометрические объективные методы их диагностики. Клиническую диагностику аномалий зубных рядов проводят при осмотре полости рта, антропометрическую – на гипсовых моделях челюстей с помощью измерителя, циркуля и линейки. В любом возрасте ребёнка зубы в зубном ряду должны располагаться в последовательности определяемой зубной формулой. Транспозиция нарушает строение зубного ряда, расположение зубов вне зубного ряда нарушает его очертания, форму, а также окклюзию. В зависимости от возраста ребёнка зубы в зубном ряду могут располагаться плотно или редко. У детей 2,5-4 лет зубы должны располагаться плотно. Если количество молочных зубов, а также ширина коронок меньше, чем в норме, то наличие промежутков между зубами у детей 4-6 лет считается признаком нормы. Появление диастем и трем обусловлено ростом альвеолярных отростков, вызванным предстоящим прорезыванием более крупных резцов и клыков. Однако, наличие трем может быть вызвано также уменьшением количества и размера коронок молочных зубов, неправильным их положением, увеличением размера зубного ряда. Постоянные зубы должны обязательно контактировать между собой своими боковыми поверхностями. Наличие трем и диастем между постоянными зубами аномальным явлением и выделено в отдельную нозологическую форму. Скученность молочных зубов – явление редкое, тогда как постоянных – довольно частое. Причиной скученности зубов обычно является уменьшением зубного ряда, реже – увеличение количества зубов и мезиодистального размера их коронок. К аномалиям зубных рядов относится нарушение их формы. Известно, что молочные зубы в норме располагаются в форме полукруга. После прорезывания постоянных боковых зубов, верхний зубной ряд приобретает форму полуэллипса, нижний – параболы. Клинически форма зубного ряда оценивается путём осмотра его при широко открытом рте и мысленного сравнения с указанными геометрическими фигурами. Деформация формы зубных рядов может быть разнообразной. Обычно нарушение формы обозначают описательными терминами: уплощенная, вытянутая, седловидная или гитарообразная, треугольная, трапециевидная. Иногда зубной ряд имеет ассиметричную форму. Неправильное строение зубного ряда может наблюдаться на всем его протяжении, а также в отдельных участках: изменения в разных участках могут быть одинаковыми или разными по величине и направлению. Деформация зубных рядов многообразна, скученность зубов в одном участке может сочетаться с тремами в другом участке. Изменения верхнего и нижнего зубных рядов могут быть не связаны между собой.

Д.А. Калвелис (1957) предложил классификацию зубочелюстных аномалий, включающую три раздела: аномалии отдельных зубов, аномалии зубных рядов и аномалии прикуса.

I . Аномалии отдельных зубов.

1. Аномалии числа зубов:

а) Адентия – частичная(гиподонтия) и полная;

б) Сверхкомплектные зубы (гипердонтия).

2. Аномалии величины и формы зубов;

а) гигантские зубы;

б) шиловидные зубы;

в) зубы уродливой формы;

г) зубы Гетчинсона, Фурнье.

3. Аномалии структуры твердых тканей зубов: гипоплозия зубных коронок.

4. Нарушение сроков прорезывания зубов:

а) преждевременное прорезывание зубов;

б) запоздалое прорезывание зубов.

II . Аномалии зубных рядов.

1.Аномалии положения отдельных зубов:

а) вестиулярно-щечное прорезывание зубов:

б) небно-язычное прорезывание зубов;

в) медиальное прорезывание зубов;

г) дистальное прорезывание зубов;

д) низкое положение зубов (инфраокклюзия);

е) высокое положение зубов (супраокклюзия);

ж) поворот зуба (тортоаномалия);

з) транспозиция зубов;

и) дистопия верхних клыков.

2. Скученное положение зубов.

3. Тремы между зубами (диастема).

4. Аномалии формы зубных рядов:

а) суженный зубной ряд;

б) седлообразно сдавленный зубной ряд;

в) V -образная форма зубного ряда;

г) ассиметричный зубной ряд.

III . Аномалии прикуса.

1.Сагиттальные аномалии прикуса:

а) прогнатия;

б) прогения.

2.Трансверзальные аномалии прикуса:

а) суженные зубные ряды;

б) несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов:

- нарушение соотношений боковых зубов с обеих сторон

(двухсторонний перекрестный прикус);

- нарушение соотношений боковых зубов с одной стороны

(косой или односторонний перекрестный прикус).

3. Вертикальные аномалии прикуса:

а) глубокий прикус

- перекрывающий прикус;

- комбинированный прикус с прогнатией (крышеобразный);

б) открытый прикус

- истинный прикус (рахитичесикий)

- травматический прикус (вследствие дурных привычек).

Основные источники:


  1. В.Н. Копейкин, Л.М. Демнер «Зубопротезная техника» 2009г.

  2. М.М. Расулова, Т.И. Ибрагимова, И.Ю. Лебеденко «Зубопротезная техника» 2009г.

  3. Л.С. Персин «Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий» 2010г.

В первый период нарушения целости зубных рядов каких-либо видимых или устанавливаемых рентгенологически изменений в зубных рядах или опорном аппарате зубов, даже расположенных рядом с образовавшимся дефектом, не отмечается.

Признаки функциональной патологии возникают незаметно и прогрессивно нарастают. Они выражены тем резче, чем значительнее дефект и чем больше времени прошло с момента его возникновения.

Главными признаками функциональной патологии при вторичной частичной адентии следует считать: а) смещение зубов; б) появление атрофии лунок; в) возникновение патологической подвижности зубов; г) появление воспаления в пародонте.

Смещение зубов. Изменения в расположении зубов (рис. 292) и форме зубных дуг, сроки проявления которых зависят от общей реактивности организма, при частичных дефектах обусловливаются главным образом внешними влияниями: при обработке пищи во рту создается разность напряжения в пародонтальных тканях у зубов, имеющих и не имеющих антагонистов или соседних зубов. Наклон зубов обусловлен давлением на зуб, падающим не по вертикальной его оси. Вертикальное перемещение антагонистов возникает в связи с образованием места наименьшего сопротивления для сил тканевого и межтканевого напряжения в пародонтальных тканях. Механизм вертикального перемещения зубов можно объяснить импульсами, возникающими при сжатии челюстей и поступающими к альвеолярному отростку (базальной дуге) через зубы, стоящие рядом с зубом, лишенным антагониста. Возникающее во время сжатия челюстей давление, передающееся через зуб опорным тканям, вызывает сдавливание системы костных балок и соответственное перемещение межтканевой жидкости в участок альвеолярного отростка, не воспринимающего непосредственное давление. Это внутритканевое напряжение, регулируемое центральной нервной системой через нервные приборы пародонта, и является фактором, заставляющим зуб смещаться вертикально по направлению к месту наименьшего сопротивления, что в литературе получило наименование феномена Попова-Годона. Жевательное давление и образуемое в связи с этим межтканевое и тканевое напряжение являются сильными раздражителями. В результате одновременно с вертикальным перемещением зуба происходят рост и перестройка пародонта.

При хорошей адаптации организма, что особенно выражено в молодом возрасте, происходящая перестройка в пародонте закрепляется на долгий срок. Однако со временем в связи с отсутствием функции или недостаточной функцией пародонтальные ткани подвергаются атрофии и зуб постепенно обнажается.

Рис. 292. Классификация деформаций зубных рядов по Курляндскому.
1 - односторонняя; 2 - двусторонняя; 3 - перекрестная; 4 - общая деформация прикуса.

Травматический узел . Этим термином определяют образование в том или ином участке зубного ряда травматической перегрузки.

Различают прямой и отраженный травматический узел.

Прямой травматический узел (рис. 293) характеризует декомпенсированное состояние пораженной зубочелюстной системы. При частичных дефектах в зубных рядах состояние декомпенсации характеризуется наклоном зубов в сторону дефекта зубного ряда, деструкцией зубных рядов, что выражено в нарушении контактных пунктов между зубами (образуются промежутки). Вследствие этого десневой край теряет свою естественную защиту от давления пищи. В области наклоненных зубов образуется деструкция кости альвеолярного отростка, а в более поздних стадиях - патологический десневой костный карман. Все это является следствием возникновения неблагоприятных условий для восприятия жевательной нагрузки пародонтом наклоненных зубов. Сначала эти явления отражаются на пародонте примыкающих к дефекту зубов, а затем вовлекается пародонт всего зубного ряда.


Рис. 293. Прямой травматический узел при интактных зубных рядах.

Механизм образования травматического узла при дефекте в зубном ряду можно проследить по схеме. Если считать, что при условии целостности зубного ряда и его опорного аппарата зуб воспринимает жевательную нагрузку и полностью ее амортизирует, имея еще запас резервных сил, то в случае нарушения целостности зубного ряда возникающая вертикальная нагрузка не амортизируется в дистальном или медиальном направлении (в зависимости от стороны, с которой образовался дефект). Этому способствует потеря контактного пункта и возникающая в связи с этим перегрузка стенки альвеолы со стороны дефекта, на которую падает основное давление. Для пояснения представим себе, что сила сопротивления пародонта равна возникающей вертикальной нагрузке, тогда устанавливается равновесие сил (N -N) , где Р (сила нагрузки) равно или меньше сопротивления сил пародонтальных тканей. В этом случае сила Р направлена по оси симметрии (N-N) зуба (рис. 294,а). Это равновесие определяется наличием контактных пунктов и физиологической сопротивляемости окружающих зуб тканей.

При нарушении целостности зубного ряда наиболее слабым местом буду т стенки альвеолярного отростка со стороны дефекта (рис. 294,6).


Рис. 294. Схема действия сил на зубы и механизм их смещения,
а - сила направлена по оси; б, в - наклон зуба в сторону дефекта.

Как следует из схемы, направление силы Р в этом случае составляет угол а с осью зуба (N-N) , что соответствует направлению силы, падающей на зуб во время жевания. При отсутствии рядом стоящего зуба (контактного пункта), когда действующая сила Р разлагается на составляющую ее силу Р, действующую по оси N -N, и силу Р2, действующую по направлению, перпендикулярному N -N, именно стенки альвеолярного отростка со стороны отсутствующего зуба оказываются резко перегруженными: при этом чем больше угол а, тем больше перегрузка. Это объясняется тем, что при увеличении угла а соотношения между Р, и Р2 резко меняются в сторону увеличения Р2, исходя из того, что:

Следовательно, по оси зуба действует сила Р, и перпендикулярно ей - сила Р2 (см. рис. 294,6). При действии этих сил (Р, и Р2) наибольшее давление буде т падать на проксимальную стенку альвеолярного отростка со стороны отсутствующего зуба (точки А и В на рис. 294,в). Действие сил Р и Р2 прогрессивно увеличивается по мере ослабления апроксимальных стенок альвеолярного отростка; этому в значительной степени способствует и давление пищи непосредственно на альвеолярный отросток в области отсутствующего зуба.


Рис. 295. Перекрестный травматический узел.

Травматический узел может быть одиночным или множественным, локализующимся на одном или обоих зубных рядах. Топографически различают следующие травматические узлы: фронтальный, сагиттальный, фронтально-сагиттальный, парасагиттальный и перекрестный (рис. 295). Возникновение травматического узла обусловливает функциональную диссоциацию в зубочелюстной системе.

Типичными осложнениями при прямом травматическом узле являются воспаление в десневом крае (гингивит), развитие патологических десневых и костных карманов, появление в десневых карманах серозного или гнойного отделяемого, расплавление альвеолы, возникновение патологической подвижности зубов. В запущенных случаях отмечаются десневые абсцессы, периостит и остеомиелит челюсти. Эти осложнения возникают на фоне сниженной (угнетенной) функции пародонта в результате травматизации его повышенной нагрузкой. Они изучены в эксперименте на животных. В пародонте зубов, подвергшихся повышенному функциональному давлению, обнаружены венозный застой, стаз, диапедез эритроцитов, гиперемия, повышение тканевого и кровяного давления, кровоизлияния, остеокластическая резорбция кости, некроз кости, рассасывание цемента корня, гиперцементоз, атрофия одонтобластов и др. В нервной ткани пародонта наблюдались наплывы, гипераргентофилия, разволокнение, варикозные утолщения, вакуолизация, фрагментация и зернистый распад. Клинически в области перегруженных зубов обнаружены отек десны, появление патологической подвижности зубов.


Рис. 296. Отраженный травматический узел.

Отраженный травматический узел (рис. 296). Этим термином определяют такое патологическое состояние зубочелюстной системы, когда изменения в расположении фронтальных зубов, деструкция твердых тканей зубов и пародонта обусловлены происшедшими изменениями в обеих группах жевательных зубов.

Отраженный травматический узел образуется как в интактных зубных рядах, так и при нарушении их целости.

При частичных дефектах в зубных рядах к образованию отраженного травматического узла ведут потеря жевательных зубов на одной челюсти, перекрестная потеря жевательных зубов (на одной челюсти на правой стороне, на другой - на левой стороне или наоборот), потеря жевательных зубов на одной стороне челюсти и частичная потеря жевательных зубов на другой стороне. Отраженный травматический узел является типичной нозологической формой поражения зубочелюстной системы, характеризующейся определенным патологическим синдромом.

В связи с потерей упора на жевательных зубах все давление (жевательное и окклюзионное) передается на группы фронтальных зубов, в результате чего во фронтальном участке зубных рядов возникает перестройка. Возникающая перестройка типична для различных видов прикуса. При ортогнатии, бипрогнатии, чрезмерном развитии верхней челюсти, недоразвитии нижней челюсти давление (жевательное и окклюзионное) направлено перпендикулярно длинной оси зубов или в передний отдел неба. Нарушается режущебугорковый контакт между резцами. Режущий край зубов нижней челюсти упирается в пришеечную часть зубов верхней челюсти или в небо, где оставляет отпечатки, вызывая этим воспалительный процесс и образование патологического кармана. Поэтому зубы перемещаются лабиально, чем обусловливается выраженная прогнатия. Между зубами образуются тремы; пища, попадающая в тремы, ведет к атрофии вершин альвеол, часто вызывает в десневом крае воспалительный процесс с развитием патологических десневых и костных карманов. В связи с лабиальным перемещением зубов возникают типичные изменения с оральной и вестибулярной сторон в пародонте. С оральной стороны (сторона тяги) образуется патологический карман, корень зуба обнажается, с вестибулярной стороны (сторона давления) развивается атрофия лунки и мягких тканей или образуется избыточное количество мягких тканей на фоне атрофии лунки в виде валика с воспалительными явлениями. При прогении по тем же причинам лабиально перемещаются зубы нижней челюсти и возникает тот же патологический синдром; между зубами нижней челюсти образуются тремы, в связи с лабиальным перемещением зубов обнажаются их корни с оральной стороны, там же развиваются десневые и костные карманы. С лабиальной стороны образуются воспалительные валики в связи с атрофией лунки от давления.

Изменения в зубных рядах и их соотношениях при отраженном травматическом узле влияют на внешний вид лица. Фронтальные зубы выстоят из-под верхней губы. Эти изменения выражены наиболее резко, если в прикусе до образования отраженного травматического узла имела место прогнатия. Высота нижнего отдела лица обычно уменьшается, увеличивается просвет между зубами в покое, и, несмотря на это, губы с трудом покрывают зубы (впечатление укороченной верхней губы).

Возможность возникновения и развития различных патологических состояний в самой зубочелюстной системе, особенно при частичных дефектах в зубных рядах, требует специального тщательного исследования и изучения больного. Это важно для фиксации статуса, постановки диагноза, наблюдения динамических изменений, определения особенностей поражения, выяснения этиологии и составления плана лечения.

Обследование больных со сформированным прикусом, подлежащих ортопедическому лечению, независимо от характера и тяжести поражения производят по определенному плану.

Ортопедическая стоматология
Под редакцией члена-корреспондента РАМН, профессора В.Н.Копейкина, профессора М.З.Миргазизова

Множество этиопатогенетических факторов в Сочетании с индивидуальными особенностями организма служит причиной возникновения различных форм и вариантов зубочелюстных деформаций.
Необходима систематизация этих многообразных форм, так как она облегчает правильную постановку диагноза и выбор метода терапии.
Попытки систематизировать различные формы патологии и выделить их в отдельные нозологические единицы наблюдались уже на ранних этапах возникновения и развития ортодонтии. Отсюда понятно, что к настоящему времени насчитывается большое число классификаций аномалий зубочелюстной системы и методов их диагностики.
Первые попытки классифицировать деформации относятся к началу XIX столетия. Эти классификации построены на принципе определения правильного или неправильного положения отдельных зубов. Характер этих классификаций отражает присущие тому времени методы терапии, которые сводились лишь к лечению аномалий положения отдельных зубов (классификации Кней- зеля, Томма, Линдерера, Ломница и др. - цит. по И. Л. Злотнику).
Затем появились классификации аномалий прикуса, которые построены только на изучении соотношений фронтальных участков зубных дуг (классификации Штернфельда и Валькера- цит. по Злотнику).
Развитие ортодонтии, накопленигЧклинических данных по этиопатогенезу, изучение различных вариантов деформаций зубочелюстной системы побудило последующих авторов обратить внимание не только на соотноше-

ние зубных дуг во фронтальном участке, но и на артикуляцию боковых зубов, на их взаимоотношение при нормальной и патологической окклюзии.
Примером такой классификации может быть классификация Энгля. Хотя эта классификация не лишена недостатков, о которых мы будем говорить ниже, мы приведем ее подробно, так как она применяется иногда и в настоящее время.
Энгль классифицирует деформации зубочелюстной системы в зависимости от мезио-дистальных соотношений первых постоянных моляров обеих челюстей. Первый верхний моляр он назвал punctum fixum, а соотношение моляров - ключом окклюзии.
Энгль делит все аномалии прикуса на три класса.

  1. класс, по Энглю, характеризуется нормальным ме- зио-дистальным соотношением зубных дуг в области первых моляров. Мезио-щечный бугор верхнего первого моляра располагается в бороздке между щечными буграми нижнего первого моляра. Патология, таким образом, локализуется в области фронтальных участков зубных дуг.
  2. класс Энгля характеризуется дистальным смещением нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезио-щечный бугор верхнего первого моляра устанавливается на одноименный бугор нижнего первого моляра или в промежуток между шестыми и пятыми зубами, что зависит от тяжести деформации. Изменение соотношений наблюдается на протяжении всего зубного ряда.
Этот класс Энгль делит на два отдела.
  1. й отдел - верхние фронтальные зубы веерообразно наклонены вперед; этиологический фактор - нарушенное носовое дыхание.
  2. й отдел - верхние передние зубы расположены с наклоном орально, плотно прижаты к нижним и глубоко их перекрывают. Носовое дыхание свободное. Оба отдела могут быть и односторонними, то есть соотношение между первыми молярами может быть нарушено только справа или только слева.
  1. класс Энгля характеризуется мезиальным сдвигом нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезиально-щечный бугор верхнего первого моляра смыкается с дистально-щечным бугром нижнего первого моляра или попадает в промежуток между шестым и седьмым нижними зубами. Нижние фронтальные зубы располагаются впереди верхних, перекрывая их. Часто между верхними и нижними фронтальными зубами имеется щель. Что касается боковых зубов, то при тяжелых формах деформации щечные бугры зубов нижней челюсти перекрывают щечные бугры зубов верхней челюсти.
Оппенгейм, Бынин, Райзман, Катц подвергают классификацию Энгля резкой критике и указывают на следующие ее недостатки:
  1. Классификация - морфологическая. Положенный в основу классификации Энгля принцип соотношения первых постоянных моляров-узко локалистичен. Наблюдения в клинике показывают, что положение шестых зубов как верхней, так и нижней челюсти, находится в полной зависимости от состояния и характера смены молочных зубов.
Клиника ежедневно убеждает нас в том, что если имеет место преждевременная потеря вторых молочных моляров, то это отражается на положении первых постоянных моляров, так как они, прорезываясь, смещаются в сторону рано удаленных молочных моляров, следовательно, положение верхнего первого постоянного моляра не может считаться «punctum fixum».
  1. Классификация не охватывает аномалий молочного и сменного прикусов.
  2. Каждый из трех классов Энгля включает в себя столько разнообразных по характеру, этиопатогенезу, локализации видов деформаций, что отнесение того или иного случая к определенному классу не дает указаний ни на объем, ни на характер необходимого терапевтического вмешательства.
  3. По мнению Энгля, причиной аномалий II и III классов является только подвижная нижняя челюсть, а поэтому, казалось бы, вмешательство врача должно сводиться к воздействию только на нижнюю челюсть. Однако предложенная самим автором аппаратура для лечения как дистального, так и мезиального прикусов (межчелюстная тяга) изменяет положение первых моляров, как на верхней, так и на нижней челюстях.
  4. Классификация Энгля не охватывает даже основных форм патологий артикуляции, а дает только указания на аномалии в сагиттальной плоскости, между тем как в клинике мы встречаемся с комбинированными аномалиями, требующими комплексного лечения.
  5. Классификация не учитывает механизма образования деформаций и связанных с ним функциональных отклонений.
Классификация Энгля, таким образом, не отвечает современным требованиям клиники и терапии.
В 1926 г. была предложена классификация Симона.
В основу его классификации положен антропометрический метод. Классификация построена на изучении положения челюстей, зубных рядов и отдельных зубов по отношению ко всему черепу (мозговому и лицевому). Изучение проводится при помощи измерений по установленным на черепе точкам к трем взаимно перпендикулярным плоскостям.
Теория Симона уже с первого дня своего появления встретила серьезные возражения, так как строгая симметрия и пропорциональность положения зубных дуг по отношению к лицевому и мозговому скелету встречается только в классических лицах, а потому может быть скорее исключением, чем правилом (И. Л. Злотник).
Из предложенной классификации Симона в ортодонтической практике^ нашли применение лишь некоторые введенные им термины, как-то: протракция - выступание фронтального участка челюсти; ретракция - уплощение, наклон зубов орально; контракция - сужение зубной дуги.
Используя некоторые диагностические положения Энгля, Н. И. Агапов предложил свою классификацию аномалий зубочелюстных деформаций.
Н. И. Агапов дополнил классификацию Энгля двумя новыми классами и одной группой, относящейся к I классу.
Таким образом, эта классификация разделяет все виды аномалий на пять классов.
К I классу относятся зубные ряды с нормальным ме- зио-дистальным соотношением первых моляров.
Этот класс содержит три группы.
  1. я группа характеризуется нарушением нормальных взаимоотношений между фронтальными зубами.
  2. я группа - нарушением нормальных взаимоотношений между боковыми зубами в щечно-язычном направлении.
  3. я группа включает те аномалии артикуляции, при которых комбинируется нарушение правильных взаимоотношений между фронтальными зубами челюстей с изменением нормальных щечно-язычных соотношений между жевательными зубами.
  1. класс 1-я группа охватывает те аномалии артикуляции, при которых нижняя челюсть расположена по отношению к верхней дистально; при 2-й группе дистально смещена по отношению к верхней только одна половина нижней челюсти.
  2. класс состоит из двух групп.
  1. я группа охватывает аномалии артикуляции, при которых вся нижняя челюсть по отношению к верхней сдвинута мезиально.
  2. я группа - это аномалии артикуляции, при которых сдвинута мезиально лишь одна половина нижней челюсти.
  1. класс. К этому классу относятся аномалии артикуляции по вертикали (открытый и глубокий прикусы).
  2. класс. Сюда входят аномалии артикуляции, характеризующиеся наклонной артикуляционной плоскостью зубных рядов.
Классификация Агапова полнее отражает многообразие клинических проявлений различных видов деформаций, но она громоздка и построена на тех же морфологических принципах, что и классификация Энгля.
Предложенная А. Я. Катцем функциональная норма зубных рядов позволила подойти к вопросу диагностики аномалий прикуса с точки зрения функциональных отклонений в жевательном аппарате, с учетом этиологии аномалии и клинической картины.
Отвергнув «ключ окклюзии», который лег в основу классификации Энгля, А. Я. Катц указывает на взаимоотношение шестилетних моляров обеих челюстей с функцией жевательного аппарата.
По классификации А. Я. Катца, все аномалии прикуса разделены на три группы.
В 1-ю группу Катц включает все аномалии с нарушением функциональной нормы только в области фронтальных зубов. В связи с этими морфологическими деформациями функциональная патология этого класса выражается в резком преобладании шарнирных артикуляционных движений нижней челюсти.
Следствием такого ограничения функциональных движений нижней челюсти является функциональная недостаточность всей жевательной мускулатуры.
Этиология таких аномалий: неправильная закладка фолликулов передних зубов, сверхкомплектные зубы, недоразвитие межчелюстной кости, ранняя экстракция молочных зубов, сосание пальцев. Клиническая картина: скученность и смещения в области передних зубов, отечность межзубных сосочков и кариозный процесс на боковых поверхностях передних зубов.
  1. я группа аномалий, по Катцу, характеризуется дистальным сдвигом нижних первых моляров или мезиаль- ным сдвигом верхних первых моляров по отношению к антагонистам. iB центральной окклюзии в области боковых зубов отмечается бугровый контакт, а при резко выраженной аномалии - контакт верхнего шестого с нижним вторым премоляром. В области фронтальных зубов часто наблюдается глубокий прикус, реже - отсутствие контакта, которое иногда переходит в открытый прикус.
В тесной связи с морфологическими особенностями этой деформации стоит функциональная патология. Она выражается в значительном уменьшении размеров функционирующих жевательных поверхностей обеих зубных дуг и несоответствии бугров и бороздок артикулирующих зубов. Значительно отстает в своем развитии вся жевательная мускулатура. Особенно ограничена функция мышц, выдвигающих нижнюю челюсть вперед - наружных крыловидных мышц.
Этиология этих аномалий: расстройство корреляции нейроинкреторной системы, детские болезни, кариозная болезнь и, как ее результат, нарушение физиологического равновесия зубочелюстной системы, связанное с ранней экстракцией зубов.
Клиническая картина: выстояние верхних фронтальных зубов, часто глубокий перекрывающий прикус, переходящий в травмирующий, подбородок несколько скошен.
  1. я группа аномалий прикуса морфологически характеризуется мезиальным сдвигом нижних первых моляров или дистальным сдвигом верхних первых моляров по отношению к своим антагонистам. В центральной окклюзии весь нижний зубной ряд сдвинут вперед, нижние фронтальные зубы перекрывают верхние. При резко выраженной патологии боковые зубы нижней челюсти своими щечными буграми перекрывают щечные бугры верхних зубов.
Функциональная патология выражается в уменьшении функционирующей жевательной площади зубов. Изменяется при этом классе аномалий и функция жевательной мускулатуры. Это отражается не только на силе ее сокращения, но и на размахе круговращательных движений’ нижней челюсти. Функция наружных крыло- видных мускулов превалирует над функцией мускулатуры, смещающей нижнюю челюсть назад.
Такое несоответствие функций антагонирующих мускулов формирует и фиксирует аномалию данного класса.
Этиология аномалий этого класса - патология зубной системы, нарушения корреляции нейро-инкретор- ной системы, детские болезни, вредные привычки, затрудненное носовое дыхание и др.
Клиническая картина: выстояние нижней губы и западение верхней, в резко выраженных случаях - выстояние подбородка и часто наблюдаемые явления пародонтоза в области нижних фронтальных зубов.
По Катцу, характеристика аномалий определяется соотношением режущих и жевательных поверхностей всех зубов верхней и нижней челюсти, а не только первых моляров.
Деформация каждого класса освещается им с точки зрения функциональных нарушений в работе отдельных мышечных групп, что дает некоторое представление о патогенезе наблюдаемых форм.
Аномалии прикуса по вертикали и трансверзали Катц относит к 1-му классу, что не дает указаний на терапию вышеотмеченных аномалий.
И. Л. Злотник (1952 г.) предложил классификацию, в которой различает аномалии, относящиеся только к неправильному положению отдельных зубов, аномалии развития челюстей и аномалии прикуса.
Что касается терминологии, употребляемой в ортодонтии, то автор считает, что термины «ортогнатия», «прогнатия» и «прогения», употребляемые в ортодонтической литературе, неправильны, так как они заимствованы из антропологии, где они обозначают не отклонения от анатомической нормы, а характерный антропологический признак расовой принадлежности. Он предлагает пользоваться терминологией: «нейтральный», «дистальный» и «мезиальный» прикус. Термины же «открытый», «глубокий» и «травматический» не определяют тип прикуса, а только его характер. Открытым может быть как нейтральный, так и любой иной тип прикуса.
В диагноз автор рекомендует вносить этиологию, морфологические признаки и функциональную недостаточность. Пример диагноза сложной деформации: прикус дистальный, перекрытие глубокое; верхняя челюсть - фронтальный участок вытянут, имеются диастемы; нижняя челюсть - нормальная; деформация возникла на почве сосания пальцев.
Д. А. Калвелис предлагает рассматривать признаки, характеризующие норму и патологию жевательного аппарата с точки зрения их важности и значения для всего индивида в каждом отдельном случае. Все признаки, или симптомы, автор разделяет следующим образом:
  1. безусловные признаки (абсолютные); 2) относительные признаки: а) существенные и б) несущественные. В практической работе врач должен из большого количества признаков выделить группу практически важных и поддающихся терапевтическому воздействию и на них направить свое влияние.
Д. А. Калвелис предлагает схему диагностики зубочелюстных аномалий, по которой последние делятся на три раздела: 1) аномалии отдельных зубов; 2) аномалии зубных рядов; 3) аномалии прикуса.
  1. Аномалии отдельных зубов
1. Аномалии числа зубов
а) адентия - частичная и полная (гиподонтия);
б) сверхкомплектные зубы (гипердонтия).
2. Аномалии величины и формы зубор
а) гигантские зубы (чрезмерно большие);
б) шипообразные зубы;
в) уродливые формы;
г) зубы Гетчинсона, Фурнье, Турнера,

а) гипоплазия (причина: рахит, тетания, диспепсия, тяжелые детские инфекционные заболевания, сифилис).
4. Нарушения процесса прорезывания зубов
а) преждевременное прорезывание зубов;
б) запоздалое прорезывание зубов - вследствие:

  1. болезни (рахит и другие тяжелые заболевания),
  2. преждевременного удаления" молочных зубов,
  3. неправильного положения зачатка зуба (ретенция зубов и персистентные молочные зубы как наводящий симптом),
  4. сверхкомплектных зубов,
  5. неправильного развития зуба (фолликулярные кисты).
  1. Аномалии зубных рядов
1. Нарушения образования зубного ряда
а) аномалийное положение отдельных зубов:
  1. губно-щечное прорезывание,
  2. нёбно-язычное прорезывание,
  3. мезиальное прорезывание,
  4. дистальное прорезывание,
  5. низкое положение (инфрааномалия),
  6. высокое положение (супрааномалия),
  7. поворот зуба вокруг продольной оси (тортоаномалия),
  8. транспозиция,
  9. дистопия верхних клыков;
б) тремы между зубами (диастема);
в) тесное положение зубов (скученность).
2. Аномалии формы зубных рядов
а) суженный зубной ряд;
б) седлообразно-сдавленный зубной ряд;
в) V-образная форма зубного ряда;
г) четырехугольный зубной ряд;
д) асимметрический зубной ряд.
  1. Аномалии прикуса
Сагиттальные аномалии прикуса
а) прогнатия;
б) прогения:
  1. ложная,
  2. истинная.
2. Трансверзальные аномалии прикуса
а) общесуженные зубные ряды;
б) несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов;
  1. нарушение соотношений боковых зубов на обеих сторонах,
  2. нарушение соотношений зубов на одной стороне (косой или перекрестный прикус);
в) нарушение функции дыхании.
а) глубокий прикус:
  1. перекрывающий,
  2. комбинированный с прогнатией (крышеобразный);
б) открытый прикус:
  1. истинный (рахитический),
  2. травматический (от сосания пальцев).
Нам кажется, что эта классификация несколько громоздка и пользование ею не дает указания на выбор метода терапии.
В. Ю. Курляндский предлагает морфологическую классификацию, которая характеризует три главные ано- малийные состояния зубочелюстной системы: первое - аномалия формы, величины, количества зубов и положения отдельных зубов (симптомы, характеризующие ати- пичность в развитии и расположении); второе - аномалия строения зубного ряда, альвеолярного отростка и типа челюстей; третье - аномалия соотношения зубных рядов.
Сокращенно эту классификацию можно изобразить в следующем виде: 1) аномалия формы, величины, количества и положения отдельных зубов; 2) чрезмерное развитие обеих челюстей; 3) чрезмерное развитие одной из челюстей; 4) недоразвитие обеих челюстей, 5) недоразвитие одной из челюстей. 1
Существуют еще некоторые системы классификаций, которые характеризуют или только неправильное положение отдельных зубов, или сагиттальные аномалии, например классификация форм верхней прогнатии по 11ффафу, классификация видов нижней прогнатии по Асе, по Бынину и Черномордик; классификация неправильного положения отдельных зубов по Андерсону и др.
В нашей клинике принята классификация аномалий зубочелюстной системы, предложенная проф. А. И. Бе- гсльманом.
Все аномалии зубочелюстной системы по этой классификации разделены на аномалии положения отдельных зубов и аномалии артикуляции.
Аномалии артикуляции рассматриваются в трех направлениях: по сагиттали, по вертикали и трансверзали.
Аномалии прикуса в сагиттальном направлении различают двух видов: дистальный и мезиальный прикусы; по вертикали различают открытый и глубокий прикусы,

а по трансверзали - односторонний и двухсторонний косой прикусы.
Исходя из симптоматологии, аномалии прикуса в сагиттальном направлении делятся по этой классификации еще на отдельные формы.
Дистальный прикус имеет следующие четыре формы?

  1. я форма - нижняя микрогнатия;
  2. я форма - верхняя макрогнатия;
  3. я форма - верхняя макрогнатия и нижняя микрогнатия;
  4. я форма - верхне-челюстная прогнатия со сжатием в боковых участках.
Мезиальный прикус имеет три формы:
  1. я форма - верхняя микрогнатия;
  2. я форма - нижняя макрогнатия;
  3. я форма - верхняя микрогнатия и нижняя макрогнатия.
Для характеристики функциональной патологии автор классификации использует недостаточность мускулатуры по Катцу.
Так, при дистальном прикусе нижняя челюсть расположена кзади от верхней по сравнению с ортогнатиче- ским прикусом. Одним из симптомов функциональной неполноценности является недостаточная функция вы- двигателей. При мезиальном прикусе нижняя челюсть расположена впереди верхней, при этом функция мускулатуры, смещающей нижнюю челюсть кзади, ослабевает. Превалирует функция наружных крыловидных мускулов. Глубокому прикусу сопутствует недостаточная функция мышц, выдвигающих нижнюю челюсть кпереди.
При открытом прикусе наблюдается слабая деятельность поднимателей и круговой мышцы рта.
Классификация аномалий зубочелюстной системы проф. Бетельмана имеет некоторые преимущества перед вышеизложенными классификациями.
Гак, эта классификация отражает не только сагиттальные, но и вертикальные и трансверзальные деформации. Общие понятия «дистальный» и «мезиальный» прикусы расчленены на формы, ^ято дает возможность легко избрать метод лечения деформации; устраняет ту путаницу, которая была до настоящего времени в определении прогений - истинные и ложные и т. д. Классификация дает не только морфологическую, но и функциональную характеристику деформаций, что имеет большое значение в плане лечения деформации, в особенности в раннем детском возрасте.
Как при работе в клинике, так и в данном изложении материала, мы пользовались классификацией деформаций зубочелюстной системы, предложенной А. И. Бе- тельманом.