Административные преобразования по реформе 1775 г. Систему органов губернской администрации составляли губернское правление и генерал-губернатор или наместник возглавлявшие его

Административные преобразования по реформе 1775 г. Систему органов губернской администрации составляли губернское правление и генерал-губернатор или наместник возглавлявшие его

Реформа 1775 г. провела разукрупнение губерний; их число увеличилось более чем вдвое. К концу правления Екатерины II насчитывалось 50 губерний. Каждая губерния подразделялась на уезды; промежуточная территориальная единица - провинция - была повсеместно ликвидирована. Новое административно-территориальное деление полностью игнорировало экономические связи отдельных местностей России и национальные особенности местного населения. Основу территориального деления составляли задачи налоговой и карательной политики государства. Каждая губерния, для того чтобы "порядочно могла быть управляема", должна была иметь от 300 до 400 тыс. ревизских душ, а уезд - 20 - 30 тыс. ревизских душ. Учитывалось также и расстояние каждой местности от губернского или уездного административного центра. Такое административно-территориальное деление В. И. Ленин называл средневековым, крепостническим, казенно-бюрократическим (См. В. И. Ленин, Сочинения, т. 20, стр. 31.).

Местная реформа 1775 г. проводила значительную децентрализацию местного управления, т. е. расширение распорядительных и исполнительных прав местных чиновников и учреждений; им были переданы многие функции и права коллегий, контор и прочих центральных учреждений.

По мере проведения в жизнь новой местной реформы эти центральные учреждения, а также губернские, провинциальные и воеводские канцелярии закрывались.

Все звенья местного управления по "Учреждению о губерниях" 1775 г. должны были скреплять главнокомандующие или наместники (генерал-губернаторы), как их стали вскоре называть. Это были должностные лица, наделенные чрезвычайными полномочиями и ответственные фактически только перед Екатериной II. Поэтому наместники назначались преимущественно из высших сановников Екатерины II (Сивере, Мельгунов, Румянцев, Воронцов, Чернышев, Кречетников, Потемкин и другие). Когда наместник находился в Петербурге, то он мог участвовать в деятельности Сената наравне с сенаторами. Многие наместники состояли в личной переписке с Екатериной П.

Неопределенные формулировки, устанавливавшие права наместника по "Учреждению о губерниях", давали ему фактически необъятные полномочия во вверенном наместничестве. Обязанный "строгое и полное взыскание чинить со всех ему подчиненных мест", наместник был главой местной администрации и полиции, осуществлял общий надзор над всем аппаратом управления и суда, чиновниками и сословными органами генерал-губернаторства. Формально не вмешиваясь в судопроизводство ("главнокомандующий не есть судья"), наместник мог оказать давление на судебные решения, останавливать исполнение приговоров. Наместнику подчинялись войска, находящиеся на территории наместничества.



Исполнительным органом наместника было наместническое правление из двух-трех советников.

Все учреждения и должностных лиц, созданных местной реформой 1775 г., можно подразделить на три основные группы: административно-полицейские, финансово-хозяйственные и судебные.

Первая группа была представлена в губернии губернатором, губернским правлением и приказом общественного призрения, а в уезде - земским исправником (капитаном), нижним земским судом и городничим.

Административным начальником каждой губернии был губернатор, который управлял губернией с помощью коллегиального учреждения - губернского правления; губернатор был его председателем, а два советника - членами. Губернское правление было основным административным учреждением губернии. Оно доводило до сведения подчиненных учреждений и чиновников законы и распоряжения, побуждало их к исполнению. Хотя "Учреждение о губерниях" и подчеркивало, что губернское правление "управляет в силу законов именем императорского величества всею губернией", однако уже в первые годы после введения губернской реформы 1775 г. стала обнаруживаться тенденция губернаторов полностью подчинить себе членов губернского правления.

Особое место в администрации каждой губернии занимало совершенно новое учреждение - приказ общественного призрения. В состав этого учреждения, возглавляемого также губернатором, входили заседатели от губернских сословных судов. "Учреждение" подробно характеризовало приказы общественного призрения как органы, управляющие местными школами, медицинскими и благотворительными учреждениями (госпиталями, больницами, богадельнями, сиротскими домами). Но у приказов были и иные задачи: они заведовали некоторыми тюремными учреждениями - в виде "работных" и "смирительных" домов. Всех людей, которые "праздно шатаются" или занимаются нищенством, закон предписывал забирать и определять в работные дома. В смирительные дома разрешалось помещикам сдавать непокорных им крепостных. Поступали в смирительные дома и другие категории "преступников": в частности, родители могли посылать туда "за неповиновение" своих детей. В работных и смирительных домах был установлен полутюремный режим с принудительным трудом и жестокими телесными наказаниями. С момента появления приказы общественного призрения стали играть роль и своеобразных банков. Располагая значительными средствами, частью отпускаемыми правительством на благотворительность, а частью собранными в форме пожертвований с населения для тех же целей, приказы общественного призрения стали пускать эти средства в оборот: они ссужали на небольшие сроки помещиков под залог их имений. Таким образом, под видом благотворительности осуществлялась материальная поддержка господствующего класса.



Губернатору и губернскому правлению в уезде был подведомствен нижний земский суд - полицейский орган, состоящий из избираемых дворянством уезда земского исправника или капитана и двух-трех заседателей.

Нижний земский суд исполнял по уезду распоряжения вышестоящих властей, а также приговоры судов, проводил предварительное следствие по уголовным преступлениям. На него возлагалась основная полицейская функция сохранять в уезде "благочиние, добронравие и порядок". Особым попечением уездной полиции было то, чтобы "никто беглых людей не принимал, не держал и не укрывал". В случае, если крепостные проявляли "ослушание", исправник, уведомив об этом губернатора или наместника, лично принимал меры к "приведению ослушных в послушание" (ПСЗ, т. XX, № 14392.).

Исправники и нижние земские суды имели и другие полицейские задачи: побуждение "тяглого" населения к исправной уплате податей и сборов, выполнению натуральных повинностей, надзор за порядком во время торговли, за продовольственным делом и состоянием дорог, за соблюдением противопожарных и противоэпидемических мер и т. п.

Охрана "тишины и спокойствия" в уездном городе возлагалась на городничего, выполнявшего на территории города функции земского исправника.

Находящиеся ранее в ведении губернаторов и воевод финансово-хозяйственные функции обособились в ведении особой группы финансово-хозяйственных учреждений: казенной палаты - в губернии и казначейства - в уезде.

Председателем казенной палаты был вице-губернатор, а членами - директор экономии, советник, два асессора и губернский казначей. В ведении казенной палаты находилось множество финансовых и административно-хозяйственных функций. Она наследовала многие функции Камер- и Ревизион-коллегии: заведовала податным делом, надзирала за налоговыми поступлениями, осуществляла финансовый контроль, ведала источниками доходов - государственными имуществами (землями, лесами, водами, казенными предприятиями), государственными, дворцовыми, экономическими (т. е. находившимися ранее в ведении Коллегии экономии) крестьянами, винными откупами и подрядами, продажей соли, заведовала казенными зданиями, надзирала за частной торговлей и промышленностью.

В ведение палат попала и учетно-статистическая работа по ревизиям - переписям податного населения.

В ведении казенной палаты находились уездные казначейства - кассы, ведавшие приемом, хранением денежных сборов и доходов и выдачей чиновникам по распоряжению властей денежных сумм.

Реформа 1775 г. создала целую систему местных судов. В губернии это были общесословные - Палата уголовного суда и Палата гражданского суда, суды специального назначения - совестный суд и надворный суд, а также сословные суды - Верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя земская расправа; в уездах это были сословные суды - уездный суд, городовой магистрат (или ратуша) и нижняя земская расправа.

Важнейшими местными судами признавались палаты уголовного и гражданского суда. Палаты уголовного суда наследовали права Юстиц-коллегии, а палаты гражданского суда - Юстици Вотчинной коллегий. Обе палаты являлись апелляционными инстанциями для пересмотра дел, решенных в нижестоящих судах. По некоторым категориям дел палаты были судами первой инстанции: в уголовных делах это были должностные преступления дворян-чиновников, дела о хищениях казенных имуществ, а в гражданских - иски о недвижимых имуществах в разных губерниях и т. п. Кроме того, важнейшие уголовные и гражданские дела, разрешаемые в губернских сословных судах, поступали в палаты на ревизию, т. е. на "прилежное рассмотрение, произведено ли дело порядочно и сходственно с законами" (ПСЗ, т. 20, № 14392, стр. 108.).

Весь состав каждой из палат (председатель, два советника и два асессора) назначался Сенатом.

Совестный суд несколько разгружал суды каждой губернии от многих запутанных дел специального характера как уголовных (преступлений безумных, несовершеннолетних, от несчастных случаев, "колдовских" дел и т. п.), так и гражданских (главным образом тяжб между родственниками). Этот суд ставил целью примирение сторон; в случае несогласия на это примирение дело передавалось в обычные суды.

Совестный суд и двое членов избирались дворянством, остальные четыре члена суда избирались горожанами и государственными крестьянами.

Несколько особое место среди судов занимали создаваемые в столицах верхние и нижние надворные суды с назначаемым составом судей (председатели, советники и асессоры). Это были суды для тех категорий населения, сословную принадлежность которых было уже трудно определить: разночинцев, а также чиновников и военных, прибывших в столицу по служебным делам. Само появление этих судов и их деятельность свидетельствовали о начале разложения сословий и появлении межсословных групп в больших городах России (разночинцы).

В каждой губернии создавались сословные суды для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных и гражданских дел дворян - верхний земский суд, горожан - губернский магистрат, а также государственных, экономических, дворцовых крестьян, ямщиков, однодворцев - верхняя расправа.

Председатели этих судов назначались Сенатом, а заседатели избирались соответствующими сословиями. Закон делал оговорку, что для свободных крестьян в верхние расправы "не запрещается" заседателей "избирать и из дворян". Практически местные власти и комплектовали часто заседателей расправ из дворян.

В каждом уезде, действовали соответствующие сословные суды первой инстанции: уездный суд - для дворян, городовой магистрат, или ратуша, - для горожан и нижняя расправа - для непомещичьих крестьян. Весь состав уездного суда (уездный судья и заседатели) избирался дворянством, а состав городового магистрата (бурмистры и ратманы) - купечеством и мещанством. Возглавлявший нижнюю расправу расправный судья назначался из чиновников-дворян; фактически из дворян же выбирались заседатели расправы.

При уездных судах и городовых магистратах создавались соответствующие сословные органы по опеке. Это были дворянская опека - в составе уездного предводителя дворянства, уездного судьи и заседателей, и сиротский суд - в составе городового головы, членов магистрата и городского старосты. Их задачей было сохранение соответствующей дворянской или буржуазной собственности в том случае, если владельцами ее оказывались вдовы, малолетние или лица, проматывающие состояние и вообще "порочные". Над такими владельцами эти опекунские учреждения назначали опекунов, которые управляли опекаемым имуществом за 5% с его доходов. Дворянские опеки и сиротские суда осуществляли надзор за состоянием этих опек, разбирали жалобы на опекунов.

Объявленное "Учреждением о губерниях" 1775 г. "разделение властей", т. е. отделение суда от администрации и полиции, оказалось формальным: выделившись из административных органов в самостоятельные учреждения, суды остались в подчинении администрации.

Безопасность и бесправие народных масс, слабость буржуазных элементов в крепостнической России порождали зависимость суда от администрации и полиции, безгласность судопроизводства, закрытый судебный процесс, отсутствие состязательности, канцелярское разрешение дел, бюрократическую волокиту и чиновничий произвол.

Теми же причинами объясняется и слабость органов местной прокуратуры. "Учреждение" 1775 г. создавало в каждой губернии внушительный штат чинов прокурорского надзора. Это были губернский прокурор с двумя помощниками - стряпчими (уголовных и казенных дел), по одному прокурору и двум стряпчим при каждом губернском сословном суде. В каждом уезде действовал подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий.

Роль всех этих чинов прокуратуры на местах была незначительной. Губернский прокурор по чину был ниже не только губернатора (IV класс Табели о рангах), но и вице-губернатора, председателей палат уголовного и гражданского суда (V класс) и равен лишь советникам губернских правлений и палат, председателям верхнего и земского суда и совестному судье (VI класс). Это были как раз те чиновники, за деятельностью которых губернский прокурор должен был надзирать. Еще ниже были остальные чины прокурорского надзора. Чины прокуратуры при судах, впрочем, существовали нередко только на бумаге.

Действия чинов прокуратуры в последнюю четверть века ограничивались весьма немногосложными задачами: чисто формальным "надзором" за "законностью" действий чиновников и учреждений и за чтением текстов вновь полученных законов чиновникам "присутственных мест" с соответствующим "разъяснением" их.

Реформа 1775 г. не только усилила местный чиновничий аппарат, но повысила значение местного дворянства в управлении и суде. Из 75 штатных чиновников, определяемых в состав новых учреждений губерний, дворяне выбирали около 1/2 состава (совестного судью, 10 заседателей верхнего земского суда, двух заседателей совестного суда и, как правило, 10 заседателей в верхнюю расправу); примерно столько же местных дворян главнокомандующий, губернатор и губернское правление рекомендовали Сенату для определения на различные чиновничьи должности губернии.

Еще заметнее была роль местного дворянства в уезде. Дворяне выбирали не только главу уездного дворянства - предводителя, но главу полиции - земского исправника, главу сословного суда - уездного судью, заседателей в уездный суд, заседателей в нижний земский суд, порой и в нижнюю расправу, то есть до? состава чиновников уезда. Остальные чиновничьи вакансии (включая даже должность уездного стряпчего - блюстителя "законности" в уезде) заполнялись губернской администрацией из местных дворян.

Привлечение местных дворян в состав чиновничества губерний и уездов укрепляло самодержавно-дворянскую монархию помогало крепостническому государству полнее учитывать интересы господствующего класса помещиков-дворян.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГУ ВПО РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Факультет государственного и муниципального управления

Курсовая работа

по предмету "История государственного управления в России"

"Губернская реформа 1775 г.: разработка, реализация, результаты"

Выполнила: Ваганова О.О.

группа ГМУ - 642

Проверил: Воропанов В.А., к. и. н.,

Доцент кафедры "Государственное и

муниципальное управление"

г. Челябинск 2010

Оглавление

  • Введение
  • 1. Разработка реформы
  • 3. Итоги губернской реформы
  • Заключение

Введение

Актуальность темы очевидна: Конституция Российской Федерации поставила проблему самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России, в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление. Существует позиция, согласно которой вся история России есть история смут и нелепостей, творившихся недалекими царями в рабской стране, поэтому историческая традиция самоуправления в России не сложилась и в нынешнем российском обществе нет почвы для восприятия идей самоуправления.

Любая форма осуществления местного самоуправления связана с решением задач, призванных обеспечивать приемлемые условия жизни граждан на местном уровне - от рытья колодцев и сбора общинных податей до надзорно-карательных функций, содержания в надлежащем состоянии культовых и административных зданий, объектов науки и культуры, планирования мегаполисов и обслуживания их сложнейшей инфраструктуры.

“Профессиональный" характер этих проблем, выходя на первый план, заслоняет стратегическое значение местного самоуправления, которое, как показала история, начиная со средневековья, имело решающее значение для развития гражданских свобод, демократии, цивилизационной эффективности общества и государства.

Местное самоуправление всегда и везде было подзаконно.

Цель курсовой работы - изучение Губернской реформы Екатерины II и ее результатов.

Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются:

Изучение предпосылок и реализации Губернской реформы;

Исследование результатов проведения реформы.

Объект исследования: Губернская реформа.

губернская реформа екатерина пугачев

Предмет исследования: разработка, реализация и результаты Губернской реформы Екатерины II.

1. Разработка реформы

В историографии, особенно советской, закрепилось мнение, что губернская реформа 1775 года вызвана событиями Пугачёвщины, некой главной ответной мерой правительства на крестьянскую войну. Действительно, преступная бездеятельность, халатность и коррумпированность местных органов власти показали сою неисправность, не сумев ни предупредить, ни вовремя погасить пугачевского пожара. Кстати, императрица осуждала не систему, а её недостойных представителей, отличавшихся злоупотреблениями властью. Однако реформа готовилась заранее - еще в инструкции губернаторам 1764 г. она признала губернии такими частями государства, "которые более всего исправления требуют", и обещала со временем приняться за это дело. Определяющая мысль устава - губернатор - высшая ступень областной администрации, он представитель верховной власти на месте и является "хозяином" и "опекуном" вверенной ему губернии. Притом все представленные в Комиссии 1767 г. сословия так настойчиво и единодушно заявляли желание ведать свои дела своими выборными. Этими двумя основными причинами и было вызвано обнародование 7 ноября 1775 года "Учреждение для управления губернии".

"Учреждения" состоят из 2-х актов, или из 2-х частей, изданных в разные годы, но включённых в Полное собрание законов Российской империи под одним номером. Первая часть была издана в 1775, вторая - 4 января 1780 году - впервые стали единым полноценным законодательным актом, который подробно регламентировал всю систему местных органов управления и суда, их формирование, компетенцию, деятельность; кроме того, он был тесно связан с реалиями, намечает конкретные пути и методы реализации устанавливаемых норм. С заявлением Екатерины II, что "Учреждения" составлены ею одной, можно согласиться наполовину. Действительно, весь законодательный акт в оригинале написан рукой императрицы. Не отрицая авторства императрицы, надо отметить, что идейную, теоретическую направленность нормативного акта она заимствовала из 2-х источников: наказов дворянских депутатов в Уложенную Комиссию и записок прожектеров, рекомендовавших "умножить" сеть учреждений и "полицейских надзирателей". Но сколь бы многочисленны ни были источники, которыми она пользовалась, сколь бы велико ни было число её советников (к ним относят: Я.Е. Сиверс, А.А. Вяземский, П. Завадский, Г. Ульрих и др.), основная предварительная работа по институциализации реорганизации местных и административных судебных органов была проведена Екатериной II.

2. Реализация Губернской реформы

2.1 Территориальные преобразования

Созданная Петром I система практически в неизменном виде просуществовала около полувека. Серьезные новации начались лишь в годы царствования Екатерины II (1762 - 1796). Пик преобразований пришелся на 70-е годы XVIII века. К 1775 году Екатерина II успешно завершила три тяжелейшие войны: с Польшей, Турцией и со своим "воскресшим супругом" Пугачевым. С мирным течением жизни к ней вернулось былое желание всерьез заняться административно-территориальным устройством России. Еще за десять лет до этого, в "Инструкции губернаторам" 1764 года, она говорила, что такие административно-территориальные единицы, как губернии, "более всего исправления требуют", и обещала позднее подумать над этим вопросом. Отношение Екатерины II к существовавшей тогда системе местного управления еще более ухудшилось после того, как местные власти в ходе войн с внешними и внутренними врагами не смогли проявить достаточной эффективности и мобильности.

Линия Екатерины II на укрепление абсолютизма в государственном управлении, его централизацию и полицеизацию, подчинение лично императрице воплощена последовательно в губернской реформе, которая осуществлялась в два этапа.

21 апреля 1764 г. указом "Наставление губернаторам" усовершенствован институт губернаторства, его государственный статус и функции. Указ направлен на укрепление и усиление роли местного управления, которое представлялось слабым звеном, но упрочение его могло повлиять на всю систему государственного управления. Екатерина II исходила из того, что империя как "целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут", считала "самонужнейшим делом" приспособление должности губернатора к интересам императрицы.

Губернатор объявлен представителем императорской особы, главой, хозяином и опекуном вверенной ему губернии, исполнителем императорской воли, законов, обеспечивающим "недремлющим оком" соблюдение и выполнение указов, узаконений, изобличение с помощью губернского прокурора лихоимцев, взяточников, казнокрадов как врагов отечества, попечительство о земледелии, как источнике всех сокровищ и богатств государства, о промыслах, торговле, сохранении тишины и безопасности верноподданных, руководство чиновниками провинциальных, уездных, воеводских и приписных канцелярий, объезд их раз в три года, составление отчетов, сбор податей и др. Губернатор получал огромную власть, ему подчинены таможни, магистраты, разные комиссии, полиция, ямские правления - все "гражданские места", "земские правительства", функционировавшие прежде вне губернаторского и в сфере центрального подчинения. Игнатов В.Г. История государственного управления в России. М., 2007.

В свете уроков народной войны, потрясшей императорский режим, Екатерина II решительно перестроила губернское управление.7 ноября 1775 г. издан Указ "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи", подготовленный с помощью вельможных бюрократов А. Вяземского, П. Завадовского, М. Сиверса, Г. Ульриха и др.

Констатированы недостатки местного управления, которое не обеспечивало безопасность дворян, не предотвратило народную войну, не смогло сохранить порядок, не справилось с массовыми выступлениями, которые были подавлены армией:

· Губернии к тому времени представляли слишком обширные административные территории;

· Эти административные округа ощущали постоянный недостаток (качественный и количественный) как местных управленческих структур и учреждений, так и отсутствие необходимого числа губернских чиновников;

· В губернском управлении отсутствовали начала разделения властей и, подчас неоправданно, совмещалась деятельность различных ведомств и даже ветвей власти (например, один орган мог осуществлять полномочия одновременно и в области финансов, и в сфере исполнительной власти, и в качестве уголовного и гражданского суда).

Исправление положения виделось на путях усиления всех звеньев, в том числе и особенно местного звена, всего самодержавного управления.

Преобразовав таким образом местное управление, Екатерина намеревалась обеспечить лучше и более точно исполнение монарших законов, внутреннюю безопасность и порядок в империи. Этому подчинено и новое административное устройство:

а) разукрупнение и увеличение губерний более чем вдвое - с 23 до 51;

б) ликвидация 66 провинций как ненужного промежуточного звена между губернией и уездом;

в) многократное увеличение числа уездов;

г) введение 19 наместничеств двух-трех и более губерний каждое.

Новое административно-территориальное деление призвано повысить эффективность налоговой, полицейской, судебной, всей карательной политики, основано на принципе статистического расчета: "Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ. В уезде, или округе считается от двадцати до тридцати тысяч душ" Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов 10.А. Эволюция феодализма в России. М. 1980. с. 54. .

Подобный критерий деления территории также имел свои недостатки: не учитывались особенности экономики региона, его тяготение к издавна сложившимся торгово-промышленным и административным центрам, игнорировался национальный состав населения. Новое деление было основано на компромиссе двух тенденций - централизации и децентрализации управления, причём местным органам управления (самоуправления) предоставлялись весьма широкие полномочия и права. Действительно, по крайней мере на первый взгляд, в ходе реформы происходило дельнейшее перераспределение властных полномочий между центром и регионами в пользу последних, однако степень самостоятельности местных органов управления оставалась крайне ограниченной, вся их деятельность была строго регламентирована, все принципиальные решения политического характера по-прежнему принимались в центре и именно там назначался и отчитывался глава губернии, подчинённый непосредственно самодержцу. Ни один из вновь создаваемых органов исполнительной власти или самоуправления не имел право устанавливать на своей территории какие-либо законы или правила, вводить собственные налоги и пр. Все они должны были действовать строго по единым законам, разрабатываемым в центре.

2.2 Административные и судебные преобразования

Говоря о реформировании системы губернского управления, следует подчеркнуть, что все 51 губернии стали иметь унифицированное административное и судебное устройство. Все должностные лица и учреждения местной администрации подразделялись на три основные группы:

1. Административно-полицейская включала в себя губернатора, губернское правление и Приказ общественного призрения, в уезде - земского исправника, членов Нижнего земского суда и городничего.

Систему органов губернской администрации составляли губернское правление и генерал-губернатор или наместник возглавлявшие его.

Губернское правление осуществляло 2 функции:

1) исполнительную (обнародуя в губернии указы верховной власти);

2) распорядительную (осуществляя мероприятия полицейского характера).

Генерал-губернатор или наместник концентрировал в своих руках исполнительно-распорядительные и полицейские полномочия. Назначался генерал-губернатор из лиц, пользовавшихся особым доверием императрицы. Он начальствовал над двумя-тремя губерниями, являлся надзирателем за исполнением законов и обязанностей должностных лиц, в его распоряжении находились полиция, гарнизон, а также полевые войска, дислоцированные на территории наместничества. В его обязанности также входила забота о своевременном сборе податей и рекрутов. Наместник имел право, приезжая в одну из столиц, заседать в Сенате при обсуждении вопросов его наместничества. Губернатору подчинялись все правительственные учреждения губернии, а также сословные суды. В финансовых вопросах ему помогал вице-губернатор, а в контроле за исполнением законов - губернский прокурор и стряпчие. Губернское правление обнародовало и исполняло в пределах губернии указы и распоряжения центрального правительства; осуществляло контроль за деятельностью всей системы органов губернского управления; ведало местной полицией; следило за порядком и безопасностью и т. д

Под контролем генерал-губернатора действовало 3 вида местных учреждений - административного, финансового и судебного характера. Административные и финансовые действовали в губернии, судебные - в уезде.

Помимо генерал-губернатора (как председателя) в состав губернского правления входило по 2 губернских советника, назначаемых центральным правительством. Губернское правление не являлось коллегиальным органом, поэтому роль советников была исключительно совещательной. Генерал-губернатор мог и не согласится с их мнением, и в этом случае они обязаны были исполнять решение главы местной администрации.

Уездная администрация находилась в руках дворян. Высшим уездным органом губернского управления был нижний земский суд в составе земского исправника (или капитана) и 2-х заседателей, избранных местными помещиками. Все эти лица избирались уездным дворянством. Помимо прочего, этот орган относился к системе исполнительно-полицейских учреждений. Капитан-исправник осуществлял исполнение нормативных актов органов губернского управления; следил за местной торговлей; проводил мероприятия, связанные с поддержанием чистоты, благоустройства; следил за исправностью дорог и мостов; наблюдал за нравственностью и политической благонадёжностью обывателей уезда; производил предварительное следствие, действуя при этом "ревностно, с осторожной кротостью, доброхохотством и человеколюбием к народу". Нижний земский суд подчинялся губернскому правлению. Власть исправника распространялась на весь уезд за исключением уездного города, который находился в компетенции городничего (или коменданта).

Для управления учебными заведениями, больницами, сиротскими домами и другими благотворительными учреждениями был образован приказ общественного призрения - наиболее яркое проявление политики просвещённого абсолютизма. Председательствовал в приказе сам губернатор.

2. Вторую строку в системе губернских учреждений составляли финансово-хозяйственные органы: казённая палата в губернии, казначейство - в уезде.

Казённая палата, осуществлявшая финансовое управление и ведала государственным имуществом, откупами, продажей соли, доходами и расходами, казёнными сборами, подрядами, постройками, промышленностью и торговлей губернии, проводила учётно-статистическую работу по ревизиям - переписям податного населения. В состав казённой палаты входил вице-губернатор, губернский казначей, и 4 члена - директор экономии, советник и 2 асессора. В подчинении у казённой палаты находились губернское и уездное казначейства, хранившие казённые доходы, а также ведавшие выдачей по распоряжению властей денежных сумм.

Система губернских судебных учреждений: общесословные (палата гражданского и палата уголовного суда в губернии), суды специального назначения (совестный и надворный), сословные губернские и уездные суды.

В результате реформирования судебная система стала чрезвычайно усложнена. Тем не менее, вновь созданная система характеризовалась такими принципами деятельности, как коллегиальность, привлечение (в известных пределах) населения к отправлению правосудия, выборный характер комплектования судебных органов.

Высшими губернскими судебными инстанциями стали две палаты: палата уголовных дел и палата гражданских дел, деятельность которых имела всесословный характер. В этих органах дела рассматривались по существу. Обе палаты являлись судебно-апелляционными инстанциями, пересматривающие дела нижестоящих судов. Состав палат назначался Сенатом и включал в себя председателя, двух советников и двух асессоров. Постановление Палат можно было обжаловать в Сенате, но только в том случае, если сумма иска была не менее 500 рублей. В соответствии со ст.106 и ст.115 "Учреждений о губерниях" Палаты создавались как органы, тесно связанные с органом отраслевого, судебного управления, как местный отдел этого ведомства: "Палата уголовного суда не что иное есть, как соединённый Юстиц-коллегии департамент", а "Палата гражданского суда не что иное есть, как соединённый департамент Юстиц и Вотчинной коллегий…" Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Тома I-III. - С. - Петербург, типография М. Стасюлевича, 1875 г. (том I), 1876 г. (том II), 1883 г. (том III) .

Ниже судебных органов в губерниях действовали сословные суды, в которых рассматривались как уголовные, так и гражданские дела. Эти судебные учреждения представляли собой исключительно сословные органы:

· верхний земский суд - для дворянства, ему подчинены уездные суды, Дворянские опеки, земские суды его округа, для которых он выступает апелляционной и ревизионной инстанцией; его полное присутствие состояло из двух председателей, назначаемых императрицей по представлению Сената из двух рекомендованных кандидатов, и 10 заседателей, избиравшихся через каждые 3 года дворянством губернии; при суде стояли прокурор, стряпчий казённых и уголовных дел; суд подразделялся на 2 департамента (первому поручалось ведение дел уголовных; второму - гражданских); по гражданским делам суд мог решать тяжбы при цене иска до 100 рублей, все уголовные дела подлежали обязательной ревизии Уголовной палаты, приговор утверждался большинством голосов;

· губернский магистрат - для купечества и мещанства, выступал в качестве апелляционной и ревизионной инстанции для городовых судов, в его состав входили 2 председателя и 6 заседателей; магистрат подразделялся на 2 департамента: гражданских и уголовных дел; магистрату подчинялись городовые магистраты, сиротские суды и ратуши; ему были подведомственны дела, касавшиеся привилегий, спорных владений, а также апелляционные дела из судов нижестоящих инстанций; магистрат заседал 3 раза в год, за исключением воскресных и табельных дней;

· верхняя расправа - для свободных сельских обывателей, учреждалась в качестве апелляционной и ревизионной инстанции для Нижней расправы; её полное присутствие состояло из 2-х председателей и 10 заседателей; расправный судья и заседатели определялись на должности тем же способом, что и члены Нижней расправы - судья назначался наместничьим правлением из чиновников, а заседатели избирались селениями округа из различных слоёв населения, утверждал их должности губернатор.

Две высшие судебные инстанции территориально располагались в губернском городе. В уездных городах действовали суды низшей инстанции: уездный суд - для дворянства, окончательно решал лишь малозначительные гражданские дела, цена иска которых была ниже 25 рублей и уголовные дела кроме тех, по которым подсудимые подвергались наказаниям в виде смертной казни, лишения чести или торговой казни; полное присутствие уездного суда собиралось не менее 3-х раз в год, городовой магистрат (Ратуша) - для купечества и мещанства и нижняя расправа - для вольных сельских жителей.

Таким образом, уездный суд разбирал дела дворян данного уезда и подчинялся Верхнему земскому суду; Городовой магистрат судил горожан и подчинялся Губернскому магистрату; наконец, Нижняя расправа, судившая свободных крестьян, подчинялась Верхней расправе. В отличие от названных выше судебных учреждений дворян и горожан, Нижняя расправа не была выборной, её председатель назначался правительством.

Порядок сношения с другими учреждениями был общим для всех судов: с вышестоящими - рапортами и донесениями, а с нижестоящими - указами.

Судебные уездные сословные учреждения подчинялись сословным губернским, а последние - бессословным палатам, выступавшим ревизионными и апелляционными инстанциями для всех остальных губернских органов. Дела переносились из низшей инстанции в высшую либо по жалобам сторон, либо для проверки решений, принятых низшей инстанцией, либо для вынесения окончательного решения.

Верхний (С. - Петербург) и Нижний (Москва) Надворные суды создавались в столицах. Они разбирали дела чиновников и разночинцев. Верхний надворный суд состоял из двух председателей, двух советников и четырех асессоров. При нём стояли прокурор, стряпчий казённых и уголовных дел. Суд подразделялся на 2 департамента - уголовных и гражданских дел. Председатели назначались императрицей по представлению Сената. Советники, стряпчие и асессоры назначались Сенатом. Нижний надворный суд состоял из надворного судьи и 2-х заседателей, назначавшихся Сенатом. Суд разбирал дела лиц, прибывавших в Москве и С. - Петербурге по службе военной, придворной или гражданской, а также по собственным делам, касавшимся их промыслов или иных занятий, за исключением должностных преступлений. Уголовные дела подлежали обязательной ревизии Уголовной палаты. В сфере гражданских дел Верхнему надворному суду принадлежало право окончательно решать дела при цене иска до 100 рублей, а Нижнему суду - до 25 рублей.

Кроме этого в губернских городах были образованы специальные судебные места, так называемые особенные суды с особыми полномочиями. Так, некоторые уголовные и гражданские дела уголовного характера были отнесены к компетенции губернского совестного суда. Он состоял из шести заседателей - по 2 от каждого из трёх сословий: дворян, горожан и незакрепощённых крестьян. Руководил Совестным судом судья, назначенный наместником. Суд, с одной стороны, должен был смягчать жёсткость закона, а с другой - восполнять его отсутствие. Из уголовных дел совестный суд рассматривал те, где источником преступления была не сознательная воля преступника, а физический либо нравственный недостаток, малолетство, слабоумие, суеверие и т.д. Из гражданских дел к ведению совестного суда относились те дела, с которыми обращались к нему сами тяжущиеся стороны. В этих случаях совестный суд действовал таким образом, что он должен был прежде всего помирить обе стороны. Если примирение не состоялось, то дело передавалось обычному суду. Совестному суду предоставлено право считать противозаконным содержание в тюрьме свыше 3-х суток, если арестованному не предъявлено обвинение. Он же мог отдать арестованного на поруки. В своих решениях Совестный суд руководствовался законами, но учитывал и нравственное начало, человеколюбие, милосердие. Такой суд оказался недостаточно эффективным, т.к. дела в нём решались десятилетиями.

Совестные суды и приказы общественного призрения по своему составу были всесословными правительственными учреждениями (или, как их стали называть, местами), поэтому заседатели в эти органы выбирались из всех 3 главных классов-сословий местного общества. Кроме того, при уездных сословно-судебных учреждениях были созданы опекунские присутствия. Так, при дворянском уездном суде под председательством уездного предводителя дворянства была создана дворянская опека для управления делами вдов и сирот дворянских. При городском магистрате под председательством уездного городского головы действовал сиротский суд для опеки вдов и сирот купечества и мещанства, он учреждался при каждом городовом магистрате, в его состав входили председатель - городской голова, 2 члена гормагистрата и городовой староста.

Контроль за деятельностью губернских учреждений осуществлял штат чиновников прокурорского надзора, включавшей губернского прокурора, подчинявшегося наместнику и двух его помощников ("стряпчих"); по одному прокурору и по 2 стряпчих при губернском сословном суде; по уездному стряпчему в уезде, подчинённому губернскому прокурору. В обязанности губернского прокурора входила защита населения от незаконных поборов, наблюдение за содержанием арестантов и т.д.

Основным полицейским органом была "управа благочиния". Законом, регламентирующим её организацию и деятельность, стал "Устав благочиния, или полицийский", утверждённый 8 апреля 1782 года. В стольных городах её возглавлял обер-полицмейстер. В состав управы входили 2 пристава - по уголовным и гражданским делам - и выборные члены от купечества - ратманы. В компетенция управы: охрана порядка в городе, следила за выполнением решений администрации, заведовала городским благоустройством и торговлей, проводила предварительное следствие и выносила судебные решения по мелким уголовным и гражданским делам до 20 рублей. В губернских городах управы возглавляли полицмейстеры или обер-коменданты. Города с числом дворов более 4000 делились на части (по 200-700 дворов), в которые назначался частный пристав. Полицейская часть следила за порядком и исполнением судебных решений. При полицейских частях находился словесный суд по мелким гражданским делам, которые решались устно. Словесный судья избирался горожанами. Полицейские части делились на кварталы, в которых следили за порядком квартальные надзиратели и квартальные поручики.

3. Итоги губернской реформы

Областная реформа принесла дворянству значительные экономические выгоды, т.к. значительно увеличился штат чиновников, рекрутированных из дворян. Реформа достигла той цели ради которой проводилась: в результате дробления губерний и уездов губернская и уездная администрация получили возможность без проволочек реагировать на события повседневной жизни губернии и уезда (взимание налогов, набор рекрутов, сыск беглых), так и на чрезвычайные обстоятельства: волнения, эпидемии, эпизоотии. Реформа унифицировала организацию местного управление на территории всей страны, что привело к уничтожению автономии некоторых окраин (запорожские казаки). Едва ли не главным результатом областной реформы стала независимость судебных учреждений. Правда независимость была не совсем полной, однако это был крупный шаг в этом направлении. Эта реформа была одна из тех, что имели долговременное значение. Если введённое административно-территориальное деление сохранялось до конца XIX века, то система местных учреждений - до реформ 1860-1870-х годов. Екатерине удалось сделать то, что в том же XVIII столетии не сумел осуществить, например, в Австрии Иосиф II. Несомненно такой принцип устройства придавал устойчивость всему политическому строю страны, способствовал сохранению империи.

Таким образом, в результате реформ местного самоуправления и суда резко обозначился их сословно-представительный характер, выразившийся в выборности как личного состава сословных дворянских, так и в сословном происхождении личного состава общих бессословных учреждений. Благодаря этому дворянство стало руководящим классом в местном и центральном управлении как выборный представитель своего сословия, с одной стороны, и как назначенный верховной властью чиновник, с другой стороны.

Заключение

"Учреждение для управления губерний" 1775 г. узаконило крупную областную реформу, которая усилила на местах государственное начало в духе абсолютизма, создала обширную административную систему управления, разделила административные, финансово-хозяйственные, судебные, полицейские функции по отдельным губернским учреждениям, отразила тенденции сочетания в местном управлении государственного и общественного начал, его бюрократизации и централизации, наделения дворянства властными полномочиями в регионах. Губернская реформа воплотила самодержавный традиционализм имперского управления во второй половине XVIII в., курс на усиление местной царской администрации, создание на местах твердой административной власти, полиции, которая пресекала бы любые проявления недовольства, народные выступления, оградила империю от западной революционной "инфекции", конституции, представительных, парламентских учреждений, подобия правового государства и гражданского общества.

Таким образом, в результате реформы резко обозначился сословно-представительский характер органов местного управления и суда, выразившийся в выборности как личного состава сословных дворянских, так и в сословном происхождении личного состава общих бессословных учреждений. Благодаря этому дворянство стало руководящим классом в местном и центральном управлении. Дворянин господствовал в местном управлении как выборный представитель своего сословия, с одной стороны, и как назначенный верховной властью чиновник, с другой стороны.

Список используемых источников и литературы

1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - в первой половине XIX века. - М., 1994.

2. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов 10.А. Эволюция феодализма в России. М. 1980.;

3. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Тома I-III. - С. - Петербург, типография М. Стасюлевича, 1875 г. (том I), 1876 г. (том II), 1883 г. (том III);

4. Еремян В.В., Местное самоуправление в России (XII-начало XX вв.);

5. Игнатов В.Г. История государственного управления в России. М., 2007.;

6. История государства и права России. Под ред. Кара-Мурзы. - М. 1999.;

7. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч. в 9 т. Т.5.М., 1989.;

8. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 2001.;

9. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. Составитель Титов Ю.П. М. 1998.;

10. Чистяков О.И., Новицкая Т.Е., Законодательство Екатерины II. Т.1. М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Приход к власти Екатерины II. "Наказ" и Комиссия 1767-1768 гг. Губернская реформа. Судебная реформа. "Жалованная грамота дворянству". Отношение к крепостному праву. Другие труды по законодательству и праву. Расширение народного образования.

    реферат , добавлен 10.04.2007

    Принятие христианства на Руси и его историческое значение. Объединение русских земель вокруг Москвы. Правление Ивана Грозного. Культура допетровской Руси. Губернская реформа Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Крестьянская реформа 1861 г.

    шпаргалка , добавлен 21.12.2011

    Анализ преобразований Екатерины II в сфере бюджета. Налоговые доходы в бюджет Российской империи. Дефицит бюджета и анализ причин, его вызвавших. Расширение социальной помощи населению, Губернская реформа 1775 года. Влияние внешних займов на бюджет.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2017

    Предпосылки событий 1773-1775 гг. - восстания яицких казаков, переросшего в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Пугачёва. Издание манифеста об общих правилах использования приписных крестьян на казённых и партикулярных предприятиях.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2015

    Внутренняя политика просвещенного абсолютизма и губернская реформа Екатерины II. Издание "Жалованной грамоты городам", определяющей права и обязанности населения городов. Оформление сословного строя в России. Георгиевский трактат и русско-турецкая война.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2011

    Биография императрицы Екатерины II. Переворот, начало правления. Политика просвещенного абсолютизма. Императорский совет и преобразование сената. Уложенная комиссия, губернская реформа. Ликвидация Запорожской Сечи. Национальная и сословная политика.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2014

    Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII в. Реформы государственного управления во второй половине ХVIII в. Губернская реформа Екатерины I. Контрперестройка системы управления Екатерины II Павлом I.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2013

    Предпосылки реформ Петра I. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула в 1721г. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа. Расширение дворянских привилегий. Военные реформы. Церковная реформа.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2004

    Приход к власти императрицы Екатерины II. Губернская и судебная реформы в России. Расширение народного образования. "Жалованная грамота дворянству". Организация врачебной помощи населению. Развитие русской науки и русской литературы. Двор Екатерины II.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2013

    Территориальное преобразование губерний, их деление на уезды. Изменения в устройстве губернского управления, усиление администрации, разграничение ведомств, привлечение к участию в управлении земских элементов. Противоречия в строе губернских учреждений.

240 лет назад, 18 ноября 1775 г., был издан манифест о новом областном делении России. Российская империя разделилась на 50 губерний. Первые 8 губерний были образованы по указу Петра I в 1708 году. Императрица Екатерина II продолжила реформу. Вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тысяч человек) и уезды (20-30 тысяч человек), в основе лежал принцип численности податного населения.

Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор, подведомственные Сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому генерал-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Губернское деление просуществовало в России до 1920-х годов, когда губернии были заменены на области, края и округа.


Областная реформа Петра

С конца 1708 г. Пётр начал осуществлять губернскую реформу. Осуществление этой реформы было вызвано необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды - округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны - иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а управление уездами из центра - крайне громоздким. Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость создания новой системы финансирования и материального обеспечения вооруженных сил для успешного ведения войны.

Кроме того, необходимо было укрепить «вертикаль власти». Астраханское восстание и восстание на Дону показали слабость местной власти, её необходимо было укрепить, чтобы главы губерний могли решать подобные проблемы без масштабного вмешательства центра. Губернаторы имели всю полноту военной власти и необходимый военный контингент, чтобы подавить волнения в зародыше без привлечения войск с линии фронта. Губернаторы должны были обеспечить своевременный сбор налогов и податей, набор рекрутов, мобилизовать местное население на трудовую повинность.

Указ от 18 (29) декабря 1708 г. извещал о намерении «для всеобщей пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города». Первоначально были созданы Московская, Ингерманландская (позднее Санкт-Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Архангелогородская и Сибирская губернии. В 1714 г. из Казанской выделили Нижегородскую и Астраханскую губернии, а в 1713 г. возникла Рижская губерния. Суть реформы была в том, чтобы между старинными уездами и центральными учреждениями в столице, котом непосредственно подчинялась уездная администрация, появилась промежуточная инстанция - губернские учреждения. Это должно было повысить управляемость территориями. Губернии возглавляли губернаторы, наделенные всей полнотой административной, судебной, финансовой и военной власти. Губернаторами царь назначил близких себе людей. В частности, Петербургской губернией управлял Меншиков, Казанскую и Азовскую губернии возглавляли братья Апраксины, Московскую - Стрешнев.

Реформа Петра была «сырой», поспешной. Так, не был определен принцип комплектования губерний. Неизвестно, чем руководствовался царь, когда приписывал тот или иной город к той или иной губернии: размерами губернии, численностью населения или экономическими, географическими факторами и т. д. Губернии были слишком большие, чтобы губернские правления могли эффективно ими управлять. Областная реформа четко не определила место губернской администрации в правительственном механизме России, то есть её отношение к центральным учреждениям и уездной администрации.

В 1719 году царем Петром была проведена ещё одна реформа административного деления. Губернии были разделены на провинции, а провинции, в свою очередь - на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта - земский комиссар. Согласно этой реформе высшей областной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. В 1719 г. была учреждена Ревельская губерния. 1725 г. Азовская губерния была переименована в Воронежскую.

В 1727 году был произведён пересмотр административно-территориального деления. Дистрикты были упразднены, вместо них снова введены уезды. Границы «старых» дистриктов и «новых» уездов во многих случаях совпадали или почти совпадали. Были образованы Белгородская (выделена из Киевской) и Новгородская (выделена Петербургской) губернии.

В дальнейшем, вплоть до 1775 года, административное устройство оставалось относительно стабильным с тенденцией к разукрупнению. Так, в 1744 году были образованы две новые губернии - Выборгская и Оренбургская. Губернии образовывались в основном на новых территориях, в ряде случаев происходило выделение нескольких провинций старых губерний в новые. К октябрю 1775 года территория России делилась на 23 губернии, 62 провинции и 276 уездов.

Реформа Екатерины II

7 (18) ноября 1775 года был издан указ императрицы Екатерины II «Учреждения для управления губерний», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена коренная реформа административно-территориального деления Российской империи. Реформа привела к разукрупнению губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Надо сказать, что при Екатерине губернии обычно назывались «наместничествами».

Необходимость реформы была связана с теми же причинами, что и во времена Петра. Реформа Петра была незавершенной. Необходимо было укрепить местную власть, создать четкую систему. Крестьянская война под предводительство Пугачева также показала необходимость укрепления власти на местах. Дворяне жаловались на слабость местных властей.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было решение налоговых и полицейских дел. Кроме того, в основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около трехсот-четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около двадцати-тридцати тысяч душ. Старые территориальные органы ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации находился земский исправник (капитан-исправник), избираемый уездным дворянством, и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями передавалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на территории генерал-губернаторства, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайное положение, непосредственно обращаться с докладом к царю.

Таким образом, губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнила территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью при Екатерине II были проведены и другие реформы: создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система. Из негативных моментов можно отметить отсутствие экономического значения, рост бюрократического аппарата и сильный рост расходов на него. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн. руб. в 1762 г. до 36,5 млн. руб. в 1796 г.) - намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза). Это было больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII-XIX столетий. Поэтому в дальнейшем систему губернского управления постоянно совершенствовалась.

Надо сказать, что губернское (областное) деление России по территориальному и демографическому принципам имеет больше преимуществ, чем деление СССР и Российской Федерации на автономные республики, края и области. Национальный характер многих республик несет в себе «мину замедленного действия», ведущую к разрушению России. Первая такая катастрофа произошла в 1991. Если с отделением Средней Азии и Закавказья ещё можно смириться, хотя за эти земли наши предки заплатили большую цену, и их утрата больно ударила по военно-стратегической стабильности России, то утрату таких частей Великой России, как Прибалтика, Белая Русь, Малая Русь и Бессарабия, ничем оправдать нельзя. Военно-стратегическая ситуация на западном и северо-западном направлениях резко ухудшилась, по сути, утрачены достижения и победы нескольких столетий. Утрачены исконные земли русского суперэтноса. Суперэтнос русов (русские) стал крупнейшим в мире разделенным народом.

Троцкисты-интернационалисты, создавая национальные республики, подложили под русскую цивилизацию «мину» огромной разрушительной мощи. И процесс не завершен. Национальные республики в составе Российской Федерации - это удар по русскому народу, которому отказано в привилегии развивать свои особенности в особых, «тепличных» условиях и угроза дальнейшего распада. Экономический кризис в России и начало Третьей мировой войны, с втягиванием России в конфликт по разлому Юг - Север, ведут к усугублению внутренних противоречий в РФ, и амбиции этнократических элит и национальных интеллигенций, которые поддерживают из-за рубежа, могут быть весьма опасными для единства страны. Поэтому в перспективе в России необходимо вернуться к территориальному делению, с сохранением только культурной автономии малых народов.

Екатерина 2 не зря объявляла себя идейной преемницей Петра Великого – ее шла в схожем русле. В частности, императрица стремилась устроить жизнь во всем государстве по единому образцу и максимально контролировать ее. Губернская реформа 1775 года служила этой же цели.

Цели преобразований

Реформа была призвана унифицировать управление крупными административными единицами внутри страны, и только. Национальные, религиозные, географические, военные и прочие условия в расчет не брались. Националисты с окраин нередко обвиняют на этом основании в том, что губернская реформа использовалась ею для подавления национального движения. В некотором роде они правы – «нарезка» территорий губерний шла вразрез с границами национальных регионов. Также в год старта реформы на Украине была ликвидирована запорожская вольница (вопреки стереотипам, без крови), и на запорожские территории вместе с новозавоеванными землями Причерноморья в 1782 году тоже распространили губернскую систему.

Но реформа безусловно не была призвана только бороться с национальным сепаратизмом. Он был на тот момент для страны почти безопасен. А вот руководить государством таких размеров и в тогдашних условиях было нелегко.

Суть реформы

Губернская система создавала строгую вертикаль власти под полным контролем монарха. Петр 1 ранее пытался создать нечто подобное, но его губернии оказались слишком велики. Екатерининские губернии (числом 50) насчитывали каждая по 300-400 тыс. жителей и соответственно различались по площади. Несколько губерний при необходимости могли объединяться в наместничество или генерал-губернаторство. Но вот это уже делалось с оглядкой на военные или политические нужды.

Губернию возглавлял губернатор, назначаемый царем. Монарх назначал и генерал-губернаторов, и наместников. Они отчитывались только перед ним. При губернаторе действовало правление в составе вице-губернатора (фактически казначея), двух советников и прокурора. Такой состав губернского руководства способствовал проведению еще одной реформы – судебной (прокурор фактически ведал судебной системой в губернии).

Екатерина не могла лишить роли в управлении губерниями местное дворянство. Оно руководило на более низком уровне – уездном. Население уезда обычно составляло около 30 тыс. людей (то есть в губернии было 10-15 уездов). Руководили уездами капитаны-исправники и уездные заседатели, избиравшиеся местными дворянами.

Городами должны были руководить назначаемые «сверху» городничие и выборный магистрат. В результате губернские органы управления заменили собой целый ряд коллегий – те были упразднены.

Уровень губернии превратился в апелляционный при рассмотрении судебных дел (первая инстанция действовала на уровне городов и уездов), но при том суд был сословным, отдельно для дворян, мещан и крестьян.

Результаты

Система губерний выдержала проверку временем – с незначительными изменениями она действовала до 1917 года. Она способствовала созданию простой вертикали власти на уровне крупных и средних административных единиц (монарх – губернатор – исправник), унификации системы управления и судопроизводства по всей стране, лучшей контролируемости отдаленных районов. От центральных органов на уровень губерний передавался ряд полномочий (в частности, содержание дорог, охрана правопорядка, содержание школ, больниц, приютов).

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 года, принятое в историографии название комплексной административной, судебной и социальной реформы, осуществлённой в Российской империи во 2-й половине 1770-х - 1-й половине 1790-х годов. Разработана в рамках политической программы императрицы Екатерины II, учитывала итоги деятельности Уложенной комиссии 1767-68, а также уроки, извлечённые властью из восстания Е. И. Пугачёва (1773-75). Основные цели: формирование сословной структуры российского общества через закрепление юридического статуса отдельных сословий и создание институтов сословного самоуправления; укрепление власти на местах путём создания более плотной, разветвлённой и унифицированной системы органов административного управления на всей территории империи, основанной на сочетании коронных органов власти с органами самоуправления и перераспределении властных полномочий между центральными и местными органами власти в пользу последних. При подготовке губернской реформы Екатерина II использовала труды английского правоведа У. Блэкстона, при этом опиралась на российские традиции и опыт отдельных российских губерний, прежде всего Новгородской, где ещё до 1775 года была опробована новая система управления.

Губернская реформа осуществлялась в несколько этапов. Начало реформы было положено манифестом 17(28).3.1775 и указом императрицы Екатерины II от 25.5(5.6).1775, согласно которым для всех категорий населения, кроме крепостных крестьян, были отменены ограничения на заведение торгово-промышленных предприятий, введён имущественный ценз для записи в гильдии купеческие (от 500 рублей); подушная подать и рекрутская повинность для купцов заменены 1%-ным налогом с капитала, а не имевших достаточного капитала жителей городов велено именовать мещанами. Основные положения реформы были изложены в «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» от 7(18).11.1775. Этот законодательный акт (состоял из 28 глав и 412 статей), составленный лично Екатериной II, отличался высоким уровнем юридической техники, глубокой детализацией норм государственного, административного, финансового, семейного и других отраслей права. «Учреждения...» предусматривали изменение административно-территориального деления губернии (наместничества): вводилось прямое деление на уезды с населением 20-30 тысяч человек, а провинции ликвидировались. Основной административно-территориальной единицей становилась губерния с населением 300-400 тысяч человек в каждой во главе с губернатором (правителем наместничества). При нём создавалось губернское правление (контролировало деятельность всех других губернских учреждений), члены которого назначались Сенатом. В решении финансовых вопросов губернатору помогал вице-губернатор, а в контроле за соблюдением законов - губернский прокурор и стряпчие. Создавались казённые палаты, ведавшие сбором налогов и контролировавшие деятельность уездных казначеев, а также приказы общественного призрения, которым поручалась организация школ, сиротских, работных и смирительных домов, больниц, богаделен, домов для умалишённых. Две-три губернии объединялись в генерал-губернаторства во главе с наместником (генерал-губернатором) и наместническим правлением.

Главой административно-полицейской власти в уездном городе (при отсутствии в нём коменданта) становился городничий. В уездах создавался нижний земский суд - выборный коллегиальный административно-полицейский орган территориального управления во главе с исправником (капитаном), который фактически являлся начальником земской полиции.

«Учреждениями...» вводились органы социального обеспечения вдов и сирот - так называемые дворянские опеки при верхних земских судах и городские сиротские суды при городовых магистратах - органах городского управления, подчинявшихся губернскому магистрату (состоял из двух председателей и шести выборных заседателей, имел судебные функции).

Судебная реформа, осуществлённая согласно «Учреждениям...», выразилась в отделении судебной власти от административной, в создании системы судебных органов разных инстанций для каждого из сословий: уездный и верхний земский суды для дворянства, нижний земский суд, нижняя и верхняя расправы для государственных и дворцовых крестьян. Было осуществлено разделение уголовного и гражданского судопроизводства: в качестве высших апелляционных инстанций в губерниях учреждались уголовная и гражданская палаты; образован всесословный совестный суд (разбирал дела, связанные с колдовством, суевериями, бродяжничеством, преступлениями малолетних).

Следующим шагом в осуществлении Губернской реформы стало постепенное переименование губерний в наместничества (к середине 1780-х годов существовало 38 наместничеств, 2 губернии и 1 область на правах наместничества). Параллельно шёл процесс ликвидации отраслевых коллегий (Вотчинной, Камер-коллегии, Мануфактур-коллегии и др.), в результате чего центр сохранял за собой лишь полномочия, связанные с финансами, обороной, внешней политикой и общим надзором за соблюдением законов. Уставом благочиния 1782 года создана городская полиция. Жалованной грамотой дворянству 1785 года и Жалованной грамотой городам 1785 укреплены органы сословного самоуправления, завершено законодательное оформление прав и обязанностей городовых обывателей.

Важнейшие положения реформы и созданные ею институты продолжали существовать до 1918 года. Формирование в ходе Губернской реформы органов городского и сословного самоуправления имело важное значение для развития российского города и зарождения в нём элементов гражданского общества.

Лит.: Григорьев В. А. Реформа местного управления при Екатерине И. СПб., 1910; Jones R. Provincial development in Russia: Catherine II and J. Sievers. New Brunswick, 1984; Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993; Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 1999; Середа Н. В. Реформа управления Екатерины Второй. М., 2004.