Формирование общественного мнения. Общественное мнение как социальный институт гражданского общества

Общественное мнение – это состояние массового сознания, показывающее скрытое или явное отношение социальных групп к проблемам и событиям настоящего; это одномоментный срез общественного сознания в динамике и его связей с действительностью.

Характеристики общественного мнения:

1) публичность. Носители: большие массы людей, социальные группы, которые обмениваются вопросами общественной жизни, своими суждениями;

2) суждения и те мнения, которые были услышаны, воспринимаются как свои;

3) общественное мнение рассматривает все стороны общественной жизни.

Именно благодаря общественному мнению общественность приобретает свой особый тип единства. Общественное мнение – это количественный продукт, но все же это не единодушное мнение и не обязательно мнение большинства. Общественное мнение можно принять за центральную тенденцию, которая устанавливается в ходе борьбы между различными мнениями, в ходе ведения дискуссий, которые ведутся в обществе.

Общественное мнение имеет функции:

1) контрольную;

2) консультативную;

3) директивную.

Общественное мнение занимает определенную позицию, дает советы, регулирует поведение людей, решает определенные общественные вопросы, поддерживает или отвергает некие представления, ценности и нормы, которые присутствуют в обществе.

Общественное мнение интересуют только те проблемы и события, которые вызывают общественный интерес, актуальны, допускают возможность дискутировать по данному вопросу.

В качестве субъектов (носителей общественного мнения) могут выступать социальные общности.

По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным и плюралистичным.

Характеристики общественного мнения зависят от многих факторов: степени совпадения интересов групп, характера обсуждаемого вопроса и т. д.

Формирование и функционирование общественного мнения могут идти стихийно, но в наше время чаще идет воздействие от политических организаций, СМИ и пропаганды.

Значение общественного мнения в общественной жизни зависит и определяется культурой, состоянием общественного сознания, характером производственных отношений (т. е. социальными условиями), а также свободой выражения мнения, развитостью институтов (т. е. специфическими условиями).

В XX в. возрастает роль общественного мнения, оно является фактором социального управления, используется при принятии решений. При демократизации общества роль общественного мнения еще больше возрастает.

Активностью функционирования общественного мнения в обществе, анализом высказывания занимается социология общественного мнения.

Общественное мнение проявляется на разных уровнях:

1) как духовное отношение (через оценочные суждения);

2) духовно-практическое (через эмоционально-волевые побуждения);

3) практическое отношение (массовые действия и поступки).

Однако не в каждом обществе общественное мнение занимает главное место. Это возможно, когда в обществе реально присутствует свобода, высок уровень демократизации. Эти условия служат гарантией действенности общественного мнения.

Еще по теме 67. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:

  1. 5. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации
  2. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.

ВОСПРОС 31. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОЛИЗАЦИИ

Социализация – процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида.

Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Вторичная социализация: профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей, включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

Агенты социализации

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Общественные условия социализации

Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Идентификация, как один из механизмов социализации

Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «я-концепцию». Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами – действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

ВОПРОС 32. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.

Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).

Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия:

многоукладная рыночная экономика

множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам.

Основа гражданского общества – средний класс.

Структура гражданского общества делится на сл. сферы:

Экономическая – структурные эл-ты гражд. сообщества: негосуд. предприятия и объединения (кооперативы, арендные предприятия, АО, СП, фирмы и т.д.).

Социально -политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления

Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации

При построении гражданского общества государство непременно должно принимать активное участие, но не в роли поводыря или надсмотрщика, а обязательно мягко руководить и направлять, оставляя свободу выбора гражданам. И тогда гражданское общество будет партнером и помощником государству, в противном случае государство получит непримиримого оппонента и оппозиционера в лице гражданского общества.

Основными направлениями при формировании гражданского общества в современной России нужно принять направления:

Правовое;

Информационное;

Социальное;

Культурно-воспитательное.

Основу правового направления составляют, с одной стороны, законодательные акты, определяющие необходимую степень свободы граждан их объединений и ассоциаций, и в то же время, ограничивающие произвол органов государственный власти. С другой стороны, необходима реальная, повседневная практика реализации законодательных актов. Правовое направление в сегодняшней России очень актуально, объемы коррупции не имеют границ.

Так как при формировании гражданского общества не последнюю роль играет само государство, то в первую очередь необходимо пересмотреть формирование самих властных структур. Невозможно пытаться, что-то построить и сформировать, если сам не будешь соответствовать тем стандартам и результатам, которые желательно получить в конечном итоге.

В первую очередь необходимо утвердить нерушимое равенство всех перед законом, не на бумаге, а в действии. И если чиновник в действительности преступил закон, он должен нести наказание в соответствии с законом, а не ограничиваться отстранением от должности. Все экономические преступления должны сурово наказываться и итог, то есть наказание, любого преступления должен быть доведен до общественности, а не освящаться только начальные следственные действия, как зачастую и бывает.

Необходимо законодательно обязать отчитываться депутатов всех уровней о проделанной работе перед своими избирателями и в случае неудовлетворительной деятельности досрочно складывать с них полномочия.

Необходим эффективный контроль за деятельностью государственных чиновников со стороны гражданского общества. Созданная общественная палата не справляется с функциями, которые должна выполнять, сейчас это вроде «карманной» игрушки государства. Необходим эффективный контроль на местах, на уровне местной власти.

Вопрос 33. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Общественное мнение – это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный . В первом значении общественное мнение предполагает сумму приемов сбора и отбора «субъективной информации», получаемой в ходе массовых опросов, бесед со специалистами, групповых дискуссий по широкому кругу тем (такого рода информация – своеобразный «барометр» самочувствия общества). Во втором значении общественное мнение выступает как особый институт гражданского общества, представляющий собой систему социально-организованных и социально-значимых суждений и оценок. Причем, организованных не только «извне» (гражданские свободы, система массовой информации, политический плюрализм), но и «изнутри» (символы, ценностные образцы, стереотипы, установки и т. д.).

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: экспрессивную, консультативную и директивную.

Экспрессивная функция – самая широкая по своему содержанию; она связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных государственных институтов и структур. Эта функция позволяет общественному мнению, а следовательно и гражданскому обществу, контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в моральном и нравственном аспектах.

Консультативная функция общественного мнения выражается в том, что оно дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция общественного мнения проявляется тогда, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Как правило, такие решения имеют императивный характер (например, волеизъявление народа во время проведения референдумов или плебисцитов).

Будет ли контроль общественного мнения над властью действенным или чисто декларативным, это во многом зависит от степени демократизации политического режима, развитости институтов гражданского общества, уровня политической культуры граждан, их способности принимать активное участие в жизни общества.

Важным представляется вопрос о соотношении общественного мнения и общественного сознания. Под последним понимается совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие. В качестве форм общественного сознания выделяют политические идеи, правосознание, мораль, науку, искусство, религию и т. д. Было бы неправомерно отождествлять общественное мнение с какой-либо одной формой общественного сознания, ибо оно выносит суждение по всем вопросам – политики, морали, права, искусства, религии и т. д. Поэтому общественное мнение может рассматриваться как самостоятельная форма общественного сознания, которая отличается от других своей всеохватностью и универсальностью.

Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания в тот или иной отрезок времени. В нем проявляются интересы, настроения и чувства индивидов, групп, общностей, их отношение к проблемам общественной жизни.

Социологи выделяют два основных источника формирования и развития общественного мнения. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний. Это во многом стихийно складывающийся и практически неподдающийся регуляции источник общественного мнения.

Второй источник общественного мнения – это средства массовой информации, которые оказывают целенаправленное воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Выполняя функцию социального контроля, средства массовой информации выступают как главный инструмент формирования общественного мнения, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, социальные установки и образцы поведения. Учитывая важную роль средств массовой информации в жизни общества, их иногда называют «четвертой властью».

Общественное мнение – это проявление общественного сознания, его состояние, выражающееся в массовых оценках теми или иными социальными общностями актуальных проблем жизни общества .

Впервые этот термин прозвучал в 1159 г. в речи английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Затем этот термин пришел в другие страны и стал общепринятым с конца XVIII в. Сила общественного мнения, его активное воздействие на деятельность субъектов исторического процесса признавались всегда. Макиавелли в своем «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена. Г. Гегель в «Философии права» выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый – условия существования общественного мнения; второй – объект (содержание) общественного мнения; третий – носитель общественного мнения; четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

Представители разных сословий часто вкладывали в него различное содержание. Это происходило в силу того, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах и процессах бытия. Содержание общественного мнения есть показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Первоначально термин «общественное мнение» означал мнение только английских баронов – правящей феодальной верхушки, окружавшей короля. С XVIII в. он стал охватывать большинство населения страны, ее свободных граждан, обладавших юридическими правами и свободами.

В настоящее время общественное мнение является необходимым институтом гражданского общества особого типа общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена .

Общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью. Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности. Выделяются следующие факторы возникновения и функционирования общественного мнения :

1. Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т.е. затрагивающая социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни).

2. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью, искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те вопросы, которые предполагают различия в оценках и характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионности.

3. Для формирования общественного мнения необходимо наличие определенного уровня компетентности людей.

Сущность и содержание общественного мнения заключаются в следующем:

1. Рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей.

2. Критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Его объектами становятся только те явления или факты общественной жизни, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего решения.

3. Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (достоверности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации людей компенсируют ее слухами или интуицией. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение.

4. Этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, овладевшей массами части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощное средство общественного воздействия.

5. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения – отдельное мнение может стать общим, некоторые мнения вообще не войдут в общее мнение. Субъектом общественного мнения могут выступать общество в целом, народ, партия, международная общественность. Выразителем общественного мнения могут быть отдельные лица или группы людей. Могучими рычагами формирования общественного мнения являются средства массовой информации – газеты, радио, телевидение. Мнение можно классифицировать как индивидуальное, групповое, или общее, мнение общественности, или общественное.

Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов и умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой, т.к. принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления и напряженная работа мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнение не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение также может выступать в форме позитивных или негативных суждений.

Для общественного мнения характерны следующие функции:

1. Экспрессивная (контрольная) , заключающаяся в том, что общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов, государства, лидеров партий.

2. Консультативная , состоящая в том, что общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, руководящие лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать свои решения и методы управления.

3. Директивная , проявляющаяся в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный (повелительный) характер, например волеизъявление народа во время выборов и референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия определенному лидеру, но и высказывает свое мнение. По проблемам, волнующим все население земного шара, может формироваться мировое общественное мнение. Оно является мощным фактором общественно-политической жизни современного человечества. Например, существует четко сформированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, химической или биологической войны и других. В настоящее время происходит формирование сознания широких народных масс, формой проявления которого является мировое общественное мнение, имеющее новую качественную определенность - демократический характер. Платформой этого движения, к которому примыкают люди разных социальных слоев, вероисповедания, цвета кожи, должно быть сохранение колыбели человечества - Земли. Становление мирового общественного мнения - это необходимое условие коренных социальных преобразований, изменения отношений между высокоразвитыми и развивающимися странами. Это мнение носит по сути социально-политический характер, т.к. именно такой характер имеют сами мировые проблемы, являющиеся предметом мирового общественного мнения.

Массовые общности вырабатывают общественное мнение. Одним из источников информации являются официальные сообщения средств массовой информации, которые часто в условиях массового поведения произвольно и ошибочно интерпретируются. Популярным источником информации в массовых общностях являются также различного рода слухи и сплетни.

Общественное мнение – это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный. В первом значении общественное мнение предполагает сумму приемов сбора и отбора «субъективной информации», получаемой в ходе массовых опросов, бесед со специалистами, групповых дискуссий по широкому кругу тем (такого рода информация – своеобразный «барометр» самочувствия общества). Во втором значении общественное мнение выступает как особый институт гражданского общества, представляющий собой систему социально-организованных и социально-значимых суждений и оценок. Причем, организованных не только «извне» (гражданские свободы, система массовой информации, политический плюрализм), но и «изнутри» (символы, ценностные образцы, стереотипы, установки и т. д.).

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: экспрессивную, консультативную и директивную.

Экспрессивная функция – самая широкая по своему содержанию; она связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных государственных институтов и структур. Эта функция позволяет общественному мнению, а следовательно и гражданскому обществу, контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в моральном и нравственном аспектах.

Консультативная функция общественного мнения выражается в том, что оно дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция общественного мнения проявляется тогда, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Как правило, такие решения имеют императивный характер (например, волеизъявление народа во время проведения референдумов или плебисцитов).

Будет ли контроль общественного мнения над властью действенным или чисто декларативным, это во многом зависит от степени демократизации политического режима, развитости институтов гражданского общества, уровня политической культуры граждан, их способности принимать активное участие в жизни общества.

Важным представляется вопрос о соотношении общественного мнения и общественного сознания. Под последним понимается совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие. В качестве форм общественного сознания выделяют политические идеи, правосознание, мораль, науку, искусство, религию и т. д. Было бы неправомерно отождествлять общественное мнение с какой-либо одной формой общественного сознания, ибо оно выносит суждение по всем вопросам – политики, морали, права, искусства, религии и т. д. Поэтому общественное мнение может рассматриваться как самостоятельная форма общественного сознания, которая отличается от других своей всеохватностью и универсальностью.

Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания в тот или иной отрезок времени. В нем проявляются интересы, настроения и чувства индивидов, групп, общностей, их отношение к проблемам общественной жизни.

Социологи отмечают три необходимых условия функционирования и развития общественного мнения.

1. Общественная значимость, актуальность проблемы, темы, события. Общественное мнение формируется и получает развитие только в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей, затрагивают их экономические, политические и духовные интересы.

2. Дискуссионность обсуждаемых вопросов. Предметом рассмотрения общественности становятся, как правило, проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, заключающие в себе моменты дискуссионное™ (не спорят о том, стоит ли развивать экономику; вызывают споры такие вопросы, как ввоз в страну ядерных отходов).

3. Необходимый уровень компетентности. Обсуждение какого-либо важного вопроса может не состояться, если люди не обладают элементарной осведомленностью относительно содержания данной проблемы.

Таким образом, общественным является не любое коллективное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.

Социологи выделяют два основных источника формирования и развития общественного мнения. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний. Это во многом стихийно складывающийся и практически неподдающийся регуляции источник общественного мнения.

Второй источник общественного мнения – это средства массовой информации, которые оказывают целенаправленное воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Выполняя функцию социального контроля, средства массовой информации выступают как главный инструмент формирования общественного мнения, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, социальные установки и образцы поведения. Учитывая важную роль средств массовой информации в жизни общества, их иногда называют «четвертой властью».

Если средства массовой информации являются рычагами формирования и выражения общественного мнения, то в качестве его субъекта выступают социальные группы и общности, политические партии и общественные организации, общество в целом, международная общественность. В итоге общественное мнение представляет собой синтез суждений и оценок, образующих новое качество, несводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Следует также иметь в виду, что массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что общественное мнение формируется на основе как достоверной информации, так и непроверенных сведений или ложных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, догадками, домыслами и т. д.

Важное значение общественного мнения как института гражданского общества особенно проявляется в условиях современной России. В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Vox populi, Б.Грушина, Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург) и др.

Как показывают результаты социологических исследований, по мере демократизации российского общества роль общественного мнения значительно возрастает. Оно становится одним из главных инструментов утверждения ценностей гражданского общества – общества суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, свободно выражающих свои мысли и активно участвующих в решении важнейших вопросов общественной жизни.

Вместе с тем социологи отмечают, что в ряде случаев российское общественное мнение становится объектом манипулирования со стороны средств массовой информации и стоящих за ними различных политических сил. Одним из механизмов манипулирования общественным мнением является привлечение внимания только к определенным темам. В результате информационная картина не отражает реального положения дел, а фиксирует лишь то, что отвечает социальному заказу тех или иных влиятельных политических группировок, партийных элит, финансовых и деловых кругов, контролирующих доступ к средствам массовой информации.

Решение проблем, порожденных манипулированием общественным мнением, непосредственно связано с развитием институтов гражданского общества, способных поставить под общественный контроль средства массовой информации, защитить их от негативного воздействия со стороны различных финансовых и политических сил, добиться использования информации на благо всего общества.


| |

Российское общественное мнение как институт гражданского общества

В условиях развитой демократии, при стабильной социально-политической ситуации роль и значение общественного мнения четко ограничены и сбалансированы сильной и авторитетной представительной властью. Общественное мнение выступает как институт гражданского общества, и его воздействие на государственную деятельность осуществляется не напрямую, а опосредовано формами представительной демократии. Причем посредниками между обществом и государством и основными выразителями общественного мнения являются политические партии и иные общественные объединения политического характера.

В СССР, когда единовластие КПСС еще не было подорвано, представительные органы не были сформированы на основе достаточно свободного волеизъявления избирателей, общество относилось к ним с заметной долей недоверия (ведь после выборов 1989 года настойчиво звучали призывы к перевыборам по партийным спискам и т. д.), общественное мнение нередко пыталось выступать в роли института прямой демократии. Это происходило потому, что в тот период демократический потенциал общества был выше, чем у представительных структур, и общество стремилось выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким образом давление на органы представительной власти. Вышедшие на улицу массы оказались непосредственно вовлечены в активную политическую деятельность, а их мнение стало фактором давления на сферу государственно-политических отношений.

Переломным моментом на пути становления и развития нашего общественного мнения стало введение в 1993 году новой избирательной - системы, ориентированной на парламентский тип представительной власти. Формирование федерального законодательного органа на основе пропорционально-мажоритарной системы (когда одна половина депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам, а другую составляют депутаты, выступающие в своем личном качестве и получившие большинство голосов в своем избирательном округе) явилось мощным стимулом для развития политических партий и движений, в значительной мере взявших на себя функцию выражения общественного мнения и доведения позиции общества до органов государственной власти. С этого времени наблюдается заметное затухание политической активности самого общества и снижение роли общественного мнения как самостоятельного фактора политической жизни. В настоящее время ситуация с общественным мнением внешне выглядит вполне благополучно. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются в эфире электронных СМИ. Общественное мнение в своем становлении в качестве социального института могло бы и несколько опередить процессы формирования гражданского общества.



Однако опыт показывает, что российское общественное мнение, которое на первых порах успешно взяло на себя роль локомотива, вытягивающего общество из тоталитарного состояния к цивилизованным общественным отношениям, в настоящее время не способно справляться с этой задачей.

Общественное мнение выражается на двух различных уровнях: это уровень «активных» суждений, непосредственно связанных с определенными действиями (готовность в чем-то участвовать, кого-то поддерживать и т. п.), и уровень обобщенных, символических, а также «интровертных» суждений, которые скорее связаны с обобщенными оценками ситуации или состояниями субъектов. Известно, что при проведении социологического опроса эти уровни не всегда удается различить, поскольку декларированное респондентом намерение действовать может означать лишь оценку и наоборот. Для индивида переход от слова к практическому действию опосредован внутренней работой мысли, оценкой вариантов, соотнесением средств и целей, общепринятых стандартов поведения и индивидуальных стремлений, эмоциональных напряжений и холодных расчетов и т. д. Процесс этот доступен в основном теоретической реконструкции, отчасти - психологическому эксперименту.