Региональная культурная политика в современной россии. Культурная политика: сущность и функции Функции учреждений в культурной политике региона


Функции общественных организаций в федеральной и региональной культурной политике.

Культурная политика – явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность определяется ее многообразными связями с различными культурными, социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние подсистемы культурной политики отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого, наличие множества различных культурных образований и т.д. Это значит, что одни элементы отражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие – этапы становления культурной политики в конкретной стране, третьи – те ценности, которыми руководствуются элиты и субкультурные группы, этносы, жители отдельных регионов и т.п.

Важным моментом осмысления феномена культурной политики является принцип её многосубъектности, “отвечающий на вопросы, кем осуществляется культурная политика, чьи интересы проводит, чьи потребности удовлетворяет”. В связи с этим возникает вопрос о

возможности и необходимости единой государственной культурной политики. Представляется, что сомнения, возникающие в этой ситуации, имеют своей основой смешение понятий «единая» и «тоталитарная». Между тем понятия «единая», «единство» ни в коей мере не противоречат понятиям «разнообразие», в то время как смысл понятий «тоталитарная», «тоталитаризм», действительно включают в себя идеи противостояния

всякого рода разнообразию.

Единая государственная культурная политика необходима для согласования разнонаправленных усилий различных субъектов культурной жизни в интересах общества как субъекта особого рода, жизнеспособность и развитие которого является условием удовлетворения интересов и потребностей всех социальных групп и каждой отдельной личности.

Главной целью единой государственной политики в нашей стране должно стать развитие и реализация человеческого потенциала, что превращает культуру в главный стратегический резерв общества.


  1. Внешняя культурная политика России.
Культурная политика России не может быть лишь сугубо внутренним делом страны и общества. Насколько Россия является органичным членом мирового сообщества, настолько и ее культурная политика должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного процесса и отражать мировые тенденции духовно-ценностного освоения бытия. Например, отрезвление от эйфории «изолированного национального развития», вульгарного рационализма, гедонистического стремления к немедленному удовлетворению любых социальных потребностей; поиск экологических, природо-сберегающих алгоритмов существования; усиление гуманитарного аспекта в политике; актуализация принципов «мультикультурности», так называемой «культуры мира», апеллирующей к неконфронтационным принципам солидарности, «мягким социальным взаимодействиям» утоиск новых принципов взаимодействия локального и универсального начал в культуре, и т. п.

Вступление России как преимущественно европейского по генезису своей культуры и истории государства на это «проблемное поле» культурного строительства должно стать необходимым и естественным компонентом национальной культурной политики страны.

В реализации внешнеполитической стратегии России, направленной на укрепление ее международных позиций и обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны, особая роль принадлежит культуре. Место и авторитет российского государства в мире определяются не только его политическим весом и экономическими ресурсами, но и культурным достоянием народов Российской Федерации, их духовным и интеллектуальным потенциалом.

Культура является базовым условием реализации созидательного потенциала российского государства и его граждан, залогом социально-экономических и демократических преобразований, основой нравственного здоровья общества и критерием всестороннего развития личности. Выражая духовную самобытность нации, российская культура одновременно олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и представляет собой часть глобального культурно-исторического наследия человечества.

Культура мира непредставима без культуры России. Российская культура немыслима без мировой культуры. Уровень их взаимопостижения или взаимонепонимания, взаимопроникновения или взаимоотталкивания во многом предопределял светлые и темные стороны многовековой истории отношений России с другими государствами. Преемственность лучших традиций диалога российской и мировой культур во имя достижения духовного единения мира, преодоления разобщенности и противостояния народов, предотвращения конфликтов, насилия и войн должна составить основу образа действий России в международных культурных обменах в наступающем столетии.

Внешняя культурная политика должна рассматриваться неотъемлемой составной частью государственной политики России на международной арене. Культурное сотрудничество с зарубежными странами является наряду с политическими и экономическими отношениями одной из составляющих в системе внешнеполитических координат. Посредством использования специфического инструментария, форм и методов осуществления культурная дипломатия способна существенным образом содействовать достижению основополагающих целей и повышению эффективности внешней политики России.

Новые вызовы начала ХХI века и масштабные задачи, встающие перед Россией в сфере международных отношений в условиях глобализации и стремительно меняющегося мира, прозрачности границ, информационной революции и ускорения цивилизационных процессов, придают культурным связям страны еще большую значимость, открывая для них дополнительные возможности и более широкие исторические горизонты.

Стержневая задача внешней культурной политики России состоит в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, в развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, в наращивании участия страны в системе многостороннего культурного сотрудничества, в обеспечении интеграции российского государства в мировое сообщество и дальнейшем освоении российской культурой мирового культурного пространства. Российское культурное присутствие в зарубежье, как и культурное присутствие зарубежья у нас, должно способствовать утверждению за Россией достойного, сообразного ее геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам, места на мировой сцене.

Культура как один из самых гибких и поэтому наиболее действенных рычагов в механизме внешнеполитической деятельности призвана работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире - без затушевывания, но и без преувеличения ее проблем. Она должна порождать и поощрять чувства симпатии к нашей стране, множить число ее друзей, демонстрировать открытость российского общества и служить свидетельством возрождения России в качестве свободного и демократического государства. Культура может и должна оказывать противодействие попыткам возвести новые разделительные линии в мире, должна нейтрализовать распространяемые частью зарубежных СМИ антироссийские стереотипы, не скатываясь, однако, к методам зашоренной идеологизированными догмами пропаганды. Культурные связи должны способствовать созданию оптимальных рамочных условий и атмосферы наибольшего благоприятствования для развития всей палитры межгосударственных отношений, снимать раздражители и амортизировать возможное воздействие негативных факторов.

Внешнюю культурную политику следует планировать и строить таким образом, чтобы за рубежом формировалось панорамное представление о России как о стране, где бережно сохраняются богатые исторические традиции отечественной культуры, но одновременно развивается динамичная культурная жизнь в условиях органичного единства, многообразия и свободы творчества, а также плюрализма мнений и оценок. Культурные связи должны также отражать федеративное устройство российского государства, в котором признается равное достоинство культур всех населяющих его народов и этнических общностей. Необходимо представлять Россию как страну с многонациональной культурой, согласовывая при проведении внешней культурной политики интересы центра и регионов.

Одним из наиболее важных приоритетов внешней культурной политики должны стать оказание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам за рубежом в сохранении ими культурной, этнической и языковой самобытности, защита прав российских граждан и русскоязычного населения в новых независимых государствах.

Культурное сотрудничество не может исчерпываться эпизодическими акциями по распространению за рубежом информации о России и ее культурной жизни даже при всей полезности и результативности таких мероприятий. Культурные обмены призваны служить завязыванию долгосрочных контактов между организациями и людьми, сближать народы, вносить вклад в налаживание межгосударственного взаимодействия в других областях, в том числе экономической.

Международные культурные связи должны способствовать культурному строительству в самой Российской Федерации, духовному обновлению и гуманизации российского общества, наращиванию его интеллектуального потенциала. Следует творчески применять позитивный опыт развития культурной сферы других стран, в том числе в плане ее административного управления и законодательного регулирования, к российским условиям.


  1. Зарубежная культура в России
Внешняя культурная политика, ориентированная на взаимообогащение культур и интеграцию России в мировое культурное пространство, не может быть улицей с односторонним движением. Активное присутствие российской культуры за рубежом предполагает предоставление нашим партнерам на основе взаимности равных возможностей для демонстрирования их национальной культуры в России. Этот встречный процесс имеет большое значение не только в плане ознакомления российской общественности с культурным наследием и культурными ценностями других стран и народов, но и для формирования подобающей России репутации в мире как открытого и демократического государства, способного обеспечить своим гражданам конституционное право на участие в культурной жизни и всестороннее развитие личности посредством приобщения к мировому культурному достоянию в его целостном единстве и многообразии.

В этих целях исключительно важно сохранять и приумножать роль России как одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран, а также расширять географию организации этих мероприятий за пределы Москвы и других крупных российских городов. Средством демонстрации принадлежности России к мировому культурному сообществу должна служить организация мероприятий, связанных с памятными и праздничными датами календаря международной культурной жизни.

Распространение знаний о культурной жизни этих стран проводят информационно-культурные центры иностранных государств на территории России. При этом российское правительство обеспечивает равные условия их доступа на российскую культурную сцену без каких-либо ущемлений, но и не допуская привилегий и доминирования в отношении кого бы то ни было.

Культурным обменам способствует создание на территории нашей страны филиалов, отделений, бюро и других структур международных культурных организаций и фондов в соответствии с установленным российским законодательством порядком.

В то же время встает вопрос о необходимости противодействия внешней экспансии массовой коммерческой культуры с ее культом потребительства, насилия, бездуховности, деградации личности. Культурный империализм извне, направленный прямо или косвенно на превращение страны в рынок сбыта “вторсырья от культуры”, поле для пропаганды идей межнациональной и межрелигиозной вражды, тоталитаризма и экстремизма, создает потенциальную угрозу размывания и разрушения традиционных ценностей и самобытности национальной российской культуры.

Однако меры разумного культурного протекционизма не должны вести к ограничению свободы распространения информации, восстановлению государственной монополии и цензуры на культурную деятельность, откату ко временам закрытости и отгороженности от внешнего мира. Главным барьером против “вестер”-, “истер”- и прочих “...низаций” отечественной культурной жизни может быть только экономическое, политическое и духовное возрождение российского государства и общества.


  1. Механизмы осуществления внешней культурной политики.
Культурное сотрудничество России с зарубежными странами в его современной классификации и в соответствии с международной практикой включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, в других гуманитарных сферах, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан. Каждое из этих направлений имеет самодостаточную ценность и вправе рассчитывать на поддержку и содействие со стороны государства.

Основу связей в области культуры составляют артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы, продвижение на мировые подмостки новых национальных талантов обеспечивают стабильный спрос на выступления российских мастеров искусств практически во всем мире.

Также проводятся комплексные мероприятия в виде Дней культуры России и в других формах, а также организация взаимных поездок представителей различных областей культурной жизни для развития творческого сотрудничества, обмена опытом, чтения докладов и лекций, участия в конференциях и других подобных мероприятиях. Идеологические мотивы не могут быть основой для принятия решений об отказе в участии в этих мероприятиях.

Растущее значение приобретают обмены художественными выставками. Они дают полное представление как о классическом культурном наследии России, хранящемся в собраниях государственных музеев и галерей страны, так и о современном изобразительном искусстве в его целостности и многообразии творческих течений, в сочетании реализма и новаторства. За рубежом демонстрируются изделий народных художественных промыслов.

Налаживается сотрудничество в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей.

Вопросы реституции культурных ценностей в современной России решаются на основе Федерального закона “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации” и Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 20 июля 1999 года.

Делом государственной значимости постепенно становится работа по увековечению памяти об исторических связях России с зарубежными странами, по выявлению, сохранению и популяризации находящихся за границей памятников культуры и других объектов культурного наследия, связанных с историческим прошлым России, жизнью и деятельностью за рубежом ее выдающихся деятелей, организуются мероприятия в связи с памятными датами российского исторического календаря, оказывается содействие по возвращению исторических реликвий на родину.

Важный аспект этой работы - усилия по благоустройству воинских захоронений и поддержанию в достойном виде памятников погибшим на территории иностранных государств защитникам Отечества, обеспечение надлежащего ухода за ними и другими объектами, символизирующими военную славу России, принятие в контактах с компетентными властями других стран эффективных мер по их охране и противодействию совершению противоправных актов по отношению к ним.

Особое значение в развитии культурного сотрудничества России имеют связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и перспективным фактором мировой политики.

Национальным интересам России отвечает установление и поддержание максимально широких связей между высшими учебными заведениями, научными организациями и учреждениями, общеобразовательными школами и профессионально-техническими училищами, организациями внешкольного профессионального обучения, повышения квалификации взрослых и другими учреждениями образования путем обменов специалистами, учеными, преподавателями, студентами, школьниками, а также научной, методической и педагогической литературой, информационными материалами.

В развертывании научно-образовательного сотрудничества большое значение имеют контакты Российской академии наук и иных академий, учреждений и фондов, включая входящие в их системы научно-исследовательские институты, с профильными научными структурами других стран.

В проведении внешней культурной политики России и обеспечении российского присутствия за рубежом особое место занимает работа по преподаванию и распространению русского языка и литературы в системе образовательных учреждений всех уровней, включая центры обучения взрослых.

Расширяются непосредственные контактов между архивами, библиотеками и прочими подобными учреждениями России и других стран. Широкие перспективы имеют контакты и обмены между радио- и телевещательными компаниями, информационными телеграфными агентствами, а также связи в области кинематографии, печати и издательского дела.

Складывается сеть культурных обменов в области архитектуры и градостроительства, а также по сохранению архитектурного наследия, исторических и традиционных ансамблей.

Налаживаются и расширяются международные туристические обмены. Развиваются молодежные обмены.

Полноценное культурное партнерство предполагает поддержание тесных и стабильных связей между объединениями творческих работников и отдельными деятелями культуры, которые могут быть одним из главных опорных элементов системы культурного сотрудничества. Особая роль в укреплении межкультурного диалога и становлении культуры мира принадлежит церкви, поскольку религия является неотъемлемой частью культуры.

Несущей опорой в конструкции участия России в международном культурном сотрудничестве являются двусторонние связи. Политические конфликты не должны перерастать во вражду культур. Российская культура открыта для всего мира. В то же время объемы и формы культурных обменов с разными странами не могут быть равнозначными, поскольку на них сказываются такие факторы, как исторические традиции, удаленность государства-партнера от российской территории, уровень политических и экономических отношений, урегулированность договорно-правовой базы сотрудничества, материально-финансовые возможности и предметная, прагматическая заинтересованность государственных и частных структур, организаций и учреждений, участвующих в механизме осуществления культурной деятельности за рубежом. Эти и другие причины могут вести к существенным различиям в количественных и качественных показателях состояния культурных связей России с отдельными государствами на один и тот же момент времени. Следует стремиться не к выравниванию и искусственному усреднению объемов сотрудничества, а к равнению на лучшие ориентиры.

Естественным приоритетом внешних культурных связей России являются отношения с государствами СНГ и Балтии. Исключительно большое значение имеет поддержание и последовательное расширение на равноправной и взаимовыгодной основе культурных обменов со странами большой “восьмерки”. Россия наращивает участие в системе европейского культурного взаимодействия, углубляет традиционные, исторически сложившиеся культурные связи с европейскими странами. Они способствуют закреплению принадлежности России к “Большой Европе” и формированию у россиян чувства европейской идентичности. Важно восстановить на новой демократической основе российское культурное присутствие в центрально- и восточноевропейском регионе, в странах которого сохраняется наработанный в послевоенные годы немалый потенциал дружеских симпатий к России.

Культурная политика России в отношении государств Азиатско-Тихоокеанского региона должна строится с учетом их возрастающей роли в мировой политике и культуре. Наличие солидной культурной инфраструктуры в этих странах открывает дополнительные возможности для развертывания широкой гаммы культурных обменов, в том числе по линии регионального партнерства. Особое значение имеет традиционное сотрудничество в сфере культуры с Индией и Китаем.

Культурное сотрудничество на многосторонней основе является важным инструментом обеспечения культурного присутствия России в мире, дополняющим и обогащающим двусторонние связи. Оно дает хорошую возможность для “сверки часов” и формирования более точного представления о роли и месте страны в мировых процессах культурного строительства, в том числе в проведении сравнительного анализа законодательства о культуре, а также осуществлении фундаментальных и прикладных культурологических исследований.

Многосторонние культурные обмены России включают деятельность в международных организациях в области культуры, науки и образования, в том числе регионального характера, членом которых является наша страна, сотрудничество с другими международными и региональными интеграционными объединениями государств, участие в международных конференциях, а также в иных многосторонних культурных акциях. Следует поощрять выдвижение Россией инициативных предложений о проведении международных культурных форумов, отвечающих интересам страны и способствующих повышению ее престижа в мире.

Участие российских представителей в работе международных организаций, а также в подготовке и проведении международных конференций, на которых рассматриваются с принятием итоговых документов стержневые вопросы положения культуры в мировом сообществе и проблемы культурного сотрудничества, должно быть направлено на отстаивание и максимально широкое закрепление позиций России в соответствующих областях с учетом ее национальных интересов. Государственная культурная политика и законодательство Российской Федерации, как правило, учитывают обязательства и рекомендации, вытекающие из международных договоренностей, участником которых она является.

Одной из целей развития отношений с международными организациями является максимально эффективное использование их возможностей, в том числе материально-финансовых, для оказания содействия культурному строительству в России, активизации обменов всех уровней, подключения к сотрудничеству российских регионов.

Особое место во внешней культурной политике России занимает ЮНЕСКО как своеобразный интеллектуальный форум в системе ООН, позволяющий в неконфронтационном, деполитизированном ключе вести поиски решений глобальных проблем современности посредством развертывания сотрудничества в сферах культуры, науки и образования. Сегодняшняя философия, идеалы и ценности ЮНЕСКО, нацеленные на формирование многополярного, демократического мироустройства, преодоление духовной разобщенности народов, равноправие государств, недопущение диктата какой-либо одной державы или группы стран, уважение целостности и многообразия культур, создание моделей взаимосвязанной, взаимозависимой и поликультурной архитектуры мира, отвечает в высокой степени концептуальным установкам России по развитию международного сотрудничества.

Одним из важнейших направлений является взаимодействие России с другими государствами в рамках Совета Европы, в работе которого вопросы сотрудничества в сфере культуры, образования, молодежных обменов и спорта занимают одно из центральных мест.

Внешняя культурная политика осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными целевыми программами в сфере культуры.

Президент Российской Федерации определяет основные направления внешней культурной политики и осуществляет руководство внешней культурной политикой в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную базу внешней культурной политики на основе Конституции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации разрабатывает в пределах своих полномочий общую стратегию внешней культурной политики, рассматривает наиболее важные вопросы культурного сотрудничества с зарубежными странами, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации в сфере культурных связей.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, выполнение решений Президента и Правительства по вопросам культурного сотрудничества, разрабатывают нормативные правовые акты и осуществляют международные обмены в профильных областях, входящих в сферу их компетенции.

В системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области организации международного культурного сотрудничества и осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации в сфере культуры. Министерство иностранных дел координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные культурные связи субъектов Федерации. Предложения о проведении переговоров и заключении международных договоров межведомственного характера в обязательном порядке согласовываются федеральными органами исполнительной власти с Министерством иностранных дел до их представления Президенту или в Правительство Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации совместно с органами местного самоуправления и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти участвуют в разработке и проведении внешней культурной политики.

Ликвидация государственной монополии на культурную деятельность, децентрализация международного культурного сотрудничества, изменение прав собственности и форм административного управления части учреждений культуры, появление значительного числа новых общественных и частных организаций, действующих в сфере культуры, и другие факторы способствовали резкому расширению круга участников международных культурных обменов.

Правовую основу международного культурного сотрудничества России составляют международные договоры Российской Федерации. Они могут заключаться с иностранными государствами или международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Международные договоры Российской Федерации могут иметь различные виды и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, программа, обмен письмами или нотами) и носить рамочный или специализированный характер в зависимости от приоритетов культурного сотрудничества с конкретным государством или международной организацией.

Важным инструментом проведения внешней культурной политики и согласования межгосударственного взаимодействия в сфере культуры являются смешанные комиссии, создаваемые на паритетной основе представителями государственных структур России и зарубежных стран в соответствии с двусторонними договорами и соглашениями о культурном сотрудничестве. В функции смешанных комиссий входит подготовка обзоров выполнения действующих правовых документов, выработка новых договоренностей и рассмотрение организационных и финансовых вопросов, связанных с практическим осуществлением согласованных обменов в сфере культуры.

Особая роль в разработке и проведении внешней культурной политики принадлежит российским посольствам за рубежом. Посольства Российской Федерации как государственные органы внешних сношений, осуществляющие представительство страны в государствах пребывания, а также генеральные консульства, консульства и постоянные представительства при международных организациях являются одним из важнейших звеньев в механизме осуществления внешних культурных связей.

Непременным залогом и предпосылкой успешного осуществления российских культурных мероприятий за рубежом является наличие тесных контактов между российскими и зарубежными участниками культурных обменов как по линии государственных, так и общественных или частных структур. Важное место в этой работе занимают партнерские связи с объединениями соотечественников, обществами дружбы и другими организациями, целью которых является стимулирование сотрудничества с Российской Федерацией.

Повышение значимости внешних культурных связей требует создания механизма их солидной финансовой поддержки со стороны государственных органов Российской Федерации, прежде всего Правительства Российской Федерации.
Литература : Основная: 1, 3, 4, 6, 9, 10, 12, 13, 16, 20, 26, 27, 29. Дополнительная: 35, 40, 41, 62, 63, 65, 70, 76, 77, 82, 84, 85, 94, 97, 138, 142, 149, 155.
ТЕМА 6. Культурная политика в социокультурном развитии региона

Региональная культурная политика - это неотъемлемая часть государственной культурной политики Российской Федерации, совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти края в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, искусства, а также сама их деятельность в области культуры.

Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Целесообразность такого подхода аргументируется следующими соображениями:

Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества, любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах наблюдается развитие, в других - спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера.

Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности, возможностей территории - институциональных, материальных, человеческих и т.д.

В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом.

Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire - править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке - режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.

Категория "региональная культурная политика" вбирает в себя ряд понятий, раскрывающих особенности и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и другое.

Основная цель региональной культурной политики - стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории.

Субъект культурной политики отличается многосложностью. В этом качестве могут выступать любые субъекты культурной жизни (отдельные люди, субкультурные группы, общественные объединения, инициативные группы, учреждения культуры, органы управления и т.д.), обладающие основными составляющими культурной политики, и главное - ресурсами.

Управление сферой культуры в регионах происходит не без сложных проблем. Результаты социологических исследований позволяют выявить, что противоречия в управлении сферой культуры во многом связаны сегодня с неудовлетворительным состоянием материальной составляющей культуры и ее финансовым обеспечением. Есть существенная разница между должным и реальным уровнем социального положения, статуса и престижа работников культуры, низкой оплатой их труда; между высокой востребованностью профессиональных менеджеров и неумением специалистов сферы культуры работать в рыночных условиях, невозможностью обеспечить равный доступ городского и сельского населения к культурным благам, организовать и достичь эффективности в деятельности организаций культуры по оздоровлению духовно-нравственных начал общества.

Концепция общегосударственной национально-региональной политики имеет ряд недостатков. Тем не менее, происходит интенсивное формирование региональной политики, ведется законотворческая работа, происходит осмысление проблем региональной культурной политики, реализуются важные практические меры по сохранению уникального культурного своеобразия регионов. Однако законодательная база культуры формируется со значительным замедлением. В регионах отсутствует необходимое информационно-аналитическое обеспечение деятельности сферы культуры, современный менеджмент в организациях культуры, наблюдается недостаточное финансирование.

Специфика регионов, а также понимание властями целей и приоритетов регионального развития обусловливает существование широкого спектра направлений реформирования различных моделей, призванных сконцентрировать внимание на ключевых вопросах культурного развития.

Особенность культурной политики в Хабаровском крае определяется тем специфическим состоянием, которое профессор Л.В. Бляхер обозначает термином "проточная культура". Термин "проточная культура" введен им по аналогии с биологическим термином "проточная популяция". . В биологии под проточной популяцией понимается примерное равновесие положительной и отрицательной миграции при слабой сформированности популяционного ядра, основного генофонда популяции. Нечто подобное можно отметить и в функционировании дальневосточной культуры.

Дальний Восток России всегда отличался сравнительно слабым развитием социальной сферы. Это обстоятельство, помноженное на сложные природно-климатические условия и удаленность от центра, делало регион малопривлекательным для переселения. Во все времена существовал обширный комплекс мер, стремящийся это обстоятельство компенсировать. Однако отсутствие условий для комфортного проживания вызывало столь же постоянный отток населения "на Запад", который компенсировался новыми оргнаборами. Так создавалась специфическая общность, обозначенная термином "проточная культура" - социальное образование с относительным балансом положительной и отрицательной миграции и слабой сформированностью "регионального ядра".

Постоянные организованные потоки переселенцев и столь же постоянный, хотя и менее организованный, отток населения приводил к тому, что люди, в основной своей массе, не отождествляли себя с территорией. Их "малая родина" оставалась за пределами региона. В силу этого, глубинное культурное общение не возникало или возникало крайне редко. Человек осуществлял некоторую производственную деятельность и, на определенном этапе карьеры перебирался "на Запад": в места прежнего проживания или "на повышение в Москву". Для временного общения, ограниченного большей частью профессиональной сферой официально-легальных форм было вполне достаточно. Для тех же, чьи культурные запросы оказывались несколько выше предлагаемого уровня, существовала возможность поездки в "столицу". В столичных театрах и музеях дальневосточник без особых проблем получал то, чего не мог получить на месте. В результате создавалась специфическая общность, чье общение более, чем где бы то ни было, укладывалось в предлагаемые государством формы.

В 90-е годы ситуация резко меняется. В свете экономических преобразований прекращаются организованные наборы новых жителей Дальнего Востока России. При этом сохраняется достаточно ощутимый отток населения из региона. В крупнейших городах ситуация несколько сглаживалась встречным потоком переселенцев из "северных территорий" с еще менее комфортными условиями проживания.

В результате на территории Хабаровского края складывается специфическая культурная ситуация. Люди, являющиеся носителями предельно разных культурных стереотипов поведения, вынуждены жить вместе. При этом большая часть параметров их социальной самоидентификации оказываются или разрушенными, или недоступными. Основанием социальной самоидентификации здесь может выступить все, что угодно. Поскольку человек нуждается в социальном и культурном самоопределении, он хватается за любую возможность это самоопределение выработать или получить в "готовом виде". С этим, в частности связан расцвет всевозможных сект, клубов, ассоциаций и тому подобных форм демонстративной групповой солидарности. Какими будут группы, образованные в рамках этих случайных идентичностей, предсказать практически невозможно. Еще менее предсказуема реакция этих групп на управленческое воздействие. Управлять неуправляемым населением можно только при помощи силового воздействия и контроля. Но силовое регулирование социально-экономической сферы не предполагает инициативы, трансформации. Здесь-то и должен включится механизм культурной политики. Ведь основание для идентификации с территорией и самоидентификации могут и должны исходить из официальных государственных структур. Государственные институты и, прежде всего, государственные институты культуры должны создать основание для осуществления нормальной политической и социально-экономической коммуникации.

Для того чтобы создать условия осуществления коммуникации между управляющими и управляемыми, необходимо не просто удовлетворять культурные потребности населения. Необходимо их сформировать, причем сформировать во вполне определенном ракурсе. Они должны быть такими, чтобы ощущались большей частью населения края как "свои" и, одновременно, должны быть в достаточной мере "чужими" для того, чтобы вести людей, а не опускаться на уровень массовых представлений и запросов. Сформировав такие потребности, можно уже осуществлять основную работу культурной политики - воспитательную и коммуникативную.

Приоритетные цели культурной политики в регионах закрепляются соответствующими постановлениями, региональными целевыми программами другими актами, в зависимости от специфики региона. В Хабаровском крае эти цели отражены в "Комплексе мер по развитию культуры Хабаровского края в 2006-2008 годах" утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.02.2006 г. Из всего многообразия культурной деятельности в соответствии с потребностями населения края были выделены такие приоритеты, как сохранение культурного наследия, создание и поддержка государственных музеев, поддержка учреждений культуры и искусства края, библиотечное обслуживание, народное творчество, киновидеообслуживание населения края, профессиональное искусство, сохранение и формирование кадрового потенциала сферы культуры, правовое обеспечение отрасли культуры и так далее.

Проведение единой государственной политики возможно лишь при последовательном применении к сфере культуры принципа федерализма, предусматривающего (при существенно новых взаимоотношениях "центра" и территорий) всемерное поощрение региональных культурных инициатив и проектов, перенос центра тяжести управления сферой в регионы России. . Исключительно важным здесь является четкое разграничение как полномочий, так и ответственности между федеральными и местными органами власти в сфере культуры.

Субъекты региональной культурной политики

Каждая из обозначенных выше стратегий региональной культурной политики подразумевает свой круг должностных, юридических и физических лиц, ответственных за реализацию этой стратегии, иными словами - свой круг субъектов. Понятно, что главным субъектом всех трех стратегий культурной политики региона является региональная (областная, краевая) власть: губернатор, мэры городов и других муниципальных образований, т.е. менеджеры высшего уровня.

Субъектами социальной стратегии, кроме того, являются менеджеры среднего уровня, к которым относятся руководители:

органов социальной защиты населения;

учреждений среднего и высшего образования (школ, лицеев, колледжей, институтов, университетов и пр.).

Стратегия брендинга является одновременно и культурной, и экономической стратегией региона, и ее субъекты - как менеджеры высшего уровня, так и менеджеры среднего уровня, отвечающие за культуру и экономику региона, это руководители:

регионального департамента культуры, городских и районных отделов культуры;

регионального правительства, отвечающие за инвестиционную политику и формирование благоприятного имиджа региона;

учреждений культуры (директора, художественные руководители).

стратегия напрямую связана с имиджем первых лиц области - губернатора, мэра, известных за пределами области художников и общественных деятелей. Здесь возможно также сотрудничество с бизнесом, поскольку яркие, “флагманские” проекты являются привлекательными для спонсорской деятельности".

Стратегия развития творческой экономики также имеет дело и с культурными, и с экономическими задачами. Ее субъектами из менеджеров среднего уровня также будут руководители:

регионального департамента культуры, городских и районных отделов культуры;

регионального правительства, отвечающие за инвестиционную политику и формирование благоприятного имиджа региона.

На почве этой стратегии возможно и желательно развитие самых разнообразных межведомственных связей, поэтому здесь субъектами могут выступать также руководители:

регионального департамента образования, городских и районных отделов народного образования;

учреждений культуры (директора, художественные руководители);

учреждений образования (более вероятно - высшего образования).

Кроме того, данная стратегия предполагает привлечение большого

количества субъектов - менеджеров низового уровня: частных творческих предпринимателей, руководителей небольших компаний, фирм, студий, агентств и т.д.

Критерии эффективности культурной политики

К главным показателям эффективности культурной политики относятся, во-первых, сопоставление результатов деятельности с заявленными целями и задачами, а во-вторых - фактически затраченные ресурсы.

В сфере экономики критерием эффективности является соотношение затрат и прибыли: чем меньше ресурсов потрачено на получение прибыли - тем больше эффективность. В сфере культуры эта простая схема применима только отчасти: на периферии, там, где действуют законы коммерции. Это сфера творческих индустрий. Признавая их ценность и необходимость для преобразования городской среды, общественных пространств, мы все же осознаем их особый статус, их пограничное положение на стыке культуры и экономики.

Если же мы рассматриваем само ядро культуры, то немедленно обнаруживаем непригодность формул "чем меньше ресурсов, тем больше прибыли", "чем больше прибыль, тем больше эффективность". Главные ресурсы в сфере культуры - это творчество, это духовные затраты творца, создающего произведение искусства, собирающего музейную коллекцию, обучающего ребенка игре на музыкальном инструменте... Материально- технические ресурсы играют здесь лишь второстепенную роль, главную же роль играют творческие ресурсы. Поэтому критерий эффективности в сфере культуры представляет собой обратную общепринятой формулу: "Чем больше ресурсов потрачено , тем больше эффективность".

Парадоксальность этой формулы отражает природу тех ресурсов, о которых идет речь. Творчество, духовные, интеллектуальные затраты художника являются, во-первых, возобновляемыми нематериальными ресурсами, а во-вторых - увеличивающимися при факте их использования.

Художник, расходуя свои нематериальные творческие ресурсы, общается со своей публикой, от которой он получает "нематериальный доход" - признание, благодарность, сочувствие, восхищение, известность и т.д. Когда художник получает этот "ответ", он чувствует свою востребованность, нужность, полноту и осмысленность своей жизни, получает мощный стимул к дальнейшему творчеству. Таким образом, его творческие ресурсы отнюдь не тратятся от их использования, а только прибавляются.

Общество при этом общении с художником и его творением тоже получает, а не теряет. Оно получает новые смыслы, идеи, эстетическое наслаждение прекрасным, духовное обогащение, т.с. весь комплекс нематериальных культурных благ.

Понятие "прибыль" здесь ни с той, ни с другой стороны не рассматривается. Всякое денежное вознаграждение, которое получает творец, есть, по сути, благотворительное пожертвование, материализованная благодарность за его труд.

С точки зрения менеджера, первая задача которого состоит в том, чтобы соединить творца и его аудиторию, важно, чтобы этих жертвователей было как можно больше, поскольку менеджеру приходится решать также еще вторую задачу - окупать материально-технические ресурсы, необходимые для акта творчества (здания, инструменты, свето- и звукотехнику, разные прозаические вещи вроде мебели и т.д.), и третью задачу - оплачивать труд творца и обслуживающего его персонала.

Для решения менеджерских задач существуют критерии эффективности его менеджерской работы, которые выражаются в количественных показателях, вполне поддающихся подсчету.

Важно запомнить!

Показатели эффективности работы менеджера собираются централизованно органами управления культурой и являются теми данными, с помощью которых региональные органы управления культурой могут подсчитать эффективность работы подотчетных им учреждений культуры и эффективность избранной в регионе культурной стратегии, культурной политики.

"показатели эффективности деятельности КДУ в части социальной эффективности;

показатели эффективности деятельности КДУ в части экономической эффективности.

В перечень показателей социальной эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений входят следующие переменные:

посещаемость платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры в отчетном году;

динамика посещаемости платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры в отчетном году по отношению к предшествующему;

количество культурно-досуговых мероприятий на одно учреждение в отчетном году;

доля социально значимых культурно-досуговых мероприятий от общего числа проводимых мероприятий в отчетном году.

К показателям экономической эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений относятся:

средняя цена одного посещения платного мероприятия в КДУ за отчетный год;

доля КДУ, соответствующих требованиям по материально-технической оснащенности, от общего числа КДУ в субъекте Российской Федерации за отчетный год;

доля покрытия расходов КДУ доходами от основных видов уставной деятельности за отчетный год" .

Для производства расчетов используются также следующие данные:

"число посетителей платных культурно-досуговых мероприятий в субъекте Российской Федерации в отчетном году;

среднегодовая численность населения субъекта Российской Федерации в отчетном году;

число посетителей платных культурно-досуговых мероприятий в субъекте Российской Федерации за год, предшествующий отчетному;

среднегодовая численность населения субъекта Российской Федерации в году, предшествующем отчетному;

число культурно-досуговых мероприятий в отчетном году;

число учреждений культурно-досугового типа в субъекте Российской Федерации в отчетном году;

расходы КДУ, всего, в отчетном году;

расходы КДУ на социально значимые мероприятия за отчетный год;

поступило в КДУ за отчетный год от основных видов уставной деятельности;

число культурно-досуговых мероприятий на платной основе за отчетный год;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в отчетном году по субъекту Российской Федерации;

число учреждений культурно-досугового типа в субъекте Российской Федерации в отчетном году, соответствующих нормативам материально- технического оснащения;

поступления за отчетный год от предпринимательской деятельности;

посещаемость платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры в предшествующем отчетному году" .

Однако одни количественные показатели не дают объективной картины состояния сферы культуры в регионе. Вопрос качества деятельности учреждений культуры - это вопрос содержания того культурного предложения, которое они предъявляют. Здесь единственный путь оценки - экспертное мнение, профессиональная полемика. Для формирования качественных критериев культурной политики на региональном уровне необходимо развивать следующие направления:

проводить с определенной периодичностью исследования культурной среды региона;

формировать экспертное сообщество, состоящее из профессионалов, проживающих в регионе, и из профессионалов, приглашенных извне (из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, из-за рубежа);

повышать уровень обучения в художественных средних и высших учебных заведениях;

повышать уровень обучения художественной критике в учебном процессе по программам культурологии, искусствоведения и др.;

приглашать на гастроли известные театры, концертные коллективы, привозные выставки; проводить фестивали, необходимые для притока новых идей в культурную среду и формирования высоких стандартов местной культуры;

обеспечивать возможность выездных гастролей, выставок и тому подобных мероприятий в другие регионы России, в Москву, Санкт- Петербург, за рубеж, необходимых для развития творческого потенциала местных культурных учреждений.

Кроме количественных и качественных показателей деятельности учреждений культуры, эффективность региональной культурной политики определяют следующие факторы:

наличие властной воли, стремящейся к изменениям;

адекватное представление властных структур о состоянии культурной среды региона, хорошо налаженная коммуникация с учреждениями культуры и образования;

осведомленность в вопросах современных направлений культурной политики;

признание культуры полноправным партнером экономики, понимание ее роли в развитии региона;

наличие долгосрочной стратегической программы развития культуры;

реальные проекты, поддержка инициатив, направленных на усовершенствование, создание многообразия культурной среды;

материальная поддержка учреждений культуры, значимых социокультурных проектов;

поддержка меценатства;

стимулирование молодежных инициатив;

адекватное освещение вопросов культуры в СМИ и др.

  • Методические рекомендации по применению методики оценки эффективности деятельности учреждений культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации / Справочник руководителя учреждения культуры. 2011. № 6. 1ЖЬ: cultmanager.ru/ та£а2те/агс1нуе/76/1631.
  • Методические рекомендации по применению методики оценки эффективности деятельности учреждений культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации.

Регионализация представляет собой процесс, отражающий повышение роли регионов в общественном развитии, что вызвано новыми требованиями к управлению устойчивым развитием в условиях постиндустриальной экономики и информационного общества. По отношению к данному процессу полагаем, что регионы могут быть разделены на три большие, но неравные группы.

Регионы, комплексно использующие культурные ресурсы: активно предоставляют блага как на внутренние, так и на внешние, в том числе мировые рынки, включены в глобальное социально-экономическое и культурное пространство.

Регионы, находящиеся в стадии развития процессов освоения культурных ресурсов: использование ресурсов сферы культуры создаёт предпосылки для включения экономики и культуры региона в глобальные сети экономических и социально-культурных обменов.

Регионы, слабо использующие имеющийся культурный потенциал для развития.

Данная классификация носит в значительной степени динамический характер: прослеживается тенденция к движению регионов в сторону активного использования культурных факторов для развития.

Под регионализацией культурной политики понимают стратегию развития культурной политики, связанную с процессом усиления региональной составляющей в социально-культурном развитии и направленную на взаимоувязывание целей и ресурсов федерального значения с региональными целями и ресурсами. Регионализация культурной политики представляет собой, по мнению автора, стратегию управления, базирующуюся, с одной стороны, на комплексном использовании культурного потенциала территории для более эффективного управления региональным развитием, а с другой стороны, заключающуюся в выстраивании взаимоотношений между элементами хозяйственной структуры региона, национальными, региональными и муниципальными органами управления, учреждениями культуры, организациями и населением для обеспечения взаимосвязи культурного и экономического развития региона, а также расширенного производства и потребления культурных благ.

Сегодня вопрос о национальной культурной политике для России приобретает особую актуальность и требует концептуальной проработки. Считаем, что при проведении региональной культурной политики России важно выделить основные требования, которые следует учитывать при её разработке, с тем, чтобы чётче определить комплекс управленческих задач.

К наиболее характерным чертам современной региональной культурной политики России следует отнести:

Объекты культурного наследия часто рассматриваются не как единое целое, а по отдельности, вследствие чего потенциальная символическая ценность отдельных объектов часто или значительно занижена, или не выделена. Акцент делается на материальную ценность объектов, а их социальная значимость, социальный эффект, который получают от их использования, рассчитывается частично или вообще не учитывается.

Целью современной культурной политики России является не столько увеличение числа учреждений культуры, сколько комплексный подход к развитию территории, который позволяет объединить культурные, экономические, социальные, экологические компоненты территориального развития. Встаёт новая задача – укрепление и усиление значения местной аутентичной культуры для интеграции отдельных регионов и территорий в российское и мировое культурное и экономическое пространство.

Реализация целевых социально-культурных программ по развитию территорий позволяет активнее развивать партнёрские отношения между сферой культуры, предприятиями и учреждениями различных секторов экономики и населением.

Создаётся новая система регионализованного управления культурным и экономическим развитием: планирование культурной деятельности становится менее централизованным, регионы получают большую самостоятельность в определении приоритетных направлений культурной политики, в распределении ресурсов на реализацию конкретных программ культурной политики, в выработке механизмов сотрудничества.

Учитывая вышеприведённые особенности региональной культурной политики, мы полагаем, что можно выделить ряд её приоритетных направлений:

· укреплять и сохранять материальное и нематериальное культурное наследие и содействовать умножению культурного потенциала;

· развивать систему взаимосвязи сферы культуры с другими сферами экономики;

· совершенствовать систему обеспечения культурными благами населения;

· содействовать созданию условий для расширенного производства и потребления культурных благ;

· вовлекать различные возрастные и социальные группы населения для участия в культурной политике.

Культурная политика, разрабатываемая на разных уровнях управления, должна давать чёткие ответы на вопросы: каким образом, с помощью каких ресурсов и в какие периоды могут быть реализованы цели и решены задачи культурного, социального и экономического развития регионов.

С позиций целесообразности использования в российской практике проанализированы существующие модели культурной политики, определяемые исследователями по различным принципам и характерные для разных стран. В целях развития теории управления предложен ряд критериев, позволяющих систематизировать существующие модели культурной политики. Среди них - следующие:

· Таксономическая принадлежность: национальные, региональные и локальные модели культурной политики.

· Стабильность целей государственной культурной политики: статическая и динамическая модели.

· Активность государства: прогрессивная и консервативная модели.

· Характер удовлетворения потребностей: популистская и эклектическая модели.

· Степень государственного вмешательства: патерналистская модель и модель государства благосостояния.

· Государственная политическая система: либеральная, бюрократическая или просветительская, национально-освободительная, переходного периода.

· Форма поддержки культуры: модель общественной (государственной) поддержки и рыночная модель.

На основании анализа особенностей различных моделей автором был сформулирован тезис о том, что современная федеральная культурная политика России имеет черты многих моделей; в связи с этим полный переход на рыночные принципы управления культурной политикой в нашей стране не только невозможен, но и нерационален в силу исторических особенностей, сложившихся экономических и социальных условий, отсутствия проработанного законодательства в области негосударственного финансирования культуры. Поэтому при выработке современной концепции культурной политики, по нашему мнению, возможно сочетание инструментов управления, присущих разным моделям.

Особенности процессов регионализации культурной политики России пока не позволяют заключить, преимущественно в рамках какой модели будет осуществляться культурная политика России. Поскольку региональная культурная политика строится под влиянием моделей социальной, экономической и культурной политики, формируемых на общегосударственном уровне, то считаем целесообразным выделить два типа моделей региональной культурной политики России: активную и пассивную.

Анализ закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и того небольшого опыта создания в России фондов целевого капитала, позволяет придти к заключению, что сформировать фонды могут только крупные учреждения культуры, способные привлечь для этого достаточно средств. В результате значительная часть учреждений сферы культуры в нашей стране оказываются лишёнными возможности воспользоваться данным источником долгосрочного финансирования своей деятельности. Мы полагаем, что в законе необходимо предусмотреть возможность создания совместного фонда целевого капитала нескольким учреждениям сферы культуры. Данный подход позволит, по нашему мнению, решить ряд задач стратегического развития региона, в частности:

· диверсифицировать источники финансирования сферы культуры;

· систематизировать спонсорскую деятельность в целях развития социальной ответственности бизнеса;

· активно использовать культурный потенциал для развития территории;

· сформировать привлекательный для населения, туристов, инвесторов имидж территории;

· объединить однотипные и/или разнопрофильные учреждения культуры на базе реализации долгосрочных программ, направленных на развитие территории;

· возможность раскрыть культурный потенциал региона, который не используется в полном объёме или недостаточно ярко выражен;

· содействовать формированию активной модели культурной политики региона.

Культурная политика - это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:

  • 1) выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем;
  • 2) разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных социокультурных программ;
  • 3) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда региональных социокультурных программ. С другой - выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры, развития культурной жизни и т.д.

Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной.

Основная цель региональной культурной политики - стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории.

Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в регионе поддерживалась система как институциональных, так и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей.

Субъект культурной политики отличается многосложностью и полиструктурностью. В этом качестве могут выступать любые субъекты культурной жизни (отдельные люди, субкультурные группы, общественные объединения, инициативные группы, учреждения культуры, органы управления и т.д.), обладающие основными составляющими культурной политики, и главное - ресурсами.

Особое место в этом ряду занимает государство. Это обусловлено тем, что если все другие субъекты для реализации своих целей используют свои же ресурсы, то государство реализует цели культурной политики за счет средств налогоплательщиков. В этой связи основная задача государства в культурной политике - учет, согласование и реализация интересов всех субъектов культурной жизни. Компромисс достигается прежде всего, на уровне целей культурной политики, которые затем реализуются государственными органами совместно с другими заинтересованными структурами.

На региональном уровне наиболее четко просматривается органическая связь социально-культурного проектирования и культурной политики, которая проявляется в следующих аспектах:

  • а) социокультурное проектирование, с одной стороны, выступает как один из инструментов реализации культурной политики, составляя ее технологический уровень, с другой - в процессе социально-культурного проектирования рефлексируется специфика социокультурной ситуации в регионе, более четко формулируются цели культурного развития, всесторонне учитываются местные ресурсы и т.д. Это делает региональную культурную политику более целенаправленной и реалистичной за счет учета всех многообразных факторов, используемых в процессе проектирования;
  • б) существует ряд общих для социокультурного проектирования и культурной политики структурных элементов. К ним можно отнести: наличие культурных целей, совокупность действий и процедур, обеспечивающих их достижение, наличие определенных ресурсов;
  • в) на определенном уровне цели, задачи и приоритеты культурной политики и социально-культурного проектирования совпадают, поскольку, они определяются на пересечении нескольких факторов, вытекая из:
    • · понимания истинного предназначения культуры в жизни общества и человека, что находит выражение в принципах программирования (и культурной политики);
    • · из анализа социокультурной ситуации и характера проблем, типичных для конкретной территории, социальной группы;
    • · из историко-культурной уникальности и самобытности как российской культуры в целом, так и конкретной территории (региона).

Можно в этой связи говорить о том, что научно обоснованная культурная политика несет в себе проектные начала, а социально-культурное проектирование в любом случае выполняет функцию осуществления культурной политики.

Наряду с обозначенной выше генеральной целью перед региональной культурной политикой стоят задачи, содержание и направленность которых определяются в зависимости от тенденций развития социокультурной ситуации, специфики проявления действия факторов, затрудняющих реализацию программ и проектов и т.д. Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов, довольно характерных для различных регионов России, можно наметить следующие задачи региональной культурной политики:

Во-первых, отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем развития широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности. Культура должна стать условием совершенствования социальной действительности, сферой самореализации личности.

Во-вторых, инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, гуманизирующих культурную среду бытования человека, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию - политических клубов, салонов, добровольных культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров, одно-и многопрофильных центров досуга для подростков, пожилых и т.д. Многообразие субъектов социокультурной деятельности создаст альтернативность развития культурной жизни, поможет ослабить монополию государственных структур на формирование культурной политики, обеспечит реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и рекреационным учреждениям всем социальным группам и слоям населения.

В-третьих, ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения "равных возможностей" и реального доступа к культурным ценностям, наращивания "культурного слоя" и развития навыков культурно-творческой деятельности у различных социальных групп и категорий населения, особенно у детей, подростков, молодежи.

В-четвертых, концентрация материальных и человеческих ресурсов с целью инициирования и поддержания на достаточно высоком уровне "элитных" субъектов социально-культурной самодеятельности, которые для населения территории будут играть роль своеобразных референтов, постоянно повышая "планку" культурной жизни региона.

В-пятых, развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам. Финансируемые из местного бюджета и поддерживаемые различными общественными фондами программы должны обеспечить сохранение и развитие культуры национальных меньшинств во всех ее аспектах, включая сохранение исторических памятников, языка, литературы, религии, народного творчества, способствовать преодолению отчужденности и взаимному признанию самоценности всех культур региона, их взаимообогащению и диалогу.

В-шестых, создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные миграционные процессы и этнические группы которых являются наиболее распространенными в данной местности (например, для Санкт-Петербургского региона это будут Карелия, Финляндия, Татарстан, области Северо-запада России).

В-седьмых, отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга за сам факт их существования без относительно к содержанию их деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ, т.е. внедрение договорно-контрактных отношений в культурно-досуговые учреждения и организационно-методические структуры. культурная политика регион архангельск

Существующие управленческие звенья должны быть поставлены в такие условия, которые приведут естественным путем, без очередной кампании кадровых перестановок, к решению основной для них задачи - созданию условий саморазвития культурной жизни региона, самореализации различных субъектов социально-культурной деятельности.

Вновь формирующиеся творческие коллективы и общественные органы (отделы информационно-методического обеспечения, группы экспертов, советы попечителей и распорядителей и т.д.) на конкурсной основе должны предложить экспертной комиссии, или комиссии по культуре свою концепцию подразделений и отделов, их состав, функции, цели и задачи. Срок, на который заключен контракт, будет зависеть от актуальности и сложности проблем, которые предстоит решать данной структурной единице. Примерные функции исполнительного органа в сегодняшней социокультурной ситуации - это поиск, инициирование и предварительная экспертиза социально-культурных проектов и программ, определение степени удовлетворенности населения программами, финансируемыми за счет средств местного бюджета; координация государственных культурно-досуговых учреждений с деятельностью других субъектов культурной жизни - общественными организациями, церковью, средствами массовой информации, негосударственными учреждениями культуры и досуга и др.

Наряду с общими формулируются задачи культурной политики, дифференцированно отражающие специфику каждого из ее направлений. Например, задачи культурной политики в сфере художественной культуры могут включать: удовлетворение культурных потребностей людей; совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения; воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы; создание условий для развития самой художественной культуры.

Важное место в культурной политике занимает вопрос о ее средствах. Известное выражение о том, что "политика - это искусство возможного" фиксирует наше внимание на том обстоятельстве, что, что политика, не имеющая механизмов своей реализации, перестает быть политикой, а превращается в сумму благих пожеланий. С другой стороны, отсутствие политики делает неэффективным использование имеющихся ресурсов, лишает осуществляемые действия целенаправленности.

Ведущими средствами культурной политики являются:

  • 1. Инфраструктура культуры, включающая: а) организационные структуры, составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение; б) совокупность организаций и учреждений.
  • 2. Материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы.
  • 3. Социальные механизмы и процедуры, которые можно условно подразделить на: а) законодательные (формирование соответствующего правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни; б) экономические (создание благоприятных материальных условий); в) идеологические (формирование критериев восприятия искусства, нормы художественного вкуса, культуры межличностных отношений и т.д.); г) социально-психологические (повышение престижа профессий, связанных с искусством, культурой, статуса высококультурного человека и др.).
  • 4. Технологии (методы):
    • а) технология социально-культурного проектирования как механизма разработки и реализации культурной политики;
    • б) менеджмент и маркетинг социокультурной сферы;
    • в) Public relations, фандрайзинг, реклама и др.

Совокупность этих средств, возможность из сочетания, открывают чрезвычайно широкие возможности решения задач культурной политики. Так, в частности, сформулированная выше задача культурной политики в сфере художественной культуры - удовлетворение культурных потребностей людей - реализуется путем развития рынка художественных ценностей (т.е. с преимущественным использованием таких средств как налоговая политика, разработка законодательства, регулирующего и стимулирующего рыночные отношения в данной сфере). Вторая задача - совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения - обеспечивается за счет создания развитой инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки видов и жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность. Третья задача - воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы - реализуется путем разработки и реализации специальных программ, обеспеченных в ресурсном отношении. Наконец, задача, связанная с развитием самого искусства, предполагает развитие института меценатства - в лице богатого субъекта, общественной организации, но главное - в лице самого государства. Выступая в роли основного мецената, государство должно стимулировать меценатство частных лиц и общественных структур.

Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ "опредмечивания" этой политики (т.е. практического решения ее задач путем наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).