Крупнейшие агломерации мира по населению. Город и городские агломерации

Крупнейшие агломерации мира по населению. Город и городские агломерации

Наиболее древними городами на территории нашей страны были города Средней Азии и Закавказья, возникшие до нашей эры как центры ремесла, торговли и укрепленные пункты. Древние русские «города» появились в VI - VII вв. на Киевской, Смоленской, Новгородской землях. К. концу XII в. на Руси было около 250 городов, многие из которых впоследствии потеряли свое экономическое значение и перестали существовать как города.

В России до начала XVIII в. городом считалась крепость - огороженное место (город - от слова городьба, ограда около жилья). После проведения первого административного деления страны (при Петре I) к числу городов стали относить и крупные административные пункты. В 1875 г. было введено «Городовое положение», определившее юридический статус города, согласно которому в разряд городов включались пункты, выполнявшие административные функции, - центры губерний, уездов. Это было связано с определенной политикой государства и в ряде случаев продиктовано обстоятельствами стратегического или политического характера. Важным критерием города было количество проживавших в нем дворян, чиновников, духовенства. Экономическое значение города при этом, как правило, не учитывалось. Вследствие этого сеть юридических городов в России не имела полного тождества с формирующейся сетью экономических городов, которые возникали под действием объективного закона общественного разделения труда.

Среди русских ученых было распространено мнение, которого придерживался и В. П. Семенов-Тян-Шанский, о том, что русские города до второй половины XVIII в. имели только военно-стратегическое значение. Советская историческая наука доказала, что уже древние русские города наряду с военными и административными функциями выполняли роль крупных по тому времени центров ремесла и торговли и что градообразующей силой было ремесло. Роль военно-стратегического фактора в возникновении многих русских (и зарубежных) городов была очень велика. В период с XIII по XVIII в. в России было создано большое количество городов-крепостей, однако многие из них не стали экономическими центрами, так как не имели необходимых стимулов для своего развития.

Для понимания экономической сущности процесса формирования городов обратимся к некоторым положениям в работе В. И. Ленина «Развитие капитализма в России». В. И. Ленин выделяет три стадии развития промышленного производства и объясняет роль каждой из них в возникновении неземледельческих индустриальных центров (городов). Он показал градообразующую силу домашней промышленности (ремесла), мануфактуры, капиталистической фабрики. В. И. Ленин обратил особое внимание на роль фабрики в возникновении крупных промышленных поселений и выделил три типа фабричных центров России: 1) города, 2) фабричные села, 3) кустарные села. При этом подчеркивалось, что в некоторых крупных городах, например Одессе, Киеве, Ростове, количество рабочих было очень невелико абсолютно и относительно. В то же время среди фабричных и кустарных сел, особенно распространенных в центральных губерниях, выделялись большие промышленные центры. Например, местечко Орехово-Зуево по числу рабочих уступает только столицам, а в так называемых «кустарных» селах - Ворсме, Павлове, Богородском - располагаются крупные фабрики и заводы.

Во второй половине XIX в. образование кустарных и фабричных сел шло очень интенсивно, особенно в районах бурного развития промышленного капитализма (Донбасс, Центральная Россия). Однако эти молодые, быстрорастущие экономические центры не получили тогда статуса городов.

Число юридически признанных городов было небольшим и не соответствовало огромным масштабам государства, а их размещение не отражало территориальных особенностей процесса формирования экономических районов. В стране к моменту Октябрьской революции официально числилось 655 городов, из них 407 находилось в европейской части страны (183 - в Центральной России) и только 79 - на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока. Фактически же их было больше, поскольку с 1785 г. в список городов почти не вносились новые пункты, кроме тех, которые находились на территориях, присоединенных к России после этой даты. Но за это время Россия сделала огромный скачок в своем экономическом развитии, и сеть городов существенно изменилась. Многие «юридические города» к началу Октябрьской революции, по существу, не были городами, так как утратили свои административные функции и не имели никакого экономического значения. В то же время выросло много новых, в том числе крупных, промышленных поселений, которые числились фабричными или кустарными селами. Уже в первые годы Советской власти список городов был пересмотрен. В 20-х годах в СССР началась социалистическая реконструкция народного хозяйства, сопровождавшаяся быстрыми темпами индустриализации страны. Этот процесс обусловил возникновение новых городов, быстрый рост населения в старых городах и крупные сдвиги в их размещении. Сеть городов СССР подверглась существенным количественным и качественным изменениям.

В отличие от многих государств мира, у нас быстро растут новые города и увеличивается людность уже существующих. К моменту переписи населения 1970 г. в стране насчитывалось 5504 городских поселения, в том числе 1935 городов. Таким образом, с 1917 по 1970 г. число городов возросло почти в 2,5 раза. Такие гигантские масштабы градостроительства обусловлены высокими темпами индустриализации, развитием разнообразных видов непроизводственной деятельности и национальным строительством. По данным Д. Г. Ходжаева, из общего числа новых городов 751 - промышленные, 64 - транспортные узлы, 201 - административные центры и 18 - курортные. Кроме того, создано много городов науки широкого направления и узкоспециализированного профиля, которые размещаются не только в высокоразвитых густозаселенных районах, но и в очагах нового освоения. Всего за годы Советской власти в СССР к 1979 г. было образовано 1174 города.

По степени обновления сети городов территорию СССР можно условно разделить на две неравные части - западную и восточную. Рубеж между ними проходит по западной границе Поволжья и северной границе Донецко-Приднепровского экономического района. На западе, где городская сеть и ранее была достаточно развитой, доля новых городов на большей части территории составляет 25-47%, а в Прибалтике и прилегающих к ней областях РСФСР снижается До 3%. На всей остальной огромной территории от 67 до 70% городов создано за годы Советской власти. Наиболее высока доля новых городов в Донецко-Приднепровском районе (83% от общего числа городских поселений).

Для СССР характерно быстрое увеличение общего количества городов всех категорий, но при этом число больших и крупнейших городов растет быстрее, чем малых (табл. 10).

В 1926 г. в СССР было лишь два города-миллионера - Москва и Ленинград. По предварительным данным переписи 1979 г., их стало 18, в ближайшее время в эту группу войдет еще несколько.

Развитие сети городов постоянно сопровождается переходом городских поселений из одной группы людности в другую, как правило, более высокую. Наиболее быстрыми темпами увеличивается людность городов, в которых осуществляется крупное строительство или развиваются непроизводственные функции. Рост промышленного производства, происходящий преимущественно за счет повышения производительности труда не оказывает большого влияния на динамику населения крупных городов. В нескольких больших городах (центрах каменноугольной промышленности) численность населения в последние годы уменьшается в связи с ростом механизации труда и сокращением потребности а живой рабочей силе. Одновременно с ростом числа городов увеличивается концентрация городского населения. Так, в 1959 г. в городах людностью свыше 100 тыс. проживало 49,1% городского населения, а в 1979 г. - уже 67%.

Бурное течение процессов урбанизации в стране ведет к усложнению форм городского расселения и возникновению крупных городских агломераций, число которых быстро растет. В СССР их формирование как опорных пунктов системы расселения происходит целенаправленно. Советские ученые сформулировали в первом приближении определение самого понятия, установили критерии и принципы выделения агломераций, предложили методы управления их функциональной и территориальной структурой. «Городская агломерация - это компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными интенсивными связями в сложную, многокомпонентную динамическую систему» (Лаппо, 1978).

Главные признаки агломерации - территориальная сближенность городских поселений, компактность их группировки вокруг главного ядра (или ядер), разделение труда между поселениями и взаимодополняемость функций, предопределяющих развитие межселенных производственных, трудовых, культурно-бытовых и рекреационных связей.

Основные элементы территориальной структуры агломераций - ее центр, или ядро, - узел наиболее высокой концентрации производства и населения и периферийная зона - территория, выполняющая по отношению к ядру агломерации вспомогательные, обслуживающие функции.

Выделяются агломерации одноцентровые с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и экономическому потенциалу. Примером агломераций такого типа могут служить Бакинская, Горьковская, Харьковская.

Многоцентровые агломерации имеют несколько центров, взаимосвязанных друг с другом. Последние, как правило, не равнозначны по своему размеру и уровню экономического развития, но каждый из них имеет свою периферийную зону и группу поселений-спутников. Например, агломерации Донецк - Макеевка или Куйбышев - Тольятти - Сызрань.

Выделение (делимитация) агломераций - одна из сложных методологических проблем, которой активно занимаются советские ученые В. Г. Давидович (1974), Г. М. Лаппо (1978), Ф. М. Листенгурт (1975) и др. Пока еще нет единой методики и тем более каких-либо официально признанных критериев для этих целей.

Рассмотрим методику выделения агломерации, предложенную Лаппо. В качестве потенциального ядра агломерации он рассматривает крупный город с населением не менее 250 тыс. человек, а тяготеющий к нему ареал группового расселения очерчивает изохроной двухчасовой доступности (общепринятой в градостроительстве) всеми видами наземного и водного транспорта. Выделенная таким образом территория представляет собой ареал возможного развития агломерации. Для того чтобы установить степень ее «сформированности», определяют количество и размеры спутников, тяготеющих к ядру, характер и интенсивность связей между ними. Минимум пять городских поселений (ядро и спутники) должно быть в такой агломерации, а общее число жителей зоны спутников -- не менее 50 тыс. человек. Одновременно вводится коэффициент «агломеративности»,

который показывает долю населения спутников в общей численности населения агломерации, не менее 0,10. Затем выявляются реальные связи между ядром агломерации и ее периферийной зоной, определяются фактические границы агломераций.

По функциональной структуре различают агломерации, объединяющие разнотипные поселения, взаимодействующие на основе разделения труда в материальном производстве и непроизводственной сфере. Агломерации этого типа имеют наибольшее распространение, они отличаются крупными размерами и быстрыми темпами роста. Для них характерна сложная отраслевая структура общественного производства, отражающая высокую стадию его развития. Примером такой агломерации могут служить. Московская, Ленинградская. Агломерации, объединяющие по преимуществу однотипные по своей специализации поселения, например горнопромышленные в зонах бассейнового залегания полезных ископаемых, встречаются значительно реже. По существу, этот тип агломерации отражает начальную стадию экономического и социального формирования групп городов, за которой следует дальнейшее развитие и усложнение функций каждого из них и всей их совокупности в целом.

Экономический потенциал агломераций, обусловленный концентрацией производительных сил, очень высок, возможности их роста значительны. В СССР проводится определенная политика управления развитием агломераций в целях дальнейшего совершенствования территориальной организации общества. Регулируются агломерации различными методами в зависимости от конкретных условий. Наиболее эффективно целенаправленное планирование выполняемых агломерациями функций и их масштабов. Немалое значение придается также и градостроительным планировочным методам. На рис. 22 показаны различные схематизированные варианты регулирования агломераций. Выделяются два уровня регулирования - локальный и региональный. На первом упорядочение развития самой агломерации осуществляется преимущественно градостроительными планировочными методами (создание новых городов-спутников, использование свободных территорий для расширения различных функциональных зон и т. д.), на втором - за счет организации производства и расселения на территориях, лежащих вне пределов самих агломераций. Здесь создаются города и агломерации - противовесы, принимающие на себя ряд народнохозяйственных функций и ослабляющих тем самым нагрузку на уже сложившиеся крупные агломерации. Например, развитие Калуги, Рязани, Калинина, Владимира и Других промышленных узлов Центрального района способствовало регулированию роста Москвы.

Г. М. Лаппо (1978) на 1970 г. выделил в пределах СССР 63 агломерации людностью: 250 - 500 тыс. - 12; 500 тыс. - 1 млн. - 30; 1 - 2 млн. - 17; свыше 2 млн. - 4. В этих агломерациях проживало 71,1 млн. человек, т. е. 29,4% всего населения СССР, или 52,3% городского. Все эти агломерации неоднородны не только по людности, но и по количеству и размерам входящих в них городов и поселков, и по соотношению населения, проживающего в них. Они также отличаются друг от друга характером и интенсивностью связей, степенью сформированности, темпами роста. Лаппо рассчитал синтетический показатель - коэффициент сложности агломерации по формуле K с = P ( Mm + Nn ), где Р - людность агломерации; М и N - людность городов и поселков городского типа; m , n - их доля в суммарной людности агломерации. В соответствии с этим показателем он выделил пять типов агломераций (табл. 11).


Подавляющее большинство агломераций сосредоточено в европейской части СССР (рис. 23). Особенно выделяется по насыщенности ими обширная зона регионов - Центральной России, Донецко-Приднепровского района и Среднего Поволжья. В целях предотвращения стихийного территориального слияния этих агломераций в гигантские мегалополисы применяются разнообразные меры по регулированию их развития.

В Восточных районах агломераций мало, все они расположены вдоль Транссибирской магистрали, на восточной оконечности которой формируется Владивостокская агломерация.

В Закавказье, Средней Азии и Казахстане, за исключением Караганды, центрами агломераций стали пока лишь столичные города.

Количество малых городов увеличивается вследствие перехода рабочих поселков в категорию городов. Людность таких городов, как правило, или растет по всей стране очень медленно, или сокращается. Для них характерны низкие темпы воспроизводства населения, сокращение числа жителей ввиду их оттока. В большинстве случаев малые города - это или узкоспециализированные промышленные пункты, или местные административные и торгово-распределительные центры. Число мест приложения труда в таких городах ограниченно, а степень использования трудовых ресурсов невелика, в связи с чем в ряде малых городов имеются излишки рабочей силы. Создание необходимых культурно-бытовых условий для населения встречает большие трудности, так как осуществление многих видов городского благоустройства и обслуживания экономически невыгодно.

Усиление градообразующей основы малых городов может быть достигнуто путем строительства в них небольших производственных объектов, цехов и филиалов крупных промышленных предприятий, расположенных в больших городах, развития рекреационных и обслуживающих функций. В малых городах проживает более 60 млн. человек, при этом около половины - в самых малых городских поселениях с числом жителей от 1 до 20 тыс. Эта категория городов по людности не отличается от крупных сельских поселений, в которых в настоящее время живет около половины сельского населения (рис. 24).

Возглавляемая столицей Московская агломерация самая крупная и сложная среди агломериций России, не имеющая себе равных по территориальным размерам и численности населения, количеству городов и поселков, многообразию их типов. Прежде всего она выделяется мощью и ролью ядра. Москва оказывает чрезвычайно сильное воздействие на окружающий район, проявляя высокую потребность в городах-спутниках. В то время, как урбанизация в стране затормозилась, не завершившись, в Московском регионе она интенсивно продолжается, для чего находятся материальные, финансовые, организационные и, что самое главное, - демографические ресурсы, остродефицитные в большинстве регионов Российской Федерации.

В настоящее время территория Московской агломерации составляет не менее 20 тыс. км2, а численность населения около 16 млн чел. Московская агломерация насчитывает примерно 100 городов, в том числе полтора десятка в соседних областях.

Главная характерная особенность Московской агломерации в том, что именно здесь возник и получил развитие новый тип города - наукоград. Ещё до Великой отечественной войны в возникли прообразы будущих технополисов, например, город Королёв (в те годы Калининград) - центр ракетной техники, ставший затем крупнейшим аэрокосмическим комплексом. В Московской агломерации около трех десятков наукоградов, почти половина существующих в России. Среди них центры не только прикладной, но и фундаментальной науки - Дубна, Пущино, Протвино, Троицк, Черноголовка.

Московская агломерация имеет развитый историко-культурный каркас, звеньями которого являются древние города Коломна, Дмитров, Волоколамск, Боровск и др; знаменитые монастыри, такие как, Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, Иосифо-Волоколамский под Волоколамском, Новый Иерусалим в Истре. Сюда же входят усадьбы - литературные гнёзда и очаги искусств, места боевой славы, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г. и битвой под Москвой в 1941-42 гг. Всё это создает удивительно духовную региона.

Московская агломерация является также рекреационной агломерацией, благодаря насыщенности учреждениями лечения, отдыха, туризма. По общей численности мест в санаториях и других оздоровительно-лечебных объектах Подмосковье на уступает .

Московская агломерация - гигантский резервуар трудовых ресурсов. Ежедневно в будние дни на работу и учёбу в Москву из окружающего района прибывает около 1200 тысяч человек, встречный поток достигает 400 тыс. человек.

Многими характерными чертами отличается территориальная структура Московской агломерации. Её каркасом служат радиусы разветвлённого транспортного узла, имеющего 11 железнодорожных и 13 автомобильных магистралей, а также водные дороги Москвы-реки и канала им. Москвы. Транспортный узел определяет конфигурацию Московской агломерации - многолучевую звезду. Вдоль некоторых радиусов сформировались на десятки километров почти сплошные полосы расселения, особенно развитые на Рязанском, Ярославском, Владимирском направлениях.

О сложности территориальной организации Московской агломерации свидетельствует формирование в её составе «дочерних» агломераций, так называемых агломераций 2-го порядка. Это - складывающиеся в разных местах, больше тяготея к восточной части, территориальные группы сближенных городов и поселков, тесно взаимосвязанных, объединённых общими локальными проблемами. В центральной части Московской агломерации это - Ногинско-Электростальская, Подольско-Климовская, Люберецко-Раменская, Балашихинско-Реутовская, Химкинско-Зеленоградская, Долгопрудненско-Лобненская агломерации; на периферии - Серпуховско-Чеховская, Каширско-Ступинская, Коломенская, Орехово-Зуевская, Обнинско-Нарофоминская. В некоторые периферийные агломерации 2-го порядка вошли поселения соседних областей. На калужском направлении у границ с Московской областью сложилась группа городов и посёлков во главе с Обнинском с общим числом жителей 240 тыс. чел. В Орехово-Зуевскую агломерацию вошли города Владимирской области - Покров, Петушки, Костерево. Происходит сближение Московской агломерации с агломерациями Калуги, Твери, Владимира, Рязани, Тулы, что усиливает связность районов в Центральной России.

Российский мегаполис

В России пока нет условий, благоприятствующих формированию мегалополисов - самых сложных форм городского расселения. Однако, в срединной части Центральной России складывается своеобразное урбанистическое образование в виде полосы между Москвой и , наполненной значительным количеством городов и поселков. Эта полоса приближается к состоянию, которое даёт основание называть ее мегаполисом.
Полоса начинается на западе гигантской Московской агломерацией и заканчивается на востоке развитой Нижегородской агломерацией, в которй число жителей превышает 2 млн чел.

Московская агломерация, если учитывать сформировавшиеся в ее окраинной зоне агломерации 2-го порядка имеет агломерационный радиус, превышающий 100 км, соприкасается с агломерациями соседних областных центров. У Нижнего Новгорода на некоторых наиболее развитых направлениях агломерационный радиус достигает 100 км. Ширина соединяющей агломерационные завершения полосы примерно 20-40 км. Ровно посредине ее складывается биполярная Владимирско-Ковровская агломерация, включающая примерно десяток городов.

Урбанизированное образование сформировалось на территории, имеющей давнюю историю. Это - колыбель русского государства, край древних ополий и городов, многочисленных гнезд разнообразных кустарных промыслов. Здесь сложились первые ареалы крупной фабричной промышленности, в которых в прошлом преобладала текстильная. Московская и Нижегородская агломерации, и прежде всего их центры, сыграли лидирующую роль в годы индустриализации и научно-технической революции, явились зачинателями новых производств и создания новых образцов техники.

Издавна проявились тесные внутренние связи, укреплявшие хозяйственную и культурную ткань территории. В эпоху индустриализации Нижний Новгород, развиваясь по образу и подобию Москвы, выступал её дублером, особенно в таких прогрессивных отраслях как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение, электротехника и радиоэлектроника.

Кустарные промыслы и возникшая на их основе крупная промышленность создали условия для «вызревания» фабричных, заводских, кустарных сел в города. Лидером в этом процессе еще до Октябрьской революции стал Орехово-Зуево, набравший к 1917 г., когда ему присвоили статус города, 60 тыс. жителей.

Среди городов подобного происхождения высока доля монофункциональных центров. Это города, чью градообразующую базу нередко составляет одно предприятие. Таковы Дрезна, Яхрома, Лакинск, Собинка (текстильные центры), Ворсма (производство инструментов), Богородск (кожевенное и обувное производства). Очень сильно расширили и укрепили свой экономический фундамент города - Владимир, Ковров, Ногинск, Балахна, Павлово.

Новые города - центры отраслей нового века - качественной металлургии (Электросталь), (Электрогорск), нефтепереработки (Кстово),приборостроения (Радужный), моторостроения (Заволжье). Для наукоградов, особенно распространенных в Московской агломерации, основой служит триада: наука - высокотехнологичное производство (обычно опытное с испытанием новых образцов) - высшее образование.
Московская и Нижегородская агломерации устремляются навстречу друг к другу. Они обе асимметричны. У Московской полнее развиты восточные лучи, у Нижегородской - западные. Восточный агломерационный луч заканчивается у Кстово, а западный достигает Гороховца во Владимирской области.

Санкт-Петербургская агломерация - крупная городская агломерация, уникальность которой придает Санкт-Петербург - великий город, культурная столица России, в своей исторической части - образец градостроительного искусства.

Санкт-Петербург - единственный из российских центров начал свое существование с одновременным созданием в своем окружении поселений-спутников: резиденций правителей, крепостей, портов.

Своеобразие агломерации придает приморское положение. Агломерация приобретает характерный рисунок следуя природным объектам и ландшафтам. Вдоль полноводной Невы сформировался Невский луч расселения, завершающийся у Шлиссельбурга (64 км от ) перед . Карельский перешеек благодаря своим природным условиям, изобилующий красивыми озеро-лесными ландшафтами и выходящий на берега Ладожского озера и Финского залива, представляет обширный рекреационный ареал и почти входит в пригородную зону, являясь частью агломерации. Карельский перешеек, обладая большой рекреационной ёмкостью, является местом отдыха, лечения, туризма и спорта.

Рекреационная составляющая присуща многим городам Санкт-Петербургской агломерации, в том числе и тем, которые выполняют и другие функции - портовые, промышленные, научные, административные.

Агломерация в целом, как и ее ядро Санкт-Петербург, многогранна. В составе агломерации примерно 35 городских поселений, в т.ч. 15 городов. Общая численность населения (на начало 2006 г.) - 5257 тыс. человек; на долю Санкт-Петербурга приходится 87%. Доля населения спутниковой зоны невысока. Среди городов и поселков агломерации много знаменитых, занимающих видное место в истории, хозяйстве, культуре, и территориальной организации России. В административном подчинении Санкт-Петербурга находятся 8 городов и 21 посёлок городского типа общей численностью 560 тыс.человек. Города Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец сохраняют обособленность, отделены от центрального города значительными пространствами, которые вряд ли в обозримом будущем будут застроены. Находясь в административных границах Санкт-Петербурга, они фактически образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе агломерации.

После революции, когда бывшая столица империи была отрезана от традиционных зарубежных сырьевых и топливных баз, вокруг Ленинграда была создана система городов-спутников - производственных дополнений, которые обеспечили его предприятия электроэнергией, топливом, металлом, химическим сырьем. Города при электростанциях разного типа (тепловых, гидравлических, атомной) составили «отряд» энергетиков. В настоящее время происходит развитие городов-портов, предназначенных, в частности, обслуживать экспорт нефти. Санкт-Петербург, будучи крупнейшим научным центром, стимулировал возникновение и развитие наукоградов - центров, ускоряющих научно-технический прогресс. Среди них Сосновый Бор, рожденный Ленинградской АЭС, Приморск, Гатчина, Петродворец, Колпино и др.

В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. Санкт-Петербургская агломерация испытывала значительные трудности, что выразилось в спаде промышленного производства, сокращении научных исследований и рекреационной деятельности, в последовательном уменьшении численности населения. В Санкт-Петербурге (Ленинграде) за 1989–1998 гг. число жителей сократилось на 6,1%, в то время как за предшествующее 10-летие (1979–1989 гг.) увеличилось на 9,5%.

Сокращение числа жителей продолжается. Сказывается дефицит демографических ресурсов в России.

Однако Санкт-Петербургская агломерация - вторая по своему потенциалу в России - сохраняет динамику развития. В 1990-х годах продолжалось образование новых городов, построены и строятся новые порты; район Санкт-Петербурга привлекает значительные инвестиции отечественных и зарубежных предпринимателей, расширяются возможности отечественного и иностранного туризма.

Самарская Лука - одно из самых примечательных мест на Волге. Дугообразная излучина с крутыми поворотами, где река на 90° меняет направление, огибая горы Жигули, далеко выдается к востоку. У крайней восточной части дуги расположена Самара - крупнейший центр , основанный как город-крепость в 1586 г. вскоре после присоединения к Московскому государству Казанского ханства. Два других поворота излучины отмечены парами городов: Тольятти - Жигулевск, Сызрань - Октябрьск.

Трехцентровое скопление городских поселений - Самарская триада - насчитывает почти 2,5 млн человек городского населения. Несколько менее половины приходится на долю Самары (46,8%). Расстояние между Самарой и Тольятти около 100 км. Это наибольшее сближение крупнейших (превысивших 500 тыс. человек) городов в России. Почти такое же расстояние разделяет Тольятти и Сызрань. Три агломерации своими краевыми частями накладываются друг на друга.

Самара занимает выгодное географическое положение, в районе, богатом энергетическими ресурсами и плодородными почвами.

До Великой Отечественной войны в Самаре размещались предприятия ведущих отраслей промышленности - авиастроения, станкостроения, приборостроения. В войну Самара являлась резервной столицей страны. В Самаре наибольшее число жителей по сравнению с другими городами Поволжья. Крупнейший многофункциональный город, центр культуры, науки, высшего образования, высокотехнологичной промышленности, Самара активно стимулировала возникновение в своем окружении городов-спутников. Среди них выделяются: Новокуйбышевск - центр нефтепереработки и нефтехимии; Чапаевск, основанный накануне первой мировой войны, с несколькими предприятиями химической индустрии; Кинель - железнодорожный узел, расположенный к востоку от Самары.

Тольятти - самый крупный из российских городов-новостроек, центр автомобилестроения, химической индустрии, промышленности строительных материалов; крупный речной порт, центр туризма и спорта.
Тольятти представляет собой агломерацию. Городская черта охватывает три территориально обособленных района, объединенных городскими системами транспортной и инженерной инфраструктуры. Наиболее крупный район Автозаводский (435,2 тыс. жителей) превосходит два других вместе взятых - Центральный (градообразующая база - в основном химические заводы) и Комсомольский (речной порт, железнодорожный вокзал, производство строительных материалов).

Сызрань - город, расположенный в 137 км от Самары и почти в 100 км от Тольятти. Сызрань возникла в 1683 г. как крепость на Сызранской оборонительной линии. В настоящее время Сызрань - центр машиностроения и химической индустрии, крупный железнодорожный узел у первого по времени сооружения перехода через Волгу в ее среднем течении; западные ворота агломерационного образования в районе . В последние годы усиливаются производственные связи Сызрани с Тольятти.

Полицентризм урбанистического образования, сложившегося в районе Ростова-на-Дону, позволяет именовать его конурбацией, а не агломерацией. В территориальной организации юга Европейской части России, городском расселении, в системе межрайонных связей ареал весьма примечательный. В этих местах ещё с античных времён возникали города. Близ устья реки Дон существует археологический заповедник на месте античного города Танаис. У нынешнего города Азов была вереница предшественников, располагавшихся в средние века на северной ветви Великого шёлкового пути.

Позже развернулось противостояние Российской и Османской империй; стремилась закрепиться на черноморском и азовском побережьях, развить экспансию на Дон и Волгу. Поэтому она превратила Азов в грозную крепость и цепко за него держалась. Петр I предпринял Азовские походы, чтобы утвердиться на южных морях, основал в 1698 г. Таганрог - крепость и порт. На Дон бежали жаждавшие свободы люди со всей Руси. Столицу донского казачества Старочеркасск сменил, специально построенный в 1805 г. как административный центр, город Новочеркасск. Во 2-й половине XIX в. быстро формировался Донбасс. Его восточное крыло последовательно занимало части Области Войска Донского, превращая казачьи станицы в центры угледобычи. Наиболее значительный из них - станица Грушевская в 1867 г. получила городской статус (ныне город Шахты).

С первой половины XIХ в. Ростов-на-Дону (город с 1796 г.), созданный на месте крепости Св. Дмитрия Ростовского (основана в 1761 г.), развивался как крупнейший торгово-промышленный центр Южной России. Значение его возросло после соединения железными дорогами с Харьковом (1870 г.), Воронежем (1871 г.), Владикавказом (1875 г.) Определилась роль Ростова-на-Дону как «Ворот Кавказа».

По переписи 1897 г. Ростов-на-Дону превысил вдвое по числу жителей Новочеркасск. В 1920-е годы стал административным центром Азово-Черноморского, затем Северо-Кавказского края, с 1937 г. - центр Ростовской области. Современный Ростов-на-Дону - крупнейший культурный, научный и промышленный центр, важнейший транспортный узел. В значительной степени функции транспортного узла возложены на спутник Ростова-на-Дону город Батайск (образован в 1936 г.), расположенный в 15 км к югу, на противоположном берегу Дона. Второй ближний спутник - промышленный центр Аксай - находится в 18 км к востоку (образован в 1957 г. из станицы Аксайской).

Город Новочеркасск, утратив административные функции, сохранил культурные и образовательные, превратившись также в крупный многоотраслевой промышленный центр. Город Шахты - главный промышленный центр Российского Донбасса. Город Азов в течение веков имел беспокойную судьбу ключевого города-крепости, в конце XIX в. был посадом. Сейчас это многофункциональный город, морской и речной порт, центр промышленности и туризма. Город Таганрог - второй по числу жителей город области и конурбации, центр северного Приазовья. Его промышленному развитию способствовало положение на выходе из Донбасса. В Таганроге развиты металлургия, авиастроение (проектирование гидросамолетов), и автомобилестроение. Город Таганрог - важный центр культуры и образования; город А.П. Чехова.

Каждый из городов конурбации имеет примечательную историю, характерные черты, свою траекторию развития. В центре ареала городов резко выделяется Ростов-на-Дону, отличающийся особым разнообразием функциональной структуры и выдающимся географическим положением. Ростов-на-Дону связывает угольно-металлургический Донбасс с Донской и Кубанской житницами, открывает пути на Кавказ и Нижнюю Волгу.

Ростов-на Дону не знает конкурентов и, несмотря на положение «в углу» , является его признанным и естественным социально-экономическим фокусом.

Город Сочи охватил своей городской чертой курортную агломерацию, протянувшуюся вдоль черноморского побережья на 145 км от реки Шепси на северо-западе до реки Псоу на государственной и Грузии.

Территория агломерации составляет 3506 км2 (в три раза больше Москвы), число жителей 331,0 тыс. человек. Агломерация Сочи - это собственно город Сочи и входящие в его черту прибрежные поселения Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Солоники, Головинка, Якорная Щель, Вардане, Лоо, Дагомыс, Мацеста, Хоста, Адлер, а в горах-поселок городского типа Красная Поляна.

После того, как железная дорога от Туапсе до Адлера была продолжена в , Сочинская агломерация оказалась в транспортном коридоре. Железная дорога и еще раньше проложенное Черноморское шоссе послужили осями развития агломерации.

Сочи - город-курорт. Приобщение к курортной деятельности произошло в1908 г, когда вошел в строй санаторий-первенец «Кавказская Ривьера». Превращение в массовый курорт осуществилось в 1930-е гг. В короткие сроки были построены санатории, поликлиники, комплекс ванных корпусов в Мацесте, морские вокзалы в Сочи и Мацесте, создан дендрарий, проложен Курортный проспект, проведены берегоукрепительные работы и т.д.
Как курорт Сочи уникален, что обусловлено сочетанием нескольких факторов: мягкий климат, теплое море, сульфидно-хлоридно-натриевые воды Мацесты, углекислые Красной Поляны, глинистые железистые илы Имеретинской бухты (район Адлера). Потенциал Сочи еще полностью не использован.

Город-агломерация Сочи состоит из 4-х административных районов: Лазаревского, Центрального, Хостинского и Адлеровского. Около 2/5 постоянного населения сосредоточено в Центральном районе. Здесь располагаются администрация, главные культурные учреждения: оперный театр, филармония, художественный музей, музей Николая Островского, цирк, дендрарий, крупные гостиницы, а также железнодорожный, морской и автовокзалы. Значительная часть многоэтажного жилого фонда размещена в долине р. Сочи (Новые Сочи). Здесь же находятся предприятия и производство строительных материалов, обслуживающие нужды курорта - курорта.

Адлер - транспортный узел, международный аэропорт. Активное использование адлеровского побережья для отдыха началось сравнительно недавно. В отличие от Центрального района, где велика доля санаториев, в Адлере преобладают пансионаты.

Если на начальном этапе развития Сочи предпочтение отдавалось санаториям, то в последующем большое внимание было уделено строительству гостиниц, что, в частности, способствовало развитию так называемых «фестивальных» видов деятельности - проведению кинофестивалей, праздников песни, спортивных состязаний и тренировочных сборов, научных конференций, деловых встреч и т. п.
Красная Поляна (ранее Романовск) - поселок городского типа, расположенный в долине р. Мзымта в 40 км к северу от Адлера, с которым соединен шоссейной дорогой. Красная Поляна - климатический и бальнеологический курорт, центр туризма и горнолыжного спорта.

Развитие Сочи как столицы Зимних Олимпийских Игр 2014 г. позволит осуществить коренную реконструкцию агломерации и полнее использовать её уникальный потенциал. Завершится сооружение обходной автомобильной дороги, повысится уровень благоустройства, войдут в строй спортивные сооружения (свыше 200 объектов), гостиницы, пансионаты, жилве дома, расширится аэропорт. Преимущественное развитие получат «крылья» агломерации - Лазаревский и Адлеровский районы Сочи, Красная Поляна.

Кавказские Минеральные Воды-созвездие знаменитых курортов–располагается в Центральном Предкавказье, частью на равнине, частью в предгорьях Большого Кавказа. Своеобразие району придают горы-лакколиты, разнообразные минеральные источники, грязи оз. Тамбукан (окрестности Пятигорска). С июля 1992 г. Кавказским Минеральным Водам придан статус особо охраняемого эколого-курортного района.

Агломерация поселений Кавказских Минеральных Вод сложилась как система взаимосвязанных центров, дополняющих друг друга. Она состоит из 6 городов и 4 поселков городского типа, включает также сельские поселения, подчиненные городским администрациям Минеральных Вод, Пятигорска и Кисловодска. На долю самого большого городского поселения - Пятигорска - приходится 27,0% общей численности населения района.
Минеральные источники изучаются с конца XVIII века. В 1803 г. указом Александра I район Кисловодска был объявлен курортной местностью.

В 1830 г. Пятигорск и Кисловодск стали городами. Развитие курортов сдерживалось отдаленностью от центральных районов страны и отсутствием удобного сообщения. Импульс развитию дал ввод в действие Владикавказской железной дороги. Большое значение имело сооружение в конце XIX в. шоссе Минеральные Воды - Кисловодск и параллельно ему железнодорожной ветки.

У всех городов-курортов стержневая функция - лечебная, но при этом у них различная специализация и разное место лечебной функции в народнохозяйственной структуре.

Пятигорск с давних пор занимает центральное место. Помимо санаториев и других лечебных, учреждений в Пятигорске находятся НИИ курортологии и физиотерапии, Педагогический институт. Значителен удельный вес промышленности, не связанной с нуждами курортов (сельскохозяйственное машиностроение), что сужает возможности развития Пятигорска как курорта.

Кисловодск по числу здравниц и обслуживаемому потоку лечащихся и отдыхающих первенствует среди городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Он не только бальнеологический курорт, использующий собственные и доставляемые по трубопроводу (из Нагутского месторождения) нарзаны, но и горно-климатический курорт. Кисловодск славится своим климатом, обилием солнечных дней, замечательными парками, разнообразием ландшафтов. Здесь имеются филармония, театр, музеи истории курортов и истории космонавтики, дачи – музеи художника Ярошенко и певца Шаляпина. Кисловодск - центр туризма. От него идет автомобильная дорога в Карачаевск - Теберду - Домбай.

Ессентуки - город с 1917 г., бальнеологический и грязевой курорт, специализирующийся на лечении органов пищеварения и нарушения обмена веществ. Располагает уникальной бальнеологической базой.
Железноводск - город с 1917 г., но лечебные процедуры проводятся с 1812 г. Расположен на южных склонах горы Железной.

Особая роль у города Минеральные Воды. Получив городской статус в 1920 г. он выполняет обязанность главного транспортного узла, управляет потоками отдыхающих. Здесь находится один из крупнейших в России международных аэропортов. В1960- 1970-е гг. в городе получила развитие промышленность строительных материалов.

Агломерация занимает центральное положение на . Центр агломерации – город Екатеринбург, основанный в 1723 г. как административно-хозяйственный центр горнозаводского Урала, это – первый по времени образования город в агломерационном ареале. Город Невьянск получил права города в 1917 г., хотя как поселение при заводе («город-завод») возник в 1700 г.

В годы довоенных пятилеток городами стали 6 поселений, в войну – 2, в послевоенное время – 8. Наряду с городами, имевшими глубокие исторические корни, на «чистом месте» появились города-новостройки: известный атомоград и наукоград Новоуральск, наукоград Заречный при первой на Урале Белоярской АЭС и город-энергетик Среднеуральск. В постсоветское время новых городов образовано не было.

Главенство Екатеринбурга определяется более высокой долей в его народнохозяйственной структуре «верхних этажей»: науки (группа научно-исследовательских институтов с признанными достижениями, авторитетные научные школы), высшего образования (плеяда ВУЗов, в т.ч. несколько университетов и академий), а также учреждений культуры (театров, музеев).

Екатеринбургская агломерация – многолучевая, имеет вид, характерный для агломераций, сложившихся в разветвленном транспортном узле (у Екатеринбурга 7 железнодорожных направлений).

Часть городов агломерации – центры добычи рудных и нерудных ископаемых (Березовский, Дегтярск, Асбест, Верхняя Пышма). На своих рудах работает крупнейший в России медеплавильный комбинат в Кировграде. Характерная черта – наличие в территориальной структуре агломерации гнезд городских поселений – территориально сближенных групп городов и поселков городского типа (Первоуральск–Ревда–Дегтярск, Заречный–Белоярский, Сысерть–Верхняя Сысерть и др.). Распространена присущая вообще горнопромышленным районам конгломеративность.

Новосибирск – крупнейший город в Сибири, почти набравший к последнему году существования СССР полтора миллиона жителей – не смог сформировать развитую агломерацию. В пределах 100-километровой зоны его влияния всего лишь 3 города и 9 поселков городского типа. Общая численность городских поселений вместе с Новосибирском – более 1600 тыс. человек. На долю приходится 82,5% населения.

Все города и поселки получили свой нынешний статус в XX в. Рост возникшего у перехода через Обь Транссибирской магистрали Новосибирска, был феноменален. К 1926 г. он опередил по числу жителей все города Сибири и Дальнего Востока, кроме Омска. К переписи 1939 г. вырос еще в 3,4 раза (Омск – в 1,8) и стал первенствующим городом в Азиатской части России.

Преимущества экономико-географического положения Новосибирска: нахождение города у восточного края Барабинской степи, близость другой житницы Сибири – Степного Алтая и, что особенно важно – положение у выхода из Кузбасса – главной угольно-металлургической базы восточных районов России.

Все основное, что определяет роль главного центра агломерации, Новосибирск стремится сосредоточить в своей городской черте или в непосредственной близости от нее. Отчасти этим объясняется малоразвитость зоны городов-спутников.

Самый крупный спутник Новосибирска – город Бердск (в 10 км к югу), в котором электротехнические предприятия занимают ведущее место в градообразующей базе. Город Искитим – центр промышленности строительных материалов, город Обь специализируется на . К югу от центра Новосибирска – триада Академгородков: Российской академии наук (Академгородок – район Новосибирска), Сибирского отделения Академии медицинских наук (Кольцово) и Академии сельскохозяйственных наук (Краснообск).

В последние десятилетия в Новосибирской агломерации не появилось ни одного нового городского поселения. Несмотря на включение в городскую черту Новосибирска пригородных поселений, за 1989-2006 гг. число жителей уменьшилось почти на 40 тыс. человек.

Ось урбанизации в протянулась на сотни километров от Анжеро-Судженска до города Таштагола в Горной Шории. В средней ее части сформировалась урбанизированная полоса, города и поселки которой образуют цепь агломераций во главе с городами Кемерово, Ленинск-Кузнецкий и Новокузнецк. Это своего рода угольно-металлургический Кузбасский мегалополис протяженностью около 400 км и численностью населения свыше 2 млн чел.

Новокузнецк по людности и экономическому значению превосходит областной центр Кемерово. Преимущества Кемерово в том, что он обладает более развитой промышленной структурой и является центром Южного Кузбасса, весьма перспективного и для развития промышленности, и горного туризма, благодаря рекреационным ресурсам Горной Шории.

Создание плеяды городов Кузбасса в сжатые сроки происходило в тяжелых условиях индустриализации, военного времени и послевоенного восстановления хозяйства. На всех этих этапах значительным был дефицит времени и средств, чем объясняется экологическое неблагополучие, недостаточное благоустройство, разбросанность городов и поселков, монотонность застройки. Города Кузбасса молодые, но во многом сделаны по старым образцам.

Система городов Кузбасса переплетена тесными производственными связями. Новокузнецкие металлургические предприятия получают железную руду из Таштагола, электроэнергию из Калтана. В Белово доставляется цинковый концентрат из Салаира. В основе народнохозяйственного комплекса, как и прежде, лежит уголь – хлеб индустрии.

Бывший в течение десятилетний районом притяжения мигрантов со всей страны, Кузбасс сейчас теряет население. Все города Кузбасса сократили людность: Анжеро-Судженск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Осинники потеряли за период с 1989 г. около1/5 своих жителей. Стабильность Кемерово объясняется включением в его городскую черту пригородных поселений.

Кузбасс обладает разнообразными минеральными, лесными, водными, земельными, рекреационными ресурсами. У Кузбасса два выхода на Транссиб, прямые выходы на Алтай и в Восточную Сибирь. Однако удаленность от внешних рынков, вследствие положения в глубине континента, сдерживают развитие базовой отрасли.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Городские агломерации (в переводе с лат. – присоединяю, накапливаю, нагромождаю) – компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как целостное территориальное социально-экономической образование городская агломерация возникает на базе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер).

Выделяются моноцентрические (одноцентровые) городские агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне и намного превосходит их по своему размеру и экономическому потенциалу; полицентрические (многоцентровые) городские агломерации, имеющие несколько взаимосвязанных городов-центров. Пригородная (периферийная) зона городской агломерации служит по отношению к центральному городу-ядру многообразным дополнением и резервом развития (в полицентрической городской агломерации представляет собой совокупность пригородных зон городов-ядер).

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

В промышленно развитых странах в результате разрастания и постепенного слияния десятков соседних крупных городских агломераций вдоль транспортных магистралей складываются обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации. Наиболее известная из них впервые была выявлена и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной части Атлантического побережья США, давшим ей название мегалополис, ставшее потом нарицательным.

Протяженность этого мегалополиса около 1000 км, ширина достигает местами 200 км; она состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона – отсюда ее название Босваш – и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций) общей площадью 107 тыс. кв. км.

Население этой «главной улицы» Америки насчитывает около 50 млн чел. (почти 20 % всего населения), здесь производится примерно 1/4 промышленной продукции США.

Другой мегалополис – Чипитс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер путем слияния агломерации Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и других – всего их 35; его площадь 160 тыс. кв. км, а население примерно 35 млн жителей (а вместе с тяготеющей к нему агломерацией Торонто в Канаде – 40 млн).

Самый молодой мегалополис страны – Сансан – находится в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих трех мегалополисах концентрируется почти половина населения США.

В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяженностью около 1000 км (и шириной до 300 км). В ее пределах сосредоточено 55 % населения страны и 73 % всех занятых в обрабатывающей промышленности. Самый большой в мире по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60 % населения страны и около 2/3 ее промышленного производства.

Мегалополисы формируются и в Западной Европе. Они меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский (объединяет агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и др.) и Рейнский («кольцевая» агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью по 50 тыс. кв. км и с населением по 30–35 млн человек.

Все отчетливее намечается формирование межгосударственных мегалополисов. Например, мегалополис в Северо-Западной Европе охватывает сопредельные урбанизированные районы 5 стран общей площадью 230 тыс. кв. км с населением 85 млн человек при средней плотности населения 350 человек на 1 кв. км: Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, бельгийско-французский (район Антверпен-Брюссель-Лилль) и Парижский.

Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа в 80-90-х гг. складывается на юге Китая. Ее основу составляют свободные экономические зоны Шэньчжэнь с населением 3,3 млн человек в 1995 г. (рядом с Гонконгом) и Чжухай – 1 млн человек (недалеко от Макао) и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением свыше 4 млн человек. В начале XXI века здесь, видимо, сформируется мощный мегалополис с населением порядка 30 млн жителей.

Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов и в других развивающихся странах: Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в Бразилии, Каир-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р. Дамодар в Индии и т. д.

В настоящее время представление о самой сущности мегалополиса, его качественной новизне по сравнению с городской агломерацией, возможностях и перспективах развития остаются все еще не до конца ясными. Многолетние исследования прогнозов расселения в глобальном масштабе, осуществленные Международным центром экистики в Афинах в рамках программы «Город будущего» под руководством известного греческого архитектора К. Доксиадиса подтверждают перспективность этой структуры расселения.

Под агломерацией понимается город без деления на административные единицы, представляющий собой ареал сплошной застройки. Для выделения таких урбанизированных площадей используется метод «светового отпечатка» — область искусственного освещения в городе и его пригородах, которую можно наблюдать с самолёта в ясную ночь.

Посмотрим на самые большие агломерации Земли:

Московская агломерация — 16 млн. человек

Имеет площадь в 4662 кв. км. и плотность населения 3500 чел. на 1 квадратный километр. Центром агломерации является Москва. Крупнейшая агломерация России.

Агломерация Осака - Кобе - Киото — 17,4 млн. человек

Имеет площадь в 3212 кв. км. и плотность населения 5400 чел. на 1 квадратный километр. Имеет три центра. Вторая по численности агломерация .

Мумбайская агломерация — 17,7 млн. человек

Город расположен на берегу Аравийского моря. Является второй по численности агломерацией в . Его площадь — 546 кв. км., а плотность населения 32400 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Мехико — 20 млн. человек

Столица является самой большой агломерацией в стране. Её площадь — 2072 кв. км. и плотность населения 9700 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Сан-Паулу — 20,3 млн. человек

Самая большая включает в себя 39 муниципалитетов. Площадь агломерации — 2707 кв. км. и плотность населения 7500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Гуанчжоу - Фошань — 20,5 млн. человек

Площадь агломерации — 3432 кв. км. и плотность населения 6000 чел. на 1 квадратный километр. Расстояние между центрами городов равно 27,6 км. Третья по численности агломерация .

Нью-Йоркская агломерация — 20,6 млн. человек

Нью-Йоркская агломерация считается самой крупной в США. Площадь агломерации — 11642 кв. км. и плотность населения 1800 чел. на 1 квадратный километр.

Пекинская агломерация — 21 млн. человек

Является второй по численности в Китае. Площадь агломерации — 3820 кв. км. и плотность населения 5500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Карачи — 22,1 млн. человек

Карачи — это самый крупный город-порт в Пакистане. Площадь агломерации — 945 кв. км. и плотность населения 23400 чел. на 1 квадратный километр.

Шанхайская агломерация — 23,4 млн. человек

— это самая крупная агломерация Китая. Площадь агломерации — 3820 кв. км. и плотность населения 5500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Сеул - Инчхон — 23,5 млн. человек

Это самая большая агломерация в Южной Корее. Её площадь — 2266 кв. км. и плотность населения 10400 чел. на 1 квадратный километр.

— 24,1 млн. человек

Столица. Площадь агломерации — 3225 кв. км. и плотность населения 9500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Токио - Иокогама 37,8 — млн. человек

Самая большая агломерация на планете. Располагается в Японии. Площадь агломерации — 8547 кв. км. и плотность населения 4400 чел. на 1 квадратный километр.

Всё в этом мире имеет свойство изменяться. Причем иногда эти изменения происходят очень стремительно. Еще столетие назад большинство жителей планеты проживали в селах. Сегодня же города становятся локомотивами научно-технического прогресса, центрами экономической, политической и культурной жизни. Города увеличиваются в своих размерах, разрастаются и в конце концов сливаются друг с другом, формируя крупные агломерации.

Значение слова «агломерация»

Этот термин на сегодняшний день используется в трех научных дисциплинах - биологии, геологии и урбанистике. Однако считается, что первоначально он появился в лоне геологической науки.

В геологическом деле агломерация - это термическая обработка руды и рудного концентрата.

Позже этот термин перекочевал в социальную географию, урбанистику и демографию. Здесь, по аналогии, агломерация - это слияние городских поселений в единое целое. Во второй половине ХХ века урбанисты начали активно использовать это слово для обозначения общих мировых тенденций, спровоцированных процессами глобальной урбанизации.

Городская агломерация

Города увеличиваются, обрастают новыми заводами и предприятиями, привлекают к себе все большее количество новых жителей. Как результат - на окраинах строятся всё новые и новые жилые кварталы, спальные районы… Незаметно для себя и для своих жителей город начинает «поглощать» некогда самостоятельные села и поселки, расположенные рядом. Так рождается процесс соединения.

Агломерация - это компактное слияние нескольких городов, которые отныне становятся единым целым, одной органичной системой со своими внутренними устойчивыми связями.

Чтобы более живо представить себе, что такое агломерация, вообразите, что вы поднимаетесь на самолете высоко в небо в ясную безоблачную ночь. Посмотрев вниз, вы увидите на земной поверхности, в некоторых её участках, плотные и яркие световые сгустки, обозначающие места компактной городской застройки. Именно по этим пятнам света и можно определить крупнейшие городские агломерации.

Все агломерации делятся на два типа:

  • моноцентрические (те, которые сформировались вокруг одного крупного ядра);
  • полицентрические (сформировавшиеся из нескольких центров).

Исторический аспект

Процесс формирования городских агломераций очень интересный и порой неожиданный. К примеру, город Васильков, основанный в 988 году, когда-то был таким же важным городом Киевской Руси, как и Киев. Сегодня же он является всего лишь частью крупной Киевской агломерации.

Самые первые агломерации, как ни странно, появились еще в древнем мире. Это были Рим, Александрия и Афины. В 17-м веке к числу городских агломераций присоединился Лондон и Париж. Правда, это были крохотные (по современным меркам) агломерации, насчитывающие всего 700 тысяч жителей.

В начале ХХ века кварталы зданий, тянущиеся вдаль на много километров, казались совершенной дикостью. Сегодня же это воспринимается весьма прозаично. Более того, дети из крупных мегаполисов могут годами не видеть леса, широкого поля и обычной деревни. Всё это - реалии нашего века.

К 1970 году в США уже существовало 16 крупных агломераций, в которых было сконцентрировано около 40% населения страны. Однако агломерации продолжают расти и в наши дни! И если раньше сливались друг с другом отдельные города, то сегодня уже срастаются целые городские агломерации. Ученые уже даже придумали название и для этого феномена - конурбации.

Формирование российских агломераций

Все агломерации России - детища ХХ столетия. Раньше условий для их формирования просто не было. Неким исключением здесь можно считать лишь Санкт-Петербург, агломерация которого начала формироваться несколько ранее.

На рубеже 19-20-го веков, в эпоху индустриального бума, возле крупных городов России стали возникать заводы и фабрики. Поселки, закономерно возникающие рядом, стали основой для будущих городов-спутников. Так, вокруг Москвы уже в начале ХХ века «родились» Мытищи, Люберцы, Кусково, Орехово-Зуево и другие.

Крупнейшие агломерации в России

По современным российским нормативам, агломерация - это группа населенных пунктов с населением в её центральном городе (ядре) не менее 100 тысяч жителей. При этом на расстоянии в 1,5-часовой транспортной доступности от него должно находиться еще как минимум два города или поселка.

В России доминируют моноцентрические агломерации с одним центральным городом-ядром. Такой центр, как правило, намного превосходит свое окружение как по размерам, так и по уровню экономического развития. Для российских агломераций не чужды общемировые характеристики и тенденции: высокая плотность населения, высокая степень индустриализации, а также обилие научных и учебных комплексов.

На сегодняшний день в России насчитывается 22 агломерации-миллионера (то есть в каждой из них живет свыше одного миллиона человек). Самая крупная российская агломерация, само собой разумеется, - Московская с населением около 16 миллионов человек. За ней следует Санкт-Петербургская (приблизительно 5,5 миллиона), Ростовская (около 2,5 миллиона), Самарско-Тольяттинская (2,3 миллиона), Екатеринбургская и Нижегородская (по 2 миллиона жителей в каждой агломерации).