Как избавиться от сильного волнения перед выступлением. Как справиться с волнением перед выступлением на экзамене, публике, соревнованием или сценой, как успокоиться

Как избавиться от сильного волнения перед выступлением. Как справиться с волнением перед выступлением на экзамене, публике, соревнованием или сценой, как успокоиться

Приветствую вас, дорогие любознательные друзья!Сегодня я хочу поговорить о страхе. Но не о неком абстрактном понятии, а о конкретной боязни выступлений перед широкой аудиторией. Сразу скажу, если вы публичный человек или просто любите покрасоваться перед народом, не страшась выделиться из серой заурядной массы, можете дальше не читать. Скорее всего, вам будет неинтересно. Всех остальных я постараюсь научить, как не волноваться перед выступлением на публике, и вы сможете в полной мере проявить свое ораторское искусство и прочие актерские таланты.

Мои страхи начались еще в раннем детстве. Обладая прекрасной памятью, я быстро запоминал детские стихотворения и отлично их декламировал перед родителями. Но в дошкольном учреждении меня считали чуть ли не умственно отсталым. А все из-за того, что вся моя память куда-то улетучивалась, стоило мне только встать перед сверстниками. Я до дрожи в коленках боялся выступать.

В школе мои злоключения продолжились. Выученный назубок параграф домашнего задания моментально забывался под взглядами одноклассников. Спасали только письменные упражнения, где я мог без страха проявить свои способности.

В институте я с неприкрытой завистью поглядывал на сокурсников, без запинки произносящих длиннющие монологи со сцены самодеятельного театра и срывающих аплодисменты многочисленных зрителей.

«Вот бы и мне так!» — эта мысль не покидала меня и стала некой идеей-фикс.

Причины страха

Чтобы наилучшим образом избавиться от рассматриваемой фобии, я рекомендую сначала хорошенько поразмыслить, чем именно она вызвана. Установив реальные причины возникновения этой иррациональной боязни публики, вам будет намного проще определить, как справиться с беспокоящей проблемой:

  • Если вы боитесь опростоволоситься перед аудиторией, забыв необходимые слова и путаясь в замысловатых фразах, окончательно потерять ход мысли – выход очень прост. Подготовьте для себя небольшую шпаргалку, изложите в ней основные тезисы своей речи, запишите самые сложные и труднопроизносимые предложения, и держите в доступном месте. Надеюсь. Она вам не пригодится, однако, такая страховка позволит избавиться от первоначального волнения.
  • Не помешает, разумеется, и тщательная подготовка к предстоящему выступлению. Испробуйте свои силы на людях из ближайшего окружения, друзьях или родственниках, пусть они станут вашими первыми слушателями.
  • Если вас пугают сложные вопросы зрителей и возможность своевременно не найти правильных ответов, поможет детальное изучение темы. Согласитесь, когда досконально владеете материалом, трудно застать вас врасплох.
  • Если вас страшит возможность утратить внимание аудитории, стоит заранее позаботиться о том, чем лучше заинтересовать зрителей. Причем, это может не только интересная тема, но и оригинальный ход, способный разбудить скучающую публику.

По этому поводу вспомнился анекдот. На довольно нудной лекции в медицинском институте профессор регулярно будил засыпающих студентов фразой: «Чтобы не забеременеть, нужно…», после которой, как ни в чем не бывало, продолжал скучное занятие. По окончании урока один из будущих врачей поинтересовался, что же следует делать, чтобы избежать нежелательного зачатия. «Пейте обычный чай!», — ответил лектор-юморист. Студент решил уточнить: «До или после полового акта?» Представьте разочарование аудитории, когда изобретательный профессор сказал:«Вместо!»

Итак, вы решили овладеть ситуацией и навсегда обуздать свои страхи перед публикой! Хотите узнать, какие приемы для достижения поставленной цели использовал я? Тогда читайте дальше и пользуйтесь моими рекомендациями:

Убедите себя в иррациональности страха перед аудиторией

Какой бы многочисленной она не была, никакая неизлечимая болезнь, ни тем более смерть вас не постигнет из-за пары оговорок или досадных ошибок при выступлении. Худшее, что может ожидать неудачливого оратора – это снисходительные улыбки нескольких слушателей. Но даже если вас освищут и с позором препроводят со сцены, никто не умрет.

Не зацикливайтесь на своих опасениях, тем самым многократно усиливая их

Советую вам визуализировать страх, представив его в виде некоего автоматического прибора с рубильником. Подойдите к нему и резко поверните выключатель в нейтральное положение. Чувствуете, как непередаваемый ужас перед публичным выступлением постепенно улетучивается, придавая уверенности и непреодолимого желания блеснуть ораторскими способностями?

Также поможет освободиться от фобии представление пугающей вас многоликой массы народа в нечто трогательное и вполне безобидное. Идеально подойдут знакомые мультипликационные герои или симпатичные крошечные котята.

Срабатывает и прием, проверенный подавляющим большинством начинающих артистов, который заключается в мысленном раздевании зрителей в зале. Обнаженный человек сам нуждается в защите, а, следовательно, не причинит вам существенного вреда;

В процессе выступления очень важно не утратить внимание публики

Выдерживайте уместные паузы, чередуйте различные интонации, и вас станут слушать. Для подчинения аудитории предложите выполнить какое-либо элементарное действие, наподобие одновременного поднятия рук. Чувствуйте настроение каждого отдельного зрителя. А лучше выберите одного, вызывающего наибольшую симпатию, и при выступлении обращайтесь именно к нему, представляя близким другом.

Общение с приятелями не таит в себе никакой реальной угрозы. Советую мысленно превратить пугающее вас публичное выступление в задушевную товарищескую беседу, и результаты порадуют;

Если, несмотря на прилагаемые усилия, вы все же страшитесь выходить на сцену, отвергая даже мысль остаться один на один с многоликой аудиторией, следует ожидать панической атаки. Бороться с таким своеобразным протестом организма против стрессовой ситуации можно чередованием коротких вдохов с продолжительными выдохами совместно с самовнушением.

Постарайтесь убедить себя в отсутствии реальной опасности, используя предыдущие советы. С улыбкой и веселой песней взгляните в лицо своему страху, преуменьшите его до размера горошины, которую легко спрятать в коробочку, и тогда осознаете, как справиться с ситуацией без помощи профессионального психоаналитика.

Надеюсь, я смог вас убедить, что выступать на публике вовсе не страшно. Проверьте практикой приведенные рекомендации, и все получится!

  • Отдельное внимание хочу уделить правильной постановке самого выступления. От его организации многое зависит, начиная вашим состоянием и заканчивая вниманием аудитории.
  • Начните с разработки детального плана с подробным указанием всех ключевых моментов выступления. Для удобства и облегчения задачи запишите видео, которое необходимо внимательно просмотреть перед выходом на публику.
  • Не насыщайте свою речь чересчур заумными фразами и сложно произносимыми словами. Запомните, что даже сухой научный доклад, изобилующий массой специфических терминов, воспринимается гораздо лучше, если он изложен доступным языком. Даже при проблемах с памятью не стоит читать текст на публике. Забытую часть можно передать своими словами, знакомыми основной массе слушателей.
  • Удерживая внимание зрителей, старайтесь вовлечь их в живой диалог, тем самым принуждая принять участие в выступлении.
  • Рискуя наскучить слушателям, не затягивайте свою речь. Помните, что краткость изложения всегда считалась родной сестрой ораторского мастерства.
  • При работе «на публику» ориентируйтесь на наиболее слабое звено, не блистающее особым интеллектом. Если сможете его заинтересовать, то остальные зрители воспримут ваше выступление «на ура».
  • Совершенствуйте свою дикцию. Пользуйтесь специальными упражнениями для начинающих актеров. Согласитесь, что негромко произносимую невнятную речь вряд ли станут внимательно слушать.
  • Играйте различными интонациями, не забывая про уместные паузы, позволяющие зрителям осмыслить услышанное.

Рекомендуемые книги и курсы по теме выступления на публике

  • TED Talks. Слова меняют мир. Первое официальное руководство по публичным выступления.
  • Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично

Видео от Радислава Гандапаса: как не волноваться перед выступлением на публике


Использование перечисленных советов, разумеется, после длительной практики, позволит вам стать настоящим оратором и навсегда побороть неоправданный страх перед выступлениями на публике.

Обновления моего блога ждут вас после подписки, а я с нетерпением жду новых встреч со своими преданными друзьями!


  • 9 способов саморазвития и самосовершенствования…


Вадим Курилов ведет тренинг «Голос», где учит говорить свободно, выразительно и бесстрашно. Сам он сильно боялся выступать лишь однажды - когда выступал на заседании кафедры сценической речи ГИТИСа. «В тот момент я убедился: то, чему я учу, - работает», - рассказал он ЧТД.

Когда я начинаю разговаривать с человеком, я сразу по голосу чувствую степень его напряжения. Тем, у кого много напряженности в теле, сложно произносить речи. Страх выступления перед аудиторией индивидуален, это как страх высоты - генетическая предрасположенность, обстоятельства жизни. От социального статуса этот страх не зависит: недавно я слушал выступления топов одной большой компании, и только один из всех умел свободно выступать перед публикой и не был зажат.

Расслабить тазовый пояс

Я работаю по методу великой Кристин Линклейтер, он называется «Freeing the natural voice». Это не постановка, а именно «освобождение естественного голоса», раскрытие ваших возможностей.

Очень важно, что ты говоришь сам себе. Научно доказано, что мозг одинаково верит и в реальность, и в образы. И формулировать нужно точно: не надо говорить себе «relax», нужно говорить «let go, release» - «отпусти себя», убери лишнее напряжение.


Конкретные приемы очень просты! Про меня шутят: «Ну вот, Курилов опять сейчас начнет советовать расслабить попу». Да, так и есть! А культурно мы говорим так:

1. Отпустите лишнее напряжение тазового пояса. «Расслабить попу» - это не метафора, а действительно самое важное. Обратите внимание на слово «лишнее» - не полностью расслабиться, а отпустить лишнее, но остаться в тонусе.

2. Отпустите лишнее напряжение нижней челюсти. У вас чуть-чуть раскрывается при этом рот, не надо этого бояться.

3. Расслабьте живот. Вот здесь именно расслабьте, прямо вывалите! Это для нас, конечно, совершенно непривычно. Если вам некомфортно от того, как это может выглядеть, оденьтесь свободно.

Когда вы убираете зажим этих 3 точек, воздух начинает заходить в нижнюю часть легких через рот, и вы начинаете автоматически дышать животом. Когда вы все это сделаете, вы глубоко вздохнете - Кристин Линклейтер называет это «вздох облегчения».

Не путайте «вздох облегчения» с понятием «вдохнуть полной грудью» - нет, отпускаем таз-живот-челюсть и впускаем в себя воздух.

Это не только помогает телу, но и эмоционально расслабляет. Конечно, сильный стресс такой прием сразу не снимет, но поможет успокоиться. Выполнять упражнение можно как перед выступлением, так и в процессе.

Поза и голос - это ваш выбор

Еще один секрет, чтобы не нервничать - устойчивая поза: ноги должны стоять на расстоянии 20-25 см друг от друга. Так, чтобы стопа находилась под тазобедренным суставом. Это меньше, чем на ширине плеч: когда ноги на ширине плеч, неудобно делать шаг вперед.

Колени должны быть мягкими - не согнутыми, как во фламенко, но слегка подвижными, как в аргентинском танго!

Дышать во время выступления нужно ртом. Физика тела, когда мы говорим о выступлении, - это, собственно, голос. Она реализуется звучанием. Нужно понимать свой диапазон, уметь включать и нижний, и верхний регистр и научиться понимать, когда какой оптимален. Сначала можно даже в плане речи указывать: вот здесь у меня доверительная информация, значит - нижний регистр. Потом это происходит автоматически.

Мужчины часто говорят - зачем мне верхи, для чего мне пищать?

Но проработанный верхний регистр дает богатство, звонкость, полетность вашему голосу. Интересно, что иногда ко мне приходят вокалисты, просят заняться с ними речевым голосом - а потом говорят, что даже петь стали по-другому.

Немцы и русские не умеют расслабляться

Начинал я именно с занятий голосом. Я учился в пединституте им. Ленина на факультете английского языка, и на последних курсах института начал заниматься с Лорой Ереминой, которая вела на всесоюзном радио программу «Поэтическая тетрадь».

Много лет я владею PR-агентством, и для меня сцена привычна: я организую презентации, провожу их и помогаю клиентам делать то же самое. У меня самого проблемы с выступлениями никогда не было - я занялся этим, потому что почувствовал «соцзаказ» от клиентов моего агентства.

У нас перенапряженная нижняя челюсть. А знаете почему? Потому что мы 70 лет жили «стиснув зубы».

Жизнь - боль: взять себя в руки и фигачить. У нас это генетически заложено, даже у тех, кто не застал этой идеологии. У американцев и англичан с этим получше. А вот у немцев, кстати, тоже непросто. Мой немецкий преподаватель так и говорит: «У нас большие проблемы с расслаблением челюсти».

Надо ли представлять, что все в зале голые?

Публика - это и 2 человека, и 10 человек совета директоров, и 500 человек на конференции. Один собеседник - тоже публика. Рекомендации «представьте, что в зале все без одежды» или «с большими ушами» - вот честно, не работают. После такого трудно вернуться к своей теме, это слишком.

Представить их маленькими беззащитными детьми? Может быть, еще куда ни шло. Но я бы не стал представлять кем-либо людей в зале. Я бы работал с собой. Это моя проблема, мои эмоции, и я хочу их поменять. Страх - это эмоция, и мне нужно поменять свое эмоциональное состояние.

Чем заняться мозгу, пока ты говоришь

Конечно, у техники выступления, как и у любого действия, есть две составляющие - мозг и тело. Тело, с моей точки зрения, тут первично. Но аналитику, конечно, никто не отменял.

Итак, мозг. Как мы обычно анализируем? Я же умный, я прошел тренинги, почитал книжки. Я составлю план, составлю конспект, сделаю презентацию, напишу текст к каждому слайду. И вроде бы в этот момент надо бы порепетировать. А выступление у меня когда? Завтра в 9 утра! А сейчас сколько времени? Два часа ночи. Репетиция будет? Нет. И вообще я не высплюсь и буду не в том состоянии. Получается, что вроде бы я понимаю, что надо делать, но информации и тревоги слишком много.

Найти несчастную жертву

Заучивать текст нельзя категорически! Никому. Подготовку нужно начинать с того, что я называю «поиском несчастной жертвы». Ею может быть и прекрасный тренер, конечно! Когда ко мне приходят топы, им референты обычно уже всю презентацию написали, и потом эти самые референты меня ненавидят. Потому что им приходится все переделывать.

В роли «жертвы» может выступить и друг. Главное, чтобы он был не в теме и задавал дурацкие вопросы. Садитесь за чашкой кофе и просто рассказываете, так выкристаллизовываются идеи и формулировки, так приходит понимание, что действительно важно, а что можно опустить. Самому это сделать сложнее, но тоже можно: перед зеркалом и с душем вместо микрофона.

Включить сценариста и режиссера

Потренировавшись на «жертве», ответьте себе на два вопроса. Первый обычно формулируют так: почему мое выступление интересно этим людям? Тут самое важное вот что: почему мое выступление интересно этим людям прямо сейчас? Что сейчас такого происходит, что делает мою речь важной? Может быть, какая-то экономическая ситуация или новый закон - то есть повестка в широком смысле. Об этом необязательно прямо говорить, но обязательно подумать. И скорее всего, если вы подумаете, вы захотите об этом сказать.

Второй вопрос - цель выступления. Я очень много работал с разными спикерами. И вот, например, я говорю бренд-менеджеру - какая у вас цель? 99% отвечает: «Рассказать про новый продукт». При том, что у них базовая цель, конечно же, продать, но они даже про это не говорят. А дело в том, что если ты продаешь, это одна цель; если ты пришел, например, к директору магазина и тебе нужно, чтоб он научился мотивировать продавцов, - другая; если к прессе - задача в том, чтоб они хорошо написали.

Знаменитый режиссер, тренер и педагог объясняет , как снять зажимы, правильно дышать и выступать публично с максимальным эффектом.

«О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнеббель

Народная артистка СССР и педагог излагает основы актерского анализа текста и работы с ним, которые пригодятся любому оратору.

«Убеждай и побеждай» Никиты Непряхина

Бизнес-тренер и радиоведущий предлагает техники аргументации и приемы, помогающие убедить в своей правоте любую аудиторию.

Цель зависит от аудитории. Чтобы ее сформулировать, надо поставить вопрос так: «Что я хочу, чтобы аудитория сделала после моего выступления?» А для того, чтобы они что-то сделали, они должны о чем-то узнать и что-то запомнить. Конечно, я расскажу про свойства продукта, но эта информация будет лишь средством достижения цели. Например, я рассказываю про свой канал в Instagram: цель - получить больше подписчиков. Аудитория должна узнать от меня, о чем мой канал и чем он интересен, а запомнить - как он называется.

Что делает режиссер, когда анализирует пьесу? Он смотрит, какие у него три основные события - исходное, основное и завершающее.

Исходное событие лежит вне территории «пьесы» - что привело героев туда, где они оказались. Что произошло до моего выступления такого, что я пришел выступать? Эта завязка может быть любой - от событий мирового значения до того, что мне сегодня ночью приснилось. Например, я посмотрел Instagram своего товарища, позавидовал, что у него уже 100 тысяч подписчиков, и решил расширять аудиторию. Можно в этом признаться, почему нет!

Основное событие (кульминация) может быть разной - основная идея или, например, какая-то цифра. Или драма - если вы не подпишетесь на мой канал, все, жизнь моя закончилась.

Завершающее событие аналогично цели. Что же сделают слушатели, если им понравилось мое выступление? Это должно быть совершенно ясно в финальной части.

Театр абсурда строится так же, как классический, просто события там другие, абсурдные. Поэтому любое выступление перед любой аудиторией должно строиться по этим принципам. Если вы мыслите в этих категориях, в категориях «событий» и «действия», если вы точно знаете, что «происходит» во время вашей речи, вы чувствуете уверенность и меньше боитесь выйти к публике.

Куда девать руки и как плакать на сцене

Если вы тот человек, который постоянно напряжен, - ничего, с опытом это изменится. Просто нужно постоянно практиковаться, использовать для этого каждую возможность: например, произносить тосты во время застолий или рассказывать при случае истории друзьям.

Все говорят, что нужно выйти из зоны комфорта? - не нужно! При выступлении и так стресса полно, куда уж тут выходить. Я предпочитаю формулировать так: «расширить зону комфорта». Если вам комфортно говорить с «жертвой» за чашкой чая, не надо сразу выбегать на миллионный стадион - надо двигаться по чуть-чуть. Сначала попробуйте выступить перед дружественной аудиторией, на следующем этапе добавьте еще что-то. Постепенно человек начинает привыкать, что сцена - это не то место, где ты постоянно думаешь, что делать с руками. Все спрашивают: а куда девать руки? Ни-ку-да! Если ты сфокусирован на теме своего выступления, ты об этом забываешь.

Никогда в жизни не говорите аудитории «я волнуюсь». У тех, кто полагает, что это подкупающая искренность, были плохие преподаватели.

После подобной фразы тебя перестают воспринимать всерьез, бессознательно квалифицируют как непрофессионала. Подобные приемы устроены тоньше. У меня была знакомая, которая так сильно переживала, что начинала плакать, выходя на сцену! Я ей сказал - когда это случится, надо сделать паузу и сказать: «Наша встреча для меня очень много значит, и я испытываю сильные эмоции просто от того, что я здесь». Она так и сделала. Потом к ней подошли зрители и сказали: «Мы рыдали вместе с вами!»

Психология сцены. Как преодолеть волнение перед выступлением на сцене

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что почти все люди (не менее 95%!), перед выходом на сцену, на публику, испытывают довольно сильные эмоции. Более того, приемлемый по накалу «страх» и волнение не портят выступление – это вполне адекватная, естественная и даже полезная реакция организма на предстоящее событие.

Например, легендарного музыканта Артура Рубинштейна страх сцены преследовал всю его творческую жизнь. Однако он находил в себе силы преодолевать волнение и производил ошеломляющее впечатление на публику своей виртуозностью. А всемирно известная британская певица Адель Лори Блу Эдкинс признавалась, что только юмор и шутки помогают ей снимать панический страх перед выступлением.

Предвкушение ответственного, знаменательного момента, всегда наполняет человека определенными чувствами, ощущениями. И если они позитивного характера и не чрезмерной остроты – их скорее можно назвать волнительным энтузиазмом. Выступающий становится собраннее, энергичнее, и, в результате, показывает себя более успешно, ярко, на максимуме своих умений. Те, у кого этого предсценического воодушевления нет, праздничное волнение и связанное с ним некоторое беспокойство напрочь отсутствует, часто выступают если не «провально», то безлико или очень посредственно.

Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик

Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:

  • головная боль;
  • бледность лица;
  • невнятность речи;
  • изменение мимики;
  • дрожание конечностей;
  • колебание тембра голоса;
  • повышенное потовыделение;
  • зажатость или напряжение мышц;
  • учащенное сердцебиение вплоть до обморока.

Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего.

Причины страха. Можно ли побороть волнение перед выступлением на сцене?

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя извне. К внутренним – те или иные особенности его восприятия окружающего мира и ощущение себя в нем.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление, укореняясь в его подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители, педагоги, друзья. Например:

  • одергивание, придирки, насмешки;
  • частые резко-критические замечания;
  • постоянное выражение недовольства;
  • чрезмерная строгость и требовательность;
  • или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта.

Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных способностей, умений и навыков, а на то, чтобы «угодить» своим «доброжелателям», не подвести их чаяния, доказать свое превосходство. Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель, вряд ли справится со своим волнением и не будет блистать на сцене. Впрочем, внешние причины сильно действуют не на всех.

Внутренние причины

Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто «чужое», враждебное, его нужно «завоевывать».

Особенно тяжело приходится перфекционистам – личностям, стремящимся к идеалу. В предконцертном состоянии они предъявляют к себе повышенные требования и придают слишком большое значение мнению о себе со стороны зрителей, жюри, родителей и педагогов, которые «столько в него вложили!». Ведь юному артисту приходится доказывать свою исключительность, идеальность, и если случаются ошибки, у него стремительно нарастает стойкая неуверенность в своей состоятельности.

Так же уязвимы и перехваленные, чрезмерно горделивые натуры, считающие, что быть «лучше всех» – это их призвание и дело чести. Страх возможного «провала» нередко вызывает у них боязнь серьезной сцены – нежелание выступать на конкурсах.

3 основных приема для снижения волнения в подготовительный период

Чтобы успешно преодолевать излишнее волнение, избавляться от страха перед ответственным концертом, конкурсным прослушиванием или кастингом юные дарования должны понимать причины и симптомы их проявления, знать, что их вызывает, и как держать под контролем.

  1. Нужно осознать – перед сценой все равны, все волнуются, и принять мысль, что «чудищ» можно и нужно укрощать, иначе они будут основательно мешать развитию исполнительского мастерства и концертной карьере. Непременно помогут:
  • заблаговременная и тщательная подготовка к выступлению (трудно обрести уверенность в себе «на пустом месте» – ничего для этого не предпринимая);
  • методы аффирмации (аутотренинга), позволяющие «по-хорошему договориться» со своим подсознанием о беспочвенности излишней тревожности;
  • изменение отношения к результату выступления – признание своего права на ошибки;
  • практика мысленной визуализации одобрения публики в зрительном зале и атмосферы праздника;
  • навыки импровизации (знаменитый балетмейстер и педагог А. Я. Ваганова говорила: «Лучше плохо, но по-своему!»).
  • опыт, опыт и еще раз опыт выступлений на публике в непривычной обстановке и разном количестве стечения людей.
  1. Не переусердствовать с «силовыми» способами устранения проблем сценического волнения. Командные советы: «соберись», «возьми себя в руки» и т.п. «жесткие» установки чаще производят обратный эффект. Они не отвлекают тревожность, а нагнетают ее.
  2. Хорошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки или танца, увлекает зрителя, никого не оставляя равнодушным.

Советы и упражнения для снижения волнения на сцене

Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.

  • За 30-40 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки).
  • Активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями.
  • Напевать мысленно или вслух приятную, любимую мелодию – это «прочистит» голос, а жевательная резинка (немного и недолго!) может снять напряжение в челюсти.
  • Заменить слово «надо» на установку «хочу!» (мне хочется выступить для зрителей в зале»).
  • Вспомнить о чем-то веселом – смех расслабляет и снимает беспокойство. Можно, например, мысленно представить, как ваши педагоги и члены жюри в свое время сами «тряслись» перед выходом на сцену.
  • Выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой – на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности.

В любом случае, если что-то пойдет не так, просто продолжайте выступать еще и еще на разных сценах, с другим репертуаром и с гораздо большим опытом.

Расписание наших Международных конкурсов до конца 2018 года

Международный вокальный конкурс «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР»

Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА» (ЛЕТНИЙ ЗАЕЗД)

Международный форум эстрадной и джазовой музыки

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА»

Международный конкурс циркового искусства «ЗВЕЗДНЫЙ КОНТИНЕНТ»

Международный форум классической музыки

Как справиться с волнением перед выступлением на сцене? Какие есть эффективные приемы? Как научиться справляться с волнением?

Волнение, охватывающее нас, способно подорвать наше умение общаться с аудиторией и свести на нет все наши старания. Если вас охватил мандраж перед выступлением, вероятно, это для вас одна из самых стрессовых ситуаций.

Нервная реакция организма на выступление перед публикой, будь то проведение презентации для клиентов или коллег или даже предоставление необходимой информации на внутреннем совещании, если позволить ей возобладать над нами, может всего за несколько секунд лишить нас уверенности и опыта, обретенных за годы профессиональной деятельности.

Если вы переживаете в отдельных рабочих ситуациях, не отчаивайтесь: во-первых, вы не один такой, а во-вторых, при помощи ряда несложных приемов с нервами можно совладать.

Всегда хочется думать, что проблема исчезнет сама по себе, но это вряд ли произойдет; умение владеть собой даст целый ряд позитивных результатов, не только касающихся участия в мероприятиях, но даже повышения в должности, которого вы заслуживаете. Преодоление волнения - это гигантский первый шаг на пути к обретению полной уверенности в себе.

  • Я сильно волнуюсь и ожидаю самого худшего всякий раз, когда мне предстоит выступать перед публикой. Как мне добиться более позитивного настроя в таких ситуациях?

Всегда тяжело сохранять объективность на фоне охватившего вас волнения, однако это - первый шаг на пути к обретению контроля над собой. Если вы рисуете в своем воображении картину, где вы терпите неудачу, весьма вероятно, что так и произойдет в действительности.

Постарайтесь взять свое воображение под контроль и представить картину, где у вас все выходит просто замечательно. Ваше тело будет следовать сигналам вашего разума, так что настройте его на положительный лад и конечный успех.

Не позволяйте негативным образам или словам проникать в вашу презентацию; если вы чувствуете, что позитивный заряд начинает иссякать, сделайте паузу и начните сначала.

  • Иногда я так волнуюсь, что у меня проскакивают слова, которых я не собиралась говорить, что ставит меня в очень неловкое положение. Как мне справиться с этим?

Такое происходит довольно часто. Когда люди волнуются, они теряют контроль над собой и говорят не­которые вещи, не подумав. Если вас беспокоит, что вы во время презентации можете сказать что-то не то, старайтесь управлять своим дыханием.

У большинства людей это получается не слишком хорошо, а ведь благодаря такому приему у вас появляется время на то, чтобы понаблюдать, что происходит вокруг. Так что постарайтесь его освоить, если Вам часто приходится участвовать в совещаниях или отвечать на вопросы слушателей во время презентации – восприимчивость к потребностям других и различным ситуациям является важным элементом умения говорить нужные вещи в нужный момент.

Если вы находитесь на важном совещании, в которое хотите внести свой вклад, дайте себе какое-то время на то, чтобы усвоить необходимую информацию и сформулировать то, что вы собираетесь сказать. Не спешите, дышите спокойно и не беспокойтесь по поводу непродолжительных пауз.

Не позволяйте застенчивости стать барьером. Если вы застенчивый человек от природы, выступление на публике может оказаться для вас огромным барьером. Однако, как это неудивительно, среди тех, кто отлично владеет искусством ведения презентации, есть и интроверты, и многие из них испытывают сильное волнение перед вы­ходом на сцену.

Хороший способ унять страх перед выступлением на публике - внушить себе, что оно на самом деле являет собой общение со слушателями, а не монолог выступающего. Также помогает снять напряжение встреча с несколькими представителями аудитории перед началом презентации: это позволит вам наладить с ними контакт, который можно будет углублять по ходу выступления.

Уясните физические проявления беспокойства. Несмотря на то, что приступы волнения имеют физические проявления, порождает их наше душевное состояние. В основе нашей нервной реакции, которую часто называют «реакцией борьбы или бегства», обычно лежит боязнь попасть в глупое положение или не добиться намеченных целей.

Тысячи лет назад, когда мы жили в физически враждебном мире, населенном хищниками или врагами, наша реакция борьбы или бегства придавала нам сил, что позволяло справиться со зверем или убежать от надвигающейся опасности.

В нужный момент выделялся адреналин, пульс учащался, кровь насыщалась кислородом и наши мышцы приводились в состояние боевой готовности. Именно это позволило людям выжить и построить безопасный (относительно), сложный и интеллектуальный мир, в котором мы сегодня живем.

Однако несмотря на то, что тот примитивный мир остался далеко позади, наш организм по-прежнему реагирует на страх – обоснованный или беспочвенный – так же, как и много тысяч лет назад.

Когда мы выступаем с презентацией, наша боязнь потерпеть неудачу вызывает реакцию борьбы или бегства наряду с характерными реакциями организма, но теперь они не имеют приложения.

Мы не спасаемся бегством и не вступаем в борьбу, а неподвижно стоим на месте и внушаем себе, что так реагировать просто глупо, пытаясь совладать с волнением.

На этой стадии не стоит пытаться контролировать последствия страха при помощи разума, поскольку наш организм уже взял ситуацию под контроль.

Больше адреналина… более частый пульс… подергивание мышц… и все продолжается. Для того, чтобы прервать этот цикл, необходимо справиться с волнением, а сделать это можно двумя способами: при помощи разума и организма.

Как справиться с волнением при помощи разума

Избавиться от страха Вы сможете путем формирования зрительных образом. Вообразите, что Ваша аудитория воспринимает информацию с энтузиазмом, ей интересно то, о чем Вы рассказываете, и она аплодирует Вам по окончании выступления. Усильте этот образ чувством удовлетворения, достижения и гордости. Вы сходите со сцены, ощущая уверенность, а к Вам подходят люди и выражают свое восхищение Вашим выступлением.

Продумайте свое выступление заранее, дабы подготовиться к нему и практически, и психологически. Проанализируйте, какие вопросы Вам предположительно могут задать, и подготовьте ответы.

Постарайтесь собрать как можно больше информации о целевой аудитории. Этим Вы наверняка завоюете ее расположение.

Описанные выше упражнения помогут Вам изгнать предполагаемую угрозу и наполнить свой разум позитивными образами. Устранение опасности в любой ситуации сводит к минимуму вероятность негативной физической реакции на нее.

Как справиться с волнением при помощи организма

Описанные ниже хорошо известные приемы релаксации избавят от «реакции страха» Ваш организм. Успокойте свое дыхание и постарайтесь не думать о предстоящей презентации. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на несколько секунд и сделайте выдох. Повторите это несколько раз в уединенной обстановке.

Расслабьте свое тело. Устройтесь поудобнее в кресле и мысленно поочередно сосредотачивайтесь на каждой мышечной группе. Двигаясь от ступней ко лбу, сжимайте свои мышцы и расслабляйте их. Почувствуйте разницу. Если Вы обнаружили, что отдельные мышцы снова напряглись, вернитесь к проблемному участку и повторите это упражнение снова, дыша глубоко и ровно.

Перед выступлением выпейте немного воды, чтобы у вас не пересохло в горле, и позаботьтесь о том, чтобы и во время презентации у вас под рукой находился стакан с водой. Умение совладать с нервами - тяжелая работа, но на нее определенно стоит потратить время.

Существуют также две распространенные ошибки при попытке решить проблему волнения.

#1 Вы делаете вид, что не волнуетесь. Когда люди хотят выглядеть уверенными и компетентными, они часто стараются не выказывать волнения, и в конечном итоге играют роль, а не предстают такими, каковы есть на самом деле. Это - распространенная ошибка, потому как в лучшем случае у слушателей создастся впечатление, что вы подавляете «себя» настоящего, а в худшем - что вы надменны.

Подобная маска может помочь в некоторых ситуациях, к примеру, если вы актер и играете роль, но в реаль­ной жизни это не лучший способ преодолеть волнение. Иногда лучше признать свои воспринимаемые недостатки и обратиться к специалисту, который поможет от них избавиться.

#2 Вы думаете, что проблема исчезнет сама собой. Многие люди, которые волнуются перед предстоящей презентацией, избегают борьбы со своими страхами, полагая, что они должны пройти через это испытание. Это так, но умение преодолевать страхи значительно воодушевит вас.

Зачастую, когда мы смотрим нашим страхам в лицо, они начинают развеиваться, особенно если мы пользуемся приемами, помогающими избавиться от них. Очень действенно репетирование презентации, будь то в присутствии друзей, близких или просто перед зеркалом. Еще лучше записать репетицию на видео, чтобы вы потом могли детально все проанализировать.

Теперь Вы знаете две эффективные методики, как справиться с волнением перед выступлением. Удачи!

Автор: Медведкова Людмила Николаевна, учитель начальных классов Макеевской общеобразовательной школы с дошкольным учреждением № 102
Описание материала: Предлагаю вам статью "Как справиться с волнением перед публичным выступлением". Данный материал будет полезен преподавателям, которые сталкивались с волнением перед публичным выступлением. Это статья познакомит вас с причинами волнениями и методами борьбы со страхом перед публичным выступлением.

Как справиться с волнением перед публичным выступлением

В современном образовательном пространстве возрастают требования к личности педагога. Ежедневно педагог вынужден рекламировать свои образовательные услуги, результативность педагогических наработок с целью позиционирования себя как успешного преподавателя в сфере образования.
Бесчисленное количество семинаров, конференций, презентаций, конкурсов заставляют педагогов выступать. Ежедневно каждый педагог сталкивается с публичными выступлениями. Аудитории могут быть разными: детская (дети) и взрослая (родители, коллеги, администрация). И всё это может вызывать волнение, страх или даже ужас. Такие переживания сказываются на здоровье учителя, а также на продуктивности его педагогической деятельности.
Нередко приходится слышать: "Я не могу выступать, потому что очень волнуюсь! А Марья Ивановна отлично держится на сцене! Это у неё талант!".
Говорят, что хорошими ораторами не рождаются, а становятся. Как же можно стать хорошим оратором, если одна мысль о публичном выступлении наводит на страх, вызывает бурю волнений.
В этой статье мы поговорим о том, как справится с волнением перед публичным выступлением и научится получать удовольствие от сцены.
Страх публичных выступлений берёт своё начало в инстинктах. Вы как будто бросаете вызов аудитории, оказываетесь на сцене в лучах внимания большого количества людей. Вы буквально чувствуете себя под прицелом, как вас всесторонне оценивают, ловят каждый жест и каждое слово. Удивительно то, что боязнь публичных выступлений занимает второе место в классификации фобий после страха смерти.
Любой человек и испытывает в этот момент волнения. Оказаться в таком положении – это большой стресс, а инстинкт говорит нам, что при стрессе надо убегать! Но мы люди, а значит, можем взять себя в руки и не поддаваться инстинктам. Давайте же попытаемся себе помочь!
Существует мнение, для того, чтобы победить страх нужно заглянуть ему в глаза.
Итак, выясним причины волнения перед публичным выступлением:
- Завышенные ожидания и завышенная оценка значимости данного события. Часто обычному выступлению длительностью 3 – 5 минут мы предаём огромную важность и, если что-то пойдёт не так, то после этого произойдёт страшное. Сам шанс выступить мы сравниваем с выступлением перед президентом или в суде, где на кону наша свобода. Важно научится объективно оценивать важность такого события.
- Прошлый опыт публичных выступлений. Если в прошлой аналогичной ситуации вы очень разволновались или потерпели поражения, то и в данной ситуации вы будете переживать те же эмоции. Постарайтесь забыть то, что было с вами в прошлой ситуации и начните всё с чистого листа.
- Ошибочное убеждение, что аудитория, в которой придется публично выступать изначально настроена враждебно. Это не так. Люди относятся к выступающему по меньшей мере нейтрально и поначалу дают выступающему определенный кредит доверия. Конечно, бывают изначально негативно настроенные слушатели, но они критикуют всех, не только нас и по ним не стоит судить обо всех слушателях.
- Страх забыть заготовленную речь. В этом случае необходимо заранее прорепетировать своё выступление и составить план, чтобы не растеряться перед аудиторией.
- Боязнь дополнительных вопросов по данной теме. В данном случае важно понимать, что невозможно знать абсолютно всё и, если вам зададут дополнительный вопрос, на который вы не знаете ответ, можно обратится с этим вопросом к самой аудитории. Это будет искренне с вашей стороны и честно. А в выступлении главное - это доверие выступающего к аудитории.
- Неопытность оратора. Это можно исправить только систематически выступая перед разными аудиториями и с разными темами. Практика - это самый эффективный способ. Чтобы избавиться от страха, вам нужно постоянно его преодолевать.
Для преодоления волнения необходимо использовать методы борьбы со страхом:
1. Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы.
2. Помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат; скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышаются.
3. Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения.
4. Подвигайтесь в спокойном ритме. Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками.
При волнении увеличивается частота дыхания. Научившись контролировать свое дыхание и управлять им, вы научитесь контролировать такие чувства, как волнение, страх, паника. Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожное состояние. Воспользуйтесь следующими дыхательными упражнениями перед выступлением:
1. "Дыхание квадратом": сделайте вдох через нос, выдержите паузу, выдохните через нос и снова выдержите паузу. Упражнение делайте на четыре счета (вдох на раз, два, три, четыре, пауза на раз, два, три, четыре и т. д.).
2. "Дыхание на счет": сделайте вдох через нос на раз-два, выдох через нос на три-четыре-пять-шесть. Выдержите паузу (3-5 вдохов и выдохов). Далее увеличивайте продолжительность вдохов и выдохов. Сделайте вдох через нос на раз-два-три-четыре, выдох через нос на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов).
3. "Выдох через рот": сделайте вдох через нос на раз-два-три, выдох через рот на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов). Говоря, вдох лучше делать носом, а выдох мы, так или иначе, делаем ртом. Чем длиннее наш выдох, тем сильнее, мелодичнее и без перерыва нам удастся говорить.
4. Если перехватило дыхание, сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной "у". Например: ух, круг, пух…
И наконец последний метод, который поможет расслабиться и снять напряжение за 3 – 5 секунд до начала вашего выступления необходимо осмотреть аудиторию и произнести про себя что-то хорошее, например: "Хорошие мои, как я рада вас видеть!". Это вызовет улыбку на вашем лице и поможет эмоционально настроиться на приятные ощущения.
Таким образом, для того чтобы справиться с волнением перед публичным выступлением недостаточно теории, необходимо выступать, выступать и еще раз выступать… при любой удобной возможности. Если вам есть что сказать - встаньте и говорите. Даже если ваш внутренний голос будет утверждать вам, что не нужно этого делать, у тебя ничего не получиться. Публичная речь должна стать для вас также привычна, как утром умыться и почистить зубы. Помните, что каждое ваше выступление совершенствует вас как оратора, помогает вам ощущать себя более уверенным перед аудиторией. Закон диалектики: количество переходит в качество, затем начинает приносить удовольствие. Когда сам оратор получает удовольствие от процесса выступления, тогда и аудитория будет в восторге от выступления.