Период XVI – XVII веков можно считать стадией переформирования системы высшей власти и социальных отношений в Российском государстве. В течение почти двух столетий, происходило превращение сословно-представительной монархии Московского княжества, а абсолютную монархию царской России, больше известную как самодержавие. Трансформация вида монархической власти в стране, сопровождалась системной эволюцией в общественном и государственном устройстве России в процессе созидания единой державы.
Таким образом, становление общественного и государственного устройства Руси в XVI – XVII веках происходило через эволюцию социальных отношений и оптимизации функций органов государственной власти. Двести лет политических преобразований, прошедших через горнило опричнины, смутного времени и «бунташного века» привели к созданию государственной структуры, олицетворявшей Московское царство, как абсолютную монархию, опирающуюся на сословный формат устройства общества.
Российская социальная структура XVI – XVII вв. находилась в постоянном процессе преобразований, адекватно потребностям развития страны. Складывание социальной конструкции завершилось в середине XVII века, тогда Соборное Уложение 1649 года закрепило правовые основания сословной организации русского общества.
Название сословия | Состав сословия | Обязанности и тягло |
|
---|---|---|---|
Привилегированные |
|||
Окольничии и «дети боярские» | Общие для сословий основания для несения военной и гражданской «Государевой службы» |
||
Стольники, городовые дворяне, стряпчие |
|||
Духовенство | Священники (белое духовенство) и монахи (черное духовенство) | Церковная служба |
|
Податные (тягловые или «подлые») |
|||
Гости, суконная сотня, коробейники | Торговали, занимались ремеслом и несли службу платили определенное тягло (налоги) платили установленное тягло |
||
Посадские люди | Ремесленное и служилое по прибору население (жители черных и белых слобод) |
||
Крестьяне | Дворцовые, помещичьи, монастырские, черносошные (государственные) и свободные | Работали на земле, несли повинности, платили установленное тягло |
|
Военизированное население Дона, Терека и Яика | Несли военную службу на рубежах России |
||
Ясачные народы | Туземные народы, платившие дань пушниной (ясак) | Уплачивали ясак мехами |
Для привилегированных сословий, характерной для XVI – XVII веков тенденцией было формирование замкнутых корпоративных структур со своими правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Для тягловых сословий была уготована линия власти на ограничение прав.
В ходе учреждения российского централизованного государства великие князья остро нуждались во всенародной поддержке их борьбы с сопротивлением крупных феодалов. Такую роль в истории Отечества сыграли Земские соборы, состоящие из Боярской думы, «Освященного собора» иерархов Православной церкви, а также выборные от дворянского сообщества, посадского населения и свободных крестьян. Созывался форум после объявления царской грамоты. Благодаря Земским соборам Московская власть стала называться сословно-представительной монархией.
В то же время, государь и его окружение, при поддержке дворянства и духовенства эволюционировали в направлении абсолютной монархии:
В XVI – XVII веках вертикаль государственной власти совершенствовалась и приобретала довольно четкие для тех времен очертания.
Система государственного управления как на местах, так и в центре нередко давала сбои, становившиеся причиной серьезных всплесков народного недовольства. А «Смутное время» стало тяжелой проверкой состоятельности Российской государственности и вывело страну на оптимальный путь организации высшей власти страны в виде абсолютной монархии — самодержавия.
Богатства церкви, а особенно ее земельные владения разрослись до беспрецедентных размеров. Светская власть, в начале XVI века попыталась локализовать рост церковных и монастырских доменов, поставив вопрос о секуляризации земель принадлежавших церкви. Однако мероприятие не имело серьезного успеха, частичное изъятие в пользу государства монастырских земель не поколебало принципы церковного землевладения в целом.
Учреждение патриаршества в России возвысило политическую роль Православной церкви. Полная самостоятельность и особое положение духовной организации отразились в нормах Соборного Уложения и других документах правового содержания, где впервые устанавливалась ответственность за преступления религиозного характера.
В XVI – XVII веках создаются новые замысловатые юридические формы – общерусские кодексы, представленные в виде Судебников и Соборного Уложения, указных или уставных грамот, в которых группировались нормы, не вместившиеся в основные тексты Судебников.
Реорганизация обязательственного права происходила в виде замены личных обязательств по договорам имущественными гарантиями. Например, при заключении заёмного договора, закон воспрещал должникам служить в хозяйстве заимодавцев. Наследственное право расширяло сферу полномочий наследодателя и круг наследников. Эти и другие новшества иллюстрировали преобразование юридического фундамента Российского царства.
Государственное и региональное
управление сословной монархии
в XVII веке
XVII в. - одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии.
Проблемы перерастания самодержавия в абсолютизм, эволюция Земских соборов, боярской Думы, приказной системы, местного управления и самоуправления, формирования служилой бюрократии всегда привлекали внимание как крупнейших дореволюционных (Б.Н. Чичерин, В.О. Ключевский, А.Е. Пресняков, Н.П. Лихачев и др.), так и советских историков (М.Н. Тихомиров, С.Б. Веселовский, Н.П. Ерошкин, Н.Ф. Демидова, A.M. Сахаров и др.). Духовно-религиозные основы государственности России этого периода наиболее полно рассмотрены в работах Л.А. Тихомирова, М.В. Зызыкина и митрополита Иоанна (Снычева).
Основными источниками по теме являются Соборное уложение 1649 г., законодательные акты, разрядные книги и служебные списки, присяги и др. Ценный материал содержится в трудах иностранных авторов - Адама Олеария, И. Стрейса, С. Коллинса и др.
Смутное время и распад российской
государственности
На рубеже XVI - XVII вв. Московское царство поразил системный кризис, который был вызван и развивался в результате сложного взаимодействия разновекторных противоречий во всех сферах жизни российского общества.
7 января 1598 г. со смертью бездетного царя Федора Ивановича пресеклась многовековая династия Рюриковичей. После кратковременного правления патриарха Иова и боярской Думы и пострижения в монахини царицы Ирины, соперничества различных претендентов на Земском соборе 18-21 февраля по инициативе патриарха Иова царем был избран брат царицы и фактический правитель России Борис Годунов. Избрание было абсолютно легитимным, но сам процесс становления авторитета нового царя у знати, приказных людей и широких слоев русского общества, легитимация династии требовали значительного времени.
Первоначально ситуация развивалась благоприятно для Бориса Годунова. Тяжелый хозяйственный кризис 60-80 гг. XVI в. сменился частичной, но очевидной стабилизацией экономики в 90-е гг. и первые два года XVII в. Успешными оказались внешнеполитические акции царя (отвоевание в 1590-1593 гг. у Швеции городов на Прибалтийском побережье), а властная элита и дворянство в целом консолидировались вокруг монарха, оппозиционные боярские клики были разгромлены и нейтрализованы. Это позволило провести меры по смягчению карательной политики и либерализации режима (амнистии, ограничение казней, уступки почти всем социальным слоям; и т.п.).
Но в 1601-1603 гг. большую часть России поразили неурожаи, вызванные затяжными дождями, и невиданный голод, унесший сотни тысяч жизней. Следствием стал крах экономики и взрыв латентно развивающихся социальных и политических противоречий. Ответственность за бедствия, обрушившиеся на страну, в массовом сознании возлагались на царя и объяснялись Божьим наказанием за его неправедность. Возобновились слухи о виновности Бориса Годунова в смерти младшего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, а также в поджоге Москвы, отравлении царя Федора и его дочери и сомнения в истинности соборного решения об избрании царя; и т. п. Появившиеся сомнения относительно законности новой династии подрывали авторитет царской власти и всего государственного механизма России. Начинается борьба за власть в правящей элите между различными аристократическими и дворянскими группировками, что усугубляет кризис всей системы управления.
Он развивается в условиях обострения сословной и классовой борьбы. Крепостническое законодательство конца XVI в. (введение в 1581 г. «заповедных лет», а в 1597 г. «урочных лет» - 5-летнего сыска беглых) не только ухудшает положение крестьянства, но и ориентирует социальный протест с владельцев непосредственно на государственную власть. Тяжелый налоговый гнет и административный произвол вызвали недовольство горожан. Укрепление власти Москвы на окраинах России, стремление поставить под контроль непрогнозируемые действия казачества привели также к резкому обострению отношений с донским казачеством.
Крайняя социальная и политическая неустойчивость русского общества, растущее противостояние сословий и многочисленных социальных групп, интриги папства, вмешательство в дела Московского царства католической Речи Посполитой, протестантской Швеции и мусульманского Крымского ханства стали катализатором неизбежного социального взрыва, который вылился в Великую Смуту. Отдельные разбойные выступления 1602 г. переросли летом 1603 г. в крупное восстание при участии боевых холопов под руководством Хлопка. Оно с трудом было подавлено московскими стрельцами во главе с И.Ф. Басмановым. Обеспокоенный судьбой династии, Борис Годунов попытался подавить недовольство открытым террором и усилением политического сыска, опираясь на широкие слои дворянства. Эта политика напоминала времена Ивана Грозного, страну захлестнули доносительство и сведение личных счетов. Ни один социальный слой не имел правовых гарантий своей безопасности. К тому же по всей стране не прекращались нападения разбойных шаек.
В этих условиях появление самозванца - чудом спасшегося царевича Дмитрия (вероятнее всего, беглый монах Григорий Отрепьев, выходец из провинциального дворянского рода) - подорвало процесс легитимации новой династии, и началась Смута - борьба за власть в Московском царстве между различными сословными группами.
Лжедмитрий, объявившийся в Речи Посполитой летом 1603 г., выступил с широкой демагогической программой, обещая удовлетворить все, часто взаимоисключающие, требования недовольных политикой царя Бориса, а также передачу Польше западных русских территорий и распространение католицизма. Тайный переход Лжедмитрия в католичество способствовал признанию его царевичем и укрепил поддержку авантюры папством, скрытое поощрение польским королем Сигизмундом III участия в ней польских магнатов.
Появление разношерстного войска самозванца, основу которого составляли донские и запорожские казаки и польские наемники, в русских приграничных районах повлекло переход на его сторону местного населения и сдачу южных крепостей и городов (Чернигов, Путивль, Рыльск и др.). Здесь он создает параллельную систему власти (боярская Дума, приказы, воеводы и т.п.).
Московские войска находились в состоянии растерянности, но после неудач в январе 1605 г. князь Ф.И. Милославский разгромил под Добрыничами отряды Лжедмитрия. Московские воеводы попытались внесудебным террором подавить измену целых регионов страны. Репрессии не учитывали ни пол, ни возраст, носили подчеркнуто мучительный характер и сочетались с церковными проклятиями. Но это только укрепляло у крестьян и горожан популярность Лжедмитрия, желание видеть в нем доброго и справедливого царя-избавителя. Падение правительственного престижа порождало нигилистические тенденции в отношении монархии, всей системы государственного управления и правопорядка.
Смерть Бориса Годунова приводит к признанию самозванца ведущими боярскими родами и переходу на его сторону правительственных войск. Эмиссары Лжедмитрия в Москве смогли добиться сначала низложения царя Федора Борисовича, а затем убийства его и матери, ссылки патриарха Иова и всей родни бывшего царя.
20 июня 1605 г. восторженно встреченный Лжедмитрий вступает в Москву. Позиции самозванца укрепляет его «признание» матерью Дмитрия Марфой Нагой, и 30 июля происходит коронация царя Дмитрия Ивановича в Успенском соборе, восстановившая «законную» династию. Не отказываясь открыто от своих обещаний, Лжедмитрий фактически ничего из них не выполнил за свое годичное царствование. Попытки Лжедмитрия I консолидировать русское общество и властную элиту путем компромиссов успеха не имели. Наглое и высокомерное поведение польских шляхтичей, особенно во время свадьбы Лжедмитрия с Мариной Мнишек, вызвало всеобщее возмущение москвичей и русской знати. На фоне роста антипольских настроений В.И. Шуйскому, поддержанному дворянами, удалось осуществить заговор, в ходе которого царь-самозванец был убит 17 мая 1606 г., свергнут марионеточный патриарх грек Игнатий, многие дворы, особенно иноземцев, были разграблены.
19 мая 1606 г. царем был «выкрикнут» на Красной площади В.И. Шуйский, хотя, возможно, его избрание было санкционировано Земским собором, но представлявшим Москву, а не «все великие государства Российского царствия». В присяге Василий Шуйский ограничивал свою власть в пользу боярской Думы. Бурные события расшатывали в массовом сознании сакральные, религиозные основы легитимации царской власти. Убийства Федора Годунова, Лжедмитрия подрывали веру в неподсудность монарха человеческому суду, усиливали правовой и духовно-нравственный кризис элиты и народа, что проявлялось в росте анархии, всеобщем насилии и моральном разложении, усилении в общественном сознании эсхатологических мотивов.
Юго-запад России отказался признать установление олигархического боярского правления во главе с Василием Шуйским. Брожение по разным мотивам и с неоднородным составом участников охватило многие местности. Слухи о новом чудесном спасении «царя Дмитрия» расшатывали легитимность власти Шуйского. Антиправительственные выступления приобрели массовый народный характер. Во главе движения от имени «истинного царя Дмитрия» стояли князь Г. Шаховской, сосланный Шуйским на воеводство в Путивль, и И.И. Болотников - бывший беглый холоп князя Телятевского. Восстание, называемое иногда крестьянской войной под руководством И.И. Болотникова (1606-1607 гг.), было апогеем гражданской войны в России. Восставшие, в состав которых входили крестьяне, рязанские и нижегородские дворяне, служилые люди по прибору, беглые холопы, одержав победы над войсками Шуйского под Кромами, Ельцом и с. Троицким, в октябре 1606 г. начали осаду Москвы. Обе стороны были беспощадны к своим противникам, изменившим «законному» государю, прибегали не только к жестоким, но и изощренным, позорящим способам казней, которые символически; должны привести к гибели души. Переход на сторону Василия Шуйского дворянских отрядов П. Ляпунова и И. Пашкова, обеспокоенных погромами дворянских поместий, привели в ноябре 1606 г. к поражению Болотникова. Помощь со стороны казачьих отрядов самозванца «царевича Петра» (Илейки из Мурома) позволила восставшим отразить натиск царских войск и отступить в Тулу. В июне 1607 г. город был осажден, и через 4 месяца восставшие сдались на почетных условиях. Расправившись с предводителями восставших, Шуйский отказался от крупномасштабных репрессий, пытался в своих указах призвать все сословия к восстановлению законности, но страна находилась в состоянии хаоса, разгула массового террора, голода и эпидемий.
В конце лета 1607 г. в г. Стародубе объявляется Лжедмитрий II (личность которого не поддается установлению). Он объединил разбитые отряды Болотникова, усилил их польскими наемниками, казаками И.М. Заруцкого и, разбив царского брата воеводу князя Д.И. Шуйского, подошел к Москве и расположился в Тушино (отсюда его прозвище - «Тушинский вор»). Вновь образовались две параллельные системы власти - в Москве и Тушино, контролировавшие разные регионы страны.
Оказавшись в сложном военном и финансовом положении, Василий Шуйский заключил мир со Швецией, который предусматривал предоставление России шведских наемников в обмен на крепость Корелу с округой. М.В. Скопин-Шуйский, опираясь на помощь шведов, к апрелю 1610 г. разгромил и отбросил от Москвы отряды Лжедмитрия II.
Но еще в сентябре 1609 г. под предлогом заключения Россией союза с врагом Польши - протестантской Швецией Сигизмунд III переходит к прямой агрессии - осаде Смоленска. Часть поляков оставила Лжедмитрия и ушла к своему королю. Сюда же приходят видные представители русских тушинцев (Салтыковы, князья Масальский, Хворостинин и др.), которые заключают в феврале 1610 г. договор о предварительном избрании царем королевича Владислава - сына польского короля при условии сохранения самостоятельности Московского царства и православия. Появление третьего властного центра окончательно расшатывает российскую государственность. После поражения в июне 1610 г., нанесенного царским войскам поляками гетмана Жолкевского, боярская Дума вынудила Василия Шуйского отказаться от престола, а затем постричься в монахи. «Семибоярщина» не обладала реальной силой, и, несмотря на возражения патриарха Гермогена, в августе 1610 г. она призывает на русский престол Владислава. Сигизмунд, недовольный некоторыми статьями договора, не отпускает сына в Москву, но вводит в нее свои войска во главе с Гонсевским. Патриарх Гермоген, призвавший к изгнанию поляков, был заключен в Чудов монастырь, где и погиб. Зверства поляков на время укрепляют позиции Лжедмитрия. Шведы устанавливают контроль над Новгородом.
В декабре 1610 г. Лжедмитрий II погибает, но в Калуге под опекой войск Заруцкого находился родившийся «царевич Иван» - сын самозванца и Марины Мнишек. Многие регионы не признают власть ни поляков, ни кого бы то ни было, но и не проявляют сепаратистских настроений. Русская государственность фактически распадается.
Весной 1611 г. оформляется первое ополчение из разных концов русской земли. Во главе стоял совет ополчения, выполнявший роль Земского собора, в руках которого была законодательная, судебная и частично исполнительная власть. Исполнительную власть возглавили П. Ляпунов, Д. Трубецкой и И. Заруцкий и начали воссоздавать приказы. Внутренний конфликт общеземского ополчения с казаками, убийство последними Ляпунова и неудачное восстание в Москве привели к распаду ополчения.
В этой, казалось бы, безвыходной ситуации под влиянием грамот патриарха Гермогена и обращений монахов Троице-Сергиевского монастыря в Нижнем Новгороде земский староста К. Минин и князь Дмитрий Пожарский осенью 1611 г. создают второе ополчение с целью освободить Москву и созвать Земский собор для избрания нового царя, восстановления национальной монархии.
В условиях безвластия второе ополчение берет на себя функции государственного управления, создает в Ярославле Совет всей земли, в который входили выборные от духовенства, дворянства, служилых людей по прибору, горожан, дворцовых и черносошных крестьян, формирует приказы. В августе 1612 г. ополчение, поддержанное в критический момент казаками Трубецкого, взяло верх над армией гетмана К. Ходкевича, а в октябре вынудило сдаться польский гарнизон Москвы. Уже в ноябре Пожарский созвал грамотами представителей городов и сословных групп, включая казаков и черносошных крестьян, на Земский собор для избрания царя.
В январе-феврале 1613 г. состоялся один из самых представительных в истории России Земских соборов, на котором после длительных споров царем единогласно сословными делегациями был избран Михаил Романов.
Введение 3
1. Боярская дума 4
2. Высшие органы власти 8
3. Земский собор 11
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес, который объясняется естественной потребностью человека. В прошлые годы история как наука была достаточно политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны. Изучая историю государственного управления в России мы можем видеть как решались проблемы и насколько эффективно и какими методами достигались результаты. Это несомненно свидетельствует о сложности взаимоотношений которые ничем не отличаются от современной действительности, которые также характеризуется наличием противоборствующих групп людей преследующих свои собственные интересы, а также роль государя в управлении ими.
1. Боярская дума
Боярская дума – высший совет при князе (с 1547г. при царе) в Русском государстве Х- начала XVIII вв., аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы, раде в Великом княжестве Литовском. Боярская дума состояла из представителей феодальной аристократии, ее деятельность носила законосовещательный характер .
В источниках Боярская дума обычно называлась «Думой», реже – «Думой бояр». В Киевской Руси в IX – XI вв. Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжеми «мужами», «думцами») и «старцами градскими» (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати); на них присутствовали иногда представители духовенства (метрополиты и др.). Она не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С XI в. в следствие наделения землей княжих мужей и их слияния с земскими боярами Боярская дума состояла из бояр. Она участвовала в обсуждении вопросов:
- законодательства;
- внешней политики;
- внутреннего государственного устройства;
- религии и т.д.
Политическая роль Боярской думы значительно выросла в связи увеличением боярского землевладения, ростом привилегий бояр, раздроблением древнерусского государства и ослаблением княжеской власти в отдельных землях .
В период феодальной раздробленности Боярская дума являлась феодльной курией (советом феодалов) сеньора – великого князя, с его вассалами, обладающими определенной политической силой. В Северо-Восточной Руси в XIV – XV вв. в Боярскую думу входили бояре, ведавшие отдельными отраслями («путями») дворцового княжеского управления («путные бояре»), а также тысяцкий, окольничий, дворецкий и другие лица административного управления князя. Состав, права и компетенция Боярской думы не были строго определены законом; обычно совещание состояло из нескольких человек. При обсуждении наиболее важных вопросов, выходивших за рамки текущих дворцовых дел, происходило совещание Боярской думы расширенного состава из 10-15 и более человек. С начала XV в. членами боярской думы становятся «бояре введенные» («большие бояре»), представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители его наиболее важных поручений .
С образованием в конце XV в. Русского централизованного государства Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили «думные» чины – бояре, окольничие, с начала XVI в. – «дети боярские, которые в думе живут» («думные дворяне»), несколько позже – «думные дьяки». Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати – представителям княжных фамилий. Иногда боярская дума становилась органом княжеско-боярской оппозиции самодержавной власти. Позиции реакционной княжеско-боярской аристократии были значительно ослаблены реформами 1550-х гг. и особенно опричниной, во время которой Боярская дума была поставлена во главе «земщины» (о ней будет вестись речь в третьем параграфе), а в опричной территории бала, возможно, создана опричная Боярская дума. В начале XVII в. Боярская дума пыталась ограничить самодержавную власть царя с помощью «крестоцеловальной записи», взятой с В.И.Шуйского в 1606 г. Не исключено, что какая-то «ограничительная» запись была взята Боярской думой с царя Михаила Федоровича. Во второй половине XVI-XVII вв. Боярская дума в известной степени разделяла власть с царем в период сословно-представительной монархии.
В XVI и особенно в XVII вв. состав Боярской думы пополнялся центральной властью за счет менее знатных лиц – родственников и приближенных царя; в ее ряды влилось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благодаря личным заслугам; увеличилась число думных дьяков. Они представляли бюрократический элемент, являвшийся послушным орудием в руках самодержавия .
Боярская дума обсуждала все вопросы обычно в месте с великим князем, затем с царем; решение Боярской думы в таких случаях начиналось формулой: «царь указал и бояре приговорили»; некоторые вопросы царь решал без Боярской думы, другие – Боярская дума решала без царя, но по его поручению («бояре приговорили»); эти решения утверждались царем. В ряде случаев царь совещался с узким кругом наиболее приближенных деятелей, составляющих так называемую Ближнюю думу. Боярская дума контролировала деятельность приказов, назначала воевод и т.д. . С развитием абсолютистских тенденций во второй половине XVII века значительно громоздкая по составу Боярская дума уменьшается, еще больше значения приобрела Ближняя дума.
2. Высшие органы власти
Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему Людей, получивший название Избранная рада. Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений.
Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.
В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г. она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в. .
В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. Во второй половине XVI в. (Рис.1) при
Рис. 1. Органы власти и управления во второй половине XVI в.
Иване IV сложилась новая структура высшего органа управления.
В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. Возник новый орган власти - Земский собор .
Скачать бесплатно
Система центральных органов государственного управления в годы Смуты была разрушена. Между тем без ее восстановления было невозможно эффективное отправление государственных функций, поддержание единства государства, связи центра с местными структурами управления. Михаил Федорович предпринял шаги по восстановлению приказной системы. Энергично этот процесс пошел после возвращения в Москву из польского плена Филарета Никитича, отца царя.
Ввиду актуальности финансовой проблемы (после Смуты казна была пуста) правительство усилило фискальную деятельность приказов. Были созданы новые постоянные и временные приказы, ведавшие сбором налогов - Новая четверть, приказ Большой казны, Приказ пятинных и запросных денег. Новая четверть являлась ведомством, ответственным на питейное дело и кабацкие сборы. Приказ Большой казны ведал купеческими корпорациями, в том числе «гостями», купцами гостиной и суконной сотен и торговыми людьми городов; собирал с гостей, торговых людей, крестьян и бобылей подати, откупы и иные ежегодные сборы. Приказ пятинных и запросных денег собирал чрезвычайные налоги.
Постепенно приказная система внедрялась во все сферы государственного управления. Важную роль играли судебно-административные органы. К ним принадлежали созданные еще в XVI веке: Поместный приказ - ведал раздачей и переходом поместий, вотчин и связанными с этим тяжбами, оформлял все сделки на поместные земли, а затем получил судебные функции по этим вопросам, составлял важнейшие учетные документы - писцовые и переписные книги, в которых записывались земельные владения служилых людей и крестьянские дворы; Разбойный приказ (в 1682 г. переименован в Сыскной) - ведал уголовно-полицейскими делами по всей стране, кроме Москвы (здесь эти функции выполнял Земский приказ), в нем утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных органов, рассматривались во второй инстанции разбойные дела; Холопий приказ - оформлял и освобождал от холопства, а также разрешал тяжбы из-за холопов.
В XVII веке создавались приказы, относившиеся к органам центрально-областного управления и традиционно называвшиеся четвертными. Они представляли собой бывшие центральные органы прежних уделов, присоединенных к Москве. Они были перенесены в столицу с сохранением территории ведения. Сначала их было 3, и они назывались третями, а затем 4 - и были названы четвертями, но вскоре их стало уже 6: Нижегородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская, Сибирская четверти (последняя была переименована в приказ). Они ведали населением городов, уездов и судом для податных групп населения.
Отдельной группой выступали приказы специального назначения. Это прежде всего Посольский приказ, преобразованный из Посольской палаты в 1601 г. От делился на 5 повытий, три из которых осуществляли сношения с Западной Европой, а два - с восточными странами. Ямской приказ обеспечивал государственную почтовую связь; приказ Каменных дел ведал каменным строительством. Печатный приказ скреплял правительственные акты приложением печати; Аптекарский приказ наблюдал за здоровьем государя и его семьи; Челобитный приказ передавал результаты разбора царем или Боярской думой желоб в соответствующие приказы или непосредственно челобитчикам. В 1649 г. появился Монастырский приказ, в ведении которого находились монастырские земли и суд населения церковных вотчин.
Особый блок составляли приказы дворцово-финансового управления. Приказ Большого дворца ведал содержанием дворца. А также населением и землями, расположенными по всей стране, обязанными поставлять это содержание, судил привилегированных лиц, освобожденных царем от суда обыкновенных органов. Ему были подчинены дворцы, отвечавшие за соответствующее снабжение: кормовой, хлебный, житенный и сытенный,
Приказ Большой казны постепенно превратился в личную казну царя и хранилище драгоценных изделий. Ему подчинялся Денежный двор, ведавший чеканкой монеты. Приказ Большого прихода ведал косвенными налогами государства, а приказ Счетных дел (создан в 1667 г.) осуществлял контрольные функции.
В период 1654-1676 гг. функционировал Приказ тайных дел, являвшийся личной канцелярией царя Алексей Михайловича и выступавший учреждением политического контроля и сыска. В его компетенцию были переданы важнейшие дела, связанные с царской и государственной безопасностью: контроль за деятельностью всех центральных и местных правительственных органов, дипломатией, производством огнестрельного оружия, за рудным делом, следствие по политическим делам, управление хозяйством двора.
В 1680-е годы была произведена перестройка органов центрального государственного управления. К тому времени общее число приказов составило 80-90,хотя некоторые из них носили временный характер. Такое больше число приказов порождало переплетение их функций, что не способствовало усилению эффективности их деятельности.
Главная цель реформы - упрощение и централизация приказов. Самыми крупными звеньями реформы являлось объединение всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе - в Разрядном приказе с изъятием их из компетенции территориальных приказов. В результате этих действий произошел переход в финансовом управлении от территориального к системному принципу. Также в ходе реформы проводилось объединение приказов в группы с подчинением их одному правительственному органу в государстве.
В итоге преобразований приказы превратились в крупные учреждения с большим штатом и сложной бюрократической структурой.
По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру. Основной административной единицей был уезд с городом (в конце XVII в. насчитывалось 146 уездов). Уезды управлялись воеводами, стоявшими во главе приказных или съезжих изб.
По оценке М.Н. Тихомирова, «избы представляли собой настоящие учреждения», так как имели присутствия, канцелярии, и достаточно сложную отраслевую структуру: в больших городах они делились на столы, а в других городах - на повытья. Так, в 1650-е гг. в Псковской съезжей избе было четыре стола: Разрядный, Денежный, Поместный и Судный.
В крупных городах воеводами были члены Боярской думы, в остальных - дворяне средних и низших чинов. Воеводы присылались из Москвы, вместе с ними из московских приказов командировались дьяки или опытные подьячие («подьячие с приписью». т.е. имеющие право подписи). В результате не существовало резких отличий в уровне подготовки служащих центральных и местных учреждений, как это наблюдалось в последующий период.
Воеводы назначались на срок от 1 до 3 лет и во время исполнения должности обладали достаточно большой долей самостоятельности. Правительство осознавало, что в «Наказах», служивших воеводам руководством к действию, нельзя предусмотреть все нестандартные ситуации и предписывало им в таких случаях действовать по собственному разумению: «как вам милосердный Бог поможет» или «как вас милосердный Бог известит».
Они были подотчетны приказам, но, как уже отмечалось, отозвать воеводу раньше срока могла только Дума. До учреждения в 1666 г. почты центральные власти сообщались с воеводами при помощи нарочных. Приказам предписывалось сноситься между собой, чтобы не посылать разных гонцов в один и тот же город. С ними воеводы передавали бумаги в Москву, так как с мест разрешалось отправлять специальных гонцов только по важным делам, не терпящим отлагательства.
Центральные учреждения обращали внимание, прежде всего, на финансовые и судебные дела, по которым существовали разные формы отчетности. При смене воевод составлялись записные книги и счетные списки, содержащие сведения о неокладных сборах, которые нельзя было определить заранее. После окончания срока службы воеводы представляли в приказы отчеты по всем отраслям управления, так называемые «росписные списки». В частой смене воевод правительство видело способ борьбы со злоупотреблениями местной администрации. Тем же задачам отвечало и запрещение воеводам покупать земли в управляемых ими уездах.
В подчинении воевод находились приказные или съезжие избы, где было сосредоточено управление всем уездом; в 1698 г. насчитывалось 302 избы. Личный состав приказных изб включал временный и постоянный контингент служащих. К первым относились воеводы и их помощники, которыми были дьяки, реже подьячие с приписью. Службу на местах проходило большинство приказных дьяков, а в 1670-е гг. в города стали посылать и думных дьяков. Приказы направляли в подведомственные им юрода, чаше всего, молодых дьяков, вскоре после пожалования их в чин.
Постоянным по составу было исполнительское звено служащих приказных изб, которое представляли местные подьячие. Если воевода и дьяк, как посланцы Москвы, олицетворяли собой центральную власть, то подьячие были местными представителями государственной власти, поэтому население проявляло большую заинтересованность в их назначении. Подьячие приказных изб могли выбираться населением или назначаться царскими указами; их могли принимать на службу и сами воеводы (к концу XVII в. это право сохранилось только за воеводами первостепенных городов). Но в любом случае мнение населения учитывалось. Кандидаты в подьячие должны были получить согласие не только воеводы, но и местных «градских и уездных служилых и жилецких людей». От своего имени жители посылали в приказ «выбор» или «заручную челобитную» с просьбой утвердить подьячим то или иное конкретное лицо. В некоторых случаях дело доходило до борьбы между сторонниками разных кандидатов на эту должность. Возможность выбирать подьячих позволяла населению оградить себя от чрезмерных взяток и поборов. Правительство также было заинтересовано в мирском выборе, рассматривая его в качестве гарантии честности и профессионализма местных служащих. Так, в 1682 г. царскими грамотами воеводе Вятки П.Д. Дорошенко запрещалось определять подьячих без мирских выборов.
В приказных избах были и низшие служители: приставы, рассыльщики и сторожа. Приставы и рассылыцики посылались по частным делам и получали вознаграждение от судящихся сторон. Эти должности нередко давали пушкарям и затинщикам вместо жалованья.
Помимо государственных учреждений (приказных изб) местное управление, включало «мирские», или земские, учреждения: губные, земские, таможенные избы. Несмотря на выборный характер, эти учреждения были вписаны в систему государственного управления и выполняли задачи низшего его звена. Воеводы и их товарищи - управлявшие из приказных изб городами и прилегавшими к ним территориями (уездами), контролировали и деятельность выборных органов. Контролирующую роль играли и временные комиссии из служаших московских приказов.
При Федоре Алексеевиче масть воевод заметно возросла. Указом 1679 г. в городах упразднялись многие должности и учреждения, а все судебные и других дела передавались ведению воевод. Предписывалось даже во всех городах сломать губные избы, а губным подьячим быть с воеводой в приказной избе. Пожалуй, никогда власть воевод в городах не была так широка, как при Федоре», - замечает Н.Ф. Демидова.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11