Какие виды деятельности относятся к социальной сфере. Экономика социальной сферы

Какие виды деятельности относятся к социальной сфере. Экономика социальной сферы

Социальная система

Особенностью социальных систем является их сложность, которая обусловлена тем, что основной элемент системы — человек — имеет собственную субъективность и большой диапазон выбора поведения.

Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.

Определяющим признаком социальной организации является цель.

Выбор понятия «организация» зависит от конкретной цели социального управления. Наиболее часто понятие подразумевает как объединение людей для достижения общей цели на основе разделения труда.

Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям:

  • образование;
  • культура и искусство;
  • здравоохранение;
  • туризм;
  • отдых;
  • физическая культура и спорт;
  • наука и инновации;
  • жилищный фонд;
  • коммунальное хозяйство.

Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Задачи организаций социальной сферы

Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего на основе сметы доходов и расходов.

Организации социальной сферы создаются для достижения целей : социальных, благотворительных, культурных, образовательных и др.

Организации социальной сферы могут осуществлять , но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью доходов от предпринимательской деятельности.

Несмотря на все различия, структуры социальной сферы являются сложными системами, имеющими вход и выход и связанными с внешней средой.

Жизнедеятельность организаций социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов:

  • получение ресурсов из внешней среды;
  • использование ресурсов для достижения цели организации;
  • передача результата во внешнюю среду.

Организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать на финансирование из бюджета.

Задача менеджеров — поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.

В ряде отраслей социальной сферы все большее развитие получают . Это касается образования, спорта, туризма.

Социальная сфера вбирает в себя систему и населения , установленных законами государства и опирающихся на традиции жителей страны. Социальная сфера характеризуется своим ресурсным потенциалом, под которым понимают размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов социальной инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки.

В настоящее время разработаны Национальные проекты , призванные улучшить положение в социальной сфере. Так, на Национальный проект «Здравоохранение» в 2006 — 2007 годах будет потрачено более 145 млрд рублей.

В соответствии с рекомендациями приемлемая доля расходов на социальные нужды должна быть не меньше 20% национального бюджета. США и Япония тратят на социальные цели 19 — 21% , Германия, Англия и некоторые другие страны — несколько больше.

Необходимо также отметить, что здоровье населения существенным образом зависит от объема ВВП. В мире прослеживается закономерность: продолжительность жизни в стране тем выше, чем выше ВВП . Россия по объему ВВП и продолжительности жизни сейчас находится в средней группе стран (в 2006 г. — 65 место).

Вышеприведенная зависимость имеет место и в регионах России. Такое исследование было проведено по регионам Приволжского федерального округа.

Как и любая другая организация, организация социальной сферы занимается проблемами — это весь комплекс вопросов по подбору, отбору, расстановке кадров, их эффективному использованию. При этом организации социальной сферы сталкиваются с проблемами закрепления кадров, что обусловлено относительно низким уровнем оплаты труда. Здесь гораздо большую роль играют другие стимулы работы, например, моральное удовлетворение результатами работы.

Социальная сфера - включает в себя профессии, связанные с предоставлением населению различных социальных благ и услуг. К социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, жилищно-комунальное хозяйство, общественное питание и торговля. Каждый вид деятельности социальной сферы включает в себя множество профессий, особенностью которых является постоянное взаимодействие с широким кругом людей.


Структура социальной сферы профессиональной деятельности Отрасли социальной сферы Профессии Профессиональное качество Образование Педагог, мастер производственного обучения, воспитатель, учитель,психолог, социальный педагог и др. Коммуникативные и организаторские способности;наблюдательность;отзывчивость,тактично сть; чувство ответственности;педагогический такт Наука Младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, лаборант, зав.отделом, зав.лабороторией и др. Высокий уровень аналитического мышеления;большой объем долговременной памяти;терпеливость,наблюдательность Культура Библиотекарь, режиссер клубных мероприятий, переводчик, гид, корреспондент и др. Хорошая память;эмоциональная выдержка,такт;коммуникативные способности,творческое воображение,артистизм Здравоохранение Врач, зубной техник, косметолог, медицинская сестра, маникюршица, санитарка, фельдшер и др. Собранность,аккуратность;умение сопереживать,сострадание;эмоциональная устойчивость;ответственность;внимание,память Сфера обслуживания Бармен, официант, горничная, лифтер, парикмахер, проводник пассажирского вагона, метрдотель, социальный работник и др. Коммуникативные способности;физическая выносливость;аккуратность,расторопность;доброжелат ельность Юриспруденция Адвокат, нотариус, страховой агент, инспектор ГАИ, прокурор, следователь, юрисконсульт и др. Коммуникативные способности;логическое мышление;память,внимание; принципиальность,честность


Социальная сфера выполняет очень важную роль жизни общества,так как именно в ее рамках осуществляются общественные связи,происходит удовлетворение социальных потребностей людей. Не каждый человек может стать социальным работником.Основным определяющим фактором здесь является система его ценностей, которая, в конечном счете,определяет профессиональную пригодность в социальной сфере.У работника социальной сферы представление об абсолютной ценности человека должно переходить из разряда философского понимания в категорию базисного психологического убеждения.

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, - это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента - возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория - это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома - многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других - обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные четвёртых охраняют все - от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии - это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом - но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы... Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей - производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности - это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей - это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на "точечную" и "линейную", где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём - взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), - словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, - говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению - республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка - высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны - их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

Социальная сфера деятельности на региональном уровне заключается в осуществлении пространственных процессов в обществе, внедрении рациональных форм организации жизни людей с точки зрения условий труда, быта, отвечает очинку, развития личности, обновления жизни, воспроизводства населения. Эта сфера непосредственно связана с политикой, экономикой, социологией, демографическими исследованиями и т.д.. Вопрос о развитии в социальной сфере как вида экономической деятельности рассматриваются исключительно в контексте организации жизни людей в пределах конкретной территории, территориальной организации рабоці.

В состав социальной сферы региона относятся учреждения, способствующих воспроизводству населения, учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, организация санаторно-курортного, туристско-отель льного обслуживания, физкультуры и спорта. Задача региональных учреждений, способствующих воспроизводству населения - удовлетворить потребности людей. Специалисты учреждений здравоохранения, например, изучают уровень с ахворюваности людей отдельными болезнями, причины, влияющие на наличие того или иного класса болезней. Наличие населения, физическое состояние людей используют для определения потребностей в учреждениях здоровья, сети медицинских учреждений, сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, санитарно-курортных и других учреждений. На этой основе определяют необходимое количество медицинского персоналналу.

Важное значение для населения, проживающего на территории определенного региона, масс использования учреждений образовательно-культурного и духовного направления. От состояния образования зависит научный потенциал обществ ва и его развитие. К учреждениям образования относятся общеобразовательные учебные заведения и высшие учебные заведениеди.

Широкая сеть учреждений культуры способствует духовному росту общества. В состав этих учреждений входят музыкальные школы, школы художественного искусства, библиотеки, клубы, театры, музеи и т.д.о.

Среди учреждений, удовлетворяющих материально-бытовые потребности населения, важное место занимают учреждения жилищно-коммунального и бытового обслуживания. От их работы, от уровня обслуживания населе ения зависят социальные условия жизни и труда людей, общая культура общества. Развитая организация бытового обслуживания позволяет значительно сократить время каждого человека на выполнение бытовых х работ, использовать освободившийся время для удовлетворения культурных потребностей, организацию спортивных мероприятий, туризма тощщо.

Содержание социальной сферы деятельности определен. Конституцией Украины, учитывает интересы как каждого отдельного человека, так и всех социальных групп и слоев общества, создает условия для достижения нового уровня ния жизни, охраны здоровья человека, рост духовного и физического потенциала, обеспечение социальной защищенности населения. Конституция Украины гарантирует необходимые условия для развития всех наций, проц утнисть кризисов и конфликтов между людьми, создание необходимых социально-экономических языков для жизни людей. Деятельность в социальной сфере направлена??также на формирование инициативной личности, решения иток украинской культуры и культуры национальных меньшинствн.

последнее время научным исследованиям социальных процессов на региональном уровне уделяется значительное внимание. Результаты научных исследований и обобщения опыта практической работы дают возможность для изучения и обобщения тенденций в изменениях социальных процессов, оценить влияние на эти процессы экономической трансформации общества, изменений в характере производственных отношений тощо.

Рассматривая социальное положение населения, проживающего на территории определенного региона с системных позиций необходимо отметить, что социальная сфера развивается в результате последовательного воздействия политических, ор рганизацийно-правовых и экономических факторов. Обобщая наличие разнопланового влияния можно заметить, что формирование перспектив социального развития региона осуществляется под одновременным воздействием ор ганизацийних (прямых) и экономических (косвенных) методов, которые в своей совокупности определяют содержание вертикальных связей"центр-регион", а также содержание горизонтальных связей между отдельными территориями, п идприемствамы, коллективами и т.п.. Благодаря этому существуют благоприятные условия для аналитико-диагностической оценки существующего состояния социальных отношений, оценки уровня жизни людей, а также для прогностического, нор мативно-целевого определения перспектив социального развитияку.

Социальные процессы на региональном уровне формируются на основе имеющихся:

Социальных обязательств и ответственности;

Социальных стандартов и утвержденных норм;

Социальных ограничений.

В социальных обязательств и ответственности относится установление конкретных обязанностей между обществом и государственной властью относительно накопления национального богатства и его потребления соблюдение я рациональных соотношений границ производительностью труда и уровнем заработной платы, внедрения различных форм материального поощрения труда, рационального использования материально-технических, топливно- энергетических и природных ресурсов, сохранение окружающей природной среды.

Использование социальных стандартов и утвержденных норм предусматривает обеспечение конституционных прав граждан на социальные условия проживания, трудоустройства, удовлетворения образовательно-культурных и духовных их потребностей. Установление содержания и объема социальных услуг в соответствии с утвержденными нормами определяет законодательно определено удовольствия людей определенным объемом социальных услуг, в том числе таких, что надо ются на льготной основі.

Социальные ограничения формируются в зависимости от состояния экономического развития государства и региона, предусматривают определение объемов финансирования внедрения конкретных видов социальных услуг из всех воз жливих источникам финансирования.

Важное значение приобретает стремление обеспечить одинаково качественные условия жизни для населения независимо от места проживания. С этой целью государственные органы предусматривают меры по бюджетному выравнивание вания межрегиональных различий, что касается уровня трудоустройства людей, развития социальной инфраструктуры, внедрения на всей территории государственных стандартев.

Объективно оценивая особенности социально-экономического развития территорий, необходимо заметить, что абсолютно одинакового состояния качества жизни людей на всей территории Украины достичь невозможно. Рег. Гион различаются по природно-климатическими, экономическими, историческими и другими условиями, которые по своей сути определяют различия и специфические особенности жизни людей на отдельных территориях не выпадет ково. Законом Украины"О стимулировании развития регионов"(2005 г) впервые определены такое понятие, как"депрессивная территория"депрессивные территории считается регион, уровень развития которого является самым низким среди территорий соответствующего тылу. Согласно закону депрессивным регионом считается регион среди регионов такого типа, в котором в течение последних пяти лет был самым низким показатель валовой добавленной в артости на одного человека касается регионов промышленного типа, то депрессивным считается тот, в котором в течение последних трех лет являются самыми высокими средние показатели уровня безработицы, низкая занятость в промыш ности и объем промышленного производства на душу населения и самый низкий уровень средней заработной платы. Сельский регион считается депрессивным, в котором в течение последних трех лет являются самыми низкими плотно ость сельского населения и естественный прирост населения, низким объем производства сельскохозяйственной продукции на душу населения и уровень средней заработной платы. Город областного значения считается ется депрессивным, в котором в течение последних трех лет среди городов подобного типа является высшим показатель уровня безработицы и низким уровень средней заработной платы. Депрессивными определяются территорий ее областей, отдельных промышленных и сельских районов, а также города областного значения значення.

Таким образом, законодательно признано существование депрессивных территории и направления стимулирования их развития. Стимулирование развития региона понимают как комплекс правовых, организационных, научных, финансовых и других мероприятий, направленных на достижение устойчивого развития региона на основе сочетания экономических, социальных и экологических интересов максимально эффективного использования потенциала региона в инт ересь его жителив.

Оценка объективно существующих различий в социальном развитии регионов Украины раскрывается содержанием последующих разделов учебника. Рассматривается состояние и развитие образования, здравоохранения, социального в защиты и социального обеспечения людей, культуры, искусства, туризма, гостиничного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства.

Граждане России могут претендовать на социальные пособия, если возникают жизненные обстоятельства, требующие государственной помощи. Видов региональных и федеральных пособий много. Не все россияне знают, что имеют право на поддержку со стороны государства. Нужно разбираться в существующих видах дотаций, чтобы получать денежные компенсации, иные льготы, натуральную помощь. Ознакомьтесь с типами выплат, их размером и правилами начисления.

Что такое выплаты социального характера

Государством предусмотрены программы помощи гражданам, лишившимся трудоспособности, не могущим обеспечивать себя и семью вследствие разных причин. Социальные выплаты в России разнообразны – к ним могут относиться денежные разовые или регулярные дотации из федерального, регионального, местного бюджетов. Поддержка малоимущих слоев населения считается одной из приоритетных задач государства. Можно получать денежные пособия или набор социальных услуг (далее – НСУ), пользоваться льготами при оплате товаров и услуг.

Источники финансирования

Для каждой категории льготников установлены свои источники получения дотаций – федеральные, региональные или местные. Получить пособия из госбюджета могут граждане, имеющие установленный статус или заслуги перед Россией – доноры, герои Российской Федерации, ветераны, инвалиды войны, жители блокадного Ленинграда, репрессированные лица. К региональным дотациям относятся доплаты к пенсии до установленного прожиточного минимума (далее – ПМ) по данному субъекту страны.

К компетенции местных властей относится признание семей малоимущими с выдачей денежных сертификатов на получение жилья, льготы при оплате коммунальных услуг. Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ) занимается начислением пособий, выдачей денег по материнскому капиталу. К функциям Фонда социального страхования (далее – ФСС) относится оплата листков нетрудоспособности, выдача льготных путевок, выплаты по профессиональным заболеваниям и несчастным случаям на производстве.

Принципы назначения

Законодатели предусматривают особые факторы, влияющие на социальные выплаты пенсионерам и другим категориям населения, нуждающимся в государственной помощи. Есть два основных критерия, которыми руководствуются сотрудники органов соцобеспечения при назначении социальных доплат:

  1. Снижение размера дохода вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств, не зависящих от гражданина, претендующего на госпомощь. К таким случаям относятся временная или постоянная утрата дееспособности вследствие болезни, повлекшей инвалидизацию, наступление пенсионного возраста, увольнение по сокращению или ликвидации компании, вынашивание младенца, послеродовой период.
  2. Увеличение расходов, которое появляется при появлении в семье новорожденного, потребности семьи в улучшении жилищных условий, смерти одного из домочадцев и необходимости оплатить услуги погребения.

Нормативно-правовое регулирование

Есть много законов, регулирующих оказание государственной помощи нуждающимся гражданам. В ст. 41 Конституции РФ сказано, что любой гражданин страны имеет право получать медицинскую помощь, каждому россиянину гарантируется охрана здоровья. Меры госпомощи и защиты незащищенных слоев населения оговорены в следующих законодательных актах:

  • Федеральном законе от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • Федеральном законе от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • Федеральном законе от 05.04.2003г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расходов при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Меры страховки граждан оговариваются такими социальными нормативами:

  • Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Дотации, выдаваемые семьям при появлении ребенка, регулируются следующими законодательными положениями:

  • Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Выплата пенсионных пособий относится к таким нормативным документам:

  • Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Закону РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических веществ и психотропных средств, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей».

Кому положены социальные пособия в России

Все дотации, выделяемые нуждающимся россиянам, делятся на федеральные и региональные выплаты. Размер федеральных пособий одинаков для граждан, проживающих в любом субъекте страны. Региональные доначисления зависят от принятого в области, крае, республике ПМ и минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) и варьируются в зависимости от обеспеченности местного бюджета, специфики финансирования данной статьи расходов.

Федеральные

Выплаты, относящиеся к категории федеральных, дотируются госбюджетом, распределяясь по целевым признакам среди министерств и ведомств, несущих ответственность за материальную помощь нуждающимся россиянам. На данные пособия могут претендовать такие категории льготников:

  • физлица, имеющие государственные награды, ордена, медали, свидетельствующие о заслугах перед страной: герои России, СССР, ветераны труда и войны, почетные доноры;
  • россияне, которым был присвоен статус безработных, инвалидов, лиц, пострадавших от репрессий, занимавшихся ликвидаций аварий, связанных с радиационным поражением, являвшихся работниками тыла во время Великой Отечественной войны.

Региональные

Субъектами Российской Федерации (далее – РФ) предусматриваются меры поддержки местного населения, которые относятся к категории региональных и зависят от степени наполненности местного бюджета. Некоторыми регионами предусмотрен обширный список дотаций для малообеспеченных физлиц, в других отсутствуют данные бюджетные статьи расхода. Рассчитывать на денежные пособия могут следующие категории граждан:

  • одиноко проживающие недееспособные люди пожилого возраста;
  • семьи, имеющие статус многодетных;
  • несовершеннолетние инвалиды;
  • родитель-инвалид, воспитывающий несовершеннолетних;
  • дети, лишившиеся одного из родителей;
  • несовершеннолетние сироты, оставшиеся без попечения взрослых;
  • граждане, подпавшие под сокращение или ликвидацию организации;
  • очно обучающиеся молодые люди, имеющие детей;
  • женщины, вынашивающие малыша или находящиеся в отпуске по уходу за младенцем;
  • люди, обслуживающие недееспособного инвалида 1 группы.

Чтобы знать, что относится к социальным выплатам, надо ориентироваться во всех вариантах государственной поддержки. Субсидии делятся по следующим принципам:

  • по форме получения (денежные, материальные компенсации, получение льгот);
  • по частоте выдачи (разовые, ежегодные, ежемесячные);
  • по целевой направленности (компенсация расходов или восполнение утраченных доходов вследствие объективных причин);
  • по категории льготника (федеральный, региональный).

По целевому назначению

Дотации, призванные компенсировать утраченный временно или навсегда уровень заработка физического лица, считаются выплатами целевого характера. К ним можно отнести следующие доначисления:

  • по временной нетрудоспособности;
  • доплачиваемые непосредственно к страховой пенсии до величины ПМ, установленного по региону;
  • выдаваемые по достижении установленного возраста или инвалидизации;
  • компенсирующие утраченный заработок при увольнении по сокращению или при ликвидации организации.

По частоте выделения средств

Выплаты делятся на три вида, в зависимости от регулярности перечисления денег из государственного или регионального бюджета. К ним относятся:

  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (далее – ДЕМО) или ежемесячные денежные выплаты (далее - ЕДВ), выдаваемые льготникам. Сюда входят социальные выплаты узникам концентрационных лагерей, участникам ВОВ, военнослужащим, получившим травму в боевых действиях, жителям блокадного Ленинграда, помощь матерям-одиночкам, иные доначисления.
  • Единоразовые дотации, к которым можно отнести денежные компенсации ветеранам труда при выходе на заслуженный отдых, пособие, получаемое женщиной после рождения ребенка, средства материнского капитала, сертификаты на материальную помощь малоимущим гражданам, субсидии на похороны.
  • Регулярные (периодические) выплаты, производимые каждые 12 месяцев. К ним относятся дотации, выплачиваемые россиянам со званием «Почетного донора», выплаты матерям-одиночкам при подготовке ребенка в школу на 1 сентября.

По форме выдачи

Госпомощь может предоставляться деньгами, вещами или набором социальных услуг (далее – НСУ). Имущество выдается гражданину по целевой заявке при действительной необходимости (моторизированная коляска для перемещения инвалида, жилье или земельный участок неимущей семье по договору найма). НСУ заключается в предоставлении льгот при покупке медикаментов, проезде на общественном транспорте. Данный вид дотаций можно изменить на ежемесячные денежные компенсации, если уведомить органы соцобеспечения об отказе от причитающегося пакета услуг.

По категориям получателей

Дотации делятся в зависимости от принадлежности человека к определенной категории лиц, нуждающихся в госпомощи. Выплаты производятся следующим группам россиян:

  • работающим, относящимся к категории малоимущих;
  • имеющим маленьких детей до 3 лет;
  • несовершеннолетним, оставшимся без опеки, или являющимся инвалидами;
  • стоящим на учете по безработице в местном отделении службы занятости населения (СЗН);
  • неработающим, получающим государственное обеспечение по возрасту или инвалидизации.

Размер пособий в 2019 году

Величина социальных дотаций зависит от множества факторов – трудоустроенности человека, размера его заработка, величины МРОТ, ПМ, установленного по региону, коэффициента инфляции. Государством нормируется верхний и нижний потолок пособий, варьирующийся в пределах 850-4900 р. МРОТ с 1.01.2018 г. повысился на 21,7% и составил 9 489 р. Величина ПМ изменяется по регионам. В Москве прожиточный минимум с 2019 г. зафиксирован на уровне 11 816 р., в Санкт-Петербурге для пенсионеров – 8 592 р. Выплаты, производимые нуждающимся гражданам, производятся на основе индексов МРОТ и ПМ.

Индексация социальных выплат

С 1 февраля 2019 г. ЕДВ, выдаваемые россиянам, возросли на 3,2%. Кроме доплат, планируется увеличение социальных пенсий с 1 апреля текущего года на 4,1%. Претендовать на повышенные дотации могут следующие категории физлиц:

  • имеющие несовершеннолетних иждивенцев;
  • ликвидировавшие последствия аварий, связанных с радиационным загрязнением;
  • награжденные государственными наградами и знаками отличия;
  • ветераны труда и войны;
  • инвалиды всех групп;
  • вдовы, дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей.

В Москве многократно увеличились размеры денежной помощи отдельным категориям горожан. Уровень городского стандарта, от которого исчисляются пособия, возрос в 2019 г. до 17 500 рублей. Пожилым москвичам, разменявшим 101 год, предназначена разовая выплата 15 000 р. Неработающие пенсионеры-москвичи могут воспользоваться бесплатным зубным протезированием. Ветеранам, оборонявшим Москву, будут выплачивать 8 000 р. ежемесячно. Городское пособие семьям с детьми до 3 лет увеличится до 10 тыс. рублей.

Перед правительством страны стоит задача повысить МРОТ до средней величины ПМ по регионам до 1 мая 2019 г. В январе текущего года размер МРОТ возрос до 9 489 р., достигнув величины 0,85 ПМ за 2 квартал 2017 г. В мае данный показатель должен увеличиться до 100% от ПМ и составить 11 163 рубля. Многие пособия рассчитываются, исходя из минимального размера оплаты труда, например, дотации безработным, стоящим на учете в СЗН.

Выплаты социального характера пенсионерам и инвалидам

Государством предусмотрены меры помощи незащищенных нетрудоспособных россиян. Выплаты пенсионерам и инвалидам включают несколько вариантов доначислений. К ним относятся:

  • ДЕМО;
  • НСУ в льготном или денежном выражении;
  • федеральная социальная доплата (ФСД).

Размер компенсаций инвалидам отличается в зависимости от присвоенной группы. Величину доначислений в 2019 г. можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Пенсионное обеспечение

Граждане, получающие государственное пенсионное обеспечение, составляют примерно 1/3 населения России. Доплаты, полагающиеся пенсионерам, делятся на три большие группы, куда относятся такие дотации:

  • Страховые пенсии. Назначаются в зависимости от начисленных пенсионных баллов, которые рассчитываются, исходя из размера среднего заработка человека и отработанных на производстве лет. Деньги выплачиваются самому гражданину, или наследникам по факту смерти кормильца.
  • Государственные пенсии. Назначаются строго оговоренным категориям граждан. Деньги могут получить летчики-испытатели и космонавты за выслугу лет, лица, пострадавшие от радиационного загрязнения при ликвидации техногенных катастроф, военнослужащие, получившие боевое ранение, иные граждане согласно нормативным документам ПФ РФ.
  • Социальные пенсии. Выдаются людям, не могущим вследствие объективных причин, претендовать на страховые пенсионные отчисления. Размер доплат фиксирован и индексируется ежегодно на уровень инфляции.

Доплаты к пенсиям до величины прожиточного минимума

Лица, получающие пенсионное обеспечение, могут претендовать на федеральные или региональные доплаты к назначенному пособию. Господдержку можно получить, если размер установленных дотаций меньше регионального ПМ на момент выделения денежных средств. Региональные доплаты выдаются пенсионеру, если установлено, что размер пособия меньше ПМ по субъекту РФ, но превышает величину прожиточного минимума, установленного государством в среднем по стране.

Дополнительное ежемесячное обеспечение

Физические лица, имеющие гражданство РФ, получающие пенсионные дотации, имеют право на ДЕМО в размере 1 000 или 500 рублей ежемесячных доначислений. Претендовать на получение 1 тыс. р. могут следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние узники концентрационных нацистских лагерей;
  • ветераны, инвалиды 2 Мировой войны;
  • военнослужащие, получившие боевое ранение.

К гражданам, которые получают 500 рублей ежемесячных дотаций, относятся такие категории пенсионеров:

  • совершеннолетние узники концлагерей;
  • лица, имеющие статус жителя блокадного Ленинграда;
  • вдовы инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны;
  • военнослужащие, не участвовавшие в боевых действиях в период ВОВ, но несшие службу не менее 6 месяцев в частях армии, флота, военно-воздушных сил;
  • военнослужащие, имеющие награды за период с 22.06.1941 по 03.09.1945 г.

Набор социальных услуг (НСУ)

Пенсионеры, получающие компенсации, относящиеся к ежемесячным денежным пособиям, могут автоматически пользоваться НСУ. Данный пакет представляет комплекс льгот, к которым относятся:

  • приобретение бесплатных медикаментов на сумму 828 р.;
  • путевка на лечение в санаторно-оздоровительных учреждениях стоимостью 128 р.;
  • компенсация проезда на железнодорожном, автомобильном транспорте к месту лечения на сумму 119 р.

Инвалиды 1 группы могут получать дополнительную путевку и пользоваться правом бесплатного проезда в больницы для сопровождающего лица. Предусмотрена возможность заменить пакет услуг денежной компенсацией. Если требуется изменить вариант дотаций на следующий год, то до 1 октября текущего года нужно подать заявку об отказе от НСУ и просьбу выдавать денежные средства в отделение ПФ РФ по месту проживания.

Социальные выплаты трудоспособным гражданам

Если человек лишается источника дохода вследствие объективных, не зависящих от него причин, государство помогает поддерживать приемлемый уровень жизни, предоставляя пособия. К подобным субсидиям трудоспособным россиянам относятся:

  • пособие, выдаваемое по временной нетрудоспособности;
  • дотации, назначаемые работнику при увольнении по сокращению штатов;
  • компенсации, начисляемые при закрытии компании и ликвидации ее деятельности.

По временной нетрудоспособности

Если человек заболел, то работодатель обязан выплачивать компенсацию заработка после предъявления бухгалтерии листка нетрудоспособности, подписанного врачом. Данные средства затем возвращаются предприятию ФСС на основании сдаваемой ежеквартально отчетности. Если гражданин является безработным, состоит на учете на бирже труда, то причитающиеся суммы выдаются ему безвозмездно от государства.

По безработице

Получить дотацию по безработице может человек, обратившийся в СЗН по месту жительства и ставший на официальный учет. Размер пособия зависит от величины оклада на предыдущем месте работы и варьируется в пределах 850-4900 рублей. Минимальную сумму начислят людям, впервые становящимся на учет, труженикам с перерывом в стаже работы не менее 12 месяцев, лицам, уволенным с дисциплинарными взысканиями. Пособие назначается на год, и выплачивается так:

  • Первый квартал безработный получает 75% от среднемесячного заработка за 3 последних месяца работы (при условии, что исчисленная сумма ниже верхнего лимита 4900 р.).
  • Следующие 4 месяца выдается 60% от исчисленного дохода.
  • Оставшийся период безработный получает 45% от заработной платы на последнем месте работы.

Пособия на детей

Демографический кризис побуждает государство принимать меры для стимуляции роста рождаемости среди населения. Женщинам, решившим родить малыша, усыновителям детей причитается обширный список дотаций. К ним относятся следующие доплаты:

  • при ранней постановке на учет в больницах, осуществляющих надзор за состоянием дам, вынашивающих плод;
  • по беременности и родам;
  • при рождении, усыновлении младенца;
  • по уходу за младенцем до полутора лет;
  • на первого ребенка;
  • материнский капитал на второго или третьего малыша;
  • по уходу за чадом до 3 лет;
  • детям из малообеспеченных семей до совершеннолетия.

По беременности и родам

Данный вариант доплат зависит от статуса беременной женщины. Больше всего денежных средств получают дамы, трудившиеся до наступления декрета. Отпуск по беременности и родам (БиР) варьируется по длительности, зависит от того, какими были роды. Стандартным периодом считается 140 дней декрета – 70 дней до родов и 70 дней после. Если роды были осложнены, то предоставляется 156 дней – 70 дней до родовспоможения и 86 дней после него. При многоплодной беременности женщине дается 194 дня оплачиваемого отпуска – 84 дня до начала родовой деятельности и 110 по прошествии родов.

Расчет больничного для беременных женщин, работавших до наступления декрета, производится на основании ставки среднего заработка, высчитанного за два последних года. Выплачивается 100% от полученной суммы. Верхний и нижний потолок отпускных за 2019 г., в зависимости от длительности декрета, можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Нетрудоустроенным женщинам государством выплачивается 613 рублей за 30 дней декретного отпуска. Если на денежные средства претендует студентка, проходящая очное обучение, то дотации начисляются по размеру стипендии, установленной в учебном заведении. Женщинам, служащим по контракту, пособие выплачивается, исходя из суммы денежного довольствия, установленного по месту службы.

Единовременные выплаты при рождении ребенка

Мать или отец ребенка могут получить фиксированную сумму после рождения малыша. Она зависит от величины МРОТ и индексируется каждый год. С 1.02.2018 г. размер дотации установлен на уровне 16 759 р. Деньги выдаются вне зависимости от статуса матери на рожденного или усыновленного ребенка. Работающие россияне получают средства, предъявляя заявление на ЕДВ работодателю, нетрудоустроенные отправляют заявку в органы соцзащиты. Обратиться за финансами нужно не позднее полугода после рождения малыша.

ЕДВ по уходу за ребенком

Работающие женщины получают ЕДВ в размере 40% от среднего заработка, исчисленного за последние два года трудовой занятости, до достижения малышом полутора лет. Далее выдается 50 р. ежемесячно от работодателя до трехлетнего возраста крохи. Нетрудоустроенным женщинам органами соцзащиты выделяется ежемесячно 3788 р. на первого родившегося младенца, 6285 р. на второго и последующих малышей. Кроме этого, есть другие доплаты ЕДВ. К ним относятся региональные доначисления на первого и второго ребенка до достижения ими 1,5 и 3 лет, исчисляющиеся от регионального ПМ.

Поддержка россиян, имеющих детей и живущих в малопригодных условиях для проживания, входит в приоритеты государства. Помощь предоставляется следующим категориям физлиц:

  • молодым семьям, с целью стимуляции рождаемости и улучшения условий жизни;
  • малообеспеченным россиянам с детьми, относящимся к нуждающимся;
  • многодетным семьям, признанным таковыми на основании региональных законодательных актов.

Молодым семьям на улучшение жилищных условий

Люди, состоящие в законном браке, возрастом до 35 лет, имеющие 1 ребенка, могут улучшить свои жилищные условия. Местным муниципалитетом выдается сертификат на возмещение начального взноса по ипотечной ссуде размером до 30% стоимости приобретаемой квартиры, если молодые люди докажут, что имеют право на субвенцию. К условиям предоставления финансов относятся такие требования:

  • Претенденты должны быть гражданами РФ.
  • На каждого домочадца должно приходиться до 15 кв.м занимаемой жилплощади.
  • В собственности лиц, прописанных на одной территории, претендующих на субсидию, не должно находиться недвижимости.
  • Совокупный доход на семью из двоих человек должен быть менее 21 621 р., на троих – 32 510 р.
  • Деньги можно тратить только на приобретение заново отстроенной квартиры у застройщика, аккредитованного банком, выдающим жилищный кредит.

Малообеспеченным семьям

Малоимущей считается семья со среднедушевым доходом ниже установленного размера ПМ по региону. При расчете берется заработок, иные официальные доходы всех работающих домочадцев за последний квартал, делятся на 3 месяца и на число человек, прописанных на одной территории, занимающихся совместным ведением хозяйства. Если полученная цифра будет ниже ПМ, то семья признается малоимущей. Можно претендовать на региональные субсидии, к которым относятся следующие компенсационные денежные ассигнования:

  • на детей до 3 лет;
  • на несовершеннолетних до 18 лет;
  • на рождение третьего и следующих детишек.

Законодательство предусматривает дополнительные меры соцподдержки малоимущим семьям, куда входят такие льготы:

  • скидка до 22% при оплате коммунальных услуг;
  • стипендия обучающимся очно студентам;
  • внеочередное зачисление в дошкольные учреждения;
  • бесплатный горячий обед в школьных столовых;
  • обеспечение детей до 6 лет лекарствами по рецепту врача бесплатно;
  • компенсация 50% от стоимости проезда на городском общественном транспорте;
  • бесплатная путевка детям по показаниям врача для поправки здоровья в санаторно-оздоровительные учреждения;
  • выдача льготного жилищного кредита;
  • получение земельного участка или жилья по соглашению найма;
  • иные индивидуальные привилегии, устанавливаемые региональными властями.

Многодетным

Семьи относятся к категории многодетных в большинстве регионов страны, если родители воспитывают не менее трех несовершеннолетних – родных или усыновленных. Чтобы получать деньги из федерального или регионального бюджетов, нужно подтвердить статус в администрации муниципалитета и получить специальное удостоверение. Кроме установленных доплат женщинам с детьми, малообеспеченным семьям, к мерам помощи многодетным семьям относятся следующие доначисления:

  • 9 700 рублей ежемесячно;
  • ЕДВ размера прожиточного минимума данного региона на каждое вновь рожденное дитя;
  • ЕДВ до 25 тыс. р. при условии награждении одного из родителей орденом «Родительской славы»;
  • региональные денежные дотации.

Государственная помощь матерям-одиночкам

Женщины, в одиночестве воспитывающие ребенка, получают доплаты, как все матери – по беременности и родам, ЕДВ при рождении малютки, до достижения им полутора и трех лет, материнский капитал. Кроме этого, одинокая мама может получать следующие виды помощи:

  • комплект пеленок, распашонок для новорожденного;
  • бесплатное детское питание до исполнения крохе 2 лет;
  • компенсацию лекарств для малютки до 3 лет.

Работающая мать-одиночка пользуется следующими привилегиями:

  • правом на дополнительный отпуск до 2 недель за свой счет в любое время года;
  • защитой от проводящихся сокращений на предприятии до исполнения 14 лет ребенку;
  • правом работать неполную смену;
  • ограничением на сверхурочную работу, труд по выходным, праздничным дням, командировки;
  • льготами при трудоустройстве.

Порядок и правила оформления выплат социального характера

Форм господдержки, причитающихся гражданам, много. Чтобы оформить пособие или привилегию, нужно собрать пакет документов, требующийся для назначения субсидии, и обратиться в соответствующие учреждения. После написания заявки на получение денежных средств или льготу, сдачи официальных бумаг под роспись сотрудника государственных инстанций, придется подождать некоторое время рассмотрения вопроса, и, после уведомления о положительном ответе, пользоваться финансами или скидками.

Куда обращаться

В зависимости от вида госпомощи, придется обращаться в разные инстанции. Вопрос о начислении денежных ассигнований при появлении в семье малютки решается с работодателем, если женщина трудоустроена, или с органами соцзащиты, если мать не работает. Выдача сертификата на материнский капитал относится к компетенции ПФ РФ. Там же происходит оформление компенсаций пенсионерам, относящимся к привилегированным категориям граждан.

Если требуется оформить выплаты инвалидам, то нужно обратиться в местное отделение соцзащиты. Вопросы о назначении льгот по оплате коммунальных услуг можно решить в отделении многофункционального центра (МФЦ). Выдача путевок на лечение, оформление страховок при наступлении несчастного случая на производстве, возникновения профессионального заболевания, происходит в ФСС.

Какие документы необходимо предоставить

Список документов для получения субсидий обширен. Для оформления отдельных доначислений может потребоваться свой перечень официальных бумаг. В общем виде пакет документации выглядит так:

  • паспорта заявителя, жены, иных членов семьи, с российской постоянной или временной пропиской;
  • свидетельства об усыновлении или рождении несовершеннолетних малышей;
  • СНИЛС;
  • сведения о браке (разводе);
  • свидетельство о смерти (для получения пособия по утрате кормильца, на погребение);
  • сведения о составе семьи;
  • справки о заработке заявителя и домочадцев;
  • удостоверения, подтверждающие статус просителя;
  • справки о присвоении группы инвалидности в связи с утратой трудоспособности;
  • сведения об опекунстве.

Видео